По заданной программе требуется разработать эскизный проект архитектурного решения общеобразовательной средней школы на 275 учащихся в городе ___________.
Проект должен быть разработан в соответствии с нормативными и рекомендательными документами, исходными данными и методическими указаниями, приведенными ниже.
1. Выбор участка и генеральный план.
Здания общеобразовательных учреждений размещаются на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от магистральных улиц с регулярным движением транспорта на расстояние 100-170 м. Расположение общеобразовательных учреждений на улицах жилых районов с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта допустимо только при условии увеличения минимального разрыва от здания школы до красной линии улицы до 25 м.
Здания общеобразовательных учреждений следует размещать на самостоятельных земельных участках.
Размер участка общеобразовательного учреждения определяется из расчета не менее 50м 2 на 1 учащегося. Территория участка огораживается по периметру забором высотой не менее 1,5 м, и вдоль участка предусматриваются зеленые насаждения.
Продолжение Урока №14 #Сборномонолитноеперекрытие Школа строительства Сергея Коростелева
На земельном участке выделяются три зоны: учебно-опытная, спортивная, хозяйственная и зона отдыха.
Учебно-опытная зона (1550м2) включает в себя:
-участок начальных классов – 400м 2 ; | Теплица с зооуголком – 170 м2 2 |
Участок полевых и овощных культур – 450м 2 | Метеорологическая площадка – 100м 2 |
Участок цветочно-декоративных растений – 400 м 2 | Площадка для занятий на воздухе с навесом – 30 м 2 (для IV климатического р-на) |
Спортивная зона составляет 5600 м 2 . Не допускается размещение спортивной зоны со стороны окон учебных помещений. Площадки для игр с мячом и метания спортивных снарядов следует располагать на расстоянии не менее 25 м от окон здания. На спортивно-игровых площадках предусматривается твердое покрытие, на футбольном поле — травяной покров.
В состав спортивной зоны включены:
— школьный стадион -4200м 2 ;
-площадка для спортивных игр (волейбольная – 162 м 2 ; баскетбольная – 364 м 2 ;
— площадки для гимнастики (2х200м 2 );
-полоса препятствий с участком для метания мяча – 480 м 2 .
Зона отдыха (620м 2 ) должна размещаться вблизи зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она должна включать площадки для тихого отдыха и подвижных игр в зависимости от возраста учеников и может быть оборудована малыми архитектурными формами. Площадки для подвижных игр и отдыха должны располагаться вблизи выходов из здания и быть разделены для учащихся каждой ступени школьного обучения. Зона отдыха состоит из площадок:
— для подвижных игр I класса – 100 м 2 ;
— для подвижных игр I I – IV классов – 300м 2 ;
— для подвижных игр V — IX классов – 120м 2 ;
— для тихого отдыха V — X I классов – 100м 2 ;
Проект по строительству частных школ
Хозяйственная зона (500 м 2 ) располагается со стороны входа в производственные помещения столовой (буфета) на границе участка на расстоянии от здания общеобразовательного учреждения не менее 35 м, ограждается зелеными насаждениями и имеет самостоятельный въезд с улицы.
При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны предусматривается котельная и насосная с водонапорным баком.
Мусоросборники обеспечиваются плотно закрывающимися крышками. Их следует устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон и входа в столовую (буфет).
На земельных участках общеобразовательных учреждений должны предусматриваться подъезды к зданиям, а также возможность объезда вокруг здания Твердое покрытие должны иметь подъезды к зданиям и объезды вокруг него, хозяйственный двор и подходы к зданию.
Предусматривается озеленение не менее 50% площади территории участка. В площадь озеленения должны включаться площади зеленых насаждений всех зон, а также газоны и живые изгороди вокруг участка. При примыкании земельного участка общеобразовательного учреждения к зеленым насаждениям общего пользования (паркам, лесопаркам, садам, скверам, бульварам) площадь озеленения участка допускается сокращать до 30%.
2. Объемно-планировочное решение здания школы
Этажность здания не должна превышать 3-х этажей.
Высота учебных помещений – 3.3.м (от пола до пола).
Высота спортивного зала – 6 м (до низа выступающих конструкций покрытия).
Высота снарядной, инструкторской, раздевалок и санитарных помещений при спортзале — не менее 2.4 м (от пола до потолка). Снарядная соединяется с залом дверным проемом шириной не менее 2 м
Архитектурно – планировочная структура здания школы разрабатывается в соответствии с принципом функционального зонирования пространства здания.
Помещения школ следует подразделять на две основные функциональные группы – учебную и общешкольную.
Схема функционального зонирования общеобразовательной школы приведена на рис. 1
Учебная группа помещений школы дифференцируется на технологические группы помещений, обслуживающих четыре возрастные группы учащихся: I класс; II – IVклассы (1 ступень обучения); V-IX классы (2 – я ступень); X – XI ( 3-я ступень). В соответствии с возрастным признаком учебные помещения группируются в учебные секции, непроходные для учащихся других возрастных групп. Все секции включают также помещения, обслуживающие эти возрастные группы.
Состав и площади помещений учебных секций и общешкольных приведены в таблице 1
Глубина учебных помещений принимается, как правило, 6 м, с трехрядной расстановкой парт. Расположение оконных проемов – с левой стороны от учащихся. Входы в учебные помещения – следует предусматривать со стороны передних парт.
Состав помещений школ и размеры их площади
Функциональные группы | Наименование помещений | Средняя общеобразовательная школа 11 классов 275 уч. (1:1:1), м 2 |
Класс-игровая | ||
1-е классы | Спальня-игровая (комната отдыха) | |
Рекреация (зального типа) 1 м 2 на 1 ученика | ||
Санузлы для учащихся | ||
Итого | ||
Начальные классы (2-4-е классы) | Классные помещения | 180 (3 ´ 60) |
Универсальное помещение для групп продленного дня | ||
Комната труда, моделирования и технической игрушки, изобразительного искусства и природы | ||
Рекреация (зального типа) 1,6 м 2 на 1 ученика | ||
Учительская-методический кабинет | ||
Санузлы для учащихся | ||
Итого | ||
Классы-кабинеты основной школы (5-9-е классы) | Класс — учебный кабинет | 240 (4 ´ 60) |
Санузлы для учащихся | ||
Рекреация (зального типа) 1,6 м 2 на 1 ученика | ||
Итого | ||
Учебные кабинеты старшей школы (10-11-е классы), специализированные учебные кабинеты основной и старшей школы | Учебные кабинеты универсального назначения (оснащенные в зависимости от профиля обучения) | 120 2 ´ 50 |
Лаборатории по естественным наукам (физика, химия, биология) в составе: | ||
— лаборатория | ||
— лаборантская-практикум | 288 (4 ´ 72) | |
Специализированные учебные кабинеты: | ||
— иностранного языка | 64 (2 ´ 32) | |
— информатики и вычислительной техники | 72 (2 ´ 36) | |
— технического черчения и рисования | 122 (72 + 50) | |
Рекреация (зального типа) 1,6 м 2 на 1 ученика | ||
Санузлы для учащихся | ||
Итого | ||
Помещения изучения технологий (трудовое обучение) | Универсальная мастерская по обработке металла и древесины Инструментальная Кулинария | |
Итого | ||
Группа центра информации | Библиотека — справочно-информационный центр | |
Методический кабинет с учительской (5-11-х классов) и зоной отдыха | ||
Итого | ||
Вестибюльная группа учебных помещений, помещения администрации, медицинские комнаты | Кабинет директора | |
Кабинет заместителя директора по учебно-воспитательной работе | ||
Кабинет организатора внеклассной и внешкольной работы | ||
Кабинет заместителя директора по административно-хозяйственной работе и бухгалтерия | ||
Канцелярия | ||
Комната техперсонала | ||
Кладовая уборочного инвентаря | ||
Медицинская комната (кабинет врача) | ||
Кабинет Психолога | ||
Процедурная | ||
Кабинет зубного врача | ||
Санузлы для учащихся | ||
Санузлы для персонала | ||
Вестибюль-гардероб | ||
Итого | ||
Группа зрительного зала | Зрительный зал, площадь (из расчета размещения не менее 60 %общего числа учащихся)(0.65 м 2 / 1 уч-ся) | 165 108 |
— эстрада | ||
— кладовая-инвентарная | ||
