Настоящее положение разработано на основе многолетнего опыта предпроектной и проектной подготовки и осуществления строительства (нового строительства, реконструкции, реставрации и расширения объектов любого назначения) в Москве с учетом действующих Законов Российской Федерации , нормативных и инструктивных документов в области архитектуры и строительства, утвержденных правительствами Российской Федерации и Москвы.
Необходимость такого документа продиктована изменившимися за последние годы правовыми градостроительными и земельными отношениями, условиями проектирования, согласования и утверждения проектов для строительства, инвестирования и эксплуатации градостроительных, архитектурных, инженерных и транспортных объектов, требованиями учета в этой области развивающихся рыночных отношений, современного отечественного и зарубежного опыта, а также многочисленными рекомендациями инвесторов и специалистов.
В ажнейшей статьей дохода в городской бюджет в условиях рынка должны стать поступления от операций с недвижимостью и земельными участками. Цена земельного участка складывается на базе двух основных показателей:
Что входит в рабочий проект загородного дома? (Архитектурно-строительная часть)
Возможности застройки любого земельного участка выявляются в процессе проектных проработок.
В целях активизации деятельности отечественных и зарубежных инвесторов на рынке недвижимости правительство Москвы способствует повышению эффективности инвестиций потенциальных застройщиков на всех этапах инвестиционно-строительной деятельности. Проведение комплекса проектно-изыскательских работ является определяющим этапом инвестиционно-строительной деятельности для инвестора.
Положение затрагивает основные процессы, связанные с предпроектной и проектной подготовкой строительства, предоставлением для этого земельных участков, получением исходно-разрешительной документации, и имущественными отношениями физических и юридических лиц.
Положение разработано Мосгосэкспертизой и Москомархитектурой при участии Москомзема, Москомимущества, АО Москапстроя, Госсанэпидемнадзора, Москомприроды, Мосгорпожнадзора, Департамента строительства и Департамента перспективного развития города.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Задание на разработку предпроектной (проектной) документации — задание для проектных организаций, включающее весь комплекс основных требований заказчика, городских структур и контрольных (надзорных) органов.
Основной распорядительный документ — документ правительства Москвы о предоставлении земельного участка заказчику (застройщику, инвестору) и/или дающий право проектирования и строительства (реконструкции, реставрации или расширения) и гарантирующий заказчику (инвестору) выдачу Москомземом Акта землепользования или Договора аренды по утверждению проектной документации.
Домовладение — земельный участок с расположенными на нем или проектируемыми зданиями и сооружениями, границы которого определены с учетом исторически сложившейся застройки и существующего землепользования (план границ земельного участка).
Проектирование частного дома: этапы и сроки. ЭП, АР, РП, инженерные коммуникации и дизайн-проект.
1.2. Настоящее положение подготовлено в дополнение к действующим документам, регламентирующим ведение инвестиционно-строительной деятельности в Москве, с целью оказания помощи заказчикам и разработчикам градостроительной и архитектурно-строительной документации, а также государственным экспертным, инспекционный и надзорным органам и другим городским организациям, органам управления и власти на местах:
— в повышении обоснованности строительства объектов в Москве с учетом эффективного использования земель и специфики столичного градостроительного статуса Москвы, его особой значимости как общероссийского исторического центра;
— в сокращении сроков и упрощении порядка согласования, экспертизы и утверждения проектной документации для строительства объектов в Москве.
— Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»;
— Закона «Об основах градостроительства в Российской Федерации»;
— За к она РФ «Об охране окружающей природной среды» ;
— Строительных норм и правил (СНиП и ВСН);
— Норм и привил планировки, и застройки центральной части и исторических зон Москвы (М. , 1993 г.)
— постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 20.06.93 г. № 585 «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства»;
— Инструкции Мосгорэкспертизы и Москомприроды по разработке раздела «Охрана окружающей среды на стадиях ТЭО, проект, рабочий проект», Москва 1994;
— распоряжения вице-мэра Москвы от 26.12.91 № 426-РВМ «О порядке согласования проектно-сметной документации на строительство объектов в Москве и лесопарковом защитном поясе» и других нормативно-правовых документов правительства Москвы.
1.4. Положение включает вопросы предпроектной и проектной деятельности от заявки заказчика (застройщика, инвестора) в правительство Москвы на имя первого заместителя премьера правительства Москвы — руководителя Комплекса перспективного развития города или префекта, в зависимости от сфер ведения городских или муниципальных территорий, о предоставлении ему земельного участка и права проектирования и строительства объектов на данном участке (или на подбор участка) с государственной гарантией на землепользование (договор аренды или Госакт), либо на разрешение проектирования и строительства (реконструкции или реставрации) объекта на своей территории с оформленными правами землепользования до утверждения проектной документации проектной документации и начала строительства (Приложение № 1).
1.5. Последовательность процесса проектирования , определяемая конкретными условиями и очередностью строительства , реконструкции , реставрации , расширения объектов в Москве, отражена на схеме (Приложение № 2).
1.6. С целью правового обоснования начала инвестиционной деятельности по объекту на имеющейся у заказчика (застройщика , инвестора) или предоставляемой ему правительством Москвы (префектурой) территории с учетом целесообразности данного строительства для города , изучения экологических условий, социально-экономической структуры, сложившейся в районе, размещения объекта (ансамбля), градостроительных , архитектурных, инженерных и других особенностей строительства заказчиком подготавливается исходно-разрешительная документация (ИРД) для проектирования и строительства объектов различного назначения.
При этом, прежде всего учитываются основные принципы экономико-правового регулирования отношений на территории Москвы в условиях рыночной экономики :
— все виды владения пользования землей в Москве, как правило, являются платными;
— в связи с высокой ценностью земельных ресурсов Москвы, объективной необходимостью периодического пересмотра сложившейся структуры землепользования, а также низкой эффективностью использования городских земель, на переходный период до окончательного становления механизмов, обеспечивающих полный учет землепользования и контроль взимания земельных платежей, введены преимущественно арендные отношения.
Общий порядок предоставления и изъятия земель осуществляется в соответствии с действующим законодательством и городскими нормативными актами. Необходимость изменения границ сложившегося землепользования и изъятия земель выявляется при градостроительном проектировании, для чего в состав разрабатываемого Москомземом землеустроительного проекта вводится специальный раздел — «Оценка изменения границ землепользования и изъятия земель». Он содержит обоснование и экономическую оценку стоимости изменения границ и изъятия земель, в том числе недвижимости на данном участке.
Для разработки данного раздела привлекаются специалисты НИИПИ Генплана г. Москвы, Москомзема, ЦНИП градостроительства и других организаций, имеющих лицензию на градостроительное проектирование.
1.7. «Основным распорядительным документом, предоставляющим право проектирования и строительства на предоставляемом (или ранее предоставленном) земельном участке, является распоряжение первого заместителя премьера правительства Москвы — руководителя Комплекса перспективного развития города, либо распоряжение премьера правительства (мэра) , либо распоряжение префекта административного округа в соответствии с разграничением сфер ведения территориями со всеми необходимыми приложениями. В отдельных случаях для крупных объектов это может быть постановление правительства Москвы.
Получение заявителем основного распорядительного документа правительства Москвы дает ему как заказчику (застройщику, инвестору) право подготовки полного пакета исходно-разрешительной документации для начала проектирования.
При невыполнении заказчиком (застройщиком, инвестором) установленных сроков проектирования и утверждения проекта, земельный участок изымается.
