В отличие от Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) не устанавливает строгих требований относительно изменения и расторжения заключенных договоров.
Вместе с тем, в Законе № 223-ФЗ указывается, что заказчики в своей закупочной деятельности должны руководствоваться нормами гражданского законодательства, а порядок исполнения договоров должен устанавливаться заказчиками в своих положениях о закупке.
Согласно гражданскому законодательству существует три способа расторжения заключенного договора:
• по соглашению сторон;
• в одностороннем порядке;
• по решению суда.
Рассмотрим указанные способы более подробно.
Расторжение договора по соглашению сторон
Расторжение договора по соглашению сторон, пожалуй, самый предпочтительный способ расторжения договора согласно Закону № 223-ФЗ.
Новые возможности поставщиков при расторжении контракта по Закону № 44-ФЗ (22.09.2021)
Особого порядка для расторжения договора, заключенного по результатам закупок, проведенных в соответствии с Законом № 223-ФЗ, по взаимному соглашению не существует. Соглашение о расторжении договора оформляется в письменном виде. С момента подписания обеими сторонами этого соглашения, заключенный договор теряет свою законную силу. При этом сведения о поставщике при расторжении договора по соглашению сторон не попадают в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП), что, несомненно, выгодно для самого поставщика. Таким образом, предполагается разумным в случае возникновения каких-либо разногласий предпринимать усилия для их разрешения в договорном порядке.
Расторжение договора в одностороннем порядке
В заключенном договоре должна быть установлена возможность его одностороннего расторжения, а также случаи, при которых это допустимо. Как правило, это происходит при существенном нарушении одной из сторон условий договора.
Случаи, при которых договор может быть расторгнут в одностороннем порядке, регламентируются Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ). Причиной этому служит существенное нарушение одной из сторон условий договора, например, условия о надлежащем качестве поставляемого товара либо условия об оплате выполненных работ, а также если поставщик неоднократно (то есть, более 1-го раза) нарушил сроки поставки товаров.
Но также для этого возможность одностороннего расторжения договора заказчиком должна быть установлена и в самом договоре. Следует отметить, что данная норма об одностороннем расторжении договора полностью соответствует норме, предусмотренной ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
В случае расторжения договора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому договору заказчик вправе заключить договор с участником закупки, с которым договор мог бы быть заключен при уклонении победителя от заключения договора, с согласия такого участника закупки. Договор заключается с данным участником закупки на условиях, указанных в поданной таким участником заявке на участие в закупке и в закупочной документации, с учетом особенностей, предусмотренных положением о закупке. Если до расторжения договора поставщиком (исполнителем, подрядчиком) частично исполнены обязательства по такому договору, при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по договору, ранее заключенному с победителем процедуры закупки. При этом цена договора должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненных работ, оказанных услуг.
Севастопольский мост – контракт на строительство расторгнут
Следует отметить, что в случае расторжения договора по инициативе заказчика, сведения о поставщике передаются в РНП.
Включение сведений о лице в РНП является, по сути, санкцией за недобросовестное поведение поставщика, что предполагает необходимость учета степени его вины. Закон № 223-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае, без выяснения фактических обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи.
Уведомление об одностороннем расторжении договора должно содержать следующие сведения:
• сведения о расторгаемом договоре: его наименование, дату, номер;
• наименование и реквизиты сторон, которые были указаны в договоре по итогам закупки;
• намерение расторгнуть контракт;
• момент, с которого договор считается прекращенным, — дата подписания соглашения либо иная дата (п. 3 ст. 453 ГК РФ).
На практике возникает ситуация, когда у заказчика потребность в закупаемом товаре пропала (например, списывают оборудование, для обслуживания которого предназначался объект закупки), а к исполнению договора еще не приступили. Согласно условиям договора его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством. При этом указано, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору поставки (параграф 3 главы 30 ГК РФ), в порядке, определенном действующим гражданским законодательством и Федеральным законом РФ от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Возникает вопрос: может ли заказчик расторгнуть в одностороннем порядке данный договор, если стороны не достигнут соглашения о расторжении?
По общему правилу согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора осуществляются по соглашению сторон. Упомянутая норма означает, что в отсутствие оснований для прекращения договора по инициативе лишь одной из его сторон (п. 2 ст. 450, ст.
451, ст. 450.1 ГК РФ) или по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (например, статьи 416, 417 ГК РФ), для расторжения договора, обязательства по которому не исполнены, необходимо обоюдное согласие сторон.
В силу п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами. Согласно п. 2 этой же статьи односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Все предусмотренные законодательством основания для отказа покупателя от исполнения договора поставки, равно как и основания для расторжения договора судом по требованию покупателя, связаны с ненадлежащим исполнением поставщиком условий такого договора.
Как уже говорилось, непосредственно Закон № 223-ФЗ не предусматривает право на одностороннее расторжение договора и при разрешении данного вопроса следует обращаться к нормам ГК РФ.
Наиболее актуальными могут быть случаи одностороннего отказа от исполнения договора поставки и договора возмездного оказания услуг. Например, заказчик может отказаться от исполнения договора поставки, если поставщик поставил товар ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок. Что касается договора возмездного оказания услуг, то здесь заказчик вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, а исполнитель – лишь при условии полного возмещения учреждению убытков.
Например, между сторонами заключен договор хранения с протоколом разногласий и дополнительным соглашением.
Ответчик уведомил истца о расторжении договора в одностороннем порядке в связи с изменениями, внесенными Закона № 223-ФЗ.
