Строительство торпедных катеров для военно морского флота какой город

Торпедный катер – это малый боевой корабль, предназначенный для поражения торпедами военных кораблей и транспортных судов противника. Широко применялся во время Второй мировой войны. К началу войны торпедные катера в основных флотах западных морских держав были представлены слабо, но с началом войны строительство катеров резко возросло. К началу Великой Отечественной войны СССР имел 269 торпедных катеров. В ходе войны было построено более 30 торпедных катеров, и 166 получено от союзников.

Проект первого глиссирующего советского торпедного катера разработал в 1927 г. коллектив Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) под руководством А.Н. Туполева, впоследствии выдающегося авиаконструктора. Первый опытный катер «АНТ-3» («Первенец»), построенный в Москве, испытывался в Севастополе. Катер имел водоизмещение 8,91 т, мощность двух бензиновых моторов 1200 л. с., скорость хода 54 узла. Длина наибольшая: 17,33 м, ширина 3,33 м, осадка 0,9 м, Вооружение: 450-мм торпеда, 2 пулемета, 2 мины.

Пермские корабелы построили торпедный катер

Сравнивая «Первенец» с одним из трофейных СМВ, выяснили, что английский катер уступал нашему и в скорости и в маневренности. 16 июля 1927 года опытный катер зачислили в состав военно-морских сил на Черном море. «Принимая во внимание, что данный глиссер является опытной конструкцией, – указывалось в приемном акте, – комиссия считает, что ЦАГИ выполнил поставленное ему задание полностью и глиссер независимо от некоторых недочетов военно-морского характера подлежит приему в состав Морских Сил РККА. » Работы над усовершенствованием торпедных катеров в ЦАГИ продолжались, и в сентябре 1928 года был спущен на воду серийный катер «АНТ-4» («Туполев»). До 1932 года наш флот получил десятки таких катеров, названных «Ш-4». На Балтике, Черном море и Дальнем Востоке вскоре появились первые соединения торпедных катеров.

Но «Ш-4» был еще далек от идеала. И в 1928 году флот заказал ЦАГИ еще один торпедный катер, названный в институте «Г-5». Это был новый по тем временам корабль – в его кормовой части находились желобные аппараты для мощных 533-миллиметровых торпед, а на ходовых испытаниях он развил невиданную скорость – 58 узлов с полным боезапасом и 65,3 узла без нагрузки. Военные моряки сочли его лучшим из существующих торпедных катеров как по вооружению, так и по техническим свойствам.

Торпедный катер типа «Г-5»

Головной катер нового типа «ГАНТ-5» или «Г5» (глиссирующий № 5) прошел испытания в декабре 1933 года. Этот катер с металлическим корпусом был лучшим в мире, как по вооружению, так и по техническим свойствам. Он был рекомендован к серийному производству и к началу Великой Отечественной войны стал основным типом торпедных катеров Советского ВМФ.

Серийный «Г-5», 1935 г. выпуска, имел водоизмещение 14,5 т, мощность двух бензиновых моторов 1700 л. с., скорость хода 50 узлов. Длина наибольшая 19,1 м, ширина 3,4 м, осадка 1,2 м. Вооружение: две 533-мм торпеды, 2 пулемета, 4 мины. Выпускался на протяжении 10 лет до 1944 года в различных модификациях. Всего построено более 200 единиц.

Шнелльбот. Торпедный катер рейха. Операции в Средиземном море. Часть 4

«Г-5» прошёл огневое крещение в Испании и в Великой Отечественной войне. На всех морях они не только выходили в лихие торпедные атаки, но и ставили минные заграждения, охотились за вражескими подводными лодками, высаживали десанты, осуществляли охрану кораблей и конвоев, тралили фарватеры, бомбардируя глубинными бомбами немецкие донные неконтактные мины.

Особенно трудные, а порой – необычные задания выполняли в годы Великой Отечественной войны черноморские катерники. Им приходилось конвоировать. поезда, идущие вдоль Кавказского побережья. Они стреляли торпедами по. береговым укреплениям Новороссийска. И, наконец, обстреливали ракетами фашистские корабли и. аэродромы.

