Расход ресурсов в строительстве

Содержание

Строительные нормы и правила (СНиП 82-01-95) «Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве. Основные положения» разработаны в соответствии с новыми экономическими условиями и действующими в России законодательством и нормативными актами федеральных органов Российской Федерации.

СНиП 82-01-95 разработан в соответствии с общей Системой нормативных документов (п. 82 прил. Б СНиП 10-01-94) и устанавливает подсистему (комплекс) норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве, а также состав, основные методологические положения, порядок разработки, пересмотра норм и нормативов и области их применения. Подсистема (комплекс) формируется как открытая для дальнейшего развития и для создания норм и нормативов расхода материалов, разрабатываемых на общей методической и технической основе. Нормативные документы, детализирующие, развивающие и дополняющие данный СНиП, должны выпускаться в виде СНиП, СП, РДС и других нормативных документов и вводиться в действие соответствующими решениями Минстроя России.

ГРАНД-Смета. Часть 06. Работа с ресурсами

Министерства и другие центральные органы федеральной исполнительной власти, местная администрация республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, акционерные общества, строительные концерны и ассоциации в соответствии с предоставленными им правами могут разрабатывать методические документы, нормы, нормативы и нормативные показатели по расходу материальных ресурсов, отражающие социальные и природно-климатические особенности территорий, специфику отдельных отраслей, производств и видов строительно-монтажных работ. При этом создаваемые методические документы, нормы, нормативы и нормативные показатели должны отвечать требованиям настоящего СНиП, содержать эксплуатационные характеристики строительных материалов, изделий и конструкций, основанные на требованиях потребителя в соответствии с областью их применения и использоваться по согласованию между участниками инвестиционного процесса.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ И НОРМАТИВОВ РАСХОДА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

NORMS OF MATERIALS USAGE FOR CONSTRUCTION INDUSTRY BASIC PRINCIPLES

Дата введения 1996-01-01

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие нормы и правила по разработке и применению норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве определяют основные цели, принципы, общую структуру подсистемы (комплекса) норм и нормативов расхода материалов, требования к видам норм и области их применения.

СНиП 82-01-95 разработан в развитие и дополнение СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».

Положения настоящего документа обязательны для органов управления, предприятий, организаций и объединений независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности. Для организаций, осуществляющих разработку норм и нормативов расхода материалов в строительстве, соблюдение положений разделов 4 , 5 , 6 и п. 7.2 настоящего СНиП является обязательным.

Контроль и учёт ваших ресурсов и техники: без перерасхода и нецелевого использования

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящих нормах и правилах использованы положения следующих документов:

ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения».

ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов».

ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению к содержанию стандартов».

СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящих строительных нормах и правилах применены термины в соответствии с приложением А , ГОСТ Р 1.0 и СНиП 10-01-94.

4. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА ПОДСИСТЕМЫ (КОМПЛЕКСА)

4.1. Подсистема (комплекс) норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве 1 представляет собой совокупность взаимоувязанных методической основой, правила разработки, обновления и применения норм и нормативов расхода материалов, необходимого для производства строительной продукции, исходя из структуры управления строительством и стадий инвестиционного цикла на территории Российской Федерации.

1 В дальнейшем — подсистема (комплекс) норм расхода материалов.

4.2. Подсистема (комплекс) норм расхода материалов направлена на решение стоящих перед строительством задач с целью обеспечения:

соответствия строительных материалов, конструкций и изделий своему назначению, безопасности в процессе их производства и эксплуатации в различных условиях при выполнении экономических и общетехнических требований;

разработки и применения норм расхода материалов, позволяющих при оптимальной технологии получать строительную продукцию заданного качества с минимальными затратами;

контроля за использованием государственных и других инвестиций в строительстве;

рассмотрения в арбитражных судах и других инстанциях спорных вопросов между заказчиками и подрядчиками;

методического единства разработки и применения подсистемы (комплекса) норм расхода материалов, позволяющего осуществлять привязку федеральных (типовых) норм в конкретных условиях производства с целью создания на их основе региональных, местных и других норм расхода материалов.

4.3. Объектами нормирования в подсистеме (комплексе) норм расхода материалов являются: единица объема работ; укрепленные и усредненные единицы строительной продукции; здания, сооружения и объекты строительства; виды строительных, специальных строительных и монтажных работ; единицы мощности, прироста мощности и другие единицы измерения строительной продукции.

4.4. Подсистема (комплекс) норм расхода материалов в строительстве построена на принципах прогрессивности, научно — технической обоснованности и взаимодействия с государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации.

Прогрессивность норм обеспечивается путем отражения в них тенденций снижения материалоемкости единицы продукции или единицы объема работ и ориентации пользователя на рациональное использование сырьевых ресурсов, расширение применения материалов — заменителей и вторичных ресурсов.

Научно-техническая обоснованность определяется максимальным отражением в нормах достижений в области техники, технологии, организации производства материалов, конструкций и изделий, методах ведения строительно-монтажных работ, а также современных способов их проектирования.

Взаимодействие с государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации осуществляется посредством сопоставимости со стандартами по строительству и промышленности строительных материалов, строительным законодательством и стандартами технического развития зарубежных стран.

4.5. Структура подсистемы (комплекса) норм расхода материалов определена исходы из единства целей, задач и объектов нормирования. В ее составе формируются комплексы взаимоувязанных норм расхода материалов следующих видов: элементные, усредненные и укрупненные.

По масштабу применения данные виды норм подразделяются на: федеральные (типовые), территориальные (региональные) и местные (фирменные).

Федеральные (типовые) нормы могут быть элементными, усредненными и укрупненными.

Территориальные (региональные) нормы могут быть усредненными и укрупненными.

Местные (фирменные) нормы могут быть элементными.

4.6 . Федеральная (типовая) элементная норма — это расход материалов, необходимый для производства единицы продукции или объема работ, учитывающий проектные характеристики материалов, их стандартное качество, типовые технологии изготовления продукции и производства строительно-монтажных работ на территории Российской Федерации.

Федеральная (типовая) элементная норма регламентирует расход материала в единице объема продукции (работ), обеспечивающий ему заданные свойства при рациональном использовании материала и оптимальных способах изготовления изделий и производства строительно-монтажных работ.

Федеральная (типовая) элементная норма содержит чистый расход материала и не включает отходы и потери, образующиеся при производстве, транспортировании и хранении.

Перечень федеральных (типовых) элементных норм приведен в приложении Б .

Местная (фирменная) элементная норма — это разработанный методами технического нормирования необходимый расход материала на производство единицы продукции или единицы объема работ заданного качества с учетом фактических характеристик материалов, технологий, условий изготовления изделий на конкретном заводе (полигоне) и производства подрядных работ в конкретной строительной организации.

Местная (фирменная) элементная норма состоит из чистой нормы расхода материалов и нормы трудноустранимых отходов и потерь, образующихся в пределах строительной площадки.

4.7. Федеральная (типовая) усредненная норма — это расход материалов, необходимый для производства единицы продукции или объема работ заданного проектом качества, рассчитанный по усредненным характеристикам качества материалов и технологическим условиям изготовления изделий и производства строительно-монтажных работ на территории Российской Федерации.

Федеральная (типовая) усредненная норма включает чистый расход и типовые нормы трудноустранимых отходов и потерь.

Перечень федеральных (типовых) усредненных норм приведен в приложении В .

