Проект комплексного освоения территории в целях жилищного строительства

Содержание

| Контакты | Для поиска на текущей странице: «Ctr+F» |

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ

И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

от 24 мая 2007 г. N 141

О ПРОВЕДЕНИИ ОТБОРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ

ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ

ТЕРРИТОРИЙ В ЦЕЛЯХ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

В целях выполнения мероприятий по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2007 г. N 265 «Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 14.05.2007, N 20, ст. 2429) приказываю:

1. Провести отбор экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства в срок с 24 мая по 8 июня 2007 года.

2. Утвердить форму заявки на участие в отборе экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства в 2007 году согласно Приложению N 1.

Подготовка проектов договоров и аукционной документации для комплексного развития территорий

3. Утвердить перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в отборе экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства в 2007 году, согласно Приложению N 2.

4. Заявки и документы согласно пп. 2 и 3 настоящего Приказа представляются в Управление развития рынка доступного жилья (С.В. Баринов).

5. Управлению развития рынка доступного жилья (С.В. Баринов) обеспечить своевременное информирование субъектов Российской Федерации о проведении отбора, прием, регистрацию и хранение заявок и документов, прилагаемых к заявке, на участие в отборе.

6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя Агентства А.С. Старовойтова.

к Приказу Росстроя

от 24.05.2007 г. N 141

НА УЧАСТИЕ В ОТБОРЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ

В ЦЕЛЯХ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В 2007 ГОДУ

наименование юридического лица

представляет на отбор экспериментальных инвестиционных проектов

комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства в

2007 году проект __________________________ (наименование проекта)

со сроком реализации — 200___ — 20___ гг., включающий жилищное

строительство в объеме _______ млн. кв. метров общей площади,

строительство объектов социальной , инженерной и транспортной

____________________________ (наименование субъекта Российской

Федерации) и ________________________ (наименование муниципального

образования) согласовывают представленную заявку

_________________________________ (наименование юридического лица

и проекта) на участие в отборе экспериментальных инвестиционных

проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного

строительства в 2007 году.

юридического лица _______________ _____________________

(подпись, дата) (расшифровка подписи)

Основы реализации проектов в условиях комплексного развития территорий.

местного самоуправления _______________ _____________________

(подпись, дата) (расшифровка подписи)

Федерации _______________ _____________________

(подпись, дата) (расшифровка подписи)

к Приказу Росстроя

от 24.05.2007 г. N 141

ПРИЛАГАЕМЫХ К ЗАЯВКЕ НА УЧАСТИЕ

В ОТБОРЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ

В ЦЕЛЯХ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В 2007 ГОДУ

1. Информационная карта, оформленная в соответствии с Приложением N 1 к настоящему Перечню.

2. Предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности документы территориального планирования, правила землепользования и застройки применительно к территории, предназначенной для комплексного освоения, а при отсутствии правил землепользования и застройки — обязательства соответствующего органа местного самоуправления, предусматривающие утверждение указанных правил не позднее 1 января 2008 г.

3. Правоустанавливающие документы на земельные участки для комплексного освоения, подтверждающие их консолидированность и принадлежность юридическому лицу, осуществляющему реализацию проекта, на праве собственности или ином законном основании, в том числе:

— свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, либо договор аренды, если земельный участок предоставлен на праве аренды;

— кадастровый план земельного участка.

4. Пояснительная записка к Проектам с указанием их основных параметров, в том числе общего бюджета.

Оформление пояснительной записки к Проекту осуществляется в соответствии с рекомендациями, указанными в Приложении N 2 к настоящему Перечню.

5. Документы, прилагаемые к заявке, оформляются и представляются в порядке и по форме, определенной в Приложении N 3 к настоящему Приложению.

к перечню документов,

прилагаемых к заявке на участие

в отборе экспериментальных

комплексного освоения территорий

в целях жилищного строительства

наименование юридического лица

Наименование инвестиционного проекта
комплексного освоения территорий в
целях жилищного строительства

Наименование субъекта Российской
Федерации и муниципального образ о-
вания, на территории которого плани-
руется реализация инвестиционного
проекта

Полное наименование юридического лица

Юридическое и фактическое местонахо ж-
дение юридического лица

Лицо, уполномоченное юридическим
лицом представлять его интересы
(фамилия, имя, отчество, должность,
контактные телефоны, факс и e-mail)

Реквизиты юридического лица, кем и
когда зарегистрирован

юридического лица _______________ _____________________

(подпись, дата) (расшифровка подписи)

к перечню документов,

прилагаемых к заявке на участие

в отборе экспериментальных

комплексного освоения территорий

в целях жилищного строительства

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ

ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К ПРОЕКТУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ________________________

(наименование субъекта Российской Федерации и муниципального

образования, на территории которого планируется реализация

N Наименование Единицы Кол-во

1 Общая стоимость застройки

земельного участка млн. рублей

(в ценах 2007 года)

в том числе стоимость

жилищного строительства млн. рублей

в том числе стоимость

строительства: млн. рублей

инфраструктуры млн. рублей

инженерной инфраструктуры млн. рублей

транспортной инфраструктуры млн. рублей

2 Ввод общей площади жилья тыс. кв. м

В том числе по годам:

Состояние проекта: дата

в стадии разработки утверждения

в стадии утверждения

3. Описание Проекта

В описании Проекта приводится пояснение по Проекту с указанием его основных параметров: общей стоимости застройки земельного участка (в ценах 2007 года), в том числе стоимость Проекта по обеспечению земельного участка коммунальной инфраструктурой под жилищное строительство, социальной и транспортной инфраструктурой; протяженность и ширина автомобильных дорог, их общая площадь; сроки реализации Проекта (в том числе срок начала реализации), этапы проведения работ, планируемая средняя стоимость 1 кв. м. жилья по Проекту и др.

* — Пояснительная записка к Проекту заполняется на отдельном листе (листах) в объеме не более 3 л. формата А 4 .

** — К пояснительной записке к Проекту прилагаются:

— выкопировка из генерального плана с указанием проекта жилой застройки.

к перечню документов,

прилагаемых к заявке на участие

в отборе экспериментальных

комплексного освоения территорий

в целях жилищного строительства

ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ,

ПРИЛАГАЕМЫХ К ЗАЯВКЕ НА УЧАСТИЕ В ОТБОРЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ В ЦЕЛЯХ

ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (ДАЛЕЕ — ПРОЕКТ)

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в целях обеспечения реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2007 г. N 265 «Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства» (Собрание законодательства РФ, 14.05.2007, N 20, ст. 2429).

1.2. Отбор Проектов осуществляется Комиссией по проведению отборов в рамках реализации подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей», «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» и «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы (далее — Комиссия), создаваемой Росстроем по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации (далее — Минрегион России).

1.3. Положение о Комиссии, порядок ее формирования, деятельности, организации работы, состав, полномочия членов Комиссии и иные условия, необходимые для организации надлежащей работы Комиссии, утверждаются приказом Росстроя по согласованию с Минрегионом России.

1.4. В целях обеспечения организации и проведения Отбора Росстрой осуществляет:

1.4.1. Ведение переписки с Заявителями, а также иными заинтересованными лицами в связи с проведением Отбора, в том числе информирование о сроках проведения Отбора, размещение на официальном Интернет-портале Росстроя по адресу http://www.gosstroy.gov.ru (далее — Интернет-портал Росстроя) информации и документов, связанных с проведением Отбора.

