Когда было строительство успенского собора кремля

Содержание

Успенский собор на протяжении почти шести веков являлся главным храмом Российского государства. В соборе венчали на царство и короновали императоров, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов. Успенский собор расположен с северной стороны Соборной площади Московского Кремля.

Станции метро: «Боровицкая», «Библиотека имени Ленина», «Александровский сад», «Арбатская», «Театральная», «Площадь революции», «Охотный ряд».

Режим работы: ежедневно с 10:00 до 17:00.

Архитектура Успенского собора

Собор, высота которого с крестом составляет 45 м, представляет в плане четырехугольник. Стены выстроены из белого камня, своды и другие части – из кирпича. Свод поддерживается четырьмя колоннами диаметром более 2 м.

Над южным входом, обращенным к Соборной площади, изображение Владимирского образа Богоматери в окружении архангелов Михаила и Гавриила. Ниже, в декоративном фризе, изображение московских святителей Алексия, Ионы, Петра, Иоанна Новгородского, митрополита Филиппа и новгородского епископа Никиты. Над порталом – образ «Спас Нерукотворный». По сторонам вход охраняют архангел Михаил и ангел-хранитель. Внутренние двери (Корсунские, или Золотые врата) покрыты десятью медными листами, на которых золотом изображены библейские сцены, орнаменты и надписи на старославянском.

Архитектура Московского Кремля

Над северным входом изображения шести святых: Пафнутия Боровского, Исайи, Леонтия, Игнатия, Дмитрия Прилуцкого и Сергия Радонежского. Выше – изображение Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи с собором апостолов и св. Николаем Чудотворцем. Вход также охраняется архангелом Михаилом и ангелом-хранителем.

На восточной стене в верхних полукружиях изображение святой Троицы, справа – София Премудрость Божия в виде огненноликого ангела и крылатые Богоматерь со святым Иоанном Предтечей. Слева – Похвала Богоматери – поклонение Марии с младенцем, символизирующее наличие в храме Похвальского придела.

Иконостас Успенского собора создан в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его 69 иконах проиллюстрирована вся история человечества по Библии. Верхний ряд – праотеческий – ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа. В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Иисусе Христе. В праздничном ряду – иконы, посвященные основным событиям жизни Христа.

  • Придел апостолов Петра и Павла
  • Придел в честь похвалы Богоматери
  • Придел Дмитрия Солунского

4 августа 1326 года, в период княжения Ивана I Калиты, по благословению митрополита Киевского и вся Руси Петра на месте деревянной церкви был заложен первый каменный храм Москвы – одноглавый белокаменный собор в честь Успения Божией Матери. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Отныне Московский, а не Владимирский Успенский собор должен был стать главным храмом Руси.

21 декабря 1326 года митрополит Петр скончался и был первым похоронен в недостроенном Успенском соборе. В 1327 году строительство храма Успения было закончено, 14 августа (по старому стилю) собор был освящен ростовским епископом Прохором. В 1329 году преемник митрополита Петра Феогност устроил в храме придел в честь Поклонения честным веригам апостола Петра. В 1459 году святителем Ионой в соборе был устроен придел в честь Похвалы Богородицы в ознаменование победы над татарским ханом Седи-Ахматом.

В 1395 году Тамерлан, разгромив Тохтамыша, вторгся в русские территории, разорил Рязанскую землю и двинулся к Москве. В Москву была доставлена древняя Владимирская икона Божией Матери и установлена в Успенском соборе. Тамерлан не решился вступить в бой с войском великого князя Василия I Дмитриевича и неожиданно отступил. Считается, что Владимирская икона спасла Москву от Тамерлана, на долгое время она стала главной святыней Русского государства. На месте встречи (сретенья) иконы впоследствии был основан Сретенский монастырь.

К середине XV века собор сильно обветшал, а после очередного пожара 1470 года практически пришел в негодность. Летом 1471 года митрополит Филипп «стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подперты древами толстыми». В начале 1472 года собор был разобран до основания, при этом обретены нетленные мощи святителя Петра.

Возведение нового, невиданных до этого размеров, соборного храма начато весной 1472 года псковскими зодчими Кривцовым и Мышкиным. Митрополит Филипп велел строить новый собор по образцу Владимирского Успенского собора, но крупнее его. Когда высота стен строящегося собора достигла человеческого роста, в них были сделаны ниши, в которых поместили мощи московских святителей – Петра, Киприана, Фотия и Ионы. На время строительства, чтобы не прекращать богослужения, возле гробницы Петра на месте будущего алтаря была поставлена временная деревянная Успенская церковь. В ней 12 ноября 1472 года великий князь Иван III Васильевич обвенчался с Софьей Палеолог.

21 мая 1474 года, когда уже были возведены стены, и началось возведение сводов, рухнула северо-западная часть собора. Причиной обрушения летописи называют землетрясение: «Бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

Иван III поручил Семену Толбузину найти мастеров в Италии, которая в то время славились своими строителями. С. Толбузин пригласил в Москву болонского архитектора Аристотеля Фиораванти, получившего свое прозвище за мудрость и искусность. В апреле 1475 года он прибыл с город.

Разобрав стены полуразрушенного храма всего за неделю, А. Фиораванти выехал во Владимир, где ознакомился с Владимирским Успенским собором. В том же 1475 году Фиораванти приступил к возведению нового храма. Летом 1479 года строительство было закончено. Собор представлял собой шестистолпный пятиглавый храм, пять мощных глав которого символизировали Иисуса Христа в окружении четырех апостолов. 12 августа 1479 года состоялось торжественное освящение Успенского собора митрополитом Геронтием.

В 1480 году в связи с нашествием хана Ахмата в соборе совершен молебен перед Владимирской иконой Божией Матери. Вскоре, после «стояния» на Угре, татары без боя ушли обратно.

В 1481 году иконописцем Дионисием с помощниками был устроен новый трехъярусный иконостас. В этом же году расписаны Петроверигский и Похвальский приделы. 4 февраля 1498 года в Успенском соборе первым на Руси венчан по царскому обряду внук Ивана III 15-летний Дмитрий Иванович.

В 1513–1515 гг. были полностью расписаны стены и своды. Большую часть доходов собора составляли пожертвования, которые делались, в основном, на поминовение своей души. Кроме того, делались земельные и денежные вклады. За короткое время собор стал достаточно крупным землевладельцем, а его земельным владениям были предоставлены значительные льготы.

В 1521 году в связи с нашествием крымского хана Магмет-Гирея перед Владимирской иконой Божией Матери совершен молебен. И снова хан ушел из-под Москвы без боя.
16 января 1547 года в Успенском соборе по специально разработанному обряду, с миропомазанием, венчан на царство Иван IV Грозный.
В июле 1568 года митрополит Московский Филипп во время службы обличил Ивана Грозного перед всем народом в беззакониях, после чего был низвержен из сана.
В 1589 году митрополит Иов поставлен первым патриархом Московским и всея Руси.
В 1598 году в соборе венчан на царство Борис Годунов.

20 (30) июня 1605 года Лжедмитрий I вступил в Москву, 21 июня (1 июля) венчался на царство в Успенском соборе патриархом Игнатием. В мае 1606 года здесь состоялось его венчание с Мариной Мнишек. В 1612 году Успенский собор был разорен во время польско-литовской интервенции.

В 1613 году венчан на царство Михаил Федорович – первый царь из династии Романовых. Во время его правления собору были пожалованы владения во Владимирском уезде с селами Овчухи и Чоково и деревней Васильевкой. К концу 1640-х гг. количество дворов в вотчинах достигло 160, а к 1670-м гг. – 253 с 949 душами мужского пола.

