“Постатейный комментарий к Федеральному закону Российской Федерации
“Об особо охраняемых природных территориях”
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ
Статья 25. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
2. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
1. Памятники природы могут иметь федеральное или региональное значение, в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов.
2. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:
- участки живописных местностей;
- эталонные участки нетронутой природы;
- участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);
- места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;
- лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;
- природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
- уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, группы пещер, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи, гидролакколиты);
- геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);
- геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
- местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
- участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;
- природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;
- береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты);
- отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты).
Статья 26. ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ, ЗАНЯТЫХ ПАМЯТНИКАМИ ПРИРОДЫ, ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМИ ПРИРОДНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ
1. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, —особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Зоны с особыми условиями использования территории / Ограничения и обременения земельных участков
2. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, —особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
4. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.
5. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы осуществляется постановлением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.
1. Основной целью объявления природных комплексов и объектов памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии.
2. При объявлении природных комплексов и объектов памятниками природы с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков порядок изъятия и предоставления таких земельных участков регулируется земельным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
3. Изменения границ и режима особой охраны территорий памятников природы осуществляются в том же порядке, что и их первоначальное установление.
4. В целях защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Земельные участки в пределах охранных зон памятников природы у собственников земли, землевладельцев и землепользователей не изымаются.
Статья 27. РЕЖИМ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИЙ ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДЫ
1. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
2. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
3. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.
1. Вопросы обеспечения режима особой охраны территорий памятников природы регламентируются Примерным положением о памятниках природы в Российской Федерации, утвержденным приказом Минприроды России от 16 января 1996 г. № 20.
На каждый памятник природы заводится паспорт, оформляемый специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и утверждаемый решением соответствующего органа исполнительной власти, об объявлении природных комплексов или объектов памятниками природы.
В паспорте памятника природы указываются:
- наименование памятника природы и его значение (федеральное, региональное);
- местонахождение памятника природы;
- описание границ территории памятника природы и его охранной зоны;
- площадь, занимаемая памятником природы и его охранной зоной (раздельно);
- режим особой охраны, установленный для памятника природы;
- допустимые виды использования памятника природы и занимаемой им территории;
- установленный режим охранной зоны памятника природы;
- наименования и юридические адреса собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, а также наименования и юридические адреса физических и юридических лиц, взявших на себя обязательства по охране памятника природы и обеспечению установленного для него режима особой охраны.
Кроме того, паспорт памятника природы включает схему его границ и границ его охранной зоны.
Копии паспортов памятников природы должны храниться у собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположены памятники природы и их охранные зоны, физических и юридических лиц, взявших на себя обязательства по его охране и обеспечению установленного режима особой охраны памятника природы, у местной администрации и специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.
Все памятники природы и их охранные зоны в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки, а также лесоустроительной документации.
2. Использование памятников природы допускается в следующих целях:
- научных (мониторинг состояния окружающей природной среды, изучение природных экосистем и их компонентов);
- эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, создание и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска полиграфической продукции);
- рекреационных (транзитные прогулки);
- природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных);
- иных, не противоречащих основной цели объявления природных комплексов и объектов памятниками природы и установленному в их отношении режиму особой охраны.
Допустимые виды использования каждого памятника природы устанавливаются в зависимости от его характера и состояния и указываются в паспорте памятника природы. Режимом особой охраны памятника природы для допустимых видов его использования могут быть предусмотрены сезонные и иные ограничения.
Разрешения на использование конкретного памятника природы в тех или иных целях выдаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальными подразделениями, осуществляющими контроль за соблюдением режима особой охраны памятников природы, в порядке, устанавливаемом этими государственными органами.
3. Государственный учет и инвентаризация памятников природы, а также выявление природных комплексов и объектов с целью их последующего объявления памятниками природы осуществляются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальными подразделениями.
В случае непосредственной угрозы уничтожения вновь выявленных уникальных природных комплексов и объектов до объявления их в установленном порядке памятниками природы специально уполномоченные на то государственные органы Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальные подразделения принимают решения о приостановлении действий, которые могут привести к уничтожению либо повреждению этих природных комплексов и объектов, и выдают в установленном законом порядке предписание о приостановлении указанной деятельности соответствующим хозяйствующим субъектам.
4. Расходы собственников, владельцев, пользователей и арендаторов указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального либо соответствующего регионального бюджета, а также средств внебюджетных фондов. Конкретные источники, порядок, размеры и формы возмещения таких расходов устанавливаются органом исполнительной власти, принявшим решение об объявлении природного комплекса или объекта памятником природы.
Источник: biodiversity.ru
Разрешение на строительство в границах особо охраняемой природной территории что это
Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус.
Особо охраняемые природные территории — это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особо природоохранительное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общественного достояния.
Для сохранения биоразнообразия важным является создание и функционирование особо охраняемых природных территорий.
Согласно классификации Международного союза охраны природы (МСОП или IUCN — World Conservation Union) выделяются 7 основных природоохранных категорий:
1а – природный резерват (заповедник) со строго заповедным режимом;
1б – природный резерват для строгой охраны дикой природы;
2 – национальный парк;
3 – природный памятник;
4 – заказник для охраны отдельных видов биоты или отдельных экосистем;
5 – охраняемая территория или акватория, особо важная для рекреационных целей;
6 – особо охраняемая территория с регулированным ресурсопользованием.
В соответствии с Указом Президента РФ «Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации» от 2 октября 1992г. сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики России.
В настоящее время в России имеется достаточно развитое законодательство об особо охраняемых природных территориях. Наряду с Земельным кодексом РФ 2001г. и Законом «Об охране окружающей среды» 2002г. развитие системы особо охраняемых природных территорий и их сохранение регулируются Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995г., Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995г., другими нормативными актами.
Законодательством выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий:
государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
государственные природные заказники;
дендрологические парки и ботанические сады;
лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут иметь либо федеральное, либо региональное значение. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь, кроме того, местное значение.
В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных воздействий человеческой деятельности на прилегающих к ним участках земли и водного пространства создаются охранные зоны. В пределах этих зон регулируется режим хозяйственной деятельности.
Высший статус и соответственно наиболее строгий правовой режим охраны имеют государственные природные заповедники. Заповедование — русское слово, имеющее три взаимосвязанных значения: неприкосновенны, запретны, завещаемы.
Заповедный режим подразделяется на три вида: абсолютный, относительный, смешанный.
Режим абсолютного заповедования присущ природным заповедникам и памятникам природы.
Он исключает хозяйственную, рекреационную деятельность и любое вмешательство в ход естественных процессов, если оно не совместимо с целями и задачами режима заповедования данного природного объекта или природного комплекса, каковыми, в частности, являются:
сохранение биологического разнообразия и поддержание в естественном состоянии охраняемых природных комплексов;
проведение экологического мониторинга, в том числе путем ведения Летописи природы;
проведение научных исследований;
содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природы;
пропаганда экологических знаний;
участие в государственной экологической экспертизе проектов строительства, реконструкции и расширения хозяйственных объектов, а также схем их размещения и развития в данном регионе.
В пределах государственных природных заповедников участки земли, ее недра и водное пространство со всеми находящимися в их пределах природными объектами передаются заповедникам в бесплатное, бессрочное (постоянное) пользование.