1.8. Предпроектная и проектная документация в области градостроительства и архитектуры разделяется на два основные вида :
а) Градостроительная документация (ГСД) ;
б) Архитектурно-строительная документация (АСД).
1.9. На всех стадиях градостроительного и архитектурно-строительного проектирования в составе документации, представляемой на экспертизу, должен быть необходимый комплект исходно-разрешительных документов (ИРД).
Состав ИРД необходимой для проектирования определяется в зависимости от стадийности и основных видов разрабатываемой градостроительной или архитектурно-строительной (предпроектной и проектной) документации и приводится соответственно в разделах 2 и 3 настоящего Положения.
1.10. Ввиду отнесения ряда земельных участков в г. Москве к федеральной собственности, подготовка по ним ИРД должна осуществляться в соответствии с решениями, принятыми на федеральном уровне при наличии соответствующих поручений городской администрации.
1.11. Начиная с ПДП для определения существующего в проектируемого землепользования вводится понятие плана границ земельного участка (землевладение) с целью упорядочения и регулирования отношений субъектов прав собственности в процессе инвестиционной деятельности, повышения их экономической и юридической ответственности за используемую территорию и принимаемые градостроительные решения.
1.12. По желанию инвестора в состав проектной документации может входить раздел для обоснования экономической целесообразности инвестирования строительства объекта, так называемый «Бизнес-план». Состав и требования к данному разделу в настоящем Положении не рассматриваются, так как определяются инвестором. Для объектов федерального заказа подготовка этого раздела обязательна.
1.13. Разработка градостроительной и архитектурно-строительной документации городского заказа осуществляется за счет бюджета и средств, консолидируемых во внебюджетных фондах города, административных и муниципальных округов.
1.14. Подготовка ИРД осуществляется заказчиком с привлечением при необходимости проектной организации с соответствующей оплатой.
2. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ. СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОСТАВ
2.1. В зависимости от объема и сложности градостроительного объекта предусматриваются следующие стадии градостроительного проектирования:*)
Предпроектные стадии (утверждаемые)
— Градостроительная Концепция (ГК)
— Проект детальной планировки (ПДП) района, микрорайона
— Эскизный проект застройки (ЭПЗ) микрорайона , квартала (согласовываемая стадия)
— Проект застройки (ПЗ) квартала, микрорайона (утверждаемая стадия)
— Рабочий проект застройки (РПЗ)** квартала, микрорайона (утверждаемая стадия)
— Рабочая документация (Р)
*) Генеральный план города с планом зонирования земель настоящим Положением не предусмотрены, так как эти документы разрабатываются по особым заданиям Правительства с расчетным сроком реализации 15-30 лет.
2.2. Для определения рациональной стадийности проектирования установлены следующие категории сложности объектов*):
· 1-я — территории центра города и исторических зон, территория с промышленными объектами , экологически неблагоприятные;
· 2-я — остальные застроенные территории города;
· 3-я — новые малозастроенные и экологически благоприятные территории.
1-я — V и IV, 2-я — III , 3-я — I .
Категория сложности определяется заказчиком и проектной организацией и подтверждается Мосгосэкспертизой.
2.3. Стадийность и категория сложности проектирования объекта устанавливаются в Задании на разработку проектной документация (Приложение № 4).
Для объектов 1-ой категории сложности:
При отсутствии утвержденного ПДП
применяется трехстадийное проектирование:
ЭПЗ, ПЗ и РД квартала, микрорайона.
При наличии утвержденного ПДП
выполняется ПЗ и РД квартала, микрорайона, либо ЭПЗ и РПЗ.
Для объектов 2-ой категории сложности:
При отсутствии утвержденного ПДП
применяется двухстадийное проектирование:
ПЗ и РД квартала,
При наличии утвержденного ПДП выполняется РПЗ.
Для объектов 3-ей категории сложности :
При отсутствии утвержденного ПДП выполняется ЭПЗ и РПЗ.
При наличии утвержденного ПДП выполняется РПЗ.
2.4. Градостроительная концепция (ГК) развития административного (муниципального) округа, микрорайона, общественного комплекса, промзоны.
2.4.1. Градостроительная концепция (ГК) разрабатывается по городскому (окружному) или ведомственному заказу.
2.4.2. ГК должна содержать исходно-разрешительную документацию, результаты комплексных научно-проектных исследований по градостроительному развитию округа с конкретизацией основных положений генплана города (социальное, хозяйственное, финансово-экономическое, ресурсное, инженерно-инфраструктурное, транспортное, историко-культурное, гигиеническое и экологическое развитие территории), материалы, раскрывающие архитектурно-пространственный замысел концепции.
2.4.2. Исходно-разрешительная документация для ГК содержит основной распорядительный документ, программу работ и основные исходные данные по п. 2.5.2. в границах округа (промзоны). Расчетный срок реализации ГК — 20 лет.
2.5. Проект детальной планировки (ПДП) района, микрорайона, промзоны и других территорий.
2.5.1. ПДП разрабатывается для отдельных районов или микрорайонов.
ПДП устанавливает красные линии, границы зон регулирования застройки и использования земель, санитарных зон, границы территорий федеральной и государственной собственности города Москвы; функциональное и строительное зонирование, план границ земельных участков проектируемых и существующих объектов с учетом сложившегося землепользования; социально необходимый состав и размещение объектов культурно-бытового и коммунального обслуживания населения; размещение промышленно-коммунальных объектов; организацию транспортного обслуживания; трассы магистральных инженерных коммуникаций ; поперечные профили улиц ; мероприятия по инженерной подготовке, благоустройству и охране окружающей среды.
ПДП содержит предложения по пространственным и композиционным решениям, режиму использования зон охраны памятников истории и культуры, ландшафта ; сохранению, расширению или реконструкции, выводу или перебазированию, новому строительству предприятий.
Расчетный срок реализации ПДП — 10 лет. Выполняется в основном за счет городского бюджета.
2.5.2. Исходно-разрешительная документация для ПДП :
· Основной распорядительный документ о разработке ПДП.
· Задание на разработку ПДП (приложение № 4.1).
· План существующего использования территории на геоподоснове М 1:2000.
· Проекты зон охраны памятников истории и культуры.
· Данные по землепользованию, жилищному фонду, предприятиям и учреждениям обслуживания.
· Данные о промышленных предприятиях, объектах, коммунальных хозяйствах (инвентаризационные и по материалам анкет, выдаваемых проектной организацией).
· Данные о состоянии улично-дорожной и транспортной сети, гаражах и стоянках личного автотранспорта, организации дорожного движения.
· Материалы оценки современного и ожидаемого санитарно-гигиенического состояния окружающей среды в границах проектируемого района.
· Данные о выбросах промышленных предприятий на проектируемой территории.
· Данные отраслевых схем развития предприятий и организаций, находящихся на проектируемой территории.
· Технические условия инженерного оборудования территории.
· Материалы топографо-геодезических и инженерно-геологических изысканий.
· Перечень ранее выполненных работ (научно-исследовательских, проектных и пр.), учет которых необходим при проектировании.
· Пояснительная записка с основными технико-экономическими показателями и обоснование принятых решений по всем разделам проекта.
· Схема размещения проектируемого района М 1:5000.
· Опорный план существующего использования территории с землевладениями (границами земельных участков объектов) М 1:2000.
· Генеральный план застройки с красными линиями, границами земельных участков проектируемых и существующих объектов, и первой очередью строительства М 1:2000.
