Однако проведение подобных работ является не только правом, но и обязанностью, возложенной на лиц, осуществляющих эксплуатацию строений и зданий, в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
Ухоженная и чистая территория — это не только красиво, но и безопасно. Так, правила противопожарного режима также предписывают уделять благоустройству территории особое внимание: регулярно убирать от мусора, не захламлять, и содержать в хорошем состоянии дороги и подъезды к зданиям.
Кроме того, обязательные мероприятия по благоустройству территории и озеленению предусматривают строительные нормы и правила. Нередко специальные распоряжения, обязывающие арендаторов и собственников привести в надлежащий вид территорию, выпускают и местные власти.
Согласно методическим рекомендациям, утвержденным Минрегионом России, под благоустройством территории понимается целый комплекс мероприятий по обеспечению безопасности, инженерной подготовке, устройству покрытий, освещению, озеленению и размещению объектов монументального искусства и малых архитектурных форм.
Сколько стоит построить дом под ключ. Показываю свои расходы на строительство каркасного дома!
Элементами же благоустройства территории являются технические, планировочные, конструктивные, декоративные устройства, различные виды оформления и оборудования, растительные компоненты, некапитальные нестационарные сооружения, наружная информация и реклама, используемые как его составные части.
Источник: melardi-studio.ru
Налог на прибыль: расходы по благоустройству
В процессе осуществления хозяйственной деятельности организациям нередко приходится осуществлять расходы, связанные с благоустройством территории организации. В связи с тем, что определение понятия «благоустройство территории» отсутствует в российском налоговом законодательстве, между сотрудниками налоговых органов и налогоплательщиками возникает немало споров по вопросам учета расходов на благоустройство в целях налогообложения прибыли организаций.
В статье мы расскажем, что принято понимать под расходами на благоустройство и можно ли учесть названные расходы в целях исчисления налога на прибыль.
Как мы отметили, определение понятия «благоустройство территории» отсутствует в действующем законодательстве, в связи с чем на практике налогоплательщикам и налоговым органам необходимо руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства. В Письме Минфина России от 4 декабря 2008 г. N 03-03-06/4/94 сказано, что под расходами в объекты внешнего благоустройства следует понимать расходы, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства территории организации.
Такие расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям, к ним относят асфальтирование, укладку тротуарной плитки, озеленение территории, разбивку газонов, клумб, установку ограждений, устройство стоянок для автотранспорта, скамей, фонтанов и так далее.
Комплексное благоустройство дачного участка от ЗЕМЛЕЧИСТ
Как вы помните, амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли в соответствии с п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) признается, в частности, имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Срок полезного использования имущества, признаваемого амортизируемым, должен быть более 12 месяцев, а первоначальная стоимость — более 20 000 руб.
Объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного финансирования, специализированные объекты судоходной обстановки) в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ, не подлежат амортизации.
Следовательно, в целях налогообложения прибыли капитальные расходы на их создание (приобретение) не учитываются. Как отмечено в Письмах Минфина России от 30 октября 2007 г. N 03-03-06/1/745, от 19 июня 2008 г. N 03-03-06/1/362, расходы на благоустройство территории текущего характера также не учитываются в целях налогообложения прибыли, так как не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, и, следовательно, не удовлетворяют критериям признания расходов, предусмотренным ст. 252 НК РФ.
Организация, строящая аквапарк, произвела работы по благоустройству территории, среди которых установка искусственных пальм, укладка искусственной травы, бетонирование площадок вокруг бассейнов, укладка тротуарной плитки, устройство малых архитектурных форм, установка декоративного освещения. В ответе на вопрос организации о том, можно ли начислять амортизацию по данным объектам, специалисты Минфина России в Письме от 30 января 2008 г. N 03-03-06/1/63 ответили, что все перечисленные в Письме объекты относятся к объектам внешнего благоустройства и, согласно пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ, не подлежат амортизации.