Данный отказ является незаконным по следующим основаниям. Согласно п.1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено кодексом, другими законами или договором. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договором не предусмотрена возможность расторжения договора в одностороннем порядке. Закон № 223-ФЗ, на который ссылался ответчик в своем письме, не предоставляет ответчику права на одностороннее расторжение договора. Действующее гражданское законодательство не допускает возможность одностороннего отказа от договора хранения.
Расторжение контракта в судебном порядке
В случае, если не удается достигнуть соглашения, договор можно расторгнуть в судебном порядке. Естественно, для этого должны иметь место быть существенные нарушения условий договора. Перед обращением в суд должен быть соблюден претензионный порядок.
Судебное расторжение контракта также невыгодно для поставщика, поскольку в данном случае сведения о нем передаются в РНП. В данном случае у поставщика имеется возможность оспорить решение о внесении себя в РНП в судебном порядке.
Решение Арбитражного суда г. Москвы № А40-64692/17-147-572 от 15.08.2017.
Например, в одном из релевантных дел ООО обратилось в Арбитражный суд с заявлением к УФАС об оспаривании заключения о проверке сведений необходимости включения в РНП в соответствии с закупочной документации в случае если победитель запроса котировок, в срок, предусмотренный документацией, не представил Заказчику подписанный договор на условиях, указанных в поданной участником заявке и в извещении о проведении запроса котировок, а также обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора, победитель признается уклонившимся от заключения договора.
Заказчиком в закупочной документации был установлен порядок заключения договора с победителем Закупки. ОО подписало договор на ЭТП без предоставления расчета стоимости работ, являющегося неотъемлемой частью договора.
Учитывая изложенное, ООО нарушил требования закупочной документации, регламентирующих порядок и условия заключения договора. Одновременно, ООО не представило объективного обоснования несовершения и невозможности совершения вышеуказанных действий. Исходя из вышесказанного, суд в удовлетворении требования ООО об оспаривании заключения о проверке сведений необходимости включения в реестр недобросовестных поставщиков отказал 1 .
Особенности изменения договора, заключенного согласно закону № 223-ФЗ
Изменение условий договора, заключенного в рамках Закона № 223-ФЗ по соглашению сторон допускается также нормами ГК РФ, а именно ст. 450 ГК РФ. При этом вносимые изменения не должны противоречить существующему законодательству и Положению о закупках. Изменить можно такие условия договора, как цена контракта, срок исполнения контракта, порядок исполнения, реквизиты сторон, объем товаров или услуг.
Не рекомендуется вносить в договор изменения о продлении сроков его исполнения, если процедура проведения закупки была конкурентной. Пролонгация контракта в таком случае может быть расценена проверяющими органами, как ограничение конкуренции, за что заказчик будет привлечен к ответственности.
При этом, следует отметить, что положение о закупках может включать в себя запрет на изменение условий контракта. В этом случае внесение каких-либо правок признается незаконным и не имеет юридической силы.
Согласно части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ заказчик обязан отразить в ЕИС внесение в договор изменений, касающихся цены поставляемых товаров или услуг, их объема, а также срока исполнения обязательств. Исключением из этого правила становятся контракты, которые содержат в себе сведения со статусом «государственная тайна».
Вся необходимая информация должна появиться в открытом доступе в срок не более 10 суток с момента вступления в законную силу дополнительного соглашения.
Изменение договора, заключенного по правилам Закона № 223-ФЗ, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора, не допускается.
Так, участник аукциона обратился в арбитражный суд с заявлением к государственному унитарному предприятию и обществу — победителю аукциона — о признании недействительным дополнительного соглашения к договору на поставку топочного мазута.
Судами было установлено, что на основании дополнительного соглашения многократно увеличена цена договора. Такое изменение является произвольным, направлено на нивелирование условий проведенного аукциона (в частности, основной договор содержал условие о неизменности цены договора на протяжении всего срока его действия), не соответствует принципам осуществления закупок (эффективности, обеспечения конкуренции, недопущения злоупотреблений, в том числе коррупции), нарушает требования пункта 8 статьи 448 ГК РФ о недопущении изменения договора, которое влияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах 2 .
Таким образом, процедура изменения и расторжения договора не регламентируется Законом № 223-ФЗ и поэтому в подобных случаях следует руководствоваться нормами гражданского законодательства. Самым быстрым и выгодным для сторон является расторжение договора по соглашению сторон. Особенно это выгодно для поставщика, ведь при других вариантах расторжения договора, он попадает в РНП, что, несомненно, негативно сказывается на его репутации.
Таким образом, заказчики, заключая договор по Закону № 223-ФЗ, вправе устанавливать свои правила в положении о закупке. При этом рекомендуется определять правила расторжения и изменения договоров достаточно подробно для того, чтобы спорных ситуаций по данному поводу возникало как можно меньше.
1 Решение Арбитражного суда г. Москвы № А40-64692/17-147-572 от 15.08.2017.
2 Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).
Источник: brace-lf.com
Аналитика Публикации
Решение: основания для изменения или расторжения госконтрактов еще более жесткие, чем для обычных договоров. Но в связи с экономическим кризисом в законе № 44-ФЗ сделано некоторое послабление. Правда, оно сработает, только если госзаказчик пойдет навстречу. В иных случаях стоит рассчитывать лишь на пункт 6 статьи 709 ГК РФ.
В условиях стабильного рынка государственные и муниципальные контракты очень привлекательны для бизнеса: заказы по ним, как правило, объемные, а контрагент гарантированно платежеспособен. Изменившаяся экономическая ситуация внесла существенные коррективы, и многие госконтракты не просто стали невыгодными для исполнителей, но и превратились в убыточные.
