Проект строительства угольного терминала

Генеральный директор ООО «Сахатранс» Юрий Тямушкин

Строительство угольного терминала в бухте Мучке (Ванино) является одним из крупнейших и важнейших проектов, реализуемых в Хабаровском крае. Реализация проекта идет при полной поддержке правительства Хабаровского края и под личным контролем губернатора края.

Морская транспортная составляющая экспорта угля из бухты Мучке порта Ванино является основой стратегии экспорта угля. Бухта Мучке на побережье Татарского пролива обладает специфическими естественными условиями по отношению к другим замерзающим портам, что связано с наличием мощных течений и частично не замерзающей акваторией в районе строительства гидротехнических сооружений.

Проект «Сахатранс» включен в Федеральные целевые программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» и «Государственная граница Российской Федерации (2012–2020 годы)», в рамках которых предусмотрено финансирование отдельных объектов федеральной составляющей проекта. Также данный проект включен в Перечень приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 484-р от 23 марта 2015 года. Финансирование объектов инфраструктуры терминала (железнодорожной и энергетической) будет предусмотрено в рамках Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года».

Не допустим строительства угольного терминала

Ход строительства

Осознавая всю значимость социально-экономического эффекта, который дает строительство и эксплуатация терминала, в 2013 году было подписано Соглашение о сотрудничестве между правительством Хабаровского края, которое оказывает всестороннюю поддержку в реализации проекта и ООО «Сахатранс».

В настоящее время ООО «Сахатранс», входящее в структуру «Волга Групп», продолжает успешную реализацию инвестиционного проекта строительства специализированного угольного терминала, ориентированного на перевалку экспортного угля с месторождений Якутии, добываемого УК «Колмар», которая также входит в структуру «Волга Групп», в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Строительство терминала запланировано в два этапа. Первый этап мощностью 12 млн тонн в год будет завершен в середине 2018 года. Завершение второго этапа (полное развитие) мощностью 24 млн тонн в год предполагается в 2020 году.

Проектная глубина у причалов и в акватории терминала – до 22 м, что позволит вести обработку судов грузовместимостью до 168 тысяч тонн за 1,5 суток, значительно увеличит размер судовых партий и, как следствие, сократит затраты на морскую перевозку.

В 2014 году были завершены основные подготовительные мероприятия и работы. Завершено проектирование сложного терминального комплекса, включая железнодорожную станцию «Сахатранс» и железнодорожные пути общего и необщего пользования; внешние сети энергоснабжения, водоснабжения, канализации и связи, а также обустройство участка морского пункта пропуска Ванино через государственную границу Российской Федерации.

Под Находкой начинают строить еще один угольный терминал

Пройдены все этапы государственных экспертиз, и получены положительные заключения государственной экологической экспертизы и Главгосэкспертизы России: по инженерным изысканиям, по экологической безопасности, по проектной и сметной документации по всем объектам терминала.

Помимо государственных экспертиз, проектная документация успешно прошла все необходимые согласования: ОАО «РЖД», Росграницы, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, ФСБ России, Ванинской таможни и других контрольно-надзорных органов.

Сформированы и приобретены в собственность и на правах аренды все земельные участки, на которых осуществляется реализация проекта, в том числе для строительства линейных объектов: железнодорожных путей, автодорог, ЛЭП. Общая площадь земельных участков составляет 344 га.

Снижение налоговой нагрузки

Помимо вышеперечисленных мероприятий, мы также ищем пути снижения налоговой нагрузки в период начала эксплуатации терминала и выхода его на проектные мощности. Для этого нами подана заявка в правительство Хабаровского края на заключение Соглашения об осуществлении деятельности в Портовой особой экономической зоне.

Соответствующая заявка на вхождение резидентом в расширяемую ПОЭЗ «Советская Гавань» уже подавалась ООО «Сахатранс» в 2012 году. Однако соответствующее постановление Правительства Российской Федерации о расширении ПОЭЗ «Советская Гавань» (присоединение территории морского порта Ванино, в границы которого включен строящийся терминал «Сахатранс») не было принято.