Осуществляя строительство объектов недвижимости, предназначенных для использования в торговле (магазинов, торговых центров, павильонов и так далее), организации, как правило, проводят работы по асфальтированию прилежащей территории, организации подъездных путей, парковок, погрузочно-разгрузочных площадок, по устройству внешнего освещения таких объектов. По мнению Минфина России, содержащемуся в Письме от 30 мая 2006 г. N 03-03-04/1/487, перечисленные объекты не подлежат амортизации в целях налогообложения прибыли организаций, поскольку относятся к объектам внешнего благоустройства.
Свое мнение специалисты Минфина России обосновали следующим. Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359, установлен перечень имущества, относимого к основным фондам. В соответствии с ОКОФ основными фондами являются производственные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг. Такие объекты внешнего благоустройства, как подъездные пути, погрузочно-разгрузочные площадки, парковки для транспорта, тротуары, пешеходные дорожки и так далее, по ОКОФ к основным фондам не относятся.
А если выполнение работ по благоустройству территории будет заложено в смете на строительство объекта недвижимости, можно ли учесть расходы на благоустройство в первоначальной стоимости объекта? Еще в 2005 г. Минфин России в Письме от 25 апреля 2005 г. N 03-03-01-04/1/201 в ответе на аналогичный вопрос ответил, что расходы на создание объектов внешнего благоустройства не учитываются в составе первоначальной стоимости объектов основных средств, а формируют первоначальную стоимость объектов внешнего благоустройства, которые в соответствии с положениями НК РФ являются самостоятельным амортизируемым имуществом, не подлежащим амортизации.
В составе расходов по благоустройству можно отдельно выделить расходы по озеленению территорий.
Расходы, связанные с озеленением территории земельного участка предприятия, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, о чем сказано в Письме Минфина России от 7 ноября 2007 г. N 03-03-06/1/777.
В Письме Минфина России от 25 мая 2007 г. N 03-03-06/1/309 высказана следующая позиция. Если озеленение территории непосредственно связано с созданием объекта недвижимости и работы по благоустройству проводятся до ввода объекта недвижимости в эксплуатацию, то такие расходы формируют первоначальную стоимость объекта строительства как расходы капитального характера.
Если благоустройство территории (озеленение), прилегающей к зданию, производится после сдачи объекта строительства в эксплуатацию, то расходы по благоустройству связаны с созданием объекта внешнего благоустройства, по которому в целях налогообложения прибыли начисление амортизации не производится.
Споры по поводу отнесения затрат на благоустройство территорий в состав расходов в целях налогообложения прибыли возникают между налоговыми органами и налогоплательщиками довольно часто. Налоговая инспекция при проведении проверки налогоплательщика выявила занижение налогооблагаемой базы, выразившееся в отнесении на расходы услуг непроизводственного характера, в частности, услуг по озеленению территории около административного здания.
Дело рассматривалось судами нескольких инстанций. Судом первой инстанции был сделан вывод о правомерности отнесения затрат на озеленение территории административного здания, при этом была сделана ссылка на пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.
В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 3 марта 2005 г. N А38-3082-5/412-2004 указано, что согласно названному подпункту к расходам могут быть отнесены затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Нормальные условия труда — это условия, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, расходы по озеленению цветников административного здания не связаны с вышеназванными требованиями, следовательно, ссылка суда на этот подпункт несостоятельна.
Довод организации о том, что п. 4.3 разд. IV Постановления Министерства труда Российской Федерации от 16 августа 2002 г. N 61 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства» предусмотрено, что территории, на которых расположены сети и сооружения водоснабжения и канализации, должны быть, в частности, озеленены, подлежит отклонению, поскольку из его содержания следует, что организация обязана озеленять территории, на которых расположены сами сети и сооружения водоснабжения, а не административное здание.
Совершенно иное решение принято Постановлением ФАС Московского округа от 23 ноября 2007 г. N КА-А40/12039-07 по делу N А40-1198/07-20-2. Судебные инстанции на основе материалов дела пришли к выводу, что произведенные налогоплательщиком затраты по благоустройству территории, прилегающей к зданию административно-бытового корпуса (озеленение), правомерно отнесены налогоплательщиком к расходам по восстановлению (ремонту). Суд указал, что спорные работы направлены на создание нормальных условий функционирования производственного объекта посредством восстановления разрушенной территории производственного здания.
