АРХИВНОЕ ДЕЛО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ ЮГРА / THE ARCHIVAL BUSINESS / THE GOVERNMENT / THE MUNICIPAL MANAGEMENT / THE LEGAL REGULATION / THE KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS REGION — YUGRA
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брагина Елена Михайловна
Статья посвящена изменениям, произошедшим в постсоветский период в нормативном правовом регулировании архивного дела в РФ. Перемены в законодательстве отразили реалии современного социально-политического и экономического устройства российского общества и значительно повлияли на структуру отрасли, практику ее деятельности, взаимоотношения с организациями и гражданами. Проблемы правоприменительной практики рассмотрены на разных уровнях управления на уровне Федерального архивного агентства, на уровне органа управления архивным делом субъекта РФ, на муниципальном уровне. В качестве объекта исследования взят Ханты-Мансийский автономный округ Югра . В работе сделаны конкретные выводы о проблемах нормативного правового регулирования и направлениях его совершенствования.
Почему в России ненавидят полицейских?
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Брагина Елена Михайловна
Опыт и перспективы развития государственного управления в сфере информатизации архивного дела в Тюменской области
Современное состояние и некоторые направления развития в организации предоставления государственных и муниципальных услуг архивами Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Проблемы и перспективы развития государственного управления в сфере информатизации архивного дела в Российской Федерации
Modern problems of standard legal regulation in sphere of archival business in the Russian Federation
The clause is devoted to the changes which have occurred during the post Soviet period in normative legal regulation of archival business in the Russian Federation. Changes in the legislation have reflected realities of the modern sociopolitical and economic device of the Russian society and have considerably affected structure of branch, practice of its activity, mutual relation with the organizations and citizens. Problems of use of laws are considered at different levels of management at a level of Federal archival agency, at a level of controls by archival business of the subject of the Russian Federation, at a municipal level. Khanty-Mansiysk autonomous region Yugra is haven as an object of research. The concrete conclusions about problems of normative legal regulation and directions of its perfection are done in this work.
Текст научной работы на тему «Современные проблемы нормативного правового регулирования в сфере архивного дела в РФ»
ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2009 г. Выпуск 4 (15). С. 9-12
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ АРХИВНОГО ДЕЛА В РФ
Управление архивным делом претерпело значительные изменения в постсоветский период. Наиболее полно влияние реалий современного социально-политического и экономического устройства российского общества отразил Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в РФ». Рассмотрим некоторые, вновь появившиеся аспекты в нормативном правовом регулировании архивным делом на уровне РФ и субъектов РФ, взяв в качестве примера Ханты-Мансийский автономный округ — Югру.
Почему Россия утопает в грязи и как это исправить
Отсутствие единого центра по разработке и реализации государственной политики в носящей межведомственный характер сфере делопроизводства и документационного обеспечения управления (каким ранее был Росархив) осложнило отношения архивистов с ведомствами. Прежде всего, это касается разработки ведомствами локальных актов, правил, инструкций, регламентирующих организацию делопроизводства в подведомственных структурах.
В 2008 году Центральной экспертной проверочной комиссией рассмотрены и согласованы 3 перечня документов и 2 типовые номенклатуры дел, образующихся в деятельности федеральных органов исполнительной власти [1]. Не так много, если учесть, что в большинстве ведомств произошли изменения форм собственности, организационных структур управления, направлений деятельности, а, значит, другим стал состав документов, документооборот. Двадцать, а то и тридцать лет назад были приняты ведомственные перечни, определяющие сроки хранения документов в сфере образования, здравоохранения, культуры, нефтяной, лесной промышленности и т. д. Отсутствие этих норм приводит к значительной утрате документального наследия России, лишает граждан возможности подтвердить свои законные права.
В 2009 году постановлением Правительства РФ утверждены «Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти». По мнению руководителей Росархива, «этот нормативный акт укрепляет позиции архивной службы, архивисты как бы возвращаются в делопроизводство, укрепляют там свое влияние, что, безусловно, положительно скажется на комплектовании и сохранности архивных документов» [2].
