«Среди деления вещей, или имуществу главное место в своем значении в гражданском обороте занимает, бесспорно, деление их на недвижимые и движимые… Значение этого деления настолько велико, что оно сказывается во всех областях права гражданского».[9]
Недвижимые вещи (недвижимое имущество, недвижимость) – земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (и. 1 ст. 130 ГК РФ).
К недвижимым вещам также относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Голая правда про здания под снос
Как уже отмечалось во введении к настоящему учебному пособию, определение, которое представлено в п. 1 ст. 130 ГК РФ, не в полной мере отражает все признаки, которыми должен обладать тот или иной объект, чтобы он мог быть квалифицирован в качестве недвижимого. Комплексный анализ действующего законодательства и судебной практики позволяет выделить следующие необходимые признаки недвижимого имущества, которые присущи большему количеству объектов, признаваемых в качестве недвижимых.
А. Прочная связь с землей. В соответствии с нормами гражданского законодательства объекты относятся к недвижимости по своим физическим свойствам, то есть имеют прочную связь с землей, и перемещение объекта невозможно без несоразмерного ущерба его назначению[10].
Прочная связь с землей должна быть как фактической, так и юридической.
Фактическая связь с землей (с учетом положений ст. 130 ГК РФ) – наличие технологической связи между объектом и земельным участком, утрата которой наносит несоразмерный ущерб назначению данного объекта.
Судебная практика, например, Определение Верховного Суда РФ от 20.10.2014 № 305-ЭС14—1315, в котором согласно отчету эксперта (ЗАО «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл»), следующие объекты: отдельное стоящее здание общей площадью 535 кв. м., имеющее свайный фундамент с монолитной плитой ростверка, стенами подвала из монолитного железобетона; ограда со стороны Успенского переулка, а также «Домик» поста охраны, имеющие фундаменты из монолитного железобетона, стены и колонны из кирпича строительного с отделкой, были признаны в качестве самостоятельных объектов недвижимого имущества.
По Определению ВАС РФ от 30.06.2014 № ВАС-7658/14 по делу № А41-32622/12 не будут объектом недвижимого имущества торговый павильон и площадка при нем, т. к. представляют собой легковозводимые конструкции, легкие сборно-разборные сооружения в соответствии с экспертным заключением[11].
Почему произошло землетрясение в Турции | Дома падают | Кто помогает | Что будет дальше?
Можно сделать вывод, что определение наличия или отсутствия фактической связи того или иного объекта с землей, определение ее технологической прочности возможно по данным технических заключений (описаний), фотосъемки, судебно-строительной экспертизы, а также руководствуясь характеристикой естественных свойств объекта, находящих свое отражение в технической информации БТИ[12], в кадастровом паспорте объекта.
Еще одной составляющей фактической связи объекта с земельным участком является наличие необходимого достаточного набора постояннодействующих (стационарных) коммуникаций, который бы позволил использовать соответствующий объект по его назначению[13].
Например, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 19.06.2008 г. по делу № А17-4494/2007 одним из доказательств невозможности признания объекта недвижимым имуществом является отсутствие стационарных коммуникаций.
Если речь заходит о коммуникациях, которые могут выступать достаточным признаком для квалификации того или иного объекта в качестве недвижимого имущества, необходимо учитывать месторасположение объекта и его целевое назначение.
Например, для того чтобы оценить жилое помещение как благоустроенное и пригодное для проживания, кроме электричества, достаточно наличия печного отопления, если это допустимо с учетом климатических условий, условий конкретного населенного пункта, или следует учитывать наличие центрального теплоснабжения из муниципального жилищного фонда.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), сказано, что жилое помещение с печным отоплением является благоустроенным применительно к уровню благоустройства центральным теплоснабжением муниципального жилищного фонда, который достигнут только в 24,74% жилых помещений.
Юридическая связь с землей – наличие определенных законом особенностей создания недвижимого имущества (необходимость получения разрешений на строительство и проведение реконструкции с расширением), оборота недвижимости (например, запрещающих обособленное распоряжение участками и расположенными на них постройками; предопределяющих следование принадлежащего собственнику постройки права пользования участком за постройкой; устанавливающих механизмы выкупа и получения в аренду земельных участков, занятых зданиями и находящихся в государственной и муниципальной собственности; предусматривающих последствия прекращения прав на земельный участок, принадлежавших собственнику постройки)[14].
