Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Громская Любовь Яковлевна, Артемьев Владислав Владимирович, Левушкин Дмитрий Михайлович
Разработка технико-экономических показателей, определяющих затраты на строительство лесных автомобильных дорог, должна базироваться на основе современных экономических и инженерных расчетов. В условиях практического отсутствия производственных и плановых нормативов, роль сметных норм значительно повышается.
Цель работы — оценка стоимости строительства лесных автомобильных дорог на базе сметных нормативов и расценок. В статье предлагается использовать автоматизированный расчет определения стоимости строительства земляного полотна и дорожной одежды на основе сметно-нормативной базы. Исходными данными являются природно-производственные условия и категория дороги.
Расчеты объемов дорожно-строительных работ выполнены в MSExcel, а сметные расчеты в программе «Сметный калькулятор 3.3». Разработанная методика учитывает типы местности по условиям увлажнения, вид и категории грунтов по трудности разработки; технологию производства земляных работ; хозяйственный способ устройства дорожной одежды.
Как считать себестоимость продукции, доходы, расходы, прибыль и рентабельность. Бизнес на дому
Результатом методики являются показатели стоимости 1 км земляного полотна и дорожной одежды для лесных дорог шириной 9,0 м, 5,5 м и 5,0 м. Подтверждается влияние на стоимостные показатели таких факторов, как вид грунта земляного полотна, объемы работ, дальность транспортировки дорожно-строительных материалов и способ производства строительных работ. Существенное изменение стоимости строительства дорожной одежды происходит при наличии или отсутствии местных дорожно-строительных материалов. Полученные технико-экономические показатели необходимы для оценки экономической эффективности инвестиций в строительство лесных автомобильных дорог. Предлагаемая методика может быть использована для разработки отраслевых нормативов затрат проектно-исследовательскими организациями.
Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Громская Любовь Яковлевна, Артемьев Владислав Владимирович, Левушкин Дмитрий Михайлович
Испытания конструкций дорожных одежд, устроенных на основе арматурного каркаса «Георешетка-цементогрунт»
Method of determining forest roads construction cost
The development of technical and economic indicators determining the cost of forest roads construction should be based on the modern economic and engineering calculations. In conditions of practical absence of production and planning standards, the role of estimate standards increases significantly. The aim of this scientific work is to estimate the cost of forest roads building on the basis estimate standards and prices. In this article it is offered to use the automated analysis of determining the construction cost of the earth roadbed and the pavement surfacing based on the estimate-normative base. The source data is natural-production conditions and road category.
Расчет себестоимости и его влияние на результат
The volume of road building works calculations are executed with the help of MS Excel, and the budget estimates are made with the help of “Estimate calculator 3.3”.The developed method takes into account the types of location in terms of hydration, the type and category of the soil on the difficulties of producing; production technology of excavation; economic way of pavement. The result of the method is the cost parameters of 1 km of the earth roadbed and pavement for forest roads of 5.0 m, 5.5 m and 9.0 m width.
It is confirmed the influence on the cost parameter of such factors as the type of soil subgrade, the amount of work, the distance of transportation of road construction materials and method of construction works. A significant change in the cost of the pavement building is in the presence or absence of local road construction materials. Obtained technical and economic indicators are needed to assess the economic efficiency of investment in forest roads building. The proposed method can be used to develop industry standards of cost for project and research organizations.
Текст научной работы на тему «Методика определения стоимости строительства лесных автомобильных дорог»
Методика определения стоимости строительства. Лесоинженерное дело
УДК 625.711.84 DOI: 10.18698/2542-1468-2019-1-77-83
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ЛЕСНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Л.Я. Громская1, В.В. Артемьев1, Д.М. Левушкин2
1ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова», 194021, г. Санкт-Петербург, Институтский переулок, д. 5
Разработка технико-экономических показателей, определяющих затраты на строительство лесных автомобильных дорог, должна базироваться на основе современных экономических и инженерных расчетов. В условиях практического отсутствия производственных и плановых нормативов, роль сметных норм значительно повышается.