В 1625 году собору положена часть Ризы Господней, присланная царю Михаилу Федоровичу и патриарху Филарету персидским шахом Аббасом, который завладел святыней при захвате Грузии. В 1686 году в храме положен Гвоздь от Креста, на котором был распят Иисус Христос, вывезенный из Грузии царем Арчилом, проживавшем в Москве.

В 1642–1643 гг. около 150 мастеров из 16 городов России выполнили новую роспись Успенского собора, повторяющую фрески 1515 года.

В октябре 1700 года в соборе похоронен последний десятый досинодальный патриарх Адриан.

Во время Отечественной войны 1812 года Успенский собор был разграблен и осквернен французами. Главные ценности были заранее вывезены из Москвы: Патриаршая ризница отправлена в Вологду, Владимирская и Иверская иконы – во Владимир. Оставшаяся утварь и ценности были расхищены. В храме захватчиками была устроена конюшня, на полах жгли костры.

Посреди собора французскими солдатами был устроен горн, в котором переплавляли ризы с икон и пережигали священные парчевые облачения. Всего было переплавлено 18 пудов золота и 325 пудов серебра – такие данные были указаны в надписи, оставленной французами на одном из столпов собора.

Существует версия, что покидая Кремль, Наполеон приказал взорвать Успенский собор, но чудесно хлынувший дождь потушил зажженные фитили. Часть похищенного серебра была отбита у наполеоновской армии казаками. Из него было отлито большое соборное паникадило «Урожай» весом 328 кг, украшающее сегодня храм. 52 фунта серебра использованы на возобновление оскверненной раки митрополита Филиппа.

В 1813–1815 гг. собор был восстановлен после разграбления. Заново освящен Петропавловский придел. 23 апреля 1814 года воспета «хвалебная песнь Господу» в честь взятия Парижа и победы над Наполеоном. В 1856 году в соборе было устроено отопление.

5 марта 1861 года в Прощеное воскресенье перед Великим постом в соборе оглашен манифест императора Александра II об отмене крепостного права в России. 14 мая 1896 года в храме был коронован последний российский император Николай II. Корону новому государю передал митрополит Палладий.

В 1894–1896 гг., а также в 1910-х гг. производилась реставрация Успенского собора. В 1913 году состоялась канонизация св. Гермогена, его мощи были положены в ажурную сень, где прежде находилась Риза Господня. Серебряный гроб был изготовлен на пожертвования Николая II.

Во время революционных октябрьских событий 1917 года собор был поврежден при обстреле, урон был нанесен центральной, юго-западной и юго-восточной главам, но в период 1917–1918 гг. последствия обстрела были почти полностью исправлены реставрационными работами. 21 ноября 1917 года состоялось поставление патриарха Тихона, избранного по жребию перед Владимирской иконой после восстановления патриаршества в России. 4–5 мая 1918 года на Пасху в соборе прошла последняя служба, которую возглавил епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов). К этому времени богослужения во всех кремлевских соборах были запрещены, исключение было сделано только для Успенского собора. В. И. Ленин лично наблюдал за крестным ходом, ему приписывают фразу «Последний раз ходят!», сказанную своим соратникам.

2 января 1922 года Президиум ВЦИК принял постановление «О ликвидации церковного имущества». 23 февраля 1922 года Президиум ВЦИК опубликовал декрет, который предписывал местным Советам «…изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней…». Согласно Общей описи ценностей, изъятых из Успенского собора, в Гохран только в апреле 1922 года было передано 13 ящиков, содержащих 67 пудов 2 фунта 31 золотник серебра. 9 сентября изъято еще 9 пудов серебряного лома: 17 лампад, серебряная рака Гермогена, большой серебряный подсвечник от раки, изготовленный по рисунку Васнецова. В 1930–1940-х гг. изъятие ценностей из собора продолжилась.

В 1954 году после реставрации были организованы экскурсии в Успенский и Благовещенский соборы. 20 июня 1955 года Кремль открыт для свободного доступа посетителей, а собор превращен в музей. В феврале 1960 года Успенский, как и другие соборы Московского Кремля, был передан в ведение Министерства культуры СССР. В 1960-х гг. начинаются реставрационные работы по раскрытию первоначальных росписей. В 1979 году торжественно отмечен 500-летний юбилей Успенского собора, а в 1980 году основные ремонтно-реставрационные работы в храме были закончены.

13 октября 1989 года, накануне праздника Покрова Богоматери, патриарх Пимен впервые после 70-летнего перерыва отслужил в соборе панихиду по Всероссийским патриархам и молебен всем святым, «в земле Российской просиявшим». 23 сентября 1990 года в соборе отслужена первая литургия патриархом Алексием II. В храме возобновлены богослужения. В 1992 году впервые в России совершен чин прославления новомучеников российских, в том числе великой княгини Елизаветы Федоровны, митрополитов Владимира, Вениамина и других.

Источник: www.bankgorodov.ru

Успенский Собор в Москве

Больно, когда слово «Кремль» произносят со скепсисом или неприятием – из-за политических ассоциаций. Разве уместны коротенькие злободневные мысли, когда речь идёт о такой святыне, как московский Кремль. И в центре этой древней крепости – главный храм Москвы и всея Руси, златоглавый Успенский собор.

Успенский Собор в Москве: история, мифы, фотографии и картины. Всё это Вы сможете увидеть, если прочитаете нашу статью!

Успенский Собор в Москве

Банальное сравнение оказывается самым точным: он похож на былинного богатыря в золотом шлеме. Крепко врос в землю. Бывало, что в храме хозяйничали интервенты. Его взрывали наполеоновцы, его обстреливали в ноябре 1917-го. Но храм сохранил первоначальный образ, замысел Фиораванти, веру XV века.

От тех времён в России мало что осталось – но Успенский собор полноценно передаёт дух Московской Руси.

Успенский собор. Иван III Васильевич. Гравюра из «Космографии» А. Теве, 1575 год

Иван III Васильевич. Гравюра из «Космографии» А. Теве, 1575 год

Москва стала духовным и политическим центром объединения русских земель. Великий князь Иван Третий вполне оправдывал прозвания – Великий и Грозный. Всё применял для укрепления государства – и кнут, и молитву, и уговоры, и меч, и подкуп, и ласку. Заботился о просвещении, думал над законами и военными союзами, стремился подчеркнуть могущество государства величественными постройками.

В нём не было горячности: Иван Васильевич не любил рисковать. В делах военных нередко занимал выжидательную позицию, берёг войска, накапливал силы – и побеждал, расширяя пределы великого княжества.

Словом, настоящий политик. Государственный титан – один из тех, кому Россия обязана более чем тысячелетней исторической судьбой, о которой можно сказать словами из известной песни: «С твоею суровой и ясной, с твоею завидной судьбой!».

Иногда его путают с более известным внуком, который тоже был Иваном Васильевичем и тоже прозван Грозным.

Москве, в которой начал княжить Иван Васильевич, не хватало столичного размаха. Не хватало святынь, которые превращают город в центр православного мира. Между тем, в те времена Москва уже была главной православной столицей.

Иван Третий взял на себя миссию князя-строителя. Он планировал не только возвести в Кремле каменные соборы, не только укрепить московские монастыри, но и преобразить сам Кремль, обветшавший со времён Димитрия Донского.

Читайте также:  Проблемы строительства школ в школах

Главный собор в Москве, как и во Владимире, от века был посвящен Успению Пресвятой Богоматери. Скромный, неприметный, как сама Москва-река, старый собор обветшал.

Успенский собор 1326—1327 годов, заложенный по благословению митрополита Петра при великом князе Иване Калите, был первым каменным храмом Москвы. С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери.

Успенский собор Ивана Калиты. Реконструкция С.В. Заграевского

Успенский собор Ивана Калиты. Реконструкция С.В. Заграевского

Храм решили не подновлять, но построить на его месте новый – да такой, чтобы стал чудом света. 30 апреля 1471 года состоялась закладка нового собора – и началось строительство под руководством русских зодчих, чьи фамилии сохранила история – Мышкина и Кривцова.