Однако, низкая мореходность катеров, особенно типа «Ш-4», ни для кого не была секретом. При самом незначительном волнении они заливались водой, которая легко забрызгивалась в очень низкую, открытую сверху ходовую рубку. Выпуск торпед гарантировался при волнении не свыше 1 балла, а просто находиться в море катера могли при волнении не свыше 3 баллов. Из-за низкой мореходности «Ш-4» и «Г-5» лишь в очень редких случаях обеспечивали проектную дальность хода, зависевшую не столько от запаса топлива, сколько от погоды.

Этот и ряд других недостатков во многом были обязаны «авиационному» происхождению катеров. Конструктор положил в основу проекта поплавок гидросамолета. Вместо верхней палубы у «Ш-4» и «Г-5» была круто изогнутая выпуклая поверхность. Обеспечивая прочность корпуса, она в то же врем создавала массу неудобств в обслуживании.

На ней трудно было удержаться даже тогда, когда катер был неподвижен. Если же он шел полным ходом, сбрасывалось решительно все, что на нее попадало.

Это оказалось очень большим минусом во время боевых действий: десантников приходилось сажать в желоба торпедных аппаратов – размещать их больше было негде. Из-за отсутствия плоской палубы «Ш-4» и «Г-5», несмотря на сравнительно большие запасы плавучести, практически не могли перевозить серьезный груз. Накануне Великой Отечественной войны были разработаны торпедные катера «Д-3» и «СМ-3» – торпедные катера дальнего действия. «Д-3» имел деревянный корпус, по его проекту был выпущен торпедный катер «СМ-3» со стальным корпусом.

Торпедный катер «Д-3»

Катера типа «Д-3» производились в СССР на двух заводах: в Ленинграде и Сосновке Кировской области. К началу войны Северный флот располагал всего двумя катерами этого типа. В августе 1941 с завода в Ленинграде было получено еще пять катеров. Все они были сведены в отдельный отряд, который и действовал до 1943 года, пока не стали поступать на флот другие «Д-3», а также по ленд-лизу катера союзников. Катера «Д-3» выгодно отличались от своих предшественников торпедных катеров «Г-5», хотя по боевым возможностям они удачно дополняли друг друга.

«Д-3» обладали повышенными мореходными качествами и могли действовать на большем удалении от базы, чем катера проекта «Г-5». Торпедные катера этого типа имели полное водоизмещение 32,1 т, наибольшую длину 21,6 м (длина между перпендикулярами – 21,0 м), наибольшую ширину по палубе 3,9 и по скуле – 3,7 м. Конструктивная осадка составляла 0,8 м. Корпус «Д-3» изготовлялся из дерева. Скорость хода зависела от мощности использовавшихся двигателей. ГАМ-34 по 750 л. с. позволяли развивать катерам ход до 32 узлов, ГАМ-34ВС по 850 л. с. или ГАМ-34Ф по 1050 л. с. – до 37 узлов, «паккарды» мощностью по 1200 л. с. – 48 узлов. Дальность плавания полным ходом достигала 320-350 миль, восьмиузловым ходом – 550 миль.

На опытных катерах и серийных «Д-3» впервые были установлены бугельные торпедные аппараты бортового сбрасывания. Достоинство их было в том, что они позволяли производить залп со «стопа», в то время как катера типа «Г-5» при этом должны были развить скорость не меньше 18 узлов – в противном случае они не успевали отвернуть от выпущенной торпеды.

Выстрел торпедами производился с мостика катера воспламенением гальванического запального патрона. Залп дублировался торпедистом с помощью двух запалпатронов, установленных в торпедном аппарате. «Д-3» вооружались двумя 533-мм торпедами образца 1939 г.; масса каждой составляла 1800 кг (заряд тротила – 320 кг), дальность хода при скорости 51 узел – 21 кабельтов (около 4 тыс. м).

Стрелковое вооружение «Д-3» состояло из двух пулеметов ДШК калибра 12,7 мм. Правда, в годы войны на катера устанавливали и 20-мм автоматическую пушку «эрликон», и спаренный пулемет «Кольт-браунинг» калибра 12,7 мм, и некоторые другие типы пулеметов. Корпус катера имел толщину 40 мм. При этом днище было трехслойным, а борт и палуба – двухслойными.

На наружный слой шла лиственница, а на внутренний – сосна. Обшивка крепилась медными гвоздями в расчете пяти штук на один квадратный дециметр.