Цель работы — оценка стоимости строительства лесных автомобильных дорог на базе сметных нормативов и расценок. В статье предлагается использовать автоматизированный расчет определения стоимости строительства земляного полотна и дорожной одежды на основе сметно-норматив-ной базы. Исходными данными являются природно-производственные условия и категория дороги.
Расчеты объемов дорожно-строительных работ выполнены в MSExcel, а сметные расчеты в программе «Сметный калькулятор 3.3». Разработанная методика учитывает типы местности по условиям увлажнения, вид и категории грунтов по трудности разработки; технологию производства земляных работ; хозяйственный способ устройства дорожной одежды.
Результатом методики являются показатели стоимости 1 км земляного полотна и дорожной одежды для лесных дорог шириной 9,0 м, 5,5 м и 5,0 м. Подтверждается влияние на стоимостные показатели таких факторов, как вид грунта земляного полотна, объемы работ, дальность транспортировки дорожно-строительных материалов и способ производства строительных работ. Существенное изменение стоимости строительства дорожной одежды происходит при наличии или отсутствии местных дорожно-строительных материалов. Полученные технико-экономические показатели необходимы для оценки экономической эффективности инвестиций в строительство лесных автомобильных дорог. Предлагаемая методика может быть использована для разработки отраслевых нормативов затрат проек-тно-исследовательскими организациями.
Ключевые слова: лесные дороги, строительство лесных дорог, стоимость строительства, сметный расчет
Ссылка для цитирования: Громская Л.Я., Артемьев В.В., Левушкин Д.М. Методика определения стоимости строительства лесных автомобильных дорог // Лесной вестник / Forestry Bulletin, 2019. Т. 23. № 1. С. 77-83. DOI: 10.18698/2542-1468-2019-1-77-83
Разработка показателей для перспективных
и текущих планов должна осуществляться на основе нормативов затрат, базирующихся на экономических и инженерных расчетах. При этом недостаточно будет установление плановых заданий исходя из сложившихся изменений соответствующих данных.
Одним из наиболее проблемных мест в лесном дорожном строительстве является формирование нормативов. Нормы служат для определения капитальных затрат, себестоимости продукции и потребности материально-технических ресурсов при обосновании целесообразности создания новых или модернизации существующих лесозаготовительных предприятий, при обосновании генеральных схем транспортного освоения региона или целесообразности создания отдельных лесных дорог.
Стоимость строительства элементов автомобильных дорог определяется на основе смет-но-нормативной базы [11-16]. Например, в нее входят территориальные или федеральные единичные расценки на отдельные строительные работы (ТЕР-2001, ФЕР-2001), сборники базовых и текущих средних сметных цен на материалы, из-
делия и конструкции (ССЦ, ТССЦ). При определении стоимости используют следующие методы составления смет: ресурсный; ресурсно-индексный; базисно-индексный; на основе укрупненных нормативов [11, 12]. Сметные нормы (нормативы) относятся к экономическим нормативам. Они необходимы при организации и планировании производства.
Сметное ценообразование и нормы постоянно изменяются, актуальным является определение реальных затрат ресурсным методом. При отсутствии норм на новые операции и материалы продолжают использовать нормативы 1984 г., например сборники единых норм и расценок (ЕНиР) на строительные работы. Такой подход является недопустимым, поскольку эти нормы не соответствуют реальности.
При разработке плановых документов в лесной отрасли стоимостные показатели лесных дорог чаще принимаются по укрупненным данным, что не обеспечивает реальных затрат. Широкое использование автоматизированных систем позволяет быстро и точно определить показатели затрат, а на основе накопленных данных создать информационную систему стоимостных показателей.
Предлагаемая методика определения затрат на строительство лесных автомобильных дорог включает затраты на устройство земляного полотна и дорожной одежды с использованием существующей сметно-нормативной базы. Приведены рассчитанные показатели затрат на устройство 1 км земляного полотна и дорожной одежды различных вариантов в зависимости от типов местности по условиям увлажнения, категории грунтов по трудности разработки и способа производства земляных работ для лесных дорог постоянного действия.
