СПИСОК ГОСОРГАНОВ, ИМЕЮЩИХ БЕСПРЕПЯТСТВЕННЫЙ ДОСТУП НА ОБЪЕКТЫ
ПОРЯДОК ДОСТУПА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ государственных, правоохранительных и контролирующих органов В ОРГАНИЗАЦИИ независимо от форм собственности, определен в профильных нормативных актах, регулирующем деятельность соответствующих служб и госорганов РФ. При этом, ПРАВО БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ПРОХОДА на объекты (территории, здания и помещения) имеют лишь ОТДЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ЛИЦ государственных органов (список которых приведен ниже), и только в установленных законодательством случаях. Если прибывшие на объект с целью проверки и надзора сотрудники ГОСОРГАНОВ не обладают законными ПОЛНОМОЧИЯМИ и/или ОСНОВАНИЯМИ для беспрепятственного прохода на территории и в помещения организаций, то они могут посещать на объекты только НА ОБЩИХ УСЛОВИЯХ, как обычные посетители, после уведомления руководителей организации и получения разрешения на проход.
ПРАВОМ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ПРОХОДА на объекты государственного и частного сектора имеют следующие ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ:
Руководство Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральном округе беспрепятственно допускаются на территорию объекта, в здания и помещения по служебным удостоверениям, подписанным Президентом Российской Федерации или руководителем Администрации Президента Российской Федерации.
Как законно обойти закон при строительстве дома.
В соответствии с части1 статьи 23 Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 года № 1-ФКЗ, УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПЧ при проведении проверки по жалобе в праве беспрепятственно, при предъявлении удостоверения, посещать предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, воинские части, общественные объединения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 08.05.1994 г. N 3-ФЗ, указанные должностные лица имеют право на основании удостоверения беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, воинские части, любые организации, независимо от форм собственности, полностью или частично финансируемые за счет средств федерального бюджета, либо имеющие в качестве учредителей органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 9 статьи 15 Закона №57-ФЗ «О государственной охране» 27 мая 1996 года N 57-ФЗ, СОТРУДНИКИ ФСО имеют право беспрепятственно, при предъявлении служебного удостоверения, входить на территорию и в помещения организаций независимо от форм собственности при пресечении преступлений, создающих угрозу безопасности объектов государственной охраны, а также при преследовании лиц, подозреваемых в совершении таких преступлений, если промедление может создать угрозу безопасности объектов государственной охраны.
Получил разрешение на строительство дома ЛПХ! Цена и сроки!
Согласно пункта 3 статьи 13 Закона «О Федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ, СОТРУДНИКИ ФСБ имеют право беспрепятственно, при предъявлении служебного удостоверения, входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено общественно опасное деяние, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование которого отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении такого деяния, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан.
ПРОКУРОРЫ, ИХ ЗАМЕСТИТЕЛИ, ПОМОЩНИКИ и СЛЕДОВАТЕЛИ прокуратуры, обслуживающей территорию, на которой располагается подконтрольный объект, беспрепятственно пропускаются на его территорию и в помещения, в том числе коммерческих организаций («Закон о прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ, статьи 21 и 22), после предъявления ими соответствующего удостоверения. Работники прокуратуры, не являющиеся прокурорами, их заместителями, старшими помощниками, помощниками и следователями прокуратуры, пропускаются на объект на общих основаниях, как посетители.
В соответствии с пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона «О Следственном комитете РФ» от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ, СОТРУДНИКИ СКР, следователи и дознаватели имеют право беспрепятственно посещать объекты для производства следственных действий (статья 21 УПК РФ от 18.12.2001 г.) на основании служебного удостоверения, подтверждающего его личность, должность, специальное или воинское звание.
На основании пункта 5 статьи 13 Закона «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ, СОТРУДНИКАМ ПОЛИЦИИ предоставлено право, при предъявлении служебного удостоверения, беспрепятственно проходить на территорию и в помещения, занимаемые организациями, в связи с расследуемыми уголовными делами и делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции. При этом они имеют право знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел и административных правонарушений, проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях. ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ОБЫСКА или ВЫЕМКИ документов и материалов, кроме удостоверения, сотрудники полиции должны предоставить постановление следователя о производстве соответствующих оперативно-розыскных мероприятий в данной конкретной организации.
