Накладные расходы не входят непосредственно в продукт, товар или услугу, но жизненно необходимы для производства, продажи, управления организацией и выхода на рынок. Современная тенденция в части изменения структуры затрат вне зависимости от вида бизнеса состоит в том, что доля накладных расходов постоянно возрастает в общей сумме затрат при одновременном желании компаний уменьшить их долю и при усилении внимания к обоснованности их распределения между отдельными объектами калькулирования, видами деятельности, сметными нормативами, группами договоров.
ПОНЯТИЕ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ И ИХ ВИДЫ
Задачей учета накладных расходов является обеспечение контроля за соблюдением установленного лимита, правильным отражением указанных расходов по статьям номенклатуры и их распределением.
Обратите внимание! Особенностью накладных расходов является то, что они как таковые не поименованы в НК РФ, а их структура в налоговом законодательстве не определена. В бухгалтерском учете также отсутствует дифференциация накладных расходов.
Учет накладных расходов
В целом накладные расходы делятся на четыре группы:
Часть из них регламентируется законодательно (в отрасли строительства, медицины), часть — устанавливается в компании самостоятельно.
Рассмотрим вопросы нормирования накладных расходов в установленных законодательством случаях, а также при самостоятельном определении их норм.
НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО
Основной отраслью, где нормирование расходов имеет приоритетное значение, является строительство. Сметная нормативная величина накладных расходов отражает необходимые среднеотраслевые затраты, входящие в состав цены на строительную продукцию.
Особенностью нормирования расходов в строительной отрасли является внесение изменений в нормы. Так, с 1 января 2011 г. введены новые нормативы накладных расходов и сметной стоимости.
К сведению. Нормативы накладных расходов приведены в Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004, утвержденных Постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 6 (в ред. от 31.08.2004) (далее — МДС 81-33.2004) и Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, МДС 81-34.2004, утвержденных Постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 5 (далее — МДС 81-34.2004). При определении норматива должен применяться коэффициент 0,85. Однако к таким видам строительно-монтажных работ, как автомобильные дороги и монтаж оборудования, он не применяется. Разъяснения даются в письме Минрегиона России от 06.12.2010 № 41099-кк/08 и от 21.02.2011 № 3757-КК/08.
Данными документами установлены следующие укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства (табл. 1).
Таблица 1. Нормативы накладных расходов по основным видам строительства
Вид строительства
Размер накладных расходов от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, %
ГрандСмета: накладные расходы и сметная прибыль. Новые методики определения
Область применения
в базисном уровне цен
в текущем уровне цен с коэффициентом 0,85
Объекты производственного назначения для всех отраслей народного хозяйства, кроме объектов энергетического и сельскохозяйственного строительства
Объекты жилищно-гражданского назначения для всех отраслей
Объекты сельского хозяйства производственного назначения, за исключением водохозяйственного строительства
Объекты железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного транспорта
Объекты мелиорации, включая сельхозводоснабжение
ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и другие объекты
Объекты с ядерными реакторами, включая атомные электрические станции
Капитальный ремонт жилых и общественных зданий
Работы по реставрации памятников истории и культуры
Пример 1
Компания ООО «Стройка» занимается жилищным строительством. Фонд оплаты труда (ФОТ) рабочих-строителей установлен в размере 2 000 000 руб. Определим размер накладных расходов. В соответствии с нормативами накладные расходы должны составлять 95 % от ФОТ. Таким образом, они будут равняться 1 900 000 руб. (по укрупненному показателю).
Аналогичные нормативы установлены в части накладных расходов для монтажных и пуско-наладочных (приложение 4 к МДС 81-33.2004), а также ремонтно-строительных работ (приложение 5 к МДС 81-33.2004).
Таким образом, размер накладных расходов зависит от районов, а также от различных отраслей.
Обратите внимание! Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы.
Кроме того, установлены нормативы накладных расходов на отдельные виды работ. Росприроднадзором приказом от 30.12.2005 № 369 утвержден норматив накладных расходов при определении стоимости проведения государственной экологической экспертизы в федеральной службе по надзору в сфере природопользования. Примером законодательного нормирования накладных расходов является медицинская отрасль.
К сведению. В приказе Минздравмедпрома России от 14.03.1995 № 60 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» (далее — приказ Минздравмедпрома России № 60) четко установлено, что в себестоимости медицинской помощи должны быть учтены все виды затрат (прямые и накладные расходы), осуществляемых поликлиникой в течение года.
Соответственно, в себестоимости медицинской помощи учитываются следующие виды затрат:
- заработная плата медицинского персонала;
- начисление на заработную плату;
- расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств;
- амортизация (стоимость годового износа оборудования по 013 и 016 субсчетам), а также накладные расходы, в которых учтены:
o заработная плата административно-хозяйственного и прочего общеполиклинического персонала;
o канцелярские и хозяйственные расходы;
o расходы на приобретение мягкого инвентаря;
o расходы на проведение капитального ремонта.
В приказе Минздравмедпрома России № 60 утверждаются нормативы накладных расходов. Там же дается пример расчета коэффициента накладных расходов, который может быть принят за основу. Приведем выдержку из документа (табл. 2).
Таблица 2. Расчет коэффициента накладных расходов
Вид медицинских услуг
Годовой фонд заработной платы, руб.
Накладные расходы (коэффициент 1,5), руб.
Путем вычисления коэффициента накладных расходов эти затраты перенесены на себестоимость оказания медицинской помощи по лечебным и параклиническим подразделениям поликлиники. Себестоимость отдельных видов медицинских услуг определяется исходя из годовых затрат соответствующего подразделения и годового бюджета рабочего времени медицинского персонала.
При этом отличием планирования накладных расходов в строительстве является тот факт, что накладные в строительных организациях меньше, чем в медицинской отрасли.
Между тем нормирование накладных расходов осуществляется и в коммерческих организациях, в которых оно даже более ценно, поскольку компания планирует нормативы самостоятельно.
НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Вне зависимости от того, устанавливаются ли накладные расходы законодательно или самостоятельно, исходя из потребностей организации, они нормируются в процентах от ФОТ рабочих (работников основного производства) в составе прямых затрат.
Пример 2
ООО «Транспорт» осуществляет доставку грузов. ФОТ составляет 30 000 000 руб. в год. В 2010 г. накладные расходы планировались с коэффициентом 85 % и составляли 25 500 000 руб. Однако в том же году были произведены реструктуризация активов и сокращение штата с целью снижения накладных расходов до 60 %. Соответственно, в 2011 г. при сохранении ФОТ работников основного производства (грузчики, водители, упаковщики грузов и т. д.) он составит 18 000 000 руб.
Величина накладных расходов указывается:
· индивидуальных планах структурных подразделений.
Индивидуальные нормы накладных расходов разрабатываются в следующих случаях:
· когда нормы не установлены законодательно;
· когда фактическая величина накладных расходов превышает сметную.
Пример 3
Рассмотрим пример индивидуального нормирования в коммерческой организации, в которой законодательно не установлены нормы накладных расходов с учетом планируемой из предыдущего примера суммы накладных расходов — 19 700 000 руб. Индивидуальные нормы накладных расходов устанавливаются по статьям, приведенным в табл. 2.
Таблица 3. Пример статей бюджета для планирования накладных расходов
Вид расходов
Плановая сумма, руб.
I. Административно-хозяйственные расходы
1. Расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала (работников аппарата управления, линейного персонала, работников, занятых хозяйственным обслуживанием аппарата управления).
Плановая сумма включает страховые взносы и взносы на страхование от травматизма в размере 34,2 %
3. Расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям)
7. Расходы на оплату лицензионных, юридических и информационных услуг
8. Расходы на оплату консультационных и иных аналогичных услуг
9. Плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке
10. Расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществленные в соответствии с законодательством РФ
11. Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков учета, отчетности и других документов, периодических изданий, необходимых для целей производства и управления им, на приобретение технической литературы, переплетные работы
12. Расходы на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) основных фондов, используемых административно-хозяйственным персоналом
13. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию
14. Расходы, связанные со служебными разъездами работников административно-хозяйственного аппарата в пределах пункта нахождения организации
16. Расходы на наем служебных легковых автомобилей
17. Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в пределах норм, установленных Правительством РФ
18. Расходы на служебные командировки, связанные с производственной деятельностью административно-хозяйственного персонала, включая работников, обслуживающих служебный легковой автотранспорт, исходя из норм
19. Представительские расходы[*], связанные с деятельностью организаций: расходы по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества
20. Расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктурного рынка, сбор и распространение информации, непосредственно связанной с производством и реализацией работ (услуг)
21. Оплата услуг банка
22. Другие административно-хозяйственные расходы (оплата услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению производством)
Итого
12 500 000
II. Расходы на обслуживание работников
1. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров
2. Расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий
3. Расходы на охрану труда и технику безопасности
Итого
350 000
III. Расходы на организацию работ
1. Износ и расходы по ремонту инструментов и производственного инвентаря
2. Износ и расходы, связанные с ремонтом
3. Содержание пожарной и сторожевой охраны
4. Расходы, связанные с изобретательством и рационализаторством
6. Расходы по благоустройству
Итого
2 650 000
IV. Прочие накладные расходы
V. Иные затраты, относимые на накладные расходы
1. Расходы на создание страховых фондов (резервов), а также фондов, связанных с развитием производства
2. Расходы на сертификацию продукции и услуг
3. Суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги)
4. Пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений
5. Платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах
6. Затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более трех километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом
7. Приобретение форменной одежды
Итого
4 200 000
Всего
19 700 000
В зависимости от отрасли накладные расходы могут различаться, например структура расходов почтовой связи будет отличаться от накладных расходов при производстве фильмов.
ВОПРОСЫ ПОГРЕШНОСТИ НАКЛАДНЫХ И ГИБКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
Встречаются различные виды взаимосвязи показателей накладных расходов. Отличия основываются на следующем:
· нахождение компании в городе, поселке или деревне;
· наличие филиальной сети, управление группой компаний, взаимосвязь с конкурентами;
· стадии бизнес-процессов, разработка новых проектов.
При этом накладные расходы будут различаться также в зависимости от объекта калькулирования:
Соответственно, накладные различных заказов, изделий, целого предприятия или направления бизнеса будут иметь различия.
Можно выделить следующие способы расчета накладных расходов:
способ прямого счета (удельных издержек);
нормативный (исходя из нормы, утвержденной на предприятии или законодательно);
расчетно-аналитический (когда в компании в процессе деятельности проводятся расчеты норм накладных с учетом сложившейся практики, показателей экономической деятельности, балансовых показателей);
способ исключения затрат (характерен для компаний, которые хотят сэкономить за счет сокращения накладных расходов);
коэффициентный (в компании устанавливается единый усредненный коэффициент на отдельные операции, виды работ, направления бизнеса);
комбинированный (состоит из использования нескольких способов планирования).
Обратите внимание! При определении накладных расходов возможны погрешности, но они не должны составлять более 5–10 % от общего размера накладных расходов.
Существенным отличием гибкого плана от обычного является возможность задания интервала, внутри которого могут изменяться объем базового показателя и возможность расчета планируемого объема накладных затрат для любой точки этого интервала. Это очень удобно использовать для сравнения планируемых и реальных накладных расходов в конце периода.
По окончании планируемого периода реальные накладные затраты могут существенно отличаться от исходных, рассчитанных теоретически, причем по различным видам накладных затрат может быть как положительное (реальные расходы не превысили плановых), так и отрицательное сальдо (реальные расходы выше плановых). Общее отклонение по накладным затратам складывается из отклонений по переменным и постоянным затратам. Аналогично могут изменяться расходы на прямые материалы и заработную плату основного персонала.
