Для решения накопившихся в жилищной сфере проблем правительством предложена программа «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», которая в сентябре 2005 г. была включена Президентом РФ в число приоритетных национальных проектов.
Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жильё — гражданам России» имеет особое значение в условиях постоянного удорожания жилья. Россиянин со средним заработком не может себе позволить купить даже скромную (в отношении площади и планировки) квартиру. Это является первой и основной предпосылкой выделения жилищного вопроса в приоритетный.
Цель Национального проекта отражена в его названии — обеспечение граждан России доступным и комфортным жильём.
Для достижения этой цели Проект призван решить ряд задач:
— развитие жилищного строительства,
— развитие инженерной и коммунальной инфраструктуры,
— предоставление социального жилья и исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан,
Проект одноэтажного дома 120-125 кв. м, S-174 «Аполлон»
— стимулирование рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования населения.
Инструментом реализации приоритетного национального проекта служит документально оформленная федеральная целевая программа «Жилище».
Таким образом, за годы реформ экономика России претерпела серьёзные изменения. В 90-е годы власти полностью отказались от решения экономических вопросов, что отрицательно сказалось на ситуации в стране. За это время в стране возникло множество социальных проблем, для решения которых стало необходимым возрождение некоторых элементов плановой системы.
Новое правительство пришло к выводу, что для преодоления сложившихся трудностей нужны новые методы регулирования национальной экономики. Этим методом стало сочетание рыночных механизмов и индикативного планирования. Одним из приоритетных направлений новой экономической политики государства стало обеспечение жильём граждан России. В рамках этого приоритетного проекта разработана целевая программа «Жилище».
1.2 Механизм реализации приоритетного Национального проекта «Доступное и комфортное жильё — гражданам России»
Федеральная целевая программа «Жилище» утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года за № 675 (далее Программа). Данная Программа разработана на срок с 2002 года по 2010 год. Государственным заказчиком-координатором данной Программы выступает Министерство регионального развития Российской Федерации. Основными разработчиками Программы являются Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, фонд «Институт экономики города».
Цели и задачи Программы определяются целями и задачами приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», поскольку Программа является основным инструментом его реализации.
Целью приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России.
Перед Программой стоит следующая основная цель — комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем. Федеральная целевая программа «ЖИЛИЩЕ» на 2002 — 2010 годы от 17 сентября 2001 г. N 675, раздел III
В связи с этим Программа призвана решить следующие задачи:
1. создать условия для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повысить уровень обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
2. создать условия для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
3. обеспечить доступность жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями.
Решение этих задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий по 4 основным направлениям:
· развитие жилищного строительства;
· совершенствование жилищно-коммунального комплекса;
· развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья;
· исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и нормативное правовое обеспечение организации предоставления гражданам жилых помещений социального использования.
Реализация программы включает в себя несколько этапов и стадий. Первый этап продолжался с 2002 года по 2005 год. На этом этапе выделялись следующие подпрограммы и мероприятия:
— подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты на 2004 — 2010 годы» (до 2003 года — федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты»);
— подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда»;
— подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации»;
— подпрограмма «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф»;
— подпрограмма «Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса «Байконур»;
— подпрограмма «Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации»;
— подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»;
— мероприятия по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;
— мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечению жильем молодых ученых. Каждая подпрограмма рассматривается в рамках данной федеральной целевой программы, имеет свой паспорт и основные разделы, содержащие свод правил и предписаний по реализации.
За указанный период на реализацию входящих в состав Программы подпрограмм и мероприятий было выделено 59 млрд. рублей. Кроме того, были предоставлены государственные гарантии Российской Федерации по заимствованиям открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» в размере 13,7 млрд. рублей.
В целом за 2002 — 2005 годы:
— за счет средств федерального бюджета было обеспечено жильем 97,7 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, перед которыми имеются государственные обязательства Российской Федерации по обеспечению жильем;
— удалось обеспечить рост жилищного строительства (в 2004 году объем ввода жилья вырос на 13 процентов по сравнению с 2003 годом при целевом показателе Программы на первом этапе реализации — 3 процента в год);
— показатель доступности приобретения стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м семьей из 3 человек, исходя из среднего размера совокупных денежных доходов такой семьи, составил в 2004 году 3,9 года (для сравнения в 2001 году — 4,8 года);
— повысился уровень адресной поддержки населения, связанной с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг (в 2004 году — 13 процентам семей были предоставлены жилищные субсидии).
Подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» реализовывалась в 65 субъектах Российской Федерации. Из аварийного и ветхого жилищных фондов было переселено 27100 семей. Ликвидирован непригодный для проживания жилищный фонд общей площадью 630,4 тыс. кв. м.
В рамках реализации подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» за счет всех источников финансирования удалось:
— построить и провести реконструкцию 8975 км сетей водоснабжения и канализации;
— ввести в эксплуатацию отопительные котельные общей мощностью 22220 Гкал/ч;
— построить и сдать в эксплуатацию водоочистные сооружения, станции очистки сточных вод общей производительностью 4938 тыс. куб. м в сутки.
Кроме того, проводились работы по созданию автоматизированных систем управления технологическими процессами городского коммунального хозяйства.
В подпрограмме участвовало 54 субъекта Российской Федерации. С привлечением средств федерального бюджета в рамках подпрограммы осуществлялось финансирование 186 объектов.
Основной формой оказания государственной поддержки в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» стало предоставление за счет средств федерального бюджета субсидий молодым семьям — участникам подпрограммы в случае рождения (усыновления) ребенка.
Общее количество молодых семей участников подпрограммы, которым предоставлены субсидии в 2003 — 2005 годах, составило 114000, в том числе за счет средств федерального бюджета — 13700.
Наиболее эффективно подпрограмма реализовывалась в тех регионах, где разработаны и действуют схемы ипотечного жилищного кредитования, а также существуют возможности по использованию сбережений граждан (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Оренбургская, Саратовская и Кемеровская области).
Вместе с тем в 2002-2005 годах не удалось достичь ощутимого продвижения по следующим показателям реализации Программы:
— среднее время ожидания предоставления жилых помещений социального использования практически не изменилось и составляет около 20 лет;
— износ основных фондов коммунального комплекса сохраняется на уровне 60 процентов и имеет тенденцию к увеличению.
