2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
2. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
3. В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель.
4. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.
Комментарий к Ст. 102 ЗК РФ
1. Земли водного фонда имеют особенности статуса, правового режима и определения границ. Согласно п. 1 ст. 7 ЗК РФ при подразделении земель в Российской Федерации по целевому назначению на семь основных категорий, наряду с землями особо охраняемых территорий и объектов, землями лесного фонда и другими, выделяются земли водного фонда.
Статья 102 ЗК излагается в редакции ФЗ о введении в действие ВК. В связи со спорами по поводу принадлежности земельных участков к землям водного фонда, по-разному порой рассматриваемыми и решаемыми в судах и арбитражных судах, важно определить, что следует понимать под землями, покрытыми водами, сосредоточенными в водных объектах, где находятся их границы.
Разрешено строить ЖИЛОЙ дом на сельхоз земле! Обзор закона! На что обратить внимание?
Согласно ст. 1 ВК водный объект — это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Для понимания водного объекта можно привести перечень видов водных объектов, предусмотренный в ВК. Согласно ч. 2 ст. 5 к поверхностным водным объектам относятся: 1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); 2) водотоки (реки, ручьи, каналы); 3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); 4) болота; 5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); 6) ледники, снежники.
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется: для моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива; для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; для пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды; для болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.
Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством РФ о недрах.
Согласно ч. 6 ст. 6 ВК полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев протяженностью от истока до устья не более 10 км, у которых береговая полоса составляет 5 м.
Согласно п. 8 статьи 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК.
Получение разрешения на строительство. ЭКОНОМИМ ВАШЕ ВРЕМЯ И НЕРВЫ! НОВАЯ УСЛУГА!
Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, регламентируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы ВК и ЗК.
Последнее время много говорилось об обособленных водных объектах и возможности их приватизации и дальнейшего соответствующего использования. Согласно ст. 1 ВК 1995 г. под обособленным водным объектом (замкнутым водоемом) понимался небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
В ст. 11 ВК 1995 г. предусматривалось, что обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка, а положения водного законодательства применяются к обособленным водным объектам в той мере, в какой это не противоречит гражданскому законодательству. Из этого исходит и гл. 17 ГК.
Принадлежность обособленного водного объекта к земельному участку, на котором он расположен, и к недвижимому имуществу делала его предметом гражданского оборота и полноправным (хотя и своеобразным) объектом имущественных отношений с вытекающими отсюда последствиями, в том числе в виде приватизации обособленных водных объектов, их купли-продажи, дарения, обмена, залога и т.п.
В обсуждавшихся новых редакциях ВК предполагалось, с одной стороны, установить в земельном законодательстве пределы по площади и удаление от поселений обособленных водных объектов, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц, а с другой — расширить (а может быть, и исключить) понятие обособленного водного объекта в целях возможности приватизации и иных, не только обособленных, водоемов.
В новом ВК 2006 г. понятие «обособленный водный объект» отсутствует. По ВК пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому либо юридическому лицу, находятся согласно ч. 2 ст. 8 соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического либо юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Остальные водные объекты, как поверхностные, так и подземные, находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Понятие пруда и обводненного карьера является важным для определения их режима: эти водные объекты и соответствующие земли водного фонда относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. В отношении их могут совершаться продажа, залог, другие сделки, которые могут повлечь отчуждение водных объектов, эти водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством (ч. ч. 3 и 4 ст. 8 ВК).
Не допускается отчуждение пруда, обводненного карьера без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращения права собственности Российской Федерации на этот водный объект. В муниципальной собственности — городских и сельских поселений, других муниципальных образований — находятся пруды, обводненные карьеры, предназначенные для местных, муниципальных нужд; ими управляют органы местного самоуправления (ст. 27 ВК).
2. Земли водного фонда, прошедшие государственную кадастровую регистрацию, составляют площадь в 27 млн. га. Земли под водой составляют более 72 млн. га, из них к категории земель лесного фонда относятся 18 млн. га, сельскохозяйственного назначения — 13 млн. га, земель запаса — 10 млн. га, земель промышленности и иного специального назначения — более 2 млн. га и т.п. Статистики территорий водоохранных зон и гидротехнических сооружений не опубликовано.
3. Строительство водохранилищ и иных искусственных водных объектов, сооружений на землях водного фонда обусловливает повышенный и специальный режим использования и охраны земель водного фонда, особое внимание к резервированию земель для них.
В ВК регулируются использование водохранилищ (ст. 45), охрана водных объектов при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственных систем (ст. 60), водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, в том числе их ширина и режим использования и охраны (ст. 65), требования к которым должны учитываться при использовании земель водного фонда и их резервировании.
В Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (в ред. от 18 декабря 2006 г.) и в ст. ст. 10, 39, 42, 46, 62 и др. ВК предусматриваются правила использования гидротехнических и иных водохозяйственных сооружений.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589; 2003.
N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 52 (ч. 1).
Ст. 5498.
Использование и резервирование водных объектов и земель водного фонда для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения являются приоритетными. Пригодность поверхностных и подземных водных объектов для указанных целей определяется государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора.
