Образовательные программы начального профессионального, среднего и высшего профессионального образования предусматривают включение в процесс обучения производственной практики (п. 6.1 ст. 9 Закона РФ об образовании от 10 июля 1992 г. № 3266-1). Порядок прохождения практики регулируется:
— для учащихся ВУЗов — Положением, утвержденным приказом Минобразования России от 25 марта 2003 г. № 1154 (далее – Положение № 1154);
— для учащихся (студентов, курсантов) профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования – Положением, утвержденным приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2009 г. № 673.
К сожалению, названные нормативно-правовые акты не учитывают всех возможных особенностей производственной практики студента, а некоторые вещи и вовсе отдаются на откуп институтам и компаниям (предпринимателям), предоставляющим места для практики. Но самим фирмам (предпринимателям) в случае привлечения студентов ничего составлять не нужно. Учебные заведения самостоятельно разрабатывают требования к общей организации практики, устанавливают регламенты действий студента, отчеты, которые практикант должен составить по результатам практики.
Начало производственной практики
Договор с учебным заведением
Компании или индивидуальному предпринимателю, решившему привлечь студентов, необходимо обратиться в учебное заведение (институт, училище), соответствующее профилю деятельности, и заключить договор. При распределении к вам направят практикантов, согласно договоренности.
Студент может самостоятельно обратиться к вам с просьбой о предоставлении места для прохождения производственной практики. В этом случае необходимо обратиться в ВУЗ и заключить договор. Как правило, университет предоставляет готовый шаблон. Если такового нет, но ВУЗ со своей стороны готов подписать ваш вариант соглашения, то составьте документ самостоятельно. В нем нужно отразить следующие моменты:
— период в течение которого студент будет проходить практику;
— порядок оформления студента (например, необходимость заключать трудовой договор или прием учащегося на основе данного договора с ВУЗом и др.);
— время (режим работы, количество часов в неделю, выходные дни);
— оплата (если таковая будет предусматриваться);
— назначение куратора (руководителя) практики. Как правило, руководитель назначается со стороны института. Если понадобится куратор (руководитель) со стороны организации, это повлечет необходимость осуществлять доплату за выполнение дополнительных функций, отразить соответствующие требования в должностной инструкции, т.е. зафиксировать порядок такого кураторства со стороны компании (предпринимателя), предоставляющего место для практики.
— документы, которыми будут оформляться результаты прохождения практики, и кто их будет составлять (дневник, отчет, характеристика практиканта);
Конечно же, в договоре прописывается название компании (индивидуального предпринимателя) и ее реквизиты, Ф.И.О. студента, место его обучения (институт).
Как студенту найти практику?
Студента можно оформить и без соглашения с учебным заведением, заключив договор с самим практикантом. Но в этом случае как минимум необходимо запросить из ВУЗа справку о том, что студент проходит обучение и в определенный период должен пройти производственную практику. То есть у вас должен быть документ, подтверждающий тот факт, что студент является учащимся и проходит практику. Однако в такой ситуации следует заключить договор с самим студентом, чтобы существовал документ, регулирующий взаимоотношения организации (предпринимателя) и практиканта.
Типы производственной практики
Студенческая практика бывает двух видов: учебная и производственная. Этот момент важен для оформления студента. Сразу отметим, что производственная практика потребует составления трудового договора со студентом.
Учебная (или ознакомительная) практика не предполагает выполнение каких-либо функций. Она подразумевает лишь ознакомление студента с производственным процессом, получение каких-либо общих профессиональных умений, выполнение несложных действий.
Производственная (или трудовая) практика, как правило, подразумевает участие студента в производственном процессе, то есть фактически выполнение определенных функций в качестве сотрудника.
Учебные заведения самостоятельно разрабатывают и утверждают программы практики для своих студентов. Перечень этапов, включаемых в каждую из практик, в том числе в зависимости от профиля подготовки, разрабатывает ВУЗ. Таким образом, если Вы принимаете студента, никаких положений об особенностях работы, о том чему и как Вы будете учить студента, ничего подобного составлять не нужно. Соответствующую информацию следует запросить у ВУЗа и если она будет предоставлена, ей нужно следовать.
Соглашение с практикантом
Нужно ли заключать со студентом какой-либо самостоятельный договор? Ответ зависит от условий договора с институтом и характера практики.
В большинстве случаев для приема учащегося достаточно контракта с учебным учреждением. Там указывается, что студент направляется на практику, прописываются основные права и обязанности. Кстати договор может быть трехсторонним, т.е. заключаться между институтом, организацией (предпринимателем) и студентом.
Отдельный договор со студентом понадобится в случаях, перечисленных в таблице 1. Из перечня следует обратить внимание на случай, когда студент проходит не ученическую, а производственную практику, либо когда практикант фактически выполняет обязанности сотрудника. В этих случаях обязательно нужно заключить со студентом трудовой договор.
Кроме того, если договор с ВУЗом отсутствует или там оговаривается необходимость отдельного соглашения с учащимся или студент выполняет работу, для которой предусмотрена вакантная должность (то есть фактически осуществляет функции полноценного сотрудника), тогда с ним нужно заключить договор. Далее решим вопрос о том, какой договор заключать со студентом.
Таблица 1.