· Оценка изменения границ землепользования и изъятия земель.
· Разбивочный чертеж — акт красных линий М 1:2000.
· Схема транспортного обслуживания (организация движения грузового и пассажирского транспорта и пешеходов).
· Схема размещения инженерных магистральных сетей, сооружений, использования подземного пространства.
· Поперечные профили улиц (М 1:100 или М 1:200) с размещением инженерных сетей.
· Схема вертикальной планировки и инженерной подготовки территории.
· Градостроительные заключения по условиям проектирования микрорайонов, кварталов на территории района.
· Охрана окружающей среды.
· Схема упорядочения территорий промышленной застройки.
· Историко-архитектурный опорный план (при необходимости).
· Материалы, раскрывающие архитектурно-пространственный замысел ПДП.
· Макет (по договоренности с заказчиком).
2.6. Эскизный проект (проект, рабочий проект) застройки (реконструкции) микрорайона, квартала (ЭПЗ, ПЗ и РПЗ).
2.6.1. Эскизный проект застройки (ЭПЗ) разрабатывается для выбора композиционного решения микрорайона (квартала, градостроительного ансамбля).
2.6.2. Проект застройки (ПЗ) уточняет и детализирует принятые решения в завершаемых или реконструируемых микрорайонах (кварталах).
2.6.3 При отсутствии утвержденного ПДП разрабатываются ЭПЗ и ПЗ. Они являются основополагающими градостроительными документами, определяющими и устанавливающими красные линии, по объектные границы земельных участков зданий и сооружений государственной, муниципальной и индивидуальной собственности (в том числе и проектируемые), социально необходимый состав и размещение объектов культурно-бытового и коммунального обслуживания населения, организацию транспортного обслуживания, расположение инженерных коммуникаций, профили улиц, инженерную подготовку, благоустройство территории и охрану окружающей среды.
ЭПЗ и ПЗ содержит предложения по объемно-пространственным и композиционным решениям, охране памятников истории и культуры, ландшафту.
При наличии утвержденного ПДП разрабатывается РПЗ.
Расчетный срок реализации ПЭ (ЭПЗ) — 3 года.
2.6.4. Исходно-разрешительная документация для ЭПЗ (ПЗ и РПЗ)
· Основной распорядительный документ о предоставлении права проектирования и строительства (с решением вопросов о назначении нежилых помещений и сносе с определением характера и размеров компенсации за снос строений*)
· Задание на разработку ПЗ (ЭПЗ, РПЗ).
· Градостроительное заключение (задание) по условиям проектирования (при отсутствии утвержденного ПДП).
· Исходные данные по землепользованию.
· Геоподоснова в границах проекта с охватом прилегающих территорий в радиусе 100 м М 1:500 (М 1:2000 или 1:1000 для ЭПЗ).
· Технические условия присоединения к инженерным сетям со схемой, согласованной Отделом подземных сооружений Мосгоргостреста (строительный паспорт).*
· Технические паспорта существующих реконструируемых зданий.
· Историко-архитектурный опорный план.
2.6.5. Состав ПЗ (ЭПЗ и РПЗ):
· Пояснительная записка с основными технико-экономическими показателями и обоснованиями принятых решений по всем разделам проекта.
· Ситуационный план — план существующего использования территории в границах красных линий микрорайона с пообъектными границами земельных участков М 1:2000.
· Генеральный план застройки с проектируемыми границами земельных участков М 1:500 (1:1000).
· Оценка изменения границ землепользования и изъятия земель.
· Варианты композиционных решений и фрагментов застройки.
· План организации рельефа М 1:500.
· Схема организации рельефа для ЭПЗ.
· План земляных масс. *
· Сводный план и схемы сетей водоснабжения, канализации, дождевой канализации, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, наружного освещения, телефонизации, радиофикации, телевидения М 1:500. *
· Для ЭПЗ: схема размещения инженерных магистральных сетей, сооружений, использования подземного пространства; схема организации рельефа и инженерной подготовки территории.
· Градостроительные заключения по архитектурно-строительным объектам на территории микрорайона, квартала.
· Планы и фасады применяемых проектов зданий М 1:500 (1:200). *
· Проект организации строительства. *
· Охрана окружающей среды.
· Проекты зон охраны памятников истории и культуры.
Примечание : Знаком «*» отмечены разделы, которые не обязательны для ЭПЗ.
2.6.6. Состав утверждаемой части РПЗ такой же, как для ПЗ.
3. АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ. СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОСТАВ
3.1. В зависимости от объема и сложности локального объекта строительства установлены следующие стадии проектирования :
Предпроектная стадия (согласовываемая)
— Архитектурная концепция (АК)
— Эскизный проект (ЭП) (согласовываемый или утверждаемый)
— Технико-экономическое обоснование (ТЭО) (утверждаемое)
— Рабочий проект (РП) (утверждаемый)
— Рабочая документация (Р).
3.2. Для определения рациональной стадийности проектирования установлены следующие категории сложности объектов : *
· 1-я — индивидуальные проекты крупных и уникальных промышленных и общественных зданий и сооружений;
· 2-я — типовые проекты промышленных, жилых и общественных зданий и сооружений, индивидуальные проекты средних по объему и сложности зданий и сооружений ;
· 3-я — привязки типовых проектов, незначительные по объему и сложности объекты.
1-я — V и IV , 2-я — III и II , 3-я — I.
Категория сложности определяется заказчиком и проектной организацией и подтверждается Мосгосэкспертизой.
3.3. Стадийность и категория сложности объекта устанавливается заказчиком в Задании на разработку проектной документации (Приложение № 5).
3.4. Четырехстадийное проектирование допускается для крупных и особо сложных в градостроительном , экологическом , техническом и экономическом отношении объектов. В исключительных случаях проектирования уникальных объектов после ТЭО по требованию экспертизы для детальной проработки ответственных проектных решений разрабатывается дополнительная стадия — Проект (П). В этом случае «Проект» является утверждаемой стадией:
АК, ТЭО , П (утверждаемый), Р.
3.5. Для объектов 2-ой категории сложности заказчик и проектировщик выбирают одно из следующих сочетаний :
а) АК, ТЭО (утверждаемое) , Р ;
б) ЭП , ТЭО (утверждаемое) , Р;
в) ЭП , РП (утверждаемой частью) , Р ;
г) ТЭО (утверждаемое) , Р ;
д) РП (с утверждаемой частью).
По инициативе заказчика при согласовании инвестора и проектировщика проектирование по объектам 2-ой категории сложности может осуществляться двухстадийное с утверждаемым ЭП и Р.
3.6. Незначительные по объему и сложности объекты 3-ей категории сложности, в том числе с привязкой типовых проектов, могут проектироваться в одну утверждаемую стадию — РП. В этом случае для согласований и утверждения представляется утверждаемая часть рабочего проекта.
3.7. Архитектурная концепция (проектное предложение , форпроект) здания, сооружения (АК).
3.7.1. АК разрабатывается по взаимному желанию заказчика(застройщика , инвестора) и проектировщика для объектов 1-ой и 2-ой категорий сложности, когда возникает необходимость выбора вариантов по принципиальным градостроительным, объемно-планировочным и композиционным вопросам для принятия решения о целесообразности последующих этапов проектирования или при проведении градостроительных и архитектурных конкурсов.
Основной распорядительный документ о предоставлении права проектирования и строительства.
Задание на разработку проектной документации.
