Получение земельного участка под жилищное строительство в обход аукционных процедур приводит к нарушению норм Федерального закона «О защите конкуренции». Для компании-застройщика это чревато определенными проблемами, поскольку антимонопольные органы, выявив признаки таких нарушений, вправе возбуждать дела и по результатам их рассмотрения принимать решения.
С 1 октября 2005 г. предоставление земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительстваосуществляется на аукционах. С начала действия этого порядка прошло уже несколько лет, но до сих пор выявляются случаи выделения земельных участков отдельным хозяйствующим субъектам волевым решением властей, в обход аукционных процедур. В подобных ситуациях несоблюдение положений земельного законодательства, как правило, приводит и к нарушению норм Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Конференция «Актуальные проблемы предоставления земельных участков для строительства»
П. 1 ст. 15 указанного закона прямо запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным, осуществляющим функции указанных органов органам или организациям принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами.
Выявив признаки таких нарушений, антимонопольные органы вправе возбуждать дела и по результатам их рассмотрения принимать решения, выдавать обязательные для исполнения предписания.
Практика Московского УФАС России
С октября 2005 антимонопольные органы постоянно проводят проверку соблюдения требований законодательства при выделении хозяйствующим субъектам земельных участков под жилищное строительство.
В рамках плановых контрольных мероприятий от уполномоченных органов запрашиваются, а затем анализируются сведения, информация, документы. Внеплановый контроль осуществляется в связи с проверками обращений и сообщений, поступивших от органов власти, из правоохранительных органов, от депутатов, от хозяйствующих субъектов – прямых конкурентов фирм, получивших на бесконкурсной основе земельные участки под застройку. Значительная часть таких проверок проводится и по обращениям граждан. В последнем случае, как правило, поступают коллективные обращения от групп граждан, возмущенных началом строительства или подготовкой к строительству некоего объекта недвижимости в неподходящем, по их мнению, месте.
Если проанализировать разнообразные документы, датированные 2005-2006 гг., о предоставлении земельных участков на бесконкурсной основе, становится очевидно: в большинстве случаев власти, инвесторы и застройщики торопились с проведением оформления до начала действия аукционного порядка. Многие поспешные решения были нелегитимными, поэтому отменяются или изменяются до сих пор (по предписаниям антимонопольного органа или добровольно).
Известен случай, когда Глава местной администрации 30 сентября 2005 г. принял ряд постановлений о предоставлении одной и той же фирме нескольких земельных участков с общими границами в престижном районе Подмосковья. Спустя год фирма уступила право аренды этих участков по возмездным договорам третьему лицу. А в 2008 г. антимонопольное ведомство, получив информацию об этих нарушениях, затребовало документы, возбудило дело по признакам нарушения законодательства о конкуренции и начало проверку. Арендатор оказался в незавидном положении, ведь процедура предоставления земельных участков была нарушена: договоры аренды с администрацией были заключены уже после 1 октября 2005 г.
Впрочем, в соответствии с переходными положениями Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», такие договоры в отдельных случаях можно было заключать до 01.03.2007 г. Абз. 4.5 п. 15 ст. 3 закона допускает возможность предоставления до указанной даты земельного участка в аренду для жилищного строительства без проведения торгов, если соответствующее решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято до 01.10.2005 г., но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Следующий абзац гласит, что если частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, предусмотренные Земельным кодексом, но до 01.10.2005 г. не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может предоставляться для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.
При выявлении фактов предоставления земельных участков без проведения аукциона представители органов власти и заинтересованные лица зачастую стремятся выдать желаемое за действительное и заявляют, что оформление проходило в соответствии с абз. 4 п. 15 ст. 3 указанного выше закона. Однако документы, из которых однозначно следует, что процедура предварительного согласования места размещения объекта действительно состоялась до 1 октября 2005 г., имеются не всегда.
В конце лета 2008 г. комиссия Московского УФАС рассмотрела материалы дела, возбужденного по признакам нарушения Правительством Москвы ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», а также по признакам нарушения Правительством Москвы, ЖСК и строительной компанией ч. 4 ст. 16 указанного закона.
Представители властей указывали, что распоряжение Правительства Москвы о выделении земельного участка от 23.06.2005 г. является решением о предварительном согласовании места размещения объекта и что в соответствии с этим распоряжением префект округа издал распоряжение о предоставлении земельного участка ЖСК без проведения торгов. Однако документы, подтверждающие проведение процедуры предварительного согласования места размещения объекта, представлены не были.
В решении по делу комиссия УФАС указала, что процедура, предусмотренная ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ, должна была выполняться до издания распоряжения о выделении земельного участка. Члены комиссии допустили, что даже если распоряжение Правительства Москвы о выделении земельного участка от 23.06.2005 г. является решением о предварительном согласовании места размещения объекта, то распоряжение префекта от 28.04.2008 г. о предоставлении земельного участка было принято уже за пределами установленного законом срока (после 1 марта 2007 г.). В предписании Московского УФАС о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Правительство Москвы обязали привести в соответствие с антимонопольным законодательством распоряжение от 23.06.2005 г., исключив возможность выделения земельного участка под жилищное строительство без проведения аукциона (конкурса). Префектуру обязали отменить распоряжение префекта от 28.04.2008 г. Кроме того, Правительство Москвы, ЖСК и строительную фирму обязали принять меры к расторжению инвестиционного контракта от 27.03.2007 г.
Во многих случаях власти даже не пытались придать вид легитимных решениям о бесконкурсном предоставлении хозяйствующим субъектам земельных участков под жилищное строительство и под комплексное освоение в целях жилищного строительства. Основная масса таких незаконных, принятых «по старинке» решений приходится на IV квартал 2005 и первые месяцы 2006 года.
