Разрешение на строительство обжалование

Право лица оспорить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа (далее — УФАС) во внесудебном порядке закреплено в ч. 3–16 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). Согласно этим нормам в структуре ФАС России создаются коллегиальные органы, которые, в частности, занимаются пересмотром актов УФАС по делам о нарушении антимонопольного законодательства (далее — АМЗ).

В законодательстве структура коллегиальных органов не раскрыта, указано лишь, что их состав утверждается руководителем ведомства.

Составы апелляционных коллегий формируются по правилам формирования комиссии ФАС России для рассмотрения антимонопольных дел (правила установлены в ст. 40 Закона о защите конкуренции), с учетом специфики того товарного рынка, на котором нарушения АМЗ были допущены. Пересматривать решения УФАС также может Президиум ФАС России, которому передаются наиболее существенные для дальнейшего развития практики дела.

Продление разрешения на строительство

Регулирование порядка подачи и рассмотрения жалобы в коллегиальные органы ФАС России на сегодняшний день фрагментарно и неподробно.

Какие акты антимонопольных органов можно оспорить

Решения и (или) предписания УФАС могут быть пересмотрены, если они нарушают единообразие в применении норм АМЗ. Следовательно, обжалованию по процедуре ведомственной апелляции подлежат лишь такие акты, в которых есть вывод о нарушении компанией АМЗ.

Акты, вынесенные в связи с нарушениями иного законодательства, например о закупках или о регулировании цен (тарифов), коллегиальными органами ФАС России не пересматриваются, если только в них не содержатся также выводы о несоблюдении норм АМЗ.

На практике в порядке ведомственной апелляции можно оспорить решения УФАС по нарушениям законодательства о торговой деятельности. Формально это регулирование не относится к АМЗ, но коллегиальные органы ФАС России в таких случаях принимают жалобы и выносят решения по существу. Примеры: уведомление о принятии к рассмотрению жалобы АО «Седьмой Континент» на Решение Ярославского УФАС от 20.03.2018 по делу о нарушении законодательства о торговле № 03-03/09-17; Решение ФАС России от 20.03.2018 № СП/21626/18.

Каковы требования к жалобе

Процедура обжалования в рамках ведомственной апелляции в общем виде закреплена Законом о защите конкуренции и Приказом ФАС России от 07.04.2016 № 422/16 «О порядке работы коллегиальных органов Федеральной антимонопольной службы».

Срок обжалования. Обжаловать акт УФАС можно на протяжении одного месяца со дня его принятия. Если заявитель не уложится в этот период, ФАС России вернет жалобу без рассмотрения по существу, но останется возможность оспорить решение УФАС в судебном порядке в пределах срока, установленного Законом о защите конкуренции. Действующее законодательство не предусматривает возможности продлить или восстановить пропущенный срок обжалования в «ведомственную апелляцию» даже по уважительной причине (см., например, Постановление 9-го ААС от 20.03.2017 по делу № А40-216779/2016).

УВЕДОМЛЕНИЕ О НАЧАЛЕ СТРОИТЕЛЬСТВА В СОЧИ 2022 | ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО

Податель жалобы. Закон о защите конкуренции позволяет подавать жалобу в ФАС России участникам дела о нарушении АМЗ. Однако, как свидетельствует практика, обратиться с жалобой может также тот, кто не привлечен к участию в первоначальном деле, если его права и интересы нарушаются оспариваемым актом. Этот вывод основан на том, что такое лицо изначально должно было быть привлечено к участию в рассмотрении дела (Постановление АС МО от 27.04.2017 по делу № А40-145056/2016). Если УФАС нарушило порядок его привлечения к участию в деле, это не может отрицательно сказываться на возможности такого лица подать жалобу.

Стратегия обжалования актов УФАС в порядке ведомственной апелляции

Каковы основания для отмены или изменения решения УФАС

Основанием для отмены или изменения актов УФАС в рамках ведомственной апелляции служит нарушение единообразия в применении норм АМЗ в силу ч. 11 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

В правоприменительной практике (Постановление АС МО от 27.10.2017 по делу № А40-210365/2016) справедливо отмечается, что ведомственная апелляция предполагает не повторное рассмотрение дела по существу, а изучение собранных УФАС доказательств и оценку его выводов на предмет соответствия требованию единообразия в применении АМЗ. Новые доказательства, которые не были предметом оценки УФАС, не должны приниматься и оцениваться.