Геоподоснова (М 1:2000 или М 1 : 500).
· Пояснительная записка с градостроительным и композиционном обоснованием, общими площадями надземной и подземной частей, экологические, экономические соображения и показатели, включая инженерное и транспортное обеспечение.
· Историко-архитектурный опорный план (при необходимости).
· Ситуационный план М 1:2000.
· Схема генерального плана застройки земельного участка М 1:2000.
· Схемы планов основных этажей М 1 : 200 (для ансамблей и площадей М 1:500).
· Схемы разрезов М 1:200.
· Схемы фасадов М 1 : 200.
· Демонстрационные материалы и макет (по договоренности с заказчиком).
3.8. Эскизный проект ЭП
3.8.1. ЭП разрабатывается для объектов 1-ой и 2-ой категории сложности для согласования принципиальных проектных решений (Приложение № 4).
3.8.2. Исходно-разрешительная документация для ЭП:
· Основной распорядительный документ о предоставлении права проектирования и строительства.
· Задание на разработку проектной документации.
· Градостроительное заключение (задание).
· Реставрационное задание (при необходимости).
· Технические условия присоединения к инженерным сетям.
· Инженерно-геологическое заключение о грунтах.
· Инженерное заключение о несущей способности фундаментов и конструкций (при реконструкции).
· Сводная пояснительная записка по разделам с обоснованием принятых градостроительных, планировочных и конструктивных решений , предложениями по инженерному и транспортному обеспечению, энергосбережению , перечнем предусматриваемых мероприятий по охране окружающей среды и противопожарной безопасности.
· Ситуационный план М 1:2000 с экспликацией окружающей застройки.
· Схема генерального плана М 1:500 на геоподоснове.
· Схемы планов основных неповторяющихся этажей М 1 : 200 или М 1:100.
· Схемы разрезов М 1 : 100 или М 1 : 50.
· Фасады М 1:200 , М 1 : 100 или М 1:50.
· Демонстрационный материал (в объеме установленном градостроительным заключением).
Раздел по наружным инженерным сетям со схемой сводного плана сетей, согласованный с ОПС представляется на согласование до завершения работ по нулевому циклу.
3.9. Технико-экономическое обоснование (ТЭО, утверждаемая часть рабочего проекта)
3.9.1. ТЭО разрабатывается для архитектурно-строительных объектов 1-ой и 2-ой категории сложности.
3.9.2. Исходно-разрешительная документация для ТЭО:
· Основной распорядительный документ о предоставлении права проектирования и строительства.
· Задание на разработку проектной документации.
· Ситуационный план М 1:2000.
· Геоподоснова М 1 : 500.
· Градостроительное заключение (задание).
· Реставрационное задание (при необходимости).
· Технические условия присоединения к инженерным сетям.
· Инженерно-геологическое заключение о грунтах.
· Инженерное заключение о несущей способности фундаментов и конструкций (при реконструкции).
— обмерочные чертежи существующих на участке строительства зданий и сооружений подземных и наземных сетей и коммуникаций;
— чертежи и технические характеристики продукции предприятия, данные о стоимости продукции (для промышленных зданий);
— отчеты о выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, связанных с созданием технологических процессов и оборудования (при необходимости);
— задание на разработку схем транспортирования тяжеловесного и негабаритного оборудования и конструкций от предприятий изготовителей до строительной площадки (при необходимости);
— задание на разработку тендерной документации для строительства (при необходимости).
При проектировании расширения, реконструкции действующего предприятия, здания, сооружения заказчик дополнительно выдает проектной организации:
— заключение и материалы, выполненные по результатам обследования действующих производств, конструкций зданий и сооружений;
— технологические планировки действующих цехов, участков со спецификацией оборудования и сведениями о его состоянии. Данные об условиях труда на рабочих местах и т.д.;
— условия размещения временных зданий и сооружений, подъемно-транспортных машин и механизмов, мест складирования строительных материалов и т.п.
· Пояснительные записки по основным разделам.
· Основные чертежи (по вариантам):
а) ситуационный план М 1:2000 с окружающей застройкой и коммуникациями до мест врезки ;
б) генеральный план М 1:500 (М 1 : 1000) ;
г) схема организации рельефа М 1:500 (М 1:1000) и расчет земляных масс ;
д) схема благоустройства и озеленения территории М 1:500 ;
е) схема инженерных сетей на М 1:2000, М 1:500, инженерное оборудование и мероприятия по энергосбережению ;
ж) чертежи поэтажных планов неповторяющихся этажей М 1:100, М 1:200 ;
з) фасады и разрезы М 1:100 ;
и) схема транспорта М 1:1000 ;
л) конструктивные схемы (для уникальных решений) ;
м) технология и ее поэтажные компоновочные решения.
· Сводный расчет стоимости строительства для объектов, финансируемых из бюджета (либо по желанию заказчика), который состоит из:
· Объектные и локальные расчеты стоимости строительства составляются по формам, разработанным для объектных и локальных смет с использованием укрупненных показателей стоимости строительства (УПСС) и комплексных расценок (УКР), прейскурантов, аналогов и других нормативов на основании архитектурно-строительных решений.
· Охрана окружающей среды, которая включает:
— общую характеристику экологической ситуации на площадке строительства и прилегающих территориях по атмосферному воздуху, рельефу и почвам, водоемам и подземным водам, уровням шума , условиям инсоляции и естественного освещения;
— решение вопросов очистки, уничтожения и утилизации образующихся выбросов и отходов, использования и рекультивации земель, в том числе
сохранение, пересадка, вырубка и восстановление деревьев и кустарников ,
сохранение и улучшение естественных форм рельефа,
характеристика источников выбросов вредных веществ в атмосферу ,
очистка сточных вод до поступления в канализацию, очистные сооружения и установки , сброс сточных вод в канализационную сеть ,
архитектурно-планировочные методы (расстояния от историков шума , шумозащитные зеленые насаждения и т.д.),
3.10. Состав стадий П и утверждаемой части РП соответствует составу ТЭО.
4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
4.1. Пояснительные записки должны содержать:
а) основные градостроительные решения, генплан, композиционное обоснование, объемно-планировочные и конструктивные решения, в том числе по благоустройству;
б) данные о проектной мощности объекта (вместимость, пропускная способность);
в) основные технологические решения ;
г) решения по обеспечению объекта инженерными сетями, коммуникациями и инженерному оборудованию здания, обоснования возможности сброса стоков в водоем или канализационную сеть, строительство очистных сооружений;
д) противопожарные мероприятия;
е) охрана окружающей и природной среды;
ж) основные мероприятия по организации строительства ;
з) основные технико-экономические показатели;
и) ГО (при необходимости).
4.2. На ситуационном плане показываются::
— названия улиц, проездов,
— существующие сохраняемые, сносимые и проектируемые здания и сооружения, включая противоположную сторону улиц и прилегающие территории,
— номера корпусов (строений),
— экспликация зданий, их этажность,
4.3. На генеральном плане с топографической основой показываются:
— существующие сохраняемые и сносимые здания и сооружения,
— проектируемые здания и сооружения,
— названия улиц, проездов,
— номера корпусов (строений), их этажность,
— внутриплощадочные проезды, проходы,
— абсолютная отметка, соответствующая условной нулевой отметке здания,
4.4. На схеме организации рельефа показываются:
— точки перелома рельефа,
— таблица баланса земляных масс.