Несмотря на текущую экономическую ситуацию, реализация проекта не останавливается. Все подготовительные работы завершены: выполнен большой объем буровзрывных работ; перемещено более 4 млн куб. м грунта. На текущий момент выполнено работ на сумму более 3,4 млрд рублей за счет средств инвестора. Сформирована насыпь железнодорожного полотна станции «Сахатранс».

Техническая база

Оснащение терминала современным перегрузочным оборудованием, отвечающим всем требованиям экологической и промышленной безопасности, позволит быстро и качественно вести погрузо-разгрузочные работы. Основное технологическое оборудование: вагоноопрокидыватели, конвейерные системы, пересыпные станции, стакер-реклаймеры для осуществления складских операций, судопогрузочные машины производительностью 6000 тонн в час с системами пылеподавления.

В случае подхода смерзшегося груза предусмотрено применение размораживающих и разрыхляющих устройств.

Кадровая поддержка

В рамках реализации проекта ООО «Сахатранс» приняло на себя обязательства по созданию более 500 рабочих мест и трудоустройству, прежде всего работников Хабаровского, Приморского края. Учитывая дефицит благоустроенного жилья в Ванино, вопрос формирования прочного коллектива высококвалифицированных работников решается путем строительства таунхаусов. На текущий момент завершается первая очередь жилого городка, которая состоит из 34 таунхаусов: выполняются отделочные работы внутренних помещений и благоустройство. Осуществление кадровой поддержки тем более важно в соответствии с правительственными поручениями о развитии человеческого капитала на Дальнем Востоке.

Любой кризис – это новые возможности

Нельзя не коснуться сложностей, с которыми столкнулись многие компании в 2014–2015 годах. Текущий экономический кризис и применение к нашей компании адресных санкций со стороны Европы и США пришлись на момент, когда у ООО «Сахатранс» уже были достигнуты договоренности по финансированию проекта и поставкам основного технологического оборудования.

Читайте также:  Какие профессии относятся к строительству 2 класс

Вмешавшийся кризис свел к минимуму положительные результаты переговоров с европейскими кредитными организациями и поставщиками оборудования и привел к задержке графика реализации проекта как минимум на полгода.

Однако, благодаря предпринятым активным действиям, в настоящее время мы успешно ведем переговоры с китайскими партнерами и государственными финансирующими организациями и строителями, рассматриваем возможное выполнение ЕРС-контракта в тандеме китайскими и российскими компаниями. Проведя исследование китайского рынка портового оборудования и изучив опыт его работы в нескольких крупнейших морских портах, мы ведем переговоры с китайскими производителями, с учетом максимально возможного импортозамещения.

В целях обеспечения загрузки терминала уже сейчас подписываются основные контракты перевалки, начиная с 2018 года, с крупными угольными компаниями, среди которых УК «Колмар».

Понимая важность поставленных Правительством Российской Федерации задач по развитию Дальнего Востока, мы продолжаем реализацию проекта и будем использовать все возможности для увеличения его инвестиционной привлекательности.

Источник: www.sovstrat.ru

Морские порты России развивают инфраструктуру

Для федерального проекта «Морские порты России» подготовлен план-график, позволяющий оценивать прохождение его ключевых этапов. Этот проект вошёл в состав «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (транспортировка газа) на период до 2024 года», утвержденного распоряжением правительства РФ от 30 сентября 2018 года №2101‑р.

morskie-porty-RF.jpg

К концу 2019 года стало очевидно, что не все инвестиционные проекты, связанные с модернизацией морских портов, выполняются в соответствии с планом-графиком. Тогда Минтранс России провёл работу по изменению проекта и в сентябре 2020 года представил его откорректированный вариант. Новая редакция получила название «Развитие морских портов». В ней изменились сроки реализации, перечень мероприятий.

В обновленный вариант включены 15 мероприятий по развитию портовой инфраструктуры и исключены 6 инвестиционных проектов. Основной причиной исключения стало изменение конъюнктуры рынка, которое повлияло на уровень потенциальных рисков инвесторов. По этой причине, например, приостановлен проект строительства угольного терминала в порту Зарубино на Дальнем Востоке. Из плана также предлагается убрать строительство двух терминалов СУГ по 1 млн т — НАО «Прайм» в бухте Мучке и «Восток ЛПГ» в бухте Перевозная-2 на Дальнем Востоке.