Также, на основании пункта 3 статьи 15 Закона «О полиции», правоохранителям предоставлено право на проникновение (даже в отсутствие собственника) в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, или занимаемые организациями, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также: 1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; 2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; 3) для пресечения преступления; 4) для установления обстоятельств несчастного случая.
Согласно Приказа МВД России от 01.04.2014 г. № 199 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел РФ, уполномоченных издавать распоряжения о проведении данного обследования». Перед началом обследования представителю юридического лица предъявляется для ознакомления распоряжение о проведении обследования.
Согласно статьи 12 «Об органах принудительного исполнения РФ» от 21.08.1997 г. № 118-ФЗ, СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ-ИСПОЛНИТЕЛЬ в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других исполнительных органов имеет право, при предъявлении служебного удостоверения и соответствующего распоряжения руководителя службы, беспрепятственно входить в помещения и хранилища, занимаемых должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ. Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей должны носить форменную одежду, иметь знаки различия и эмблему ведомства. Судебным приставам выдаются удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции РФ.
Согласно статьи 357 «Трудового кодекса РФ» от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ, государственные ИНСПЕКТОРЫ ТРУДА (правовые, по охране труда), инспекторы, осуществляющие государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль, имеют право беспрепятственно, в любое время суток, при наличии удостоверения установленного образца, посещать объекты в целях проведения инспекций организаций любой организационно-правовой формы.
В соответствии со статьей 370 ТК РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ и пункта 3 статьи 19 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ, ПРОФСОЮЗНЫЕ ИНСПЕКТОРЫ ТРУДА в установленном порядке, при наличии удостоверения установленного образца, имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений
ИНСПЕКТОРЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ или МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ (надзор), а также РЕЙДОВЫЙ ОСМОТР, в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», при наличии удостоверения установленного образца и соответствующего предписания, имеют право беспрепятственного доступа на территории, к транспортным средствам и иным объектам, указанным в решении о проведении проверки, а также ко всем помещениям (за исключением жилых помещений).
* Под рейдовым осмотром понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории (статья 71 ФЗ № 248).
В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к данной категории относятся инспекторы надзора за обеспечением государственной тайны, федерального государственного надзора в области предупреждения и распространения ВИЧ-инфекции, безопасности дорожного движения, обеспечения радиационной безопасности, пожарного надзора, безопасности гидротехнических сооружений, контроля за трудовой деятельностью иностранных работников и целый ряд других органов, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществления государственного контроля (надзора).
В соответствии со статьей 6 Закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА, при осуществлении государственного пожарного контроля, имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю.
В соответствии со статьей 186 «Таможенного кодекса Российской Федерации» от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ в целях проведения таможенного контроля должностные лица таможенных органов на основании служебного удостоверения имеют право беспрепятственного доступа на территорию и в помещения любых лиц, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие такому контролю, документы, необходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.
В соответствии со статьей 91 части 1 «Налогового кодекса РФ» от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ, доступ на территорию или в помещение налогоплательщика СОТРУДНИКОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки данного налогоплательщика. При этом, должностные лица налоговой инспекции, непосредственно проводящие проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий и помещения, а также осмотр объектов налогообложения, для определения соответствия фактических и документальных данных, которые представил налогоплательщик.
ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ДОПУСКА НА ОБЪЕКТ СОТРУДНИКОВ ГОСОРГАНОВ
При обеспечении пропускного режима на объекте, работники, осуществляющие контроль прохода / проезда на территорию объекта, НЕ ВПРАВЕ ТРЕБОВАТЬ от должностных лиц ГОСОРГАНОВ, которым предоставлено право беспрепятственного прохода, какие-либо ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, кроме документов, указанных в соответствующем федеральном законе (например, ПАСПОРТ или иное УДОСТОВЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ). В данном случае документом, дающим право на проход на территорию, в организацию, является служебное удостоверение, которое должностное лицо ОБЯЗАНО ПРЕДЪЯВИТЬ, тем самым подтверждая свой статус.
Если при этом установленный в организации пропускной режим предусматривает ФИКСАЦИЮ ДАННЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ, в том числе должностных лиц ГОСОРГАНОВ, в соответствующий ЖУРНАЛ УЧЕТА ПОСЕЩЕНИЙ, то работник, обеспечивающий пропуск, обязан это сделать. В подобных случаях правоотношений, установленных Федеральным законом от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных», не возникает, так как должностное лицо выступает как ПУБЛИЧНОЕ ЛИЦО, и содержащиеся в служебном удостоверении данные могут быть доступны любому гражданину. О том, что нужно для организации грамотной и надежной охраны объекта, читайте на странице сайте КАК ВЫБРАТЬ ЧОП В МОСКВЕ.
