В настоящее время около 16% всех лесных участков в РФ поставлены на государственный учет. Для совершения любых сделок с данными землями необходима их регистрация в Государственном лесном реестре и постановка на учет в Кадастровой палате.
Территория с насаждениями, положение, размеры и границы которой определяются по лесным кварталам и/или лесотаксационным выделам, считается лесным участком. До начала 2020 года на основании Федеральных законов №№ 365 и 427 части массива леса, используемые не в рекреационной деятельности, отдавались гражданам и юрлицам РФ в аренду без кадастрового учета. До 2020 года наделы, на которых велись геологические исследования недр и другие изыскания, также могли находиться в пользовании без регистрации в базе земельного кадастра РФ.
Заключение любого договора об использовании земель лесного фонда сопровождается указанием на установленные размеры, границы и зафиксированные точки координат. Эта информация содержится в межевом плане. В настоящее время регистрация надела обязательна.
Как вывести земельный участок из земель лесного фонда и как снять статус двойного назначения?
Законодательство в сфере охраны леса
- Лесной Кодекс;
- Земельный Кодекс;
- Гражданский Кодекс;
- федеральные и региональные документы.
К землям этого назначения относят участки, в границах которых произрастают леса природного происхождения.
Их использование в любом виде возможно только после согласования с муниципалитетом, в ведении которого находится территория.
Чьи это территории?
Кто является собственником? Собственником таких земель является государство, на балансе которого числятся все лесные зоны РФ. Леса находятся в федеральной собственности, о чём гласит статья 8 Лесного кодекса, но могут передаваться в ответственное управление муниципалитетам на правах постоянного бессрочного пользования.
Регламент всех допустимых действий ориентируется на нормы «Лесного кодекса РФ» (ЛК РФ), принятого 04.12.06 под № 200-ФЗ и статьи 101 ЗК РФ. Все лесные зоны подлежат кадастровому учёту, процедуры отчуждения обязательно регистрируются в Росреестре и допускаются только на основании федеральных публичных слушаний, при соответствующем решении Правительства РФ с опорой на положения статьи 1 ЗК РФ.
Исключением являются лесные зоны, выступающие в качестве охранных зон железнодорожных путей, которые могут принадлежать РЖД. Пригородные зелёные зоны зачастую входят в контекст населённого пункта и относятся к землям поселений, управляясь местной администрацией.
Если леса имеют искусственный характер, то могут воспроизводиться собственниками искусственных водоёмов и дачными хозяйствами, но в ограниченном объёме, с согласия муниципалитета.
О том, что относится к лесным землям, читайте тут, а из этой статьи вы узнаете о том, каков правовой режим их использования, а также кто может стать собственником таких участков.
Категории лесополос
В зависимости от качества и количества деревьев, их ценности с экологической и биологической точки зрения, лесной фонд делится на категории по целевому назначению:
Категории земельных участков
- защитные (первая категория): в границах водоохранной зоны, на охраняемых территориях (национальные парки и заповедники), защищающие почвы от разрушения, а поля от ветров. Могут содержать реликтовые деревья, быть местом обитания редких животных, защищать границы государства;
- эксплуатационные (вторая категория) – используются для нужд муниципалитета по необходимости: заготовка древесины и живицы, сбор пищевых и непищевых ресурсов, охота, сельское хозяйство, научная и образовательная деятельность, выращивание саженцев, плодовых и декоративных культур, строительство некоторых объектов, переработка древесины и даров леса;
- резервные (третья категория) – не используются и не планируются к использованию на протяжении минимум 20 ближайших лет. Государство осуществляет контроль над этими землями: поиск браконьеров, защита от пожаров, поддержание санитарно-экологической безопасности. Здесь возможна деятельность без вырубки и без нанесения вреда экосистеме;
- иные участки, которые относятся к защитным.
- опушки, пустыри, поля, окружённые насаждениями;
- прибрежные территории водных объектов;
- объекты, затрудняющие использование леса (болота, буреломы);
- участки с временным отсутствием деревьев, которые планируется восстанавливать искусственным или естественным путём.
Это так называемые нелесные земли, которые, однако, являются неотъемлемой частью лесного фонда, так как поддерживают экосистему и могут использоваться для нужд лесного хозяйства. Лес – это объект, который рассматривается только в совокупности:
- деревья и кустарники;
- животные и птицы;
- разнообразный рельеф местности.
Что можно строить в лесах
Лесной Кодекс определяет список возможных к постройке объектов:
- строения, обеспечивающие деятельность лесничеств: сторожки, места постоянного нахождения и хозяйственные постройки;
- зоны отдыха, направленные на популяризацию сохранения лесов: экологические тропы, лагеря;
- объекты отдыха: санатории, детские лагеря, базы отдыха;
- строения спортивного и физкультурного толка: лесные стадионы, беговые и велосипедные дорожки;
- некапитальные объекты: домики для проживания геологов и экологов, строителей объектов социального значения, рабочих, задействованных в разработке месторождений, научно-передвижные исследовательские лаборатории и т.д.;
- строения для ведения религиозной деятельности.
