Россия – самое большое по площади государство в мире. На ее территориях можно найти множество удивительных природных достопримечательностей, которые поражают своей красотой. Сохранение естественной среды подобных мест требует внедрения особого охранного режима, помогающего следить за состоянием экосистем и жизнью их обитателей.
Виды ООПТ и их назначение
Особо охраняемая природная территория России представляет собой определенный участок земли, воды или воздушного пространства, который находится под охраной государства. Эти места не используются для хозяйственных нужд, так как несут особое научное, оздоровительное и природоохранное значение. Территориальное деление этих земель происходит по 2-м критериям: особенностям местности и режиму охраны.
В зонах природных государственных заказников все участки биосферы находятся вне хозяйственного использования. Эти места имеют особую ценность для науки, исследователей-экологов и природоохранных органов. Эти территории – примеры естественных природных условий определенной местности, рельефа, генофонда обитающих, произрастающих видов.
Градостроительный кодекс РФ (2021) — Главы 6 — 6.4 (ст. 47 — 55.33) — аудиокнига
Национальными парками называют природные комплексы и территории, которые преследуют природоохранные, научные и экологические цели, а также несут особую ценность в историческом, культурном и просветительском аспектах. В зонах национальных парков разрешен регулируемый туризм.
Природные памятники – это естественные или искусственно созданные места, являющиеся единственными в своем роде и невосполнимыми комплексами природы. Они представляют ценность для науки и культуры, а также выполняют эстетическую функцию.
Государственные природные заказники представляют ценность в качестве мест, где сохраняют или воссоздают природные комплексы или их участки. Такая работа проводится для поддержания гармоничного баланса экологической ситуации на конкретной территории.
Природные парки – это учреждения, подведомственные государственным субъектам России, которые занимаются рекреационной и природоохранной деятельностью. Иначе их называют природными ботаническими курортами. Природными парками могут быть комплексы и отдельные земли, которые представляют большую экологическую ценность и несут эстетическое значение.
Данные зоны используются для охраны естественной среды, проведения рекреационных и просветительских работ.
Ботанические сады и дендрологические парки – учреждения природоохранного типа, занимающиеся сохранением и увеличением численности различных представителей флоры путем создания особых собраний растений. Кроме того, данные учреждения принимают участие в просветительской, научной и учебной деятельности.
Зоны с особыми условиями использования территории / Ограничения и обременения земельных участков
Лечебно-оздоровительные курорты и местности – это особые учреждения, где производится профилактика и лечение различных болезней, а также организованы места для отдыха посетителей.
ООПТ России федерального и местного значения: расположение, описание, флора и фауна
Особо охраняемая природная территория России любого из видов является объектом национального достояния. За работой ООПТ следит Министерство экологии и природных ресурсов.
Оно же устанавливает режим охраны данных учреждений и следит за их функционированием:
- Особо охраняемые природные территории бывают местного, регионального и федерального значения. В России насчитывается примерно 12 тыс. подобных мест, среди которых 296 – федеральных:
- заповедники – 103;
- национальные парки – 49;
- заказники – 59;
- природные памятники – 17.
Государственные природные заповедники
Заповедники занимаются разными видами деятельности:
- научными изысканиями;
- экологическими вопросами;
- просвещением;
- охраной природы.
Задача существования защищаемых объектов – изучение и охрана природного хода событий в среде. Они занимаются сохранением частных видов представителей флоры, животных, редких экосистем.
Заповедники – территориальные участки, которые не используются в хозяйственных целях. Их сохраняют на наиболее высоком уровне естественных природных условий, формирующих целые комплексы. Они располагаются на территории различных типов ландшафта для изучения большего охвата представленных экосистем и сохранения живых организмов этих мест.
Благодаря деятельности заповедных учреждений были сохранены такие уникальные виды представителей фауны как зубр, тигр, бухарский олень, и представителей растительного мира – самшит, лотос, тис. Также удалось повысить численность бобра и соболя – исчезающих видов охотничьих животных.
Земли вокруг заповедных зон находятся под постоянной охраной. Такие условия предупреждают распространение запрещенных работ (в частности хозяйственных) на территорию охраняемых участков.
В местностях, находящихся под защитой, запрещено:
- строительство (кроме направленного на нужды самого заведения);
- геологические изыскания;
- вырубка леса;
- научно-изыскательные работы;
- сбор ягод и грибов;
- рыбная ловля;
- выпас скота;
- туристический досуг;
- распашка земли;
- охота.
Вход на охраняемые территории позволен только с письменного разрешения администрации учреждения. Документ оговаривает конкретные участки посещения заповедника. Работа заповедников крайне обширна. Она разрабатывается исходя из рельефа земной поверхности и природной среды конкретного участка.
Основная цель любого заповедного учреждения – сохранение природы в наиболее полном естественном виде.
Природные заповедники и другие виды ООПТ могут являться биосферными резерватами или быть их частью. Заповедные участки получают звание биосферных, если входят в перечень мировых резерватов, определенных в контексте проекта ЮНЕСКО по стабилизации отношения людей к природе.
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Метро Нижний Новгород. Схема, карта, описание.
Олекминский заповедник
Единственный якутский заповедник, расположенный в республике Саха. Основная часть земель ООПТ занята березовыми лесами. Здесь можно увидеть сосны, ели, тополя. Многообразие животных представлено бурым медведем, волком, рысями и росомахами.
В пределах заповедной зоны обитает множество сибирских, таежных и южных птиц:
Баргузинский заповедник
Самый древний заказник страны располагается в Бурятии. На территории расположено крупнейшее пресноводное озеро Байкал, а также озера Карасевое, Лосиное. Изначально ООПТ была создана для охраны и роста популяции соболя.
Сейчас здесь обитают ласки, бурундуки, белки и росомахи.
Национальные парки
Особо охраняемая природная территория России называемая национальным парком имеет устройство, учитывающее специфику определенной местности:
- естественную среду;
- исторические особенности;
- культурные ценности.
