1 ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт имени И.Д. Путилина» Министерства внутренних дел Российской Федерации
В настоящей статье рассмотрены проблемы, связанные с улучшением качества жизни населения в жилищной сфере в условиях экономической нестабильности в стране. Несмотря на реализацию ряда федеральных целевых программ в указанной сфере, уровень обеспеченности населения жилой площадью в Российской Федерации значительно уступает общемировым стандартам.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. в качестве стратегической цели выделено обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан и соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения, но ее реализация невозможна без комплекса мер государственной жилищной политики, без корректировки структуры рынка жилья. Все это может быть реализовано, даже в условиях экономической нестабильности, при правильно спланированной Концепции развития строительного комплекса.
«Актуальные проблемы и перспективы развития строительного комплекса» 15.12.2022
В условиях экономической нестабильности еще большую актуальность приобретают цены на жилье. Спрос на жилье значительно превосходит предложение, что ведет к разрыву фактической и реальной стоимости жилья. В Концепции стратегии развития строительного комплекса Российской Федерации на перспективу до 2010 г. в качестве главных целей выделено формирование экономики строительной отрасли, обладающей динамичным потенциалом, способным обеспечивать рост уровня благосостояния населения и стандартов проживания, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата как на уровне комплекса, так и на уровне страны в целом, укрепление конкурентоспособности и на этой основе рост качественных показателей и структурных характеристик комплекса и в конечном итоге укрепление внутренней и внешней безопасности страны. Указанные цели в настоящее время не полностью достигнуты, что заставляет их продублировать в новой Концепции развития строительного комплекса и внести дополнительные мероприятия по их реализации.
1. Заседание Государственного совета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.kremlin.ru/events/president/news/51926.
2. Каменецкий М.И. Строительный комплекс как фактор перспективного развития национальной экономики // Проблемы прогнозирования. – 2013. – № 3. – С. 76–91.
4. Магомедова П.А. Концепция формирования стратегии развития предприятий строительного комплекса // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2011. – № 4. – С. 231–238.
5. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (ред. от 26.05.2016) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015–2020 годы» // Собрание законодательства РФ. 31.01.2011. № 5. Ст. 739.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.rg.ru/2011/02/01/jilische-site-dok.html.
Проблемы и перспективы развития жилищного строительства. Мнение эксперта
7. Постановление Правительства Белгородской области от 23.01.2012 № 24-пп «Об утверждении стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Белгородской области до 2020 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.lawsrf.ru/region/documents/2346881.
9. Приобретение строящегося жилья [Электронный ресурс] / Сбербанк России. – Режим доступа: URL: www.sberbank.ru/ru/person/credits/home/buying_project utm_source=yandex.searchutm_campaign=Ipoteka_context_2016utm_term=ипотека %20сбербанк %20условия.
10. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. № 47. Ст. 5489.
11. Солодилова М.Н. Проблемы и перспективы развития предприятий строительного комплекса в Российской Федерации // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: межвузовский сборник научных трудов. – 2012. – № 2. – С. 168–183.
12. Строительство: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/building/#.
13. Строительный комплекс: размещение строительного комплекса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.grandars.ru/shkola/geografiya/stroitelnyy-kompleks.html.
14. Сколько в Европе стоит ипотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.maxpark.com/user/15307/content/2515365.
Строительный комплекс – один из межотраслевых хозяйственных комплексов, который представляет собой совокупность отраслей материального производства и проектно-изыскательских работ, обеспечивающих воспроизводство основных фондов. Так, строительная индустрия является крупнейшей отраслью экономики, которая обеспечивает создание и ускоренное обновление основных фондов. На его долю приходится свыше 70 % стоимости продукции и численности занятых, до 50 % стоимости основных фондов строительного комплекса [13]. В связи с этим велико воздействие строительного комплекса на разработку социально-политических и экономических программ по выводу Российской Федерации на общемировой уровень по качеству жизни населения. Одним из наиболее глобальных и основных вопросов в этом аспекте становится организация ликвидного рынка жилой недвижимости, что в условиях экономической нестабильности не всегда становится выполнимой задачей.