- многоэтажные капитальные дома;
- коттеджи, дачи, малоэтажные дома.
Чтобы получить разрешение на строительство такого объекта на выбранной территории, нужно сначала перевести землю в другую категорию. Это возможно не во всех случаях. Запрет на смену категории не зависит от изначального целевого назначения участка, решение об этом принимается в каждом конкретном случае отдельно.
Разрешение на строительство восстановительного или временного объекта
Перед началом строительных работ нужно пройти подготовительный этап – поставить в известность о своих планах муниципалитет.
Освоением лесополосы заведует Земельный Комитет того региона, в границах которого располагается лес.
Смена категории
Эта процедура нужна при планировании строительства:
- санаторно-курортных строений;
- посёлка при необходимости расширить границы прилегающей территории земель поселения;
- объектов природного наследия и развития туризма: прогулочной зоны национального парка, экологической тропы;
- сооружений для восстановления и сохранения лесного фонда.
Документы, позволяющие строить
- учредительные документы организации или паспорт физического лица;
- решение муниципалитета о выделе территории под эти нужды, заключение о межевании надела с указанием границ и иной спецификацией;
- заключение от регионального архитектурно-градостроительного отдела;
- кадастровый паспорт нужного участка;
- заключение об отсутствии полезных ископаемых на выбранной территории. Его предоставляет Роснедра;
- заключение от управления лесничествами и лесными ресурсами региона.
В каждое из ведомств нужно направить заявление о предоставлении земли под стройку, в котором указать:
- цель строительства;
- проектная документация объекта: план освоения местности, чертежи будущего здания, смета и источник средств на постройку;
- обоснование необходимости возведения;
- подтверждение экологической безопасности планируемых работ: как будет осуществляться стройка, подъездные пути, электроснабжение и т.д.
Чем подробнее заявление будет описывать план работ, тем больше вероятности, что Земельный Комитет выдаст разрешение на строительство.
Классификатор
Классификатор видов разрешенного использования земель используется для определения типа деятельности, которую можно вести на участке. Классификация указана в документах градостроительного зонирования, а для структурирования информации о видах разрешенного использования, существует Приказ Минэкономразвития № 540 от 01.09.2014 г. «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
Наименование ВРИ | Описание ВРИ земельного участка | Код ВРИ |
Природно-познавательный туризм | Размещение палаточных лагерей для проведения экскурсий и походов, пеших и верховых прогулок, обустройство тропинок с осуществлением необходимых мероприятий по охране и восстановлению природной среды. | 5.2. |
Рекреация | Обустройство площадей для занятий спортом, отдыха и туризма, пешими и верховыми прогулками, рыбалки, пикников, охоты. Создание парков, городских лесов, сквером, водных объектов общего пользования, обустройство и уход за ними. | 5.0 |
Туристическое обслуживание | Размещение детских лагерей, пансионатов, кемпингов, туристических гостиниц с целью получения предпринимательской выгоды без оказания лечебных услуг. | 5.2.1. |
Охота и рыбалка | Обустройство мест для охоты и рыбалки, в том числе, сооружений, необходимых для этих целей. | 5.3. |
Недропользование | Осуществление геологических изысканий, размещение капитальных построек для целей недропользования. | 6.1. |
Транспорт | Строительство различных путей сообщения для перевозки людей и грузов. | 7.0. |
Водный транспорт | Размещение искусственно созданных внутренних путей водных путей и объектов капитального строительства для обеспечения судоходства. | 7.3. |
Особая охрана и изучение природы | Охрана и изучение природы на охраняемых границах, где запрещена любая хозяйственная деятельность. | 9.0. |
Охрана природных территорий | Охрана отдельных участков окружающей среды с ограничением хозяйственной деятельности. | 9.1. |
Курортная деятельность | Использование природных лечебных ресурсов, их охрана от истощения. | 9.2. |
Санаторная деятельность | Строительство санаториев и профилакториев для лечения и оздоровления населения. | 9.2.1. |
Использование лесов | Заготовка, обработка, вывоз древесины и других лесных ресурсов. | 10.1-10.5. |
Водные объекты | Болота, ручьи, реки, озера, ледники и другие поверхностные водные объекты. | 11.0. |
Жилищное строительство на землях лесного фонда
- желаемая территория леса примыкает к уже существующему и функционирующему наделу земель поселений;
- лесополоса не имеет культурной, экологической или промышленной ценности: деревья, кустарники, животные, птицы в границах участка не являются реликтовыми или охраняемыми, древесина не пригодна для заготовления, территория не относится к охраняемым, заповедным или туристическим.
В этом случае перед строительством сменяется категория земли или Вид Разрешенного Использования без смены категории.
Ведение личного подсобного хозяйства
Выращивание сельскохозяйственных культур в целях личного использования на землях лесного фонда возможно, если это допускается действующим на территории ВРИ (сельхозначначение). Территорию леса для ЛПХ можно взять в аренду с учётом соблюдения здесь экологических норм.
