Настоящие строительные нормы и правила распространяются на проектирование систем, объектов и сооружений инженерной защиты от затопления и подтопления территорий населенных пунктов, промышленных, транспортных, энергетических и коммунально-бытовых объектов, месторождений полезных ископаемых и горных выработок, сельскохозяйственных и лесных угодий, природных ландшафтов.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
ИНЖЕНЕРНАЯ ЗАЩИТА ТЕРРИТОРИИ
ОТ ЗАТОПЛЕНИЯ И ПОДТОПЛЕНИЯ
СНиП 2.06.15-85
ГОССТРОЙ СССР
МОСКВА 1988
РАЗРАБОТАНЫ институтом «Гидропроект» им. С. Я. Жука Минэнерго СССР (канд. техн. наук Г. Г. Гангардт, А. Г. Осколков, В. М. Семенков, кандидаты техн. наук С. И. Егоршин, М. П. Малышев — руководитель темы; канд. геогр. наук С. М. Успенский, канд. биол. наук Н. М. Чамова, В. Н. Кондратьев, Л. С. Сващенко, М. Д. Романов, канд. техн. наук И.
И. Файн, И. П. Федоров и Ю. П. Иванов), ЦНИИПградостроительства Госгражданстроя СССР (кандидаты техн. наук В. Б. Беляев и Н. А. Корнеев), ВНИИ ВОДГЕО Госстроя СССР (канд. техн. наук В. С. Алексеев, д-р техн. наук, проф. А.
В Майме строится нельзя или можно но не везде, ВСЕ мы в ЗОНЕ подтопления или затопления
Ж. Муфтахов, канд. техн. наук Н. П. Куранов, И. В. Коринченко), ПНИИИС Госстроя СССР (кандидаты техн. наук В. В. Ведерников и Е. С. Дзекцер), В/О «Союзводпроект» Минводхоза СССР (канд. техн. наук П. Г. Фиалковский, А. Н. Кржижановский), Союзгипроводхозом им.
Е. Е. Алексеевского Минводхоза СССР (кандидаты техн. наук Г. П. Ободзинская и К. А. Тихонова, В. Н. Богомолов), САНИИРИ им. В. Д. Журина Минводхоза СССР (кандидаты техн. наук Х. А. Ирмухамедов и М. М. Мирзиятов), Украинским филиалом ЦНИИКИВР Минводхоза СССР (кандидаты техн. наук В. Л. Максимчук, А. И. Томильцева и В. П. Ткаченко), институтом «Гипрогор» Госстроя РСФСР (И.
М. Шнайдер и П. А. Минченко), Институтом гидромеханики АН УССР (чл.-корр. АН УССР А. Я. Олейник, д-р техн. наук Н. Г. Пивовар, канд. техн. наук Ю. Н. Сокольников), ИВП АН СССР (д-р техн. наук М.
Г. Хубларян, д-р геогр. наук А. Б. Авакян, кандидаты геогр. наук В. П. Салтанкин и В. А. Шарапов), ИМПиТМ им. Е. И. Марциновского Минздрава СССР (чл.-корр.
АМН СССР, проф. Ф. Ф. Сопрунов, доктора мед. наук Н. А. Романенко и С. А. Беэр), МНИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана Минздрава СССР (кандидаты мед. наук Л. В. Кудрин, Г. В. Гуськов и И.
Л. Винокур), ГИЗР Минсельхоза СССР (кандидаты экон. наук С. И. Носов и В. А. Вашанов, В. П. Варлашкин), ВНИИ охраны природы и заповедного дела Минсельхоза СССР (доктора биол. наук Ю. П. Язан и Я. В. Сапетин), Днепропетровским филиалом «УкркоммунНИИпроект» Минжилкомхоза УССР (Т. С. Пак и В.
Г. Иванов), Гипрокоммунстроем Минжилкомхоза РСФСР (В. П. Сапроненков, Б. П. Копков и О. П. Стадухина), МИСИ им. В. В. Куйбышева Минвуза СССР (д-р техн. наук, проф. Н. А. Цытович, канд. техн. наук Я. А. Кроник, Е. А. Сметчук и Д. С. Фотиев), ВСЕГИНГЕО Мингео СССР (д-р геол.-минерал. наук, проф. В.
М. Гольдберг, канд. геол.-минерал. наук С. М. Семенов), Фундаментпроектом Минмонтажспецстроя СССР (М. Н. Пинк, А. А. Колесов и В. Д. Антонюк), ВНИИЛМ Гослесхоза СССР (Л. Т. Павлушкин, канд. геогр. наук В.
В. Сысуев).
ВНЕСЕНЫ Минэнерго СССР.
ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главтехнормированием Госстроя СССР (В. А. Кулиничев).
Госстрой СССР
Строительные нормы и правила
СНиП 2.06.15-85
Инженерная защита территории от затопления и подтопления
Настоящие строительные нормы и правила распространяются на проектирование систем, объектов и сооружений инженерной защиты от затопления и подтопления территорий населенных пунктов, промышленных, транспортных, энергетических и коммунально-бытовых объектов, месторождений полезных ископаемых и горных выработок, сельскохозяйственных и лесных угодий, природных ландшафтов.
При проектировании систем, объектов и сооружений инженерной защиты надлежит соблюдать «Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик», «Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик», «Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик», «Закон СССР об охране и использовании животного мира» и другого законодательства по вопросам охраны природы и использования природных ресурсов, а также требования нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. При проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления.
Защита территории населенных пунктов, промышленных и коммунально-складских объектов должна обеспечивать:
бесперебойное и надежное функционирование и развитие городских, градостроительных, производственно-технических, коммуникационных, транспортных объектов, зон отдыха и других территориальных систем и отдельных сооружений народного хозяйства;
нормативные медико-санитарные условия жизни населения;
нормативные санитарно-гигиенические, социальные и рекреационные условия защищаемых территорий.