В пределах территории (акватории) государственных природных заповедников запрещаются:
действия, изменяющие гидрологический режим;
изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажений горных пород;
рубки главного пользования, заготовка живицы, древесных соков, лекарственных растений и технического сырья, а также иные виды лесопользования, за исключением специально предусмотренных случаев;
сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод грибов, орехов, семян цветов и иные виды пользования растительным миром, за исключением специально предусмотренных случаев;
строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедников;
промысловая, спортивная и любительская охота, иные виды пользования животным миром, за исключением специально предусмотренных случаев;
интродукция растений и животных с целью их акклиматизации;
применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений;
транзитный прогон домашних животных;
проезд автомототранспорта вне дорог и водных путей общего пользования;
нахождение, проезд и проход посторонних лиц вне дорог и путей общего пользования;
сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, кроме предусмотренных тематикой и планами научных исследований в заповедниках;
пролет самолетов и вертолетов ниже 2000 метров над сушей и водным пространством без согласования с заповедником или контролирующими природоохранными органами, а также преодоление самолетами над территорией заповедника звукового барьера;
иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач (ст.61 Закона 1991г.).
Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ. Это происходит при условии согласия субъекта РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. Решение об учреждении заповедника принимается по представлению органов государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченных государственных органов России в области охраны окружающей среды (ст.8 Закона «Об особо охраняемых природных территориях»).
Государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг, имеют статус государственных природных биосферных заповедников.
Государственные природные заповедники являются юридическими лицами. Это некоммерческие организации, создаваемые в форме природоохранного учреждения. Финансируются они за счет средств федерального бюджета (ст.11).
Относительно заповедный режим построен на сочетании абсолютных запретов с допущением ограниченной эксплуатации природных ресурсов, рекреации. Этому признаку соответствует организация и деятельность многочисленных форм заказного режима — охотничьи, ботанические, биологические, палеонтологические, гидрологические, геологические, лекарственные, ландшафтные, рекреационные и тому подобные заказники.
Задачами объявления природных комплексов государственными природными заказниками являются:
сохранение природных комплексов в естественном состоянии;
сохранение, воспроизводство и восстановление природных ресурсов;
поддержание экологического баланса.
На территории государственных природных заказников и их отдельных участках могут быть полностью или частично, постоянно или временно (в том числе в определенное время года) запрещены или ограничены:
рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром;
промысловая, спортивная и любительская охота и лов рыбы, добывание морских млекопитающих и водных беспозвоночных, иные виды пользования животным миром;
сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов;
предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества;
проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочные изыскания и разработка полезных ископаемых;
строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций;
применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений с стимуляторов роста;
нахождение, проезд и проход граждан, автомототранспорта, судов и иных плавсредств, устройство привалов, бивуаков, туристских стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения;
любые иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и объектов (ст.62 Закона 1991г.).
Государственные природные заказники могут иметь федеральное или региональное значение. Заказники федерального значения создаются решениями Правительства РФ. Основанием для такого решения служит представление органов исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченных государственных природоохранительных органов. Заказники регионального значения создаются решениями исполнительных органов субъектов РФ после согласования вопроса с соответствующими органами местного самоуправления. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у их пользователей, владельцев и собственников.
Смешанный режим наблюдается в практике организации национальных природных парков, где создаются зоны заповедного режима, работающие по принципам абсолютного запрета на вмешательство в природные процессы, зоны пассивного и активного отдыха, где используется режим природного заказника, сочетающий в себе методы запретов и разрешений на ограниченный круг деятельности в области природопользования. В России первый национальный парк РФ («Сочинский») был образован в 1983г.
На национальные природные парки возлагаются следующие задачи:
сохранение памятников истории, культуры и других объектов культурного наследия;
создание условий для регулируемого экологического туризма и отдыха в природных условиях;
организация экологического просвещения населения;
разработка и внедрение научных методов охраны природного и культурного наследия.
На территории национальных природных парков запрещается всякая деятельность, угрожающая существованию природных и историко-культурных комплексов и объектов, в том числе:
строительство новых, эксплуатация существующих предприятий и объектов, а также другие виды деятельности, не связанные с деятельностью парка, нарушающие целостность его природных комплексов или влекущие за собой истощение природных ресурсов, снижение эстетической ценности территории, геологоразведочные работы и разработка полезных ископаемых;
действия, изменяющие гидрологический режим;
строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, не связанных с функционированием национальных природных парков;
организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий;
интродукция растений и животных, чуждых местной флоре и фауне;
рубки главного пользования и заготовка живицы (ст.63 Закона 1991г.).
Национальные природные парки являются юридическими лицами, состоят на государственном бюджете, находятся на самостоятельном балансе, имеют счета, в том числе валютные, в учреждениях банков РФ и печати с изображением государственного герба РФ и со своим наименованием. Они освобождаются от платы за землю и другие природные ресурсы.
На территории национальных природных парков устанавливается дифференцированный режим охраны и использования с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей.
В национальных природных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, могут быть выделены зоны традиционного экстенсивного природопользования, не разрушающего окружающую природную среду и биологические ресурсы.
Образуются национальные парки в том же порядке, что и государственные природные заповедники.
Памятники природы представляют собой уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы. Они могут быть федерального и регионального значения и учреждаются решениями Правительства России и исполнительными органами субъектов РФ.
Территории памятников природы в соответствии с законом могут изыматься у собственников, владельцев и пользователей соответствующих земельных участков (ст.26). На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, которая влечет или может влечь нарушение сохранности памятников природы. На собственников, владельцев и пользователей земельных участков, на которых находятся памятники природы, законом возложена обязанность по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
В отличие от Закона «Об охране окружающей природной среды» 1991г. Закон 2002г. указывает на режим особой охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов (ст. 60), редких и находящихся под угрозой исчезновения почв (ст. 62) и зеленого фонда городских и сельских поселений (ст. 61).
Впервые Закон определил правовой статус Красных книг РФ и субъектов РФ, и Красных книг почв РФ и ее субъектов.
Экологический каркас России представлен сетью природоохранных территорий различного ранга. Его формирование и развитие продолжается на основе выявления территорий и экосистем, представляющих особую ценность, которым угрожают как современный характер природопользования, так и намечающиеся сдвиги в использовании тех или иных ресурсов.
Уже более 80 лет на территории России формируется уникальная система особо охраняемых природных территорий (ООПТ), охватывающая все природные зоны и основные горные массивы.
ФЗ РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995г. http://www.oopt.info/
Сейчас в РФ — 101 заповедник, 35 национальный парк и 68 федеральных заказников
Именно на этих территориях возможно сохранение редких видов, уникальных природных объектов и т.д. Сейчас российскими заповедниками охраняется 35 (75%) видов млекопитающих, 84 (82%) — птиц, 2 (50%) — амфибий, 4 (36%) — рептилий, занесенных в Красную книгу.
Также к особо охраняемым территориям природно-культурного характера относятся объекты всемирного наследия.
Всего в мире (в 122 странах) насчитывается 690 объектов всемирного наследия, из которых 138 относятся к разряду природных.
В России расположено 16 объектов такого рода (11 относятся к культурным и 5 к природным объектам). В РФ имеются несколько природоохранных территорий, которые имеют статус объектов мирового наследия – Байкал, девственные леса Коми, Алтай и др.
Эти объекты вместе с так называемыми биосферными резерватами ЮНЕСКО составляют элементы глобального экологического каркаса на территории России.
Экологический каркас позволяет сохранит природные и природно-антропогенные системы в оптимальном для жизнедеятельности состоянии, а также поддерживать условия для восстановления возобновимых природных ресурсов. Поэтому конструирование экологического каркаса для конкретной территории составляет одну из важнейших задач природопользования.
Источник: ashanova.ru
Земли особо охраняемых территорий и объектов в 2021
Земельным кодексом РФ выделяется несколько категорий земель, что позволяет более рационально и бережно использовать незаменимый ресурс. Среди категорий — земли населенных пунктов, земли лесного и водного фонда, специального назначения. Также есть земельные площади, которые выделены в категорию с научным, природоохранным, рекреационным значением. На таких участках земли могут находиться объекты исторического или культурного значения. Земельные площади такой категории изъяты из хозяйственного обращения.