1.4.2. Обеспечение приема, учета и хранения поступивших от Заявителей и иных заинтересованных лиц документов в связи с проведением Отбора.

1.4.3. Доведение до сведения Заявителей Отбора его результатов, в том числе путем их размещения на Интернет-портале Росстроя.

1.4.4. Иные функции, необходимые для надлежащего проведения Отбора.

II. Порядок предоставления документов

2.1. Информация о сроках проведения отбора, требованиях к предоставляемым документам и сроках их представления размещаются на Интернет-портале Росстроя.

2.2. Документы на участие в Отборе (далее — Заявка) оформляются в следующем порядке:

Оглавление документов, содержащихся во всех папках, приводится с указанием номера папки и номера страницы, на которой находится соответствующий документ, и подшивается в папку N 1. Оглавление документов, содержащихся в каждой папке с указанием номера страницы, на которой находится соответствующий документ, подшивается в каждую папку.

2.3. Все папки, входящие в Заявку, должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью заявителя.

2.4. На 1-ой странице каждой папки указываются:

— адрес Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;

— слова: «на отбор экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства в 2007 году»;

— наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, юридического лица и инвестиционного проекта комплексного освоения территории в целях жилищного строительства;

2.5. При принятии Заявки Росстроем на первой папке делается отметка, подтверждающая прием документов, с указанием даты приема и количества принятых папок.

2.6. Заявитель может внести изменения в Заявку при условии представления в Росстрой до истечения установленного срока подачи Заявок соответствующего уведомления, подписанного тем же лицом, которое вправе подписывать Заявку.

2.7. Уведомление об изменении Заявки, полученное Росстроем, не может быть отозвано соответствующим Заявителем.

2.8. Изменения к Заявке оформляются в соответствии с требованиями, установленными для подачи Заявок, с обязательным указанием на письменном уведомлении Заявителя текста «Внесение изменений в заявку на участие в отборе экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства в 2007 году».

2.9. При неоднократном внесении изменений в Заявку каждое такое изменение должно быть пронумеровано Заявителем по порядку возрастания номера.

В случае обнаружения противоречий между внесенными изменениями преимущество имеет изменение с большим порядковым номером.

2.10. После представления в установленном порядке изменений к Заявке они становятся ее неотъемлемой частью.

2.11. Заявки не принимаются Росстроем и не направляются для рассмотрения в Комиссию в случае их получения после истечения установленного срока представления Заявок.

Датой и временем получения Заявки считается дата и время, проставленные Росстроем (экспедицией Росстроя) при получении Заявки.

2.12. Росстрой по письменному согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации вправе, в случае необходимости, перенести окончательную дату приема Заявок на более поздний срок, оповестив об этом Заявителей.

Оповещение Заявителей в этом случае осуществляется в порядке и сроки, установленные настоящим Приложением для информирования о начале проведения Отбора и размещения соответствующей информации на Интернет-портале Росстроя.

Информация о переносе срока представления Заявок в течение 3 (трех) рабочих дней со дня принятия соответствующего решения размещается на Интернет-портале Росстроя.

2.13. Заявитель вправе в любой момент отозвать Заявку, направив в Росстрой соответствующее уведомление, содержащее текст «Отзыв заявки на участие в отборе экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства в 2007 году», подписанное лицом, которое вправе подписывать Заявку.

Заявка считается отозванной со дня получения Росстроем вышеуказанного письменного уведомления. В случае , если отзыв Заявки получен Росстроем после передачи Заявки для рассмотрения в Комиссию, он немедленно передает его в Комиссию, что является основанием для прекращения работы Комиссии по этой Заявке и исключения ее из числа рассматриваемых.

Днем получения уведомления об отзыве Заявки считается дата, проставленная Росстроем (экспедицией Росстроя) при получении отзыва Заявки.

Уведомление об отзыве Заявки, полученное Росстроем, не может быть отозвано соответствующим Заявителем.

2.14. Заявки, представленные в Росстрой на Отбор, Заявителям не возвращаются.

2.15. Заявители несут все расходы, связанные с подготовкой и предоставлением Заявок. Росстрой не имеет каких-либо обязательств по расходам, связанным с подготовкой и представлением Заявок независимо от решения, принятого Комиссией.

III. Рассмотрение заявок Комиссией

3.1. Росстрой в 3-дневный срок направляет Заявки в Комиссию для рассмотрения.

3.2. Комиссия рассматривает поступившие Заявки в соответствии с Положением о Комиссии по проведению отборов в рамках реализации подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей», «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» и «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы», утвержденным Приказом Росстроя от 14 марта 2007 г. N 59.

3.3. Комиссия проводит проверку Проектов на соответствие их критериям, предусмотренным пунктом 2 Положения об отборе экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2007 г. N 265, и в десятидневный срок с даты окончания приема заявок принимает решение об отборе проектов.

Решение Комиссии оформляется протоколом. Информация о результатах отбора проектов в 10-дневный срок размещается на сайте Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в сети Интернет.

Источник: www.docstroika.ru

Вопросы реализации экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства

Целью приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан Российской Федерации.

Среди основных задач, обеспечивающих достижение этой цели, можно назвать создание условий для развития жилищного сектора и повышения уровня обеспеченности населения жильем через увеличение объемов строительства жилья и необходимой коммунальной инфраструктуры, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов, создание условий для приведения существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания, а также обеспечение условий доступа населения к приобретению жилья и потреблению коммунальных услуг на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу и социальным стандартам.

Как свидетельствует мировой опыт, жилищное строительство может явиться локомотивом экономического роста государства, сыграть определяющую роль в региональном и муниципальном развитии.

При реализации приоритетного национального проекта роль государства в первую очередь состоит в обеспечении законодательных и административных условий для развития рыночных институтов и механизмов в сфере жилищного строительства, а также в финансовом участии в мероприятиях, связанных с его реализацией.

В целях развития механизмов комплексного освоения территорий для жилищного строительства в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» Правительством Российской Федерации принято постановление от 5.05.2007 г. № 265 «Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства». Комплексное освоение территорий предполагает помимо строительства жилых домов строительство объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры за счет средств различных источников финансирования.

Читайте также:  Материал который вполне подойдет для строительства дачного домика

Согласно этому постановлению Правительства Российской Федерации экспериментальные инвестиционные проекты должны предусматривать комплексное освоение территории с объемами жилищного строительства не менее 1 млн кв. м., строительство социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Начало срока реализации проектов установлено не позднее 2007 года, а в целом такой срок не должен превышать 10 лет. В постановлении Правительства Российской Федерации определено, что при реализации проектов может быть предоставлена государственная поддержка за счет средств федерального бюджета в следующих (одной или нескольких) формах: государственные гарантии Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства; субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой; субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки.

В соответствии с названным постановлением Правительства Российской Федерации отобрано 22 проекта комплексного освоения территорий из 17 субъектов Российской Федерации. Согласно заявкам, представленным на отбор, суммарная площадь вводимого жилья по отобранным проектам составляет 52193,15 тыс. кв. м.

