Организатор переговоров вправе отказаться от проведения переговоров в любой срок без возмещения участникам убытков . На наш взгляд, организатору целесообразно в данном случае направить участникам извещение об отказе от проведения переговоров
Этап 6. Разрешение споров
1. Результаты переговоров не подведены
Участник направляет жалобу в конкурсную комиссию организатора
Форма: письменная
Срок: до подведения результатов переговоров. Протокол по результатам переговоров руководитель организатора утверждает в течение трех дней после их проведения
Конкурсная комиссия организатора направляет участнику обоснованный ответ на жалобу об ее удовлетворении или отказе в удовлетворении
Форма: письменная:
— за подписью председателя конкурсной комиссии;
— с изложением принятого решения и обоснования мотивов его принятия.
Срок: после оформления протокола по результатам рассмотрения жалобы. Жалоба рассматривается в течение десяти календарных дней со дня ее регистрации
Юрий Дудь как искусный переговорщик // Какие техники переговоров он использует? 16+
Участник обращается с повторной жалобой к организатору (в случае несогласия с решением конкурсной комиссии по первоначальной жалобе)
Сроки: после получения ответа конкурсной комиссии по первоначальной жалобе
Конкретные сроки не установлены
Организатор уведомляет участника о результатах рассмотрения повторной жалобы
Сроки: После рассмотрения жалобы. Организатор рассматривает повторную жалобу в 5-дневный срок со дня ее получения
Форма: письменная
2. Результаты переговоров подведены, но договор не заключен
Участник направляет жалобу организатору
Срок: в течение пяти календарных дней со дня получения участником письменного сообщения о результатах проведения переговоров
Порядок: не установлен
Организатор принимает решение по жалобе
Сроки: жалоба рассматривается в течение десяти календарных дней со дня ее получения
Организатор принимает одно из следующих решений :
— о признании недействительными результатов проведенных переговоров и назначении повторных переговоров;
Источник: ilex.by
Проведение процедур переговоров в строительстве
Порядок размещения заказов при закупках работ, услуг и товаров для строительства регулируется «Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов» (далее – «Положение о торгах»), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 №235 «Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов». Для размещения таких заказов указанное Положение предусматривает две процедуры: подрядные торги и переговоры.
Порядок проведения процедур переговоров в строительстве.
7 заблуждений закупщиков о переговорах
Процедуры переговоров в строительстве применяются уже достаточно длительный срок, однако у субъектов хозяйствования продолжают возникать вопросы о практике их проведения. В данной статье мы рассмотрим примерный порядок проведения таких процедур.
Основным документом, регулирующим порядок размещения заказов в сфере строительства является «Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов» (далее – «Положение о торгах»), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 №235 «Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов». Порядок проведения процедуры переговоров регулируется главой 11 данного Положения.
Для проведения процедуры переговоров заказчику, в обязательном порядке, необходимо предварительно подготовить проектно-сметную документацию или техническое задание, обосновывающие размещение заказа. В соответствии с частью второй пункта 65 Положения о торгах техническое задание должно содержать:
— наименование, перечень, количество (объем) и стоимость выполняемых работ, оказываемых услуг и поставляемых товаров;
— технические, технологические, конструктивные или другие потребительские показатели и характеристики работ, услуг и товаров.
После подготовки проектно-сметной документации или технического задания заказчик обязан осуществить ряд функций, определенных пунктом 64 Положения о торгах.
В первую очередь заказчику необходимо принять соответствующее решение о размещении заказа на основе переговоров. Такое решение может быть оформлено, например, приказом руководителя заказчика, либо иного уполномоченного на то лица. Решение заказчика может оформляться и любым иным соответствующим документом. Например, это может быть распоряжение руководителя или задание на проведение процедуры переговоров. Своим решением заказчик должен также определить дату проведения переговоров, порядок извещения претендентов, а также уполномоченное лицо или комиссию, ответственных за проведение переговоров, и их полномочия.