Напомним, что согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Несмотря на то что расходы на благоустройство не учитываются в целях налогообложения прибыли, суды нередко встают на сторону налогоплательщиков, которые относят к расходам затраты на благоустройство территории, прилегающей к зданиям предприятий. В качестве примера приведем Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 декабря 2008 г. N А33-2943/08-Ф02-6659/08, А33-2943/08-Ф02-6656/08. Как следует из материалов дела, налогоплательщик отнес к расходам затраты на благоустройство прилегающей к зданиям территории. В подтверждение им были представлены договоры подряда. Основанием для непринятия налоговым органом заявленных расходов явилась экономическая необоснованность расходов.
В решении суда указано, что нормами ст. 270 НК РФ расходы на благоустройство не отнесены к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 366-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы негосударственного некоммерческого образовательного учреждения «Институт управления» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации» налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности, установленного ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Из положений п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» следует, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщиков, направленные на получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, — достоверны.
Представление в налоговый орган надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Поскольку в отношении первичных документов, подтверждающих затраты на благоустройство, налоговым органом претензий не заявлено, суд указал на необоснованность отказа в принятии расходов по затратам на благоустройство.
Объекты, созданные в соответствии с требованиями законодательства
Источник: www.pnalog.ru
Учет затрат на благоустройство территории вокруг занимаемого здания
По мнению налоговиков, расходы текущего характера на благоустройство территории не учитываются в целях налогообложения прибыли, поскольку не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Поэтому они не удовлетворяют критериям признания расходов, предусмотренным ст. 252 НК РФ, и исключаются из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Вместе с тем такая позиция не бесспорна. Разберем нормы законодательства и позицию проверяющих.
Н е секрет, что довольно часто основной целью налоговой проверки – как выездной, так и камеральной, является не аудит полноты начисления и своевременности перечисления налогов, а доначисление штрафных санкций. Сотрудники налоговых органов пытаются исключить из состава расходов те, которые, по их мнению, не могут уменьшить налогооблагаемую прибыль, равно как и отказать в праве на вычет принятых от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сумм так называемого «входящего» НДС. Иногда им это удается, иногда, наоборот, организация может доказать свою правоту. Одним из спорных вопросов до сих пор остается проблема затрат на благоустройство территории вокруг занимаемого организацией здания (как своего, так и арендованного).
Учитывать или нет?
Для начала обратимся к мнению чиновников (письма Минфина России от 27.01.2012 № 03-03-06/1/35, от 17.07.2012 № 03-03-06/2/81, от 03.08.2012 № 03-03-06/1/386). Финансисты отмечают, что в действующем законодательстве определение понятия «благоустройство территории» отсутствует, в связи с чем возможно руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства. Так, под расходами в объекты внешнего благоустройства понимаются расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точек зрения пространства на территории организации. Такие расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации. К ним относят, например, устройство дорожек, скамеек, посадку деревьев и кустарников, устройство газонов и т.д.
При этом, как отмечают сотрудники ведомства, в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ объекты внешнего благоустройства не подлежат амортизации. Следовательно, в целях налогообложения прибыли капитальные расходы на их создание (приобретение) не учитываются.
Расходы на благоустройство территории текущего характера также не учитываются в целях налогообложения прибыли, поскольку не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода и, следовательно, не удовлетворяют критериям признания расходов, предусмотренным ст. 252 НК РФ.
Однако с таким мнением чиновников можно поспорить. В подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ речь идет об объектах лесного или дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования либо других аналогичных объектов. Упор, на наш взгляд, следует сделать именно на источник финансирования – бюджет всех уровней.
Ну а если объект благоустройства создается за счет собственных средств коммерческой организации, то вышеуказанный подпункт применению уже не подлежит.
