Разрешение на строительство кроме оопт и окн что это

Содержание

Прочитала недавно статью о том, как люди десятилетиями жили в поселке, а потом его территорию включили в национальный парк «Самарская Лука». Теперь жители не могут нормально оформить свои дома, говорят, что даже новый забор нужно согласовывать.

Я хочу купить участок где-нибудь в Карелии. Но пишут, что там тоже много зон с особыми условиями, где нельзя строиться. Вплоть до того, что если звери ходят на водопой по определенной тропе, то там тоже могут ввести особую зону.

Как проверить, не попадает ли земля в охраняемую зону и что на ней можно строить?

Вы правы, что хотите проверить участок заранее и подстраховаться. В зонах с особыми условиями использования территории — сокращенно их называют ЗОУИТ — могут действовать разные ограничения: например, нельзя вообще строить дома или можно строить только определенной высоты.

На первый взгляд, кажется, что все просто: нужно проверить по ЕГРН, есть ли на участке ограничения. Но проблема в том, что ЗОУИТ может быть не зарегистрирована в Росреестре, а значит, таких данных там не будет. И даже если участок сейчас не попадает в ЗОУИТ, но располагается, например, рядом с заповедником, границы могут расширить — и участок включат в особую зону. Поэтому надо не только смотреть уже существующие ограничения на участке в Росреестре, но и провести дополнительные проверки. Расскажу, как это сделать.

Обратная связь.Часть 1.Трудоустройство госинспектором в ООПТ. Пять шагов. Руководство к действию.

Виды зон с особыми условиями использования

ЗОУИТ — это территории, где действует особый правовой режим и могут быть ограничения, например по строительству или эксплуатации участков. Такие территории нужны, чтобы обеспечить безопасность и благоприятные условия для жизнедеятельности человека, а также ограничить негативное воздействие на окружающую среду.

Всего по закону существует 28 видов ЗОУИТ. Перечислю некоторые:

  • водоохранные зоны;
  • охранные и защитные зоны объектов культурного наследия;
  • придорожные полосы автомобильных дорог;
  • охранные зоны трубопроводов: газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов;
  • зоны минимальных расстояний магистральных трубопроводов; ;
  • охранные зоны особо охраняемых природных территорий, например нацпарков и природных заповедников, округа санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов;
  • зоны затопления и подтопления;
  • санитарно-защитные зоны коммунальных и промышленных объектов.

А вот какие территории в законе не упомянуты, но тоже являются ЗОУИТ:

  • сами особо охраняемые природные территории и объекты культурного наследия;
  • охранные зоны канализационных сетей;
  • береговые полосы;
  • территории миграции животных, карстовых проявлений, оползней и схода лавин;
  • достопримечательные места — некий гибрид объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, например Русская Палестина, Горки Ленинские, Бородино;
  • мелиорированные и мелиорируемые земли;
  • месторождения полезных ископаемых в местах застройки;
  • исторические поселения, например Гороховец или село Крапивна.

Такие территории никогда не указываются на публичных кадастровых картах и картах правил землепользования и застройки как ЗОУИТ. Но они ограничивают размещение дома на участке. Например, по санитарным правилам с точки зрения допустимой напряженности электрического поля от дома до высоковольтной ЛЭП должно быть от 20 до 55 метров.

Особо охраняемые природные территории: их виды и цель создания

На территориях ЗОУИТ действует особый режим. Например, есть участки, где нельзя размещать дома. Такие участки лучше не покупать: построить дом на них все равно не получится. А если и построите, то в лучшем случае будете просто пользоваться домом, но не сможете его согласовать, а в худшем — его обяжут снести как самовольную постройку. Даже если дом уже зарегистрирован в Росреестре, но установленный для ЗОУИТ режим не соблюдается, такой дом тоже могут снести по решению суда.

