Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства
- Оглавление
- Скачать архив
- Скачать документ
- Распечатать
- Добавить в папку
- Отслеживать документ
- Справка
Правила проведения консервации объекта капитального строительства
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок консервации объекта капитального строительства (далее – объект), а также особенности принятия решения о консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (далее – объект государственной собственности).
2. Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
3. В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее – строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.
Сборка опалубки линейным роботом
4. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).
5. В решении о консервации объекта должны быть определены:
а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил;
б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);
в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее – техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации;
г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее – подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).
6. В настоящих Правилах под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией по договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта.
7. На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:
а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;
Какие обязательные документы по промбезопасности должны быть в организации
б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:
о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;
о наличии сметной документации;
о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.
9. В состав работ по консервации объекта входят в том числе:
а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);
б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;
в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;
г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;
д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);
е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
10. Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.
11. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта (за исключением объекта государственной собственности), а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), принимает застройщик (заказчик).
12. В случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:
а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;
б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.
13. Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта.
II. Особенности принятия решения о консервации объекта государственной собственности
14. Решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.
15. Проект акта Правительства Российской Федерации о консервации объекта государственной собственности (далее – проект акта о консервации) подготавливается главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении объекта государственной собственности и согласовывается с субъектом бюджетного планирования в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является одновременно субъектом бюджетного планирования. Если строительство (реконструкция) объекта государственной собственности осуществляется в рамках федеральных целевых программ, проект акта о консервации также согласовывается с государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) соответствующей федеральной целевой программы в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является ее государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором).
16. Главный распорядитель средств федерального бюджета направляет субъекту бюджетного планирования согласованный в установленном порядке проект акта о консервации, который вносится в установленном порядке субъектом бюджетного планирования в Правительство Российской Федерации.
Одновременно с проектом акта о консервации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вносится на согласование проект акта о внесении изменений в соответствующий акт или решение, которым было предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию) объекта.
17. Финансовое обеспечение расходов, связанных с консервацией объекта государственной собственности, или расходов, связанных с приведением ранее законсервированного объекта государственной собственности в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), осуществляется за счет средств федерального бюджета.
18. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) ранее законсервированного объекта государственной собственности за счет средств федерального бюджета принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.
Источник: www.audar-info.ru
Проект консервации
ООО «ПриволжскНИПИнефть» ведущий проектный институт, выполняющий полный комплекс изыскательских, проектных и экспертных работ в области комплексного проектирования нефтебаз и прочего нефтегазового и нефтехимического строительства, строительства сложных промышленных и инженерных объектов.
Проектный институт ООО «ПриволжскНИПИнефть» выполняет широкий спектр проектных, изыскательских и научно-методических работ. Использование современных и авторских программных продуктов, методик, приборов и оборудования дают возможность разрабатывать и успешно согласовывать многовариантные проекты любой сложности.
Многолетний опыт работы проектного института ООО «ПриволжскНИПИнефть» позволяет разрабатывать проектные решения, учитывающие экологические и экономические аспекты при строительстве инфраструктуры необходимой для современной транспортировки, переработке, хранения и сбыта продуктов получаемых из нефти и газа.
Наши заказчики высоко оценивают качество выполненных работ и высокий профессионализм сотрудников института.
Проектный институт ООО «ПриволжскНИПИнефть» выполняет:
Проекты консервации опасных производственных объектов (консервация резервуаров, консервация мазутных баков, консервация нефтебаз, консервация АЗС, консервация склада ГСМ, консервация склада СУГ, консервация склада ЛВЖ, консервация склада ГЖ, консервация мазутохранилища, консервация склада мазута, консервация битумохранилища, консервация объектов НПЗ нефтеперерабатывающих и нефтехимических (НХЗ) заводов, консервация котельных, консервация ТЭЦ и ТЭС, консервация заводов, консервация предприятий и др.)