Благоустройство территории, на которой находится объект, не прихоть руководства, а соблюдение норм действующего законодательства.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В частности, на основании этого закона постановлением Главного государственного санитарного врача России от 25.09.2007 № 74 утверждена новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Согласно ей вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами (п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Требования к устройству санитарно-защитных зон устанавливаются применительно к виду производства. Так, территория предприятия должна быть озеленена, проезды и пешеходные дорожки иметь твердое покрытие (например, асфальтовое), которое в летнее время должно регулярно очищаться от пыли и поливаться водой, а в зимнее время – очищаться от снега и льда и посыпаться песком. Необходимо предусматривать устройство ливневой канализации (п. 2.7 Гигиенических требований к предприятиям производства строительных материалов и конструкций СанПиН 2.2.3.1385-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 11.06.2003 № 142).
Аналогичные нормы есть и в других гигиенических требованиях или правилах эксплуатации объектов. Таким образом, на основе вышесказанного можно прийти к выводу, что затраты на благоустройство непосредственно прилегающей к построенному объекту территории следует признать экономически обоснованными расходами, без осуществления которых организация не может в полной мере эксплуатировать объект.
Кстати, эту позицию в большинстве случаев поддерживают арбитражные суды (см. постановления ФАС Московского округа от 05.12.2012 по делу № А40-47856/10-107-250, Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 № 09АП-17354/2014 по делу № А40-116450/13, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013 по делу № А56-55482/2012, Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 № 09АП-3488/2013 по делу № А40-32264/12-90-153).
Но к окончательному решению высшие судебные органы (Пленум или Президиум теперь уже Верховного Суда РФ) еще не пришли. Поэтому вероятность конфликта с налоговыми органами при сооружении или содержании объектов внешнего благоустройства (газонов, зеленых насаждений, пешеходных дорожек и пр.) весьма высока. Налоговики всеми силами будут пытаться исключить такие затраты из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
Возможно, организация не сможет (или не пожелает нужным) доказать свою правоту и будет вынуждена исключить понесенные ею затраты (предположим, в сумме 1 млн руб.) из расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль проверяемого периода.
НДС в зоне риска
Если затраты на благоустройство производились силами привлеченной организации, то предъявленный ей НДС (180 тыс. руб. в случае с нашим примером, где сумма затрат составила 1 млн руб.) был принят к вычету (п. 1 ст. 172 НК РФ). В этой ситуации налоговики также пытаются исключить данную сумму налога, уменьшающую размер НДС, подлежащего уплате в бюджет. Это мотивируется тем, что такие затраты не используются при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), реализация которой облагается НДС.
Однако налоговики при этом не обращают внимания (или просто не считают нужным обратить) на подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ. В соответствии с ним передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету (в том числе и через амортизационные отчисления), признаются объектом налогообложения по НДС.
Таким образом, с затрат, фактически понесенных организацией на благоустройство территории, но не признанных расходами для целей налогообложения прибыли, т.е. использованных для собственных нужд, необходимо начислить НДС в той же сумме – 180 тыс. руб. Предъявленный подрядчиком НДС с полным на то основанием принят к вычету.
Итог будет тем же, что и у налоговых органов, – в проверяемом периоде выявлена недоимка по НДС в размере 180 тыс. руб. вследствие того, что из расходов были исключены затраты на благоустройство. Но не в связи с тем, что была завышена сумма налога, принятого к вычету (тут как раз все законно), а потому, что была занижена сумма налога, подлежащего начислению.
Исправляем ошибку
Исходя из этого можно сделать вывод, что отнесение понесенных затрат на благоустройство на уменьшение налогооблагаемой прибыли придется признать ошибкой как в регистрах бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения (и прибыли, и налога на добавленную стоимость).
Исправление ее необходимо произвести в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденного приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н (далее – ПБУ 22/2010), и ст. 81 НК РФ. Порядок исправления ошибки в регистрах бухгалтерского учета в зависимости от даты ее обнаружения (выявления) и признания ее существенной или несущественной был подробно рассмотрен в статье, опубликованной в июльском номере журнала. Чтобы не повторяться, рассмотрим два варианта:
- ошибка признана несущественной;
- ошибка признана существенной.