Вот список основных ЗОУИТ, в которых запрещено размещать дома:

  1. Охранные зоны и зоны минимальных расстояний магистральных трубопроводов.
  2. Охранные зоны кабелей, газопроводов всех давлений, водопроводов, канализации.
  3. Особо охраняемые природные территории.
  4. Первый пояс и зона строгих ограничений второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, например водохранилищ.
  5. Береговая полоса.
  6. Подзона 7 приаэродромной территории — это зона, где превышены нормы воздушного шума или выбросов вредных веществ авиационными двигателями.
  7. Санитарно-защитные зоны коммунальных и промышленных объектов.

На практике могут встречаться исключения. Так, чаще всего в санитарно-защитных зонах дом построить можно. Но в любой момент разрешения на строительство могут перестать выдавать, и оспорить это не получится, ведь по закону строить в таких зонах в принципе нельзя. Иногда можно увидеть дома рядом с высоковольтными ЛЭП. Это тоже частные случаи.

Строить в охранной зоне высоковольток можно, если владелец ЛЭП дал на это согласие. Но пока нет критериев, по которым такое согласие реально получить.

С ЗОУИТ не работают рассуждения исходя из здравого смысла: мол, если деревня целиком попала в особо охраняемую природную или другую зону, то на участке для ИЖС или ЛПХ дом все равно строить можно.

Еще одно частое заблуждение покупателей: если в выписке из ЕГРН нет ограничений, а в жизни они есть, но не внесены в ЕГРН, то покупатель виноват не будет. Увы, такой подход не работает.

Как победить выгорание

Как проверить, попадает ли участок в ЗОУИТ

Публичная кадастровая карта. Чтобы понять, какие ЗОУИТ вблизи участка, который вы хотите купить, есть в ЕГРН, нужно открыть публичную кадастровую карту. Далее на карте, в разделе меню «Слои» включить «ЗОУИТ» — они отобразятся зеленым цветом.

Чтобы узнать, какого вида ЗОУИТ наложилась на участок или находится вблизи него, нужно в меню карты «Поиск» ввести «ЗОУИТ», затем перейти в основном меню к «Все объекты в точке». Далее надо листать пункты открывающегося окна, пока ЗОУИТ не загорится желтым цветом.

Вот, например, ЗОУИТ вблизи Петрозаводска. На публичной кадастровой карте видны только те ЗОУИТ, которые внесены в ЕГРН. Это максимум 50% от того, что может быть фактически

Например, тут видно, что зона минимальных расстояний магистрального газопровода наложилась на жилую застройку, поэтому возможны негативные последствия

Правила землепользования и застройки муниципального образования и его генплан. Правила и генплан поселения можно найти на официальном сайте муниципального образования. Обычно правила состоят из нескольких частей — текстовой и графической.

В текстовой части можно изучить градостроительный регламент территориальной — функциональной — зоны места, где будет находиться дом. В регламенте вы найдете такую информацию:

  1. Какие основные виды разрешенного использования земельных участков есть в поселении. Например, для садоводства, ИЖС, ЛПХ в черте поселения и т. д.
  2. Допустимый процент застройки. Обычно для ИЖС это 40%.
  3. Минимальные отступы дома от границ участка. Чаще всего это 3 метра.

Дом должен располагаться в допустимой территориальной зоне по указанным правилам. Бывают случаи, когда дома находятся не в своей зоне, например зоне рекреации или огородничества, а у этих земель свой вид разрешенного использования. Такие объекты покупать нельзя. Для примера можно вспомнить историю московского СНТ «Речник», которое находится на территории природоохранной зоны и частично дамбы, поэтому когда жители попытались зарегистрировать землю по дачной амнистии, это оказалось невозможно. Не помогло даже обращение к президенту.

В графической части правил землепользования и застройки в дополнение к публичной кадастровой карте вы найдете одну или несколько карт ЗОУИТ. На этих картах могут быть изображены планируемые к строительству автомобильные и железные дороги, а также санитарно-защитные зоны коммунальных, сельскохозяйственных и промышленных предприятий.

На тематических картах генплана можно посмотреть, какие объекты местного значения планируются, какие участки изымут для государственных и муниципальных нужд, а также план развития инженерных сетей.