Необходимость соблюдения требований юридической связи в первую очередь проявляется при рассмотрении вопросов о самовольной постройке[15].
Следует учитывать, что только при наличии обеих форм связи (и юридической, и фактической) можно говорить о наличии данного признака недвижимого имущества – «прочная связь с землей».
В случае нарушения данного подхода возможны следующие неблагоприятные последствия (в зависимости от отсутствия той или иной составляющей):
Б. Признак капитальности. В преобладающем большинстве дел, возникающих по поводу рассмотрения того или иного объекта в качестве недвижимости, возникает вопрос о его капитальности. В действующем законодательстве нет четкого определения понятия «капитальность».
В пункте 10 ст. 1 ГрК РФ представлен примерный перечень вещей, которые относятся к объекту капитального строительства, но не указаны признаки, которыми должны обладать те или иные объекты, чтобы их можно было квалифицировать в качестве объекта капитального строительства.
Объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В юридической литературе раскрывается понятие капитального строительства как процесса создания и реконструкции основных средств путем проведения строительных работ; одна из основных форм использования капитальных вложений, инвестиций.[16]
Для признания объекта недвижимым необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил. Этот признак тесно связан с «юридической связью с землей», но если при рассмотрении первого признака акцент делается на рассмотрении недвижимости в обороте и определении степени ее оборотоспособности, то в случае определения признаков капитальности речь идет о соблюдении (фактически или юридически) требований, характеризующих возведение того или иного объекта как процесса создания недвижимого имущества от «идеи» до ее материального воплощения.
Судебная практика. Определение ВАС РФ от 23.07.2013 № ВАС-9767/13 по делу № А42-4761/2011 при определении автоподъезда в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества судом было установлено следующее: имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью лишь в том случае, если оно создано как объект недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил на земельном участке, предоставленном именно под строительство объекта недвижимости. Более того, помимо неразрывной связи с землей, объект недвижимости должен иметь самостоятельное функциональное назначение.
Покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов, используемое для подъезда, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится.
Подъезд обычно используется совместно со зданиями, строениями или сооружениями, дополняет их полезные свойства при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности собственником зданий и сооружений.
Документов, подтверждающих возведение спорного объекта как самостоятельного объекта недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства именно такого рода объекта, в материалах дела не представлено.
Законодатель отводит особое место регламентации всего процесса строительства зданий, строений и сооружений, поэтому в градостроительном законодательстве отражен перечень самостоятельных этапов строительной деятельности: инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, государственная экспертиза проектной документации, выдача разрешения на строительство, осуществление строительства, строительный контроль, государственный надзор, выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию[17].
При этом, исходя из содержания и. 2 ст. 51 ГрК РФ, можно прийти к выводу о том, что указанный процесс относится не только к строительству, но и к деятельности, связанной с реконструкцией объектов недвижимости.
Законодатель в п. 1 ст. 51 ГрК РФ приводит определение понятия «разрешение на строительство».
Разрешение на строительство – документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 16 ст. 51 и ч. 12 ст. 55 ГрК РФ и пи. 5.2.4, 5.2.5 и. 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1038, приказом Минстроя России от 19 февраля 2015 г. № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» (Зарегистрировано в Минюсте России 9 апреля 2015 г. № 36782) установлена соответствующая форма разрешения на строительство. Таким образом, разрешение на строительство — это бланк, требующий четкого заполнения в соответствии с инструкциями, утвержденными данным приказом[18].
В соответствии с Градостроительным законодательством разрешение на строительство необходимо в следующих случаях (табл. 2).
