План тепловозного депо является составной частью плана железной дороги.
В тепловозных депо, так же как и в других линейных предприятиях дороги, составляются следующие планы на годовой период:
- производственно-финансовый план депо по эксплуатационной (перевозочной) работе;
- план капитальных вложений в развитие хозяйства, а также на приобретение новых технических средств;
- план капитального ремонта оборудования и других основных средств депо;
- план капитального и среднего ремонтов тепловозного парка;
- план-заявка на материально-техническое снабжение депо;
- план работ, выполняемых за счёт прочих источников или специального финансирования, получаемого от управления дороги;
- баланс доходов и расходов депо;
- план организационно-технических мероприятий.
Каждый отдельный план содержит систему количественных, качественных, трудовых и денежных показателей и норм, определяющих производственно-финансовую деятельность депо по перевозкам грузов и пассажиров, но капитальным вложениям и ремонту подвижного состава.
16.1. ПРОЧИЕ: Временные здания и сооружения
В настоящее время действует следующий порядок составления и утверждения планов железных дорог и их предприятий.
Управления железных дорог разрабатывают в июле предварительный проект плана и баланса доходов и расходов на будущий год. На основе предварительных проектов дорог Планово-экономическое и Финансовое управления Министерства путей сообщения с привлечением главных управлений и управлений МПС разрабатывают проект годового плана перевозок и капитальных вложений, плана материально-технического снабжения и финансового плана железнодорожного транспорта и представляют их в Совет Министров СССР, Госэкономкомиссию и Министерство финансов СССР.
На основе пятилетнего плана развития народного хозяйства и предварительных данных Госэкопомкомиссии и министерств о предполагаемых размерах производства Планово-экономическое и Финансовое управления МПС разрабатывают проект плана по перевозкам, капитальным вложениям и финансового плана для главных управлений МПС и железных дорог. В свою очередь железные дороги составляют такие же задания для служб и хозяйственных единиц. Обычно к началу сентября тепловозное депо, как и другие подразделения дороги, получают исходные показатели по плану эксплуатационной работы (плану перевозок) и задания по финансовому плану. Депо должно к 15 сентября на основе полученных лимитов и норм разработать проект годового плана и представить его в управление дороги. В управлении дороги проекты планов хозяйственных единиц после рассмотрения и корректировки сводятся в единый проект плана дороги и направляются в МПС, где подвергаются детальному рассмотрению с участием представителей дорог, после чего объединяются в проект плана железнодорожного транспорта, направляемого на утверждение правительству.
1 Глава написана канд. экон. наук доц. Μ. Н. Беленьким.
Планово-экономическое и Финансовое управления МПС на основе утверждённого Советом Министров СССР годового плана железнодорожного транспорта корректируют планы, представленные дорогами и после утверждения их министром сообщают управлениям железных дорог. Планово-экономический и финансовый отделы дорог, получив годовой план, представляют на утверждение начальнику дороги лимиты годового плана по хозяйственным единицам. Тепловозное депо, получив от службы утверждённый начальником дороги лимит годового плана, составляет развёрнутый производственнофинансовый план с поквартальной разбивкой всех показателей, который после утверждения начальником дороги служит основой для работы депо в планируемом году.
Учет в строительстве без первоначальных затрат или как начать работу удаленно за 15 минут
На основе деповского профинплана разрабатываются плановые задания цехам и бригадам, утверждаемые на каждый квартал начальником депо.
Всякие изменения в утверждённые планы работы депо и подсобных предприятий тепловозного хозяйства могут вноситься с разрешения управления дороги и в пределах общего плана дороги.
Профинплан тепловозного депо содержит:
а) производственную программу;
б) технико-производственные показатели и нормы;
в) план по труду;
г) план эксплуатационных расходов по элементам затрат;
д) калькуляцию себестоимости и расчётных ставок.