Генеральный план поселения — это документ большей силы, чем правила землепользования и застройки. Поэтому схема градостроительного зонирования по генплану имеет приоритет перед такой же схемой в правилах. Хотя так сложилось, что правила сейчас в муниципалитетах есть почти всегда, а актуального генплана, который соответствует этим правилам, может и не быть.

Читайте также:  пример сметы на строительство дома из керамзитобетонных блоков

Где еще можно получить информацию

Информацию, которую вы получите из публичной кадастровой карты и правил землепользования и застройки, можно отнести в первую очередь к юридическим рискам. Так вы можете узнать о возможных ограничениях и запретах.

Этого недостаточно, чтобы по-настоящему почувствовать место расположения будущего дома. Необходимо продолжить анализ — использовать различные карты местности: лесов, рельефа, радиоактивного загрязнения, магнитных аномалий, погодные, экологические и т. п. Вам могут пригодиться, например, Wikimapia, Etomesto и другие интернет-ресурсы.

Вы вправе не доверять размеру официальных санитарно-защитных зон для вредных производств. Для предприятий наивысшего — пятого — класса опасности санитарно-защитные зоны будут 1000 метров. Сюда относятся мусоросжигательные заводы мощностью 700 тысяч тонн отходов в год, нефтеперерабатывающие заводы, химические предприятия, свинокомплексы и т. д. Причем сами предприятия могут называться красиво: вместо мусоросжигательный завод — комплекс по сортировке и термическому обеззараживанию отходов с превращением их в экологически чистую электроэнергию, а химический завод красок может быть производственно-складским комплексом колористики и печати.

Если рядом с рассматриваемым домом есть что-то плохое, об этом кто-нибудь когда-нибудь обязательно написал. Поэтому лучше посмотреть местные форумы, группы в соцсетях и просто пошерстить интернет. А если боитесь, что рядом окажется тропа, где ходят на водопой животные, расспросите охотников или местных жителей. Они точно знают все о своих соседях.

Памятка для тех, кто хочет купить дачу рядом с заповедником

  1. Проверьте, находится ли участок в ЗОУИТ. Самый быстрый способ — по публичной кадастровой карте. Еще можно проверить по правилам землепользования и застройки и генплану поселения.
  2. Закажите на свое имя расширенную выписку из ЕГРН. Официально она называется «О характеристиках объекта недвижимости». Выписка «Об основных характеристиках объекта недвижимости» не подойдет.
  3. Если участок в ЗОУИТ, оцените, насколько серьезны ограничения. Если место в фокусе внимания экологов, историков, археологов, посмотрите, нет ли планов организовать здесь новую ЗОУИТ.
  4. Учитывайте санитарно-защитные зоны, например, закрытых сельских кладбищ, мемориальных захоронений, а также ферм, птицефабрик и т. п. Сегодня они могут не работать, а завтра их снова откроют.
  5. Хороший способ уменьшить риски — получить от продавца градостроительный план земельного участка до сделки. Если на участке уже есть дом, то из плана вы узнаете, можно его реконструировать или строить новый.
  6. Если хотите строить жилой или садовый дом, можно попросить продавца подать до сделки уведомление о строительстве с нужными вам характеристиками и получить от администрации муниципалитета ответ, что все соответствует требованиям.
  7. Если есть сомнения, можно обратиться к специалистам: экспертам, адвокатам по земельным вопросам, риелторам по загородной недвижимости, кадастровым инженерам и др.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты отвечают