Территориальная (региональная) усредненная норма — это расход материалов, необходимый для производства единицы продукции или объема работ заданного качества с учетом усредненных характеристик материалов, технологий и условий изготовления изделий и на производстве подрядных работ в данном регионе, территории, республике, крае, области.

Территориальная (региональная) усредненная норма состоит из чистой нормы и типовой нормы трудноустранимых отходов и потерь.

4.8. Федеральная (типовая) укрупненная норма — это расход материалов, необходимый для выполнения укрупненных видов работ, технологических этапов и пусковых комплексов, возведения зданий, сооружений или их частей, рассчитанный на единицу стоимости строительной продукции, единицу мощности, прироста мощности, на 1000 м 2 приведенной общей площади жилых зданий и другие показатели, выраженные в натуральных или приведенных показателях с учетом специфики отраслевой и внутриотраслевой принадлежности объектов строительства на территории Российской Федерации.

Федеральная (типовая) укрупненная норма включает расход материалов, определенный по федеральным (типовым) усредненным нормам с учетом типовых норм отходов и потерь, образующихся при транспортировании от поставщика до потребителя, а также расход материалов, необходимый для выполнения вспомогательных работ (ремонтных, эксплуатационных и др.).

Перечень федеральный (типовых) укрупненных норм приведен в приложении Г .

Территориальная (региональная) укрупненная норма — это расход материалов, необходимый для выполнения укрупненных видов, технологических и пусковых комплексов работ, возведения здания, сооружения или и частей, рассчитанный на единицу стоимости строительной продукции, единицу мощности, прироста мощности, на 1000 м 2 приведенной общей площади жилых зданий и другие показатели, выраженные в натуральных или приведенных показателях с учетом отраслевой и внутриотраслевой специфики объектов строительства, а также природно-климатических, экологических и других особенностей данного региона, территории, края, области.

Территориальная (региональная) укрупненная норма может быть сформирована либо посредством адаптации федеральной (типовой) укрупненной нормы к условиям данного региона, либо на основе региональных усредненных норм расхода материалов с учетом типовых норм отходов и потерь, образующихся при транспортировании от поставщика до потребителя, а также расхода материалов, необходимого для выполнения вспомогательных работ (ремонтных, эксплуатационных и др.).

4.9. Размерность норм расхода — единица измерения норм расхода сырья, материалов, изделий и конструкций — должна отвечать возможностям ее использования в организации и управлении строительным производством, статистической отчетности, бухгалтерском учете, других экономических расчетах и соответствовать применяемым единицам измерения ресурсов. При выборе единицы измерения нормы рекомендуется использовать единицы международной системы СИ: длина — в м, масса — в кг, объем — в м 3 , площадь — в м 2 . При разработке усредненных или укрупненных норм, наряду с указанными, можно использовать условные (приведенные) единицы измерения: черные металлы — в тоннах стали марки Ст3, цемент — в тоннах в пересчете на марку «400», лесоматериалы — в кубических метрах круглого леса, стеновые материалы — в тысячах штук условного кирпича, листы асбестоцементные — в тысячах штук условных плиток, трубы асбестоцементные и керамические — в метрах условных труб и т.д.

Единицы измерения объектов нормирования ( п. 4.3 ) должны в стоимостном или натуральном выражении соответствовать единицам измерения, использующимся при планировании, организации и управлении строительством исходя из инвестиционных циклов и уровней управления.

5. ПОРЯДОК И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ

5.1. Порядок разработки, согласования, принятия и применения норм расхода материалов, установленный настоящим СНиПом, является обязательным для разработчиков элементных, усредненных и укрупненных норм — федеральных (типовых), территориальных (региональных) и местных (фирменных).

5.2. Номенклатура объектов нормирования, материальных ресурсов и единиц измерения, по которым формируются федеральные (типовые) нормы, устанавливается Минстроем России.

Федеральные (типовые) нормы разрабатываются под методическим руководством и по заданию Минстроя России ведущими проектными, проектно-технологическими, научно-исследовательскими и другими организациями.

Федеральные (типовые) нормы принимаются (согласовываются) Минстроем России и рекомендуются к использованию на всей территории Российской Федерации.

5.3. Номенклатура объектов нормирования, материальных ресурсов и единиц измерения, по которым формируются территориальные нормы, устанавливается местной администрацией республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований или действующими на всей территории региона предприятиями и организациями независимо от форм собственности. Территориальные нормы разрабатываются по действующим типовым (федеральным) методикам с учетом местных условий по заданию администрации региона проектными, проектно-технологическими, научно — исследовательскими и другими организациями.

Территориальные нормы принимаются (согласовываются) в соответствии с действующим порядком и рекомендуются к использованию на территории данного региона.

5.4. Номенклатура объектов нормирования, материальных ресурсов и единиц измерения, по которым формируются местные нормы, устанавливается руководством строительно-монтажной организации, завода, фирмы, акционерного общества и т.п. Местные нормы разрабатываются по действующим типовым (федеральным) методикам с учетом фактических характеристик материалов, технологий, условий изготовления изделий и производства строительно-монтажных работ на конкретном заводе (полигоне) и в конкретной строительной организации.

Местные нормы утверждаются (согласовываются) руководством строительно-монтажной организации, завода, фирмы, акционерного общества и т.п. и рекомендуются к применению на данном предприятии и в организации.

5.5. В зависимости от вида норм (элементные, усредненные, укрупненные) могут применяться различные методы их нормирования.

При разработке элементных норм используется сочетание расчетно-аналитического и опытного методов. Расчетно-аналитическим методом рассчитывается расход материалов на единицу продукции по данным рабочих чертежей, конструкторских спецификаций, рецептур, технологических регламентов и т.п. Нормируемые величины трудноустранимых технологических отходов и потерь определяются на основе карт технологических процессов, технологических карт раскроя, согласования обработки, актов взвешивания заготовок и т.п. Условия проведения опытов должны быть наиболее типичными для данной технологии конкретного производства и максимально приближенными к условиям реализации.

При разработке усредненных и укрупненных норм используется в основном расчетно-аналитический метод в сочетании с отчетно-статистическим. При расчете указанным способом необходимо учитывать сопоставимость конструкций, технологий и организации производства, опыт передовых организаций, изменение структуры и ассортимента материалов с использованием данных об их фактических удельных расходах на единицу продукции или вид строительно-монтажных работ.

5.6. Нормы расхода материалов подлежат пересмотру по мере внедрения новых технологических процессов, повышения уровня организации строительного производства, изменения свойств и видов материалов, позволяющих уменьшить их расход на единицу продукции и вид строительно-монтажных работ.

6. СОДЕРЖАНИЕ, ПОСТРОЕНИЕ, ИЗЛОЖЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

6.1. Разработанные нормы и нормативные показатели расхода материальных ресурсов объединяются в сборники, и им присваивается соответствующий номер. Формы обложки и первой страницы нормативного документа по расходу материалов в строительстве приведены в приложениях Д , Е . Сборники норм и нормативов расхода материалов должны содержать техническую часть и таблицы норм.

Читайте также:  Гсс это в строительстве

6.2. Техническая часть должна состоять из разделов: «Общие указания», «Правила исчисления объемов работ» (или изделий) и «Коэффициенты к нормам».

В разделе «Общие указания» должны помещаться общие для сборника сведения о назначении и порядке применения норм. Запрещается помещать в этом разделе информацию, влияющую на размер норм.

В разделе «Правила исчисления объемов работ», кроме правил, могут приводиться при необходимости формулы и примеры расчетов.