А. Производственная программа работы тепловозного депо
Б. Технико-производственные качественные показатели работы тепловозного депо
Качество работы депо характеризуют следующие технико-производственные показатели и нормы;
а) показатели использования тепловозов (полный и эксплуатационный оборот, среднесуточный пробег, техническая и коммерческая скорости, вес поезда брутто и др.);
б) нормы межремонтного пробега и простоя тепловозов в ремонте;
в) месячные нормы работы тепловозных бригад и среднее количество бригад на один тепловоз;
г) нормы расхода рабочей силы, материалов и прочих затрат по текущему ремонту тепловозов;
д) нормы расхода топлива, смазочных и обтирочных материалов на единицу работы и другие.
Приведем примерный перечень качественных показателей, устанавливаемых в плане и характеризующих использование тепловозов.
В. Показатели плана по труду и заработной плате
План по труду депо включает контингент, средний заработок и фонд заработной платы работников по эксплуатационной деятельности, по капитальному ремонту обустройств и оборудования депо, по прочим источникам (литейные и заготовительные цехи). К плану по труду прилагается штатная ведомость, где показатели плана (контингент, средняя ставка и фонд заработной платы) детализируются по отдельным подразделениям депо, видам работ и профессиональным группам работников. Из средней ставки заработной платы выделяются доплаты за выслугу лет, за классность, премии и пр.
Штатная ведомость депо имеет форму, приведённую ниже.
Численность работников депо определяется тремя способами.
Первый способ — расчёт контингента работников по установленному объёму работ и нормам затраты труда на единицу соответствующего измерителя. Таким способом планируется потребность в локомотивных бригадах грузового, пассажирского и хозяйственного движения и основная производственная рабочая сила на текущем ремонте локомотивов — примерно 70—75% работников депо.
Например, по профинплану депо установлены и используются при расчёте контингента работников следующие нормы:
Среднее количество бригад на 1 тепловоз:
а) в пассажирском движении . 2 бригады
б) в грузовом движении 3 »
в) в хозяйственном движении .. 3,5 »
г) на манёврах . 3,5 »
Норма расхода рабочей силы на один ремонт тепловоза (без учёта цеха заготовки) в чел.-часах:
а) подъемочный:
серии ТЭ1 .. 670
» ТЭ2 . 1 500
б) большой периодический:
серии ТЭ1 . 470
» ТЭ2 1 090
в) малый периодический:
серии ТЭ1 .. 150
» ТЭ2 .. 220
г) контрольно-технический осмотр и служебный ремонт:
серии ТЭ1 25
» ТЭ2 .. 30
Второй способ — расчёт контингента работников депо по числу пунктов или объектов обслуживания и нормам количества работников на один объект или пункт. Таким способом устанавливается контингент локомотивных бригад для обслуживания маневровых тепловозов, количество вспомогательных рабочих в ремонтных цехах, а также рабочих по экипировке локомотивов, по текущему ремонту и содержанию зданий и сооружений депо и др. — примерно 15— 18% работников депо.
Третий способ — расчёт контингента работников на основе штатного расписания. По штатному расписанию определяется потребность в инженерно- техническом и административно-управленческом персонале, работниках деповской лаборатории и др. — примерно 10—12% работников депо.
Фонд заработной платы каждой группы работников определяется умножением численности их на средний месячный заработок. При расчёте среднего месячного заработка локомотивных бригад учитываются фактические выплаты за прошлый период с поправкой на ожидаемое изменение в планируемом периоде. Расчёт средней заработной платы работников по ремонту тепловозов производится исходя из среднего тарифного разряда рабочего, достигнутого процента приработка, доплат за выслугу лет и премий за высококачественную работу.
Г. Содержание плана расходов депо
- По заданному объёму работы и нормам затрат на единицу работы Так определяется расход топлива и смазки локомотивами, материалов и запасных частей на ремонт тепловозов и др. примерно 92—96% всех материальных затрат.
- В соответствии с численностью отдельных групп работников и нормами затрат на одного работника. Так определяются расходы на спецодежду, мыло, молоко, суточные и командировочные — 1—1,5% расходов.
- По наличию оборудования и устройств и нормам затрат на единицу оборудования. Так рассчитывается потребность в средствах на отопление, освещение и ремонт зданий и оборудования — 3,5—4,5% расходов.