Особенно это касается таких дорогостоящих и длительных проектов, как подряд. Попавшие в ловушку кризиса компании задаются вопросом: можно ли изменить условия госконтракта о цене или хотя бы расторгнуть его? В отличие от обычных договоров, в случае с государственным или муниципальным контрактом желание изменить или расторгнуть его осложняется тем, что такая возможность ограничена даже по соглашению сторон. Иными словами, даже когда заказчик готов пойти навстречу, закон ограничивает возможность изменения или расторжения контракта.
Основания для изменения госконтракта
Изменение существенных условий госконтракта при его исполнении не допускается (ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее – закон № 44-ФЗ).
Даже по соглашению сторон госконтракт можно изменить только в случаях, перечисленных в пунктах 1 – 7 части 1 статьи 95 закона № 44-ФЗ, причем, госконтракт и информация о закупке изначально должны содержать положения о возможности изменения его условий. Недавно закон № 44-ФЗ пополнился специальными антикризисными возможностями по изменению госконтрактов (ч. 1.1 ст. 95 закона № 44-ФЗ), которые заработали с 18 марта 2015 года.
Общие условия для изменения госконтракта. Среди возможных изменений условий госконтракта, которые должны быть названы в самом госконтракте (ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ), фигурируют уменьшение цены без изменения других условий (об объеме, качестве и др.), а также пропорциональное изменение цены и объема или качества производимых работ.
Кроме того, основаниями изменения условий госконтракта являются изменение регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги, а также уменьшение лимитов бюджетных обязательств. Помимо этого предусмотрена возможность внести изменения в крупные госконтракты[1], если их исполнение становится невозможным по не зависящим от сторон обстоятельствам. Изменения в этом случае вносятся на основании решения соответствующего органа исполнительной власти – Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта РФ либо местной администрации муниципалитета.
Иными словами, даже теоретическая возможность договориться с госзаказчиком об изменении условий предусмотрена лишь для немногих исполнителей. Остальные подрядчики столкнутся с необходимостью завершить проект по ранее согласованной цене себе в убыток (вследствие роста цен на используемые материалы и оборудование) или будут искать возможность выхода из проекта.
Специальные антикризисные возможности. В связи с непростой экономической ситуацией, в закон № 44-ФЗ были внесены поправки, которые должны помочь подрядчикам договориться с заказчиками об изменении цены или срока выполнения работ, даже если такая возможность не была предусмотрена самим госконтрактом.
Это исключение из общего правила будет иметь временный характер (часть 1.1 вводится в статью 95 закона № 44-ФЗ на период с 1 января 2015 года по 1 января 2016 года). Временная норма предусматривает возможность изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами. Правда, эта норма распространяется только на контракты, срок исполнения которых завершается в 2015 году. Дополнительные условия для использования этой нормы и порядок ее применения конкретизирован в постановлении Правительства РФ от 06.03.15 № 198 «Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта » (далее – Правила № 198). Нужно отметить, что многое в этих Правилах № 198 описано достаточно туманно и вызывает вопросы.
В частности, там установлено, что изменить контракт в порядке части 1.1 статьи 95 закона № 44-ФЗ можно лишь при одновременном соблюдении трех условий. Во-первых, срок контракта должен быть свыше шести месяцев. Во-вторых, эта возможность распространяется лишь на контракты с предметом, названным в Правилах № 198.
В частности, к контрактам, предметом которых является строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Третье условие для применения части 1.1 статьи 95 закона № 44-ФЗ: исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.
Нетрудно заметить, что имеется в виду основание, предусмотренное в статье 451 Гражданского кодекса. В одном из пунктов Правил № 198 есть прямая ссылка на эту статью: для заключения допсоглашения об изменении госконтракта исполнитель поэтому госконтракту (подрядчик, поставщик и т.д.) должен направить госзаказчику письменное обращение с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса. Однако судебная практика традиционно не признает кризисные явления в экономике изменением обстоятельств в смысле статьи 451 Гражданского кодекса. С учетом этого не ясно, на какие именно обстоятельства может сослаться исполнитель.
После получения от исполнителя указанного выше письменного обращения госзаказчик в срок не более чем 30 дней принимает решение о внесении изменений в контракт, изменение оформляется дополнительными соглашением. При этом в Правилах № 198 не установлено, что в каких-либо случаях госзаказчик обязан внести изменения в контракт – есть лишь перечень обстоятельств, из которых заказчик должен исходить, принимая решение. Остается только догадываться, как именно соответствующие обстоятельства должны влиять на принятие решения об изменении условий контракта или сохранении прежних. Например, среди этих обстоятельств, которые должен учесть заказчик, – объем фактически исполненных обязательств по контракту. Означает ли это, что при большом объеме уже выполненных работ цена или сроки не подлежат изменению, или наоборот, нужно пойти навстречу подрядчику – неясно.
На случай, если госзказчик согласен повысить цену, Правила № 198 устанавливают рамки, в пределах которых возможно повышение. Для расчета предельного значения повышенной цены Правила № 198 содержат ряд формул ( в зависимости вида контракта и предусмотренного в нем способа определения цены).
Основания для расторжения госконтракта
Согласно пункту 8 статьи 95 закона № 44-ФЗ расторжение госконтракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения «в соответствии с гражданским законодательством». То есть закон № 44-ФЗ отсылает в данном случае к общим основаниям отказа от договора, установленным в Гражданском кодексе. Причем, в части 19 статьи 95 закона № 44-ФЗ уточняется, что подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, без упоминания этого права в договоре основания Гражданского кодекса для одностороннего отказа от договора не работают.
