Промышленное государственное строительство что это

Содержание

Акционерное общество «Северный пресс» – одно из ведущих предприятий России по производству составных частей бортовых систем управления крылатых ракет, корабельных систем управления стрельбой противолодочным и противоторпедным оружием надводных кораблей, в том числе – используемых в них микроэлектронных блоков.

Ракетно-космический завод ГКНПЦ им. М. В. Хруничева располагает передовыми наукоемкими технологиями в области производства: металлургического, заготовительного, листоштамповочного и др.

Цель: изготовление технических средств освоения космического пространства, производство ТНП, изготовление протезно-ортопедических изделий. Обеспечение полноразмерного цикла проектирования и производства транспортных и грузовых космических кораблей.

Акционерное общество «Московский машиностроительный завод «АВАНГАРД» – одно из самых высокотехнологичных предприятий отечественного машиностроения.

ООО «РЕВАНШ» занимается производством военной формы и экипировки.

Государственное Строительство в России

АО «Научно-производственный центр «НИИ Микроприборов» — ведущее российское предприятие, которое специализируется на разработке и производстве светотехнической продукции.

Топливная компания Росатома «ТВЭЛ» — один из крупнейших в мире производителей ядерного топлива. Топливная компания Росатома «ТВЭЛ» является монопольным поставщиком ядерного топлива на всех российских АЭС, судовых и исследовательских реакторов России.

АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) — интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.

Акционерное общество «Научно-исследовательский институт морской теплотехники» — ведущая российская организация в области разработки и производства тепловых (парогазовых) торпед и их энергосиловых установок.

Акционерное общество «Электротяга» — одно из ведущих предприятий России, осуществляющее разработку и производство свинцово-кислотных аккумуляторов различных типов и назначений.

Источник: manufacturers.ru

Гражданское строительство — Civil engineering

Гражданское строительство это профессиональная инженерия дисциплина, которая касается проектирования, строительства и обслуживания физической и естественной среды, включая общественные работы, такие как дороги, мосты, каналы, плотины, аэропорты, канализационные системы, трубопроводы, структурные компоненты зданий и железные дороги. [1] [2]

Гражданское строительство традиционно разбивается на несколько суб-дисциплин. Считается второй по возрасту инженерной дисциплиной после военная техника, [3] и определяется, чтобы отличать невоенную инженерию от военной техники. [4] Гражданское строительство может осуществляться в государственном секторе из муниципальных общественные работы департаментов до федеральных правительственных агентств, а в частном секторе от местных фирм до глобальных Fortune 500 компании. [5]

Непостижимые технологии и скорость строительства гранитных набережных Санкт-Петербурга. Фильм 7

История

Гражданское строительство как дисциплина

Гражданское строительство — это применение физических и научных принципов для решения проблем общества, и его история неразрывно связана с достижениями в понимании физика и математика на протяжении всей истории. Поскольку гражданское строительство — это обширная профессия, включающая несколько специализированных дисциплин, его история связана со знанием конструкций, материаловедения, географии, геологии, почвы, гидрология, наука об окружающей среде, механика, управление проектом, и другие поля. [6]

На протяжении всей древней и средневековой истории большая часть архитектурного проектирования и строительства выполнялась ремесленники, Такие как каменщики и плотники, поднявшись на роль мастер строитель. Знания сохранились в гильдии и редко вытесняется достижениями. Существовавшие конструкции, дороги и инфраструктура повторялись, а масштаб увеличивался постепенно. [7]

Одним из первых примеров научного подхода к физико-математическим проблемам, применимым к гражданскому строительству, является работа Архимед в 3 веке до нашей эры, включая принцип Архимеда, который лежит в основе нашего понимания плавучесть, и практические решения, такие как Винт архимеда. Брахмагупта, индийский математик, в VII веке нашей эры использовал арифметику, основанную на индо-арабских цифрах, для вычислений раскопок (объемов). [8]

Профессия гражданского инженера

Инженерное дело было аспектом жизни с самого начала человеческого существования. Самая ранняя практика гражданского строительства, возможно, началась между 4000 и 2000 до н.э. древний Египет, то Цивилизация долины Инда, и Месопотамия (древний Ирак), когда люди начали покидать кочевой существование, создавая потребность в строительстве жилья. За это время транспортировка приобрела все большее значение, что привело к развитию колес и парусный спорт.

До наших дней не существовало четкого различия между гражданским строительством и архитектурой, а термины инженер и архитектор были в основном географическими вариациями, относящимися к одному и тому же занятию, и часто использовались как синонимы. [9] Построение пирамиды в Египте (около 2700–2500 гг. до н.э.) были одними из первых примеров крупных структурных построек. Другие древние исторические сооружения гражданского строительства включают Канат система управления водными ресурсами (самая старая старше 3000 лет и протяженностью более 71 км, [10] ) Парфенон к Иктинос в Древняя Греция (447–438 до н.э.) Аппиева дорога к Римские инженеры (ок. 312 г. до н.э.) Великая китайская стена Генерал Мэн Тянь по приказу императора Цинь Ши Хуанг Ти (ок. 220 г. до н. э.) [11] и ступы, построенные в древнем Шри-Ланка словно Джетаванарамая и обширные ирригационные работы в Анурадхапура. Римляне развили гражданские структуры по всей своей империи, особенно акведуки, островки, гавани, мосты, плотины и дороги.

Чичен-Ица был большим доколумбовым городом в Мексике, построенным Люди майя Post Classic. Храм северо-восточной колонны также покрывает канал который воронки вся дождевая вода из комплекса на расстоянии около 40 метров (130 футов) до rejollada, бывшего сенот.

В 18 веке термин «гражданское строительство» был придуман для обозначения всего гражданского, а не военного строительства. [4] В 1747 году было открыто первое учебное заведение по гражданскому строительству. École Nationale des Ponts et Chaussées была основана во Франции; и другие примеры из других европейских стран, например Испания. [12] Первым самопровозглашенным инженером-строителем был Джон Смитон, который построил Маяк Эддистоун. [3] [11] В 1771 году Смитон и некоторые из его коллег сформировали Смитонское общество инженеров-строителей — группу профессиональных лидеров, которые встречались неформально за обедом. Хотя были свидетельства некоторых технических встреч, это было не более чем социальное общество.

В 1818 году в Лондоне был основан Институт инженеров-строителей. [13] а в 1820 году выдающийся инженер Томас Телфорд стал его первым президентом. Учреждение получило Королевскую хартию в 1828 году, официально признав гражданское строительство как профессию. В его уставе гражданское строительство определяется как:

искусство направлять великие источники энергии в природе для использования и удобства человека в качестве средств производства и движения в государствах, как для внешней, так и для внутренней торговли, применяемое при строительстве дорог, мостов, акведуков, каналов , речное судоходство и доки для внутреннего сообщения и обмена, а также в строительстве портов, гаваней, молов, волноломов и маяков, и в искусстве судоходства с использованием искусственной энергии в целях торговли, а также в строительстве и применении машин, и в канализации городов и поселков. [14]

Гражданское инженерное образование

Первым частным колледжем, в котором преподавали гражданское строительство в США, был Норвичский университет, основанная в 1819 году капитаном Олденом Партриджем. [15] Первую степень в области гражданского строительства в США присвоил Политехнический институт Ренсселера в 1835 г. [16] [17] Первую такую ​​степень женщине присвоили Корнелл Университет к Нора Стэнтон Блатч в 1905 г. [18]

В Великобритании в начале 19 века разделение на гражданское строительство и военное строительство Королевская военная академия, Вулидж ), в сочетании с требованиями промышленной революции, породили новые инициативы в области инженерного образования: класс гражданского строительства и горного дела был основан в Королевский колледж Лондона в 1838 г., главным образом в ответ на рост железнодорожной сети и потребность в более квалифицированных инженерах, частный Колледж инженеров-строителей в Putney была основана в 1839 году, а первая в Великобритании кафедра инженерии была основана в Университет Глазго в 1840 г.