Какие средства доказывания и доводы использовать

Для оценки решения УФАС на предмет единообразия в применении норм АМЗ рекомендуем использовать:

разъяснения Президиума ФАС России;

методические рекомендации ФАС России;

разъяснения ФАС России по вопросам применения АМЗ;

правоприменительную практику антимонопольного органа;

практику ведомственной апелляции ФАС России;

разъяснения уполномоченных органов государственной власти.

В текст жалобы следует включать те доводы, которые свидетельствуют о нарушении УФАС критериев единообразия.

1. Наличие либо отсутствие в материалах дела достаточных доказательств нарушения АМЗ (решения ФАС России от 27.04.2017 № 09/30711/17, от 11.10.2017 № СП/73099/17).

Образец возможной формулировки довода: «В материалах дела о нарушении антимонопольного законодательства отсутствуют достаточные доказательства, являющиеся необходимым условием выявления… [указать состав нарушения — например, антиконкурентное соглашение], что не соответствует ни требованиям… [норма Закона о защите конкуренции], ни последовательной практике антимонопольного органа, подтвержденной судебными актами [указать]».

2. Соблюдение либо существенное отступление от порядка рассмотрения дела о нарушении АМЗ, повлиявшее на результат рассмотрения дела (Решение ФАС России от 14.02.2017 № СП/8942/17; Постановление 9-го ААС от 04.05.2018 по делу № А40-124857/2017).

Образец возможной формулировки довода: «УФАС России при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства были допущены следующие существенные нарушения порядка рассмотрения дела… В правоприменительной практике антимонопольных органов, а также судов изложенные факты оцениваются однозначно в качестве нарушений, которые влияют или могут повлиять на результаты рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства [ссылка на практику]. Указанные нарушения привели УФАС России к выводу, противоречащему требованию единообразия применения норм антимонопольного законодательства, а именно…».

3. Полнота и правильность проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (Решение ФАС России от 31.10.2017 № СП/75505/17).

При этом наличие в аналитическом отчете по результатам проведения анализа состояния конкуренции неточностей, не ухудшающих положение лиц и не влияющих на квалификацию нарушения, свидетельствует о соответствии решения УФАС критерию единообразия в применении норм АМЗ. В частности, в Решении от 04.10.2017 № СП/72256/17 ФАС России, оставляя жалобу заявителя без удовлетворения, отметила: «Хотя предмет антиконкурентного соглашения определен Курским УФАС России верно, но границы товарного рынка, на котором оно достигнуто, определены неверно, их следует определить…»

Образец возможной формулировки довода: «УФАС России при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства были существенно нарушены положения антимонопольного законодательства, в частности был проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке с отступлением от нормативно установленных требований [указать]. Допущенные нарушения не соответствуют устоявшейся практике применения антимонопольного законодательства [привести практику]. Неправильное определение продуктовых/географических границ товарного рынка / состава хозяйствующих субъектов, их долей на товарном рынке привело УФАС России к ошибочному выводу о том, что… [например, Y занимает доминирующее положение на рынке реализации сжиженных углеводородных газов в границах Республики Алтай]. Представленный подход к проведению анализа состояния конкуренции на товарном рынке нарушает единообразное применение норм антимонопольного законодательства [привести примеры корректного анализа и выводов]».

4. Правильность правовой квалификации поведения хозяйствующего субъекта.

Этот критерий имеет правовое значение для отмены решения УФАС в случае, если объективная сторона нарушения либо отсутствует, либо не может быть установлена на момент рассмотрения дела в рамках ведомственной апелляции (решения ФАС России от 18.07.2017 № СП/48956/17, от 27.11.2017 № СП/86314/17).

Если УФАС нарушило единообразие в применении норм АМЗ при оценке соблюдения хозяйствующими субъектами антимонопольных требований как в части правовой квалификации действий, так и в части установления объективной стороны нарушения и если это нарушение может быть устранено на стадии ведомственной апелляции исходя из материалов дела, то по результатам рассмотрения жалобы ФАС России изменяет решение территориального органа.

Так, Решением ФАС России от 19.01.2018 № СП/3092/18 было изменено решение Ульяновского УФАС в части сокращения состава аукционов, на которых установлен факт заключения и реализации антиконкурентных соглашений.

