МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по процедуре подрядных торгов
РАЗРАБОТАНЫ АО»ЦНИИпроект» (канд. экон. наук А.С.Граблев — научный руководитель, кандидаты техн. наук Р.Б.Шакиров, Б.И.Тихонов, Н.В.Мякошин, И.Ю.Хурумова, Ю.В.Пахомова).
1. Общие положения
1.3. Методические рекомендации являются практическим пособием, не носят директивный характер и призваны способствовать созданию профессиональных норм и правил во взаимоотношениях между участниками процедуры подрядных торгов.
1.4. Процедура подрядных торгов является составной частью процесса по подготовке, организации, проведению и регулированию последствий подрядных торгов на выполнение всего комплекса работ и оказание услуг, связанных со строительством новых, расширением, реконструкцией, техническим перевооружением и ремонтом действующих объектов на территории Российской Федерации.
В Рекомендациях описание процедуры проведения подрядных торгов приведено в рамках общего анализа вышеуказанного процесса.
ТЕНДЕРЫ и ГОСЗАКУПКИ для начинающих за 10 мин. Правки 2020. Госзакупки с нуля. Тендеры в перевозках
В дополнение к терминологии, приведенной в Положении о подрядных торгах в Российской Федерации, в данных Рекомендациях используются следующие термины:
процесс — совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Процесс проведения подрядных торгов — совокупность взаимосвязанных последовательных процедур, направленных на конкурсное размещение подряда (услуг), путем квалифицированного отбора достойного исполнителя из многочисленных претендентов.
Организационно процесс состоит из ряда последовательных этапов, при выполнении которых осуществляется достижение заданных целей, например, подготовительный, проведение подрядных торгов, оценка конкурсных предложений и выявление победителя, подписание контракта;
процедура — взаимосвязанная последовательность действий, ориентированных на выполнение работы или услуги. Процедура имеет адресный характер, т.е. конкретных исполнителей, и протекает в определенные интервалы времени;
банковская гарантия — обязательство, выданное банком в письменной форме по просьбе клиента банка бенефициару — организатору торгов (заказчику), согласно которому банк обязуется в случае ненадлежащего исполнения клиентом условий торгов произвести в пользу бенефициара платеж в пределах суммы и сроков, указанных в гарантийном обязательстве;
консультант — организация, привлекаемая тендерным комитетом для методического обеспечения торгов, подготовки тендерной документации, проведения систематизации и предварительного анализа тендерных предложений. В качестве консультантов могут привлекаться физические лица или специализированные инженерно-консультационные организации, в том числе проектные, имеющие лицензии на необходимые виды деятельности.
2. Общий анализ процесса проведения подрядных торгов
2.1. Одной из первых проблем, возникающих при организации и проведении подрядных торгов, является разработка организационной схемы процесса их проведения.
Формирование этой схемы желательно начинать еще до окончательного решения о проведении торгов, т.е. на стадии прогнозирования строительства требуемого объекта.
Выполнение этой работы полезно во всех отношениях, так как она позволяет лучше подготовиться к проведению торгов, провести их в кратчайшие сроки и получить положительный результат.
2.2. Общая типовая схема технологического процесса проведения подрядных торгов, которая получена в результате его системного анализа, приведена на рисунке.
На рисунке процесс разбит на ряд последовательных этапов, состоящих из набора процедур. Реализация процедур каждого этапа характеризуется качественными изменениями в процессе. Например, завершение подготовительного этапа позволяет организовывать и проводить торги, окончание этапа проведения подрядных торгов, оценки конкурсных предложений и выявление победителя означают, по-существу, что торги завершились и начинается новый этап — этап подготовки и заключения контракта между победителем торгов и заказчиком.
2.3. Общая схема процесса подрядных торгов позволяет проследить процесс взаимодействия участников торгов по выполнению тех или иных работ, определенных в соответствующих процедурах.
Анализ организационной схемы выявляет также функциональные задачи, выполняемые каждым участником в процессе проведения торгов, их последовательность и сроки выполнения. Приведенная на рисунке схема носит общий характер, на ней отсутствует временная ось. Однако при разработке аналогичной схемы для реального объекта и конкретного предмета торгов временная ось может быть проведена (на рисунке она показана пунктирной линией), и тогда данную схему можно рассматривать как модель процесса, протекающего в реальном масштабе времени.
2.4. Общий методический подход при определении перечня процедур процесса и их содержания связан с подготовкой и реализацией решения. Это позволяет определить управленческие решения всех участников торгов на разных этапах их проведения.