4.5. На схеме благоустройства н озеленения территории показываются:
— площадки без привязок,
— существующие сохраняемые деревья,
— проектируемые посадки деревьев и кустарников;
— малые архитектурные формы.
Допускается совмещать схему благоустройства и озеленения территории с генеральным планом,
4.6. На технологических планах показываются:
— крупное и уникальное оборудование,
На стадии РЛ — расстановка всего основного технологического оборудования.
4.7. На схеме инженерных сетей показываются:
— существующие и проектируемые здания,
— все существующие и проектируемые коммуникации.
4.8. На планах неповторяющихся этажей наносятся:
— координатные оси здания по характерам местам и размеры между 100-01, •~ лестничные клетки*
— стены и перегородки, в том числе на путях эвакуации,
— оконные и дверные проемы с направлениями их открывания,
— наименования помещений и их площади
— балконы и прочие архитектурные элементы при необходимости.
4.9 Разрезы выполняются по характерным местам здания.
На разрезах показываются:
— габариты несущих и ограждающих конструкций, лестницы, перекрытия,
— входы, оконные и дверные проемы,
— фундаменты и отметки их заложения,
— относительные отметки по этажам и отметки рельефа.
4.9.1 На, схеме стройгенплана показываются:
— места размещения бытовых зданий, « временные автодороги,
— пути для перемещения башсюи*1х кранов,
— места складирования строительных конструкции п материалов.
5. СОГЛАСОВАНИЕ , ЭКСПЕРТИЗА И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
5.1. В соответствии с постановлением Минстроя России Мосгосэкспсртиза при комплекс ном рассмотрении проектов в обязательном порядке осуществляет проверку их соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям по проектированию и строительству объектов, выдаваемым органами государственного надзора при согласовании места размещения объектов.
Проекты, разработанные в соответствии с указанными исходными данными, дополнительному согласованию не подлежат, за исключением случаев, особо оговоренных законодатель ством Российской Федерации.
Комплексное заключение Мосгосэкспертнзы является окончательным и обязательным документом для исполнения заказчиками, проектными и подрядными организациями и слу жит основанием для выдачи Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора (ИГАСН) разрешения строительства.
С целью сокращения инвестиционного цикла в строительстве, упрощение многоступенчатого порядка согласования проектной документации установлен комплексный порядок рассмотрения проектов в г. Москве:
1. Утверждаемая стадия проектной документации рассматривается один раз коллегиально в Мосгосэкспертизе представителями основных надзорных органов (Москомприроды, МГЦ ГСЭН, УПО, Мослесопарка) при условии согласования ими разрешения объекта.
2. При несоблюдении условий (ограничений) оговоренных при оформлении разрешитель ных документов на размещение объекта, проектная документация не принимается на рассмотрение.
3. Проекты промзданий, ПДП и проекты застроек рассматриваются в обычном порядке.
4. При отрицательном заключении представителей надзорных органов проект не выпускается Мосгосэкспертизой в ИГАСН.
5. Задание на проектирование объекта согласовывается и утверждается один раз на первой стадии проектирования. Основанием для дальнейшего проектирования является согласованная либо утвержденная предыдущая стадия проектирования.
При наличии градостроительного заключения, подготовленного Москомархитектурой и согласованного префектурой, УГК ОИП и другими заинтересованными организа циями, задание на проектирование объекта подписывается главным архитектором (ин женером) проекта, руководителем проектной организации, заказчиком, согласовывается Мосгосэкспертизой и утверждается в установленном порядке. По новым типовым, экспериментальным и повторно применяемым проектам порядок согласования заданий на проектирование н проектной документации сохраняется прежний (СН 227-82).
При решении правительства Москвы об утверждении проекта застройки района (микрорайона) задание ив проектирование объектов по типовым проектам не требуется, По указанным объектам проектно-сметная документация не согласовывается Москомархитектурой, а передается заказчиком непосредственно в Мосгосэкспертизу.
Москомархитектура до передачи заказчиком проектно-сметной документации в Мосгосэкспертизу рассматривает и согласовывает архитектурно-градостроительные решения проектируемых объектов.
Объекты, имеющие важное градостроительное значение, в обязательном порядке подлежат рассмотрению и согласованию Архитектурным советом либо президиумом
Архитектурного совета или главным архитектором Москвы, после чего документация передается заказчиком в Мосгосэкспертизу без дополнительного согласования Управлением архитектурного совета и согласования проектов Москомархитектуры.
Все другие объекты рассматриваются Управлением архитектурного совета и согла сования проектов Москомархитектуры по представлению проектной организации и заказчиком ч течении 7 дней.
На согласование представляется чертеж ситуационного и генерального планов и фасадов зданий. Дополнительные графический и другие материалы (фотомонтаж, перспективы, макеты) представляются в случаях, оговоренных градостроительным заключением.
5.2. Согласования и представление в Мосгосэкспертизу проектной документации осуществляет заказчик с привлечением, при необходимости, проектной организации. Список организаций, согласовывающих проектную документацию, приводится в Приложении № 7.
5.3. На экспертизу принимается проектная документация только в полном комплекте и объеме, установленном настоящим Положением (Приложения № 6 и № 8).
5.4. Мосгосэкспертиза рассматривает проектную документацию в следующие сроки:
— Задания на проектирование — 5 дней;
— ГК , АК, ЭПЗ и ЭП — 15 дней;
ПДП, ПЗ, ТЭО, П и РП — 30 дней;
5.5. В целях повышения качества проектов, сокращения сроков проектирования и экспер тизы проектным организациям рекомендуется проводить в Консультативном центре Мосгосэкспертизы в согласованный с ней срок предварительные рассмотрения разраба тываемой ПД на любой стадии.
5.6. Устранение замечаний экспертизы выполняется проектной организацией в зависимос ти от сложности проекта в сроки от 10-ти до 30-ти дней. Сроки устанавливаются проектной организацией при участии заказчика и контролируются Мосгосэкспсртизой.
5.7. Согласованная документация передается Мосгосэкспертизой заказчику с 2-мя экзем плярами окончательных заключений для утверждения инвестором.
5.8. Утвержденная документация оформляется Мосгосэкспертизой для передачи заказчиком в Инспекцию государственного архитектурно-строительного надзора для получения разрешения строительства.
6. ВЫДАЧА ИНСПЕКЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА РАЗРЕШЕНИЙ НА СТРОИТЕЛЬСТВО
6.1. Выдача разрешений на строительство объектов муниципального и индивидуального заказов осуществляется по единому порядку в соответствии с распоряжением Премьера правительства Москвы от 12.08.94 № 1454-РП (Приложение № 9).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Схема 1. Порядок работы Комиссии по земельным отношениям и градостроительству и ее Рабочей группы
Приложение № 1
Порядок предоставления земельных участков для проектирования и строительства
(на основании распоряжения первого заместителя премьера правительства Москвы
№ 27-РЗП от 10.01.94 г.)
Представление земельных участков в г. Москве для проектирования и строительства осуществляется на основании следующих нормативных документов:
— распоряжение мэра Москвы № 51-РВМ от 31.01.92 г. «О порядке предоставления и изъятия земель в г. Москве» ,
— постановление правительства Москвы от 31 марта 1993 г. № 174а «О ходе реализации мероприятий по земельной реформе в г. Москве» в части предоставления прав принятия решения префектам административных округов ,
— распоряжения мэра Москвы от 18 декабря 1992 г. № 571-РМ «О порядке и условиях проведения конкурсов на предоставление и долгосрочную аренду земельных участков в г. Москве» и дополнений к нему от 18.12.92 г.,
— от 19 марта 1993 г. № 168-РМ «Об уточнении порядка подготовки распорядительных документов по предоставлению земельных участков в Москве»,
— от 2 июля 1993 г. № 400-РМ «Об уточнении порядка подготовки и выпуска распорядительных документов по предоставлению земельных участков для строительства, реконструкции, реставрации, расширения объектов в г. Москве».