Так, число семей улучшивших свои жилищные условия, в 1990 г. составило 1296 тыс., в 2000 г. – 253 тыс., в 2010 г. – 244 тыс., в 2014 году – 138 тыс. [12]. И таким образом, на 2014 г. общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя Российской Федерации, составила в городской местности – 23,3 м2, в сельской местности – 25,0 м2. Для сравнения представляется возможным привести статистические данные, указанные М.Н. Солодиловой [11], где средняя жилая площадь на душу населения в скандинавских странах составляет 75 м2, в США и Канаде – 70 м2, в Германии – 50 м2, во Франции – 43 м2, в странах Восточной Европы – 35 м2.
Одна из основных причин заключается в том, что в Европе процентная ставка по ипотеке значительно ниже, чем в России. Ипотека в Европе зависит от межбанковской ставки Euribor или учётной ставки центрального банка государств, которые не входят в еврозону — к примеру, Швейцарии.
Заёмщики платят по плавающей ставке: одна её часть фиксирована и зависит от условий банка, а вторая динамически меняется исходя из рыночных условий и инфляции. Возможен вариант и фиксированной ставки, но, как правило, он обойдётся заёмщику дороже. Средняя европейская ипотечная ставка колеблется в пределах 5 %. Одни из самых низких процентов по кредитам — фиксированные ставки начинаются от 3,0 %, «плавающие» — от 2,1 % [14]. Для сравнения в России, например, Сбербанк устанавливает ипотечную процентную ставку на уровне 13 %, что и мешает население брать ипотеку [9].
Данную ситуацию Президент Российской Федерации В.В. Путин прокомментировал следующим образом: «Ипотека – это мощный двигатель жилищного строительства, и Правительству совместно с Центральным банком, безусловно, нужно искать пути снижения ставки по таким кредитам, искать новые механизмы привлечения финансовых ресурсов в ипотеку, при этом не нагружать бюджет новыми дополнительными расходами» [1].
Если динамика семей, улучшивших свои жилищные условия, нисходящая, то динамика ветхого и аварийного жилья восходящая. В 1990 го. таким было признано 32,2 млн км2 жилой площади, в 2000 г. – 65,6 млн км2, в 2010 г. – 99,4 млн км2, в 2014 г. – 93,3 млн км2.
Высок также уровень незавершенного строительством жилых домов: 35,0 млн км2 на 2015 г. Одним из основных способов приобретения жилья является долевое строительство. В то же время и в этой области строительного комплекса существует целый ряд проблем, прежде всего связанный с мошенническими действиями со стороны застройщиков и строительных фирм. В настоящее время законодателем установлен ряд норм, устанавливающих гарантии для вкладчиков, но, к сожалению, как показывает практика, этого недостаточно. Также отсутствует разработанный комплекс мероприятий, направленных на инвентаризацию незавершенного строительства.
Исходя из вышеприведенных статистических данных, несмотря на практическое выполнение федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 гг. [6], представляется возможным констатировать, что в настоящее время в Российской Федерации остро обстоит проблема с улучшением качества жизни населения в жилищной сфере. При этом стоит учитывать неточность приведенных официальных статистических данных, так как в связи с отсутствием нормативного правового акта, устанавливающего порядок государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, официальная статистическая информация сформирована органами местного самоуправления, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации не по полному кругу собственников жилищного фонда. Также по ряду критериев по прежнему отсутствует информация за 2015 г.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [10] в качестве стратегической цели выделено обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан и соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения, но ее реализация невозможна без комплекса мер государственной жилищной политики, без корректировки структуры рынка жилья. Все это может быть реализовано, даже в условиях экономической нестабильности, при правильно спланированной Концепции развития строительного комплекса.
В настоящее время в Российской Федерации нет действующей Концепции развития строительного комплекса, при наличии которой было бы возможно разрешить ряд проблем, касающихся в основном организационных моментов. Данный нормативный правовой акт должен являться основополагающим и координирующим по отношению ко всем остальным и отражать реальную ситуацию, сложившуюся в строительном комплексе Российской Федерации.