Это земли особо охраняемых территорий и объектов, к которым применяется свой правовой режим, основанный на определенных видах разрешенного использования.
Категория имеет свой юридический статус, охраняемые земли, как правило, не могут быть изъяты для использования в других целях (только в случае острой необходимости для безопасности государства).
Земли категории
Охраняемые земельные площади не могут использоваться для промышленности, жилого строительства, к землям относятся участки с особенными свойствами — оздоровительными, рекреационными, эстетическими. На земельных участках с охраняемым статусом находятся объекты историко-культурного или научного значения.
Обычный пример — территории национальных парков и заповедников, курортные и санаторные зоны.
ВНИМАНИЕ! Выделение земельных территорий в данную категорию не обозначает, что они не находят совершенно никакого применения.
Наоборот, их использование имеет огромное значение для общества, государства, но оно специфическое. Государственными органами земельным участкам присваивается статус особо охраняемых для того, чтобы потом можно было применять их в следующих направлениях:
- Для улучшения ситуации с экологией, для лучшей защиты окружающей среды.
- Для создания комфортных и полезных мест для отдыха, реабилитации, улучшения здоровья граждан страны.
- Для организации планового процесса по охране таких земель.
- А также для создания надежных мер по сохранности исторического, культурного наследия, различных памятников архитектуры и подобных объектов.
Такие территории не используются для нужд народного хозяйства или обороны.
Территории особого назначения: что гласит закон
Земельный кодекс России, а именно ст. 94 дает полное определение особо охраняемых земельных территорий (ООТ). В полный список входят районы, имеющие особо важное предназначение.
В том числе:
- научное;
- эстетическое;
- рекреационное;
- оздоровительное;
- природоохранное;
- историко-культурное.
Все данные области выведены (полностью или частично) из хоз. оборота РФ и охраняются законом. Используются они согласно установленному правовому режиму, который регламентирует ФЗ РФ за № 33. Такие зоны могут быть определены и на основании официальных постановлений местного/регионального уполномоченного ведомства.
Категория земель со статусом охраняемых достаточно обширная, она включает земельные участки с разными характеристиками и особенностями. С учетом этих особенностей и разрабатываются меры по защите и охране. Выделяется несколько видов земель данной категории:
- Это земли с природоохранным значением.
- С рекреационным.
- Территории, которые подходят для создания курортных, санаторных, лечебно-оздоровительных зон.
- Земли, на которых располагаются объекты исторического, культурного значения.
- Другие участки, которые также могут иметь ценность.
Земли особо охраняемые — это не только обширные заповедники или курортные зоны. Это также может быть городской парк или сквер, территория биологической станции, берег водоема в черте города.
Выделение всех этих земель в отдельную категорию и присвоением им особенного статуса — огромный шаг в вопросе охраны окружающей среды и восстановления нормальной экологической ситуации.
ВНИМАНИЕ! Еще один шаг — принятие законодательных актов по правовому статусу и охране таких территорий, согласно которых принимаются меры наказания за не целевое использование участков из данной категории.
Нередки случаи, когда физические и юридические лица идут на нарушение правового режима земельного участка в целях получения прибыли, относительно них теперь могут применяться меры как административной, так и уголовной ответственности.
Особенности резервирования ООПТ
Для создания новых охранных зон и расширения (при необходимости) уже ограниченных земель ООПТ, территориальные ведомства, наделенные особыми полномочиями, могут выносить решения об их резервации.
То есть, устанавливать дополнительные ограничения на их использование вплоть до присвоения данным территориям статуса особой охраны. Весь порядок такой процедуры происходит в соответствии с установленным государством регламентом.
Земли национальных парков и заповедников
Данные территории не могут быть приватизированными. Управление ими осуществляют специальные ведомства, наделенные особыми гос. полномочиями. Но в исключительных случаях есть возможность нахождения на таких областях частных наделов.
Их владельцам разрешается эксплуатировать эти участки при условии отсутствия каких-либо негативных воздействий на территории парков/заповедников. Запрещены и любые работы, нарушаемые установленный властями особый режим.
Лечебно-оздоровительные территории
Согласно действующему закону ЗК РФ за № 96 основные предназначение таких территорий – это проведение лечебно-оздоровительных комплексов (отдых, лечение, восстановление и профилактика заболеваний у россиян).
Для этого активно используются находящиеся на таких местах ресурсы и водно-природные источники. В данных районах разрешается возводить санатории, курорты, здравницы и лечебницы.
Для исключения случайного вреда таким районам и создания/поддержания благоприятных санаторных условий все подобные территории подразделяются на санитарные округа, в которых устанавливается особый режим сан. охраны.
Земельные районы, примыкающие к первой и основной санитарной зоне, могут изыматься (выкупаться) у частных владельцев по регламенту ст. 55 ЗК РФ.
Районы природоохранного предназначения
Согласно новым правкам закона 97 ЗК РФ к таким землям относятся участки с защитным лесонасаждением (помимо искусственно созданных лесополос на территории лесного фонда).
Хозяйственная деятельность в этих районах разрешается в ограниченном виде, со строгим соблюдением правового и охранного режима.
Выкуп или официальное изъятие у собственников таких земель не производится. А в регионах проживания коренных малых народов РФ разрешается и внутреннее образование участков, природопользование которых регламентируется на уровне местных властей в соответствии с законом 164 РФ.
Рекреационные участки
По регламенту статьи 98 ЗК России к таким территориям относятся участки, предназначенные для туризма, отдыха и возведения спортивно-оздоровительных объектов.
Например:
- кемпинги;
- пансионаты;
- спортивные базы/лагеря;
- учебно-физкультурные организации;
- турбазы, станции, парки и палаточные городки;
- проложенные туристические тропы (маршруты).
На тропы и маршруты для туризма может накладываться сервитут (право использования данной территории, не дающее владельцам все права собственности). При этом запрещается любая деятельность иного рода, но изъятие таких участков не происходит.
Участки культурно-исторического предназначения
Согласно действующему закону (а именно статьи 99 ЗК РФ) в перечень таких объектов входят культурные и исторические земли, признанные наследием нашей страны.
Это следующие земельные районы:
- исторические памятники;
- археологические достопримечательности;
- места гражданских и военных захоронений;
- районы, связанные промышленным, ремесленным и промысловым бытом.
Главной особенностью таких районов становится их пограничное расположение с заселенными землями (городами, селами, деревнями). Использовать подобные земельные участки в своих целях или изменять их статус запрещается.
Земли со статусом «особо ценные»
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регламентируется действующим законом РФ за № 100. К таким участкам относятся места, представляющие особую ценность.
Например:
- природные ландшафты;
- месторождения ценных ископаемых;
- районы обитания редких растений и животных;
- районы, где проводится исследовательская и научная деятельность.
Данные земли подразумевают наличие частных владельцев и арендаторов на их территории. На собственников подобных участков возложена важная миссия по сбережению и охране вверенных им участков.
Особенное природное значение
К таким землям относятся территории, на которых располагаются заповедники, национальные парки, ботанические сады, другое:
- Национальным парком является территория с естественными природными условиями, которые сохраняются в нетронутом виде. Охранные меры по отношению к национальным паркам регулируются государством.
- Ботанические сады, а также парки дендрологические — это искусственно созданные природные зоны, в которых растут разнообразные виды растений. Их задача сохранение таких видов.
- Заповедники — также земли с сохраненными естественными природными условиями, в которых создаются все необходимые условия для защиты исчезающих видов растений и животных.
- Природными памятниками считаются ценные природные объекты, которые возникли естественным путем и имеют большое значение для культуры, эстетики.