Основными проблемами в реализации Программы и подпрограмм, осуществлявшихся в ходе первого этапа, явились:
· недостаточная ориентированность мероприятий Программы на увеличение объемов жилищного строительства — объем ввода в эксплуатацию жилья в 2004 году составил всего 41,2 млн. кв. м, что в 1,5 раза меньше по сравнению с 1990 годом;
· недостаточная нацеленность мероприятий Программы на решение основных проблем, препятствующих развитию рынка доступного жилья;
· отсутствие концентрации ассигнований из федерального бюджета на главных направлениях, их распыление по 7 подпрограммам, 5 государственным заказчикам;
· отсутствие механизмов консолидации бюджетных ассигнований федерального, регионального и муниципального уровней;
· недостаточное стимулирование привлечения внебюджетных источников финансирования Программы, в том числе средств частных инвесторов, кредитных средств и личных средств граждан;
· недостаточность ассигнований из федерального бюджета, предусмотренных на выполнение государственных обязательств Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Основной проблемой реализации подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» стало то, что при недостаточности бюджетных средств (для ликвидации ветхого и аварийного жилья в Российской Федерации необходимо вложить в строительство нового жилья не менее 1 трлн. рублей) не удалось в должной степени использовать ресурсы федерального бюджета для привлечения частных инвестиций. За 2002 — 2004 годы объем финансирования за счет всех источников составил 12,02 млрд. рублей, из них 2,8 млрд. рублей (23 процента) — средства федерального бюджета, 6,5 млрд. рублей (55 процентов) — средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Доля внебюджетных источников составила лишь 2,7 млрд. рублей (22 процента).
Основными проблемами реализации подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» стали недостаточность ресурсов и отсутствие эффективных механизмов для стимулирования позитивных изменений в жилищно-коммунальном комплексе. В частности, средства федерального бюджета расходовались на безвозмездное финансирование проектов строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без четких критериев принятия решений, что не способствовало привлечению в сектор частных инвестиций.
В рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в недостаточной степени был задействован механизм ипотечного жилищного кредитования. Анализ достигнутых результатов выявил необходимость ее корректировки в части совершенствования механизма осуществления государственной поддержки молодых семей при улучшении жилищных условий.
Основной проблемой реализации подпрограмм «Государственные жилищные сертификаты», «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф», «Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса «Байконур», «Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации», а также мероприятий по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» стала недостаточность финансовых ресурсов и отсутствие единых принципов и механизмов выполнения государственных обязательств Российской Федерации перед гражданами — участниками различных подпрограмм.
Финансирование государственных обязательств в рамках указанных подпрограмм за 2002-2004 годы составило 3,9 процента суммы, необходимой для полного выполнения обязательств. При этом ежегодно обеспечивалось жильем лишь около 1,3 процента граждан из числа указанных категорий.
Мероприятия второго этапа реализации Программы (в 2006 — 2010 годах) будут выполняться в две стадии:
2006 — 2007 годы — первая стадия;
2008 — 2010 годы — вторая стадия.
Предполагалось, что на первой стадии мероприятия Программы и ее подпрограмм будут сконцентрированы на реализации мер приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».
В соответствии с указанным национальным проектом были выделены 4 приоритетных направления:
· увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
· повышение доступности жилья;
· увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры;
· выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
На протяжении всего периода реализации второго этапа Программы осуществлялись:
— совершенствование и развитие нормативной правовой базы с учетом мониторинга реализации Программы на практике в субъектах Российской Федерации;
— широкомасштабное внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мероприятий;
— реализация подпрограмм и отдельных мероприятий.
Модификация Программы и ее подпрограмм на втором этапе реализации (в 2006 — 2010 годы) обусловлена необходимостью:
· стимулирования роста предложения жилья на рынке, включая реализацию мер по поддержке жилищного строительства;
· повышения надежности и качества коммунальных услуг на базе модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и привлечения частного бизнеса и частных инвестиций в эту сферу;
· стимулирования платежеспособного спроса на жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для молодых семей;
· более эффективного исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
В Программе определён перечень программных мероприятий, которые направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на мероприятия по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы, организационные мероприятия, а также мероприятия по финансированию капитальных и прочих расходов за счет средств федерального бюджета.Федеральная целевая программа «ЖИЛИЩЕ» на 2002 — 2010 годы от 17 сентября 2001 г. N 675, раздел IV
Среди программных мероприятий, связанных с совершенствованием законодательной и нормативной правовой базы, наиболее важными являются:
— внесение в 2006 году изменений в нормативные правовые акты в целях приведения их в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в том числе в части создания эффективной единой системы государственной экспертизы проектной документации, совершенствования системы государственного строительного надзора, усиления профессиональной ответственности проектировщиков и застройщиков);
— разработка технических регламентов, устанавливающих требования безопасности, которые должны соблюдаться при территориальном планировании, градостроительном зонировании и планировке территории, при использовании в проектировании результатов инженерных изысканий, при архитектурно-строительном проектировании, строительстве зданий, строений и сооружений, а также при производстве строительных материалов;
— совершенствование регулирования деятельности застройщиков по привлечению средств участников долевого строительства многоквартирных домов;
— законодательное и методическое обеспечение введения местного налога на недвижимость с целью стимулирования деятельности муниципалитетов по развитию жилищного строительства.
Предусмотрены также мероприятия:
1. по методическому обеспечению подготовки профессиональных кадров в области градостроительного проектирования, деятельности по разработке генеральных планов, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории для формирования земельных участков, предоставляемых на открытых аукционах для жилищного строительства;
2. по разработке и внедрению методологии повышения качества бизнес-планирования на стадии подготовки проектов жилищного строительства с целью привлечения кредитных средств для их реализации.
Организационные мероприятия будут направлены:
на создание условий для снижения административных барьеров в жилищном строительстве, реализацию мер градостроительного и антимонопольного регулирования, создание условий для развития конкуренции и расширения доступа застройщиков к кредитным ресурсам;
на обеспечение контроля за деятельностью застройщиков по привлечению средств участников долевого строительства, в том числе многоквартирных домов;
на внедрение механизмов привлечения кредитных и инвестиционных средств для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства;
на содействие внедрению механизмов проведения комплексной застройки территорий, реконструкции существующих кварталов застройки.
Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, в том числе за счет средств федерального бюджета, будут направлены на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, что позволит помочь в решении одной из основных проблем, сдерживающих увеличение объемов жилищного строительства, и обеспечить условия для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства. Финансирование программных мероприятий по данному направлению будет проводиться в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства»
Совершенствование жилищно-коммунального хозяйства.
Среди программных мероприятий по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы наиболее важными являются:
разработка проектов нормативных правовых актов и иных документов по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации в части управления многоквартирными домами, установления требований к содержанию общего имущества многоквартирных домов, требований к жилым помещениям;
формирование нормативной правовой и методической базы для финансирования модернизации и капитального ремонта многоквартирных домов, организации регулирования учета потребления и оплаты коммунальных ресурсов в индивидуальных и многоквартирных домах при наличии коллективных и/или индивидуальных приборов учета, организации эффективного тарифного регулирования организаций коммунального комплекса, определения особенностей оборота муниципального имущества в коммунальной сфере, финансирования инвестиционных программ развития коммунальной инфраструктуры и заключения концессионных соглашений в коммунальном секторе.