См. статью «Порядок исправления ошибок в бухгалтерской и налоговой отчетности»
Напомним, что вне зависимости от того, признана ошибка существенной или нет, обязанности подать уточненные налоговые декларации (как по прибыли, так и по налогу на добавленную стоимость) за налоговые периоды, в которых она выявлена, у организации не возникает.
ФНС России также обращает внимание, что предложение налогоплательщику внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, указываемое в резолютивной части решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, не означает его обязанность представить уточненные налоговые декларации. Поскольку они не относятся к документам налогового учета, а представляют собой заявления налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты конкретных налогов (п. 1 ст. 80 НК РФ). Следовательно, указанное предложение налогоплательщику не должно формулироваться как предложение представить уточненные налоговые декларации (расчеты) (письмо ФНС России от 21.11.2012 № АС-4-2/19576).
Таким образом, после того как организация согласится с мнением проверяющих, что затраты на благоустройство не уменьшают налогооблагаемую прибыль, но увеличивают сумму НДС, ей необходимо будет доначислить НДС и налог на прибыль за проверяемый период.
Для доначисления налога на добавленную стоимость следует выписать счет-фактуру в одном экземпляре и зарегистрировать его в дополнительном листе к книге продаж за тот налоговый период, в котором была выявлена ошибка.
Продолжим наш условный пример, где затраты на благоустройство составили 1 млн рублей. В графе 5 «Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без налога – всего» счета-фактуры должна быть указана сумма затрат – 1 млн руб., в графе 8 «Сумма налога, предъявляемая покупателю» – 180 тыс. руб.
Источником начисления налога должны быть признаны расходы организации, не принимаемые для целей налогообложения прибыли.
Кроме того, от суммы выявленной недоимки следует начислить штраф в размере 20% (п. 1 ст. 122 НК РФ) (36 тыс. руб.) и пеню в размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки (п. 4 ст. 75 НК РФ).
Исключение затрат на благоустройство территории из расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, ведет к возникновению постоянной разницы (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). Это, в свою очередь, обязывает начислить постоянное налоговое обязательство (п. 7 ПБУ 18/02) в размере 200 тыс. руб. (1 млн руб. × 20%).
Сумма понесенных организацией расходов, не признаваемых для целей налогообложения прибыли, вырастет до 1180 тыс. руб.
Точно так же начисление НДС за счет расходов, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль, приведет к начислению постоянного налогового обязательства в размере 36 тыс. руб. (180 тыс. руб. × 20%).
Однако при этом обратите внимание, что в результате доначисления расходов следует доначислить и условный доход по налогу на прибыль (п. 20 ПБУ 18/02) в том же размере: 36 тыс. руб. В результате сальдо по счету 68 (субсчет «Расчеты по налогу на прибыль») «схлопывается», поэтому данными проводками можно пренебречь.
Таким образом, недоимка по налогу на прибыль проверяемого периода возникает только в сумме 200 тыс. руб. (от суммы затрат на благоустройство без учета начисленного НДС). Расходы на начисление НДС (180 тыс. руб.) возникли лишь после того, как налоговики отказались признать затраты на благоустройство расходами, уменьшающими налогооблагаемую прибыль. Они не участвовали в определении размера налогооблагаемой прибыли и суммы налога проверяемого периода.
Таким образом, сумма штрафа за занижение налога на прибыль составит только 40 тыс. руб. (200 тыс. руб. × 20%), и с нее необходимо будет начислить пеню.
Отражение доначисления налогов в регистрах бухгалтерского учета, как уже было сказано, будет зависеть от того, признана эта ошибка несущественной или существенной.
Первый вариант. Ошибка признана несущественной
Несущественная ошибка прошлых лет исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в месяце ее обнаружения. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (п. 14 ПБУ 22/2010).
Начисление налога на добавленную стоимость по затратам, использованным для собственных нужд организации, надлежит отразить записью:
Дебет 91 (субсчет «Прочие расходы») Кредит 68 (субсчет «Расчеты по НДС») – 180 000 руб.