— склад хранения костюмов | ||
— артистические | ||
Кинопроекционная | ||
Технический центр (радиоузел, дикторская, комната ремонта аппаратуры) | ||
Итого | ||
Группа свободного творчества во внеурочное время | Кружки: | |
— изобразительного искусства | — | |
— музыки и пения | ||
— технического творчества | ||
— юннатско-биологической деятельности | — | |
Итого | ||
Группа спортивно-оздоровительная | Учебно-спортивные залы | 162 (9 ´ 18) |
— раздевальные, душевые, уборные | 55 (2 ´ 27,5) | |
— инвентарная (снарядная) | ||
— помещения хранения уборочного инвентаря | ||
— комната инструктора | ||
Итого | ||
Столовая | Обеденный зал с раздаточной мест/площадь (0,7 м 2 на 1 ученика – организация приема пищи 100% уч-ся в 3 смены) | 88 62 |
Кухонный блок с подсобными помещениями и кладовой | ||
Итого | ||
Итого расчетная площадь | ||
Расчетная площадь на 1 учащегося | 12,1 | |
Примечания 1. Зрительный зал следует проектировать с учетом использования его в качестве киноаудитории, учебной аудитории по музыке и пению. 2 Площади лаборантских определены с учетом проведения практических работ с учащимися. 3. При обеденном зале предусматривать умывальники из расчета 1 на 30 уч-ся. 4. Помещение библиотеки включает читальный зал, информационный пункт (выдача и прием литературы), фонды открытого хранения, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО. Норматив общей площади на одного учащегося, м 2 Средняя школа На 11 классов, однокомплектная 1:1:1 (275 учащихся; 11 учебных классов) 21,3 обязательный; 23,9 рекомендуемый | 12,1 |
Освещенность учебных помещений (отношение площади оконных проемов к площади пола):
— для климатических районов севернее 60 о и 60-45 о С.Ш. — 1:4;
— для климатических районов южнее 45 о – 1: 4,5,
Оптимальная ориентация учебных помещений школ приведена в таблице 2
Оптимальная ориентация учебных помещений школ
№ п/п | Помещения | Различные географические пояса северной широты | ||||
Севернее 60 о | 60-45 о | южнее 45 о | ||||
Оптимальная | допустимая | оптимальная | допустимая | оптимальная | допустимая | |
Классные | От 65 о до 200 о | Не более25% от 200 до 295 о | От 65 до 200 о | Не более 25% от 200 до 295 о | От 120 до 200 о | От 300 до 120, в том числе не более 50% от 340 до 25 о |
Кабинеты, лаборатории (кроме указанных в п. 3 и 4 настоящей таблицы) | От 65 до 200 о | Не более 50% от 45 до 65 и от 200 до 315 о | От 65 до 200 о | Не более 75% от 200 до 65 о | От 65 до 200 о | От 300 до 65, в том числе не более 75% от 340 до 25 о |
Кабинеты черчения и изобразительных искусств, кабинет информатики и электронно-вычислительной техники | От 300 до 60 | От 60 до 120 и от 240 до 300 | От 300 до 60 о | От 60 до 105 и от 255 до 300 | От 315 до 45 | От 45 до 120 о и от 300 до 315 о |
Лаборатория биологии | От 105 до 185 о | От 90 до 165 о и от 185 до 270 о | От 150 до 210 о | От 90 до 150 и от 210 до 270 о | От 150 до 210 о | От 90 до 150 и от 210 до 225 о |
Спальные-игровые в школах | От 50 до 310 | |||||
П р и м е ч а н и е : 1. Для ограничения перегрева помещений и устранения прямой инсоляции рабочих мест следует предусматривать солнцезащиту при ориентации окон, обращенных на азимуты 90 — 160 и 200 – 275 для районов 60 – 45 о с. Ш. и на азимуты 75 – 285 о для районов южнее 45 С Ш., а также на азимуты 55 – 65 о для 1А и 1Д климатических подрайонов с большой продолжительностью солнечного освещения. 2. Оптимальная ориентация помещения горячего цеха кухни – на север. |
Медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача площадью не менее 14 м 2 ; кабинет зубного врача площадью 12 м 2 , оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет площадью 14 м 2 ; кабинет психолога площадью 10 м 2 . При медицинском пункте оборудуется самостоятельный санитарный узел.
Размеры актового зала определяются числом посадочных мест из расчета 0,65 м 2 на одно место и 60 % от общего количества учащихся школы. При актовом зале предусматриваются артистические уборные площадью не менее 10 м 2 каждая, кинопроекционная площадью 27 м 2 , склад декораций, и бутафории и музыкальных инструментов площадью 10 м 2 , склад хранения костюмов площадью 10 м 2 .
Площадь библиотеки необходимо принимать из расчета не менее 0,6 м 2 на одного ученика. Помещение библиотеки следует использовать в качестве справочно-информационного центра, включающего читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы), фонды открытого хранения, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО.
Помещения трудового обучения д.б. максимально удалены от учебных помещений и библиотек.
Кухня и подсобные помещения столовой должны иметь дополнительный служебный выход.
Ширина рекреационных помещений при одностороннем расположении кабинетов и лабораторий должна приниматься не менее 4 м, при их двухстороннем расположении — не менее 6 м. Ширина коридоров, примыкающих к учебным помещениям, д.б. не менее 1,8 м, остальные коридоры – не менее 1,4м.
Кабинет директора и канцелярия должны располагаться на 1-м этаже смежно с вестибюлем.
Учительская и кабинет заведующего учебной частью желательно располагать смежно.
Ширина лестничных маршей – не менее 1,35 м.
Ширину дверей следует принимать не менее 1 м. Из комбинированной мастерской по обработке металла и древесины необходимо предусматривать дополнительный выход непосредственно наружу или через коридор, в который нет выходов из классов, учебных кабинетов и лабораторий.
Состав и оборудование помещений санитарно-гигиенического назначения школ приведены в таблице 3
Источник: poisk-ru.ru
Размеры школы для строительства
Часть II, раздел Л
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ
Дата введения 1964-04-01
Глава СНиП II-Л.4-62 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования» разработана НИИ общественных зданий и сооружений Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР совместно с Министерством просвещения РСФСР, НИИ школьной гигиены и физического воспитания и НИИ теории и истории педагогики Академии педагогических наук РСФСР, Институтом гигиены детей и подростков и Институтом питания Академии медицинских наук СССР, Гипропросом Госстроя РСФСР, Гипроторгом Государственного комитета по торговле при СНХ СССР, Центральным советом Союза спортивных обществ и организаций СССР при участии ЦНИИЭП жилища и НИИ архитектуры сооружений (Киев) Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, НИИ строительной физики Госстроя СССР, Всесоюзного научно-исследовательского светотехнического института Государственного комитета по электротехнике при Госплане СССР, Московского НИИ санитарии и гигиены им. Ф.Ф.Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР.
С введением в действие главы СНиП II-Л.4-62 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования» с 1 апреля 1964 г. утрачивают силу § 6 главы II-В.11 СНиП издания 1958 г. и «Нормы и технические условия проектирования зданий общеобразовательных школ» (СН 22-58).
Редакторы: инж. В.Д.Несов (Госстрой СССР); арх. Д.В.Кулаков (Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР); арх. Г.Д.Леладзе (НИИ общественных зданий и сооружений Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР).
ВНЕСЕНЫ Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР
УТВЕРЖДЕНЫ Государственным комитетом по делам строительства СССР (Госстроем СССР) 30 декабря 1963 г.
ВЗАМЕН § 6 главы II-В.11 СНиП (издания 1958 г.) и СН 22-58
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Настоящие нормы распространяются на проектирование зданий общеобразовательных школ (в том числе школ с продленным днем) и школ-интернатов.
Нормы не распространяются на проектирование зданий санаторно-лесных и специализированных школ и школ-интернатов (музыкальных, художественных, для слепых, глухонемых, умственно отсталых детей и др.), а также на проектирование зданий учебно-производственных цехов и мастерских средних школ с производственным обучением.
Примечания: 1. При реконструкции зданий школ и школ-интернатов допускаются отдельные отступления от настоящих норм при надлежащем обосновании и согласовании с госстроями и министерствами просвещения союзных республик, а также с местными органами государственного пожарного и санитарного надзора.