Цель работы — оценка стоимости строительства лесных автомобильных дорог на базе сметных нормативов и расценок.
Расчет стоимости предлагается вести в следующей последовательности.
1. Подготовка исходных данных.
2. Расчет объемов земляных работ.
3. Расчет объемов работ по устройству дорожной одежды.
4. Автоматизированный расчет затрат на сооружение земляного полотна и дорожной одежды.
Материалы и методы
Основными исходными данными являются: 1) общие сведения — район проектирования, дорожно-климатическая зона, тип местности по условиям увлажнения, грунт земляного полотна, группа грунтов по трудности разработки; 2) данные для расчета объемов земляного полотна, в том числе средняя высота насыпи и способ производства земляных работ (бульдозером, экс-
каватором или автовозкой на заболоченной территории); 3) данные для расчета объемов работ по устройству дорожной одежды.
Все расчеты сгруппированы по 5 вариантам условий для лесных дорог при ширине земляного полотна 9,0 м, 5,5 м и 5,0 м.
В данном примере расчеты объемов работ выполнены в MSExcel. Сметный расчет выполнен в программе «Сметный калькулятор 3.3» базис-но-индексным методом на основе ФЕР-2001 с пересчетом в цены III квартала 2017 г. для Ленинградской области. Были составлены локальные сметы на возведение земляного полотна и устройство дорожной одежды для каждого варианта и соответствующей ширины дороги.
Технология возведения земляного полотна принята в зависимости от грунтов и требуемой минимальной высоты насыпи. Основные операции при возведении земляного полотна: разработка грунта, планировка поверхностей, уплотнение и планировка откосов и полотна насыпи.
Устройство дорожной одежды выполняется хозяйственным способом при наличии дорожно-строительных материалов в карьере и дальности транспортировки песка до 4 км, а гравийного материала — 4 и 20 км. Основные операции при устройстве дорожной одежды: разработка дорожно-строительных материалов в карьерах, перевозка материалов, планировка площадей, уплотнение и окончательная планировка.
Результаты и обсуждение
Стоимость строительства земляного полотна и дорожной одежды представлены в табл. 1-4.
Стоимость строительства 1 км дороги приводится в табл. 5 и на рис. 1 и 2.
Полученные результаты расчетов подтверждают, что объемы земляных работ зависят, прежде всего, от вида грунта и увеличиваются с увлажненностью грунтов. Затраты на возведение земляного полотна во многом зависят от способа производства земляных работ, т. е. комплекта машин при производстве работ. Разработка грунтов экскаватором (1 и 2 варианты), экскаватором + автосамосвалом (5 вариант) дороже, чем бульдозером (3 и 4 варианты).
Затраты по устройству дорожной одежды зависят во многом от дальности транспортировки дорожно-строительных материалов и способа выполнения работ (хозяйственный или подрядный). Здесь под хозяйственным способом подразумевается наличие строительных материалов и машин у предприятия, при подрядном способе — дорожно-строительные материалы приобретаются отдельно, а строительные операции выполняются подрядной организацией.
Стоимость строительства 1 км земляного полотна в зависимости от типа местности и категории грунта по трудности разработки, руб. The cost of construction 1 km of subgrade depending on the type of terrain and the category of soil on the difficulty of development, rub.
Профильный объем земляных работ, м3 Стоимость строительства 1 км земляного полотна, руб.