Защита от затопления и подтопления месторождений полезных ископаемых и горных выработок должна обеспечивать:
охрану недр и природных ландшафтов;
безопасное ведение открытых и подземных разработок месторождений полезных ископаемых, в том числе нерудных материалов;
исключение возможности техногенного затопления и подтопления территорий, вызываемых разработкой месторождений полезных ископаемых.
Защита сельскохозяйственных земель и природных ландшафтов должна:
способствовать интенсификации производства сельскохозяйственной, лесной и рыбной продукции;
создавать оптимальные агротехнические условия;
регулировать гидрологический и гидрогеологический режимы на защищаемой территории в зависимости от функционального использования земель;
способствовать комплексному и рациональному использованию и охране земельных, водных, минерально-сырьевых и других природных ресурсов.
При защите природных ландшафтов вблизи городов и населенных пунктов следует предусматривать использование территории для создания санитарно-защитных зон, лесопарков, лечебно-оздоровительных объектов, зон отдыха, включающих все виды туризма, рекреации и спорта.
1.2. В качестве основных средств инженерной защиты следует предусматривать обвалование, искусственное повышение поверхности территории, руслорегулирующие сооружения и сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, дренажные системы и отдельные дренажи и другие защитные сооружения.
В качестве вспомогательных средств инженерной защиты надлежит использовать естественные свойства природных систем и их компонентов, усиливающие эффективность основных средств инженерной защиты. К последним следует относить повышение водоотводящей и дренирующей роли гидрографической сети путем расчистки русел и стариц, фитомелиорацию, агролесотехнические мероприятия и т.д.
В состав проекта инженерной защиты территории надлежит включать организационно-технические мероприятия, предусматривающие обеспечение пропуска весенних половодий и летних паводков.
Внесены
Минэнерго СССР
Утверждены
постановлением
Госстроя СССР
от 19 сентября 1985 r. № 154
Срок
введения
в действие
1 июля 1986 г.
Инженерная защита на застраиваемых территориях должна предусматривать образование единой комплексной территориальной системы или локальных приобъектных защитных сооружений, обеспечивающих эффективную защиту территорий от наводнений на реках, затопления и подтопления при создании водохранилищ и каналов; от повышения уровня грунтовых вод, вызываемого строительством и эксплуатацией зданий, сооружений и сетей.
Единые комплексные территориальные системы инженерной защиты следует проектировать независимо от ведомственной принадлежности защищаемых территорий и объектов.
1.3. Необходимость защиты территорий пойм рек от естественных затоплений определяется потребностью и степенью использования отдельных участков этих территорий под городскую или промышленную застройку, или под сельскохозяйственные угодья, а также месторождения полезных ископаемых.
Расчетные параметры затоплений пойм рек следует определять на основе инженерно-гидрологических расчетов в зависимости от принимаемых классов защитных сооружений согласно разд. 2. При этом следует различать затопления: глубоководное (глубина свыше 5 м), среднее (глубина от 2 до 5 м), мелководное (глубина покрытия поверхности суши водой до 2 м).
1.4. Границы территорий техногенного затопления следует определять при разработке проектов водохозяйственных объектов различного назначения и систем отвода отработанных и сточных вод от промышленных предприятий, сельскохозяйственных земель и горных выработок месторождений полезных ископаемых.
Отрицательное влияние затопления существующими или проектируемыми водохранилищами надлежит оценивать в зависимости от режимов сработки водохранилища и продолжительности действия затопления на прибрежную территорию. При этом следует различать: постоянное затопление — ниже отметки уровня мертвого объема (УМО); периодическое — между отметками нормального подпорного уровня (НПУ) и УМО; временное (форсирование уровня водохранилища выше НПУ).
1.5. При оценке отрицательных воздействий подтопления территории следует учитывать глубину залегания грунтовых вод, продолжительность и интенсивность проявления процесса, гидрогеологические, инженерно-геологические и геокриологические, медико-санитарные, геоботанические, зоологические, почвенные, агрохозяйственные, мелиоративные, хозяйственно-экономические особенности района защищаемой территории.
При оценке ущерба от подтопления необходимо учитывать застройку территории, классы защищаемых сооружений и объектов, ценность сельскохозяйственных земель, месторождений полезных ископаемых и природных ландшафтов.
1.6. При разработке проектов инженерной защиты от подтопления надлежит учитывать следующие источники подтопления: распространение подпора подземных вод от водохранилищ, каналов, бассейнов ГАЭС и других гидротехнических сооружений, подпора грунтовых вод за счет фильтрации с орошаемых земель на прилегающие территории, утечку воды из водонесущих коммуникаций и сооружений на защищаемых территориях, атмосферные осадки.
При этом необходимо учитывать возможность единовременного проявления отдельных источников подтопления или их сочетаний.
Зону подтопления на прибрежной территории проектируемого водохранилища или другого водного объекта следует определять прогнозом распространения подпора подземных вод при расчетном уровне воды в водном объекте на базе геологических и гидрогеологических изысканий, а на существующих водных объектах — на основе гидрогеологических исследований.
Зону распространения подпора грунтовых вод от орошаемых земель на сопряженные территории следует определять на основе водобалансовых и гидродинамических расчетов, результатов геологических и почвенных изысканий.
При этом следует учитывать:
степень атмосферного увлажнения защищаемых территорий;
потери воды из водонесущих коммуникаций и емкостей.
Прогнозные количественные характеристики подтопления для освоенных территорий необходимо сопоставлять с фактическими данными гидрогеологических наблюдений. В случае превышения фактических данных над прогнозными надлежит выявлять дополнительные источники подтопления.
1.7. При инженерной защите городских и промышленных территорий следует учитывать отрицательное влияние подтопления на:
изменение физико-механических свойств грунтов в основании инженерных сооружений и агрессивность грунтовых вод;
надежность конструкций зданий и сооружений, в том числе возводимых на подрабатываемых и ранее подработанных территориях;
устойчивость и прочность подземных сооружений при изменении гидростатического давления грунтовой воды;
коррозию подземных частей металлических конструкций, трубопроводных систем, систем водоснабжения и теплофикации;
надежность функционирования инженерных коммуникаций, сооружений и оборудования вследствие проникания воды в подземные помещения;
проявление суффозии и эрозии;
санитарно-гигиеническое состояние территории;
условия хранения продовольственных и непродовольственных товаров в подвальных и подземных складах.