Механизм реализации
Собранный пакет документов сдается в МФЦ или отделение Росреестра.
Срок постановки на учет составляет около 5-и календарных дней. Если информация сдается в МФЦ, то период оформления может возрасти до 7-и суток.
Сотрудники нашей организации окажут весь спектр услуг в данном направлении. Звоните нам по указанному телефону! Специалисты всегда проконсультирую вас в проблемных вопросах, и подскажут алгоритм действий.
Наши специалисты готовы ответить на ваши вопросы, звоните нам: +7 и +7 (968) 369-13-10
Собственность или аренда
Получить землю лесного фонда в собственность невозможно. Государство не предоставляет такое право, так как лес является важной стратегической составляющей экономики и благосостояния граждан. Чтобы купить надел с лесом, нужно, чтобы его категория была заменена на «земли поселений» или «сельскохозяйственные земли».
Участок леса можно получить в долгосрочную аренду. Возможность сдачи в аренду предусмотрена для лесов, кроме первой категории (защитные).
Больше вероятности получить во временное пользование территорию, которая:
- не имеет ценности с точки зрения экологии: засажена старыми деревьями, кустарниками, требующая облагораживания;
- является пустырём хозяйственного назначения.
Что означает понятие захвата?
Захват земель – это административное правонарушение, которое характеризуется самовольным использованием земельных участков, к которым приравниваются и участки леса. Согласно статье 7.1 КоАП РФ в этом случае наступает административная ответственность.
Размеры штрафов, если заняты земли лесного фонда, могут определяться только должностными лицами органов, уполномоченных на защиту и охрану лесного фонда. Размеры штрафов зависят от статуса правонарушителя:
- Максимальные размеры штрафов назначаются юридическим лицам.
- Средние – должностным.
- Минимальные – физическим лицам.
В категорию административных правонарушений входят:
- неоформленные прирезки;
- несанкционированные застройки.
После уплаты штрафа, нарушителю будет вменено обязательство провести рекультивацию участка, то есть снести все постройки и убрать незаконные межи, чтобы в установленных местах продолжала функционировать лесная экосистема.
В особых случаях, когда лесным угодьям нанесён существенный ущерб, или когда присвоение участка связано с мошенническими действиями, может следовать уголовная ответственность в силу статьи 159 УК РФ. Она может привести к лишению свободы сроком до 2 лет. При участии группы лиц – до 6 лет.
Земли лесного фонда принадлежат государству, в собственность физических и юридических лиц не оформляются. Для их получения в собственность нужен перевод земель в другую категорию, что допустимо только по решению Правительства РФ. За самозахват таких участков может следовать административная и уголовная ответственность.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.
Сервитут
Пользование участком с лесными насаждениями может быть частично ограничено вне зависимости от формы собственности: владения или аренды. Сервитут налагается на участок леса государством или в частном порядке. Причины наложения сервитута:
- проход/проезд к водоёму;
- сквозной проход/проезд при отсутствии иных вариантов передвижения;
- прогон скота через участок;
- эксплуатация земли в целях получения прибыли;
- необходимость доступа к линейным объектам, их ремонта и обслуживания (ЛЭП, магистральные трубопроводы);
- пчеловодство;
- изъятие древесины в некоторых обстоятельствах;
- межевые и дренажные работы;
- научные исследования;
- сбор грибов, ягод;
- охота.
Как согласовать свой земельный участок с лесхозом?
В настоящее время происходят настоящие драматические битвы лесхоза и владельцев участков за право признания собственности и границ участка.
Результаты рассмотрения дел в суде самые непредсказуемые.
Купленную, казалось бы, на законных основаниях землю могут забрать, предложить вариант бессрочной аренды, а могут и дать право собственности.
Причины, по которым возникают трудности с определением границ
В связи с тем, что вступил в силу закон 218 ФЗ с 01 января 2017 года, многие владельцы участков начали массово проводить регистрацию прав собственности в ЕГНР. При составлении и сдаче межевых планов, которые теперь обязательны, на территориях, расположенных на землях лесхоза или примыкающих к нему, стало появляться много проблем, связанных с согласованием границ.
Например, гражданка получила участок по договору дарения в 1998 году, который не состоял на кадастровом учете. При подготовке документов для регистрации и составлении межевого плана выяснилось, что половина его относится к землям лесхоза. Несмотря на это, документы были сданы на рассмотрение в МФЦ. Разобраться, на чьем плане проведено неправильное межевание границ — лесного фонда или дарственного участка, должны сотрудники в Росреестре, а в случае отрицательного ответа — в суде.
Если участок примыкает к границам леса, то согласовать их бывает сложно, так как Гослесфонд сам не всегда знает, где они у него проходят. Поэтому судебные разбирательства затягиваются порой на годы.
При оформлении возникают следующие проблемы. Участки в СССР начали выдавать еще в 1924 году. Однако плановое нанесение координат на межевые планы началось в 90-е годы. Многие лесные хозяйства провели кадастровую регистрацию своих земель. Владения садоводств на пересечении границ оказались по факту частично входящими в лесные угодья.