Пункт 7 ст. 51 ГрК РФ устанавливает исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок (например, договор аренды, договор безвозмездного пользования, ненормативный акт о наделении земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования либо договор о предоставлении права постоянного (бессрочного) на земельный участок, договор купли-продажи земельного участка, договор дарения, свидетельство о праве на наследство и др.);
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ), органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, – указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта – реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории. Новая форма градостроительного плана земельного участка, утверждена Приказом Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2017 №46880). Начало ее применения с 1 июля 2017 года;
Случаи и порядок выдачи разрешений на строительство
3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ;
4.1) заключение, предусмотренное частью 3.5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, в случае использования модифицированной проектной документации;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, – соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;
6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
Следует обратить внимание на и. 6.2 – вне зависимости от формы управления, выбранного собственниками помещений в многоквартирных домах (непосредственное управление, управляющая компания, создание ТСН, ТСЖ, предусмотренных ч. 2 ст. 161 ЖК РФ), решение вопроса об уменьшении площади общего имущества относится к компетенции общего собрания при 100%-ном одобрении всеми собственниками помещений в многоквартирных домов.
В случае, если застройщик имеет намерение осуществить строительство, реконструкцию (далее – строительство) архитектурного объекта (здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта), для строительства которого требуется разрешение на строительство, он также обязан иметь архитектурный проект (архитектурный проект – архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-эпидемиологические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора), выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием (ст. 3 ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).
При этом необходимо иметь в виду, что и. 9 ст. 51 ГрК РФ устанавливает иной порядок получения разрешения на строительство и реконструкцию объектов индивидуального жилищного строительства, возлагая на застройщика обязанность по представлению следующих документов: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства; 4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает его описание в текстовой форме и графическое описание:
При этом в соответствии с и. 17 ст. 51 и ст. 49 ГрК РФ, Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 №624 (ред. от 14.11.2011) «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,
2) строительства объектов капитального строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства, например, жилого дома (Определение Верховного Суда РФ от 17.08.2016 № 77-КГ 16-4);
3) строительства объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей);
4) жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
5) многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
6) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
7) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
8) капитального ремонта объектов капитального строительства;
9) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
10) в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Судебная практика: «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4 (2016)»(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) – в соответствии с ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса Краснодарского края не требуется получение разрешения на строительство объектов капитального строительства, строящихся в целях исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 м в городах и поселках городского типа и не более 500 м в сельской местности.
Признак капитальности объекта также подтверждается целевым назначением земельного участка (например, под эксплуатацию здания/сооружения, для строительства недвижимого имущества и др.).
Апелляционное определение Омского областного суда от 05.02.2014 по делу № 33—716/2014 – в удовлетворении исковых требований о выдаче разрешения на строительство жилого дома отказано правомерно, так как при строительстве на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства, получения разрешения, предусмотренного ч. 1 ст. 51 ГрК РФ, в силу прямого указания закона не требуется.
С. Признак индивидуальной определенности.
Индивидуальная определенность – совокупность фактических (технических) и юридических признаков, характеризующих определенную вещь.
Из этого определения следует, что недвижимость — это всегда индивидуально-определенная вещь, то есть материальный объект, обладающий индивидуальными техническими и юридическими признаками.
Фактические (технические) признаки (в зависимости от вида недвижимой вещи), например:
• для земельного участка – площадь, адресные ориентиры, наличие водных объектов, многолетних насаждений, зданий, сооружений,
иных объектов на поверхности, под поверхностью земельного участка и др;
• для зданий (сооружений, объектов незавершенного строительства) – год постройки, площадь, адресные ориентиры, этажность, материал несущих конструкций, наличие или отсутствие коммуникаций и др.
Фактические (технические) признаки отражаются в технической документации, например, в техническом или кадастровом паспорте.
Юридические признаки — ограничения и обременения прав на соответствующий объект недвижимого имущества.
Например, арест, аренда, сервитут, залог, право проживания, ссуда, рента, завещательный отказ и др. Ограничения прав и обременения объектов недвижимости могут быть установлены как в силу договоров, так и в силу закона. Так, ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в ст. 47.1 предусматривает: ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1-3 статьи 47.3 данного Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 вышеуказанного Федерального закона (далее – требования в отношении объекта культурного наследия).
Судебная практика. Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 № 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем» (п. 2): согласно положениям ст. 554 ГК РФ для индивидуализации предмета договора купли-продажи недвижимого имущества достаточно указания в договоре кадастрового номера объекта недвижимости (при его наличии).