2. При проектировании зданий школ и школ-интернатов надлежит дополнительно пользоваться другими главами II части СНиП и нормативными документами, содержащими требования по проектированию конструкций, отдельных помещений, санитарно-технического, электротехнического и другого оборудования зданий, утвержденными (согласованными) Госстроем СССР или его органами.
1.2. Здания общеобразовательных школ и школ-интернатов следует проектировать типовыми, причем здания общеобразовательных школ должны быть, как правило, универсальными для размещения в них школ различного назначения (неполных средних, средних и др.).
Примечания: 1. Для каждого универсального здания типы школ, размещаемые в нем, устанавливаются в зависимости от вместимости и организационно-педагогической структуры школ.
2. Примерная номенклатура и организационно-педагогическая структура школ, размещаемых в универсальных зданиях, приведены в приложении 1, номенклатура школ-интернатов — в приложении 2
Здания вместимостью, не указанной в приложениях 1 и 2, следует проектировать по заданиям, составленным с учетом требований настоящей главы и согласованным с органами Госстроя СССР в установленном порядке
3. Общеобразовательные школы следует проектировать с учетом возможности устройства при них веранд для дневного сна учащихся — при использовании зданий для школ с продленным днем, пристроек спальных корпусов — при организации интерната для части учащихся школы, а также пристроек к зданиям школ на 16 классов и более и к зданиям школ-интернатов на 16 классов дополнительных гимнастических залов (по расчету).
1.3. Количество ученических мест в типовых проектах зданий школ и школ-интернатов следует принимать не более:
в школах-интернатах — 560.
1.4. Здания школ и школ-интернатов должны быть, как правило, II класса. Здания III класса допускаются вместимостью не более 320 ученических мест.
1.5. Степень огнестойкости зданий школ и школ-интернатов в зависимости от их этажности следует принимать согласно табл.1.
Степень огнестойкости зданий школ и школ-интернатов в зависимости от их этажности
Степень огнестойкости (не ниже)
Здания школ и учебные корпуса школ-интернатов
V (при вместимости до 320 ученических мест)
III (при вместимости более 320 ученических мест)
Спальные корпуса школ-интернатов
Примечания: 1. Здания школ, учебных корпусов и отдельных спальных корпусов школ-интернатов рекомендуется проектировать не выше трех этажей. В стесненных условиях городской застройки или при специальных обоснованиях допускается проектировать четырехэтажные здания школ вместимостью не менее 960 ученических мест.
2. Степень огнестойкости пристраиваемых веранд должна соответствовать степени огнестойкости зданий школ. Веранды V степени огнестойкости должны быть вместимостью каждая не более 50 учащихся и расположены в первом этаже.
3. Ограждающие конструкции зданий школ и спальных корпусов школ-интернатов V степени огнестойкости следует защищать изнутри от возгорания.
4. Допускается проектировать двухэтажные спальные корпуса вместимостью не более 140 спальных мест и здания школ вместимостью не более 320 ученических мест деревянные рубленые и брусчатые V степени огнестойкости при защите стен и перегородок изнутри от возгорания.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ
2.1. Площадь земельных участков для школ и школ-интернатов следует принимать согласно табл.2.
Источник: docs.cntd.ru
Нормы проектирования школ и школ-интернатов
Школа должна иметь самостоятельный земельный участок, изолированный и, как правило, удаленный от транспортных магистралей, промышленных и других предприятий, которые могут служить источниками шума и загрязнения воздуха. Земельные участки ограждаются зелеными насаждениями, а примыкающие к улицам и проездам — ограждениями высотой 1,2м. Площадь озеленения участка составляет 40-50 %.
На территории участка выделяются зоны: спортивная, отдыха, учебно-опытная и хозяйственная.
Спортивная зона занимает 35-40 % площади земельного участка, включает площадки для спортивных игр (футбольную — 45 х 20 м; волейбольную — 9 X 18 м; баскетбольную — 15 X 24 м). Спортивную зону не допускается размещать со стороны окон учебных помещений.
Зона отдыха включает отдельные площадки для подвижных игр 1-2-х, 3-4-х, 5-8-х и 9-10-х классов, а также площадки для тихого отдыха.
Хозяйственный двор располагают вдали от спортивных и игровых площадок, он должен иметь отдельный въезд с улицы.
Здания школ должны иметь следующие группы помещений:
учебные секции для I-III (IV) классов;
учебные секции для V -X (XI) классов для трудового обучения;
учебно-спортивная и культурно-массового назначения;
для организации продленного дня;
общешкольного назначения — столовая, библиотека, административно-хозяйственного, медицинского обеспечения.
В школах-интернатах, школах с продленным днем предусматриваются секции спальных помещений.
Основные помещения. Классная комната должна иметь площадь 50м 2 , на одного учащегося — 1,25 м 2 , при глубине 6,0-6,3 м, длине 8,0-8,4 м, высоте – З м.
Учебные комнаты имеют те же самые габариты, что и классные комнаты, исключение составляет кабинет черчения и рисования: его площадь 66 м 2 .
Лаборатории физики, химии, биологии — 66 м 2 , на одного учащегося — 1,65 м 2 ; при каждой лаборатории предусматривается лабораторная комната площадью 15-24 м 2 .
Военный кабинет имеет площадь 72 м 2 .
Мастерские по обработке дерева и металла предусматриваются площадью 66 м 2 , на одного учащегося — не менее 3,3 м 2 . При мастерской проектируется инструментальная 16 м 2 .
Кабинет домоводства — 50-53 м 2 .
Помещения для трудового обучения необходимо располагать на первом этаже и размещать в торцах зданий, причем мастерская по обработке древесины должна иметь дополнительный выход из здания.
Мастерская для практикумов для 9-10-х классов — 66 м 2 .
Спортивный зал в неполных средних школах и средних школах на 10-16 классов имеет площадь 162 м 2 (9 х 18) при высоте 5,4 м. Школы большей вместимости должны иметь зал площадью 288 м 2 (12 х 24), высотой 6 м. В школах на 40-50 классов проектируют по два зала: 144 и 288 м 2 или 144 и 450 м 2 соответственно. Малые залы используют для занятий младших классов. При спортивном зале предусматриваются снарядная площадь 12-24 м 2 , две раздевальни (по 16м 2 каждая) и две душевые.
Помещения для организации продленного дня. В школах на 8-12 классов предусматривается одна комната площадью 60 м 2 и инвентарная 5 м 2 . В школах на 16-20 классов проектируются две комнаты по 52 м 2 или 60 и 30 м 2 с инвентарными. Далее на каждые 10 классов добавляется по одному помещению площадью 50 м 2 .
Вспомогательные помещения. Гардероб проектируется централизованный при вестибюле и децентрализованный по учебным секциям вблизи входов и лестниц. Площадь гардероба в вестибюле на одного учащегося не менее 0,25-0,35 м 2 .
Рекреационные помещения проектируют или в виде односторонне застроенных коридоров шириной не менее 2,8 м, или в виде залов, куда выходят 3-6 классных комнат. На каждого учащегося в рекреационном помещении должно приходиться не менее 0,6 м 2 .
Столовая должна иметь обеденный зал (от 0,65 до 1 м 2 на одно посадочное место; при посадке не более, чем в 4 очереди).
Актовый зал рассчитывают по 0,6 м 2 на одного учащегося при одновременном размещении не менее 25% от общего числа школьников.
Библиотека-книгохранилище проектируется из расчета 0,05-0,08 м 2 на одного учащегося, желательно на первом этаже.
Туалетные комнаты размещают на каждом этаже, их площадь должна составлять не менее 0,1 м 2 на одного учащегося. Для персонала школы предусматривают отдельный туалет. Количество санитарных приборов: один унитаз на 30 девочек, один умывальник на 60 девочек; один унитаз на 40 мальчиков, один писсуар на 40 мальчиков, один умывальник на 60 мальчиков.
Служебные помещения. Учительская рассчитывается по 2-2,5 м 2 на одну классную комнату.
Комната общественных организаций — 15-17 м 2 .
Кабинет врача размещают на первом этаже или у лестничной клетки последующих этажей. В школах на 320-784 учащихся проектируют одну комнату 10 м 2 , в школах большей вместимости — две смежные комнаты, вторая (12 м 2 ) оборудуется под кабинет зубного врача. Глубина медицинской комнаты должна быть не менее 5 м 2 .
