Работы по строительству земляного полотна объемы которых на каждом километре примерно одинаковы

Пересечение откосов насыпей и выемок с поверхностью земли находят следующими способами.

Вопросы для самоконтроля

Последовательность выполнения детальной разбивки земляного полотна.

Какие элементы земляного полотна обозначают при детальной разбивке в плане?

Какие параметры земляного полотна обозначают при его высотной разбивке?

Что служит исходными документами для разбивки земляного полотна?

Простейшее определение перпендикулярного направ- ления к оси дороги.

2.4. Разработка, перемещение

и укладка грунтов в земполотно

2.4.1. Общие требования к устройству земполотна. Задел земляных работ

В ходе возведения земляного полотна и строительства грунтовых дорог контролируются следующие строительные процессы: разработка выемок; возведение насыпей; устрой­ ство дополнительных слоев основания и прослоек; плани­ ровка и укрепление откосов выемок и насыпей.

Процесс сооружения земляного полотна должен быть организован, как правило, без разрывов.

Дороги на геотекстилях

Разрывы в возводимом земляном полотне допускаются на участках сосредоточенных работ или расположения ис­кусственных сооружений и на участках с особыми грунто­выми условиями, где работы выполняются по индивидуаль­ному проекту, предусматривающему технологические или сезонные перерывы (глубокие болота, оползневые участки, глубокие скальные выемки и т. п.).

При строительстве насыпей на слабых основаниях, использовании в земляном полотне переувлажненных или заторфованных грунтов, оттаивающих мерзлых грунтов, а также при сооружении земляного полотна полностью в зимнее время до устройства покрытий и оснований должен быть установлен технологический перерыв для стабилиза­ции земляного полотна.

Во время технологического перерыва допускается ор­ганизация движения построечного транспорта с установ­лением необходимых ограничений по скорости и величине нагрузки.

После окончания технологического перерыва поверх­ность земляного полотна должна быть спланирована и при необходимости произведены досыпка и уплотнение.

Земляное полотно следует возводить с заделом, вели­чина которого должна обеспечивать непрерывное и равно­мерное устройство дорожных оснований и покрытий.

На участках задела земляное полотно должно быть вы­полнено до проектной отметки, поверхность его, включая

откосы, спланирована, откосы укреплены, обеспечена на­дежная работа водоотводных сооружений.

Не допускается приемка в задел земляного полотна при частичном выполнении поперечного сечения, например в виде площадки под одежду с неполной шириной насыпи или выемки по бровкам и по подошве откосов.

Протяженность задела земляного полотна следует определять в каждом конкретном случае в зависимости от годовых объемов устройства покрытий.

Годовой объем уст- До 20 20—50 Св.50 ройства покрытий, км

Степень готовности земляного полотна (задел), %

сосредоточенные От 25 до 75 От 50 до 100 От 75 до 100 работы (по объему)

линейные работы От 25 до 50 От 25 до 75 От 50 до 100 (по протяженности)

Нижнее строение пути. Земляное полотно и его поперечные профили. Водоотводные устройства

При строительстве дорог необходимо принимать ме­ры по охране природной среды. Технологические решения должны предусматривать недопущение причинения ущер­ба окружающей природной среде. Не допускается повреж­дение дерново-растительного покрова за пределами тер­риторий, отведенных для строительства дороги.

2.4.2. Линейные и сосредоточенные работы.

Понятие о ведущих и вспомогательных машинах

К сосредоточенным работам относятся работы по строительству земляного полотна на отдельных участках с объемом земляных работ на 1 км, превышающим средний объем земляных работ на дороге в 3 и более раз, или резко отличающихся повышенной сложностью производства и трудоемкостью от работ на смежных участках (переходы через болота, оползневые склоны, слабые грунты, мостовые сооружения и др.).

Клинейным работам относятся: сооружение земляного полотна при небольшой высоте насыпей и небольшой глу­бине выемок, постройка оснований, покрытий, устройство

ограждений, установка дорожных знаков, постройка желе­зобетонных труб и малых мостов, которые строятся заранее. Объемы линейных работ на каждом километре примерно одинаковы, с небольшими отклонениями от средних зна­чений.

При производстве земляных работ должны применять­ся способы и средства механизации, обеспечивающие вы­полнение заданных объемов работ в установленные сроки с высоким качеством, наименьшей стоимостью и трудоем­костью.

Механизация должна быть комплексной и охватывать все процессы и виды работ.

На вспомогательных операциях в целях сокращения ручного труда необходимо широко применять различное сменное оборудование к основным машинам и средствам малой механизации.