Штраф за выявленную недоимку – проводкой:
Дебет 99 Кредит 68 (субсчет «Расчеты по НДС») – 36 000 руб.
Точно такой же записью надлежит учесть пеню. Размер ее будет зависеть от количества дней просрочки.
Доначисление налога на прибыль (как постоянной налоговой разницы) будет отражено записью:
Дебет 99 Кредит 68 (субсчет «Расчеты по налогу на прибыль») – 200 000 руб.
Начисление штрафа – проводкой:
Дебет 99 Кредит (субсчет «Расчеты по налогу на прибыль») – 40 000 руб.
Такой же записью надлежит учесть пеню. Размер ее также будет зависеть от количества дней просрочки.
Второй вариант. Ошибка признана существенной
- записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);
- путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год, за исключением случаев, когда невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо невозможно определить влияние этой ошибки накопительным итогом в отношении всех предшествующих отчетных периодов.
Пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности осуществляется путем исправления показателей бухгалтерской отчетности, как если бы ошибка предшествующего отчетного периода никогда не была допущена (ретроспективный пересчет) (п. 9 ПБУ 22/2010).
Доначисление налогов (как прибыли, так и на добавленную стоимость) за проверяемый период (прошлый год) надлежит отразить записями:
Дебет 84 Кредит 68 (субсчет «Расчеты по НДС») – 180 000 руб.;
Дебет 84 Кредит 68 (субсчет «Расчеты по налогу на прибыль») – 200 000 руб.
Штрафные санкции, равно как и пени, возникают в текущем отчетном периоде, во время проведения выездной налоговой проверки, следовательно, как и при исправлении несущественной ошибки, начисляются проводками:
И далее, при составлении бухгалтерской отчетности за текущий год (в январе – марте следующего года), необходимо будет изменить значение ряда показателей за предыдущий период (в котором была проведена проверка и выявлены ошибки).
Так, в балансе по графе на 31 декабря 2013 года (если выездная налоговая проверка проводилась в 2014 году за 2013 год) необходимо будет:
- уменьшить сальдо по строке 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» на 360 тыс. руб. (200 тыс. руб. + 180 тыс. руб.);
- увеличить сальдо по строке 1520 «Кредиторская задолженность» на эту же сумму.
Фрагмент баланса за 2014 год будет выглядеть следующим образом:
В Отчете о финансовых результатах необходимо будет (по графе «На 31 декабря 2013 года»):
- на 180 тыс. руб. увеличить значение строки 2350 «Прочие расходы»;
- на эту же сумму уменьшить значение строки 2300 «Прибыль (убыток) до налогообложения»;
- увеличить на 360 тыс. руб. значение строки 2410 «Текущий налог на прибыль»;
- увеличить на 200 тыс. руб. значение строки 2421 «в том числе постоянные налоговые активы»;
- уменьшить на 360 тыс. руб. значение строки 2400 «Чистая прибыль (убыток)».
Фрагмент отчета о финансовых результатах будет выглядеть следующим образом:
В Отчет об изменениях капитала необходимо будет внести следующие изменения.
В разделе 1 «Движение капитала» по графе «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»:
- увеличить на 360 тыс. руб. значение строки 3220 «Уменьшение капитала – всего»;
- увеличить на эту же сумму значение строки 3221 «в том числе: убыток»;
- уменьшить на 360 тыс. руб. значение строки 3200 «Величина капитала на 31 декабря 2013 года».
В разделе 2 «Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок» по графе «Изменения капитала за 2013 год за счет чистой прибыли (убытка)» уменьшить на 360 тыс. руб. значения строк:
- 3420 «корректировка в связи с исправлением ошибок»;
- 3500 «после корректировок»;
- 3421 «корректировка в связи с исправлением ошибок»;
- 3501 «после корректировки».
В разделе 3 «Чистые активы» по графе «На 31 декабря 2013 года» необходимо уменьшить на 360 тыс. руб. значение строки 3600 «Чистые активы».