В них определен порядок (схема 1) рассмотрения заявок на предоставление земельного участка и права на проектирование и строительство (реконструкцию, реставрацию, расширение объекта).
1. Заявитель (инвестор) обращается с письмом на имя первого заместителя премьера правительства Москвы — руководителя Комплекса перспективного развития с просьбой о предоставлении (подборе) земельного участка для строительства, реконструкции, реставрации, расширения или разрешении проектирования и строительства на ранее отведенном и оформленном соответствующим правовым актом или договором аренды земельном участке.
В заявке должны быть указаны:
1) Цель и сроки использования участка.
2) Площадь участка.
3) Обоснование вида и объема предполагаемого строительства.
4) Правовой статус заявителя и основание существующего (если таковое имеется) владения или пользования объектами на заявленном земельном участке.
Одновременно с заявкой могут быть представлены другие документы, имеющие отношение к делу, а также материалы предварительных архитектурно-градостроительных проработок объекта.
В случае отсутствия в обращении заявителя исходных данных 1), 2), 3) или 4) Отделом первого заместителя премьера правительства Москвы в адрес заявителя направляется информационное письмо по установленной форме с уведомлением о необходимости представить недостающие сведения.
По поручению первого заместителя премьера правительства Москвы — руководителя Комплекса перспективного развития, председателя Комитета по земельным отношениям и градостроительству (далее по тексту соответственно Комиссия) заявка в полном комплекте рассматривается на Рабочей группе Комиссии.
2. Рабочая группа рассматривает заявки в недельный срок и подготавливает в виде протокола проект решения Комиссии с соответствующими поручениями.
Дата утверждения протокола с решением Комиссии является началом нормативного срока подготовки и выпуска основной распорядительной документации, о чем Рабочая группа информирует заявителя.
3. При принятии предварительного решения на Рабочей группе о целесообразности выставления земельного участка на конкурс подготавливается проект решения и поручений Комиссии соответствующим организациям о разработке пакета конкурсной документации.
Подготовленный в соответствии с решением Комиссии пакет конкурсной документации рассматривается предварительно на Рабочей группе и выносится на утверждение Комиссии.
Одновременно на Комиссии рассматривается и утверждается информационное сообщение для средств массовой информации о проведении конкурса.
4. После согласования проекта распорядительного документа правительства Москвы на Комиссии и его выпуска протокольным отделом мэрии Рабочая группа уведомляет заявителя о необходимости произвести расчет за подготовленный документ.
5. Рассылка или предоставление утвержденного распорядительного документа заявителю осуществляется Управлением делами мэрии только при наличии копии платежного документа за подготовленный основной распорядительный документ с приложениями.
Приложение № 2
Последовательность проектно-строительного процесса
Приложение № 3.1
Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы
УТВЕРЖДАЮ
Начальник ГлавАПУ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по условиям проектирования объектов
в пределах зон охраны памятников и исторических зон
№ ___________ от ______________
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ
№ п/п Наименование стр.
РАСПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА НА ТЕРРИТОРИИ г. МОСКВЫ
На основании ________________________________________________________
(решение правительства , комиссии правительства или префектуры)
Необходимо учесть следующие требования при проектировании объекта
по адресу ____________________________________________________________
1.1. Функциональный состав.
1.2. Категория сложности.
1.3. Ориентировочная общая площадь.
1.4. Архитектурно-планировочное задание выдано с учетом следующей утвержденной градостроительной документации, имеющейся по реконструкции данного района.
2. Историко-архитектурная характеристика участка.
2.1. Размещение объекта относительно установленных зон охраны памятников истории и культуры, охраняемого культурного исторического слоя.
2.2. Историко-архитектурная характеристика территории (ландшафт, наличие ценной в историко-архитектурном отношении застройки, памятников истории и культуры, зданий, предложенных к постановке на госохрану).
2.3. Наличие сохранившейся исторической планировки улиц.
2.4. Степень сохранности исторической застройки.
2.5. Общая оценка периодизации существующей застройки (по периодам).
3. Требования и рекомендации к объектам проектирования.
3.1. По размещению в системе городской застройки (градоформирующие факторы, ориентация, зоны восприятия, визуальные и композиционные связи).
3.2. По необходимости разработки градостроительной документации (с указанием стадий).
3.3. По расположению относительно исторической сложившейся линии застройки улиц.
3.4. По объемно-пространственному решению объекта, этажности , композиции (силуэт , масштабность относительно окружающей застройки).
3.5. По решению фасадов (архитектура, пластика, цвет , материал стен и др.).
3.6. По возможности сноса застройки на участке и необходимости рассмотрения на Комиссии по вопросам сохранения заданий в исторических районах г. Москвы.
3.7. По функциональному использованию участка, зданий, размещению учреждений (обслуживания и др.) в первых этажах.
3.8. По экологической обстановке (санитарно-гигиенические требования и др.).
3.9. По охране природной среды, сохранению зеленых насаждений, благоустройству , применению малых архитектурных форм , рекламе и дизайну.
3.10. По транспортному обслуживанию объекта (подъезды, стоянки, сооружения, железнодорожный транспорт).
3.11. По использованию подземного пространства.
3.12. По инженерному обеспечению объекта (встроенные или отдельно стоящие ТП , ЦТП и др.).
3.13. Прочие требования (по организации строительства, передвижке зданий, корректировке красных линий, границ отводов).
3.14. По порядку согласования проектной документации (в т.ч. необходимость рассмотрения на Градостроительном совете или его Президиуме) и получению разрешения на строительство.
4. Требования органов государственной охраны памятников истории и культуры (УГКОиИП).
4.1. По проведению историко-культурных дополнительных исследований.
4.2. По необходимости проведения проектных и натурных археологических работ.
4.3. По необходимости получения в УГКОиИП планово-реставрационного задания.
4.4. Особые требования (по воссозданию утраченных элементов застройки , регистрации ценных участков и др.)
4.5. По проведению (через УГКОиИП) дополнительных согласований проекта Министерством культуры РФ, Центральным советом и Московским городским отделением ВООПИиК.
5. Прочие требования.
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТКА
1. Площадь участка.
2. Расположение участка в системе города (территориальная приближенность к общегородским центрам, крупным магистралям, ст. метро, ж.д. , аэропортам, водному транспорту и т.д.).
3. Характеристика существующей и проектируемой окружающей застройки (наличие крупных жилых массивов, объектов промышленности, инфраструктуры культбыта , с описанием этажности и функционального назначения застройки, непосредственно примыкающей к участку).
4. Характеристика зданий и строений, расположенных на участке, подлежащих капремонту, реконструкции или сносу (балансовая принадлежность, общая площадь , кубатура, сведения о несущих конструкциях с указанием % износа, наличия арендаторов, количества человек, подлежащих отселению). Характеристики указываются в табличной форме приложения.
5. Наличие зеленых насаждений, подлежащих пересадке или вырубке.
6. Наличие архитектурно-градостроительных и режимных зон (красные линии, охранные и технические зоны и т.п.).