Читайте также:  Что такое отбортовка в строительстве

Корпус «Д-3» разделялся на пять водонепроницаемых отсеков четырьмя переборками. В первом отсеке 10-3 шп. располагался форпик, во втором (3-7 шп.) – четырехместный кубрик. Камбуз и выгородка для котла – между 7-м и 9-м шпангоутами, радиокаюта – между 9-м и 11-м. На катерах типа «Д-3» устанавливалось, улучшенное навигационное оборудование по сравнению с тем, что было на «Г-5».

Палуба «Д-3» позволяла брать на борт десантную группу, к тому же по ней можно было передвигаться во время похода, что было невозможно на «Г-5». Условия обитаемости экипажа, состоявшего из 8-10 человек, давали возможность катеру подолгу оперировать вдали от основного места базирования. Был предусмотрен и обогрев жизненно важных отсеков «Д-3».

Торпедный катер типа «Комсомолец»

«Д-3» и «СМ-3» были не единственными торпедными катерами, разрабатывавшимися в нашей стране накануне войны. В те же годы группа конструкторов проектировала малый торпедный катер типа «Комсомолец», который, почти не отличаясь от «Г-5» по водоизмещению, имел более совершенные трубные торпедные аппараты и нес более мощное зенитное и противолодочное вооружение. Строились эти катера на добровольные взносы советских людей, и поэтому некоторые из них, помимо номеров, получили наименования: «Тюменский рабочий», «Тюменский комсомолец», «Тюменский пионер».

Торпедный катер типа «Комсомолец», 1944 г. выпуска имел дюралюминиевый корпус. Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на пять отсеков (шпация 20-25 см). По всей длине корпуса проложена полая кильбалка, выполняющая функцию киля. Для уменьшения качки на подводной части корпуса установлены бортовые кили.

Два авиационных двигателя установлены в корпусе один за другим, при этом длина левого гребного вала составляла 12,2 м, а правого – 10 м. Торпедные аппараты, в отличие от катеров предыдущих типов, трубные, а не желобные. Максимальная мореходность торпедоносца составляла 4 балла. Водоизмещение полное 23 т, суммарная мощность двух бензиновых моторов 2400 л. с., скорость хода 48 узлов.

Длина наибольшая 18,7 м., ширина 3,4 м., среднее углубление 1 м. Бронирование: 7-мм противопульная броня на рубке. Вооружение: два трубных торпедных аппарата, четыре 12,7-мм пулемета, шесть больших глубинных бомб, дымовая аппаратура. В отличие от остальных катеров отечественной постройки на «Комсомольцах» была бронированная (из листа толщиной 7 мм) рубка. Экипаж насчитывал 7 человек.

Свои высокие боевые качества эти торпедоносцы в наибольшей степени проявили весной 1945 года, когда части Красной Армии уже завершали разгром гитлеровских войск, с тяжелыми боями продвигаясь к Берлину. С моря советские сухопутные войска прикрывали корабли Краснознаменного Балтийского флота, причем вся тяжесть боевых действий в водах южной Балтики легла на плечи экипажей подводных лодок, морской авиации и торпедных катеров. Пытаясь хоть как-то оттянуть свой неизбежный конец и как можно дольше сохранить порты для эвакуации отступающих войск, фашисты предприняли лихорадочные попытки резко увеличить число поисково-ударных и дозорных групп катеров. Эти срочные меры в какой-то степени обострили положение на Балтике, и тогда в помощь действующим силам КБФ была переброшена четверка «Комсомольцев», вошедшая в состав 3-го дивизиона торпедных катеров.

.Это были последние дни Великой Отечественной войны, последние победные атаки торпедных катеров. Окончится война, и символом отваги – потомкам в пример, врагам в назидание – навечно застынут на постаментах овеянные боевой славой «Комсомольцы».

Источник: stomaster.livejournal.com

Строительство торпедных катеров для военно морского флота какой город

Бригада торпедных катеров Северного флота была образована 1 марта 1944 года, однако создание их подразделения планировалось еще в тридцатые годы.

Схема расположения базы торпедных катеров. Фото из архива Российского Государственного архива Военно-морского флота.

Согласно плану строительства основных баз Северного флота, базу торпедных катеров планировалось расположить в губе Сайда, но она так и осталась на бумаге.

Первыми торпедными катерами на Севере стали катера проекта «Г-5», (глиссирующий), переведенные сюда с Балтики в июле 1936 года. Данный проект имел довольно низкую мореходность, поэтому применение его в акватории открытого Баренцева моря было практически невозможно. В марте 1940 года все катера были отправлены на ремонт в Кронштадт и на Север уже не вернулись.