Зависимо от таких особенностей площадь нацпарков подвергается территориальному зонированию:
- заповедная – запрещает выполнение хозяйственной деятельности и отдых населения;
- охраняемая – позволяет создать условия для сбережения естественной среды (посещение данной зоны находится под контролем администрации заведения);
- познавательная – разрешает проведение туров экологического характера, направленных на передачу знаний и знакомство с природой заведения;
- оздоровительная – участвует в обеспечении условий для отдыха и организации спортивных мероприятий;
- сбережения важных предметов истории — функционирует по определенному режиму для сохранения данных ценностей;
- обслуживания посетителей – представляет собой местность, где находятся точки ночлега, магазины и пункты питания, предоставляющие гостям сервисные услуги;
- производственная – предназачена для проведения работ на нужды парка.
Национальный парк «Земля леопарда»
Находится в Приморском крае. Основная цель существования ООПТ – восстановление количества представителей видов дальневосточного леопарда и амурского тигра.
Национальный парк «Куршская коса»
Расположен в Калининградской области. Парк знаменит особым микроклиматом и богатым разнообразием флоры и фауны.
Основная достопримечательность ООПТ – Танцующий лес, представляющий собой множество сосен необычной изогнутой формы.
Природные парки
Охрана природных парков функционирует по распорядку, установленному исходя из требований экологии и возможностей конкретных местностей для оздоровления.
Подобные заведения выполняют различные функциональные задачи, по которым определяется территориальное деление на зоны:
- защиты природной среды;
- восстановительная;
- агрохозяйственная;
- сбережения значимых культурных предметов.
Большой Тхач
Адыгейский парк природы известен своими горными хребтами. Крупнейшая гора – Большой Тхач, дала название заведению. Парк является местом горного туризма. Флора и фауна усиленно охраняется.
Под особой защитой находятся исчезающие виды:
- кавказский тетерев;
- белоголовый сип;
- бородач.
Ленские столбы
Якутский природный парк получил статус ООПТ благодаря необычному горному образованию, тянущемуся вдоль реки Лена.
Кроме уникальной эстетической ценности скал, при раскопках земель парка обнаружены останки древних животных (мамонта, шерстистого носорога, бизона) и орудия труда.
Государственные природные заказники
Все природные заказники, принадлежащие государству, подразделяют на такие виды:
- биологические – целью которых является поддержка и восстановление уникального биологического многообразия;
- совокупные – занимаются реконструкцией и сбережением рельефа земной поверхности, элементов природы данных мест;
- палеонтологические – выполняют работы сбережению и охране ископаемых;
- геологические – сохраняют значимые структуры неорганического происхождения;
- водные (болота, моря, реки) – занимаются защитой и воссозданием важных артерий и гидрологических экосистем.
Заведения комплексного типа проводят просветительские мероприятия на тему экологии, во время которых туристы узнают информацию об уникальных разновидностях животных и растений, наблюдают за природой в ее естественном виде. Заказники не предоставляют услуг по обслуживанию посетителей и их размещению. Земли природных заказников используются только для прокладки туристических троп.
Заказник «Аграханский»
Дагестанская достопримечательность занимает примерно 50 га земель. Ее акватории относятся к р. Терек. Работники заказник трудятся над поддержанием и количественным увеличением местной фауны, практически исчезнувшей из-за несанкционированной охоты и рыбной ловли.
Заказник «Елогуйский»
Расположен на более чем 745 га земель Красноярского края.
Среди основных целей учреждения выделяют:
- сохранение культурных особенностей народностей тайги;
- увеличение популяции северных оленей;
- поддержка популяции соболей;
- сбережение среднетаежных экосистем.
Памятники природы
Памятники природы представляют собой огромное множество объектов природы, включая территории суши и акватории.
К ним относят:
- территории с живописными пейзажами;
- места девственной природы;
- облагороженные территории паркового типа;
- земли обитания редких животных;
- участки произрастания ценных растений;
- массивы и отдельные зоны леса, имеющие ценность по генетическим качествам или составу пород, а также эталоны лесного хозяйства;
- дендрологические парки малых размеров;
- объекты, сохраняющие гидрологический баланс;
- редкие формы ландшафта (ущелья, барханы, долины);
- участки, представляющие геологический интерес (места обнажения минеральных ископаемых и горных пород);
- земли, имеющие отношение к геолого-географической деятельности (участки неправильного расположения пород, участки остаточных следов сейсмической активности);
- зоны нахождения редких палеонтологических образцов;
- различные виды акваторий (озера, цепи болот, водохранилища);
- гидроминеральные участки природного происхождения;
- местонахождения целебных грязей и термальных источников;
- территории линии берега (бухты, косы, лагуны);
- некоторые объекты природы (необычные растения, старинные деревья, значимые в историческом смысле, зоны гнездования пернатых).
Кунгурская ледяная пещера
Пермская достопримечательность является редким образцом природных памятников. Это крупнейшее в стране карстовое образование.
Долина гейзеров на Камчатке
Является частью биосферного заповедника «Кроноцкий». Долина считается одной из самых больших гейзерных территорий на планете.
Место представлено термальными и горячими ключами, выходами гейзеров и грязевыми котлами.
Дендрологические парки и ботанические сады
Дендрарии и ботсады принадлежат образовательным институтам и заведениям, занимающимся научными изысканиями, или непосредственно государству как отдельные единицы. Участки расположения ООПТ, используются исключительно для проведения работ, соответствующих целям создания данных мест.
Ботанические сады занимаются:
- созданием методов охраны существующих видов;
- сбережением флористического фонда;
- сохранением многообразия ботанических видов;
- разработкой способов защиты мира растений;
- подготовкой методов разумного применения биоресурсов.
Нельзя недооценивать просветительскую, рекреационную и образовательную ценность дендропарков и садов, которым способствует эстетическая привлекательность данных природных территорий, а также большая численность флористических коллекций. Российские ботсады и дендрарии значительно сократили проведение научных работ по изучению растений.
Это продиктовано недостатком финансовых средств, которые выделяются для исследований и сообщения с другими садами и парками. По этой причине снижается и количество собраний семян и растений. Охрана ООПТ установлена в связи с экологической ситуацией на территориях, окружающих данные местности.
Наиболее негативное влияние оказывает воздушное, шумовое и химическое загрязнение в больших городах. Другим подобным фактором является проведение строительных работ, вызывающее подтопление и размытие садовых ландшафтов.
