Разрешение на строительство объекта капитального строительства это

Разрешение на строительство дома

Разрешение на строительство, в т.ч. разрешение на строительство жилого дома, ─ это документ, дающий застройщику право осуществлять строительство и реконструкцию объекта капитального строительства.
Разрешение на строительство требуется не всегда. Его не нужно получать для строений и сооружений, не являющихся объектами капстроительства, вспомогательных построек, а также при изменении объектов капитального строительства или их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности, установленные градостроительным регламентом. Без разрешения можно выполнять капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Разрешение на строительство дома и земельный участок

Для того чтобы построить дом, нужна земля. На технологию строительства влияют рельеф, состояние грунтов, уровень подземных вод. Юридическая возможность строительства зависит от категории земель и вида разрешенного использования.
Если строительство жилого дома запланировано на землях сельскохозяйственного назначения, земельный участок можно перевести в более «удобную» для строительства категорию. Получение разрешения на строительство станет намного более сложной, а порой и вовсе неразрешимой задачей, если строить предполагается на землях особо охраняемых территорий или землях промышленности, энергетики, транспорта и др.
Законодательство разрешает строить жилой дом на дачном участке, расположенном в границах населенного пункта, но запрещает делать это на садовом или огородном участках. Впрочем, сегодня на дом, построенный на участке, предназначенном для садоводства, можно зарегистрировать право собственности и даже прописаться в нем (правда, по суду). Причина ─ Постановление Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан».
Что касается «дачной» земли, то в соответствии с частью 17 статьи 51 «Разрешение на строительство» Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) от 29.12.2004 № 190-ФЗ разрешение на строительство дачного дома, равно как и разрешение на строительство садового дома, не нужны.
Зарегистрировать права на дом, расположенный на участке, предназначенном под ИЖС, до 1 марта 2015 года можно без разрешения на строительство, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В пункте 4 статьи 25.3 Федерального закона от 21. 07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» об этом сказано: «До 1 марта 2015 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается, и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства».

Кто выдает разрешение на строительство дома

Выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию относятся к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, расположенных по месту нахождения земельного участка, на котором будет вестись строительство. А конкретно:

  • для объектов на территориях поселений ─ к полномочиям органов местного самоуправления поселений;
  • для объектов на соответствующих межселенных территориях ─ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов;
  • для объектов на территориях городских округов ─ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.

В случае если разрешение на строительство объекта капитального строительства выдано до дня ввода в действие Федерального закона от 18.07.2011 № 224-ФЗ иными исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, чем предусмотренные в ныне действующем ГрК РФ, оно признается действительным. А разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство.

Получить разрешение на строительство дома: документы и процедура

Застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Непосредственно или через многофункциональный центр.
Документы, предусмотренные частями 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ, могут быть направлены в электронной форме.

Упрощенный порядок

Для тех, кто строит индивидуальный жилой дом (до трех этажей, для проживания одной семьи), получение разрешения на строительство дома сопряжено с подачей всего трех документов. Об этом указано в части 9 статьи 51 «Разрешение на строительство» ГрК РФ: «Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

  1. правоустанавливающие документы на земельный участок;
  2. градостроительный план земельного участка;
  3. схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства».

Правоустанавливающим документом на земельный участок может быть постановление о выделении участка, свидетельство о его регистрации или иной документ.
Если права на участок зарегистрированы, а застройщик не представил соответствующие документы самостоятельно, – уполномоченный на выдачу разрешения властный орган может запросить их там, где указанные документы находятся в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
Схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства застройщик может оформить самостоятельно в виде условной схемы расположения будущего дома на участке, отметив предполагаемую область застройки на копии с кадастрового паспорта участка.

Подробнее о градостроительном плане

В Решении Верховного суда Российской Федерации от 14.05.2012 г. № АКПИ12-290 сказано: «…выдача градостроительного плана является государственной услугой, которая осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления по запросу заявителя на основании документов и информации, находящейся в распоряжении указанных органов, при этом орган местного самоуправления не наделен полномочиями требовать представления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих личность заявителя».
К этому же вопросу была вынуждена обратиться Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, результатом чего стало Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27.03.2013 г. № 6-КГ12-11., в котором указывается: «…подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа».
В соответствии с частью 17 статьи 46 ГрК РФ, в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, последний в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет его подготовку, утверждает и предоставляет заявителю без взимания платы.
Из этого следует, что для получения градостроительного плана достаточно заявления о его выдаче. Хотя как показывает опыт, на местах случаются «перегибы», и застройщику предлагают собрать и принести достаточно внушительный список документов.

