ComNews Research выпустил обновленную версию ежегодной карты «Магистральные сети связи в России». В этом разделе вы можете ознакомиться с интерактивной версией карты, на которой представлены схематические маршруты магистральных сетей операторов по состоянию на октябрь 2021 года, а также с характеристиками этих сетей, включая протяженность, физические стыки с зарубежными операторами, точки обмена трафиком и пропускная способность. Мы представляем комментарии участников рынка магистральной связи: вендоров и операторов.
Рынок магистрального доступа в России насчитывает более 20 игроков, протяженность магистральных линий связи крупнейших из них измеряется сотнями тысяч километров.
По данным опроса ComNews Research, по состоянию на октябрь 2021 года в ТОП-10 операторов по протяженности магистральных сетей связи входят: ПАО «Ростелеком» (500 тыс. км), ПАО «МТС» (248 тыс.км), ПАО «ВымпелКом» (190,8 тыс. км), ПАО «МегаФон» (146,5 тыс. км), АО «Компания ТрансТелеКом» (78,315 тыс. км), АО «Эр-Телеком холдинг» (58,18 тыс. км), АО «РетнНет» (30,5 тыс. км), ООО «Милеком» (30 тыс.км), ООО «Траснефть Телеком» (17,63 тыс. км) и ООО «Зуммер» (17,5 тыс.км).
10 минут, чтобы узнать о профессии инженер ВОЛС
Прирост протяженности магистральных линий связи за год с сентября 2020 по октябрь 2021 года показали:
- «МегаФон» (+6,1 тыс. км),
- ООО «ГлобалНет» (+ 3 тыс км),
- ЗОА «Раском» (+2,6 тыс км),
- АО «РетнНет» (+1,5 тыс. км),
- ООО «Зуммер» (+1,3 тыс.км),
- ООО «Мобифон-2000» (МОТИВ) (+470 км),
- АО «Компания ТрансТелеКом» (+ 315 км).
Новый на карте оператор ООО НПО «Импульс» ввел в эксплуатацию магистральную сеть связи в Республике Саха (Якутия) и Магаданской области «Нижний Бестях – Чурапча – Хандыга – Усть-Нера – Мяунджа – Омчак – Усть-Омчуг – Палатка – Магадан» протяженностью 4 тыс. км.
Самым важным событием в 2021 году стало начало прокладки трансарктической магистральной подводной оптоволоконной линии связи «Полярный экспресс» Мурманск – Владивосток. Новая система включает 6 пар оптических волокон пропускной способностью 52-104 Тб/с и общей протяженностью 12 650 км.
Проект соединит Мурманск и Владивосток по кратчайшему маршруту между Европой и Азией и создаст альтернативу спутниковой связи в северных широтах, обеспечив наименьшую задержку сигнала. Новая высокоскоростная ПВОЛС сможет удовлетворить растущие потребности онлайн-торговли, облачных технологий и больших данных, предоставив надёжную и доступную связь и интернет. Маршрут прокладки ПВОЛС будет иметь точки выхода на берег в пунктах: Амдерма, Диксон, Тикси, Певек, Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Находка. Срок реализации проекта – 2026 г. Заказчиками проекта выступают Минтранс России, Росморречфлот, Росморпорт, генеральный подрядчик — АО «Управление перспективных технологий». Оператор подводной оптической линии Мурманск — Владивосток — ФГУП «Морсвязьспутник».
Вебинар «С чего начинается ВОЛС? Ответы на самые частые вопросы при проектировании»
Своими взглядами на развитие рынка магистральной связи в 2021 году в интервью с ComNews поделились вендоры и операторы магистральных сетей связи.
Как вы можете охарактеризовать развитие рынка магистральной связи в 2021 году? Какие тенденции можно обозначить? Какие тенденции обозначились на российском рынке?
Сергей Яковлев, руководитель департамента по работе с операторами связи АО «Компания ТрансТелеКом»:
По нашим наблюдениям, в 2021 году на рынке магистральной связи наблюдается некоторый рост, а не падение выручки, как было ранее. Это важный тренд сезона, поскольку с 2008 года все привыкли обсуждать снижение рынка, а сейчас, скорее всего из-за пандемии, мы наблюдаем обратную тенденцию. Все операторы продолжают развивать и модернизировать свои сети, и сейчас нет никаких тенденциозных новостей, кроме изменения динамики рынка.