На сегодняшний день из 22 прошедших отбор проектов успешно реализуются 8, среди которых «Застройка Северного жилого района г. Благовещенска» (Амурская область), «Город-спутник Кемерово «Лесная поляна» (Кемеровская область), «Проект А 101» (Московская область), «Комплексное освоение левобережной территории г. Омска «Новая Чукреевка» (Омская область), «Прибрежный и XVII» (Республика Татарстан), «Жилой район «Волгарь» в Куйбышевском районе г.о. Самара» (Самарская область), «Строительство кварталов в составе 1-ой очереди застройки района «Академический» в г. Екатеринбурге» (Свердловская область), «Новый город» в г. Чебоксары» (Чувашская Республика).

Поскольку другие проекты оказались менее эффективными, государственной поддержки могут быть лишены проекты застройки территорий «Славянка» и «Новая Ижора» в Санкт-Петербурге, микрорайона «Запад-1» в Завияжском районе Ульяновска, района «Южный» в Минеральных водах, жилого комплекса «Заовражье» в Обнинске, жилого района в «Рублево-Архангельское» в Московской области, проект «Старый аэропорт» в Брянске, проект «Зеленая долина» в Березовском районе Свердловской области и строительство нового населенного пункта в районе поселка Усть-Луга в Кингисеппском районе Ленинградской области.

Являясь экспериментальной площадкой, инвестиционный проект комплексной застройки «Северного жилого района» г. Благовещенска Амурской области курируется Правительством Российской Федерации и предполагает создание, развитие и применение высокоэффективных архитектурных, управленческих и проектных решений, а также внедрение энергоэффективных строительных технологий. Кроме того, территория инвестиционного проекта, составляющая 1 459 854 кв. м, свободна от какого-либо видов застройки, со всех сторон окружена существующей транспортной инфраструктурой и находится в прямой близости от центра города. Проект введен в национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» с приоритетом в качестве экспериментальной площадки, поэтому создание комплекса инженерной инфраструктуры инвестиционного проекта и его объектов социально-культурного назначения обеспечено финансовой поддержкой на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (государственные гарантии, целевое финансирование, оплата строительства объектов соцкультбыта). Общая стоимость этого проекта оценивается в 378,46 млн евро, а размер необходимых инвестиций в проект — 211,72 млн евро. Реализация инвестиционного проекта рассчитана на 5 лет.

Жилье, строительство которого планируется в рамках проекта, позиционируется как комфортное, доступное по ценам, построенное с полной отделкой в соответствии с европейскими нормами качества. Общая площадь такого жилья должна составить 2 233,7 тыс. кв. м. Предполагается, что норматив обеспеченности в построенном при реализации проекта жилье будет равняться 23 кв. м на человека.

Несомненно, что предоставление жилого помещения уже с внутренней отделкой будет способствовать реализации права пользования жилым помещением практически сразу после его предоставления без необходимости производства ремонта. Представляется, что под указанным нормативом обеспеченности следует понимать норму предоставления (ч.1 ст.50 ЖК РФ), которая устанавливается органом местного самоуправления самостоятельно (ч.2 ст.50 ЖК РФ).

В целях создания необходимой функциональной инфраструктуры предусматривается строительство таких объектов социально-культурного назначения, как школа, детский сад, физкультурно-оздоровительные комплексы, оздоровительные учреждения и культурные объекты.

Проект комплексной застройки «Город-спутник г. Кемерово «Лесная поляна» в Кемеровской области реализуется за городской чертой, в 8 км от г. Кемерово на земельном участке площадью 1615 га, из которых территория застройки — 700 га. В соответствии с этим проектом до 2017 года на указанном земельном участке планируется возвести жилье общей площадью 1,2 млн кв. м, рассчитанное для заселения примерно 30 тыс. человек. В 2007–2008 гг. общий объем инвестиций при реализации проекта составил 4,53 млрд рублей. При этом львиная доля этих инвестиций относится к частным инвестициям (около 68%). Федеральный и региональный бюджет в финансировании этого проекта участвуют в оставшейся части расходов примерно одинаковых долях.

Как видно из описания участка, на котором реализуется проект, под застройку отводится лишь 41% общей площади участка. Особенностью этого проекта является то, что на площади, составляющей более чем половину земельного участка, планируется создание спортивно-рекреационных зон с особыми градостроительными регламентами по охране окружающей среды. Это обстоятельство связано с тем, что участок граничит с тайгой, которая обеспечивает особый микроклимат на данной территории.

В целом следует отметить, что город-спутник «Лесная поляна» является одним из первых проектов масштабной комплексной малоэтажной застройки в Российской Федерации, разработанным в соответствии с общемировыми тенденциями градостроительного планирования и архитектуры. Проект предполагает малоэтажную комплексную застройку территории разнообразными типами жилых домов (многоквартирные двух– и трехэтажные дома, блокированные жилые дома и односемейные жилые дома); образовательными и медицинскими учреждениями; торгово-развлекательными комплексами; спортивными сооружениями. Ключевыми особенностями планировочной структуры является создание узнаваемого центра города-спутника; чередование районов средней и низкой плотности застройки; развитие системы открытых парков, скверов, двориков; обеспечение транспортной доступности. Предполагается, что каждый район города-спутника будет иметь свой локальный центр, в котором в пятиминутной доступности будут располагаться парковые зоны, магазины, спортивные и детские игровые площадки. Все районы города-спутника должны быть объединены в единое целое посредством сети дорог, велосипедных и пешеходных дорожек, коридоров дикой природы.

Реализация описываемого проекта началась в 2007 году, и уже в октябре 2008 года состоялось заселение первых семей и открытие первых объектов инфраструктуры. Интересно отметить, что почти половина семей, которые приобрели в «Лесной поляне» жилье, относится к категории молодых (до 35 лет), получивших возможность купить жилье по программе Кемеровской области, предусматривающей выдачу беспроцентных кредитов сроком на 20 лет без первоначального взноса. Видимо, и в дальнейшем реализация проекта будет ориентирована на решение жилищного вопроса в первую очередь молодых семей.

Проект комплексной застройки жилого района «Прибрежный и XVIII» в г. Набережные Челны Республики Татарстан реализуется на территории площадью 294,72 га. На сегодняшний день планируется, что на территории этого района будет проживать примерно 60 тысяч человек. В рамках этого проекта ведется строительство как многоэтажного жилья, так и индивидуальных жилых домов.

Хотя следует признать, что основу застройки в данном районе будут составлять многоквартирные дома. Соотношение запланированной для возведения площади указанных видов жилья выглядит так: 1 499 тыс. кв. м для многоэтажного жилья и 43,5 тыс. кв. м для индивидуальных домов. Исходя из общей идеи архитектурно-планировочного решения, применительно к природным и градостроительным условиям района застройка района предполагается домами высотой от 5 до 17 этажей.

Развитие жилого района «Прибрежный и XVIII» ведется с учетом того, что он занимает важное положение в структуре г. Набережные Челны, что обусловлено его расположением в центральной части города. Этот район формирует парадный фасад города с дальних видовых точек Нижнекамского водохранилища. Указанный район будет обеспечен необходимыми образовательными, медицинскими, спортивными, торговыми объектами. В частности, на территории района предусмотрено размещение речного вокзала, яхт-клуба с причалом, аквапарка, спортивно-развлекательного комплекса, гостиницы, здания многофункционального назначения, а также элементов средового дизайна, оживляющих и объединяющих протяженное прибрежное пространство: киоски, витрины, малые архитектурные формы и т.д.