Угольный терминал в Арктическом бассейне

Согласно проекту, изменения произойдут в развитии портовой инфраструктуры в российских морских бассейнах в период до 2030 года. В целом за период с 2020 года по 2030 год включительно планируется ввести в эксплуатацию 354 млн т производственных портовых мощностей.

В Арктическом бассейне ведётся строительство угольного терминала «Лавна» мощностью 18 млн т со сроком реализации в 2022 году. Целью проекта является создание глубоководного морского порта на западном берегу Кольского залива для круглогодичной переработки нефте­наливных грузов и перевалки угля, интегрированного в международный транспортный коридор «Север — Юг».

Чтобы доставлять грузы в порт Лавна, где будут действовать угольный и нефтеналивной терминалы, а также сортировочный узел, строятся железнодорожная ветка длиной 46 км и железнодорожный мост через реку Тулому. Предполагается, что строительство железной дороги будет завершено в период 2021–2022 годов.

Морской СПГ-терминал в Мурманской области

Ещё один проект в Арктическом бассейне — это морской перегрузочный комплекс СПГ в Мурманской области, мощностью 20,87 млн тонн. Терминал рассчитан на перевалку сжиженного природного газа (СПГ) в морских портах, расположенных в акватории Северного морского пути.

Строительство намечено на 2020–2023 годы. Ответственный исполнитель — «НОВАТЭК». К терминалу в Мурманске СПГ будут доставлять танкеры-газовозы усиленного ледового класса по Севморпути. Далее газ будет перегружаться на танкеры-газовозы неледового класса.

В порту Мурманск введен в эксплуатацию временный рейдовый перегрузочный комплекс сжиженного природного газа. Комплекс предназначен для перевалки СПГ, экспортируемого с «Ямал СПГ». В конце января 2021 года на комплексе состоялась плановая перевалка СПГ, доставленного газовозом ледового класса Arc7 Nikolay Zubov из порта Сабетта, на танкер-газовоз ледового класса Arc4 Yenisei River для дальнейшей транспортировки газа в Китай.

Морской порт Мурманск расположен в Кольском заливе Баренцева моря. По грузообороту Мурманск занимает четвертое место в России. Объем перевалки грузов в порту за последние 10 лет увеличился с 25,7 млн т в 2011 году до 56,1 млн т в 2020 году. По итогам прошлого года объем перевалки угля, по данным издания «Морские вести России», составил 13,1 млн т, нефти — 32 млн т, нефтепродуктов — 340 тыс. т и СПГ — 72,5 тыс. тонн.

Реконструкция Таманской базы сжиженных углеводородных газов

В Азово-Черноморский бассейне запланирована реконструкция Таманской базы сжиженных углеводородных газов (СУГ) с увеличением мощности порта на 2,5 млн тонн.

Это является одним из этапов программы по развитию Таманского перегрузочного комплекса СУГ, нефти и нефтепродуктов. Ее реализация позволит переориентировать грузовые потоки из портов сопредельных стран на территорию России. За счет ввода в эксплуатацию нового причального комплекса и технологической эстакады грузооборот порта увеличится до 3,5 млн тонн. Ответственным исполнителем является «Таманьнефтегаз». Срок реализации проекта намечен на декабрь 2021 года.

Морской порт Тамань расположен на Таманском полуострове в районе мыса Железный Рог Темрюкского района Краснодарского края. Порт имеет действующие и строящиеся терминалы для перевалки нефти и нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов, а также других видов грузов.

Объем перевалки грузов в порту за последние 10 лет увеличился в 18 раз. По итогам 2020 года перевалка грузов, по данным издания «Морские вести России», достигла 22 млн т, в том числе угля — 9,8 млн т, нефтепродуктов — 7 млн т, СПГ — 0,3 млн тонн.

Читайте также:  Сколько времени должны сохнуть доски для строительства

Угольные проекты в морском порту Ванино

В Дальневосточном бассейне (в бухте Мучке Хабаровского края) идёт строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса проектной мощностью 24 млн тонн.