Принимая во внимание, что закон № 44-ФЗ в качестве оснований для одностороннего отказа подрядчика от договора называет обстоятельства, указанные в качестве таковых в Гражданском кодексе (и одновременно с этим предусмотренные контрактом), а параграф 5 главы 37 Гражданского кодекса («Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд») не предусматривает специальных оснований для одностороннего отказа подрядчика от исполнения госконтракта, такие основания должны определяться в соответствии с параграфом 1 главы 37 Гражданского кодекса («Общие положения о подряде»). А применительно к строительному подряду – в соответствии с параграфом 3 главы 37 Гражданского кодекса («Строительный подряд»).
Что касается права требовать расторжения договора в судебном порядке, то оно возникает у подрядчика в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 450 и статьей 451 Гражданского кодекса. Еще один случай, специальный для договоров подряда, предусмотрен в пункте 6 статьи 709 Гражданского кодекса.
Основания для внесудебного отказа от договора подряда. Общие положения о подряде и положения о строительном подряде предусматривают всего три основания для отказа подрядчика от договора подряда. И все они связаны с нарушениями, допущенными со стороны заказчика (п. 3 ст. 716, п. 2 ст.
719, п. 3 ст. 745 ГК РФ). Следовательно, законодательство не предоставляет подрядчику права в одностороннем порядке отказаться от исполнения государственного (муниципального) контракта по мотивам, не связанным с нарушениями со стороны заказчика.
Основания для судебного расторжения договора. Пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса тоже предусматривает возможность расторжения договора лишь при его нарушении другой стороной. Причем, речь идет о существенном нарушении, когда заказчик в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора. Строго говоря, в пункте 2 статьи 450 Гражданского кодекса упоминаются еще и «иные случаи, предусмотренные настоящим кодексом, другими законами или договором». Но в случае с подрядными госконтрактами никаких «иных случаев» нет: как мы помним, закон № 44-ФЗ не содержит специальных положений для расторжения контракта, но отсылает к нормам Гражданского кодекса, а сам госконтракт не может содержать иных оснований (дополнительных к названным в Гражданском кодексе) для его расторжения.
Статья 451 Гражданского кодекса позволяет требовать расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Однако расторгнуть госконтракт на этом основании, ссылаясь на ухудшение общей экономической ситуации, финансовый кризис, инфляцию или падение курса рубля, вряд ли удастся. Судебная практика по любым договорам (включая госконтракты) исходит из того, что финансовый кризис не относится к изменению обстоятельств, которое нельзя было предвидеть, так как стороны, вступая в договорные отношения, должны прогнозировать возможность ухудшения экономической ситуации[2] (см. постановления Президиума ВАС РФ от 07.08.01 № 4876/01, от 13.04.10 № 1074/10, от 13.04. 10 № 1074/10).
Расторжение госконтракта в связи с ростом цен на оборудование и материалы
Самый перспективный для подрядчика путь изменения госконтракта в связи с кризисными явлениями – воспользоваться пунктом 6 статьи 709 Гражданского кодекса. В этой норме подрядчику предоставлено право при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора, требовать увеличения установленной за работу цены, а при отказе заказчика выполнить это требование – расторжения договора в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса.
Условия для изменения контракта. Случаи, когда подрядчикам удавалось добиться расторжения договора по этому основанию, единичны. Но отказная практика не должна отпугивать: зачастую отказы судов связаны с несоблюдением подрядчиком порядка расторжения договора, а именно – с тем, что подрядчик перед обращением в суд не предъявил заказчику требование об увеличении цены[3] (см. определение ВАС РФ от 22.11.12 по делу № А40-58572/11-57-468, постановления ФАС Московского округа от 01.08.12 по делу № А40-58572/11-57-468, Волго-Вятского округа от 02.11.10 по делу № А28-3447/2009, Дальневосточного округа от 04.10.11 по делу № А59-5006/2010). Дело в том, что пункт 6 статьи 709 Гражданского кодекса отсылает к статье 451 Гражданского кодекса, а из пункта 2 этой статьи следует, что обращение в суд за расторжением договора возможно, если стороны не смогли согласовать изменение договора. Иными словами, подрядчик не может расторгнуть контракт, не попытавшись согласовать с заказчиком новые условия о цене работ.
Указание в пункте 6 статьи 709 Гражданского кодекса на существенное возрастание стоимости материалов, оборудования и оказываемых подрядчику третьими лицами услуг требует в каждом конкретном случае установления, во-первых, степени существенности удорожания строительства, а во-вторых, того, можно ли было такое удорожание предусмотреть при заключении договора.
Как доказать удорожание. В качестве общего критерия существенности удорожания строительства может использоваться величина, указанная в пункте 3 статьи 744 ГК РФ. Эта норма дает подрядчику право требовать пересмотра сметы, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на десять процентов. Альтернативным критерием определения существенности удорожания может быть величина предусмотренного в смете резерва средств на непредвиденные работы и затраты, установленного в пункте 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004 (утверждена постановлением Госстроя России от 05.03.04 № 15/1). Эта величина варьируется от двух процентов для объектов капитального строительства непроизводственного назначения до десяти процентов для уникальных объектов капитального строительства, а также объектов атомной энергетики, гидротехнических сооружений первого класса, объектов космической инфраструктуры, метрополитенов.