Постановлением главы муниципального образования «Воскресенский район» от 28.11.2005 г. № 1276 «О предварительном согласовании места размещения объекта, утверждения акта о выборе и проекта границ земельного участка в г. Воскресенске, Больничный проезд» было предварительно согласовано место размещения многоэтажного жилого дома. 30.12.2005 г. постановлением № 1488 «О предоставлении ЗАО «Стройреконструкция» земельного участка в г. Воскресенск, Больничный проезд» указанному обществу был предоставлен в аренду земельный участок площадью 5 849 кв. м для строительства многоэтажного жилого дома из земель муниципального образования «Воскресенский район» (категория земель – земли поселений). По результатам рассмотрения дела, возбужденного по признакам нарушения законодательства о конкуренции, администрации Воскресенского района выдано предписание о прекращении нарушения.
Значительная часть дел, возбужденных антимонопольными органами по признакам нарушения законодательства о конкуренции в связи с незаконным предоставлением прав аренды либо прав собственности на земельные участки в обход аукционных процедур, предусмотренных ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, впоследствии прекращается.
Происходит это из-за того, что признаки нарушений либо не подтверждаются, либо устраняются добровольно, т.е. администрации отменяют свои незаконные акты еще до вынесения решения антимонопольным органом. В остальных случаях решениями комиссий антимонопольных органов устанавливаются нарушения. По таким делам удается доказать, что отдельные участники рынка получали необоснованные льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, то есть считается доказанным факт негативного влияния тех или иных неправомерных действий чиновников на конкуренцию. Некоторые такие решения и предписания об устранении нарушений впоследствии обжаловались в арбитражных судах.
Арбитражная практика по делам данной категории крайне противоречива и неоднозначна. Это отчасти связано с трудностями при доказывании влияния на конкуренцию конкретного постановления, распоряжения властей о предоставлении земельного участка.
Рассмотрим несколько прецедентных дел, по которым арбитры сочли доказанными факты негативного влияния на конкуренцию актов о предоставлении земельных участков без проведения аукционных процедур.
Арбитражный суд Пензенской области в решении по делу № А49-5848/2006 от 15.01.2007 г. указал, что предоставление земельного участка в аренду под строительство жилого дома без торгов по постановлению администрации г. Пензы застройщику ООО «Спецстроймонтаж» свидетельствует о создании неравных условий деятельности хозяйствующих субъектов, работающих на рынке жилищного строительства в г. Пензе, в части получения земельных участков для строительства жилых домов. При вынесении решения была принята во внимание информация Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пензы, что ООО «Спецстроймонтаж» оказалось единственным хозяйствующим субъектом в городе, которому в данный период без аукциона предоставлен земельный участок для жилищного строительства.
Суд признал несостоятельными доводы администрации о том, что был обеспечен равный доступ для получения земельного участка, выделенного этой организации. Газетная публикация о возможности предоставления земельного участка площадью 7 560 кв. м под строительство жилых домов не может рассматриваться в качестве надлежащего извещения заинтересованных лиц о возможности предоставления участка площадью 2 659 кв. м для строительства одного жилого дома. В решении указано: «… опубликованная информация объективно сужает круг хозяйствующих субъектов, заинтересованных в предоставлении участка большей площади и объемов строительства». При этом суд подчеркнул, что в соответствии с федеральным и региональным законодательством определение земельного участка, испрашиваемого для строительства, должно производиться по таким признакам, как его примерный размер, назначение и предполагаемое место размещения. Так, утвержденный Пензенской городской Думой 28.11.2003 г. порядок предоставления земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления г. Пензы, предусматривает, что решение об оформлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта принимается при отсутствии заявлений о его предоставлении в течение 30 дней с момента публикации объявления о возможности такого предоставления.
Суд отказал в удовлетворении требований администрации г. Пензы о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области о признании администрации нарушившей п. 1 ст. 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 г. № 948-1 и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
С выводами Арбитражного суда Пензенской области согласился и Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, который рассмотрел дело в кассационном порядке. В постановлении по делу № А49-5848/2006 от 13.06.2007 г. указано, что у ООО «Спецстроймонтаж» имелись преимущества по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке жилищного строительства в г. Пензе, выражавшиеся в предоставлении земельного участка без взимания платы за право заключения договора аренды, как это предусмотрено ст. ст. 30.1 и 38.1 Земельного кодекса РФ.
В другом случае кассационная инстанция отменила акты нижестоящих судов, признав обоснованность и законность решения УФАС по Липецкой области.
Выводы Федерального арбитражного суда Центрального округа в постановлении от 27.06.2007 г. по делу № А36-2557/2006 основываются на данных антимонопольного органа о том, что рынок строительства зданий и сооружений в г. Липецке низкоконцентрированный, с развитой конкурентной средой. Суд учел, что наряду с компанией, получившей земельный участок в обход аукционных процедур, лицензии на осуществление строительной деятельности имеют еще 1 350 хозяйствующих субъектов.
Распоряжение главы администрации г. Липецка от 28.03.2006 г. № 1606-р, которым ЗАО «РСУ-2 «Липецкстрой» в нарушение требований ст. 30.2 ЗК РФ передан в аренду земельный участок, по мнению суда, «… устранило конкуренцию и ущемило интересы иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке строительства жилья Липецкой области». Кроме того, суд указал, что изданием вышеуказанного распоряжения глава администрации г. Липецка фактически предоставил отдельному хозяйствующему субъекту льготы и преимущества, однако в нарушение п. 2 ст. 7 Закона о конкуренции проект данного ненормативного акта в части безальтернативного решения о выделении земельного участка не был согласован с антимонопольным органом.
В постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.02.2008 г. № КА-А40/14830-07 кассационная инстанция признала правильность выводов антимонопольного органа о том, что предоставление Правительством Москвы земельного участка ЗАО «СК Донстрой» для проектирования и строительства многофункционального жилого комплекса без проведения аукциона, предусмотренного ст. 30.1 ЗК РФ, противоречит требованиям ст. 15 Закона о защите конкуренции, так как приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке жилищного строительства путем создания дискриминационных условий доступа на рынок жилищного строительства в столице.