Организационные мероприятия будут направлены на реформирование экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе с целью обеспечения эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов, а также на привлечение частных инвестиций. Основная часть программных мероприятий должна быть реализована на региональном и муниципальном уровнях при организационном, методическом и техническом содействии на федеральном уровне.
С целью развития конкурентного бизнеса в сфере управления жилищным фондом необходимо обеспечить выбор собственниками помещений способа управления многоквартирным домом, ввести обязательный конкурсный отбор жилищных управляющих организаций для многоквартирных жилых домов, в которых все помещения находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, провести регистрацию государственного и муниципального имущества в жилищной сфере и осуществить переход на договорные отношения в сфере управления многоквартирными домами и коммунальной инфраструктурой.
Для совершенствования процедур тарифного регулирования в коммунальном комплексе будет создана система индикативного мониторинга реализации производственных и инвестиционных программ организациями коммунального комплекса.
С целью завершения реформирования системы финансирования жилищно-коммунальных услуг необходимо обеспечить прекращение дотирования организаций коммунального комплекса и перекрестного субсидирования различных потребителей коммунальных услуг, а также перевод субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на персонифицированные счета граждан — получателей жилищных субсидий. Эти меры повысят ответственность жилищных и коммунальных предприятий перед гражданами.
С целью обеспечения прозрачности процедур государственной финансовой поддержки будет осуществлен постепенный отказ от выделения бюджетных средств на подготовку к работе в зимних условиях и переход к использованию для этих целей кредитных ресурсов.Финансирование программных мероприятий по этому направлению будет проводиться в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»
Развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья.
Среди программных мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы наиболее важными являются разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе в части регулирования рынка ипотечных ценных бумаг, привлечения средств пенсионных фондов и страховых компаний на рынок ипотечных ценных бумаг, страхования ипотечных жилищных кредитов, деятельности бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов, совершенствования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, защиты прав добросовестного приобретателя жилого помещения.
В рамках проведения организационных мероприятий предусматриваются организация на базе Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним информационной системы статистических данных о ситуации на жилищном рынке, доступной для всех заинтересованных сторон, организация сбора статистических данных о невозвратах ипотечных жилищных кредитов, досрочных погашениях кредитов с целью информационного обеспечения кредитных организаций и страховых компаний, а также обеспечение государственного контроля за деятельностью бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов.
Будет совершенствоваться система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающая доверие к сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и конфиденциальность сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, в том числе будет создана система регистрации договоров долевого участия в строительстве жилья.
Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, в том числе за счет средств федерального бюджета, будут реализовываться в форме предоставления субсидий молодым семьям, признанным нуждающимися в жилых помещениях, на приобретение жилья, в том числе на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома. Финансирование программных мероприятий по этому направлению будет проводиться в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
По мере развития системы страхования ипотечных жилищных кредитов дополнительно будет рассмотрена возможность оказания поддержки молодым семьям за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в уплате страховых взносов по этому виду добровольного страхования, что позволит снизить размер первоначального взноса при получении молодыми семьями ипотечных кредитов до 5 — 10 процентов стоимости жилья.
Порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Наиболее важными программными мероприятиями, связанными с совершенствованием нормативной правовой базы, являются разработка нормативных правовых документов по реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации и разработка единого порядка выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (с установлением особенностей для каждой категории граждан — получателей таких сертификатов).
Учитывая, что организация предоставления жилых помещений социального использования относится к полномочиям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, им будет оказано методическое содействие в решении вопросов реорганизации системы предоставления жилых помещений социального использования и специализированных жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также разработки механизмов исполнения обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями определенных категорий граждан.
Организационные мероприятия включают создание единой системы предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья категориям граждан, установленным федеральным законодательством, с использованием механизма предоставления государственных жилищных сертификатов. При этом будут уточнены объемы имеющихся государственных обязательств.
Также будут осуществляться мероприятия, направленные на совершенствование системы управления государственным и муниципальным жилищными фондами социального использования и специализированным жилищным фондом.
Будет осуществлена передача жилых домов, находящихся в хозяйственном ведении муниципальных предприятий или в оперативном управлении муниципальных учреждений, в которых все жилые помещения находятся в муниципальной собственности, в казну муниципальных образований. По каждому дому должны быть определены лица, уполномочиваемые собственником жилищного фонда на выбор управляющих организаций и заключение договоров управления.
Необходимо провести инвентаризацию жилых домов и жилых помещений в домах, относящихся к специализированному жилищному фонду и переданных в процессе приватизации в нарушение действующего законодательства организациям частной формы собственности, утвердить порядок передачи таких помещений соответственно в государственный или муниципальный жилищный фонд.
Будет проведена инвентаризация жилых домов, относящихся к государственному жилищному фонду (в том числе в закрытых военных городках, поселках учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности), при необходимости будут изменены цели использования жилищного фонда, будут переданы неиспользуемые жилые помещения в муниципальную собственность.
Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет средств федерального бюджета, будут реализовываться в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», а также мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе федеральных государственных гражданских служащих, молодых ученых, прокуроров и следователей органов прокуратуры, а также ряда иных категорий граждан на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации.
В рамках указанной подпрограммы будут обеспечиваться жильем следующие категории граждан:
· военнослужащие, увольняемые с военной службы, и приравненные к ним лица;
· граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица;
· граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
· граждане Российской Федерации, постоянно работающие на комплексе «Байконур» и подлежащие отселению;
· граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении «Маяк», пострадавшие в результате этих аварий, а также ветераны подразделений особого риска;
Источник: mydocx.ru
Нацпроект «Жилье и городская среда» рассмотрели в Государственной Думе
Участники парламентских слушаний обсудили законодательное обеспечение реализации этого национального проекта, разработанного Правительством по поручению Президента РФ Владимира Путина. Отмечалась важность вовлеченности граждан в процесс развития городской среды, повышение удобности и доступности ипотеки
В рамках слушаний рассматривались четыре федеральных проекта, заложенных в структуру национального проекта «Жилье и городская среда»: «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». В мероприятии приняли участие депутаты, представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Банка России, Счетной палаты, Общественной палаты, регионов.
Председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев
Николаев
Николай Петрович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» отметил, что «задачи, которые поставил Президент – это то, что волнует большинство жителей нашей страны». Парламентарий добавил, что задачи, поставленные в нацпроекте «Жилье и городская среда», должны быть отражены в проекте федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов, а депутатам предстоит обеспечить законодательное сопровождение реализации этих целей. «Мы рассматриваем бюджет на ближайшие три года, в котором, конечно же, должны быть отражены задачи по реализации национального проекта, каким образом стыкуются предложения Правительства и как они отражаются в бюджете», — указал глава Комитета.
«Задачи, обозначенные в нацпроекте, очень важные, а нам, депутатам, предстоит сопровождать на законодательном уровне те планы, которые сформировало Правительство. Поэтому нам нужно понимать, как готовиться к этой работе и что нужно предусматривать», — подчеркнул Николай Николаев.