Убедить суд в том, что рост цен на материалы и оборудование существенно превысил ожидания контрагентов, помогут показатели прогнозного индекса дефлятора, сопоставленные с действительным уровнем инфляции[4]. Как следует из письма Минэкономразвития от 27.06.08 № Д05-2575, определяя цену государственного или муниципального контракта, заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену, в том числе риски, связанные с возможностью ее повышения. Для этого, согласно письму Минэкономразвития от 04.12.08 № Д05-5503, заказчик вправе ориентироваться на показатели прогнозного индекса дефлятора, публикуемого Минэкономразвития.
Следует отметить, что некоторые суды толкуют пункт 6 статьи 709 Гражданского кодекса буквально и полагают, что речь идет именно об увеличении стоимости материалов и оборудования, а не любых других показателей, которые могут ухудшить положение подрядчика, таких, например, как расчетный индекс работ (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.05.09 по делу № А15-1716/2008). Но некоторые суды придерживаются и расширительного толкования (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.09 по делу № А15-1713/08).
Дополнительными аргументами для расторжения госконтракта из-за удорожания материалов, оборудования и оказываемых подрядчику третьими лицами услуг могут быть величина убытков подрядчика, которые он понесет в случае исполнения договора по первоначально согласованной цене, угроза несостоятельности (банкротства) подрядчика и другие.
Существенное возрастание стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг дают подрядчику право при отказе заказчика увеличить стоимости работ требовать только расторжения договора, а не изменения его цены в судебном порядке.
Правила № 198 также предусматривают возможность изменения в порядке части 1.1 статьи 95 закона № 44-ФЗ контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в перечни, которые должны утвердить различные государственные органы и ведомства.
[1] С 1 января 2014 года – госконтракты, заключенные на срок не менее чем три года для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и на срок не менее чем один год для обеспечения муниципальных нужд, цена которых равна либо превышает 10 млрд, 1 млрд и 500 млн рублей для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд соответственно (подп. 2, 3, 4 п. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ, постановление Правительства РФ от 19.12.13 № 1186 «Об установлении размера цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены »).
[2] Подробнее об этом — в статье «Экономический кризис. Можно ли оспорить договоры с валютной оговоркой», «Юрист компании», № 3, 2015).
[3] Среди этой практики есть решения, в том числе, по попыткам расторжения госконтрактов. Следовательно, суды в принципе допускают возможность применения пункта 6 статьи 709 ГК РФ к возникшим из таких контрактов правоотношениям, главное – соблюсти досудебный порядок.
Источник: www.vegaslex.ru
Юридическое сопровождение изменения/расторжения подрядчиком договора строительного подряда в рамках 44-ФЗ
При заключении договора не всегда удается предусмотреть все возможные последствия. Изменившаяся экономическая обстановка, недобросовестное поведение второй стороны в договорных отношениях и другие обстоятельства могут привести к тому, что исполнение договора строительного подряда уже становиться невыгодным или даже невозможным. В этой ситуации может понадобиться помощь юриста по 44-ФЗ, который поможет грамотно провести процедуру изменения или расторжения договора строительного подряда в рамках 44-ФЗ. Данная процедура осложняется тем, что договорные отношения по государственному контракту заказчика и подрядчика регулируются не только Гражданским кодексом РФ, но более «жестким» законом – О контрактной системе в сфере закупок (44-ФЗ).
Изменение условий госконтракта
Согласно закону о госзакупках изменить контракт можно только по соглашению сторон. Это означает, что для внесения изменений в контракт недостаточно волеизъявления одной стороны, а оба участника правоотношений должны согласиться на изменения.
Не любой повод может стать основанием для изменения существенных условий контракта. Все основания указаны в ст. 95 закона о госзакупках:
- возможность внесения изменений предусмотрена в документации по закупке и контракте (когда снижается цена, но при этом объем работ не уменьшается и не снижается ее качество; заказчик решил уменьшить или увеличить количество объем работ, но не более чем на 10%);
- цена контракта изменилась – превысила цену, установленную Правительством РФ, а сам контракт не может быть исполнен с первоначальными условиями по независящим от воли сторон обстоятельствам, то условия такого контракта изменяются – для федеральных контрактов по решению Правительства РФ (только для контрактов заключенных на срок не менее 3 лет), для региональных контрактов – по решению региональных властей (только для контрактов заключенных на срок не менее 3 лет), для муниципальных контрактов – по решению местных властей (только для контрактов заключенных на срок не менее 1 года);
- изменились цены на работы в соответствии с законодательством РФ;
- сократилось бюджетное финансирование в соответствие с бюджетным законодательством.
Если вас интересуют вопрос о том, как подрядчику отстоять свои права по договору строительного подряда, прочитайте нашу статью на данную тему.
Односторонний отказ подрядчика от договора подряда в рамках 44-ФЗ
Закон о госзакупках допускает возможность расторжения контракта в следующих случаях:
- по соглашению сторон;
- по решению суда;
- при одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с нормами гражданского законодательства РФ.
Вместе с тем, отказ подрядчика от исполнения договора подряда в рамках 44-ФЗ ставится в зависимость от условий контракта. Чтобы было возможно, например, расторжение муниципального контракта по инициативе подрядчика, необходимо наличие в контракте права заказчика в одностороннем порядке отказаться от контракта.
Итак, односторонний отказ от договора строительного подряда в рамках 44-ФЗ по инициативе подрядчика возможен только при наличии двух обстоятельств:
- контракт содержит условие о возможности одностороннего расторжения по инициативе заказчика;
- присутствуют основания, предусмотренные гражданским законодательством.