Школа-интернат. Неполные средние школы-интернаты проектируются на 280 и 560 учащихся, средние — на 340 учащихся. Общая площадь земельного участка должна быть не менее 2,0-2,2 га при озеленении территории на 40-50%.
Помещения школы-интерната объединяют в комплексы в зависимости от их назначения: помещения учебного корпуса, помещения спального корпуса. Классные комнаты и кабинеты планируют площадью 50 м 2 , что составляет на одного воспитанника 1,4-1,5 м 2 .
Актовый зал рассчитывается на 50 учащихся (по 0,6 м 2 на одно место).
Спальные комнаты для младших школьников должны быть рассчитаны не более чем на 8-10 человек, а для учащихся 5-10 классов не более чем на 6 человек. На одно спальное место должно приходиться не менее 4 м 2 . Спальни не должны размещаться в проходных комнатах.
Пищеблок состоит из складских, производственных, административно-хозяйственных помещений и обеденного зала. Обеденный зал рассчитан на питание в две смены. На одно посадочное место приходится 0,6-1 м 2 . Перед обеденным залом должны быть установлены умывальники. Пищеблок должен быть удобно связан как с жилыми, так и с учебными помещениями.
Медицинский пункт-изолятор размещается изолированно от остальных помещений и должен иметь отдельный вход. Он состоит из кабинета врача (12 м 2 ), процедурной (15 м 2 ), палат (по 6 м 2 на койку), боксированных палат (по 9 м 2 ), буфетной, ванной комнаты, умывальни и туалета.
Задание:
Используя СанПиН «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях» провести санитарно-гигиеническую экспертизу проектов общеобразовательных школ по следующим фрагментам:
Источник: studopedia.ru
Какой будет площадь школы на 1000 мест?
Для примерного ориентирования можно взглянуть в рекомендуемое Приложением Ж СП 42.13330.2011 и увидеть, что для школ вместимостью от 800 до 1100 мест размеры земельных участков рекомендуется назначать в расчёте 33 м2 на 1 учащегося. То есть 1000*33=3,3 гектара.
Для точного ответа нужно учесть много нюансов, в том числе связанных с местоположением (климатический район, сельское или городское поселение и т. д.). И руководствоваться нужно не только Сводами правил, но и СанПиНами, а также учитывать при проектировании приказы МинОбра и даже возможно местные региональные и муниципальные законодательные акты.
Источник: yandex.ru
СНиП II-65-73
Общеобразовательные школы и школы-интернаты
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
- Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
- Курьерская доставка (7 дней)
- Самовывоз из московского офиса
- Почта РФ
Нормы и правила должны соблюдаться при проектировании новых и реконструкции существующих зданий общеобразовательных школ и школ-интернатов, а также интернатов при общеобразовательных школах (спальных корпусов).
- Заменяет СН 353-66 «Указания по проектированию населенных мест, предприятий, зданий и сооружений в Северной строительно-климатической зоне» в части пп. 2.20, 4.25 — 4.32
- Заменяет СН 402-69 «Указания по проектированию зданий общеобразовательных школ и школ-интернатов для сельских населенных пунктов»
- Заменяет СНиП II-Л.4-62 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования»
В связи с постановлением Госстроя СССР от 24 сентября 1977 года № 167 в пункте 1 постановления Госстроя СССР от 4 сентября 1973 года № 176 слова «глава СНиП II-Л.4-73 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования» заменить словами: «глава СНиП II-65-73 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты»
Оглавление
1. Общие указания
2. Размещение зданий школ и школ-интернатов и требования, предъявляемые к земельным участкам
3. Объемно-планировочные решения зданий
Помещения для трудового обучения
Помещения для организации продленного дня
Помещения культурно-массового назначения
Столовые и буфеты
4. Естественное освещение
5. Противопожарные требования
6. Санитарно-технические устройства
Отопление и вентиляция
Холодное и горячее водоснабжение
7. Искусственное освещение и электротехнические устройства
Приложение 1. Состав и площади зон земельных участков начальных, неполных средних, средних школ и школ-интернатов
Приложение 2. Состав и площади помещений зданий школ в м2
Приложение 3. Состав и площади помещений зданий школ-интернатов в м2
Приложение 4. Состав и площади помещений зданий интернатов при школах (спальных корпусов) в м2
Приложение 5. Строительный объем зданий в м3
Приложение 6. Состав и площади помещений учебного тира на четыре стрелковых места в м2
Приложение 7. Состав и площади помещений учебного гаража на две автомашины в м2
Приложение 8. Состав и площади помещений учебного бассейна на 20 учащихся с ванной размером 12,5 Х 6 м в м2
Приложение 9. Состав и площади хозяйственного сарая и навеса при школе
Приложение 10. Состав и площади хозяйственных помещений и сараев при школе-интернате
01.01.1974 |
01.09.2013 |
01.01.1987 |
01.01.2021 |
Этот документ находится в:
- Раздел Строительство
- Раздел Нормативные документы
- Раздел Документы Системы нормативных документов в строительстве
- Раздел 3. Нормативные документы по градостроительству, зданиям и сооружениям
- Раздел к.31 Жилые, общественные и производственные здания и сооружения
Организации:
Утвержден | Госстрой СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства) | |
Разработан | ЦНИИЭП учебных зданий Госкомархитектуры | |
Разработан | НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР | |
Издан | Стройиздат | 1974 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
Часть И НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ
СНиП Н-65-73
1 Отиеш пост» Ш ffcT
Замены. Вен so-ВЬ /’lociport*2 „ f^ec6jpajo ~
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
Часть II НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Глава 65 пссш Cf Л8. и хр.
i тег V- г, ImbTTT-j—-
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ
СНиП П-65-73
Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 4 сентября 1973 г.
МОСКВА СТРОИИЗДАТ 1974
ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
3.22. Для организации продленного дня для части учащихся в школах должны предусматриваться помещения из расчета 20% от общего количества учащихся I—IV классов и 10% учащихся V—VII классов.
ПОМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНО-МАССОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ
3.23. Площади актового зала-киноаудито-рии и подсобных помещений должны приниматься согласно табл. 8.
Высота актовых залов-киноаудиторий принимается по технологическим требованиям.
Примечание. В актовых залах-киноаудиториях предусматриваются устройства для зашторивания окон.
3.25. Глубина эстрады принимается не менее 3 м, пол эстрады предусматривается выше пола зала на 0,9 м.
Примечание. При проектировании актового зала-киноаудитории предусматривается использование общих коридоров, переходов и рекреационных помещений в качестве кулуаров (фойе).
3.26. Библиотека зонируется на читальный зал и книгохранилище с соотношением площадей 2:1.
3.27. Стеллажи для книг и читальные столы в библиотеке размещаются перпендикулярно стене с оконными проемами. Расстояние между стеллажами принимается не менее 0,9 м; допускается непосредственное примыкание стеллажей к стенам, простенкам и перегородкам.
Расстояние между столами на одно-два места при одностороннем размещении читателей за столами и наличии проходов у обоих торцов стола принимается не менее 0,5 м; между столами на три и более человек или на два человека с проходом только с одного торца стола — не менее 0,7 м; при двустороннем размещении читателей за столами эти расстояния соответственно принимаются не менее 1 и 1,3 м. Проходы между рядами столов принимаются не менее 0,6 м.
СТОЛОВЫЕ И БУФЕТЫ
3.28. В школах с количеством 320 учащихся и более, а также в школах-интернатах предусматриваются столовые; в школе на 192 учащихся — буфет.
3.29. Площадь и вместимость обеденных залов принимается согласно табл. 9.
Площадь актового зала-киноаудитории и помещений при нем
В актовом зале-киноаудитории должно приниматься: в школах 20—25% общего количества учащихся, а в школах-интернатах — 50% общего количества учащихся. Количество мест в зале должно приниматься кратным вместимости классов
с перемоточной и тамбуром
* Площадь помещений принимается в зависимости от типа здания школ (см. прил. 2).
Примечания: 1. Актовый зал-киноаудитория в зависимости от типа здания школ должен проектироваться с учетом использования его в качестве учебной аудитории для занятий по музыке и пению.
2. При количестве мест в актовом зале-киноаудитории менее 100 допускается принимать его площадь 0,8 м 2 на одно место.