Парламентарий также отметил необходимость учесть мнения регионов при подготовке законодательного сопровождения реализации нацпроекта. «На слушаниях присутствуют представители более 30 регионов. Региональная тема исключительно важна. Мы можем здесь планировать все, что угодно, но реализовываться это будет все на земле, поэтому каждый регион должен понимать, как он себя увидит в той или иной программе, как он сможет принимать участие, что можно сделать для людей, которые живут в этом регионе», — пояснил Председатель Комитета.
Заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Никита Стасишин и Первый заместитель Председателя Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сидякин
Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Никита Стасишин рассказал, что национальный проект, его основные показатели и мероприятия полностью согласованы внутри Правительства: «Это полностью консолидированная позиция Правительства, рассмотренная на всех уровнях».
Он отметил, что основная цель и федерального проекта «Жилье», и национального проекта «Жилье и городская среда» – увеличение объемов жилищного строительства до 120 млн кв. м жилья к 2024 году. «К 2024 году мы должны строить 80 млн индустриального жилья (многоквартирные дома) и 40 млн индивидуального жилищного строительства. Сегодня по итогам 2017 года объем ввода жилья составил 79, 2 млн кв. м, из которых 46 млн – многоквартирные дома. То есть мы должны в итоге в 2 раза увеличить объемы жилищного строительства», — сообщил заместитель Министра.
Другой важной целью проекта является улучшение жилищных условий 5 млн семей. В связи с этим Никита Стасишин отметил, что один из инструментов решения этой задачи – ипотечное кредитование, а один из механизмов увеличения выдачи количества таких кредитов – повышение доступности ставки.
«Мы рассчитываем на то, что к 2024 году ставка не будет превышать 8%», — сказал он.
Председатель Комитета по контролю и Регламенту Ольга Савастьянова
Савастьянова
Ольга Викторовна Руководитель Секретариата Председателя Государственной Думы ФС РФ попросила Никиту Стасишина рассказать, каким образом регионы принимали участие в разработке и обсуждении представленных проектов, и каким образом рассчитывались прогнозные показатели, озвученные представителем Министерства. Заместитель Министра заверил, что за каждой цифрой, «будь то квадратный метр или стоимость жилья», есть серьезные расчеты, они опираются на экономические показатели. «В рамках проекта «Жилье» мы получили от всех регионов перечень земельных участков, которые у них есть и которые можно вовлекать. Это в том числе промзоны и неэффективно используемые участки. Сегодня субъекты считают, сколько необходимо средств для подключения к сетям этих участков. Мы вместе смотрим, как можно стимулировать спрос и поддержать предложение», – ответил он.
Александр Плутник, генеральный директор АО «ДОМ.РФ», говоря о федеральном проекте «Ипотека», подчеркнул, что сегодня ключевой целью является удержание высокого качества ипотечного портфеля.
«В России один из лучших в мире ипотечных портфелей, как по темпам роста, так и по качеству», — сказал он. «Совместно с ЦБ и крупнейшими банками России мы работаем над созданием определенных стандартов работы для профессиональных участников рынка. Они касаются и первоначального взноса, и ипотечного договора, чтобы все риски были поняты заемщику», — подчеркнул Александр Плутник.
«Наша общая задача сделать ипотеку удобной. Чтобы ее просто было брать, чтобы на это уходило мало времени», — заявил он, добавив, что по прогнозам по итогам 2018 года будет выдано 1,5 млн ипотечных кредитов.
Под удобством ипотеки при этом понимается полный перевод ее оформления в электронный вид, «чтобы человек мог удаленно оформить этот кредит». «Это вопрос ближайшего будущего», — заключил Александр Плутник.
Андрей Чибис, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, рассказал, что для реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» создана необходимая институциональная база.
«У нас во всех муниципалитетах, где проживает более 1 тыс. человек, сформированы и утверждены пятилетние программы благоустройства», — рассказал он.
При этом заместитель Министра акцентировал внимание на важности вовлечения людей в процесс развития городской среды. «Ничего не может делаться, если не спрашивается мнение людей», — подчеркнул он. Андрей Чибис добавил, что общий бюджет проекта – 298 млрд рублей на 6 лет. «Планируем, что будет модернизировано 25 тыс. общественных пространств, 200 тыс. дворовых территорий», — сообщил он. Необходимо не только благоустраивать, но и формировать социальную инфраструктуру: спортивные объекты, безопасные дороги. Одним из приоритетов является доступность для маломобильных граждан.
Участники слушаний также обсудили реализацию закона, меняющего систему финансирования жилищного строительства и направленного на защиту прав граждан-участников долевого строительства. Согласно закону договор долевого участия в строительстве заменят счета эскроу, на которых будут аккумулироваться средства дольщиков. По словам Николая Николаева, сейчас Комитет совместно с Минстроем сосредоточены на том, чтобы убрать барьеры, возникающие перед застройщиками на пути перехода на эскроу-счета. На площадке Министерства действует комиссия, возглавляемая Министром, которая разбирает правоприменительную практику между банками и застройщиками.
Председатель Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская
«Наше будущее – нормальный баланс между собственностью и наймом», — уверена она и добавила, что к настоящему моменту осталось 12% социального жилья, которое находится в собственности публичной власти.
«С таким ресурсом мы не поменяем радикально жилищные условия граждан», — считает парламентарий.
Говоря о проекте «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», советник Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Максим Егоров напомнил, что программа расселения аварийного жилого фонда активно развивалась последние 10 лет, но, «к сожалению, закончилась в 2018 году». Он сообщил, что на расселение аварийного и ветхого жилого фонда в 2019–2024 году планируется потратить 507 млрд рублей, из них федеральных денег – 431,9 млрд рублей. «Планируется, что в период 2019–2024 годов будет расселено 531 тыс. человек, которые проживают в жилом аварийном фонде, 9,5 млн кв. м», — сказал он. При этом финансирование будет идти каждый год и отложенный эффект будет и в 2025 году, то есть дополнительно будет расселено 2,5 млн кв. м и 133 тыс. человек. Таким образом, всего будет расселено 12 млн кв. м и более 660 тыс. человек.
Организаторы мероприятия – Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, по транспорту и строительству и по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству.
Источник: duma.gov.ru
Проект по жилищному строительству
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 9 декабря 2019 года N 777/пр
В целях обеспечения реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», паспорт которого утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от 21 декабря 2018 г. N 3, в соответствии с подпунктом «д» пункта 10 приложения 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»,
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 9 декабря 2019 года N 777/пр
Методические рекомендации по синхронизации мероприятий, реализуемых в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, с мероприятиями в сфере обеспечения доступности городской среды для маломобильных групп населения, цифровизации городского хозяйства, а также мероприятиями в рамках национальных проектов «Демография», «Образование», «Экология», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания методологического содействия субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в реализации национального проекта «Жилье и городская среда» (далее — НП «Жилье и городская среда»).