Ведущими машинами для производства земляных ра­бот следует считать машины, осуществляющие разработку грунта и его транспортировку к месту укладки, а вспомо­гательными — выполняющие остальные работы (срезка растительного грунта, разравнивание грунта в насыпи, его уплотнение, отделочные и другие работы.

2.4.3. Подготовка основания земполотна

До начала возведения насыпи поверхность основания должна быть выровнена бульдозером. На горизонтальных участках в недренирующих грунтах поверхности основания придается поперечный уклон от оси 20—40%о. Наличие в недренирующих грунтах ям, траншей, котлованов и других понижений, в которых может застаиваться вода, не допуска­ется. Местные понижения заполняют послойно с уплотне­нием до требуемой для основания плотности.

Основания уплотняют непосредственно перед отсып­кой вышележащих слоев земляного полотна или устрой­ством дорожной одежды.

Если требуемая толщина отсыпанного, нижнего, слоя основания превышает толщину эффективно уплотняемого слоя, излишний слой грунта следует удалить бульдозером за пределы подошвы насыпи. После уплотнения и раз­равнивания нижнего слоя удаленный грунт возвращают и уплотняют до требуемой плотности.

До начала возведения насыпи водопропускные и ком­муникационные трубы должны быть засыпаны горизон­тальными слоями шириной не менее 4 м с обеих сторон одновременно с разравниванием бульдозером. Каждый слой уплотняют продольными по отношению к трубе прохода­ми катков или средствами вибрационного, виброударного или ударного действия. Не допускается уплотнять грунт тяжелыми машинами ударного действия на расстоянии от боковых стенок трубы менее 3 м при высоте засыпки над трубой менее 2 м.

При устройстве слоев засыпки над трубой должна со­блюдаться минимальная толщина засыпки, указанная в проекте.

2.4.4. Способы отсыпки насыпей и разработки выемок

Процесс возведения насыпей в основном состоит из последовательной укладки грунта. Доставленный на место строительства насыпи грунт укладывают в определенном i юрядке в зависимости от рельефа местности, конструкции

земляного полотна и других факторов. Обычно укладку грунта ведут таким образом, чтобы получился ровный слой определенной толщины, который сравнительно легко мож­но уплотнить. Последовательно укладывая слои грунта один на другой, доводят насыпь до нужной высоты (проектной отметки). Такой способ устройства насыпи называется спо­собом послойной отсыпки.

Основное достоинство этого способа — возможность получать насыпи с требуемой плотностью грунта в любой ее части. Также послойная укладка грунта позволяет вести отсыпку насыпи из разных грунтов. При послойном способе отсыпке насыпи основные работы ведут на двух участках одинаковой длины: на одном — создают слой грунта, на втором — уплотняют его. Затем эти операции меняются ме­стами, и так происходит до полной отсыпки насыпи. Длину участков работы принимают такой, чтобы в течение смены полностью закончить насыпь.

В тех случаях, когда возведение земляного полотна необходимо на участках пересечения болота или оврага с крутыми склонами, произвести послойную укладку грунта становится невозможно. Тогда применяют способ отсыпки насыпи с головы.

При этом способе с самого начала насыпь отсыпают до проектной отметки, а наращивание ее происходит непре­рывно в торце до тех пор, пока она не пересечет весь участок болота или оврага. Основной недостаток этого способа — не­возможность уплотнения грунта всей насыпи. Уплотнение происходит в результате постепенной осадки насыпи (в том числе от давления проезжающих автомобилей) и влияния других естественных факторов.

Для того чтобы уменьшить недостатки этого способа, применяют комбинированный способ отсыпки насыпи. Сущность его состоит в сочетании отсыпки с головы и по­слойной.

В условиях равнинной или слабопересеченной местно­сти земляное полотно представляет собой невысокие насы­пи — 0,6—0,8 м. Для устройства таких насыпей требуется ма­ло грунта, получаемого из боковых резервов, закладываемых вдоль дороги. Стоимость этих работ наиболее дешевая, но не рациональная, и впоследствии требуется рекультивация земель, отведенных под временные резервы. Как правило, возведение насыпей из боковых резервов осуществляется бульдозерами или грейдер-элеваторами.

Разработку выемок и резервов следует начинать с по­ниженных мест рельефа. В процессе строительства должен быть обеспечен постоянный отвод поверхностных вод из всей зоны производства работ. Разработку выемок на ко­согорах круче 1:3 или на оползневых склонах допускается производить только после строительства специальных за­щитных устройств.

Читайте также:  Акт приемочной комиссии в строительстве

Недобор следует ликвидировать при проведении плани­ровочных работ непосредственно перед устройством слоев одежды.