Но 20 мая 1474 года в Москве случилось землятресение – и храм, в значительной степени уже построенный, к ужасу москвичей, обрушился.

Летописец сообщает: «Бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися». Быть может, землетрясения и не было, но современники решили дать благовидное объяснение инженерной ошибке.

Обрушение храма восприняли как недобрый знак, но великий князь был человеком целеустремлённым. По-видимому, в крушении обвинили не только гнев Божий и природу, но и нерасторопность строителей. Да и побаивались русские мастера снова браться за столь трудное дело – считали, что нет на то Божьего благословения. Митрополит Геронтий поторапливал великого князя: городу был необходим Успенский собор, без него Москва – не Москва.

Долго ли коротко ли, было решено пригласить иностранного специалиста – аж из католической Италии. Итальянцы тогда обстраивали всю Европу, делились искусством и знанием.

Аристотель Фиораванти в строительном деле был мастером на все руки. Потомственный зодчий, пленительные тайны пропорций и конструкций познал еще юношей. Знал толк и в колокольном деле. Происходило семейство Фиораванти из Болоньи. Их фамилия означает – «цветок, гонимый ветром».

Иногда Фиораванти приписывают греческое происхождение. Это объясняет, почему он с такой лёгкостью перешёл в Православие, но никаких доказательств нет – кроме имени прославленного афинского философа.

Как инженер и архитектор Фиораванти приложил руку ко многим ответственным проектам не только в родной Болоньи. Примерно в 1455 году под его руководством была перестроена башня при церкви Св. Ангела в Венеции. Последняя из-за слабости грунта простояла всего двое суток и рухнула, задавив нескольких человек. С тех пор в Венеции он не появлялся.

В 1467-м Фиораванти был принят при дворе венгерского короля Матвея Корвина, с которым вели переговоры русские дипломаты. Быть может, уже тогда в Москве узнали о многомудром инженере, строителе мостов через Дунай. Из Венгрии он вернулся на родину – и начались для зодчего испытания. Его обвинили в незаконной чеканке монет.

Не исключено, что предложение русского посла Семёна Толбузина стало для него спасением. Кстати, Толбузин не обещал ему золотых гор. Возможно, Аристотеля привлекала честь стать автором главного храма большого таинственного государства.

И вот шестидесятилетний архитектор прибыл в Москву – весной 1475-го, «на Велик день» (на Пасху), и не один, а «взят же с собою тот Аристотель сына своего Андреем зовут, да паробка, Петрушею зовут». Трудно представить, сколько новых впечатлений для художника приготовила Россия – заснеженный лесистый малолюдный край бревенчатых изб и теремов.

Фиораванти выделили дом по соседству с княжескими палатами. Скорее всего, первоначально Аристотель столкнулся с настороженным отношением духовенства: как-никак, он стал православным в пожилом возрасте. Но после крушения Византии Руси пришлось активнее устанавливать сношения с католическим миром.

На московской земле Фиораванти взялся за дело основательно. Проездился по России, внимательно изучил владимирский Успенский собор. Сам великий государь приказал именно этот храм взять за образец. Другое пожелание – чтобы Храм был вместительным.

В московском Кремле менее живописный ландшафт, чем на берегу Клязьмы, но итальянец посчитал задачу выполнимой. Площадку быстро расчистили от остатков обрушившегося собора. В фундамент итальянец приказал забивать дубовые сваи, для москвичей это было в новинку. Фиораванти озаботился качеством строительных материалов.

Мячковский белый камень болонскому мастеру понравился, но требовался и кирпич. То, что предложили московские строители, не устраивало Фиораванти – и под его руководством «за Андрониковым монастырём» устроили кирпичный завод.

На него смотрели как на волшебника: и раствор-то у фряжского гостя необычный, удивительно крепкий. И железную тягу при строительстве он применил первым в Москве. Кирпич для Фиораванти был – как штрих для художника, как движение кисти. Он гармонично сочетал кирпич и камень. Аристотель установил в храме круглые столбы – прежде невиданные на нашей земле.

Перед москвичами открылся храм удивительно монументальный, как из единого камня – настолько продуманными были пропорции каждого звена.

Успенский собор. Соборная площадь Московского Кремля. Акварель Д. Кваренги. 1797

Соборная площадь Московского Кремля. Акварель Д. Кваренги. 1797

«Бысть же та церковь чудна велми величеством и высотою, светлостью и пространством, такова же преже того не бывала в Руси, опроче Владимерскыа церкви, видети бо бяше ея мало отступив кому, яко един камень», — таково было общее впечатление.

Зодчий задержался в Московии до конца своих дней. В 1478 году, когда еще не завершены были работы над строительством собора, Фиораванти как инженер и артиллерист участвовал в походе Ивана III на Новгород, и навёл прочный понтонный мост через Волхов. Через четыре года он возглавляет артиллерию во время похода на Казань, а в 1485-м – в тверском походе. Возможно, именно он стоял у истоков и московского Пушечного двора. Есть версия, что и планировкой кирпичного Кремля мы обязаны инженерной зоркости Фиораванти.

Жизнь на далёкой чужбине не бывает идиллической. Зодчего напугала расправа великого князя над итальянским лекарем, который не сумел вылечить одного знатного пациента. Фиораванти просит, чтобы его отпустили домой. Не получив согласия, пытается бежать. Князь посчитал это предательством, и дело закончилось тюрьмой.

Только ради похода на Тверь старика освободили, но жить ему оставалось недолго. Зато московский храм обеспечил архитектору земное бессмертие.

Расположение собора на современной Соборной площади небычно: он зажат между теремами и другими храмами, трудно найти выгодный ракурс издалека, чтобы полюбоваться не только куполами на фоне неба, а увидеть весь собор. Чаще он открывается нам великолепными фрагментами. Собор во многом сохранил облик белокаменного владимирского зодчества, с которым православный люд связывал представления о Храме Божием.

Успенский собор в XIX веке. Картина Генри Чарльза Брюэра

Успенский собор в Москве в XIX веке. Картина Генри Чарльза Брюэра

Впервые в русской архитектуре большой пятиглавый собор не был разделен внутри на небольшие пространства, а, напротив, представал во всем великолепии. Храмовое пространство казалось огромным. Храм освятил митрополит Геронтий, при огромном стечении народа, в присутствии великого князя. После этого артель великого Дионисия продолжала расписывать Храм, но службы в нём уже не прекращались.

При Иване Третьем сложится ансамбль Соборной площади: пять храмов, из которых три – неповторимые соборы; Грановитая палата. Центральный перекрёсток Святой Руси. А Успенский собор – его доминанта.

  • Как спасали соборы Кремля
  • Успенский собор Кремля — свидетель святости
  • Успенский собор Московского Кремля: история главного храма

Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.

Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!

Источник: www.pravmir.ru

Успенский собор Московского Кремля. История создания. Святыни.

Патриарший собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле
Русской Православной Церкви, исторически назывался
Большим
Успенским собором Москвы
Не путать с главным храмом Крутицкого подворья (см.), некоторое время называвшимся Малым Успенским собором Москвы

  • Престолы: Успения Пресвятой Богородицы (главный); вмч. Димитрия Солунского (придельный); Похвалы Пресвятой Богородицы (придельный); апп. Петра и Павла (придельный)
  • Адрес: Россия, Москва, Кремль, Соборная пл.
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Успенский собор Московского Кремля на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

История

Первое каменное здание собора, «церковь камена на Москве на площади», было заложено в 1326 году первым Московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой, на месте ранее существовавшей, как предполагается деревянной. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города.