Режим использования, резервирования и охраны земель водного фонда, их особенности и специфические требования во многом определяются способами, задачами и целями водопользования, которые предполагают установление дополнительных требований к землепользованию.
Следующей после питьевого водоснабжения целью водопользования является использование вод для отраслей народного хозяйства. Водопользователи, использующие водные объекты для промышленности, энергетики, сельского и лесного хозяйства, и владельцы земель водного фонда обязаны принимать меры по сокращению изъятия и потерь воды, предотвращению загрязнения, засорения и истощения водных объектов и земель водного фонда, обеспечивать сохранение температурного режима.
Гидроэнергетика осуществляет водопользование с учетом интересов других водопользователей и землепользователей. При этом режим наполнения и сработки водохранилищ и иных искусственных объектов учитывает приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, потребности рыбного хозяйства на участках рек и водохранилищ, имеющих важное значение для сохранения и воспроизводства рыбных запасов.
Если вследствие изменения естественного уровня водных объектов нанесен ущерб гражданам и юридическим лицам, их земельным участкам, виновные в соответствующем наполнении или сработке водохранилища должны его возместить. Для каждого водохранилища, каскада или системы водохранилищ определяются и устанавливаются набор и перечень специальных государственных требований и правил пользования.
Должны приниматься меры по сокращению сбросов воды из мелиоративных систем, предотвращению попадания рыбы в мелиоративную сеть, предупреждению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня. Ответственность за осуществление этих мер несут владельцы мелиоративных систем и соответствующих земель.
Орошение, в том числе с использованием сточных вод, осушение и другие мелиоративные работы должны осуществляться в комплексе с природоохранными мероприятиями, обеспечивающими защиту вод, земель водного фонда и водосборных площадей .
———————————
См.: Комментарий к Федеральному закону «О мелиорации земель» / Рук. авт. колл. С.А. Боголюбов, Ю.Г. Жариков. М.: Минсельхозпрод, 1998.
При необходимости сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов водные объекты или их участки с прилегающими землями могут предоставляться преимущественно для этих целей (после питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения). При этом берега должны содержаться в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, а также осуществляться мероприятия по охране рыбных ресурсов, водных и околоводных животных и растений .
———————————
См.: Кичигин Н.В., Кузнецова Н.Д., Пономарев М.В., Сиваков Д.О. Комментарий к Федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». М.: Юстицинформ, 2005.
Места обитания диких водоплавающих и околоводных птиц, ценных пушных зверей, отнесенных к объектам охоты, предоставляются в пользование гражданам и юридическим лицам в соответствии с ФЗ «О животном мире».
В связи с этим надо иметь в виду новую редакцию ст. 6 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета» и новую ст. 6.1 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира» ФЗ «О животном мире», введенные в соответствии со ст. 7 ФЗ от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».
Сплав древесины на судоходных путях без судовой тяги, как и молевой сплав (россыпью), запрещается. Организации сплава древесины должны регулярно проводить очистку водных объектов и земель водного фонда от затонувшей древесины.
Использование и резервирование земель водного фонда осуществляются и для плавания на маломерных судах. Правила охраны жизни людей на воде утверждены в субъектах РФ с учетом типовых федеральных правил, предусматривающих обустройство баз и прибрежных земельных полос. Инспекция по маломерным судам передана из МПР России в МЧС России, которое и осуществляет наряду с другими уполномоченными органами нормативно-правовое регулирование использования и охраны земель прибрежных полос, на которых располагаются базы и стоянки маломерного флота.
В современных условиях урбанизации, расширения жилищного строительства, усиления ритма труда возрастает значение использования земель водного фонда для рекреации — отдыха, купания, плавания на судах, спорта и т.п.
Массовый отдых, туризм, спорт, любительское рыболовство с участием большого количества людей осуществляются в местах, устанавливаемых уполномоченными на это органами с учетом вышеуказанного понимания земель водного фонда и водного объекта.
Забор воды для обеспечения пожарной безопасности допускается из любых водных объектов и производится без особого на то разрешения, бесплатно и в количестве, необходимом для ликвидации пожара. Запрещается использовать для иных целей воду из водных объектов, специально предназначенных для обеспечения пожарной безопасности.
Не загораживаются и могут резервироваться земли водного фонда, предназначенные для обеспечения тушения пожара. После нескольких жертв на пожаре во Владивостоке в 2006 г., когда пожарные машины не смогли подъехать к очагу возгорания и оказать помощь людям в горящем здании из-за поставленных вокруг автомобилей, инспекции пожарного надзора МЧС России должны усилить контроль за подъездными путями, тем более к накопителям воды в противопожарных целях.
Основным уполномоченным государственным органом в описываемой области является Роснедвижимость, это агентство находится в ведении Минэкономразвития России, поскольку на названное министерство возложено определение основных направлений политики в области экономического развития и имущественных отношений, а земельные участки, земельный кадастр являются своеобразным видом и объектом гражданского оборота, кадастра объектов имущества.
В соответствии с Положением об МПР России оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление использованием и охраной земель водного фонда, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных) и др.
МПР России самостоятельно принимает нормативные правовые акты в сфере определения общих требований к использованию и охране каскадов или системы водохранилищ, а также нормативно-методические документы по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и т.п.
Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) в соответствии с Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 (в ред. от 20 декабря 2006 г.) , организует, в частности, подготовку и осуществление мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос; представляет в органы исполнительной власти субъектов РФ предложения по установлению размеров и границ водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, по установлению их правового режима.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2564; N 32. Ст. 3348; 2006. N 24. Ст. 2607; N 52 (ч.
3). Ст. 5598.
Согласно Положению о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 372 (в ред. от 14 декабря 2006 г.) , она осуществляет государственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного кадастра в части поверхностных водных объектов.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3262; 2005. N 50. Ст. 5321; 2006. N 52 (ч.
3). Ст. 5587.
При резервировании земель нередко осуществляется перевод земель и земельных участков из одной категории в другую. В соответствии со ст. 12 «Особенности перевода земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также особенности перевода земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда» ФЗ о переводе земель из одной категории в другую такой перевод допускался в случаях:
— создания особо охраняемых природных территорий;
— установления или изменения черты поселений;
— размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;
— прекращения существования водных объектов, изменения русла и иных изменений местоположения водных объектов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Статьей 19 ФЗ о введении в действие ВК изменена ст. 12 ФЗ о переводе земель из одной категории в другую, и перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда допускается в настоящее время в случае:
— если земли заняты водными объектами;
— строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах;
— изменения русла рек и иных изменений местоположения водных объектов.
В ФЗ о переводе земель из одной категории в другую предусматриваются состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (ст. 2), порядок рассмотрения ходатайств о таких переводах (ст. 3), исключительные основания отказа в переводе земель (ст. 4) и др.
Эти общие правила перевода земель или земельных участков из одной категории в другую распространяются на перевод земель особо охраняемых территорий, земель лесного фонда, земель запаса и земель иных категорий.
4. Повышенный контроль за землями природоохранных зон и иных особо охраняемых территорий, рассмотренный в комментариях к статьям гл. XVII, не исключает необходимости усиления контроля за иными землями, в том числе за землями водного фонда, где функции Российской Федерации и регионов постоянно меняются.
Согласно ст. ст. 71 — 73 ЗК осуществляются государственный, муниципальный, общественный и производственный земельный контроль. В ст. 36 «Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов» ВК предусматриваются задачи государственного «водного» контроля и надзора, критерии отнесения объектов контроля к федеральному либо региональному (субъектов РФ) уровню, установление перечня должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих этот контроль и надзор, права соответствующих государственных инспекторов.
В 2004 г. из компетенции субъектов РФ по осуществлению земельного и водного контроля по законодательству РФ часть функций передавалась органам исполнительной власти РФ. В настоящее время они возвращаются в ведение субъектов РФ .
———————————
См.: Федеральный государственный экологический контроль. Пособие для правоприменителей / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2005.
Поскольку порядок использования и охраны земель водного фонда определяется ЗК и водным законодательством, важно понять взаимодействие этих отраслей российского законодательства. Основным актом водного законодательства является ВК . Поэтому важно сопоставить нормы Земельного и Водного кодексов РФ.
———————————
См.: Боголюбов С.А., Волков Г.А., Сиваков Д.О. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. М.: Проспект, 2007.
Имеют некоторую специфику права и обязанности владельцев земель водного фонда. Собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, пользуются правами и выполняют обязанности землеобладателей и водопользователей. Однако эти права могут быть законодательством ограничены, например в водоохранных зонах, а обязанности дополнены в связи с повышенным режимом охраны земель, примыкающих к водным объектам.
Развиваются земельный и водный, публичный и частный сервитуты, устанавливаемые на основании соглашений, договоров, судебных решений. Институт сервитута — ограничения права собственности, иного вещного права — принадлежит гражданскому праву и предусматривается в ст. ст. 274 — 276 ГК.
Могут устанавливаться сервитуты в целях прохода и проезда, водоснабжения и мелиорации, забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств, использования водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств и т.д.
Последнее время поднимаются вопросы обеспечения общего водопользования, подходов к водоемам в местах привычного массового купания и иного вида отдыха; они могут решаться посредством установления сервитута, при котором обременение земельного участка не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения им.
В ст. 39 ВК предусматриваются права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Собственники водных объектов, водопользователи могут использовать водные объекты самостоятельно, осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений согласно ч. 1 ст. 39 ВК.
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено ВК.
Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено ВК, другими федеральными законами. В силу договора, а также на основании судебного решения права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств.
Весьма важно информационное обеспечение использования и охраны земель водного фонда. Новый ВК в ст. 30 «Государственный мониторинг водных объектов» и ст. 31 «Государственный водный реестр» предусматривает, что государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояний водных объектов, находящихся в федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности, и осуществляется в целях информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.
Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
Документированные сведения государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам и носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа.
Государственный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного и целевого использования водных объектов, их охраны, в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. В течение пяти дней уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти предоставляет заинтересованному лицу сведения государственного водного реестра или в письменной форме направляет ему мотивированный отказ в предоставлении таких сведений.