Основная проблема поддержания жизнедеятельности растений состоит в минимизации негативного экологического влияния, которое пагубно воздействует на редких представителей флоры, чувствительных к изменениям естественной для них среды.
Сочинский дендрарий
Находится в Краснодарском крае.
На территории около 50 га собрана огромная коллекция деревьев различных видов, среди которых:
- 76 разновидностей сосен;
- 24 разновидности пальм;
- 80 разновидностей дубов.
Кроме того, дендрологический парк является местом произрастания около 1500 деревьев и кустарников, включая субтропические образцы.
Полярно-альпийский ботанический сад-институт
Расположен в Мурманской области, г. Кировск. Имеет коллекцию, в которой насчитывается более 1000 видов тропических представителей флоры, около 500 образцов местных растений, а также более 900 разновидностей мхов и лишайников.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты
Особо охраняемая природная территория России называется лечебно-оздоровительным курортом или местностью, если на указанных землях находятся естественные природные ресурсы, соответствующие задачам учреждения – профилактике и лечению болезней, а также отдыху посетителей.
К таким ресурсам относятся:
- рапа озер;
- воды различного минерального состава;
- пляжи;
- лечебные грязи;
- внутренние моря;
- места с оздоравливающим климатом.
Кроме природной составляющей, на курортах должны присутствовать созданные для пребывания отдыхающих сооружения, включающие в себя не только места ночлега, но также питания и досуга. Курорты и места оздоровления населения находятся под охраной для сохранения естественной среды данных территорий, оказывающей лечебное воздействие.
Кавказские минеральные воды
Лечебно-оздоровительный курорт расположен в Ставропольском крае.
Он состоит из 4 городов:
- Железноводск;
- Ессентуки;
- Кисловодск;
- Пятигорск.
В каждом из городов функционируют санатории, где лечение минеральными водами сочетается с комплексом оздоровительных процедур. Ессентукские минеральные воды прописывают при заболеваниях пищеварительного тракта, а в Железноводске проводят терапию нефрологических болезней. Пятигорские и кисловодские минеральные источники помогают при целом спектре недугов внутренних органов.
Кашин
Список ООПТ по регионам и областям России
Особо охраняемые природные объекты располагаются на территории практически всех областей и регионов России. Некоторые из них входят в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Природный парк «Ая»
Донской природный парк
Минеральные воды «Горная поляна»
Малкинское месторождение минеральных вод
Девственные леса Коми
Саблинский памятник природы
Национальный парк «Лосиный остров»
Заказник «Журавлиная долина»
Ботанический сад-институт Дальневосточного отделения РАН
Себежский национальный парк
Персиановская заповедная степь
Заказник «Большая Умпия»
Заповедники, заказники, природные парки и другие территории, находящиеся под особой охраной государства играют важнейшую роль в сохранении биологического разнообразия природы России. Благодаря им множество видов растений, животных, а также памятников живой и неживой природы, продолжают существовать.
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео об особо охраняемых природных территориях
ООПТ (особо охраняемые природные территории). Видеоурок по географии:
Источник: touristam.com
Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий
1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. 2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. 3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
4. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности. 6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются: 1) предоставление садоводческих и дачных участков; 2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами; 3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог; 4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами. 8. Территории природных парков располагаются на землях, которые предоставлены государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников. 9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев. 10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.
Консультации юриста по ст. 95 Земельного кодекса
. собственник земли сх для дачного строительства с 2012г. в свидетельстве обременений нет. ранее земля была выдана как пай колхоза и с 2004г оформлена в частную собственность, обременений нет. Но теперь выяснилось что это земля заказника регионального, прислали письмо снести все. В положении о заказнике сказано, создан без изьъятия земель, правомерные ли требования? Сначала был колхоз, затем появился заказник, деятельность колхоза не прекращалась, коровы, фермы, пашня и т.д земли колхоза раздали паями, паи приватизировали все согласования есть. Что я могу с землей делать в итоге?
День добрый. Есть участок, Земли особо охраняемых территотий и объектов. Для строительства базы отдыха. Нужно сменить назначение для ИЖС (построить дом для постояннживания)
Здравствуйте, имею в собственности участки земли в СНТ СН СНИИСХ, г.ск, Ставропольский край. Категория земель:Земли населённых пунктов, Разрешенное использование: Для ведения гражданами садоводства и огородничества, по документу:Для садового участка. Земельные участки отмежеваны. По генплану города ска, садовое товарищество оказалось в зоне Р-3.
Зона особо охраняемых природных территорий. Градостроительные регламенты для земель особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития не устанавливаются. ВОПРОС: 1.Как перевести участки обратно в зону Ж-5?. Зона дачных и садоводческих объединений.
Администрация запрещает любую деятельность на наших участках и отказывается переводить в соответсвующую зону. 2. Разрешено ли огородить участок забором?
Земли особо охраняемых территорий и объектов. http://base.garant. ru/12124624/18/ Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий. Земельный кодекс РФ устанавливает требования, направленные на предотвращение необратимого изменения.
1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями.
«Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое.
Официальная дата рождения государственных природоохранных территорий 1872 год, когда, как известно, в США был создан Йеллоустонский национальный парк. С тех пор их число неуклонно увеличивается , что свидетельствует о несомненном признании в.
Традиционной формой охраны природы являются особо охраняемые природные территории . Они позволяют сохранить эталонные и уникальные ландшафты и биогеоценозы и играют важную роль для поддержания биологического разнообразия.На них должно.
Возможно ли одновременно отнесение земельных участков к особо охраняемым территориям и к землям населенных пунктов?. Индивидуальному предпринимателю на праве собственности принадлежали здания. В целях их эксплуатации ему предоставлен в собственность земельный участок из земель населенных пунктов и заключен договор купли-продажи земельного участка. Прокурор обратился с иском в суд о признании недействительным заключенного договора купли-продажи земельного участка и применении последствий недействительности ничтожной сделки путем возврата земельного участка в муниципальную собственность последующим мотивам. Спорный участок находится в границах третьей зоны округа горно-санитарной охраны города курорта Железноводска, поэтому как относящийся к особо охраняемым природным территориям ограничен в обороте и законодательством не предусмотрена возможность предоставления его в собственность граждан и юридических лиц.