Обычный порядок

В общем случае, оформление разрешения на строительство дома требует подачи куда более внушительного списка документов, в который входят:

  • правоустанавливающие документы на земельный участок;
  • градостроительный план земельного участка;
  • материалы, содержащиеся в проектной документации:

— пояснительная записка;
— схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
— схемы, отображающие архитектурные решения:
— сведения об инженерном оборудовании;
— проект организации строительства объекта капитального строительства;
— проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

  • требуемые законом положительные заключения экспертизы проектной документации.
  • разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, если таковое было предоставлено;
  • согласие всех правообладателей объекта капитального строительства ─ в случае реконструкции такого объекта (например, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для реконструкции многоквартирного дома, или согласие всех собственников помещений, если в результате реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества);
  • копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, ─ в случае, если было представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

И в заключение необходимо отметить:

  • не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ;
  • разрешения на строительство, выданные физическим и юридическим лицам до введения в действие Градостроительного кодекса, признаются действительными.

Разрешение на строительство дома и проектная документация

Представлять в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство властный орган проектную документацию необходимо, если требуется получить разрешение на строительство многоэтажного дома. В случае если нужно разрешение на строительство индивидуального дома высотой до трех этажей, предназначенного для проживания одной семьи, делать это не обязательно, хотя застройщик вправе по собственной инициативе обеспечить ее подготовку.
Кстати, законодательством не предусмотрено никаких специальных послаблений для малоэтажного строительства. Так, не представив проектную документацию, нельзя рассчитывать получить разрешение на строительство многоквартирного дома, даже если речь идет о 2-квартирном одноэтажном доме. На это особое внимание обращено в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 24322-СК/08. (В сентябре 2014 года Указом Президента Российской Федерации Министерство регионального развития было упразднено, а часть его функций передана Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации). В нем, в частности, отмечено: «…по мнению Минрегиона России, объекты капитального строительства, предназначенные для проживания более чем одной семьи, не могут быть отнесены к объектам индивидуального жилищного строительства, и в отношении таких объектов не могут применяться законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, государственного учета и регистрации прав собственности объектов индивидуального жилищного строительства». А еще, «…в случае планируемого строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства с количеством этажей более чем три проектная документация должна разрабатываться».
А это значит, что и разрешение на строительство малоэтажного дома любой этажности с числом квартир две и более, и разрешение на строительство загородного дома для проживания одной семьи, но высотой от четырех этажей, включая подземные, потребует подготовки проектной документации.

Разрешение на строительство дома: форма и срок действия

В части 16 статьи 51 ГрК РФ сказано: «Форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».
Правительство РФ в Постановлении от 24.11.2005 г. № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» утвердило соответствующие формы. С формой разрешения на строительство можно ознакомиться по этой ссылке.
Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на строительство дома ИЖС выдается на десять лет.
Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется. Физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка. Т. е. за исключением некоторых случаев разрешение на строительство (в т. ч. разрешение на строительство частного дома) не привязано к конкретному лицу, а действует в отношении участка в целом.
Вопрос, интересующий многих: разрешение на строительство дома ─ цена вопроса. Выдача разрешения на строительство осуществляется без взимания платы.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
«Преступление и наказание»
Существует мнение, что, если строить частный дом, разрешение на строительство не столь уж обязательно. Или, в крайнем случае, можно будет затем получить «разрешение» на строительство построенного дома. Особенно велик такой соблазн, если стройка находится не на виду у проверяющих органов, и получено неофициальное разрешение соседей на строительство дома, которые точно не будут писать жалобы «куда следует».
Но зачастую единственным способом узаконить существование построенного без разрешения дома остается решение суда со всеми вытекающими последствиями.
Кроме того, необходимо учитывать, что за осуществление строительных работ без наличия разрешения на строительство там, где оно требуется, закон предусматривает административную ответственность.
Часть 1 статьи 9.5. «Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию» Кодекса об административных нарушениях Российской Федерации исключает компромиссы, обещая нарушителям различные виды наказаний. Для граждан ─ административный штраф в размере от двух до пяти тысяч рублей. Для юридических лиц наказание более серьезное ─ от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Жизнь доказывает, всегда разумнее следовать закону, и не только потому, что преступивший его границы понесет наказание. Разрешение на строительство ─ один из способов законными методами регулировать застройку, в максимальной степени соблюдая интересы не только государства, но и общества в целом, и каждого из его членов в отдельности.