Московский Успенский собор — первая каменная церковь Москвы — был призван заменить Владимирский Успенский собор как главный храм Руси. В том же году святитель Петр упокоился в строящемся соборе и был похоронен с северной стороны храма, близ жертвенника. В честь преставившегося митрополита князь Иоанн Калита устроил в соборе придел в честь Поклонения веригам апостола Петра. Собор был освящен 14 августа 1327 года святителем Прохором Ростовским накануне праздника Успения Богородицы.

В конце века великий князь Иоанн Васильевич, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. В 1472 году храм был разобран до самого основания, при этом были обретены мощи святителя Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул.

Тогда великий князь пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. Под его руководством, по образцу Владимирского кафедрального собора, в 1475-1479 годах было построено здание с тех пор украшавшее Московский Кремль. 20 августа 1479 года митрополит Московский святитель Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя Петра были возвращены в собор.

Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения. Росписи 1642-1643 годов и грандиозный иконостас 1653 года надолго определили его внутренний облик. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха.

Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер. Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Впоследствии, из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая была повешена в центре собора.

В конце XIX-начале веков при реставрации собора в алтаре и на алтарной преграде было открыто несколько фресок рубежа -XVI веков. В 1906 году научная реставрация была завершена.

21 ноября 1917 года в соборе состоялось настолование святителя Тихона (Беллавина), вновь избранного на Московский патриарший престол после двухвекового перерыва [1].

Вскоре после этого собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. При этом научной реставрации собора в советские времена не проводили.

Богослужения в соборе возобновились в 1990 году.

Московский Успенский патриарший собор в Кремле. Фото 4 декабря 2015 г.

Жизнь прихода

Подворье в Аляухово

К храму Успения Божией Матери в Путинках приписан храм Святых Царственных страстотерпцев в Аляухово.

Московская область, Одинцовский район, село Аляухово, дом 33

Молодежный клуб Петра и Февронии

Клуб во имя святых Петра и Февронии является одной из самых больших православных молодежных организаций Москвы. Общий охват молодежи, привлеченной к участию – около 4 тыс человек. Основной возраст участников Клуба – 20-45 лет. С момента создания Клуба (сентябрь 2007 годя) из участников образовалось более 100 венчанных пар. Руководитель Клуба – Громова Екатерина.

Каждое воскресение за исключением Великого поста и престольных праздников в 17.00 служится молебен перед чудотворной иконой святых Петра и Февронии в храме Успения (Успенский пер, д. 4), проводится чаепитие, концерты православных исполнителей. После чаепития – мастер-классы по историческим бальным танцам. На каждую встречу приходит около 250 человек, в летнее время около 350.

Общество трезвости во имя Святого Праведного Иоанна Кронштадтского

Общество трезвости во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского было создано по инициативе настоятеля нашего храма протоиерея Алексия Гомонова в последнюю неделю Великого поста в 2013 году. Этим постом многие страждущие недугом пьянства, прошли по благословению духовника серьезный этап воздержания, и наш батюшка принял решение закрепить эти результаты созданием Общества трезвости. «Гибнут хорошие люди от водки и наркотиков. Не только неверующие, но и верующие. И чтобы помочь им, нужно приложить усилия. Недостаточно простой исповеди, надо создать особую среду для исцеления их и общения с ними», – так определил о. Алексий задачи вновь созданного общества.

Служба помощи жен-мироносиц

Благотворительная служба Жен Мироносиц возникла в конце 90-х при московском храме Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. Ее основательница Людмила Афанасьева — вдова первого настоятеля этого храма протоиерея Глеба Афанасьева. Указом Святейшего Патриарха Алексия она была назначена старостой храма, главой приходского совета.

После смерти мужа все свои силы она сосредоточила на восстановлении храма. Храм восстановили, начал складываться и крепкий дружный приход. Тогда и возникла мысль о помощи тем, кто так часто оказывается всеми забыт — вдовствующим матушкам и престарелым священнослужителям.

Воскресная школа

Клуб «Вербочка»

Клуб православных многодетных семей «Вербочка» при храме Успения Божией Матери в Путинках, являющийся коллективным членом Всероссийской общественной организации «Много деток – хорошо!», ставит своей задачей подержать и объединить семьи с детьми, в которых :

— считают, что основное воспитание детей и становление их личности происходит в кругу семьи;

— чтят наши русские православные традиции, обряды, праздники;

— любят нашу прекрасную русскую землю и её древнюю столицу Москву;

— принято воспитывать детей на примерах русской истории, русской классической и святоотеческой литературы, на лучших образцах зарубежной культуры.

Для совместного отдыха родителей и детей создан летний семейный православный лагерь в г. Плёсе Ивановской области на 50 человек ( в 2015 году — с 10 по 25 июля), где дети и их родители могут не только отдохнуть, но и принять участие в литературных и музыкальных вечерах, народных праздниках, в благотворительной ярмарке, в помощи храму и детям местного детского реабилитационного центра и во многих других совместных делах.

Кроме того дети и родители нашего семейного клуба могут заниматься в различных кружках по интересам.

Все участники семейного клуба «Вербочка» считают, что только в многодетной семье, основанной на крепких традициях и православном укладе жизни, ребёнок может вырасти достойным гражданином нашей Родины, которая всегда называлась Святой Русью.

Более подробную информацию о наших встречах можно узнать на сайте клуба «Вербочка».

Руководитель Клуба многодетных православных семей «Вербочка» — Козлова Елена Владимировна (мама 4-х детей и бабушка 1-й внучки) — 8 963 7700627.



Архитектура

Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец — Успенский собор во Владимире, — древний крестово-купольный храм, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Трехнефный пятиглавый собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень».

С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер. Там сильнее ощущается своеобразие его архитектуры: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, тонкие круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала. Собор поразил современников «величеством и высотою, и светлостью и пространством». Успенский собор до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.

Читайте также:  Расчет индекса изменения цен строительства

Стенопись

Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Также известны алтарные композиции того же времени — «Семь спящих отроков Ефесских», «Сорок севастийских мучеников», «Поклонение волхвов» и другие. Затем Успенский собор был расписан в 1513-1515 годах. В 1642-1643 годах эту роспись сбили со штукатуркой, предварительно сняв «переводы», и артель из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым выполнила существующую стенопись.

Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.

Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года. Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве.

Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение семи Вселенских Соборов в нижних ярусах стен. На западной стене храма традиционно расположена огромная композиция Страшного Суда. На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников.

Иконостас

Иконостас собора был создан в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий — ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа. В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе.

В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа. Главным является Деисисный чин, напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.

Паломнику

Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00.

В период c 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00.

Выходной день — четверг.

Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади дает право осмотра Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов, церкви Ризположения, Патриарших палат с церковью Двенадцати апостолов, экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» в подклете Благовещенского собора, экспозиции выставки русской деревянной скульптуры в крытой галерее церкви Ризположения, экспозиции посвящённой Вознесенскому монастырю в южной пристройке Архангельского собора.

Стоимость билета (без предоставления скидок) — 500 руб.

Стоимость билета для российских студентов дневной формы обучения и пенсионеров (при предъявлении соответствующих документов) — 250 руб.

Бесплатно архитектурный ансамбль и выставки посещают:

Лица до 16 лет, вне зависимости от гражданства; члены многодетных семей; лица, получающие пенсию по потере кормильца; инвалиды I и II групп; дети — инвалиды детства; дети, находящиеся на попечении государства (дети — сироты); участники ВОВ и приравненные к ним категории; музейные сотрудники (РФ и СНГ); служители культа (РФ и СНГ); члены Общества Друзей Музея; военнослужащие срочной службы. Лица не достигшие 18 лет — каждый второй вторник календарного месяца.

Билеты можно приобрести:

— Онлайн на сайте музея, кроме льготных и бесплатных;

— в кассах в Александровском саду с 9:30 до 16:30.

В период c 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 16:30. Выходной день — четверг.