Если сторонами заключен договор купли-продажи будущей недвижимой вещи, то индивидуализация предмета договора может быть осуществлена путем указания иных сведений, позволяющих установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору (например, местонахождение возводимой недвижимости, ориентировочная площадь будущего здания или помещения, иные характеристики, свойства недвижимости, определенные, в частности, в соответствии с проектной документацией).
Судам необходимо учитывать, что такие договоры должны предусматривать цену продаваемого имущества, которая может быть установлена за единицу его площади или иным образом (п. 3 ст. 555 ГК РФ).
В случае если в тексте договора купли-продажи недвижимой вещи недостаточно данных для индивидуализации проданного объекта недвижимости, однако они имеются, например, в акте приема-передачи, составленном сторонами во исполнение заключенного ими договора, то такой договор не может быть признан незаключенным.
D. Самостоятельное целевое назначение — это возможность использования объекта отдельно от иных объектов недвижимого имущества, то есть объект не должен обладать признаками благоустройства (улучшения качества) иного объекта недвижимого имущества, и отсутствуют признаки его самостоятельного назначения.
Несколько позиций, высказанных Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» отмечено: замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (п. 1 ст. 133 ГК РФ).
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 17 января 2012 г. № 4777/08 в соответствии со ст. 2 ФЗ «О мелиорации земель» дано следующее определение мелиоративной системы – это комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
В том же Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 №4777/08 сказано: экспертизой, проведенной в рамках настоящего дела, установлено, что спорные сооружения представляют собой систему открытых проводящих каналов (канавы, выложенные железобетонными лотками) и закрытой осушительной сети, состоящей из асбестоцементных труб различного диаметра, уложенных на глубине 0,9 метра, созданы в целях осушения земель сельскохозяйственного назначения. Сооружения прочно связаны с землей, их перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно), вспомогательное назначение. Таким образом отсутствие самостоятельного назначения, при наличии иных признаков недвижимости – капитальность, прочная связь с землей не является достаточным к признанию такого объекта недвижимым имуществом.
При этом наличие или отсутствие самостоятельного целевого назначения решается самостоятельно судом, т. к. является вопросом правового характера, вследствие чего не может быть поставлен перед экспертом (и. 13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 № 11) и не требует специальных познаний в различных областях науки, техники, искусства и ремесла.
Еще одна точка зрения, представленная в арбитражной практике. В Постановлении Президиума ВАС от 16 декабря 2008 г. №9626/08 затронуты вопросы о правовом обосновании отнесения соответствующих вещей к недвижимым. В частности, вопросы, связанные с индивидуализацией объекта, квалифицирующегося в качестве недвижимого имущества.
В данном случае замощение земельного участка рассматривалось в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества, руководствуясь двумя основными признаками: наличием прав на земельный участок и разрешительной проектной документацией, возможно имело значение, что сама площадка имела значительную протяженность – 8 565,4 кв. метра, а также кадастровый номер. Самостоятельность целевого назначения в данном случае судом не оценивалась. Но данное постановление скорее исключение из правил. Об этом же говорится и в Правовых позициях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: избранные постановления за 2008 год с комментариями: «Оценка этих же фактических обстоятельств дела привела Президиум ВАС РФ к признанию спорного объекта недвижимым имуществом. К сожалению, вопросы о соответствии спорной производственной площадки признакам недвижимости и их оценка высшей судебной инстанцией в Постановлении не затронуты.
Представляется, что подобные объекты в силу многообразия правовых оснований их создания, конструктивных особенностей и других признаков могут относиться как к движимому, так и к недвижимому имуществу, поэтому для судов было бы крайне полезным обоснование Президиумом ВАС РФ своей позиции по данному делу. Изложение высшей судебной инстанцией конкретных ориентиров при разрешении подобных споров могло бы оказать положительное воздействие не только на формирование единообразной судебной практики, но и на создание базы для научного исследования затронутых отношений»[19].
Выводы
Объект признается недвижимым имуществом только, если он обладает всей совокупностью перечисленных признаков либо признается недвижимым имуществом в силу прямого указания федерального закона.
Источник: law.wikireading.ru
Росреестр предлагает изменить понятие недвижимости
Ее «отвяжут» от признака прочной связи с землей, а подсобные постройки и объекты вроде дорожек и заборов будут рассматривать как часть имущественного комплекса, относящегося к основному объекту недвижимости.