Реализация проекта осуществляется поэтапно. В рамках реализации первой очереди выделены средства из федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан.

Проектом комплексной застройки жилого района «Новый город» в г. Чебоксары Чувашской Республики предполагается возведение до 2014 года на территории 686 га 35 565 кв. м жилья.

Район «Новый город» запроектирован в гармонии с окружающей средой с использованием преимуществ своих природных особенностей. Главная идея реализации проекта — защита природного ландшафта с отношением к природе как ключевому элементу для развития «зеленого города», который будет одновременно современным и экологически чистым.

Для осуществления проекта был выбран участок на правом берегу реки Волги между г. Чебоксары (численность населения 474 000 человек) и развивающимся промышленным центром Чувашской Республики г. Новочебоксарском (численность населения 130 000 человек). Оба города связываются между собой скоростной автомагистралью. Эта дорога является важным фактором при застройке нового участка. Территория участка с северной стороны ограничена рекой Волгой, благодаря природному возвышению над рекой создается прекрасный вид на реку и Заволжье. Участок буквально окружен живописной природой, и в перспективе это будет современный город с индивидуальной и неповторимой архитектурой, способствующий повышению качества жизни в согласии с природой.

Целью инвестиционно-строительного проекта «Жилой район «Волгарь», который реализуется на территории Самарской области, является строительство жилого района с развитой коммунальной инфраструктурой, сетью объектов социального обслуживания и предоставления услуг в сфере организации досуга и быта населения, позволяющих обеспечить современный уровень комфорта. Общая площадь земельного участка, на котором реализуется этот проект, составляет 118 га при запланированном объеме жилищного строительства 1,112 млн кв. м общей площади жилья. Срок реализации данного проекта рассчитан на 11 лет. Стоимость проекта — 36,1 млрд руб.

Привлекательность условий проживания в новом жилом районе «Волгарь» основывается на природных факторах. Так, на границе территории расположены озера, лесные участки, протекают реки Татьянка и Самара.

В рамках реализации рассматриваемого инвестиционного проекта предполагается возведение различных типов многоэтажных домов (повышенной комфортности, бизнес и эконом-класса). Основная доля (70%) предполагаемых к строительству объектов приходится на 10–16-этажные дома. Кроме того, планируется возведение 5–6-этажных домов (15%), сблокированных жилых домов на одну семью (5%) и отдельных точечных объектов до 20-ти этажей.

Для обеспечения нормального функционирования описываемого района будут созданы необходимые объекты социальной и коммунальной инфраструктуры. В настоящее время завершается строительство объектов коммунальной инфраструктуры для инженерного обеспечения первого микрорайона. Реальные объемы выполненных работ позволяют в 2010 году завершить строительство первых домов и приступить к подготовительным работам по строительству водозаборных сооружений и котельной для обеспечения жилой застройки последующих микрорайонов.

Проект комплексной застройки «Комплексное освоение левобережной территории г. Омска «Новая Чукреевка» реализуется на территории г. Омска, составляющей 537,2 га, на которой планируется возвести 1 146,5 тыс. кв. м жилья. Этот объем жилья позволит улучшить жилищные условия 38,2 тыс. человек. Стоимость проекта оценивается в 47 194,45 млн руб.

До конца 2010 года планируется закончить строительство инженерной и транспортной инфраструктуры. Возведение жилья и объектов социальной инфраструктуры запланировано на период до 2016 года.

В настоящее время ведутся работы по проектированию и созданию инженерных сетей, в том числе завершены работы для строительства первого жилого микрорайона, а также ведется строительство транспортной инфраструктуры. Финансирование проекта осуществляется за счет средств держателя проекта, а также бюджетных средств. За 2006–2008 годы освоено 735,5 млн руб., а в 2009 году планируется использование 807 млн руб.

В рамках реализации проекта комплексной застройки «А101» в Московской области планируется строительство как малоэтажных домов общей площадью 5,300 тыс. кв. м, так и многоэтажных, площадь которых равняется 7,500 тыс. кв. м. Указанный проект комплексной застройки рассчитан на 320 000 человек.

Учитывая место реализации проекта, особое значение приобретает развитие транспортной инфраструктуры, предполагающей создание расширенной системы дорог, которые будут обеспечивать как удобный проезд по территории создаваемых районов, так и их сообщение с Москвой и другими районами Московской области.

Инвестиционный проект по комплексной застройке территории «Проект А101» реализуется на территории, расположенной вдоль Калужского шоссе в Ленинском районе Московской области.

При разработке проекта было предусмотрено сочетание высококачественной застройки жилых районов со сбалансированными функциями территорий, по принципу самодостаточности территории, т.е. застройка проектируется и осуществляется таким образом, чтобы максимально обеспечить жителей строящегося пригорода Москвы рабочими местами, местами организации культурного досуга и отдыха в районе их проживания, минимизировав таким образом трудовую миграцию в г. Москву. Также при разработке проекта были максимально сохранены существующие лесные и водные массивы, более того, они были приняты за центры рекреации и организации зон отдыха на территории проекта.

Проект предусматривает освоение территории в четыре этапа, по 7–10 лет каждый, в соответствии с рыночными требованиями.
Строительство кварталов района «Академический» в г. Екатеринбурге (Свердловская область) представляет собой масштабную комплексную застройку на юго-западе Екатеринбурга на территории 1 300 га. В рамках этого проекта в срок до 2026 года предполагается возвести 9 млн кв. м жилья, рассчитанного на 325 000 человек. Общая стоимость проекта — 700 млрд руб. Интересно подчеркнуть то, что большую часть инвестиций, 640 млрд руб., составляют частные инвестиции. В период с 2006 по 2009 год в проект «Академический» инвестировано около 13 млрд руб.

«Академический» располагается в окружении двух лесопарков общей площадью 1200 га. От них через весь район проходят клинья зеленых насаждений, благодаря чему жилая застройка оказывается вписанной в природную среду. В центральной части района разместится парк общей площадью 60 га. В нем предполагается размещение культурно-спортивных и развлекательных сооружений.

Основной композиционной осью застройки является благоустроенная река Патрушиха, которая пересекает застраиваемый участок. Вокруг русла реки формируется уникальная рекреационная зона, предназначенная для прогулок и отдыха жителей района.

«Академический» будет обеспечен социальной, коммерческой и транспортной инфраструктурой, мощностями электро- и теплогенерации, инженерными сетями. Кроме того, в этом районе будут располагаться общественно-деловые и культурно-спортивные объекты городского и районного значения, Созданная инженерная, транспортная и социальная инфраструктура позволит построить и ввести в эксплуатацию в 2010 году более 250 тыс. кв. м жилья.

По имеющимся сведениям, в настоящее время Правительством Российской Федерации разрабатывается проект постановления, в соответствии с которым указанным инвестиционным проектам будет предоставлено приоритетное право на получение государственной поддержки.