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке ведения работ по консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами
РД 07-291-99
I. Общие положения
2. Инструкция устанавливает порядок ведения работ по технической консервации опасного производственного объекта, связанного с пользованием недрами, и требования по обеспечению промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды, а при консервации — также требования, обеспечивающие сохранность месторождений и горных выработок на время консервации.
3. Требования Инструкции являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих проектирование, эксплуатацию, консервацию опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации.
5. В соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации «О недрах» консервация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляется за счет средств предприятий — пользователей недр. В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации «О недрах», расходы на консервацию несет государство, если пользование недрами прекращено в случаях возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, работающих или проживающих в зоне вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами (при отсутствии вины предприятия), и возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие).
6. В соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации «О недрах», при полной или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации — также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.
7. В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» не используемые искусственные острова, установки и сооружения на континентальном шельфе Российской Федерации должны быть убраны их создателями в сроки, оговоренные в разрешении на их создание.
8. В соответствии со статьями 20 и 26 Закона Российской Федерации «О недрах» предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей, подлежат консервации по истечении срока действия лицензии на пользование недрами, при досрочном прекращении пользования недрами, а также по инициативе пользователя недр.
10. В случаях истечения срока действия лицензии на пользование недрами, при досрочном прекращении права пользования недрами на горных отводах с неотработанными запасами следует рассматривать возможность консервации объекта, связанного с добычей полезных ископаемых.
Предусмотренное техническим проектом сезонное прекращение горных работ консервацией не считается.
11. консервация объекта производится по проектам, с соблюдением требований промышленной безопасности, охраны недр и окружающей природной среды.
12. Консервация объекта может осуществляться по инициативе пользователя недр в случаях временной невозможности или нецелесообразности его дальнейшей эксплуатации по технико-экономическим, экологическим, горнотехническим и другим причинам. Временная приостановка деятельности объекта в связи с отсутствием спроса на добываемое сырье или иными экономическими причинами может осуществляться без консервации горных выработок на срок до 6 месяцев при условии выполнения согласованных с территориальным органом Госгортехнадзора России мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды на весь срок приостановки.
13. При сухой консервации объекта имеющиеся водоотливные средства остаются в действии и обеспечивается водоотлив из горных выработок и их поддержание совместно с оборудованием в состоянии, пригодном для эксплуатации и возобновления приостановленных работ. При мокрой консервации объекта работа водоотлива прекращается и горные выработки затапливаются. Продолжительность периода консервации определяется в проекте консервации в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами и должна обеспечивать сохранность месторождения и горных выработок. При консервации списание запасов полезных ископаемых не допускается.
14. консервация вентиляционных, дегазационных, дренажных, нефтяных, газовых и других скважин производится в соответствии с установленными требованиями по консервации соответствующих скважин и оборудования их устьев стволов.
15. В соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации «О недрах» консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенной после подписания акта о консервации органами, предоставившими лицензию на пользование недрами, и органом государственного горного надзора.
16. После консервации объекта горные выработки (скважины) различного назначения в каких бы то ни было целях могут быть использованы после согласования с органами Госгортехнадзора России технических мероприятий по промышленной безопасности, охране недр и окружающей среды.
17. Возобновление работ по эксплуатации объекта, находящегося на консервации, производится в соответствии с техническим проектом, согласованным с органами Госгортехнадзора России и утвержденным в установленном порядке.
18. Учет ликвидированных и находящихся на консервации объектов ведется органами Госгортехнадзора России в соответствии с установленными Госкомстатом России формами государственного федерального статистического наблюдения, а также в соответствии с установленным порядком ведения государственного учета участков недр, предоставленных в пользование, не связанное с добычей полезных ископаемых.
19. Финансирование работ, связанных с консервацией объекта, а также деятельностью комиссии по технической консервации объекта осуществляется в порядке, установленном организацией — владельцем объекта либо органом, принявшим в соответствии с действующим законодательством решение о консервации объекта.
II. Порядок оформления документов при консервации объекта
20. За дату начала технических работ по консервации объекта принимается дата утверждения комиссии по технической консервации объекта (далее комиссии).