Алексей Закревский, генеральный директор ООО «ГлобалНет»:
В России, после резкого «пандемийного» роста трафика 2020 года, спрос на магистральные емкости стабилизировался, наблюдается переход к планомерному расширению. Магистральные операторы модернизируют сети и увеличивают пропускные способности на существующих участках.
Лишь немногие компании, среди которых GlobalNet, запускают новые магистральные волоконно-оптические линии связи.
В Европе наблюдается тенденция перераспределения трафика из исторических центров его концентрации, таких как Амстердам и Франкфурт, в другие города, яркий пример тому – Варшава.
Вторая европейская тенденция – это поиск и создание новых коротких маршрутов Азия – Европа.
Возвращаясь к ситуации в России, хочется отметить значительный рост себестоимости магистральных услуг связи, вызванную двумя факторами. Во-первых, стремлением владельцев инфраструктуры, где размещены линии связи, более эффективно управлять своими активами. Пользуюсь правом собственности, зачастую они инициируют пересмотр существующих договоров или договоренностей, увеличивая тарифные планы. Во-вторых, необходимостью выполнять требования нового законодательства «о суверенном интернете» в части обеспечения установки на сети оператора технических средств противодействия угрозам.
Максим Сюников, генеральный директор АО «РетнНет»:
Магистральная сеть RETN постоянно расширяется, только в течение последних двух лет объем пропускной способности сети был увеличен в два раза.
За последние годы значительным спросом стали пользоваться услуги, надстроенные над базовыми магистральными сервисами такие как Remote IX, защита от DDoS. Постепенно меняется и профиль клиента: все больше и больше заинтересованности в магистральных каналах проявляют не только операторы, но и крупные корпоративные клиенты. Наличие достаточной пропускной способности и централизованное управление всей международной сетью позволяет быстро предоставлять каналы и соединять офисы клиента в единую сеть.
Дмитрий Лопата, Коммерческий директор АО «РетнНет»:
Также в последние годы на развитие нашей магистральной сети повлиял рост подключений к облачной инфраструктуре на рынке корпоративных заказчиков, к примеру в рамках услуги RETN Cloud Connect мы создаем бесшовное, приватное соединение между локальной инфраструктурой клиента и крупнейшими облачными платформами. Услуга пользуется высоким спросом у корпоративных клиентов, и доступна из любой точки присутствия на Евразийской сети RETN, а это более 360 дата-центров по всему миру. Нашим ключевым преимуществом для клиентов, заинтересованных в сервисах облачных провайдеров, является гарантированное подключение в течение 24 часов. В дополнении к существующим сервисам высокой доступности, мы запустили решение LMoIP предназначенное для развертывания оперативного доступа к сети RETN и услугам многочисленных партнеров практически из любой точки мира.
Николай Безденежных, директор ООО «Мобифон-2000»:
В целом магистральный трафик можно охарактеризовать как инертный. То, что мы наблюдаем в изменении потребления трафика с началом пандемии и введением ограничительных мер – скорее исключение, чем закономерность.
В сетях ООО «Мобифон-2000» отмечается снижение голосового трафика и рост объема потребления передачи данных. Если до пандемии коронавируса компания ежегодно фиксировала увеличение голосового трафика на 4-5%, то в 2020 году абоненты совершили на 0,27% меньше исходящих вызовов, а в текущем году исходящий трафик сократился почти на 9%. Видео/голосовые звонки через мессенджеры и соцсети постепенно стали вытеснять привычные телефонные разговоры – это подтверждает статистика передачи данных. Только за первые девять месяцев текущего года интернет-трафик вырос на 40%. Сегодня абоненты отказываются от международных и междугородных звонков в пользу «бесплатного» общения в социальных сетях и мессенджерах.
Андрей Угорелов, генеральный директор Ciena Communications CIS LLC
Практика развития магистральных сетей в 2021 году показала, что резко возросла потребность операторов в увеличении пропускной способности сетей, что связано с большим увеличением межрегионального и международного объема трафика. Компания Ciena, ее технологические возможности, смогли удовлетворить данные требования, тем самым, дали возможность нашим партнерам быть успешными и внедрить самые высокоскоростные решения на своих сетях в кратчайшие сроки.