Торпедный катер типа «Г-5».
Фото из альбома ветерана соединения Ревякина Ф. П.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны Северный флот, единственный из всех флотов страны, не имел в своем составе тактического соединения торпедных катеров (в составе Балтийского флота было две бригады и отдельный дивизион, на Черноморском флоте – две бригады, на Тихоокеанском – также две бригады торпедных катеров). Неправильный выбор типа торпедных катеров не позволил флоту подготовить соединение легких ударных сил к началу войны.

В июне 1941 года с Балтики на Север было переведено пять торпедных катеров типа «Д-3». Дальний торпедный катер водоизмещением 32 тонны с деревянным корпусом, отсюда их обозначение – Д. Экипаж состоял из 8-10 человек, а устройство палубы позволяло передвигаться по ней во время похода и перевозить десантную группу, что по конструктивным особенностям было невозможно на катерах предшествующего типа.

Фото из альбома ветерана соединения Ревякина Ф.П. с надписью : «Отличные кораблики «Д-3». Ленинградской и Зеленодольской построек 1941-1943 гг.»

Макет торпедного катера типа «Д-3»

Отдельный отряд, состоявший из 5 катеров и плавбазы «Маяк», дислоцировался в Кувшинской Салме. С конца августа 1941 года торпедные катера поочередно находились в маневренной базе Пумманки. Выбор этот не был случайным – одной из задач соединения была борьба с конвоями противника, и именно база в губе Малая Волоковая была удобна для быстрого выхода в атаку на немецкие корабли и транспорты.

Торпедные катера в маневренной базе Пумманки. Губа Малая Волоковая.

Отчет об операции ТКА № 209 и №217 Бригады торпедных катеров СФ. 8.05.1944 г.

Страница из отчета об операции ТКА № 209 и №217. Заключение о действиях на коммуникациях противника

Многие бывалые моряки сомневались, смогут ли эти небольшие корабли действовать в неспокойном Баренцевом море. Среди сомневающихся был и сам командующий флотом.

Командующий Северным флотом с 1940 по 1946 гг. Головко Арсений Григорьевич

Л.Е. Кербель. Скульптурный портрет адмирала Головко. 1944 г.

Адмирал Головко размышлял в начале войны в своем дневнике:

«Торпедные катера в Баренцевом море… Да еще в таких условиях. В зимний шторм, полярной ночью, при плохой видимости и обмерзании, которые снижают ход и соответственно маневренность торпедных катеров. До войны это показалось бы невероятным большинству моряков.

Многие, некоторое время и я, считали, что непогоды почти всегда неспокойного Баренцева моря исключают возможность боевого использования торпедных катеров. А затем жизнь опровергла все сомнения. Боевая практика доказала возможность, целесообразность, эффективность использования кораблей этого класса на театре. Для противника же их появление в бою оказалась полной неожиданностью еще осенью 1941 года».

Первый результативный бой два катера (ТКА-11 и ТКА-12) провели в ночь на 11 сентября 1941 года.

Командир ТКА-11 капитан-лейтенант Светлов Г. К.

Орден Красного Знамени Светлова Г. К.

Групповой портрет мотористов ТКА-11: Козин М.В. , Ребенко И.Е., Гурьев А.П.
1941 – 1945 гг.

Командир ТКА-12 лейтенант Шабалин А. О.

Групповой портрет мотористов ТКА-12 : Никитин М. В., Луконин М. А., Начинкин А. Ф., Рязанов Н. Н. 1941 – 1945 гг.

Катера вышли на перехват немецкого конвоя и смогли потопить конвойное судно, переоборудованное из рыболовного траулера. Спустя три недели, торпедный катер ТКА-12 смог добиться более ощутимого результата, потопив в Варангер-фьорде крупнотоннажный немецкий транспорт, на борту которого следовало более двух тысяч немецких солдат и офицеров. За эту атаку командир катера Александр Шабалин был представлен к ордену Ленина.

С 1943 года в СССР по ленд-лизу стали поставляться катера типа «Хиггинс», и в этом же году, 15 декабря, был образован отдельный дивизион торпедных катеров.

Читайте также:  Кровля в строительстве это

Фото катера типа «Хиггинс» из альбома ветерана соединения Ревякина Ф.П. с надписью: «Торпедный катер «Хиккинс». Мореходная, но громоздкая посудина»

Групповой портрет командиров торпедных катеров на фоне залива и причалов: Притворов М. Е., Остряков П. П., Алексеев Л. С., Кисов А. И. 1943 – 1945 гг.