В настоящее время у архивистов мало эффективных форм воздействия наорганизации, предприятия, безответственно относящихся к сохранности социально значимых документов. В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть статья 13.20 «Об ответственности за нарушение правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов». Однако в большинстве субъектов РФ, в том числе и в автономном округе пока еще нет практики широкого и результативного ее применения. Связано это со следующими проблемами:
• слишком ограничен круг лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях;
• малы размеры штрафных санкций за нарушение установленного порядка работы с архивными документами, документами по личному составу;
• длительное время невозможно было привлечь к административной ответственности конкурсных управляющих за нарушение правил хранения, учета документов постоянного хранения и по личному составу. В Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» была предусмотрена возможность, а не обязанность конкурсных управляющих передавать документыобанкротившихся организаций, предприятий в государственные и муниципальные архивы. [3: 15] Поправки в данный закон были внесены только 31 декабря 2008 года.
Определенные Федеральным законом «Об архивном деле в РФ» принципы организации и управления архивами в зависимости от форм собственности хранящихся документов подрывают сложившееся с принятия в 1918 году Декрета об архивном деле единство Архивного фонда России, создают новые проблемы в вопросах формирования, хранения и использования ретроспективной информации.
В настоящее время наиболее острым нерешенным вопросом является взаимоотношения региональных государственных и муниципальных архивов с федеральными организациями, расположенными на территории субъекта РФ. Документы федеральных организаций должны поступать на хранение в федеральные архивы.
Но практически осуществить это невозможно: трудно себе представить, что тысячи территориальных структур федеральных организаций, действующие практически во всех городах и районных центрах страны, будут пересылать свое делопроизводство в Москву. Для организации такой схемы взаимоотношений вряд ли найдутся финансовые и материальные средства. Кроме того, эта схема лишена всякого смысла. Ведь именно в регионах востребована информация по статистическому, налоговому учету, пенсионному обеспечению, прокурорскому надзору, другие документы, создающиеся территориальными отделениями федеральных структур.
С 2004 года, с момента принятия Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации», Федеральное архивное агентство пытается разработать механизм взаимоотношений федеральных структур с региональными государственными и муниципальнымиархи-вами, в том числе путем передачи соответствующих полномочий и субвенций от Российской Федерации ее субъектам. В 2009 году был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» и ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», в котором предусматривается передача полномочий по комплектованию, хранению, учету и использованию документов Архивного фонда Российской Федерации и других документов, образовавшихся в процессе деятельности территориальных органов государственной власти, федеральных организаций, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Принятие поправокв закон потребует дополнительных расходов федерального бюджета ориентировочно в размере 100 млн. рублей в год. В условиях дефицитного бюджета Минфин РФ в ходе согласования проекта закона отказался найти необходимые средства [2].
Ряд вопросов, требующих более четкого нормативного регулирования, существует в области использования архивной информации. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» вводит иные сроки работы с обращениями граждан, чем те, которые предусмотрены «Правилами организации хранения, комплектования и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук» (далее — Правила). Действия данного закона распространяются на органы государственной власти и местного самоуправления, поэтому подавляющее большинство архивов не попадают в зону его действия. Но есть и такие архивы, в частности в Югре, сотрудники которых отнесены к системам государственной и муниципальной службы, и для них вопрос, каким из двух нормативных актов пользоваться, является актуальным.
Сегодня ни в Правилах, ни в каком-либо ином нормативном правовом акте Росархива, в частности, Регламенте по исполнению зарубежных запросов, нет упоминаний о контроле со стороны архивных органов за исполнением запросов, направленных в ведомства. И это имеет негативные последствия: некоторые ведомства просто не исполняют запросы или исполняют их некачественно. Росархив, имея статус федерального агентства, контрольными функциями обладать не может. Правовой статус архивных органов субъектов федерации различен. Есть такие, которые наделены правом контроля за соблюдением архивного законодательства, но есть и немало примеров, когда в качестве органа управления архивным делом выступает орган, ничего общего с архивным делом не имеющий. Необходимо в нормативных правовых
актах субъектов РФ четко обозначить контрольные функции архивных органов межведомственного характера [4].