Многие не могут зарегистрировать свои земли в кадастре из-за несоответствия границ. Кадастровые документы раньше оформлялись без составления геодезических планов.
Видео сюжет расскажет как оформить участок в садоводстве
Чтобы найти более ранние координаты, по которым выдавались участки, можно использовать планы находящихся рядом зарегистрированных наделов, коммуникаций, дорог, привязать к ним свой план, рассчитав координаты по длине границ надела, указывающихся в ранних документах. Прогноз при судебном разбирательстве в таких ситуациях малоутешительный для владельцев. Но именно такие проблемы сможет разрешить Лесная амнистия.
Сегодня, чтобы сдать документы на госрегистрацию своей земли, обязательным требованием является предоставление межевого плана. Но многие приобретали участки, без согласования границ, договариваясь о них в устной форме. Некоторые присвоили смежные площади.
Все эти вопросы пока индивидуально решаются в процессе госрегистрации собственной земли.
Акт о согласовании границ
Новый закон определяет процесс межевания участков и согласования границ.
Для того, чтобы документы были приняты к рассмотрению, необходимо представить Акт согласования границ (Пр.921 от 08. 12.2015), новая форма которого действует с 1 января 2020 года.
Он должен содержать сведения:
- О кадастровом инженере, который составляет план.
- О том, какие документы используются.
- Подробные сведения о земельных участках, с которыми имеются общие границы, кадастровые номера.
- Информацию о местоположении границ.
Все владельцы участков, указанных в акте, должны подтвердить свое согласие на обработку данных. При наличии возражении в акте указываются характерные точки , кадастровые номера спорных смежного участков, возражения. В третьем разделе акта фиксируются сведения о снятии возражений, каким способом они были сняты.
Межевой план участка разрабатывается с учетом кадастрового плана местности. В разделе, в котором уточняются сведения о местных границах, записывается информация об исправлении ошибок, обнаруженных кадастровым инженером.
Все владельцы смежных участков должны быть извещены о проведении согласования границ в устной форме под расписку или заказным письмом с уведомлением. Они должны присутствовать сами или прислать представителей, имеющих нотариально заверенную доверенность.
Далее нужно опубликовать сообщение о дате проведения собрания по согласованию границ (ч.8 ст.39) за 30 дней до проведения согласования, если адрес собственников соседних участков неизвестен. В случае решения вопросов с лесхозом публикация даты проведения собрания обязательна.
Решив зарегистрировать участок, граничащий с лесом, жительница обратилась в МФЦ. Обнаружилось, что часть участка находится на территории леса. Представители лесхоза в предварительной беседе отказали ей в передаче права на спорную часть участка. Она опубликовала объявление о проведении собрания по согласованию границ, на него представители лесхоза не явились. Документы были приняты и зарегистрированы в ЕГНР.
Неявка на собрание о согласовании участков считается выражением согласия и отсутствием возражений по согласованию границ. Собрание проводится под руководством кадастрового инженера, который дает разъяснения по земельному плану. На обратной стороне акта ставятся подписи и результаты согласования. Для каждого соседа по составляется отдельный акт. Выставляются межевые вехи.
Акт может быть обжалован только в судебном порядке.
Если кадастровый инженер обнаруживает ошибки при предыдущем межевании, он должен указать их в акте. Согласно ст.22 ч.10 «Закона о регистрации» на плане отображаются земли общего пользования, парки, скверы, леса.
Участие лесхоза в межевании границ
Согласование границ земельных участков с лесным фондом осуществляется лесхозами, которые уполномочены участвовать при межевании.
В Москве применяется следующая практика. Хозяин обращается в Агентство лесного хозяйства с заявлением на имя руководителя, который дает распоряжение лесхозу согласовать границы. От имени лесхоза Акт могут подписывать директор или должностное лицо с правом первой подписи. Если согласования по межеванию границ нет, то лесхоз направляет заявителю отказ.
Далее следует обратиться в суд или ожидать вступления в силу Лесной амнистии.
Источник: xn--80aajrcjbjmedh4bq.xn--p1ai
Оформление прав собственности (оформление недвижимости) на линейный объект, расположенный на лесных участках, и проведение процедуры его постановки на государственный кадастровый учет
По общему правилу, нефтепровод относится к линейным объектам недвижимости, право собственности на которые, возникает с момента государственной регистрации в силу положений ГК РФ и Закона о государственной регистрации недвижимости (Далее — №218-ФЗ).
Для строительства данных линейных объектов необходимо получать разрешение на строительство, и соответственно разрешение на ввод в эксплуатацию в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
Необходимо также отметить, что Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» оговорены случаи, при которых не требуется выдача разрешения на строительство. Это нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром 300 мм и менее, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
При проведении работ по оформлению недвижимости необходимо изучить градостроительные регламенты и нормативные акты регионов, в которых предполагается размещение линейного объекта. В отдельных субъектах нашей необъятной страны предусмотрены случаи, при которых выдача разрешения на строительство для нефтепроводов не требуется.