К сожалению, вышеперечисленные законы НЕ УТОЧНЯЮТ, что собой должны представлять служебные удостоверения, КАК ВЫГЛЯДЕТЬ, на каком основании они должны выдаваться, КЕМ ПОДПИСЫВАТЬСЯ, а также не конкретизируют МЕХАНИЗМ и ПРОЦЕДУРУ беспрепятственного доступа должностных лиц ГОСОРГАНОВ, на территорию, в помещения и объекты хозяйствующего субъекта, что может привести к НЕДОРАЗУМЕНИЯМ и недопониманию правового и организационного характера.
ПРИ ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИИ ДОСТУПА должностных лиц государственных органов, проводящих контроль или проверку на территории или в помещениях организаций, не зависимо от форм собственности, составляется АКТ О ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИИ законному доступу должностных лиц. К акту прикладываются свидетельские показания, ауди- и/или видеозаписи для подачи ЖАЛОБЫ в вышестоящие инстанции, в прокуратуру или суд.
Поэтому, представляется целесообразным, В ПРАВИЛАХ по осуществлению пропускного режима создавать СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ:
* Надеемся, что данная информация поможет Вам правильно действовать ПРИ ПРИБЫТИИ на объект ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ГОСОРГАНОВ. Если Вам требуется профессиональная охрана зданий и помещений — обращайтесь в охранное агентство «ТАГГЕРД». Физическая ОХРАНА ОБЪЕКТОВ недвижимости: магазинов, жилых помещений, офисных, торговых, производственных и складских объектов – наша основная специализация. Группа компаний «ТАГГЕРД» оказывает ОХРАННЫЕ УСЛУГИ С 1993 ГОДА, без выходных и праздников, в режиме 24/7. У нас имеется все необходимое оборудование, спецсредства, оружие, работают квалифицированные и надежные кадры.
Источник: www.taggerd.su
Страница отображения — Прокуратура города Москвы
Разрешение на строительство и ответственность за застройку в отсутствие разрешения
- 23 июня 2015, 15:10
Разъясняет начальник управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры г. Москвы Марина Николаевна Данилова
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.
Разрешение на строительство — это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающих застройщику право осуществлять строительство объекта капитального строительства.
Строительство объекта в отсутствие специального разрешения является нарушением норм градостроительного законодательства и влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа или приостановления деятельности.
Субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Размер штрафа, который может быть наложен по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет для граждан от двух до пяти тысяч рублей; для должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяносто суток; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяносто суток.
В силу ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения лица к административной ответственности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности составляет один год со дня совершения правонарушения.
При выявлении фактов строительства капитальных объектов без разрешения дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе возбудить орган, осуществляющий государственный строительный надзор (Мосгосстройнадзор), а также прокурор.
Указанная категория дел рассматривается как Арбитражным судом г. Москвы, так и Мосгосстройнадзором.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное Мосгосстройнадзором в отношении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Заявление об оспаривании решения административного органа (Мосгосстройнадзора) государственной пошлиной не облагается и может быть подано в течение десяти дней со дня получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя, при наличии уважительных причин. Одновременно заявитель вправе подать ходатайство в суд для рассмотрения вопроса о приостановлении исполнительного производства по решению административного органа (ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо отметить, что не подлежат оспариванию постановления прокурора о возбуждении административного производства, поскольку постановление заменяет собой протокол об административном правонарушении, который не подлежит обжалованию.
В случае, если вопрос о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривался арбитражным судом, то соответствующее решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме в арбитражный суд апелляционной инстанции.
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
города Москвы
Прокуратура города Москвы
23 июня 2015, 15:10
Разрешение на строительство и ответственность за застройку в отсутствие разрешения
Разъясняет начальник управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры г. Москвы Марина Николаевна Данилова
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.
Разрешение на строительство — это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающих застройщику право осуществлять строительство объекта капитального строительства.
Строительство объекта в отсутствие специального разрешения является нарушением норм градостроительного законодательства и влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа или приостановления деятельности.
Субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Размер штрафа, который может быть наложен по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет для граждан от двух до пяти тысяч рублей; для должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяносто суток; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяносто суток.