Фрагмент Отчета об изменениях капитала будет выглядеть следующим образом:
Источник: delo-press.ru
Пример 5. Включение затрат по благоустройству прилегающих к объекту основных средств территорий в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль
Организации включают в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затраты по благоустройству прилегающих к объекту основных средств территорий.
В действующем законодательстве понятие «благоустройство территорий» отсутствует. Поэтому, в соответствии с общепринятыми значениями, для использования в бухгалтерском и налоговом учете под расходами на благоустройство следует понимать расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точек зрения пространства на территории организации. Такие виды расходов непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениями напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации (к примеру, укладка дорожек, посадка деревьев и кустарников, разбивка газонов).
Расходы на благоустройство территории могут быть текущими и капитальными. В соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению бухгалтерский учет затрат, связанных с объектами благоустройства, осуществляется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Законченные работы по благоустройству территории, приемка в эксплуатацию которых оформлена в установленном порядке, зачисляются в состав основных средств с отражением на счете 01 «Основные средства».
Амортизация по объектам внешнего благоустройства начисляется в конце отчетного года на забалансовом счете 010 «Износ основных средств».
Текущий учет затрат на благоустройство территории должен вестись по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы». При этом для целей бухгалтерского учета текущие расходы участвуют в формировании финансового результата.
В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ объекты внешнего благоустройства не подлежат амортизации. Так как расходы на благоустройство территории не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, то они не учитываются для целей исчисления налога на прибыль.
Что касается расходов, связанных с приобретением рассады для газонов и клумб, то в бухгалтерском учете такие расходы могут учитываться как капитальные вложения либо как расходы в зависимости от вида осуществляемых работ.
Если же организация имеет на балансе объект благоустройства в виде газона, затраты, связанные, например, с покупкой семян травы, будут относиться к расходам по обычным видам деятельности согласно положениям ПБУ 10/99 «Расходы организации». Такие затраты в бухгалтерском учете отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
Основываясь на Письме Минфина России от 02 апреля 2007 года № 03-03-06/1/203 можно сделать вывод о том, что текущие затраты на ремонт такого рода объектов нельзя учесть в целях исчисления налога на прибыль, так как расходы не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.
Но часто в силу указаний и предписаний органов власти благоустройство территории может быть обязательным. Тогда воспользуйтесь уже сложившейся арбитражной практикой, где суды встают на сторону налогоплательщиков: Постановление ФАС МО от 04 апреля 2006 года № КА-А40/2276-06-2, ЦО от 26 апреля 2007 года № 68-АП-400/14-04.
Для целей исчисления налога на прибыль указанные расходы учитываются в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, на основании п. 1 ст. 254 НК РФ.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
УЧЕТ ЗАТРАТ НА РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
УЧЕТ ЗАТРАТ НА РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ Ремонт позволяет поддерживать основные средства в рабочем состоянии, сокращает простои, увеличивает срок их службы.По объему и характеру ремонтных работ различают капитальный и текущий ремонты основных средств. Они отличаются
Состав основных средств
Состав основных средств С 1 января 2006 г. в состав основных средств в целях расчета единого налога включаются только те объекты, которые относятся к амортизируемому имуществу в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 4 ст. 346.16 НК РФ). Эта норма была внесена в ст. 346.16 НК РФ
Включение в расходы остаточной стоимости основных средств
Включение в расходы остаточной стоимости основных средств Остаточную стоимость по данным налогового учета организация может учесть в расходах в зависимости от срока полезного использования объектов.Напомним, что срок полезного использования определяется на
Состав расходов на приобретение основных средств
Состав расходов на приобретение основных средств Главой 26.2 НК РФ не определено, какие затраты можно отнести к расходам на приобретение основных средств. В подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ указаны только «расходы на приобретение» основных средств.В этой связи у
5.1. Поступление основных средств от учредителей и поставщиков, оприходование основных средств и принятие объектов основных средств к учету