— экскурсии в сопровождении экскурсовода музея.

Любительская фотосъёмка и видеосъёмка в музеях-соборах запрещена.

Внимание! Посещение Оружейной палаты осуществляется по отдельному билету.

Иконы

Собрание икон XII-XVII веков в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и веков, другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Можно отметить древнейшую русскую икону – двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка «Богоматери Владимирской», храмовый образ «Успение», «Предста царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие. С именем святителя Петра Московская связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская,» которую по преданию написал он сам, и которая впоследствии хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь.

Престольные праздники

Успение Пресвятой Богородицы

Димитрий Солунский, великомученик

Похвала Пресвятой Богородицы

— Cуббота пятой недели Великого поста (придельный)

Петр и Павел, первоверховные апостолы

— 12 июля (придельный)

Усыпальница

С 1326 года, когда в недостроенном храме был погребен митрополит Петр, собор служил усыпальницей русских первосвятителей.

Всего в соборе 19 гробниц. С конца XVI века над гробницами стали устанавливать кирпичные надгробия с белокаменными эпитафиями, а в начале века надгробия заключили в металлические чехлы. Захоронения святых иереев выделены высокими шатрами – сенями.

Мощи московских чудотворцев Петра (+ 1326), Ионы (+ 1461), Филиппа (+ 1569) и Ермогена (+ 1612), покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках – мощехранительницах.

В усыпальнице собора были погребены [2]:

  • Феогност (+ 1353)
  • Киприан (+ 1406)
  • Фотий (+ 1431)
  • Филипп I (+ 1473)
  • Геронтий (+ 1489)
  • Симон (+ 1511)
  • Макарий (+ 1563)
  • Иов (+ 1607)
  • Филарет (+ 1633)
  • Иоасаф I (+ 1640)
  • Иосиф (+ 1652)
  • Иоасаф II (+ 1672)
  • Питирим (+ 1673)
  • Иоаким (+ 1690)
  • Адриан (+ 1700)

Царское моленное место

Царское моленное место – Мономахов трон – было создано в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры – изображения фантастических хищных зверей.

Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий – шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
  • Страница сайта Государственного историко-культурного музея заповедника Московский Кремль:
  • «Успенский Патриарший собор в Кремле», страница сайта Русское Православие
    :
  • Сергиевская И. Г. «Пантеоны Кремля». Серия «Величайшие некрополи мира» М., Изд-во «Эксмо», 2013, С. 16.

[1] «Молебен перед мощами святителя Тихона предварил открытие Архиерейского Собора Русской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 29 ноября 2021,

[2] Сергиевская И. Г. «Пантеоны Кремля». Серия «Величайшие некрополи мира» М., Изд-во «Эксмо», 2013, С. 16.

[3] «Протопресвитер Василий Иванович Платонов», биографическая энциклопедия

Источник: vericon.ru

Успенский Собор Московского Кремля: архитектор, создание, история

Успенский собор, находящийся на территории Московского Кремля и построенный по проекту архитектора Аристотеля Фиораванти, несколько веков является культурным и государственным центром страны. В нем венчали на царство и отказывались от престола, присягали на верность Отечеству, читали молебны перед и после военных походов.

Лучшие мастера вкладывали душу в строительство и украшение собора, здесь хранились и продолжают храниться наиболее чтимые святыни.

Адрес Успенского собора Московского Кремля

Успенский собор находится на Соборной площади с ее северной стороны.

Успенский Собор Московского Кремля: архитектор, создание, история

Точный адрес: Россия, город Москва, улица Манежная, 2/10с2. Координаты: 55.750942, 37.616842.

История собора

Собор, который существует сегодня, не является копией первого Успенского храма.

Первое здание собора

Успенский Собор в Москве на кремлевском холме был заложен в 1326 г. митрополитом Петром и князем Иваном Даниловичем Калитой. Церковь в честь Успения пр. Богородицы возводилась по проекту неизвестного архитектора.

Первоначально это был небольшой по размеру одноглавый храм. С трех сторон к нему примыкали высокие пристройки (притворы), а украшением стен служили резные пояса из белого камня.

Успенский Собор Московского Кремля (архитектор первого здания не известен) с южной стороны, предположительно, имел придел во имя Димитрия Солунского, что могло быть напоминанием о церкви, находившейся ранее на этом месте.

Успенский Собор Московского Кремля: архитектор, создание, история

В 1329 г. к алтарю (с его северной стороны) был достроен придел Поклонения веригам апостола Петра, а в 1459 г. – придел Похвалы Богородицы, основанный в память об удивительном избавлении города от нашествия войск татарского хана Сеид-Ахмада.

Успенский собор, возведенный по проекту Аристотеля Фиораванти

Первое здание Успенской церкви простояло более 140 лет, однако к 1472 г. обветшавшее строение было разобрано по велению Ивана III. Сразу же после этого началось возведение нового храма.

Успенский Собор Московского Кремля (архитектор – Кривцов, соавтор проекта – Мышкин) через 2 года был почти готов, но в 1474 г. по необъяснимым причинам новое здание рухнуло. В качестве одной из версий, объясняющей разрушение, считается незначительное землетрясение.

Здание, которое ныне существует, было возведено Аристотелем Фиораванти, выдающимся болонским зодчим, которого Иван III специально пригласил после катастрофы для строительства Успенского собора. Фиораванти справился со своей задачей за 5 лет, и в августе 1479 г. новый собор был построен и освящен.

Через два года был готов 3-хярусный 8-метровый иконостас и несколько больших икон. Иконостас писали лучшие художники, возглавляемые известным иконописцем Дионисием.

Знаменитыми мастерами была изготовлена из драгоценных металлов церковная утварь, пелены и покровы расшиты драгоценными камнями и жемчугом. В этот же период (в 1513–1515 гг.) внутренние стены собора были украшены фресками, которые только частично уцелели до наших дней.

Пристенные позолоченные иконостасы из бронзы были установлены только в 1898 г.

Перестройки и обновления собора

Успенский Собор Московского Кремля (архитектором во время перестройки стал А. Фиораванти) за все время своего существования внешний облик почти не менял, хотя претерпел многочисленные ремонты и обновления.

XVII век

Форма кровель и глав была изменена вначале XVII в. Примерно в это же время переложили своды.

При Михаиле Федоровиче Романове Успенский собор частично перестраивался и заново расписывался. В 1642 г. по велению царя для росписи собора со всей страны собрали более 150 художников. Работой руководили государевы изографы Сидор Поспеев, Поисейны Иван и Борис. Основная часть фресок, дошедшая до сегодня, – это росписи, выполненные именно этими мастерами.

Успенский Собор Московского Кремля: архитектор, создание, история

Через 10 лет (в 1652–1653 гг.) в соборе устанавливают новый 5-ярусный иконостас высотой 16 м.

Он слагается из 70 икон:

  • в праотеческом ярусе располагаются образы праотцов и икона св. Троицы;
  • пророческий включает иконы с изображением пророков;
  • в праздничном отображены главные события, отображенные в Евангелие;
  • центром деисусного ряда выступает икона «Спаса Вседержителя»;
  • нижнего – икона Успения Богородицы.

На Царских вратах находятся образы Божьей Матери и архангела Гавриила.

Первоначально иконостас обрамлял серебряный оклад, но он не сохранился. Поэтому в XIX в. на основе сохранившихся фрагментов был изготовлен новый.

XIX век

На протяжении XVIII–XIX вв. внутреннее убранство собора неоднократно менялось. К этому периоду от первоначального внутреннего убранства сохранилось совсем немного: иконы со временем ветшали и заменялись новыми, фрески осыпались, многие произведения искусства потеряны при пожарах и войнах.

В ходе войны 1812 г. французами было разграблено драгоценное убранство собора. Были похищены оклады икон, дорогая церковная утварь. Часть награбленного удалось отбить у захватчиков.