Владимир Староватов, главный эксперт фиксированного ШПД, Huawei Евразия.
В целом мы видим строительство более скоростных каналов связи на некоторых направлениях из-за роста потребления контента. Ряд операторов строят ЦОДы, которые требуют подведения к ним трафика, обмена информации между ЦОДами. Это, конечно, влияет на магистральные сети.
Если говорить о мировых проектах, то, например, азиатские операторы начинают включать в свои предложения для клиентов пакетные сети с гарантией SLA, который реализуют на таких протоколах, как SRv6. На пространстве СНГ в Узбекистане в операторе UMS приступили к модернизации магистральной сети с реализацией подхода гарантированного SLA. В России операторы пока только присматриваются к таким решениям.
Во время пандемии операторы говорили о всплеске трафика, объем которого после локдауна во второй половине 2020 года хотя и снизился, но остался выше допандемийного уровня. По прошествии года можно ли дать оценку динамики объемов трафика? Насколько влияние пандемии сохраняется сейчас? Имеет ли место органический рост объемов трафика, обусловленный цифровизацией, развитием услуг 4G/5G? Что характерно для России?
Сергей Яковлев, руководитель департамента по работе с операторами связи АО «Компания ТрансТелеКом»:
По поводу пандемии, в прошлом году мы заявляли о росте трафика по нашим магистральным сетям на 20%, потом произошло небольшое снижение темпов, и в итоге рост составил 12%. Самое важное, что ТрансТелеКом оказался одним из немногих операторов, который прошел этот всплеск вообще без деградации качества.
На рынке были как локальные, так и масштабные деградации, связанные с тем, что сети не справлялись со всплеском трафика, но сети ТрансТелеКома на всех региональных сегментах работали без потери качества и отчасти компенсировали потребности наших коллег по рынку в дополнительной пропускной способности. Поэтому у нас рост трафика был не только «натуральным», но и «операторским».
В 2021 году многие поняли, что можно эффективно использовать технологии удаленной работы. Причем, весь их спектр – электронная почта, ВКС, системы совместной работы и т.д. Кроме того, сохранился устойчивый спрос на видео-контент в развлекательных и образовательных целях. Несомненно, что это сказалось на увеличении объема магистрального рынка с темпом роста трафика в 18-20%. Так что фактор влияния пандемии по-прежнему сохраняется.
Алексей Закревский, генеральный директор ООО «ГлобалНет»:
Пандемия научила нас всех работать удаленно и получать услуги в цифровом виде, именно поэтому не произошло резкого падения потребления трафика после выхода из локдауна 2020 года. Ни один клиент GlobalNet не сократил свою арендованную канальную емкость после окончания режима самоизоляции 2020 года.
В состав нашей сети входит международная пиринговая сеть DATAIX, на примере которой можно судить о росте трафика: последняя пиковая загрузка сети установлена 5 декабря 2021 на отметке 4,7 Тбит/с, тогда как в период первого введенного локдауна в 2020 году она достигала 3,43 Тбит/с. Рост в процентном соотношении стал выше чем органический рост загрузки сети в допандейминый период.
Владимир Староватов, главный эксперт фиксированного ШПД, Huawei Евразия.
Во-первых, пандемия ещё не закончилась и мы не увидели серьезного снижения трафика из-за отмены «удалёнки» – наоборот сейчас ряд регионов вводит локдауны, люди опять возвращаются в свои дома и уже оттуда развлекаются или работают. Во-вторых, годовой рост трафика как был на уровне 30-35%, так и остался.
К росту трафика из-за удалённой работы людей прибавляются такие сервисы, как видеонаблюдение, различные системы контроля, безопасности, подключение коттеджных посёлков оптикой, ведущее к увеличению объёмов потребления трафика на одного человека. Уверен, что никогда не вернёмся к тому объему трафика, который был после первой волны пандемии, тем более до пандемии.