1.2. Настоящие Методические рекомендации рекомендуется использовать при разработке (актуализации) государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (далее соответственно — государственные программы, муниципальные программы) в целях обеспечения синхронизации мероприятий, реализуемых в их рамках, с мероприятиями иных национальных и федеральных проектов и программ, для достижения максимального социально-экономического эффекта для территории (далее соответственно — синхронизация, мероприятия по синхронизации), а также при формировании перечня городов (агломераций), в которых начиная с 2020 года приоритетное финансирование мероприятий, направленных на повышение качества городской среды, будет осуществляться в комплексе с мероприятиями иных национальных проектов («Образование», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Культура», «Экология» и соответствующих федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры).
1.3. При формировании (актуализации) государственных (муниципальных) программ рекомендуется проводить анализ мероприятий государственных (муниципальных) программ, реализуемых в рамках иных национальных и федеральных проектов и программ, а также инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций и субъектов естественных монополий, в целях формирования перечня мероприятий по синхронизации для последующего включения в государственную (муниципальную) программу.
1.4. Мероприятия по синхронизации государственных программ рекомендуется разрабатывать на основании перечня государственных программ субъекта Российской Федерации, сформированного в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере социально-экономического развития региона и задачами, утвержденными в Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
1.5. Мероприятия по синхронизации муниципальных программ рекомендуется разрабатывать на основании перечня муниципальных программ муниципального образования, сформированного в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере социально-экономического развития муниципального образования и задачами, утвержденными в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования.
1.6. В процессе формирования мероприятий по синхронизации для достижения стратегической цели государственной (муниципальной) программы рекомендуется связать задачи государственной (муниципальной) программы с задачами государственных (муниципальных) программ, реализуемых в рамках иных национальных и федеральных проектов и программ, в целях обеспечения максимальной эффективности от вложенных финансовых и иных ресурсов.
1.7. Включение в государственную (муниципальную) программу мероприятий по синхронизации рекомендуется осуществлять исходя из следующих условий:
мероприятия по синхронизации направлены на достижение целей и целевых показателей Национального проекта по кардинальному повышению комфортности городской среды и обеспечивают комплексное развитие городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды;
сроки реализации мероприятий государственных (муниципальных) программ синхронизированы со сроками реализации мероприятий государственных (муниципальных) программ, реализуемых в рамках иных национальных и федеральных проектов и программ, сроками реализации мероприятий инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций и субъектов естественных монополий, прямо или косвенно влияющих на достижение показателей Национального проекта;
мероприятия по синхронизации направлены на повышение экономической эффективности мероприятий, реализуемых в рамках государственных (муниципальных) программ, в том числе за счет достижения кумулятивного эффекта от взаимосвязи с мероприятиями государственных (муниципальных) программ, реализуемых в рамках иных национальных и федеральных проектов и программ, мероприятий инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций и субъектов естественных монополий, а также исключения избыточных и дублирующих мероприятий.
2. Синхронизация мероприятий государственных (муниципальных) программ с мероприятиями региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций и субъектов естественных монополий
2.1. Синхронизацию мероприятий государственных (муниципальных) программ с мероприятиями государственных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее — капитальный ремонт) рекомендуется осуществлять с учетом сроков и объемов планируемых к проведению работ по капитальному ремонту.
2.2. Проведение мероприятий по благоустройству дворовых и общественных территорий, прилегающих к многоквартирным домам, подлежащим капитальному ремонту, рекомендуется осуществлять не ранее завершения таких работ по капитальному ремонту, за исключением случаев, когда единовременное и (или) последующее проведение работ по капитальному ремонту не повлияет на ход проведения и итоговые результаты работ по благоустройству территории, а также не повлечет за собой необходимость устранения негативных последствий, вызванных последующим проведением работ по капитальному ремонту.
2.3. При выборе территорий для благоустройства рекомендуется синхронизировать сроки проведения работ по благоустройству со сроками проведения работ по капитальному ремонту в том, чтобы проведение ближайших плановых работ по капитальному ремонту многоквартирных домов предшествовало благоустройству дворовой территории и (или) прилегающей к многоквартирным домам общественной территории и не оказало негативного воздействия на результаты проведенного благоустройства.
2.4. Синхронизацию с мероприятиями инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций и субъектов естественных монополий, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования (далее — инвестиционные программы), рекомендуется осуществлять с учетом сроков и объемов планируемых к проведению в рамках инвестиционных программ мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры в границах проектируемой для благоустройства территории.
2.5. В целях недопущения случаев проведения плановых мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры на ранее благоустроенной территории, проведение которых может привести к полному или частичному ухудшению качества проведенных работ по благоустройству, а также необходимости восстановления (ремонта) объектов благоустройства, органам местного самоуправления рекомендуется ежегодно формировать сводный план-график предусмотренных инвестиционными программами сроков проведения мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры в границах муниципального образования в целях синхронизации указанных мероприятий с мероприятиями по благоустройству общественных и дворовых территорий.
2.6. Не рекомендуется планировать и осуществлять мероприятия по благоустройству общественных и (или) дворовых территорий, расположенных на территории, прилегающей к многоквартирным домам, включенным в перечень непригодного для проживания жилищного фонда, и подлежащих расселению в рамках мероприятий федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» и (или) последующему сносу, в том числе в рамках иных государственных (муниципальных) программ.
3. Синхронизация мероприятий государственных (муниципальных) программ с мероприятиями национального проекта «Безопасные и качественные дороги»
3.1. Синхронизацию мероприятий государственных (муниципальных) программ с мероприятиями национального проекта «Безопасные и качественные дороги» рекомендуется осуществлять в рамках решения задач, которые стоят перед федеральными проектами, входящими в данный национальный проект.
3.2. Федеральным проектом «Дорожная сеть» предусмотрено такое мероприятие, которое при подготовке проектов благоустройства общественных территорий может быть синхронизировано с мероприятиями по созданию комфортной городской среды, как выполнение дорожных работ на сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций в целях приведения их в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (синхронизация в части благоустройства территории и создания инфраструктуры вокруг обозначенных объектов с учетом требований законодательства Российской Федерации).
4. Синхронизация мероприятий государственных (муниципальных) программ с мероприятиями национального проекта «Демография»
4.1. Синхронизацию мероприятий государственных (муниципальных) программ с мероприятиями национального проекта «Демография» рекомендуется осуществлять в рамках решения задач, которые стоят перед федеральными проектами, входящими в данный национальный проект.
4.2. Федеральным проектом «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» предусмотрено такое мероприятие, которое может быть синхронизировано с мероприятиями по созданию комфортной городской среды, как создание дополнительных мест в дошкольных организациях путем строительства зданий (пристройки к зданию), приобретения (выкупа) зданий (пристройки к зданию) и помещений дошкольных организаций (синхронизация в части благоустройства территории и создания инфраструктуры вокруг обозначенных объектов с учетом требований законодательства Российской Федерации и потребностей данной социальной группы).