Таблица 9 Площадь и вместимость обеденных залов
Количество мест в обеденном зале
Площадь в м 2 на одно место в зале
Расчет вместимости зала
От 60 до 80 мест
натах исходя из посадки учащихся в две очереди
3.24. Актовые залы-киноаудитории проектируются с учетом возможности демонстрации кинофильмов и постановки самодеятельных спектаклей.
3.30. Столовые размещаются на первом этаже.
Рис. 2. Схемы расстановки столов в обеденных залах и буфетах
Примечания: 1. Столовые допускается разме
щать в цокольных этажах, заглубленных не более чем на 1,5 м от уровня тротуара или отмостки, при обеспечении этих помещений естественным освещением в соответствии с требованиями п. 4.2 настоящей главы и при отметках пола не менее чем на 1 м выше наивысшего уровня грунтовых вод.
2. Складские помещения столовых, а также бытовые помещения для персонала при обеспечении последних вентиляцией с механическим побуждением допускается размещать в подвальных этажах с отметкой пола не менее чем на 1 м выше наивысшего уровня грунтовых вод. Из подвала должен быть предусмотрен отдельный выход наружу.
3. Из производственных помещений столовых должен предусматриваться отдельный выход наружу.
3.31. Размеры проходов и расстояния между столами и стенами в обеденных залах столовых и буфетах, а также размеры столов,
а — при длинных столах на 8—10 мест: б —при квадратных гтолах на 4 места: в — при круглых столах на 4 места
Продолжение табл. !0
Шх—ширина стола, в пределах . . . .
Ш%—ширина табуретки (скамейки) . . .
Таблица 10 Размеры проходов всм в обеденном зале
Пг — проход между столами и раздаточными или приемным окном (дверью), не менее . .
Яа — проход’ между рядами столов (главный проход), не менее .
Я4 — проход между столами (второстепенный проход), не менее .
Яй — проход между столами и стеной (перегородкой), не менее .
Рх — расстояние между столами и стеной (перегородкой), не менее .
Р2 — расстояние между столами, не менее.
Д —диагональ квадратного или диаметр круглого стола, не более . . .
устанавливаемых в них (рис. 2), должны приниматься по табл. 10.
3.32. Умывальники в столовых и буфетах должны предусматриваться из расчета один кран или 0,6 м желобкового умывальника на 20 мест в обеденном зале. Умывальники должны размещаться в расширенных до 3,5—4 м светлых проходах или коридорах, ведущих в зал.
3.33. Производственные помещения столовых и буфетов проектируются с учетом размещения в них комплекта электрифицированного технологического оборудования.
При соответствующих обоснованиях допускается применение кухонных плит, работающих на твердом или жидком топлире.
3.34. Для персонала столовой предусматривается душ на одну сетку с кабиной для переодевания и уборная на один унитаз с одним умывальником в шлюзе.
3.35. Площадь рекреационных помещений, комнат для отдыха и приготовления уроков, а также гостиных принимается согласно табл. 11.
Площадь рекреационных помещений, комнат для отдыха и приготовления уроков и гостиных
Площадь в м* на одного учащегося
1. Рекреационные помещения
в зданиях школ, проектируемых для строительства в климатических районах и подрайо-
a) IA, 1Б, 1Г климатиче-
ских подрайонах б) I климатическом районе
(за исключением IA, 1Б и IГ климатических под-
районов), II и III климатических районах
в) IV климатическом райо-
2. Комнаты для отдыха и
приготовления уроков в интер-
натах при школах
учащихся, проживающих в интернате)
3. Гостиные в школах-интер-
Примечания: 1. Площадь рекреационных по-
мещений в зданиях начальных школ на 40 и 80 уча-
щихся должна приниматься из
расчета 0,75 м 2 на
одного учащегося во всех климатических районах.
2. В IV климатическом районе на земельных
участках школ должны предусматриваться рекреационные площадки под навесом или площадки, защищенные ширококронными деревьями из расчета 0,18 м 2
на одного учащегося.
3.36. Ширина рекреационных помещений должна приниматься не менее 2,8 м. Ширина рекреационных помещений, примыкающих к классам (кроме классов в школах, проектируемых для строительства в IV климатическом районе), — не менее 4 м.
Ширина коридоров, примыкающих к учебным помещениям, должна быть не менее 1,8 м, остальных коридоров — не менее 1,2 м.
3.37. Площади спальных комнат в школах-интернатах и в интернатах при школах должны приниматься из расчета 4 м 2 на одно спальное место.
Под спальными комнатами не допускается размещать мастерские, а также помещения с оборудованием, работающим на газе.
3.38. Спальные комнаты должны проекти-
3.41. Гардеробные для преподавателей должны предусматриваться из расчета два места на каждый класс.
3.42. Ширина проходов между открытыми вешалками в гардеробных должна приниматься не менее 1,5 м в осях, а расстояние от торцов вешалок до противоположной стены — не менее 2 м, между торцами параллельных рядов вешалок — нс менее 3 м.
роваться вместимостью на 8—10 мест для учащихся I—IV классов и на 4—6 мест для учащихся V—X (XI) классов.
3.39. Расстояния между кроватями в спальных комнатах должны приниматься не менее в см:
длинными сторонами кроватей — 50;
изголовьями кроватей — 20;
рядами кроватей — 100.
Расстояние между кроватью и наружной стеной должно приниматься не менее 60 см.
Примечание. Расстояние между кроватью и наружной стеной в спальных комнатах школ-интернатов и интернатов, проектируемых для строительства в IA, 1Б и 1Г климатических подрайонах, должно приниматься не менее 100 см.
3.40. Площади вестибюля, гардеробной, сушилки для одежды, комнаты для чистки одежды и обуви должны приниматься согласно табл. 12.
Площадь вестибюля, гардеробной, сушилки для одежды, комнаты для чистки одежды и обуви
Площадь в м 2 на одного учащегося
в школах-интернатах и интернатах при школах
Гардеробная . Сушилка для одежды (с водяным отоплением)
Комната для чистки одежды и обуви . . .
Примечание. В школах-интернатах и интернатах при школах, проектируемых для строительства в IА, 1Б и 1Г климатических подрайонах, площадь вестибюля и гардеробной с сушилкой для одежды должна приниматься из расчета 0,35 м 2 на одного учащегося.
Количество крючков на 1 м вешалок в гардеробных и шкафах должно приниматься из расчета 10 крючков на вешалках для учащихся и 7 крючков на вешалках для преподавателей, причем в гардеробных, совмещенных с сушилками, расчетное количество крючков должно быть уменьшено вдвое.
3.43. Глубина встроенных гардеробных шкафов в школах-интернатах и интернатах при школах принимается не менее 0,45 м. Высота шкафов в чистоте принимается не менее 1,6 м. В шкафах предусматриваются устройства для проветривания и просушки одежды, головных уборов и обуви.
3.44. В вестибюлях зданий школ, проектируемых для строительства в IA, 1Б и 1Г климатических подрайонах, проектируются тамбуры с тремя дверями; в I климатическом районе (за исключением IA, 1Б и 1Г климатических подрайонов), II и III климатических районах — с двумя дверями; в IV климатическом районе — с одной дверью.
3.45. Кладовые для хранения сезонной одежды, белья, обуви, а также кладовую для хранения спортивного инвентаря допускается располагать в подвальных помещениях с отметкой пола не менее чем на 1 м выше наивысшего уровня грунтовых вод.
3.46. Кабинеты врачей и процедурная в школах-интернатах проектируются смежными, и их сообщение предусматривается как с группой спальных помещений, так и с другими помещениями медицинского пункта; эти помещения должны быть изолированы от помещений, являющихся источником шума. Остальные помещения медицинского пункта не должны иметь непосредственного сообщения с помещениями спального корпуса.
3.47. Из медицинского пункта должен быть самостоятельный выход наружу.
3.48. В кабинете зубного врача предусматривается вытяжной шкаф.
3.49. Нормы площади и количество санитарных приборов в уборных и умывальных зданий школ, школ-интернатов и интернатов при школах должны приниматься согласно табл. 13.
Нормы площади и количество санитарных приборов в душевых школ-интернатов должны приниматься согласно табл. 14.