Максим Сюников, генеральный директор АО «РетнНет»:
Наш компания следует своей стратегии развития сети, и даже такие вещи как пандемия не сильно повлияли на наши планы. Конечно, мы заметили рост трафика во время пандемии, но сеть RETN спроектирована с возможностью выдерживать перераспределения трафика при обрывах кабелей и пиковые нагрузки от DDoS атак. Мощность последних атак, которые мы видели на сети, измеряется уже терабитами в секунду. Чтобы иметь необходимый запас прочности сети, успевать за ростом трафика и потребностями клиентов, мы используем передовые технологии в телеком оборудовании такие как FlexGrid и 800G Carriers.
Какие тенденции вы можете отметить на направлении транзита международного трафика Европа-Азия? Растет ли объем трафика Европа-Азия, передаваемого по российским сетям? Чем это обусловлено? Какие требования/ожидания клиентов на этом направлении важны?
Сергей Яковлев, руководитель департамента по работе с операторами связи АО «Компания ТрансТелеКом»:
По транзиту международного трафика основные новости были в 2019 году, когда в данном сегменте активизировался Казахстан. Мы знаем, что они долго готовились, и в 2019-2020 годах масштабно вышли на этот рынок, увеличив долю своей страны в китайском транзите с 6% до 30%, причем отрадно, что весь этот трафик пошел по России.
В 2021 году бурный рост прекратился, работа приобрела регулярный характер, и по итогам года, скорее всего, сохранится тот же показатель в 30%. Для расширения работы с казахстанскими коллегами мы реализовали новый маршрут с премиальной задержкой через населенный пункт близ государственной границы РФ/РК — Озинки.
Таким образом, по качественным параметрам мы приближаемся к потребностям зарубежных коллег и надеемся, что это приведет к дальнейшему росту трафика на данном направлении.
По поводу тенденций на маршруте «Европа – Азия», у всех операторов продолжается курс на сохранение и укрепление качества, рост стабильности каналов, минимизацию задержки сигнала, сокращение количества и продолжительности перерывов сервиса. Вторая тенденция – снижение тарифов, вынуждающая искать пути сокращения себестоимости. По нашим оценкам трафик в транзите Европа-Азия за 2021 год рос в спокойном режиме, в среднем на 20%.
Николай Безденежных, директор ООО «Мобифон-2000»:
Находясь на Урале, на границе Европы и Азии, мы не отмечаем особых изменений в объемах трафика, как на территории Европы, так и на территории Азии. Есть общая тенденция, о которой говорилось ранее – в целом голосовой трафик падает, интернет-трафик растет как в Европе, так и в Азии.
Сейчас мы ставим перед собой задачу выйти на Азиатский рынок, там есть трафик, в котором мы заинтересованы. Несмотря на то, что рынок специфичный, ищем варианты, которые будут выгодны нашим абонентам и ведем переговоры с китайскими партнерами.
Максим Сюников, генеральный директор АО «РетнНет»:
Объём трафика Европа-Азия значительно вырос, но и наша сеть тоже: RETN оптимизирует существующие и открывает новые маршруты для того, чтобы удовлетворять растущие запросы наших клиентов. За последний год мы очень сильно усилили и расширили сеть в Европе и Азии.
Так, в скандинавском и прибалтийском регионах мы построили новый DWDM маршрут Резекне — Вильнюс, это один из самых коротких существующих маршрутов из Москвы в Европу.
В более широком масштабе этот маршрут дополняет проект TRANSKZ, соединяя Европу и Азию в качестве дублирующего, но равного по задержке.
Наши усилия по расширению и модернизации сети приносят свои плоды, мы каждый год уверено идем вверх в рейтинге Tier-1 операторов и за последние годы опередили многих из них. Развитие сети RETN в восточной и центральной Европе было отмечено Global Carrier Awards, осенью 2021 года RETN был отмечен наградой как «Лучший Оператор Восточной и Центральной Европы».
Евгений Жуков, директор по техническим решениям фиксированной связи, Huawei Eurasia.
Тенденция роста наземного транзита международного трафика Европа-Азия сохраняется, составляя величину порядка 35%~40% в год.
Основные причины роста связаны с увеличивающимся спросом со стороны китайских операторов связи к аренде каналов в направлении Европейских IX, составляющих порядка 40% от общемировых, ростом интереса к глобальным источникам медиа-контента, развитием облачных услуг и услуг интернет торговли. Преимущественно это интернет-трафик, который в настоящий момент занимает основную часть в выручке операторов связи, вытеснив голосовые сервисы.
