Расчет техники в строительстве

Нормы потребности в строительных машинах

Дата введения 1978-01-01

РАЗРАБОТАНЫ Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительству (ЦНИИОМТП Госстроя СССР).

ВНЕСЕНЫ Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительству Госстроя СССР.

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госстроя СССР от 25 апреля 1977 года N 49 по согласованию с Госпланом СССР.

ВЗАМЕН Временных нормативов потребности в строительных машинах, утвержденных Госстроем СССР 29 февраля 1972 года.

При разработке норм учтено достигнутое по сравнению с 1972 годом улучшение использования строительных машин, а также изменение структуры способов механизации и величин физических объемов работ на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ.

1. Общие положения

1.1. Настоящие нормы предназначены для расчета потребности строительных министерств и ведомств в основных машинах для сооружения новых объектов, относящихся к соответствующей отрасли народного хозяйства.

Общие принципы расчета элементов конструкций

1.2. Нормы, приведенные в табл.1-6, установлены на 1 млн.руб. строительно-монтажных работ, выполняемых собственными силами министерств и ведомств в ценах, введенных с 1 января 1969 года. Нормами учтена также потребность в машинах производственных предприятий, находящихся на строительном балансе.

Примечание. Потребность в машинах производственных предприятий, находящихся на промышленном балансе, определяется отдельным расчетом.

1.3. Нормы определены исходя из усредненных показателей 1975 года использования машин, структуры способов механизации и физических объемов работ на 1 млн.руб. строительно-монтажных работ.

1.4. Потребность в строительных машинах — П при выполнении строительно-монтажных работ для отдельной отрасли народного хозяйства или промышленности определяется умножением объема строительно-монтажных работ на соответствующую норму потребности, приведенную в табл.1-6.

О — объем строительно-монтажных работ, выполняемый собственными силами, млн.руб.;

Н — норма потребности данного вида машин на 1 млн.руб. строительно-монтажных работ, единицы главного параметра или штуки.

1.5. Потребность в отдельных видах строительных машин — П при осуществлении строительства для нескольких отраслей народного хозяйства или промышленности определяется расчетом по формуле

где У — удельный вес строительно-монтажных работ данной отрасли в общем объеме работ, %.

1.6. При изменении физических объемов работ, приходящихся на 1 млн.руб. строительно-монтажных работ, структуры способов механизации и годовой выработки машин по сравнению с 1975 годом, потребность в машинах, рассчитанная по формуле (1), может быть скорректирована.

Источник: docs.cntd.ru

Планирование потребности в строительных машинах и механизмах.

Планирование механизации работ осуществляется в строительно-монтажной организации для определения потребности в машинах и механизмах, расчета затрат на их эксплуатацию и определения объема работ, которые будут выполнены с использованием машин.

Калькулятор для расчётов в строительстве.

При планировании механизации СМР предусматривается сокращение ручного труда на тяжелых и трудоемких процессах путем внедрения прогрессивных способов комплексной механизации, а также автоматизирования и улучшения использования машин. Также при планировании происходит выбор наиболее эффективных машин для данных условий.

Исходные данные для разработки планов механизации следующие:

  • • календарные планы движения строительных бригад;
  • • проект организации строительства и проект производства работ;
  • • отчетные и аналитические данные об использовании машин и оборудования;
  • • данные о наличии и поступлении машин;
  • • данные о планово-расчетных ценах на 1 машино-час работ;
  • • план технического развития и внедрения инноваций;
  • • ведомости физических объемов работ но объектам и этапам работы;
  • • договоры подряда и субподряда.

Методы расчета потребности в машинах и затрат на их эксплуатацию зависят от типа машин и наличия на момент составления плана объективных данных об объеме и характере будущих работ.

В процессе разработки плана механизации решаются следующие задачи:

  • • рассчитывается объем работ, подлежащих выполнению механизированным способом;
  • • исходя из объема работ, рассчитывается уровень механизации;
  • • исходя из уровня механизации, рассчитывается среднегодовая потребность в машинах, определяется среднегодовое число машино-смен;
  • • на основании этих данных определяется стоимость эксплуатации машин и распределяется но различным направлениям для отражения в смете затрат.