В разделе «Коэффициенты к нормам» при необходимости могут помещаться коэффициенты, разработанные для сокращения количества аналогичных норм при изменении условий производства работ, технологии, замене материалов, приспособлений и т.п. При этом условия использования коэффициентов должны быть четко определены.

Пункты технической части должны иметь двойную нумерацию, состоящую из номера раздела и порядкового номера внутри раздела.

6.3. Таблицы норм должны иметь наименование, описание состава работ, измеритель и количественные показатели норм. Наименование таблицы должно обозначать процесс производства работ (изделий) и иметь самостоятельный законченный смысл. Не допускается присваивать одно наименование нескольким таблицам.

Заголовочная часть таблицы может формироваться из нескольких уровней по вертикали. На верхнем уровне помещается информация, общая для многих норм; на втором — для нескольких норм и т.д.; на последнем — для одной нормы. Последовательное соединение наименования таблицы и информации, помещенной в заголовочной части таблицы, при прочтении сверху вниз должно давать законченное и грамматически правильное наименование нормы.

В описании состава работ должен приводиться полный перечень основных операций. Если работа относится не ко всем нормам таблицы, то необходимо указывать номера граф, к которым она относится.

6.4. Измеритель должен относиться ко всем графам таблицы и содержать единицу измерения, множитель и поясняющий текст.

6.5. Наименование и единица измерения материала должны совпадать с наименованием и единицей измерения, предусмотренными Классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП).

6.6. Каждая графа таблицы должна включать нормы по конкретному варианту выполнения данного вида работ (изделия), а таблица в целом — объединять однородные нормы. Не рекомендуется объединять в одну таблицу нормы на разные виды работ (изделий) или нормы, имеющие разные измерители. Не следует под таблицами помещать примечания, содержащие информацию, влияющую на размер норм.

6.7. В сборниках таблицы норм рекомендуется объединять в разделы и подразделы. Каждый раздел и подраздел должен иметь номер и наименование. Разделы должны нумероваться в пределах сборника, а подразделы — в пределах раздела. Наименование подраздела должно конкретизировать наименование раздела, не повторяя его.

6.8. Нумерация разделов и таблиц норм ведется в целом по сборнику сквозным методом, а страниц — от титульного листа, являющегося первой страницей, без проставления на нем номера. Каждый сборник должен иметь оглавление.

7. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

7.1. Нормы и нормативные показатели расхода материалов в строительстве применяются в пределах установленной каждым документов области в соответствии с положениями, предусмотренными настоящим СНиПом.

7.2. Обязательные положения и требования настоящих строительных норм и правил подлежат применению всеми органами управления, предприятиями и организациями независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, включая общественные и иные организации, совместные предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами. Разрешение на отступления от обязательных требований настоящего СНиПа в обоснованных случаях дает Минстрой России в установленном порядке.

7.3. Рекомендательные положения данного СНиПа применяются по усмотрению исполнителя (разработчика норм) или потребителя (заказчика). После согласования этих положений в установленном порядке они являются обязательными как для исполнителя, так и для заказчика.

7.4. Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение обязательных требований и правильность применения положений настоящего СНиПа в соответствии с действующим законодательством.

Приложение А

ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Определенное количество продукции в единицах измерения массы, объема, площади, длины, стоимости

Номенклатура материальных ресурсов

Упорядоченный перечень наименований сырья и материалов

Норма расхода материальных ресурсов

Количество материальных ресурсов, необходимое для производства единицы продукции (работ)

Нормативы материальных ресурсов

Поэлементные составляющие норм расхода сырья и материалов

Вид продукции или работ, на производство которых определяется норма или норматив расхода ресурсов

Способ разработки норм, нормативов или нормативных показателей расхода ресурсов

Количество материалов, необходимое для производства единицы продукции (работ) без учета всех видов отходов и потерь

Остатки сырья и материалов, образующиеся в процессе превращения (переработки) исходных материалов в готовую продукцию, если они не могут быть использованы в процессе изготовления этой продукции

Отходы технологические трудноустранимые

Отходы, возникновение которых обусловлено техническим уровнем технологического оборудования и качественными характеристиками сырья и материалов

Отходы технологические устранимые

Отходы, возникающие при нарушении технологической дисциплины, требований стандартов и т.п.

Часть сырья, материалов, которая утрачивается в процессе производства продукции (работ)

Потери технологические трудноустранимые

Неизбежные потери, зависящие от технического уровня и состояния оборудования, а также качественных характеристик материалов

Потери технологические устранимые

Потери, вызванные отступлением от установленных рецептур, технологий, требований стандартов и технических условий по качеству сырья и материалов

Источник: files.stroyinf.ru

Нормирование расхода и запаса ресурсов, организация обеспечения ими строительства

Существующие нормы и показатели экономного использования материальных ресурсов определяют максимально допустимый их расход на выполнение отдельных видов строительных работ или на возведение объектов в целом.

Для определения потребности и планирования материально-технического обеспечения строительства используются нормы расхода отдельных видов материалов на 1 миллион рублей сметной стоимости СМР, производственные нормы использования ресурсов в строительном производстве; показатели удельного расхода стоимости материальных ресурсов по отдельным видам работ, строительным объектам и их очередям.

Норма расхода материалов на 1 миллион рублей сметной стоимости строительно-монтажных работ — это укрупненный показатель использования ресурсов. Однако ни отраслевые, ни сметные нормы расхода материальных ресурсов в условном исчислении не учитывают местных условий строительства. Поэтому на строительных площадках действуют производственные нормы расхода материалов, которые более точно определяют предельно допустимый уровень затрат материалов и изделий в натуральном выражении для производства единицы готовой продукции или выполнения определенного объема работ.

Нормы расхода ресурсов подразделяются на два вида:

· нормы, определяющие расход основных материалов;

· нормы, определяющие расход вспомогательных материалов.

Нормы расхода основных материалов пересматриваются по мере совершенствования технологии строительно-монтажных работ. Это первичные нормы, которые разрабатываются на соответствующие виды общестроительных работ. Согласно производственным нормам отпускаются материалы строительным участкам, бригадам, рабочим. Их применяют для выявления экономии или перерасхода материалов.

Однако данные нормы не учитывают потерь материалов при их транспортировке от поставщиков до приобъектных складов строительства, при погрузочно-разгрузочных работах и хранении материалов на складах.

Контроль за расходованием материалов осуществляется на основе сопоставления фактического их расхода (в единицах массы, объема, штуках и др.) с установленным по производственным нормам.

Нормы расхода вспомогательных материалов устанавливаются на: топливо и электроэнергию; опалубочные доски, плиты, трубы и др., а также на малоценные и быстроизнашивающиеся средства труда.

Производственные нормы расхода материальных ресурсов подразделяются по качественному признаку их разработки на:

· опытные для вновь вводимых изделий.

Технико-экономически обоснованные нормы устанавливают максимально допустимый расход материалов для определенного вида работ с учетом прогрессивной технологии и организации производства и труда.

Опытно-статистические нормы — это средние показатели расхода ресурсов, которые определяются на основе фактических показателей работы. Их применяют в основном для нормирования расходов вспомогательных материалов и быстроизнашивающихся средств труда.

На многие виды вспомогательных материалов устанавливаются нормативы затрат — удельные затраты ресурсов на единицу мощности, единицу изделия, вида строительных работ. В практику нормирования введен еще один показатель удельного расхода ресурсов — на стоимость объема строительно-монтажных работ.