Читайте также:  Предельные параметры разрешенного строительства объекта капитального
Источник

Процедура получения разрешения на строительство

Единственным законным основанием для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, за исключением случаев, установленных Градостроительным кодексом РФ, является разрешение на строительство. Это не просто документ, дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, но и документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. В то же время отсутствует необходимость получать разрешение на строительство для благоустройства территории.

С 1 января 2010 г. не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

ГрК РФ четко разграничил полномочия органов различных уровней власти по выдаче разрешений на строительство.

Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

В качестве примера можно привести ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которой выдача разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе на ремонт и реставрацию, осуществляется:

— в отношении объектов культурного наследия федерального значения — федеральным органом охраны объектов культурного наследия или его территориальными органами либо в порядке, определяемом договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта РФ. Разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия выдает Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия;

— в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия — в порядке, установленном законом субъекта РФ или муниципальным правовым актом.

Согласно ст. 76 Кодекса торгового мореплавания РФ выдача разрешений на проведение строительных работ в порту осуществляется капитаном морского рыбного или торгового порта.

В остальных случаях разрешение на строительство выдается органами местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. В соответствии со ст. 8 ГрК РФ выдача разрешений на строительство на территории поселения или городского округа осуществляется соответственно органами местного самоуправления поселения или городского округа, на межселенных территориях — органами местного самоуправления муниципального района.

Из этого правила есть еще одно исключение: разрешение на строительство для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков, выдается соответственно уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Перечень таких объектов, для размещения которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков, определен ст. 49 ЗК РФ; к ним относятся: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы РФ; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов.

Градостроительный кодекс РФ установил исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка (формакоторого установлена Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. № 840);

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в установленных ГрК РФ случаях;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (если такое отклонение имеет место);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

Градостроительный кодекс РФ закрепил порядок действий органов, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, с момента поступления заявления о выдаче разрешения на строительство до момента выдачи такого разрешения. При этом установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым застройщику может быть отказано в выдаче разрешения на строительство: при отсутствии перечисленных выше документов, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Одним из оснований отказа в выдаче разрешения на строительство является несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. Подобная формулировка приводила к неоднозначному пониманию и позволяла трактовать ее таким образом, что это основание применимо и для случаев выдачи разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства. В целях устранения неоднозначного толкования норм ГрК РФ на практике п. 20 ст. 1 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» сделано уточнение: при поступлении заявления о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган должен проверять на соответствие требованиям градостроительного плана не проектную документацию, а схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта.

Важное значение имеет закрепление в ГрК РФ возможности выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции. При этом под этапами строительства, реконструкции следует понимать достаточно широкий круг работ. Это могут быть подготовительные работы, например связанные со сносом сооружения для нового строительства, или демонтаж отдельных конструкций при реконструкции, земляные работы по устройству котлованов, устройство фундаментов, строительство отдельных блоков объекта и т.д. Определить, что конкретно относится к этапу строительства, реконструкции, должно Правительство РФ, закрепив требования к составу и содержанию проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции.

Следует учитывать, что не во всех случаях можно допускать подготовку проектной документации на отдельные этапы строительства, а только при условии, что последующий этап не будет влиять на характеристики надежности и безопасности результатов работ, выполненных на предыдущих этапах строительства.

Также Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» введена обязанность органа, выдавшего разрешение на строительство, направить копию такого разрешения в соответствующий орган государственного строительного надзора.

Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 г. № 698 утверждена форма разрешения на строительство. Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на строительство утверждена Приказом Министерства регионального развития РФ от 19 октября 2006 г. № 120.