Нормы площади и количество санитарных приборов в уборных и умывальных зданий школ, школ-интернатов и интернатов при школах
Количество санитарных приборов
А. В зданиях школ и учебных корпусах школ-интернатов
1. Уборные и умывальные для учащихся:
1 унитаз на 30 девочек;
1 умывальник на 60 девочек
1 унитаз на 40 мальчиков;
1 писсуар на 40 мальчиков;
1 умывальник на 60 мальчиков
2. Уборные и умывальные персонала (индивидуальные)
Один санитарный узел
1 унитаз и 1 умывальник
3. Кабина личной гигиены женщин (для персонала)
1 гигиенический душ, 1 унитаз и 1 умывальник
Продолжение табл. 13
Количество санитарных приборов
4. Уборные и умывальные при актовом зале-киноаудитории в школе: а) женские
Один санитарный узел: с одним унитазом с двумя унитазами
1 унитаз и 1 умывальник для залов с количеством до 160 мест включительно; 2 унитаза и 1 умывальник для залов с количеством мест более 160
Б. В интернатах при школах, в спальных корпусах или в спальных секциях школ-интернатов
Один санитарный узел
1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник
5. Уборные и умывальные для учащихся
Одно спальное место
1 унитаз на 15 девочек;
1 умывальник на 8 девочек;
1 ножная ванна на 12 девочек; 1 унитаз на 20 мальчиков;
1 писсуар на 20 мальчиков;
1 умывальник на 8 мальчиков; 1 ножная ванна на 12 мальчиков
6. Кабины личной гигиены девочек
1 гигиенический душ, 1 унитаз и 1 умывальник на кабину;
1 кабина на 70 девочек
7. Уборные и умывальные персонала (индивидуальные)
Один санитарный узел
1 унитаз и 1 умывальник
Примечания: 1. Площади помещений уборных и умывальных при спортивных залах и столовых и ко-
личество размещенных в них санитарных приборов должны удовлетворять требованиям пп. 3.17; 3.32; 3.34 настоящей главы.
2. При учебно-жилых блоках школ-интернатов уборные и умывальные для учащихся должны проектиро-
ваться едиными для учебных и спальных помещений по нормам для спальных корпусов.
3. Допускается не предусматривать уборные и умывальные для персонала
при условии, если расстояние от
наиболее удаленного учебного помещения до санитарного узла при актовом зале-киноаудитории не будет превышать 100 м.
4. В санитарных узлах для учащихся при каждой учебной и спальной секции или при каждом учебно-жи-
лом блоке должны предусматриваться шкаф).
встроенные шкафы для уборочного инвентаря (по 0,8 м 2 площади на
Нормы площади и количество санитарных приборов в душевых школ-интернатов
Количество санитарных приборов и мест для раздевания
Душевые кабины с ванной
Одна кабина с проходом
1 душевая сетка на 18 спаль-
Одно место для ванны
1 ванна на душевую
2 места на одну душевую сетку (по 0,5 м длины скамейки на место)
1 унитаз и 1 умывальник в шлюзе при уборной
3.50. Унитазы в уборных для учащихся должны размещаться в открытых кабинах. Кабины должны быть отделены перегородками— экранами высотой не менее 1,75 м (от пола), не доходящими до пола на 0,2 м. Размер кабин должен приниматься 0,8X1 м. Од
на из кабин уборных для девочек должна предусматриваться с дверью.
Проход между кабинами уборных и противоположной стеной должен приниматься не менее в м:
при отсутствии писсуаров — 1,1;
при наличии писсуаров — 1,8.
3.51. Расстояния между кранами индивидуальных умывальников должны быть не менее 0,6 м, между кранами общего умывальника — 0,55 м.
Высота установки раковин умывальников над полом должна приниматься 0,6 м для учащихся I—IV классов и 0,7 м для учащихся V—X (XI) классов.
Проход между умывальниками и стеной должен приниматься не менее 1,1 м, между двумя рядами умывальников—не менее 1,6 м.
Примечание. Умывальник с количеством кранов не более четырех допускается размещать в шлюзах при уборных.
3.52. Уборные и умывальные для учащихся в двухэтажных зданиях школ допускается размещать только на первом этаже.
3.53. Входы в уборные и умывальные для учащихся не допускается предусматривать из лестничных клеток и размещать непосредственно против входов в учебные и спальные помещения.
3.54. Душевые кабины должны предусматриваться размером в плане 0,85X0,85 м.
Проход между рядами душевых кабин, а также между ванной и рядом душевых кабин должен быть не менее 1,2 м, а между рядом кабин или ванной и стеной (перегородкой) — не менее 0,8 м.
4. ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
4.1. В помещениях зданий школ и школ-интернатов должно предусматриваться непосредственное естественное освещение.
Примечания: !. Допускается освещение вто
рым светом коридоров, не являющихся рекреационными помещениями, умывальных школ и учебных корпусов школ-интернатов, а также раздевальных при спортивных залах.
Освещение коридоров через помещения мастерских, лабораторий химии, кладовых, лаборантских не допускается.
2. Допускается освещение только искусственным светом помещений кладовых и охлаждаемых камер при кухне, гардеробной, бельевой, санитарного узла и душевой для персонала столовых, коридоров столовых, хозяйственных и инвентарных, кладовых, комнат для хранения учебного оружия, радиоузлов и дикторских, уборных для персонала и уборных при актовых залах-киноаудиториях, снарядных, душевых, а также уборных при спортивных залах и медицинских пунктах.
4.2. Нормируемое значение коэффициентов естественного освещения (к. е. о.) для
помещений школ, школ-интернатов и интернатов при школах должно приниматься согласно требованиям главы СНиП «Естественное освещение. Нормы проектирования».
4.3. Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться с левой стороны от учащегося.
Примечание. Допускается предусматривать дополнительные световые проемы справа и сзади учащихся, а также дополнительный верхний свет. Световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются.
4.4. Оборудование проемов окон учебных помещений, помещений для трудового обучения и спортивных залов солнцезащитными устройствами должно предусматриваться в школах и школах-интернатах, проектируемых для строительства во II, III и IV климатических районах, при необходимости устранения слепящего действия от прямой или отраженной блескости и перегрева при инсоляции. В спальных помещениях школ-интернатов и интернатов при школах, проектируемых для строительства в I климатическом районе, должны предусматриваться устройства для защиты от света во время полярного дня.
4.5. Коэффициенты отражения ограждающих поверхностей и мебели в учебных помещениях и помещениях для трудового обучения должны приниматься не менее:
потолков и оконных переплетов — 0,7;
верхних частей стен — 0,6;
панелей стен — 0,5;
5. ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
5.1. Наибольшее количество людей, одновременно пребывающих на этаже в зданиях школ и школ-интернатов, при расчете ширины путей эвакуации должно определяться исходя из вместимости учебных помещений, помещений для трудового обучения и спальных помещений, а также спортивного зала и актового зала-киноаудитории, находящихся на данном этаже.
5.2. Наименьшая степень огнестойкости зданий школ, школ-интернатов и интернатов при школах в зависимости от их этажности должна приниматься согласно табл. 15.
5.3, Перекрытия под обеденными и актовыми залами-киноаудиториями и кухнями столовых, располагаемых во втором этаже и выше зданий школ и школ-интернатов III степе
ни огнестойкости, должны приниматься несгораемыми с пределом огнестойкости не менее 1 ч.
5.4. Перекрытия над помещениями котельных и складов топлива, размещаемых в подвальных и цокольных этажах зданий школ и школ-интернатов, должны приниматься несгораемыми с пределом огнестойкости не менее 1 ч.
5.5. Дверные полотна в проемах стен между мастерской по обработке древесины и эвакуационными коридорами должны приниматься с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.
5.6. Актовые залы-киноаудитории в зданиях школ и школ-интернатов III степени огнестойкости допускается размещать не выше второго этажа.
5.7. Расстояние от наиболее удаленной точки пола спортивных залов до дверей, ведущих к эвакуационному выходу, должно приниматься не более 27 м.
5.8. Размещение в подвальных этажах зданий школ, школ-интернатов и интернатов при школах складов сгораемых материалов, за исключением кладовых для белья, одежды, обуви и спортивного инвентаря, не допускается. Размещение лыжехранилищ непосредственно под спальными помещениями не допускается.
Выход из подвальных этажей, где размещаются кладовые для белья, одежды, обуви и спортивного инвентаря, должен предусматриваться непосредственно наружу.
При размещении в подвальных и цокольных этажах спальных корпусов гардеробных для верхней одежды учащихся и персонала должны предусматриваться непосредственные выходы из этих этажей на первый этаж, минуя основные лестничные клетки.