Успенский Собор Московского Кремля: архитектор, создание, история

Из этого серебра по рисункам Карло Росси шведским мастером Гедлунгом была отлита великолепная люстра, для изготовления которой было израсходовано около 328 кг серебра. Паникадило названо «Урожай». Оно украшено литыми цветами лилии, лозами винограда и снопом колосьев.

Серьезные реставрационные работы прошли в конце XIX в., в ходе которых восстановили первоначальную форму оконных проемов, сняв наслоения штукатурки, обнажили белокаменную кладку, частично заменили старинную облицовку.

XX век

Восстановительные работы, начатые в 1910 г., принесли множество открытий. Под металлическими окладами и более поздними изображениями было открыто целое собрание старинных икон XII–XVII вв., принадлежащих мастерам всех известных школ и направлений. Среди обнаруженных икон есть работы византийских и балканских иконописцев.

Кроме этого, были обнаружены фрагменты первоначальной росписи. Так, Е. И. Брягин в ризнице в 1914 г. нашел древнюю фреску «Поклонение волхвов». На стене жертвенника реставраторами найдена старинная фреска «Три отрока в пещи огненной», в приделе Петра и Павла сохранились еще две оригинальные росписи.

Успенский Собор Московского Кремля: архитектор, создание, история

Через год после революции собор был закрыт. Последняя служба в нем прошла на Пасхальные праздники в 1918 г.

В 1955 г. собор начинает функционировать как музей. В связи с этим в 1960-х гг. начинается его реставрация, задачей которой является восстановление первоначальных росписей.

Успенский Собор Московского Кремля: архитектор, создание, история

Первые молебен и панихида за прошедшие 70 лет были отслужены в 1989 г. патриархом Пименом, а через год возобновились службы.

С 1992 г. богослужения проходят регулярно.

Внешняя отделка

Успенский Собор Московского Кремля (архитектор Фиораванти не менял проект во время реконструкций) практически сохранил свой первоначальный вид. Он имеет 4-угольную форму и сложен из небольших каменных блоков (внешне смотрится как монолит).

Все здание, кроме стен (они выложены из белого камня), построено из кирпича. Уплощенные апсиды скрыты за пилонами. Стены практически лишены украшений. Они разделены лопатками, образующими одинаковые по высоте и ширине прясла.

Свод, увенчанный 5-ю мощными главами, опирается на 4 колонны толщиной около 2 м. (придел во имя Петра и Павла располагается под северо-восточной главой собора, а предел в честь Похвалы Богородицы устроен под юго-восточной).

Над южным входом – образ Владимирской Богоматери, рядом с которой изображены архангелы Михаил и Гавриил. На внутренние двери входа, покрытые медными листами, нанесены библейские сцены и надписи на старославянском языке.

Успенский Собор Московского Кремля: архитектор, создание, история

Над северным входом находятся изображения Христа, Божьей Матери, Иоанна Предтечи и некоторых святых.

Успенский Собор Московского Кремля: архитектор, создание, история

Для входа в собор сейчас используется западное крыльцо. Дубовые двери входа датируются XIX в. От прежних росписей на сводах крыльца остались некоторые сцены из Апокалипсиса.

Внутреннее убранство

Существующий вид Успенский собор приобрел в середине XIX в. Внутреннее пространство храма не затеснено столпами, а своды подняты на одну высоту, что дает ощущение просторного зала. Приделы расположены в алтарной части собора.

Престол Успения Богородицы – главный.

Еще есть 3 боковых придела.

  • Придел Петра и Павла находится с северной стороны за главным иконостасом.
  • Придел Димитрия Солунского. Он расположен с южной стороны за иконостасом. Здесь, предположительно, находится захоронение брата Ивана Калиты, Дмитрия Даниловича, старейшее в Москве (1325 г.).
  • Похвалы Богоматери располагается в восточной части в помещении третьего яруса.

Успенский Собор Московского Кремля: архитектор, создание, история

Для росписи собора характерна продуманность. В сводах глав помещены различные образы Бога. Под главным куполом находится изображение Христа Вседержителя, под четырьмя другими – Спас Эммануил, Господь Саваоф, Спас Нерукотворный и образ Богоматери.

Верхние ярусы занимают иллюстрации Евангелия, нижние – житие Богоматери. На столпах, поддерживающих своды, находятся изображения более 140 мучеников.

Успенский Собор Московского Кремля: архитектор, создание, история

У северной стены располагается изображение христианского святого Алексия, человека Божьего. Это одна из лучших фресок алтарной преграды. Всего роспись собора насчитывает 249 различных сюжетов и 2066 отдельных фигур.

Исторические реликвии

Напротив иконостаса находятся сразу три реликвии: Мономахов трон, Патриаршее и Царицыно молельные места.

Мономахов трон

Он был установлен в 1551 г. Иваном Грозным.

Успенский Собор Московского Кремля: архитектор, создание, история

Такое название трон получил потому, что его украшают изображения Владимира Мономаха и сцены из его жизни, например, как князь получает знаменитую шапку Мономаха.

Царицыно молельное место

Предназначалось для царицы. Здесь она находилась во время службы. С трех сторон трона изображены сцены Рождества Богоматери, Христа и Иоанна Предтечи.

Успенский Собор Московского Кремля: архитектор, создание, история

На внутренней обивке вышит двуглавый орел с гербами русских городов на крыльях и гербом Москвы на груди.

Патриаршее место

Здесь молились митрополиты и патриархи в то время, когда сами не совершали службу.

Читайте также:  Как использовать эпоксидную смолу в строительстве

Успенский Собор Московского Кремля: архитектор, создание, история

Выполнено в виде каменного шатра, обитого красным бархатом.

Иконы

В Успенском соборе хранится богатейшее собрание икон XII–XVII вв.

  • Слева от Центральных врат главного иконостаса размещается список с Чудотворной Владимирской иконы. Он полностью повторяет оригинальный образ и оклад. Считается, что оригинальная икона была написана еще при жизни Богородицы евангелистом Лукой. Однако, по мнению специалистов, образ создавался уже в XII в. (хотя он тоже может быть списком с более древней оригинальной иконы).
  • Чудотворный образ Всемилостивого Спаса на престоле находится справа от Царских ворот. Доска, на которой была написана икона, датируется XI в.
  • Список с чудотворной иконы Тихвинской Богоматери находится над южными дверьми алтаря.
  • Рядом находится еще одна древняя икона «Предста Царица», написанная, предположительно, в XIV в. одним из сербских иконописцев.
  • Над входом в придел Дмитрия Солунского размещена икона Спаса Вседержителя, которая создавалась специально для Успенского собора еще при Иване Даниловиче Калите.
  • В приделе Петра и Павла хранится редчайшая каменная икона Георгия Победоносца.

Усыпальница

В декабре 1326 г. здесь был похоронен основатель собора митрополит Петр. После этого храм становится усыпальницей. Последнее захоронение датируется 1700 г. (последним здесь был похоронен св. Адриан, в 1721 г. патриаршество упразднили).

Здесь похоронены многие митрополиты и почти все патриархи Московские (всего в храме покоятся 10 митрополитов и 9 патриархов). Погребения расположены под полом вдоль стен слева направо в хронологическом порядке (то есть по порядку правления). Над ними установлены надгробия, украшенные резными досками из белого камня.

Успенский Собор Московского Кремля: архитектор, создание, история

Гробницы наиболее почитаемых святителей размещены по углам собора и в алтаре.

В деревянных раках находятся мощи московских чудотворцев.