По этому делу арбитражные суды первой и апелляционной инстанций указывали на отсутствие в решении и предписании антимонопольного органа сведений о каких-либо конкретных хозяйствующих субъектах, осуществлению деятельности которых препятствует распоряжение. В отмененных актах этих судов содержались следующие выводы арбитров: само по себе предоставление ЗАО «СК Донстрой» земельного участка без проведения аукциона при отсутствии признаков ограничения конкуренции не свидетельствует об ограничении конкуренции и не может служить основанием для признания Правительства Москвы нарушившим п. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрим еще один судебный прецедент.
В постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.07.2007 г. по делу № А43-30335/2006-42-988 суд кассационной инстанции отклонил аргумент администрации Нижнего Новгорода об отсутствии в ее действиях состава правонарушения, предусмотренного антимонопольным законодательством. При этом суд согласился с выводом антимонопольного органа о том, что в результате принятия администрацией незаконных постановлений в преимущественном положении по сравнению с другими хозяйствующими субъектами оказались две компании. Эти компании вопреки требованиям ст. 30.1 Земельного кодекса РФ без участия в аукционе получили право на строительство жилья с целью его последующий продажи и получения прибыли на земельных участках, предоставленных муниципальному учреждению.
Ранее двумя постановлениями администрации от 01.03.2006 г. № 481 и № 483 земельные участки под жилищное строительство с предварительным согласованием места размещения объектов были предоставлены МУ «Глав УКС г. Н. Новгорода» в безвозмездное срочное пользование (на 11 месяцев 29 дней). 03.04.2006 г. администрация провела открытый конкурс по выбору подрядчиков-инвесторов для проектирования и строительства домов в Нижнем Новгороде, в том числе и на земельных участках, предоставленных указанными постановлениями МУ «Глав УКС г. Н. Новгорода». Победителями конкурса признали ООО «Жилстрой-НН» и ОАО «Домостроительный комбинат № 2». Необходимость привлечения инвесторов-дольщиков обусловлена недостатком денежных средств в бюджете.
Арбитры указали на несоответствие постановлений администрации нормам земельного законодательства. Оно не предусматривает возможности предоставления земельных участков для жилищного строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в безвозмездное срочное пользование либо постоянное (бессрочное) пользование ни муниципальным учреждениям, ни каким-либо иным лицам.
Законодательство нужно менять
За время применения аукционного порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, выявились и недочеты законодателя, и трудноразрешимые проблемы, с которыми постоянно вынуждены сталкиваться правоприменители, органы власти, инвесторы. Кроме того, сразу же обнаружилось, что универсальные для всей страны нормы земельного законодательства в разных регионах работают не одинаково и что иногда аукционный порядок просто невозможно реализовать.
Например, в некоторых районах Московской области инвесторы, застройщики крайне неохотно идут не то чтобы на конкурс, но даже просто с предложениями к администрациям о выделении земельных участков под строительство жилой недвижимости (особенно в отдаленных от центра местностях, на болотистых, трудных для освоения почвах). Рынок строительства высококонцентрированный, не всегда найдется конкурент, готовый поторговаться на аукционе. В столице все наоборот: конкуренция очень развита, рынок строительства низкоконцентрированный. Почти всегда находится несколько компаний, готовых конкурировать за право застройки одного и того же земельного участка.
Полагаем, законодателю следует отказаться от единых для всей страны процедур предоставления земельных участков под освоение и жилищное строительство в пользу дифференцированного подхода. Это позволит учесть региональную специфику.
Считаем также необходимым предоставить органам представительной власти на местах возможность самим решать вопросы по процедурам выделения земельных участков и принимать соответствующие законодательные акты.
А процедуры подготовки земельных участков к жилищному строительству, наоборот, должны быть урегулированы на федеральном уровне. В настоящее время формирование земельных участков, которые впоследствии должны выставляться на аукцион, – обязанность органов власти. На практике они фактически не ведут такой работы. Зато в скорейшем формировании конкретных земельных участков заинтересованы инвесторы. По негласным соглашениям с местными властями инвесторы и проводят формирование приглянувшихся земельных участков 1 .
Потратив на подготовку к строительству 3-4 года (столько времени уходит в среднем на формирование земельного участка) и значительные собственные средства, инвестор не получает никаких прав на участок и вынужден приобретать его на общих основаниях.
После того как земельный участок сформирован, он должен выставляться на торги. Аукционы должны проводиться в строгом соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ, Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 г. № 808) и других актов.
Изучив документацию таких аукционов, можно найти признаки, указывающие на формальный подход к данной процедуре. Например, аукцион признается несостоявшимся из-за того, что не нашлось второго желающего осуществить жилищное строительство на весьма привлекательном (для самых разных инвесторов) земельном участке. Нелепо выглядят и торги, на которых из двух присутствующих участников один вообще не дает своего предложения по цене. Аукцион прекращается, едва успев начаться, объявлением победителя.
Успешное завершение процедуры формирования земельного участка и награда за труды – победа на конкурсе – не решают всех проблем инвестора, а, скорее, создают новые. В дальнейшем он связан условиями заключенного контракта, менять который законодатель запрещает. Это значит, что объемы, сроки выполнения работ, их стоимость, затраты на материалы и пр. должны оставаться неизменными, вопреки здравому смыслу и условиям, которые диктует рынок.
По мнению сторонников аукционного порядка предоставления земельных участков, такой порядок положительно влияет на коррупционное состояние. Но, на наш взгляд, не все так однозначно, ведь коррупция – явление скрытое. Прямых свидетельств того, что проведение торгов во всех случаях положительно влияют на коррупционную составляющую, нет.
Наблюдается, скорее, обратный эффект: конкурс стал отменным прикрытием для коррупционеров, которые могут обезопасить себя, в т.ч. от претензий правоохранительных органов. При возникновении нежелательных вопросов недобросовестный чиновник всегда может предъявить аукционную документацию, подписи членов комиссии под протоколом и прочие бумаги. Кроме того, при формальном соблюдении аукционной процедуры нет должностных лиц, персонально ответственных за принятие даже крайне невыгодного для региона решения, за соответствие строительства целям и задачам использования земельного участка, за соблюдение сроков строительства, за конечный результат.