5.9. Печное отопление зданий школ, школ-интернатов и интернатов при школах не допускается (кроме одноэтажных зданий сельских школ с количеством учащихся не более 80).
Огневые сушилки для одежды не допускаются.
6. САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА
6.1. Здания школ, школ-интернатов и интернатов при школах должны быть оборудованы центральным отоплением, вентиляцией, водопроводом, канализацией и горячим водоснабжением.
Наименьшая степень огнестойкости зданий школ, школ-интернатов и интернатов при школах в зависимости от их этажности
Наибольшее количество учащихся или мест
Здания школ и учебные корпуса школ-интернатов жностью:
Спальные корпуса школ-интернатов и интернатов при школах этажностью:
Примечания: 1. Ограждающие конструкции переходов, соединяющих учебные и спальные корпуса школ и школ-интернатов, должны предусматриваться несгораемыми.
2. Внутренние поверхности ограждающих конструкций зданий школ и спальных корпусов школ-интернатов, а также интернатов при школах V степени огнестойкости должны быть защищены от возгорания штукатуркой.
3. К зданиям школ и школ-интернатов III, IV и V степени огнестойкости пристраивать вплотную спальные корпуса не допускается.
4. Спальные корпуса вместимостью не более чем на 120 спальных мест и здания школ не более чем на 320 учащихся допускается проектировать деревянными рублеными и брусчатыми V степени огнестойкости высотой не более двух этажей со стенами и перегородками, защищенными изнутри от возгорания штукатуркой.
5. Перекрытия над подвальными помещениями зданий школ и школ-интернатов IV и V степени огнестойкости должны приниматься трудносгораемыми с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.
6. Чердачные перекрытия над спортивными, обеденными и актовыми залами-киноаудиториями зданий школ и школ-интернатов. II степени огнестойкости допускается принимать трудносгораемыми с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.
7. При объединении начальной школы в одном здании с детскими яслями-садами степень огнестойкости здания должна приниматься в соответствии с п. 4.1 гл. СНиП по проектированию детских яслей-садов.
ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ
6.2. Отопление и вентиляция должны проектироваться в соответствии с требованиями главы СНиП по отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха.
6.3. Вентиляция учебных помещений должна осуществляться организованным притоком подогретого наружного воздуха в количестве не менее 16 м 3 /ч на одного учащегося.
Допускается применение децентрализованного притока неподогретого наружного воздуха при обеспечении установленных величин нормируемых параметров внутреннего воздуха.
6.4. Непосредственно из учебных помещений (классов, лабораторий, учебных кабинетов) должна предусматриваться естественная вытяжная вентиляция в размере однократного обмена в 1 ч.
Удаление остального объема воздуха должно осуществляться через рекреационные помещения с последующей вытяжкой из санитарных узлов и через вытяжные шкафы лабораторий химии
6.5. Независимые системы вытяжной вен
тиляции должны предусматриваться для классов и учебных кабинетов, лабораторий, актовых залов-киноаудиторий, спортивных залов, мастерских, помещений столовой, медпункта и киноаппаратного комплекса.
6.6. Рециркуляция воздуха в системах приточной вентиляции учебных помещений не допускается.
При применении для учебных помещений автоматизированных систем воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, допускается использование системы рециркуляции в неучебное время при условии ее блокировки с автоматической пожарной сигнализацией.
6.7. Двойные самозакрывающиеся двери с тамбуром между ними для предотвращения перетекания воздуха должны предусматриваться в местах примыкания малоэтажных корпусов зданий школ к многоэтажным; в малоэтажных корпусах должна предусматриваться вытяжная вентиляция с механическим побуждением.
6.8. Расчетная температура воздуха и нормы воздухообмена в помещениях должны приниматься согласно табл. 16.
Расчетная температура воздуха и кратности воздухообмена в основных помещениях
Кратность обмена воздуха в 1 ч
ские районы и IB
1. Классы, кабинеты, лаборатории
2. Мастерские по обработке металла
20 м 3 на 1 чел.
3. Спортивный зал.
4. Спальные комнаты.
5. Актовый зал-киноаудитория и кабинет технических средств обуче-
6. Рекреационные помещения . . .
8. Библиотека, кабинеты админист-
рации, комнаты общественных организаций .
9. Кабинет врача (медицинская ком-
10. Раздевальные при спортивном
12. Раздевальные при душевых . .
В объеме вытяжки из
душевых 50 м 3 на 1
25 м* на 1 писсуар
14. Умывальные в отдельном помещении .
15. Комнаты для чистки одежды и
16. Гардеробные и кладовые одежды и обуви .
19. Киноаппаратная и перемоточная
Расчетная температура воздуха в С С
II. Ш климатические районы и IB и 1Д климатические подрайоны
IV климатический район
В соответствии с требованиями главы СНиП «Предприятия общественного питания. Нормы проектирования*.
По главе СНиП «Кинотеатры. Нормы проек тирования».
Продолжение табл. 16
Кратность обмена воздуха в 1 ч
* Для угловых помещений расчетная температура воздуха должна приниматься на один градус выше. Для угловых помещений первого этажа с полами, уложенными по грунту, и угловых помещении верхнего этажа расчетная температура воздуха должна приниматься на два градуса выше указанной в таблице.
Примечания: 1. При расчете отопления и вентиляции тепловыделения от одного учащегося в учебном помещении должны приниматься 60 ккал/ч и влаговыделения 45 г/ч.
2. Объем удаляемого воздуха от вытяжного химического шкафа принимается в количестве 1100 м 3 /ч.
3. У наждачного точила должны предусматриваться укрытие и обеспыливающий агрегат.
4. Клееварки должны быть оборудованы укрытием, локализующим выделения.
5. При смежном расположении умывальной комнаты и уборной вытяжка должна предусматриваться из уборной.
6. Воздухообмен в школьных столовых должен рассчитываться на поглощение теплбизбытков, выделяемых технологическим оборудованием кухни, при этом количество наружного воздуха на одно место в обеденном зале должно приниматься не менее 20 м 3 /ч. Подача приточного воздуха должна предусматриваться через обеденный зал, удаление — из помещений кухни. При установке модулированного кухонного оборудования подача части приточного воздуха должна предусматриваться через вентиляционные устройства этого оборудования.
7. В уборных должна предусматриваться вытяжная вентиляция с механическим побуждением.
8. В школах с количеством учащихся до 192 включительно допускается устройство вентиляции без органи-зованного механического притока.
ХОЛОДНОЕ И ГОРЯЧЕЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ
6.9. Подводка холодной воды должна предусматриваться:
к умывальникам, устанавливаемым по одному в каждой классной комнате I—IV классов, в кабинетах черчения и изобразительного искусства, географии и в военном кабинете;
к раковинам лабораторных столов в лаборатории химии и к раковинам демонстрационных столов в лабораториях химии, физики и биологии;
к двухсекционной мойке в фотолаборатории;
к смывным бачкам в санузлах;
к питьевым фонтанчикам в каждом рекреационном помещении.
6.10. Подводка холодной и горячей воды должна предусматриваться:
к умывальникам и мойкам в кабинетах
обслуживающих видов труда по обработке тканей и кулинарии для девочек;
к умывальникам в учебных мастерских, учительской, кабинете врача и процедурной;
к лабораторным шкафам в лабораториях химии, физики и биологии;
к водопроводным кранам, устанавливаемым для хозяйственных нужд, по одному в каждой умывальной для учащихся;
к раковинам в комнате технического персонала и в помещении уголка живой природы;
к умывальникам в санузлах, к душевым кабинам и приборам кабин личной гигиены;
к ваннам в спальных корпусах или в спальных секциях школ-интернатов;
к технологическому оборудованию столовых и буфетов.
6.11. При отсутствии специальных электронагревательных приборов или спиртовых го-
релок в лабораториях зданий школ и школ-интернатов допускается предусматривать подводку газа к лабораторным горелкам. Прокладка газопровода в подвалах и цокольных этажах не допускается.
7. ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА
7.1. Искусственное освещение и электротехнические устройства должны предусматриваться в соответствии с требованиями главы СНиП но проектированию искусственного освещения и «Правилами устройства электроустановок» (ПУЭ), согласованными с Госстроем СССР.
7.2. Электроснабжение школ и школ-интернатов должно предусматриваться двумя кабельными линиями. Допускается предусматривать питание по одной кабельной линии, расщепленной на два кабеля, присоединенных через самостоятельные разъединители (рубильники). При воздушных линиях допускается питание электроэнергией по одной линии.