Случаи, когда со студентом, проходящим практику необходимо заключить отдельный договор
Это прямо указано в договоре с ВУЗом
Типовой бланк института может содержать отсылку на то, что взаимоотношения практиканта и организации (предпринимателя), предоставляющей место для прохождения практики регулируются отдельным договором, который составляется стороной, предоставляющей место для прохождения практики
Какие-либо условия, связанные с практикой не оговариваются в договоре с учебным заведением.
Например, отсутствует указание на необходимость соблюдения студентом внутренних правил организации, время и режим работы студента, другие условия, необходимые компании (предпринимателю), предоставляющей место для прохождения практики
Вполне возможно, что учебное заведение не предоставит какого-либо договора и откажется подписывать ваш вариант соглашения. Преподавателям будет достаточно отчета студента, составленного по результатам практики. В такой ситуации необходимо со студентом подписать договор, который будет регламентировать действия практиканта, устанавливать его права и обязанности
Студент выполняет работу, для которой предусмотрена вакантная должность
Этот случай прописан в Положении № 1154. Когда студент не просто изучает деятельность организации (предпринимателя), но выполняет определенные функции, предусмотренные вакантной должностью, то нужно заключить трудовой договор. То есть если должность предусмотрена штатным расписанием, но сотрудника пока нет, в том числе, когда практикант заменяет временно отсутствующего работника и полноценно выполняет обязанности сотрудника, с ним должен быть заключен трудовой договор. Причем, если вы по каким-либо причинам не станете подписывать договор, это будет нарушением Трудового кодекса.
Дело в том, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают не только после подписания трудового договора, но и в случае, когда работник с ведома или по поручению работодателя (его представителя), фактически допущен к работе (ст. 16 ТК РФ). Если студент допущен к работе, значит он с ведома организации, зачислен в штат, а, следовательно, необходимо подписать трудовой договор
Студент проходит не ученическую, а производственную практику
Ее иногда называют трудовой. Фактически эта ситуация повторяет названную выше. А именно: практикант допущен к участию в производственном процессе, выполняет определенные функции в качестве работника, то есть, допущен с ведома работодателя к работе. Кстати, в этой ситуации не обязательно наличие вакантной должности в штатном расписании.
Следует уточнить, что практика вне стен института или его структурных подразделение, то есть изучение работы на предприятии, в организациях, как правило, считается производственной (п. 7 Положения № 1154). Получается, что сам факт прихода студента, означает, что с ним нужно заключить договор. Это не так.
Если производственная практика фактически означает лишь, что студент изучает производственные процессы и не принимает в них непосредственное участие, такое привлечение студента оформления с ним договора не потребует, так как не выходит за рамки учебной практики. Поэтому целесообразно запросить в институте программу, где описываются действия студента в ходе практики. Либо, если таковую получить не удастся, составить внутренний документ, где будет оговариваться, что студент привлекается только для изучения производственных процессов (договор со студентом не потребуется) или для участия в работе (тогда нужно подписать отдельный договор)
Организация (предприниматель) самостоятельно решает заключить договор с практикантом
Если компании (предпринимателю), удобнее оформить взаимоотношения с практикантом отдельным соглашением – это всегда можно сделать, даже если договор с ВУЗом не оговаривает необходимость отдельного договора и предусматривает все необходимые условия
Выше мы обозначили случаи, когда составляется только трудовой договор, а именно: условие договора с ВУЗом, выполнение практикантом функций обычного сотрудника или иное непосредственное участие в производственном процессе.
Как правило, если студент принимается по трудовому договору, оформляется срочный трудовой договор. Так будет проще расстаться по окончании практики. Если же вы решите оставить практиканта, тогда сотрудник просто продолжит работу.
Условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу, если ни одна из сторон не потребовала расторжения договора и сотрудник продолжает работу (ст. 58 ТК РФ). Либо можно оформить новый бессрочный трудовой договор.
В трудовом договоре целесообразно указать на то, что сотрудник принимается для прохождения практики, зафиксировать количество месяцев, на которое принимается студент.
Оформление практиканта по трудовому договору ничем не отличается от приема обычного сотрудника и подразумевает составление всех тех документов, которые составляются при оформлении и увольнении работников.
После подписания договора нужно оформить приказ о приеме на работу (формы № Т-1 или № Т-1а, утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1). Можно воспользоваться унифицированным бланком, можно в нем дополнительно указать о том, что на работу оформляется практикант.
Внесение дополнительных сведений в приказ не запрещается, главное не удалять из типового бланка предусмотренных там строк. Далее следует внести запись в трудовую книжку. Если у студента ее нет, тогда ее нужно оформить. Не забудьте о свидетельстве обязательного пенсионного страхования. Когда у сотрудника его нет, получение свидетельства – обязанность работодателя.
При окончании срока трудового договора, если вы не будете продолжать трудовые отношения, то расставание с работником оформляется по обычным правилам, то есть составляется приказ об увольнении, делается запись в трудовую книжку. Конечно же за работу по договору начисляется зарплата, а при увольнении необходимо выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск.
Если с учащимся заключается трудовой договор, это означает, что все правила, действующие в организации (у предпринимателя), в частности, нормы о премировании, доплате и надбавках, материальном поощрении, отпусках, распространяются на сотрудника-практиканта.