- По нормам на депо в целом — все остальные накладные расходы (канцелярские, почтово-телеграфные, типографские и др.) — 1—1,2% расходов.
При исчислении денежных затрат на топливо и материалы используют прейскурантные цены на материалы и запасные части и цену 1 т условного топлива, указанную в основных показателях плана. Цена 1 кВт-ч электроэнергии принимается по тарифу, утверждённому для района, в котором расположено депо.
Приведём примерный перечень норм, утверждаемых по профинплану для тепловозных депо, по материалам и прочим расходам.
Д. Калькуляция себестоимости продукции тепловозного депо
Себестоимость продукции депо определяется по следующим измерителям эксплуатационной работы:
а) в пассажирском движении — 10 тыс. ткм брутто;
б) в грузовом движении (включая сборные поезда) — 10 тыс. ткм брутто;
в) в одиночном следовании (кроме передаточных и вывозных тепловозов) — 1000 локомотиво-км;
г) вывозные, передаточные поезда и толкачи — 1 000 локомотиво-часов;
д) в хозяйственном движении — 1 000 локомотиво-часов;
е) в маневровой работе — 1 000 локомотиво-часов.
Если тепловозное депо содержит углеподъёмные крапы для обслуживания складов твёрдого топлива, то предусматривается измеритель 1 000 крано- часов.
В основу калькуляции себестоимости продукции депо принимается следующий принцип распределения расходов на соответствующие виды продукции: по работе тепловозов в пассажирском движении — на пассажирское и одиночное следование; при этом заработная плата и материалы распределяются пропорционально пробсту локомотивов в этих видах работы, а из расходов на отопление выделяется затрата на одиночное следование по установленным нормам на 100 локомотиво-км одиночного следования;
по работе тепловозов в грузовом движении — на грузовое движение, одиночное следование и вывозные, передаточные и толкачи; распределение производится в том же порядке, как и по пассажирскому движению;
по экипировке тепловозов — по видам работы пропорционально локомотиво-километрам;
по текущему ремонту тепловозов — по видам работы пропорционально локомотиво-километрам пробега каждой серии тепловозов по всем видам работ;
основные распределяемые и накладные — по видам работ пропорционально суммам прямых основных расходов.
Для примера приведём данные о себестоимости работы депо (см. табл. 45), которая составлена по основным показателям и плану расходов депо, приведённым в данной главе (см. стр. 276—277; 291—295).
КАЛЬКУЛЯЦИЯ
Таблица 45
себестоимости продукции локомотивного депо по плану (по отчету) на I квартал 19 г.
(в тыс. руб.)
Е. Планирование капитальных вложений и капитального ремонта
Несколько иной порядок принят при планировании капиталовложений и капитального ремонта основных средств депо. Не позднее 1 сентября депо представляет в службу локомотивного хозяйства перечень необходимых работ по новому строительству и капитальному ремонту с приложением необходимых сметных расчётов. Так, при установлении объёма работ по капитальному ремонту зданий и сооружений депо учитываются следующие сроки производства капитальных ремонтов: производственные здания депо каменные — 8—10 лет, деревянные — 5—7 лет, перекрытия цехов железобетонные — 10— 12 лет, деревянные — 6—8 лет, канавы — 4—5 лет, каменные служебные здания — 10 — 12 лет и культурно-бытовые — 8—10 лет, деревянные — 6—8 лет.
План капитального ремонта и капитальных вложений депо утверждается управлением дороги. В утверждённом плане должно быть указано, какие объекты строительства или ремонта выполняются силами депо и какие подрядчиками.
В плане капитального и среднего ремонтов тепловозов указываются сроки производства ремонта и заводы, куда должны быть отправлены тепловозы на ремонт.
Капитальное строительство и капитальный ремонт на топливных складах, водокачках и в оборотных депо производятся по планам отделений дорог.