Загрузка

Liz

лучше делать это комплексно.
1. на сайте росреестра, если вы смотрите информацию об участке на публичной карте, справа вверху можно выбрать дополнительные слои: территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования и вам подгрузит росреестр информацию об утвержденных ПЗЗ.
2. на сайте Администрации (куда относится участок)в разделах про градостроительство можно также посмотреть генплан и ПЗЗ, или же проект их изменений (они обязательны к публикованию). Там обычно есть отдельные схемы с терр. зонами и зонами ограничений + текстовая часть с описанием. это поможет также уточнить, что конкретно можно или нельзя строить на участке, согласно утвержденным градостроительным регламентам.
3. если вам интересует конкретный участок, можно заказать общую выписку из ЕГРН (вопрос 350 р) и возможно там будет информация об имеющихся ограничениях (если вы вдруг что-то не смогли сами посмотреть на публично карте).
4. если выбрали конкретный участок, можно попросить собственника заказать ГПЗУ (это бесплатно, но занимает время), там весь свод ограничений и правил использования обычно. в тч ручейки, тропы зверей и тд))
4. и самое главное! даже если вы убедитесь, что никаких ограничений сейчас нет, никто вам не гарантирует, что они там не появятся. это реальность нашего государства. и частный собственник обычно в позиции проигравшего в борьбе с гос структурами.

Liz, шарите. Приходите ко мне работать 😉

Liz, под словами «частный собственник обычно в позиции проигравшего в борьбе с гос структурами» готова подписаться.

Элен, аналогичная ситуация, участки поглотил ООПТ..

Марина

Liz, покупать ли участок, если половина участка в зоне зоуит, а дом стоит не в зоне зоуит? Конечно на участок целиком наложено ограничение. ЗОУИТ газовая магистраль в поле.

У нас вообще ситуация патовая, все 3 СНТ стоят на ушах. Богатейшая на тот момент агроферма нашей области в начале 80-х выделяла людям земли сельхозназначения для садоводства и огородничества. Есть официальные документы администрации района о передаче земельных участков в собственность, постановления, решения облисполкома и прочие бумаги.

Причем исторически эти земли выделялись не абы кому, а руководству крупнейшего в области завода, шишкам. Конечно, за эти годы люди там обжились, не один собственник сменился. В нашем СНТ попроще дома — кирпично-щитовые, но дачные, люди живут лишь в летний период. А вот в соседних отстроили коттеджи в 3 этажа, живут круглогодично.

Суть в том, что спустя 40 (. ) лет в 3 наших СНТ пришли представители департамента охраны окружающей среды и сообщили, что оказывается (!), мы находимся на территории заказника, быть нас здесь не должно, потому что здесь запрещено всяческое выделение земель под огородничество, садоводство, а уж тем более ИЖС. Соответственно, по закону наши СНТ должны быть снесены.

А ведь все эти годы то же государство давало людям разрешения на строительство, регистрировало сделки купли-продажи, давало добро на подведение газа в заказнике, будто не зная, что там вообще ничего делать нельзя. Старожилы, которые из мальчиков за эти годы стали дедушками, в шоке. Говорят, никогда и речи не было о том, что мы входим в территорию заказника.

Конечно, все прекрасно видят табличку «Заказник такой-то, охраняется тем-то..» на автодороге недалеко от СНТ, но. и все! Люди в шоке, конечно. Ну ладно, можно свалить на то, что в последние годы ужесточилось природоохранное законодательство, а раньше этому не придавали значения, смотрели сквозь пальцы.

Но я лично ГОД назад покупала там участок с домом, Росреестр спокойно пропустил сделку, в выписке ЕГРН — «ограничения и обременения отсутствуют». Почему у нашего государства никогда ни за что не несут ответственности ни чиновники, ни прочие ведомства, допустившие ситуацию, а страдать должны люди, причем без всякого возмещения ущерба?

Сейчас работает адвокат, в принципе, областная власть все понимает и готова пойти навстречу, поднять документы, разобраться в вопросе и признать включение наших СНТ в заказник технической ошибкой. Т.е. готовы все урегулировать в досудебном порядке. Но, во-первых, это издержки для дачников, во-вторых, никто не знает, чем все это закончится и согласуют ли всю эту процедуру вышестоящие органы (Минприроды?), в-третьих, это поставленное на «стоп» обустройство (а вдруг снесут?), рухнувшие планы, нервы и прочее. Наверное, такое отношение к частной собственности (я сейчас говорю про тех, у кого дома и участки «в законе» и люди приобрели их по закону) может быть только в нашей стране.