В силу ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения лица к административной ответственности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности составляет один год со дня совершения правонарушения.
При выявлении фактов строительства капитальных объектов без разрешения дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе возбудить орган, осуществляющий государственный строительный надзор (Мосгосстройнадзор), а также прокурор.
Указанная категория дел рассматривается как Арбитражным судом г. Москвы, так и Мосгосстройнадзором.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное Мосгосстройнадзором в отношении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Заявление об оспаривании решения административного органа (Мосгосстройнадзора) государственной пошлиной не облагается и может быть подано в течение десяти дней со дня получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя, при наличии уважительных причин. Одновременно заявитель вправе подать ходатайство в суд для рассмотрения вопроса о приостановлении исполнительного производства по решению административного органа (ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо отметить, что не подлежат оспариванию постановления прокурора о возбуждении административного производства, поскольку постановление заменяет собой протокол об административном правонарушении, который не подлежит обжалованию.
В случае, если вопрос о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривался арбитражным судом, то соответствующее решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Адрес: 109992, ГСП-2, пл. Крестьянская Застава, дом 1, Москва, Россия
Телефон: +7 (495) 955-97-73
Телефон: +7 (495) 951-71-97
Источник: epp.genproc.gov.ru
Прокурор разберется: как подать жалобу в прокуратуру?
Прокурора боятся все: от чиновников и руководителей предприятий, и до продавцов-консультантов в салонах связи. И неспроста – прокуратура, как орган общего надзора, имеет рычаги давления на любого, кто посмеет нарушить действующее законодательство и Конституцию. Если на него, конечно, «настучат». Так вот настучать на обидчика поможет обычная жалоба, причем подать ее можно не только письменно и в одном из подразделений, но и удаленно, даже не выходя из дома.
Как правильно составить жалобу в прокуратуру и что для этого нужно? Когда обращение будет эффективным и каков порядок его рассмотрения? Вся самая важная информация о прокурорском надзоре в нашей новой публикации.
На кого и за что можно пожаловаться?
Вообще, поводом для обращения в прокуратуру с жалобой может стать любое нарушение законодательства со стороны кого угодно. Прокуратура обязана рассматривать все жалобы, содержащие сведения о нарушении действующего законодательства, которые поступают в ее адрес (ст. 10 ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре в РФ»). Главное, чтобы обращение содержало конкретные сведения о нарушениях требований законов, прав и свобод граждан, а кто это совершил, для прокурора значения не имеет. Обычно поступают такие виды жалоб в прокуратуру:
- жалобы на действия судебных приставов, налоговых инспекторов, государственных регистраторов, муниципальных служащих, служащих районных и городских администраций, служащих оперативно-розыскных, следственных и других правоохранительных органов, ФСИН, ФСБ, иных чиновников;
- жалобы на работодателей в части несоблюдения трудового законодательства, задержек зарплаты, незаконных увольнений;
- жалобы за нарушения в сфере ЖКХ на бездеятельность управляющих компаний, нарушения в работе ресурсоснабжающих предприятий;
- жалобы на нарушения со стороны застройщиков, срыв сроков по ДДУ, неисполнение требований в претензиях;
- жалобы на нарушения прав потребителей со стороны продавцов, изготовителей товаров, лиц, оказывающих платные услуги;
- жалобы на руководство коммерческих и некоммерческих предприятий, общественных и иных организаций и т.д..
Органы прокуратуры РФ не осуществляют надзор за исполнением законов гражданами, то есть физическими лицами. Такие обращения необходимо направлять в соответствующие органы контроля либо правоохранительные органы. А вот их бездействие уже может быть поводом для обращения в прокуратуру.
Требования к составлению жалобы
Конкретных требований к содержанию жалобы законодательство не предусматривает. Единственное, что в ней должно быть обязательно указано, это (п. 2.8 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры № 45 от 30.01.2013):
- наименование органа, в который подается либо ФИО должностного лица прокуратуры;
- ИО и адрес гражданина, направившего жалобу + адрес для отправки ответа, если он отличается;
- изложение существа вопроса;
- личная подпись и дата подачи.