Нет. Статья 7 ЗК РФ.
Состав земель в Российской Федерации: 1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. 2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Как оформить земельный участок под ИЖС в зоне особо охраняемой природной территории местного значения?
так как обычно, если не было специального распоряжения то как все. кадастровый паспорт документ на землю и в отделение Росреестра. лучше перед этим межевать чтобы снять все вопросы и все заинтересованные стороны подписали акт согласования.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое.
Вопрос 1: Что такое особо охраняемые природные территории? Охаракторизуйте их по степени строгости режима охраны.
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ — по определению ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 г. «участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и.
б) заказники г) памятники природы Читаем Статью 95: 9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников.
в России все абсурд что связано с государственной собственностью.Все что осталось у государства финансируется отвратительно — и требует дополнительных средств.Может слишком много организовали ? В каждом регионе заповедники , а заповедны ли.
Вообще-то эта статья выглядит так: Статья 70. Самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод. Самовольное сенокошение и пастьба скота в лесах и на землях государственного лесного фонда, не.
Один из отделов министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (МПР) , который в свою очередь является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира и среду их обитания, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе в сфере регулирования радиационного контроля и мониторинга, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее — отходы) , особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.
Особенности определяются законодательством субъекта РФ, в котором расположена земля, а так: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПЕРЕВОДЕ ЗЕМЕЛЬ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ Статья 7. Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию . Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных: 1) с консервацией земель; 2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; 3) с установлением или изменением черты населенных пунктов; 4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) , а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи; 5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса; 6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений) , нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее — линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов; 7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов; 8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель; 9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов. 2. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) , и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.
что можно построить на землях федерального назначения2. земли фед. назначения в аренде.Можно ли построить капитальное ст. что можно построить:1. земли федерального назначения 2. земли фед. назначения в аренде. Можно ли построить капитальное строение или некапитальное?
такой категории земли «федерального назначения» не бывает. бывает «федерального значения» Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов. Земли особо охраняемых территорий и объектов — земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются: 1) предоставление садоводческих и дачных участков; 2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами; 3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог; 4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
Федеральное государственное бюджетное учреждение Национальный парк Зюраткуль является природоохранным, эколого-просветительским и научно-исследовательским учреждением. Включает природные комплексы Южного Урала, имеющие особую экологическую.
Как перевести земли сельхоз назначений под земли под дачное строительство и стоит ли покупать такой участок.?
Для осуществления перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов необходимо подать ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. По землям, относящимся к государственной собственности, уполномоченным органом является Правительство РФ.
До сих пор не закончилось разграничение земель по видам собственности, поэтому, в основном, вопросами перевода земель занимаются исполнительные орган государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления. В обязательном порядке в ходатайстве о переводе указываются кадастровый номер земельного участка, права на земельный участок, категории земель, из которой будет осуществляться перевод, и в которую он будет производиться, а также причина перевода земельного участка из одной категории в другую.
К ходатайству прилагаются следующие документы: 1) выписка из государственного земельного кадастра относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя; 3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок; 4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами (в соответствии с ФЗ «Об экологической экспертизе» проведение государственной экологической экспертизы обязательно при переводе лесных земель в нелесные и переводе любых категорий земель в особо охраняемые природные территории. Таким образом, при переводе земель сельскохозяйственного назначения, например в земли поселений, проведение экспертизы не требуется) . 5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую; Существуют некоторые проблемы уже на этапе подготовки вышеперечисленных документов.
До подачи ходатайства земельный участок должен пройти процедуру постановки на кадастровый учет и быть зарегистрирован как объект права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Мероприятие это довольно дорогостоящее, особенно если учитывать площади земельных участков.
Поэтому если земельный участок находится в собственности, то он сначала приобретается с установленной категорией, а потом уже новый правообладатель начинает процедуру перевода. Ходатайство рассматривается в течение 2 месяцев исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления; 3 месяцев – Правительством РФ.
По итогам рассмотрения ходатайства принимается акт о переводе земель из одной категории в другую категорию или об отказе в переводе, которые должны быть направлены заинтересованному лицу в течение 14 дней со дня принятия акта и копию акта в орган государственного кадастрового учета для внесения изменений в раздел «категория земель» . После внесения изменений орган кадастрового учета уведомляет органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. В данном случае переоформление правоустанавливающих документов на земельный участок не требуется. Отказать в переводе земель из одной категории в другую могут в следующих случаях: в связи с отрицательным заключением экологической экспертизы, если она необходима; в связи с ограничениями, содержащимися в федеральных законах; в связи с несоответствием испрашиваемого целевого назначения утвержденной документации территориального планирования. Акт о переводе земель или акт об отказе в переводе земель может быть обжалован в судебном порядке в течение 3 месяцев, когда правообладателю земельного участка стало известно об отказе, в случае пропуска срока по уважительной причине, акт об отказе в переводе может быть обжалован и за пределами этого срока.
Какие объекты можно построить на землях рекреационного назначения? Хотели построить автостояннку-говорят нельзя.
Земли рекреационного назначения согласно статье 98 ЗК РФ являются отдельным видом земель особо охраняемых природных территорий. Эти земли предназначены для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
К землям рекреационного назначения относятся не все земли, которые используются для отдыха, а только те, которые расположены в рекреационных зонах и на иных специально выделенных территориях. Указанными землями также признаются земельные участки (земли) , предоставленные санаториям, домам отдыха и иным объектам для организации отдыха населения, а также земли пригородных зеленых зон.
Рекреационные зоны выделяются и в составе земель поселений. Однако такие земли не входят в состав земель особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 2 ст. 94 ЗК РФ. Включение земель рекреационного назначения в состав земель поселений не может изменить их целевое назначение. Это обстоятельство обусловило закрепление в пункте 5 ст.
98 ЗК РФ нормы, в силу которой на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. В рекреационные зоны включаются парки, сады, городские леса, лесопарки, скверы, пляжи, пруды, озера, водохранилища и другие объекты. В этих зонах не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.