На практике в организациях регулярно проводящих процедуры переговоров в строительстве, как правило, издается приказ о создании постоянно действующей комиссии, осуществляющей такие процедуры, либо назначается одно или несколько лиц, уполномоченных на их проведение. Этим же приказом, уполномоченным на проведение переговоров лицам и комиссиям, предоставляются соответствующие полномочия, в том числе, как правило, право принимать решение о выборе наилучшего предложения.
После назначения лиц, уполномоченных на проведение процедуры переговоров заказчику необходимо определить перечень приглашаемых претендентов. При выборе приглашаемых претендентов, следует учитывать не только нормы Положения о торгах, но и Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2008 года № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее – «Указ № 618»). В соответствии с пунктом 4 данного Указа, на государственные закупки товаров, работ и услуг, осуществляемые при строительстве объектов, не распространяется только действие пункта 3 Указа. Прочие же его нормы регулируют, в том числе, и проведение подрядных торгов и переговоров в строительстве, если их финансирование полностью или частично осуществляется за счет бюджетных и приравненных к ним средств.
Во исполнение требований Указа №618 Советом Министров Республики Беларусь было принято постановление от 20 декабря 2008 года № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» (далее – «Постановление № 1987»). Соответственно, при размещении заказов в сфере строительства, следует учитывать, что пункт 2 Постановления №1987 также распространяется на государственные закупки товаров, работ и услуг в строительстве. Особое внимание, в данном случае, следует обратить на норму подпункта 2.3. пункта 2 данного Постановления. В соответствии с данной нормой государственные закупки за счет бюджетных средств могут осуществляться только у поставщиков, являющихся производителями товаров, а также их официальных торговых представителей, реализующих товары в соответствии с договорами (соглашениями) с этими производителями. У иных организаций и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, государственные закупки товаров осуществляются в установленном порядке по решению руководителя (уполномоченного им заместителя) заказчика, только в случаях отсутствия предложений от производителей или их официальных представителей либо отказа таких лиц от участия в процедурах закупок или от заключения договоров на государственные закупки.
После того, как заказчик определил перечень приглашаемых претендентов, ему следует направить известным ему потенциальным претендентам приглашения к участию в переговорах. Одновременно с направлением приглашения заказчик может направить им проектно-сметную документацию или техническое задание, а также при необходимости иные документы, включая проект договора. Однако на практике, как правило, указанные документы предоставляются не всем приглашаемым претендентам, а только тем из них, кто выразил согласие участвовать в процедуре. Кроме того, не является для заказчика обязательным требованием и направление претендентам проекта договора. Достаточно часто такой проект представляется заказчику самим подрядчиком (исполнителем, поставщиком) выбранным по результатам процедуры переговоров.
Переговоры могут проводиться заказчиком различными способами. Это могут быть как встречи с претендентами и устное обсуждение условий предложенного договора, так и обмен письменными или электронными документами. Однако необходимо иметь в виду, что в соответствии с пунктом 67 Положения о торгах претендент обязан представлять свои предложения в соответствии с требованиями, изложенными в приглашении к участию в переговорах. Таким образом, в приглашении заказчику следует указать каким способом и в каком виде претендент должны представить свои предложения. После окончания переговоров заказчик проводит оценку полученных предложений претендентов и принимает решение о результатах процедуры.
Не редко встречаются случаи, когда по результатам проведенной процедуры переговоров, заказчик получает предложение только от одного претендента. В отличие от подрядных торгов, где для признания процедуры состоявшейся необходимо участие как минимум двух претендентов, пункт 63 Положения о торгах допускает участие в переговорах, как нескольких, так и только одного претендента. Соответственно, в случае если в ответ на направленные нескольким претендентам приглашения было получено предложение только от одного из них, заказчик вправе провести с данным претендентом переговоры и заключить с ним договор. Аналогично разрешается ситуация и когда в результате проведенных переговоров только один из претендентов представил надлежащее предложение. В этом случае переговоры также могут быть признаны состоявшимися.
Как было сказано выше, нормы Указа №618, за исключением пункта 3, распространяются на все государственные закупки, независимо от того осуществляются ли они в строительстве или в других сферах. В связи с этим необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство.