В 1944 году в состав Северного флота вошли катера типа «Воспер».

Фото катера типа «Воспер» из альбома ветерана соединения Ревякина Ф. П. с надписью: «Торпедный катер «Bocnep» USA. Более удачная модель, но наши лучше!»

К 1944 году дивизион торпедных катеров насчитывал пятьдесят три единицы. Наши отечественные катера нравились морякам больше иностранных. Они были меньше по тоннажу, а значит – маневреннее. После установки импортных моторов скорость хода развивали даже большую, чем на союзнических катерах. В том же году, 1 марта, была образована бригада торпедных катеров СФ.

Основной базой была выбрана губа Долгая Западная. Она имела узкий малоприметный выход в Баренцево море. Населенный пункт получил название Гранитный. Несмотря на трудности военного времени, здесь в сравнительно короткие сроки были построены плавучие причалы, эллинг для подъема катеров на время ремонта корпуса, столовая, лазарет, пекарня, ремонтные мастерские и более тридцати землянок для моряков.

Командиром бригады был назначен кап 1 ранга Кузьмин Александр Васильевич.

Командир Бригады торпедных катеров капитан I ранга Кузьмин Александр Васильевич

Бригада состояла из трех дивизионов, которыми командовали: Федоров Василий Панфилович, Коршунович Сергей Георгиевич и Алексеев Виктор Николаевич.

Командир 1-го дивизиона ТКА Федоров Василий Панфилович

Командир 2-го дивизиона ТКА Коршунович Сергей Георгиевич

Командир 3-го дивизиона ТКА Алексеев Виктор Николаевич

В октябре 1944 года торпедные катера обеспечивали высадку десанта в порту Лиинахамари. За активное участие в освобождении Печенги в дни Петсамо-Киркенесской операции Бригаде торпедных катеров было присвоено почетное наименование «Печенгская».

Высадка десанта на побережье противника

Десять катерников были удостоены высокого звания «Герой Советского Союза»: Сергей Коршунович, Владимир Алексеев, Анатолий Кисов, Георгий Паламарчук, Борис Павлов, Иван Желваков, Василий Быков, Василий Лозовский, Георгий Курбатов, а один из них – Александр Шабалин – дважды. Шабалин не имел специального высшего военного образования, он закончил Каспийское Высшее Военно-Морское училище только в 1951 году – в кителе, на котором были не только погоны капитан — лейтенанта, но и множество правительственных наград, включая и две золотых звезды Героя.

В фондах музея бережно хранятся фотографии, личные вещи и документы катерников-североморцев.

Дважды Герой Советского Союза Шабалин Александр Осипович

Грамота о награждении Шабалина А.О. медалью «Золотая Звезда»

Групповой портрет катерников: Паламарчук Георгий Михайлович, Быков Василий Иванович, Лозовский Василий Михайлович. 1944 – 1945 гг.

Кортик Героя Советского Союза Паламарчука Г. М.

Орден Отечественной войны I степени Героя Советского Союза Лозовского В.М.

Командующий Северным флотом адмирал Головко Арсений Григорьевич награждает Курбатова Георгия Дмитриевича перед строем военных моряков. Георгий Курбатов – единственный Герой Советского Союза среди моряков-катерников, не имеющий офицерского звания. Старшина 2 статьи при прорыве катера с десантом на борту в порт Лиинахамари был тяжело ранен в обе руки, но не оставил боевого поста до окончания выполнения боевой задачи.

Портрет Героя Советского Союза Коршуновича С.Г. Автор – лейтенант Ивасько П.И.

Наряду с бывалыми моряками, на Северном флоте служили юнги. Александр Ковалев, пожалуй, самый известный юнга на Севере, о самоотверженности которого мы помним и сегодня. За три неполных месяца службы на торпедном катере Саша Ковалев участвовал в четырнадцати боевых походах.