21. Состав комиссии и положение о ее деятельности утверждается организацией, принявшей в установленном порядке решение о консервации объекта по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации (далее — МПР России) или его территориальным органом, Госгортехнадзором России или его территориальным органом и Госкомэкологией России или его территориальным органом.
К основным функциям комиссии могут относиться:
— разработка предложений по обеспечению промышленной безопасности, безопасности населения, охраны недр и окружающей среды, зданий и сооружений;
— подготовка замечаний и предложений по проектным решениям по консервации объекта;
— приемка работ по консервации объекта;
— осуществление контроля за качеством проводимых работ по консервации объекта, соблюдением проектных решений, реализацией рекомендаций экспертизы промышленной безопасности и государственной экологической экспертизы;
— подготовка актов приемки выполненных работ по консервации объекта и проекта акта о (консервации);
— подготовка предложений по использованию горных выработок (скважин), зданий, сооружений ликвидируемого или консервируемого объекта по добыче.
22. Задание на проектирование консервации составляется в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами. Задание на проектирование утверждается организацией, принявшей решение о консервации объекта по согласованию с органами Госгортехнадзора России.
23. Проектирование консервации объекта осуществляется организацией, имеющей лицензию Госгортехнадзора России на проектирование горных производств.
24. Проект консервации объекта утверждается организацией, принявшей решение о консервации объекта при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности и согласования с органами Госгортехнадзора России. Работы по консервации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, выполняются после утверждения в установленном порядке проекта.
25. При консервации объекта подлинники геологической, маркшейдерской документации постоянного хранения пополняются на момент завершения работ по эксплуатации объекта и его консервации и передаются на хранение в соответствующие государственные или муниципальные архивы по акту, за исключением геологической информации, подлежащей в установленном порядке представлению в федеральный или соответствующий территориальный фонды геологической информации. Перечень передаваемой на хранение документации согласовывается с территориальными органами Госгортехнадзора России. Копия акта о передаче документов на хранение представляется в территориальные органы Госгортехнадзора России.
26. Приемка работ комиссией осуществляется на основании непосредственного осмотра и оценки полноты и качества выполненных работ, предусмотренных проектом консервации объекта, а также изучения представленных документов. Приемка работ, выполненных с отступлениями от проекта консервации объекта, нарушениями установленных нормативных требований, не допускается.
27. В актах приемки выполненных работ по консервации объекта указываются произведенные работы и дается оценка качества их выполнения. Подписанные членами комиссии акты утверждаются руководителем организации, принявшей решение о консервации объекта. К актам прилагаются необходимые горно-графические материалы, документы и справки, подтверждающие полноту и качество выполненных работ.
28. Для подписания предусмотренного статьей 26 Закона Российской Федерации «О недрах» акта о консервации пользователь недр представляет в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальные органы МПР России и Госгортехнадзора России заявление, 4 экземпляра проекта акта о консервации объекта по форме, предусмотренной в приложении 1, и прилагаемых к проекту акта копий, заверенных в установленном порядке документов:
а) акты по приемке выполненных работ по консервации объекта:
б) акты по приемке-передаче рекультивированных земель;
в) основная графическая документация (вертикальные проекции, разрезы), топографические планы земной поверхности, погоризонтные планы горных работ, геологические и гидрогеологические карты участка недр, на которых указываются горные выработки различного назначения, фактически выполненные работы, предусмотренные проектом (засыпка и перекрепление горных выработок, установка перемычек, полков, оборудование стволов и устьев скважин и т.п.) и размещение оставшегося оборудования. В указанной документации отражается состояние запасов и разведанности месторождения полезных ископаемых, или изученности участка недр, используемого в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, состояние горных выработок, рельеф и ситуация земной поверхности;
г) экспертные заключения организаций, имеющих лицензию Госгортехнадзора России (в особых случаях — о достаточности выполненных работ и запланированных мероприятий для обеспечения безопасности населения, зданий, сооружений, горных выработок, природных и иных объектов, а также по сохранности горных выработок на время их консервации;
д) технико-экономический расчет, обосновывающий необходимость консервации объекта (в случае нерентабельности работ по добыче полезных ископаемых).