Первая очередь комплекса мощностью 12 млн т в год в морском порту Ванино на северном берегу бухты Мучке введена в эксплуатацию в сентябре 2020 года. Продолжается строительство второй очереди угольного перегрузочного комплекса мощностью 12 млн т в порту Ванино. Инвестором проекта является угольная компания «Колмар», ответственным исполнителем — «ВаниноТрансУголь». Срок реализации намечен на первый квартал 2023 года.

Ещё один проект в порту Ванино — расширение балкерного терминала «Дальтрансугля» на 12 млн т к 2024 году. Таким образом общая мощность терминала достигнет 40 млн тонн. Это один из самых современных угольных терминалов России, находится в крайней точке БАМа. Приоритетная задача проекта — устранение ограничений железнодорожной инфраструктуры на подходах к терминалу.

Морской порт Ванино является крупнейшим в Хабаровском крае. Объем загрузки порта за последние 10 лет увеличился в 1,8 раза. По итогам 2020 года перевалка, по данным издания «Морские вести России», составила 33,5 млн т, в том числе угля — 28,4 млн т, нефтепродуктов — 2 млн тонн.

Ещё одним проектом в Дальневосточном бассейне является увеличение параметров проекта «СДС-Угля» в бухте Суходол. Проект «Суходол» предполагает строи­тельство в северной части бухты в Шкотовском районе Приморского края нового угольного порта мощностью 12 млн т в год. Оператором проекта является «Морской порт «Суходол». Срок реализации намечен на 2022 год.

Федеральный проект «Развитие морских портов» находится на стадии согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами. Исходя из этого перечень мероприятий, включенных в документ, может быть скорректирован.

На восточном побережье Сахалина

Правительство утвердило соглашение о строительстве грузового комплекса на Сахалине с компанией бизнесмена Михаила Скигина, совладельца Петербургского нефтя­ного терминала. Здесь будет построен современный грузовой комплекс с угольным, нефтяным и газовым терминалами.

Объект, который сможет обслуживать суда с полной грузоподъёмностью до 80 тыс. т, разместят на границе Макаровского и Поронайского районов. Общий объём инвестиций превысит 35,9 млрд рублей. При этом из бюджета на обустройство инфраструктуры будет выделено 3,96 млрд рублей.

Мощность угольного терминала, предусмотренного проектом, составит до 5 млн т в год, нефтеналивного — до 5,5 млн т, терминала газового конденсата — до 2,8 млн тонн. Кроме того, на территории будет построена база снабжения и бункеровочный (заправочный) комплекс.

Концессия позволит инвестору пользоваться объектом в течение 49 лет. Ввод комплекса в эксплуатацию должен состояться не позднее чем через шесть с половиной лет после подписания соглашения.

Инвестором проекта станет компания «Многофункциональный грузовой район». В компании сообщили, что строительные работы планируется провести в 2023–2026 годах, а постепенный запуск в эксплуатацию терминалов — в 2025–2027 годах.

Петербургский нефтяной терминал

Это один из крупнейших российских терминалов по перевалке нефтепродуктов в Балтийском регионе. Он является основным стивидором Большого порта Санкт-Петербург. На территории Петербургского нефтяного терминала расположено 37 резервуаров для хранения нефте­продуктов. Его пропускная способность — 12,5 млн т в год. В 2020 году перевалка здесь, по данным компании «Петербургский нефтяной терминал», выросла на 16,6%, до 9,2 млн т; из них 5,6 млн т — темные нефтепродукты, 3,6 млн т — светлые нефтепродукты.

Проект реконструкции терминала стартовал в 2018 году, планируемый срок завершения — 2023 год. Объём инвестиций оценивается в 7 млрд рублей. В августе нынешнего года компания-оператор сообщила о том, что приступает к строительству перевалочного комплекса на месте устаревшей нефтебазы в Большом порту Санкт-Петербург. Общий объем инвестиций в проект модернизации составит более 5 млрд рублей.

Разрешение на строительство объекта получено. В рамках проекта на участке площадью 11 га будут демонтированы устаревшие резервуары. В конце года начнется строительство нового резервуарного парка.