Liz

Элен, вам не позавидуешь( практика судебная не однозначная. желаю вам терпения и сил! у федералов в особенности очень часто бардак, и потом приходится разгребать всем. удачи!

Источник journal.tinkoff.ru

Упрощено строительство объектов федерального, регионального и местного значения

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 31 июля 2020 г. вступил в силу федеральный закон, установивший в том числе особенности строительства приоритетных объектов транспортной инфраструктуры до 31 декабря 2024 г. (Закон).[1]

Согласно тексту Закона, изменения затронут порядок подготовки и утверждении документации по планировке территории, корректировки границ особо охраняемых природных территорий (ООПТ), экспертизы проектной документации, выдачи разрешения на строительство.

1. Объекты, на которые распространяется действие Закона

Действие закона распространяется в первую очередь на следующие объекты транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения (Приоритетные объекты):[2]

  • объекты, строительство, реконструкция которых осуществляются в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии со стратегией пространственного развития Российской Федерации;[3]
  • иные объекты капитального строительства, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации указанных объектов инфраструктуры.

Перечень Приоритетных объектов утверждается Правительством РФ и может включать в том числе автомобильные дороги общего пользования, объекты дорожного сервиса, мосты, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, морские и речные порты, транспортно-пересадочные узлы и т.д. [4]

2. Утверждение документации по планировке территории Приоритетных объектов в упрощенном порядке

Согласно Закону, документация по планировке территории Приоритетных объектов может быть утверждена и в том случае, если в утвержденных документах территориального планирования (схемах территориального планирования РФ, субъектов РФ и муниципальных районов, генеральных планах поселений) отсутствуют сведения о размещении Приоритетных объектов.[5]

Согласно ранее действовавшему законодательству, документация по планировке территории в части размещения объектов федерального, регионального и местного значения должна была соответствовать градостроительной документации «более высокого уровня» (т. е. градостроительной документации территориального планирования, утверждённой для соответствующего публично-правового образования).[6]

Читайте также:  Образец технического задания на строительство каркасного дома

Документация по планировке территории, которая предусматривает размещение Приоритетных объектов федерального значения, до ее утверждения подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляются строительство, реконструкция таких объектов.[7]

В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение Приоритетных объектов, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, на земельных участках, расположенных в границах ООПТ регионального или местного значения (за исключением государственных природных заказников, природных парков, памятников природы, ботанических садов и дендрологических парков, относящихся к особо охраняемым природным территориям регионального значения), документация по планировке территории до ее утверждения подлежит согласованию с уполномоченными исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления.[8]

3. Государственная экспертиза проектной документации Приоритетных объектов

В исключение из общего правила, предусмотренного Градостроительным кодексом РФ,[9] отсутствие утвержденного проекта планировки территории (ППТ) не является препятствием для направления проектной документации линейного Приоритетного объекта и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации такого Приоритетного объекта, для проведения государственной экспертизы.[10]

При этом утвержденный ППТ и/или проект межевания территории должен быть представлен в уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации орган или организацию не позднее чем за 5 рабочих дней до даты окончания срока проведения государственной экспертизы.[11]

4. Отмена экологической экспертизы объектов капительного строительства в границах ООПТ регионального и местного значения

Одним из наиболее значимых нововведений Закона стала отмена государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство/реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах ООПТ регионального и местного значения.[12] Необходимо отметить, что данное правило распространяется не только на Приоритетные объекты, но на любые объекты капитального строительства, возводимые/реконструируемые на территориях указанных ООПТ.

В отношении ООПТ федерального значения и Байкальской природной территории государственная экологическая экспертиза отменена только для Приоритетных объектов до 31 декабря 2024 г. Вместо нее будет выполняться «оценка соответствия» проектной документации указанных Приоритетных объектов в рамках государственной экспертизы проектной документации, проводимой в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.[13]

5. Временная эксплуатация линейных Приоритетных объектов до получения разрешения на ввод в эксплуатацию

Закон установил, что до получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного Приоритетного объекта допускается временная эксплуатация такого объекта в целях осуществления перевозки грузов/пассажиров при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации.[14]

Техническая готовность такого объекта к временной эксплуатации определяется комиссией, в состав которой включаются:[15]

  • представители лица, осуществляющего строительство;
  • представители застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции объекта на основании договора строительного подряда);
  • представители организации, которая должна осуществлять временную эксплуатацию объекта капитального строительства.