Источник: www.jurinspection.ru
Государственная политика и управление особо охраняемыми природными территориями
Сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ) начала формироваться в России в 1917 (по старому стилю — 1916) году, когда 11 января указом Правительствующего Сената Российской Империи был создан первый в России заповедник —«Баргузинский». С тех пор, несмотря на имевшие место кризисные периоды (например, ликвидация большого количества заповедников в 1951 и 1961 годах), система ООПТ России неуклонно развивалась. Одновременно развивалось и законодательство, регулирующее эту сферу.
Наибольшее развитие сеть ООПТ России получила в 90-х годах ХХ века. В этот же период впервые в России был принят специальный правовой акт высшей юридической силы — Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (ФЗ «Об ООПТ»), который установил основы правового регулирования в этой сфере и, в целом обеспечил достаточною правовую защиту сети ООПТ России.
В последнее время, как в ФЗ «Об ООПТ», так и в смежное законодательство, внесен ряд изменений, который существенно ослабил правовую защиту ООПТ, а в некоторых вопросах их создания и управления образовался правовой вакуум, позволяющий осуществлять действия, приводящие к разрушению ООПТ и расположенных в них ценных природных объектов и природных комплексов. Еще большую тревогу вызывают планы реформирования законодательства об ООПТ, которые по нашему мнению, в случае их реализации, приведут к разрушению всей сложившейся к настоящему времени системы ООПТ России.
Далее, кратко проанализируем правовые проблемы действующего законодательства об ООПТ и планов его реформирования.
18 декабря 2011 года правительство РФ распоряжением №2322-р утвердило Концепцию развития ООПТ федерального значения до 2020 года, в рамках которой было предусмотрено создать в 2012 году два государственных природных заповедника, шесть национальных парков (включая «Берингию», запланированную еще в 2011 году) и один федеральный заказник. Кроме того, должны были быть расширены территории семи заповедников.
Из этого обширного списка пока созданы только национальные парки «Земля леопарда», «Берингия» и «Онежское Поморье», а также на 1700 га расширена территория Северо-Осетинского заповедника. Специалисты говорят, что если не поторопиться с созданием новых охраняемых территорий, то некоторые из них могут быть потеряны, а территории их — освоены. К примеру, территория предполагаемого заказника «Бикин» регулярно подвергается «покушениям» лесозаготовителей.
Из всех ООПТ, которые так и не были созданы в 2012 году, наиболее острая ситуация сложилась с национальным парком «Ладожские шхеры» (Карелия). На его территории все еще действует аренда лесов для заготовки древесины, земельные участки активно «растаскиваются» местными властями и бизнесменами, застраиваются дачами и огораживаются заборами. Правительство Карелии еще в конце прошлого года направило в Минприроды все необходимые для создания парка документы. Однако «природоохранное» ведомство никак не может отправить их на государственную экологическую экспертизу.
Концепция, принятая более года назад, бесполезна не только по части создания новых заповедных территорий. До сих пор не разработаны и предусмотренные Концепцией законопроекты, в частности, не внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, из-за чего государственные инспектора по охране заповедников и национальных парков (за исключением директоров и их замов) до сих пор не имеют права составлять протоколы о правонарушениях в охранных зонах и в переданных им под охрану федеральных заказниках. Инспектора дирекций региональных ООПТ вообще практически бесправны. При этом Минприроды активно лоббирует передачу 30 федеральных заказников в ведение регионов.
Основной упор в концепции делается на развитие туризма. При этом еще и путаются понятия: в одном месте это «познавательный туризм», а в другом — «экологический». Что совсем не одно и то же!
Необходимо добавить, что ни то, ни другое понятие в законодательстве не определены, и это может стать хорошим подспорьем в разворовывании земель под элитное и иное строительство. Тем более, что в концепции (раздел 10) прямо предусмотрено развитие сети мини-гостиниц, гостевых домов, а в «плане мероприятий» (пункт 43) предусмотрена разработка пакета экскурсионных программ для каждого заповедника и парка. При умелом подходе эти нюансы дадут самые радужные перспективы коммерческого освоения заповедников и национальных парков.
Концепция предусматривает изменение законодательства, в том числе для облегчения возможности изменения границ заповедников и перевода их в национальные парки, где режим охраны несравненно мягче. По факту, теперь можно ликвидировать и региональные и местные охраняемые территории — путем «уточнения» их «категорий».
Приходится еще раз констатировать, что принятая концепция может привести к разрушению всей заповедной системы России.
Отдельного слова заслуживает предусмотренное концепцией «усиление кадровой политики», которая по всей видимости будет «расширять практику выдвижения на руководящие должности лиц, уже имеющих опыт работы в системе особо охраняемых природных территорий».
Слова правильные, а дела совсем иные. Все последние годы Минприроды выбирало руководителей заповедников и нацпарков из тех, кто не имеет никакого отношения к системе. Последние назначения 2011 года: замглавы Тарумовского района республики Дагестан, директор лесхоза в Карелии, бывший начальник отдела Минэкономразвития и др.
Назначения «эффективных менеджеров» уже вызвали громкие скандалы, к примеру в Прибайкальском нацпарке и Приокско-Террасном заповеднике. В обоих случаях сотрудники обращались к высшему руководству с требованием прекратить произвол директоров. Проверки выявили огромное количество нарушений в деятельности руководителей этих ООПТ, однако никаких мер со стороны Минприроды не последовало. Сотрудники же, подписавшиеся под обращениями, подвергаются репрессиям, и большая часть уже уволена. При этом оба директора продолжают работать несмотря на то, что против них возбуждены уголовные дела.
Конфликт зреет и в Дарвинском заповеднике. Новый директор М. Макаров вновь принял на работу замом по охране С. Соловьева, который был уволен при прежнем директоре в связи с организацией браконьерских охот и рыбалки. В интернете опять появляется такая реклама: «Одной из VIP-услуг нашего рыбацкого клуба является получение разрешений на организацию рыбалки на территории Дарвинского государственного заповедника».