Реализация проекта осуществляется в рамках соглашения о стратегических инвестиционных инициативах, которое было заключено в марте текущего года.

Кроме строительства резервуарного парка, реконструкция терминала включает в себя создание сливной железнодорожной эстакады, трех технологических насос­ных станций, двух установок рекуперации паров нефте­продуктов, а также возведение необходимой железнодорожной инфраструктуры и прокладку инженерных коммуникаций. Кроме того, в рамках этапа планируется строительство автодорог для обеспечения транспортной доступности терминала.

Строительство порта «Бухта Север»

Компания «Роснефть» начала строительство крупнейшего морского порта в Арктике. Он позволит переваливать до 100 млн т нефти к 2030 году для мегапроекта «Восток Ойл».

Для организации строительного процесса в конце мая на Таймыр прибыли специалисты подрядчика, также было доставлено около 20 тыс. т грузов, в том числе строительная техника, вахтовые жилые комплексы, оборудование связи, сообщили в госкомпании. Через порт на Карском море будет отгружаться нефть с флагманского проекта компании — «Восток Ойл».

Проектированием порта занимался «ЛенморНИИ­проект» (входит в тройку крупнейших компаний РФ по проектированию морских портов), строительством зай­мется Объединенная энергостроительная корпорация.

Первый этап строительства порта «Бухта Север» предусматривает возможность отгрузки к 2024 году до 30 млн т нефти в год. К 2030 году, после введения в строй второй и третьей очередей, объем перевалки вырастет до 100 млн тонн. Таким образом, этот объект станет крупнейшим морским портом в арктической зоне.

Строительство «Бухты Север», как отмечают эксперты, является не самым сложным и капиталоемким этапом, но в целом — ключевым для проекта. Он должен обеспечить возможность вывоза добываемой нефти. Порт также необходим для целевой загрузки Северного морского пути.

Крупнейший инфраструктурный проект последних лет

Проект «Роснефти» — «Восток Ойл» включает Лодочное, Ванкорское, Сузунское, Тагульское, Пайяхское и ряд других месторождений, расположенных на Таймырском полуострове. Ресурсный потенциал проекта — легкая малосернистая нефть, как заявляют в компании, превосходящая по своим качествам нефть эталонной марки Brent.

Читайте также:  Что такое незавершенное строительство ИЖС

«Восток Ойл» предполагает добычу нефти на Таймыре, которая будет экспортироваться танкерами по СМП. Одной из важных задач проекта является увеличение объемов перевалки грузов по Севморпути до 80 млн т к 2024 году, с нынешних 30 млн тонн.

Общие инвестиции в «Восток Ойл» ранее оценивались в 10 трлн руб. Для его реализации предстоит построить более 7 тыс. км трубопроводов, энергогенерирующие мощности на 3,6 ГВт, 3,5 тыс. км линий электропередачи, а также портовую и аэропортовую инфраструктуры. Сегодня ресурсная база здесь оценивается более чем в 6 млрд т нефти.

Более сложными этапами арктического проекта «Роснефти» с технической точки зрения, по мнению отраслевых экспертов, станут создание магистральных нефтепроводов и строительство судов ледового класса на судоверфи «Звезда» для вывоза продукции за рубеж. В настоящее время на верфи размещен заказ на 10 танкеров ледового класса Arc7, всего в рамках проекта нужно будет построить 50 судов разных классов (танкеры газовозы, суда обеспечения).

Источник: www.cdu.ru

«Лавна» в активном поиске

Как стало известно “Ъ”, стоимость строительства угольного терминала «Лавна» в Кольском заливе выросла в полтора раза, до 36 млрд руб. При этом загрузка терминала остается неочевидной: хотя власти планируют переваливать там 18 млн тонн в год с 2023 года, пока лишь два акционера проекта — «СДС-Уголь» и Центр развития портовой инфраструктуры (ЦРПИ) — готовы гарантировать грузопоток в объеме 10,5 млн тонн. ЦРПИ при этом готов дать гарантии на больший объем, если порт передадут ему в управление, а также может получить контроль в проекте через выкуп доли в размере 30% у другого акционера.