Получив различия по материалам, труду или накладным затратам, необходимо проанализировать причины их возникновения. За цену прямых материалов отвечает управляющий по снабжению, за расход материалов и объем затраченного труда — менеджер по производству, за изменение тарифа заработной платы — отдел заработной платы.
В случае субъективности причин появления отклонений в расходах необходимо определить, под чьей ответственностью они находятся, усилить контроль в этой области и сделать выводы по дальнейшей работе.
РЕЗЮМЕ
Неправильный учет и неэффективный контроль за накладными расходами приводят к нежелательным результатам: перерасходу накладных затрат, завышению и (или) недооценке себестоимости продукции, что, в свою очередь, выливается в завышенную цену продукции, снижение конкурентоспособности предприятия, потерю рынков сбыта, снижение прибыли предприятия.
Использование гибкого плана накладных затрат позволяет своевременно выявлять изменения в их структуре и вносить коррективы в планы предприятия, зависящие от этих изменений.
В заключение следует еще раз обратить внимание на необходимость планирования накладных расходов. Входя в себестоимость продукции, накладные затраты могут сильно исказить реальную картину и свести к нулю все усилия менеджмента по планированию прибыли. Выходом из положения может оказаться гибкое планирование. Его применение обеспечивает максимальное соответствие планов действительности, способствует усилению контроля и облегчает учет издержек производства, следовательно, именно контроль за накладными расходами позволяет осуществить эффективное планирование, а значит, вывести компанию на передовые экономические позиции на рынке.
[*] Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 % от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
Е. В. Шестакова,
генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», канд. юрид. наук
Размер накладных расходов в строительстве
Сборник норм накладных расходов в строительстве,введенных s действии с 01.01.84 [c.73]
Накладные расходы определяются в процентах от прямых затрат по строительным работам и заработной платы по монтажным работам. Можно принять, что средняя норма накладных расходов в строительстве составляет 17,2% от сметных прямых затрат. [c.270]
Сборник норм накладных расходов в строительстве, введенных в действие с 1 января 1969 г. [c.7]
Порядок применения норм накладных расходов в строительстве утвержден постановлением Госстроя СССР от 31.12.68 г, № 121. [c.167]
НОРМЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ в строительстве — предельные размеры накладных расходов в затратах на строительно-монтажные работы. Устанавливаются в процентах к сметной стоимости прямых затрат или к основной заработной плате рабочих применяются при определении сметной стоимости строительства и расчетах за выполненные строительно-монтажные работы. Утверждаются Советом Министров СССР. [c.130]
Сметная стоимость всех работ, получаемая по сборникам ЕРЕР на строительные конструкции и работы, включается в графу 4 объектной сметы с соблюдением условий, предусмотренных Перечнем специальных строительных работ с указанием порядка начисления накладных расходов при определении их сметной стоимости (Приложение к Порядку применения норм накладных расходов в строительстве, утвержденному пост. Госстроя СССР от 22 апр. 1983 г. № 84). [c.208]
Министерства и ведомства СССР и советы министров союзных республик одновременно с установлением предельных норм накладных расходов на строительные работы для подведомственных организаций утвердили для тех же организаций нормативы для определения содержащейся в накладных расходах величины нормативной условно-чистой продукции (НУЧП). Все эти нормативы приведены в Сборнике норм накладных расходов в строительстве, введенных в действие с 1 янв. 1984 г. (Стройиздат, 1983). [c.256]
Приведенный порядок применения норм накладных расходов в строительстве утвержден пост. Госстроя СССР от 22 апр. 1983 г. №84. [c.259]
Во избежание начисления неоправданно высоких сумм накладных расходов Госстрой СССР вынужден был установить некоторые ограничения к общим правилам применения норм накладных расходов к элементным сметным нормам, в которых содержатся дорогостоящие материальные ресурсы. Кроме того, в целях более точного разграничения специальных видов строительных работ Госстрой СССР утвердил Перечень специальных строительных работ с указанием порядка начисления накладных расходов при определении их сметной стоимости (Приложение к Порядку применения норм накладных расходов в строительстве, приведенное в Сборнике норм накладных расходов в строительстве, введенных в действие с 1 янв. 1984 г., изданном Стройиздатом в 1983 г.). [c.259]
Чугунные и стальные механически обработанные плиты для покрытия полов производственных помещений, учитываются в сметах и при расчетах за выполненные работы как материалы с начислением накладных расходов в размере 8,6 % с включением в объем строительно-монтажных работ (Приложение к Порядку применения норм накладных расходов в строительстве, утвержденному пост. Госстроя СССР от 22 апр. 1983 г. № 84). [c.709]
Для отдельных районов СССР (Крайний Север и др.), предусмотренных в Постановлении правительства О нормах накладных расходов в строительстве , на специальные строительные работы, а также на работы по строительству крупнопанельных домов могут быть установлены повышенные нормы накладных расходов. [c.105]
Размеры накладных расходов установлены постановлением Совета Министров СССР О нормах накладных расходов в строительстве от 2 декабря 1968 г. № 950 (СП СССР, 1968 г., № 23, ст. 167) в размере от 13 до 19,8% прямых затрат вне зависимости от ведомственной принадлежности заказчиков. [c.141]
Нормы накладных расходов в строительстве, включая плановые накопления, по Министерству путей сообщения должны составлять от прямых затрат 21%, в том числе административно-хозяйственные расходы 7,5% и плановые накопления 2,7%. [c.103]
Обязать министерства, ведомства, советы министров автономных республик и исполкомы Советов депутатов трудящихся разработать и осуществить мероприятия по обеспечению строгого соблюдения норм накладных расходов в строительстве. При разработке и осуществлении указанных мероприятий обратить особое внимание на1 сокращение административно-управленческих расходов, упорядочение сети первичных подрядных организаций и их укрупнение, ликвидацию лишних звеньев управления строительной индустрией, улучшение использования оборотных средств и на сокращение непроизводительных затрат, Установить, что при определении плановой себестоимости строительно-монтажных работ в каждой подрядной строительной и монтажной организации должны составляться сметы накладных расходов по всем их статьям. [c.371]
Поручить Министерству финансов СССР, Министерству среднего машиностроения и Министерству монтажных и специальных строительных работ СССР в месячный срок представить в Совет Министров СССР предложения о внесении необходимых изменений в нормы накладных расходов в строительстве, утвержденные Распоряжениями Совета Министров СССР от 28 января 1958 г. № 283 и от 31. января 1958 т. № 316. [c.371]
ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ [c.374]
При строительстве крупнопанельных жилых домов применяется норма накладных расходов на внутренние санитарно-техниче-ские работы, предусмотренная в Приложении № 4 к Постановлению Министров СССР от 2 декабря 1968 г. № 950 и п. 8 данного Порядка применения норм накладных расходов в строительстве. [c.374]
Сборник норм и накладных расходов в строительстве, введенных в действие с I января 3.984 г. /Госстрой СССР. -М. Стройиздат, 1983. — 64 о, [c.68]
Дифференциацией структуры накладных расходов по строительным работам на затраты, зависящие от численности рабочих, уровня заработной платы и продолжительности строительства, наглядно вскрывается существенное влияние на нормируемую величину накладных расходов территориальных условий сооружения объектов трубопроводного транспорта. С учетом указанных факторов в пределах среднеотраслевой нормы в трубопроводном строительстве установлены по ряду главных производственных управлений предельные нормы накладных расходов в размере 18 — 19%. [c.242]
При определении сметной стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ по новой сметно-нормативной базе 2001 года порядок определения величины накладных расходов существенно изменился. Если в сметных базах 1984 года и 1991 года накладные расходы на строительные и ремонтно-строительные работы определялись по соответствующим нормативам от стоимости прямых затрат, то, в соответствии с МДС 81-4.99 Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (Госстрой России, 1999 г.), накладные расходы исчисляются от средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе сметных прямых затрат. Основная причина изменения базы исчисления накладных расходов заключается в устранении влияния более высокой стоимости материалов на массу накладных расходов при одной и той же норме. [c.103]
При разработке индивидуальных норм должны учитываться все затраты подрядной организации по накладным расходам в соответствии с Перечнем статей затрат накладных расходов в строительстве, приводимом ниже, с соответствующими обоснованиями этих затрат, расчетами, заключенными договорами и данными бухгалтерского учета. [c.112]
Расчет индекса пересчета сметной стоимости монтажа оборудования ведется по форме № 5 приложения 1, которая составляется на основании данных из форм № 2, 3 и 4. Накладные расходы (графы 2 и 3) рассчитываются по нормам по видам работ в соответствии с Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-4.99, МДС 81-5.99). [c.365]
Лимиты накладных расходов на строительные, на выполняемые механизированным способом болотно-подготовительные работы и работы по лесоочистке зон затопления в связи со строительством гидротехнических сооружений устанавливаются в процентах к прямым затратам (и составляют 12—18,3%), а на монтаж оборудования — в процентах к основной заработной плате производственных рабочих. Кроме того, лимиты накладных расходов дифференцированы в зависимости от видов и структуры работ и территориального расположения строительной организации. Советом Министров СССР разрешено министерствам, ведомствам, главным управлениям и трестам за счет и в пределах плановых накоплений дифференцировать нормы накладных расходов, установленные для подведомственных им строительных организаций, т. е. отдельным строительным организациям устанавливаются разные нормы накладных расходов в пределах общей нормы и за счет плановых накоплений. Такая дифференциация распространяется и на нормы административно-хозяйственных расходов. [c.151]
В тех случаях, когда расходы по эксплуатации жилищного хозяйства выше его доходов, в балансах доходов и расходов строительных организаций предусматривается дотация на покрытие убытков за счет норм накладных расходов по строительству и за счет прибыли строительной организации. [c.200]
Учет накладных расходов. Состав накладных расходов в строительстве определен Перечнем статей накладных расходов, утвержденным Госпланом СССР, Госстроем СССР, Министерством финансов СССР и Госкомстатом СССР. Размер накладных расходов лимитируется нормами, которые на строительные работы установлены в процентах к сметной сумме прямых затрат, а на монтажные работы — в процентах к основной заработной плате рабочих, занятых монтажом оборудования. [c.382]
Накладные расходы на строительные работы начисляются на общий итог прямых затрат по смете. Норма накладных расходов устанавливается Постановлением Совета Министров СССР в процентах от прямых затрат и зависит от ведомственной принадлежности и территориального размещения строительных организаций и вида строительства или работ. Для каждого строительного министерства устанавливается норма накладных расходов в целом по министерству. Строительное министерство для каждого главного управления по строительству (а в отдельных случаях треста) устанавливает дифференцированную норму накладных расходов. [c.74]
На уровень накладных расходов в строительстве определенное влияние оказывает повышение качества инвентаря, инструмента, спецодежды, износ которых на одного рабочего в год по нормам составляет около 15 руб. Из-за невысокого качества этих предметов затраты на возмещение их износа иногда в 2—2,5 раза превышают принятые нормативы. [c.184]
Размеры накладных расходов в строительстве, применяемые при составлении смет, регламентируются специальными постановлениями правительства. В настоящее время действуют нормы накладных расходов, введенные с 1 января 1969 г. [c.104]
Сверх учтенных в нормах накладных расходов в размере 12% основной заработной платы рабочих и инженерно-технических работников, непосредственно участвующих в монтаже оборудования и выполнении электромонтажных работ Мин-монтажспецстроя СССР в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, Минэнерго СССР (без ограничения определенными местностями), а также Министерства связи СССР при работах по монтажу станционного оборудования проводных средств связи и почтовой механизации определяются расчетом в составе проекта организации строительства [c.484]
Нормы — Н. продолжительности строительства— 318 Н. сметные в строительстве — 339 Н. продолжительности проектирования — 349 Н. прямых затрат и накладных расходов на проектные и изыскательские работы—343 нормирование оборотных средств подрядных строительных организаций — 440 Н. задела в жилищном строительстве — 484 Н. амортизационных отчислений—490 Н. заготови-тельно-складских расходов в строительстве — 938 Н. плановых накоплений для организаций, занятых на строительных, монтажных и специальных строительных работах — 939 порядок применения Н. накладных расходов в строительстве — 942 Н. накладных расходов на геологоразведочные работы — 944 Н. накладных расходов на буровые работы на нефть и газ — 945 временные Н. дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время — 945. [c.543]
В состав накладных расходов входят административно-хозяйственные расходы, расходы по обслуживанию работников строительства, на организацию и производство работ на строительных площадках и прочие накладные расходы. Их определяют в процентом отношении от прямых затрат или основной заработной платы. Различают средние, предельные и единые предельные нормы накладных расходов.