1.8. При подтоплении сельскохозяйственных земель и природных ландшафтов следует учитывать влияние подтопления на:
изменение солевого режима почв;
природные системы в целом и на условия жизнедеятельности представителей флоры и фауны;
санитарно-гигиеническое состояние территории.
1.9. Инженерная защита территории от затопления и подтопления должна быть направлена на предотвращение или уменьшение народнохозяйственного, социального и экологического ущерба, который определяется снижением количества и качества продукции различных отраслей народного хозяйства, ухудшением гигиенических и медико-санитарных условий жизни населения, затратами на восстановление надежности объектов на затапливаемых и подтопленных территориях.
1.10. При проектировании инженерной защиты от затопления и подтопления следует определять целесообразность и возможность одновременного использования сооружений и систем инженерной зашиты а целях улучшения водообеспечения и водоснабжения, культурно-бытовых условий жизни населения, эксплуатации промышленных и коммунальных объектов, а также в интересах энергетики, автодорожного, железнодорожного и водного транспорта, добычи полезных ископаемых, сельского, лесного, рыбного и охотничьего хозяйств, мелиорации, рекреации и охраны природы, предусматривая в проектах возможность создания вариантов сооружений инженерной защиты многофункционального назначения.
1.11. Проект сооружений инженерной зашиты должен обеспечивать:
надежность защитных сооружений, бесперебойность их эксплуатации при наименьших эксплуатационных затратах;
возможность проведения систематических наблюдений за работой и состоянием сооружений и оборудования;
оптимальные режимы эксплуатации водосбросных сооружений;
максимальное использование местных строительных материалов и природных ресурсов.
Выбор вариантов сооружений инженерной зашиты должен производиться на основании технико-экономического сопоставления показателей сравниваемых вариантов.
1.12. Территории населенных пунктов и районы разработки месторождений полезных ископаемых следует защищать от последствий, указанных в п.1.7, а также от оползней, термокарста и термоэрозии, а сельскохозяйственные угодья — от последствий, указанных в п.1.8, улучшая микроклиматические, агролесомелиоративные и другие условия.
При проектировании инженерной защиты территорий следует соблюдать требования «Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами», утвержденных Минводхозом СССР, Минрыбхозом СССР и Минздравом СССР.
В случаях, когда проектируемые сооружения инженерной защиты территориально совпадают с существующими или создаваемыми водоохранными, природоохранными зонами, национальными парками, заповедниками, заказниками, природоохранные мероприятия проекта инженерной защиты территории должны быть согласованы с органами государственного контроля за охраной природной среды.
1.13. Эффективность проектируемых противопаводковых мероприятий следует определять сопоставлением технико-экономических показателей варианта комплексного использования водохранилища и защищаемых земель с вариантом использования земель до проведения противопаводковых мероприятий.
1.14. Противопаводковые плотины, дамбы обвалования населенных пунктов и промышленных объектов, месторождений полезных ископаемых и горных выработок надлежит проектировать в соответствии с требованиями разд. 3 настоящих норм и СНиП II-50-74, а сельскохозяйственных земель — также и в соответствии с требованиями СНиП II-52-74.
При проектировании защитных противопаводковых систем на реках следует учитывать требования комплексного использования водных ресурсов водотоков.
Выбор расчетной обеспеченности пропуска паводков через водосбросные защитные сооружения обосновывается технико-экономическими расчетами с учетом классов защитных сооружений в соответствии с требованиями разд. 2.
1.15. Сооружения, регулирующие поверхностный сток на защищаемых от затопления территориях, следует рассчитывать на расчетный расход поверхностных вод, поступающих на эти территории (дождевые и талые воды, временные и постоянные водотоки), принимаемый в соответствии с классом защитного сооружения.
Поверхностный сток со стороны водораздела следует отводить с защищаемой территории по нагорным каналам, а при необходимости предусматривать устройство водоемов, позволяющих аккумулировать часть поверхностного стока.
1.16. Комплексная территориальная система инженерной защиты от затопления и подтопления должна включать в себя несколько различных средств инженерной зашиты в случаях:
наличия на защищаемой территории промышленных или гражданских сооружений, защиту которых осуществить отдельными средствами инженерной защиты невозможно и малоэффективно;
сложных морфометрических, топографических, гидрогеологических и других условий, исключающих применение того или иного отдельного объекта инженерной зашиты.
1.17. При защите территорий от затопления и подтопления, вызванного строительством гидроэнергетических и водохозяйственных объектов, технико-экономическое обоснование инженерной защиты I и II классов следует выполнять на основе технико-экономических расчетов согласно рекомендуемому приложению 1.
Обоснование сооружений инженерной защиты при проектировании водохозяйственных объектов республиканского, краевого, областного и местного значения, а также сооружений инженерной защиты III и IV классов следует выполнять на основе «Нормативных стоимостей освоения новых земель взамен изымаемых для несельскохозяйственных нужд», утвержденных советами министров союзных республик.
2. КЛАССЫ СООРУЖЕНИЙ
ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАЩИТЫ
2.1. Классы сооружений инженерной защиты назначаются, как правило, не ниже классов защищаемых объектов в зависимости от народнохозяйственной значимости.
При защите территории, на которой расположены объекты различных классов, класс сооружений инженерной зашиты должен, как правило, соответствовать классу большинства защищаемых объектов. При этом отдельные объекты с более высоким классом, чем класс, установленный для сооружений инженерной защиты территории, могут защищаться локально. Классы таких объектов и их локальной защиты должны соответствовать друг другу.
Если технико-экономическим обоснованием установлена нецелесообразность локальной зашиты, то класс инженерной защиты территории следует повышать на единицу.