Росреестр разработал поправки в Гражданский кодекс, которые корректируют и уточняют понятие «недвижимость». Они призваны ликвидировать выявленные в этой сфере при правоприменении недостатки и пробелы. Законопроект размещен на портале проектов нормативных правовых актов. Его независимая антикоррупционная экспертиза продлится до 11 апреля.
Новелла предлагает считать недвижимостью земельные участки, участки недр, а также расположенные на земле или под ее поверхностью и созданные в результате строительства здания и сооружения, в том числе образованные в результате преобразования других строений. При этом имущество, которое находится на земле исключительно под собственной тяжестью, будет считаться движимым.
Сейчас ст. 130 ГК определяет недвижимые вещи как объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, а также объекты, признаваемые недвижимостью в силу прямого указания закона (воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания). Но на практике перемещение, например, трубопроводов возможно без значительного ущерба, а связь с землей относится и к объектам, которые не имеют самостоятельного значения и входят в имущественные комплексы (к примеру, дорожки и заборы). Временные постройки по признаку прочной связи с землей зачастую относят к недвижимости, хотя этого быть не должно.
В ГК также предлагается внести определение машино-места как предназначенной исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенной части здания, которая не ограничена или ограничена только частично.
Документ уточняет, что нельзя считать объектом незавершенного строительства такой объект, который не предполагает создания фундамента. Такое сооружение можно считать недвижимостью только после завершения строительства.
Вспомогательные постройки, которые не будут отвечать новому определению недвижимости, будут считаться улучшениями земельного участка или других объектов недвижимости (например, жилого дома).
Источник: pravo.ru
Росреестр предложил уточнить понятие недвижимости
В Совфеде считают, что четко прописанные имущественные критерии помогут субъектам при формировании бюджетов
Действующее сегодня в правовом поле ключевое определение недвижимости — прочная связь с землей — нуждается в уточнении, так как позволяет по-разному трактовать формулировку. Не сделав этого, временные и вспомогательные строения по-прежнему можно будет выдавать за недвижимость, что вызывает трудности в гражданском обороте.
Росреестр 30 августа опубликовал на портале проектов нормативных актов проект закона, где дается четкое толкование недвижимости. В Совете Федерации давно призывали четко разграничить движимое и недвижимое имущество, а потому инициативу назвали полезной. В то же время нововведение требует внимательного и всестороннего изучения на предмет того, как оно согласуется с позицией палаты регионов. Эксперты также назвали новацию разумной, так как она позволяет более точно применять налогообложение в отношении различных форм собственности. «Парламентская газета» разбиралась в ситуации.
Выпадающие доходы надо компенсировать
После отмены в 2019 году налога на движимое имущество региональные бюджеты, по разным оценкам, потеряли немало средств, и в ситуацию вмешался Совет Федерации. «По нашим расчетам, объем выпадающих доходов консолидированного бюджета составил более 180 миллиардов рублей, — напомнил «Парламентской газете» первый зампред бюджетного комитета палаты регионов Сергей Рябухин. — И после длительных дебатов Минфин в конце концов с нами согласился, что в зависимости от применяемой ставки — 1,1 или 2,2 процента — цена вопроса от 180 до 360 миллиардов рублей, поэтому нужно находить инструменты возмещения».
Минфин тогда же подготовил расчеты по компенсации выпадающих доходов субъектов, однако вопросы остались. В ноябре прошлого года председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в рамках «Открытого диалога» с министром финансов Антоном Силуановым заявила, что Минфин должен «индивидуально» учитывать выпавшие доходы в том или ином регионе и стараться их компенсировать. А таких регионов, как выясняется, большинство. Глава Комитета верхней палаты по экономической политике Андрей Кутепов сообщил тогда же, что лишь немногие регионы получили стопроцентную компенсацию. И Санкт-Петербург не в их числе, так как потерял на отмене налога 18 миллиардов рублей.
Помимо разночтений при оценке потерь из-за отмены налога, пополнению региональных бюджетов сегодня мешает еще и правовая неопределенность в вопросе, что относить к движимому имуществу, а что — к недвижимому имуществу. А для этого важно внести ясность в сам понятийный аппарат, ранее предлагал глава Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов.
