К объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (ч. 3 ст. 48 ГрК РФ).
Для получения разрешения на индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Подготовьте необходимые документы
Для получения разрешения на строительство вам понадобятся (ч. 9, 10.2 ст. 51 ГрК РФ; п. 12 ст. 60 Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ):
- заявление на выдачу разрешения;
- правоустанавливающие документы на земельный участок. Это могут быть свидетельство о государственной регистрации права, завещание, договоры купли-продажи, дарения или аренды;
- градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство;
- схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта ИЖС (в том числе подъездов и проходов к нему). Схема может быть подготовлена самостоятельно от руки в виде эскиза;
- описание внешнего облика объекта ИЖС в случае, если строительство или реконструкция объекта ИЖС планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая использования типового архитектурного решения (об использовании типового решения должно быть указано в заявлении).
Также вам понадобится документ, удостоверяющий личность.
2. Получение разрешения на строительство ИЖС. Топосъемка.
Шаг 2. Представьте указанные документы в уполномоченный орган по месту нахождения земельного участка
Таким органом в зависимости от региона может быть:
- Комитет государственного строительного надзора — для г. Москвы (Постановление Правительства Москвы от 16.06.2011 N 272-ПП);
- Отдел архитектуры и градостроительства администрации — для городского поселения Раменское Московской области (Постановление администрации городского поселения Раменское Раменского муниципального района МО от 25.06.2012 N 217).
Шаг 3. Получите разрешение на ИЖС или отказ в его выдаче с указанием причин
В течение 7 дней принимается решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения на ИЖС (с указанием причин) (ч. 11 ст. 51 ГрК РФ).
Основаниями для отказа в выдаче разрешения на ИЖС являются в том числе отсутствие права у заявителя на получение разрешения на строительство, несоответствие представленных документов требованиям к строительству объекта ИЖС, установленным на дату выдачи предоставленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или несоответствие описания внешнего облика объекта ИЖС предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям (ч. 13 ст. 51 ГрК РФ).
Отказ можно оспорить в судебном порядке (ч. 14 ст. 51 ГрК РФ).
Разрешение на строительство выдается без взимания платы, срок действия — 10 лет (ч. 15, 19 ст. 51 ГрК РФ).
No Man’s Sky
Примечание. Отметим, что разрешение на ИЖС не требуется для строительства гаража на земельном участке, предоставленном физлицу не для ведения предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства, сооружений вспомогательного использования, подсобных построек, иных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, — киосков, навесов и др. ( ч. 17 ст. 51 ГрК РФ).
Источник: zakonius.ru
Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на срок
— право на осуществление строительства, или реконструкции объекта капитального строительства
- Технический заказчик
- Разработка и согласование ППТ в Москве
- Разработка и согласование ППТ в МО
- Выпуск ГПЗУ (градостроительный план земельного участка)
- Сбор исходно-разрешительной документации
- Контроль сроков и качества проектирования на стадиях «Проект» и «РД»
- Разрешение на строительство. Оформление строительства
- Строительный контроль
- Ввод объекта в эксплуатацию
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Документом, необходимым для получения разрешения на строительство, является Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ).
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства Технический заказчик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления.
К заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются следующие документы:
- Правоустанавливающие документы на земельный участок;
- Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
- Материалы, содержащиеся в проектной документации:
- пояснительная записка;
- Схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
- схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
- Схемы, отображающие архитектурные решения;
- Сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
- Проект организации строительства объекта капитального строительства (ПОС);
- Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
- Положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, если такая проектная документация подлежит экспертизе;
- Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое);
- Согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
- График строительства согласованный в установленном порядке;
- Иные документы, по требованию уполномоченного органа.
В отдельных случаях заявителем дополнительно представляются:
- Правоустанавливающие документы на земельный участок (в случае, если сведения о правах на земельный участок отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо в органе исполнительной власти города Москвы, уполномоченном на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена).
- Положительное заключение государственной, или негосударственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса (в случае проведения негосударственной экспертизы проектной документации и отсутствия указанных сведений в ИАИС ОГД).
- Материалы, содержащиеся в проектной документации, согласно пункту 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в случае проведения негосударственной экспертизы проектной документации и отсутствия указанных сведений в ИАИС ОГД)
Технический заказчик GOROD GROUP имеет квалифицированный персонал, обладающий многолетним опытом оформления разрешений на строительство объектов недвижимости.