Все эти земли находятся под защитой особенного правового режима. Изъятие земельных участков природных охраняемых территорий запрещено в любых целях, особенно в целях промышленности и народного хозяйства, строительства.
На таких землях категории Оопт запрещаются различные виды деятельности:
- Здесь нельзя выделять дачные или садово-огороднические участки.
- Запрещено строить дороги (автомобильные, железнодорожные пути), возводить хозяйственные объекты, укладывать трубопроводы или строить линии электропередач.
- Запрещается работа механизированных транспортных средств.
- По таким землям нельзя прогнать скот.
Особенно ценные объекты выделяются охранными зонами. О наличии охранной зоны должны свидетельствовать специальные знаки. Как правило, территории национальных заповедников, парков, других охраняемых территорий принадлежат государству или властям федерального субъекта, они не подлежат приватизации.
Если на земле со статусом особо охраняемой находится частный участок (он мог там располагаться до отнесения земли к охраняемой категории) владелец участок должен эксплуатировать землю только с учетом видов разрешенного использования, с учетом правового режима.
Никакие работы на земле не должны создавать опасность для экологии и ценных характеристик территории.
Виды земель особо охраняемых территорий и объектов
Земельный кодекс РФ проводит четкое разделение этих земель по назначению:
- Земли особо охраняемых природных территорий.
- Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
- Земли природоохранного назначения.
- Земли рекреационного назначения.
- Земли историко-культурного назначения.
- Особо ценные земли.
Земли особо охраняемых природных территорий
К ним относятся национальные, дендрологические и природные парки, памятники природы, государственные природные заказники и заповедники, ботанические сады (ст.95 гл.17 ЗК РФ).
- Заповедники и заказники — территории, на которых природные условия сохранены в естественном и первозданном виде. Их целью является защита и сохранение существующих популяций животных и растений, содействие в просвещении в вопросах экологии и подготовке профессиональных кадров по защите окружающей среды.
- Памятники природы — ценные, невосполнимые и уникальные с точки зрения экологии, науки, культуры, эстетики природные объекты, возникшие как естественным, так и искусственным путем.
- Национальные парки — территория, разделенная на зоны с полным ограничением деятельности, в которых природные условия сохраняются в нетронутыми — в естественном виде, и зоны, в которых деятельность урегулирована законодательством. Такие участки национальных парков могут использоваться также в рекреационных целях.
- Дендрологические парки и ботанические сады — искусственно созданные природные территории, на которых специально выращиваются коллекции разного рода растений, деревьев, предназначенные для сохранения и развития многообразия растительного мира.
На территории этих объектов запрещено осуществлять какой-либо род деятельности, не направленный на изучение и сохранение данных природных комплексов, а также не регламентированную регулирующими законами.
Не разрешается использовать данные земли для нужд и деятельности, противоречащих их целевому назначению. Данные участки земли могут быть как в федеральной, муниципальной собственности, так и в собственности субъектов РФ. Законодательство предусматривает возможность включения земельных участков, которые находятся в частной собственности, в данную категорию охраняемых земель.
На территории запрещается:
- строить автомобильные дороги, трубопроводы, линии электропередач, жилые, промышленные и хозяйственные объекты;
- эксплуатировать механические транспортные средства;
- прогон скота;
- предоставлять дачные и садоводческие участки.
Для защиты ценных объектов от разрушающего влияния негативных антропогенных факторов, на территории данных земель создаются охранные зоны. Границы зон обозначаются специальными информационными знаками. Участки земли, принадлежащие собственникам, у них не изымаются, и эксплуатируются в соответствии с требованиями правового режима.
Земли государственных заповедников не подлежат приватизации, так как находятся в федеральной собственности. В национальных парках, в исключительных случаях, могут располагаться земельные участки собственников. Обязательным условием для этого является полное соответствие деятельности с правовым режимом и отсутствие ее негативного влияния (ст.95 гл.17 ЗК РФ).
Органы государственной власти субъектов могут принять решение о резервировании земель, которые в дальнейшем предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий. Хозяйственная деятельность на этих землях будет ограничена.
Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Данные земли предназначены для пребывания там граждан с целью лечения и оздоровления. К ним относят земли, обладающие благоприятным климатом, месторождениями лечебных грязей, минеральных вод, озер — всех тех природных ресурсов и факторов, оказывающих профилактическое и лечебное действие на организм человека. Лечебно-оздоровительные местности и курорты, расположенные в таких землях, могут иметь федеральное, региональное и местное значение.
Для того, чтобы сохранить благоприятные санитарные и экологические условия, на данных территориях организовывают округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Те участки земли, которые располагаются в санитарных зонах, изъятию и выкупу у их собственников не подлежат. Исключение составляют случаи, когда они находятся в первой санитарной зоне, и подлежат полному изъятию.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, запрещено проведение работ, загрязняющих окружающую среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения.
Земли природоохранного назначения
Земли, которые заняты защитными лесами, в случаях предусмотренных лесным законодательством и земли, выполняющие природоохранную функцию. Не входят в эту категорию защитные леса, расположенные на землях лесного фонда и особо охраняемых природных территорий(ст.97 гл.17 ЗК РФ).
Законодательством разрешено вести хозяйственную деятельность при условии, что будет соблюдаться установленный режим сохранения окружающей среды. Если право пользоваться таким участком получило юридическое лицо, оно обязано обозначить границы владения соответствующими информационными знаками. Разрешается быть собственником, землевладельцем, землепользователем или арендатором территории. Земля не выкупается, не изымается, однако деятельность на ней будет ограничена или запрещена в случае ее несоответствия основному назначению охраняемой территории (ст.97 гл.17 ЗК РФ).
Земли рекреационного назначения
К данному типу относят участки земли с расположенными на них спортивными и детскими лагерями, кемпингами, домами отдыха, пансионатами, туристическими парками и детскими станциями, объектами физической культуры и спорта, туристическими базами, стационарными и палаточными туристско-оздоровительными лагерями, учебно-туристическими тропами и трассами, а также другими, аналогичными объектами (ст.98 гл.17 ЗК РФ).
С собственниками земельных участков может быть заключено соглашение об образовании на территории учебно-туристических троп и трасс. Их использование будет регулироваться на основе сервитутов, но участки земли остаются в собственности у владельцев. Осуществлять какой-либо род деятельности на территории земель рекреационного назначения, не совпадающий с их основным назначением, запрещается (ст.98 гл.17 ЗК РФ).
Земли историко-культурного назначения
Земельные участки с расположенными на них объектами, которые имеют важное археологическое и культурное наследие РФ. К таким объектам относят культурные и исторические памятники. Также это территории, на которых располагаются гражданские и военные захоронения, места, достопримечательные с позиции истории ремесла, промысла и производства. Защита историко-культурного наследия осуществляется путем установки зон их охраны (ст.99 гл.17 ЗК РФ).
Запрещено изменять назначение этих земель, а также осуществлять деятельность, противоречащую этому назначению. Данные участки территории у лица, владеющего правом собственности, не подлежат изъятию, за исключением случаев, когда собственник не сохраняет или намеренно разрушает культурное наследие (ст.54 N 73-ФЗ). В отдельных случаях может быть осуществлен полный запрет какой-либо деятельности на территории земель, имеющих важное историко-культурное значение (ст.99 гл.17 ЗК РФ).
Особо ценные земли
Земельные территории с расположенными на них объектами (природными или культурного наследия), которые представляют собой особую ценность с точки зрения культуры, истории и науки. К таким объектам относят наличие типичных, культурных ландшафтов, редких ландшафтов и геологических образований, сообществ животных и растительных организмов, земельных участков, на которых предполагается вести деятельность научно-исследовательским организациям (ст.100 гл.17 ЗК РФ).