Распространенные ошибки

При подготовке жалоб заявители, как правило, допускают следующие ошибки:

основывают свою позицию на тех доказательствах, которые не были предметом рассмотрения УФАС;

формулируют доводы исключительно в контексте допущенных УФАС нарушений процессуального характера вне связи с наступлением последствий, повлиявших на результат рассмотрения дела о нарушении АМЗ;

используют те аргументы, которые неоднозначно воспринимаются в судебной практике, но в отношении обоснованности которых ФАС России выработала последовательную отрицательную оценку;

обосновывают позицию ссылками на большое количество правоприменительной практики, неоднозначно оценивающей соответствующие фактические обстоятельства;

используют в качестве аргумента ссылку на отсутствие какой-либо правоприменительной практики по обозначенному в жалобе вопросу, а также на отсутствие разъяснений ФАС России.

При разработке стратегии обжалования в порядке ведомственной апелляции рекомендуем оценить степень соответствия заявляемых в жалобе доводов критерию единообразия в применении норм АМЗ.

Процессуальные нюансы

Обжалование решения и (или) предписания УФАС в порядке ведомственной апелляции не лишает заявителя права одновременно обратиться в арбитражный суд.

При этом следует учесть некоторые процессуальные особенности.

1. Как только арбитражный суд принимает к производству заявление об обжаловании предписания антимонопольного органа, исполнение этого предписания приостанавливается до дня вступления в силу судебного решения (ч. 2 ст. 52 Закона о защите конкуренции).

2. Подача жалобы в ФАС России не приостанавливает действие предписания УФАС. Оно будет подлежать исполнению в установленные территориальным антимонопольным органом сроки, несмотря на то что оспаривается по существу. За невыполнение предписания лицо может быть привлечено к административной ответственности в силу ст. 19.5 КоАП РФ.

Читайте также:  пример курсовых работ по строительству

3. Обжалование в суде только решения УФАС (без одновременного обжалования предписания) также не повлечет недействительности предписания и не приостановит его действие.

4. Подать заявление в суд можно в течение трех месяцев со дня принятия решения по делу о нарушении АМЗ и (или) выдачи предписания. Разрабатывая стратегию судебного обжалования, необходимо учитывать сроки исполнения оспариваемого предписания, установленные антимонопольным органом.

Так, для приостановления действия предписания необходимо, чтобы заявление было не просто подано в арбитражный суд, но и принято к производству. В правоприменительной практике представлена позиция, согласно которой если заявление о признании недействительным предписания подано в суд до истечения срока исполнения этого акта, но принято к производству судом уже после его истечения, то срок исполнения предписания считается пропущенным и действие предписания не приостанавливается (Постановление 2-го ААС от 07.02.2018 по делу № А82-12247/2017).

Следовательно, чтобы снять риски привлечения к административной ответственности, рекомендуем ориентироваться на срок исполнения предписания, а не на указанные три месяца для обжалования. С учетом процессуальных сроков принятия заявления к производству (ст. 127 АПК РФ) заявление должно быть подано в суд не позднее чем за пять рабочих дней до истечения срока исполнения предписания.

При одновременном обжаловании решения УФАС и акта ФАС России, которым решение территориального антимонопольного органа было оставлено без изменения либо частично изменено, необходимо учитывать правила подсудности при предъявлении иска к нескольким ответчикам (Постановление АС МО от 30.05.2017 по делу № А40-252855/2016).

Эти рекомендации помогут защитить права и законные интересы заявителя при обжаловании решений и предписаний УФАС как в порядке ведомственной апелляции, так и в суде.

(Для информации: Обзор практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ведомства за период с 5 января 2016 г. по 1 июля 2018 г. утвержден Протоколом Президиума ФАС России от 03.10.2018 № 10).

Источник: www.vegaslex.ru

Заключение экспертизы проектной документации: кто и что может обжаловать?

Обзор подготовлен на основании статьи Ярош М. «Хотите экспертизу обжаловать? В суд добро пожаловать!». Автор, Марина Ярош, заместитель директора, ГАУ «Госэкспертиза Тверской области», г. Тверь. Статья опубликована в журнале «ЭЖ-Юрист», 2015, N 47.

Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий подлежат экспертизе.

Кто, кроме застройщика или технического заказчика, может оспорить заключение государственной экспертизы? Можно ли оспорить положительное заключение государственной экспертизы? А заключение негосударственной экспертизы?

Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе (ч. 1 ст. 49 ГрК РФ). Есть ли исключения? Да, это случаи, предусмотренные в ч. ч. 2, 3 и 3.1 ст.