Фото: Лев Федосеев / ТАСС

Фото: Лев Федосеев / ТАСС

Стоимость строительства угольного терминала «Лавна» увеличилась в полтора раза, до 36,2 млрд руб. (ранее речь шла о 24 млрд руб.), следует из принятой правительством «дорожной карты» развития Мурманского транспортного узла (есть у “Ъ”). С 2023 года грузопоток в его адрес должен составить 18 млн тонн.

«Лавна» — ключевой объект Мурманского транспортного узла, решение о его строительстве было принято в 2012 году. Проект должен реализовываться по концессии, а его окупаемость должна быть гарантирована контрактами по схеме take-or-pay.

По схеме, принятой в 2019 году, основные доли в Морском торговом порту (МТП) «Лавна» — по 30% — получили «Бизнесглобус», действующий в интересах Андрея Бокарева, и ЦРПИ. По словам собеседников “Ъ” на рынке, он связан со структурами Бориса и Аркадия Ротенбергов, впрочем, их представитель опровергла их причастность. Еще 25% — у «СДС-Угля», 10% — у подконтрольной ОАО РЖД «РЖД — Инфраструктурные проекты», 5% — у Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). В конце 2020 года стало известно, что основные грузоотправители так и не подписали обязывающие соглашения о загрузке терминала и не все стремятся участвовать в проекте (см. “Ъ” от 21 октября 2020 года). Кроме того, возникли проблемы со строительством федеральной инфраструктуры (см. “Ъ” от 11 ноября 2020 года).

В своем письме от 9 марта в «Ространсмодернизацию» (подведомственна Минтрансу) гендиректор МТП «Лавна» Станислав Мультах пишет, что «компании-грузоотправители подтверждают обеспеченность загрузки «Лавны» углем в 18 млн тонн с 2024 года».

Однако, как следует из приложенных писем, компании гарантировали только 10,5 млн тонн, в том числе 4,5 млн тонн — «СДС-Уголь».

ЦРПИ говорил об объеме не менее 6 млн тонн при согласовании всех существенных условий между сторонами и Газпромбанком (подробнее о планах банка вложить 30 млрд руб. в проект см. “Ъ” от 7 июня 2019 года). Объемы планируется набрать за счет шахты «Заречная», разрезов «Инской» и «Белоярский», «Стройсервиса», «МелТЭКа», «Белкоммерца» и ПТК «Уголь». ЦРПИ подчеркивал, что «готов увеличить объемы переваливаемого угля» вплоть до 18 млн тонн при условии передачи порта в операционное управление и согласования договора перевалки «с учетом собственных требований». Также ЦРПИ выражал готовность увеличить долю в «Лавне», купив 30% у другого участника.

В этих условиях в начале апреля Минэнерго обратилось к угольщикам с просьбой предоставить данные о планируемых ежегодных объемах поставки угля в МТП «Лавна» с 2024 года (копия письма есть у “Ъ”).

В Минэнерго и Минтрансе тему не комментировали. В ЦРПИ на запрос “Ъ” не ответили. В ГТЛК подтвердили получение письма от МТП «Лавна». «Мы не комментируем сделки до принятия соответствующих решений всеми акционерами МТП, а также правительством РФ в лице Минтранса»,— заключили там. В угольных компаниях тему не комментировали. По данным “Ъ”, ряд компаний по-прежнему не проявляют интереса к проекту.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что привлечение малых и средних угольных компаний — перспективный вариант формирования гарантированного грузопотока.

При текущих ценах на энергетический уголь $92 за тонну в Австралии отправка угля в Азию через «Лавну» вполне экономически оправданна, говорит независимый эксперт Максим Худалов. Проблема в том, что подписать долгосрочный контракт на перевалку желающих будет немного. «Все помнят прошлый год и цену $50 за тонну, при которой даже отгрузка в восточном направлении была на грани рентабельности. Тем не менее с ростом загрузки БАМа якутскими углями все больше мелких производителей из Кемеровской области будут сталкиваться с проблемами при отправке угля на восток, так что северное направление будет вполне востребованным»,— полагает он.

Источник: www.kommersant.ru

Рейтинг
Загрузка ...