Юнга Александр Ковалев

Листовка Политического Управления Северного флота о подвиге Александра Ковалева

Служба на торпедных катерах была сложной и напряженной: это и бытовые условия, в которых приходилось находиться катерникам, это и особенности данных кораблей… Вот как вспоминает о службе на торпедных катерах писатель Леонид Соболев:

«Эта стремительно несущаяся по воде скорлупка, футляр для торпед, приспособлена для короткого плавания, для быстрого удара. Вся она открыта, люди в ней – с ног до головы в воде от брызг и волны. Оглушительно гудят моторы,скорость требует страшного напряжения внимания. Глаза болят от солёных брызг, тело стынет в промокшей одежде, коченеет на ветру. Согреться хотя бы глотком горячей пищи невозможно, как невозможно смениться на боевом посту – все на катере несут службу бессменно. Когда же в море гуляет даже небольшая волна, плавание на катере превращается в езду на машине, которую сумасшедший шофёр гонит по железнодорожным шпалам со скоростью восемьдесят километров…»

Фото из альбома ветерана соединения Ревякина Ф.П. с надписью: « Наш ТК-15 торпедировал фашистский эсминец! 19/VIII-44 г. фото Веренчука. Единственный снимок, остальное засвечено разрывами снарядов и трассами»

В годы Великой Отечественной войны моряки торпедных катеров Северного флота выполняли самые разнообразные задания, наносили гитлеровцам большой урон, умножая замечательные боевые традиции Военно-Морского Флота.

На Параде Победы, 24 июня 1945 года, Северный флот представляли моряки прославленного соединения торпедных катеров!

Катерники-североморцы в парадном строю. Слева – Герой Советского Союза капитан II ранга Алексеев В. Н.

Источник: museum-polar.ru

Торпедные катера. Как больно кусался «москитный флот» СССР

Торпедные катера. Как больно кусался «москитный флот» СССР

Эти юркие кораблики стали одним из главных символов советского военно-морского флота времен Великой Отечественной войны. Их можно встретить стоящими на пьедесталах и покачивающимися на волнах у музейных стенок, их нередко изображают на открытках, посвященных военным годам. Они были самыми массовыми кораблями в РККФ к началу войны и приняли на себя колоссальную нагрузку, занимаясь не только своим прямым делом — торпедными атаками, но и выполняя множество иных задач, стали незаменимыми и для флота, и для армии.

Торпедный катер АНТ-3 «Первенец» в Севастопольской бухте, весна 1927 года

Торпедный катер АНТ-3 «Первенец» в Севастопольской бухте, весна 1927 года

Наследники минных катеров

Строго говоря, первенство в боевом применении торпедных катеров принадлежит России, и сделала она это еще в XIX веке. Те катера назывались минными и представляли собой небольшие корабли, базировавшиеся на минном транспорте. Перед атакой их спускали на воду, а чтобы выпустить «мины Уайтхеда», как тогда назывались торпеды, они должны были так же аккуратно опустить их на воду и отправить в путь к цели. Так действовали 26 (14 по ст. ст.) января 1878 года базировавшиеся на транспорте «Великий князь Константин» минные катера «Чесма» и «Синоп», выполнившие первую в мире результативную торпедную атаку турецкой канонерки «Интибах».

Однако вплоть до конца Первой мировой войны, когда подобные корабли уже вовсю строили в других морских державах, в России так и не появилось способных стрелять на ходу быстроходных торпедных катеров. А уж сразу после Октябрьской революции о них и вовсе не могло быть речи: когда в 1919 году командование Красного флота обратилось наверх с просьбой отдать распоряжение о постройке такого типа кораблей, ответ был простым и лаконичным: нет технической возможности.

И только в 1925 году наркомат по морским делам выдал ЦАГИ задание по разработке торпедного катера. За работу взялась бригада под руководством авиаконструктора Андрея Туполева, и созданный катер многое унаследовал от авиации. По сути, он представлял собой увеличенный поплавок тяжелого гидроплана с экипажем в три человека и одной 450-миллиметровой торпедой в кормовом лотке, которая сбрасывалась по ходу катера. Материал для корабля тоже выбрали авиационный — недавно созданный советскими металлургами кольчугалюминий (позднее ставший дюралюминием). Этот катер получил индекс АНТ-3, а потом и собственное имя «Первенец»: он был первым кораблем, от начала и до конца построенным уже в советское время!

Торпедный катер типа Ш-4 Балтийского флота, вторая половина 1930-х годов

Торпедный катер типа Ш-4 Балтийского флота, вторая половина 1930-х годов

Советский «Первенец»

6 марта 1927 года построенный в Москве АНТ-3 погрузили на поезд и отправили в Севастополь, куда он прибыл 14 марта. Через три дня начались испытания, и на них катер развил сумасшедшую скорость — до 54 узлов, то есть больше 100 км/ч! Правда, так быстро он мог идти только по спокойной воде, что определялось теми же конструктивными особенностями корабля, которые обеспечивали высокую скорость.