Данной позиции придерживается М.И. Каменецкий, который пишет, что «при подготовке долгосрочного прогноза строительного комплекса представляется целесообразным иметь предварительно разработанные и обоснованные основные цели, сформулированные в виде соответствующей содержательной концепции» [2]. Концепция развития строительного комплекса должна определять цели и задачи развития отрасли для повышения уровня благосостояния населения, удовлетворения потребности внутреннего и внешнего рынка, роста эффективности производства и производительных сил, увеличения объемов строительной продукции и обеспечения национальной безопасности страны. В соответствии с объективными закономерностями выход России на экономический уровень передовых зарубежных стран возможен только при условии широкомасштабного повышения инвестиционной активности, роста объемов капитальных вложений в новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение существующих основных фондов, с опережающим развитием производственного потенциала строительной отрасли и ее материально-технической базы.
В предлагаемой Концепции также необходимо определить роль субъектов Российской Федерации в становлении и развитии строительного комплекса. Стоит отметить их высокую заинтересованность, в частности, в реализации подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации», где объем финансирования из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов, всей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015–2020 гг. составил 101,89 млрд руб. [5]. Подобный интерес связан с тем, что развитие экономики региона определяется не столько объемами, сколько повышением качества, сокращением сроков и снижением стоимости строительства объектов. Именно поэтому субъекты Российской Федерации также имеют свои стратегические планы развития строительного комплекса. Так, например, в Белгородской области действует Стратегия развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Белгородской области до 2020 г. [7].
В условиях экономической нестабильности еще большую актуальность приобретают цены на жилье. В уже упомянутой федеральной целевой программе «Жилище» на 2015–2020 гг. указано, что спрос на жилье значительно превосходит предложение, что ведет к разрыву фактической и реальной стоимости жилья и на 2014 г. такой разрыв составляет 32 %. При этом, темп роста цен на жилье опережает темп роста цен на строительные материалы и темп роста реальных доходов населения.
Так, средняя цена за 1 м2 типовой квартиры на первичном рынке жилья по Российской Федерации составляет 51 530 рублей [12]. При покупке 40 м2 жилой площади необходимо заплатить 2 061 200 рублей. Если это будет фактическая стоимость квартиры, то реальная 1 401 616 рублей. И эта разница в 659 584 рублей (32 %) для большей части населения страны является непреодолимой преградой.
Во многом с этим и связано то, что при реализации федеральной целевой программе «Жилище» на 2015–2020 гг. свои жилищные условия улучшит только 215,24 тыс. семей. Данный показатель не дотягивает даже до 2000 г. (253 тыс. семей).
В отличии от Российской Федерации, в Республике Беларусь действует Концепция развития строительного комплекса Республики Беларусь на 2011–2020 г. [8]. Основная цель развития строительного комплекса определена в Концепции как создание современных энергоэффективных и ресурсоэкономичных, экологически безопасных зданий и сооружений. В указанной Концепции определены основные критерии развития строительного комплекса. В частности, планируется повышение уровня обеспеченности населения качественным и доступным жильем, снижение количества граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и продолжительности их пребывания на таком учете до 10 лет. В итоге к 2020 г. в Республике Беларусь на каждого жителя будет приходиться 30 м2 (в настоящее время на каждого жителя приходится 25 м2).
Примечательным выглядит и тот факт, что целая глава посвящена научному обеспечению реализации Концепции, что также благоприятно скажется на конечном результате. Развитие научно-технического прогресса и инновационной деятельности в строительстве создает условия для повышения качества строительной продукции, обеспечения высоких потребительских характеристик зданий и сооружений, их надежности, безопасности, функциональной и эстетической комфортности и эксплуатационной экономичности, преобразования архитектурно-строительной среды жизнедеятельности человека и ее дальнейшее развитие до уровня, соответствующего современным достижениям социально благополучных и технически развитых стран.