Чем меньше данный показатель, тем выше показатель интенсификации расхода ресурсов в строительстве при сохранении цены на ресурсы, ассортимента и структуры строительно-монтажных работ.

Создание производственных запасов — это необходимое условие сбалансированного, стабильного обеспечения материальными ресурсами строительного производства. Основная задача создания запасов заключается в устранении неизбежных «перекосов» в движении материальных ресурсов от их производителя до строительных организаций.

Размеры запасов материальных ресурсов в строительных организациях зависят от объема строительно-монтажных работ районов строительства; технологии и организации строительного производства; наличия складских помещений и площадей; условий перевозки; способов складирования материалов и т.п.

Производственные запасы регулируются по номенклатуре, времени и месту их хранения; по видам норм запасов — индивидуальные, групповые, годовые (квартальные, месячные, дневные); по уровню управления строительством (трест, СМУ, ПМК, строительный участок); по функциям в процессе строительного производства — минимальные, средние, максимальные запасы; по сфере действия производственных запасов — нормы строительных организаций, государственные нормы планирования нормативных запасов.

Производственный запас — это максимально допустимый уровень запаса материальных ресурсов, которые должны обеспечить бесперебойную и ритмичную работу строительной организации по выполнению установленного объема строительно-монтажных работ.

Для определения норм производственных запасов установлены размеры текущего запаса (постоянное пополнение запасов материалов вследствие их производственного потребления) и минимальная суммарная норма подготовительного, технологического и гарантийного (страхового) запасов по каждому виду материальных ресурсов или по их группам.

В особых условиях строительства дополнительно создаются сезонные (вследствие территориальных условий размещения объектов строительства и поставщиков материалов) запасы ресурсов и комплектовочный их запас.

Текущий запас (запасы сырья, материалов и изделий различных видов) служит для обеспечения непрерывности строительного производства в интервалах между двумя следующими одна за другой поставками материальных ресурсов.

Исходными данными для расчета являются суточное потребление ресурсов определенного вида и интервал времени между двумя смежными поставками. Например, среднесуточное потребление цемента составляет 10т, интервал поставки — 10 дней, тогда для выполнения экономической функции запаса потребуется средний объем поставки в 100 т (10×10).

Гарантийный запас по каждому виду основных материалов предназначается для обеспечения строительного производства на случай возможных перебоев в снабжении или колебаний в объеме строительно-монтажных работ.

Норма гарантийного запаса устанавливается в размере 50% текущего запаса соответствующих видов материалов. Однако она может быть увеличена сверх этого размера, если отдельные виды материалов потребляются непрерывно и в больших количествах, а интервалы между поставками составляют от 1 до 5 дней.

Гарантийный запас не устанавливается при поставках основных материалов со складов местных территориальных снабженческих баз, а также при поставках местными подсобными производствами и промышленными предприятиями.

Подготовительный запас создается для работы строительной организации в период подготовки материалов к использованию и доставки к рабочим местам. Этот запас при нормировании подразделяется на две части: обычную и специальную. Специальная часть подготовительного запаса образуется в связи с тем, что многие виды материалов перед запуском в строительное производство должны пройти специальные дополнительные операции (сушку, пропитку, нанесение антикоррозионного покрытия и т.д.).

Обычный подготовительный запас принимается, как правило, равным одному дню. В него включается время на приемку, разгрузку, сортировку, развозку, складирование, лабораторный анализ.

Комплектовочный запас учитывает время, необходимое для создания соответствующих строительных комплектов и их монтажа. Норма запаса материальных ресурсов при комплектации составляет половину суммарной продолжительности комплектации и монтажа узлов.

Правильное определение нормативных запасов имеет существенное экономическое значение. Излишки запасов ведут к снижению оборачиваемости оборотных средств и омертвлению материальных ценностей.

При расчете потребности в материалах учитывается их убыль: усушка и выветривание содержащейся в материалах влаги; утечка и разлив жидкостей, просачивание их через тару или в нее; раструска и распыление при погрузочно-разгрузочных работах; бой изделий. Нормы естественной убыли материалов могут быть снижены при использовании современной упаковки, внедрении современной тары, контейнеризации, улучшении условий транспортирования, хранения и отпуска материалов потребителям.

Основной формой поставки средств производства является отпуск их со склада. При оформлении договорных отношений необходимо учитывать: вид материала, объем поставки, требования по качеству, сроки поставки, условия поставки, надбавки и скидки к цене, виды и сроки платежа, особые условия поставок и договорные санкции.

Экономически обоснованное управление материальными ресурсами строительства осуществляется при помощи экономико-математического моделирования и ЭВМ. Это дает возможность оптимизировать потребность в материальных ресурсах, объемы их поставок, интервалы времени между смежными поставками и т.п. Математические модели позволяют установить границы эффективности организации централизованного содержания запасов в стационарных складах и на складах строительных участков. Децентрализованное управление ресурсами на складах строительных участков менее эффективно. Его следует применять в том случае, когда расходы на перемещение материалов от центральных складов на строительные участки больше, чем на их доставку и хранение на приобъектных складах.

При расчетах МТО определяется общая потребность организаций в материальных и энергетических ресурсах, необходимых для годовой производственной программы, объем поставок их на объекты строительства в зависимости от форм снабжения (транзитом или с производственно-комплектовочной базы), устанавливаются объем и сроки поставок материальных ресурсов в комплектах, а также в контейнерах и пакетах.

Основой материально-технического обеспечения являются пообъектные расчеты. Годовую потребность треста в материальных ресурсах определяют суммированием потребности в ресурсах на отдельные объекты, включенные во внутрипостроечные титульные списки планируемого года. Расчет потребности в материалах на изготовление подсобными производствами конструкций, изделий и деталей составляется раздельно от расчета потребности на выполнение строительно-монтажных работ.

При этом используются технологические карты на производство работ, содержащие данные о материалах и конструкциях, которые необходимы для выполнения организационно-технологического комплекса работ.

Источник: studbooks.net

СНиП 82-01-95 Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве. Основные положения

1. Разработаны Главным управлением совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Минстроя России, Государственным предприятием «Туластройпроект» и Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления строительством (ЦНИИЭУС) Минстроя России.

Внесены Главным управлением совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Минстроя России.

2. Приняты и введены в действие Постановлением Минстроя России от 20.06.95 № 18-60.

3. Взамен СНиП 5.01.18-86 «Положение о производственном нормировании расхода материалов в строительстве».

1. Область применения . 2

2. Нормативные ссылки . 3

3. Определения . 3

4. Основные цели, принципы и структура подсистемы (комплекса) 3

5. Порядок и методы разработки норм расхода материалов . 6

6. Содержание, построение, изложение и оформление норм расхода материалов в строительстве . 7

7. Применение норм расхода материалов в строительстве . 8

Приложение А. Термины и их определения . 8

Приложение Б. Перечень федеральных (типовых) элементных норм .. 9

Приложение В. Перечень федеральных (типовых) усредненных норм .. 9

Приложение Г. Перечень федеральных (типовых) укрупненных норм .. 10

Приложение Д. Форма обложки нормативного документа по расходу материалов в строительстве . 11

Приложение Е. Форма первой страницы нормативного документа по расходу материалов в строительстве . 11

ВВЕДЕНИЕ

Строительные нормы и правила (СНиП 82-01-95) «Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве. Основные положения» разработаны в соответствии с новыми экономическими условиями и действующими в России законодательством и нормативными актами федеральных органов Российской Федерации.