Читайте также:  Относятся ли гаражи к объектам капитального строительства

Отсутствие развитого киля и наличие редана, то есть выступа на днище, позволявшего катеру выходить на глиссирование (то есть опираться на воду только задней половиной днища, снижая сопротивление) как раз и снижали его мореходность. Но все это не смутило военных моряков: согласно концепции того времени, новые торпедные катера планировалось, как и минные катера времен Крымской войны, доставлять к театру боевых действий на крупных боевых кораблях типа легких крейсеров, и только там спускать на воду. И хотя вскоре от этой концепции отказались, переделывать юркие быстрые катера уже не стали.

Первыми серийными кораблями, наследниками «Первенца», стали торпедные катера типа Ш-4, принятые на вооружение в 1928 году. Они представляли собой чуть модернизированные корабли того же реданного типа, но получившие более мощное основное вооружение: два торпедных аппарата вместо одного. За счет этого их максимальная скорость немного упала и составила «всего» 46 узлов, то есть 85 км/ч, но и этого было достаточно, чтобы суметь выйти на атакующий курс, выпустить торпеды и уйти с их курса. Это был, пожалуй, главный недостаток Ш-4: чтобы выстрелить по цели, катер должен был иметь скорость не ниже 17-18 узлов, потому что только она позволяла ему успеть отвернуть от торпед, которые сбрасывались с лотков назад по ходу корабля, но хвостовой частью вперед и сразу же начинали движение. И если торпедный катер не успевал увернуться от своих же торпед, он мог стать их жертвой.

Советский торпедный катер ТКА-15 типа Д-3 Северного флота в порту Полярный, 1942 год

Советский торпедный катер ТКА-15 типа Д-3 Северного флота в порту Полярный, 1942 год

За четыре года Красный флот получил 59 кораблей типа Ш-4. Они неплохо зарекомендовали себя, но в процессе эксплуатации «четверок» стало понятно, что флоту нужны более мореходные и «дальнобойные» торпедные катера с более современным вооружением, чем дореволюционные торпеды калибра 450 мм. Создание таких кораблей вновь поручили Андрею Туполеву, который на основе Ш-4 в 1933 году разработал новый торпедный катер серии Г-5, которому суждено было стать самым массовым кораблем такого типа советского ВМФ: их было построено 307 единиц!

Три сотни «пятерок»

Торпедные катера серии Г-5 начали выпускать в 1933 году. Они уже могли выдерживать волнение до 4 баллов, имели на вооружении две новые торпеды калибра 533 мм и в полтора раза большее водоизмещение, что позволило удобнее разместиться экипажу. Несмотря на большие размеры, корабли этого проекта развивали скорость до 50 узлов. Постройка одного такого катера не занимала много времени, со своими основными задачами они справлялись удовлетворительно, и к началу Великой Отечественной войны именно Г-5 стали основными советскими торпедными катерами.

Торпедный катер «Московский ремесленник» типа Г-5, построенный на средства учащихся столичных школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Черноморский флот, 1943 год

Торпедный катер «Московский ремесленник» типа Г-5, построенный на средства учащихся столичных школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Черноморский флот, 1943 год

Как ни хороши были Г-5, а слабая мореходность и маленькая дальность хода делали их кораблями исключительно прибрежного действия, к тому же из-за особенностей торпедная стрельба не была стабильно точной. Флоту же требовались катера открытого моря, способные выпускать торпеды хоть из неподвижного положения.

И в 1939 году конструктор Адмиралтейского завода Леонид Ермаш спроектировал деревянный торпедный катер Д-3, отвечавший всем этим требованиям. Корабль получился более крупным (водоизмещение 32 тонны) и чуть медленнее (скорость до 48 узлов), чем Г-5, но зато он прекрасно чувствовал себя при волнении до шести баллов и позволил разместить более мощное оборонительное оружие, вплоть до 20-миллиметровых автоматических пушек. Большие размеры позволили увеличить и экипаж корабля до 9-11 человек в зависимости от модификации. В общей сложности с 1940-го по 1945-й годы советские корабелы построили 73 катера серии Д-3, которые отлично зарекомендовали себя в боевых действиях.