Владельцы данных земель обязаны предпринимать меры по их защите и охране (ст.100 ЗК РФ).
Соотношение площади особо охраняемых природных территорий к общей площади РФ
В 2021 году исполняется ровно столетие с момента создания в России первой особо охраняемой природной территории (ООПТ). 1917 год ознаменовался открытием Баргузинского заповедника, созданного с целью сохранения популяции баргузинского соболя. На январь месяц 2014 года в РФ насчитывалось:
- государственные природные заповедники — 102, занимающие площадь 33,8 млн.га (1,6% от общей территории РФ);
- национальные природные парки — 46, занимающие площадь 12 млн.га (0,8%);
- государственные природные заказники федерального значения — 71, занимающие площадь 13 млн.га (0,8%);
- памятники природы федерального значения — 28, занимающие площадь 0,04 млн.га (0,002%).
Общее количество ООПТ, имеющих федеральное, региональное и местное значение, насчитывает больше 13000 объектов. Причем их общая площадь составляет более 200 млн.га. (с учетом акватории), что составляет 11.9% от общей территории РФ. Без учета акватории эта цифра снижается до 11,3%.
Лечебно-оздоровительные территории
На таких землях естественным путем создавались условия, максимально благоприятные для отдыха, выздоровления, восстановления физических и душевных сил людей. Они обладают комфортным и целебным климатом, имеют чистую экологию. Здесь могут находиться водные источники с полезными минералами или другими лечебными свойствами.
ВАЖНО! Пребывание на землях лечебно-оздоровительного типа оказывает благоприятное воздействие на организм, имеет также профилактическое значение.
На территориях земель с лечебно-оздоровительным статусом, как правило, располагаются санаторные, курортные зоны, центры реабилитации. Это может быть местность равнинная, горная, с различными водоемами.
Земли лечебно-оздоровительного значения условно разделяют на три санитарных зоны. Земли первой санитарной зоны могут изыматься. Для второй зоны существует много строгих запретов относительно ее использования, застройки:
- Здесь нельзя строить объекты, которые не связаны с курортной сферой и сервисом.
- Запрещается проводить любые работы, вызывающие загрязнение территории, окружающей среды в целом.
- Также под запретом виды деятельности, из-за которых проходит истощение целебных природных ресурсов.
Третья зона — также земли, на которых ограничено строительство промышленных объектов, объектов сельскохозяйственной деятельности. Любой вид работы, проводимый на такой территории, не должен загрязнять окружающую среду.
Описание особо охраняемых природных объектов
Для понимания территориальной структуры России и принципов выделения конкретных объектов на территории страны следует для начала разобраться с существующими в стране агломерациями и с типами особо охраняемых природных территорий, которые могут здесь образовываться. При этом важно учитывать назначение этих земель, их ценность для природы и населения в настоящем и будущем.
Особо охраняемыми природными территориями (сокращенно ООПТ) называют земельные участки, включающие также водную поверхность и воздушное пространство над ними, обладающие особым значением с точки зрения природоохранной, научной, культурно-эстетической и рекреационно-оздоровительной деятельностей. Эти земли должны быть изъяты из любого хозяйственного использования полностью либо частично на основании соответствующего постановления государственных органов власти.
Соответственно, строительство на особо охраняемых территориях возможно только для объектов, имеющих культурную, научную или рекреационную ценность, а также нуждающихся в природно-экологическом надзоре. Эти земли обладают специальным статусом, закрепленном в Федеральном законе, и управляются подведомственными структурами государственного или федерального уровня.
Далее разберем формы ООПТ и действующую на сегодняшний момент классификацию видов.
Рекреация
Для отдыха, спортивных занятий, туризма по всей стране работают различные дома отдыха, туристические парки, кемпинги, спортивные лагеря.
Территории, где такие объекты располагаются, относятся к землям с рекреационным статусом. Эти земли могут находиться как в собственности государства, местной власти, так и в частной собственности.
В таком случае создание туристических лагерей, троп, трасс осуществляется на основании договора с собственником. На участке действует принцип сервитута, но сама земля остается в собственности у владельца. На данных землях нельзя заниматься теми видами деятельности, которые не соответствуют видам разрешенного использования данных участков.
Запрещено
Существует список запрещенных направлений деятельности на охраняемых площадях земли.
- Нельзя вести строительство землях территориях с особенным правовым статусом охраняемых. Запрещено строительство трубопроводов, дорог, линий электросети, объектов промышленного и хозяйственного назначения.
- Запрещено вести прогон скота через участок.
- Запрещено эксплуатировать на земле различные транспортные средства.
- Не предоставляется охраняемая земля под дачи, садовые участки.
Разрешено только природоохранное землепользование, территория, на которой расположены уникальные природные зоны оздоровительного, научного или другого значения, не может быть засеяна сельхоз культурами или обустроена под возведение жилых комплексов.
Не проводится на площадях ООПТ разведка, разработка полезных природных ископаемых, вырубка лесных деревьев, охота и рыболовство.
Чтобы сохранить ценность охраняемых участков, они выделяются специальными знаками.
Собственники участков, находящихся в пределах охраняемых земель, имеют право на льготы в оплате налогов. Такая же привилегия есть и учреждений, которые управляют территориями, например, заповедниками.
Иногда уже в национальном парке находятся участки, имеющие собственников. Нельзя вести на них деятельность, нарушающую природную ценность, не соответствующую статусу. Запрещена приватизация территорий, расположенных в заповедниках, заказниках.
Если такие участки уже находятся в частной собственности, изымать их не будут, но эксплуатировать землю нужно будет только в соответствии с требованиями правового статуса.
Историко-культурная ценность
В данную группу относятся земельные участки, на которых размещены памятники, истории, культуры, архитектуры, ландшафтного искусства, военные захоронения и другие объекты, сохранность которых имеет большое значение для истории и культурного наследия государства.
На таких землях не проводится хозяйственная деятельность, здесь нельзя заниматься работами, которые могут принести вред охраняемой земле и объектам на ней. Правовой режим относительно такой земли обязателен для соблюдения физическими и юридическими лицами.
Если у такого участка есть собственник, он обязан охранять культурное и историческое наследие, принимать меры по его защите от вандализма.
ВНИМАНИЕ! Когда собственник земли с историко-культурным значением не занимается ее охранной, такую землю могут у владельца изъять. Такое положение предусмотрено Федеральным Законом под номером 78 (статья 54).
Состав ООПТ
Все потенциальные и существующим собственники своих участков обязаны знать, какие земли входят в состав земель особо охраняемых природных территорий.
К районам, обладающим статусом «особо охраняемые», относятся шесть основных типов. А именно:
- Области, определенные под санаторные, курортные и лечебные зоны.
- Регионы проживания и природопользования малых коренных народов РФ.
- Природоохранные земли, основное предназначение которых – забота и охрана природы.
- Историко-культурные. Районы, имеющие особую важность для культурного наследия нашей страны.
- Рекреационные. Сюда относятся территории, выделенные для туризма, занятий спортом и оздоровительного отдыха.
- Заповедные природные комплексы. Сюда входят национальные парки, ботанические сады, дендрарии, государственные заказники (районы произрастания редких растений, мест обитания вымирающих животных и различные геологические мемориалы-образования). В этот список включены и биосферные резервации – заповедные области под охраной ЮНЕСКО, созданные искусственно для сохранения экологических систем и природного генофонда.
К особо охраняемым землям также могут относиться и биостанции, береговые зоны, малые заповедники, произведения садового и паркового искусства и иные природные уникальные ландшафты.