Усилия по предотвращению нарушений дают положительный результат. Так, за 3 и 4 кварталы 2008 г. в Москве нарушений не зарегистрировано.
Источник: delo-press.ru
Предоставление земельных участков под ИЖС: практические проблемы (Енькова К.)
Выделение земельных участков под ИЖС бесплатно в 2018 году – инвалидам
Собственный дом это мечта большинства людей. И порой для ее воплощения не хватает только земли. Для ее получения можно воспользоваться помощью государства.
Кому и как выделяются бесплатные участки под ИЖС в 2018 году? Возможность получить землю бесплатно от государства интересует многих россиян. Но зачастую дальше интереса дело не идет.
Причина в отсутствии достаточных знаний, как оформить такое получение и с чего начать. Какими особенностями в 2018 году сопровождается выделение земельных участков под ИЖС?
Общие моменты
Возможность бесплатного получения земельного участка под ИЖС стала более актуальной с принятием ФЗ № 171, вступившего в силу 1.03.2015.
Этот норматив несколько изменил действующие положения Земельного Кодекса. Был определен новый порядок передачи земельных участков гражданам РФ на безвозмездной основе с целью индивидуального жилищного строительства.
Выделение льготных участков осуществляется из государственного или муниципального фонда. Основанием для предоставления становится решение местных органов власти.
Местоположение земли выбирается на усмотрение муниципалитета. Пи этом установлен максимальный размер участка, на который может претендовать гражданин.
Безвозмездно получить разрешается пятнадцать соток. Повторное обращение или выделение большего участка предполагает оплату земли.
Однако упомянутый закон отнюдь не единственная возможность получить бесплатный участок от государства. Существуют и иные законодательные нормы, позволяющие стать собственником земли безвозмездно.
В принципе земельное законодательство определяет, что каждый российский гражданин вправе претендовать на получение бесплатного земельного участка из госфонда.
Но для этого требуется соответствие требованиям – принадлежность к определенной категории населения и выполнение ряда требований.
Что это такое
По российскому законодательству правом на бесплатное предоставление земли под ИЖС из государственного земельного фонда обладают три категории граждан:
Граждане, которые получили участок в безвозмездное пользование от муниципалитета | На основании работы по определенной должности или иных льгот, определенных местными органами власти |
Многодетные семьи с наличием трех и более детей | При соответствии требованиям п.6 ст.39.5 ЗК РФ |
Граждане, соответствующие условиям региональных льготных программ | Или отвечающие требованиям различных нормативов, определяющих льготы для отдельных категорий населения |
Первая категория предполагает, что местная администрация самостоятельно определяет круг лиц, которые могут получить бесплатную землю под строительство.
Например:
- работники бюджетной сферы (учителя, врачи и т.д.);
- госслужащие;
- инвалиды и т.д.
Одновременно с утверждением перечня категорий определяются и условия предоставления — нужные документы, порядок обращения и прочее.
Со второй категорией все относительно понятно. Любая семья с тремя детьми и более автоматически становится потенциальным претендентом.
К тому же такая норма становится дополнением к действующей программе маткапитала. Родился второй ребенок – получи МК.
С рождением третьего можно получить землю под строительство бесплатно и возвести свой дом. Что касается категории третье, то здесь ситуация несколько сложнее.
Федеральное законодательство четко не определяет возможные категории граждан для предоставления льготных участков. Устанавливается это на уровне регионального законодательства.
Каждый субъект РФ вправе утвердить собственную программу безвозмездного предоставления земли, ее условия и порядок, список категорий заявителей.
С какой целью осуществляется
В советское время бесплатная земля в размере шести соток выделялась любому гражданину, изъявившему такое желание. С началом перестройки о безвозмездном получении участков пришлось забыть.
Новый закон определил, что государственные земли передаются в собственность на платной основе.
Тем не менее, норма о бесплатном предоставлении участков под ИЖС сохранилась и до сих пор действует для определенных категорий граждан.
Говоря о цели государства, преследуемой бесплатным выделением земли, нужно отметить два основополагающих мотива.
Первый касается оказания помощи социально незащищенным слоям населения.
Например, понятно, что государству никак не обойтись без медицинских работников, педагогов, госслужащих. И не секрет, что уровень заработной платы этих категорий отнюдь не высок.
Некоторые граждане по состоянию здоровья ограничены в своих возможностях. Есть граждане, заслужившие льготы за службу Отечеству.
Во всех таких случаях государство бесплатно выделяет землю под строительство с целью улучшения жизненных условий граждан.
Плюс — чем выше уровень жизни народа, тем сильнее экономика страны. Мотив второй заключается в том, что выделяя земли, государство задействует неиспользуемые территории.
Естественно, что о своей земле человек станет заботиться и всячески ее облагораживать. В общих масштабах это пойдет на пользу развитию страны.
Положительный момент еще и в том, что гражданин, получивший землю в собственность, становится налогоплательщиком.
Правовое регулирование
Ст.1 ЗК РФ в качестве одного из основополагающих принципов определяет платность использования земли.
Любое землепользование осуществляется за плату, но есть и оговорка… кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законами субъектов РФ.
О возможности бесплатного предоставления земли упоминается и в ст.28 ЗК РФ, также со ссылкой на федеральные и региональные положения.
Все возможные основания бесплатного предоставления земельного участка гражданам из фонда государственных земель можно разделить на три основные группы:
Основания федерального значения |
Выделение земельного участка под индивидуальное строительство
- заявителем дается согласие на обработку личных данных;
- документ может быть подан другим лицом (представителем), который должен иметь нотариально заверенное разрешение действовать от имени заявителя;
- если для рассмотрения заявления потребуются дополнительные сведения о другом лице, необходимо их предоставить в требуемом для этого объеме (данное правило не распространяется на лиц безвестно отсутствующих);
- заявление может быть отправлено в электронном виде.