3. Участники торгов
3.1. Заказчик — лицо, для которого строится, реконструируется или переоснащается объект.
На момент принятия решения о проведении подрядных торгов заказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами (или правом распоряжаться ими в необходимый период времени), подтвержденными соответствующими финансовыми документами, например кредитным договором, банковской справкой, постановлением исполнительного органа государственной власти.
Заказчик обязан иметь статус официального юридического или физического лица с соответствующей регистрацией и с правом осуществления функций заказчика.
При проведении торгов заказчик осуществляет следующие функции:
назначает организатора торгов;
контролирует работу и участвует в работе тендерного комитета через своего представителя;
устанавливает окончательные условия контракта и заключает его с победителем.
3.2. Организатор торгов — лицо, которому заказчиком поручено проведение торгов.
Организатор торгов обязан иметь статус юридического лица и лицензию на право проведения торгов.
В качестве организатора торгов могут выступать специализированные на проведении подрядных торгов организации и учреждения независимо от форм собственности.
Организатор торгов осуществляет следующие функции:
подготавливает документы для объявления торгов, публикует объявление или рассылает приглашения;
формирует тендерный комитет;
направляет и контролирует деятельность тендерного комитета и привлекаемых инженерно-консультационных организаций по подготовке тендерной и другой необходимой документации;
собирает и анализирует оферты;
утверждает результаты торгов;
рассматривает апелляции на решение тендерного комитета;
несет все расходы по подготовке и проведению торгов.
3.3. Тендерный комитет — постоянный или временный орган, создаваемый заказчиком или организатором торгов для их проведения.
Тендерный комитет — коллегиальный орган, сформированный организатором торгов из своих представителей, представителей заказчика (инвестора), а также экспертных и консультационных организаций. В состав тендерного комитета могут привлекаться представители Госстроя России и Межведомственной комиссии по подрядным торгам при Госстрое России.
Тендерный комитет является рабочим органом. Он осуществляет прием, вскрытие и оценку представленных тендерных предложений, определяет победителя торгов.
Как рабочий орган, он может образовать в своем составе или с привлечением других специализированных фирм секретариат и различные подкомиссии для решения конкретных задач в рамках процесса проведения торгов.
Тендерный комитет осуществляет следующие основные функции:
собирает заявки на участие претендентов в предварительной квалификации, а также регистрирует и хранит конкурсные предложения и другую входящую документацию;
оформляет все необходимые документы, обеспечивающие подготовку и проведение торгов;
разрабатывает тендерную документацию или заказывает ее разработку инженерно-консультационной организации;
разрабатывает документацию по предварительной квалификации (или заказывает ее разработку);
проводит заседания согласно утвержденному регламенту и оформляет их протоколами;
определяет победителя торгов и предоставляет протокол на утверждение заказчику (организатору торгов);
рассматривает споры между участниками торгов, а также претензии участников к тендерному комитету в первой инстанции.
Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает регламент своей работы и утверждает регламенты работы своих подразделений.
3.4. Претендент — организация, фирма, консорциум (отечественный или международный), под чьим именем подана заявка.
К подрядным торгам допускаются претенденты независимо от форм собственности, обладающие опытом проведения работ или услуг, зарегистрированные на территории Российской Федерации и выразившие в письменном виде согласие участвовать в торгах на предложенных условиях.
3.5. Оферент — претендент, приславший тендерное предложение (оферту), подкрепленное банковской гарантией, содержащее согласие оферента участвовать в торгах на условиях, изложенных в тендерной документации. Он может также прислать встречное предложение (альтернативный вариант), повышающее эффективность выполнения подряда.
4. Процедура процесса подрядных торгов
4.1. Процедуры подготовительного этапа охватывают весь перечень работ от принятия решения на проведение торгов, создание рганизационной структуры участников торгов, разработкутендерной документации до определения претендентов и рассылки им тендерной документации.
4.1.1. Принятие решения о назначении и времени проведения подрядных торгов осуществляется заказчиком, который, являясь собственником объекта или обладая правом распоряжения собственностью (средствами) или оперативного его управления (ведения), принимает решение об организации и проведении подрядных торгов путем издания официального распорядительного документа в форме, принятой в организации заказчика, например приказ, постановление, распоряжение и т.д. В этом документе заказчик определяет подразделение в его организации, которому он поручает выполнение функций организатора торгов и назначает лицо, ответственное за эту работу.