Вместе с тем в Оренбургской области отсутствуют положения, позволяющие строительство нефтепроводов без выдачи разрешения на строительство.
С какими же проблемами может столкнуться лицо, заинтересованное в оформлении права собственности на линейный объект недвижимости, в частности на нефтепровод. В данной статье мы рассмотрим некоторые нюансы проведения работ в отношении линейных объектов, а также тонкости проведения работ по лесным участкам, на которых размещены линейные объекты.
Оформление прав собственности (оформление недвижимости) на линейный объект и проведение процедуры его постановки на государственный кадастровый учет включает в себя целый комплекс работ.
Зачастую, понятие «оформление прав собственности на линейный объект» имеет ввиду не только регистрацию объекта в Росреестре, но и ряд процедур, связанных с:
- оформлением земельных участков;
- разработкой и утверждением проекта планировки и проекта межевания территории (в случаях когда требуется данная разработка ППТ и ПМТ);
- разработкой и получением утвержденной проектной документации;
- получением разрешения на строительство;
- получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
- проведением кадастровых работ по подготовке технического плана объекта недвижимости;
- проведением геодезической съемки линейного объекта, запросом сведений о пунктах государственной геодезической сети, подбором планово-картографического материала;
- проведением необходимых экспертиз, установление охранных зон и многое другое.
- Получение разрешения на строительство
Необходимо также учитывать, что до обращения в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство в большинстве случаев необходимо провести ряд следующих процедур:
- Разработка проекта полосы отвода, схемы расположения зу на КПТ.
- Сопровождение процедуры постановки земельных участков на государственный кадастровый учет (проведение кадастровых работ, межевание земельных участков).
- Сопровождение получения (оформления) правоустанавливающих документов на землю (аренда, сервитут, зарегистрированное право собственности).
- Разработка и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории.
- Установление правоотношений с правообладателями земельных участков.
- Получение утвержденной проектной документации.
- Проведение работ по установлению охранной зоны в отношении планируемого к строительству объекта.
- Сопровождение получения решения об установлении охранной зоны объекта и пр.
Согласно статье 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
В соответствии с действующим законодательством для получения разрешения на строительство необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявлением и пакетом необходимых документов. Прием заявления от застройщика о выдаче разрешения на строительство, а также документов, необходимых для его получения, в том числе информирование о порядке и ходе предоставления услуги и выдача разрешения на строительство могут осуществляться через МФЦ.
Одним из необходимых условий для получения разрешения на строительство, а в дальнейшем и осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав является этап проведения работ по подготовке документов, связанных с оформлением земельных участков, в границах которых размещается объект недвижимости.
Согласно положениям Земельного кодекса, в случаях, когда линейный объект расположен на землях лесного фонда, образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории.
В соответствии с Лесным кодексом РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее — линейные объекты).
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам для строительства линейных объектов на определенных правах.
Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, публичный сервитут), аренды лесных участков, а также праве безвозмездного пользования лесными участками, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Необходимо также отметить, среди документов, необходимых для получения разрешения на строительство, с учетом статьи 51 ГрК РФ, имеются правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых или под которыми размещен объект недвижимости. Данные документы направляются заявителем в орган, осуществляющий выдачу разрешения на строительство, самостоятельно, если их копии или сведения, содержащиеся в сведениях, отсутствуют в ЕГРН.
Приказом Минстроя России от 19 февраля 2015 г. 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» предусмотрено, что в разрешении на строительство обязательно должны быть указаны кадастровые номера земельных участков, в пределах которых расположен либо планируется расположение объекта недвижимости.
Учитывая изложенное, до обращения заинтересованного лица за получением разрешения на строительство в ЕГРН уже должны содержаться сведения о ЗУ.
- Новеллы законодательства: Предоставление лесных участков для размещения объектов федерального, регионального, и местного значения
Каким же образом могут быть образованы земельные лесные участки для размещения линейных объектов. Как уже было указано выше, образование лесных участков в указанном случае осуществляется на основании утвержденного ПМТ. Далее проводятся кадастровые работы по подготовке межевого планы в связи с образованием земельных участков, и дальнейшая постановка на ГКУ земельных участков.
В связи с изменением с августа 2018 года в действующем законодательстве РФ очень интересны разъяснения письма Министерства экономического развития от 9 октября 2018 года №ОГ-Д23-9967 «О рассмотрении обращения» по вопросу упрощения размещения линейных объектов в части предоставления земельных участков в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения в соответствии с документами территориального планирования.
То есть, если лесные участки предоставляются для размещения линейных объектов федерального, регионального или муниципального значения в соответствии с документами территориального планирования, после вступления в силу 341-ФЗ, то принятие решения об изменении категории земель не требуется, соответственно одновременно с регистрацией прав вносятся изменения в сведения о категории земель.
В силу пункта 1 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 23, 24 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 января 2002 г. № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой», переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды. При этом прежний собственник утрачивает, а новый приобретает право на получение доходов от сдачи имущества в аренду.