- гражданство РФ;
- проживание в регионе в течение установленного администрацией срока;
- справка об отсутствии собственного жилья;
- или справка из ЖЭУ о нарушении санитарных норм жилья;
- выписка из домовой (поквартирной книги);
- копии паспортов и свидетельств о рождении членов семьи;
- справка о доходах семьи.
Дальше семья должна запастись изрядным терпением. Документы для выделения земельного участка под строительство рассматриваются уполномоченным органом в течение 45 дней с момента получения. Такой же период уйдет на принятие решения, после которого претенденты ставятся в очередь получателей муниципальных земель.
Как получить бесплатно землю под строительство дома в 2018 году
В частности, выделение участков предусмотрено для молодых специалистов, которые переехали в сельскую местность для работы в бюджетных учреждениях образования или здравоохранения. При условии заключения бессрочного трудового договора, они вправе рассчитывать на обеспечение их служебным жильем и выделение земли под строительство собственного.
Общий порядок предоставления земельных участков для строительства
Конечно, на земле под ИЖС можно в дальнейшем заниматься садоводством, выращиванием овощей и использовать дом как дачу, но использовать землю только под эти цели нецелесообразно. Обычно дачные, садоводческие, огороднические земли гораздо дешевле, чем участки под ИЖС.
Бесплатное предоставление участков для ИЖС в Ленинградской области
- подача заявления о снятии с учёта;
- утрата права на предоставление земельного участка, возникшего в соответствии с настоящим областным законом;
- установление факта постановки на учёт с использованием подложных документов и (или) недостоверных сведений, послуживших основанием для принятия на учет;
- реализация права гражданина на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в том числе реализация указанного права одним из членов многодетной семьи в соответствии с законодательством Ленинградской области;
- выезд гражданина на постоянное место жительства в другой субъект Российской Федерации или за пределы Российской Федерации;
- изменение (утрата) гражданства Российской Федерации.
Рекомендуем прочесть: Транспортный налог в ульяновской области в 2018
Выделение земельных участков под ИЖС бесплатно в 2017 году
- Ветераны Великой Отечественной войны и других боевых действий.
- Сотрудники МВД, отслужившие не менее 15 лет.
Выделение земельных участков под ИЖС — порядок выделения и условия
Поступившее письменное заявление рассматривается в управе района в течение календарного месяца. По результатам рассмотрения заявления гражданину направляется письменное уведомление о постановке его на учет в качестве имеющего право на бесплатное получение земельного участка в собственность либо о мотивированном отказе в постановке на такой учет при наличии к тому оснований.
Получение земельного участка под ИЖС бесплатно
- ветераны ВОВ;
- ветераны боевых действий;
- люди, которые отслужили от 15 лет, и работники МВД, отработавшие не меньше 15 лет;
- если родители сироты пользовались каким-либо участком, то сирота имеет возможность получить бесплатно участок;
- владельцы орденов высшего значения.
Как бесплатно получить участок под строительство дома
Это и менталитет, и необъятные просторы, и плохая разработка правовой базы для перехода земли в частную собственность. С 1991 года по 2001 год длился переходный период последней земельной реформы, а завершился он принятием нового Земельного кодекса, в котором были учтены все ошибки и уроки предыдущего периода.
Предоставление земельных участков под ИЖС: практические проблемы (Енькова К
Так, в пользу заявителя завершилось рассмотрение дела в Пермском краевом суде 07.04.2014 по делу N 33-3006. Согласно материалам дела заявитель С.Д.
, имея на иждивении трех несовершеннолетних детей, обратился в комитет социальной защиты населения администрации города Перми с заявлением о постановке его на учет в целях дальнейшего предоставления земельного участка в соответствии с Законом Пермского края «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае».
Комитет отказал заявителю, ссылаясь на то, что поскольку одна из дочерей заявителя не проживает с ним совместно, то им не доказан тот факт, что ребенок является членом его семьи, а также не доказано нахождение на иждивении заявителя троих детей.
При отказе комитет ссылался на статью 1 вышеуказанного Закона, в которой указано, что для получения земельного участка на дату подачи соответствующего заявления все члены семьи должны проживать совместно.
Суд, удовлетворяя требования заявителя, обоснованно пояснил, что при принятии решения комитетом не учтены следующие важнейшие обстоятельства: несовершеннолетняя дочь истца С1 проживает отдельно от С.Д. по уважительным причинам — в связи с недостаточным обеспечением семьи истца жилой площадью, поскольку по месту жительства истца по адресу проживают в двух комнатах две семьи — семья С-ных, а также семья сестры жены С.Д. — К.
Администрация Ленинградской области
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
- справка о регистрации (форма N 9),
- справка о постановке на учет в регистр многодетных семей Ленинградской области в порядке, предусмотренном законодательством Ленинградской области,
- справка о постановке на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;
Получение земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства
Если испрашиваемый земельный участок никем не занят, то уполномоченный орган государственной или муниципальной власти принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка.
Опыт, однако, показывает, что решение о проведении аукциона принимается только в том случае, если на участок есть еще хотя бы один претендент, в противном случае, органы власти вначале публикуют в местных СМИ сообщение о приеме заявлений для участия в аукционе относительно предоставлении конкретного земельного участка. Если по истечении месяца со дня опубликования сообщения заявления других претендентов не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, обратившемуся первым.
Предварительное согласование предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения дачного хозяйства
При подаче жалобы в электронной форме документы, указанные в пункте 5.1 административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
Предоставление бесплатной земли, Ленинградская область
3) если гражданин и члены его семьи обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления, в том числе если гражданин проживает более пяти лет в коммунальной квартире, общежитии, — при условии постоянного проживания данного гражданина на территории Ленинградской области не менее пяти лет:
Выделение земельного участка под индивидуальное строительство Ссылка на основную публикацию
Общий порядок предоставления земельных участков для строительства
В России у некоторых категорий граждан есть возможность получить землю для строительства у государства.