49 ГрК РФ.

Экспертизу проектное документации могут проводить как государственные, так и частные организации.

Экспертное заключение может быть:

  • Положительным – соответствие проектной документации нормативным требованиям;
  • Отрицательным – несоответствие проектной документации нормативным требованиям.

Если заключение эксперта отрицательное, то технический заказчик или застройщик могут оспорить его в суде. Они вправе повторно направить проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на экспертизу после внесения необходимых изменений (ч. 10 ст. 49 ГрК РФ).

Может ли оспорить отрицательное заключение экспертизы проектировщик?

Судебная практика по этому вопросу неоднозначная. Одна из позиций: проектировщик не вправе оспорить отрицательное экспертное заключение. Это подтверждают выводы судов: Постановлении ФАС ЗСО от 03.04.2008 N Ф04-2257/2008(3186-А45-31) по делу N А45-5475/07-9/131; ФАС ПО в Постановлении от 23.01.2014 по делу N А65-16943/2013 (Определением ВАС РФ от 06.06.2014 N ВАС-6780/14 отказано в передаче дела N А65-16943/2013 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления); Постановление АС ЗСО от 09.04.2015 N Ф04-17601/2015 по делу N А46-10499/2013).

Существует и другая позиция в материалах судебно-арбитражной практики. Например, ФАС УО и ФАС СКО считают, что содержащаяся в ч. 10 ст. 49 ГрК РФ норма не ограничивает круг лиц, которые могут оспаривать заключения государственной экспертизы (положительное или отрицательное), если такое заключение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (Постановления ФАС УО от 10.04.2013 по делу N А60-28496/2012, ФАС СКО от 30.04.2013 по делу N А53-20851/2011).

Арбитражный суд СКО также делает вывод, что содержащаяся в ч. 10 ст. 49 ГрК РФ норма констатирует статус заключения государственной экспертизы как ненормативного правового акта и не устанавливает ограничений для оспаривания заключения государственной экспертизы (положительного или отрицательного) иными лицами в случае, если такое заключение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах требования общества, предъявленные к учреждению, осуществляющему в том числе и функции по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, подлежат рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ (Постановление Арбитражного суда СКО от 24.09.2015 N Ф08-6866/2015 по делу N А32-32013/2014).

Можно ли оспорить положительное заключение экспертизы?

Судебная практика приравнивает заключение государственной экспертизы (вне зависимости от результата) к ненормативному акту госоргана (Постановление ФАС УО от 01.06.2012 N Ф09-2986/12 по делу N А50-24384/2011. Определением ВАС РФ от 23.08.2012 N ВАС-10571/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления).

Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, суд может признать недействительным (ст.13 ГК РФ), если он не соответствуют закону или иным правовым актам и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

Что понимается под нормативным правовым актом? Изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа или должностного лица. Данный акт устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Что означает понятие — ненормативный правовой акт? Это акт публичной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц (ненормативный правовой акт еще называют индивидуальным правовым актом или индивидуальным правовым предписанием).

Позиция ВС РФ относительно вопросов оспаривания заключения экспертизы:

обжалование положительного заключения экспертизы государственного органа возможно в порядке главы 25 ГПК РФ, если такое заключение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя (Определение ВС РФ от 04.02.2015 N 11-КГ14-13).

С 15 сентября 2015 года эта глава утратила силу, и оспаривание происходит в соответствии с главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

Таким образом, лицо вправе обжаловать положительное заключение экспертизы как ненормативный правовой акт государственного органа, если оно считает, что его права нарушены положительным заключением экспертизы проекта на строительство, выданным уполномоченным государственным органом.

О негосударственной экспертизе проектной документации

Негосударственную экспертизу проводят юридические лица (коммерческие организации), аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида (ч. 1 ст. 50 ГрК РФ).

Заключение негосударственной экспертизы не может иметь статус ненормативного акта государственного органа. Логичным является вопрос – «Как можно обжаловать это заключение»?

Автор статьи приводит следующую логику рассуждений:

  • Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее — органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ (ч. 1 ст. 197, ч. 1 ст. 198), с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ;
  • Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц. В случае, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ «гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями».

Таким образом, действующее процессуальное законодательство предоставляет заинтересованным лицам право оспорить решения (действия, бездействие) как органов, осуществляющих публичные полномочия, так и организаций, наделенных в установленном порядке отдельными государственными (иными публичными) полномочиями.