  • В приделе апостолов Петра и Павла слева от алтарной преграды хранится серебряная рака основателя собора митрополита Петра, умершего в декабре 1326 г. и похороненного в Успенском соборе. Рака устроена при Александре I в 1819 г.
  • Рака с мощами св. Гермогена хранится в бронзовом шатре, расположенном у западной стены собора.
  • Мощи святителя Ионы находятся в северо-западном углу собора.
  • Рака с мощами св. Филиппа находится у южного входа у иконостаса.

Расписание служб

Регулярные богослужения проходят в соборе с 1992 г. Они проводятся в дни памяти святителей, покоящихся в соборе, и в дни больших церковных праздников (Успения Богородицы, на Рождество и Пасху). Однако попасть на службу можно только по специальному приглашению, полученному от Московской патриархии.

Кроме этого, в день Кирилла и Мефодия ежегодно совершается крестный ход. В обычные дни Успенский собор открыт для посещения в то же время, что и другие достопримечательности Кремля.

Интересные факты о соборе

В ризнице Успенского собора хранится яшмовый сосуд для драгоценного мирра, предназначенный для коронования русских царей. Он, согласно легенде, принадлежал римскому императору Августу. Из Рима сосуд попала в Византию, а оттуда император Алексей I Комнин отправил его в дар Владимиру Мономаху.

Интересные исторические факты

Интересные факты про собор:

  • В 1395 г. впервые в Москву в Успенский собор была доставлена древняя чудотворная икона Владимирской Богоматери. Это было связано с угрозой нашествия на город войск Тамерлана. Вскоре после этого он внезапно отступил.
  • В связи с военными действиями хана Ахмата (1480 г.) в соборе перед Владимирской иконой Богоматери отслужили молебен, после чего татары ушли без сражения.
  • Также без боя в 1521 г. после молебна, совершенного в Успенском соборе перед Владимирской иконой, ушел из-под Москвы крымский хан Магмет Гирей.
  • В соборе венчались на царство Иван III, его внук Дмитрий Иванович, Иван IV, Борис Годунов, Михаил Федорович Романов и последний российский царь Николай II.
  • Здесь же царевич Алексей Петрович отрекся от престола, а в марте 1861 г. был оглашен манифест об отмене крепостного права.
  • Именно в Успенском соборе Лев Толстой был отлучен от Церкви (акт об отлучении здесь был зачитан в феврале 1903 г.).
  • Одна из легенд гласит, что зимой 1941 г., когда враг уже стоял у московских границ, Иосиф Виссарионович Сталин отдал приказ тайно в Успенском соборе отслужить молебен о спасении страны от фашистских захватчиков.

Информация для посетителей

Вход на территорию музейного комплекса только по билетам. Билет позволяет осмотреть достопримечательности Соборной площади. Сюда входят 3 собора (в том числе Успенский), 2 церкви и Патриаршие палаты.

Билеты

Билеты продаются в Александровском саду, при входе в музей или на его сайте.

Успенский Собор Московского Кремля: архитектор, создание, история

Стоимость билета:

Правила посещения

Не разрешается:

  • фото- и видеосъемка;
  • проход с животными;
  • посещение с громоздкими предметами (сумками, различными средствами передвижения и тому подобное).

Примечание. Проход с детскими колясками разрешен.

Время работы

Музей Кремля работает:

  • с 9 до 17 ч. (с середины мая до 1 октября);
  • с 9 ч. 30 мин. до 16 ч. 30 мин. (в остальное время года).

Четверг – выходной.

Контакты

Уточнять необходимую информацию следует по телефонам:

  • +7 (495) 69-70-349;
  • +7 (495) 69-54-146;
  • +7 (495) 69-57-927;
  • +7 (495) 69-54-18.

Как добраться

Добраться до собора можно на метро, автобусе или такси:

Ближайшие станции метро Ближайшие автобусные остановки
Название Расстояние Название Расстояние № маршрутов
Александровский сад 910 м Красная площадь 750 м м5, 158
Большой Каменный мост 950 м м3, 255 (до 21.30)
Библиотека имени Ленина 990 м Метро «Библиотека имени Ленина» 1,1 км м2, м7, ночной н2
Боровицкая площадь 1,2 км м27, м2, м3
Манежная площадь 1,2 км м27,101, 144, 158, м5, 904, м10, м3, ночные: н1, н2, н11, н12
Охотный Ряд 1 км

Посещение Кремля, прогулка по его обширной территории площадью 27 гектаров и экскурсия по кремлевским соборам, созданным известнейшими архитекторами своего времени, станут незабываемыми не только для гостей столицы, но и для самих москвичей.

Но сердцем Кремля, все-таки был и остается Успенский собор Москвы – место, где, можно почувствовать столько духовности, восхищения и величия, пожалуй, как нигде в России.

Источник: touristam.com

Успенский собор Московского Кремля

Фото Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор расположен на территории Московского Кремля. Это величественное здание объединяет сразу несколько ролей и функций: православного храма, памятника истории и архитектуры, некрополя и туристической достопримечательности Москвы. На протяжении нескольких столетий он имел огромное значение для всей страны, но и сегодня сохраняет важную роль. Ниже вы можете ознакомиться с описанием Успенского собора, его историческим прошлым и интересными подробностями относительно внешнего и внутреннего убранства.

История возведения собора

Успенский собор Московского Кремля

Выше было отмечено, где находится храм: на территории Кремля, а если точнее, на Соборной площади. Это сердце Московского Кремля, где собрались его главные архитектурные памятники: Благовещенский и Архангельский собор, колокольня, Грановитая палата и др. Но, бесспорно, доминирует над ансамблем площади величественный и монументальный Успенский собор высотой 49 м.

Год создания

Рисунок Успенского собора в XV веке

История храма насчитывает без малого семь столетий. Начало строительству первого собора было положено в 1326-м. Всего год спустя состоялось его освящение во имя Успения Пресвятой Богородицы.

В 1470-м произошел крупный пожар на территории Кремля. Храму был нанесен урон, и он был перестроен. Однако возгорание было не столько причиной, сколько поводом для реставрации. Москва в то время стремительно преображалась, становясь главным духовным и политическим центром государства. А значит, ей полагался и собор, соответствовавший новому статусу.

Средства на постройку собирались с добровольных пожертвований прихожан, а монастыри были обложены податями.

Однако работы не были закончены. В 1474-м произошло землетрясение, которое в летописях того времени именовалось «трусом». В результате стены храма обрушились, и работы пришлось начинать сызнова. Спустя пять лет собор достроили и освятили; тогда он и приобрел облик, наиболее приближенный к современному.

Успенский собор в XIX веке

В 1547-м он снова пострадал во время пожара и был восстановлен. В 1624-м прошла реставрация с целью укрепления соборных сводов, угрожавших обрушиться. Через 20 лет на стены были нанесены новые росписи по образцам предыдущего столетия.

В течение XVII и XVIII столетий храм еще несколько раз становился жертвой огня и каждый раз бережно восстанавливался. В 1812-м он был основательно разорен французами, но часть ценностей позже удалось вернуть. В XIX в. он еще несколько раз проходил восстановительные работы.

Фото Успенского собора Московского Кремля XX век

В октябре 1917-го собор сильно пострадал во время перестрелки между юнкерами и красногвардейцами. Последнее богослужение прошло по случаю Пасхи в 1918-м, затем церковь была закрыта – вместе с тысячами других по всей стране. После ВОВ собор был отреставрирован, а через десять лет открыт в качестве музея.

После распада СССР храм вошел в состав музейного комплекса «Московский Кремль». Очередная реставрация началась в 2017-м.

При каком царе был построен

Основной вход в Успенский собор Московского Кремля

Когда был заложен Успенский собор, князем Московским был Иван Калита, а основателем считается митрополит Пётр. После пожара в 1470-м закладка нового собора произошла при князе Иване III Васильевиче. Внутри строящегося храма была оборудована маленькая деревянная церковь, в которой состоялось венчание великого князя с Софьей Палеолог. При Иване III произошло и восстановление собора после землетрясения.