Договор подряда
С практикантом можно заключить гражданско-правовой договор (договор подряда, оказания услуг, выполнения работ). Преимущества этого варианта, в сравнении с трудовым договором – студент не будет считаться штатным сотрудником, а значит компании (предпринимателю) не придется выплачивать ему в случае болезни пособие, по окончании договора не нужно рассчитывать компенсацию за неиспользованный отпуск, не потребуется оформлять трудовую книжку, пенсионное свидетельство, а также все кадровые документы, сопровождающие прием и увольнение работника.
Определенное вознаграждение, конечно, нужно будет предусмотреть. Но, возникают определенные сложности при составлении договора
Во-первых, предмет договора. Необходимо оговорить какие именно работы должен выполнить сотрудник. Ведь договор подряда предполагает выполнение определенного задания, а практику к таковой отнести сложно. В соглашении можно прописать виды работ, входящие в программу практики, указав, что в течение определенного периода, исполнитель (студент) будет выполнять определенные функции в течение определенного периода.
Во-вторых, приемка результата работ, установленных договором. По договору подряда заказчик обязуется принять и оплатить результат работ, который оформляется актом. В данном случае результат деятельности студента может быть зафиксирован в отчете о результатах практики. Официальное подписание этого документа может означать, выполнение работ по договору подряда. Экземпляр этого отчета компания (предприниматель) может оставить себе, в качестве подтверждения выполнения студентом работ по договору
Оплата студенческой практики
В период практики за студентом сохраняется право на получение стипендии. При этом не играет роли, выплачивается ли учащемуся зарплата или иное вознаграждение по месту прохождения практики (п. 19 Положения № 1154).
Таким образом, если трудового или иного договора со студентом вы не заключали, в договоре с ВУЗом данного условия нет, то вознаграждение (зарплату) выплачивать практиканту не нужно.
Оформление трудового договора даёт студенту, как любому сотруднику право на получение зарплаты, премий, других вознаграждений, предусмотренных в организации (у предпринимателя). По договору подряда также необходимо выплачивать вознаграждение.Конечно же, вознаграждение полагается и за выполнение работ по гражданско-правовому договору (договору подряда).
Конечно же При заключении с практикантом трудового договора, на него по умолчанию распространяются все правила внутреннего трудового распорядка. Он должен соблюдать технику безопасности, выполнять нормы всех локальных нормативных актов.
Но даже при отсутствии трудового или иного договора, студент должен соблюдать внутренние правила. Об этом говорится в пункте 14 Положения № 1154. Так с момента зачисления студентов в качестве практикантов на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации.
Еще один момент касается несчастных случаев, которые могут случиться на производстве. Независимо от наличия договора со студентом (трудового или иного), прохождение практики, изучение деятельности организации, выполнение определенных заданий для получения опыта, делает студента «участником производственной деятельности работодателя» (ст. 227 ТК РФ).
Это означает, что практикант в любом случае должен соблюдать все правила внутреннего трудового распорядка, правил охраны труда. В случае происшествия, несчастный случай, произошедший на предприятии не только с работниками, но и другими лицами, в том числе практикантами, подлежит расследованию.
Причем в случае заболевания (травмы, отравления) учащихся в период практики ему выдается на общих основаниях листок нетрудоспособности, а компании придется выплатить пособие. Не играет роли наличие или отсутствие договора со студентом. Но это касается только несчастных случаев на производстве. Пособие по временной нетрудоспособности (обычной болезни) студенту полагается только если с ним заключен трудовой договор, то есть как обычному сотруднику.
Условия практики
Единственное, что прописано в Положении № 1154 относительно условий практики — это продолжительность рабочего времени. Точнее в документе даны отсылки к нормам Трудового кодекса (таблица 2).
Продолжительность рабочего времени студента.
Возраст (лет)
Продолжительность рабочего времени
не более 24 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ)
не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ)
не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ)
В тоже время, существуют иные требования в отношении деятельности несовершеннолетних, о которых следует помнить, особенно когда с практикантом заключается трудовой договор. Так, если студенту меньше 18 лет, помимо норм о сокращенном рабочем дне, следует помнить, что работника нельзя привлекать к работе в ночное время (ст. 96 ТК РФ), привлекать в выходные и праздничные дни (ст.
268 ТК РФ), сверхурочной работе (ст. 99 ТК РФ), работе с вредными работе с вредными или опасными условиями труда (ст. 265 ТК РФ), иной работе, которая может принести вред здоровью и развитию студента (например, работа в ночных клубах, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями и пр.).
Кроме того, при заключении трудового договора с лицом моложе 18 лет, сотрудник должен пройти обязательный медицинский осмотр за счет работодателя (ст. 69 ТК РФ).
Еще один возможный вариант оформления студента – договор оказания услуг, заключенный с ВУЗом. Образовательное учреждение заключают с организацией (предпринимателем) договор, согласно которому обязуется выполнить определенные работы силами своих учащихся.
Перечень таких работ (услуг) совпадает со списком функций, которыми должен овладеть студент за время прохождения практики. В свою очередь компания (предприниматель) перечисляет ВУЗу определенное вознаграждение за предоставленную услугу (т.е. предоставление услуг студентов).