Порядок формирования и функционирования указанной комиссии, требования к техническому состоянию линейного Приоритетного объекта, допускаемого к временной эксплуатации, порядок подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации, порядок осуществления такой временной эксплуатации и технического обслуживания указанного объекта должны быть дополнительно урегулированы Правительством РФ.[16]

6. Особенности изменения категории земель, новые виды публичных сервитутов для строительства Приоритетных объектов

Закон установил, что для отнесения публичного земельного участка, необходимого для строительства Приоритетного объекта, к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения не требуется принятия решения о переводе земельного участка из одной категории в другую или об отнесении земельного участка к определенной категории земель.[17]

Сведения об изменении/отнесении к указанной категории земель вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в заявительном порядке на основании утвержденной документации по планировке территории.[18]

Данное правило не распространяется на земельные участки, отнесенные к землям населенных пунктов, а также обремененные правами третьих лиц (кроме сервитута и публичного сервитута).[19]

Кроме того, согласно Закону, для строительства/реконструкции Приоритетных объектов введены следующие новые виды публичных сервитутов, которые могут устанавливаться до 31 декабря 2024 г. наряду с публичными сервитутами, перечисленными в ст. 39.37 Земельного кодекса РФ, а именно:[20]

  • сервитут для строительства/реконструкции линейных Приоритетных объектов;[21]
  • сервитут для обеспечения строительства/реконструкции Приоритетных объектов, в том числе для:

o прохода, проезда, а также провоза строительных и иных материалов через земельный участок;

o размещения на земельном участке информационных щитов, указателей, предупредительных, межевых и геодезических знаков;

o проведения необходимых для предотвращения затопления и подтопления, эрозии почв и для подобных целей работ по устройству защитных сооружений, созданию защитных лесных насаждений.[22]

Решения об установлении указанных публичных сервитутов принимают уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, органы власти, уполномоченные на утверждение документации по планировке территории Приоритетного объекта на основании ППТ, предусматривающего размещение Приоритетного объекта.[23]

7. Смягчение требований природоохранного законодательства в отношении Приоритетных объектов

Закон установил, что до 31 декабря 2024 г. в центральной экологической зоне Байкальской природной территории допускается осуществление видов деятельности, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.[24]

Кроме того, строительство/реконструкция указанных Приоритетных объектов, на землях лесного фонда в границах Байкальской природной территории допускаются с проведением сплошных рубок и переводом указанных земель в земли иных категорий.[25]

Также, согласно изменениям, вносимым Законом в Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Закон может устанавливать особенности принятия уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления решений об исключении из границ ООПТ регионального и местного значения земель и земельных участков, предназначенных для строительства/реконструкции Приоритетных объектов, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.[26]

Основанием для принятия указанных решений об изменении границ ООПТ регионального и местного значения, а также решений о переводе указанных земель в земли иных категорий является утвержденная документация по планировке территории.[27]

8. Прочие послабления при строительстве объектов федерального, регионального и местного значения

Помимо установления особенностей строительства Приоритетных объектов, Закон также вносит ряд изменений в Градостроительный кодекс РФ, распространяющихся на строительство любых объектов федерального, регионального и местного значения.

Так, Законом отменено правило, согласно которому не допускалось принимать решение о резервировании или изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, предоставлении земельных участков в целях размещения объектов федерального, регионального и местного значения, если размещение указанных объектов не было предусмотрено документами территориального планирования соответственно РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.[28]

Учитывая, что документы территориального планирования принимаются на длительную перспективу, ранее все заинтересованные лица были фактически уведомлены о возможном изъятии земельных участков задолго до принятия решения о нем и, как следствие, имели возможность не приобретать подобные участки, а приобретенные — не застраивать. С принятием Закона такое изъятие и резервирование стало затруднительно прогнозировать, поскольку документация по планировке территории, предусматривающая необходимость резервирования и изъятия земельного участка может быть утверждена уполномоченными органами в весьма краткие сроки.