Действительно, несмотря на принятие постановления «Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства», подробно исследованного авторами статьи, участники комплексного освоения территорий в период финансового кризиса указывают на необходимость принятия нормативно-правового акта, регламентирующего «законодательный статус проектов комплексного освоения территорий» (информация с сайта http://centerregionproject.ru/news/projecting/279/).

Реализация таких проектов должна позволить проработать на практике организационные, технологические, правовые и финансовые механизмы массовой жилищной застройки, а также выявить основные проблемы при реализации проектов комплексного освоения территорий для последующего их преодоления.

Помимо названных в начале статьи форм государственной поддержки реализации перечисленных проектов, Правительство Российской Федерации дополнительно рекомендует органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в рамках реализации проектов и в соответствии с их компетенцией и нормами бюджетного законодательства предусматривать за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов финансирование строительства объектов социального и коммунально-бытового назначения, здравоохранения, дошкольного, начального и среднего общего образования, инженерной и транспортной инфраструктуры, а также иных объектов, строительство которых связано с реализацией указанными органами полномочий по вопросам, относящимся к их ведению; осуществлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке выкуп указанных объектов, построенных за счет средств юридических лиц, осуществляющих реализацию проектов; устанавливать минимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и предназначенные для их комплексного освоения в целях жилищного строительства в рамках реализации проектов; при разработке соответствующих целевых программ, направленных на развитие жилищного строительства, предусматривать в приоритетном порядке меры по поддержке проектов; внедрять систему субсидирования части процентной ставки по ипотечным кредитам, получаемым гражданами в целях приобретения квартир в многоквартирных домах, строящихся (построенных) в рамках проектов.

Читайте также:  Акт брака в строительстве

Следует отметить, что в настоящее время бюджеты субъектов Российской Федерации «не в полной мере соответствуют запланированному уровню» финансирования объектов. При этом в качестве одного из условий, способствующих развитию проектов и возлагающих дополнительные обязанности непосредственно на органы власти субъектов РФ, можно выделить требование о предоставлении информационного отчета высших органов власти субъектов РФ, включающего сведения о ходе реализации, а также конкретные результаты выполнения мероприятий по следующим разделам плана реализации экспериментального инвестиционного проекта:

  • территориальное планирование и градостроительное зонирование;
  • подготовка проекта межевания и застройки;
  • обеспечение транспортной доступности территории застройки;
  • обеспечение объектами инженерной инфраструктуры и дорог;
  • проектные и строительно-монтажные работы по объектам жилищного строительства;
  • обеспечение строительства объектов социальной инфраструктуры;
  • благоустройство территории комплексной застройки.

В свою очередь юридическим лицам, осуществляющим реализацию проектов, рекомендуется при выкупе органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления объектов социального и коммунально-бытового назначения, здравоохранения, дошкольного, начального и среднего общего образования, инженерной и транспортной инфраструктуры предоставлять им отсрочку и (или) рассрочку оплаты стоимости приобретаемых объектов. Генерирующим и сетевым компаниям рекомендуется учитывать потребности в обеспечении энергетическими ресурсами объектов, строящихся в рамках реализации проектов. Банковским структурам предлагается разработать программу долгосрочного финансирования, направленную на развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, а также инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, в рамках реализации проектов.

Серьезное значение имеют запланированные мероприятия, связанные с развитием ипотечного кредитования. В частности, предполагается, что соответствующие кредитные организации будут осуществлять в приоритетном порядке рефинансирование ипотечных кредитов с целью дальнейшей выдачи кредитными организациями новых ипотечных жилищных кредитов физическим лицам на приобретение жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах и жилых домов, строящихся в рамках проектов; осуществлять в приоритетном порядке рефинансирование ипотечных кредитов, полученных на приобретение жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах и жилых домов, строящихся в рамках проектов; разработать и внедрить в качестве эксперимента систему субсидирования процентных ставок по ипотечным кредитам, получаемым гражданами в целях приобретения квартир в многоквартирных домах, строящихся (построенных) в рамках проектов.

Федеральным органам власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, являющимся государственными заказчиками программ и мероприятий по приобретению жилья, Правительством Российской Федерации предлагается осуществлять в приоритетном порядке приобретение жилых помещений, построенных в рамках проектов за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели.

Помимо изложенного, необходимо отметить, что в настоящее время в целях поддержки в том числе строительной отрасли принят Федеральный закон от 13.10.2008 г. № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации».

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» до 31 декабря 2010 года включительно вправе предоставлять субординированные кредиты (займы) без обеспечения на срок до 31 декабря 2020 года включительно по ставке 9,5% годовых российским кредитным организациям.

Порядок реализации государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» мер, предусмотренных статьями 4 и 6.1 Федерального закона от 13.10.2008 г. № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации», утвержден протоколом Наблюдательного совета Внешэкономбанка от 3.08.2009 г. № 10.
Субординированный кредит предоставляется банкам в целях улучшения их финансового состояния, что, в свою очередь, улучшает состояние банковской системы в целом. Одно из условий предоставления кредита (займа) для получателя кредита (займа) — его целевое использование, а именно кредитование предприятий исходя из приоритетных секторов экономики (приложение 3), к которым, в частности, относится жилищное строительство.

Таким образом, в настоящее время формируется серьезный импульс для дальнейшего развития жилищного строительства как инвестиционно привлекательного сектора экономики путем создания условий и реализации ряда мероприятий, направленных на эту цель, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и представителей бизнеса.

Дайджест:
При реализации проектов может быть предоставлена государственная поддержка за счет средств федерального бюджета

Источник: www.top-personal.ru

Градостроительный Кодекс Российской Федерации. Статья 46.6. Договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья

1. Комплексное освоение территории в целях строительства стандартного жилья осуществляется в соответствии с договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, заключенным в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей статьей, и включает в себя:

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 506-ФЗ)

1) подготовку документации по планировке территории (при отсутствии такой документации);

2) образование земельных участков в границах этой территории;

3) строительство на земельных участках в границах этой территории многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки и (или) объектов индивидуального жилищного строительства при условии, что все жилые помещения в многоквартирных домах, жилых домах блокированной застройки и (или) все объекты индивидуального жилищного строительства либо определенный в соответствии с частью 6 настоящей статьи их минимальный объем соответствуют условиям отнесения к стандартному жилью и подлежат передаче или продаже по договорам участия в долевом строительстве стандартного жилья, договорам купли-продажи стандартного жилья гражданам, имеющим право на приобретение стандартного жилья, и (или) по государственным и (или) муниципальным контрактам, если заключение государственных и (или) муниципальных контрактов предусмотрено договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 506-ФЗ)

4) строительство на земельных участках в границах этой территории иных объектов в соответствии с документацией по планировке территории, в том числе объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур.

2. Договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья заключается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка для комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья, с победителем аукциона на право заключения данного договора или лицом, имеющим право заключить данный договор в соответствии с частями 24 — 27 статьи 46.7 настоящего Кодекса (далее в настоящей статье — лицо, заключившее договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья).

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 506-ФЗ)

3. Отдельные права и обязанности указанных в части 2 настоящей статьи исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления по договору о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, предусмотренные частями 4 и 5 настоящей статьи, могут осуществляться уполномоченными исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами либо заключенными с указанными в части 2 настоящей статьи исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления соглашениями (договорами).