Перевод
Состояние данных земель не может оставаться без изменений. Со временем некоторые из них могут утратить свою первоначальную ценность, из-за которой они и выделены в охраняемую категорию. Например, изменение климата может привести к утрате полезных свойств курортной зоны.
Поэтому перевод такой земли в другую категорию возможен, это предусмотрено законодательством. Для перевода должно быть серьезное обоснование и результат государственной экспертизы, которая подтверждает утрату ценных качеств.
Также может быть переведена в категорию Оопт и земля из категории, например, населенных пунктов или лесного фонда. Благоприятный климат, здоровая атмосфера могут способствовать выведению части лесного массива в зону лечебно-оздоровительную. Как правильно осуществить такой перевод?
- В исполнительный орган местной или государственной власти подается ходатайство о переводе земли в другую категорию.
- К нему нужно приложить несколько важных документов, среди которых — копия документа, удостоверяющего личность, выписка из ЕГРН. Лицо физическое подает еще выписку из ЕГРИП, юридическое — выписку из ЕГРЮЛ.
- Обязательный документ — заключение государственной экологической экспертизы.
- Если у участка есть владелец, он должен дать свое письменное согласие на осуществление перевода земли.
- Ходатайство рассматривается, потом выносится по нему решение. Если ответ отрицательный, заявителю должен быть выдан акт об отказе, потом на его основании можно подать жалобу в суд.
- Перевод земли должен быть зарегистрирован в кадастровой службе.
Судебная практика
Прежде всего следует учитывать, что Закон об ООПТ не предусматривает изъятие в государственную или муниципальную собственность тех земель, которые принадлежат физическим и юридическим лицам. Тем не менее, если земельный участок попал в границы особо охраняемых территорий, он обычно изымается из хозяйственного использования полностью или частично. Будущему владельцу перед приобретением такой земли следует выяснить все действующие ограничения. Как минимум, он должен получить четкое документальное подтверждение того, что участок находится в пределах ООПТ.
Именно при получении данной информации покупатели часто сталкиваются с трудностями. Проблема заключается в том, что создание особо охраняемых территорий началось еще в 20 веке, с текстовым и не всегда конкретным описанием границ. И в ЕГРН на сегодняшний день зарегистрированы не все ООПТ.
Рассмотрим ситуацию на реальном примере. Волго-Ахтубинская пойма стала особо охраняемой территорией регионального уровня 17 апреля 1998 года, получив статус природного парка на основании соответствующего Закона Волгоградской области. Документальное описание границ созданной ООПТ выглядело следующим образом: «Под Волго-Ахтубинской поймой понимается часть территории Волгоградской области, ограниченной правым берегом реки Волги, левым берегом рукава «Ахтуба» и административной границей между Волгоградской и Астраханской областями».
Более конкретно границы парка были описаны лишь в 2010 году после утверждения администрацией области соответствующего положения. Общедоступной данная информация стала спустя шесть лет, когда она появилась в государственном кадастре недвижимости. Однако еще в 2012 году на территории Волго-Ахтубинской поймы начали возводить коттеджный поселок «Белая дача».
Разумеется, в ходе юридической проверки стройки на законность никаких подвохов выявлено не было. Тем не менее, в 2021 году прокуратура постановила снести 30 домов. Жильцы остались без собственности.
Похожие ситуации в судебной практике встречались очень часто. В некоторых из этих случаев разрешения на строительство на особо охраняемых природных территориях выдавались гражданам муниципальной властью, не обладающей необходимыми для этого полномочиями. При этом местная администрация даже не располагала информацией о статусе этих земель.
Примечателен факт, случившийся в Архангельской области. Там областная прокуратура признала недействительным решение местных властей разрешить собственникам строиться на своих землях, попадающих в границы национального парка «Кенозерский». Для этого были поданы несколько исков в Плесецкий районный суд. Аналогичная ситуация произошла в городе Луга, Ленинградской области.
На территории природного заказника «Череменецкий» были выявлены несколько земельных участков в категории «земли населенных пунктов», где разрешено индивидуальное жилищное строительство. Решение о переводе земель в данную категорию в итоге признано недействительным.
Анализируя судебные прецеденты, можно прийти к выводу, что позиция судебных органов по вопросу допустимости строительства на земельном участке, одновременно расположенном в границах населенного пункта и ООПТ, до сих пор весьма неоднозначна. Проблема заключается в юридической невозможности причисления участка сразу к двум категориям — «земли особо охраняемых территорий и объектов» (куда включаются и собственно ООПТ) и «земли населенных пунктов».
В той же судебной практике можно найти несколько случаев, когда местные власти пытались без веских оснований вносить земельные участки в состав населенного пункта, стремясь таким образом вывести их из границ особо охраняемых природных территорий. Как правило, подобные попытки заканчиваются неудачно, если только не проводилась соответствующая экологическая экспертиза. В данных случаях неправомерные решения муниципальных властей отменяются в судебном порядке. Прецеденты зафиксированы как минимум в четырех областях РФ — Московской, Тверской, Ярославской и Нижегородской.
Здесь следует учитывать такой факт: включение участка земли в состав населенного пункта не означает, что введенные ограничения по использованию этого участка перестают действовать. Поэтому более разумно установить для земельного участка статус особо охраняемой территории в составе населенного пункта, предусмотренный Земельным кодексом РФ (стать 85 части 10).
Однако сохраняется действие и Градостроительного кодекса, а именно первой части статьи 36, где говорится об отсутствии градостроительного регламента для земель, включенных в границы ООПТ. Это означает прямое противоречие утвержденных для конкретного участка правил землепользования и застройки существующему режиму использования в соответствии с положением об особо охраняемых природных территориях.
В связи с этим Конституционный суд РФ в 2015 году разрешил на территории национальных парков возведение объектов, так или иначе обеспечивающих функционирование населенных пунктов. Соответствующее судебное определение № 2742-О при этом ссылалось на Закон об ООПТ, а именно — на подпункт «д» пункта 1 и подпункт «д» пункта 2 статьи 15 указанного документа. С этой целью производится выделение специальной зоны хозяйственного назначения, где разрешены действия по обеспечению жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Этим определением руководствовался Вологодский областной суд, позволив владельцам земельных участков города Кириллов строиться в границах национального парка «Русский север» внутри отведенной зоны хозназначения. На сегодняшний день это пока единственный исключительный случай, когда строительство было разрешено в судебном порядке.
Государственные природные биосферные заповедники
Каждой категории особо охраняемых территорий Федеральный закон РФ № 33 отвел по разделу. При этом биосферным заповедникам посвящена всего одна статья (ст. 10).
Это позволяет с уверенностью утверждать, что категории «природные заповедники» и «биосферные заповедники» соотносятся как общее и частное. Биосферными признаются заповедники, включенные в международную систему биосферных резерватов на основании программ под эгидой ЮНЕСКО.
Цель учреждения биосферного заповедника:
- поддержание природных экосистем в неизменном виде;
- сохранение биоразнообразия и генофонда соответствующего региона;
- мониторинг состояния окружающей среды в пределах заповедника и вблизи него.
Биосферные заповедники могут включать полигоны. По общему правилу для их создания используют примыкающие к заповеднику участки. В некоторых случаях под полигоны отводят часть заповедной территории. Биосферные полигоны используются для:
- научных исследований;
- экологического мониторинга;
- апробации и внедрения методик щадящего природопользования.
Правовой режим полигона определяется Положением о биосферном заповеднике. Он может быть дифференцированным и подразумевать разрешение на некоторые способы хозяйствования.
Для организации физкультуры и познавательного туризма допускается размещение на территории биосферных полигонов объектов капитального строительства и сопутствующей инфраструктуры.