Пунктом 9 Указа № 618 при осуществлении государственных закупок не допускается изменение условий договора на государственную закупку, которое влечет дополнительное расходование бюджетных и приравненных к ним средств либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества, если иное не предусмотрено в актах Президента Республики Беларусь, законах Республики Беларусь и постановлениях Совета Министров Республики Беларусь. Советом Министров были установлены случаи, когда допускается изменение условий договоров на государственные закупки. Так, например, подпунктом 2.1. пункта 2 Постановления № 1987 установлено, что заказчик, в ходе проведения процедуры государственной закупки, вправе в пределах выделенных ему бюджетных средств, увеличивать (уменьшать) до 10 процентов объем данной закупки. Той же нормой, заказчику предоставлено право изменять стоимость закупки, указанную в договоре. Однако, как указано в данном пункте, действие данной нормы не распространяется на закупки при строительстве, в том числе ремонте, реконструкции, реставрации зданий, сооружений, их комплексов, изменении их функционального назначения, внешнего облика и интерьеров, сносе существующих строений, благоустройстве.
В данном случае заказчику и подрядчику (поставщику, исполнителю) следует руководствоваться пунктом 33 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23.12.2005 №33 «О некоторых вопросах рассмотрения споров, вытекающих из договора строительного подряда». В соответствии с данной нормой согласованные в процессе процедуры переговоров, существенные условия договора не могут быть изменены, в том числе и по соглашению сторон. При этом последствием несоблюдения указанных требований законодательства, может быть установление факта ничтожности соглашения сторон о внесении изменений в условия договора.
В отношении же изменения цены договоров, заключенных по результатам подрядных торгов или переговоров в строительстве, вне зависимости от источников их финансирования, Совет Министров установил специальные нормы, регулирующие изменение цены таких договоров. Пунктом 11 Положения о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов (далее – «Положение о порядке формирования цены»), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 № 235, установлено, что договорная цена корректируется в следующих случаях:
— внесения в установленном порядке изменений в проектно-сметную документацию;
— изменения налогового законодательства;
— изменения стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с учтенной в договорной цене (с согласия заказчика);
— изменения прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке.
Таким образом, с учетом вышеуказанной нормы пункта 72 Положения о торгах, после заключения договора по результатам процедуры переговоров в строительстве, цена договора может быть изменена только в случаях предусмотренных пунктом 11 Положения о порядке формирования цены.
Безусловно, процедура переговоров в строительстве значительно проще, чем подрядные торги. Тем не менее, для ее проведения заказчику необходимо оформить как минимум два документа: распоряжение о проведении процедуры переговоров и протокол по их результатам. Кроме того, заказчик обязан определить перечень приглашаемых претендентов. Такой перечень может быть оформлен как отдельным документом, так и содержаться в тексте распоряжения. Одним из примеров оформления документов при проведении процедуры переговоров могут быть приведенные ниже формы приказа и протокола.
Примерная форма приказа
О размещении заказа на _______________________________
(наименование предмета заказа)
на основе переговоров
1. В соответствии с пунктом 10 Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 №235 «Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов» провести процедуру переговоров для выбора подрядчика на _________________________
(наименование предмета заказа)
2. Процедуру переговоров провести в период с ___________ по _____________.
3. Назначить ответственным за проведение переговоров _____________________________
(должность Ф.И.О. ответственного лица или наименование конкурсной комиссии)
4. _____________________________________________ определить перечень претендентов
(должность Ф.И.О. ответственного лица или наименование конкурсной комиссии)
для участия в переговорах и направить им по почте приглашения.
5. Направить претендентам, выразившим желание участвовать в переговорах, техническое задание и проект договора.
6. Предоставить _______________________________________________________________
(должность Ф.И.О. ответственного лица или наименование конкурсной комиссии)
полномочия на проведение переговоров с претендентами, получение и оценку представленных ими предложений, выбор победителя переговоров.
7. _____________________________________________ составить протокол по результатам
(должность Ф.И.О. ответственного лица или наименование конкурсной комиссии)
проведения переговоров и представить его на утверждение директору организации.
______________________________ _________________ ___________________
Наименование должности руководителя организации Подпись Расшифровка подписи
Источник: www.lcb.by