Несмотря на то, что совокупная емкость подводных систем транзита Европа-Азия все еще значительно превышает наземные, в ближайшей перспективе она ограничена (если говорить о свободных ресурсах), а реализация проектов нового строительства является долгосрочным и затратным мероприятием, требующим участия нескольких заинтересованных сторон в составе консорциумов. Использование наземных маршрутов через территорию России для предоставления новой емкости выглядит наиболее привлекательным. Такие маршруты отвечают требованиям минимальной задержки и высокого уровня доступности услуг, за счет широких возможностей организации дополнительного резерва, высокой скорости восстановления обрывов и готовности операторов быстрого ввода в коммерческую эксплуатация новых каналов практически любой пропускной способности. Именно эти факторы сейчас являются наиболее важными для арендаторов канальной емкости систем международного магистрального транзита при выборе оператора-партнера.
Какие изменения за прошедший год (конец 2020 года – текущий 2021 год) произошли у Вашей компании? Какие новые проекты были реализованы? Какие цели перед собой ставите на этом направлении?
Сергей Яковлев, руководитель департамента по работе с операторами связи АО «Компания ТрансТелеКом»:
Основные события АО «Компания ТрансТелеКом» в последнее время связаны с укреплением межоператорского взаимодействия. Это аутсорсинг наших ресурсов и компетенций, нашей транспортной сети. Мы готовы к расширению этой работы и продолжим обеспечивать транспортную составляющую операторского бизнеса других участников рынка. Сейчас также идет строительство новых сегментов нашей сети – об основных новостях в ближайшее время сообщим дополнительно.
Алексей Закревский, генеральный директор ООО «ГлобалНет»:
В конце 2020 года команда GlobalNet запустила новый уникальный для России DWDM маршрут, проходящий по короткому маршруту вдоль скоростной автомагистрали М11 «Нева». Эта DWDM стала нашим вторым магистральным маршрутом на участке Санкт-Петербург – Москва.
Первая трасса между этими городами была запущена по инфраструктуре энергетиков в 2017 году, а уже сегодня мы предлагаем резервированные DWDM каналы по двум маршрутам.
Мы также полностью модернизировали адаптивную сеть GlobalNet, увеличив максимальную пропускную способность на одной длине волны до 800 Гбит/с на отдельных участках.
Например, пропускная способность на участке Москва – Санкт-Петербург поднята до 600Гбит/с. Это позволило значительно увеличить пропускную способность сети.
До конца 2021 года нашими специалистами вводятся в эксплуатацию новые магистральные маршруты на европейских участках Стокгольм – Копенгаген – Гамбург – Амстердам -Франкфурт-Стокгольм.
Новая ВОЛС также запускается на участке Москва – Киев.
Хочется отметить, что в уходящем году произошло знаковое для нашей команды событие – был подключен юбилейный 500-ый участник DATAIX. Пиринговая сеть является активом GlobalNet, благодаря которому клиентам доступен прямой доступ к самым востребованным мировым интернет-ресурсам.
Николай Безденежных, директор ООО «Мобифон-2000»:
Компания эксплуатирует междугородную/международную сеть уже более 13 лет. Для поддержания высокого качества услуг связи, мы активно модернизируем оборудование и переходим на SIP-протокол с другими операторами связи. В будущем это позволит привлечь дополнительный трафик и увеличить показатели пропускной способности каналов связи.
Задача «Мобифон-2000» найти как можно больше оптимальных маршрутов. Причем маршрутизация трафика должна быть и легальной, и экономически выгодной.
Андрей Николаев, генеральный директор АО «Оптиковолоконные Системы»:
АО «Оптиковолоконные Системы» уделяет особое внимание развитию линейки продукции для магистральных волоконно-оптических линий связи. С 2021 года ОВС предлагает своим клиентам самое современное оптическое волокно G.654.E, обеспечивающее целый ряд преимуществ по сравнению с ранее применявшимися типами оптических волокон: увеличенную длину пролетов без регенерации за счёт более низкого затухания и бОльшую пропускную способность для скоростей 400G+ за счёт увеличенной эффективной модовой площади.