Показатель уровня механизации позволяет дать количественную оценку (в процентах) или охарактеризовать сдвиги, которые происходят при переходе от ручного труда к механизированному:

где V^tPx — объем работ, выполненных механизированным способом в предыдущем периоде; Р| — выполненный план повышения среднегодовой мощности парка машин, используемых на строительстве объектов, %; Рпл — возможное (планируемое) повышение среднегодовой мощности парка машин, используемого на строительстве объекта; — общий объем работ данного вида, подлежащий выполнению в планируемом году.

Потребность в машинах определяется, исходя из объемов работ, намеченных к выполнению механизированным способом с распределением по видам машин, и из плановых норм выработки машин. Среднегодовое число машин М определяется по формуле

где Vo6lu — общий плановый объем работ; У™х — плановый показатель уровня механизации; Пэкс — часовая эксплуатационная производительность машин; Т — годовой фонд рабочего времени одной машины, ч.

Данная формула применима при определении потребности в машинах для однородных работ.

Для машин, выполняющих разнородные работы, при которых не может быть установлен единый измеритель производительности в физическом выражении или объемов работы, нормы выработки устанавливают в часах. Для определения потребности в ведущих машинах используют также нормы расхода времени машин на 1 тыс. руб. сметной стоимости или по общему календарному графику рассчитывают их необходимое число с учетом работ по доставке, монтажу и демонтажу машин и механизмов.

Читайте также:  Право собственности на некапитальное строительство

При определении общего баланса потребности в машинах рассчитывают также потребность в машинах при работе в подсобном производстве и на погрузочно-разгрузочных работах.

При расчете необходимой численности учитывается необходимость замены машин, выбывающих в планируемом году из-за физического и морального износа.

Число машин, которое необходимо поставить на объекты в течение планируемого периода с учетом имеющихся на его начало, определяют, принимая во внимание сроки поставки и необходимость замены машин, выбывающих в планируемом периоде вследствие физического и морального износа:

где Мср — среднесписочное число машин, требующихся на планируемый период; Мн — число машин данного вида на начало планируемого периода; Мсп — число машин, подлежащих списанию в связи с физическим и моральным износом; Кр — коэффициент равномерности, учитывающий равномерность поставки машин в течение планируемого периода;

где М— число машин, поставляемых в партии; Ц — срок работы этих машин до конца года (мес.); ХМ/ — число машин, поступивших в течение года.

Источник: studme.org

РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИНАХ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ

Потребность в основных строительных машинах и транспортных средствах должна определяться на основе физических объемов работ и грузоперевозок, а также фактической (директивной) выработки машин и механизмов, при нимаемой по отчетам строительно-монтажной организации за истекший год и производственного автотранспортного управления.

При определении потребности в машинах и механизмах для производства земляных работ составляются ведомости объемов работ с распределением их по годам строительства и способам механизации.

Расчет общей вместимости ковшей экскаваторов в год q3, м 3 , производится по формуле

где V3 — общий объем земляных работ, выполняемых одноковшовыми экскаваторами в каждом году строительства, тыс. м 3 ; Kj — коэффициент, характеризующий продолжительность работы в течение года; К2 — коэффициент, характеризующий планируемый рост выработки механизмов;

Нэ — норма годовой выработки одноковшовых экскаваторов, тыс. м 3 на

1 м 3 вместимости ковша в год.

Коэффициент Kj может быть определен из выражения К| = п/12, где п -число месяцев работы механизма в году, а 12 — число месяцев.

Коэффициент К2 может быть принят 1,03-1,05.

Требуемое количество экскаваторов определяется дифференцированно, в зависимости от вместимости ковша (0,25; 0,4; 0,65; 1,0; 1,25 м 3 ) и с учетом глубины котлованов, объемов работ и общей вместимости ковшей q^.

Расчет количества бульдозеров q6, шт., ведется по формуле

где V6 — общий объем земляных работ, выполняемых бульдозерами в год, тыс. м 3 ; Нб — норма годовой выработки бульдозера, тыс. м 3 на 1 механизм в год.

Расчет общей вместимости ковшей скреперов в год qc, м 3 , производится по формуле

где Vc общий объем земляных работ, выполняемых скреперами в год, тыс. м 3 ; Нс — норма годовой выработки скреперов, тыс. м 3 на 1 м 3 вместимости ковша скреперов в год.

Матрица параметров рабочего поузлового сетевого графика

Трудо-вые затраты, чел.-дн.