2.2. Классы постоянных гидротехнических сооружений инженерной защиты водоподпорного типа следует назначать в соответствии с требованиями СНиП II-50-74 и в зависимости от характеристики защищаемой территории по обязательному приложению 2 настоящих норм.
2.3. Классы защитных сооружений неводоподпорного типа (руслорегулирующие и стокорегулирующие, дренажные системы и т.д.) следует назначать в соответствии с «Правилами учета степени ответственности зданий, сооружений при проектировании конструкций», утвержденными Госстроем СССР.
Расчетные условия для проектирования принимаются по СНиП II-50-74 в соответствии с принятым классом.
2.4. Превышение гребня водоподпорных защитных сооружений над расчетным уровнем воды следует назначать а зависимости от класса защитных сооружений и с учетом требований СНиП 2.06.05-84 .
При этом следует учитывать возможность повышения уровня воды за счет стеснения водотока защитными сооружениями.
2.5. При защите территории от затопления повышением поверхности территории подсыпкой или намывом грунта отметку подсыпаемой территории со стороны водного объекта следует принимать так же, как для гребня дамб обвалования; отметку поверхности подсыпаемой территории при защите от подтопления следует определять с учетом требований СНиП II-60-75**.
2.6. При проектировании инженерной защиты на берегах водотоков и водоемов в качестве расчетного принимается максимальный уровень воды в них с вероятностью превышения в зависимости от класса сооружений инженерной защиты в соответствии с требованиями СНиП II-50-74 для основного расчетного случая.
Примечания: 1. Вероятность превышения расчетного уровня воды для сооружений I класса, защищающих сельскохозяйственные территории площадью свыше 100 тыс. га, принимается равной 0,5 %; для сооружений IV класса, защищающих территории оздоровительно-рекреационного и санитарно-защитного назначения, — 10 %.
2. Перелив воды через гребень сооружений инженерной защиты городских территорий при поверочных расчетных уровнях воды в соответствии со СНиП II-50-74 не допускается. Для городских территорий и отдельно стоящих промышленных предприятий должен быть разработан план организационно-технических мероприятий на случай прохождения паводка с обеспеченностью, равной поверочному расчетному случаю.
2.7. Нормы осушения (глубины понижения грунтовых вод, считая от проектной отметки территории) при проектировании защиты от подтопления принимаются в зависимости от характера застройки защищаемой территории в соответствии с табл. 1.
Норма осушения, м
1. Территории крупных промышленных зон и комплексов
2. Территории городских промышленных зон, коммунально-складских зон, центры крупнейших, крупных и больших городов
3. Селитебные территории городов и сельских населенных пунктов
4. Территории спортивно-оздоровительных объектов и учреждений обслуживания зон отдыха
5. Территории зон рекреационного и защитного назначения (зеленые насаждения общего пользования, парки, санитарно-защитные зоны)
Нормы осушения сельскохозяйственных земель определяются а соответствии со СНиП II-52-74.
Нормы осушения территорий разработки полезных ископаемых определяются с учетом требований СНиП 2.06.14-85 .
Нормы осушения на сопряженных городских, сельскохозяйственных и других территориях, используемых различными землепользователями, определяются с учетом требований каждого землепользователя.
2.8. Классы защитных сооружений от подтопления следует назначать в зависимости от норм осушения и расчетного понижения уровня грунтовых вод по табл. 2.
Источник: ohranatruda.ru
СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территорий от затопления и подтопления
РАЗРАБОТАНЫ институтом «Гидропроект» им. С. Я. Жука Минэнерго СССР (канд. техн. наук Г. Г. Гангардт, А. Г. Осколков, В. М. Семенков, кандидаты техн. наук С. И. Егоршин, М. П. Малышев — руководитель темы; канд. геогр. наук С. М. Успенский, канд. биол. наук Н. М. Чамова, В. Н. Кондратьев, Л. С. Сващенко, М. Д. Романов, канд. техн. наук И.
И. Файн, И. П. Федоров и Ю. П. Иванов), ЦНИИПградостроительства Госгражданстроя СССР (кандидаты техн. наук В. Б. Беляев и Н. А. Корнеев), ВНИИ ВОДГЕО Госстроя СССР (канд. техн. наук В. С. Алексеев, д-р техн. наук, проф. А. Ж. Муфтахов, канд. техн. наук Н.
П. Куранов, И. В. Коринченко), ПНИИИС Госстроя СССР (кандидаты техн. наук В. В. Ведерников и Е. С. Дзекцер), В/О «Союзводпроект» Минводхоза СССР (канд. техн. наук П. Г. Фиалковский, А. Н. Кржижановский), Союзгипроводхозом им. Е. Е. Алексеевского Минводхоза СССР (кандидаты техн. наук Г.
П. Ободзинская и К. А. Тихонова, В. Н. Богомолов), САНИИРИ им. В. Д. Журина Минводхоза СССР (кандидаты техн. наук Х. А. Ирмухамедов и М. М. Мирзиятов), Украинским филиалом ЦНИИКИВР Минводхоза СССР (кандидаты техн. наук В. Л. Максимчук, А. И. Томильцева и В.
П. Ткаченко), институтом «Гипрогор» Госстроя РСФСР ( И. М. Шнайдер и П. А. Минченко), Институтом гидромеханики АН УССР (чл.-корр. АН УССР А. Я. Олейник, д-р техн. наук Н. Г. Пивовар, канд. техн. наук Ю. Н. Сокольников), ИВП АН СССР (д-р техн. наук М. Г. Хубларян, д-р геогр. наук А. Б. Авакян, кандидаты геогр. наук В. П. Салтанкин и В. А. Шарапов), ИМПиТМ им.
Е. И. Марциновского Минздрава СССР (чл.-корр. АМН СССР, проф. Ф. Ф. Сопрунов, доктора мед. наук Н. А. Романенко и С. А. Беэр), МНИИ гигиены им.