Таким образом, перевод земельного участка из одной категории в другую влечет перемену стороны в договоре аренды лесного участка и уточнение его условий согласно изменившемуся целевому назначению.
Между тем оснований, предусмотренных законодательством, для расторжения договора аренды земельного участка в случае перевода земельного участка из состава земель лесного фонда в земли других категорий не имеется, поскольку законодатель гарантировал арендатору сохранение договора аренды в силе при замене одного арендодателя другим и указал, что договор при этом не теряет своей юридической силы.
- Оформление прав на застроенный лесной участок или «лесная амнистия» в действии
В нашей практике имеются и такие случаи:
Например, нефтепровод (газопровод) внесен в ЕГРН как ранее учтенный объект недвижимости, и на него зарегистрировано право собственности, вместе с тем земельные участки, в местах которых имеются выходы данного сооружения на земную поверхность, на сегодняшний день так и не оформлены.
Возможно ли в настоящее время оформить такие лесные участки без подготовки ПМТ?
Да, если на нефтепровод либо другой объект недвижимости, зарегистрировано право собственности до первого января 2016 года, возможно образование земельных участков на основании схемы расположения земельных участков КПТ (иными словами так называемая «лесная амнистия»).
В соответствии с частью 1 статьи 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации» образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в ЕГРН и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
По вопросу регистрации и оформления прав необходимо отметить следующее.
В соответствии со статьей 92 Лесного Кодекса Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Законом № 218-ФЗ.
Государственный кадастровый учет, в том числе при уточнении границ земельных участков, и (или) государственная регистрация прав на земельные участки, являющиеся в соответствии с лесным законодательством лесными участками, в составе земель лесного фонда осуществляются по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
В соответствии с частью 2 статьи 4.7 Закона №201-фЗ если застроенный лесной участок подлежит образованию из состава земель лесного фонда, в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимого имущества, который расположен на таком лесном участке. При этом принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется.
В силу положений пункта 4 статьи 11.10, подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения в целях образования застроенного лесного участка может быть обеспечена юридическим лицом.
Площадь земельного участка определяется с учетом предельных размеров, либо если такие размеры соответствующим законодательством не определены, с учетом площади, занятой объектом недвижимого имущества и необходимой для его использования.
Таким образом, в таких случаях необходимо обратиться с заявлением и приложенной схемой зу на КПТ в Министерство лесного хозяйства по месту расположения земельного участка с просьбой согласовать предоставление застроенных лесных участков, а также утвердить схемы расположения земельных участков на КПТ, и в соответствии с положениями Закона № 218-ФЗ обратиться в орган регистрации прав с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права образуемых земельных участков, на которых расположены сооружения, права на которые возникли до первого января 2016 года.
- Подготовка технического плана на линейный объект
Одним из важных этапов в проведении данных работ является подготовка технического плана. Особенностью такого техплана является то, что объект в большинстве случаев является протяженным, в связи с чем в техническом плане должны быть указаны все земельные участки, на которых и под которыми расположен объект.
Технический план является одним из главных документов для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, так как в дальнейшем он будет его обязательным приложением. Без технического плана, подготовленного кадастровым инженером, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является недействительным.
Наша организация имеет значительный опыт в проведении кадастровых работ в связи с подготовкой с технического плана на линейные объекты недвижимости, в том числе на объекты электросетевого хозяйства, линии связи, газопроводы, нефтепроводы и пр. В рамках проведения указанных работ наши геодезисты с помощью современного геодезического оборудования проведут геодезическую съемку построенного объекта. Далее кадастровые инженеры подготовят технический план с учетом всех нюансов действующего законодательства для целей получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
- Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и постановка на ГКУ
После подготовки технического плана и получения всех необходимых документов необходимо обратиться в орган, уполномоченный на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, с заявлением и соответствующим пакетом документов.
Если все документы будет в порядке, по истечении семи рабочих дней будет выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Законодательство предусмотрело вариант подачи органом, выдавшим разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в орган регистрации прав самостоятельно, без участия лица, которому оно было выдано. В данном случае в течении пяти рабочих дней с момента выдачи разрешения на ввод, орган должен направить в орган регистрации прав заявление в электронной форме и разрешение на ввод с приложенным техническим планом. После постановки на ГКУ, застройщик вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации права на линейный объект, с указанием в заявлении кадастрового номера объекта недвижимости.
Также будущий собственник линейного объекта может обратиться в орган регистрации прав сам с заявлением об одновременной постановке на ГКУ и регистрации прав объекта.
Заключение
Оформление прав собственности в отношении линейных объектов зачастую занимает длительный промежуток времени. Тщательный анализ исходных данных и выявление потребностей заказчика на начальном этапе позволит ускорить данную процедуру. Помощь в оформлении земельных участков, в том числе проведение кадастровых работ, связанных с их образованием, является одним из основных этапов работ.
Учитывая, что законодатель предусмотрел для лесных участков особенности их образования в случае, если на них расположены линейные объекты, — начиная такие работы, необходимо четко определиться, какие именно процедуры необходимо провести.