Разработка выемок землеройно-транспортными маши­нами с продольным перемещением грунта в насыпь в едином технологическом процессе позволяет обеспечить высокую производительность машин и рекомендуется во всех случа­ях, когда грунт из выемки пригоден для отсыпки насыпи.

ПОС должно быть предусмотрено распределение земля-ных масс из выемок и насыпи с указанием мест разработки и укладки грунта по пикетам и по слоям выемки и насыпи с учетом характеристик состава и состояния грунта. При от­рицательном грунтовом балансе и неблагоприятных грунтах следует отдавать предпочтение более длинным захваткам укладки грунта из выемки в насыпь с последующей досып­кой насыпи из сосредоточенных резервов.

Разработку выемок с перемещением грунта в насыпь на расстояние до 100 м рационально производить бульдо­зерами. В целях повышения производительности машин разработку (кроме песчаных грунтов с влажностью ни­же оптимальной) выполняют траншейно-ярусным спосо­бом. При этом разработку начинают с ближнего к насыпи конца выемки и перемещают в дальний конец отсыпаемый слой насыпи. Гребни между траншеями срезают, начи­ная с дальнего от насыпи участка, движением бульдозера под углом с перемещением грунта по ранее выработанной траншее.

После окончания разработки и перемещения грунта

одного слоя выемки в таком же порядке разрабатывают и перемещают грунт нижележащих слоев.

В целях снижения потерь грунта при его перемещении по насыпи следует применять бульдозеры с открылками на отвале или с отвалами совкового типа.

При разработке нижнего слоя выемки сохраняют стен­ки крайних боковых траншей с целью перемещения по ним грунта, срезаемого с полок на откосах выемки.

Целесообразна спаренная работа бульдозеров, при ко­торой вырезание грунта и его перемещение по двум смеж­ным траншеям в выемке производится одновременно двумя бульдозерами. После перемещения вырезанного грунта на начальный участок насыпи бульдозеры должны сблизиться так, чтобы расстояние между отвалами не превышало 10— 20 см, и в таком же положении они на одной скорости долж­ны производить дальнейшее перемещение грунта общим валом к месту его укладки.

При дальности перемещения грунта бульдозером с отвалом без боковых открылков на расстояние более 25 м резко возрастают потери грунта в пути. В таких случаях рекомендуется последовательное перемещение грунта с образованием промежуточных накопительных валов, в ко­торых бульдозер может осуществить полный набор грунта для дальнейшего перемещения.

Разработку выемок протяжением более 100 м с транс­портированием грунта в смежные с ними насыпи на расстоя­ние до 600 м выполняют прицепными скреперами, работаю­щими с гусеничными тягачами, а при расстояниях от 600 м до 1,5—3 км — полуприцепными скреперами, работающими с колесными тягачами и самоходными скреперами.

Разработку грунта одноковшовыми экскаваторами (прямыми и обратными лопатами или драглайнами) про-изводят проходками (забоями). Направление разработки, количество и параметры проходок по ширине выемки или резерва устанавливают в соответствии с геометрическими размерами выемки или рабочей зоны резерва и с оптималь-ными условиями работы экскаваторов, предназначенных для выполнения работ.

Разработку выемки или резерва экскаватором с обору­дованием «прямая лопата» начинают с отрывки пионерной траншеи до отметки, позволяющей обеспечить нормальный набор грунта экскаватором.

Разработку пионерной траншеи целесообразно осу-ществлять с применением бульдозера и скреперов. Бульдозе­ром также планируют пути подъезда транспортных средств к экскаватору.

При разработке экскаватором забоев, высота которых соответствует наибольшей высоте резания при глинистых грунтах, возможно образование нависающих козырьков, которые необходимо немедленно обрушать, принимая все меры, обеспечивающие полную безопасность выполнения этой операции.

Источник studfile.net

Виды и последовательность земляных работ

Работы по сооружению земляного полотна должны выполняться специализированными подразделениями дорожных организаций (прорабские участки, отряды, бригады). В зависимости от объемов и сложности земляных работ они подразделяются на линейные и сосредоточенные.

Линейными называются земляные работы примерно одинакового объема на единицу длины строящейся дороги, последовательно выполняемые на всем ее протяжении.

К сосредоточенным относятся работы по строительству земляного полотна на отдельных участках с объемом на 1 км, превышающим средний объем земляных работ на дороге в три раза и более или резко отличающимся повышенной сложностью производства и трудоемкостью (переходы через болота, оползневые склоны, слабые грунты, подходы к крупным мостам, высокие насыпи, глубокие выемки и т.д.).