Отсутствие понимания в этом вопросе, по его словам, порождает огромное количество лазеек по уходу от налогообложения. В качестве примера глава комитета ранее приводил предпринимателей, которые покупают себе предметы роскоши, которые оформляются в качестве движимого имущества. Бывает и так, что в одних регионах буровая вышка имеет статус недвижимости, в другом — считается движимым имуществом.
Вспомогательное не недвижимость
Пока на разных экспертных площадках обсуждается возможность возвращения налога на движимое имущество, Росреестр решил прояснить наконец, что такое недвижимость. Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, в настоящее время статья 130 Гражданского кодекса содержит определение недвижимых вещей. Ими признаются объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, а также объекты, признаваемые недвижимостью в силу прямого указания закона (воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания).
При этом не все создаваемые объекты отвечают указанным признакам недвижимости, поскольку некоторые сооружения могут быть перемещены без причинения несоразмерного ущерба их назначению. Например, линейно-кабельные сооружения, трубопроводы. Значительная часть такого имущества не имеет самостоятельного экономического значения, в том числе все вспомогательные и временные сооружения, некоторые здания, не требующие получения разрешения на строительство.
По мнению авторов инициативы, действующее сегодня ключевое определение недвижимости — прочная связь с землей — тоже не выдерживает критики. С одной стороны, затруднительно документально подтвердить это обстоятельство, а с другой — прочную связь с землей можно обнаружить у здания завода, а также сооружений, которые исходя из общих представлений права должны являться улучшениями земельного участка, — дорожки, заборы и временные сооружения.
«Правоприменительная практика усугубляется также отсутствием четкого определения временных и вспомогательных строений, которые по своей правовой природе не должны признаваться объектами недвижимости. При этом из-за наличия у данных строений признака прочной связи с землей зачастую временные и вспомогательные строения относят к объектам недвижимости, что вызывает в последующем трудности в гражданском обороте», — уточнили в Росреестре.
В законопроекте предлагается все эти правовые лакуны устранить.
Также предлагается прописать более четко взаимосвязь между понятиями «объект капитального строительства», «вспомогательное сооружение», применяемыми в Градостроительном кодексе, с основными понятиями, используемыми в гражданском законодательстве («недвижимая вещь», «постройка») и земельном законодательстве («здание», «сооружение»).
Недостатки регулирования подтверждаются и статистическими данными: за последние 20 лет в России было зарегистрировано около 6 тысяч предприятий как объектов прав, в то время как в стране насчитывается 186 тысяч имущественных и производственно-технологических комплексов. Поэтому законопроектом предлагается не признавать предприятие особым объектом недвижимости.
Своевременные поправки
Разработанные Росреестром изменения вносят ясность и дают правильное толкование темы, которой озабочены сенаторы, признал Сергей Рябухин, но следует, по его словам, проанализировать и понять, насколько эти поправки отвечают тем задачам, которые ранее предельно четко сформулировала председатель Совета Федерации.
Оценивая актуальность нововведения, финансовый эксперт Михаил Беляев пояснил «Парламентской газете», что всегда необходима определенность в юридических и финансовых терминах, чтобы было совершенно конкретное и однозначное прочтение той или иной статьи.
«Потому что всегда, когда есть двоякое толкование, это всегда открывает калитку, а то и ворота для всякого рода схем мошенничества и ухода от выполнения нормы. Даже если норма сама по себе может быть вполне разумной, но ее применение из-за отсутствия четкого определения затруднено. А иногда применяется в целях прямо противоположных заявленным», — отметил эксперт.
В любом случае, считает Беляев, приведение к однозначному пониманию, что есть недвижимость, это естественно само по себе большой шаг вперед. При этом эксперт призвал избежать примитивного бухгалтерского подхода, а действовать для насыщения региональных бюджетов предельно осторожно и взвешенно, найдя золотую середину.
Ранее то же самое предлагал сделать и Анатолий Артамонов — обязать предприятия платить налог на движимое имущество, постепенно его повышая по мере устаревания техники, чтобы стимулировать тем самым техническое перевооружение производств.
Источник: www.pnp.ru