Государственные природные заповедники
Природные заповедники – это госучреждения научно-исследовательского, природоохранного либо эколого-просветительского профиля. Создаются с целью:
- обеспечения естественного хода природных процессов;
- сохранения генофонда растительного и животного мира, а также биоразнообразия;
- поддержания типичных или уникальных экосистем в их первозданном виде;
- проведения исследований;
- осуществления экологического мониторинга;
- организации экологического просвещения;
- развитие познавательного туризма.
Ст. 58 Федерального закона РФ № 7 «Об охране окружающей среды» относит природные заповедники к числу объектов общефедерального значения, пребывающих под особой охраной правительства. Они также признаются составляющей природно-заповедного фонда.
Заповедники учреждаются правительственными постановлениями по инициативе Минприроды России. В таком же порядке происходит расширение географических границ заповедников (ст. 8 33-ФЗ).
В 2013 году в России насчитывалось 103 заповедника суммарной площадью без учета акваторий более 27 млн. га. В связи с созданием «Шайтан-Тау» и присоединением Крыма в 2014 году их количество достигло 109 единиц.
Как госучреждение природный заповедник имеет правовой статус юридического лица, к нему применимы положения главы 4 ГК РФ. Государственный природный заповедник:
- наделен гражданской правосубъектностью;
- подлежит госрегистрации в ЕГРЮЛ;
- может заключать гражданские сделки;
- вправе выступать работодателем;
- может быть истцом/ответчиком в судебном разбирательстве.
Правовое положение имущества природного заповедника определено ст. 6 Закона РФ № 33-ФЗ. Активы, находящиеся в его пределах, в том числе природные ресурсы и недвижимость, признаются общефедеральной собственностью. Они изъяты из гражданского оборота.
Правовой режим территорий природных заповедников определяется ст. 9 вышеназванного Закона как режим особой охраны. Всякая хозяйственная деятельность здесь запрещена. Дозволены исключительно работы:
- предусмотренные в положении, определяющем правовое положение конкретного заповедника;
- оговоренные п. 2 ст. 9 вышеназванного Закона РФ.
На территории всех заповедников разрешены мероприятия, направленная на:
- предотвращение стихийных бедствий;
- обеспечение противопожарной и санбезопасности;
- осуществление экологического надзора;
- выполнение исследовательских задач.
Научная деятельность разрешена со значительными оговорками. Запрещено внесение в заповедные экосистемы чуждых им растений и животных для акклиматизации (интродукция). Здесь нельзя разводить домашних животных, проводить селекционные работы.
Чиновники и деятели науки (кроме сотрудников заповедника и госструктур, в ведении которых они находятся) могут находится в заповеднике на основании специального разрешения. За посещение заповедника туристами взыскиваться плата, размер которой регламентирован Приказом Минприроды РФ № 546 от 09.12.14 г.
Для сохранения природного комплекса в его первозданном виде могут выделяться зоны, в пределах которых категорически запрещено любое антропогенное вмешательство. На специально выделенных участках, не включающих особо ценные экосистемы и объекты, может разрешаться хозяйственная деятельность. Ее виды и объем определяются Положением о заповеднике.
Источник: mkd01.ru
Статья 15. Режим особой охраны территорий национальных парков. Комментарий к статье 15
Данная статья является ключевой для организации и установления режима национального парка. Нормы, закрепленные настоящим Законом и данной статьей, лежат в основе установления правового режима всех расположенных на территории национального парка природных объектов, природных комплексов, а также имеют существенное значение для определения режима охраны объектов культурного населения, расположенных в границах национального парка.
Одним из основных подходов установления режима национального парка является, как видно из содержания п. 1 комментируемой статьи, функциональное зонирование территории.
Зонирование осуществляется на основании положения о национальном парке, принимаемого Министерством природных ресурсов РФ, исходя из основных требований, установленных настоящей статьей.
Перечень устанавливаемых зон составляется в соответствии с основными задачами и целями создания национального парка. Перечень является закрытым. Положением о конкретном национальном парке, иными документами о данной ООПТ не может быть установлена иная, не предусмотренная комментируемой статьей функциональная зона. При этом для национального парка возможно выделение не всех, а лишь части из представленных зон. Однако, исходя из просветительских целей создания ООПТ — национального парка, в нем обязательно должны быть предусмотрены зоны для познавательного туризма, предназначенные для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка, обслуживания посетителей.
В отличие от положений п. 1, которым, по сути, определены основные виды использования ООПТ, п. 2 комментируемой статьи устанавливает условия запрета и основные виды деятельности, осуществление которых на территории национального парка запрещается. В основе данного пункта лежит правовое условие, согласно которому на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести экологический вред. Исходя из этого, перечень наносящих ущерб природным комплексам и объектам видов деятельности является открытым, к ним могут быть отнесены и иные виды деятельности, также не соответствующие общему режиму национального парка.
Как было сказано ранее, на правовой режим земель национального парка распространяются нормы Земельного кодекса РФ, устанавливающие общие положения о правовом режиме земель особо охраняемых территорий как самостоятельной категории, а также специальные нормы о землях национальных парков (см. комментарий к ст. 12). При этом следует иметь в виду, что в основе правового положения земель особо охраняемых природных территорий лежат несколько основных правовых условий.
Правовой режим земельного участка, в границах которого расположена особо охраняемая природная территория, в целом следует устанавливаемому статусу и режиму соответствующей особо охраняемой природной территории.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности (ст. 95 ЗК РФ). В соответствии со ст. 58 Закона об охране окружающей среды государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Земли закрепляются в соответствующую публичную собственность в установленном порядке, в зависимости от того, в введении Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления находится соответствующая особо охраняемая природная территория.
Зонирование конкретных национальных парков регулируется положениями о них. Рассмотрим одно из них.
В соответствии с Положением о национальном парке «Лосиный остров» на данной особо охраняемой природной территории выделяются следующие зоны:
1) особо охраняемая зона. Предназначена для сохранения природных экосистем в процессе их естественного развития, сохранения всего разнообразия местных видов растений и животных. На территории этой зоны допускается проведение научных исследований, не приносящих ущерба природным и историческим объектам национального парка. Посещение особо охраняемой зоны без сопровождения сотрудников парка либо без письменного разрешения его администрации не допускается. На территории особо охраняемой зоны допускается проведение лесохозяйственных, биотехнических и организационно-технических мероприятий, в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами.
Организационно-технические мероприятия на территории особо охраняемой зоны направлены на обозначение на местности границ зоны и установку аншлагов с указанием режима зоны, ликвидацию косовых дорог и троп, закрытых для прохождения; ликвидацию огородов, рекультивацию свалок, организацию мероприятий по увеличению площади пойменных лугов на бывших фрезерных полях и мероприятий по сохранению пойменных болот.
На территории особо охраняемой зоны запрещаются все виды пользования природными ресурсами, в том числе:
сбор торфа и лесной подстилки, заготовка древесных соков и смол;
сбор любых видов дикорастущих растений, их частей и плодов (ягод);
сбор грибов и лишайников;
любительское и спортивное рыболовство;
сенокошение (кроме противопожарного скашивания), пастьба скота;
изъятие объектов животного мира, сбор биологических коллекций;
проведение экскурсий, в том числе индивидуальных, без разрешения администрации национального парка;
деятельность, влекущая за собой подтопление территории;
2) зона познавательного туризма и обслуживания посетителей. Данная зона предназначена для организации туризма и отдыха в природных условиях, экологического просвещения и обеспечения посетителей национального парка информацией. На территории зоны разрешается проведение лесохозяйственных и биотехнических мероприятий, благоустройство территории, а также деятельность по осуществлению регулируемого туризма и отдыха. По специальным путевкам национального парка могут быть разрешены сбор грибов и ягод, спортивное и любительское рыболовство.