Подобные договоры могут быть долгосрочными и студенты, которым ВУЗ предлагает заработать, могут направляться не только в период практики, но и в течение года, например, во время каникул. Оплата за выполняемые услуги перечисляется непосредственно институту. А оформление договорных отношений со студентами ложится на плечи учебного заведения. Это могут быть как трудовые договоры, так и договоры подряда.
С точки зрения закона данный вариант вызывает сомнения, но на практике он встречается, а каких-либо споров относительно таких соглашений найти не удалось. Тем не менее, если учебное заведение предложит вам такой вариант, от него стоит отказаться.
Иной вариант – оформление договора не с университетом, а со студентом. По договору не практикант выполняет для организации (предпринимателя) определенные работы (услуги), а, наоборот, компания оказывает практиканту услугу, предоставляя ему место для прохождения практики. В этом случае предмет договора — «организация производственной практики».
Конечно же никаких выплат студенту по такому соглашению быть не может. Фактически это договор возмездного оказания услуг – студент выполняет определенные функции, компания – предоставляет место для практики. Этот вариант более приемлем, чем договор с ВУЗом, причем не потребует выплачивать вознаграждение практиканту. Но такие сделки на практике не распространены и как на них посмотрят проверяющие, заранее сказать сложно. Не исключено, что проверяющие, в таком договоре увидят скрытый договор подряда или трудовой договор и потребуют выплатить студенту за выполняемые им действия определенное вознаграждение.
Источник: www.klerk.ru
Примеры выводов по производственной практике
По результатам производственной практики в СПК «Грузия» Первомайского района, можно сделать следующие выводы о предприятии.
СПК «Грузия» — молодое предприятие, которое существует приблизительно 6 лет. У предприятия хорошая основа, с которой можно было начать производство – ведь колхоз «Знамя коммунизма», на базе которого действует хозяйство, был одним из лучших в районе.
В целом СПК «Грузия» находится в благоприятных природно-климатических и экономических условиях. Предприятие располагает равнинным рельефом местности, мягким климатом, хорошими почвенными условиями, обладает выгодным месторасположением – оно находится невдалеке от автотрассы и железнодорожной станции, что чрезвычайно важно для транспортировки производимой хозяйством продукции.
Специализация хозяйства – производство продукции растениеводства – зерновых культур. Размер товарной продукции в хозяйстве возрастает с каждым годом. СПК «Грузия» делает шаги к интенсификации с.-х. производства. По сравнению с предыдущими годами хозяйство увеличило объем внесения минеральных удобрений на 1 га пашни, уменьшило уровень затрат живого труда.
Экономическая эффективность с.-х. производства в СПК «Грузия» довольно высока. В отличие от многих предприятий, СПК «Грузия» — рентабельно. Анализ финансового состояния показал, что баланс предприятия не является абсолютно ликвидным, платежеспособность средняя, но хозяйство обладает реальными возможностями ее восстановления. Финансовое состояние предприятия устойчивое, но требуются дополнительные вложения и финансовая помощь со стороны государства.
Краткосрочные планы хозяйства составляются на основе среднесрочных и долгосрочного планов, при этом ориентиром является планируемый спрос на производимую продукцию в будущем году.
Оплата труда работников производится в соответствии с Коллективным договором. Существует система премирования и награждения.
Таким образом, в течение производственной практики в СПК «Грузия» были изучены организационная и производственная структура предприятия, его размеры, специализация, организация труда, маркетинговая стратегия предприятия, организация планово-экономической работы; был осуществлен сбор материалов по теме дипломной работы.
Студентка 5 курса факультета экономики и менеджмента.
Выводы и предложения отчет по производственной практике по бухгалтерскому учету, аудиту, финансам
Крестьянское (фермерское) хозяйство «Хлебороб» создано единственным учредителем и функционирует с апреля 2000 года.
Местонахождение хозяйства: Республика Крым, Раздольненский район, с. Чернышево, по ул. Кирова № 2.
Целью деятельности хозяйства является удовлетворение потребностей общества в сельскохозяйственной продукции и продуктов переработки, товаров народного потребления, в социально-бытовых и других услугах, а так же реализация социальных и экономических интересов учредителя и членов трудового коллектива хозяйства на основе полученной прибыли.
Предприятие пока еще является развивающимся и аренда земли для него рассматривается как наиболее выгодное привлечение ресурсов. Эффективность использования земли растет за счет задействования большей доли пашни и активного использования орошения. В анализируемом периоде за счет привлечения дополнительных земельных наделов предприятие произвело более чем втрое больше валовой продукции по сравнению с предыдущим показателями. Интенсификация использования трудовых и материальных ресурсов в анализируемом периоде позволила достичь максимальных приростов валовой и чистой прибыли предприятия.
На данный момент КФХ «хлебороб» имеет значительно углубленную специализацию относительно растениеводческого производства. Основной отраслью является зерноводство. Предприятие на данный момент успешно освоило западную технологию возделывания зерновых и сформировало эффективную базу наличной сельскохозяйственной техники.
Достигнутый эффект экономии позволил внереализационным доходам предприятия более чем в четверо опережать внереализационные расходы и обеспечил рост уровня общей рентабельности предприятии на 10,5% в 2016 году относительно 2015.