Теперь о финансировании нововведений, которое предусмотрено за счет федерального бюджета «и иных незапрещенных законом источников». Кстати, к материалу, опубликованному в «Российской газете», приложен график, который показывает, что в 2012 году объем финансирования ООПТ составит в среднем… 4 триллиона рублей! На самом деле в бюджете речь идет о миллиардах. Этот маленький факт характеризует общее безалаберное отношение к происходящему в заповедной системе.
Теперь кратко проанализируем, что же предусмотрел для федеральных ООПТ федеральный бюджет на 2013 год и плановый период 2014–2015 годов.
Всего на ООПТ федерального значения выделено 6 294 399 000 рублей. Очевидно, что дойдет до них не вся эта сумма, но это отдельный разговор. Попробуем понять, много это или мало.
Сейчас в России 102 заповедника и 45 национальных парков. По нашим расчетам, для нормальной работы всех федеральных ООПТ необходимо около 18,4 млрд рублей1. Эта сумма только кажется большой, особенно если сравнить ее, к примеру, с некоторыми инвестиционными проектами последнего времени.
На подготовку саммита АТЭС в 2012 году во Владивостоке выделено почти 240 млрд рублей. Сотрудничество со странами АТР безусловно важно, но трудно поверить, что оно требует таких затрат на одну из встреч с их представителями. Общая стоимость строительных работ для зимней Олимпиады в субтропиках Сочи взлетела на новый уровень до отметки в 1,4 триллиона рублей. Только на строительство совмещенной железной и автомобильной дороги Адлер — Красная Поляна еще в 2009 году предполагалось выделить 242 млрд рублей!
Одна лишь разработка проектной документации безумного проекта Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области (ЦКАД) стоит более 8 миллиардов! Примерная же стоимость строительства дороги — 469 млрд рублей!
При этом большинство экспертов считает ее экономически бессмысленной, а с учетом того, что строительство уничтожит до 7% лесов Подмосковья, еще и экологически опасной.
Наконец, нельзя обойти стороной подписанное 31 августа 2011 г. В. Путиным распоряжение о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Ее стоимость — 1,2 триллиона рублей!
Кстати, правительство достаточно легко находит огромные средства и на проекты, разрушающие ООПТ. К примеру, стоимость строительства горнолыжного курорта «Лагонаки» на территории объекта всемирного наследия «Западный Кавказ» составляет 7,6 млрд рублей! Примерно в 250 млн рублей обойдется российскому бюджету только проект дороги к несуществующей метеостанции в Кавказском заповеднике!
Эта дорога должна пройти к очередной правительственной резиденции «Лунная поляна» через уникальные леса краснокнижного самшита колхидского.
Итак, мы видим, что сомнительные обоснования и обилие нулей не препятствуют выделению бюджетных денег на подобные проекты. На заботу же о национальном и даже общемировом достоянии правительство России денег не находит. В результате государство обрекает ООПТ на нищенское существование, заставляя зарабатывать на жизнь самостоятельно. Похоже, что именно для этого создавалась и принималась, вопреки мнению специалистов, «Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года».
Правовые проблемы управления ООПТ
A. Совмещение функций в сфере государственного управления ООПТ и использования природных ресурсов.
В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (статья 3) государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 №404 (ред. от 04.09.2012) «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации», Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе в сфере регулирования радиационного контроля и мониторинга, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее — отходы), особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации самостоятельно принимает положения о государственных природных заповедниках, национальных парках, государственных природных заказниках, биосферных полигонах государственных природных биосферных заповедников, памятниках природы федерального значения.
Таким образом, Минприроды России осуществляет как функции по выработке государственной политики в сфере управления и использования природных ресурсов, так и в сфере ООПТ, включая утверждение положений об ООПТ федерального значения.
В результате совмещения этих функций, в Минприроды зачастую интересы использования природных ресурсов превалируют над интересами сохранения ООПТ.
В последние годы, имеется значительное количество примеров, подтверждающих это.
1. Минприроды согласовало изъятие 1900 га земель из состава национального парка «Югыд ва» (письмо от 02.10.2008 №05-12-47/10201) для осуществления геологоразведочных и золотодобычных работ на месторождении Чудное. 30.12.2009 подведомственное Минприроды Роснедра выдало ЗАО «Голд Минералс» лицензию №СЫК14832 БЭ на осуществление геологоразведочных и добычных работ на месторождении Чудное.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.01.2010 №3 утверждено Положение о национальном парке «Югыд Ва», которым закреплена его площадь, местоположение и границы. Пунктом 38 данного положения закреплена карта-схема функционального зонирования, согласно которой месторождение Чудное не входит в состав национального парка.
В весенне-летний период 2011 года ЗАО «Голд Минералс» начаты геолого-разведочные (включая буровзрывные) работы на месторождении Чудное.
Генеральная Прокуратура провела проверку принятия решения об изъятия земель парка, а также деятельности ЗАО «Голд Минералс» в границах парка и установила незаконность этого решения и деятельности: «Минприроды России, допустив изменение площади и территориального расположения национального парка путем изъятия части территории для разработки золоторудного месторождения Чудное, не обеспечило должную охрану, сохранение и передачу объекта всемирного наследия «Девственные леса Коми» будущим поколениям, чем нарушило требования ст. 4, 5 и 6 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия.
В результате ЗАО «Голд Минералс» были нарушены требования ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», статьи 59 Федерального закона от 07.02.2002 г. «Об охране окружающей среды» (письмо Генпрокуратуры России от 31.08.2012 №7,4-2373-2004).
2. Минприроды письмом от 17.10.2010 №12-46/10633 согласовало проведение геолого-съемочных (расценивая их как научно-исследовательские) работ на территории Печоро-Илычского государственного природного биосферного заповедника.
3. Согласно публикации в «Российской газете» (http://www.rg.ru/2011/04/14/utrish-site-dok.html) с 10 июня 2011 года вступил в силу приказ Минприроды России от 4 апреля 2011 г. №196, вносящий изменения в Положение о государственном природном заповеднике «Утриш».