Это можно сделать на платной или бесплатной основе. Земля предоставляется в аренду или временное пользование.
Законодательство
Участок представляет собой часть поверхности земли, границы которого были удостоверены в установленном порядке. Порядок предоставления земель, которые находятся в собственности государственных и муниципальных властей, прописан в Земельном кодексе. Отдельные положения содержатся в Гражданском кодексе.
Россиянам гарантируется равный доступ к земле. Государственные и муниципальные власти вправе передавать землю в аренду (собственность) на платной основе либо на бесплатной.
Право на определение критериев для выделения земли безвозмездно закреплено за регионами. При этом участок к моменту его передачи должен иметь четкие границы, состоять на кадастровом учете и отображаться на карте Росреестра.
Минимальный и максимальный размер участков устанавливается по усмотрению местных властей. Они зависят от региона предоставления земельных участков под жилищное строительство, наличия свободных земель, экономической ситуации в регионе и пр. Стандартно минимальный надел составляет 3 сотки, максимальный — 1,5 тыс. кв.м.
Земельное законодательство предусматривает две процедуры предоставления участков под ИЖС: без торгов и с проведением аукциона. Здесь указывается ряд оснований предоставления земель без торгов:
Таким образом, земли под ИЖС можно получить безвозмездно без торгов. При этом в Земельном кодексе указывается, что органы исполнительной власти обязаны опубликовать извещение о предварительном согласовании в выделении земли гражданину.
Повторная публикация сообщения исполнительным органом не требуется.
Основания для получения
В Земельном кодексе закреплено право на земельные участки за многодетными семьями на бесплатной основе. К ним относятся семьи, которые состоят в официально зарегистрированном браке, и имеют трех и более несовершеннолетних детей.
Получить землю под ИЖС могут и Герои СССР и РФ.
На перевод земельного надела в бесплатную собственность могут рассчитывать арендаторы, которые получили право пользования им еще в советское время и построили на нем дом. Или же владельцы земли, которая была выделена им на правах бессрочного или пожизненного владения.
Право на бесплатные участки закреплено за ними на федеральном уровне.
Именно местные власти вправе определять группы граждан, которым выделяется бесплатная земля. Обычно в их число входят:
- лица, которые официально признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилплощадь на человека в семье меньше регионального норматива в кв.м., проживают в аварийном доме или общежитии);
- лица с ограниченными возможности и члены их семей;
- семьи, на попечении которых есть дети-инвалиды;
- ветераны ВОВ и боевых действий или семьи, потерявшие кормильца в ходе боевых действий;
- молодые специалисты, работающие по приоритетным профессиям по программам привлечения востребованных кадров в село;
- пенсионеры, которые постоянно проживают в селе;
- инвалиды или члены их семей.
Все указанные лица могут реализовать свое право на бесплатный участок земли лишь единожды.
Условия получения
Условия получения земли под ИЖС в каждом регионе свои.
Например, для бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в Крыму нужно проживать на территории полуострова не менее 5 лет.
Тогда как гектар земли на Дальнем Востоке может получить любой гражданин РФ независимо от прописки. Главное, чтобы он занимался освоением и развитием вверенной ему территории.
В числе условий к заявителю могут значиться такие:
- наличие статуса молодой семьи (в которой обоим супругам не более 35 лет) или многодетной семьи (в которое трое и более несовершеннолетних детей);
- постановление о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
- наличие статуса молодого специалиста, работа по одному из приоритетных направлений по медицинскому или образовательному профилю при заключении бессрочного трудового договора в пределах сельского поселения и пр.;
- наличие официального заключения о признании ребенка инвалидом.
Так, если он или члены его семьи владеют участком под дачное хозяйство, это не лишает их права на выделение бесплатной земли для строительства дома. Но повторно землю под ИЖС им не предоставят.
Необходимые документы
Перечень документов, которые потребуются для получения земли у администрации, зависит от категории получения льготы. Обычно в перечень запрашиваемой документации входят:
- паспорта всех членов семьи/свидетельства о рождении;
- документ, подтверждающий прописку на территории региона 3–5 лет (это может быть отметка из паспорта или решение суда);
- справка из органов местного самоуправления о том, что гражданин ранее не использовал свое право на бесплатный участок;
- документ, подтверждающий право на льготы (медицинское заключение об инвалидности, трудовая книжка, удостоверение ветерана боевых действий, пенсионное удостоверение и пр.).
Независимо от категории гражданина он должен предоставить заполненное заявление на выделение земли. Заявление подается в целях предварительного согласования выбранного участка или для выделения земли без торгов.
После получения такого согласования подается другое заявление с просьбой предоставить участок. В нем указывается предназначение объекта, предполагаемое место возведения постройки и ее площадь, обоснование размера земли, испрашиваемое право на землю (аренда, собственность).
В дальнейшем после строительства дома вместе с договором аренды (или иным договором), паспортами, кадастровой документацией можно переоформить участок в собственность.
Регламент предоставления земельный участков для строительства жилых домов
Общий регламент предоставления земель под ИЖС прописан в Земельном кодексе. В статье 30 приводится два варианта выделения земли из государственной и муниципальной собственности:
- без предварительного согласования мест размещения объектов;
- предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием.
Согласно земельному и градостроительному законодательству предварительное согласование в ряде случаев не требуется.
В частности, если объект будет находиться в пределах города или села и соответствовать градостроительной документации и зонированию территории.
Также предварительное согласование не нужно при выделении земли для с/х или нужд лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального строительства или ведения ЛПХ.
- Заявитель подготавливает схему расположения земельного участка и подает в уполномоченный орган заявление о его предварительном согласовании. Если заявление не соответствует установленной форме или к нему не были приложены все необходимые документы, то заявителю предоставляется отказ в письменном виде.
- В срок не более чем 30 дней уполномоченный орган обязан опубликовать извещение о предоставлении участка. Оно публикуется только единожды.