29. В составе приложений к проекту акта представляются сведения:
а) о состоянии производственных и санитарно-бытовых зданий, сооружений и водоотливных установок на законсервированном объекте;
б) о наличии подземных пустот и состоянии горных выработок, максимальных фактических и ожидаемых величинах сдвижения земной поверхности;
в) об организации наблюдений за состоянием и условиями затопления горных выработок и их влиянием на окружающую среду, деформациями земной поверхности:
г) об остатках, утвержденных в установленном порядке и принятых на оперативный учет балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых, в том числе промышленных, с разделением на вскрытые, подготовленные и готовые к выемке;
д) о запасах полезных ископаемых в предохранительных и других целиках с указанием состояния этих запасов;
е) о наличии попутно добытых, временно неиспользуемых полезных ископаемых, а также отходов горного производства (в хвостохранилищах, отвалах и т.п.), содержащих полезные компоненты и пригодных для производства строительных материалов или доизвлечения полезных компонентов;
ж) об объемах размещенных в недрах вредных веществ, отходов производства и сточных вод с указанием концентраций в них основных компонентов в случаях подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых).
При необходимости могут быть затребованы дополнительные материалы, включая заключения экспертизы по вопросам обеспечения промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды, зданий и сооружений от вредного влияния ликвидированного или законсервированного объекта.
30. Копии основной горной графической документации, технико-экономические расчеты, а также документы, содержащие предусмотренные п.29 сведения, подписываются руководителем, главным геологом и главным маркшейдером организации, на балансе которой стоит ликвидируемый или консервируемый объект.
31. По одному экземпляру подписанного акта о консервации объекта и приложений к нему органами Госгортехнадзора России направляется в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальные органы МПР России и пользователю недр. Учет актов о консервации объектов осуществляют территориальные органы Госгортехнадзора России по форме, приведенной в приложении 2. Номер и дата акта о консервации объекта проставляется территориальным органом Госгортехнадзора России после его подписания.
33. Споры, возникающие при оформлении документов по технической консервации объекта, рассматриваются Госгортехнадзором России или суде.
III. Содержание проекта консервации объекта
34. В проекте консервации объекта (далее — проект) отражаются:
— геологическая и гидрогеологическая характеристика участка недр;
— состояние балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых на дату прекращения горных работ, с разделением на запасы, располагающиеся на площадях, не затронутых горными работами и оставшиеся запасы на действующих и ранее погашенных горизонтах, в т.ч. промышленных, с разделением на вскрытые, подготовленные и готовые к выемке;
— перспектива прироста запасов полезных ископаемых (для объектов, связанных с добычей полезных ископаемых);
— зоны проникновения токсичных и вредных веществ во вмещающий горный массив, хранение или захоронение которых осуществлялось в ликвидируемом или консервируемом подземном сооружении (в случаях объектов, не связанных с добычей);
— состояние горных выработок, барьерных и предохранительных целиков, гидротехнических сооружений и оценка их устойчивости и предотвращение возможности прорыва воды, газа, пульпы на соседние эксплуатируемые шахты, рудники;
— состояние производственных и санитарно-бытовых зданий, сооружений, водоотливных и вентиляционных установок и др. стационарного оборудования;
— оценка состояния окружающей среды;
— зоны проникновения агрессивных шахтных и рудничных вод во вмещающий горный массив и водоносные горизонты;
— возможные образования провалов, трещин, затопления и заболачивания земной поверхности, других отрицательных явлений после консервации объекта и их влияние на окружающую среду.
В состав геолого-маркшейдерской документации включаются копии основной горнографической документации (вертикальных проекций, разрезов), топографических планов земной поверхности, погоризонтных планов. Указанная документация отражает состояние запасов и разведанности месторождения полезных ископаемых или изученности участка недр, используемого в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, состояние горных выработок и ситуация земной поверхности.