Ф. Ф. Эрисмана Минздрава СССР (кандидаты мед. наук Л. В. Кудрин, Г. В. Гуськов и И. Л. Винокур), ГИЗР Минсельхоза СССР (кандидаты экон. наук С. И. Носов и В. А. Вашанов, В. П. Варлашкин), ВНИИ охраны природы и заповедного дела Минсельхоза СССР (доктора биол. наук Ю. П. Язан и Я. В. Сапетин), Днепропетровским филиалом «УкркоммунНИИпроект» Минжилкомхоза УССР (Т.
С. Пак и В. Г. Иванов), Гипрокоммунстроем Минжилкомхоза РСФСР (В. П. Сапроненков, Б. П. Копков и О. П. Стадухина), МИСИ им. В. В. Куйбышева Минвуза СССР (д-р техн. наук, проф. Н.
А. Цытович, канд. техн. наук Я. А. Кроник, Е. А. Сметчук и Д. С. Фотиев), ВСЕГИНГЕО Мингео СССР (д-р геол.-минерал. наук, проф. В. М. Гольдберг, канд. геол.-минерал. наук С. М. Семенов), Фундаментпроектом Минмонтажспецстроя СССР ( М. Н. Пинк, А. А. Колесов и В. Д. Антонюк), ВНИИЛМ Гослесхоза СССР (Л. Т. Павлушкин, канд. геогр. наук В. В. Сысуев).
ВНЕСЕНЫ Минэнерго СССР.
ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главтехнормированием Госстроя СССР (В. А. Кулиничев).
Строительные нормы и правила
Инженерная защита территории от затопления и подтопления
Настоящие строительные нормы и правила распространяются на проектирование систем, объектов и сооружений инженерной защиты от затопления и подтопления территорий населенных пунктов, промышленных, транспортных, энергетических и коммунально-бытовых объектов, месторождений полезных ископаемых и горных выработок, сельскохозяйственных и лесных угодий, природных ландшафтов.
При проектировании систем, объектов и сооружений инженерной защиты надлежит соблюдать «Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик», «Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик», «Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик», «Закон СССР об охране и использовании животного мира» и другого законодательства по вопросам охраны природы и использования природных ресурсов, а также требования нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. При проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления.
Защита территории населенных пунктов, промышленных и коммунально-складских объектов должна обеспечивать:
бесперебойное и надежное функционирование и развитие городских, градостроительных, производственно-технических, коммуникационных, транспортных объектов, зон отдыха и других территориальных систем и отдельных сооружений народного хозяйства;
нормативные медико-санитарные условия жизни населения;
нормативные санитарно-гигиенические, социальные и рекреационные условия защищаемых территорий.
Защита от затопления и подтопления месторождений полезных ископаемых и горных выработок должна обеспечивать:
охрану недр и природных ландшафтов;
безопасное ведение открытых и подземных разработок месторождений полезных ископаемых, в том числе нерудных материалов;
исключение возможности техногенного затопления и подтопления территорий, вызываемых разработкой месторождений полезных ископаемых.
Защита сельскохозяйственных земель и природных ландшафтов должна:
способствовать интенсификации производства сельскохозяйственной, лесной и рыбной продукции;
создавать оптимальные агротехнические условия;
регулировать гидрологический и гидрогеологический режимы на защищаемой территории в зависимости от функционального использования земель;
способствовать комплексному и рациональному использованию и охране земельных, водных, минерально-сырьевых и других природных ресурсов.
При защите природных ландшафтов вблизи городов и населенных пунктов следует предусматривать использование территории для создания санитарно-защитных зон, лесопарков, лечебно-оздоровительных объектов, зон отдыха, включающих все виды туризма, рекреации и спорта.
1.2. В качестве основных средств инженерной защиты следует предусматривать обвалование, искусственное повышение поверхности территории, руслорегулирующие сооружения и сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, дренажные системы и отдельные дренажи и другие защитные сооружения.
В качестве вспомогательных средств инженерной защиты надлежит использовать естественные свойства природных систем и их компонентов, усиливающие эффективность основных средств инженерной защиты. К последним следует относить повышение водоотводящей и дренирующей роли гидрографической сети путем расчистки русел и стариц, фитомелиорацию, агролесотехнические мероприятия и т.д.
В состав проекта инженерной защиты территории надлежит включать организационно-технические мероприятия, предусматривающие обеспечение пропуска весенних половодий и летних паводков.
Внесены
Минэнерго СССР
Утверждены
постановлением
Госстроя СССР
от 19 сентября 1985 r . № 154
Срок
введения
в действие
1 июля 1986 г.
Инженерная защита на застраиваемых территориях должна предусматривать образование единой комплексной территориальной системы или локальных приобъектных защитных сооружений, обеспечивающих эффективную защиту территорий от наводнений на реках, затопления и подтопления при создании водохранилищ и каналов; от повышения уровня грунтовых вод, вызываемого строительством и эксплуатацией зданий, сооружений и сетей.
Единые комплексные территориальные системы инженерной защиты следует проектировать независимо от ведомственной принадлежности защищаемых территорий и объектов.
1.3. Необходимость защиты территорий пойм рек от естественных затоплений определяется потребностью и степенью использования отдельных участков этих территорий под городскую или промышленную застройку, или под сельскохозяйственные угодья, а также месторождения полезных ископаемых.
Расчетные параметры затоплений пойм рек следует определять на основе инженерно-гидрологических расчетов в зависимости от принимаемых классов защитных сооружений согласно разд. 2. При этом следует различать затопления: глубоководное (глубина свыше 5 м), среднее (глубина от 2 до 5 м), мелководное (глубина покрытия поверхности суши водой до 2 м).
1.4. Границы территорий техногенного затопления следует определять при разработке проектов водохозяйственных объектов различного назначения и систем отвода отработанных и сточных вод от промышленных предприятий, сельскохозяйственных земель и горных выработок месторождений полезных ископаемых.
Отрицательное влияние затопления существующими или проектируемыми водохранилищами надлежит оценивать в зависимости от режимов сработки водохранилища и продолжительности действия затопления на прибрежную территорию. При этом следует различать: постоянное затопление — ниже отметки уровня мертвого объема (УМО); периодическое — между отметками нормального подпорного уровня (НПУ) и УМО; временное (форсирование уровня водохранилища выше НПУ).