Последней серией торпедных катеров военного времени стали торпедные катера типа «Комсомолец» (проект 123 и его модификации). Корабль считался малым торпедным катером и имел водоизмещение в пределах 17 тонн, но зато был солидно вооружен: две торпеды калибра 533 мм, четыре глубинных бомбы и крупнокалиберный пулемет.

Именно эти торпедные катера сегодня встречаются чаще всего в качестве памятников героизму катерников Великой Отечественной войны, и это неудивительно. Хотя проект был разработан еще до начала войны, тогда успели построить всего один катер, который вошел в состав Черноморского флота 25 октября 1940 года. Но серийное производство началось только в 1944 году в… Тюмени, откуда корабли поездами доставляли к местам службы. Эти катера шифра 123бис водоизмещением до 20,5 т получили новые торпеды калибра 457 мм, шесть глубинных бомб и два пулемета, что делало их грозным морским оружием. А поскольку применять новые корабли стали в конце войны, то большинство из 31 успевшего повоевать катера типа «Комсомолец» дожили до Победы.

Торпедный катер типа 123бис «Комсомолец» (реплика) в экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве

Торпедный катер типа 123бис «Комсомолец» (реплика) в экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве

И в атаку, и в разведку

Первое, что приходит в голову при слове «торпедный катер», это мчащийся поднимая буруны кораблик, атакующий вражеский транспорт, или миноносец. Тактика катерников была разнообразной: они парами или группами выходили на свободную охоту, прятались в засадах под берегами и в шхерах возле маршрутов вражеских конвоев, совершали нападения на порты и даже вели маневренные бои при поддержке авиации. И, конечно, прославились советские катерники прежде всего именно этими лихими атаками.

Кроме того, уже в самом начале войны стало понятно, что корабли такого типа могут выполнять и множество других функций. Например, когда Красная Армия вынуждена была оставить не только Крым, но и часть Черноморского побережья Кавказа, катера стали использовать как конвой для… эшелонов! Базировавшиеся в Черном море немецкие подлодки подходили по ночам к берегу и из своих пушек обстреливали поезда, идущие вдоль побережья. Чтобы отпугнуть немцев, и стали использовать катера: их высокая скорость и торпеды были достаточной угрозой для подводников.

Торпедные катера серии Д-3 Балтийского флота принимают на борт бойцов в порту Виртсу (Эстония) во время подготовки к высадке морского десанта на остров Муху (Моон) Моонзундского архипелага, сентябрь 1944 года

Торпедные катера серии Д-3 Балтийского флота принимают на борт бойцов в порту Виртсу (Эстония) во время подготовки к высадке морского десанта на остров Муху (Моон) Моонзундского архипелага, сентябрь 1944 года

Но таких экзотических примеров не много, и гораздо чаще торпедным катерам доводилось заниматься другой работой. Как корабли, имеющие осадку не больше метра, они могли подходить вплотную к берегу, причем не только в ясную погоду, но и в туман, не слишком опасаясь подводных препятствий; на малом ходу они были почти бесшумными, а на крайний случай на каждом катере имелась система постановки дымовой завесы. Все это превращало торпедные катера в идеальное средство доставки разведывательных групп, десантов и боеприпасов для них. Кроме того, дюралевый или деревянный корпус позволял использовать эти корабли для борьбы с донными магнитными минами: они «глушили» их своими глубинными бомбами, и те же бомбы применялись для борьбы с подлодками.

Такая разнообразная работа делала службу на торпедных катерах очень опасной: порой эти кораблики, многие из которых строились из дерева (как те же Д-3), возвращались на базы с парой, а то и тройкой сотен пробоин. Стоит ли удивляться, что за годы войны был потерян каждый четвертый торпедный катер из состава флота. К 22 июня 1941 года в РККФ числились 269 кораблей этого типа, в военное время в строй вступили еще 154 катера отечественной постройки и 166 полученных по ленд-лизу, а потери составили 139 торпедных катеров.

Морские мины типа Р-1 в торпедных лотках катеров типа Г-5. Катера этой серии, как и другие торпедные катера РККФ, применялись в том числе и для постановки минных заграждений

Морские мины типа Р-1 в торпедных лотках катеров типа Г-5. Катера этой серии, как и другие торпедные катера РККФ, применялись в том числе и для постановки минных заграждений

Источник: histrf.ru

Рейтинг
Загрузка ...