Функции организатора торгов заказчик может поручить одной из специализированных фирм, имеющей лицензию на этот вид деятельности. В этом случае заказчик заключает договор (контракт) с организацией, которой он поручает выполнение функций организатора торгов. В нем определяются права и обязанности договаривающихся сторон, условия выполнения ими предмета договора.
В общем случае можно рекомендовать, как это в настоящее время осуществлено в ряде регионов России, приказом главы администрации определить фирму, которой поручается работа по подготовке, организации проведения и регулирования последствий торгов на всей территории данного субъекта Федерации. Аналогично можно рекомендовать и для отраслевых министерств и ведомств России.
Финансовые взаимоотношения между заказчиком и организатором торгов регулируются распорядительным документом по организации заказчика, а в случае привлечения специализированной фирмы — соответствующим разделом договора.
Организатор торгов осуществляет оплату всех финансовых расходов деятельности тендерного комитета по подготовке и проведению торгов, а также несет ответственность по всем видам расходов.
4.1.2. В зависимости от объекта и предмета торгов заказчик (или организатор торгов) самостоятельно формирует тендерный комитет, используя собственных специалистов, представителей проектных, научно-исследовательских, инженерно-консультационных и других организаций и отдельных экспертов на основании заключаемых с ними договоров, оформленных в соответствии с действующим законодательством.
Инженерно-консультационная организация может привлекаться тендерным комитетом также для проведения исследований о целесообразности выставления на торги конкретного объекта, подготовки тендерной документации, разработки оферт.
Инженерно-консультационная организация должна иметь лицензии на те виды работ, по которым она привлекается тендерным комитетом, организатором торгов или претендентом.
Одна и та же инженерно-консультационная организация не имеет права сотрудничать в процессе подготовки конкретных торгов одновременно с заказчиком и претендентом.
Официальными периодическими изданиями, в которых публикуются все объявления об открытых торгах, проводящихся на территории Российской Федерации, а также результаты их проведения, являются «Строительная газета» и газета «Развитие».
Объявления об открытых торгах должны содержать:
наименование заказчика и организатора торгов;
наименование вида торгов и предмета торгов;
краткую характеристику места строительства;
ориентировочный объем и сроки выполнения работ;
условия исполнения контракта, необходимость учета ряда ограничений;
адрес, сроки, условия приобретения и другие сведения для получения тендерной документации;
срок представления оферт.
Объявления о торгах должно быть произведено за 2-6 мес. до срока представления оферт.
При проведении закрытых торгов сообщение о предварительной квалификации содержится в приглашениях, направляемых по решению организатора торгов или тендерного комитета непосредственно в адрес потенциальных претендентов.
Источник: docs.cntd.ru
9.2. Порядок проведения подрядных торгов в строительстве
Если заказчик принял решение проводить торги собственными силами, то он образует тендерный комитет, Всю основную работу по организации проведения торгов проводят тендерные комитеты, которые:
— подготавливают и публикуют объявление о торгах;
— подготавливают другую тендерную документацию;
— распространяют тендерную документацию по претендентам, проводят ознакомление с ней и разъяснение;
— осуществляют прием, хранение и оценку заявок (оферт) на участие в торгах;
— осуществляют процедуру проведения торгов и ее оформление; определяют победителя торгов или принимают другие решения по результатам торгов и представляют их на утверждение заказчику;
— составляют отчеты по результатам торгов, а по крупным подрядам публикуют отчеты в средствах массовой информации.
В объявлении о торгах содержатся следующие сведения:
— наименование заказчика и организатора торгов; предмет и вид торгов;
— краткая характеристика места строительства; ориентировочный объем и сроки выполнения работ; условия исполнения договора, перечень и параметры учитываемых ограничений;
— адрес, сроки, условия приобретения и другие сведения, необходимые для приобретения тендерной документации; срок предоставления участниками торгов оферт; сроки проведения торгов и объявления их результатов.
Тендерная документация представляет собой комплект документов, которые содержат:
— общие сведения об объеме и предмете торгов;
— обязательные показатели исполнения договора подряда, сроков и стоимости строительства или выполнения работ;
— проектную и другую документацию объекта торгов, условия выполнения контракта и др.;
— инструкции участникам торгов по предоставлению документации на участие в торгах, в том числе форму заявки;
— условия включения в участники торгов, сумму оплаты за тендерную документацию;
— инструкции по содержанию оферт и другие инструкции оферентам;
— условия и порядок проведения торгов; проект договора подряда.