В Концепции стратегии развития строительного комплекса Российской Федерации на перспективу до 2010 г. в качестве главных целей выделено формирование экономики строительной отрасли, обладающей динамичным потенциалом, способным обеспечивать рост уровня благосостояния населения и стандартов проживания, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата как на уровне комплекса так и на уровне страны в целом, укрепление конкурентоспособности и на этой основе рост качественных показателей и структурных характеристик комплекса и в конечном итоге укрепление внутренней и внешней безопасности страны [3]. Указанные цели в настоящее время не полностью достигнуты, что заставляет их продублировать в новой Концепции развития строительного комплекса.
17 мая 2016 г. состоялось заседание Государственного совета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности [1], из анализа которого представляется возможным выделить следующие некоторые направления развития строительного комплекса:
– повышение доступности и комфортности жилья;
– обеспечение соблюдения прав граждан при долевом строительстве;
– поддержка ипотечного кредитования;
– развитие жилищно-строительной кооперации;
– реформирование сметно-нормативной базы в строительной сфере;
– создание адекватной системы ценообразования;
– развитие малоэтажного индивидуального жилищного строительства;
– упрощение разрешительных процедур и сокращение сроков согласования;
– инвентаризация незавершенного строительства;
– недопущение перегрузки других инфраструктур (социальной, транспортной);
– снижение уровня коррупции в строительном комплексе.
Выделенные направления, даже в условиях экономической нестабильности, должны входить в Концепцию развития строительного комплекса на ближайший период. Так, на вышеуказанном заседании губернатор Красноярского края В.А. Толоконский в своем докладе неоднократно проговаривал: «совершенствование градостроительного процесса», «совершенствование градостроительной политики».
Это невозможно без единого регулятора, определяющего вектор развития всего строительного комплекса. Также В.А. Толоконский заявил: «Сейчас идёт формирование федерального реестра типовой документации. В типовых проектах нового поколения должны быть предусмотрены решения, наиболее выигрышные по техническим и экономическим показателям.
При этом требуются новые методы возведения зданий, новые материалы и технологии, позволяющие при высокой степени унификации строить разные варианты зданий для разных климатических зон. Для этого предлагается создать межведомственный орган по разработке нормативных требований, повышающих эффективность проектных решений». Именно поэтому принятие Концепции развития строительного комплекса на ближайший период позволит разрешить ряд проблем, существующих в настоящее время в строительной сфере.
По мнению П.А. Магомедовой, логика формирования стратегии развития строительного комплекса строится исходя из того, что данная система строится и функционирует в динамических условиях, открывающих новые возможности, каковыми являются рыночные условия и динамика их развития [4]. С представленной позицией нельзя не согласиться, так как рыночная экономическая система оказывает кардинально другое воздействие на все сферы общественной жизни, в том числе и на строительный комплекс. При разработке Концепции развития строительного комплекса стоит учитывать динамику развития рыночных отношений и их воздействие на строительный комплекс. Прежде всего, это будет касаться вопросов ценообразования и монополизации в строительном бизнесе.
Таким образом, улучшение качества жизни населения в жилищной сфере является одним из приоритетных направлений деятельности Российской Федерации. Несмотря на реализацию ряда федеральных целевых программ в указанной сфере, уровень обеспеченности населения жилой площадью в Российской Федерации значительно уступает общемировым стандартам. В сложившейся ситуации необходимо разработать Концепцию развития строительного комплекса в Российской Федерации, которая определит вектор развития всего строительного комплекса.
Источник: fundamental-research.ru
Перспективы развития строительной отрасли в современных условиях
9 августа 2022 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялась конференция на тему: «Перспективы развития строительной отрасли в современных условиях», приуроченную к профессиональному празднику работников строительной отрасли — «Дню строителя». Организаторам выступило ФАУ РосКапСтрой при поддержке ОПОРЫ РОССИИ и Ассоциации НОПСМ.
В рамках конференции были обсуждены вопросы развития строительной отрасли в текущих условиях и барьеры для её развития, новые механизмы финансирования для реализации проектов строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства и осуществление действующих инвестиционно-строительных программ и проектов, развитие внутреннего рынка строительных материалов.