Алексей Иванов, заместитель генерального директора ООО «Т8»:
Для магистральных операторов связи компания Т8 предлагает высокоскоростное оборудование с канальной скоростью до 600 Гбит/с. DWDM-платформа отлично себя зарекомендовала как на небольших дистанциях, так и на сетях со сверхдлинными пролетами.
Например, в ноябре этого года мы завершили строительство уже второй одноволоконной 100 Гбит/с линии связи общей протяженностью 1300 км на Крайнем Севере.
Сегодня о модернизации оптической инфраструктуры задумываются не только операторы связи.
Хочу отметить проект по строительству магистральной технологической сети для крупнейшего аммиакопровода в мире компании ПАО «Трансаммиак». На оборудовании Т8 была построена 40-канальная сеть протяженностью 1500 км и пропускной способностью 10 Гбит/с, работающая по паре волокон.
При проектировании была заложена возможность расширения пропускной способности каналов до 100 Гбит/с на существующей оптической инфраструктуре.
Один из ключевых реализуемых проектов, одобренных Правительством РФ в 2021 году, – «Сквозной проект» совместно с компанией «Ростелеком», в рамках которого в DWDM-оборудовании компании Т8 будет произведена замена ключевой компонентной базы с зарубежной на российскую, а потребление итоговой продукции гарантировано якорным заказчиком на протяжении нескольких лет. Проект обусловлен растущими требованиями к уровню доверенности оборудования, используемому, в частности, в сфере критической инфраструктуры, а также в сетях связи следующих поколений. Первоочередная задача на ближайшие годы – применение доверенного российского оборудования и достижение доли в 49% при закупках в госкомпаниях и в компаниях с государственным участием, регулируемых Постановлениями Правительства №№ 2013 и 2014.
Interactive Map Backbone Networks in Russia / Интерактивная карта «Магистральные сети связи в России» в PDF формате
Примечание: для просмотра PDF со всеми интерактивными функциями — возможностью выбора для просмотра сетей отдельных операторов — рекомендуем Xodo PDF Reader Магистральные сети связи в России»
- при помощи указателя мыши, когда он после наведения на таблицу отображается как значок ладони;
- при помощи полосы прокрутки, расположенной непосредственно под таблицей;
- клавишами управления курсором со стрелками (в большинстве десктопных браузеров).
Скачать в PDF:
Карта в PDF ( 3 050.88 Кбайт )
Примечание: для просмотра PDF со всеми интерактивными функциями — возможностью выбора для просмотра сетей отдельных операторов — рекомендуем загрузить и открыть файл в Adobe Reader.
Rostelecom PJSC Ростелеком, ПАО
Mobile TeleSystems PJSC Мобильные ТелеСистемы, ПАО
VimpelCom PJSC ВымпелКом, ПАО
MegaFon PJSC МегаФон, ПАО
Company TransTeleCom JSC Компания ТрансТелеКом, АО
ER-Telecom Holding JSC ЭР-Телеком Холдинг, АО
RetnNet JSC РетнНет, АО
Milecom LLC Милеком, ООО
Transneft Telecom LLC Транснефть Телеком, ООО
Zummer LLC Зуммер, ООО
Communications for innovations JSC Коммуникации для инноваций, АО
Orange Business Services LLC Оранж Бизнес Сервисез, ООО
Mobifon-2000 LLC Мобифон-2000, ООО
Kvant-Telecom JSC Квант-Телеком, АО
GlobalNet LLC ГлобалНет, ООО
Rascom CJSC Раском, ЗАО
AlmaTel АлмаТел, ГК
EDPnet LLC ЕДПнет, ООО
NPO Impulse LLC НПО «Импульс», ООО
UL-com Media JSC ЮЛ-ком Медиа, АО
Miranda-media LLC Миранда-медиа, ООО
Telia Carrier Russia JSC Телиа Кэрриер Раша, АО
Edinstvо LLC Единство, ООО
Morsviazsputnik, Federal State Unitary Enterprise «Морсвязьспутник», ФГУП
Источник: www.comnews.ru
«Ростелеком» запускает проект магистральной линии связи «Транзит Европа — Азия» принципиально нового поколения
«Ростелеком» начинает реализацию проекта по строительству новой волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) от западных до восточных границ РФ под рабочим названием ТЕА NEXT («Транзит Европа — Азия нового поколения»).