Информация о предоставлении водных объектов в пользование размещается на официальном сайте уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти (который и осуществляет ведение этого реестра в порядке, установленном Правительством РФ) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Согласно ч. 5 ст. 6 ВК информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования (т.е. поверхностных водных объектах, находящихся в государственной или муниципальной собственности) предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления (которые устанавливают правила их использования для личных и бытовых нужд) через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.
Споры по поводу земель водного фонда рассматриваются в судебном порядке.
Так, ФАС Поволжского округа (Постановление по делу N А06-103-16/2001) установил, что ОАО «С» обратилось в арбитражный суд с иском к администрации города Астрахани и Городскому комитету по земельным ресурсам и землеустройству города Астрахани о признании недействительными договоров о предоставлении земельных участков в пользование на условиях аренды по мотиву их несоответствия ВК.
Арбитражный суд Астраханской области в иске отказал со ссылкой на то, что при заключении договоров аренды администрация города Астрахани действовала в пределах полномочий, предоставленных ей Законом РФ от 6 июля 1991 г. N 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации».
Свои доводы заявитель жалобы мотивировал тем, что в соответствии с ВК поверхностные водные объекты находятся в федеральной собственности и поэтому администрация не вправе сдавать в аренду землю, находящуюся под водной поверхностью.
Как следует из материалов дела, между администрацией города Астрахани (арендодатель) и ОАО «С» (арендатор) было заключено два договора о предоставлении земельных участков в пользование на условиях аренды земли водного фонда.
Срок действия договоров был установлен в один год. По истечении срока действия договора стороны свои взаимоотношения больше не урегулировали. Земельное законодательство не устанавливает, что продолжение пользования земельным участком по истечении предусмотренного договором срока является основанием считать договорные отношения возобновленными.
В соответствии с п. 2 ст. 607 ГК законом могут устанавливаться особенности сдачи в аренду земельных участков. Поэтому говорить о применении п. 2 ст. 621 ГК, т.е. о возобновлении договорных отношений на неопределенный срок, в данном случае неправомерно, поскольку такой подход противоречит существу земельных правоотношений и не согласуется с нормами, регулирующими арендные отношения.
Таким образом, прекратившие свое действие договоры аренды в силу ст. 168 ГК не могут признаваться недействительными.
Источник: stzkrf.ru
Статья 102 ЗК РФ. Земли водного фонда (действующая редакция)
1. Землями водного фонда являются земли, на которых находятся поверхностные водные объекты.
2. Если водные объекты полностью находятся в пределах земель сельскохозяйственного назначения и (или) земель других категорий, такие земли не относятся к землям водного фонда.
3. В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель.
4. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.
Судебная практика по статье 102 ЗК РФ:
Поскольку производство по рассмотрению кассационной жалобы завершено, государственная пошлина с учетом положений статей 333.21, 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации и статей 102 , 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию с заявителя.
Так , в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации земли, покрытые поверхностными водами сосредоточенными в водных объектах, относятся к землям водного фонда.
Руководствуясь частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 статьи 27, пунктом 2 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации, суд указал, что названный водоем и его береговая полоса отнесены к объектам общего пользования, запрет на приобретение в собственность которых установлен действующим законодательством поскольку данные объекты могут находиться только в федеральной собственности.
Источник: www.zakonrf.info
Что такое земли водного фонда? Характеристика, правовой режим и особенности оформления договора аренды
Наша страна обладает огромными запасами пресной воды: порядка 10 процентов мирового речного стока (больше только у Бразилии). Рациональное использование водных ресурсов в России признается одним из ключевых факторов реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Именно поэтому во всех вопросах водопользования приоритет отдается охране водных объектов, а не их использованию.
Что это такое?
Земли водного фонда — это дно и прилегающие земли поверхностных водных объектов как природного, так рукотворного происхождения.
Законодатель рассматривает поверхностный водный объект как единую сложную систему, состоящую из земельного участка, вод, покрывающих его, и земель, прилегающих к береговой линии.
Существенные признаки объекта
- Гидравлическая взаимосвязь с окружающей природной средой. Полностью изолированные водоемы, например, бассейны, резервуары с водой вне зависимости от их объема и расположения не относятся к водным объектам.
- Постоянство. Временные скопления вод (например, в результате ливня, разлива рек, таяния снега) по закону не относятся к водным объектам.
- Входит в состав водного фонда. Водный объект должен быть включен (или должен подлежать включению) в государственный водный реестр. Например, если искусственный пруд для разведения рыбы зарегистрирован в качестве имущества, то он будет рассматриваться законом как объект не водных, а гражданских и иных правоотношений.
Только поверхностные водные объекты могут иметь в своем составе земли водного фонда. Подземные водные объекты включают подземные воды, находящиеся в гидравлической связи, и вмещающие их горные породы, при этом участок земли, в недрах которого они сосредоточены, может относиться к другой категории земель, например, сельскохозяйственного назначения.
Понятие и общая характеристика
Земельный кодекс РФ в ст. 102 относит к водному фонду помимо земель, занятых непосредственно водными объектами, также примыкающие к ним земли, необходимые для рационального использования водных ресурсов или защиты от вредного воздействия вод.