1.5. При оценке отрицательных воздействий подтопления территории следует учитывать глубину залегания грунтовых вод, продолжительность и интенсивность проявления процесса, гидрогеологические, инженерно-геологические и геокриологические, медико-санитарные, геоботанические, зоологические, почвенные, агрохозяйственные, мелиоративные, хозяйственно-экономические особенности района защищаемой территории.
При оценке ущерба от подтопления необходимо учитывать застройку территории, классы защищаемых сооружений и объектов, ценность сельскохозяйственных земель, месторождений полезных ископаемых и природных ландшафтов.
1.6. При разработке проектов инженерной защиты от подтопления надлежит учитывать следующие источники подтопления: распространение подпора подземных вод от водохранилищ, каналов, бассейнов ГАЭС и других гидротехнических сооружений, подпора грунтовых вод за счет фильтрации с орошаемых земель на прилегающие территории, утечку воды из водонесущих коммуникаций и сооружений на защищаемых территориях, атмосферные осадки.
При этом необходимо учитывать возможность единовременного проявления отдельных источников подтопления или их сочетаний.
Зону подтопления на прибрежной территории проектируемого водохранилища или другого водного объекта следует определять прогнозом распространения подпора подземных вод при расчетном уровне воды в водном объекте на базе геологических и гидрогеологических изысканий, а на существующих водных объектах — на основе гидрогеологических исследований.
Зону распространения подпора грунтовых вод от орошаемых земель на сопряженные территории следует определять на основе водобалансовых и гидродинамических расчетов, результатов геологических и почвенных изысканий.
При этом следует учитывать:
степень атмосферного увлажнения защищаемых территорий;
потери воды из водонесущих коммуникаций и емкостей.
Прогнозные количественные характеристики подтопления для освоенных территорий необходимо сопоставлять с фактическими данными гидрогеологических наблюдений. В случае превышения фактических данных над прогнозными надлежит выявлять дополнительные источники подтопления.
1.7. При инженерной защите городских и промышленных территорий следует учитывать отрицательное влияние подтопления на:
изменение физико-механических свойств грунтов в основании инженерных сооружений и агрессивность грунтовых вод;
надежность конструкций зданий и сооружений, в том числе возводимых на подрабатываемых и ранее подработанных территориях;
устойчивость и прочность подземных сооружений при изменении гидростатического давления грунтовой воды;
коррозию подземных частей металлических конструкций, трубопроводных систем, систем водоснабжения и теплофикации;
надежность функционирования инженерных коммуникаций, сооружений и оборудования вследствие проникания воды в подземные помещения;
проявление суффозии и эрозии;
санитарно-гигиеническое состояние территории;
условия хранения продовольственных и непродовольственных товаров в подвальных и подземных складах.
1.8. При подтоплении сельскохозяйственных земель и природных ландшафтов следует учитывать влияние подтопления на:
изменение солевого режима почв;
природные системы в целом и на условия жизнедеятельности представителей флоры и фауны;
санитарно-гигиеническое состояние территории.
1.9. Инженерная защита территории от затопления и подтопления должна быть направлена на предотвращение или уменьшение народнохозяйственного, социального и экологического ущерба, который определяется снижением количества и качества продукции различных отраслей народного хозяйства, ухудшением гигиенических и медико-санитарных условий жизни населения, затратами на восстановление надежности объектов на затапливаемых и подтопленных территориях.
1.10. При проектировании инженерной защиты от затопления и подтопления следует определять целесообразность и возможность одновременного использования сооружений и систем инженерной зашиты а целях улучшения водообеспечения и водоснабжения, культурно-бытовых условий жизни населения, эксплуатации промышленных и коммунальных объектов, а также в интересах энергетики, автодорожного, железнодорожного и водного транспорта, добычи полезных ископаемых, сельского, лесного, рыбного и охотничьего хозяйств, мелиорации, рекреации и охраны природы, предусматривая в проектах возможность создания вариантов сооружений инженерной защиты многофункционального назначения.
1.11. Проект сооружений инженерной зашиты должен обеспечивать:
надежность защитных сооружений, бесперебойность их эксплуатации при наименьших эксплуатационных затратах;
возможность проведения систематических наблюдений за работой и состоянием сооружений и оборудования;
оптимальные режимы эксплуатации водосбросных сооружений;
максимальное использование местных строительных материалов и природных ресурсов.
Выбор вариантов сооружений инженерной зашиты должен производиться на основании технико-экономического сопоставления показателей сравниваемых вариантов.
1.12. Территории населенных пунктов и районы разработки месторождений полезных ископаемых следует защищать от последствий, указанных в п.1.7, а также от оползней, термокарста и термоэрозии, а сельскохозяйственные угодья — от последствий, указанных в п.1.8, улучшая микроклиматические, агролесомелиоративные и другие условия.
При проектировании инженерной защиты территорий следует соблюдать требования «Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами», утвержденных Минводхозом СССР, Минрыбхозом СССР и Минздравом СССР.
В случаях, когда проектируемые сооружения инженерной защиты территориально совпадают с существующими или создаваемыми водоохранными, природоохранными зонами, национальными парками, заповедниками, заказниками, природоохранные мероприятия проекта инженерной защиты территории должны быть согласованы с органами государственного контроля за охраной природной среды.
1.13. Эффективность проектируемых противопаводковых мероприятий следует определять сопоставлением технико-экономических показателей варианта комплексного использования водохранилища и защищаемых земель с вариантом использования земель до проведения противопаводковых мероприятий.
1.14. Противопаводковые плотины, дамбы обвалования населенных пунктов и промышленных объектов, месторождений полезных ископаемых и горных выработок надлежит проектировать в соответствии с требованиями разд. 3 настоящих норм и СНиП II-50-74, а сельскохозяйственных земель — также и в соответствии с требованиями СНиП II-52-74.