Что предприятие достаточно обеспечено производственными фондами и его обеспеченность оптимизируется. Новые необоротные активы формируют материальную базу перерабатывающего производства – мукомольного и крупяного.
Рост суммы оборотных средств предприятия почти впятеро объяснялся преобладающими вложениями средств, привлеченных в виде краткосрочных кредитов, в дебиторскую задолженность. Данная мера предпринята предприятием для налаживания постоянных связей со своими покупателями и обменом продукцией с другими поставщиками.
Политика формирования оборотных активов предприятии может быть охарактеризована как умеренная, склонная к консервативной.
Продолжительность финансового цикла на протяжении анализируемого периода превышала продолжительность операционного за счет не сбалансированности коммерческого кредита, создаваемого предприятием и значительного превышения дебиторской задолженности над кредиторской.
Наблюдался рост абсолютной величины собственного капитала более чем в пятеро, что обеспечивалось ростом нераспределенной прибыли предприятия. Доля самой нераспределенной прибыли возросла с 40,8 до 88,9% в течение анализируемых трех лет. В совокупности это привело к росту общей доли собственного капитала в структуре источников формирования активов.
Основная масса заемного капитала предприятия сформирована за счет краткосрочного кредитования.
Основу положительного денежного потока КФХ «Хлебороб» составляет валовая прибыль от реализации продукции, а также амортизационные отчисления.
Поскольку на данном предприятии в силу определенных обстоятельств не создается дополнительного резерва ликвидных средств, которые могут передавать им в качестве уплаты налогов и сборов, данный фактор является существенным для стабильности деятельности данного КФХ «Хлебороб» Раздольненского района.
Немаловажен также фактор наличия личного контроля главного бухгалтера и руководителя предприятием за взаимодействиями его с государственными контролирующими органами и применение штрафов к сотрудникам предприятия при обнаружении ошибок в налоговом учете.
Среди совокупности выбранных нами для анализа факторов внешней среды наибольший удельный вес занимал фактор давления и вымогательства со стороны государственных должностных лиц, а также фактор нестабильности налогового и хозяйственного законодательства.
Конечно, в условия предприятия наибольшее внимание следует уделить внутренним факторам, влияющим на эффективность налогообложения предприятия.
Анализируемое нами КФХ «Хлебороб» является плательщиком фиксированного сельскохозяйственного налога, что значительно упрощает его систему налогового менеджмента и взаимоотношений с контролирующими органами. В том числе и с налоговой государственной службой.
Основные ошибки в ведении бухгалтерского учета и отчетности были обнаружены относительно начисленного и уплаченного налога на добавленную стоимость. Кроме того было выявлено нецелевое использование средств налога на добавленную стоимость для сельскохозяйственных предприятий. Проведены административное расследование и возбуждено дело о халатности сотрудников.
Выводы и предложения производственной практике по технологической теме
В ходе прохождения практики на предприятии ЗАО ЗМВК «Коктебель» было выяснено, что предприятие имеет достаточно выгодное географическое месторасположение с благоприятными для хозяйственной деятельности природными и экономическими ресурсами. Предприятие имеет большие размеры – на 2016 год общая площадь около 2,2 тыс. гектарами, а посажено на 1810 г.а Основными направлениями деятельности хозяйства являются растениеводство. Продукты растениеводства – это виноградарство. С каждым годом хозяйство увеличивает свои площади.
Предприятие обладает достаточным ресурсным потенциалом, единственный минус – нехватка рабочей силы. Также внедряются новые прогрессивные технологии. Например применяют капельное орошение.
Вид производственной структуры в ЗАО ЗМВК «Коктебель» можно сказать цеховой. На предприятии насчитывается 7 цехов перечень которых указывается в приложении №3
Предприятие реализует свою продукцию по всему Миру. Необходимые средства и материалы предприятие закупает у зарубежных и отечественных поставщиков. Для успешного развития ЗАО ЗМВК «Коктебель» большое значение имеет использование следующих направлений: комплексная механизация, автоматизация и электрификация во всех отраслях растениеводства; всесторонняя химизация; мелиорация земель; применение интенсивных, ресурсосберегающих технологий; использование высокоурожайных и высокоэффективных сортов винограда; углубление специализации и усиление концентрации производства.
Выводы и предложения производственной практики на предприятии
ГП «Судак» находится в стадии процветания, на данный момент имеет хорошую материальную базу.
Большая часть сельскохозяйственной техники – зарубежного производства. Технологии выращивания винограда интенсивные, на европейском уровне. Все молодые насаждения заложены саженцами селекции зарубежного производства. Почти все виноградники на капельном орошении.
Большое внимание уделяется защите растений. Предприятие сотрудничает с мощнейшим производителем пестицидов и удобрений фирмой «Сингента».
Выводы и предложения.
Предприятие перспективное, и при дальнейшем улучшении своих показателей войдет в число передовиков производства винограда.
Как будущий специалист, я предлагаю:
· перевести все площади под виноградом на капельное орошение
· заложить большее количество молодых виноградников с использованием новых, перспективных для этого района сортов
· улучшить материальную и техническую базу перерабатывающих предприятий
· обеспечить предприятие транспортом для перемещения по посадкам
· Улучшить мотивацию работников (премии, повышение зарплат и др.)