Анализ измененного положения о заповеднике, проведенный некоммерческим партнерством «Прозрачный мир» (http://new.transparentworld.ru/ru/news/new64.html), показал, что оно окончательно закрепило границы заповедника, из которых исключена территория, где предполагается строительство так называемого «физкультурно-оздоровительного комплекса», инициатором которого по официальным данным является главное управление капитального строительства управления делами президента РФ (хотя оно и отрицает свою причастность к очередному планируемому дворцу на черноморском побережье) (http://www.novayagazeta.ru/data/2011/017/14.html). Помимо этого, из заповедника исключена территория, предполагаемая для строительства подъездных дорог к этому комплексу (в частности, так называемая «противопожарная лесохозяйственная дорога», незаконное строительство которой было остановлено общественностью), а также прибрежная полоса восточнее поселка Малый Утриш, в застройке которой заинтересована администрация Краснодарского края.
Таким образом, окончательно закреплен факт исключения из заповедника наиболее ценных природных комплексов, ради которых он собственно и создавался. То, что значительная часть наиболее ценных природных комплексов изъята из территории заповедника и предназначена под застройку, ясно видно из опубликованной на сайте WWF России карты особо ценных участков, которые обязательно должны быть включены в заповедник (http://www.wwf.ru/about/where_we_work/caucasus/utrish/).
Следует отметить, что создание заповедника в таких границах противоречит распоряжению Правительства РФ от 23.05.2001 №725-р, согласно которому в заповедник должны быть включены природные комплексысухих субтропиков Чрноморского побережья Кавказа, которые исключены из территории заповедника согласно утвержденному положению.
Приказом Минприроды России от 20 января 2012 г. №8 (зарегистрирован в Минюсте РФ 26 марта 2012 г. №23593) внесено изменение в Положение о государственном природном заказнике федерального значения «Малые Курилы», утвержденное приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19 августа 2009 г. №253 «Об утверждении Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Малые Курилы» (зарегистрирован Минюстом России 28 сентября 2009 г., регистрационный №14883), согласно которому (п. 3.9) в морской акватории заказника допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации о рыболовстве добыча (вылов) морского ежа и приморского гребешка при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства при условии соблюдения режима особой охраны территории заказника и согласования объемов, способов и районов добычи указанных водных биологических ресурсов с Минприроды России.» (в предыдущей редакции положения промышленный лов морских биологических ресурсов был полностью запрещен).
Минприроды РФ продолжает подобное «освоение» ООПТ: в 2013 году внесены изменения в положение о государственном природном заповеднике «Байкало-Ленский», входящего в границы объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Озеро Байкал». На территории 36 кварталов заповедника площадью 50 тыс. га разрешены рубки ухода. Такие рубки запрещены положением и лесохозяйственным регламентом заповедника. То есть их разрешение является прямым нарушением Лесного кодекса РФ.
Помимо лесозаготовки, новое положение предусматривает обустройство на территории заповедника пятнадцати туристических маршрутов. Сейчас по информации Управления Росприроднадзора по Иркутской области их три.
Все указанные попытки осуществляются по инициативе или при поддержке Минприроды России, что обусловлено институциональным конфликтом интересов внутри ведомства, отвечающего и за использование природных ресурсов, и за управление ООПТ, а также коррумпированностью чиновников Минприроды.
Эти факты красноречиво свидетельствуют, что Минприроды России не в состоянии эффективно управлять системой ООПТ России.
Б. Правовые последствия принятия Федерального закона от 30.11.2011 №365-ФЗ.
Федеральным законом от 30.11.2011 №365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены существенные изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях».
1. В статье 7 «Задачи государственных природных заповедников»:
• подпункт «г» дополнен словами «и развитие познавательного туризма»;
• в подпункт «е» пункта 2 статьи 9 «режим государственных природных заповедников» дополнен словами «и развитие познавательного туризма»;
Фактически это означает введение познавательного туризма в задачи государственных природных заповедников. На территориях государственных природных заповедников допускается любая деятельность, направленная на развитие познавательного туризма.
Таким образом, эти изменения создают правовые основания для вовлечения заповедников (в том числе включенных в границы участков всемирного наследия) в интенсивную туристическую деятельность, включая застройку их территории рекреационными объектами.
2. Статья 10 «государственные природные биосферные заповедники» дополнена пунктами 4 и 5 следующего содержания:
• 4. На специально выделенных федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится государственный природный биосферный заповедник, участках биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника для обеспечения предусмотренных положением об этом полигоне видов деятельности, развития познавательного туризма, физической культуры и спорта допускается размещение объектов капитального строительства и связанных с ними объектов инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации для каждого биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника.
• 5. Земельные участки, необходимые для осуществления деятельности, указанной в пункте 4 настоящей статьи, могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
Порядок подготовки и заключения договоров аренды земельных участков, расположенных в границах специально выделенных федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится государственный природный биосферный заповедник, участков биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».
Фактически, это означает разрешение строительства спортивных и туристических комплексов на территориях биосферных полигонах заповедников, включенных в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО, функционирующих в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (Мan and the Biosphere — MAB).
Эти поправки пролоббированы ОАО «Курорты Северного Кавказа», для того, чтобы легализовать строительство курорта «Лагонаки» на территории Кавказского биосферного заповедника, входящего в территорию участка всемирного природного наследия «Западный Кавказ». (http://ncrc.ru/e/news/index.php?id_4=343). Строительство этого горнолыжного курорта приведет не только к разрушению ценнейших природных объектов плато, но и к нарушению международных обязательств России, вытекающих из Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, о чем Комитет всемирного наследия уже предупредил Российскую сторону в решении 36-й сессии. Реализация этого проекта может отрицательно сказаться и на всех планах развития туризма на Кавказе, поскольку экологически ответственные зарубежные инвесторы могут отказаться участвовать в проектах, которые разрушают мировое наследие.
Правительством России издано распоряжение от 27 апреля 2012 г. №603-р, согласно которому, помимо строительства горнолыжных комплексов в Кавказском заповеднике, планируется размещение гостевых домов, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры на биосферном полигоне Баргузинского заповедника (участок всемирного наследия «Озеро Байкал») .
3. В статье 15 «Режим национальных парков»:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:
в) рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;
в подпункте «д» пункта 2 слова «не связанных с функционированием национальных парков» заменить словами «за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов».