Сметная стоимость, руб-

Заработная плата, руб.-коп.

Продолжите л ь-ность, ДНИ

Шифр технологической карты и калькуляции

Количество скреперов определяется дифференцированно в зависимости от вместимости ковша с учетом площади, объемов работ и общей вместимости ковшей qc.

Расчет количества катков для уплотнения грунта q^, шт., производится по формуле

где VKI — объем насыпей и обратных засыпок, уплотняемых катками, тыс. м 3 ; НК1 — норма годовой выработки катка, тыс. м 3 на 1 механизм в год.

Расчет количества копров и копрового оборудования для производства свайных работ qK11, шт., ведется по формуле

где VKII — объем свайных работ, тыс. м , Нк„ — норма годовой выработки копровой установки, тыс. м 3 .

Определение потребного количества башенных, гусеничных, пневмоко-лесных (автомобильных) кранов для производства работ по устройству фундаментов зданий, технологического оборудования и подземных сооружений производится по формуле

где Рк — суммарная грузоподъемность кранов в год, т; Q — общая масса грузов, поднимаемых в год, тыс. т; Нк — норма годовой выработки кранов, тыс. т. в год на 1 т максимальной грузоподъемности крана.

Количество, типы и марки кранов определяются исходя из объемнопланировочных и конезруктивных характеристик зданий и сооружений, а также организационно-технологических решений по производству строительномонтажных работ.

При определении потребности в автобстоноукладочных комплексах (автобетононасосах и автобетоносмесителях) следует учитывать удельный вес объема работ, выполняемого машинами данного вида, условия подачи бетонной смеси, а также особенности бетонируемых конструкций.

Расчет количества автобетононасосов (АБН) в год М, шт., производится по формуле

где Q„6„i — общий объем бетонных работ, подлежащий выполнению в течение года, м, Ус — удельный вес объема работ, выполняемого автобетононасосами в общем объеме работ, %; Пэг — среднегодовая эксплуатационная производительность автобетононасоса, тыс. м 3 .

Количество автобстоносмсситслсй (АБС), П, шт., необходимых для работы с автобстононасом в бстоноукладочном комплексе, определяется по формуле

где Т„ — время загрузки и транспортировки бетонной смеси в зависимости от вместимости смесительного барабана и расстояния перевозки (на 1 рейс), ч; Q-объем бетонной смеси, подлежащей транспортированию, м 3 ;

Читайте также:  Что включает в себя подготовительный период в строительстве

V — вместимость смесительного барабана, м 3 ; t — время на укладку требуемого объема бетона, ч.

Расчет общей грузоподъемности кранов для монтажных и погрузочно-разгрузочных работ в год Рк, т, ведется по формуле

где Q — общая масса строительных конструкций и грузов, поднимаемых кранами при монтажных и погрузочно-разгрузочных работах в год, тыс. т; Нк — норма годовой выработки кранов, тыс. т в год на 1 т максимальной грузоподъемности крана.

Типы и марки кранов, а также их количество выбираются дифференцированно в зависимости от максимальной массы конструкций и других поднимаемых грузов.

Расчет общей грузоподъемности автотранспорта К, т, ведется по формуле К = Q / П,,

где Q — объем перевозок, ткм; П, — годовая производительность автотранспортных средств, т-км.

Годовая производительность автотранспортных средств 11г, т, рассчитывается по формуле

Источник: bstudy.net

Сколько нужно техники?

Рассмотрим яркий пример такой ошибки.
Начиная работы на новом объекте, определив сроки и объемы, производитель работ, оценив «на глазок» количество привлекаемых сил и средств, принимает решение установить один экскаватор и выделить пять самосвалов для вывоза грунта. Проходит половина оговоренного срока, и производитель работ понимает, что не укладывается в рамки договора.

Срочным порядком переводятся еще пять самосвалов с другого объекта. Теперь на первом объекте к экскаватору очередь из самосвалов, машинист работает в поте лица, а водители самосвалов значительную часть времени покуривают в ожидании своей очереди. Для исключения простоев автотранспорта принимается решение перебросить на первый объект еще один экскаватор.

Вроде успеваем! Но тут начинают поступать тревожные сигналы со второго, «оголенного», объекта о несоблюдении сроков. У производителя работ обостряется мигрень. Знакомая картина?