Для участия в торгах претенденты обязаны представить в тендерный комитет заявку на участие, оферту и сделать первый установленный тендерным комитетом денежный взнос (задаток) за участие в них.
Оферта — это документ, содержащий предложение заключить договор подряда на выполнение работ в соответствии с объявленными торгами на условиях, определенных в тендерной документации.
После принятия оферт к рассмотрению тендерный комитет организует их экспертизу по содержанию предложений претендентов и назначает дату объявления результатов проведения торгов, которая не может быть позднее шести месяцев со дня вскрытия внутренних конвертов оферт. Практически срок экспертизы и принятия решения по подрядным торгам на строительство колеблется от одного до трех месяцев.
По данным рассмотрения и экспертизы оферт тендерный комитет определяет победителя торгов, что фиксируется протоколом заседания.
Выбор победителя торгов определяется по степени удовлетворения предложений претендентов, содержащихся в офертах, по показателям, определенным в тендерной документации. К таким показателям могут относиться:
предложенная оферентами цена предмета подрядных торгов;
предложения претендента по формам расчетов за выполненные работы и по порядку финансирования и кредитования строительства и материального обеспечения стройки;
предложения претендента по порядку корректировки цены выполняемых работ в связи с инфляционными процессами, изменениями в налогообложении и другими причинами;
показатели, характеризующие заданные заказчиком параметры потребительских качеств зданий и сооружений и качества выполнения строительно-монтажных работ;
показатели, характеризующие сроки выполнения строительно-монтажных работ и возведения зданий и сооружений;
показатели, характеризующие общий организационно-технический уровень производства у претендента, в том числе технический уровень применяемых строительных машин, оборудования и др.;
показатели, характеризующие степень использования строительных конструкций, изделий и материалов местного производства;
степень задействования местных строительных и монтажных организаций при зарубежном претенденте и из других регионов страны;
показатели, характеризующие степень производственной и финансовой надежности претендента;
другие показатели, определяемые как важные для заказчика, местных органов управления.
Победителем торгов признается претендент, предложения которого наиболее полно отвечают показателям и требованиям, определенным в тендерной документации. Если по нескольким офертам имеется равенство голосов, то повышается весомость голоса председателя комитета.
Торги могут быть объявлены тендерным комитетом и не состоявшимися, но только если в комитет не поступило ни одной оферты или все представленные оферты не имеют банковских гарантий.
Результаты проведения торгов подлежат передаче в трехдневный срок после принятия решения тендерным комитетом заказчику для утверждения.
После принятия решения по результатам проведения торгов оно публикуется в порядке, определенном в тендерной документации.
Заказчик не имеет права вести какие-либо переговоры по предмету подрядных торгов как с его участниками, так и с другими организациями и лицами с момента объявления торгов до момента заключения договора подряда на выполнение работ по нему.
В случае если победитель торгов при заключении договора подряда выдвигает условия его выполнения, не обозначенные в тендерной документации, тендерный комитет по согласованию с заказчиком вправе начать переговоры по заключению договора подряда с претендентом, занявшим в конкурсе второе место.
Источник: studfile.net
Какие бывают торги? Кто такой организатор торгов? Кто может выступать организатором торгов? Обязанности организатора тор
Какие бывают торги? Кто такой организатор торгов? Кто может выступать организатором торгов? Обязанности организатора торгов.
Какие виды и типы торгов бывают?
Существуют следующие виды и типы торгов:
Что такое аукцион? — торги проводимы на повышение от установленной минимальной цены продажи. Виды аукционов:
Открытый аукцион с открытой формой представления предложений о цене — в аукционе могут принимать участие все желающие, в ходе торгов, участники делают ставки неограниченное количество раз согласно шагу аукциона и видят ставки других участников;
Открытый аукцион с закрытой формой представления предложений о цене — в данном виде аукциона участники торгов делаю ставки на повышение один раз и не видят ставки других участников, шаг аукциона не предусмотрен;
Закрытый аукцион с открытой формой представления предложений о цене – аукцион, к участию в котором допускается определённый круг участников, участники делают ставки неограниченное количество раз согласно шагу аукциона и видят ставки других участников;
Закрытый аукцион с закрытой формой представления предложений о цене — аукцион, к участию в котором допускается определённый круг участников, участники торгов делают ставки один раз и не видят ставки других участников, шаг аукциона не предусмотрен.