Если у Вас остались вопросы, свяжитесь с нашими специалистами, для получения дополнительной консультации.
- Срок оформления разрешения на строительство как правило составляет 6 -10 рабочих дней.
- Разрешение на строительство выдается на срок , предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства . При этом разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на 10 лет (часть 19 ст. 51 РФ).
- Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти субъекта РФ или органом МСУ, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения .
Порядок оформления разрешения на строительство утвержден постановлением Правительства Москвы от 17 апреля 2012 № 145- ПП «Об утверждении Административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы «выдача разрешения на строительство» и «выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»
- Застройщик или Технический заказчик оформляет заявление о выдаче разрешения на строительство и формирует пакет документов, представляемых для получения разрешения на строительство.
- Заявление с приложением полного пакета документов по перечню принимается сотрудниками службы «одного окна» уполномоченного органа Заявление заполняется и сдается в уполномоченный орган представителем Технического заказчика.
- Срок оформления разрешения на строительство – 10 рабочих дней.
- Разрешение на строительство, или мотивированный отказ в оформлении разрешения выдается Техническому заказчику по истечении указанного срока.
Срок действия разрешения на строительство, реконструкцию в соответствии с Законом г. Москвы № 50 устанавливается в соответствии с утвержденной проектной документацией и действующими нормативами продолжительности сроков строительства на период до приемки в эксплуатацию законченного градостроительного объекта, но не более чем на три года со дня вступления в действие разрешения на строительство. Однако, Градостроительный Кодекс РФ предусматривает иной порядок выдачи разрешения на строительство, в соответствии с которым разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.
Для продления срока ранее выданного разрешения на строительство, в уполномоченный орган представляются:
- Заявление на предоставление государственной услуги, оформленное согласно постановлению Правительства Москвы от 10.07.2013 № 452-ПП.
- Разрешение на строительство (представляется по усмотрению заявителя для проставления на оригинале разрешения, выданного заявителю, соответствующей записи о его продлении).
- Проект организации строительства (для продления разрешения на строительство объекта капитального строительства, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, в случае, если необходимые сведения ранее не были переданы застройщиком в ИАИС ОГД).
- В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство , реконструкция, капитальный ремонт объекта не начаты до истечения срока подачи такого заявления (часть 20 ст. 51 ГСК РФ).
- Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется (часть 21 ст. 51 ГСК РФ).
Выдача разрешения на строительство не требуется в следующих случаях (часть 17 ст. 51 ГСК РФ):
- строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
- строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
- изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства , реконструкции, установленные градостроительным регламентом, не нарушают права третьих лиц и не противоречат требованиям, установленным соответствующим градостроительным планом земельного участка (ГПЗУ);
- иных случаях, если в соответствии с ГСК РФ, законодательствам субъектов РФ о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Кроме того, получение разрешения на строительство не требуется:
- для размещения объектов благоустройства территории;
- для выполнения работ по реконструкции, капитальному ремонту инженерных коммуникаций и объектов улично-дорожной сети, не требующих подготовки проектной документации.
кому: Комитет государственного строительного надзора города Москвы (наименование уполномоченного органа)
от кого: Застройщик
(наименование юридического лица/ индивидуального предпринимателя,
ИНН, ОГРН (ОГРНИП), местонахождение (юридический и почтовый адреса), банковские
реквизиты или Ф.И.О.,СНИЛС, паспортные данные и адрес физического лица)
Заявление
о выдаче (продлении) разрешения на строительство
от «____» ________________201 г.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
1. Прошу выдать разрешение на строительство, реконструкцию в полном объеме, по отдельным этапам (нужное подчеркнуть)
на земельном участке по адресу:
(город, улица, проспект, переулок и т.д.; кадастровый номер участка)
2. Прошу продлить ранее выданное разрешение (при обращении за продлением)
Источник: gorod-group.com
ВС разъяснил приобретательную давность на построенные без разрешительных документов нежилые здания
При этом Суд указал на невозможность воспользоваться действующими правилами для государственной регистрации права собственности на объекты, возведенные в период, когда для приемки их в эксплуатацию не требовалась разрешительная документация
Одна из экспертов указала, что определение положительно отразится на правоприменительной практике, поскольку прецедент направлен на обеспечение возможности ввода в гражданский оборот нежилых объектов недвижимости, возведенных лицом за счет собственных средств до 1995 г. Вторая отметила, что Верховный Суд справедливо указал на формальность позиции первой кассации по данному делу.