Читайте также:  Кому льготы на строительства

СНиП 82-01-95 разработан в соответствии с общей Системой нормативных документов (п. 82 прил. Б СНиП 10-01-94) и устанавливает подсистему (комплекс) норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве, а также состав, основные методологические положения, порядок разработки, пересмотра норм и нормативов и области их применения. Подсистема (комплекс) формируется как открытая для дальнейшего развития и для создания норм и нормативов расхода материалов, разрабатываемых на общей методической и технической основе. Нормативные документы, детализирующие, развивающие и дополняющие данный СНиП, должны выпускаться в виде СНиП, СП, РДС и других нормативных документов и вводиться в действие соответствующими решениями Минстроя России.

Министерства и другие центральные органы федеральной исполнительной власти, местная администрация республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, акционерные общества, строительные концерны и ассоциации в соответствии с предоставленными им правами могут разрабатывать методические документы, нормы, нормативы и нормативные показатели по расходу материальных ресурсов, отражающие социальные и природно-климатические особенности территорий, специфику отдельных отраслей, производств и видов строительно-монтажных работ. При этом создаваемые методические документы, нормы, нормативы и нормативные показатели должны отвечать требованиям настоящего СНиП, содержать эксплуатационные характеристики строительных материалов, изделий и конструкций, основанные на требованиях потребителя в соответствии с областью их применения и использоваться по согласованию между участниками инвестиционного процесса.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ И НОРМАТИВОВ РАСХОДА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

NORMS OF MATERIALS USAGE FOR CONSTRUCTION INDUSTRY BASIC PRINCIPLES

Дата введения 1996-01-01

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие нормы и правила по разработке и применению норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве определяют основные цели, принципы, общую структуру подсистемы (комплекса) норм и нормативов расхода материалов, требования к видам норм и области их применения.

СНиП 82-01-95 разработан в развитие и дополнение СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».

Положения настоящего документа обязательны для органов управления, предприятий, организаций и объединений независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности. Для организаций, осуществляющих разработку норм и нормативов расхода материалов в строительстве, соблюдение положений разделов 4, 5, 6 и п. 7.2 настоящего СНиП является обязательным.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящих нормах и правилах использованы положения следующих документов:

ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения».

ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов».

ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению к содержанию стандартов».

СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящих строительных нормах и правилах применены термины в соответствии с приложением А, ГОСТ Р 1.0 и СНиП 10-01-94.

4. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА ПОДСИСТЕМЫ (КОМПЛЕКСА)

4.1. Подсистема (комплекс) норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве 1 представляет собой совокупность взаимоувязанных методической основой, правила разработки, обновления и применения норм и нормативов расхода материалов, необходимого для производства строительной продукции, исходя из структуры управления строительством и стадий инвестиционного цикла на территории Российской Федерации.

1 В дальнейшем — подсистема (комплекс) норм расхода материалов.

4.2. Подсистема (комплекс) норм расхода материалов направлена на решение стоящих перед строительством задач с целью обеспечения:

соответствия строительных материалов, конструкций и изделий своему назначению, безопасности в процессе их производства и эксплуатации в различных условиях при выполнении экономических и общетехнических требований;

разработки и применения норм расхода материалов, позволяющих при оптимальной технологии получать строительную продукцию заданного качества с минимальными затратами;

контроля за использованием государственных и других инвестиций в строительстве;

рассмотрения в арбитражных судах и других инстанциях спорных вопросов между заказчиками и подрядчиками;

методического единства разработки и применения подсистемы (комплекса) норм расхода материалов, позволяющего осуществлять привязку федеральных (типовых) норм в конкретных условиях производства с целью создания на их основе региональных, местных и других норм расхода материалов.

4.3. Объектами нормирования в подсистеме (комплексе) норм расхода материалов являются: единица объема работ; укрепленные и усредненные единицы строительной продукции; здания, сооружения и объекты строительства; виды строительных, специальных строительных и монтажных работ; единицы мощности, прироста мощности и другие единицы измерения строительной продукции.

4.4. Подсистема (комплекс) норм расхода материалов в строительстве построена на принципах прогрессивности, научно — технической обоснованности и взаимодействия с государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации.

Прогрессивность норм обеспечивается путем отражения в них тенденций снижения материалоемкости единицы продукции или единицы объема работ и ориентации пользователя на рациональное использование сырьевых ресурсов, расширение применения материалов — заменителей и вторичных ресурсов.

Научно-техническая обоснованность определяется максимальным отражением в нормах достижений в области техники, технологии, организации производства материалов, конструкций и изделий, методах ведения строительно-монтажных работ, а также современных способов их проектирования.

Взаимодействие с государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации осуществляется посредством сопоставимости со стандартами по строительству и промышленности строительных материалов, строительным законодательством и стандартами технического развития зарубежных стран.

4.5. Структура подсистемы (комплекса) норм расхода материалов определена исходы из единства целей, задач и объектов нормирования. В ее составе формируются комплексы взаимоувязанных норм расхода материалов следующих видов: элементные, усредненные и укрупненные.

По масштабу применения данные виды норм подразделяются на: федеральные (типовые), территориальные (региональные) и местные (фирменные).

Федеральные (типовые) нормы могут быть элементными, усредненными и укрупненными.

Территориальные (региональные) нормы могут быть усредненными и укрупненными.

Местные (фирменные) нормы могут быть элементными.

4.6 . Федеральная (типовая) элементная норма — это расход материалов, необходимый для производства единицы продукции или объема работ, учитывающий проектные характеристики материалов, их стандартное качество, типовые технологии изготовления продукции и производства строительно-монтажных работ на территории Российской Федерации.

Федеральная (типовая) элементная норма регламентирует расход материала в единице объема продукции (работ), обеспечивающий ему заданные свойства при рациональном использовании материала и оптимальных способах изготовления изделий и производства строительно-монтажных работ.

Федеральная (типовая) элементная норма содержит чистый расход материала и не включает отходы и потери, образующиеся при производстве, транспортировании и хранении.

Перечень федеральных (типовых) элементных норм приведен в приложении Б.

Местная (фирменная) элементная норма — это разработанный методами технического нормирования необходимый расход материала на производство единицы продукции или единицы объема работ заданного качества с учетом фактических характеристик материалов, технологий, условий изготовления изделий на конкретном заводе (полигоне) и производства подрядных работ в конкретной строительной организации.

Местная (фирменная) элементная норма состоит из чистой нормы расхода материалов и нормы трудноустранимых отходов и потерь, образующихся в пределах строительной площадки.

4.7. Федеральная (типовая) усредненная норма — это расход материалов, необходимый для производства единицы продукции или объема работ заданного проектом качества, рассчитанный по усредненным характеристикам качества материалов и технологическим условиям изготовления изделий и производства строительно-монтажных работ на территории Российской Федерации.

Федеральная (типовая) усредненная норма включает чистый расход и типовые нормы трудноустранимых отходов и потерь.

Перечень федеральных (типовых) усредненных норм приведен в приложении В.

Территориальная (региональная) усредненная норма — это расход материалов, необходимый для производства единицы продукции или объема работ заданного качества с учетом усредненных характеристик материалов, технологий и условий изготовления изделий и на производстве подрядных работ в данном регионе, территории, республике, крае, области.

Территориальная (региональная) усредненная норма состоит из чистой нормы и типовой нормы трудноустранимых отходов и потерь.