Фактически это означает, что на территориях национальных парков (кроме заповедной и особо охраняемой зон) допускается строительство любых рекреационных, туристических и спортивных объектов и соответствующей инфраструктуры без какого-либо дополнительного разрешения (в соответствии с предыдущей редакцией для этого требовалось распоряжение Правительства РФ), а также любых объектов (в том числе линейных сооружений), для обеспечения функционирования населенных пунктов в границах национальных парков.
В случае с национальном парком «Лосиный остров» это означает, что практически любые объекты могут быть построены на территории национального парка, поскольку в границы парка входит город Москва.
Естественно, такое положение может привести к разрушению уникальных природных комплексов национального парка.
Тем не менее аналогичные положения внесены в Положение о национальном парке «Лосиный остров», утвержденное приказом Минприроды России от 26 марта 2012 г.№82 (зарегистрирован в Минюсте России 20 августа 2012 г. Регистрационный №25218).
Б. Правовые последствия принятия разработанных Минприроды России к второму чтению поправок в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (законопроект №97705-5).
Принятие некоторых положений указанных поправок может серьезно ослабить законодательную защиту особо охраняемых природных территорий и повлечь за собой разрушение охраняемых природных комплексов.
По нашему мнению, наиболее недопустимыми являются следующие положения законопроекта.
1. Лишение органов государственной власти и органов местного самоуправления права создавать иные (прямо не предусмотренные законом) категории и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации особо охраняемые природные территории являются объектами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем, лишение органов государственной власти субъектов РФ устанавливать иные (не перечисленные в Федеральном законе) категории ООПТ противоречит, по нашему мнению, Конституции Российской Федерации.
По данным кадастра ООПТ в 2003 году в России существовало более 250 категорий ООПТ различного уровня и статуса, из них указанные в законе «Об ООПТ» категории (это заповедники, национальные и природные парки, заказники, памятники природы, дендропарки и т. д.) занимали порядка 8% от территории страны, а ООПТ иных категорий — около 5%. Если законопроект будет принят в данной редакции, то последние могут быть ликвидированы, особенно учитывая то, что законопроектом не предусматривается порядок перевода этих ООПТ в предусмотренные законом категории.
2. Возможность (хотя и с оговорками) изменения границ государственных природных заповедников.
В документе указано, что изменение может производиться только «в случае исключения из его состава земельных участков, использование которых по целевому назначению в виду утраты ими особого экологического, научного и иного особо ценного значения невозможно».
Фактически это означает, что если по какой-то причине (например поджога или незаконного строительства), участок территории заповедника утратил свою ценность, он может быть изъят из территории заповедника на законном основании.
Таким образом, вводится правовое основание для легализации незаконной деятельности на территориях заповедников.
3. Возможность преобразования заповедника в национальный парк.
Фактически эта поправка означает, что любой заповедник без каких-либо серьезных оснований может быть преобразован в национальный парк, что существенно ослабит его режим.
Для многих заповедников, особенно расположенных в густонаселенных районах или рекреационно привлекательных регионах (таких как Кавказ или Южный Урал), это может привести к деградации уникальных природных комплексов.
По нашему мнению, реализация этих положений может не только привести к разрушению природных комплексов и объектов, но и ставит под сомнение само существование российских заповедников как уникальной категории ООПТ.
Указанные положения, по нашему мнению, могут повлечь за собой тяжелейшие последствия для всей системы.
Следует отметить, что многие российские заповедники и национальные парки подпадают под действие различных международных конвенций и соглашений (в первую очередь — Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, Рамсарской конвенции). Принятие указанных поправок и следующее за ними включение территорий заповедников и национальных парков повлечет за собой нарушение обязательств Российской Стороны, вытекающих из этих международных правовых актов, которые в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации являются неотъемлемой частью ее правовой системы. Это также отрицательно скажется на имидже России как государства, законодательно допускающего разрушение объектов мирового наследия.
Поправки в закон об ООПТ готовились в большой спешке и большой тайне, без привлечения специалистов заповедного дела, без обсуждения с общественностью.
Очевидно, что те, кто стоит за этими поправками, боятся, что широкое обсуждение этих поправок вызовет новую волну протестов экологической общественности.
В данной статье приведен только небольшой перечень проблем, с которыми в настоящее время сталкивается уникальная система ООПТ России. К сожалению, без их немедленного решения она может в большой степени утратить свою ценность, что неминуемо приведет к резкому ослаблению устойчивости экосистем и ухудшению экологической обстановки во многих регионах России.
В качестве первоочередных мер, предлагаются следующие:
1. Отказаться от всех планов изъятия, изменения границ, режима охраны, или вовлечения иным способом в интенсивную хозяйственную деятельность наиболее ценных природных территорий и объектов.
2. Не допустить принятия поправок к законопроекту №97705-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в указанной редакции и обеспечить широкое общественное обсуждение новой редакции закона об ООПТ с общественностью и специалистами в области заповедного дела.
3. СВ целях оптимизации государственного управления ООПТ России, выработки соответствующей государственной политики, изъять указанные функции у Минприроды России и создать в непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации (по аналогии с Федеральным агентством лесного хозяйства и Федеральным агентством по рыболовству) Федеральное агентство по особо охраняемым природным территориям, с наделением его полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области организации и функционирования ООПТ, осуществлению государственного контроля в области организации и функционирования ООПТ, а также управлению ООПТ федерального значения.
Помимо этого необходимы еще деньги на оперативные расходы (ГСМ, капстроительство, ремонт зданий и сооружений, закупка техники, инвентаря, аренда помещений, оружие, спец.одежда, транспорт, полевые и командировочные сотрудникам). Предположим, что на все эти нужды каждому заповеднику в год выделяется в среднем 50 000 000 рублей (скорее всего это значительно больше, чем реально необходимая сумма). Тогда к указанной сумме добавится еще 7 600 000 000 рублей.
К этому необходимо добавить, что значительная часть ООПТ находится в труднодоступных районах, где необходимо использование вертолета. Предположим, таких заповедников и национальных парков половина (то есть около 75). Средняя стоимость вертолетного времени 120 000 рублей в час. Для того, чтобы сотрудники этих ООПТ смогли каждую неделю 6 часов в день использовать вертолет им понадобится еще 2 592 000 000 рублей.
Источник: ecodelo.org