Гражданское законодательство содержит следующие основания для одностороннего отказа от исполнения договора подряда со стороны подрядчика:
- использовать, представленные заказчиком материалы и оборудование, невозможно без ухудшения качества работ, а заказчик не хочет их заменять (ст. 745 ГК РФ);
- заказчик во время не предоставил все необходимое для выполнения работ – материал или оборудование, техническую документацию и т.п. (ст. 719 ГК РФ);
- подрядчик предупредил заказчика об обстоятельствах, которые негативно отразятся на результатах работ (например, непригодность представленного материала, неверно выбранный способ исполнения работ и т.п.), а заказчик не предпринял мер, чтобы устранить указанные обстоятельства (ст. 716 ГК РФ).
В указанных случаях ненадлежащего исполнения обязательств по договору подряда заказчиком подрядчик может расторгнуть данный договор без суда.
Для расторжения контракта подрядчиком по 44-ФЗ необходимо соблюсти следующий порядок действий:
- в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о расторжении контракта – направить данное решение в адрес заказчика. Способ направления решения — заказное письмо с уведомлением о вручении, в письме указывается адрес заказчика, который отражен в контракте. Дополнительно нужно направить телеграмму или сообщение по факсу, или по электронной почте, или с использованием других средств связи или доставки, которые позволят зафиксировать передачу решения и получить подтверждение о вручении решения. Дата надлежащего уведомления – получение подрядчиком подтверждения о вручении указанного уведомления;
- 10 дней с момента надлежащего уведомления – решение о расторжении контракта по инициативе подрядчика вступает в силу, а контракт считается расторгнутым;
- если в течение 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчик устранил нарушения контракта, то подрядчик обязан отменить не вступившее в силу решение о расторжении контракта.
Законом о госзакупках предусмотрены последствия отказа от исполнения договора подряда – подрядчик вправе потребовать возмещения только фактического ущерба, который непосредственно связан с обстоятельствами, послужившими основанием для расторжения договора.
Если у вас возникла необходимость оформить односторонний отказ от договора строительного подряда с госзаказчиком, наш юрист по 44-ФЗ в СПб поможет в проведении данной процедуры. Позвоните нам +7 (812) 409-49-30.
Расторжение контракта по суду в рамках 44-ФЗ
Расторгнуть контракт можно также и в судебном порядке. Гражданское законодательство выделяет следующие случаи для расторжения договора в судебном порядке — сторона договора существенно нарушила его условия (ст. 450 ГК РФ). Также контракт по строительному подряду можно попытаться расторгнуть через суд, если существенно изменились обстоятельства, которые подрядчик и заказчики учитывали при заключении контракт (ст. 451 ГК РФ).
В данной ситуации подрядчику может понадобиться юридическая помощь по 44-ФЗ для подготовки необходимых документов и обращения в суд.
Так, например, при существенном изменении обстоятельств предстоит доказать следующие моменты:
- при заключении контракта заказчик и подрядчик рассчитывали на то, что такого изменения обстоятельств не будет;
- обстоятельства изменились по причинам, на которые подрядчик не мог повлиять при осмотрительном поведении;
- при исполнении контракта имущественные интересы подрядчика нарушаются и ему будет причинен такой ущерб, что он лишится возможности получить тот доход, на который он рассчитывал при заключении контракта;
- из обычаев или существа контракта не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет подрядчик.
Кроме того, нужно ориентироваться в том, какие изменения обстоятельств будут существенными, а какие – нет. Так, например, если цены на материалы и оборудование существенно возросли, а заказчик отказывается увеличить цену по договору, то подрядчик может ссылаться на существенное изменение обстоятельств (ст. 709 ГК РФ). А изменение курса валюты по отношению к рублю нельзя расценивать как существенное изменение обстоятельств (Обзор судебной практики ВС РФ №1, утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017).
Судебная практика по расторжению договора строительного подряда в рамках 44-ФЗ
Подрядчик считает, что имеет право на односторонний отказ от контракта, но не всегда с ним соглашается суд.
Пример 1. Подрядчик должен был осуществить строительство школы. Но после получения от заказчика функциональных требований к зданиям и помещениям общеобразовательных организаций, разработанных Минобрнаукой совместно с Минстроем, подрядчик направил письмо заказчику. В нем он указал на необходимость расторжения контракта, так как данные функциональные требования не содержались в условиях торгов. Данные требования увеличивают стоимость работ и сроки ее выполнения.
Суд встал на сторону заказчика и посчитал необоснованным односторонний отказ от исполнения договора подряда. Суд отметил, что работы должны выполняться качественно и в соответствии с действующими нормами и правилами. В п. 2.2 контракта отмечено, что состав и объем работ определяются, в том числе и техническим заданием (Приложение № 1 к контракту). В Приложении 1 указано, что подрядчик при проектировании обязан руководствоваться, в том числе действующим законодательством РФ. Поэтому ссылка подрядчика на отсутствие в документации функциональных требований несостоятельна (Постановление АС Поволжского округа от 19.10.2016 года №Ф06-13912/2016).
Пример 2. Подрядчик пытался взыскать ущерб, причиненный ему при расторжении контракта – расходы на экспертизу, расходы по выдаче банковской гарантии, расходы по возмещению банку в порядке регресса денежных средств.
Подрядчик после осмотра объекта работ, уведомил заказчика о том, что требуется проведение дополнительных работ, не учтенных в сметной документации. Не получив одобрения от заказчика, отказался от исполнения контракта.
Вместе с тем, суд отметил, что истцу была представлена вся необходимая техническая документация, которая получила положительное заключение, она не имела дефектов, которые бы препятствовали выполнению работ.
В связи с этим суд посчитал необоснованным отказ подрядчика от исполнения договора подряда и отказал во взыскании ущерба (Постановление АС Северо-Западного округа от 11 декабря 2015 года по делу №А56-6324/2015).