Острой проблемой, требующей решения на уровне нормативных правовых актов, является исполнение запросов, поступающих из-за границы. На них территориальные органы Федеральной регистрационной службы должны проставлять апостиль. Однако порядок, установленный «Административным регламентом исполнения Росрегистрацией государственной функции по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу», чрезмерно усложнен и не соответствует действующим правовым нормам и жизненным реалиям.
Для соблюдения всех требований необходимо личное присутствие гражданина в регистрационном органе. Но проживающие за рубежом граждане не могут приезжать за справками в Россию, и, как правило, не имеют здесь своих доверенных лиц. Муниципальныеархивыпо действующим нормам не обязаны расходовать финансовые средства на уплату государственных пошлин за справки, предназначенные для физических лиц. Нередко соответствующие финансовые средства просто отсутствуют.
Как следствие такой ситуации, в практике работы по исполнению запросов социальноправового характера стали развиваться негативные тенденции. Некоторые архивные учреждения просто перестали исполнять запросы, поступающие из-за границы, другие — продолжают оформлять справки по старым правилам, хотя они уже не имеют юридической силы. В результате, Российская Федерация, ее органы власти и иные организации, даже при наличии необходимых документов, не выполняют своих обязательств по предоставлению гражданам, проживающим за рубежом, архивных справок социально-правового характера. Это нарушает законные права и свободы граждан, подрывает авторитет России в сфере международных отношений[4].
Изменения правовых и организационных принципов архивного дела усложнили работу и органам управления архивным делом в субъектах РФ. Так, в Законе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Об архивном деле в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре» не удалось закрепить положения, что в Архивный фонд автономного округавходят фонды как государственного архива, так и муниципальных архивов, поскольку в Федеральном законе структураАрхивного фонда Россиине определена. Это положение, а так же ссылки на разграничения полномочий субъектов РФ и местного самоуправления в сфере архивного дела, изложенные в Федеральном законе, в настоящее времяприводят в фактическому распаду единой архивной системы на уровне субъекта РФ.
Неоднократно Федеральное архивное агентство обращалось к главам субъектов РФ с просьбой не проводить кардинальные реконструкции существующей и показавшей свою эффективность системы организации и управления архивным делом. Но обращения являются лишь рекомендательными, а при решении конкретных вопросов органы исполнительной власти субъектов РФ ориентируются, прежде всего, на действующие законодательные нормы. Так, при обсуждении нового варианта положения об Управлении по делам архивов автономного округа Департамент финансов и Департамент экономики автономного округа заставили убрать пункты, касающиеся разработки и реализации окружных программ в сфере архивного дела. Таким образом, Управление утратило возможности участия в улучшении материально-технической базы муниципальных архивов. А ведь в этом направлении в последнее время сделано было очень много.
Анализируя проект положения об Управлении по делам архивов, юристы пошли еще дальше: было предложено свести функции Экспертно-проверочной методической комиссии, контроль за единой системой учета только к работе с государственным архивом. Управлению по делам архивов автономного округа было очень сложно доказать необходимость продолжения работы с муниципальными архивами в этих направлениях прежде всего потому, что федеральное законодательство дает возможность такой трактовки: муниципальная архивная собственность должна управляться на муниципальном уровне. О чем уже и заявляли некоторые муниципальные образования.
Пытаясь сохранить единство архивной системы автономного округа в новых правовых условиях, Управление по делам архивов в законе «Об архивном деле в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» отнесло документы, созданные до образования муниципальных образований, к собственности автономного округа.
Однако, когда Управление приступило к практическим мероприятиям по реализации данного закона, в частности, к обсуждению проекта закона автономного округа о передаче полномочий по хранению и использованиюдокументов государственной собственности муниципальным образованиям, то Департамент финансов и Департамент государственной собственности автономного округа заявили о полной не разработанности механизмов этих взаимодействий. Финансисты потребовали согласовать расчеты по финансированию с требованиями Бюджетного кодекса, с учетомпроживающего в городах и районах населения. Депар-таментсобственностизаявил о том, что в настоящее время не возможна финансовая оценка архивных фондов, поэтому непонятен и механизм их приема или передачи в чью-либо собственность.