К таким лицам можно отнести и коммерческие организации, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

В соответствии с ч. 5 ст. 49 ГрК РФ предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации. Исключение: случаи, когда проектная документация не подлежит экспертизе (ч. 15 ст. 48 ГрК РФ).

Для получения разрешения на строительство необходимо предоставить: заключение экспертизы проектной документации; копию свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации (в случае если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации). Непредставление указанных документов является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство (ч. ч. 7, 13 ст. 51 ГрК РФ).

Читайте также:  Как получить земельный участок в деревне для строительства дома

Таким образом, юридические лица, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида, являются частью единого механизма контроля при осуществлении градостроительной деятельности. Следовательно, они могут быть отнесены к числу субъектов, решения (действия) которых подлежат обжалованию в административном порядке по правилам главы 24 АПК РФ и главы 22 КАС РФ как организаций, наделенных в установленном порядке отдельными публичными полномочиями.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 1, 2, 3 / Б.М. Гонгало, А.В. Коновалов, П.В. Крашенинников и др.; под ред. П.В. Крашенинникова.

М.: Статут, 2013.

Источник: ceur.ru

Хотите экспертизу обжаловать? В суд добро пожаловать!

Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий подлежат экспертизе. Отрицательное заключение экспертизы может быть оспорено . Может ли заключение государственной экспертизы быть оспорено не только застройщиком или техническим заказчиком, но и иным лицом? Может ли быть оспорено положительное заключение государственной экспертизы? Возможно ли оспаривание заключений негосударственной экспертизы?

Сначала экспертиза

Созданию любого объекта капитального строительства предшествует подготовка проектной документации.

Согласно ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2, 3 и 3.1 ст. 49 ГрК РФ.

Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной или негосударственной экспертизы.

Отрицательное заключение экспертизы может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке. Они вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на экспертизу после внесения необходимых изменений (ч. 10 ст. 49 ГрК РФ).

На практике относительно применения ч. 10 ст. 49 ГрК РФ существует ряд вопросов. Например, может ли заключение государственной экспертизы быть оспорено не только застройщиком или техническим заказчиком, но и иным лицом? Может ли быть оспорено положительное заключение государственной экспертизы? Возможно ли оспаривание заключений негосударственной экспертизы?

Оспаривают только застройщики и заказчики?

По вопросу оспаривания заключений государственной экспертизы сложилась определенная судебная практика.

Так, в Постановлении ФАС ЗСО от 03.04.2008 N Ф04-2257/2008(3186-А45-31) по делу N А45-5475/07-9/131 указано, что подрядчик, разработавший проектную документацию, не имеет права обжаловать отрицательное заключение экспертизы по проектной документации, так как это право предоставлено заказчику или застройщику. Право на оспаривание отрицательного заключения государственной вневедомственной экспертизы принадлежит только заказчику или застройщику на основании ч. 10 ст. 49 ГрК РФ, так как субъектами отношений по проведению государственной экспертизы являются учреждение госэкспертизы и заказчик — застройщик. Подрядчик, разработавший проектную документацию, не имеет права обжаловать отрицательное заключение экспертизы по проектной документации, так как это право предоставлено заказчику или застройщику.

Аналогичный вывод сделан ФАС ПО в Постановлении от 23.01.2014 по делу N А65-16943/2013 (Определением ВАС РФ от 06.06.2014 N ВАС-6780/14 отказано в передаче дела N А65-16943/2013 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления). Судом постановлено, что оспариваемое заключение государственной экспертизы не является властно-распорядительным документом, не содержит обязательных предписаний и, следовательно, само по себе не влечет каких-либо правовых последствий, создающих препятствия заявителю для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Частью 10 ст. 49 ГрК РФ и п. 38 Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, предусмотрено право застройщика и заказчика оспорить в судебном порядке лишь отрицательное заключение государственной экспертизы.

Арбитражный суд ЗСО подтвердил, что в силу ч. 10 ст. 49 ГрК РФ отрицательное заключение экспертизы может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке. Значит, правом на обжалование отрицательного заключения экспертизы обладает застройщик или технический заказчик, такого права у проектировщика/исполнителя не имеется (Постановление АС ЗСО от 09.04.2015 N Ф04-17601/2015 по делу N А46-10499/2013).

Нарушение прав проектировщика отсутствует, поскольку отрицательное заключение экспертизы может быть оспорено в судебном порядке только застройщиком или техническим заказчиком (Постановление Арбитражного суда УО от 26.01.2015 N Ф09-9423/14 по делу N А50-6952/2014).