Выводы по практике студента примеры
Краткий вывод по практике
Руководитель практики от университета активно принимал участие во всех организационных мероприятиях, а именно: провел инструктаж о порядке прохождения практики, разработал индивидуальный план-график работы и проконсультировал по вопросам правильного ведения дневника, составления отчета о прохождении практики. Со стороны руководителя практики от ФХ «ЮГ» также было проявлено сотрудничество.
Она ознакомила меня с организационной структурой, размерами и местом нахождения предприятия. Оказала помощь в соответствии к календарный – тематического плана прохождения практики. Провела инструктаж по технике безопасности. Обеспечила рабочим местом, необходимыми документами для выполнения программы производственной практики. Ежедневно проверяла записи в дневнике.
Давала необходимые задания по программе и объяснения к их выполнению.
Вывод по агрономической практике практике
Вывод: В ходе написания дневника по производственной практике я ознакомилась и научилась с правилами порядка выполнения различных агротехнологических операций.
- Составлять севообороты, ознакомилась с видами удобрений.
Комплектованием настоек работ предпосевной обработки почвы. - Комплектование агрегатов для посева зерновых культур.
- Агробракераж посева.
- Расчётом норм высева сплошных пропашных культур.
- Определение биологического урожая.
- Наладка агрегата на защиту растений.
- Работа на машинах для послеуборочной очистки зерна.
- Химическая обработка посева против колорадского жука.
Выводы и предложения по практике по анализу деятельности и аудиту.
Производственная практика проходилась в ОАО «Новатор» г. Джанкой Джанкойского района Республики Крым.
Основной целью является получить практические навыки при проведении анализа хозяйственной деятельности предприятия, аудиторской проверки бухгалтерского учета и показателей финансовой отчетности, оценить состояние предпринимательской деятельности предприятия ОАО «Новатор».
На практике на ряду с изучением применяемых регистров были тщательно изучены нормативные документы, законы, положения и инструктивные материалы по ведению бухгалтерского учета и контроля, калькулированию себестоимости продукции, проведению инвентаризации, ревизии, составлению отчетности и проведения аудиторских проверок.
ОАО «Новатор» является одним из основных производителей молочной продукции в Республике Крым. Предприятие ОАО «Новатор» специализируется по переработке молока, полученного от населения Джанкойского района и других ближайших пунктов населения, по изготовлению молочных и кисломолочных продуктов питания. ОАО «Новатор» выпускается в реализацию молоко, молочные и кисломолочные продукты, сливочное масло, сливки, сметана, молоко пастеризованное, молоко стерилизованное, сливки свежие, масло сливочное свежее, масло сливочное пикантное (с вкусовыми добавками и ароматизированное),кефир, ряженка, молоко и сливки сгущенные и сухие, молоко сухое цельное, молоко сухое снятое, сливки сухие, сыр, творог, творожные изделия (сырки глазированные, массы сырковые), кисломолочный сыр.
На предприятии ОАО «Новатор» аудит не проводился, поэтому проводила проверку соответствия каждого показателя финансовой отчетности данным учетных регистров.
Также было установлено соблюдение порядка составление годовой финансовой отчетности нарастающим итогом и своевременна сдача отчетности ОАО «Новатор» в соответственные органы.
На ОАО «Новатор» в ходе проверки не выявлено исправление ошибок в отчетности. Детальный анализ не проводился потому, что все сопоставимые показатели соответствуют между собой.
Отчетность ОАО «Новатор» составлена в правильных единицах – тыс. руб., проставлены прочерки в строках, которые не содержат никаких показателей, правильно разнесены подписи ответственных лиц, печати предприятия. Бухгалтерская (финансовая) отчетность не содержит исправлений и изменений показателей.
При обстоятельной проверке было выявлено, что данные заключительного баланса соответствуют остаткам по счетам синтетического и аналитического учета, записям в Главной книге.
Пример вывода по педагогической практике в высшей школе, институте, университете
За время прохождения практики я выполнила все поставленные передо мной задачи. Я ознакомится с научно-педагогической деятельностью в высшей школе, провела лекционные, практическое и семинарское занятие, разработала учебную рабочую программу по дисциплине «психология семьи», провела внеучебное мероприятие и помогла студентке 4 курса в написании курсовой работы.
Во время прохождения практики применяла практические знания, полученные во время учебы в университете. Больших трудностей во время прохождения практики не было, однако возникали проблемы во время составления учебной рабочей программы по дисциплине «психология семьи».
Прохождение практики считаю полезным и эффективным методом изучения работы преподавателя в высшей школе.
Хочу так же отметить доброжелательную атмосферу в коллективе, каждый преподаватель стремился помочь мне, никто не отказывался предоставить свою пару для того, чтобы я смогла ее провести. Студенты так же серьезно, относились к занятиям и с радостью реагировали на то, что студенты старшего курса помогут им в написании курсовых работ.
В целом, хочу отметит, что прохождение практики в высшей школе являлось полезным и важным для меня. Я получила много необходимой информации связанной с работой педагога в высшей школе.
Выводы студента по агрономической практике с фотографиями
Анализируя пройденную производственную практику, мне как студенту Агрономического факультета, выпала уникальная возможность, наблюдать в живую за всеми производственными процессами в хозяйстве и непосредственно самому принимать в них участие.