При выборе кабелей по условиям резервирования при аварийном режиме должны учитываться: перегрузочная способность кабелей, максимально допустимая потеря напряжения в сети до наиболее удаленных осветительных ламп, а также возможность временного отключения отдельных нагрузок.
7.3. Электрощитовые должны размещаться на первом этаже. Допускается размещение электрощитовой в подвале при условии глубокого залегания грунтовых вод и устройства гидроизоляции от проникновения ливневых вод.
7.4. Во всех помещениях зданий школ, школ-интернатов, интернатов (спальных корпусов), кроме помещений кухонь, кладовых, туалетных и других подсобных помещений, должна предусматриваться скрытая электропроводка; в кухнях, кладовых, туалетных и остальных подсобных помещениях допускается открытая проводка.
7.5. Во всех помещениях зданий школ и учебных корпусов школ-интернатов должна предусматриваться система общего освещения. В качестве источников света преимущественно должны предусматриваться люминесцентные лампы белого света (типа ЛБ); в кабинете изобразительных искусств — люминесцентные лампы типа ЛД или ЛДЦ.
Люминесцентные светильники должны предусматриваться рассеянного света.
В учебных помещениях должны предусматриваться светильники с пускорегулирующими аппаратами с особо низким уровнем шума.
Примечания: 1. При применении для общего освещения учебных помещений светильников с лампами накаливания они должны приниматься полностью отраженного или преимущественно отраженного светорас-пределения.
2. При освещении учебных помещений люминесцентными лампами рекомендуется предусматривать подсвет классной доски специальными люминесцентными светильниками несимметричного светораспределения; при освещении учебных помещений лампами накаливания для подсвета доски в системе общего освещения должны предусматриваться дополнительные светильники.
7.6. Светильники в учебных помещениях должны устанавливаться рядами, параллельно наружным стенам с окнами. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников, имея в виду освещение в первую очередь части помещения, удаленной от окон.
7.7. Для снижения пульсации освещенности при люминесцентном освещении до нормируемых значений должны использоваться двухламповые люминесцентные светильники с лампами типа ЛБ и ЛТБ и ПРА типов 1УБИ+1УБЕ, 1АБИ+1АБЕ, 2УБК и 2АБК при любой схеме питания светильников. При применении светильников с другими ПРА требуется расчетная проверка коэффициента пульсации.
7.8. Аварийное освещение для эвакуации людей должно предусматриваться в вестибюлях, гардеробных, коридорах, лестничных клетках, рекреационных помещениях, спортивном и обеденном залах, актовом зале-киноаудитории, мастерских, киноаппаратной. Аварийное освещение для продолжения работы должно предусматриваться в электрощито-вых, вентиляционных камерах, тепловых узлах, насосных; при этом должна быть обеспечена норма освещенности 2 лк.
Для обозначения выходов из актового зала-киноаудитории должны предусматриваться световые указатели, присоединенные к сети аварийного освещения.
7.9. При проектировании осветительных установок должны вводиться коэффициенты запаса 1,5 при люминесцентных лампах и 1,3 при лампах накаливания.
7.10. В зданиях школ и школ-интернатов должна предусматриваться автоматизация тепловых вводов, систем приточной вентиля-
Глава СНиП 11-65-73 «Общеобразовательные школы н школы-интернаты» разработана ЦНИИЭП учебных зданий Государственного комитета по гражданскому строител!*ству н архитектуре при Госстрое СССР при участии НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР.
С введением в действие главы СНиП 11-65-73 «Общеобразовательные школы н школы-интернаты» утрачивают силу: глава СНиП П-Л.4-62 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования» и изменения к ней, а также «Указания по проектированию зданий общеобразовательных школ и школ-интернатов для сельских населенных пунктов» (СН 402-69) и пп. 2.20, 4.25-4.32 «Указаний по проектированию населенных мест, предприятий и сооружений в северной строительно-климатической зоне» (СН 353-66).
Редакторы — инж. А. П. Салтанов (Госстрой СССР) канд. техн. наук И. М. Архаров, инж. Ф. И. Захаров (Госу дарственный комитет по гражданскому строительству и архи тектуре при Госстрое СССР), канд. арх. В. И. Степанов канд. техн. наук 3. И. Ветров, арх. Я. С. Придонова н инж В. С, Вольман (ЦНИИЭП учебных зданий).
с ММ*-**, нветру«т.-вормат., 1 вып.—1/2-74 047(01)—74
ции и кондиционирования воздуха, совмещенных отопительно-вентиляционных систем.
7.11. Для подключения диапроектора, кинопроектора и т. п. в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях, помещениях для организации продленного дня должны предусматриваться две штепсельные розетки: одна — у классной доски, другая — на противоположной от доски стене помещения.
7.12. Установка штепсельных розеток в помещениях пребывания детей (за исключением лабораторий и практикумов) должна предусматриваться на высоте не менее 1,5 м от пола.
Установка выключателей в помещениях пребывания детей должна предусматриваться на высоте 1,8 м от пола.
7.13. Наружное освещение земельных участков школ и школ-интернатов должно проектироваться в соответствии с указаниями по проектированию освещения территорий учреждений культурно-бытового обслуживания населения и наружного архитектурного освещения.
Необходимость устройства нестационарного освещения спортивных площадок, используемых в зимнее время для игры в хоккей с мячом и хоккей с шайбой, должна устанавливаться заданием на проектирование.
7114. Радиофикация в зданиях школ и школ-интернатов должна предусматриваться от радиотрансляционных сетей населенных пунктов.
Радиоточки должны предусматриваться в учительских, кабинетах директора, заместителя директора, заведующего учебной частью, старшего воспитателя, врача, канцелярии, комнатах общественных организаций, гости
ных, спальных комнатах, киноаппаратной, радиоузле и столовой.
7.15. В зданиях школ и школ-интернатов необходимо предусматривать радиоузел местного вещания с установкой радиоточек в актовом зале-киноаудитории, спортивном и обеденном залах, рекреационных помещениях, кабинете директора, учительской, вестибюле, комнатах для игр учащихся I—IV классов, гостиных, помещениях для организации продленного дня, классах, учебных кабинетах.
7.16. Установка телефонов должна предусматриваться в кабинете директора (с параллельным аппаратом в канцелярии), в кабинетах заведующего учебной частью и заместителя директора по воспитательной работе, в учительской, столовой и кабинете врача.
7.17. Установка электрочасов должна предусматриваться в вестибюлях, рекреационных помещениях, актовом зале-киноаудитории, обеденном и спортивном залйх, а также на каждом этаже спального корпуса.
7.18. Установку электрозвонков для регламентации учебного процесса, управляемых от сигнальных электрочасов, необходимо предусматривать в вестибюлях и рекреационных помещениях.
7.19. В актовом зале-киноаудитории, учебных кабинетах, лабораториях, кабинете технических средств обучения, библиотеке, помещении для организации продленного дня и гостиной необходимо предусматривать сети для возможности приема телевизионного вещания.
7.20. В зданиях школ на 464 учащихся и более, в зданиях школ-интернатов на 340—560 учащихся и в интернатах при школах должна предусматриваться автоматическая тепловая пожарная сигнализация в помещениях, указанных в прил. 2—4, 6, 7, 10.
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Нормы и правила настоящей главы должны соблюдаться при проектировании новых и реконструкции существующих зданий общеобразовательных школ и школ-интернатов, а также интернатов при общеобразовательных школах (спальных корпусов).
Нормы не распространяются на проектирование зданий санаторно-лесных и специализированных школ и школ-интернатов (музыкальных, художественных и хореографических, а также для детей с дефектами умственного и физического развития).
Примечание. При проектировании зданий общеобразовательных школ и школ-интернатов, а также интернатов при общеобразовательных школах (спальных корпусов) должны выполняться соответствующие требования других нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР.
1.2. Типы зданий школ и школ-интернатов должны приниматься согласно табл. I и 2. Интернаты при школах должны проектироваться на 50, 80, 120, 160, 200 и 280 мест.
Здания с общим количеством учащихся, не указанным в табл. 1 и 2, должны проектироваться по заданиям, составленным с учетом требований настоящей главы и утвержденным в установленном порядке.
Источник: standartgost.ru