Технологический процесс по устройству земляного полотна включает в себя следующие виды работ:

Все эти работы выполняются в строго определенной технологической последовательности, не зависящей от субъективных обстоятельств (физически невозможно выполнить отделочные работы, если не выполнены основные). Эта последовательность обеспечивает рациональное использование машин и транспортных средств и высокую устойчивость сооружаемого земляного полотна.

Подразделения, выполняющие земляные работы, оснащаются средствами механизации и связи, материалами и оборудованием для ремонта и обслуживания машин, передвижными жилыми и бытовыми помещениями, лабораториями. До начала производства работ необходимо выполнить весь комплекс подготовительных работ, предусмотренных ПОС и ППР:

• отвод и закрепление земель в постоянное и временное пользование;

• восстановление и закрепление трассы дороги, полосы отвода, а при возведении насыпей из грунтов сосредоточенных резервов (карьеров) — также и мест их размещения;

• расчистку полосы отвода, а также поверхности резервов от деревьев, пней, кустарника, крупных камней и других предметов, препятствующих выполнению работ;

• снос строений и перенос коммуникаций: линий электропередачи (ЛЭП), трубопроводов, кабелей связи и т.п. (рис. 2.3);

• разбивку земляного полотна — установку колышков с высотными отметками, указывающими проектные границы и очертания будущих насыпей, выемок, водоотводных сооружений, а также резервов и кавальеров;

• срезку и перемещение почвенно-растительного слоя грунта с поверхности основания насыпей и с поверхности выемок и резервов;

• подготовку основания насыпей — его планировку, осушение, удаление верхнего переувлажненного слоя, уплотнение до требуемых величин;

• устройство временных дорог в карьеры и для перевозки дорожно-строительных материалов;

• подготовку и усиление сети автодорог, намечаемых к использованию в период строительства;

• строительство производственных предприятий;

• строительство временных жилых поселков.

Основные работы включают в себя:

• устройство водоотводных и дренажных сооружений (боковых, поперечных, нагорных, забанкетных водоотводных канав; подкюветного и перехватывающего дренажей и др.);

• возведение насыпей (рыхление и разработка грунта в резерве, выемке или карьере, перемещение его в тело насыпи, разравнивание слоями требуемой толщины и послойное уплотнение при оптимальной влажности);

• разработку выемок с перемещением грунта в тело насыпи или кавальеры.

При организации выполнения основных работ необходимо выделить участки линейных и сосредоточенных работ, сооружение которых целесообразно осуществлять с применением средств гидромеханизации, а также в зимний период. Количество, направление и скорость потоков линейных и сосредоточенных работ следует выбирать на основе заданных объемов и сроков возведения земляного полотна с учетом их взаимодействия с потоками по остальным конструктивным элементам автомобильной дороги.

Формирование стабильной структуры грунта в насыпи, даже при условии его уплотнения до требуемой плотности, требует определенного времени, в течение которого состояние грунта приходит в устойчивое равновесие с окружающей средой, завершается процесс осадки естественного основания и ее нижних слоев под действием массы вышележащих, упрочняются структурные связи между частицами грунта в свежеобразованных точках контакта. Поэтому рекомендуется заканчивать возведение насыпей высотой более 1,5 м за год до устройства покрытий капитального типа, а также насыпей выше 3,0 м из пылеватых и тяжелых глинистых грунтов с усовершенствованными облегченными покрытиями. Темпы выполнения сосредоточенных земляных работ должны обеспечивать их окончание до подхода потока линейных работ. Разрывы в возводимом земляном полотне допускаются на участках расположения титульных искусственных сооружений. Земляное полотно следует возводить с заделом, величина которого должна обеспечивать непрерывное и равномерное устройство дорожных оснований и покрытий.

Разработку выемок и боковых резервов следует начинать с пониженных мест рельефа. Важное значение имеет своевременное выполнение работ, предотвращающих переувлажнение сооружаемого земляного полотна. При возведении насыпей и разработке грунтовых карьеров работу следует начинать с пониженных мест рельефа. Важное значение имеет своевременное выполнение работ, предотвращающих переувлажнение сооружаемого земляного полотна.

В состав планировочных, отделочных и укрепительных работ входят следующие операции и процессы:

• предварительная планировка откосов насыпей и выемок, планировка и отделка резервов;

• устройство присыпных обочин;

• профилирование, окончательная планировка и укатка поверхности земляного полотна, включая откосы;

Читайте также:  Виды товаров в строительстве

• перемещение и распределение на откосах растительного грунта, досыпка и уплотнение обочин;

• укрепление откосов засевом трав, геоматериалами, сборными решетчатыми элементами, пневмонабрызгом и другими методами.