В мероприятии приняли участие первый заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Александр Ломакин, руководитель кадрового центра Минстроя России Елена Сенкевич, депутат Московской городской Думы, президент Ассоциации НАМИКС Елена Николаева, исполнительный директор Ассоциации НОПСМ, член Общественного совета при Росаккредитации Антон Солон, член Президиума Правления ОПОРЫ РОССИИ Александр Моор, председатель El-комитета НОПСМ Дмитрий Зорин и другие представители строительной отрасли.
Исполнительный директор Ассоциации НОПСМ Антон Солон выступил с центральным докладом на тему: «Потребности импортозамещения в промышленности строительных материалов», в котором проблема импортозависимости отрасли была разложена на три уровня – импортозависимость продукции, зависимость от сырьевых компонентов, добавок и комплектующих, и наконец, зависимость от импортного оборудования и запчастей к нему, что показало неравномерность такой зависимости высказываемым экспертным оценкам в разрезе того или иного уровня.
Однако, одна из основных мыслей, так или иначе прозвучавших в речах спикеров – «проблемы есть, и они очень серьезны, но их можно решить», «есть окно возможностей, и нужно им воспользоваться, другого варианта нет». Процесс импортозамещения идет полным ходом, государство предпринимает беспрецедентные усилия, но мы в самом начале пути, и всё, что предстоит сделать, ещё впереди. Самое главное – на концептуальном уровне оценить масштаб проблем, сформулировать цели и задачи и бросить все силы на расшивку узких мест, поддержку проектных решений и получение быстрых результатов.
В заключении мероприятия прошла церемония награждения. Исполнительный директор Ассоциации НОПСМ Антон Солон и руководитель проекта «Лидеры строительной отрасли» Александр Моор были награждены серебряными медалями «Звезда поколения» от Ассоциации Соборная площадь за большой вклад в стратегическое развитие промышленного комплекса и строительной отрасли, улучшение инвестиционного климата отрасли, выстраивание взаимоотношений предпринимательского сообщества гражданского общества и органам власти для решения общественных проблем и государственных задач, а также за активную деятельность в организации оказания благотворительной помощи.
Источник: natamac.ru
Анализ проблем и перспектив развития инвестиционностроительного комплекса в современных условиях
Инвестиционно-строительный комплекс и отрасль строительства являются одним из системообразующих элементов национальной экономики.
Нс смотря на небольшой рост объемов строительства в 2012 году, доля строительной отрасли в структуре ВВП имеет тенденцию к стабилизации (рис. 1.1), а показатели физического объема строительной продукции нс достигли уровня 1991г., что вызывает необходимость тщательного анализа тенденций и проблем развития ИСК, планирования и разработки комплекса мероприятий по изменению ситуации.
Нами проведен ранговый анализ структурно-топологической динамики ВВП России в отраслевом разрезе (рисунок).
опера ціпі с недвижимым имуществом
з дра в о о хранением
фина нс овая деятельность
транспорт и связь
- ? оптовая и розничная торгов .ля
- ? строительство
- ? производство и распределение знетгоносіпелеп
- ? дооьгча и обработка полезных ископаемых
Рис. 1.1. Структура ВВП в отраслевом разрезе, %
В целом, ранговое распределение в 2014 году близко к идеальной гиперболической форме, что свидетельствует о росте устойчивости отраслевой структуры экономики. Сдвиг кривой рангового распределения отраслей вдоль оси ординат свидетельствует о росте ВВП в течение анализируемого периода. Однак, вызывает опасение изменение положения ранга строительной отрасли. В 2014 году положение точки, характеризующей отрасль, явно ниже идеальной кривой рангового распределения, что свидетельствует о необходимости приня тия мер по увеличению вклада отрасли в ВВП с целью достижения уровня кривой рангового распределения (рисунок).