Что такое конкурс? — торги, проводимые в виде конкурса, предусматривают возможность участия всем желающим, выполнившим (подписавшим обязательство выполнить) условия конкурса, например сохранить целевое использование здания и находящиеся в нём организации. Виды конкурсов:
Открытый конкурс с открытой формой представления предложений о цене — в конкурсе могут принимать участие все желающие выполнившие условия конкурса. В ходе торгов участники делают ставки неограниченное количество раз согласно шагу аукциона и видят ставки других участников;
Открытый конкурс с закрытой формой представления предложений о цене — в данном виде конкурса могут принимать участие все желающие выполнившие условия конкурса. Участники делают ставки один раз и не видят ставки других участников, шаг аукциона не предусмотрен;
Закрытый конкурс с открытой формой представления предложений о цене – конкурс, к участию в котором допускается определённый круг участников, выполнивших условия конкурса, участники делают ставки неограниченное количество раз согласно шагу аукциона и видят ставки других участников;
Закрытый конкурс с закрытой формой представления предложений о цене – конкурс, к участию в котором допускается определённый круг участников, выполнивших условия конкурса, участники торгов делают ставки один раз и не видят ставки других участников, шаг аукциона не предусмотрен.
Что такое публичное предложение? — торги, при проведении которых устанавливается начальная цена продажи лота, которая постепенно снижается согласно графику снижения до точки отсечения. Один интервал снижения может длиться от одного дня, до месяца, шаг снижения устанавливается организатором торгов. Виды публичного предложения:
Открытые торги посредством публичного предложения — в торгах могут принимать участие все желающие. Торги на снижение от начальной стоимости, согласно шагу по графику снижения. Победителем признаётся участник, сделавший максимальное ценовое предложение, на соответствующем этапе снижения торгов. Участники не видят размер ставки друг друга, могут видеть только количество конкурентов на лот;
Закрытые торги посредством публичного предложения — торги, к участию в которых допускается определённый круг участников, посредством снижения от начальной стоимости, согласно шагу и по графику снижения. Победителем признаётся участник, сделавший максимальное ценовое предложение, на соответствующем этапе снижения торгов. Участники не видят размер ставки друг друга, могут видеть только количество конкурентов на лот.
Что такое Голландский аукцион? — в России это аукцион, в ходе которого вначале объявляется самая высокая (начальная) цена на продаваемый лот, а затем ставки снижаются согласно шагу до минимальной. Как только поступает ценовое предложение от первого покупателя, другие участники желающие приобрести лот могут делать ставки на повышение. Победителем торгов признаётся участник, предложивший максимальную цену. Торги на понижение и повышение проводятся в один день торгов.
Что такое публичный Голландский аукцион? — отличается от голландского аукциона тем, что у публичного торги на понижение могут идти несколько дней/недель/месяцев, после подачи первого ценового предложения у других участников есть шанс перебить ставку сделав своё ценовое предложение выше ставки предыдущего участника, в ограниченный промежуток времени.
Кто такой организатор торгов?
Специализированный профессиональный участник рынка, занимающийся и оказывающий услуги по организации и проведению торгов направленных на реализацию имущества заказчика. В процедурах банкротства им может быть конкурсный управляющий, или привлекаемая для этих целей организация.
Кто может выступать организатором торгов?
В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, специализированная организация и др.
Обязанности организатора торгов по продаже имущества в ходе процедур банкротства.
аудит правоустанавливающих документов продавца;
подготовка и согласование проекта документации (Положения о порядке и сроках продажи имущества, проектов договоров о задатке и договоров купли-продажи и иных документов) в соответствии с актуальными требованиями законодательства;
разработка проекта, согласование и размещение информационных сообщений в ЕФРСБ, СМИ и на электронной площадке;
активный поиск и привлечение максимального количества участников торгов;
ознакомление потенциальных участников торгов с информацией об имуществе, согласование осмотра имущества;
консультирование потенциальных участников торгов о порядке участия в торгах по продаже имущества;
прием заявок от участников торгов;
заключение договоров о задатке и обеспечение поступления задатков от участников торгов
проведение торгов в соответствии с регламентирующими документами;
оформление протоколов об определении участников, о проведении и результатах торгов
консультирование при оформлении договоров купли-продажи;
обеспечение и контроль расчетов между продавцами и покупателями;
подготовка отчетности согласно требованиям законодательства;
формирование пакета документов о результатах торгов для последующего оформления имущества
защита интересов продавца имущества в ходе обжалования торгов в антимонопольном ведомстве или в суде;
юридическое сопровождение на всех этапах проведения торгов.
Источник: www.cian.ru