При проектировании земляного полотна следует применять типовые или индивидуальные решения, в том числе с индивидуальной привязкой. Индивидуальные решения, а также индивидуальную привязку типовых решений следует использовать при соответствующих обоснованиях:

• для насыпей с высотой откоса более 12 м;

• для насыпей на участках временного подтопления, а также при пересечении постоянных водоемов и водотоков;

• для насыпей, сооружаемых на болотах глубиной более 4 м с выторфовыванием или при наличии поперечных уклонов дна болота круче 1:10;

• для насыпей, сооружаемых на слабых основаниях;

• при использовании в насыпях грунтов повышенной влажности;

• при возвышении поверхности покрытия над расчетным уровнем воды менее указанного;

• при применении прослоек из геотекстильных материалов;

• при использовании специальных прослоек (тепло- и гидроизолирующих, дренирующих, капилляропрерывающих, армирующих и т. п.) для регулирования водно-теплового режима верхней части земляного полотна, а также специальных поперечных профилей;

• при сооружении насыпей на просадочных грунтах;

• для выемок с высотой откоса более 12 м в нескальных грунтах и более 16 м в скальных грунтах при благоприятных инженерно-геологических условиях;

• для выемок в слоистых толщах, имеющих наклон пластов в сторону проезжей части;

• для выемок, вскрывающих водоносные горизонты или имеющих в основании водоносный горизонт, а также в глинистых грунтах с коэффициентом консистенции более 0,5;

• для выемок с высотой откоса более 6 м в пылеватых грунтах в районах избыточного увлажнения, а также в глинистых грунтах и скальных размягчаемых грунтах, теряющих прочность и устойчивость в откосах под воздействием погодно-климатических факторов;

• для выемок в набухающих грунтах при неблагоприятных условиях увлажнения;

• для насыпей и выемок, сооружаемых в сложных инженерно-геологических условиях: на косогорах круче 1:3, на участках с наличием или возможностью развития оползневых явлений, оврагов, карста, обвалов, осыпей, селей, снежных лавин, наледи, вечной мерзлоты и т.п.;

• при возведении земляного полотна с применением взрывов или гидромеханизации;

• при проектировании периодически затопляемых дорог при пересечении водотоков;

• при использовании теплоизоляционных слоев на участках вечномерзлых грунтов.

Индивидуально необходимо также проектировать водоотводные, дренажные, поддерживающие, защитные и другие сооружения, обеспечивающие устойчивость земляного полотна в сложных условиях, а также участки сопряжения земляного полотна с мостами и путепроводами.

Источник industrial-wood.ru

Технология работ по сооружению земляного полотна

Строительство земляного полотна включает следующие технологические процессы:

— разбивку земляного полотна;

— строительство временных дорог;

— расчистку территории в пределах дорожной полосы;

— снятие растительного грунта и укладку его в штабели;

— строительство дренажных и водоотводных канав;

— разработку грунта в выемках и карьерах;

— перемещение грунта в насыпь или отвал;

— послойное разравнивание грунта в насыпи, уплотнение грунта;

— планировку поверхности земляного полотна;

— перемещение и разравнивание растительного грунта на поверхности откосов;

— укрепление откосов земляного полотна.

Для выполнения указанных технологических процессов используют специальные дорожно-строительные машины, предназначаемые для земляных работ.

В их число входят: автогрейдеры, бульдозеры, экскаваторы, скреперы, одноковшовые погрузчики, катки, трамбующие машины, планировщики откосов, кусторезы, корчеватели, канавокопатели. Для транспортирования грунта на значительные расстояния применяют автомобили-самосвалы.

В зависимости от рельефа местности изменяется конструкция земляного полотна, насыпи чередуются с выемками, изменяется направление и поперечная крутизна косогорных участков, постоянно изменяется высота насыпей и глубина выемок. В связи с этим изменяются объемы работ и трудоемкости отдельных технологических процессов. Все это определяет различия в выполнении отдельных технологических процессов или технологии в целом.

Совокупность технологических процессов по строительству земляного полотна разделяют на следующие три группы: подготовительные работы, основные работы и отделочные работы.

Подготовительные работы — восстановление трассы, отвод и закрепление земель в постоянное пользование, расчистка полосы отвода, разбивка земляных сооружений, устройство водоотводных канав и дренажей.