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 506-ФЗ)

4. В договоре о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья содержатся:

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 506-ФЗ)

1) сведения о земельном участке, предоставляемом лицу, заключившему данный договор, для комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 506-ФЗ)

2) обязательство лица, заключившего данный договор, подготовить и представить в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления документацию по планировке территории, в отношении которой заключается договор, в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, а также утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетными показателями максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения; максимальные сроки подготовки и представления таких документов;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ)

3) обязательство исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления обеспечить рассмотрение и утверждение документации по планировке территории в порядке, установленном настоящим Кодексом, максимальный срок выполнения этого обязательства;

4) обязательство сторон данного договора осуществить на земельном участке, указанном в пункте 1 настоящей части, или на земельных участках, образованных из указанного земельного участка, предусмотренные данным договором мероприятия по благоустройству, в том числе озеленению, и сроки их осуществления;

5) обязательство лица, заключившего данный договор, осуществить образование земельных участков из земельного участка, указанного в пункте 1 настоящей части, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в том числе обеспечить за свой счет выполнение в отношении таких земельных участков в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таких земельных участках, и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета таких земельных участков, максимальные сроки выполнения этого обязательства;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

6) право лица, заключившего данный договор, обратиться без доверенности с заявлением о государственной регистрации государственной или муниципальной собственности на земельные участки, образованные в соответствии с пунктом 5 настоящей части;

7) обязательство исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, заключивших данный договор, предоставить в соответствии с земельным законодательством лицу, заключившему данный договор, земельные участки, образованные в соответствии с пунктом 5 настоящей части и необходимые такому лицу для исполнения обязательств по данному договору, в аренду без проведения торгов;

8) обязательство сторон данного договора обеспечить строительство на земельном участке, в отношении которого заключен данный договор, или на земельных участках, образованных из такого земельного участка, объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур в соответствии с проектом планировки территории, и ввод указанных объектов в эксплуатацию, максимальные сроки выполнения этого обязательства;

9) обязательство лица, заключившего данный договор, обеспечить строительство многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки и (или) объектов индивидуального жилищного строительства при условии, что все жилые помещения в многоквартирных домах, жилых домах блокированной застройки и (или) все объекты индивидуального жилищного строительства либо определенный в соответствии с частью 6 настоящей статьи их минимальный объем соответствуют условиям отнесения к стандартному жилью и подлежат передаче или продаже по договорам участия в долевом строительстве стандартного жилья, договорам купли-продажи стандартного жилья гражданам, имеющим право на приобретение стандартного жилья, в соответствии с этапами строительства и графиками осуществления строительства каждого объекта капитального строительства в предусмотренные указанными графиками сроки;

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 31.12.2017 N 506-ФЗ)

10) обязательство лица, заключившего данный договор, обеспечить строительство иных, не указанных в пунктах 8 и 9 настоящей части объектов в соответствии с проектом планировки территории, максимальные сроки выполнения этого обязательства;

11) обязательство лица, заключившего данный договор, заключить в сроки, предусмотренные частью 10 статьи 46.5 настоящего Кодекса, с гражданами, имеющими право на приобретение стандартного жилья, договоры участия в долевом строительстве стандартного жилья, договоры купли-продажи стандартного жилья в отношении указанных в пункте 9 настоящей части жилых помещений, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, по цене за один квадратный метр общей площади жилого помещения, не превышающей цены, указанной в протоколе о результатах аукциона на право заключения данного договора, либо в случаях, предусмотренных частями 24 — 26 статьи 46.7 настоящего Кодекса, начальной цены предмета такого аукциона (далее в настоящей статье — максимальная цена одного квадратного метра стандартного жилья);

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 506-ФЗ)

12) максимальная цена одного квадратного метра стандартного жилья;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 506-ФЗ)

13) право лица, заключившего данный договор, по истечении срока, предусмотренного пунктом 2 части 10 статьи 46.5 настоящего Кодекса, на распоряжение указанными в пункте 9 настоящей части жилыми помещениями, в том числе объектами индивидуального жилищного строительства, без ограничений, установленных данным договором;

14) обязательство сторон данного договора обеспечить осуществление мероприятий по освоению территории, в том числе по вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, в соответствии с графиком осуществления мероприятий в предусмотренные указанным графиком сроки, максимальный срок заключения дополнительного соглашения к данному договору, предусматривающего указанный график;

15) способы и размер обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из данного договора;

16) срок действия данного договора;

17) ответственность сторон данного договора за его неисполнение или ненадлежащее исполнение.

5. Договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья может содержать:

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 506-ФЗ)

1) обязательства сторон данного договора заключить государственные и (или) муниципальные контракты на приобретение стандартного жилья по цене за один квадратный метр общей площади жилого помещения, не превышающей максимальной цены одного квадратного метра стандартного жилья, и в сроки, указанные в части 10 статьи 46.5 настоящего Кодекса. Включение в данный договор условия о безвозмездной передаче стандартного жилья в государственную или муниципальную собственность не допускается;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 506-ФЗ)

2) способы, размеры государственной и (или) муниципальной поддержки строительства стандартного жилья в рамках данного договора, предоставляемой в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, и сроки ее предоставления;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 506-ФЗ)

3) обязательство лица, заключившего данный договор, передать объекты коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, строительство которых осуществлялось за счет средств этого лица, в государственную или муниципальную собственность либо передать сети инженерно-технического обеспечения, их элементы, строительство которых осуществлялось за счет средств этого лица, в собственность организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, перечень указанных объектов, сетей, их элементов и условия такой передачи;

4) обязательство исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления обеспечить в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа строительство и (или) реконструкцию за границами указанного в пункте 1 части 4 настоящей статьи земельного участка объектов коммунальной инфраструктуры, необходимых для обеспечения подключения (технологического присоединения) на границах указанного земельного участка построенных и (или) реконструированных объектов коммунальной инфраструктуры, максимальные сроки выполнения этого обязательства;

5) максимальная доля общей площади зданий (за исключением многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства, объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур) и нежилых помещений в многоквартирных домах (за исключением помещений общего пользования) в общей площади всех зданий, строительство которых предусматривается в границах территории, подлежащей комплексному освоению в целях строительства стандартного жилья;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 506-ФЗ)

6. В случае, если договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья предусмотрено строительство многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки и (или) объектов индивидуального жилищного строительства при условии, что минимальный объем жилых помещений в таких многоквартирных домах, жилых домах блокированной застройки и (или) объектов индивидуального жилищного строительства соответствует условиям отнесения к стандартному жилью, условием данного договора является условие о минимальном количестве и (или) минимальной общей площади таких жилых помещений, которые устанавливаются извещением о проведении аукциона на право заключения данного договора.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 506-ФЗ)

7. В срок, предусмотренный договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, стороны данного договора обязаны заключить дополнительное соглашение к данному договору, содержащее график осуществления мероприятий по освоению этой территории (в том числе по строительству и вводу в эксплуатацию многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства, указанных в пункте 9 части 4 настоящей статьи) в отношении каждого мероприятия с указанием сроков начала и окончания выполнения соответствующих работ.