35. В проекте определяются сроки, способы и последовательность выполнения работ, связанных с консервацией объекта, разрабатываются технические мероприятия по:
— обеспечению устойчивости горных выработок или их искусственному обрушению, в целях предотвращения образования провалов и недопустимых деформаций земной поверхности;
— сохранности месторождения, горных выработок и буровых скважин на весь период консервации;
— обеспечению безопасности работ при консервации объекта.
36. При консервации объекта, связанного с добычей полезных ископаемых, по инициативе пользователя недр из-за нерентабельности работ по добыче полезных ископаемых в проект включаются соответствующие технико-экономические расчеты.
40. Проектирование консервации объекта, связанного с добычей полезных ископаемых или его части, в случаях, когда проектом разработки месторождений намечена целевая подготовка подземных горных выработок для дальнейшего использования в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами.
41. Технические мероприятия по консервации сложных и специфических горных выработок определяются специализированными научно-исследовательскими и проектными организациями, имеющими соответствующую лицензию Госгортехнадзора России на проектирование горных производств.
42. При мокрой консервации объекта проектом консервации определяется срок допустимой продолжительности консервации без потери горных выработок, а также возможные сроки их осушения, ремонта крепи, восстановления работы вентиляции, подъемного комплекса, иного оборудования и проведения других восстановительных мероприятий.
43. В проекте определяется порядок ведения, периодичность, техническое обеспечение наблюдений за состоянием горных выработок и их влиянием на окружающую среду (горно-экологический мониторинг) на период консервации .
IV. Технические мероприятия, проводимые при консервации объекта
46. При консервации шахт, рудников, опасных по газу, определяются границы зон выделения газа и степень опасности этих зон, а также предусматриваются специальные меры, обеспечивающие контроль за выделением газа, защиту от проникновения его в наземные здания, сооружения и жилые дома.
47. При консервации объектов с открытым способом добычи полезных ископаемых выполняются следующие работы:
— для предотвращения падения людей и животных в карьеры (разрезы) устраивается ограждение или обваловка — земляные валы высотой не менее 2,5 м на расстоянии 5 м за возможной призмой обрушения верхнего уступа карьера (разреза) — или осуществляются другие мероприятия, такие как выполаживание бортов уступов, исключающие несчастные случаи с людьми и животными. Выполаживание бортов уступов в наносах выполняется в обязательном порядке. Производится также оценка устойчивости бортов карьеров (разрезов) с учетом их затопления.
48.консервация карьеров, находящихся над действующими подземными горными выработками, производится по проекту, с учетом исключения возможности прорыва воды, газов от буровзрывных работ в подземные горные выработки, а также обрушения пород.
49. При сухой консервации объекта все основные горные выработки (стволы, квершлаги, главные откаточные выработки и выработки, пройденные в предохранительных целиках) периодически, в сроки, предусмотренные проектом консервации, но не реже двух раз в год, тщательно осматриваются и в необходимых случаях перекрепляются. Осмотр и ремонт выработок пользователем недр производится при обеспечении нормальных условий вентиляции и безопасного передвижения людей по выработкам.
50. консервация объекта, связанного с добычей полезных ископаемых, растворимых в воде, поверхность которых застроена зданиями, сооружениями, осуществляется по проектам, разрабатываемым в соответствии с заключениями, учитывающими специфику разрабатываемого месторождения, горногеологические и другие условия, подготавливаемыми организациями, имеющими соответствующие лицензии на проектирование горных производств Госгортехнадзора России.
52. Консервация горных выработок в случаях разработки самовозгорающих полезных ископаемых (угли, сернистые руды и т.д.) производится с соблюдением дополнительных специальных противопожарных мероприятий на период производства работ и всего срока консервации.
53. При консервации эксплуатационных скважин на месторождениях (залежах) нефти и газа предусматривается, в зависимости от ее срока, возможность исследования остановленных скважин.