Основные работы — разработка выемок и отсыпка насыпей. В состав этих работ входят такие технологические процессы, как рыхление и планировка грунта, уплотнение основания насыпей, разработка и транспортирование грунта в места отсыпки насыпей и отвалов, послойное разравнивание и уплотнение грунта в насыпи.

Отделочные работы — планировка поверхности земляного полотна, укрепление откосов насыпей и выемок, восстановление растительного слоя на территориях, отведенных во временное пользование.

Для всех технологических процессов следует разработать или подобрать типовые технологические карты, в которых предусматривают машины соответствующей производительности для каждой операции и указывают схемы перемещения машин в процессе работы. Количество машин должно обеспечивать заданный темп работ при минимальных расходах на их выполнение.

При выборе типов и марок машин необходимо учитывать следующие условия: вид работ и технологического процесса; тип, разновидность и состояние грунта; дальность его транспортирования; сроки выполнения работ, требуемый темп работы и рельеф местности.

Источник studopedia.ru

Этапы строительства земляного полотна

Поверхностная обработка на покрытиях усовершенствованных облегченных выполняет роль временного защитного слоя В этом случае временный защитный слой обеспечивает повышение устойчивости ещё не полностью сформировавшейся поверхности покрытия и основания в период формирования. Защитный слой можно устраивать из менее прочных материалов в сравнении с материалами, используемыми для устройства слоя износа. Если защитный слой периодически возобновляется, то он переходит в слой износа.

Работа содержит 1 файл
  1. Этапы строительства земляного полотн а

Состав дорожно-строительных работ

Все работы, связанные со строительством автомобильных дорог, можно разделить на три группы:

Строительно-монтажные — направлены на создание конечной продукции. При возведении земляного полотна к ним относят:

1. Подготовительные работы:

— восстановление и закрепление трассы;

— расчистка дорожной полосы от леса, кустарника, пней, камней и др.;

— разбивка земляного полотна;

— удаление растительного слоя;

2. Основные работы:

— разработка, перемещение и укладка грунта;

3. Отделочные работы:

— планировка земляного полотна;

— укрепление откосов земляного полотна;

Строительно-монтажные работы при возведении земляного полотна подразделяют на линейные и сосредоточенные. Линейными называют работы, объемы которых равномерно распределены по всей строящейся дороге и повторяются на каждом километре лишь с небольшим отклонением. Сосредоточенными называют работы, которые резко отличаются по объему, технологии выполнения от работ, выполняемых на смежных участках.

Заготовительными называют работы по заготовке дорожно-строительных материалов, приготовлению смесей, по производству плит, блоков и др. изделий. Эти работы выполняют на производственных предприятиях; они имеют некоторые преимущества в сравнении с строительно-монтажными работами, а именно:

— постоянство места работы и технологии;

— лучшие условия труда;

— меньшая зависимость от погодно-климатических условий.

Транспортными называют работы по перемещению грунтов, дорожно-строительных материалов.

Складские работы неразрывно связаны со всеми видами работ. Они включают прием, разгрузку, сортировку, хранение в пределах складской территории. Складские работы создают гарантию ритмичной работы строительной организации, но в то же время увеличивают накладные расходы.

Строительно-монтажные, заготовительные, транспортные и складские работы должны быть тесно связаны между собой.

Технологический процесс по устройству дорожной одежды включает:

— предварительную заготовку каменных материалов;

— транспортирование и хранение материалов на складах;

— приготовление различных смесей, изделий и их транспортировку;

— распределение каменных материалов, полуфабрикатов и их уплотнение.

Строители автомобильных дорог кроме земляного полотна и дорожной одежды сооружают водопропускные трубы, мосты, здания дорожно-эксплуатационной службы, производят обустройство автомобильных дорог.

Соотношение между отдельными видами работ в процентах примерно следующее:

— подготовительные работы 1. ..3

— земляное полотно 15. 40

— мосты и другие искусственные сооружения 8. 12

— дорожная одежда 40. 60

— обстановка пути 3. 5

— здания дорожно- эксплуатационной службы 1. 2

2. Планировочные и укрепительные работы

Планировка земляного полотна

Планировку земляного полотна производят для придания полотну правильной формы, отвечающей техническим и эстетическим требованиям, улучшению водоотвода и для обеспечения устойчивости.

Планировочные работы ведут вслед за основными работами по возведению насыпей или разработке выемок. Чтобы при планировке приходилось только срезать лишний грунт, а не присыпать недостающий, рекомендуется отсыпать насыпи с запасом грунта на откосах 5. 10 см, а откосы выемок устраивать с недобором 10. 15 см. Присыпка недостающего грунта нежелательна, так как его трудно уплотнить до требуемой плотности и обеспечить устойчивое объединение свежеприсыпанного грунта с уложенным и уплотненным ранее или с естественным грунтом откоса выемки. В тех случаях, когда намечено распределение по откосу растительного грунта для посева трав, запаса на планировку не делают.