Средние нормы при определении сметной стоимости строительства не применяют. Они являются основой для расчета предельных норм. Предельные нормы расходов на общестроительные работы разрабатывают по методическим указаниям Госстроя СССР и дифференцируют по министерствам, ведомствам и главным управлениям (объединениям). Единые предельные нормы накладных расходов (одинаковые для всех исполнителей) устанавливают на монтажные и специальные работы монтаж металлоконструкций, внутренние санитарно-технические работы, подземные горно-капитальные работы, буровзрывные работы, монтаж оборудования, прокладка и монтаж сетей связи, электромонтажные работы и др. [c.217]
Составление смет на строительные и другие виды работ осуществляется на основании утвержденных прейскурантов и имеющихся смет на типовые и повторно применяемые проекты строительства. Если эти документы отсутствуют, сметы составляют на основании рабочих чертежей, сборников ЕРЕР, утвержденных норм накладных расходов и плановых накоплений. Для этой цели подсчитывают объемы строительно-монтажных работ, которые отражают в специальных ведомостях. [c.216]
Накладные расходы определяются косвенным путем — установленной нормой по отношению к прямым затратам (на строительные работы) или по отношению к основной заработной плате производственных рабочих (на работы по монтажу оборудования и некоторые специальные работы). Предельные нормы накладных расходов установлены по министерствам (ведомствам), а также в зависимости от способа строительства — подрядного или хозяйственного. [c.224]
В соответствии с введенными с 1/1 1969 г, новыми ценами в строительстве пересмотрены и утверждены Советом Министров СССР новые предельные сметные нормы накладных расходов для соответствующих министерств и ведомств по подрядному и хозяйственному строительству [c.141]
Пример. Всего по нормативу имеется 1000 руб. накладных расходов, в том числе по статьям, относящимся к условно-постоянным, 360 руб. Продолжительность строительства по нормам — 4 мес, а после внедрения мероприятия, ускоряющего сроки строительства, — 3 мес. [c.118]
Согласно Инструкции по разработке проектов и смет для промышленного строительства (СН 202-76) общая сметная стоимость строительно-монтажных работ по объекту определяется с учетом норм накладных расходов и других нормативов, установленных для соответствующих подрядных строительно-монтажных организаций. Трест, объединение для каждой строительно-монтажной организации устанавливает экспертным путем размер накладных расходов в пределах общей суммы этих расходов, полученных от заказчиков по сметам на объекты. [c.172]
В 1978 г. строительная организация имеет ту же сметную норму накладных расходов к прямым затратам и получит от заказчиков средства на накладные расходы на объем работ по видам строительства соответственно 850 и 397,6 тыс. руб. По жилищному строительству в связи с аналогичными проектными решениями и составом работ организация получит необходимую ей сумму накладных расходов по смете 397,6 тыс. руб., что соответствует расчету по удельному показателю накладных расходов на одного работающего, умноженному на базисную численность работников 1978 г. 2454 X 162 = 397,6 тыс. руб. [c.173]
Сметная стоимость капитального строительства пунктов перевалки определялась по нормам IV части СНиП (издание 1965 г.)г уточненным Госстроем СССР в связи с переходом на новые оптовые цены и тарифы, введенные с 1 июля 1967 г. В расчетах приняты тарифные ставки рабочих-строителей, действующие в настоящее время, с учетом повышения заработной платы низкооплачиваемым рабочим, произведенного с 1 января 1968 г. В расчетах учтены новая сметная стоимость машин и оборудования действующие с 1 января 1969 г. цены на монтажные материалы, изделия, конструкции новые нормы накладных расходов (16% от прямых затрат). Поскольку в ценах на строительную продукцию, приведенных в новых ценниках, не учтены плановые накопления, последние учитываются в расчетах в размере 6% сметной суммы прямых затрат и накладных расходов. [c.121]
Действующие в настоящее время нормы накладных расходов в строительстве утверждены постановлением Совета Министров СССР от 02Д2 68 г. № 950 и введены в действие с 01.0.1.69 г. одновременно с новыми сметными нормами и ценами. [c.165]
Нижелимитное строительство — 120 Нормы накладных расходов в строительстве— 130 Особые счета — 157 [c.680]
Стоимость накладных расходов на.строительные и полташке работы в локальных сметах принимается но «Сборнику норм и накладных расходов в строительстве, введенных в действие с 01.0I.84 J3J. [c.7]
Нормы накладных расходов установлены по видам работ (строительные, монтажные и специальные строительные работы), по ведомственному признаку, причем для каждого строительного министерства утверждены средние нормы накладных расходов, в пределах которых министерства определяют предельные нормы накладных расходов для подведомственных им организаций территориальных главных управлений по строительству и в ряде случаев для строительно-монтажных объединений и трестов. Так, например, средние нормы накладных расходов на строительные работы составляют (в процентах к сметным прямым затратам) для Минтяжстроя — 18,1, Минпромстроя СССР— 18,1, Минстроя СССР — 19, Минэнерго СССР— 16,2, Минвостокстроя — 23,6, Минтрансстроя — 17 и т. д. Для других министерств и ведомств нормы накладных расходов дифференцированы также по способам строительства (подрядный и хозяйственный способы). [c.61]
На строительство крупнопанельных домов и зданий из объемных блоков предельные нормы накладных расходов в среднем на 20 % ниже норм накладных расходов на строительные работы. При выполнении работ по реконструкции и техническому перевооружению действующих предприятий применяются повышающие коэффициенты к нормам накладных расходов на строительные и монтажные работы. Для строек, расположенных в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, в районах с тяжелыми климатическими условиями, в пустынных, полупустынных и высокогорных районах устанавливаются повышенные нормы накладных расходов на строительные и специальные работы. Повышенные нормы накладных расходов утверждаются в про-цгнтах к прямым затратам министерствами (ведомства- [c.186]
УЧЁТ МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ — учет движения малоцепных и быстроизнашивающихся предметов на заводском складе, в цеховых раздаточных кладовых, а также их износа. Для У. м. и б. п. предусмотрены активный счет Малоценных и быстроизнашивающихся предметов с 2 субсчетами На складе и В эксплуатации, а также контр-активный счет Износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Аналитич. У. м. и б. п. ведется по местам их хранения и использования. Документальное оформление и оперативный У. м. и б. п. на складах не отличается от оформления и учета материалов. Иначе учитывают эти предметы с момента передачи их в эксплуатацию.