При проектировании защитных противопаводковых систем на реках следует учитывать требования комплексного использования водных ресурсов водотоков.
Выбор расчетной обеспеченности пропуска паводков через водосбросные защитные сооружения обосновывается технико-экономическими расчетами с учетом классов защитных сооружений в соответствии с требованиями разд. 2.
1.15. Сооружения, регулирующие поверхностный сток на защищаемых от затопления территориях, следует рассчитывать на расчетный расход поверхностных вод, поступающих на эти территории (дождевые и талые воды, временные и постоянные водотоки), принимаемый в соответствии с классом защитного сооружения.
Поверхностный сток со стороны водораздела следует отводить с защищаемой территории по нагорным каналам, а при необходимости предусматривать устройство водоемов, позволяющих аккумулировать часть поверхностного стока.
1.16. Комплексная территориальная система инженерной защиты от затопления и подтопления должна включать в себя несколько различных средств инженерной зашиты в случаях:
наличия на защищаемой территории промышленных или гражданских сооружений, защиту которых осуществить отдельными средствами инженерной защиты невозможно и малоэффективно;
сложных морфометрических, топографических, гидрогеологических и других условий, исключающих применение того или иного отдельного объекта инженерной зашиты.
1.17. При защите территорий от затопления и подтопления, вызванного строительством гидроэнергетических и водохозяйственных объектов, технико-экономическое обоснование инженерной защиты I и II классов следует выполнять на основе технико-экономических расчетов согласно рекомендуемому приложению 1.
Обоснование сооружений инженерной защиты при проектировании водохозяйственных объектов республиканского, краевого, областного и местного значения, а также сооружений инженерной защиты III и IV классов следует выполнять на основе «Нормативных стоимостей освоения новых земель взамен изымаемых для несельскохозяйственных нужд», утвержденных советами министров союзных республик.
2. КЛАССЫ СООРУЖЕНИЙ
ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАЩИТЫ
2.1. Классы сооружений инженерной защиты назначаются, как правило, не ниже классов защищаемых объектов в зависимости от народнохозяйственной значимости.
При защите территории, на которой расположены объекты различных классов, класс сооружений инженерной зашиты должен, как правило, соответствовать классу большинства защищаемых объектов. При этом отдельные объекты с более высоким классом, чем класс, установленный для сооружений инженерной защиты территории, могут защищаться локально. Классы таких объектов и их локальной защиты должны соответствовать друг другу.
Если технико-экономическим обоснованием установлена нецелесообразность локальной зашиты, то класс инженерной защиты территории следует повышать на единицу.
2.2. Классы постоянных гидротехнических сооружений инженерной защиты водоподпорного типа следует назначать в соответствии с требованиями СНиП II-50-74 и в зависимости от характеристики защищаемой территории по обязательному приложению 2 настоящих норм.
2.3. Классы защитных сооружений неводоподпорного типа (руслорегулирующие и стокорегулирующие, дренажные системы и т.д.) следует назначать в соответствии с «Правилами учета степени ответственности зданий, сооружений при проектировании конструкций», утвержденными Госстроем СССР.
Расчетные условия для проектирования принимаются по СНиП II-50-74 в соответствии с принятым классом.
2.4. Превышение гребня водоподпорных защитных сооружений над расчетным уровнем воды следует назначать а зависимости от класса защитных сооружений и с учетом требований СНиП 2.06.05-84 .
При этом следует учитывать возможность повышения уровня воды за счет стеснения водотока защитными сооружениями.
2.5. При защите территории от затопления повышением поверхности территории подсыпкой или намывом грунта отметку подсыпаемой территории со стороны водного объекта следует принимать так же, как для гребня дамб обвалования; отметку поверхности подсыпаемой территории при защите от подтопления следует определять с учетом требований СНиП II -60-75**.
2.6. При проектировании инженерной защиты на берегах водотоков и водоемов в качестве расчетного принимается максимальный уровень воды в них с вероятностью превышения в зависимости от класса сооружений инженерной защиты в соответствии с требованиями СНиП II-50-74 для основного расчетного случая.
Примечания: 1. Вероятность превышения расчетного уровня воды для сооружений I класса, защищающих сельскохозяйственные территории площадью свыше 100 тыс. га, принимается равной 0,5 %; для сооружений IV класса, защищающих территории оздоровительно-рекреационного и санитарно-защитного назначения, — 10 %.
2. Перелив воды через гребень сооружений инженерной защиты городских территорий при поверочных расчетных уровнях воды в соответствии со СНиП II-50-74 не допускается. Для городских территорий и отдельно стоящих промышленных предприятий должен быть разработан план организационно-технических мероприятий на случай прохождения паводка с обеспеченностью, равной поверочному расчетному случаю.
2.7. Нормы осушения (глубины понижения грунтовых вод, считая от проектной отметки территории) при проектировании защиты от подтопления принимаются в зависимости от характера застройки защищаемой территории в соответствии с табл. 1.
Норма осушения, м
1. Территории крупных промышленных зон и комплексов
2. Территории городских промышленных зон, коммунально-складских зон, центры крупнейших, крупных и больших городов
3. Селитебные территории городов и сельских населенных пунктов
4. Территории спортивно-оздоровительных объектов и учреждений обслуживания зон отдыха
5. Территории зон рекреационного и защитного назначения (зеленые насаждения общего пользования, парки, санитарно-защитные зоны)
Нормы осушения сельскохозяйственных земель определяются а соответствии со СНиП II -52-74.
Нормы осушения территорий разработки полезных ископаемых определяются с учетом требований СНиП 2.06.14-85.
Нормы осушения на сопряженных городских, сельскохозяйственных и других территориях, используемых различными землепользователями, определяются с учетом требований каждого землепользователя.
2.8. Классы защитных сооружений от подтопления следует назначать в зависимости от норм осушения и расчетного понижения уровня грунтовых вод по табл. 2.