4.3. Федеральным проектом «Старшее поколение» предусмотрены следующие мероприятия, которые могут быть синхронизированы с мероприятиями по созданию комфортной городской среды:
создание региональных гериатрических центров и (или) геронтологических отделений (синхронизация в части благоустройства территории и создания инфраструктуры вокруг обозначенных объектов с учетом требований законодательства Российской Федерации и потребностей данной социальной группы);
строительство (реконструкция) объектов капитального строительства стационарных организаций социального обслуживания субъектов Российской Федерации (синхронизация в части благоустройства территории и создания инфраструктуры вокруг обозначенных объектов с учетом требований законодательства Российской Федерации и потребностей данной социальной группы);
организация занятий физической культурой граждан пожилого возраста на спортивных объектах шаговой доступности, на спортивных площадках во дворах, в парках, бассейнах, на базе организаций социального обслуживания и медицинских организаций (синхронизация в части установки соответствующих спортивных площадок, подходящих для занятий физической культурой граждан пожилого возраста, в том числе (в случае необходимости) в непосредственной близости от организаций социального обслуживания).
4.4. Федеральным проектом «Укрепление общественного здоровья» предусмотрены следующие мероприятия, которые могут быть синхронизированы с мероприятиями по созданию комфортной городской среды:
создание на базе существующих центров здоровья, центров общественного здоровья (синхронизация в части благоустройства территории и создания инфраструктуры вокруг обозначенных объектов с учетом требований законодательства Российской Федерации и потребностей данной социальной группы);
разработка и внедрение стратегии работы с общепитом, корпоративным сектором и муниципальными властями, включая участие в планировании городской среды (синхронизация в части совместной работы и планирования городской среды).
4.5. Федеральным проектом «Спорт — норма жизни» предусмотрены следующие мероприятия, которые могут быть синхронизированы с мероприятиями по созданию комфортной городской среды:
строительство физкультурно-оздоровительных центров и комплексов в регионах (не менее одного за весь период реализации федерального проекта) (синхронизация в части благоустройства территории и создания инфраструктуры вокруг обозначенного объекта с учетом требований законодательства Российской Федерации);
оборудование малых спортивных площадок на базе центров тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (в каждом муниципальном районе) (синхронизация в части благоустройства территории и создания инфраструктуры вокруг обозначенного объекта с учетом требований законодательства Российской Федерации);
создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовке спортивного резерва (синхронизация в части создания на благоустраиваемой территории дополнительных объектов, приспособленных для занятий физической культурой и спортом (игровые и спортивные площадки, спортивно-развивающие комплексы, велодорожки, скейт-площадки, мини-скалодромы, сезонные катки и т.п.), что позволит обеспечить рост показателей индикатора ИКГС «Обеспеченность спортивной инфраструктурой»).
5. Синхронизация мероприятий государственных (муниципальных) программ с мероприятиями в сфере обеспечения доступности городской среды для маломобильных групп населения
5.1. Синхронизацию мероприятий государственных (муниципальных) программ с мероприятиями в сфере обеспечения доступности городской среды для маломобильных групп населения рекомендуется осуществлять в рамках решения задач государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».
5.2. В качестве цели мероприятий по синхронизации рекомендуется рассматривать достижение показателя данной государственной программы по обеспечению равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, что позволит обеспечить повышение показателя индикатора ИКГС «Уровень доступности городской среды для инвалидов и иных и маломобильных групп населения».
5.3. В рамках мероприятий по синхронизации целесообразно предусматривать на застраиваемых и (или) благоустраиваемых территориях решения, которые обеспечивают их доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения.
6. Синхронизация мероприятий государственных (муниципальных) программ с мероприятиями ведомственного проекта «Умный город»
6.1. Синхронизацию с мероприятиями ведомственного проекта «Умный город» рекомендуется осуществлять с учетом Методических рекомендаций по цифровизации городского хозяйства, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 235/пр, и Базовыми и дополнительными требованиями к умным городам (стандарт «Умный город»), утвержденными Минстроем России 4 марта 2019 г.
6.2. В качестве цели мероприятий по синхронизации рекомендуется рассматривать применение новых принципов и подходов к жилищному строительству и благоустройству, в том числе за счет применения прогрессивных цифровых технологий по управлению городским хозяйством, достижение высокой степени вовлечения граждан в процесс принятия решений по вопросам городского развития, что позволит достичь повышения показателя индикатора ИКГС «Вовлеченность жителей города в возрасте старше 14 лет в принятие решений по вопросам городского развития, в общей численности городского населения в возрасте старше 14 лет».
7. Синхронизация мероприятий государственных (муниципальных) программ с мероприятиями национального проекта «Образование»
7.1. Синхронизацию с мероприятиями национального проекта «Образование» рекомендуется осуществлять в рамках решения задач, которые стоят перед федеральными проектами, входящими в данный национальный проект.
7.2. Федеральным проектом «Современная школа» предусмотрены следующие мероприятия, которые могут быть синхронизированы с мероприятиями по созданию комфортной городской среды:
обучение во вновь созданных местах в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа (синхронизация в части благоустройства территории и создания инфраструктуры вокруг обозначенных объектов с учетом требований законодательства Российской Федерации и потребностей данной социальной группы);
модернизация инфраструктуры общего образования в отдельных субъектах Российской Федерации, в том числе в рамках обеспечения устойчивого развития сельских территорий и мероприятий по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа (синхронизация в части благоустройства территории и создания инфраструктуры вокруг обозначенных объектов с учетом требований законодательства Российской Федерации и потребностей данной социальной группы).
7.3. Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» предусмотрены следующие мероприятия, которые могут быть синхронизированы с мероприятиями по созданию комфортной городской среды:
создание детских технопарков, в том числе за счет федеральной поддержки детских технопарков «Кванториум» (синхронизация в части благоустройства территории и создания инфраструктуры вокруг обозначенных объектов с учетом требований законодательства Российской Федерации и потребностей данной социальной группы);
Источник: docs.cntd.ru
Программа «Жилище» на 2017-2022 годы
Разработанная в 2002 году федеральная программа «Жилище», до сих пор не утратила актуальности. Она позволяет гражданам разных категорий улучшить жилищные условия для своих семей.
Давайте разберем, что за это время сделано. Как получить субсидию на дом? Как менялись условия для участников?
Описание госпрограммы «Жилище»
Федеральная целевая программа «Жилище» является общегосударственной, то есть ее мероприятия реализуются на территории всех субъектов. Она направлена на решение проблем с жильем, естественно возникающих, у молодых граждан и семей.
Постановлением № 889 от 25.08.2015 года действие ФЦП «Жилище» продлено на 2016-2022 годы.