Также, если указанные объекты предполагается возводить на земельных участках, находящихся в публичной собственности и не обремененных правами третьих лиц (за исключением сервитута и публичного сервитута), то выдача разрешения на их строительство допускается до образования указанных земельных участков. В этом случае представление правоустанавливающих документов на земельные участки для выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства не требуется. Вместо них к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются реквизиты утвержденного проекта межевания территории либо схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории. [29]

Кроме того, подготовительные работы по строительству объектов федерального, регионального и местного значения могут быть начаты со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу (то есть до выдачи разрешения на строительство) при условии, что указанные работы будут выполняться на публичных земельных участках, не обремененных правами третьих лиц (кроме сервитута и публичного сервитута), и не причинят существенного вреда окружающей среде и ее компонентам.[30]

Перечень видов таких подготовительных работ, порядок их выполнения, экологические требования к их выполнению должны быть установлены Правительством РФ.[31]

О чем подумать, что сделать

Лицам, осуществляющим строительство/реконструкцию объектов федерального, регионального и местного значения рекомендуется ознакомиться с принятым Законом с целью определить, какие из новых положений полежат применению к строящимся / реконструируемым ими объектам.

Правообладателям земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, а также лицам, рассматривающим приобретение указанных объектов, рекомендуется на постоянной основе отслеживать информацию о проектах планировки территории, которые могут быть утверждены в отношении территории, на которой расположены указанные объекты, чтобы своевременно получить информацию о возможном резервировании либо изъятии указанных объектов для государственных или муниципальных нужд в связи со строительством объектов федерального, регионального и местного значения.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» готовы оперативно оказать юридическую поддержку по любым вопросам, возникающим в связи со строительством объектов федерального, регионального и местного значения, а также в связи с резервированием и изъятием земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд

Читайте также:  Что такое долгострой в строительстве

[1] Федеральный закон от 31.07.2020 № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[2] Часть 1 ст. 2 Закона.

[3] Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года».

[4] Части 2, 3 ст. 1 Закона.

[5] Часть 1 ст. 3 Закона.

[6] Часть 4 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, Определение Верховного Суда РФ от 22.01.2016 N 303-КГ15-18233 по делу № А51-23051/2014.

[7] Часть 3 ст. 3 Закона.

[8] Часть 4 ст. 3 Закона.

[9] Часть 11.2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ.

[10] Часть 6 ст. 3 Закона.

[11] Часть 7 ст. 3 Закона.

[12] Пункты 1-2 ст. 8 Закона.

[13] Статья 36.1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

[14] Часть 9 ст. 3 Закона.

[15] Часть 10 ст. 3 Закона.

[16] Части 10-11 ст. 3 Закона.

[17] Часть 1 ст. 4 Закона.

[18] Часть 1 ст. 4 Закона.

[19] Части 1, 3 ст. 4 Закона.

[20] Часть 5 ст. 4 Закона.

[21] За исключением линейных объектов, размещение которых делает невозможным дальнейшее использование земельного участка или его части в соответствии с установленным видом разрешенного использования

[22] За исключением случаев, если такие защитные сооружения, защитные лесные насаждения делают невозможным дальнейшее использование земельного участка или его части в соответствии с установленным видом разрешенного использования.

[23] Части 7-8 ст. 4 Закона.

[24] Часть 1 ст. 25.1 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

[25] Часть 2 ст. 25.1 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

[26] Пункт 5 ст. 38 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Источник www.pgplaw.ru

Разъяснения по вопросу выдачи разрешения на строительство на территории ООПТ федерального значения

Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1219, установлено, что Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ).

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» Минприроды России осуществляет государственное управление в области организации и функционировании ООПТ федерального значения.

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее — Федеральный закон № 33-ФЗ) установлено, что ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находится в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона № 33-ФЗ национальные парки относятся к ООПТ федерального значения.

Частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) определено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6 и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса перед началом проведения работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории национального парка необходимо получить разрешение на строительство в Минприроды России.

Кроме того, согласно пункту 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах ООПТ федерального значения подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.

Обращаем внимание, что до получения разрешения на строительство необходимо согласовать вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующего субъекта с Минприроды России в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 15 Федерального закона № 33-ФЗ.

Для принятия решения о согласовании социально-экономической деятельности на территории национального парка хозяйствующие субъекты должны представить в Минприроды России:

— копии правоустанавливающих документов и (или) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок, объектах капитального строительства, расположенных на указанном земельном участке (при их наличии);

— информацию относительно видов предполагаемой (осуществляемой) на земельном участке деятельности;

— материалы, обосновывающие соблюдение установленного на территории национального парка режима особой охраны, разработанные согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;

— материалы оценки воздействия на окружающую среду.

Обращаем внимание, что подпунктом «л» пункта 11 статьи 1 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса дополнена пунктом 1.1 согласно которому в случае строительства объектов индивидуального жилищного строительства (далее — ИЖС) получение разрешения на строительство не требуется.

При этом строительство или реконструкция объекта ИЖС осуществляется на основании соответствующего уведомления, в порядке, установленном статьей 51.1 Градостроительного кодекса.

Форма уведомления о планируемом строительстве утверждена приказом Минстроя России от 19 сентября 2018 г. № 591/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома».

В случае, если строительство ИЖС предполагается на территории национального парка, то до направления уведомления о планируемом строительстве необходимо определить вид разрешенного использования земельного участка.

Для принятия решения о согласовании разрешенного использования земельного участка, в том числе для строительства объекта ИЖС на территории национального парка хозяйствующие субъекты должны представить в Минприроды России:

— копии правоустанавливающих документов и (или) выписку из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок, объектах капитального строительства, расположенных на указанном земельном участке (при их наличии);

— информацию относительно видов предполагаемой (осуществляемой) на земельном участке деятельности.

Заявление и документы в бумажном виде необходимо направить в Минприроды России по адресу: ул. Большая Грузинская, 4/6, г. Москва, 123995.

Источник www.mnr.gov.ru

Оформление разрешения на строительство (кроме ООПТ и ОКН)

Документы, необходимые для получения услуги Оформление разрешения на строительство (кроме ООПТ и ОКН)

Документы, необходимые для получения услуги

Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя действовать от имени заявителя

Предоставляется без возврата

Правоустанавливающие документы на земельный участок

Предоставляется без возврата

Соглашение о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенное при осуществлении бюджетных инвестиций, и правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено соглашение (при наличии соглашения)

Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

Положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства

Предоставляется без возврата

Заключение, предусмотренное частью 3.5 статьи 49 Кодекса, в случае использования модифицированной проектной документации

Предоставляется без возврата

Решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме

Предоставляется без возврата

Договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.

Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

С перечнем документов, которые заявитель вправе представить по собственному желанию, можно ознакомиться в административном регламенте в разделе «Нормативные акты»

Предоставляется без возврата

Cоглашение об установлении сервитута

Тип Необязательный (может быть получен органом в рамках межведомственного информационного взаимодействия) , Оригинал Количество копий 1 Варианты предоставления

Предоставляется на все время оказания услуги с возможностью возврата по требованию Заявителя

Решение об установлении публичного сервитута

Тип Необязательный (может быть получен органом в рамках межведомственного информационного взаимодействия) , Оригинал Количество копий 1 Варианты предоставления

Предоставляется на все время оказания услуги с возможностью возврата по требованию Заявителя

Согласие всех правообладателей объекта капитального строительства

Предоставляется без возврата

Материалы, содержащиеся в проектной документации

Предоставляется на все время оказания услуги с возможностью возврата по требованию Заявителя

Документ, удостоверяющий личность заявителя

Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

Соглашение о проведении реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного объекту при осуществлении реконструкции

Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

Источник tramitador.org
Рейтинг
Загрузка ...