Иные лица тоже вправе

В материалах судебно-арбитражной практики имеется и противоположная позиция.

Например, ФАС УО и ФАС СКО определили, что содержащаяся в ч. 10 ст. 49 ГрК РФ норма не устанавливает ограничений для оспаривания заключения государственной экспертизы (положительного или отрицательного) иными лицами в случае, если такое заключение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (Постановления ФАС УО от 10.04.2013 по делу N А60-28496/2012, ФАС СКО от 30.04.2013 по делу N А53-20851/2011).

Арбитражный суд СКО также сделал вывод, что содержащаяся в ч. 10 ст. 49 ГрК РФ норма, предусматривающая возможность оспаривания отрицательного заключения государственной экспертизы в судебном порядке застройщиком или заказчиком, констатирует статус заключения государственной экспертизы как ненормативного правового акта и не устанавливает ограничений для оспаривания заключения государственной экспертизы (положительного или отрицательного) иными лицами в случае, если такое заключение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах требования общества, предъявленные к учреждению, осуществляющему в том числе и функции по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, подлежат рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ (Постановление Арбитражного суда СКО от 24.09.2015 N Ф08-6866/2015 по делу N А32-32013/2014).

И положительное заключение оспорим

Что касается оспаривания положительного заключения экспертизы, то, по мнению ФАС УО, результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации установленным требованиям.

С учетом того, что заключение о соответствии или несоответствии проектной документации установленным требованиям представляет собой документ, адресованный конкретным лицам и влекущий за собой определенные юридические последствия, такое заключение является ненормативным актом независимо от результата проведенной государственной экспертизы — положительного или отрицательного (Постановление ФАС УО от 01.06.2012 N Ф09-2986/12 по делу N А50-24384/2011. Определением ВАС РФ от 23.08.2012 N ВАС-10571/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления).

Судебная практика заключение государственной экспертизы приравнивает к ненормативному акту государственного органа.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Под нормативным правовым актом традиционно понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательный для неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, направленный на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Соответственно под ненормативным правовым актом понимается акт публичной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц (ненормативный правовой акт еще называют индивидуальным правовым актом или индивидуальным правовым предписанием) [1] .

Определенность в вопросах оспаривания заключений государственной экспертизы внес Верховный Суд РФ.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении ВС РФ от 04.02.2015 N 11-КГ14-13, обжалование положительного заключения экспертизы государственного органа возможно в порядке главы 25 ГПК РФ, если такое заключение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя. Напоминаем, что с 15 сентября 2015 года эта глава утратила силу, и оспаривание происходит в соответствии с главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

Таким образом, лицо, полагающее, что его права нарушены выданным уполномоченным государственным органом положительным заключением экспертизы проекта на строительство, вправе обжаловать положительное заключение экспертизы как ненормативный правовой акт государственного органа.

А если экспертиза негосударственная?

Негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида (ч. 1 ст. 50 ГрК РФ).

Поскольку заключение негосударственной экспертизы не может иметь статус ненормативного акта государственного органа, возникает вопрос о том, в каком порядке может быть обжаловано заключение негосударственной экспертизы, подготовленное коммерческой организацией.

По вопросу оспаривания заключений негосударственной экспертизы логика рассуждений может быть следующей. В силу ч. 1 ст. 197, ч. 1 ст. 198 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее — органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ «гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями».

Читайте также:  Земли для дачного строительства порядок строительства дома

Таким образом, действующее процессуальное законодательство предоставляет заинтересованным лицам право оспорить решения (действия, бездействие) не только органов, осуществляющих публичные полномочия (должностных лиц таких органов), но и организаций, наделенных в установленном порядке отдельными государственными (иными публичными) полномочиями.

Полагаем, что к таким лицам можно отнести коммерческие организации, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

В соответствии с ч. 5 ст. 49 ГрК РФ предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с ч. 13 ст. 48 ГрК РФ, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, кроме случаев, когда проектная документация не подлежит экспертизе (ч. 15 ст. 48 ГрК РФ).

Заключение экспертизы проектной документации, а также копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации, представляются в составе документов для выдачи разрешения на строительство. Непредставление указанных документов является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство (ч. ч. 7, 13 ст. 51 ГрК РФ).