Градостроительный кодекс РФ значительно расширил перечень тех случаев, когда разрешение на строительство не требуется:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (сараи, бани, летние кухни, иные надворные постройки, теплицы, парники, навесы);

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Однако даже в тех случаях, когда разрешение на строительство не требуется, строительство или реконструкция не могут осуществляться хаотично, по собственному усмотрению застройщика. Прежде всего, любое строительство, реконструкция, ремонт должны осуществляться в соответствии с техническими регламентами (до их принятия строительными нормами и правилами и иными нормативными правовыми актами), а также градостроительными регламентами, в том числе предельными параметрами допустимого строительства.

Следует отметить, что перечень объектов, для строительства, реконструкции, капитального ремонта которых не требуется разрешение на строительство, указанный в ГрК РФ, не является исчерпывающим. Субъекты РФ могут определять и иные объекты, для строительства которых не требуется разрешение на строительство.

Градостроительный кодекс РФ отменил регистрацию органами местного самоуправления разрешения на строительство. В то же время он устанавливает обязанность застройщика в течение 10 дней передать в орган, выдавший разрешение на строительство, документы, необходимые для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (в дело о застроенных или подлежащих застройке земельных участках) (гл. 7 ГрК РФ).

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» указанный перечень документов был уточнен. Передаче подлежат не все материалы инженерных изысканий и не вся проектная документация, а только общие сведения об объекте, копии результатов инженерных изысканий и копии разделов проектной документации, имеющих наиболее важное общественное значение (мероприятия по охране окружающей среды, по обеспечению доступа инвалидов к объектам и т.д.), или копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Невыполнение этой обязанности приводит к тому, что застройщику будет отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию до того момента, пока указанные документы не будут переданы в орган, выдавший разрешение на строительство (ч. 7 ст. 55 ГрК РФ).

ГрК РФ закрепил, что разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. В связи с тем что для индивидуального жилищного строительства не разрабатывается проектная организация, а следовательно, и проект организации строительства, то в таких случаях разрешение на строительство выдается на десять лет. Разрешение на строительство может быть продлено на основании заявления заказчика. Но в целях пресечения возможных злоупотреблений со стороны застройщика в продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи заявления о продлении такого срока (т.е. не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения).

Аннулирование разрешения на строительство приводит к невозможности осуществления работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.

Источник

1.1. Порядок оформления разрешения на строительство

С проблемой оформления самовольного строения в настоящее время сталкиваются как граждане, так и юридические лица. Для оформления самовольного строительства действующее законодательство предъявляет определенные требования.

Читайте также:  Экономический расчет строительства объекта

Разрешения на строительство выдаются на основании и в порядке, которые предусмотрены статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.

Обращаясь к данной норме Закона, первоначальным документом, оформляемым до начала строительства, является проектная документация, которая разрабатывается специально уполномоченными на то учреждениями.

Обращаясь к Градостроительному кодексу РФ, необходимо отметить, что не только строительство, но и реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, их частей осуществляется на основании проектной документации.

Само по себе разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, в соответствии с которыми у застройщика появляется право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.

Таким образом, разрешение на строительство представляет собой единственное законное основание для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Соответственно любое строительство, реконструкция, капитальный ремонт, которые будут произведены без получения разрешения, представляют собой самовольное строительство, то есть устанавливают факт самовольной постройки.

Градостроительное законодательство выделяет земельные участки, на которые распространяется градостроительный регламент, и соответственно земельные участки, на которые не распространяется градостроительный регламент.

Разрешение на строительство, которое будет проходить на земельном участке, на который распространяется градостроительный регламент, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;

4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий;

3) утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий;

4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях;

6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов;

3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов;

4) утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов;

6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов.

Разрешение же на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Перечень таких земельных участков установлен в статье 36 Градостроительного кодекса РФ, к ним относятся:

— земли лесного фонда;

— земли водного фонда;

— земли, покрытые поверхностными водами;

— земли особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов);

— земли сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения,

— а также земельные участки, расположенные в границах особых экономических зон.

Разрешение на строительство выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.

Таким образом, законодательством четко определена процедура выдачи разрешений на строительство и разграничены полномочия органов различных уровней власти по выдаче разрешений на строительство.