Образование

Инженеры-строители обычно обладают Ученая степень в гражданском строительстве. Продолжительность обучения составляет от трех до пяти лет, а полученная степень обозначается как бакалавр технологий, или Бакалавр инженерии. Учебная программа обычно включает занятия по физике, математике, управление проектом, дизайн и конкретные темы в гражданском строительстве. После прохождения базовых курсов по большинству субдисциплин гражданского строительства они переходят к специализации на одной или нескольких субдисциплинах продвинутого уровня. В то время как степень бакалавра (BEng / BSc) обычно обеспечивает успешным студентам отраслевую квалификацию, некоторые академические учреждения предлагают аспирантуру (MEng / MSc), которая позволяет студентам дополнительно специализироваться в своей конкретной области интересов. [19]

Практикующие инженеры

В большинстве стран степень бакалавра инженерных наук представляет собой первый шаг к профессиональная сертификация, а профессиональный орган удостоверяет образовательную программу. После завершения сертифицированной программы на получение степени инженер должен удовлетворить ряд требований, включая опыт работы и требования к экзаменам, прежде чем получить сертификат. После сертификации инженер назначается профессиональный инженер (в США, Канаде и Южной Африке), дипломированный инженер (в большинстве Содружество стран), дипломированного профессионального инженера (в Австралии и Новая Зеландия ) или европейский инженер (в большинстве стран Евросоюз ). Между соответствующими профессиональными организациями заключены международные соглашения, позволяющие инженерам работать за пределами национальных границ.

Преимущества сертификации зависят от местоположения. Например, в США и Канаде «только лицензированный профессиональный инженер может подготовить, подписать и поставить печать, а также представить инженерные планы и чертежи на утверждение в государственные органы или опечатать инженерные работы для государственных и частных клиентов «. [20] Это требование соблюдается в соответствии с законодательством провинции, таким как Закон об инженерах в Квебек. [21] Подобное законодательство не было принято в других странах, включая Соединенное Королевство. В Австралии государственное лицензирование инженеров ограничено штатом Квинсленд. Почти все органы по сертификации поддерживают моральный кодекс которого должны соблюдать все участники. [22]

Инженеры должны подчиняться Договорное право в их договорных отношениях с другими сторонами. В случаях, когда работа инженера терпит неудачу, они могут подпадать под действие закона деликт по халатности, а в крайнем случае — уголовное дело. [23] Работа инженера также должна соответствовать множеству других правил и положений, таких как строительные нормы и экологическое право.

Субдисциплины

В обширной области гражданского строительства есть ряд суб-дисциплин. Общие инженеры-строители работают в тесном сотрудничестве с геодезистами и специализированными инженерами-строителями для проектирования профилирования, дренажа, тротуар, водоснабжение, канализация, плотины, электроснабжение и связь. Общее гражданское строительство также называется проектированием площадки, отраслью гражданского строительства, которая в первую очередь фокусируется на преобразовании участка земли из одного использования в другое. Инженеры на объекте проводят время, посещая объекты проекта, встречаясь с заинтересованными сторонами и составляя планы строительства. Инженеры-строители применяют принципы геотехнической инженерии, строительства, защиты окружающей среды, транспорта и строительства в проектах жилых, коммерческих, промышленных и общественных работ любого размера и уровня строительства.

Прибрежная инженерия

Прибрежная инженерия занимается управлением прибрежными районами. В некоторых юрисдикциях термины «защита моря» и «защита побережья» означают защиту от наводнений и эрозии соответственно. Термин «береговая оборона» — более традиционный термин, но прибрежное управление стало более популярным, поскольку эта область расширилась до методов, которые позволяют эрозии захватывать землю.

Строительная техника

Строительная техника включает в себя планирование и выполнение, транспортировку материалов, разработку участка на основе гидравлического, экологического, структурного и геотехнического проектирования. Поскольку строительные фирмы, как правило, имеют более высокий бизнес-риск, чем другие типы строительных фирм, инженеры-строители часто участвуют в более деловых сделках, например, составляя и просматривая контракты, оценивая логистические операции, и мониторинг цен на поставки.

Землетрясение

Землетрясение включает проектирование конструкций, способных выдержать опасные землетрясения. Землетрясение — это одна из дисциплин структурной инженерии. Основными задачами сейсмологической инженерии являются: [24] понимать взаимодействие конструкций на зыбкой почве; предвидеть последствия возможных землетрясений; и проектировать, строить и поддерживать конструкции для выполнять при землетрясении в соответствии с строительные нормы.

Инженерия окружающей среды

Инженерия окружающей среды это современный термин для сантехника, хотя сантехника традиционно не включала большую часть работ по управлению опасными отходами и восстановлению окружающей среды, которые охватываются экологической инженерией. Другие используемые термины — инженерия общественного здравоохранения и инженерия гигиены окружающей среды.

Экологическая инженерия занимается обработкой химических, биологических или термических отходов, очисткой воды и воздуха, а также восстановление загрязненных участков после захоронения отходов или случайного заражения. Среди тем, охватываемых экологической инженерией, — перенос загрязнителей, очистка воды, очистки сточных вод, загрязнение воздуха, обработка твердых отходов, переработка отходов, и обращение с опасными отходами. Инженеры-экологи управляют сокращением загрязнения, зеленая инженерия, и промышленная экология. Инженеры-экологи также собирают информацию об экологических последствиях предлагаемых действий.

Криминалистическая инженерия

Криминалистическая инженерия идет расследование материалов, товары, конструкции или компоненты, которые выходят из строя, не работают или функционируют по назначению, что может привести к травмам или повреждению имущества. Последствия отказа регулируются законом об ответственности за качество продукции.

Эта область также занимается процессами и процедурами восстановления, ведущими к авариям при эксплуатации транспортных средств или механизмов. Этот предмет чаще всего применяется в делах гражданского права, хотя может быть использован в делах уголовного права. Обычно цель судебно-технического расследования состоит в том, чтобы определить причину или причины отказа с целью улучшения производительности или срока службы компонента или помочь суду в установлении фактов аварии. Это также может включать расследование претензий на интеллектуальную собственность, особенно патенты.

Геотехническая инженерия

Геотехническая инженерия изучает горные породы и грунт, поддерживающие системы гражданского строительства. Знания из области почвоведение, материаловедение, механика, и гидравлика применяется для безопасного и экономичного проектирования основы, поддерживающие стены, и другие конструкции. Экологические усилия по защите грунтовые воды и безопасное обслуживание свалок породило новую область исследований, называемую геоэкологической инженерией. [25] [26]

Определение свойств грунта представляет собой проблему для инженеров-геологов. Граничные условия часто хорошо определены в других отраслях гражданского строительства, но, в отличие от стали или бетона, свойства материала и поведение грунта трудно предсказать из-за его изменчивости и ограниченности изучение. Кроме того, грунт демонстрирует нелинейную (стресс -зависимый) сила, жесткость и дилатансия (изменение объема, связанное с приложением напряжения сдвига), что делает изучение механика грунта тем более сложно. [25] Инженеры-геотехники часто работают с профессиональными геологи и почвоведы. [27]

Читайте также:  Как получить копию разрешение на строительство

Материаловедение и инженерия

Материаловедение тесно связано с гражданским строительством. Он изучает основные характеристики материалов и занимается керамикой, такой как бетон и асфальтобетон, прочными металлами, такими как алюминий и сталь, и термореактивные полимеры включая полиметилметакрилат (ПММА) и углеродные волокна.

Материаловедение включает защиту и профилактику (краски и финиш). Легирование объединяет два типа металлов для получения другого металла с желаемыми свойствами. Он включает в себя элементы Прикладная физика и химия. С недавним вниманием СМИ к нанонаука и нанотехнологии, материаловедение было в авангарде академических исследований. Это также важная часть судебно-медицинской экспертизы и анализ отказов.