Опытные кадастровые инженеры и проектировщики ООО «РКЦ» помогут Вам провести комплекс работ в отношении линейных объектов, связанный с оформлением документов, необходимых для проведения кадастрового учета и регистрации прав.
Будем рады ответить на все возникшие вопросы. Присылайте отзывы и комментарии.
Источник: rkc56.ru
Статья 21. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры
1. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для:
1) осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых;
2) утратил силу с 1 июня 2019 г. — Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 471-ФЗ
3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее — линейные объекты);
5) переработки древесины и иных лесных ресурсов;
6) осуществления рекреационной деятельности;
7) осуществления религиозной деятельности.
2. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.
3. Объекты, связанные с осуществлением указанной в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи деятельности, по истечении сроков выполнения соответствующих работ подлежат консервации или ликвидации в соответствии с законодательством о недрах.
4. Гидротехнические сооружения подлежат консервации или ликвидации в соответствии с водным законодательством.
5. В целях, предусмотренных пунктами 1 — 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
5.1. В защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 — 4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.
7. Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Комментарий к Ст. 21 ЛК РФ
Комментируемая статья перечисляет исчерпывающий перечень использования земель лесного фонда, при которых допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Строительством признается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства); а реконструкцией — изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Как видим, речь может идти как об объектах некапитального строительства, так и об объектах капитального строительства. Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий должны регламентироваться другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель. Требование о целевом использовании земель является одним из фундаментов земельного законодательства. Однако исчерпывающего перечня объектов, строительство которых разрешается на оставшихся шести категориях земель, кроме земель лесного фонда, в законодательстве нет. Специального перечня о строительстве объектов на землях каждой категории земель не имеется. Существуют отдельные ограничения по эксплуатации отдельных категорий земель для определенных целей, например для режима водоохранных зон водных объектов на землях водного фонда или для земель сельскохозяйственного назначения, т.е. законодательство в этом вопросе в основном исходит из описания запретов, а не дозволений.
Отчасти формулировка, обозначенная в п. 2 ст. 21 Лесного кодекса РФ, не исключает требуемую конкретизацию на будущее. Так, например, режим лесов, расположенных на землях поселений, вообще федеральным законодательством никак не регламентирован. Отдельные попытки по изданию законов о городских лесах были предприняты в субъектах РФ, но по формулировке комментируемого пункта речь должна идти исключительно о федеральных законах, а не о законах субъектов РФ и не о подзаконных нормативных актах.
В соответствии со ст. 60 Водного кодекса РФ при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Для строительства гидротехнических сооружений нового водохранилища осуществляется изъятие земельных участков, расположенных в границах зоны затопления, в соответствии с земельным и гражданским законодательством. Охрана лесов, расположенных в водоохранных зонах, направлена на предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод.
В лесах, расположенных в водоохранных зонах, проведение рубок главного пользования запрещается. Проведение других рубок в водоохранных зонах осуществляется в соответствии с лесным законодательством — таковой была редакция ст. 63 Водного кодекса РФ до принятия Лесного кодекса РФ. Федеральным законом «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» закреплена ее новая редакция: использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются в соответствии с лесным законодательством.
Источник: leskod.ru
Госдума может разрешить капитальную застройку на землях лесного фонда
Экологи опасаются — вокруг крупных городов могут быть вырублены гектары лесов под строительство коттеджей. К этому может привести законопроект, который в ближайшее время будет внесен в Госдуму,— он разрешает капитальную застройку земель лесного фонда для отдыха и туризма. Под видом баз отдыха, по мнению экологов, появятся частные элитные владения, что неминуемо приведет к всплеску массовых волнений. В Минприроды с этим не соглашаются и полагают, что инициатива будет стимулировать развитие внутреннего туризма в регионах и привлекать дополнительные инвестиции в лесное хозяйство.
Минприроды разработало проект поправок к Лесному и Градостроительному кодексам — он регулирует вопросы строительства на землях лесного фонда
Документ разрешает в целях рекреации строить на лесных участках объекты туриндустрии и спорта, детские и спортивные лагеря, а также «иные объекты капитального строительства и некапитальных строений, необходимых для осуществления рекреационной деятельности»
Для этого государственные и муниципальные учреждения, а также юрлица и индивидуальные предприниматели должны получить участок в аренду для рекреации. Затем региональные чиновники могут выдать разрешение на строительство.
В законопроекте обозначается, что в совокупности объекты, предназначенные для отдыха, туризма или занятий физкультурой и спортом, не могут занимать более 20% от площади арендуемого участка.
Сейчас, для подобной деятельности, разрешается устанавливать в лесах только временные постройки. Бывают случаи, что строят на свайном фундаменте трехэтажный дом и в суде пытаются доказать, что это некапитальное строительство. Бывает, что суд соглашается. Остается опасение, что этот документ приведет не только к легализации существующих санаториев и других объектов, но и к строительству частных коттеджей под видом объектов спорта и туриндустрии.