3 августа Верховный Суд вынес Определение № 307-ЭС20-22282 по делу № А56-129764/2019 о признании в силу приобретательной давности права собственности на постройки, возведенные до 1995 г., которые были признаны судом самовольными.
В 1992 г. Химико-технологический колледж им. Д.И. Менделеева являлся владельцем и пользователем земельного участка в Санкт-Петербурге, на котором товарищество с ограниченной ответственностью «Арсен» (его правопреемником стало ООО «Арсен») приступило к строительству производственной базы для собственных нужд.
20 ноября 1992 г. колледж попросил начальника проектно-производственной застройки Санкт-Петербурга выдать разрешительные документы на производство проектно-изыскательских работ с целью отвода земельного участка под застройку. 7 января 1993 г. колледж и общество произвели раздел этого участка.
23 февраля 1993 г. Невская районная администрация Санкт-Петербурга попросила начальника проектно-производственной застройки отвести землю для общества под застройку цеха. В течение 1993 г. общество построило на участке несколько зданий, которыми непрерывно владеет с тех пор.
30 ноября 1995 г. Комитет по градостроительству и архитектуре оформил обществу «Арсен» правоустанавливающие документы на краткосрочную аренду до трех лет. Договор был заключен 20 августа 1996 г. и затем перезаключался 20 января 2000 г. и 27 февраля 2015 г. При последнем продлении стороны указали, что договор считается возобновленным на неопределенный срок в связи с продолжением использования земельного участка арендатором и отсутствием возражений арендодателя.
Кроме того, в течение этого времени было установлено, что объекты прочно связаны с землей и в силу ст. 130 ГК относятся к недвижимому имуществу, им присвоены кадастровые номера. То что они находятся в аренде у общества, подтверждается выпиской из ЕГРН. При этом данные о правообладателе зданий в реестре отсутствуют, а права на нежилые здания за каким-либо субъектом не зарегистрированы.
Общество «Арсен», ссылаясь на то, что более 15 лет открыто, непрерывно и добросовестно владеет названными объектами, обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании права собственности на объекты недвижимости в силу приобретательной давности.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя иск, руководствовались ст. 131, 234 ГК, разъяснениями, изложенными в п. 15 Постановления пленумов ВС и ВАС РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – Постановление № 10/22), и исходили из того, что общество открыто, непрерывно и добросовестно с 1993 г. владеет спорными объектами.
Однако кассация указала, что Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа 16 мая 2007 г. в деле № А56-39168/2006 признал объекты истца самовольными постройками. Она также приняла во внимание рекомендации, содержащиеся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом ВС 19 марта 2014 г., и отменила решения нижестоящих инстанций, отказав в удовлетворении требований.
Общество обратилось в Верховный Суд. Изучив материалы дела, ВС заметил, что в соответствии с Обзором от 19 марта 2014 г. приобретательная давность не может распространяться на самовольно возведенное строение, расположенное на неправомерно занимаемом земельном участке. При этом в отношении законно предоставленного для строительства участка в п. 12 Обзора судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами ст. 222 ГК, утвержденного Информационным письмом Президиума ВАС от 9 декабря 2010 г. № 143, указано, что право собственности на самовольную постройку, созданную без получения необходимых разрешений, может быть приобретено в силу приобретательной давности лицом, добросовестно, открыто и непрерывно владеющим ею как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет, если сохранение такой постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Верховный Суд указал, что в рассматриваемом случае отнесение объектов к категории самовольных построек является не фактом, а правовой квалификацией этих объектов (оценкой их правового режима) как подпадающих под признаки, установленные ст. 222 ГК, в связи с чем суд округа неправомерно придал преюдициальное значение изложенным в постановлении от 16 мая 2007 г. по делу № А56-39168/2006 выводам.
Констатируя, что строения обладают признаками самовольных построек, судом округа не учтено, что понятие «самовольная постройка» распространяется на здания, строения, сооружения, не являющиеся индивидуальными жилыми домами, в силу ст. 222 ГК, которая применяется с 1 января 1995 г., и к гражданским правоотношениям, возникшим после ее введения в действие. Статья 109 ГК РСФСР 1964 г. предусматривала снос (безвозмездное изъятие) в качестве самовольных построек только жилых домов (дач), построенных гражданами. Таким образом, здания, строения и сооружения нежилого назначения, построенные до 1 января 1995 г., в силу закона не могут быть признаны самовольными постройками (Постановления Президиума ВАС от 24 января 2012 г. № 12048/11 и от 25 сентября 2012 г. № 5698/12).