Читайте также:  Что такое резервуары в строительстве

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 506-ФЗ)

8. Прекращение существования земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья, в связи с его разделом или возникновение у третьих лиц прав на земельные участки, образованные из такого земельного участка, не является основанием для прекращения прав и обязанностей, определенных данным договором.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 506-ФЗ)

9. К договорам о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья применяются положения, предусмотренные частями 7 — 10 статьи 46.5 настоящего Кодекса.

Источник: www.9111.ru

Повышение эффективности комплексного освоения территорий в целях развития жилищного строительства в мегаполисе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.05, кандидат экономических наук Сенина, Ольга Александровна

Оглавление диссертации кандидат экономических наук Сенина, Ольга Александровна

Глава 1. Проблемы развития городских территорий.

1.1. Проблемы комплексного развития территорий в крупных городах СССР.

1.2. Комплексная застройка городских территорий как способ повышения качества среды обитания.

1.3. Особенности правового регулирования комплексного освоения территорий.

Глава 2. Исследование особенностей и научных основ развития комплексного освоения территорий мегаполиса.

2.1. Анализ проектов комплексного освоения территорий мегаполиса (на примере Санкт-Петербурга).

2.2. Классификация проектов комплексного освоения территорий мегаполиса.

2.3. Принципы комплексного освоения территорий в целях развития жилищного строительства.

Глава 3. Эффективность реализации проектов комплексного освоения территорий.

3.1. Основные направления развития комплексного освоения территорий.

3.2. Разработка алгоритма принятия инвестиционных решений при реализации проектов комплексного освоения территорий.

3.3. Оценка эффективности комплексного освоения территорий на основе показателя качества среды обитания человека.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

Стратегическое управление инвестициями в комплексную застройку городских территорий 2011 год, кандидат экономических наук Бажанов, Максим Владимирович

Экологическое управление качеством городской среды на высокоурбанизированных территориях 2009 год, доктор экономических наук Плотникова, Лариса Васильевна

Формирование организационного механизма комплексного развития городских территорий на основе государственно-частного партнерства: на примере Санкт-Петербурга 2009 год, кандидат экономических наук Большаков, Павел Сергеевич

Формирование стратегии развития новых районов жилищного строительства с учетом комплексности застройки: на примере города Санкт-Петербурга 2012 год, кандидат экономических наук Мартынова, Елена Александровна

Управление инвестиционной деятельностью при реконструкции городской жилой застройки 2009 год, доктор экономических наук Дроздова, Ирина Валерьевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Повышение эффективности комплексного освоения территорий в целях развития жилищного строительства в мегаполисе»

Обеспечение граждан жильем и создание качественной среды обитания является стратегически важными задачами развития любого государства. В настоящее время проблемами крупных городов России является аварийное состояние жилого фонда, изношенность инженерных сетей, недостаточность мест в детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях, недостаток зеленых насаждений, экологические проблемы территорий и т.д. Способность крупных городов развиваться путем точечной застройки практически исчерпана, поскольку использовано большинство «пятен» под застройку, ограничено количество инженерных мощностей, а строительство точечных объектов в большинстве случаев ухудшает качество среды обитания в районе застройки, поскольку повышает недостаток мест в детских садах и школах, повышает населенность района и обостряет транспортную ситуацию. Застройка свободных территорий, близких к городским заселенным территориям, затруднена, поскольку большая часть данных территорий предоставляется без инженерной подготовки.

Реализация проектов комплексного освоения территорий, в рамках которых производятся работы по подготовке территорий, строительство жилых, социальных и прочих объектов, позволяет решить проблемы развития крупных городов, создав современную, качественную городскую среду для проживания, и избежать проблемы, возникающие при уплотнительной застройке.

Таким образом, реализация проектов комплексного освоения территорий является стратегически важным процессом для сбалансированного развития городских территорий. Однако реализация данных проектов сопряжена с крупными капиталовложениями, обладает длительными сроками реализации и высокими рисками, поэтому при осуществлении данных проектов необходима государственная поддержка.

Проблемы развития городских территорий, реализации проектов жилищного строительства и иных объектов недвижимости рассмотрены в работах отечественных и зарубежных ученых: Асаула А.Н., Бузырева В.В., Васильевой Н.В., Грея К.Ф., Керцнера Г, Ларсона Э.У., Мазура И.М., Малеевой Т.В., Максимова С.Н., Озерова Е.С, Ольдерогге Н.Г., Панибратова Ю.П., Пейзера Б. Р., Песоцкой Е.В, Салливана А., Смирновой И.В., Тарасевича Е.И., Федосеева И. В., Форрестера Дж., Чекалина B.C., Чепаченко Н. В., Шапиро В.Д. и других ученых.

Однако в настоящее время в экономической литературе рассматриваются, как правило, строительные проекты без учета особенностей проектов комплексного освоения территорий. Таким образом, несмотря на плодотворную деятельность ученых и практиков в различных сферах строительства, современное состояние и особенности комплексного освоения территорий в научной литературе освещены недостаточно. Повышение эффективности проектов комплексного освоения территорий крупного города в целях улучшения качества среды обитания человека должно осуществляться на научной основе. Это свидетельствует о необходимости и актуальности настоящего исследования, направленного на повышение эффективности комплексного освоения территорий.

Цель и задачи исследования.

Целью исследования является разработка методических основ и практических рекомендаций для повышения эффективности комплексного освоения территорий в целях развития жилищного строительства в мегаполисах.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

— выявление проблем комплексной застройки территорий в крупных городах СССР;

— изучение комплексной застройки территорий как способа повышения качества среды обитания;

— анализ особенностей правового регулирования комплексного освоения территорий в целях развития жилищного строительства;

— анализ проектов комплексного освоения территорий мегаполиса (на примере Санкт-Петербурга);

— разработка классификации проектов комплексного освоения территорий;

— выявление принципов комплексного освоения территорий в целях развития жилищного строительства;

— анализ и разработка основных направлений развития проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства;

— разработка алгоритма принятия инвестиционных решений при реализации проектов комплексного освоения территорий в целях развития жилищного строительства;

— разработка интегрального показателя качества среды обитания человека;

— проведение оценки эффективности реализации пилотного проекта комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства с учетом сформулированных направлений государственной поддержки проектов и интегрального показателя качества среды обитания.

Объектом исследования являются проекты комплексного освоения территорий в целях развития жилищного строительства, реализуемые на территории мегаполиса.

Предметом исследования являются инструменты повышения эффективности проектов комплексного освоения территорий в целях развития жилищного строительства.