Варианты условий Варианты условий
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Ширина дороги,м Тип местности по увлажнению Тип местности по увлажнению
1 1 2 2 3 1 1 2 2 3
Категория грунта земляного полотна по трудности разработки Категория грунта земляного полотна по трудности разработки
I I II II I I I II II I
9,0 6171 7432 10 126 9676 15 437 347 214 393 332 193 176 192 271 1 905 713
5,5 3856 4714 6453 6407 10 292 203 752 247 959 167 476 166 570 1 266 482
5,0 3537 4337 5945 5957 9569 197 847 227 665 153 798 154 033 1 176 532
Стоимость строительства 1 км дорожной одежды с гравийным покрытием
при ширине дороги 9,0 м The cost of construction of 1 km of pavement with a gravel surface with a road width of 9.0 m
Показатели Значение показателей
Варианты условий 1 2 3 4 5
Тип местности по увлажнению 1 1 2 2 3
Категория грунта земляного полотна по трудности разработки I I II II I
Расход материалов на 1 км дорожной одежды, м3: подстилающего слоя из песка песчано-гравийной смеси 0 2218 2218 3545 4712 3342 4712 3342 0 1637
Стоимость строительства 1 км дорожной одежды, руб., при дальности подвозки песчано-гравийного материала, км: 4,0 20,0 312 494 599 865 769 839 1 216 231 1 063 578 1 496 500 1 063 578 1 496 500 234 799 446 949
Стоимость строительства 1 км дорожной одежды с гравийным покрытием
при ширине дороги 5,5 м The cost of construction of 1 km of pavement with gravel cover with a road width of 5.5 m
Показатели Значение показателей
Варианты условий 1 2 3 4 5
Тип местности по увлажнению 1 1 2 2 3
Категория грунта земляного полотна по трудности разработки I I II II I
Расход материалов на 1 км дорожной одежды, м3: подстилающего слоя из песка песчано-гравийной смеси 0 943 1409 943 1409 1269 1409 1269 0 943
Стоимость строительства 1 км дорожной одежды, руб., при дальности подвозки песчано-гравийного материала, км: 4,0 20,0 135 792 257 955 317 867 440 030 361 508 525 923 361 508 525 923 135 792 257 955
Стоимость строительства 1 км дорожной одежды с гравийным покрытием
при ширине дороги 5,0 м The cost of construction of 1 km of pavement with gravel cover with a road width of 5.0 m
Показатели Значение показателей
Варианты условий 1 2 3 4 5
Тип местности по увлажнению 1 1 2 2 3
Категория грунта земляного полотна по трудности разработки I I II II I
Расход материалов на 1 км дорожной одежды, м3: подстилающего слоя из песка песчано-гравийной смеси 0 875 1294 875 1294 926 1294 926 0 875
Стоимость строительства 1 км дорожной одежды, руб., при дальности подвозки песчано-гравийного материала, км: 4,0 20,0 125 829 239 203 293 013 406 394 299 838 419 843 299 838 419 843 125 829 239 203
Стоимость строительства 1 км земляного полотна и дорожной одежды в зависимости от типа местности и категории грунта по трудности разработки, руб. The cost of building 1 km of roadbed and pavement, depending on the type of terrain and the category of soil on the difficulty of development, rub.
Показатели Значение показателей
Варианты условий 1 2 3 4 5
Тип местности по увлажнению 1 1 2 2 3
Категория грунта земляного полотна по трудности разработки I I II II I
Ширина дороги, м Дальность подвозки песчано-гравийного материала 4 км
9,0 659 708 1 163 171 1 256 754 1 255 849 2 140 512
5,5 339 544 565 826 528 984 528 078 1 402 274
5,0 323 676 520 678 453 636 453 871 1 302 361
Ширина дороги, м Дальность подвозки песчано-гравийного материала 20 км
9,0 947 079 1 609 563 1 689 676 1 688 771 2 352 662
5,5 461 707 687 989 693 399 692 493 1 524 437
5,0 437 050 634 059 573 641 573 876 1 415 735
2 500 000 2 250 000 2 000 000 1 750 000 1 500 000 1 250 000 1 000 000 750 000 500 000 250 000 0
Источник: cyberleninka.ru
Расчет стоимости строительства дорог
Один из самых распространенных вопросов, который нам задают практически каждый день, звучит как «По каким параметрам проводиться расчет стоимости строительства дороги?». И это не удивительно – каждому покупателю хочется знать, за что конкретно он платит и какой результат он получит за свои деньги.