Целью лесохозяйственных мероприятий на территории зоны является формирование вдоль маршрутов насаждений, соответствующих определенным типам леса и позволяющих демонстрировать разнообразие представленных в национальном парке лесных сообществ, этапы развития лесных экосистем (естественного и искусственного), эффективность лесохозяйственных и лесовосстановительных мероприятий.
Цель биотехнических мероприятий — обеспечение демонстрации животных, свойственных конкретным лесным и другим природным сообществам, и следов их жизнедеятельности. Достижение этой цели проводится путем создания ремизных участков, прокашивания полян и просек, устройства водопоев и нерестилищ, развески искусственных гнездовий, оборудования подкормочных точек и площадок с соответствующим информационным обеспечением; расселения муравейников, посадки ягодных кустарников (рябины, шиповника и других местных видов); создания популяций местных видов травянистых и других растений — объектов показа (вдоль учебных маршрутов), регулирования численности врановых птиц, лосей, кабанов.
Цель благоустройства — обеспечение условий для проведения учебных экскурсий и прогулочного отдыха. Достигается путем трассировки учебных маршрутов, ремонта и улучшения дорог, преимущественно с сохранением грунтового покрытия, устройства переходов через ручьи и переувлажненные участки, оборудования смотровых площадок на учебных тропах малыми архитектурными формами и информационными стендами, ремонта и улучшения прогулочных дорог (допускается твердое покрытие на основных прогулочных дорогах, профилирование грунтовых дорог); установки на прогулочных дорогах скамей, навесов от дождя, указателей направления движения.
Организационно-технические мероприятия проводятся путем постоянного контроля со стороны специальной государственной инспекции по охране территории национального парка за состоянием учебных и прогулочных дорог, соблюдением установленного режима, регулярной уборкой мусора на смотровых площадках и маршрутах, восстановления нарушенного гидрологического режима. К зоне познавательного туризма и обслуживания посетителей отнесена территория национального парка, расположенная между рекреационной и особо охраняемой зоной.
На территории зоны познавательного туризма и обслуживания посетителей запрещается:
сбор торфа и лесной подстилки, заготовка древесных соков и смол, дикорастущих растений, пастьба скота, нанесение на деревьях, постройках надписей и знаков;
деятельность, влекущая за собой подтопление территории;
мойка автомобилей;
проведение экскурсий без разрешения администрации национального парка;
размещение промышленных и бытовых отходов, занятие земельных участков под цели, не связанные с деятельностью национального парка;
нахождение с любыми видами оружия, орудий лова, а также иными предметами, которые могут стать орудием нарушения режима особой охраны национального парка;
самовольное ведение раскопок, вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;
применение ядохимикатов;
сброс на рельеф местности, в водоемы и водотоки любых сточных вод;
уничтожение и повреждение природных объектов, памятников природы, истории и культуры, зданий и сооружений, малых архитектурных форм, плакатов, аншлагов, указателей, межевых знаков, квартальных и придорожных столбов, дорог и троп;
3) рекреационная зона. Она включает в себя территории вблизи жилой застройки г. Москвы и населенных пунктов московской агломерации, активно используемые населением для отдыха. Национальным парком проводится обустройство зоны с ориентацией на прием отдыхающих на основании планов, разработанных в соответствии с зонированием территории парка.
Посещение рекреационной зоны свободное. Спортивное и любительское рыболовство, сбор грибов и ягод могут осуществляться по специальным путевкам национального парка. Проводятся лесоводственные, биотехнические, организационно-технические мероприятия и благоустройство.
Цель лесоводственных мероприятий — восстановление деградирующих под воздействием рекреации насаждений к отрицательным антропогенным воздействиям. Цель биотехнических мероприятий — улучшение условий обитания животных. Они проводятся путем формирования ремизных участков, устройства и расчистки водопоев и нерестилищ, развески искусственных гнездовий, оборудования подкормочных точек и площадок, ограничения численности врановых птиц, лосей, кабанов.
Благоустройство проводится с целью создания условий для массового повседневного отдыха. Достигается путем строительства сети прогулочных дорог и троп, троп «здоровья», площадок для отдыха, детских и спортивных площадок, оборудования дорог и площадок малыми архитектурными формами, информационными стендами и аншлагами по природоохранной тематике, указателями.
Организационно-технические мероприятия осуществляются путем закрепления границ парка на местности (отсыпка межевого вала, посадка живой изгороди и другие приемы закрепления границ и их обозначения), оформлением входов в парк, оборудованием постов специальной государственной инспекции по охране территории национального парка при основных входах в парк, созданием и оборудованием информационных центров и тематических экспозиционных участков, строительством рекреационных центров, восстановлением нарушенного гидрологического режима, устройства водоемов.
На территории рекреационной зоны запрещается:
сбор торфа и лесной подстилки, заготовка древесных соков и смол, дикорастущих растений, пастьба скота, нанесение на деревьях, постройках надписей и знаков;
деятельность, влекущая за собой подтопление территории;
мойка автомобилей;
проведение экскурсий без разрешения администрации национального парка;
размещение промышленных и бытовых отходов, занятие земельных участков под цели, не связанные с деятельностью национального парка;
нахождение с любыми видами оружия, орудий лова, а также иными предметами, которые могут стать орудием нарушения режима особой охраны национального парка;
самовольное ведение раскопок, вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;
применение ядохимикатов;
сброс на рельеф местности, в водоемы и водотоки любых сточных вод;
уничтожение и повреждение природных объектов, памятников природы, истории и культуры, зданий и сооружений, малых архитектурных форм, плакатов, аншлагов, указателей, межевых знаков, квартальных и придорожных столбов, дорог и троп;
4) зона хозяйственного назначения. Эта зона включает в себя территорию поселка «Центральный», а также земельные участки, прилегающие к административно-хозяйственным центрам и конторам структурных подразделений национального парка.
На территории зоны осуществляются работы, необходимые для функционирования и развития национального парка, а также обеспечения жизнедеятельности населения, проживающего на территории национального парка, поддержания социально-экономической инфраструктуры.
На территории зоны хозяйственного назначения запрещается уничтожение и повреждение природных объектов, зданий и сооружений, малых архитектурных форм, плакатов, аншлагов, указателей, межевых знаков, квартальных и придорожных столбов, дорог и троп.
В зоне познавательного туризма и обслуживания посетителей и рекреационной зоне с целью сохранения особо ценных природных объектов выделяются участки покоя, на которых с помощью организационно-планировочных мер обеспечивается ограничение посещения этих участков.
На всей территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
разведка и разработка полезных ископаемых;
деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
деятельность, влекущая за собой изменение гидрологического режима;
предоставление на территории национального парка садоводческих и дачных участков, строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национального парка;
рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием национального парка вне дорог общего пользования, прогон домашних животных вне дорог общего пользования;
мойка автомобилей;
организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;
самовольное ведение раскопок и вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;
нахождение на территории парка с оружием, за исключением лиц инспекторского состава национального парка, специально уполномоченных должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.
Администрацией национального парка могут быть запрещены или ограничены другие установленные действующим законодательством виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, научной, эстетической, культурной и рекреационной ценности территорий.
Комментируемая статья предусматривает, что в национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.
Правовое регулирование отношений в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования осуществляется Федеральным законом от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» . Данный Закон понимает под территориями традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
———————————
СЗ РФ. 2001. N 20. Ст. 1972.
Традиционным природопользованием коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в соответствии с данным Законом считаются исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока.
С учетом особенностей правового режима территорий традиционного природопользования такие территории относятся к ООПТ федерального, регионального и местного значения.
На территориях традиционного природопользования могут выделяться следующие их части:
поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;
участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений;
объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность;
иные части территорий традиционного природопользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Источник: www.zonazakona.ru