А благодаря грамотной организации работы, со стороны администрации, мне удалось полностью выполнить, поставленную программу практики.
За время практики я поучаствовал во многих производственных процессах, таких как : Анализ почвенных образцов для оценки потенциальной засоренности почвы, отбор почвенных образцов для определения объемной массы, Агробиологический контроль за состоянием посевов перед уборкой.
*Уборка оз. пшеницы на опытном поле кафедры Земледелия
Поучаствовать в уборке зерновых, Закрепить полученные знания о устройстве зерно тока и процессах доведения влажности зерна до определенных показателей, наблюдать за заготовкой кормов на ферме хозяйства.
*оценить влияние сроков сева для оз. пшеницы на опытном поле кафедры Растениеводства, путем подщета количества колосьев
Ознакомиться с основными принципами подготовки оборудования к изоляции селекционных посевов сорго, получить исключительно важные знания об устройстве работы селекционного участка сорго, наблюдать за различными процессами обработки почвы, и внесения удобрений, ознакомиться с принципами изоляции сорго и кукурузы.
В целом программа практики, а также ее основные задачи были выполнены. Основное замечание, это не высокая обеспеченность хозяйства механизаторами и ограниченность хозяйства современными механизмами, комбайнами и тракторами.
Источник: po-praktike.ru
Как написать отчёт по практике: примеры и образец
Практическое задание – это важный этап учебного процесса, подразумевающий усвоение теории на деле. Большинство студентов после нескольких курсов обучения проходят практику на производстве или при своем учебном заведении. В конце этого периода обязательно оформляется и сдается преподавателю отчёт по практике. Как писать отчет, каким образом оформлять и какие документы включать в структуру, об этом будет сказано дальше, а бонусом к каждому подразделу будет приложен шаблон образец.
Типовая структура отчета по видам практики
В большинстве ВУЗов студенты по ходу обучения проходят 3 вида практики – учебная в рамках учебного заведения, далее производственная (технологическая) на выбранном предприятии, а окончание ВУЗа не обходится без преддипломной практики. Разбираться, что писать в отчете по практике нужно, исходя из ее разновидности.
Учебная практика (ознакомительная). Пример
Учебная практика еще называется ознакомительной, так как предполагает поверхностное ознакомление с предприятием и производственным процессом без практической составляющей. Структура и план отчета по учебной практике являются самым простым вариантов отчета по практике. Если сравнить его с архивной версией, которая является стандартным образцом, единственным отличием является отсутствие практической части.
Практика проходит в самом учебном заведении группами студентов для получения максимальной информации об организационной структуре предприятия. Отчет по учебной практике включает в себя несколько структурных элементов:
Просмотреть оформление отчета учебной практики можно на примере:
Производственная практика. Пример
Составление отчета по производственной практике – это более ответственная и сложная работа, так как учащийся действительно находится на производстве, а значит, в структуре будет и теоретическая, и практическая часть. Помимо всех структурных элементов, указанных в предыдущем варианте практики, к производственной практике в отчете могут прилагаться собственные требования оформления ВУЗа.
Структура также содержит:
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- приложения;
- список литературы.
Посмотреть, как писать отчет по производственной практике можно наглядно на примере:
Преддипломная практика. Пример
Самый ответственный момент в обучении студентом – это прохождение преддипломной практики. Заполненный отчет сдается перед самой защитой диплома, после чего студенту выдаются документы о получении образования. Структура отчета по прохождению преддипломной практики содержит все вышеуказанные подразделы, но в основной части текста и в заключительном подразделе упоминается информация касательно дипломной работы.
Структурные элементы те же – титульник, план, введение, основная часть, вывод и литература. Перед тем, как студент будет проходить практику, ему нужно подобрать на будущее тему для написания диплома, так как тема диплома и преддипломной практики обязательно должны перекликаться. Написание диплома и его защита – это своего рода заключение студента преддипломной практики и учебы в целом.
Как должен выглядеть отчет по преддипломной практике можно просмотреть на примере ниже:
Универсальные образцы
Отчет по практике о стажировке студента должен полностью соответствовать требованиям касательно оформления и составления текстовой части. Существуют общепринятые нормы, как должны выглядеть титульный лист, введение и заключения в отчете по практике, независимо от разновидности практической работы и ВУЗа.
Правила оформления титульного листа не зависят от вида практики и других факторов, образец можно увидеть на примере ниже:
Пример, как должно выглядеть введение:
Пример того, как должно выглядеть заключение в отчете по практике студента можно увидеть на картинке ниже:
Прежде чем приступать к написанию отчета по практике и оформлению титульника, введения, основной части, заключения и прочих вложений, студенту нужно проконсультироваться с преподавателем, образцы какого года нужно использовать, а также где их брать – в методичке от учебного заведения или универсальные шаблоны согласно ГОСТу.
Готовые отчеты по практике в интернете. Как их можно использовать?
Практика – это неотъемлемый элемент образовательного процесса юриста, экономиста, педагога и других будущих специалистов. Соответственно, каждый столкнется с вопросом, что такое отчет по практике и как его нужно оформлять. Большинство преподавателей дают наставления и резюме на прохождение практики, но основной источник – это интернет.