4.8. Федеральная (типовая) укрупненная норма — это расход материалов, необходимый для выполнения укрупненных видов работ, технологических этапов и пусковых комплексов, возведения зданий, сооружений или их частей, рассчитанный на единицу стоимости строительной продукции, единицу мощности, прироста мощности, на 1000 м 2 приведенной общей площади жилых зданий и другие показатели, выраженные в натуральных или приведенных показателях с учетом специфики отраслевой и внутриотраслевой принадлежности объектов строительства на территории Российской Федерации.

Федеральная (типовая) укрупненная норма включает расход материалов, определенный по федеральным (типовым) усредненным нормам с учетом типовых норм отходов и потерь, образующихся при транспортировании от поставщика до потребителя, а также расход материалов, необходимый для выполнения вспомогательных работ (ремонтных, эксплуатационных и др.).

Перечень федеральный (типовых) укрупненных норм приведен в приложении Г.

Территориальная (региональная) укрупненная норма — это расход материалов, необходимый для выполнения укрупненных видов, технологических и пусковых комплексов работ, возведения здания, сооружения или и частей, рассчитанный на единицу стоимости строительной продукции, единицу мощности, прироста мощности, на 1000 м 2 приведенной общей площади жилых зданий и другие показатели, выраженные в натуральных или приведенных показателях с учетом отраслевой и внутриотраслевой специфики объектов строительства, а также природно-климатических, экологических и других особенностей данного региона, территории, края, области.

Территориальная (региональная) укрупненная норма может быть сформирована либо посредством адаптации федеральной (типовой) укрупненной нормы к условиям данного региона, либо на основе региональных усредненных норм расхода материалов с учетом типовых норм отходов и потерь, образующихся при транспортировании от поставщика до потребителя, а также расхода материалов, необходимого для выполнения вспомогательных работ (ремонтных, эксплуатационных и др.).

4.9. Размерность норм расхода — единица измерения норм расхода сырья, материалов, изделий и конструкций — должна отвечать возможностям ее использования в организации и управлении строительным производством, статистической отчетности, бухгалтерском учете, других экономических расчетах и соответствовать применяемым единицам измерения ресурсов. При выборе единицы измерения нормы рекомендуется использовать единицы международной системы СИ: длина — в м, масса — в кг, объем — в м 3 , площадь — в м 2 . При разработке усредненных или укрупненных норм, наряду с указанными, можно использовать условные (приведенные) единицы измерения: черные металлы — в тоннах стали марки Ст3, цемент — в тоннах в пересчете на марку «400», лесоматериалы — в кубических метрах круглого леса, стеновые материалы — в тысячах штук условного кирпича, листы асбестоцементные — в тысячах штук условных плиток, трубы асбестоцементные и керамические — в метрах условных труб и т.д.

Единицы измерения объектов нормирования ( п. 4.3) должны в стоимостном или натуральном выражении соответствовать единицам измерения, использующимся при планировании, организации и управлении строительством исходя из инвестиционных циклов и уровней управления.

5. ПОРЯДОК И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ

5.1. Порядок разработки, согласования, принятия и применения норм расхода материалов, установленный настоящим СНиПом, является обязательным для разработчиков элементных, усредненных и укрупненных норм — федеральных (типовых), территориальных (региональных) и местных (фирменных).

5.2. Номенклатура объектов нормирования, материальных ресурсов и единиц измерения, по которым формируются федеральные (типовые) нормы, устанавливается Минстроем России.

Федеральные (типовые) нормы разрабатываются под методическим руководством и по заданию Минстроя России ведущими проектными, проектно-технологическими, научно-исследовательскими и другими организациями.

Федеральные (типовые) нормы принимаются (согласовываются) Минстроем России и рекомендуются к использованию на всей территории Российской Федерации.

5.3. Номенклатура объектов нормирования, материальных ресурсов и единиц измерения, по которым формируются территориальные нормы, устанавливается местной администрацией республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований или действующими на всей территории региона предприятиями и организациями независимо от форм собственности. Территориальные нормы разрабатываются по действующим типовым (федеральным) методикам с учетом местных условий по заданию администрации региона проектными, проектно-технологическими, научно — исследовательскими и другими организациями.

Территориальные нормы принимаются (согласовываются) в соответствии с действующим порядком и рекомендуются к использованию на территории данного региона.

5.4. Номенклатура объектов нормирования, материальных ресурсов и единиц измерения, по которым формируются местные нормы, устанавливается руководством строительно-монтажной организации, завода, фирмы, акционерного общества и т.п. Местные нормы разрабатываются по действующим типовым (федеральным) методикам с учетом фактических характеристик материалов, технологий, условий изготовления изделий и производства строительно-монтажных работ на конкретном заводе (полигоне) и в конкретной строительной организации.

Местные нормы утверждаются (согласовываются) руководством строительно-монтажной организации, завода, фирмы, акционерного общества и т.п. и рекомендуются к применению на данном предприятии и в организации.

5.5. В зависимости от вида норм (элементные, усредненные, укрупненные) могут применяться различные методы их нормирования.

При разработке элементных норм используется сочетание расчетно-аналитического и опытного методов. Расчетно-аналитическим методом рассчитывается расход материалов на единицу продукции по данным рабочих чертежей, конструкторских спецификаций, рецептур, технологических регламентов и т.п. Нормируемые величины трудноустранимых технологических отходов и потерь определяются на основе карт технологических процессов, технологических карт раскроя, согласования обработки, актов взвешивания заготовок и т.п. Условия проведения опытов должны быть наиболее типичными для данной технологии конкретного производства и максимально приближенными к условиям реализации.

При разработке усредненных и укрупненных норм используется в основном расчетно-аналитический метод в сочетании с отчетно-статистическим. При расчете указанным способом необходимо учитывать сопоставимость конструкций, технологий и организации производства, опыт передовых организаций, изменение структуры и ассортимента материалов с использованием данных об их фактических удельных расходах на единицу продукции или вид строительно-монтажных работ.

5.6. Нормы расхода материалов подлежат пересмотру по мере внедрения новых технологических процессов, повышения уровня организации строительного производства, изменения свойств и видов материалов, позволяющих уменьшить их расход на единицу продукции и вид строительно-монтажных работ.

6. СОДЕРЖАНИЕ, ПОСТРОЕНИЕ, ИЗЛОЖЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

6.1. Разработанные нормы и нормативные показатели расхода материальных ресурсов объединяются в сборники, и им присваивается соответствующий номер. Формы обложки и первой страницы нормативного документа по расходу материалов в строительстве приведены в приложениях Д, Е. Сборники норм и нормативов расхода материалов должны содержать техническую часть и таблицы норм.

6.2. Техническая часть должна состоять из разделов: «Общие указания», «Правила исчисления объемов работ» (или изделий) и «Коэффициенты к нормам».

В разделе «Общие указания» должны помещаться общие для сборника сведения о назначении и порядке применения норм. Запрещается помещать в этом разделе информацию, влияющую на размер норм.

В разделе «Правила исчисления объемов работ», кроме правил, могут приводиться при необходимости формулы и примеры расчетов.

В разделе «Коэффициенты к нормам» при необходимости могут помещаться коэффициенты, разработанные для сокращения количества аналогичных норм при изменении условий производства работ, технологии, замене материалов, приспособлений и т.п. При этом условия использования коэффициентов должны быть четко определены.

Пункты технической части должны иметь двойную нумерацию, состоящую из номера раздела и порядкового номера внутри раздела.

6.3. Таблицы норм должны иметь наименование, описание состава работ, измеритель и количественные показатели норм. Наименование таблицы должно обозначать процесс производства работ (изделий) и иметь самостоятельный законченный смысл. Не допускается присваивать одно наименование нескольким таблицам.

