Расчет затрат на строительно монтажные работы
1. Составление локальной сметы в базисных ценах
Стоимость работ в локальных сметах (расчетах) в составе сметной документации может рассчитываться в двух уровнях цен:
в ценах базисного уровня, определяемых на основе действующих сметных норм и цен, установленных по состоянию на 01.01.2000 г.;
в текущих (прогнозных) ценах, определяемых на основе цен, сложившихся к моменту составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства.
Полная стоимость объекта включает затраты на строительно-монтажные работы, затраты на приобретение и монтаж оборудования и прочие затраты:
где – затраты на строительно-монтажные работы по возведению зданий и сооружений, монтаж технологического оборудования, руб.;
– затраты на приобретение основного и вспомогательного технологического оборудования, руб.;
– прочие и лимитированные затраты, включающие научно-исследовательские работы; авторский надзор, подготовку кадров, дополнительные расходы, вызванные местными условиями строительства объекта и др., руб.
162 Паскина М.В. Определение стоимости строительства на стадии архитектурного проектирования
Стоимость строительно-монтажных работ в локальной смете включает прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль:
где – прямые затраты, включающие стоимость материалов, изделий, конструкций, оплату труда рабочих и эксплуатации строительных машин, руб.;
– накладные расходы, охватывающие затраты строительно-монтажных организаций, связанных с созданием общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением, руб.;
– сметная прибыль, представляющая собой сумму средств, необходимых для покрытия расходов строительной организации на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование работников, руб.
Прямые затраты на строительно-монтажные работы включают:
где – сдельная и повременная оплата труда рабочих, занятых непосредственно на строительно-монтажных работах, руб.;
– расходы по эксплуатации строительных машин и оборудования, руб.;
– расходы на материалы, необходимые для выполнения строительно-монтажных работ, руб.
Прямые затраты на строительно-монтажные работы иначе определяются исходя из объемов работ и согласованных единичных расценок:
где – объем строительно-монтажных работ i -го вида в натуральных измерителях;
– цена (расценка) за единицу строительно-монтажной работы, руб./ нат . ед.;
i =1… I – число работ на объекте строительства.
Стоимость монтажных работ в базисных ценах включает в себя следующие элементы:
1) Общая стоимость, в том числе фонд основной заработной платы;
2) Затраты по эксплуатации машин, в т.ч. фонд оплаты машинистов;
3) Сметная стоимость материалов.
Определяют базовые индексы удорожания строительства по отношению к 2000 г. с учетом инфляции для :
После того, как в локальной смете мы рассчитывают величину прямых затрат переходят к определению накладных расходов.
Накладные расходы определяются:
СФ. Расчет затрат на временные здания и зимнее удорожание при сост. сметной док – открытый вебинар
где – суммарная величина основной заработной платы рабочих строителей ( ) и механизаторов , руб.;
– индекс текущего уровня заработной платы в строительстве по отношению к уровню 2000 г., отн . ед.;
– норматив накладных расходов, рекомендуемый Госстроем России, %, допустимо принять 0,95.
Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ. Размер сметной прибыли определяем на основе рекомендуемых общеотраслевых нормативов от оплаты труда рабочих:
где – суммарная величина основной заработной платы рабочих строителей ( ) и механизаторов , руб.;
– индекс текущего уровня заработной платы в строительстве по от ношению к уровню 2000 г., отн . ед.;
k п – норматив сметной прибыли, рекомендуемый Госстроем России, принимается равным 0,65.
Начисление накладных расходов и сметной прибыли при составлении локальных смет (расчетов) без деления на разделы производим в конце сметы за итогом прямых затрат, а при формировании по разделам — в конце каждого раздела и в целом по смете (расчету).
1.2. Пересчет локальной сметы в текущие цены при использовании базисно-индексного метода
При детальном пересчете в текущие (прогнозные) цены индексируются следующие элементы локальной сметы: фонд заработной платы (основная заработная плата и заработная плата машинистов); затраты по эксплуатации машин; стоимость оборудования и материалов.
Затраты на материалы в текущих ценах тыс. руб. расчетного года τ :
где – стоимость материалов в базисных ценах 2000 г.;
– базисные индексы удорожания материалов к расчетному году τ , отн . ед.