Рис. 1.2. Ранговый анализ структурно-топологической динамики ВВП России в
Особенную актуальность приобретает необходимость увеличения объемов строительства в связи с высокой степенью износа основных фондов (в среднем по России уровень износа достиг в 2014 году 48%). Высокая степень износа фондов добывающей (более 50%), обрабатывающей промышленности (около 50%), электроэнергетики и транспортной инфраструктуры (более 50%) приводит к росту вероятности техногенных катастроф и аварий. Удельный вес полностью изношенных фондов составил в среднем 15% в 2014 году, в том числе доля полностью изношенных зданий около 4%, сооружений — 13%. Такая ситуация, возникшая, по нашему мнению, в результате как спонтанных, так и инициируемых организационных и экономических изменений (кризисное состояние предприятий, реструктуризация и реорганизация, амортизационная политика, существующие институциональные нормы и т.д.), приводит к необходимости активизации инвестиционно-строительной деятельности с целью обновления фондов, преимущественно на инновационной, ресурсосберегающей основе.
В проекции устойчивого развития экономики РФ актуальным становится аспект «зеленого роста», непосредственно связанный с необходимостью повышения энергоэффективности и ресурсосбережением. Следует отметить, что «сырьевой» характер российской экономики, сложившийся в 1990-е годы, не изменился до сих пор (рис. 1.2), обуславливая необходимость модернизации путем инновационного развития [12].
В связи с этим, на сегодняшний день наблюдается слабая, но устойчивая тенденция к увеличению объемов инновационной продукции, прежде всего, в сырьевом секторе экономики. Необходимость повышения энергоэффективности обуславливает рост инновационной активности предприятий (рисунок) и затрат на технологические инновации.
Производство и ра спределение электроэнергии. газа и воды
Рис. 1.3. Динамика инновационной активности организаций, %
Инновационная активность предприятий, направленная на ресурсосбережение, создает перспективы инновационного развития ИСК за счет увеличения спроса на ресурсосберегающие технологии в промышленности строительных материалов, необходимости модернизации инфраструктуры.
Необходимо отметить определенный консерватизм строительной отрасли в плане инновационной деятельности. Однако, необходимо делать существенную корректирующую поправку на то, что значительная доля новых технологических разработок, внедряемых в строительстве, приходит из других промышленных отраслей (металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности и т. д.) [631.
Необходимость обеспечения «зеленого роста» обуславливает прогнозное увеличение инвестиций на охрану окружающей среды (рис. 1.4) и соответствующую необходимость роста объема ввода в действие мощностей по охране природной среды от загрязнения.
Динамика объемов СМР отражает посткризисный тренд роста ряда ключевых показателей (индекса промышленного производства, динамики грузооборота, оборота розничной торговли и реальных располагаемых доходов населения), демонстрирующий восстановление экономики страны.
Болес пологий характер кривой тренда объема СМР по сравнению с трендом объема инвестиций и ВВП можно объяснить завершением строительства начатых до кризиса объектов, а также достаточно быстрым( в следствии принимаемых государством мер) восстановлением кредитного рынка и доходов населения. Одновременно кризисная динамика объема инвестиций была вызвана как оттоком иностранных инвестиций в следствии кризиса ликвидности, так и переводом рублевых депозитов в валютные.
-^—Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации
Рис. 1.4. Динамика инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, млн.руб.
Посткризисному росту объемов выполняемых строительно-монтажных работ способствовало существенное увеличение объемов инвестиций в основной капитал за счет роста объемов кредитования, привлекательности российской экономики для иностранных инвесторов и т.п., однако ни один из названных видов экономической деятельности по показателю физического объема выпуска продукции в 2008 г. не достиг уровня 1991 г. (рис. 1.5).