В результате длительных и трудных консультаций было принято решение о внесении изменений в закон автономного округа. В декабре 2005 года Дума автономного округаопре-делила, что документы, созданные до появлениямуниципальных образований, становятся собственностьюмуниципальных образований [5: 35].
Вопрос о передаче части государственной собственностимуниципальным образованиям до сих пор не снят с повестки дня: речьидет о документах окружных организаций, хранящихся в муниципальных архивах. На законодательном уровне не определены условия, прежде всего финансовые, на которых муниципальные архивы должны работать с организациями окружной формы собственности.
1. Доклад руководителя Федерального архивного агентства на расширенной коллегии. 12.02.2009 // Сайт ФАА : о Росархиве : деятельность : отчеты, доклады Федеральной архивной службы — Режим доступа //http:// rusarchives.ru
2. Козлов В. П. Вопросы деятельности архивных учреждений в условиях экономического кризиса // Сайт ФАА : о Росархиве : деятельность : отчеты, доклады Федеральной архивной службы — Режим доступа : //http:// rusarchives.ru
3. Отчет о реализации «Основных направлений развития архивного дела в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2007 год» // Архивы Югории. — 2008. -№ 7. — С. 12-27.
4. Еремченко В. А. О работе архивных учреждений по исполнению социально-правовых запросов граждан // Сайт ФАА : о Росархиве : деятельность : отчеты, доклады Федеральной архивной службы — Режим доступа : //http:// rusarchives.ru
5. Сажаева Л. Д. Деятельность Управления по делам архивов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по реализации федеральных законов «Об архивном деле в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Материалы заседания Научно-методического совета архивных учреждений Уральского федерального округа. — Екатеринбург, 2006. — С. 34-36.
Источник: cyberleninka.ru
Архивы на современном этапе
Архивное строительство в России имеет длительную историю. Архивное дело представляет собой отрасль деятельности человеческого общества, охватывающую все теоретические, правовые и практические аспекты, являющихся частью исторической памяти о прошлом.
Значительный вклад в изучение истории архивного дела и создание концепции отечественного архивоведения внесли отечественные ученые: Н.В. Калачов, Д.Я. Самоквасов, А.С. Лаппо-Данилевский, С.Н. Валк, В.В.
Максаков, И.Л. Маяковский, М.Н. Покровский, А.В.Чернов, В.Н. Автократов, В.Н. Старостин, Е.В.
Старостин, В.П. Козлов и др.
Одной из актуальных проблем отечественного архивоведения является разработка вопросов архивного законодательства. Архивное дело, как и любая другая сфера жизни общества, имеет свою правовую форму — общественные отношения, которые регулируются архивным законодательством.
Главной задачей архивного законодательства является создание законодательной базы, которая позволила бы, решая проблему правового регулирования отношений граждан, общества и государства в сфере архивного дела, обеспечить сохранение, качественное пополнение, государственный учет и всестороннее использование Архивного фонда Российской Федерации, как важнейшей части ее национального и культурного достояния.
В 2004 г. в России была проведена масштабная административная реформа, в результате которой федеральные органы исполнительной власти в зависимости от выполняемых ими функций были разделены на министерства (с правоустанавливающими функциями), службы (с контрольно-надзорными функциями) и агентства (с правоприменительными функциями по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом). Согласно этим изменениям Федеральная архивная служба России была преобразована в Федеральное архивное агентство, подведомственное Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В 2004 г. был принят Федеральный Закон «Об архивном деле в Российской Федерации» (2), который сегодня регулирует отношения в сфере организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других документов независимо от их форм собственности. Закон регулирует и отношения управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.