Данный документ регламентировал создание подпрограмм указанной выше ФЦП :
- Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.
- Обеспечение жильем молодых семей.
- Стимулирование программ развития жилищного строительства в регионах.
- Обеспечение жильем отдельных категорий граждан.
- Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
Кроме того, программа активизирует детальность предприятий, формирующих рынок жилья. Государственные средства, получаемые молодыми семьями, должны вызывать повышение спроса на дома и квартиры. Это, в свою очередь, приводит к строительству большего числа подходящих для жизни, экологичных и комфортных помещений.
Что получают участники программы
Проблема обеспечения граждан жильем одна из наиболее острых на сегодняшний день. Покупка дома — дорогое удовольствие, недоступное большинству молодых людей.
Участие в мероприятиях подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей и граждан, установленных федеральным законодательством дает возможность указанным лицам на приобретение собственной квартиры с помощью государства на выгодных условиях.
Часть средств за них заплатит государство, а остальные участники программы должны найти самостоятельно. Это могут быть как собственные накопления, так и заемные ипотечные средства.
Государство предполагает финансировать от 30 до 35% стоимости покупки дома или квартиры для молодых семей. Для остальных участников подпрограмм так же выдается денежный сертификат на определенную сумму, которую они вправе потратить только на приобретение жилья. Конкретные цифры зависят от льготной категории и других стартовых условий. Однако участник программы обязан доказать и собственную платежеспособность. Все деньги за него не заплатят.
В расчет берется оценочная, а не рыночная стоимость собственности.
Предусмотрено погашение части займа, предоставленного в рамках госпрограммы, из средств материнского капитала.
В рамках подпрограммы по стимулированию развития жилищного строительства государство субсидирует субъекты РФ, муниципальные образования и юридические лица, получившие кредиты на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья экономкласса, строительство объектов социальной инфраструктуры, строительство автомобильных дорог в новых районах и пр. Сертификаты могут быть также выданы семьям с 3 и более детьми.
В рамках подпрограммы по обеспечению жильем отдельных категорий граждан предполагается обеспечение жильем таких категорий граждан, как государственные гражданские служащие, работники органов прокуратуры, сотрудники Следственного комитета, работники аварийно-спасательной службы и т.д., а также предоставление социальных выплат на приобретение жилья молодым ученым. Кроме того, в задачи программы входит завершение строительства общежитий для студентов и молодых ученых; переселение граждан, проживающих в оползневой зоне Ингушетии, переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и другие социально важные задачи. Для целей этой программы государство ежегодно субсидирует «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и российские кредитные организации.
Целью подпрограммы по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры является создание условий для приведения коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания. Мероприятия подпрограммы предусматривают софинансирование за счет средств федерального бюджета завершения строительства и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры.
Какие цели ставит перед собой государство
Правительство обязано развивать все сферы экономики, при этом заботясь о незащищенных гражданах. Госпрограмма «Жилище» отвечает этим критериям. Ее цели многообразны.
Коротко в Постановлении они изложены следующим образом:
- Создать выгодные условия для развития рынка доступного и комфортного жилья экономкласса.
- Сдерживание роста цен на жилье.
- Поддержание платежеспособного спроса на жилье.
- Увеличения объемов ввода жилья и развития строительной отрасли.
- Оказание государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
- Выполнение социальных обязательств государства по обеспечению жильем молодых семей и отдельных категорий граждан.
- Комплексное развитие территорий в целях жилищного строительства, в том числе обеспечение земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурой.
Особое внимание в мероприятиях уделяется льготникам. Приоритетными категориями граждан, кроме молодых семей до 35 лет, являются:
- военнослужащие, вышедшие в отставку по выслуге лет;
- сотрудники полиции, прокуратуры, следственного комитета;
- ученые;
- ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС ;
- спасатели;
- граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городов, поселков, ЗАТО;
- граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении «Маяк»;
- граждане, признанные вынужденными переселенцами, выезжающие из районов Крайнего Севера;
- граждане, проживающие в помещениях, признанных непригодными, с высоким уровнем износа, проживающих в зоне Байкало-Амурской магистрали.
Речь в программе идет о домах и квартирах экономкласса!
Основные критерии отбора участников
Подать заявление на субсидию могут только граждане Российской Федерации. Госпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» распространяется на молодежь в возрасте до 35 лет, в других мероприятиях по обеспечению жильем не оговаривается возраст участников, естественно они должны соответствовать тем категориям, которые закреплены в Постановлении в условиях каждой целевой программы.
Также к участникам могут быть предъявлены дополнительные условия, например платежеспособность, потому как молодой семье выделяется лишь часть средств на приобретение жилья, оставшуюся сумму они должны иметь на счету в банке или получить одобрение в рамках одной из кредитных программ банков.
Участники программы по обеспечению жильем отдельных категорий граждан должны лишь иметь соответствующее программе место работы или место регистрации в районах, указанных в плане мероприятий, откуда планируется переселение граждан.
Требования, предъявляемые к юридическим лицам, муниципальным образованиям и субъектам РФ также подробно изложены в уже указанном ранее Постановлении. Там же можно ознакомиться с критериями их отбора для участия в конкурсах для субсидирования.
Куда обращаться потенциальным участникам
Определившись со своими намерениями, гражданин должен прийти в администрацию города (поселка, села), в котором проживает.
Кроме того, необходимо иметь с собой документы, необходимые для постановки на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Рассматриваются обращения комиссионно. Госорган обязан в течение 10 дней ответить заявителю. Срок отсчитывается с даты подачи заявления.
Гражданам, которым жилье можно получить по долгу работы или службы нужно обращаться в соответствующий отдел на работе.
Часто задаваемые вопросы по участию в программе
В документах указывается, что мероприятия по обеспечению молодых семей жильем рассчитаны только на молодые семьи. Однако заявление может подать одинокий человек, подпадающий под ограничительные возрастные критерии. Согласно Семейному кодексу он тоже является отдельной ячейкой общества.
Важно успеть определиться со своими намерениями до 35-летнего возраста.
Согласно действующей федеральной программе, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи — участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Более детальные условия участия расписаны в региональных программах, которые могут немного отличаться от федеральных в пользу граждан.
Однако следует помнить, что есть такой пункт в федеральной программе, который позволяет региональным властям исключать граждан даже из уже утвержденных списков. Он гласит, что если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта РФ списков молодых семей — претендентов на получение соцвыплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей — участников мероприятий ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ.
Достигнутые результаты
О том, что основные цели госпрограммы «Жилище» достигнуты, говорить пока рано. Снижение стоимости квартир и домов не произошло, так же, как и процент молодых семей, имеющих удовлетворительные жилищные условия.
Тем не менее есть определенные успехи. Так:
- постепенно увеличивается доля частного жилья россиян;
- развивается ипотечное кредитование;
- объемы сданного в эксплуатацию жилого фонда растут;
- модернизируется инфраструктура городов за счет использования средств бюджета и граждан;
- постепенно организуется переселение граждан из ветхого жилья, аварийного жилья и из районов Крайнего Севера.