В период 2023–2024 гг. «Ростелеком» планирует вывести на рынок принципиально новый набор услуг, основанный на предоставлении в аренду физической инфраструктуры для организации каналов связи между Европой и Азией на основе нового проекта TEA NEXT, который является логическим развитием действующего проекта ТЕА. При этом трасса TEA NEXT будет проложена по совершенно новому оптимальному маршруту. Благодаря TEA NEXT заказчики смогут использовать инфраструктуру темных волокон[1] и размещать собственное оборудование вдоль маршрута новой ВОЛС.
Уникальность проекта «Ростелекома» состоит в том, что ВОЛС TEA NEXT предоставит возможности транзитной системы, недоступные ни в одной из существующих наземных линий — при этом они широко используются в бизнес-моделях морских подводных межконтинентальных линий связи. Кроме того, строительство TEA NEXT позволит получить новую магистральную ВОЛС, используемую всеми основными российскими операторами.
Для реализации проекта «Ростелеком» создал новую компанию «Атлас», в которой примут участие финансовый и стратегический партнеры — банк РФ и группа зарубежных инвесторов и операторов связи соответственно. Общий объем инвестиций составит около 500 млн долларов в течение нескольких лет.
Проектная ёмкость новой ВОЛС составит 96 темных волокон, которые будут использованы международными операторами связи и глобальным ОТТ-компаниям в качестве транзитного ресурса для связи Азии и Европы, и российскими операторами для использования на территории России.
Заказчики получат от «Ростелекома» в долгосрочное пользование (до 20–25 лет) инфраструктуру первого уровня — темные волокна с площадками для размещения активного собственного DWDM-оборудования[2] вдоль маршрута новой ВОЛС. Таким образом компании смогут использовать тёмные волокна по своему усмотрению и со своим оборудованием в течение всего гарантийного срока службы кабеля — вплоть до 2045 г. При этом заказчики смогут свободно заменить или модернизировать активное DWDM-оборудование в течение срока использования волокон, что позволит оптимально использовать приобретенный ресурс оптических волокон.
При строительстве новой ВОЛС будут использованы новейшие оптические волокна типа ULL (Ultra Low Loss), которые обеспечивают возможность использования всех перспективных технологий магистрального оборудования DWDM. Трасса магистрали пройдет по кратчайшему маршруту с запада на восток России с привязками к основным крупным городам[3].Задержка распространения сигнала (Round Trip Delay, RTD) в новой ВОЛС по маршруту Москва — Владивосток не превысит 85 мс, Москва — Кяхта — не более 55 мс.
«Инфраструктура ВОЛС российских операторов в направлении с Запада на Восток была построена в 1990-х и 2000-х годах и в течение следующих 5–10 лет она будет нуждаться в замене или существенном обновлении. Поэтому к моменту завершения строительства TEA NEXT ресурсы оптической инфраструктуры “Ростелекома” могут быть востребованы не только самой компанией, но и большим количеством других российских операторов. Таким образом, пользователи TEA NEXT получат гораздо более технически эффективное решение с точки зрения свободы планирования и управления своим сетями связи, а с коммерческой точки зрения — в разы более эффективную модель управления затратами на долгосрочные инвестиции в сетевую магистральную инфраструктуру».
[1] Темное волокно (Dark Fiber) — волокна оптического кабеля, еще не задействованные в передаче данных.
[2] DWDM (Dense Wavelength-Division Multiplexing) — современная технология передачи большого числа оптических каналов по одному волокну, спектральное уплотнение оптических сигналов связи.
[3] Санкт-Петербург, Тверь (ЦОД «Ростелекома» в Удомле), Москва, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Хабаровск и Владивосток.
Источник: www.company.rt.ru
«Ростелеком» построит ВОЛС стоимостью $500 млн через всю территорию РФ
«Ростелеком» сообщил о начале реализации проекта по строительству новой волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) от западных до восточных границ РФ под рабочим названием ТЕА NEXT («Транзит Европа — Азия нового поколения»).