Разработка и планирование сайта

Разработка сайта, также известный как планирование сайта, ориентирована на планирование и потенциал развития площадки, а также на устранение возможных воздействий от разрешение проблемы и экологические проблемы. [28]

Строительная инженерия

Файл: Burj Dubai Evolution.ogv

Воспроизвести медиа

Файл: Construcción de una cimentación por zapata aislada.ogv

Воспроизвести медиа

Строительная инженерия озабочен структурный дизайн и структурный анализ зданий, мостов, башни, эстакады (путепроводы), туннели, морские сооружения, такие как месторождения нефти и газа в море, аэроструктура и другие конструкции. Это включает определение нагрузок, которые действуют на конструкцию, а также сил и напряжений, которые возникают внутри этой конструкции из-за этих нагрузок, а затем проектирование конструкции для успешной поддержки и сопротивления этим нагрузкам. Нагрузками могут быть собственный вес конструкций, другие статические нагрузки, временные нагрузки, подвижная (колесная) нагрузка, ветровая нагрузка, землетрясение, нагрузка от изменения температуры и т. Д. Инженер-строитель должен спроектировать конструкции так, чтобы они были безопасными для их пользователей и успешно выполнять функцию, для которой они предназначены (быть исправный). В связи с характером некоторых условий нагружения возникли суб-дисциплины в области проектирования конструкций, в том числе ветроэнергетика и сейсмостойкость. [29]

При проектировании учитываются прочность, жесткость и устойчивость конструкции при воздействии статических нагрузок, таких как мебель или собственный вес, или динамических, таких как ветер, сейсмические воздействия, нагрузки от толпы или транспортных средств, или временные, например временные. строительные нагрузки или удары. Другие соображения включают стоимость, конструктивность, безопасность, эстетику и устойчивость.

Геодезия

Геодезия — это процесс, с помощью которого геодезист измеряет определенные размеры, которые встречаются на поверхности Земли или вблизи нее. Геодезическое оборудование, такое как уровни и теодолиты, используется для точного измерения углового отклонения, горизонтальных, вертикальных и наклонных расстояний.

С компьютеризацией, электронное измерение расстояния (EDM), тахеометры, GPS-съемка и лазерное сканирование в значительной степени вытеснили традиционные инструменты. Данные, собранные при съемке, преобразуются в графическое представление поверхности Земли в виде карты. Затем эта информация используется инженерами-строителями, подрядчиками и риелторами для проектирования, строительства и торговли соответственно. Элементы конструкции должны иметь размеры и располагаться по отношению друг к другу, а также к границам участка и прилегающим конструкциям.

Хотя геодезия — это отдельная профессия с отдельной квалификацией и лицензионными соглашениями, инженеры-строители обучены основам геодезии и картографии, а также географические информационные системы. Геодезисты также прокладывают маршруты железных дорог, трамвайные пути, автомагистралей, дорог, трубопроводов и улиц, а также других объектов инфраструктуры, таких как гавани, до строительства.

В Соединенных Штатах, Канаде, Великобритании и большинстве стран Содружества землеустройство считается отдельной и самостоятельной профессией. Землемеры не считаются инженерами и имеют свои собственные профессиональные ассоциации и лицензионные требования. Услуги лицензированного геодезиста обычно требуются для обследования границ (для установления границ земельного участка с использованием его юридического описания) и планов территориального деления (участок или карта, основанные на обследовании земельного участка с линиями границ, проведенными внутри участок большего размера для обозначения создания новых границ и дорог), оба из которых обычно называются Кадастровая съемка.

Строительные изыскания обычно выполняются специализированными специалистами. В отличие от землеустроителей, полученный план не имеет юридического статуса. Сюрвейеры выполняют следующие задачи:

  • Изучение существующих условий будущей рабочей площадки, включая топографию, существующие здания и инфраструктуру, а также подземную инфраструктуру, когда это возможно;
  • «план» или «разметка»: размещение контрольных точек и маркеров, которые будут определять строительство новых структур, таких как дороги или здания;
  • Проверка расположения конструкций при строительстве;
  • Строительная съемка: обследование, проводимое в конце строительного проекта для подтверждения того, что санкционированные работы были выполнены в соответствии со спецификациями, установленными на планах.

Транспортная техника

Транспортная техника занимается эффективным, безопасным и эффективным перемещением людей и товаров, способствующим развитию активного сообщества. Это включает в себя определение, проектирование, строительство и обслуживание транспортной инфраструктуры, которая включает улицы, каналы, шоссе, железнодорожные системы, аэропорты, порты и общественный транспорт. Он включает такие области, как транспортный дизайн, планирование транспортировки, транспортная инженерия, некоторые аспекты городская инженерия, теория массового обслуживания, дорожная техника, Интеллектуальная транспортная система (ИТС) и управление инфраструктурой.

Муниципальная или городская инженерия

Коммунальное строительство занимается муниципальной инфраструктурой. Это включает в себя определение, проектирование, строительство и обслуживание улиц, тротуары, сети водоснабжения, канализация, уличное освещение, твердые бытовые отходы управление и утилизация, склады для хранения различных сыпучих материалов, используемых для обслуживания и общественных работ (соль, песок и т. д.), общественные парки и велосипедная инфраструктура. В случае метро полезность сетей, он также может включать гражданскую часть (каналы и камеры доступа) локальных распределительных сетей электрических и телекоммуникационных услуг. Он также может включать оптимизацию сбора отходов и автобусное сообщение сети. Некоторые из этих дисциплин пересекаются с другими специальностями гражданского строительства, однако муниципальное строительство сосредоточено на координации этих инфраструктурных сетей и услуг, поскольку они часто строятся одновременно и управляются одним и тем же муниципальным органом власти. Муниципальные инженеры могут также спроектировать строительные работы на объекте для крупных зданий, промышленных предприятий или кампусов (например, подъездные дороги, автостоянки, питьевое водоснабжение, очистка или предварительная очистка сточных вод, дренаж участка и т. Д.)

Инженерия водных ресурсов

Гидротехника касается потока и транспортировки жидкостей, в основном воды. Эта область гражданского строительства тесно связана с проектированием трубопроводы, сеть водоснабжения, дренажные сооружения (в том числе мосты, плотины, каналы, водопропускные трубы, дамбы, ливневая канализация ) и каналы. Инженеры-гидротехники проектируют эти объекты, используя концепции давление жидкости, статика жидкости, динамика жидкостей, и гидравлика, среди прочего.

Системы гражданского строительства

Системы гражданского строительства — это дисциплина, которая способствует использованию системного мышления для управления сложностью и изменениями в гражданском строительстве в более широком общественном контексте. Он утверждает, что надлежащее развитие гражданского строительства инфраструктура требует целостный, последовательное понимание взаимосвязей между всеми важными факторами, которые способствуют успешным проектам, и в то же время подчеркивание важности внимания к техническим деталям. Его цель — помочь интегрировать все гражданское строительство. жизненный цикл проекта от концепции, через планирование, проектирование, изготовление, эксплуатацию до вывода из эксплуатации. [30] [31]

Источник: wikijaa.ru

План ГОЭЛРО – первый в мировой истории план развития народного хозяйства

План ГОЭЛРО

Первая – сталинская индустриализация: план ГОЭЛРО – первый в мировой истории план развития народного хозяйства

Каждому образованному человеку знакомо словосочетание «План ГОЭЛРО», но далеко не каждый знает, что представлял собой этот план, насколько масштабным и грандиозным был этот проект в то время не только для России, но и для мирового сообщества в целом. Сегодня, по прошествии многих лет, этот проект считается единственным реализованным на территории Советского Союза государственным перспективным планом восстановления и развития всего промышленно-хозяйственного комплекса на базе развития электроэнергетики, причем реализованным блестяще.

Страна в тяжелейшей разрухе

После Октябрьской революции народное хозяйство страны находилось в состоянии тяжелейшей разрухи. Снабжение топливом промышленности, транспорта и населения было целиком нарушено, из-за отсутствия топлива простаивали заводы и фабрики. Свирепствовали эпидемии, процветали безграмотность и беспризорность. Продовольственный кризис вызвал крайнее снижение производительности труда. Промышленное производство по сравнению с 1913 годом сократилось в 7 раз, выработка электроэнергии уменьшилось почти в 4 раза, объем продукции сельского хозяйства составлял 2/3 довоенного уровня.

В таких условиях с огромной актуальностью встал вопрос о восстановлении народного хозяйства и создании предпосылок дальнейшего социально-экономического развития страны. В.И. Ленин был одним из тех политических деятелей, кто верно оценил роль электрификации народного хозяйства. Базируясь на тезисе Маркса о капитализме как эпохе пара, Ленин считал, что социализм станет эпохой электричества.