Таким образом, юридические лица, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида, являются частью единого механизма контроля при осуществлении градостроительной деятельности. Следовательно, они могут быть отнесены к числу субъектов, решения (действия) которых подлежат обжалованию в административном порядке по правилам главы 24 АПК РФ и главы 22 КАС РФ как организаций, наделенных в установленном порядке отдельными публичными полномочиями.

[1] Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 1, 2, 3 / Б.М. Гонгало, А.В. Коновалов, П.В. Крашенинников и др.; под ред.

П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2013.

Источник: www.expertsud.ru

Куда жаловаться на МФЦ?

К сожалению, далеко не всегда обслуживание в многофункциональных центрах «Мои документы» проходит гладко. «Куда жаловаться на МФЦ?» — задаются клиенты вопросом, столкнувшись с безответственностью или низкой культурой общения. Заметим — при любых конфликтных ситуациях написать жалобу на МФЦ не только можно, но и нужно: ведь проблему создает пресловутый «человеческий фактор» — некомпетентность или неумение работать. Расскажем, куда и как можно подать жалобы на работу МФЦ «Мои документы».

мфц

Когда стоит жаловаться на МФЦ?

В законе № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 года перечислены причины для подачи жалобы на работу МФЦ:

  • нежелание оказывать услугу, предусмотренную законодательством;
  • затягивание сроков готовности официальных бумаг;
  • неправильная информация по предоставлению необходимого комплекса справок;
  • неточности в оформлении документов;
  • незаконное взыскание дополнительной платы (взятка).
  • Не выдали вам документы в назначенный срок – обязательно узнайте причину и сообщите руководителю о нарушении.
  • Если по вине некомпетентного сотрудника, или из-за того, что потеряли бумаги, вы вынуждены бегать по другим учреждениям в поисках недостающих справок – не оставляйте это без внимания, ведь то же самое повторится с другими клиентами.
  • Документы оформлены с ошибками, а за их исправление требуют дополнительной платы – жалуйтесь, ведь это грубое нарушение ваших прав.
  • Не позволяйте повышать на себя голос и хамить – тот, кто допускает подобные выходки, не должен работать с людьми, особенно от имени государства.

Важно: жалобу следует подавать в тот же день или не позднее 3-х суток со дня конфликтной ситуации. В противном случае её обстоятельства будет трудно восстановить.

Кому адресовать претензии

МФЦ «Мои документы» создаются органами управления субъектов Российской федерации. В настоящее время в нашей стране 85 субъектов РФ, см. статью МФЦ по регионам РФ. Поэтому вы может подать жалобу на МФЦ в органы управления вашего субъекта РФ. Однако помните, что сам по себе МФЦ ничего не решает: он лишь посредник, передающий необходимые бумаги от населения во властные структуры. Перед тем как подать жалобу на МФЦ, важно разобраться, кто виноват в затягивании вашего дела: сотрудники Центра или органы власти, решающие все вопросы по документации.

Мы рекомендуем следующий порядок подачи жалобы.

  1. Первая инстанция, в которую можно жаловаться на работу сотрудника МФЦ – руководство этого учреждения. Имеется два варианта, куда писать о своей проблеме: первый – в «Книгу жалоб и предложений»; второй – оставить жалобу на официальном сайте (см. МФЦ по регионам РФ).
  2. Следующая инстанция – органы власти вашей области (края, республики, и т.п., см. МФЦ по регионам РФ. Можно также звонить по телефону Администрации (Правительства) вашего субъекта РФ.
  3. Еще один вариант – подать жалобу в прокуратуру, которая является органом надзора за выполнением законов. Работа МФЦ регулируется законом №210-ФЗ, любые нарушения его статей будут рассмотрены в правоохранительном органе.
  4. Последняя попытка добиться справедливости – обратиться с жалобой в суд. Как правило, судебного разбирательства требуют дела о возмещении убытков от некомпетентной работы МФЦ, а для этого нужна солидная доказательная база. Альтернативой судебного иска является подача претензии через Госуслуги (Досудебное обжалование).

Жалоба на сотрудника руководству МФЦ

Больше всего нареканий вызывают у посетителей сотрудники МФЦ – их некомпетентность, оскорбительный тон общения. Неудивительно: одному человеку трудно удержать в голове важные нюансы оформления самых различных документов; моментально найти правильный ответ. Сами посетители тоже не всегда являются эталоном воспитанности – а их за день приходит немало.