«Ростелеком» планирует в 2023-2024 годах вывести на рынок новый набор услуг, включающий аренду физической инфраструктуры для организации каналов связи между Европой и Азией на основе нового проекта TEA NEXT, говорится в сообщении оператора. Проект — логическое развитие действующей трассы ВОЛС ТЕА. В то же время трассу TEA NEXT проложат по новому оптимальному маршруту. На новой ВОЛС заказчики смогут использовать инфраструктуру темных волокон, еще не задействованных в передаче данных и размещать собственное оборудование вдоль трассы.
«Для реализации проекта «Ростелеком» создал новую компанию «Атлас», в которой примут участие финансовый и стратегический партнеры — банк РФ и группа зарубежных инвесторов и операторов связи соответственно. Общий объем инвестиций составит около $500 млн в течение нескольких лет», — сообщил оператор.
В «Ростелекоме» отмечают, что TEA NEXT предоставит возможности транзитной системы, недоступные ни в одной из существующих наземных линий, которые уже используются в бизнес-моделях морских подводных межконтинентальных линий связи. Новую магистральную ВОЛС смогут использовать основные российские операторы.
Проектная емкость ВОЛС — 96 темных волокон, предназначенных для международных операторов связи и глобальных ОТТ-компаний в качестве транзитного ресурса для связи Азии и Европы, а также для российских операторов на территории России.
«Ростелеком» предоставит заказчикам в долгосрочное пользование (до 20–25 лет) инфраструктуру первого уровня — темные волокна с площадками для размещения активного собственного DWDM-оборудования вдоль трассы. Клиенты смогут использовать темные волокна по своему усмотрению и со своим оборудованием в течение всего гарантийного срока службы кабеля до 2045 года. При этом заказчики смогут свободно заменить или модернизировать активное DWDM-оборудование (Dense Wavelength-Division Multiplexing — спектральное уплотнение оптических сигналов связи) в течение срока использования волокон.
ВОЛС будет содержать новейшие оптические волокна типа ULL (Ultra Low Loss) с возможностью использования всех перспективных технологий магистрального оборудования DWDM. Трасса будет проложена с запада на восток России с привязками к основным крупным городам — Санкт-Петербургу, Твери (ЦОД «Ростелекома» в Удомле), Москве, Нижнему Новгороду, Казани, Екатеринбургу, Тюмени, Новосибирску, Красноярску, Иркутску, Улан-Удэ, Чите, Хабаровску и Владивостоку. Задержка распространения сигнала (Round Trip Delay, RTD) на участке Москва — Владивосток не превысит 85 мс, Москва — Кяхта — не более 55 мс.
«Инфраструктура ВОЛС российских операторов в направлении с Запада на Восток была построена в 1990-х и 2000-х годах и в течение следующих 5–10 лет она будет нуждаться в замене или существенном обновлении. Поэтому к моменту завершения строительства TEA NEXT ресурсы оптической инфраструктуры “Ростелекома” могут быть востребованы не только самой компанией, но и большим количеством других российских операторов», — пояснила вице-президент по работе с операторами связи «Ростелекома» Наталия Крючкова.
Ранее сообщалось , что в конце прошлого года «МегаФон» объявил закрытый тендер на прокладку оптического подводного кабеля протяженностью примерно 11,5 тыс. км от Японии до Норвегии. В рамках проекта «МегаФон» и Межрегиональная общественная организация «Ассоциация полярников» подписали соглашение для реализации проекта Arctic Connect, который предполагает строительство ВОЛС Европа — Азия с отводами на территорию РФ. «Наш проект включает отводы в 13 точек России, где отсутствует связь.
Мы считаем, что наша ВОЛС заменит в арктической зоне РФ спутниковую связь — это оптимальная бизнес-модель. Экономическая основа построения магистрали такова: объем контента из Азии в Европу, идущего через территорию РФ, растет на 200% в год. Мы будем делать акцент на некешируемый контент. Наш кабель обеспечит самую низкую задержку при передаче данных — 138 мс. Это на 25-30 мс меньше, чем в магистральных линиях Европа — Азия у «Ростелекома» и «Транстелекома»», — говорила руководитель проекта Arctic Connect Елена Кирюшина.
Источник: telesputnik.ru