54. На объектах, смежных с ликвидируемым или консервируемым, обеспечивается безопасность горных работ. В число технических мероприятий по промышленной безопасности включаются: проверка правильности нанесения на горную графическую документацию контура ликвидируемых или консервируемых горных выработок, прилегающих к границам горного отвода, установка изолирующих перемычек для предотвращения прорывов в действующие горные выработки воды, газа или распространения подземных пожаров.
55. При консервации объектов, связанных с добычей кварцсамоцветного и пьезооптического сырья, осуществляются меры, исключающие доступ посторонних лиц к ценным минералогическим образованиям.
56. Контроль за сохранностью выработок, нефтяных и газовых скважин, находящихся на консервации, осуществляется способами и в сроки, предусмотренные проектом на консервацию. При этом проверки проводятся не реже двух раз в год, а также в случае стихийного бедствия. Ликвидированный объект проверяется не реже одного раза в год.
Проверки осуществляются комиссией, состав которой утверждается органами Госгортехнадзора России.
57. При консервации объектов, в составе которых имеются накопители отходов сухого складирования (отвалы, терриконы, склады некондиционных полезных ископаемых и др.) и гидротехнические сооружения (хвостохранилища, шламоотстойники, гидроотвалы и др.), проектируются и выполняются следующие работы:
— параметры накопителей сухого складирования (высота, углы откосов, ширина берм террасирования и др.) приводятся к величинам, обеспечивающим долговременную устойчивость накопителей;
— поверхность этих сооружений надежно защищается от водной и ветровой эрозии;
— накопители, сложенные токсичными и радиоактивными породами, изолируются от инфильтрации атмосферных осадков;
— накопители, сложенные породами, склонными к самовозгоранию, изолируются от инфильтрации атмосферных осадков и доступа атмосферного воздуха в массив накопителя;
— основания накопителей сухого складирования защищаются от подтопления и размыва паводковыми и атмосферными водами;
— для гидротехнических сооружений выполняются работы по ускорению консолидации и усадки пород (отведение прудковых вод, дренаж гравитационной поровой влаги и т.д.). Поверхность гидротехнических сооружений надежно защищается от водной и ветровой эрозии. Параметры ограждающих дамб гидротехнических сооружений приводятся к величинам, обеспечивающим долговременную устойчивость этих сооружений;
— на полосах отчуждения под транспортные коммуникации для накопителей сухого складирования и гидротехнических сооружений (автодороги, конвейерные и железнодорожные трассы, пульповоды и др.) оборудование демонтируется, поверхность рекультивируется.
При рекультивации земель, нарушенных горными работами, наряду с другими мероприятиями, предусматриваются мероприятия по детоксикации, защите почв от водной и ветровой эрозии.
58. При использовании горных выработок (скважин), находящихся на консервации, другой организацией в той мере, какой их оборот допускается законодательством, владелец горных выработок обязан передать принимающей организации по акту следующие технические документы:
— проект на консервацию, акт о консервации горных выработок, нефтяных и газовых скважин, документацию о выполнении предприятием комплекса работ, связанных с консервацией, а также данные периодического контроля за состоянием горных выработок, нефтяных и газовых скважин;
— основную горную графическую и геологическую документацию, пополненную на период начала консервации;
— дело скважины, весь имеющийся геолого-геофизический материал, в т.ч. черновой.
V. Контроль за соблюдением требований настоящей Инструкции
60. Государственный горный надзор за соблюдением всеми пользователями недр законодательства Российской Федерации, утвержденных в установленном порядке требований (правил и норм) по безопасному ведению горных работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр осуществляют органы Госгортехнадзора России*.
* Пункт 2 Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 1993 года N 234.
61. Лица, виновные в нарушении Закона Российской Федерации «О недрах», нарушениях утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезных ископаемых в состояние, не пригодное для эксплуатации, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации*.
* Статья 49 Закона Российской Федерации «О недрах» в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ.
Источник: nipineft.ru