Читайте также:  Решение суда по долевому строительству

Основными машинами для планировочных работ служат автогрейдеры с дополнительным навесным оборудованием: удлинителями и уширителями отвала и специальными откосниками, прикрепляемыми к отвалу с помощью болтов. Автогрейдерами планируют верхнюю часть земляного полотна, откосы насыпей высотой до 2,0 м и выемок глубиной до 2,0 м. Пологие откосы насыпей с заложением 1:3 и более планируют автогрейдером при непосредственном движении по ним.

Планировочные работы выполняют в следующей последовательности: вначале планируют поверхность земляного полотна и откосы, затем внешние откосы резервов, а в последнюю очередь — дно резервов, на котором разравнивают грунт, срезанный при планировке откосов. Планировку земляного полотна и откосов следует производить автогрейдерами, оборудованными системой автоматического управления отвалом, принцип работы которого основан на функционировании автоматической системы от датчиков, перемещающихся по специально установленной копирной струне, спланированной поверхности земляного полотна или работающим по лазерным направляющим.

Пологие откосы с заложением 1:3 и более можно планировать бульдозером при движении непосредственно по откосу перпендикулярно оси дороги сверху вниз. Крутые откосы с заложением менее 1:2 планируют автогрейдером или бульдозером, оборудованным удлинителем ножа с выносом его в сторону.

Откосы высоких насыпей и глубоких выемок планируют с помощью экскаваторов. При насыпях до 5. 7 м целесообразно применять экскаватор — планировщик с телескопической стрелой, при большей высоте насыпей (до 14 м) — экскаватор с двухотвальным планировщиком или драглайн с обычным ковшом. Планировку экскаваторами- планировщиками производят с верхней и нижней стоянок экскаватора, планировку экскаватором-драглайном — только с верхней стоянки. При планировке откосов глубоких выемок срезаемый грунт должен быть вывезен за пределы выемки. При планировке резервов с разравниванием грунта, срезаемого с поверхности откосов, необходимо следить за тем, чтобы были точно выдержаны продольный и поперечный уклоны дна резерва и тем самым обеспечен водоотвод.

В процессе планировочных работ тщательно контролируют высотные отметки и крутизну откосов на всех пикетах, переломных и промежуточных точках, закрепленных при разбивке земляного полотна.

Укрепление земляного полотна

Откосы земляного полотна, а также дно и откосы кюветов и канав укрепляют для предохранения от размыва текущими поверхностными водами, а также во избежание повреждения откосов дождями и выдуванием грунтов ветром (особенно при мелкозернистых песках). Конструкцию укрепления выбирают в зависимости от рода грунта и сил воздействия природно- климатических факторов на земляное полотно с учетом технико-экономической эффективности различных укрепительных конструкций. При этом предпочтение отдают таким конструкциям укреплений, устройство которых возможно индустриальными способами.

Способ укрепления предусматривается проектом с учетом условий сооружения земляного полотна и возможного воздействия на него природных факторов в процессе эксплуатации дороги. При выборе типа укрепления исходят из необходимости надежного обеспечения устойчивости земляного полотна. Основным методом укрепления откосов насыпей, неподтопляемых водой, и откосов выемок является посев многолетних трав, обеспечивающий быстрое создание на откосе дернового покрова и надежное закрепление грунта корневой системой трав. Посев может быть осуществлен двумя способами: механизированным посевом трав по слою растительного грунта, уложенного на откосах; гидропосевом трав без предварительного создания растительного слоя на откосах.

При первом способе на откос укладывают растительный грунт слоем 10. 15 см, а затем производят посев трав. Смесь семян многолетних трав, например, тимофеевка луговая, костер безосный, люцерна, высевают агрегатом АДТС-2, который перемещается по откосам драглайном или тракторным краном. Этот агрегат одновременно вносит минеральные удобрения, рыхлит комья растительного грунта, прикатывает засеянную поверхность. Производительность агрегата от 4000 до 9000 м 2 в смену в зависимости от высоты насыпи и глубины выемки.

Второй способ (гидропосев) предпочтителен, так как при этом отпадает трудоемкий процесс по созданию растительного слоя грунта на откосах. При гидропосеве применяют смесь, состоящую из семян трав, минеральных удобрений, мульчирующего материала, пленкообразующего компонента и воды. Мульчирующий материал (измельченная солома, опилки) и пленкообразующий материал (битумная эмульсия или латекс) создают на откосе благоприятные условия для роста и развития трав и предохраняют откос от водной и ветровой эрозии.