Полностью относят на издержки лишь переданные для употребления предметы стоимостью до 2 руб. за штуку [запись по дебету счета Цеховых расходов или другого счета затрат и кредиту счета Малоценных и быстроизнашивающихся предметов (на складе)]. Предметы стоимостью св. 2 руб., переданные в эксплуатацию, остаются на балансе предприятия до выбытия их из строя за непригодностью.
В цеховых кладовых, помимо количественно-сортового учета инструментов, ведется оперативный учет предметов, выданных рабочим. Для У. м. и б. п., переданных рабочим в постоянное пользование, открывают лицевые счета в форме инструментальных книжек или лицевых карточек.
Учет инструментов кратковременного пользования обычно ведется посредством инструментальных марок, в обмен на к-рые рабочие получают необходимые инструменты. Износ. малоценных и быстроизнашивающихся предметов производств, назначения включается в себестоимость продукции и работ.
Первоначальная стоимость инструментов общего пользования, а также хоз. инвентаря обычно погашается на 50% при передаче их в эксплуатацию, а остальные 50% (за вычетом стоимости выбывших предметов по цене возможного их использования) — при выбытии пришедших в негодность вещей. Себестоимость спец. инструментов и приспособлений, предназначенных для выполнения индивидуальных заказов, полностью погашается в момент передачи их в эксплуатацию (за вычетом вероятной стоимости их к моменту выбытия из эксплуатации). Нормы погашения стоимости спец. инструментов, используемых и крупносерийных и массовых произ-вах, устанавливают в рублях и копейках на единицу продукции, для изготовления к-рой эти инструменты служат. Применение в учете счетно-перфорационных машин позволяет более точно определять износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов исходя из нормативных сроков их службы. Месячные нормы погашения стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов фиксируются в постоянных перфокартах, к-рые обрабатываются на умножающем перфораторе или электронном вычислителе совместно с итоговыми (сальдовыми) перфокартами остатков малоценных и быстроизнашивающихся предметов. На основании этих расчетов дебитуют счета Основного производства, Цеховых расходов, Накладных расходов (в строительстве) и яр. и кредитуют счет Износа мало- [c.290]
Смета разрабатывается на основе данных технического проекта строительства скважин, единых цен на материалы и оборудование, транспортных тарифов, утвержденных норм накладных расходов и плановых накоплений, а также плановой скорости бурения скважин. Нормы, расценки, тарифы принимают по Справочнику укрупненных сметных норм на строительство нефтяных и газовых скважин и Прейскуранту порайонных расценок на строительство нефтяных и газовых скважин (в нормах и ценах на 1/VII—1967 г., нормах амортизационных отчислений на 1/1—1968г.). [c.212]
Источник economy-ru.infoОсобенности учета накладных расходов в строительных организациях
Акашева, В. В. Особенности учета накладных расходов в строительных организациях / В. В. Акашева, Т. С. Морозкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 324-327. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13390/ (дата обращения: 05.10.2022).
Строительство является важнейшей отраслью отечественной экономики, состояние этой отрасли определяет уровень развития общества и его производительных сил. Строительная отрасль предназначена для обновления производственных фондов, реконструкции и технического перевооружения производства, развития социальной сферы. Особенности организации и технологии строительной деятельности способствуют формированию специфических способов, приемов и методов учета затрат на производство.
Для принятия оптимального финансового и управленческого решения, каждая строительная организация должна точно знать свои затраты и разбираться в информации о расходах, которые возникают в связи с с производством продукции, выполнением работ или оказанием услуг. Анализируя расходы организации, можно дать ответы на многие вопросы, связанные с совершенствованием учета затрат:
— какова эффективность затрат;
— какого уровня достигли качественные показатели работы экономического субъекта;
— установлены ли правильно цены реализации;
— как и кем контролируются расходы;
— выполняется ли план ожидаемой прибыли и рентабельности производства.
Актуальными вопросами организации учета и контроля затрат в строительной сфере в настоящее время является определение объектов учета затрат и калькулирования себестоимости, выделение центров ответственности, выбор способа распределения накладных расходов (он зависит от большого числа факторов); характеристика специфических статей затрат и другие. Факторами, которые влияют на выбор способа распределения накладных расходов, являются характер строительной организации, особенности строительной продукции, категория используемых проектов, особенности организации строительства, технологии и другие.