Затраты на основную заработную плату по монтажу и на заработную плату по эксплуатацию машин в текущих ценах:
где – основная заработная плата работников, в т.ч. выполняющих строительно-монтажные работы ( ), и машинистов ( ) в расценках 2000 г., тыс .р уб.;
– базисный индекс увеличения заработной платы к расчетному году τ , отн . ед.
Затраты по эксплуатации машин в текущих ценах:
где – затраты по эксплуатации машин (за вычетом заработной платы машинистов) в расценках базисного периода, тыс .р уб.;
– базисный индекс удорожания эксплуатации машин к расчетному году τ , отн . ед
Для определения прямых затрат просуммируем полученные по формулам (7), (8), (9) результаты.
1.3. Расчет дополнительных затрат
При составлении локальных смет на приобретаемое оборудование учитываем дополнительные затраты на тару и упаковку, транспортные расходы, заготовительно-складские расходы и наценка торговых организаций:
где – стоимость запасных частей, руб.;
– расходы на тару и упаковку, руб.
– транспортные расходы, руб.
– стоимость услуг посреднических и сбытовых организаций, руб.;
– расходы на комплектацию, руб ;
– заготовительно-складские расходы, руб.
Все составляющие дополнительных расходов, связанных с приобретением оборудования, в соответствии с нормативными документами определяется как доля от сметной стоимости оборудования:
ИсточникЛокальная смета: как правильно индексировать затраты на перевозку с учётом последних изменений в методиках
Разрабатывая локальные сметные расчёты, мы регулярно сталкиваемся с необходимостью учёта затрат на перевозку материалов и оборудования, принятых по расценкам федерального сборника сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве (далее – ФССЦ). Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр) предусмотрен учёт затрат на перевозку материалов и оборудования дополнительно сверх расстояния, учтённого расценками ФССЦ.
Кроме того, затраты на перевозку материалов и оборудования необходимо рассчитывать при формировании конъюнктурного анализа, предусматривающего сравнение стоимости ресурсов в формате цены «Франко-приобъектный склад», то есть с учётом доставки от места продажи ресурса до приобъектного склада. И если для оборудования по решению заказчика затраты на перевозку могут быть учтены в размере не более 3 % от стоимости оборудования, то для материалов другого варианта, кроме как расчёт перевозки на основании транспортной схемы с использованием расценок, включённых в ФРСН, Методикой № 421/пр не предусмотрено.
И для того чтобы учесть затраты на перевозку в текущем уровне цен, их необходимо правильно проиндексировать.
В общих положениях к сборнику ФССЦ сказано, что транспортные затраты приняты из условия перевозки грузов автомобильным транспортом на расстояние до 30 километров с учётом массы брутто. Индексы изменения сметной стоимости по видам объектов капитального строительства и к СМР, и к элементам прямых затрат учитывают, что стоимость строительных ресурсов формируется с учётом затрат на приобретение ресурсов, заготовительно-складских расходов и стоимости перевозки ресурсов автомобильным транспортом на расстояние до 30 километров (если иное расстояние перевозки не указано в общих частях сборников сметных цен, включённых в федеральный реестр сметных нормативов (ФРСН)). Покрываемые индексами затраты учтены для перевозки строительных ресурсов массой брутто в пределах субъекта РФ (или ценовой зоны, если такие зоны выделены в пределах субъекта РФ), а также с учётом положений главы VII Методики расчёта индексов изменения сметной стоимости строительства, утверждённой приказом Минстроя от 05.06.2019 № 326/пр (в редакции приказа Минстроя от 20.02.2021 № 79/пр) (далее – Методика № 326/пр).
С утверждением в августе 2021 года приказа Минстроя от 20.02.2021 № 79/пр, внёсшего изменения в Методику № 326, у нас появились правила индексации затрат на перевозку строительных ресурсов. Методика № 326/пр предполагает разработку индексов на перевозку строительных грузов автомобильным и железнодорожным транспортом.