К ним относятся водоохранные зоны и территории, занятые под специальные гидротехнические сооружения и комплексы: насосные станции, очистные сооружения, плотины, дамбы, судоподъемники, причалы (пирсы), молы, водосбросы, водозаборы, мосты, судоходные шлюзы, рыбозащитные и рыбопропускные сооружения, берегозащитные и другие конструкции.
Какие территории относятся к этой категории?
Итак, в составе водного фонда можно выделить земли двух видов:
- Земли, постоянно покрытые водой (их еще называют водопокрытыми). Составляют около 99% земель водного фонда. Это земли, занятые реками, озерами, внутренними и территориальными морями (и их отдельными частями, такими как бухты, заливы, лиманы и т.д.), водохранилищами, каналами, болотами, ледниками и снежниками (за исключением тундровой и лесотундровой природных зон).
- Земли, прилегающие к водным объектам. Береговые полосы, полосы отвода каналов и водоемов, охранные зоны, прилегающие к водоемам земельные участки, выделенные для установления водозаборов, гидротехнических и водохозяйственных конструкций.
Справка! Водный объект во взаимосвязи с установленным на нем гидротехническим комплексом образует единую водохозяйственную систему.
Границы поверхностного водного объекта определяются следующим образом:
- для морей — по линии максимального отлива;
- для рек, озер — по среднемноголетнему уровню вод;
- для прудов и водохранилищ — по нормальному уровню воды, не покрытой льдом;
- для болот — по границам залежей торфа.
Береговая полоса поверхностного водного объекта общего пользования предназначается также для общего пользования (ч. 6 ст. 6 ВК РФ). Закон запрещает приватизацию земли в пределах береговой полосы, а также участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8 ст.
27 ЗК РФ).
Правовой режим и положение
Земли водного фонда при своей общей неоднородности имеют единый правовой режим, который устанавливается Земельным и Водным кодексами РФ, федеральными законами «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также водной стратегией РФ на период до 2020 года.
Особенности правового режима данной категории земель непосредственно связаны с их назначением — организацией рационального использования и охраны вод как важнейшего ограниченного природного ресурса.
Кто является собственником?
В соответствии со ст. 8 ВК РФ водные объекты в совокупности с земельными участками, на которых они расположены, находятся в федеральной собственности (собственности Российской Федерации).
В собственности субъектов РФ, муниципалитетов, физических и юридических лиц могут находиться только так называемые обособленные водные объекты в составе земельного участка — искусственные непроточные водоемы небольшой площади, не имеющие при этом соединения с другими поверхностными водными объектами. К ним относятся пруды и обводненные карьеры.
В законе нет четкого определения, что такое пруд или обводненный карьер и чем они отличаются, к примеру, от водохранилищ. В соответствии с ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» можно определить пруд как мелководное водохранилище площадью не более одного квадратного километра.
Справка! Если земельный участок, на котором расположен пруд или обводненный карьер находится на территории двух и более субъектов РФ, то он будет являться собственностью Российской Федерации.
То же правило действует для приграничных водоемов, курортных и особо охраняемых экологических объектов.Таким образом, право частной собственности на водные объекты может возникать только в отношении земли, на которой они расположены, и прекращается одновременно с прекращением права собственности на упомянутый земельный участок.
Разрешенное использование
Поверхностные водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, являются общедоступными. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено законом.
Водные объекты могут предоставляться частным лицам по договору в долгосрочное или краткосрочное пользование, при этом их права ограничиваются так называемыми водными сервитутами для забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств.
Владелец земельного участка имеет право использовать в личных целях подземные воды или с учетом санитарно-гигиенических и строительных требований создать пруд (обводненный карьер), если это не противоречит текущему законодательству или интересам других граждан.
О видах разрешенного использования различных категорий земель мы подробно рассказывали здесь.
Запрещенное использование: можно ли выделить земельный участок?
Справка! Закон запрещает выделение земельных участков на водопокрытых землях, а также отчуждение обособленного водного объекта без земельного участка, в границах которых он расположен.
Земельный участок, в границах которого находится водный объект нельзя разделить, если для этого потребуется разграничение пруда или обводненного карьера.
Закон может устанавливать особые водоохранные зоны на участках, примыкающих к береговой линии морей, рек, озер, водохранилищ.
В зонах водоохраны запрещено:
- распахивать земли;
- производить вырубку или корчевку деревьев (кроме предусмотренных законом санитарных нужд);
- устраивать животноводческие фермы;
- размещать кладбища, иные захоронения и скотомогильники;
- проводить химические работы, использовать ядохимикаты, удобрения, препараты для борьбы с сорняками и вредителями;
- мыть и заправлять автотранспорт, устраивать автостоянки;
- организовывать сбор и хранение мусора.
Охраняемые водные зоны подразделяют на три пояса:
- Пояс зоны строгого режима — охраняемая территория водозабора и гидротехнических сооружений. Здесь запрещено постоянное или временное нахождение посторонних лиц, допускаются только люди, работающие на водопроводных станциях.
- Пояс зоны ограничений — земли, примыкающие к источникам воды. На данной территории требуется особое разрешение санитарного надзора на такие виды деятельности как строительство, прокладка дорог, использование земель для сельскохозяйственных целей и так далее.
- Пояс зоны наблюдений — смежная территория, на которой проводится учет инфекционных заболеваний для предотвращения их распространения через водопровод.