При этом тесная взаимосвязь между бухгалтерским и производственным учетом в строительной отрасли лежит в основе учетно-аналитических процессов.
Себестоимость строительных работ, выполненных строительной организацией собственными силами, складываются из затрат, связанных с использованием в процессе производства (материалы, топливо, энергия, основные средства, трудовые ресурсы и другие затраты). Целью учета затрат строительных работ в данном случае является своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов по видам и объектам строительства, выявление отклонений от применяемых норм и плановой себестоимости, а также контроль за использованием всех видов ресурсов.
Для достижения цели следует выделить основные направления организации учета затрат на производство строительных работ организацией собственными силами:
— организация аналитического учета выполненных работ;
— определение состава затрат;
— выбор объекта бухгалтерского учета;
— оценка выполненных работ;
— выбор метода учета затрат на производство.
Нормативной базой, определяющей организацию бухгалтерского учета в строительстве, является ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» от 24 октября 2008г. № 116н.
При этом основным документом, который регулирует правовые вопросы между участниками строительного производства является договор строительного подряда. Бухгалтерский учет доходов, расходов и финансовых результатов в соответствии с действующим ПБУ 2/2008 ведется по каждому договору. Стоит отметить, что если одним договором предусмотрено строительство комплекса объектов для одного или нескольких заказчиков по единому проекту, то в целях бухгалтерского учета строительство по каждому объекту осуществляется обособленно при наличии следующих условий, которые являются обязательными:
— на строительство каждого объекта имеется техническая документация;
— по каждому объекту строительства могут быть достоверно определены доходы и расходы. [1]
В экономической литературе существует несколько классификаций методов учета затрат на производство (методов калькулирования себестоимости) по различным признакам.
Так, например, по оперативности учета и контроля выделяют учет затрат по фактической себестоимости и по нормативной себестоимости.
По полноте учета затрат выделяют калькулирование полной себестоимости и систему «директ-костинг».
В зависимости от видов объектов учета затраты на производство строительных работ могут вестись по позаказному методу или методу накопления затрат за определенный период времени с применением элементов нормативной системы учета и контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Наиболее распространенным методом учета затрат в строительстве является позаказный метод. При данном методе объектом учета выступает отдельный заказ, открываемый на каждый объект строительства (вид работ) в соответствии с заключенным договором. Учет затрат в строительстве ведется нарастающим итогом до окончания выполнения работ по определенному заказу.
При выполнении однородных специальных видов работ или осуществления строительства однотипных объектов с незначительной продолжительностью их строительства, строительная организация может вести учет методом накопления затрат за определенный период времени по видам работ и местам возникновения затрат.
При учете затрат по методу накопления финансовый результат определяется как разница между договорной стоимостью и себестоимостью выполненных работ на конструктивных элементах или этапах. Данные метод является эффективным, только при условии ритмичного финансирования и своевременной оплаты работ заказчиками.
Можно выделить наиболее перспективные методы учета затрат в строительной деятельности, к ним относятся: «АВС — метод», «директ — костинг», «таргет — костинг». Использование выше указанных методов позволит значительно увеличить точность планирования бизнес — процессов, принимать эффективные управленческие решения в области ценообразования, оптимизации номенклатуры выпускаемой продукции и прогнозирования затрат.
При этом одной из наиболее важных задач теории и практики отечественного бухгалтерского учета в строительстве остается проблема учета и распределения накладных расходов.
Доля накладных расходов в общей стоимости готовой продукции в большинстве строительных компаний имеет тенденцию к неуклонному росту. В последние годы наблюдается повышение сложности управления экономикой предприятий, которое связано с применением новых методов управления, с повышением технологичности производства, а также с внедрением в учетную практику российских организаций МСФО.
В данной ситуации совершенствование методологии бухгалтерского управленческого учета, в особенности в области учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в строительных организациях является актуальным, при этом наиболее значимым аспектом видится организация рационального процесса учета и распределения накладных расходов.
Учет накладных расходов проводится согласно Методическим указаниям МДС 81–35.2004 от 05.03.2004 года. Размер накладных расходов в среднем варьируется в зависимости от особенностей процессов и географической принадлежности от 12 до 20 %. Нормативная величина этих расходов отражает рассчитанные среднеотраслевые затраты, которые сопутствуют проведению строительных работ и включаются в стоимость строительной продукции. Для того, чтобы посчитать стоимость строительных работ на отдельных стадиях, необходимо использовать систему норм накладных расходов.
Данные нормы по функциональному назначению и масштабам можно подразделить на следующие основные виды:
— укрупненные нормативы, которые характеризуют основные виды строительства;
— нормативы по отдельным видам строительных работ;
— индивидуальные нормы, которые вырабатываются конкретной ремонтно-строительной или строительно-монтажной организацией.
Укрупненные нормативы определяются на основании данных статистического наблюдения по видам строительства. Они используются, в первую очередь, для создания укрупненных инвесторских смет, а также для подготовки документации при проведения тендерных подрядных торгов. Нормативы по видам работ применяются, в основном, при составления проектно-сметных документов и при расчетах за уже выполненные работы. Индивидуальные нормы разрабатываются подрядными организациями по ценообразованию при строительстве на основе договоров с подрядными организациями. При этом стоит отметить, что проекты индивидуальных норм должны пройти экспертизу заказчика.
Накладные расходы в строительстве нормируются в процентах от сумм фонда оплаты труда или прямых затрат на строительство косвенным способом в составе прямых затрат.
Перечень накладных расходов представлен в приложении к типовым методическим рекомендациям МДС 81–35.2004. К ним относятся пять разделов:
— расходы на обслуживание работников строительства;
— расходы на организацию работ на строительных площадках;
— прочие накладные расходы;
— затраты, учтенные в нормах.