Расчет стоимости строительных работ проводится на этапе подготовки, когда инженеры и строители составляют планы работ и технические задания. На этом этапе заказчик и руководитель работ должны согласовать их стоимость, а так же обозначить возможные траты, которые могут возникнуть уже в процессе возведения дороги. Рассмотрим критерии, влияющие на итоговую цену.
Что влияет на стоимость дороги?
Предлагаем вам ознакомиться с перечнем факторов, напрямую влияющих на процесс расчета стоимости строительства дороги:
· Тип работ. То, какие именно работы будут проводиться, в первую очередь влияет на стоимость, так как именно от типа работ зависит их сложность и масштаб. Например, строительство бетонных дорожек в саду будет стоить намного дешевле, чем прокладка скоростного шоссе;
· Длина и ширина дороги. От площади возводимой дороги будут напрямую зависеть как количество материала, так и объем работ. Так что чем больше длина и ширина дороги, тем дороже она обойдется;
· Используемые материалы. Строительство дороги из высококачественного асфальта с предварительной подготовкой основания будет стоить намного дороже, чем быстрое возведение временной дороги из щебня. Чем надежнее материал, тем дороже стоит работа с ним;
· Условия работы. Чем сложнее обстановка для работы, тем больше требуется привлекать ресурсов для её выполнения. Например, строительство дороги в удаленной сельской местности всегда обходится дороже, чем аналогичные постройки в черте города;
· Наличие дополнительных задач. Чем больше строителям придется провести подготовительных работ перед началом прокладки дороги, тем выше будет сумма в смете. Дополнительные услуги так же могут значительно повлиять на итоговую цену.
· Количество привлекаемых рабочих. Если привлечь больше рабочих, то строительство пройдет быстрее и слаженнее. Но при этом и цена на такие работы будет выше.
Наши специалисты всегда готовы подобрать для вас оптимальный перечень услуг, опираясь на обозначенный вами бюджет.
Калькулятор расчёта строительства дорог
Устройство земляного корыта с планировкой территории под отметку | м 3 | от 100 |
Уплотнение основания катками | м 2 | от 50 |
Устройство основания из скального грунта с уплотнением (включая стоимость материалов) | м 3 | от 500 |
Устройство песчаного основания толщиной 10см (включая стоимость материалов) | м 2 | от 92 |
Устройство щебеночного основания толщиной 10см из щебня (включая стоимость материалов) | м 2 | от 100 |
Поливка основания битумной эмульсией (включая стоимость материалов) | м 2 | от 15 |
Устройство покрытия из крупнозернистого асфальта толщ. 4см (включая стоимость материалов) | м 2 | от 500 |
Устройство покрытия из мелкозернистого асфальта толщ. 4см (включая стоимость материалов) | м 2 | от 500 |
Укладка дорожных плит | шт. | от 1000 |
Отсыпка плодородной землей толщиной 10см (включая стоимость материалов) | м 2 | от 70 |
Установка столбиков сигнальных пластиковых (включая стоимость материалов) | шт. | от 1000 |
Установка дорожных знаков (включая стоимость материалов) | шт. | от 8000 |
Укладка геотекстиля | м 2 | от 50 |
Посев семян газонных трав (включая стоимость материалов) | м 2 | от 26 |
Сделать заказ | Отправить заявку |
Благоустройство дорог
Дороги играют огромную роль в жизни общества – именно они служат основными маршрутами для передвижения городского транспорта и обеспечивают …
Асфальтирование дорог
Укладка асфальта дорог Работы по укладке асфальта – это уже последний этап строительства дороги, которому предшествует многоступенчатый …
Строительство дорог
О технологии строительства дорог Интенсивно развивающаяся инфраструктура требует проведения модернизации дорожных узлов и трасс. …
Источник: blagoystroystvo.ru