Управление и мониторинг
Основным принципом управления водным фондом в РФ является бассейновый подход, который подразумевает выделение на всей территории России так называемых бассейновых округов (на данный момент их 21), каждый из которых состоит из речного бассейна и связанных с ним подземных водоемов.
В рамках одного бассейного округа формируется бассейновый совет, включающий представителей органов исполнительной власти, субъектов РФ и местного самоуправления. В бассейновом совете могут принимать участие лица, представляющие интересы водопользователей, общественных организаций и общин малочисленных народов.
Мониторинг земель водных объектов осуществляется государством и включает регулярные наблюдения за состоянием поверхностных и подземных водных объектов, а также прогнозирование возможных изменений состояния водных ресурсов.
Ведение государственного мониторинга осуществляется на нескольких уровнях:
- локальном (водопользователи);
- территориальном;
- региональном;
- федеральном.
Ведение Государственного водного кадастра осуществляется Министерством природных ресурсов и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Аренда
Земли водного фонда за исключением береговой полосы, предназначенной для общего пользования, физические и юридические лица могут использовать для своих потребностей, но в зависимости от целей водопользования может потребоваться заключение договора.
Не требуется заключать договор или получать специальное разрешение органа власти на водопользование в следующих случаях:
- Деятельность, связанная с использованием водных транспортных средств (может потребоваться наличие лицензии):
- плавание маломерных судов, таких как гидроциклы, лодки, катера, байдарки, катамараны, парусные суда длиной менее 20 метров;
- речное и морское судоходство;
- разовый взлет и посадка воздушных судов (например, гидросамолетов, амфибий);
- забор воды судами для технических нужд.
- Традиционное природопользование и охрана природных ресурсов:
- охота, рыболовство;
- рыбоводство и аквакультура (если при этом не происходит забор воды из водоема или сброс сточных вод).
- Научно-исследовательские и учебные цели:
- геологическое изучение;
- гидрографическая и топографическая деятельность;
- геофизические, геодезические и водолазные работы.
- Иные, предусмотренные законом, случаи:
- полив садовых, дачных или огородных участков;
- водопой скота (вне пределов зон санитарной охраны);
- купание, занятия спортом, отдых, бытовые и лечебные нужды граждан (если санитарно-эпидемиологическая экспертиза признала водоем безопасным).
За нарушение правил водопользования грозит штраф (КоАП РФ Статья 8.14):
- для граждан его размер составляет от 500 до 1000 рублей;
- для ИП — от 20 до 30 тысяч рублей;
- для юридических лиц — от 80 до 100 тысяч рублей.
Взять в аренду участок земли, относящейся к водному фонду, то есть приобрести право водопользования, можно путем заключения соответствующего договора между собственником и заинтересованным лицом.
Закон разрешает заключать договор водопользования для следующих целей:
- забор воды с поверхности водоема;
- использование акватории, в том числе для создания рекреационной зоны;
- производство электроэнергии без изъятия водных ресурсов (создание гидроэнергетических сооружений).
ВАЖНО! По окончании срока аренды арендатор обязан за свой счет произвести демонтаж установленного оборудования и конструкций.
Если земля относится к федеральным объектам, то со стороны арендодателя договор заключает Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) или его подразделения. Если же участок принадлежит муниципалитету, то арендодателем будет выступать орган местного самоуправления.
Как оформить договор аренды?
- Обратиться в соответствующее бассейновое водное управление для выяснения, внесен ли интересующий вас земельный участок в водный реестр.
- кадастровый план акватории (составляется кадастровым инженером);
- проект планируемых построек с указанием их назначения и точных размеров (подойдет любая проектная организация);
- план водоохранных мероприятий на весь срок водопользования;
- схема водопользования;
- технические сведения об оборудовании, если таковое планируется к установке;
- заявление по форме, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии России;
- копии удостоверяющих документов физлица или учредительного документа (устава) юрлица;
- доверенность (при осуществлении действий от имени заявителя).
- границы водного объекта;
- цели использования арендуемых земель;
- цена договора;
- срок аренды (максимальный срок — 20 лет, но по его истечении арендатор будет иметь преимущественное право на повторное заключение договора).
Вы можете взять в аренду и участок береговой полосы общего пользования (например, чтобы поставить гараж для лодки) при условии обеспечения свободного прохода граждан к водоему и отсутствия капитальных построек.
Заключение
Как мы видим, государство существенно ограничивает возможности хозяйственного использования земель водного фонда, устанавливая особый правовой режим для водных объектов.
Однако учитывая стратегическую и социальную значимость водных ресурсов в современном обществе, не удивительно, что любые виды деятельности, чуждые водному хозяйству, допускаются лишь в качестве второстепенных либо временных при условии сохранения преимущественно публичной формы собственности на земли водного фонда и контроля за их использованием со стороны органов власти.
Источник: urexpert.online
Статья 102. Земли водного фонда
2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
2. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
3. В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель.
4. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.
Комментарий к Статье 102 Земельного кодекса РФ
Базовым актом водного законодательства является ВК РФ, согласно п. 2 ст. 5 которого к поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется: для моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива; реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды; болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством РФ о недрах.