Роль электрификации

Взгляды Ленина на электрификацию начали складываться ещё задолго до революции. В своих работах (1896–1913 гг.) он с особым вниманием останавливался на вопросе о применении электрической энергии в различных отраслях народного хозяйства, сформулировал положение, что электрификация является основой современного технического прогресса благодаря ряду преимуществ электроэнергии перед другими видами энергии.

Взгляды Ленина на электрификацию

Еще в 1901 году он писал: «. ..в настоящее время, когда возможна передача электрической энергии на расстояния… нет ровно никаких технических препятствий тому, чтобы сокровищами науки и искусства, веками скопленными, пользовалось все население, размещенное более или менее равномерно по всей стране». При решении возникшей после октября 1917 года проблемы восстановления и развития хозяйства страны по единому государственному плану Ленин поставил во главу угла именно электрификацию. Он стал, по выражению Кржижановского, «великим толкачом дела электрификации».

К концу 1917 года в стране (особенно в Москве и Петрограде) сложилось катастрофическое положение с топливом: бакинская нефть и донецкий уголь оказались недоступны. И уже в ноябре Ленин по предложению имевшего 5-летний опыт работы на торфяной электростанции «Электропередача» инженера И. И. Радченко дал указание о строительстве под Москвой Шатурской – тоже торфяной – электростанции. Тогда же он проявил интерес и к работам Г. О. Графтио по проектированию Волховской гидростанции под Петроградом.

А в январе 1918 года состоялась I Всероссийская конференция работников электропромышленности, предложившая создать орган для руководства энергетическим строительством. Такой орган – Электрострой – появился в мае 1918 года, а одновременно с ним был образован ЦЭС (Центральный электротехнический совет) – преемник и продолжатель всероссийских электротехнических съездов. В состав его вошли крупнейшие российские энергетики: И. Г. Александров, А. В. Винтер, Г. О. Графтио, Р. Э. Классон, А. Г. Коган, Т. Р. Макаров, В. Ф. Миткевич, Н. К. Поливанов, М. А. Шателен и другие.

По существу концепцию плана ГОЭРЛО Ленин изложил в работе «Набросок плана научно-технических работ» (апрель 1918 года). В январе 1920 года Г.М. Кржижановский представил В.И. Ленину проект статьи «Задачи электрификации промышленности» и получил на нее восторженный отклик, а также просьбу написать об этой проблеме популярно, чтобы увлечь ею «массу рабочих и сознательных крестьян». А уже 24 марта того же года Совет Рабочей и Крестьянской Обороны принял положение о Государственной комиссии по электрификации России.

Задачи электрификации промышленности

Комиссию в составе 22 ученых возглавил Г.М. Кржижановский. К работе по созданию плана привлекалось более 200 специалистов по различным отраслям народного хозяйства. Для успешной работы комиссии был выделен специальный кредит, помещения, необходимые технические средства и транспорт. В ноябре 1920 г. составление плана было в целом завершено.

21 декабря 1920 г. Ленину на стол положили еще пахнущий типографской краской том плана ГОЭЛРО.

Ленин и ГОЭЛРО

А на следующий день, выступая перед делегатами VIII Всероссийского съезда Советов в Большом театре, Ленин поднял над собой толстую книгу в сером переплете и произнес знаменательные слова, точно характеризующие суть плана ГОЭЛРО: «Мы имеем перед собой результаты работы Государственной комиссии по электрификации России в виде этого томика, который всем вам сегодня или завтра будет роздан. Я надеюсь, что вы этого томика не испугаетесь. Я думаю, что мне не трудно будет убедить вас в особенном значении этого томика. На мой взгляд, это – наша вторая программа партии» .

Принятие плана ГОЭЛРО

План ГОЭЛРО – не застывшая неизменная схема. «Нет, – говорил Ленин, – эта программа каждый день, в каждой мастерской, в каждой волости будет улучшаться, разрабатываться, совершенствоваться и видоизменяться».

План электрификации России

План 22 декабря 2018 г. получил одобрение Всероссийского съезда Советов, а 21 декабря 1921 года Совнарком принял постановление «О плане электрификации России», в котором были установлены конкретные сроки выполнения программы электрификации страны: 10–15 лет. IX Всероссийский съезд Советов утвердил это постановление и план ГОЭЛРО приобрел силу государственного закона.

Содержание плана ГОЭЛРО

«План электрификации РСФСР», который в дальнейшем стал известен как «План ГОЭЛРО» – это объемистый том, насчитывающий свыше шестисот страниц, а также карта электрификации России. Простой перечень названий шести глав плана свидетельствует о многочисленности и сложности рассмотренных проблем:

1. Электрификация и план государственного хозяйства.

2. Электрификация и топливоснабжение.

3. Электрификация и водная энергия.

4. Электрификация и сельское хозяйство.

5. Электрификация и транспорт.

6. Электрификация и промышленность.

Далее в плане следует «Пояснительная записка к схематической карте электрификации России» и собственно карта. В этой части книги анализировалось хозяйство страны как единое целое, а результаты этих исследований и выводы по перспективному развитию электроэнергетики схематически были изображены на карте.

Карта электрификации России

В декабре 1920 года макет этой карты стоял в Большом театре. Многочисленные лампочки горели в точках строительства будущих электростанций, огненные полосы прочертили ее в разных направлениях, обозначая линии электропередачи, электрифицированные водные и железнодорожные магистрали. Карта наглядно демонстрировала делегатам VIII съезда Советов как будет идти строительство, каким путем Россия вся, и промышленная, и земледельческая, станет электрической.

В первой главе плана ГОЭЛРО неопровержимо доказывается, что «для нас нет выхода вне вполне определенного, жесткого и вместе с тем лишенного педантизма государственного плана народного хозяйства». Но каким путем идти вперед? В плане отмечалось, что расчеты восстановить экономику только путем реконструкции и модернизации паросилового хозяйства и этим компенсировать недостающую энергию не приведут к желаемому результату. Многие считали тогда: нет сил, которые могут восстановить подорванное войнами хозяйство, и разруха, поразившая транспорт, промышленность и другие области производственной деятельности, будет и дальше прогрессировать «семимильными шагами».

В этих условиях заключение комиссии ГОЭЛРО, гласившее, что только электрификация страны решает задачу механизации и рационализации труда, дает возможность поднять его производительность и в кратчайший срок покончить с разрухой, казалось дерзким и фантастичным. Но расчеты неопровержимо доказывали, что программа осуществима и достижение довоенного (1913 г.) уровня – это лишь первый шаг, а в дальнейшем Россия превзойдет в промышленном производстве развитые капиталистические страны.«Поэтому, – утверждается в плане ГОЭЛРО, – электрификация и должна явиться основной идеей нашего хозяйственного строительства». Кроме упомянутых разделов, в плане ГОЭЛРО имеется восемь «Записок по планам электрификации района»: на такое число экономических округов была разделена электрифицируемая часть России. Эти экономические районы охватывали огромную территорию от Ледовитого океана до Черного моря и от западных границ до Уральских и Кавказских гор. Они подразделялись на Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский и Туркменский районы.

Такая районизация, выполненная на основе тщательного анализа экономического положения страны, с учетом наличия полезных ископаемых, состояния транспортных артерий и географических особенностей этих территорий, уже сама по себе являлась выдающимся научным достижением. Весь план был разбит на две части, которые отличались друг от друга характером предстоящих работ.

Читайте также:  Кот что это такое в строительстве расшифровка

В первой части (программе А) намечались пути использования уже действовавших электрических станций, а во второй части (программе Б) обосновывалась необходимость строительства новых электроцентралей и линий электропередачи.

Программа А. Она предусматривала усиление электрификации отдельных местностей путем лучшего использования имевшихся городских, фабрично-заводских и прочих станций. Учету подлежали лишь генераторные установки переменного тока мощностью 1000 кВт и выше.

Хотя мелкие электростанции планом ГОЭЛРО непосредственно не учитывались, предполагалось, что все работы по их реконструкции, расширению, а также строительство новых станций подобного типа будут координироваться с основными задачами по крупному энергостроительству, намеченному программой Б.