Принципиально важными положениями Закона, отличающими его от других законодательных актов, в архивной сфере являются: его более широкая сфера применения; отсутствие деления на государственную и негосударственную часть Архивного фонда Российской Федерации; внимание к муниципальному архивному звену; разработка понятийного аппарата современной архивной сферы; четкое разграничение полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в области архивного дела; четкое определение состава Архивного Фонда Российской Федерации; обозначение особенности правового положения архивных документов, находящихся в собственности Российской Федерации; указание особенности гражданского оборота документов Архивного Фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности; провозглашение принципов, связанных с комплектованием, хранением, учетом и организацией использования документов Архивного Фонда Российской Федерации; полная регламентация всего управления архивным делом.
С принятием нового закона единый Архивный фонд Российской Федерации был разделен на три части: федеральные архивные документы, региональные архивные документы и муниципальные архивные документы.
На сегодняшний день создана правовая основа государственного учета. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету.
Организована разработка и внедрение в практику работы архивных учреждений страны программных комплексов — «Архивный фонд» и «Фондовый каталог», в основе которых — обеспечение преемственности с традиционными формами и методами учета, базирующееся на единстве учетных показателей в электронном и традиционном форматах; возможность тиражирования программного обеспечения для организации его использования не только на объектах архивной отрасли, но и в хранилищах Архивного фонда Российской Федерации любой ведомственной принадлежности.
Источник: vuzlit.com
Основные проблемы архивоведения в современной культуре
Основным фактором, определяющим проблемы архивов, стала административная реформа. Для архивного дела федерального уровня ее важнейшими последствиями стали:
- 1) необходимость срочной обработки архивов упраздненных без правопреемства федеральных органов исполнительной власти и определение их дальнейшей судьбы в условиях острейшего дефицита площадей во всех комплектующихся федеральных архивах;
- 2) уточнение системы архивных учреждений федерального уровня;
- 3) поиск путей разрешения проблемы, связанной с комплектованием документов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и других организаций федеральной собственности, находящихся в субъектах Федерации;
- 4) обеспечение нормативного закрепления ответственности вновь образованных федеральных органов исполнительной власти за качественную постановку в них делопроизводственных и архивных служб в типовых положениях о них и в регламентах их работы;
- 5) постепенный, в рамках эксперимента, перевод архивных учреждений на новые принципы бюджетирования, ориентированные на результат.
Сразу отмечу, что эти пять задач, поставленные административной реформой перед Росархивом, в своей подавляющей части решены. Проблемными остаются вопросы, связанные с комплектованием документов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и других организаций федеральной собственности, находящихся в субъектах Федерации, и отчасти — уточнение системы федеральных архивных учреждений.
Второй фактор, определявший состояние архивного дела, и не только на федеральном уровне, — это (используя старое понятие, «внедрение» норм закона РФ «Об архивном деле в Российской Федерации и архивах») прежде всего разработка предусмотренных в нем подзаконных актов. Всего в 2005-2008 гг. Росархив должен подготовить 13 таких подзаконных актов. Пять из них, в том числе проект постановления Правительства «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих депозитарное хранение документов Архивного фонда РФ», проект «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных, муниципальных архивах, музеях, библиотеках, организациях РАН» представлены в Министерство культуры и массовых коммуникаций.
Третий фактор, оказывающий в истекшем году очень серьезное воздействие на состояние архивного дела на федеральном уровне, — это трудно, противоречиво, но все же складывающаяся система наших взаимоотношений с Министерством культуры и массовых коммуникаций, с входящими в его ведение службой и агентствами, прежде всего с Агентством по культуре и кинематографии.
Если говорить о связке Росархив-министерство, или министерство-Росархив, то ее можно охарактеризовать следующим образом. В 2005 г. я не знаю ни одного случая, чтобы министерство проигнорировало постановку того или иного вопроса со стороны Росархива. На коллегии министерства пять раз Росархив выступал с докладами по актуальным проблемам современного архивного строительства в нашей стране, причем все наши предложения по его совершенствованию были приняты. Понятно и вполне приемлемо стремление министерства привлекать к выработке той или иной позиции, тех или иных решений специалистов Росархива и других агентств, например в форме специальных комиссий или совещаний. Однако вызывает досаду замедленный, а подчас и безрезультативный процесс реализации таких решений, находящихся в пределах полномочий исключительно министерства и Правительства РФ.