Важнейшие объекты нового строительства включаются в титульные списки, утверждаемые Советом Министров СССР (сверхлимитные объекты) с указанием места, времени начала и окончания строительства, объёма капитальных вложений на планируемый год, размера и срока ввода в действие мощностей и основных фондов. К сверхлимитным относятся объекты тепловозного хозяйства со сметной стоимостью строительства не ниже 10 млн. руб. Остальные объекты включаются в титульные списки Министерства путей сообщения (со стоимостью объектов тепловозного хозяйства не ниже 3 млн. руб.) и дорог.
Важнейшие объекты плана капитального ремонта включаются в титульный список МПС. К числу таких объектов относятся капитальный ремонт зданий депо со стоимостью свыше 800 тыс. руб. и смена перекрытий независимо от стоимости. Остальные виды работ приводятся в титульных списках дорог.
Плановые заявки депо должны быть обоснованы пояснительной запиской, содержащей в себе материалы, характеризующие ожидаемое выполнение плана в текущем году, показатели работы за ряд предыдущих лет в сопоставимых цифрах, нормативы, которыми пользовались при установлении отдельных плановых заданий, экономическое обоснование целесообразности сооружения объектов, включённых в план капитальных вложений, и др. Если отдельные работы включены в проект плана на основании решений партии и правительства, приказов министерства или дороги, то на них должны быть даны соответствующие ссылки.
Ж. Планирование работ за счёт прочих источников
Депо выполняет ряд работ по заказам хозяйственных единиц других служб, других железных дорог и посторонних организаций: ремонт оборудования водоснабжения, электростанций, мотовозов, работа локомотивов по договорам, текущий ремонт локомотивов других депо и др.
Такие работы производятся за счёт средств, поступающих от заказчиков, поэтому их называют работами за счёт «прочих» источников.
Объём работы по прочим источникам задаётся депо Управлением дороги. Затраты по прочим работам на себестоимость основной продукции депо не относятся. Однако, при калькуляции себестоимости продукции депо расходы по работам, производимым по прочим источникам, включают одной строкой для того, чтобы распределить накладные расходы депо между всеми видами работ, выполняемых депо.
3. План-заявка на материально-техническое снабжение
Исходя из заданного объёма работы и ремонта подвижного состава, плана капитального вложения и капитального ремонта зданий и оборудования разрабатывается план-заявка на материально-техническое снабжение депо.
План-заявка направляется в Управление дороги и учитывается службами локомотивного хозяйства и материально-технического обеспечения по снабжению депо. В заявке указывается потребность депо в материалах, запасных частях, топливе, электроэнергии, оборудовании, строительных материалах.
При установлении потребности в материалах, запасных частях, топливе и электроэнергии должны использоваться прогрессивные нормы расхода на единицу перевозок или на один ремонтируемый объект. Для строительно-монтажных работ потребность в материалах определяется по проектной документации или по укрупнённым нормам на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ.
И. План организационно-технических мероприятий
План организационно-технических мероприятий разрабатывается в целях всемерного использования резервов, имеющихся в депо для дальнейшего роста производительности труда, снижения себестоимости продукции и повышения рентабельности.
При составлении плана организационно-технических мероприятий учитываются индивидуальные, групповые, бригадные и цеховые обязательства, принятые работниками депо.
План предусматривает осуществление ряда мероприятий по:
- распространению передовых методов труда и лучшему использованию техники; в случае необходимости вносятся изменения в графики оборота тепловозов, технологических процессов ремонта и другие документы, по которым организуется ремонт и эксплуатация тепловозов;
- механизации трудоёмких работ, облегчению и дальнейшему оздоровлению условий труда;
- дальнейшему развитию рационализации и изобретательства;
- экономии топлива, материалов, запасных частей и электроэнергии;
- снижению себестоимости продукции, росту доходов депо и устранению всех потерь, имеющихся в депо;
- ускорению оборачиваемости оборотных средств, ликвидации сверхплановых запасов, ненужных, неходовых материалов и запасных частей и другие.
В плане указываются сроки осуществления мероприятий и лица, отвечающие за их реализацию.
О балансе доходов и расходов депо будет сказано ниже в § 3.
Источник: lokomo.ru