7. Сведения о принадлежности участка и необходимости его изъятия или ранее выданных разрешениях на проектирование.
8. Прочие сведения.
Приложение : 1. Характеристика зданий и сооружений (таблица).
Примечание :
1. Градостроительное заключение является документом, дающим право производить научно-исследовательские и проектные работы для всех организаций и предприятий.
2. Градостроительное заключение (задание) не дает право на производство строительных работ, на использование территории и ведение на ней хозяйственной деятельности.
3. Земельные отношения (предоставление и изъятие земельных участков) регулируется Московским земельным комитетом.
Главный архитектор ______________________ округа ______________________________
«__» ____________ 19 __ г.
Начальник мастерской ЦПЗ НИиПИ
генплана г. Москвы. _______________________
«__» ____________ 19 __ г.
Начальник УГКОиИП г. Москвы ________________________
«__» ____________ 19 __ г.
Исполнитель ___________________
Приложение № 3.2
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по условиям проектирования объектов
вне пределов зон охраны памятников и исторических зон
№ ___________ от ______________
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ
№ п/п Наименование стр.
РАСПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА НА ТЕРРИТОРИИ г. МОСКВЫ
На основании ________________________________________________________
(решение правительства , комиссии правительства или префектуры)
Необходимо учесть следующие требования при проектировании объекта
по адресу ____________________________________________________________
1. По учету ранее разработанной планировочной документации (с учетом сведений об утверждении и организации-проектировщика).
2. По размещению (относительно существующей и проектируемой окружающей застройки с учетом существующей и планируемой парцелляции).
3. По функциональному назначению.
4. По категории сложности.
5. По объемно-пространственному решению (ориентировочная этажность, общая площадь, кубатура и т.п.).
6. По благоустройству участка.
7. По учету имеющихся градостроительных ограничений (красных линий, технических , охранных зон и др.).
8. По организации строительства и размещению площадок временного складирования строительных материалов.
9. По порядку согласования проектной документации.
10. По порядку получения разрешения на строительство.
11. По использованию подземного пространства.
12. Срок действия градостроительного заключения.
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТКА
1. Площадь участка.
2. Расположение участка в системе города (территориальная приближенность к общегородским центрам, крупным магистралям, ст. метро, ж.д. , аэропортам, водному транспорту и т.д.).
3. Характеристика существующей и проектируемой окружающей застройки (наличие крупных жилых массивов, объектов промышленности, инфраструктуры культбыта , с описанием этажности и функционального назначения застройки, непосредственно примыкающей к участку).
4. Характеристика зданий и строений, расположенных на участке, подлежащих капремонту, реконструкции или сносу (балансовая принадлежность, общая площадь , кубатура, сведения о несущих конструкциях с указанием % износа, наличия арендаторов, количества человек, подлежащих отселению). Характеристики указываются в табличной форме приложения.
5. Наличие зеленых насаждений, подлежащих пересадке или вырубке.
6. Наличие архитектурно-градостроительных и режимных зон (красные линии, охранные и технические зоны и т.п.).
7. Сведения о принадлежности участка и необходимости его изъятия или ранее выданных разрешениях на проектирование.
8. Прочие сведения.
Приложение : 1. Характеристика зданий и сооружений (таблица).
Примечание :
1. Градостроительное заключение является документом, дающим право производить научно-исследовательские и проектные работы для всех организаций и предприятий.
2. Градостроительное заключение (задание) не дает право на производство строительных работ, на использование территории и ведение на ней хозяйственной деятельности.
3. Земельные отношения (предоставление и изъятие земельных участков) регулируется Московским земельным комитетом.
Источник: www.infosait.ru
Проект рп в строительстве
Архитектурное бюро «РП Проект» основано в 2007 году и уже реализовало свыше 20 крупных архитектурных решений. Наша мастерская служит целям созидания Архитектуры, отвечающей одновременно функциональным и идейно-эстетическим требованиям.
Основная сфера деятельности — это архитектурная практика частного и общественно-социального сектора, с разработкой стратегии генерального планирования. Мы выполняем полный объем проектирования от идеи до реализации, а также реставрационные работы. Все участники нашей творческой группы — уникальные и талантливые специалисты, создающие неповторимую и эргономичную архитектуру.
Сотрудничество с «РП Проект» гарантирует высококачественное проектирование объектов любой степени сложности на уровне мировых стандартов за короткие сроки с применением современных технологий строительства со строгим ведением авторского надзора за реализацией.
Ilya Ryzhkov
Tatyana Sokolova
Anna Loshchilova
Veronika Salatina
Kamila Aymetdinova
Daria Alekseenko
Tamara Mooradova
Inna Ivanova
Victor Philippov
Margarita Gelmanova
Elizaveta Meriakri
Roman Boev
Julia Gordakova
Julia Larikova
Vasily Bancekin
Anna Biryukova
Olga Oreshkina
Daria Sheina
Maria Makarova
Natalya Tabakova
Kirill Filatov
Alena Tsishevskaya
Daria Salnikova
Ksenia Rakova
Источник: rpproject.ru
Этапы и стадии проектирования
Проект (П) составляется исходно-разрешительная документация в составе и объеме, необходимом для согласования её в органах, организациях, которые выдают исходные данные на проектирование и органах архитектурно-строительного контроля.
Документация на стадии Проект (П) содержит основные принципиальные решения и технико-экономические показатели с учетом архитектурных, функциональных, инженерных, технологических, противопожарных, санитарно-гигиенических, экологических, архитектурно-художественных и нормативных требований в строительстве. Комплект документации состоит из пояснительной записки и графической части.
Пояснительная записка составляется для каждого из разделов проектирования и содержит описательную часть выбранных проектных решений, а также обоснования их выбора и применения.
Графическая часть состоит из чертежей следующих разделов: -генерального плана (ГП);
- -архитектурных решений (АР или АС);
- -принципиальных схем инженерных систем (ОВ, ВК, ЕО и пр.);
- -проекта организации строительства;
- -др. разделов в зависимости от особенностей объекта строительства.
Рабочий проект (РП)
Рабочий проект (РП) разрабатывается для определения конкретных градостроительных, архитектурных, художественных, экологических, технических технологических, инженерных решений объекта, сметной стоимости строительства, технико-экономических показателей и выполнения строительно-монтажных работ (рабочие чертежи). Такая стадия проектирования разрабатывается для технически несложных объектов на основании задания на проектирование.
РП является интегрирующей стадией проектирования и состоит из двух частей — утверждаемой и рабочих чертежей. Утверждаемая часть подлежит согласованию, экспертизе и утверждению, а рабочие чертежи разрабатываются для строительства объекта. Утверждаемая часть состоит из пояснительной записки, выполненной в сокращенном по отношению к проекту объеме, определенном в зависимости от вида строительства и функционального назначения объекта, сметной документации, раздела организации строительства и чертежей. В состав пояснительной записки должен входить раздел ОВОС (оценки влияния на окружающую среду).
Документация на стадии РП содержит пояснительную записку и графическое отображение принятых решений и по окончанию её разработки проходит согласование в порядке аналогичном стадии П.
Рабочая документация (Р) строительный проект норматив площадка
Документация стадии (Р) разрабатывается на основании утвержденной предыдущей стадии Проект (П) для выполнения строительно-монтажных работ. В ее состав входят рабочие чертежи. Объем и детализация рабочих чертежей должны быть доведены до минимально необходимых объемов.