Использование несовершенных и разнотипных станций являлось вынужденной мерой начального периода. Строительство крупных теплоэлектростанций требовало много времени и больших капитальных вложений, а электроэнергия каждой губернии требовалась безотлагательно. Программой А и намечалось осуществить такие работы, которые могли бы хоть частично «ослабить переживаемый острый кризис недостатка энергии».

Результаты выполнения плана ГОЭЛРО

Таблица 1. Основные результаты выполнения плана ГОЭЛРО

План

ГОЭЛРО

62,3 56,7 109,4 16,4 12,4 18,5

По мере пуска районных теплоэлектростанций и развития от них линий электропередачи мелкие станции подлежали ликвидации как неэффективные, за исключением тех, необходимость работы которых обусловливалась требованиями фабричнозаводской технологии.

Программа А плана ГОЭЛРО, предусматривавшая восстановление разрушенного энергетического хозяйства страны, была выполнена уже в 1926 году. А к 1931 году – минимальному десятилетнему сроку плана были перевыполнены все плановые показатели, предусмотренные программой Б по энергостроительству.

Программа Б. Это наиболее известная часть плана ГОЭЛРО. В ней глубоко разработаны и блестяще решены основные проблемы электрификации каждого экономического района России. Для этого в течение 10–15 лет намечалось строительство 30 новых районных электростанций на различных видах энергии общей мощностью 1750 МВт (Днепровская, Волховская, Каширская, Шатурская, две сибирские, Чирчикская в Туркестане, Чусовская на Урале и другие), а также сооружение электрических сетей напряжением 35 и 110 кВ для передачи электроэнергии к узлам нагрузки и соединения электростанций на параллельную работу. Планом было предусмотрено использование исключительно местных углей, торфа и гидроэнергии.

Планом предусматривалось удвоение выпуска промышленной продукции по сравнению с 1913 годом, увеличение мощности электростанций в 10 раз. Планировалось в 1935 г. довести производство электроэнергии до 8,8 млрд. кВт·ч (в 1920 г. было произведено 0,5 млрд. кВт·ч, в 1913 г. – 2,0 млрд. кВт·ч). Развитие промышленности было ориентировано на создание собственного энергетического оборудования.

По тем временам в условиях разрухи, голода, эпидемий план ГОЭЛРО казался просто фантастическим и в реальность его не верили не только за рубежом, но и многие российские специалисты, однако все показатели, намеченные в плане, были достигнуты, и не за 10–15 лет, а значительно быстрее.

Выполнение плана ГОЭЛРО

В основном план был реализован уже к началу 1931 года, именно тогда производство электроэнергии выросло в десять раз, произошло удвоение довоенного уровня промышленного производства. А к 1935 году было построено 40 крупных районных электростанций (на 10 больше, чем предусмотрено планом); установленная мощность всех электростанций составила 6,8 млн. кВт (1913 г. – 1,1 млн. кВт), а выработка электроэнергии достигла 26,3 млрд. кВт·ч вместо намечаемых 8,8 млрд. кВт·ч.

Волховская ГЭС – первенец ГОЭЛРО

Торжественный пуск Волховской ГЭС, строительство которой возглавлял Г.О. Графтио, состоялось 19 декабря 1926 г., а полной проектной мощности (58 МВт) Волховская ГЭС достигла в 1927 г. Одновременно со станцией были сданы в эксплуатацию линия электропередачи напряжением 110 кВ протяженностью 130 км, главная понизительная подстанция 35/10 кВ, пять вторичных подстанций 35/6 кВ, а также кабельное кольцо напряжением 35 кВ общей протяженностью 71,6 км.

Строительство электростанций и высоковольтных линий электропередачи

Наряду со строительством электростанций план ГОЭЛРО предусматривал сооружение сети высоковольтных линий электропередачи. Уже в 1922 году была введена первая в стране линия электропередачи напряжением 110 кВ «Каширская ГРЭС – Москва», а в 1933 году принята в эксплуатацию еще более мощная линия 220 кВ «Нижнесвирская ГЭС – Ленинград». В тот же период началось объединение по сетям электростанций Горького и Иваново, создание энергетической системы Урала. В соответствии с планом в 1926 году в Москве была создана первая в истории российской энергетики диспетчерская служба. Чуть позже подобные службы появились в Ленинграде, Донбассе, на Урале.

Таких темпов не знала ни одна страна мира. По производству электроэнергии и установленной мощности электростанций в 1935 г. CCCР вышел на второе место в Европе, а построенная в эти годы Днепропетровская гидроэлектростанция мощностью 560 тыс. кВт была самой мощной в Европе. Вместо запроектированных 1750 кВт новых мощностей ввели в эксплуатацию 2560 кВт, а производство электроэнергии только за один последний год увеличилось почти вдвое. К концу же пятнадцатилетнего срока в 1935 году – советская энергетика вышла на уровень мировых стандартов и заняла третье – после США и Германии – место в мире.

Наиболее ярко успех выполнения плана проявлялся в постепенном исключении импортных поставок оборудования за счет роста энергомашиностроения в этой отрасли. Если в 1923 году завод «Электросила» изготовил всего четыре первых гидрогенератора мощностью по 7,5 МВт для Волховской ГЭС, то к середине 30-х годов в СССР функционировали столь крупные предприятия, как «Электрозавод» и «Динамо» (Москва), «Красный котельщик» (Таганрог), Турбогенераторный завод имени С. М. Кирова (Харьков). И начиная с 1934 года в импорте оборудования для энергостроения СССР уже не нуждался.

Осуществление этого грандиозного плана буквально преобразило страну. Результатом его реализации стало не только промышленное обновление страны. Реализация плана повлекла за собой ликвидацию безграмотности и беспризорности, массовый призыв молодежи в профессионально-технические и высшие учебные заведения.

Основные результаты выполнения плана ГОЭЛРО приведены в табл. 1.

Значение ГОЭЛРО

План ГОЭЛРО сыграл в жизни страны огромную роль: без него вряд ли удалось бы вывести СССР в столь короткие сроки в число самых развитых в промышленном отношении стран мира. Реализация этого плана сформировала по сути дела всю отечественную экономику и до сих пор в значительной мере ее определяет.

Составление и выполнение плана ГОЭЛРО стали возможными исключительно благодаря сочетанию многих объективных и субъективных факторов: немалого промышленно-экономического потенциала дореволюционной России, высокого уровня российской научно-технической школы, сосредоточения в одних руках всей экономической и политической власти, ее силы и воли, а также традиционного соборно-общинного менталитета народа и его послушно-доверительного отношения к верховным правителям.

Как в теоретическом, так и в практическом аспекте план ГОЭЛРО оригинален и аналогов в мировой практике не имел.

Напротив, его уникальность, привлекательность и практическая реальность стали причиной попыток копирования его ведущими странами мира. В период 1923–1931 годов появились программы электрификации США (разработчик Фран Баум), Германии (Оскар Миллер), Англии (так называемая комиссия Вейера), Франции (инженеры Велем, Дюваль, Лаванши, Мативэ и Моляр), а также Польши, Японии и т. д.

План ГОЭЛРО и его реализация доказали высокую эффективность системы государственного планирования в условиях жестко централизованной власти и предопределили развитие этой системы на долгие десятилетия.

[dropcap color=”#F95601″]R[/dropcap]В 1920 году Россию посетил известный писатель-фантаст Герберт Уэллс. Он встречался с Лениным, ознакомился с планами широкой электрификации России и счёл их неосуществимыми. В очерке «Россия во мгле», посвящённом этой поездке, он так отозвался об этих планах:

Дело в том, что Ленин, который, как подлинный марксист, отвергает всех «утопистов», в конце концов сам впал в утопию, утопию электрификации. Он делает все, от него зависящее, чтобы создать в России крупные электростанции, которые будут давать целым губерниям энергию для освещения, транспорта и промышленности. Он сказал, что в порядке опыта уже электрифицированы два района.

Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населенной неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасла торговля и промышленность? Такие проекты электрификации осуществляются сейчас в Голландии, они обсуждаются в Англии, и можно легко представить себе, что в этих густонаселенных странах с высокоразвитой промышленностью электрификация окажется успешной, рентабельной и вообще благотворной. Но осуществление таких проектов в России можно представить себе только с помощью сверхфантазии. В какое бы волшебное зеркало я ни глядел, я не могу увидеть эту Россию будущего, но невысокий человек в Кремле обладает таким даром.

Ленин пригласил Уэллса приехать через 10 лет и посмотреть как выполняется план, который был рассчитан на 10-15 лет. Уэллс приехал в 1934 году и был поражён тем, что план был не просто выполнен, но и перевыполнен по ряду показателей.

Читай:

  • – Материально-техническая база социализма.
  • – Общественная собственность на средства производства – основа производственных отношений социализма.
  • – Основной экономический закон социализма.
  • – Закон планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства
  • – Общественный труд при социализме.
  • – Товарное производство, закон стоимости и деньги при социализме
  • – Заработная плата при социализме.
  • – Хозяйственный расчет и рентабельность, себестоимость и цена.
  • – Социалистическая система сельского хозяйства.
  • – Товарооборот при социализме.
  • – Национальный доход социалистического общества.
  • – Государственный бюджет, кредит и денежное обращение при социализме.
  • – Социалистическое воспроизводство.

съездом индустриализации называют
таблица индустриализация и коллективизация
таблица по истории 9 класс социалистическая индустриализация
план ГОЭЛРО
таблица по истории индустриализация в ссср
таблица по истории индустриализация и коллективизация
таблица по истории социалистическая индустриализация
план ГОЭЛРО
таблица положительные и отрицательные последствия коллективизации индустриализации
таблица сравнительная характеристика индустриализации и коллективизации
таблица цели индустриализации
таблица экономические и социальные последствия индустриализации
план ГОЭЛРО
тема индустриализация в ссср
тема урока индустриализация 11 класс
тема урока индустриализация и коллективизация в ссср
темпы индустриализации
темпы советской индустриализации зависели от
темпы советской индустриализации зависели от природных ресурсов
тенденции индустриализации
теории индустриализации развивающихся стран
теория и практика форсированной индустриализации страны
план ГОЭЛРО
теория индустриализации
тест 26 социалистическая индустриализация
тест 26 социалистическая индустриализация вариант 1
тест 26 социалистическая индустриализация вариант 1 ответы
план ГОЭЛРО
тест 26 социалистическая индустриализация вариант 2
тест 26 социалистическая индустриализация ответы
тест индустриализация
план ГОЭЛРО
тест индустриализация 9 класс
тест индустриализация в казахстане
тест индустриализация и коллективизация 9 класс
план ГОЭЛРО
тест индустриализация и коллективизация в ссср ответы
тест индустриализация и коллективизация с ответами
план ГОЭЛРО
тест история россии индустриализация и коллективизация
тест коллективизация и индустриализация 11 класс
тест по всемирной истории индустриализации и коллективизации
тест по индустриализации в виде егэ
тест по истории 11 класс индустриализация
план ГОЭЛРО
тест по истории 9 класс индустриализация
тест по истории 9 класс тема индустриализация
тест по истории индустриализация
тест по истории коллективизация и индустриализация
тест по истории по теме социалистическая индустриализация
план ГОЭЛРО
тест по истории социалистическая индустриализация
тест по истории социалистическая индустриализация 9 класс
тест по теме индустриализация
тест по теме индустриализация в казахстане
план ГОЭЛРО
тест по теме индустриализация и коллективизация
тест по теме индустриализация и коллективизация ответы
тест по теме индустриализация с ответами
план ГОЭЛРО
тест по теме социалистическая индустриализация
тест по теме социалистическая индустриализация 9 класс
тест социалистическая индустриализация
тест социалистическая индустриализация 9 класс ответы
план ГОЭЛРО
тестовая работа 11 класс история индустриализация
тесты с ответами индустриализация 11 класс
тесты с ответами по индустриализации
план ГОЭЛРО
точки зрения на индустриализацию
три понятия характеризующие форсированную индустриализацию в ссср
трудности индустриализации
трудности индустриализации в казахстане
трудности индустриализации в ссср
план ГОЭЛРО
трудности проведения индустриализации
укажите главную особенность индустриализации в ссср
укажите две задачи индустриализации в ссср
план ГОЭЛРО
укажите источники индустриализации
укажите итоги индустриализации ссср 1930 х гг
укажите результаты форсированной индустриализации
укажите что не относилось к итогам индустриализации
план ГОЭЛРО
ул индустриализации
ул индустриализации пермь
урал опорный край державы по следам индустриализации
урбанизация индустриализация
уровень индустриализации
план ГОЭЛРО
уровень индустриализации 1916
уровень индустриализации северной африки
уровень индустриализации юар
урок в 11 классе индустриализация в ссср
план ГОЭЛРО
урок индустриализация
урок индустриализация в ссср 9 класс
урок индустриализация и коллективизация в ссср
урок индустриализация и коллективизация ссср 11 класс
план ГОЭЛРО
урок истории 9 класс индустриализация
урок истории 9 класс индустриализация в ссср
урок истории 9 класс социалистическая индустриализация
урок коллективизация и индустриализация 11 класс
урок коллективизация и индустриализация 9 класс
план ГОЭЛРО
урок коллективизация индустриализация
урок на тему индустриализация в казахстане
урок по истории 11 класс индустриализация
урок по теме индустриализация в ссср
план ГОЭЛРО
урок по теме индустриализация и коллективизация
урок по теме социалистическая индустриализация
урок соц индустриализация 9 класс
план ГОЭЛРО
урок социалистическая индустриализация
урок социалистическая индустриализация 9 класс
урок ускоренная индустриализация политика сплошной коллективизации
план ГОЭЛРО
ускоренная индустриализация
ускоренная индустриализация в ссср
план ГОЭЛРО
ускоренная индустриализация и ее последствия
ускоренная индустриализация страны
условия индустриализации

Источник: xn--80aaafltebbc3auk2aepkhr3ewjpa.xn--p1ai

Промышленное государственное строительство что это

Строительство гидротехнических сооружений развивалось в разных странах в соответствии с общим развитием в них водного хозяйства. Искусство строить гидротехнические сооружения известно с древнейших времен, причем довольно крупные сооружения создавались уже при рабовладельческом строе. В Египте за 4000 лет до н.э. была построена каменная плотина Кошейн. Относительно сложные сооружения для орошения возводили в IX-VIII вв. до н.э. в Урарту и Хорезме —древних государствах, которые находились на территории бывшего СНГ. За 500 лет до н.э. проводились работы по регулированию русл рек Тигр и Евфрат.

В Европе в период феодальной раздробленности, когда из-за частых войн и междоусобиц экономика не могла широко развиваться, гидротехническое строительство сводилось к устройству малых сооружений — водяных мельниц, небольших сооружений для регулирования русл рек, водоснабжения городов и замков. Развитие торговли и ремесел потребовало улучшения судоходных условий рек, и в XIV в. были построены первые судоходные шлюзы.

В Киевской Руси водяные мельницы были известны в IX— XIII вв. Устав великого князя киевского Ярослава Мудрого (ок. 978-1054) регулировал вопросы затопления, вызываемого мельницами, следующим образом: каждому предоставлялось право строить мельницы, но владелец мельницы обязан был «соблюдать беспакостное», т.е. не чинить ущерба соседям.

Водный путь «из варяг в греки» существовал издревле. В ХШ в. для улучшения судоходства строили каналы для спрямления речных излучин, а при осаде городов применяли отвод воды из реки в другое русло с пересыпкой старого русла запрудой (например, при осаде г. Пронска на р. Проне в 1186 г.).

В городах Киевской Руси, а также в крупных монастырях «устраивались» водопроводы. Так, в XI-XII вв. на Ярославо-вом Дворище (Новгород) существовал водопровод из деревянных труб, а также водосточный канал, облицованный пластинами из бересты, а на случай осады сооружали оригинальные водяные тайники, позволявшие осажденным получать воду.