Каждая группа накладных расходов состоит их отдельных статей, размер которых при планировании определяется либо расчетным способом, с учетом предполагаемого объема работ, либо на основе установленных по данному ввиду затрат норм и нормативов, которые действуют в этой области, либо которые были разработаны самой строительной организацией. При планировании устанавливается лимит накладных расходов для данной организации, который определен исходя из стоимости строительно-монтажных работ предполагаемых к выполнению в соответствии с заключенным договорами и установленных в % накладных расходов в этих договорах. [3, с. 344]
В рамках отчетного периода производится учет фактически произведенных расходов. По окончании отчетного периода накладные расходы должны быть распределены между всеми строящимися объектами, в соответствии с выбранной базой распределения. Таким образом, накладные расходы попадают в фактическую себестоимость выполненных объемов строительно-монтажных работ по каждому объекту.
Такая последовательность в учете накладных расходов позволяет определить общую сумму накладных расходов фактически произведенных за отчетный период и сравнить с установленным лимитом и сформировать полную себестоимость строительно-монтажных работ по каждому объекту. Учет накладных расходов связанных с производством строительных работ, выпуском продукции и оказанием услуг вспомогательными производствами, а также с выполнением некапитальных работ ведется на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
Аналитический и синтетический учет накладных расходов по счету 26 ведется в журнале-ордере 10с. При этом журнал ведется по основному и вспомогательному производствам отдельно.
Накладные расходы основного производства учитываются в журнале ордере — 10с в соответствии с перечнем накладных расходов.
Отражение затрат по дебету счета 26 производятся ежемесячно на основании данных из разработочных таблиц, ведомостей, листков — расшифровок, в корреспонденции со следующими счетами кредит 02 (форма № Рт-7 «Разработочная таблица»), кредит счета 05 (форма № В-17 «Ведомость учета НА и износа»), кредит счета 10 (форма № В-10с «Ведомость учета движения материалов в денежном выражении»), кредит счета 23 (журнал — ордер 10с), кредит счета 25 (журнал — ордер 10с), кредит счета 70 (форма № Рт-5с «Разработочная таблица»), кредит счета 71 (на основе первичных документов и других журналов-ордеров) и кредит счета 69 (форма № Рт-5с «Разработочная таблица»).
Стоит отметить, что все начисления на заработную плату, перечисленные во внебюджетные социальные фонды в строительстве включаются в состав накладных расходов.
По окончании месяца итоги по каждой статье из листков расшифровок или других журналов-ордеров, ведомостей заносятся в журнал-ордер 10с в раздел «общехозяйственные расходы».
По окончании месяца сумма накладных расходов списывается с кредита счета 26 в дебет различных счетов в соответствии с выбранной методологией распределения накладных расходов, указанной в учетной политике строительной организации.
В заключение следует обратить внимание на необходимость планирования накладных расходов. Входя в себестоимость продукции, накладные затраты могут сильно исказить реальную картину и свести к нулю все усилия менеджмента по планированию прибыли. Выходом из положения может оказаться гибкое планирование. Его применение обеспечивает максимальное соответствие планов действительности, способствует усилению контроля и облегчает учет издержек производства, следовательно, именно контроль за накладными расходами позволяет осуществить эффективное планирование, а значит, вывести компанию на передовые экономические позиции на рынке. [2, с. 181]
Необходимым условием совершенствования учета и контроля затрат является «встраивание» механизмов планирования и управления затратами в единую информационную систему строительной организации, в которой централизованно накапливаются исходные данные для расчета себестоимости. Подсистема управления затратами должна быть информационно связана с подсистемами управления производством и бухгалтерского учета, в которых формируются требуемые для расчетов исходные данные (нормативные, плановые и фактические). Так образуется единый технологический конвейер: планирование производства — планирование затрат — учет фактического выпуска — учет фактических затрат — анализ затрат. Это кардинально повышает оперативность и достоверность расчетов. Такая система должна быть разработана на современных программных средствах, рассчитанных на длительную эксплуатацию в условиях обновления техники, увеличения числа рабочих мест и объемов обрабатываемой информации, появления новых средств анализа и представления данных.
Учет и контроль затрат организуют по отклонениям от норм с последующим выявлением причин изменений объемов произведенной продукции, загрузки производственных фондов, уровня затрат и виновников отклонений. Данный метод обеспечивает своевременное, обоснованное и эффективное принятие управленческих решений. Он удобен и эффективен в подразделениях основного производства, показателями деятельности которых являются объем строительной продукции, уровни затрат, дохода и прибыли. В процессе сопоставления затрат и результатов различных объектов учета выявляется эффективность производственно-хозяйственных процессов, связей, деятельности и отношений как строительной организации в целом, так и отдельных подразделений.
Таким образом, построение системы управления затратами должно основываться на принципе экономической эффективности и определения степени детализации затрат, то есть эффект от внедрения такого управленческого блока на предприятии должен значительно превышать затраты на его разработку и внедрение. Также необходимо отметить, что вся система должна быть единой, так как управление затратами эффективно только на основе комплексного и системного подхода к решению проблемы.
1. ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»
2. Акашева В. В., Родькина Е. В. Особенности организации бухгалтерского учета в строительстве // Социально-гуманитарные и естественнонаучные исследования: теория и практика взаимодействия (Межвузовский сборник научных трудов). — Саранск: Ковылк. Тип., 2011.- С. 180–181
3. Акашева В. В,. Буянова А. С. Непроизводительные расходы и потери в строительстве, их влияние на себестоимость продукции [Текст] / А. С. Буянова, В. В. Акашева // Молодой ученый. — 2014. — № 1. — С. 343–346.
Основные термины (генерируются автоматически): строительная организация, расход, работа, строительство, учет затрат, бухгалтерский учет, затрата, вид работ, отчетный период, строительная продукция.
Источник moluch.ru