Стоит отметить, что Успенский собор всегда играл ключевую роль в жизни русских царей. При московских князьях здесь проходили венчания на престол. В 1613-м в этом храме прошел Земский собор, избравший новым царем юного Михаила Федоровича Романова. В 1721-м Петр I сделал собор местом коронации императоров. Здесь же совершались церемонии бракосочетаний.

Архитектор

Успенский собор на ясном небе

Неизвестно, кто заложил первый собор в 1326-м. После пожара в 1470-м проект разработки нового храма был поручен зодчим Кривцову и Мышкину, а надзирали за работами бояре из рода Ховриных и купец Василий Ермолин.

Когда недостроенный собор был разрушен землетрясением, князь Иван III пригласил итальянского архитектора Аристотеля Фьораванти. Он родился Болонье и принадлежал к семье потомственных архитекторов. Он быстро прославился на родине в качестве зодчего и инженера, позже отправился в Венгрию ко двору короля Матьяша Корвина, где участвовал в строительстве мостов через реку Дунай.

Успенский собор Московского Кремля вид сверху

Затем Аристотель вернулся в Италию. В 1473-м произошло неприятное событие: его ложно обвинили в сбыте фальшивых монет и взяли под арест. Через год к нему обратился посланный от князя Ивана III с предложением поработать в России над восстановлением рухнувшего после землетрясения Успенского собора. Архитектор принял предложение и в 1475-м прибыл в Московское княжество.

Фьораванти разработал проект нового храма из белого камня и кирпича. Говоря об архитекторе Успенского собора, называют обычно именно его. А в 1481-м над росписями храмовых стен трудился со своими учениками иконописец Дионисий.

Архитектурный стиль

Архитектурный стиль собора

Первый собор Успения Богородицы представлял собой трехапсидный храм, сложенный из белого камня. Венчал его единственный купол. С тех пор сооружение претерпело значительные изменения.

Храм построен в стиле русской архитектуры. Это пятиапсидный собор, разделенный на 12 квадратов, над которыми располагаются крестовые своды, сложенные из кирпича. В облике фасадов выделяются прясла (участки стен между двумя башнями), разделенные лопатками. Верхняя и нижняя части фасада отделяются декоративным поясом.

Архитектура Успенского собора

Крестовые своды Успенского собора – новаторство Фьораванти, целью которого было расширить внутреннее пространство. В центральной и западной части храма построены столпы, придающие легкость и завершенность.

Что находится внутри собора

Над созданием внутреннего облика храма испокон веков трудились лучшие иконописцы и художники. После их работу бережно восстанавливали реставраторы. Главные сокровища внутреннего убранства – великолепный иконостас и настенные фресковые росписи.

Иконостас

Иконостас Успенского собора Московского Кремля

Успенский собор Кремля по праву гордится богатым собранием икон, оправленных в драгоценные металлы. В высоту пятиярусный иконостас насчитывает 16 м, поднимаясь к самым сводам храма. Создан он был в 1652-м по распоряжению московского патриарха Никона. Всего было написано 69 икон, над которыми трудились лучшие иконописцы из Ярославля, Осташково и Костромы. В свете свечей иконостас сверкает позолотой, создавая ощущение богатства и пышности.

Изображения святых в Успенском соборе Кремля

По традиции, верхний ярус иконостаса праотеческий. Здесь расположены иконописные изображения ветхозаветных святых – праотцов, написанных в полный рост; размещена икона Святой Троицы. Ниже идет пророческий ряд, включающий 17 икон. В третьем ряду, праздничном, расположены иконы, посвященные значимым православным праздникам: «Благовещение», «Крещение», «Вход в Иерусалим».

В деисусе идут иконы с изображениями святых на Страшном Суде и «Спас Вседержитель». В местном (нижнем) ряду можно видеть икону «Спас Ярое Око».

Иконы Успенского собора

Важный элемент внутреннего убранства – царское место, расположенное возле иконостаса. Оно представляет собой шатер из липы и ореха. Его высота составляет 6 м, он украшен изображениями птиц, цветов и опирается на фигуры животных. Построено царское место было по велению Ивана Грозного.

Фрески

Нельзя сказать с уверенностью, чьей рукой были созданы фрески Успенского собора. Но учитывая, что оформление внутреннего убранства было предоставлено Дионисию, он же, вероятно, и трудился со своими учениками над созданием фресок на алтарной перегородке в 1480-х гг. Частично эти изображения уцелели до нашего времени.

Фрески Успенского собора

Уже в начале следующего столетия князь Василий III приказал целиком расписать собор изнутри. Однако вспыхнувший в 1626-м пожар уничтожил фрески практически полностью. В 1642-м уже при Михаиле Федоровиче были нанесены новые настенные росписи. Для работы были приглашены лучшие живописцы из разных городов. В их числе были Паисеины, Поспеев, Матвеев и Савин.

Работы продолжались несколько месяцев. Было создано 249 композиций на основе изображений XVI в. и более 2 тыс. фигур. В работе мастера совмещали технику фрески и темперы (водяные краски, созданные на основе порошковых красителей).

Фрески и иконы Успенского собора

Изображения можно охарактеризовать как продуманные и тщательно построенные. В главах расположены образы Бога, в верхних участках стен – сцены из Евангелия, ниже – сцены жития Богородицы. Западную стену украшает внушительная фреска «Страшный суд». На столпы нанесены образа мучеников.

Фото изнутри

На фотографии можно увидеть, как выглядит Успенский собор внутри.

Успенский собор Московского Кремля внутри

Аркатурный пояс: внешнее убранство

При строительстве Успенского собора Аристотель Фьораванти в качестве образца для подражания взял одноименный собор города Владимира. Архитектор отошел от привычной крестово-купольной формы, построив так называемый зальный храм, где все части внутреннего пространства обладали равной величиной.

Внешнее убранство Успенского собора Московского Кремля

Храм увенчан пятью шлемовидными куполами. Один более высокий окружен четырьмя пониже: символ Христа и четырех апостолов-евангелистов. Центральная главка не только выше, но и обнесена дополнительной стеной. По легенде, в ней был оборудован тайник, где прятали драгоценности царской казны в случае угрозы разграбления города.

И с южной, и с северной стороны собора располагались парадные входы. Южная, восточная и северная стены украшены росписями, ведущими свою историю с XV столетия.

Фрески у фхода в Успенский собор

Одна из наиболее примечательных особенностей внешнего убранства храма – декоративный аркатурно-колончатый пояс, акцентирующий горизонтальное деление прясел. Он состоит из ряда узких маленьких полуколонн, выступающих из толщи стены. Каждый сегмент пояса посередине разделяется узким окном.

Кто погребен в стенах храма

Стены Успенского собора в Мгскве

В Успенском соборе также оборудован древний некрополь – место захоронения. В нем планировалось хоронить лица, наделенные духовной и светской властью. В 1333-м был построен Архангельский собор. С того момента в соборе Успения хоронили только представителей высших церковных чинов.

Основная масса захоронений расположена под полом храма и обозначена небольшими плоскими памятниками. На некоторых надгробиях сохранились эпитафии. Одно из наиболее известных захоронений собора – прах его основателя митрополита Петра. Из Московских патриархов здесь покоятся останки Иова, Гермогена, Филарета, Иоакима, Адриана и др.

Расписание богослужений

Храм и по сей день сохраняет свое назначение и является действующим. Но ввиду значительной архитектурной ценности и статуса службы в нем проводятся лишь по важным церковным праздникам, таким как Успение Богородицы. Попасть на богослужение можно только по приглашению. А для осмотра туристами собор открыт в качестве музея ежедневно (за исключением четверга). Попасть внутрь можно с 10:00 до 17:00.

Источник: topgid.net

Рейтинг
Загрузка ...