Достаточно сказать, что представленный Росархивом в министерство в декабре 2004 г. проект Указа Президента РФ, содержащий чисто техническую норму отмены Указа Президента об утверждении «Положения об Архивном фонде РФ», не подписан до сих пор. С другой стороны, Росархив в 2005 г. оказался отстраненным от профессионального вмешательства в решение ряда вопросов, целиком затрагивающих его компетенцию. Нам удалось буквально случайно вмешаться между первым и вторым чтениями в Госдуме в разработку Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», на который министерство дало положительное заключение, но который содержал ряд норм, неприемлемых для архивного дела.
В другом случае мы оказались перед фактом принятия Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», возложившего на государственные архивы абсолютно невыполнимые требования хранения сотен миллионов дел, возникающих при ведении Единого государственного реестра прав на недвижимость.
Хорошее взаимопонимание, взаимодействие с высокой степенью эффективности сложилось у нас с Росохранкультурой. Оно в 2005 г. велось по четырем направлениям: проверка условий хранения документов в ведомствах и организациях, осуществляющих депозитарное хранение документов АФ РФ; рассмотрение вопросов, связанных с перемещенными на территорию РФ после Великой Отечественной войны архивными фондами иностранного происхождения; возвращение зарубежной архивной «Россики»; координация действий по расследованию последствий обнаруженных фактов краж архивных документов.
Иначе как противоречивыми не могу назвать наши взаимоотношения с Агентством по культуре и кинематографии. С одной стороны, подведомственные обоим агентствам организации — музеи, архивы и библиотеки — уже давно и тесно сотрудничают, например, в рамках выставочных проектов.
С самим Агентством мы нашли быстрый и заинтересованный контакт при доработке и согласовании проекта Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда, распространив их на библиотеки и музеи. Меня до глубины души взволновала немедленная позитивная реакция главы Агентства М.Е. Швыдкого на просьбу помочь музейными и библиотечными работниками в беспрецедентной в истории архивного дела работе по перемещению фондов РГИА. С другой стороны, трудно объяснить ничем не оправданное более чем годичное торможение достигнутых договоренностей о комплектовании РГАКФД документальными фильмами современного производства.
Четвертый фактор воздействия на состояние архивного дела в 2005 г. был связан с разработкой ФЦП «Культура России» на 2006-2010 гг. Мы с тревогой наблюдали за затянувшимся согласованием ее концепции, а затем и наполнением ее реальными мероприятиями и показателями их финансирования. Разработка программы в части, касающейся архивов, заставила нас в очередной раз задуматься над приоритетами развития архивного дела в современных условиях и выработать совершенно новые показатели оценки эффективности реализации этих приоритетов. Жаль только, что новые установленные правила достижения программных показателей не дают нам той всегда возникающей необходимости маневра, которая существовала при реализации предшествующей ФЦП.
Пятый фактор относится к социальной ситуации в федеральных архивах. Несмотря на инициативы Росархива, Министерства культуры и массовых коммуникаций, письма в Правительство РФ трудовых коллективов, нам не удалось кардинально изменить уровень социальной защищенности архивных работников и снизить социальную напряженность. Прямым следствием этого стали усиление текучести кадров, ослабление отдельных направлений работы, снижение исполнительской дисциплины. Здесь важно подчеркнуть, что подобного рода явления особо проявились в сфере оказания государственных услуг, связанных, прежде всего с исполнением социально-правовых запросов граждан.
Практически во всех федеральных архивах проводилась модернизация систем жизнеобеспечения, осуществлялись работы по технической укрепленности архивохранилищ, решались вопросы технического переоснащения лабораторий. Однако доля документов федеральных архивов, находящихся в нормативных условиях хранения, продолжает оставаться недопустимо низкой — всего 17%.