Однако, следует отметить огромный потенциал роста объемов строительства как в следствии отмеченной выше необходимости преодоления кризиса износа инфраструктуры и продолжения тренда «сырье-инновации-рссурсосбсрсжсние», так и в следствии наличия неудовлетворенного спроса в качественных объектах недвижимости.
s#’ /’ ^V ,/’ /’ /’
- —Изменение темпов роста ввода в действие объектов
- —Изменение темпов роста инвестиций в ОК
Рис. 1.5. Изменение темпов роста инвестиций в основной капитал и ввода в действие объектов строительства
Так, в России количество квадратных метров жилой площади, приходящихся на одного человека, в 2 раза ниже, чем в Европе, в 3,5 раза ниже, чем в США и на 30% ниже, чем на Украине [68]. То есть существует большая величина неудовлетворенного спроса. Кроме того, в течение нескольких последних лет снизился коэффициент доступности жилья
В связи с увеличением доступности жилья следует отмстить тенденцию к росту спроса на качественные объекты недвижимости, которую, прежде всего, можно проследить также на примере рынка жилья. Так, наглядно демонстрируют тенденцию опережающие темпы роста числа квартир с большим количеством комнат, изменение структуры предложения квартир, не смотря на разницу в стоимости.
Аналогичная ситуация роста спроса на качественные объекты наблюдается и в сегменте нежилой недвижимости (рис. 1.6)
Строительство качественных торговых площадей в России, тыс. кв. м
Рис. 1.6. Динамика предложения качественных объектов коммерческой нежилой не
Динамика предложения и уровня вакантных площадей в качественных складских объектах
I кв. Ill кв. I кв. Ill кв. I кв II кв. I кв III кв.
I кв. Ill кв I кв. •07 ’07 ’08 ’08 ’09 ’09 ’10 Ю *11 И *12
млн кв.м % вакантных площадей
- ? Общее предложение
- ? Вакантные площади (правая шкала)
Следовательно, можно определить второй тренд развития ИСК, заключающийся в формировании рынка потребления строительной гтродукции высокого качества.
Не смотря на наличие позитивных трендов, динамика основных результатов деятельности ИСК подвержена колебаниям. В неравновесных системах, к которым относится ИСК, различают* свободттые колебания, вынужденные и автоколебания [6]. Вынужденные флуктуации возникаю! при воздействии на систему совершающей колебания внешней силы (к примеру, воздействие мирового экономического кризиса), в результате которого система раньше или позже будег флуктуировать с частотой и амплитудой, навязываемыми внешним влиянием (рис. 1.7). Данный тин флуктуаций можно отнести к спонтанным изменениям, вызванным внешними флуктуациями.
- —-технологический цикл
- •= •= цикл экономического развития
- —•технико-экономический цикл развития отрасли
Рис. 1.7. Динамика технологических, экономических и отраслевых циклов в строительстве [85]
В системе, которая приближается к критическому переходу, гомеостатические силы снижаются, их становится недостаточно, чтобы возвращать систему в состояние равновесия, в процессе возникает ’’память». Рост «памяти» во флуктуациях состояния системы, характеризующий снижение гомеостатических сил в процессе колебательных движений, определяется по изменению коэффициента автокорреляции (рис. 1.8).
Рис. 1.8. Автокорреляционная функция объема инвестиций в основной капитал
Из коррелограммы видно, что данные обладают цикличностью с периодом 9 лет. Аналогичную автокорреляционную функцию имеет динамика ВВП и объема СМР. Причем, имеется резкий рост коэффициента автокорреляции, что подтверждает начало кризисной динамики в 2008 году. Таким образом, подтверждается синхронизация развития системы ИСК с экономической системой страны и мира. Также по результатам расчета автокорреляционной функции можно сделать предположение о фрактальпости ряда динамики исследуемых показателей.
На сегодняшний день показатели динамики ключевых индикаторов деятельности ИСК имеют тенденцию к стабилизации, что определяет вероятность прохождения системой точки бифуркации. Однако, однозначно утверждать выбор нового аттрактора, исходя из позитивных моментов кризиса (резкое снижение издержек производства, произошедшие структурные сдвиги в экономике, девальвация рубля), не представляется возможным в силу следующих причин.
Практически в течении трех последних десятилетий прирост производственного потенциала строительной отрасли, являющейся системообразующим звеном ИСК, практически не осуществлялся (табл. 1.1, рис. 1.9)
Источник: bstudy.net