Следует отметить, что разрешение на строительство для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков, выдается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Перечень таких объектов определен статьей 49 Земельного кодекса РФ, к ним относятся:

— объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

— объекты использования атомной энергии;

— объекты обороны и безопасности;

— объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

— объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

— объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы РФ; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

— объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;

— автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов.

Градостроительный кодекс РФ установил исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство.

Итак, к таким документам относятся:

1) заявление о выдаче разрешения на строительство;

2) правоустанавливающие документы на земельный участок;

3) градостроительный план земельного участка;

4) материалы, содержащиеся в проектной документации, а именно:

— схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

— схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

— схемы, отображающие архитектурные решения;

— сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

— проект организации строительства объекта капитального строительства;

— проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

5) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации;

6) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение);

7) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

Строительство объекта индивидуального жилищного строительства имеет свои особенности. Так, для получения разрешения на такой объект при подготовке схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта необходимо исходить из требований градостроительного плана земельного участка, а до утверждения формы градостроительного плана земельного участка Правительством РФ — руководствоваться действующими градостроительными и строительными нормами и правилами.

Кроме того, при этом получения архитектурно-планировочного задания и подготовки проектной документации не требуется.

Необходимо отметить, что Градостроительный кодекс РФ не устанавливает особых требований к оформлению схемы планировочной организации земельного участка. Она может подготавливаться в произвольной форме, но она должна быть выполнена в масштабе, позволяющем определить место размещения объекта, соблюдение красных линий, линий отступа от границ земельного участка и т.д.

Следующим этапом после сбора всех необходимых документов для получения разрешения на строительство является фактическое обращение в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

В свою очередь, уполномоченные органы исполнительной власти в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство должны:

1) провести проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) провести проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдать разрешение на строительство или отказывать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Следует отметить, что выдача разрешений на строительство производиться не только на самостоятельный объект строительства, но и на отдельные этапы строительства, реконструкции. В данном случае под этапами строительства, реконструкции следует понимать достаточно широкий круг работ, в которые могут входить подготовительные работы (например, связанные со сносом сооружения для нового строительства или демонтаж отдельных конструкций при реконструкции, земляные работы по устройству котлованов, устройство фундаментов, строительство отдельных блоков объекта и т.д.).

Таким образом, получение разрешения на выполнение отдельных этапов строительства, реконструкции должно осуществляться по процедуре, предусмотренной для получения разрешения на объект основного строительства. Следовательно, разрешение на выполнение отдельных этапов строительства, реконструкции производиться на общих основаниях.

Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Так, в связи с тем, что для индивидуального жилищного строительства не разрабатывается проектная документация, следовательно и проект организации строительства, то срок действия разрешения на строительство в таких случаях составляет 10 лет.

Кроме того, действие разрешения на строительство может быть продлено на основании заявления заказчика. При этом в целях пресечения возможных злоупотреблений со стороны застройщика в продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи заявления о продлении такого срока (то есть не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения).

Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется.

С 1 января 2010 года установлен запрет на выдачу разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки.

Запрет на выдачу разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки не будет распространяться, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливается градостроительные регламенты, и иные, предусмотренные федеральными законами случаи.

Особое внимание необходимо уделить случаям, когда в соответствии с Градостроительным кодексом РФ не требуется разрешения на строительство. Так, разрешение на строительство получать не требуется в случаях:

— строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

— строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

— строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

— изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

— в иных случаях, если в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

При получении разрешения на строительство застройщик в течение десяти дней обязан безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности следующие сведения:

— о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства;

— о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий;

— по одному экземпляру копий разделов проектной документации или один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Читайте также:  Все правила по строительству объектов связи

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен в судебном порядке.

Таким образом, если лицом, производящим строительство, не соблюдена процедура получения разрешения на строительство, постройка, осуществленная без соответствующих документов, будет признаваться самовольной.

Градостроительное законодательство устанавливает, что для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено выполнение инженерных изысканий, которое осуществляется на основании заявки застройщика или заказчика.

При проведении инженерных изысканий учитывается вид и назначение объектов капитального строительства, их конструктивные особенности, техническая сложность и потенциальная опасность, стадия архитектурно-строительного проектирования, а также сложность топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степень изученности указанных условий.