Согласно п. 6 ст. 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев протяженностью от истока до устья не более 10 км, у которых береговая полоса составляет 5 м.
Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, регламентируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы ВК РФ и ЗК РФ. Согласно п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ.
Поскольку порядок использования и охраны земель водного фонда определяется ЗК РФ и водным законодательством (п. 4 комментируемой статьи), важно взаимодействие этих отраслей российского законодательства. Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты согласно ст. 3 ВК РФ основываются на относящихся к земельным отношениям принципах.
Водным кодексом РФ устанавливается, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ВК РФ. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому либо юридическому лицу, находятся согласно п. 2 ст. 8 ВК РФ соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического либо юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Остальные водные объекты, как поверхностные, так и подземные, находятся в собственности РФ (федеральной собственности).
Понятия пруда и обводненного карьера являются важными для определения порядка использования и охраны земель и их режима: эти водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. В отношении их могут совершаться продажа, залог и другие сделки, которые могут повлечь отчуждение водных объектов, эти водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством (п. п. 3 и 4 ст. 8 ВК РФ).
Не допускается отчуждение пруда, обводненного карьера без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращения права собственности РФ на этот водный объект. В муниципальной собственности находятся пруды, обводненные карьеры, предназначенные для местных, муниципальных нужд; ими управляют органы местного самоуправления (ст. 27 ВК РФ).
В ст. 39 ВК РФ предусматриваются права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ. Собственники водных объектов, водопользователи могут использовать водные объекты самостоятельно, осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений согласно п. 1 ст. 39 ВК РФ.
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено ВК (см. также Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»).
Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено ВК РФ, другими федеральными законами. В силу договора, а также на основании судебного решения права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств.
В ст. ст. 45, 60, 65 ВК регулируются водные отношения, имеющие отношение к охране земель, в том числе водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, их ширина и режим использования и охраны.
В частности, определяется, что водоохранными зонами (в настоящее время они в ЗК РФ не предусматриваются) являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах земель водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Согласно п. 14 ст. 65 ВК РФ на территории поселений при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных; запрещаются использование сточных вод для удобрения почв, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления и т.д.
В границах земель водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов. В прибрежных защитных полосах наряду с установленными для водоохранных зон ограничениями запрещаются распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных. В соответствии с земельным законодательством осуществляется закрепление на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос специальными информационными знаками.
Зоны и округа санитарной охраны устанавливаются ВК РФ в целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Состав административного правонарушения, включающий их самовольное занятие, выделен в отдельный состав КоАП РФ, предусматривающий повышенную административную ответственность, предопределенную необходимостью усиленной охраны указанных земельных участков.
Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим. Его нарушение влечет административную ответственность по п. 2 ст. 8.12 КоАП РФ. Первый пояс — зона строгого режима — организуется для охраны мест забора воды из источника и прилегающих к нему земельных участков, а также головных сооружений водопроводов.
Эта территория ограждается, охраняется, обозначается в натуре на местности соответствующими знаками — столбами с надписью (за уничтожение этих специальных знаков административная ответственность может наступить в соответствии со ст. 7.2 КоАП РФ). Здесь запрещается проживание и временное нахождение лиц, непосредственно не связанных с работой на водопроводных станциях и сооружениях.
Второй пояс — зона ограничений — включает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки. Здесь запрещается использование территории, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение источника водоснабжения; допускаются только с особого разрешения органов санитарного надзора: строительство; уничтожение насаждений; проведение железнодорожных и автотранспортных путей; использование земельных участков и водоемов для сельскохозяйственных нужд; мероприятия по физкультуре, купание и т.д.
Третий пояс — зона наблюдений — охватывает смежную со вторым поясом территорию, неблагополучное состояние которой может вызвать распространение инфекционных заболеваний через водопровод. Органы санитарного надзора проводят здесь учет инфекционных заболеваний и осуществляют систематические эпидемиологические обследования.
В Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и в ст. ст. 10, 39, 42, 46, 62 ВК РФ предусматриваются правила использования гидротехнических и иных водохозяйственных сооружений, обязательные для землеобладателей.
Использование и охрана земель водного фонда затрагиваются также в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ, в Кодексе торгового мореплавания РФ, Федеральных законах «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «Об охране озера Байкал», в законодательстве об Арктической зоне РФ.
Споры в указанной сфере не являются единичными. О., П., К. и другие граждане предъявили иск к администрации Мытищинского района и ООО «Киприан» о признании недействительными постановления главы администрации, которым в собственность ООО для размещения яхт-клуба был выделен земельный участок возле д. Пирогово, а также договора купли-продажи указанного земельного участка, заключенного ответчиками. Истцы указали на то, что продажа указанного земельного участка, расположенного в прибрежной санитарной зоне водохранилища, противоречит ЗК РФ, ВК РФ и нарушает их права на благоприятную окружающую среду и отдых.
Спорный земельный участок расположен в природоохранной зоне и на землях водного фонда, что подтверждается планом земельного участка. Вопрос о предоставлении земельного участка ООО «Киприан» в собственность был решен главой администрации района без согласования с органами управления по использованию и охране водного фонда, охраны окружающей среды. Решением суда заявленные требования удовлетворены, постановление главы администрации района, договор купли-продажи земельного участка, запись в ЕГРП, свидетельство о государственной регистрации права признаны недействительными.