По существу вопроса мы рекомендуем указывать в жалобе следующее:
- описание обстоятельств, которые предшествовали нарушению законодательства: дата обращения в государственные органы, дата заключения договора, дата начала трудовых отношений и т.д.;
- суть возникшего правоотношения с лицом, допустившим нарушение законодательства;
- описание обстоятельств, при которых было допущено нарушение закона, в чем оно выражается, какие законы нарушены;
- при наличии – реквизиты принятого решения, нарушающего законодательство;
- требования жалобщика: провести внеплановую проверку, вынести предписание на устранение правонарушений, привлечь виновных к ответственности.
Жалоба составляется в свободной форме с учетом рекомендаций выше. Ниже – несколько образцов жалобы, которые можно взять за основу при составлении собственной.
Как составить коллективную жалобу в прокуратуру?
Жалоба может быть не только индивидуальной, но и коллективной. Коллективная жалоба не имеет существенных отличий от обычной. С той лишь разницей, что индивидуальная – это обращение одного конкретного гражданина, а коллективная это (пп. 6 п. 1.9 Инструкции):
- либо обращение двух и более лиц;
- либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и участниками митинга, собрания.
То есть, принципиальных отличий всего 2:
- Коллективная жалоба может содержать сведения о нарушениях, затрагивающих интересы двух и более лиц.
- Коллективная жалоба должна быть подписана двумя и более лицами.
Можно ли направить жалобу анонимно?
Как уже сказано выше, ФИО и адрес заявителя – обязательные реквизиты жалобы. В случае если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается (абз. 3 п. 2.8 Инструкции).
Это значит, что прямого запрета на направление анонимной жалобы в прокуратуру действующее законодательство не содержит. Такие обращения регистрируются и рассматриваются в общем порядке, в том числе становятся основанием для проведения внеплановой проверки и привлечения виновных к ответственности. Однако, получить на основании анонимной жалобы ответ от прокурора, ровно как и проконтролировать ход рассмотрения жалобы, не получится.
Как подать жалобу в прокуратуру?
Исходя из положений п. 2.1 Инструкции и иными положениями, жалобу в прокуратуру можно подать:
- Письменно. Допускаются любые способы подачи, в том числе:
- лично в подразделение прокуратуры;
- по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
- телеграфом;
- средствами факсимильной связи.
- Устно. Устные обращения принимаются на личном приеме граждан, по телефону, а также через средства массовой информации.
- По информационным системам общего пользования. Другими словами, в электронной форме. Такое заявление может быть подано через форму на сайте вашей местной или региональной прокуратуры. Например, здесь можно подать жалобу в прокуратуру Москвы, а здесь – в прокуратуру СПб. Альтернативный вариант – направление жалобы на электронную почту, если на сайте прокуратуры отсутствует соответствующий функционал.
Порядок и сроки рассмотрения
В течение 3 дней с момента получения жалобы любая из них подлежит регистрации и, если она соответствует требованиям, принятию к разрешению. Жалоба расписывается и передается на рассмотрение ответственному прокурору, который:
- Проводит проверку указанных в жалобе фактов, при необходимости, с организацией выезда на место и установлением прокурорского контроля.
- Истребует и изучает копии судебных решений, материалов уголовных дел, исполнительных производств, иные документы, необходимые для объективного рассмотрения.
- Дает поручения нижестоящим прокурорам о проверке фактов из жалобы.
- Выносит представления на устранение допущенных нарушений законодательства, прав граждан.
- Направляет в ответственные органы материалы для возбуждения уголовных и административных производств.
- Принимает решение об удовлетворении или отклонении заявленной жалобы.
Сроки рассмотрения жалоб определены п. 5.1 Инструкции и составляют 30 дней в общих случаях, и 15 дней, если ситуация не требует дополнительного изучения и проверки. При необходимости срок рассмотрения может быть продлен, но не больше, чем на 30 дней. По истечении этого срока прокуратура должна дать письменный мотивированный ответ с разъяснениями и описанием принятых мер.
Когда жалоба остается без ответа?
По смыслу п. п. 2.9 – 2.15 Инструкции, основанием для оставления жалобы без ответа послужит:
Если суть жалобы не относится к компетенции прокуратуры или по ней не принимались решения нижестоящих прокуратур, жалоба перенаправляется в такой ответственный орган или нижестоящую прокуратуру для разрешения по существу (п.п. 3.2-3.3 Инструкции) Заявитель об этом уведомляется дополнительно.
Не путаем оставление без ответа и отказ в жалобе в прокуратуру. Оставление жалобы без удовлетворения обычно связано с отсутствием события правонарушения или невозможностью его доказать.
Источник: pravoved.ru