При проведении данных работ осуществляется государственная экспертиза соблюдения норм и ГОСТов при строительстве.

Кроме того, помимо государственной экспертизы, заказчик или застройщик может на основании договора, заключенного с аккредитованной специализированной организацией, проводить и негосударственную экспертизу.

Еще одним необходимым документом, который оформляет застройщик, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Данный документ удостоверяет:

— выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство;

— соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Значение разрешения на ввод в эксплуатацию достаточно велико, так как на основании этого документа производится постановка на государственный учет построенного объекта капитального строительства.

Источник

Получение разрешения на строительство

Согласно п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право проводить строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, их капитальный ремонт.

Строительство новых зданий, проведение строительных работ осуществляются на основании разрешительной документации. Вопросы, касающиеся строительной деятельности, регулируются Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ), Федеральным законом от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 18.12.2006; далее — Закон № 169-ФЗ) и иными нормативно-правовыми актами.

Пунктом 1 ст. 263 ГК РФ определено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права реализуются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

Таким образом, строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

Если строение, сооружение или иное недвижимое имущество создано на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо создано без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, то оно будет являться самовольной постройкой (ст. 222 ГК РФ). Лицо, осуществившее самовольную постройку, не имеет права распоряжаться данной постройкой, в том числе и сдавать ее в аренду (см. Постановления Апелляционной инстанции арбитражного суда Омской области от 10.10.2005 по делу № А-641/05, ФАС Московского округа от 17.03.2004 по делу № КГ-А40/1577-04).

Заказчик (застройщик) — гражданин или юридическое лицо, намеревающееся осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, — обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием (п. 1 ст. 3 Закона № 169-ФЗ).

Архитектурно-планировочное задание должно содержать положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях, требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства.

Основанием для выдачи архитектурно-планировочного задания являются заявка заказчика (застройщика) и документы, удостоверяющие его право собственности (право распоряжения) земельным участком, либо разрешение собственника земельного участка на проектирование на этом участке.

Разрешение на строительство не требуется, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций (п. 1 ст. 3 Закона № 169-ФЗ). Перечень объектов, для строительства которых не требуется разрешения на строительство, определяют органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно Примерному положению о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ (утв. Приказом Минстроя России от 03.06.1992 № 131; далее — Примерное положение) разрешение на выполнение строительно-монтажных работ (СМР) по объектам производственного и непроизводственного назначения выдается заказчику (застройщику) на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве (реконструкции, расширении) объекта. Разрешение выдается органами Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации (далее -Госархстройнадзор), а в городах и районах, где они отсутствуют, — органами архитектуры и градостроительства, при этом выдача разрешений на выполнение работ по сложным объектам производится с участием специалистов соответствующих территориальных органов Госархстройнадзора.

Разрешения на выполнение СМР подразделяются на два вида:

— на выполнение всех работ по объекту;

— на выполнение отдельных видов СМР: подготовительные работы, земляные работы по устройству котлованов, прокладка коммуникаций, устройство фундаментов (п. 4 Примерного положения).

Срок действия разрешения устанавливается инспекцией Госархстройнадзора исходя из периода времени, необходимого для строительства объекта или выполнения отдельных видов работ.

По истечении срока действия специального разрешения заказчик обязан продлить его в инспекции Госархстройнадзора в недельный срок. Разрешение подлежит продлению также в случае, если в течение одного года со дня выдачи разрешения выполнение СМР по объекту не началось (п. 5 Примерного положения).

При передаче права на строительство объекта другому инвестору, изменении организационно-правовой формы организации-заказчика или передаче подряда на строительство другой строительной организации разрешение подлежит перерегистрации в инспекции Госархстройнадзора в трехнедельный срок (п. 6 Примерного положения).

Главой III Примерного положения установлен перечень представляемых заказчиком документов и материалов.