Читайте также:  Разрешение на строительство алгоритм действий

В Московской Руси гидротехника получила дальнейшее развитие, особенно в части водоснабжения. Известны примеры гидростроительства в Москве, относящиеся к концу XV—началу XVI в.: Кремлевский самотечный водопровод, водяные тайники, рвы и пруды с затворами (шлюзами), каменная мельница на р. Неглинной, а также самотечный водопровод в г. Старая Русса и др. Уже в XV—XVI вв. применялось бурение железными и деревянными трубами для добычи воды (г. Старая Русса) и соляных растворов, из которых соль затем выпаривалась (на реках Кама, Северная Двина, Урал). Известно, что в 1633 г. в Московском Кремле действовал напорный водопровод.

Развивавшееся водное хозяйство Московской Руси потребовало законодательного регулирования. Поэтому в «Соборном Уложении» (1649) царя Алексея Михайловича были помещены соответствующие статьи: например, об устройстве «езов» (речных заграждений для рыбной ловли) и водяных мельниц и об обеспечении при этом судоходства на реках путем устройства «ворот», через которые «можно было судам ходити».

В XVII-XVIII вв. феодальный строй начал себя изживать, появились первые мануфактуры. Развитие промышленности, торговли и рост городов повлекли за собой новый подъем гидротехнического строительства в мире.

Работы Г. Галилея, С. Стевина, Б. Паскаля, И. Ньютона, М. Ломоносова, Л. Эйлера и Д. Бернулли значительно подняли теоретическую базу гидротехники, что позволило перейти к строительству более крупных и сложных гидротехнических сооружений.

В XVIII—начале XIX в. большое развитие получили водные пути (как самые дешевые) для перевозки крупных грузов. Много судоходных каналов было построено во Франции, Германии, Англии и других странах. Усиленными темпами шло портовое строительство (лондонские и ливерпульские доки, волноломы в Шербурге и Генуе, Эдистонский маяк и др.).

«бумажные», «пильные» водяные мельницы, установки для меде- и железоплавильных заводов на Урале, под Москвой, Тулой. Эпоха Петра I ознаменовалась мощным подъемом русской промышленности, техники и науки. Число промышленных предприятий к концу XVIII в. достигло 3000. Практически все они базировались на гидравлической силе больших заводских плотин и прудов, которых в России было построено более 200.

Русскими «плотинными мастерами» были выработаны оригинальные конструкции плотин так называемого «русского типа»: земляных с деревянным водосбросом и деревянных водоподъемных плотин, прекрасно приспособленных к природным условиям русских рек.

Выдающимися русскими гидротехниками того времени были А. Ярцев, Е. и М. Черепановы, И. Ползунов, Бадьин и др. Особо следует сказать о К. Фролове (1728-1800). Созданная им в 1763-1765 гг. гидравлическая установка на р. Корбалиха (Алтай) превзошла все подобные зарубежные установки того времени, в том числе и знаменитую Марли (снабжала водой дворцы Марли, Версаля и Трианона). Сооружение было устроено таким образом, что вода последовательно проходила три установки с водяными колесами диаметром 17 м (на установке Марли — 12 м), которые помещались в подземных камерах высотой до 21 м. Это был первый в мире гидросиловой каскад. Фролов присоединил к каждому колесу целый комплекс механизмов предприятия и впервые механизировал заводской транспорт, создав систему вагонеток с канатной тягой по заводским путям от того же колеса.

Уральский изобретатель И. Сафонов создал в 1837 г. первую русскую водяную турбину, которая по коэффициенту полезного действия (более 0,7) превосходила все известные турбины того времени.

Наряду с гидросиловыми установками в России велось строительство крупных водных путей. При Петре I было осуществлено соединение Оки с верховьями Дона Ивановским каналом, Волги с Балтийским морем Вышневолоцкой водной системой и др. Последняя была построена одним из сподвижников Петра I — крупнейшим гидротехником М. Сердюковым.

В конце XVIII—начале XIX вв. был построен еще ряд судоходных соединений, водные системы Огинская (Неман—Днепр), Мариинская, Тихвинская, Северо-Екатерининский канал и др.

Первая книга по гидротехнике — «Книга о способах, творящих водохождение рек свободное» — вышла по распоряжению Петра 1в 1708 г.

М. Ломоносов среди прочих многообразных трудов занимался и гидротехникой, построил ряжевую плотину на Усть-Рудицком заводе, проводил опыты на мельницах и создал первый учебник по горнозаводскбму делу, в котором осветил и вопросы гидросиловых установок.

В 1810 г. в Петербурге был учрежден Институт корпуса инженеров путей сообщения, готовивший инженеров по строительству водных путей и шоссейных дорог, а также прочих сооружений.

Промышленный переворот в мире, связанный с изобретением паровой машины и железных дорог в начале XIX в., привел к ослаблению интереса к громоздким гидравлическим установкам и водным путям, которые стали вытесняться более совершенными и гибкими источниками энергии и быстрыми средствами сообщения.

Новый и резкий подъем гидротехнического строительства относится уже ко второй половине XIX в., когда были изобретены современные гидравлические машины с высоким коэффициентом полезного действия (турбины Френсиса, Пельтона и др.).

Водные пути стали вновь развиваться в связи с возросшими перевозками продуктов промышленности и сельского хозяйства. Рост крупных городов и предприятий потребовал снабжения их огромным количеством доброкачественной воды и удаления сточных вод. Необходимость расширения сельскохозяйственной базы привела к широкому развитию ирригационных и осушительных работ.

В России развитие капитализма запаздывало по сравнению с западными странами. Лишь в последней трети XIX в. наблюдался заметный рост производительных сил и промышленности.

В связи с этим снова приобрели значение водные пути сообщения, водоснабжение городов и промышленности, орошение земель в Закавказье и Средней Азии (под хлопок и другие технические культуры), расширился земельный фонд за счет осушения земель. Было составлено много проектов улучшения водных путей и их соединений: Волго-Донского (Н. Пузыревский), Камско-Иртышского (А.

Фидман), Обь-Енисейского (Е. Близняк), Черно-морско-Балтийского (О. Тейхман) и др.

Однако реализация этих проектов шла в России исключительно медленными темпами и по сути ни один крупный проект не был осуществлен до конца.

Несколько более интенсивно в России велось морское портовое строительство, так как развивалась и международная торговля, требующая благоустроенных портов. В этот период были построены и реконструированы главнейшие русские порты на Балтийском (Ревель, Рига, Либава, Виндава) и Черном морях (Одесса, Новороссийск, Туапсе, Поти, Батум и др.), а также Владивостокский порт на Тихом океане. Следует отметить большую роль в развитии портостроения М. Герсеванова, А. Нюберга, Н. Вознесенского, В. Тимонова, Б. Кандиба и др.

В период с 1880-х гг. и до 1917 г. на помещичьих или государственных (царских) землях после земельной реформы 1861 г. велись крупные оросительные и осушительные работы (в Голодной степи — 45 тыс. га, в долине р. Маргуб — 22 тыс. га).

Водоснабжение быстро растущих при капитализме городов в России развивалось медленно. В 1911 г. только в 20,6 % городов с населением более 10 000 человек был водопровод и только в 1,8 % — канализация. В связи с этим многие реки были загрязнены стоками городов., заводов и фабрик.

Использование водной энергии в этот период носило крайне ограниченный характер. Существовали десятки тысяч водяных мельниц довольно примитивного типа. Гидроэлектроустановок имелось мало, в основном это были мелкие маломощные станции, сооруженные в конце XIX—начале XX в. Отсутствие капиталов в этой отрасли водного хозяйства и частная собственность на землю делали зачастую невозможным осуществление подпора рек и затопления земель, необходимого для гидроэлек-V троустановок.

Русские гидротехники (В. Добротворский, Н. Лелявский, В. Тимонов, Г. Графтио и др.) разрабатывали проекты крупных отечественных гидроэлектростанций. Несмотря на то что реальное гидростроительство в царской России эпохи капитализма было крайне малым, научно-техническая мысль опережала не только западную науку, но и реальные возможности того времени (труды Н. Жуковского, Д. Бобылева, С. Чаплыгина и др.). Основы речной гидрологии были заложены В. Лохтиным, Н. Лелявским и др.