Читайте также:  Ипотека на строительство дома если есть земельный участок

Заголовочная часть таблицы может формироваться из нескольких уровней по вертикали. На верхнем уровне помещается информация, общая для многих норм; на втором — для нескольких норм и т.д.; на последнем — для одной нормы. Последовательное соединение наименования таблицы и информации, помещенной в заголовочной части таблицы, при прочтении сверху вниз должно давать законченное и грамматически правильное наименование нормы.

В описании состава работ должен приводиться полный перечень основных операций. Если работа относится не ко всем нормам таблицы, то необходимо указывать номера граф, к которым она относится.

6.4. Измеритель должен относиться ко всем графам таблицы и содержать единицу измерения, множитель и поясняющий текст.

6.5. Наименование и единица измерения материала должны совпадать с наименованием и единицей измерения, предусмотренными Классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП).

6.6. Каждая графа таблицы должна включать нормы по конкретному варианту выполнения данного вида работ (изделия), а таблица в целом — объединять однородные нормы. Не рекомендуется объединять в одну таблицу нормы на разные виды работ (изделий) или нормы, имеющие разные измерители. Не следует под таблицами помещать примечания, содержащие информацию, влияющую на размер норм.

6.7. В сборниках таблицы норм рекомендуется объединять в разделы и подразделы. Каждый раздел и подраздел должен иметь номер и наименование. Разделы должны нумероваться в пределах сборника, а подразделы — в пределах раздела. Наименование подраздела должно конкретизировать наименование раздела, не повторяя его.

6.8. Нумерация разделов и таблиц норм ведется в целом по сборнику сквозным методом, а страниц — от титульного листа, являющегося первой страницей, без проставления на нем номера. Каждый сборник должен иметь оглавление.

7. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

7.1. Нормы и нормативные показатели расхода материалов в строительстве применяются в пределах установленной каждым документов области в соответствии с положениями, предусмотренными настоящим СНиПом.

7.2. Обязательные положения и требования настоящих строительных норм и правил подлежат применению всеми органами управления, предприятиями и организациями независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, включая общественные и иные организации, совместные предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами. Разрешение на отступления от обязательных требований настоящего СНиПа в обоснованных случаях дает Минстрой России в установленном порядке.

7.3. Рекомендательные положения данного СНиПа применяются по усмотрению исполнителя (разработчика норм) или потребителя (заказчика). После согласования этих положений в установленном порядке они являются обязательными как для исполнителя, так и для заказчика.

7.4. Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение обязательных требований и правильность применения положений настоящего СНиПа в соответствии с действующим законодательством.

Приложение А

ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Определенное количество продукции в единицах измерения массы, объема, площади, длины, стоимости

Номенклатура материальных ресурсов

Упорядоченный перечень наименований сырья и материалов

Норма расхода материальных ресурсов

Количество материальных ресурсов, необходимое для производства единицы продукции (работ)

Нормативы материальных ресурсов

Поэлементные составляющие норм расхода сырья и материалов

Вид продукции или работ, на производство которых определяется норма или норматив расхода ресурсов

Способ разработки норм, нормативов или нормативных показателей расхода ресурсов

Количество материалов, необходимое для производства единицы продукции (работ) без учета всех видов отходов и потерь

Остатки сырья и материалов, образующиеся в процессе превращения (переработки) исходных материалов в готовую продукцию, если они не могут быть использованы в процессе изготовления этой продукции

Отходы технологические трудноустранимые

Отходы, возникновение которых обусловлено техническим уровнем технологического оборудования и качественными характеристиками сырья и материалов

Отходы технологические устранимые

Отходы, возникающие при нарушении технологической дисциплины, требований стандартов и т.п.

Часть сырья, материалов, которая утрачивается в процессе производства продукции (работ)

Потери технологические трудноустранимые

Неизбежные потери, зависящие от технического уровня и состояния оборудования, а также качественных характеристик материалов

Потери технологические устранимые

Потери, вызванные отступлением от установленных рецептур, технологий, требований стандартов и технических условий по качеству сырья и материалов

Источник: gosthelp.ru

Расход ресурсов в строительстве

В одной из предыдущих статей мы говорили о проблемном трио строительства. А именно: сроках, ресурсах и финансовом планировании. Напомним, что более активный акцент мы делали как раз на проблему сроков. Говорили о том, какую дату можно считать критической, а какую нет (применительно к ведению строительных работ). Рассуждали на тему того, как можно заблаговременно влиять на ситуацию.

Как не дожидаться аврального бума, а сгладить проблему до перехода её в фазу, когда «менять что-то поздно».
В рамках данного материала хотелось бы коснуться второй (не по значимости, а по счёту) проблемы ресурсов и материалов. Это, пожалуй, самая «мутная» часть строительства. Нецелевое использование ресурсов, работа с часто необоснованно выбранными поставщиками, халатность, да и просто стечение обстоятельств – вот те негативные моменты, которые в ресурсном планировании встречаются сплошь и рядом.
И, естественно, все эти явно отрицательные аспекты влияют на прибыль строительной компании (в ряде случаев она могла бы быть гораздо выше). Происходит это в частности из-за повсеместного превышения затрат на ресурсы. Кстати, речи об экономии в данном случае не идёт. Экономить на ресурсах странно и нецелесообразно.

Ведь нельзя оклеить обоями только одну стену, а вторую оставить пустой, сэкономив так на ресурсах. Речь здесь о другом, а именно о нецелевом расходовании средств на ресурсы. Непредвиденные затраты на ресурсы (так их назвать будет лояльнее всего) также очень часто являются причиной несвоевременного получения денег, на которые строительная компания рассчитывает.

Деньги могут поступить и с опозданием, и не поступить вообще. Поскольку материалы и ресурсы – это статья строительства, которая является самой объёмной и значительной, то и внимание к ней нужно особое. Итак, что же строительной компании следует предпринять и какие инструменты использовать, чтобы затраты на ресурсы были целевыми и оправданными? Остановимся подробнее на этом.
Подробно о ресурсах и материалах
С одной стороны может показаться, что ничего сложного в учёте материалов в строительстве нет. Этот учёт ведётся в бухгалтерской программе. И, по всей видимости, учёт ведётся правильно – если налоговые органы не предъявляют никаких претензий. Кроме того, учёт материалов ведётся ещё и в складской программе.
Если говорить о бухгалтерском ПО, то учёт здесь ведётся постфактум, после завершения строительных работ (обычно, списание материалов происходит через несколько месяцев после их использования). В складской программе данные более оперативны: приход появляется в момент прихода, расход – в момент расхода.

Стоит заметить, что практически во всех строительных компаниях программа для складского учёта и бухгалтерская программа совмещены. Казалось бы, что наличие двух точек учёта гарантирует чёткое управление ресурсами. Тем не менее, практически все руководители строительных компаний заявляют о том, что проблем в учёте материалов масса. Связано это с тем, что ни в бухгалтерском ПО, ни в ПО для складского учёта есть только факты, но не планы.
Планы можно увидеть лишь в сметной программе и в графике производства работ. В результате, по смете строительная компания может ориентироваться на плановые затраты на объект и приступает к закупке материалов.

Но, в ряде случаев прорабы, например, закупают материалы самостоятельно, поскольку принято считать, что нецелесообразно из-за пары банок краски и пары килограммов гвоздей делать отдельную закупку. Удобнее, если прораб самостоятельно купит какие-то расходные материалы на ближайшем строительном рынке.