Тем не менее, в 2005 г. нам удалось принять в федеральные архивы более 210 тыс. единиц хранения за счет изощренных комбинаций с переоборудованием офисных помещений, подвалов. Благодаря этому в Россию возвращен комплекс документов эмигрантского общества «Родина», часть архива Высоцкого, запущен механизм передачи фондов Музея русской культуры в г. Сан-Франциско. Однако отчетный год останется последним по такому объему приема документов в федеральные архивы. «Проблема ноль», т.е. отсутствие свободных площадей архивохранилищ для приема документов вечного хранения, стала для нас второй, зловещей по своей реальности проблемой текущего момента.
Третьей по своей значимости остающейся нерешенной проблемой, если продолжать тему комплектования, остается судьба документов территориальных органов федеральных органов государственной власти и других организаций федерального подчинения. Наши предложения, представленные в Министерство культуры и массовых коммуникаций по ее разрешению через поправки в Закон «Об архивном деле в Российской Федерации и архивах», пока не получили дальнейшего движения.
Традиционно интенсивной и результативной оставалась в 2005 г. наша работа по оказанию государственных услуг и организации использования документов Архивного фонда РФ. Федеральные архивы исполнили ряд очень важных в политическом и экономическом отношениях запросов федеральных органов исполнительной власти, связанных с имущественными правами, и прежде всего за рубежом. Три архива — ГА РФ, РГИА и РГАКФД — провели огромную и на сегодняшний день фактически безвозмездную внеплановую работу в рамках престижнейшего проекта — электронного издания энциклопедии, посвященного 100-летию Государственной Думы. Если все сложится благополучно, это будет первая в России столь масштабная документальная публикация в электронном формате.
Источник: studwood.net
VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
Архивное дело представляет собой отрасль деятельности, охватывающую все теоретические, правовые и практические аспекты, являющиеся частью исторической памяти о прошлом, хранилищами опыта цивилизации, накопленного на протяжении веков. Они делают этот опыт для всех и, в том числе обеспечивают базу исторических исследований. Через доступ к архивной информации историки, краеведы получают возможность освещать факты прошлого и развить интерес к истории и традициям стран и всего человечества.
Беречь и сохранить для истории документальные богатства нашей страны является основной задачей государственных и негосударственных архивов, Архивной службы России всех уровней.
Архивный Фонд Российской Федерации, находящийся в ведении Федеральной архивной службы России, представляет совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое, культурное значение, являющихся важнейшей составной частью государственных информационных ресурсов страны. Архивный фонд Российской Федерации делится на две части: 1) государственную; 2) негосударственную.
Государственную часть Архивного фонда Российской Федерации составляют архивные фонды и архивные документы, являющиеся федеральной собственностью, государственной собственностью республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственностью. Архивные документы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат приватизации, не могут быть объектом продажи, мены, дарения, а также иных сделок, могущих привести к их отчуждению, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральными законами.
Негосударственную часть Архивного фонда Российской Федерации составляют архивные фонды и архивные документы, находящиеся в собственности общественных объединений и организаций, а также с момента отделения церкви от государства – в собственности религиозных объединений и организаций, действующих на территории Российской Федерации, или в частной собственности и представляющие собой историческую, научную, социальную, экономическую, политическую или культурную ценность.
Документы архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке правопреемства или иным способом. Включение документов, находящихся в частной собственности, в состав Архивного фонда Российской Федерации осуществляется на основании экспертизы ценности документов и оформляется договором между собственником или владельцем архивных документов и государственным или муниципальным архивом музеем, библиотекой либо организацией Российской академии наук.
В последнее время все острее ощущается необходимость привлечения новых информационных технологий на службу документационного обеспечения управления. Особенно это актуально для тех организаций, которые вынуждены работать с огромными массивами документов.