- Если за месяц поступят другие заявки на этот участок, то в течение 7 дней принимается решение об отказе в предварительном согласовании и объявляется о проведении аукциона. После проведения аукциона подписывается протокол с его результатами или решение о его признании несостоявшимся.
- Если же других желающих найти не удалось, то принимается положительное решение о согласовании земли.
- Заинтересованное лицо проводит кадастровые работы для образования участка или уточнения его границ при помощи кадастрового инженера. На это отводится два года после получения предварительного согласования. При проведении данных работ устанавливаются границы участка на местности и готовится их план, при необходимости устанавливаются межевые знаки на местности. Следующий этап: определение разрешенного использования земли и технических условий по подключению к инженерным сетям.
- Участок ставится на государственный кадастровый учет, на него получается техническая документация.
- В уполномоченный орган подается новое заявление с просьбой предоставить участок земли. Решение об отказе или предоставлении земли принимается в 30-дневный срок.
- При положительном решении муниципальные власти готовят проекты договоров аренды, безвозмездного пользования или купли-продажи. Если договор аренды заключается на сроки более года, то он должен быть зарегистрирован в Росреестре. Если же он бессрочный, то оформление не нужно.
После строительства дома на земле права собственности на постройку необходимо оформить в Росреестре.
Когда возможен отказ?
Земельный кодекс четко ограничивает основания для отказа в предоставлении земли. Как правило, в их числе такие:
- с заявлением обратилось лицо, которое не вправе рассчитывать на выделение ему земли без торгов;
- участок обременен правами третьих лиц (или попросту уже был занят на момент заявки);
- участок предоставлен НКО для ведения садоводства, дачного хозяйства, огородничества и комплексного освоения территории под ИЖС;
- на участке располагаются здания, сооружения и недострои, которые принадлежат другим гражданам, юрлицам или муниципальным властям;
- участок был изъят из оборота или ограничен в обороте;
- земля зарегистрирована для государственных и муниципальных нужд;
- участок расположен на территории, которая отдана другому лицу под развитие; земля выступает предметом аукциона;
- площадь запрашиваемого участка под строительство превышает по размеру предельный норматив площади;
- на участке должны располагаться объекты регионального значения или здания в рамках госпрограмм;
- участки на заявленном виде прав не выделяются;
- в отношении земли было принято решение о предварительном согласовании его предоставления;
- земля изъята для государственных и муниципальных нужд.
Отказать заявителю могут и в том случае, если предназначение участка не соответствует целям его использования или же он вовсе не отнесен ни к одной из категорий земель. В качестве дополнительных оснований для отказа могут выступать: необходимость уточнения границ земли, несоответствие площади заявленной.
Наиболее распространенными причинами отказа являются несоответствие категории заявителя требованиям к получателю, неполная комплектность документов или обнаружение в них неточностей и фактических ошибок.
Важные нюансы, на которые следует обратить внимание
К участку власти обязаны подвести все необходимые коммуникации: газ, воду, свет. Т.е. создаются все условия для строительства здесь жилой постройки для постоянного проживания. Поэтому важным условием владения землей под ИЖС выступает ее целевое применение.
Обычно первоначально выделенный пользователю земельный участок под ИЖС оформляют как обычный арендный договор с оговоркой о возможности передачи ее в собственность.
Но при условии строительства здесь жилого дома в течение трех лет она переводится в собственность.
В том случае, если земля под ИЖС не используется по своему целевому предназначению, на ее владельца могут наложить административный штраф. Например, если он решит открыть в доме мини-гостиницу или магазин, т.е.
возведет постройку не в целях постоянного проживания, а извлечения прибыли, построит не индивидуальный частный дом (для одной семьи), а многоквартирное строение, использовать выделенный участок под сельскохозяйственные цели для получения прибыли.
Конечно, на земле под ИЖС можно в дальнейшем заниматься садоводством, выращиванием овощей и использовать дом как дачу, но использовать землю только под эти цели нецелесообразно. Обычно дачные, садоводческие, огороднические земли гораздо дешевле, чем участки под ИЖС.
Таким образом, общий порядок предоставления земельных участков для строительства в собственность регулируется нормами Земельного кодекса и регионального законодательства.
Наделы земли под ИЖС могут быть выделены бесплатно или на платной основе.
Условия выделения земель могут предполагать их переоформление в собственность, заключение договора аренды, в том числе, с правом выкупа при условии строительства там дома.
В числе льготников, которым положена бесплатная земля, могут быть многодетные семьи, молодые специалисты, семьи с инвалидами, потерявшие кормильца, проживающие в стесненных условиях и пр.
В общем случае выделяют два вида передачи земельных участков: с проведением торгов и без таковых.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7(499)350-66-30, Санкт-Петербург +7(812)309-36-67, другие регионы РФ +7(800)511-75-96.
Выделение земельных участков под ИЖС бесплатно в 2018 году
В настоящее время существует много государственных программ, направленных на приобретение гражданами Российской Федерации собственного жилья при помощи денежных средств из бюджета страны.
Однако мало кто информирован, что также существует возможность получения бесплатного земельного участка, на котором за счет собственных средств можно построить жилой дом и оформить его вместе с земельным наделом в собственность.
В этой статье рассмотрим, кто имеет право на получение земли от государства, основные условия получения, а также перечень необходимых документов.
Группы льготников
Помимо вышеперечисленных категории граждан в Земельном Кодексе Российской Федерации прописаны 2 группы льготников, которые могут претендовать на бесплатное получение земельных наделов.
- земельные арендаторы, заключившие сделку до 25 декабря 1991 года и имеющие на государственном участке жилой дом, пригодный для проживания;
- лица, обладающие бессрочным (пожизненным) правом владения земельными участком (академики, профессора, научные деятели, военачальники высших рангов, деятели культуры и т.д.)
- Ветераны Великой Отечественной войны и других боевых действий.
- Сотрудники МВД, отслужившие не менее 15 лет.
- Сироты — если их родители при своей жизни пользовались конкретными земельными участками, право на использование их, а также на строительство жилого дома на этой территории переходит к детям.