Документация на стадии (Р)содержит графическое отображение решений принятых и согласованных на стадии (П), в виде и объеме необходимом для производства строительно-монтажных работ (СМР)
Проектная документация на данной стадии проектирования содержит рабочие чертежи следующих разделов:
- -генерального плана (ГП);
- -архитектурных решений (АР или АС);
- -конструкции железобетонные (КЖ) и/или конструкции металлические (КМ);
- -всех инженерных систем (ОВ, ВК, ЕО и пр.);
- -слаботочных сетей;
- -др. разделов в зависимости от особенностей объекта строительства;
Начальным этапом проектирования, относящимся к предпроектным работам, является разработка технико-экономическою обоснования (ТЭО) при строительстве крупных объектов или технико-экономических расчетов (ТЭР), которые должны установить техническую и экономическую целесообразность, а также хозяйственную необходимость проектирования и последующею строительства или реконструкции предприятия.
На этом этапе осуществляются выбор строительной площадки и отвод земельною участка, составление задания на проектирование, утверждение его и выдача проектирующей организации.
Вторым этапом являются собственно проектные и изыскательские работы, т.е. разработка проектно-сметной документации на основе решений, принятых в задании на проектирование.
Последним этапом работы проектировщиков является авторский надзор за производством строительно-монтажных работ и участие в приемке законченных строительством объектов.
Проектирование промышленных предприятий, зданий и сооружений выполняется в соответствии с Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений в одну (рабочий проект) или две стадии (проект и рабочая документация). Порядок разработки проектно-сметной документации в одну или две стадии определяется в ТЭО или ТЭР.
Основными предпроектными документами, на основе которых разрабатывается технико-экономические обоснования строительства, являются схемы развития и размещения производительных сил по экономическим районам.
Утвержденные схемы используются для подготовки на перспективу перечня вновь начинаемых строек, намечаемых к расширению или реконструкции предприятий и перечня разрабатываемых проектов.
На основе схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам разрабатывается технико-экономическое обоснование строительства или реконструкция предприятия, которое содержит характеристику предприятия в обеспечении роста мощностей в соответствующей отрасли, обоснование мощности, номенклатуры продукции и места строительства, обоснование сырьевой базы и источников снабжения материалами, водой, топливом, энергией и строительными материалами, данные о влиянии будущего предприятия на развитие других отраслей производства и о возникающих требованиях к развитию этих отраслей, данные о необходимых капитальных вложениях и сроках осуществления строительства, об ожидаемой экономической эффективности капитальных вложений и основных технико-экономических показателях намечаемого строительства и их сопоставление с технико-экономическими показателями передовых предприятий. В необходимых случаях в ТЭО указывается о необходимости проведения научно-исследовательских работ.
ТЭО разрабатывается преимущественно для крупных объектов, требующих больших капиталовложений на строительство или реконструкцию предприятия. Перечень строек, по которым должны разрабатываться ТЭО, определяется заказчиком и Росстроем Российской Федерации. В остальных случаях осуществляют технико-экономические расчеты (ТЭР), подтверждающие целесообразность строительства или реконструкции предприятия.
Выбор площадки для строительства предприятия осуществляется при разработке ТЭО (ТЭР), когда необходимо учесть специфические условия (сейсмические, гидрогеологические и др.) для правильного определения расчетной стоимости строительства.
Площадка для строительства выбирается в соответствии с земельным, водным, лесным законодательством, при этом должны учитываться проекты планировки города или поселка.
При выборе района и конкретной площадки для размещения строительства должны быть учтены следующие основные положения:
- а) предприятие должно быть размещено в промышленном узле, располагающем соответствующими сырьевыми и энергетическими ресурсами, а трассы транспортных магистралей должны обеспечить вывоз этих ресурсов к местам потребления. Предприятия с большими трудоемкими процессами должны размещаться в районах, располагающих соответствующими трудовыми ресурсами;
- б) необходимо предусматривать возможность кооперирования с имеющимися или строящимися в данном районе предприятиями;
- в) строительство предприятия должно способствовать решению социально-экономических проблем данного района.
При решении вопроса о районе строительства необходимо проработать несколько вариантов размещения предприятия.
Требования к площадке для строительства:
- 1. Размеры и конфигурация площадки должны обеспечивать расположение зданий и сооружений в соответствии с ходом производственного процесса, с учетом требований экономной эксплуатации и возможности расширения предприятия в перспективе.
- 2. Площадка должна иметь по возможности удобный рельеф как самого участка строительства, так и прилегающей территории, с тем чтобы объем земляных работ при планировке был минимальным. Площадка не должна затопляться паводковыми водами, уровень грунтовых вод должен быть по возможности низким (ниже глубины подвалов, приямков и др.).
- 3. Состояние и свойства грунтов площадки должны допускать нормальную строительную нагрузку. Это важно не только при устройстве фундаментов зданий и сооружений, но и при устройстве фундаментов под оборудование с инерционными нагрузками (лесопильные рамы, пресс-молоты, вибростанки и др.).
- 4. Площадка не должна быть над местами разведанных или намечаемых к разведке полезных ископаемых, в зонах обрушения от подземных выработок, а также на оползневых участках.
- 5. Источники водоснабжения должны быть по возможности вблизи намечаемой площадки.
Для предприятия с водной доставкой сырья площадка должна иметь акваторию достаточной емкости и протяженности для хранения, сортировки и выгрузки сырья.
При распределении предприятия в городской черте площадка должна находиться с подветренной стороны по отношению к жилым кварталам.
Ответственность за выбор площадки, подготовку необходимых материалов и полноту согласований несет заказчик проекта. Заказчик проекта с участием проектной организации, а в необходимых случаях и специализированных проектных и изыскательских организаций осуществляет:
- — получение от заинтересованных организаций предварительных условий на подключение проектируемого предприятия к инженерным сетям и сооружениям;
- — разработку необходимых дополнительных материалов и расчетов, технико-экономическое сравнение вариантов размещения объектов и выбор оптимального варианта;
- — обследование площадки и прилегающих к ней участков с целью предварительного определения размеров причиняемого ущерба при изъятии земельного участка под застройку (снос строений, вывод из пользования сельскохозяйственных угодий и т.п.);
- — проведение инженерных исследований.
Материалы и расчеты по рекомендуемой площадке заказчик направляет на заключение заинтересованным организациям. Решения, разработанные с учетом полученных заключений: месте расположения и размере площадки; возможности использования местных трудовых и материальных ресурсов, производственного кооперирования; о месте присоединения объекта к существующим инженерным сетям и коммуникациям, источникам электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, связи, местах сброса сточных вод; мероприятиях по охране окружающей среды и других, заказчик проекта с участием генерального проектировщика согласовывает с соответствующими органами и организациями.
Для выбора площадки строительства заказчиком создается комиссия из представителей заказчика и проекта, генерального проектировщика, территориальных проектных и изыскательских организаций, глав или заместителей глав местных администраций, органов государственного надзора и др.
Комиссия составляет акт о выборе площадки для строительства, который является документом о согласовании намечаемых решений и условий. В соответствии с действующим законодательством отвод земельных участков под крупное строительство производится на основании постановления высшего руководящего органа страны. Для зданий и сооружений, проектируемых в городах и населенных пунктах, основой для проектирования и строительства является решение соответствующего исполнительного органа (главы администрации); составление акта о выборе площадки не требуется.
Источник: vuzlit.com