Методы исследования. В основе исследования лежит диалектический метод, предопределяющий изучение явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи. В аналитической части применялись методы системного анализа, классификации и статистических группировок, логического и сравнительного анализа. Методической базой исследования послужили нормативные и методические материалы государственных и муниципальных органов по вопросам инвестиционно-строительной деятельности в

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:

• уточнено понятие комплексного освоения территорий в целях развития жилищного строительства, которое отражает направленность данного процесса на повышение качества среды обитания человека, что способствует повышению понимания участниками проектов комплексной застройки социальной значимости реализации таких проектов;

• разработана классификация проектов комплексного освоения территорий мегаполиса на основании классификации инвестиционно-строительных проектов, отличительной особенностью которой является отражение специфических характеристик таких проектов, что способствует улучшению информационного обмена между участниками инвестиционно-строительного рынка и формирует структурированное представление о разнообразных проектах комплексного освоения территорий;

• уточнены и развиты принципы реализации проектов комплексного освоения территорий мегаполиса в целях развития жилищного строительства, позволяющие на научной основе осуществлять данные проекты, и отличающиеся от принципов реализации инвестиционно-строительных проектов учетом специфических характеристик проектов комплексного освоения территорий, что способствует повышению качества взаимодействия участников проектов;

• сформулированы направления развития проектов комплексного освоения территорий в целях развития жилищного строительства и предложено предоставление приоритетного права управления созданными объектами жилой недвижимости компании-инвестору в качестве варианта компенсации затрат на строительство социальных объектов, объектов наружной инженерной и транспортной инфраструктуры в условиях ограниченности городского бюджета для компенсации указанных затрат;

• разработан алгоритм принятия инвестиционных решений, направленный на повышение эффективности реализации проектов комплексного освоения территорий мегаполиса в целях развития жилищного строительства, особенностью которого является учет различных этапов (инициация проекта, стадия проектирования и др.) и схем реализации проектов при комплексной застройке;

• предложен интегральный показатель качества среды обитания человека, который способствует полноте оценки формируемого проектами комплексной застройки пространства, а также районов, в границах которых реализуются проекты, развитию организационно-экономических отношений, возникающих в процессе реализации проектов комплексного освоения территорий в целях развития жилищного строительства мегаполиса (позиционирование строящихся или построенных объектов недвижимости на рынке с целью продажи и др.).

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработанном авторами показателе качества среды обитания человека, который способствует полноте оценки пространства, формируемого проектами комплексного освоения территорий в целях развития жилищного строительства, что стимулирует повышение конкуренции среди инвесторов за формирование лучшей среды обитания при реализации проекта на основе единого показателя, что упрощает потребителю выбор приобретаемого жилья. Данный показатель можно использовать при определении органами государственной власти приоритетности проекта в целях государственной поддержки проекта.

Предложенное направление государственной поддержки в виде приоритетного права передачи компании-инвестору в управление создаваемых объектов жилой недвижимости в качестве компенсации затрат на строительство социальных объектов, объектов наружной инженерной и транспортной инфраструктуры при практическом применении будет способствовать повышению эффективности реализации данных проектов.

Разработан алгоритм принятия инвестиционных решений при реализации проектов комплексной застройки территорий мегаполиса в целях развития жилищного строительства, структурирующий этапы принятия инвестиционных решений с учетом стадии проекта и необходимости разработки бюджетов различного уровня детализации, что влияет на эффективность рассматриваемых проектов.

Результаты исследования представлены в опубликованных автором работах и докладывались на VII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления экономикой региона» (тема конференции «Региональная политика в условиях модернизации экономики», 2010 г.), III Научном конгрессе студентов и аспирантов ИНЖЭКОНа (2010 г.), Межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития рынка недвижимости и роль системы профессионального образования» (2011г.), VIII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления экономикой региона» (тема конференции «Институциональные особенности развития региональной экономики», 2011 г.), Международной конференции «Проблемы развития общественных наук: Вопросы, решения, перспективы» (2011 г.).

Источник: www.dissercat.com

Постановление Правительства РФ от 05.05.2007 N 265 «Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства» (вместе с «Положением об отборе экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства»)

1. Провести в 2007 году отбор экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства (далее — проекты), при реализации которых будут отрабатываться организационные, технологические, правовые и финансовые механизмы комплексного освоения территорий, включающего помимо строительства жилых домов строительство объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, за счет средств различных источников финансирования.

2. Утвердить прилагаемое Положение об отборе экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства.

3. Определить, что при реализации проектов может быть предоставлена государственная поддержка за счет средств федерального бюджета в следующих (одной или нескольких) формах:

государственные гарантии Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства;

субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой;

субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки.

4. Государственная поддержка предоставляется в порядке, установленном для указанных в пункте 3 настоящего Постановления форм государственной поддержки, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в рамках реализации проектов и в соответствии с их компетенцией:

предусматривать за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов финансирование строительства объектов социального и коммунально-бытового назначения, здравоохранения, дошкольного, начального и среднего общего образования, инженерной и транспортной инфраструктуры, а также иных объектов, строительство которых связано с реализацией указанными органами полномочий по вопросам, относящимся к их ведению;

осуществлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке выкуп объектов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, построенных за счет средств юридических лиц, осуществляющих реализацию проектов.

6. Рекомендовать юридическим лицам, осуществляющим реализацию проектов, при выкупе органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления объектов, указанных в пункте 5 настоящего Постановления, предоставлять им отсрочку и (или) длительную рассрочку оплаты стоимости приобретаемых объектов.

7. Рекомендовать Российскому открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России» и открытому акционерному обществу «Газпром» при подготовке инвестиционных программ, направленных на развитие систем энергоснабжения, учитывать потребности в обеспечении энергетическими ресурсами объектов, строящихся в рамках реализации проектов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

Утверждено
Постановлением
Правительства
Российской Федерации
от 5 мая 2007 г. N 265

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОТБОРЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ
ПРОЕКТОВ КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ В ЦЕЛЯХ
ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

1. Настоящее Положение определяет порядок отбора экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства (далее — проекты), реализуемых в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

2. Проекты должны соответствовать следующим критериям:

а) комплексное освоение территории, включающее жилищное строительство с объемами не менее 1 млн. кв. метров общей площади, строительство объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;

б) начало реализации — не позднее 2007 года, срок реализации — не более 10 лет;

в) консолидированность земельных участков для комплексного освоения и их принадлежность юридическому лицу, осуществляющему реализацию проекта, на праве собственности или ином законном основании;

г) наличие предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности документов территориального планирования, правил землепользования и застройки применительно к территории, предназначенной для комплексного освоения, а при отсутствии правил землепользования и застройки — наличие обязательства соответствующего органа местного самоуправления, предусматривающего утверждение указанных правил не позднее 1 января 2008 г.

3. Отбор проектов проводится конкурсной комиссией, которая осуществляет свою деятельность в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 39, ст. 3770; 2006, N 6, ст. 694; N 38, ст. 3986; 2007, N 2, ст. 379) (далее — комиссия).

4. Для участия в отборе проектов заинтересованное юридическое лицо по согласованию с высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предлагается осуществлять реализацию проекта, и соответствующим органом местного самоуправления представляет в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству заявку на участие в указанном отборе, которая в 3-дневный срок направляется Агентством в комиссию для рассмотрения.

5. Срок проведения отбора проектов, форма заявки, перечень прилагаемых документов и сроки их представления утверждаются Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации.

Сообщение о проведении отбора проектов и требования к представляемым документам размещаются на сайте Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в сети Интернет.

6. Комиссия проводит проверку проектов на соответствие их критериям, предусмотренным пунктом 2 настоящего Положения, и принимает решение об отборе проектов.

Решение комиссии оформляется протоколом. Информация о результатах отбора проектов в 10-дневный срок размещается на сайте Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в сети Интернет.

Источник: bazanpa.ru

Рейтинг
Загрузка ...