Другая сторона медали: как решить — браться или не браться за объект? Бывает и так, что, активно принявшись за работу, по итогам выясняем, что работали в убыток. Подсчитали все затраты (топливо, техническое обслуживание и ремонты техники, прочие затраты) — прослезились, прибыли ноль — одни убытки.

И все же, можно ли заранее решить для себя все эти вопросы? Можно и нужно! Для этого достаточно один раз провести определенную работу, результатом которой явятся исходные данные, так необходимые производителю работ для принятия решений. Более того, эти данные без особых доработок будут служить вашему предприятию очень долго, в дальнейшем подвергаясь лишь незначительной корректировке.
Мысль — рассчитать все заранее и в дальнейшем применять исходные данные к различным работам — интересная и полезная.

Итак, к каким выводам мы пришли. Первая часть вопроса :

Как рассчитать количество техники, необходимой для выполнения работ?

Как рассчитать количество техники, необходимой для выполнения работ?

• Во-первых, уясним для себя, что каждая строительная машина или самосвал есть механизм с четко заданными техническими характеристиками, будь то объемы ковша и кузова, мощность двигателя, потребление топлива и т.д. А раз есть четкие начальные характеристики, можно рассчитать и объемы выполняемых работ.

Для этого необходимо выехать на объект и провести некоторые замеры. Например, мы имеем экскаватор с объемом ковша 2 м3 и самосвал с объемом кузова 12 м3, означает ли это, что для заполнения кузова необходимо 6 ковшей? Задачка для первого класса, но на самом деле оказалось не совсем так. Понаблюдав за загрузкой самосвалов, мы выяснили, что для загрузки необходимо не 6, а 7 ковшей — оно и понятно, рабочий процесс есть рабочий процесс, и ковш не всегда захватывает землю точно по своему объему, и осыпается земля в процессе загрузки, да и в кузове самосвала грунт никто не распределяет равномерно. Проведя ряд замеров, мы решили к объему ковша применять коэффициент 0,85.Проверили — работает, замеры стали более точными. Итак, запомним: экспериментальным путем установлено — экскаватор заполняет ковш на 85 %.

• После этого составляем список своих марок самосвалов, разделяя их по объему кузова, и, применяя коэффициент 0,85 к объему ковша экскаватора, пишем напротив — какое количество ковшей экскаватора определенной кубатуры необходимо для загрузки кузова. Начало положено.

• Далее необходимо выяснить, сколько времени тратит экскаватор для загрузки самосвала. Понятно, что экскаватор не будет стоять постоянно в одной точке, не перемещаясь, да и время на маневр самосвала при постановке под загрузку надо учитывать. Сейчас нам нужно найти усредненную величину, с которой можно начинать работать. С учетом всех этих условий, на основе проверенных данных, принимаем — для загрузки одного ковша в кузов экскаватору необходимо в среднем 36 с. Эти данные усредненные и нужны нам в итоге для того, чтобы определить, сколько времени необходимо экскаватору для загрузки единицы техники с учетом ее маневра в месте загрузки.

Итак, получаем:
объем кузова самосвала 12 м3 — 7 ковшей — 252 с (4,2 мин).

У вас наверняка возник вопрос: почему нельзя просто замерить, сколько по времени загружается каждый вид техники? Согласен — можно, но, к примеру, у нас самосвалы с пятью разными размерами кузова, т.е. пришлось бы замерять каждый вид техники, и не по одному часу. А так мы получили четкие данные, которые можно применить к любой кубатуре самосвалов.

Читайте также:  Необходимые условия для строительства

• Итак, появились первые важные данные, учитывающие в том числе и время маневра самосвала. Отсюда элементарным делением находим, сколько 12-кубовых самосвалов загрузит наш 2-кубовый экскаватор за 1 моточас, если один самосвал он загружает 4,2 мин. Получаем 14 единиц. А за восьмичасовой рабочий день, соответственно, 112 единиц.

Умножаем на объем кузова самосвала и получаем, что за рабочий день вывезено 1344 м3 грунта. Отсюда сразу видно, успеваем ли мы по срокам.

Положа руку на сердце, должны отметить, что это идеальный вариант работ , и превысить расчетные нормативы вам вряд ли удастся, так как для соответствия этим расчетным данным необходимо, чтобы самосвалы не стояли в очереди, но подходили один за другим, не заставляя экскаватор простаивать, чтобы прочие непредвиденные обстоятельства не вмешивались в режим работы, а так, к сожалению, не бывает.