Перед ними неизбежно встает задача тщательной систематизации, хранения и контроля внушительного по размеру объема данных, что невозможно как без знания основных норм и правил, регламентирующих работу с документами и учитывающих специфику документооборота в рамках определенной сферы деятельности, так и без использования современных электронных технологий. В настоящее время существует обширный перечень различных электронных программ, применяемых теми или иными архивными учреждениями. Работа по внедрению системы автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации ведется. Ее задача связана с расширением охвата автоматизированным учетом всех хранилищ документов Архивного фонда Российской Федерации, укреплением нормативной, технической, технологической и кадровой базы функционирования системы [2].
Архивное дело, как и любая другая сфера жизни общества, имеет свою правовую форму – общественные отношения, которые регулируются архивным законодательством. В 2004 г. был принят Федеральный Закон «Об архивном деле в Российской Федерации», который сегодня регулирует отношения в сфере организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других документов независимо от их форм собственности. Закон регулирует и отношения управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.
Принципиально важными положениями Закона являются: его широкая сфера применения; отсутствие деления на государственную и негосударственную часть Архивного фонда Российской Федерации; внимание к муниципальному архивному звену; разработка понятийного аппарата современной архивной сферы; четкое разграничение полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в области архивного дела; четкое определение состава Архивного Фонда Российской Федерации; обозначение особенности правового положения архивных документов, находящихся в собственности Российской Федерации; указание особенности гражданского оборота документов Архивного Фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности; провозглашение принципов, связанных с комплектованием, хранением, учетом и организацией использования документов Архивного Фонда Российской Федерации; полная регламентация всего управления архивным делом. В отдельных главах Закона прописаны вопросы доступа к архивным документам и их использованию, а также вопросы международного сотрудничества.
С принятием нового закона единый Архивный фонд Российской Федерации был разделен на три части: федеральные архивные документы, региональные архивные документы и муниципальные архивные документы. Разделяя собственность на документы, не предусмотрели изменение системы комплектования и хранения документов, существовавшей еще с советского времени. Напротив, в статье 21 закона было введено положение, которое сохраняло существующий порядок: «Документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в процессе деятельности территориальных органов, федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов Российской Федерации, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могут передаваться в государственные архивы субъекта Российской Федерации на основании договора между органом или организацией, передающими указанные документы, и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела» [1]..
В результате встал вопрос о судьбе документов территориальных подразделений федеральных органов власти, таких, как суды, прокуратуры, налоговые органы, органы службы безопасности, таможенные органы, комиссариаты, органы статистики, управления федерального казначейства, контрольные и надзорные службы, службы занятости населения, отделения Пенсионного фонда, федеральные государственные учреждения и унитарные предприятия, учреждения культуры и образования и т.д. Согласно новому закону вся их документация является федеральной собственностью и должна быть принята на хранение в федеральные архивы, возможности которых ограничены [3].
Сохранение Архивного фонда Российской Федерации, как одного из символов российской государственности, важнейшей части историко-культурного наследия народов России и части государственных информационных ресурсов является главнейшей задачей архивной службы, приоритетным направлением работы всех архивных учреждений. Проблемы обеспечения сохранности документов Архивного фонда РФ занимают ведущее место в деятельности государственных и муниципальных архивов, органов управления архивным делом. На современном этапе осуществляются такие меры по обеспечению сохранности документов Архивного фонда РФ как: обеспечение необходимого финансирования и развития архивной службы в регионах; строительство и реконструкция архивных объектов на федеральном и региональном уровнях; принимаются меры по ремонту и оснащению архивов металлическими стеллажами, системами охранно-пожарной сигнализации, противопожарным инвентарем, оборудованием и средствами оргтехники, выделяются новые помещения, отвечающие нормативным требованиям [4].
1. Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ Об архивном деле в Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа, URL: http://www.rusarchives.ru
2. Алексеева, Е. В. Архивный Фонд Российской Федерации: организация документов в архивах / Е. В. Алексеева, Л. П. Афанасьева, Е. М. Бурова, Г. А. Осичкина // Делопроизводство. – 2002. – № 2. – С. 3-9
3. Алексеева, Е.В. Архивы и право: современное состояние и перспективы развития/ Е. В. Алексеева // Делопроизводство. – 2003. – №2. – С. – 77-84.
Источник: scienceforum.ru