Разнообразные вопросы гидротехники трактовались в трудах русских ученых и инженеров Д. Неелова («Устройство плотин», 1884), М. Герсеванова («Лекции о морских сооружениях», 1892), Ф. Зброжека («Курс водяных сообщений»), Н. Пузыревского (о новых типах судоподъемников), А. Нюберга (курс портовых сооружений) и др.

В 1910-1920-е гг. уделяется огромное внимание мелиоративному строительству. В декабре 1920 г. был утвержден комплексный план развития народного хозяйства страны на основе электрификации — ГОЭЛРО. В соответствии с этим планом были построены такие гидроузлы, как Волховский, Нижне-Свирский на слабом глинистом основании, Земо-Авчальский, Днепрогэс (1927-1932) с самой крупной для того времени гидроэлектростанцией в Европе с бетонной плотиной длиной 760 м и высотой 62 м.

Интенсивное строительство гидротехнических сооружений велось для всех отраслей водного хозяйства в 1930-е — начало 1940-х гг. Началось комплексное использование Волги (Иваньковский, Рыбинский, Угличский гидроузлы), были построены канал им. Москвы, ряд гидроэлектростанций на Кавказе и Средней Азии, Большой Ферганский канал, Северный Ферганский и Южный Ферганский каналы, Ташкентский канал и ряд других Средней Азии, Самур-Апшеронский канал в Азербайджане и др.

Гидротехническое строительство не прекращалось и во время Великой Отечественной войны. В этот период было построено много небольших гидроузлов, особенно энергетического назначения, на Урале и Средней Азии — для обеспечения энергией «эвакуированной» промышленности.

После окончания войны гидротехническое строительство приобрело исключительно широкий размах: создание каскада комплексных гидроузлов с крупными гидротехническими сооружениями на Волге (Горьковская, Волжская ГЭС и др.) и Днепре (Каховская, Кременчугская ГЭС и др.), достроены Волго-Донской и Волго-Балтийский каналы, осуществлено строительство мощных гидроэлектростанций и высоких плотин на крупных сибирских реках Оби (Новосибирская ГЭС), Иртыше (Усть-Каменогорская, Бухтарминская ГЭС), Ангаре (Иркутская, Братская и Усть-Илимская ГЭС), Енисее (Красноярская, Саяно-Шушенская ГЭС). В 1960-70-е гг. возведены крупные гидросооружения на Кавказе (земляная плотина высотой около 80 м для Мингечаур-ской ГЭС, самая высокая в мире арочная плотина — Ингурская); в Средней Азии созданы ирригационные водохранилища Андижанское и Кировское с массивно-контрфорсными плотинами, а также самая высокая в мире плотина из грунтовых материалов (Нурекская ГЭС) и др.

Особое значение для развития гидромелиоративного строительства имели решения майского (1966 г.) Пленума ЦК КПСС, посвященного мелиорации. В ходе их выполнения были осуществлены водохозяйственные гидромелиоративные работы на огромной территории СССР.

Только лишь в Беларуси было мелиорировано около 3 млн га, что позволило удвоить производство животноводческой продукции и решить многие социальные и экономические задачи республики.

В конце XX в. в Российской Федерации ввиду экономического и политического кризиса темпы гидротехнического строительства резко снизились.

Следует отметить, что в 1995 г. был принят второй в истории России Водный кодекс Российской Федерации (первый был принят в РСФСР в 1972 г.), который имеет сложную структуру. Он подразделяется на Общую и Особенную части. В нем закрепляются единые для отрасли водного законодательства терминология, цели, задачи и принципы правового регулирования водных отношений. Нынешнее положение водохозяйственного строительства Российской Федерации оставляет желать лучшего.

Начало гидротехнических работ на территории Беларуси относится к первой половине XVI в., когда в Кобринском старос-тве, принадлежавшем королеве и великой княгине Боне, был прорыт осушительный канал. Он берет начало у д. Павлополь и впадает в р. Мухавецчутьнижег. Кобрин. Его длина 20 км, площадь водосбора 52 км2.

Во второй половине ХУШ в. были построены два крупных канала: Огинский и ДнепровскО-Бугского. Они оказали значительное влияние на водный режим прилегающих территорий, хотя и предназначались для сплава леса и навигации. Огинский канал, который через Припять, Ясельду и Щару соединил Неман с Днепром, был построен в 1765-1784 гг. Его длина (с пятикилометровым Выгоновским озером) составила 54 км.

Строительство Днепровско-Бугского (бывшего Королевского) канала было начато в 1750 г., а через 68 лет он был сдан в эксплуатацию. Длина канала составила 75 верст (верста — 1,06 км) с шириной по дну 10 м, на нем было построено семь разборных деревянных плотин. Канал пополнялся водой Ореховского и Белого озер с помощью водопроводов. По нему пропускались небольшие суда и сплавлялся лес.

После воссоединения западных областей Беларуси с основной ее частью Днепровско-Бугский канал был углублен, расширен и спрямлен. Было построено восемь новых гидроузлов с плотинами и водоспусками. Канал стал интенсивно использоваться для перевозки различных грузов.

В период с 1874 по 1897 г. в Беларуси Западная экспедиция под руководством полковника (впоследствии генерала) И. Жи-линского выполняла осушительные работы на Полесье: было проложено 4367 верст осушительных каналов, расчищено 127 верст речных русл, построено 549 мостов.

Что касается прудового строительства, то на территории Беларуси пруды с целевым назначением создавались давно. Впервые о них упоминается в Литовском статуте 1588 г. С начала XX в. в ряде мест было сооружено большое количество мельничных прудов. Часто один мельничный пруд приходился в среднем на 4. 5 км русла реки. Так, на р. Лебедка (правом малом притоке Немана) действовали три водяные мельницы. В 1926 г. насчитывалось 643 водяные мельницы, а к началу 1941 г. действовало уже 1094, из них в западных областях 511.

Следует отметить, что до начала XX в. гидроэнергетические ресурсы Беларуси использовались только на водяных мельницах и лесопилках.

В 20—30-е гг. XX в. началось массовое строительство малых водохранилищ и к началу 1941 г. в Беларуси было создано 32 водохранилища при колхозных гидроэлектростанциях. Во время Великой Отечественной войны большинство их было разрушено. В послевоенный период началось восстановление и строительство новых межколхозных ГЭС и водохранилищ, особенно интенсивно они создавались в 1950-1960 гг.

В результате к концу этого периода в республике было создано 175 гидросиловых установок с искусственными водоемами. В последующие годы в связи с более интенсивным развитием теплоэнергетики и строительством крупных ГЭС мелкие гидроэлектростанции закрывались, водохранилища либо спускались, либо реконструировались и расширялись.

Начиная с 1960 г. строительство прудов и водохранилищ преследовало главным образом мелиоративные, а затем и рыбохо-зяйственные цели.

К началу 90-х гг. XX в. в Республике Беларусь было построено более 100 водохранилищ и около 1500 прудов. Затем темпы гидротехнического строительства по отдельным причинам начали резко снижаться.

На данный момент гидроэнергетический потенциал республики освоен лишь на 3 %. Если на Днепре и в бассейне Припяти возможности строительства гидроэлектростанций ограничены из-за необходимости затопления огромных площадей, то на притоках Днепра, а также в бассейнах Западной Двины и Немана есть условия для создания достаточно экономичных и экологически безопасных гидроэлектростанций.

В последние годы в Республике Беларусь для решения энергетической и продовольственной программ восстанавливаются, реконструируются и проектируются малые ГЭС и рыбоводные хозяйства. Так, уже действуют Добромыслянская и Полоцкая гидроэлектростанции в Витебской области, Яновская и Ольховская в Гродненской, Вилейская — в Минской, Тетеринская — в Могилевской области и др.

В перспективе гидротехническое строительство в Беларуси может развиваться в форме строительства гидроузлов комплексного использования — создания водохранилищ для регулирования стока при одновременном использовании их в энергетике, для водообеспечения, рекреации, водного транспорта, мелиорации и охраны вод.

Источник: stroiportal-dnepr.com

Рейтинг
Загрузка ...