При определении законности одностороннего отказа от исполнения договора строительного подряда суды нередко обращают внимание на правильность оформления данной процедуры.
Пример 1. Суд признал обоснованным односторонний отказ подрядчика от контракта. Подрядчик после того, как приступил к работам на объекте совместно с заказчиком и эксплуатирующей организацией обнаружил замечания, которые не позволяют выполнить работы в соответствии с проектной документацией. Кроме того, заказчик не оформил порубочный билет (данная обязанность лежит на заказчике в соответствии с региональным законодательством).
В течение нескольких месяцев подрядчик неоднократно направлял заказчику письма с просьбой согласовать изменения проектной документации и оформить порубочный билет. Несмотря на многочисленные обращения подрядчика госзаказчик не представил необходимые документы.
Учитывая данные факты, суд посчитал правомерным односторонний отказ от исполнения договора подряда (Постановление АС Северо-Западного округа от 06 декабря 2016 года по делу №А56-8997/2015).
Пример 2. Подрядчик обратился в суд с иском о расторжении контракта по причине того, что заказчиком была представлена непригодный локально сметный расчет. После начала работ подрядчик обнаружил, что при составлении сметы заказчик не изучил фактическое состояние объекта работ. А технология, предложенная заказчиком, не позволит качественно сделать работы. Обо всех этих фактах подрядчик уведомил заказчика, но заказчик настаивал на проведении работ без каких-либо изменений.
Суд посчитал позицию подрядчика обоснованной и подтвердил законность расторжения контракта (Постановление АС Уральского округа от 30 мая 2017 года №Ф09-1833/17).
Помощь в расторжении контракта по суду, изменении условий контракта, а также при одностороннем отказе вам окажет наш юрист по 44-ФЗ в Санкт-Петербурге. Обратившись к нам по телефону +7 (812) 409-49-30, вы сможете рассчитывать на:
Источник: trdat.ru
Одностороннее расторжение контракта по 44‑ФЗ
Расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке можно в тех случаях, когда заказчик или поставщик не соблюдают его условия. Эта процедура, в отличие от расторжения контракта по соглашению сторон, жестко регламентирована Федеральным законом № 44-ФЗ и положениями Гражданского кодекса. Кто и когда ее может применять и какие риски она несет для заказчиков и поставщиков?
Когда возможен односторонний отказ от исполнения контракта
Закон № 44-ФЗ допускает несколько способов расторжения госконтракта:
- по соглашению сторон;
- по решению суда;
- односторонний отказ в соответствии с гражданским законодательством.
Решение об одностороннем отказе от исполнения госконтракта могут принять и заказчик и поставщик.
ВАЖНО. Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке должна быть прописана в самом контракте. В противном случае стороны смогут прекратить отношения только через суд.
Основания для одностороннего отказа
Расторгать контракт в одностороннем порядке можно только при существенном нарушении условий договора другой стороной. Об этом сказано в пункте 1 статьи 450 Гражданского кодекса.
Заказчик может пойти на одностороннее расторжение контракта, если поставщик (подрядчик):
- указал неверные сведения о себе или товаре;
- поставил некачественный товар или товар, который не отвечает оговоренным в контракте характеристикам;
- нарушает сроки поставки товаров;
- не приступает к работам или выполняет их слишком медленно (например, не успеет закончить ремонт школы к началу учебного года).
ВНИМАНИЕ. Сведения о поставщике, с которым контракт был расторгнут по инициативе заказчика, включат в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Помимо этого заказчик потребует от поставщика возместить понесенный ущерб.
Для поставщика (подрядчика) существенными нарушениями условий контракта со стороны заказчика будут:
- необоснованный отказ в приеме товаров (работ, услуг);
- отказ в выплате аванса или оплате всего контракта.
ВНИМАНИЕ. Поставщикам не следует расторгать госконтракт по своей инициативе только лишь из-за того, что его условия стали невыгодными. Финансовые кризисы, изменение курса валют, повышение цен на товары суды не считают обстоятельствами, которые нельзя предвидеть. Если поставщик решит пожаловаться на условия контракта после того, как приступит к его исполнению, то шансов выиграть суд у него практически не будет. А значит, его признают уклоняющимся от исполнения контракта и включат в реестр недобросовестных поставщиков.
Порядок одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ
Приведем алгоритмы одностороннего расторжения госконтракта для заказчика и поставщика.
Как действовать заказчику
- До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Это можно сделать с помощью экспертов или экспертных организаций.
- При выявлении нарушений со стороны поставщика заказчик принимает решение о расторжении контракта в одностороннем порядке и оформляет соответствующий документ. Решение о расторжении госконтракта составляется в произвольной форме. В нем указывается наименование заказчика, его адрес, контакты и информация о закупке. Далее следует описательная, мотивировочная и резолютивная части, указываются сроки размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС и проставляются подписи всех членов комиссии заказчика.
- В течение трех рабочих дней с даты принятия решения заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Документ можно отправить по электронной почте, телеграммой или факсимильной связью.
- Необходимо дождаться, когда поставщик получит уведомление. В любом случае поставщик считается уведомленным по истечении 30 дней с момента размещения решения в ЕИС.
- Решение вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней после уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Но если в течение этих десяти дней поставщик успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения госконтракта.
- В течение трех дней сведения о поставщике направляются заказчиком в ФАС с последующим включением поставщика в РНП.
СПРАВКА. Поставщик может только один раз исправить допущенную ошибку. Заказчик не отменит свое решение, если поставщик повторно нарушит условия одного и того же госконтракта.