ВС отметил, что в период строительства спорных объектов обязанность выдавать застройщикам разрешения на строительство была возложена на органы государственного строительного контроля, городские и поселковые исполнительные комитеты (Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 мая 1940 г. № 390 «О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках»). Порядок, установленный Постановлением Совета Министров СССР от 23 января 1981 г. № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов», распространялся на те объекты производственного назначения, которые строились за счет централизованных капитальных вложений, выделенных министерствам и ведомствам. «Поскольку в рассматриваемом случае истец строил объекты хозяйственным способом на собственные средства, обязанности по приемке их в эксплуатацию в названном порядке у него не имелось, а в настоящее время отсутствует возможность воспользоваться ныне действующими правилами ввиду отсутствия разрешительной документации», – указывается в определении.
Верховный Суд заметил, что иск общества направлен на подтверждение возникшего у него права собственности на созданные в 1992–1993 гг. объекты производственного назначения с целью последующей государственной регистрации данного права. Однако с учетом результатов рассмотрения настоящего дела и дела № А56-39168/2006 возможность государственной регистрации права собственности на указанные постройки в административном порядке утрачена. Таким образом, ВС отменил постановление кассации и оставил в силе решения первой и апелляционной инстанций.
По мнению Суда, новый владелец не может считаться недобросовестным лишь потому, что сделка по передаче имущества не имела правовых последствий
В комментарии «АГ» Адвокат КА г. Москвы «Минушкина и партнеры» Анастасия Иванова указала, что определение ВС положительно отразится на правоприменительной практике, поскольку прецедент в первую очередь направлен на обеспечение возможности ввода в гражданский оборот нежилых объектов недвижимости, возведенных лицом за счет собственных средств до 1995 г. в тот момент, когда получение какой-либо разрешительной документации для данного рода строительства было не регламентировано.
«Правоприменительная практика нижестоящих судов по делам о признании права собственности на объекты недвижимости ранее шла по такому пути: несмотря на то, что в силу закона здания, строения и сооружения нежилого назначения, построенные до 1 января 1995 г. (до введения в действия части первой ГК), не могут быть признаны самовольными постройками – суды отказывали в признании права собственности на такие объекты недвижимости ввиду отсутствия соответствующих разрешений, в том числе первичной документации на строительство, а также ввиду отсутствия законодательной регламентации о возможности признания права собственности на указанные нежилые помещения», – указала она.
Между тем, заметила Анастасия Иванова, ВС не только подтвердил позицию, ранее изложенную ВАС, о том, что нежилые помещения, построенные до 1995 г., в силу закона не могут быть признаны самовольными постройками, но и восполнил имеющийся законодательный пробел в части определения возможности признания права собственности на указанные нежилые строения, в том числе в силу приобретательной давности. «Однако стоит иметь в виду, что несмотря на данные ВС разъяснения суды, разрешая аналогичные споры, будут оценивать совокупность условий для приобретения права собственности в силу приобретательной давности (давность, открытость, непрерывность владения), и в случае отсутствия хотя бы одного из условий принятие решения о признании права собственности на возведенные до 1995 г. нежилые здания, строения, сооружения по указанному основанию станет невозможным», – заметила Анастасия Иванова.
Конституционный Суд указал, что необоснованное занятие несформированного земельного участка, заведомо для владельца относящегося к публичной собственности, не может расцениваться как не противоправное и не может влечь возникновение права собственности в силу приобретательной давности
Как указала старший юрист Land Law Firm Марина Строкань, КС, высказывая мнение о значении и принципах работы института приобретательной давности, отметил, что добросовестность давностного владельца предполагает, что его вступление во владение не было противоправным, было совершено внешне правомерными действиями. (Определение КС от 11 февраля 2021 г. № 186-О; Постановление КС от 26 ноября 2020 г. № 48-П).
По ее мнению, Верховный Суд справедливо указал на формальность позиции кассационной инстанции в части ссылки на судебный акт по делу № А56-39168/2006. Кроме того, в данном деле АС Северо-Западного округа не дал надлежащей правовой оценки факту возникновения объектов до 1 января 1995 г., что исключает возможность признания объектов недвижимости самовольными постройками.
Источник: www.advgazeta.ru