В результате, по итогам отчётного периода видно, что прораб эту краску и гвозди покупал каждый месяц. Почему так происходит? Бухгалтерия, сравнивая авансовый отчёт прораба со списком ресурсов, видит, что и краска, и гвозди в их перечне числились, а то, что эти материалы уже прошли по документам один или более раз, никто не сравнивает. Если же поднять авансовые отчёты, то можно убедиться, что именно из-за такой «мелочёвки» происходит существенный перерасход фондов.
Вторая проблема: прораб сообщает о том, что ему срочно нужны, условно говоря, дополнительные 50 мешков цемента. Он начинает приводить различные доводы в пользу дополнительного выделения ресурсов. Дать веские аргументы прорабу, как человеку опытному, несложно. Обычно, руководству в силу объективной занятости некогда разбираться в причинах такого явления.

Соответственно, руководитель даёт распоряжение выделить прорабу либо деньги на покупку цемента, либо выделить сам цемент. Таким образом, когда строительная компания сдаёт объект, можно увидеть, что цемента израсходовано в несколько раз больше того количества, которое было указано в смете. Соответственно, затраты по объекту увеличились, а прибыль уменьшилась. Природу этого явления к моменту закрытия объекта или к моменту завершения квартала уже невозможно.
Третья проблема: прораб может оставить заявку на материалы по телефону. Снабженец примет эту заявку, а прораб, в свою очередь, оставит своему сменщику записку о том, что требуется некоторое количество дополнительных материалов. Причём, в записке этой он не укажет, что заказ уже принят. Соответственно, сменщик снова звонит снабженцу и оставляет заявку на покупку. В итоге, один и тот же материал просто по невнимательности покупается дважды.
Чтобы этого избежать, нужно, чтобы заявки от прораба сопоставлялись с планом и с данными о фактических отгрузках материалов. То есть, следует соотносить количество материалов с объёмом выполненных работ и тех работ, которые ещё предстоит завершить. Нужно ввести жёсткий контроль, чтобы нельзя было отгрузить материалы сверх плана. Естественно, ежедневный контроль в ручном режиме выполнять не получится, но для специализированной компьютерной программы это не проблема.
В итоге, можно сказать, что оторванность учёта работ от учёта ресурсов встречается сплошь и рядом. Между тем, один и тот же материал может быть необходим для разных строительных работ. То есть параллельно используется один и тот же материал. Но о каких-то работах прораб может не вспомнить, и тогда материалов будет не хватать, какие-то работы вопреки установленным срокам он может начать раньше и так далее.
Если коснуться вопроса подбора поставщиков, то за этим в строительных компаниях тоже никто не следит. И именно поэтому нередко материалы закупаются по неоптимальным ценам. Происходит это из года в год. А поставщиков так никто и не пересматривает.

Между тем, может случиться так, что появился новый поставщик, склад которого находится рядом со строительным объектом и, соответственно, не нужно тратить деньги на доставку материалов. Возможно, просто изменилась рыночная ситуация и поставщика необходимо поменять. Не исключено, что у нового поставщика цены на аренду техники, например, будут ниже и так далее.

Выбором поставщиков занимаются снабженцы, и проверить насколько обоснован выбор снабженца, невозможно. Стоит упомянуть и об агентских процентах, которые снабженец может получить от поставщика. Это непроверяемо. Следовательно, если рыночная ситуация никак не контролируется, то нельзя понять, насколько оптимальны цены, которые предлагает действующий поставщик.

Мониторинг прайс-листов необходим. Причём, произведён он должен быть в специализированной программе, которая может осуществить подбор поставщика автоматически на основании выгруженных в программу прайс-листов.
Практика показывает, что экономия в 5-10 % от стоимости материалов в смете может быть достигнута за счёт постоянного отслеживания цен и периодического подбора новых поставщиков. В формате строительного бизнеса 5-10% являются существенной экономией.
Итак, следует отметить, что, несмотря на наличие в строительных компаниях складской и бухгалтерской программы, обеспечить сопоставления факта и плана они не могут. Обе эти программы показывают факты, но не планы. Следовательно, управлять ресурсами, работами и всем строительным процессом в целом они никак не помогают. Жирную точку на этом ставить бы не хотелось. Дело здесь вовсе не в программах, а в том, что их используют для целей, для которых они предназначены мало.
В следующий раз мы поговорим о проблеме № 3, а именно, о финансовом планировании в строительстве. Следите за новыми материалами.

Источник: www.audit-it.ru

Расход ресурсов в строительстве

4.8

Нормативы расхода ресурсов Инструкция о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденная постановлением Минстройархитектуры от 18.11.2011 № 51 – нормативы, устанавливающие расход ресурсов в натуральном выражении, и нормативы, определяемые в процентном выражении, в т.ч. нормы общехозяйственных и общепроизводственных расходов, плановой прибыли, транспортных расходов.

Нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении (НРР) применяются при определении сметной стоимости строительства объектов и составлении сметной документации на строительство объектов, при этом они:

  1. разработаны на строительные, специальные, монтажные работы, выполняемые при возведении, реконструкции, реставрации, ремонте зданий и сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, благоустройстве территорий, на натуральный измеритель объемов работ и конструктивных элементов, объемы выполнения которых на объектах строительства определены на основании утвержденной в установленном порядке проектной документации с учетом:
    • усредненных условий и методов производства работ;
    • требований нормативных правовых актов, в т.ч. ТНПА;
    • правил организации строительства;
    • технических условий на выполнение работ и применение материалов, изделий, конструкций и оборудования и т.д.;
    • учитывают:
      • весь комплекс строительных процессов, необходимых для выполнения работ;
      • расходы на разгрузку материалов на приобъектном складе, горизонтальное и вертикальное перемещение материалов, изделий и конструкций от приобъектного склада до места укладки, монтажа или установки в проектное положение (за исключением отдельных случаев согласно технической части сборника);
      • расходы на перемещение материалов от места разборки до приобъектного склада (места складирования) при выполнении работ по разборке (замене) конструкций;
      • включают нормы расхода материалов, изделий и конструкций в натуральном выражении, нормы времени эксплуатации машин и механизмов в машино-часах, нормы затрат труда рабочих и машинистов в человеко-часах.

      Укрупненные НРР объединяют показатели нескольких нормативов расхода ресурсов в целях определения расхода ресурсов на комплекс работ.

      НРР в зависимости от органов (организаций), их утверждающих, подразделяются на:

      • общереспубликанские (разрабатываются организациями, уполномоченными Минстройархитектуры, и утверждаются Минстройархитектуры);
      • ведомственные (разрабатываются организациями, уполномоченными республиканскими органами государственного управления; согласованные с постоянно действующим или создаваемым на период разработки научно-техническим советом соответствующего республиканского органа государственного управления рассматриваются Межведомственной комиссией по ценообразованию в строительстве, образованной при Минстройархитектуры и Минэкономики, и утверждаются соответствующим республиканским органом государственного управления по согласованию с Минстройархитектуры);
      • производственные (утверждаемые организацией нормативы расхода ресурсов, разрабатываемые с учетом требований ТНПА, применяемых в строительстве, проектных решений, а также условий деятельности конкретной организации).

      Индивидуальные НРР разрабатываются в том случае, когда на работы, предусмотренные в проектной документации, в действующих сборниках НРР соответствующие нормы отсутствуют.

      Источник: smetnoedelo.by

      Рейтинг
      Загрузка ...