Процедура перевода из одной категории земель в другую (например, из лесного фонда в земли населенных пунктов) длительная, сложная и дорогая. Кроме того, для этого необходимо пройти общественные обсуждения. А еще, процедура облагается налогами, и какой-то процент лесов, который будет вырублен, компенсируется. Возможно, произойдет потеря не только лесов, но и поступлений в бюджет. Кроме того, в населенных пунктах градостроительные нормы регламентируют правила строительства, а отсутствие таковых для земель лесного фонда сделает его застройку неконтролируемой.
Смена вида разрешенного использования
Мы изменим вид разрешенного использования Вашего участка! Проведение публичных слушаний, подготовка протокола публичных слушаний, получение нового кадастрового паспорта. У нас несколько способов перевода участка в другое назначение или вид!
Смена зонирования
Перевод земель из одной категории в другую, изменение зоны участка — в соответствии с действующим законодательством, градостроительными нормами и стандартами! Ваши интересы в органах местного самоуправления, контролирующих организациях, министерствах НСО и т.д
В пояснительной записке говорится, что документ не нарушает права граждан на свободное и бесплатное пребывание в лесах.
В Московской области немало случаев, когда лес хотят взять в рекреационную аренду, потому что это дешевле всего. В итоге, территория ограждается высоким забором, и там стоит особняк. Это незаконно, но как раз на Подмосковье нацелены люди, которые могу позволить себе коррупционные издержки. Уже сейчас такие ситуации провоцируют протестные настроения, и предполагает, что в случае принятия законопроекта произойдет рост социальной напряженности.
Законопроект поступил на согласование в Комитет лесного хозяйства Московской области, а там его концептуально поддерживают:
«Мы видим необходимость его актуализации с учетом требований времени — с увеличением антропогенной нагрузки на леса Московской области изменились запросы граждан, появились новые проекты и происходит активное развитие рекреационных зон».
В Минприроды заявляют, что ограничения, вводимые законопроектом, не приведут к неконтролируемой или чрезмерной застройке лесных участков
В частности, строить рекреационные объекты можно будет в «специальных зонах», которые будут определены в лесохозяйственном регламенте субъекта после прохождения им процедуры общественного обсуждения.
Предполагается, что положения законопроекта позволят повысить качество отдыха в лесах, а также стимулировать развитие в регионах внутреннего туризма и привлечь дополнительные инвестиции в лесное хозяйство. В Минприроды также сообщили, что законопроект согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, поддержан Государственно-правовым управлением президента и подготовлен к внесению в Госдуму.
Посмотрите наши свежие земельные участки в Новосибирске, они все относятся к землян населенных пунктов или промышленности:
Источник: stroy54.ru
Согласование строительства с лесным фондом
В ходе получения разрешения на строительство и уведомления о начале строительства, застройщики часто сталкиваются с наложением границ лесного фонда и земельных участков, правообладателями которых они являются. Для устранения таких ситуаций был принят ФЗ №280 от 29 июля 2017 года. На основании нормативно-правового акта была проведена так называемая «Лесная амнистия». Она была призвана исключить наложение границ частных участков на земли Лесфонда. Закон определил, что при установлении принадлежности земельного участка к определенной категории земель, данные, содержащиеся в ЕГРН, имеют приоритет перед сведениями, закрепленным в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта РФ.
Запишитесь на консультацию
В процессе устранения наложения границ во внимание принимают дату возникновения права на земельный участок. Если объект перешел в собственность до 1 января 2016 года, данные, отраженные в ЕГРН, первичны. Если информация в реестре отсутствует, во внимание будут приняты сведения, отраженные в правоустанавливающей документации.
Процесс устранения наложения границ частных участков и земель Лесного фонда
В случае наличия такого наложение необходимо привести в соответствие сведения ГЛР (Государственного лесного реестра) и ЕГРН. В противном случае вы не сможете получить согласование строительства с лесным фондом, а так же не сможете произвести любого рода сделку по передаче права собственности и процедуры раздела или объединения земельного участка.
- Подготовить ситуационный план с обозначением границ вашего участка и лесного фонда;
- Подготовить схему расположения земельного участка;
- Сформировать заявку и необходимый комплект приложений для подачи в территориальный отдел Комитета лесного хозяйства;
- Внести изменения в сведения ЕГРН.
Срок проверки документации и внесения изменений составляет 1 месяц. В течение этого периода представители уполномоченного органа удостоверятся в отсутствии ошибок. Когда сведения в реестре актуализированы, можно подавать документы на уведомление о начале строительства или разрешение на стоительство. Без устранения наложения границ получить документ не удастся.
Стоимость согласования
Кадастровые инженеры и юристы компании «Оформление права» выполнят все необходимые картографические работы и снимут пересечение вашей земли с территориями лесничеств. Наши специалисты выполнят работу в заранее оговоренные сроки и без вашего участия. В результате вы получите согласование с лесфондом и наложение будет исключено из сведений ГЛР.
Источник: oformlenie-prava.ru