Когда индексы на перевозку будут разработаны и сообщены в письмах Минстроя, порядок применения индексов для учёта в текущем уровне цен затрат на перевозку предлагается следующий:
1. Необходимо определить, использовались ли для расчёта индексов изменения сметной стоимости по видам объектов ресурсно-технологические модели (далее – РТМ), разработанные с учётом дополнительных затрат на перевозку грузов для строительства автомобильным и (или) железнодорожным транспортом, и, если в РТМ перевозка не учитывалась, применить индексы на перевозку, сообщаемые в письмах Минстроя.
2. Если для нужного нам региона и вида объекта РТМ разработана с учётом перевозки, то к затратам на перевозку применяется индекс к СМР по виду объекта, наиболее полно соответствующий наименованию объекта строительства, сметная стоимость строительно-монтажных работ которого в базисном уровне цен составляет наибольшую стоимость в сметной стоимости строительно-монтажных работ главы 2 ССРСС в базисном уровне цен.
3. Если для нужного нам региона индексы на перевозку не разработаны, то порядок индексации затрат такой же, как и в п. 2 – индексом к СМР по виду объекта, наиболее полно соответствующим наименованию объекта строительства, сметная стоимость строительно-монтажных работ которого в базисном уровне цен составляет наибольшую стоимость в сметной стоимости строительно-монтажных работ главы 2 ССРСС в базисном уровне цен.
Но пока, по состоянию на IV квартал 2021 года, такие индексы не разработаны, применять индексы для перевозки следует в соответствии с указаниями п. 5.5 Методики № 326/пр.
В условиях постепенного перехода к ресурсному методу формирования сметной стоимости и, как первому шагу на этом пути, разработки индексов по элементам прямых затрат, с учётом положений п. 85 Методики № 326/пр, запрещающей разработку на одной территории индексов к СМР и по элементам прямых затрат, возникает дилемма, какой индекс применить к перевозке – на материалы или на эксплуатацию машин и механизмов. И вроде бы логично учесть индекс на материалы, тем более что мы привыкли относить затраты на перевозку на стоимость ресурсов, для которых она рассчитана. Кроме того, п. 63 Методики № 421/пр предписывает учитывать затраты в локальных сметных расчетах отдельной строкой с одновременным указанием кода строительного ресурса, к которому относятся затраты на перевозку.
Но этот подход не правилен и не соответствует методике расчёта индексов.
При применении индексов по элементам прямых затрат в случаях, предусмотренных п. 5.5 Методики № 326/пр, следует применять индекс к эксплуатации машин и механизмов. Для того чтобы убедиться в правильности данного утверждения, обратимся к главе IV «Порядок расчёта индексов к единичным расценкам и индексов изменения сметных цен услуг на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом» Методики № 326/пр.
Методикой № 326/пр (п. 37) предусмотрено, что при расчёте индексов к единичным расценкам номенклатура и расход материалов, изделий и конструкций, а также номенклатура и нормы времени эксплуатации строительных машин и механизмов не укрупняются, расчёт осуществляется по всем показателям строительных ресурсов, приведённым в сметной норме, на основе которой была разработана единичная расценка. В пп. 38.3 и 38.4 Методики № 326/пр указаны формулы расчёта индексов на перевозку, в которых учитывается текущая сметная цена услуг на перевозку грузов для строительства автотранспортным средством для усреднённого расстояния перевозки СЦат.тек, определяемая с учётом показателей эксплуатации машин:
— Сцэмаш.тек – сметная цена услуги на эксплуатацию автотранспортного средства, определяемая в соответствии с методическими документами, сведения о которых включены в ФРСН с учётом двухсменной работы автотранспортного средства, руб./маш.-ч;
— ЗПМтек – оплата труда машиниста в текущем уровне цен определяется в соответствии с методическими документами, сведения о которых включены в ФРСН, с учётом двухсменной работы автотранспортного средства, руб./маш.-ч;
Таким образом, получаем, что при индексации объекта индексами по элементам прямых затрат следует применять индекс к эксплуатации машин и механизмов как соответствующий порядку расчёта затрат на перевозку, предусмотренному Методикой № 326/пр. А для удобства индексации затрат на перевозку с учётом вышеизложенных положений в локальных сметных расчётах следует в итогах выделять затраты на перевозку отдельной строкой.
Источник