Зато теперь у нас есть от чего отталкиваться. От исходных значений мы можем смело отнять 30% на непредвиденные остановки производства работ. В результате получаем диапазон, в который мы можем уложиться, в нашем случае это от 940 м3 до 1344 м3 за рабочий день. И для себя ориентируемся на меньшее значение.

А теперь рассмотрим, как все это выглядит на примере :

Заказчик дает объем работ -18000 м3 и срок на выполнение — десять дней.

1). Определяемся по экскаваторам
Один двухкубовый экскаватор в идеальном варианте сможет сделать объем 13440 м3 реально — 9400 м3 сразу видно, что необходимо два экскаватора.

2). Определяемся по самосвалам.
Хорошо, если плечо перемещения самосвалов небольшое, к примеру, до 5 км. Тут довольно просто определить, сколько единиц техники необходимо для максимального сокращения простоев. В этом случае мы укладываемся в условия договора. Если же плечо значительно больше, на время работы начинают влиять дорожные факторы.

При таких условиях выход один — выяснить, сколько экскаватор будет простаивать за час в среднем . Допустим, что на объект выделено два экскаватора и определенное количество самосвалов, которое не может быть увеличено. А замеры показали, что за час каждый экскаватор простаивает 25 мин, что соответствует примерно 42% от часа и, соответственно, от объема выполненных за день работ. Отнимаем от идеального варианта (1344 м3) 42% и получаем 780 м3 за рабочий день. Значит, два экскаватора сделают за день 1560 м3 а за 10 дней — 15600 м3.

Вывод: не укладываемся в сроки.
Выхода два:
— срочно брать в аренду недостающие самосвалы для сокращения простоев;
— вести переговоры об увеличении срока работ.

В случае переговоров благодаря расчетам мы можем указать четкое количество дней, необходимое для выполнения работ, в нашем случае это два дня.

Итак, по количеству необходимой для работ техники мы разобрались, теперь встает второй вопрос :

Как решить, выгодно ли браться за объект?

Как решить, выгодно ли браться за объект?

• Для решения этого вопроса вам понадобится помощь всех структур вашего предприятия, в том числе бухгалтерии и экономистов. Результатом работы должна стать величина в рублях — эквивалент — по каждой единице техники, ниже которой опускаться убыточно.

Для этого поднимаются затраты по каждой единице техники за год на техническое обслуживание и ремонт.
Далее определяются затраты на топливо по маркам на единицу техники. Для предприятий, где ведется компьютерный учет, это сделать значительно легче. Эти данные усредняются по маркам или годам выпуска машин, и вычисляются среднемесячные затраты на технику.

Итак, у нас есть первое значение — затраты на ТО, ремонт и топливо единицы техники, характерные для группы машин, объединенных маркой и годом выпуска.

• Далее бухгалтерия готовит вам справку об остальных затратах, связанных с жизнедеятельностью вашего предприятия, включая зарплату руководящего состава, ИТР, водителей и т.д. за год, которые делим на 12 месяцев. И если денежные поступления вашего предприятия зависят только от работы автотранспорта и строительных механизмов — делим эти среднемесячные затраты на общее количество техники.

Получаем вторую цифру — прочие затраты, имеющую одинаковое значение для каждой единицы техники.

Складываем эти две цифры и получаем значение, ниже которого опускаться убыточно. Конечно, эти данные необходимо хотя бы ежегодно корректировать, т.к. техника стареет, затраты на ТО и ремонт растут, да и цены на топливо не стоят на месте.

ПОДВОДИМ ИТОГ:

Получив объем работ и сроки на выполнение, определяемся по видам и количеству техники, суммируем затраты на количество единиц участвующих в работе машин, сравниваем с ожидаемой суммой за выполнение работ и делаем выводы. Все просто.

По материалам специализированного журнала «Строительная техники а технологии», № 3(37)/2005,
«Грамотный выбор. Расчет количества техники»
Авторы: Жбанников В.Г., главный инженер,
Устинов В.В., начальник технологического отдела
Управления механизации №9
Статья публикуется с разрешения редакции журнала.

Источник: www.mrmz.ru

Рейтинг
Загрузка ...