Как действовать поставщику
- При наличии существенных нарушений условий госконтракта со стороны заказчика поставщик принимает решение об одностороннем расторжении контракта и оформляет его решение в письменном виде.
- О принятом решении необходимо уведомить заказчика. Это можно сделать любым доступным способом — по почте, по электронной почте, факсимильным отправлением и т.п. Лучше всего использовать одновременно несколько каналов.
- У заказчика есть десять дней (со дня получения уведомления) на исправление допущенных нарушений.
- Если заказчик не исправляет нарушение, то по истечении 10-дневного срока контракт считается расторгнутым.
- Далее поставщик может потребовать возместить понесенный ущерб. Например, затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта и (или) затраты закупку партии товара у производителя.
Стоит отметить, что одностороннее расторжение — это крайняя, вынужденная, мера. К ней, в отличие от расторжения контракта по обоюдному согласию, прибегают не часто. Потому как одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ несет для обеих сторон весомые последствия. Заказчик не получает необходимый товар (работу, услугу), а поставщик рискует оказаться в РНП.
Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке, можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.
Источник: www.buhonline.ru
Власти Серова хотят расторгнуть контракт на реконструкцию Преображенской площади
Больше всего вопросов вызвала реконструкция Преображенской площади.
Напомним, реконструкция проводится в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и госпрограммы «Формирование комфортной городской среды на территории Свердловской области». Работы начались в апреле 2021 года и должны были закончиться 1 сентября 2022 года. Реконструкцией занимается ООО «Монолитстрой». С компанией был заключен контракт на 74 614 729 рублей.
В 2022 году от жителей города часто можно было услышать недовольство темпами работ. В мае 2022 года начальник Управления капитального строительства Серова Андрей Рагозин предположил, что на ход реконструкции влияет предвыборная кампания. Дело в том, что директор ООО «Монолитстрой» Павел Козяев выдвигал свою кандидатуру в депутаты местной Думы. Но партия «Новые люди», от которой выдвигался Павел Викторович, буквально в преддверии выборов отозвала его кандидатуру.
По информации, которую депутатам Думы предоставило Управление капитального строительства, на 5 октября 2022 года подрядчик закончил работы по укладке асфальтобетонного покрытия (1495 квадратных метров), установке бортового камня (688,76 метра). Были смонтированы две малые архитектурные формы – цветник «Рояль» и арка «Сердце». Установлен уличный экран и завершено озеленение – высажено 47 деревьев и 468 кустарников.
На тот момент продолжались работы по завозу грунта на газоны и в цветники. Шла установка урн и скамеек, проходила укладка плитки и монтаж фонтанного комплекса.
По состоянию на 5 октября, не были закончены работы по устройству рулонного газона, ротонды для влюбленных, инсталляции «Любовь», сегментарных скамеек. Были установлены качели, не соответствующие проекту. Также не был установлен модульный туалет.
В УКСе отмечают, что за 2022 год из бюджета на реализацию проекта было направлено 38,9 миллиона рублей. А по состоянию на 5 октября освоено лишь 6,9 миллиона рублей. В октябре на озеленение, растительный грунт, монтаж скамеек и урн планировалось освоить еще 3 миллиона рублей.
После этого Управление капитального строительства планирует расторгнуть контракт с поставщиком.
– «Монолитстрой» внесут в список недобросовестных поставщиков. По 44-му ФЗ поставщику идут штрафные санкции. Сейчас администрация в одностороннем порядке разрывает договор, – говорит депутат, член думской комиссии по ЭТС и ЖКХ Игорь Чудов. – Первым траншем компании выплатили около 7 миллионов рублей. Сейчас «Монолитстрою» доплатят еще 3 миллиона.
Оставшиеся деньги перейдут на будущий год – на нового подрядчика. Подсчитали, что этих денег хватит на завершение строительства. Нового подрядчика будут искать по весне и доводить реконструкцию площади до логического конца. С моей точки зрения, как гражданина города, качество строительства – безобразное.
На заседании комиссии было принято решение о разрыве договорных отношений с «Монолитстроем» и начале процедуры занесения компании в реестр недобросовестных поставщиков. За это решение проголосовали все пять депутатов, присутствующих на заседании.
Представители подрядчика на комиссии не присутствовали.
Директор ООО «Монолитстрой» Павел Козяев говорит, что компания будет обжаловать через суд решение о внесении в реестр недобросовестных поставщиков. А задержки в реконструкции, по его словам, связаны с тем, что компания выполняла работы практически за свой счет.
– По сути, с прошлого года мы работали за свои деньги. Есть обстоятельства, по которым мы не можем принять деньги у УКСа, у администрации. Пока эти обстоятельства озвучивать не буду, – говорит Павел Викторович. – В любом случае по поводу внесения в реестр недобросовестных поставщиков будем судиться.
По сути, на объекте осталось только завершить работы с газоном, доделать часть плитки – процента три. Плитку не успели доделать, работы остановили из-за того, что администрация начала процедуру расторжения контракта. Процентов 20 той плитки, что мы уже уложили, не «закрыто» УКСом. Но это не вина УКСа или администрации, мы сами не можем ее «закрыть» – объем работ выполнен, но не «закрыт».
К теме вернемся.
Журналисты «Глобуса» подготовили серию специальных репортажей «Брошенные зоны: как живут люди в поселках, откуда ушла тюрьма».
Читайте о том, как поселки, умирают вместе с колониями: тюрьму закрыли, а люди — остались.
Проект реализован при поддержке крауд-платформы «Сила слова».
Источник: serovglobus.ru