- Герои труда.
- Военнослужащие, отдававшие долг Родине не менее 15 лет.
- Полные Кавалеры ордена Славы и других орденов.
Данные категории граждан имеют право на получение бесплатных земельных участков на основании действия Федеральных законов.
Полученный участок может быть ими использован по своему усмотрению для:
Для индивидуального жилищного | и дачного строительства |
Ведения личного подсобного хозяйства | огородничества и садоводства |
Соответственно льготники могут сочетать на своей земле несколько направлений использования.
Например, построить жилой дом и разбить фруктовый сад или завести сельскохозяйственных животных и птиц.
Бесплатное предоставление земельных участков под ИЖС
Каждый российский гражданин давно усвоил, чтобы в нашей стране что-то получить бесплатно, необходимо хорошенько «попотеть».
Получение земельного участка на бесплатной основе от государственных или муниципальных властей сопровождается сбором огромного количества документов.
Это необходимо для того, чтобы подтвердить вашу принадлежность к одной из льготных категорий, имеющих право на бесплатную землю.
Кроме документации, подтверждающей ваши права, необходимо также соответствовать ряду условий, прописанных в земельном законодательстве и утвержденных Правительством Российской Федерации.
Условия
Чтобы получить от государственных или муниципальных властей земельный участок, пригодный для возведения на нем жилого дома, необходимо не только входить в одну из льготных категорий граждан, но и соответствовать определенным критериям отбора претендентов.
Таким как:
Безвозмездно получить земельный надел | могут только граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на одном месте не менее 5 лет |
Вы впервые претендуете на получение земельного участка от государства | и ранее никогда такой возможностью не пользовались |
У вас нет в частной собственности земли | пригодной для огородничества, садоводства и т.д. |
Семьи | имеющие официальный статус «молодая семья» |
Если вы проживаете на собственной жилой площади | (в общежитии, квартире, частном доме и т.д.) и на одного члена семьи приходится меньше квадратных метров, чем по норме, вы также имеет право обратиться в администрацию города и заявить о своем желании получить бесплатный земельный надел |
Вы являетесь молодым специалистом | который согласен подписать трудовой договор и постоянно проживать в сельской местности со своей семьей |
Если даже вы соответствуете всем вышеперечисленным условиям и будет принято решение о выделе вам земельного участка, сразу в собственность его не оформляют.
Изначально заключается договор аренды между муниципалитетом и гражданином на срок 3 года.
В течение этого времени вы должны будете возвести жилой дом, ввести его в эксплуатацию, а потом уже при регистрации постройки в собственность и земельный участок переходит в ваше полноправное владение.
Таким образом государство страхует себя от граждан, не собирающихся использовать землю по назначению.
Процедура оформления
При всей кажущейся сложности получения бесплатного участка, процедура оформления официального запроса довольна проста:
Сбор документов | необходимых для признания вас льготником и подтверждения соответствия всем условиям выдачи бесплатных земельных наделов |
Написание заявления | в местные органы самоуправления или социального обеспечения населения |
Подбор земельного участка | ожидание решения уполномоченных органов |
В случае положительного вердикта | постановка на очередь, в качестве граждан, ожидающих земельного участка |
Регистрация
Получить земельный участок в свое безраздельное пользование вы сможете только после того, как построите на нем жилой дом, пригодный для проживания и официально введете его в эксплуатацию.
С этого момента вам станет доступна регистрация земельного участка и постоянная прописка в своем свежепостроенном жилище.
Пакет документов
Для того, чтобы получить бесплатный земельный участок от государственных или муниципальных властей необходимо собрать большое количество документов.
Часть из них будет подтверждать ваш статус нуждающегося.
Другая часть будет показывать соответствие условиям безвозмездной выдачи наделов из фонда поселенческих земель.
Обязательный список выглядит так:
Документ | удостоверяющий личность заявителя |
Свидетельство | о браке, о рождении детей и прочие документы, определяющие семейное положение заявителя |
Справка о составе семьи | документы, подтверждающие отсутствие в собственности у заявителя и членов его семьи земельных участков ИЖС |
Заключение соответствующих органов | о проживании заявителя и его семьи в непригодных условиях |
Справки о наличии инвалидности | с указанием группы, подгруппы и срока действия |
Данные о месте работы | и копия заключенного трудового контракта (для молодых специалистов, работающих в сельской местности) |
Документ | удостоверяющий статус многодетности и/или малообеспеченности |
Военный билет | и приказ об увольнении в запас (для военнослужащих) |
Образец заявления
Обязательным условием получения земельного участка на безвозмездной основе является письменное уведомление органов местного самоуправления о вашем пожелании.
При написании заявления можно пользоваться стандартными образцами, опубликованными в сети Интернет или расположенными на информационных табло в помещениях администраций населенных пунктов.
В заявлении о предоставлении вам бесплатного земельного участка в обязательном порядке необходимо указать:
Основание для выделения вам участка ИЖС | многодетность, инвалидность либо законная причастность к любой другой льготной категории граждан |
Цель использования земли | строительство, огородничество, садоводство и т.д. |
Личная информация о заявителе | паспортные данные, место постоянной регистрации и проживания, телефон, адрес электронной почты и т.д. |
Признание нуждающимися
Основным из условий получения бесплатного земельного надела от государства в 2018 году является доказанный факт того, что семья заявителя нуждается в улучшении имеющихся жилищных условий.
Для приобретения подобного статуса необходимо написать заявление в местные органы самоуправления.
Тем самым вы инициируете комиссионное обследование вашего жилья на предмет соответствия его санитарным нормам и требованиям безопасности.
Многие россияне в своих местах видят себя живущими в частном доме, окруженными детьми и любящими домочадцами.
Но главной проблемой зачастую является отсутствие денежных средств на покупку земельного участка.
Зная, что государство выделяет льготникам земельные участки, можно получить свой безвозмездный земельный надел и на один шаг приблизиться к своей мечте.
Источник: legal360.ru