Самый простой способ, правильно оформить и написать отчет – скачать в интернете готовый вариант отчета, который соответствует всем требованиям и ГОСТу. Если в интернете есть отчет, который соответствует тематике практики студента, это не значит, что документ нужно скопировать и выдать за свой труд. Можно воспользоваться им, как шаблоном, но внести свои поправки, взгляды и методики, сделав работу абсолютно уникальной.
Как работать над отчетом по практике самостоятельно, какие материалы помогут?
Имея направление на практику от руководителя, студенту важно сразу же взяться за работу по написанию отчета по практике, чтобы по мере посещения производства своевременно вести рабочие записи. Для этого необходимо взять методичку на кафедре, где будут описаны все требования к структуре и оформлению отчета. После этого предполагается выполнение нескольких шагов:
Дополнительными материалами, которые необходимы студенту для написания и сдачи отчета по практике являются готовый дневник (образец заполнения дневника дают на кафедре), характеристика студента магистранта, рецензия, презентация для дальнейшей защиты отчета. В ходе составления отчета автору могут понадобиться материалы с места практики – финансовая отчетность, устав, должностные инструкции, табели, договора и др.
Какие документы, кроме отчета, необходимо предоставить в учебное заведение о прохождении практики?
При составлении отчета по практике студенту нужно помнить, что на момент сдачи работы у него на руках должна быть не только сама работа, но и дополнительные материалы:
1. Характеристика — формы характеристики также выдаются на кафедре только для производственной и преддипломной практики. Это краткий отзыв руководителя практики от производства о выполнении работы студентом.
2. Дневник — индивидуальная книжка студента по практике, формы дневника также выдаются на кафедре. В дневнике ведется график посещения рабочего места, ежедневные записи проделанной работы, после чего обязательно ставится подпись куратора практики или начальника организации.
3. Справка о прохождении практики – образец справки на предприятии выдает либо деканат (в библиотеке), либо кадровый отдел производства. Выглядит справка следующим образом:
Что нужно для успешной защиты отчета по практике?
Когда отчет будет готов, студенту нужно подготовиться к его защите. Для этого потребуется правильно оформить отчет согласно правилам методички или ГОСТу, подготовить презентацию и продемонстрировать ее. Презентация состоит из нескольких слайдов:
- показ титульного листа;
- название предприятия и имя научного руководителя от компании;
- введение работы с указанием целей, задач прохождения практики;
- заключение с освещением итогов и выводов, сделанных автором;
- краткое расписание информации из основной части, советы и рекомендации от автора;
- итоги презентации.
Требования к оформлению отчета и наглядным пособиям
Особое внимание после написания работу нужно уделить оформлению текста и других элементов, чтобы отчет одобрил руководитель от предприятия и принял преподаватель в ВУЗе. Чтобы работать в WORD без доработок, нужно скачать рамка для отчета по ГОСТу.
Согласно ГОСТ студент придерживается следующих пунктов:
- объем работы составляет 30-40 листов;
- текст набирается шрифтом Times New Roman 14-1 кеглем;
- межстрочный интервал – 1,5;
- поля справа 15 мм, слева 30 мм, снизу и сверху по 20 мм;
- заголовки и подзаголовки начинают с нового листа со сквозной нумеровкой в правом верхнем углу;
- каждый раздел начинается заголовком по верху и центру страницы прописными буквами без знаков препинания в конце и переносов;
- после каждого заголовка делают 3 отступа и тогда пишут текст;
- рисунки и таблицы подписывают номером и названием;
- сноски в тексте обозначаются квадратными скобками или снизу страницы под чертой;
- список литературы пишут в алфавитном порядке сначала русские источники, после этого зарубежные.
Отзыв руководителя практики
Отзыв руководителя практики от предприятия, где стажируется студент – это своего рода характеристика, написанная представителем компании. В отзыве обычно указывается несколько пунктов:
- имя организации и период проведения стажировки;
- правдивые сведения о практиканте;
- должностная инструкция практиканта;
- оценка работы студента.
Чаще всего документ составляет сам студент, пользуясь готовым образцом или шаблоном, а руководитель практики или начальник компании просто подписывает отзыв, подтверждая правдивость каждого слова. Бланк образец отзыва выглядит следующим образом:
Пояснительная записка. Пример
Пояснительная записка – справка, в которой студент излагает отчет по практике в краткой форме, расписывая свои действия и информацию о прохождении практики. Взять можно образец справки на предприятии кафедре (в библиотеке) ВУЗа, она выглядит примерно так:
Примеры реальных отчетов и дневников
Чтобы понимать, как должен выглядеть отчет по практике, а также дополнительные документ для сдачи и защиты работы, можно воспользоваться готовыми работами.
Изучив все вышеуказанные рекомендации по планированию, написанию, оформлению и защите отчета по практике, студент сможет самостоятельно составить грамотную работу, удовлетворяющую все требования и правила.
За помощью в написании любых работ, рекомендуем обратиться к профи! Более 50 000 авторов готовы выполнить любую работу профессионально и быстро, некоторые типы работ можно получить уже в день обращения. Рассчитайте стоимость своей работы ->
Источник: obrazovan.online