Для гидропосева применяют специальные машины типа ДЭ-16, состоящие из цистерны с лопастной мешалкой, насоса, шлангов и гидромонитора для разбрызгивания смеси по откосу. Производительность гидросеялки в среднем составляет около 4000 м 2 в смену.

Гидропосев многолетних трав следует производить на предварительно увлажненную поверхность откосов.

Когда требуется ускорить получение укрепительного слоя, производят одерновку откосов, т.е. поверхность грунта покрывают готовым дерном, срезанным с применением машины дернореза-дерноукладчика (сменное оборудование к гидравлическому экскаватору). При одерновке в клетку на откос укладывают дерновые ленты в двух взаимно перпендикулярных направлениях с последующей засыпкой клеток между лентами растительным грунтом. При сплошной одерновке плашмя дернины укладывают горизонтальными рядами от подошвы насыпи к бровкам с размещением швов между дернинами в перевязку. Дерн на откосах закрепляют деревянными спицами.

Способ укрепления откосов одерновкой в настоящее время применяется крайне редко ввиду его большой трудоемкости.

В районах, где климатические и почвенные условия не позволяют укреплять неподтопляемые откосы посевом трав, их укрепляют укладкой слоя гравия или щебня толщиной 10. 15 см. В засушливых районах для защиты песчаных насыпей от развевания ветром на откосы укладывают слой связного грунта (глина с добавлением песка). В этом случае по низу откосов устраивают дренажные выпуски для выхода воды из тела насыпи.

Для укрепления песчаных грунтов применяют органические вяжущие материалы: битум, деготь, нефтяные остатки и отходы промышленности. Откосы обрабатывают путем розлива вяжущих или распределения по откосу предварительно приготовленной смеси из обработанного грунта.

Одно из перспективных направлений укрепительных работ — использование в откосах или на их поверхности прослоек из геотекстиля. Для укрепления откосов земляного полотна используют как сплошной геотекстиль, так и мелкоячеистый, при использовании которого предусматривается покрытие откоса растительным грунтом с последующим посевом трав.

Конструкции укрепления из геотекстиля могут быть защитными и несущими. Их использование предполагает широкую комбинацию с применением естественных материалов (засыпка грунтом, посев трав, каменная наброска и др.) и искусственных (сборные плиты, решетчатые конструкции и др.).

Применение геотекстиля для укрепления откосов основано на использовании их в качестве армирующего грунт поверхностного слоя (или более глубокой части откоса) элемента или фильтра. При этом в зависимости от вида, назначения и условий работы конструкции укрепления прослойки из геотекстиля выполняют роль покрытия (сплошного или мелкоячеистого), защищающего откос от водной или ветровой эрозии, армирующего элемента, повышающего устойчивость откосов, а также роль обратного фильтра и фильтра, предотвращающего вынос частиц грунтовыми водами.

Для защиты неподтапливаемых откосов от водной и ветровой эрозии геотекстиль расстилают по всей поверхности откоса в виде сплошного покрытия. Верхний край выводят на обочину и далее до укрепительной полосы. Нижний край закрепляют у подошвы насыпи.

В тех случаях, когда необходимо повысить устойчивость откосов или увеличить крутизну, геотекстиль располагают в пределах откосной части насыпи в виде многослойного армирующего элемента. Такую конструкцию целесообразно сочетать с поверхностной защитой от размыва путем вывода свободных концов полотна на откос с последующим засевом их поверхности гидропосевом или устройством засыпки. Глубина закладки полотен в тело насыпи определяется расчетом в зависимости от необходимой степени обеспечения устойчивости.

Укрепление откосов высоких насыпей с заложением откосов от 1:2 до 1:3 нередко осуществляют с использованием сборных железобетонных элементов решетчатой конструкции. Работы по укреплению откосов производят в следующей технологической последовательности: подготовка откосов — планировка и уплотнение; устройство бетонного упора у подошвы откоса; монтаж железобетонных элементов решетчатой конструкции; заполнение клеток растительным грунтом с посевом трав (клетки могут быть заполнены также щебнем или гравием).

Монтаж решетчатой конструкции укрепления из сборных элементов осуществляют снизу вверх. Подачу деталей производят краном; места стыковки омоноличивают; грунт, гравий или щебень для заполнения ячеек подают также краном.

Источник www.stud24.ru
Рейтинг
Загрузка ...