Для получения разрешения на выполнение всех СМР по объекту заказчик представляет в инспекцию Госархстройнадзора следующие документы и материалы (п. 7 Примерного положения):

— заявление на получение разрешения по форме Приложения № 1 Примерного положения;

— проектную документацию (согласованную и утвержденную) в объеме, достаточном для оценки надежности и эксплуатационной безопасности объекта, а также генеральный план участка строительства;

— заключения экологической и государственной вневедомственной экспертизы и распорядительный документ об утверждении проектной документации;

— строительный генеральный план, согласованный с органами архитектуры и градостроительства, другими заинтересованными организациями;

— копию свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей;

— приказы заказчика, подрядчика и проектировщика о назначении на строительство объекта лиц, осуществляющих технический надзор, авторский надзор, ответственного производителя работ;

— прошнурованный журнал работ.

Кроме документов и материалов, указанных выше, инспекция Госархстройнадзора может дополнительно потребовать от заказчика:

— заключение органов охраны памятников истории и культуры о проведенных (в необходимых случаях) на участке предстоящего строительства исследованиях культурного слоя исторических населенных пунктов;

— заключение территориальной геологической организации об отсутствии или наличии на участке предстоящего строительства полезных ископаемых. При наличии полезных ископаемых на таком участке выдача разрешения на застройку производится в установленном законодательством порядке.

Порядок выдачи организации разрешения на выполнение СМР предусмотрен гл. IV Примерного положения.

Инспекция Госархстройнадзора в срок не более трех недель рассматривает представленные заказчиком документы и материалы и принимает решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения на выполнение СМР.

В случае положительного решения инспекция Госархстройнадзора выдает заказчику соответствующее разрешение за подписью начальника инспекции Госархстройнадзора и журнал работ с отметками о выданном разрешении.

Отказ в выдаче разрешения направляется заказчику в письменной форме с мотивированным объяснением причин принятого решения.

При повторном обращении заказчика инспекция Госархстройнадзора рассматривает вопрос о выдаче разрешения в срок не более семи дней с момента представления необходимых документов и материалов.

Копия выданного инспекцией Госархстройнадзора разрешения на выполнение СМР должна храниться на стройплощадке и предъявляться по первому требованию должностных лиц государственных надзорных органов.

Заказчик обязан уведомить инспекцию Госархстройнадзора о начале выполнения СМР на объекте в срок не менее чем за неделю до начала работ.

В процессе строительства заказчик информирует инспекцию Госархстройнадзора об изменении условий, на основании которых производилась выдача разрешения (замена производителя работ, лиц, осуществляющих технический и авторский надзор на объекте, существенные изменения проектных решений и т.д.).

Обратите внимание! За нарушение требований нормативных документов в области строительства ст. 9.4 Кодекса РФ об административных нарушениях (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ; далее -КоАП РФ) предусмотрена ответственность.

Нарушение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных и строительно-монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий влечет наложение административного штрафа:

— на граждан — в размере от 500 до 1000 руб.;

— на должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тыс. до 10 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— на юридических лиц — от 30 тыс. до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Еще более строгая ответственность предусмотрена за то же действие, которое затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения:

— наложение административного штрафа на граждан — в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб.;

— на должностных лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. руб.;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 тыс. до 30 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— на юридических лиц — от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Пунктом 1 ст. 9.5 КоАП РФ установлено, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство (в случае если для этого предусмотрено получение разрешений на строительство) влекут наложение административного штрафа:

— на граждан — в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб.;

— на должностных лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. руб.;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток;

— на юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн. руб. или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

При организации бухгалтерского учета операций, связанных с долгосрочными вложениями, организации руководствуются Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утв. Письмом Минфина России от 30.12.1993 № 160; далее — ПБУ по учету долгосрочных инвестиций) (см. Письмо Минфина России от 15.09.2005 № 07-05-06/243 «О бухгалтерском учете расходов организации и операций, связанных с долгосрочными вложениями») в части, не противоречащей более поздним нормативным документам по бухгалтерскому учету.

На основании п. 2.3 ПБУ по учету долгосрочных инвестиций плату за получение разрешения на выполнение СМР по объекту заказчик включает в стоимость этого объекта и отражает в бухгалтерском учете на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств».

Для целей налогообложения прибыли плата за получение разрешения на строительство включается у заказчика в стоимость объекта (ст. 257 НК РФ).

Заместитель генерального директора

ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» В.В.Семенихин

журнал «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве» № 2, 2008 г.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...