Поскольку порядок предоставления земельного участка, установленный законом, был нарушен, суд, руководствуясь ст. 13 ГК РФ, признал недействительными постановление главы района, а также и сделку, которая как заключенная с нарушением требований закона стала ничтожной. Регистрация права собственности юридического лица по сделке была произведена с нарушением требований ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Регистрационная палата объяснила, что, проводя государственную регистрацию договора купли-продажи и перехода права собственности на данный участок земли, не имела сведений о вхождении площади спорного земельного участка в земли водного фонда. План земельного участка, удостоверенный уполномоченным органом района, не содержал сведений о наличии смежных границ (землепользователей) с водным объектом и был обозначен в плане как земельный участок, отнесенный к землям промышленности без ограничений в пользовании.
Второй комментарий к СТ 102 ЗК РФ
1. Комментируемая статья называет два вида земель, отнесенных к землям водного фонда:
а) земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах. Водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. ВК не определяет понятие поверхностных вод, а лишь выделяет поверхностные водные объекты, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Таким образом, законодатель рассматривает водный объект и земельный участок, на котором он расположен, как единое целое. К поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.
Согласно ч. 6 ст. 6 ВК полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. В соответствии с п. 8 ст. 27 ЗК запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования;
б) земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Водные объекты и соответствующие земельные участки могут быть использованы для размещения таких сооружений, как плотины, водосбросы, водозаборные, водовыпускные и другие гидротехнические сооружения, мосты, подводные и подземные переходы, очистные сооружения, причалы, судоподъемные, судопропускные и судоремонтные сооружения, рыбозащитные и рыбопропускные сооружения, насосные станции, дамбы, берегозащитные сооружения и др. При строительстве и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении, на водных объектах устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Водное законодательство вводит понятие водохозяйственной системы, под которой понимается комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений. Одним из принципов водного законодательства является принцип регулирования водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему.
Документированные сведения о водохозяйственных системах и о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, включаются в государственный водный реестр.
Права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), а также в случаях, установленных в федеральных законах, на сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в ЕГРП по месту нахождения данных объектов.
При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах.
С принятием ВК в 2006 г. и внесением соответствующих изменений в ст. 102 ЗК возник вопрос о правовом режиме земель водоохранных зон и береговой полосы, которые по ранее действующему законодательству входили в состав земель водного фонда. Современный законодатель, определяя в ЗК земли водного фонда, значительно сужает круг земельных участков, относимых к этой категории земель. Водоохранные зоны по современному законодательству могут быть отнесены к землям, выполняющим природоохранные функции (в составе земель природоохранного назначения). Хотя вполне очевидно, что земли, занятые водоохранными зонами или береговой полосой, как земли, предназначенные для использования и охраны водных объектов, должны подчиняться единому правовому режиму земель водного фонда.
2. Водохранилища являются одним из видов поверхностных водных объектов — водоемов (ст. 5 ВК), имеющих искусственное происхождение. Создание водохранилищ и иных искусственных водных объектов должно осуществляться с учетом законных интересов водопользователей и соблюдением требований рационального использования и охраны водных объектов.
Строительство водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, является основанием для перевода земель и земельных участков в земли водного фонда (ч. 2 ст. 12 ФЗ о переводе земель из одной категории в другую).
3. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, что помимо норм ЗК правовой режим земель водного фонда устанавливается и положениями водного законодательства. В соответствии со ст. 2 ВК водное законодательство состоит из ВК, других федеральных законов, законов субъектов РФ, нормы которых регулируют отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения).
Право собственности на земли водного фонда подчинено праву собственности на водные объекты. В качестве общего положения ВК закрепляет, что на водные объекты устанавливается федеральная собственность. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.
В собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица могут находиться пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности соответствующему субъекту, если иное не установлено федеральными законами. Пруд, обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Право собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.
Критерии разграничения права собственности на земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, установлены в ст. 7 ФЗ от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2380).
Так, земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью РФ, если указанные объекты находятся на территориях двух и более субъектов РФ или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено ВК. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено ВК, другими федеральным законами.
Собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Предоставление водных объектов в пользование физических и юридических лиц возможно на основании договора водопользования; на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование. Кроме того, водное законодательство устанавливает случаи, когда возможно использование водного объекта без заключения договора водопользования или принятия соответствующего решения для: судоходства (в том числе морского), плавания маломерных судов; осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов; забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности и др.
Водные объекты, находящиеся в частной собственности, могут предоставляться в пользование на основании договора аренды и иных сделок. Водное законодательство не устанавливает способы, которыми могут отчуждаться водные объекты, находящиеся в частной собственности, и в данном случае оборот водных объектов должен регулироваться гражданским законодательством с учетом норм земельного законодательства.
ВК устанавливает случаи, когда водопользование может быть приостановлено или ограничено (ст. 41), а также содержит специальные нормы, направленные на охрану водных объектов при их использовании в различных целях (гл. 5, 6).
Источник: zemkod.ru