Если работник допустил грубое нарушение служебных обязанностей или этикета, посетитель может потребовать Книгу жалоб, последовательно изложить в ней свои претензии. Жалобу можно не подписывать, но сообщить имя и оставить номер телефона все-таки стоит – чтобы было кому сообщить о принятых мерах.

Жалобную книгу надо требовать у администратора. Она должна быть прошита, листы пронумерованы. Руководитель учреждения обязан регулярно просматривать записи в книге и давать на них ответ (так гласит закон «О защите прав потребителей»).

Для быстрого решения вопроса можно направить претензию непосредственно руководителю учреждения, его имя обязан сообщить любой сотрудник.

Куда жаловаться на МФЦ в Москве и Московской области

москва

У жителей Москвы есть много возможностей отправить жалобы на МФЦ и получить на них ответ.

Горячая линия МФЦ в Москве: +7 (495) 777-77-77

По Московской области жалобу можно направить:

  1. в Федеральную систему досудебного обжалования на сайте gosuslugi.ru (срок рассмотрения до 15 рабочих дней);
  2. через портал «Добродел» сайта mosreg.ru;
  3. по телефону 8 (800) 550-50-30

Как пожаловаться на МФЦ в Санкт-Петербурге

МФЦ Санкт-Петербурга

Номер единого телефона Многофункциональных центров Санкт-Петербурга: +7 (812) 573-90-00. Однако обращение по телефону дает мало гарантий успешного разрешения конфликта в петербургских МФЦ.

Жалобу также можно подать через сайт Санкт-Петербург/ Госуслуги. На странице, которая называется «Обратная связь МФЦ» (https://gu.spb.ru/mfc/feedback/), можно оставить отзыв о работе Центра, дать оценку качеству услуг. Руководство СПб ГКУ «МФЦ» тут же принимает жалобы к рассмотрению, оперативно отвечает на них.

Процесс подачи претензий к МФЦ

В ответ на недовольство клиента руководитель МФЦ может занять позицию защиты своего работника: «всего знать невозможно – ошибки неизбежны»; «народу много – придется подождать». В такой ситуации надо обращаться в структуры, контролирующие деятельность МФЦ со стороны: в органы власти, на портал Госуслуг, в прокуратуру, суд.

Претензии к региональному МФЦ можно направить в органы власти региона (на официальный сайт), а также в электронную приемную Министерства экономического развития – http://economy.gov.ru/minec/references/reception. На порталах этих властных структур действует сервис обратной связи, где оформляется любое обращение, включая жалобы.

Образец жалобы на МФЦ включает:

  • контактные данные клиента;
  • название организации, где это произошло;
  • описание ситуации;
  • требования по её исправлению;
  • дата и подпись – без них жалоба будет недействительной.

При грубых нарушениях закона: утеря документов, вымогательство, оскорбление личности – необходимо сразу обращаться в прокуратуру.

Обращение в прокуратуру

Направить жалобу на МФЦ в прокуратуру можно следующими способами:

  1. составить текст дома и послать его по почте ценным письмом;
  2. написать заявление в офисе и лично отдать в секретариат;
  3. отправить обращение через сайт (например, в Воронеже — по ссылке https://prokuratura-vrn.ru/?page=51)

На примере приведенного ниже образца видно, что обращение в прокуратуру должно содержать детальное изложение ситуации с указанием пунктов нарушения закона.

Возможна подача претензии в электронном виде. На сайте Генпрокуратуры на странице http://genproc.gov.ru/contacts/map/?DISTR= серьезное оскорбление личности и проч.

Важно. Заявление в электронном виде суд не рассматривает. Оно оформляется только на бумаге, по строго определенному образцу.

Чаще всего, иск составляется при помощи опытного юриста, он должен быть подкреплен документами, доказывающими правоту позиции истца. Рассмотрение дела занимает до 2-х месяцев. При положительном решении судебные расходы оплачивает ответчик.

Заключение

Привлечь внимание к нарушениям в работе МФЦ нетрудно: инстанций, обязанных по закону рассмотреть жалобы и ответить на них, достаточно. Все они имеют сервисы для электронных посланий, что облегчает общение населения с органами исполнительной власти. Важно, чтобы оно было конструктивным, а не сводилось лишь к выражению негативных эмоций.

Если у вас остались вопросы, задайте их по бесплатным телефонам горячей линии:

Источник: mfcgos.ru

Рейтинг
Загрузка ...