5.1. Поступление основных средств от учредителей и поставщиков, оприходование основных средств и принятие объектов основных средств к учету Ответим на вопрос «Что мы понимаем под основными средствами предприятия?». Отличительной особенностью основных средств
Критерии включения объектов в состав основных средств
Критерии включения объектов в состав основных средств Согласно п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» при принятии к бухгалтерскому учету актива в качестве объекта основных средств одновременно выполняются следующие условия:а) объект предназначен для использования в
3.3.1. Учет затрат на ремонт основных средств
3.3.1. Учет затрат на ремонт основных средств В бухгалтерском учете затраты на ремонт могут быть списаны следующими способами:1. По мере возникновения расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).2. По мере возникновения в счет расходов будущих периодов, с последующим
3.3.5. Учет затрат на реконструкцию и модернизацию основных средств
3.3.5. Учет затрат на реконструкцию и модернизацию основных средств Модернизация и реконструкция – это переустройство существующего объекта основных средств. В результате улучшаются его качественные характеристики (например, увеличивается мощность, расширяются
Пример 30. Проценты по полученному займу на приобретения объектов основных средств включены организацией в первоначальную стоимость основных средств для целей налогового учета
Пример 30. Проценты по полученному займу на приобретения объектов основных средств включены организацией в первоначальную стоимость основных средств для целей налогового учета Согласно подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ проценты по заемным средствам являются внереализациоонными
Пример 1. Работник был направлен в служебную командировку на личном автомобиле. За использование автомобиля работник получает ежемесячную компенсацию. Затраты на ГСМ организация включила в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль
Пример 1. Работник был направлен в служебную командировку на личном автомобиле. За использование автомобиля работник получает ежемесячную компенсацию. Затраты на ГСМ организация включила в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль Подп. 11 п. 1 ст. 264
Пример 10. Компенсация, выплачиваемая работнику за использование личного автомобиля для служебных поездок сверх установленного норматива, уменьшала налогооблагаемую базу по налогу на прибыль
Пример 10. Компенсация, выплачиваемая работнику за использование личного автомобиля для служебных поездок сверх установленного норматива, уменьшала налогооблагаемую базу по налогу на прибыль В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы в виде компенсации за
Пример 3. В налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организация включила проценты и штрафные санкции за несвоевременную уплату налогов в рамках реструктуризации задолженности по налогам за прошлые периоды
Пример 3. В налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организация включила проценты и штрафные санкции за несвоевременную уплату налогов в рамках реструктуризации задолженности по налогам за прошлые периоды Согласно подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ внереализационными расходами
Пример 12. Организация-продавец уступила право требования другой организации. Полученный от уступки права требования убыток отнесен единовременно на расход, уменьшающий налогооблагаемую прибыль
Пример 12. Организация-продавец уступила право требования другой организации. Полученный от уступки права требования убыток отнесен единовременно на расход, уменьшающий налогооблагаемую прибыль Согласно ст. 382 ГК РФ определено, что право (требование), принадлежащее
Пример 18. Бухгалтерией организации затраты на приобретение бытовых приборов, моющих средств и т.п. включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. При этом в коллективном и трудовых договорах нет указания на необходимость таких затрат
Пример 18. Бухгалтерией организации затраты на приобретение бытовых приборов, моющих средств и т.п. включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. При этом в коллективном и трудовых договорах нет указания на необходимость таких затрат Очень часто при
Пример 19. Организацией расходы в виде аренды недвижимого имущества до даты фактического использования данного имущества не были учтены в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль
Пример 19. Организацией расходы в виде аренды недвижимого имущества до даты фактического использования данного имущества не были учтены в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль Минфин РФ в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от
4.4. Оценка влияния на финансовый результат налога на прибыль и налогов, включаемых в состав прочих расходов
4.4. Оценка влияния на финансовый результат налога на прибыль и налогов, включаемых в состав прочих расходов Налог на прибыль непосредственно влияет на величину финансового результата, и операция по его начислению отражается на счете 99, то есть на счете, на котором
Источник: econ.wikireading.ru