Максимальная сумма льготного кредита составляет 3 млн рублей, а в столице и Санкт-Петербурге — 8 млн руб.
Последние изменения
Правительство РФ ведет мониторинг исполнения мероприятий. Анализ данных ложится в основу изменений, направленных на усовершенствование госпрограммы.
Так, в 2016 году изменились условия ипотеки для военных. В 2017 году ее давали под 11%. В 2018 году было снижение ставок.
До 2022 года было продлено действие и финансирование мероприятий, направленных на стимулирование рождаемости, в рамках программы «Материнский капитал». Так как проекты связаны между собой, то это позволит большему числу граждан обратиться к государству за субсидией на жилье.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Подписывайтесь на наши обновления!
28 января 2017, 22:55 Дек 28, 2021 12:50 Льготы всем Ссылка на текущую статью
Добрый день! В 2017 году я писала заявление на получение субсидии по программе молодая семья. Администрация признала нас нуждающимися в улучшении жилищных условий. В этом году 2019 мне исполнится 36 лет, можно ли супругу переписать заявление? сделать его заявителем его возраст 30 лет.
Для участия в программе обоим супругам на момент выдачи средств не должно быть более 35 лет. То есть, здесь не важно, кто из супругов является заявителем. Будет учитываться возраст обоих.
А как же этот ответ на вопрос? Написанный в Вашей статье. Если мне сейчас 31 год, а мужу уже 35,мы в программе участвовать сможем т.к я буду заявителем, но деньги получить не сможем? Правильно я понимаю.Что делать если муж или жена старше 35 лет? В этом случае второй супруг может подать заявление.
Если все критерии, касающиеся финансов и других условий, соблюдены, то семья получит помощь государства.
Основным условием участия в программе является возраст заявителя. На второго супруга при этом критерий не распространяется.
Статья была написана по обобщенному материалу, действовавшему на момент старта программы. Со временем программа дорабатывалась, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В настоящее время на федеральном уровне требуется не достижение 35 лет для обоих супругов.
Уточнить данный момент Вы можете в местной администрации. Возможно, в Вашем регионе есть какие-то поблажки в этом плане.
Являюсь действующим сотрудником полиции,с выслугой более 20 лет, своего жилья не имею,возраст более 35 лет, могу ли я стать льготным участником программы?
Для сотрудников полиции действует своя жилищная программа: единовременная социальная выплата на приобретение (строительство) жилья. Правовое основание — Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — ст. 4.
Здравствуйте я мать одиночка двоих детей, мне 29 лет. могу ли я получить помощь от государства в покупке жилья.
1. В каждом субъекте РФ существуют свои практические нюансы участия в федеральных программах, а также могут быть собственные жилищные программы. Вы не указали свой регион проживания, поэтому детализировать ответ не представляется возможным.
2. По вопросу возможности участия в жилищной программе обращаться нужно в местную администрацию (жилищный отдел) по месту постоянного проживания.
Добрый день. Год назад мы подали документы по программе «Жилище» в Самарской области.
На момент подачи документов мне было 32 года, мужу 34 года.
Сейчас мужу 35 лет, когда ему исполнится 36 лет, нас выкинут из списка?
Или главное, чтобы возраст соответствовал требованиям именно на момент подачи документов?
В условиях Программы указано «возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи — участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет». То есть, речь идет только о моменте включения семьи в список претендентов на получение соцвыплаты в планируемом году.
Здравствуйте,скажите,пожалуйста,предусматривает ли эта программа частичное погашение уже имеющейся ипотеки?
Соцвыплаты используются:
а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья);
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома;
в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива;
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома;
д) для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации;
е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Добрый день! нам с мужем нет 35 лет, двое детей и ипотека хотели поучаствовать в программе молодая семья нам отказали из за того что у нас нет стажа по высшему образованию 5 лет. Скажите можем мы рассчитывать на какую нибудь помощь от государства?
«нам отказали из за того что у нас нет стажа по высшему образованию 5 лет»
На мой взгляд это бред, вы можете обжаловать в судебном порядке, т.к. в программе не указано подобного пункта.
Льготы-молодым! Это очень хорошо! А как быть с пожилыми людьми, очередниками жилья, живущими в «коммуналках»? Я 43 года отработала с детьми и не заработала у государства жилья и возможности его купить, проживая 46 лет в девятиметровой комнате коммунальной квартиры! Нахожусь в льготной жилищной очереди по категории » учителя » 21 год (!) и не надеюсь получить квартиру, потому что Департамент городского имущества определил меня в очередь под пятизначным номером.
По поводу длительности продвижения очереди Вы уже давно имеете право обратиться с жалобой в прокуратуру и с административным иском в суд. В таком положении находятся сегодня многие. Если есть право на жилье, это еще не означает, что оно будет быстро реализовано.
Здравствуйте, я мама-одиночка с двумя несовершеннолетними детьми. На данный момент мне 36 лет, имею ли я право участвовать в программе льготного жилья?
Жилищных программ очень много. В каждом регионе есть свои. Что касается возраста, то Вы не подходите только под категорию «Молодая семья». Там требование: возраст родителей (родителя) до 35 лет. Обратитесь в местную администрацию и/или региональное правительство с вопросом о действующих в Вашем регионе жилищных программах и о возможности Вашего участия в них.
Я мать одиночка, могу ли я участвовать в про «Жилище», у меня один ребёнок, своего жилья нет?
Возможность участия в программе «Жилище» определяется в индивидуальном порядке в зависимости от категории, к которой относится гражданин. Молодая семья — это одна из категорий, малоимущие, нуждающиеся в жилье и состоящие на соответствующем учете — еще одна. Льготники — это третья. Я не знаю, к какой именно категории Вы относитесь.
Из представленных Вами данных не следует вывод о наличии у Вас федеральных льгот. Обратитесь в местную администрацию для консультации по этому вопросу. В любом случае Вам необходимо для начала встать на учет в качестве нуждающейся в жилье.
Добрый вечер! Сыну 31, а невестке 29 лет. Живут в Ставрополе. Взяли квартиру в ипотеку на 20 лет. Площадь приблизительно 56 метров квадратных. Есть дочь и ожидается еще пополнение.
Для участия в программе улучшения жилищных условий учитывается площадь квартиры на каждого члена семьи? Доход сына 26 тыс, невестка недавно вышла из декрета и скоро снова уходит. Если семья подпадает под программу, то куда им в городе обратиться? Спасибо!
Учетная норма жилья в Ставрополе — 12 кв. м. на 1 члена семьи. Даже с учетом еще одного ребенка на каждого члена семьи будет 14 кв. м. Что больше учетной нормы. А значит, оснований для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий нет.
Источник: lgoty-vsem.ru