Источник: znaytovar.ru
Разрешение на строительство в зоне затопления
Перечень поручений по итогам совещания о мерах по ликвидации последствий наводнения в Иркутской области
Президент утвердил перечень поручений по итогам совещания по вопросу «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области», состоявшегося 19 июля 2019 года.
1. Правительству Российской Федерации:
а) в целях обеспечения полной ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области внести в установленном порядке в Администрацию Президента Российской Федерации проект указа Президента Российской Федерации о внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области», предусмотрев:
завершение в срок до 1 августа 2019 г. формирования списков граждан, пострадавших от наводнения на территории Иркутской области, и в срок до 10 августа 2019 г. выплат им денежных средств в полном объеме;
проведение в срок до 1 сентября 2019 г. оценки ущерба, нанесенного в ходе наводнения жилым помещениям граждан, объектам социальной инфраструктуры, в том числе дошкольным образовательным и общеобразовательным организациям, объектам транспортной и коммунальной инфраструктуры, объектам энергетической инфраструктуры;
проведение в срок до 1 сентября 2019 г. оценки ущерба личным подсобным хозяйствам граждан, включая утрату урожая, поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, и принятие решения о его возмещении;
разработку и утверждение до 15 августа 2019 г. пообъектного плана обеспечения граждан, лишившихся жилых помещений, жилыми помещениями, соответствующими установленным нормам, и социальными объектами, в том числе общеобразовательными организациями к началу нового учебного года, предусмотрев ответственных лиц за каждую группу объектов;
разработку и принятие программы по восстановлению жилья, объектов связи, социальной, коммунальной, энергетической, транспортной инфраструктуры, гидротехнических сооружений, поврежденных или утраченных административных зданий;
обеспечение жилыми помещениями, соответствующими установленным нормам, семей, имеющих трех и более детей и лишившихся жилых помещений;
предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим от наводнения на территории Иркутской области, на возобновление их деятельности.
Срок – 25 июля 2019 г.
Ответственный: Мутко B.Л.;
б) определить единственного исполнителя закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в 2019–2020 годах в целях строительства объектов капитального строительства, необходимых для ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области.
Срок – 25 августа 2019 г.;
в) обеспечить принятие нормативных правовых актов в целях реализации положений законодательства Российской Федерации, предусматривающих ограничения на строительство жилья и объектов коммунальной и социальной инфраструктуры в границах зон затопления и подтопления.
Срок – 15 августа 2019 г.
Ответственный: Медведев Д.А.;
г) обеспечить установление запрета предоставления гражданам земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах зон затопления и подтопления.
Срок – 1 марта 2020 г.
Ответственный: Трутнев Ю.П.;
д) обеспечить создание рабочей группы с участием представителей правоохранительных органов и ФТС России с целью обеспечения мониторинга лесопользования, выявления и пресечения нарушений, прежде всего незаконных рубок и вывоза леса, в том числе с использованием системы «ГЛОНАСС», космической съемки и иных технических средств.
Срок – 1 сентября 2019 г.
Ответственный: Медведев Д.А.
2. Администрации Президента Российской Федерации обеспечить рассмотрение на заседании Государственного совета Российской Федерации вопросов лесопользования, включая меры, направленные на пресечение нарушений в этой сфере.
Срок – 30 декабря 2019 г.
Ответственный: Вайно А.Э.
3. Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить:
а) проведение инвентаризации гидротехнических сооружений;
б) формирование системы регулярного мониторинга и оценки технического состояния гидротехнических сооружений и контроля за их эксплуатацией.
Срок – 1 ноября 2019 г.
Ответственные: Медведев Д.А., высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.
4. Правительству Российской Федерации совместно с Правительством Иркутской области рассмотреть вопрос о размещении новых производств в г.Тулун Иркутской области в целях снижения монопрофильности его экономики и создания новых рабочих мест.
Срок – 1 сентября 2019 г.
Ответственные: Медведев Д.А., Левченко С.Г.
5. Правительству Иркутской области обеспечить:
а) оперативное информирование граждан, пострадавших от наводнения на территории Иркутской области, о местах оказания необходимой им помощи, порядке восстановления утраченных документов и переселения из пострадавших населенных пунктов, праве на получение предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат;
б) контроль за распределением и доведением до граждан, пострадавших от наводнения на территории Иркутской области, гуманитарной помощи;
в) проведение разъяснительной работы среди граждан по вопросам реализации их жилищных и имущественных прав в отношении имущества, пострадавшего в ходе наводнения на территории Иркутской области.
Доклад – до 15 августа 2019 г., далее – ежемесячно.
Ответственный: Левченко С.Г.
6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить установление границ зон затопления и подтопления на территориях субъектов Российской Федерации и внесение изменений в документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Доклад – до 31 декабря 2019 г., далее – ежеквартально.
Ответственные: высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.
Источник: news2.ru
Строительство в водоохранной зоне реки законодательство
На использование водоохранных зон накладываются ограничения. В них может быть осуществлено частное строительство. Однако процесс предполагает соблюдение ряда правил. По этой причине важно заранее разобраться, какие ограничения по строительству имеет водоохранная зона водного объекта.
Такие места обладают особым правовым статусом. Процесс их использования регулируется действующим регламентом. О том, что такое водоохранная зона по закону, о существующих ограничениях на строительство, когда возведение зданий и сооружений запрещено, поговорим далее.
Что такое водоохранная зона
Понятие охраняемой территории закрепляется в Водном кодексе РФ. Определение фиксирует статья 65. В ней говорится, что земля, прилегающая к берегу водоема, может быть использована для хозяйственных, культурных и строительных целей, но с соблюдением особых условий. Это делается для того, чтобы защитить водоемы от загрязнения и иного ущерба.
Таким образом закон гарантирует сохранность обитающих там животных и водных растений. Для сохранения природного баланса закон фиксирует правила использования земель и строительства на них объектов, а также наказание за нарушение принятых постановлений. Регламент использования водоохранных зон зафиксирован законодательством.
Когда строительство на береговой полосе запрещено
Уполномоченные органы стремятся предотвратить нарушение водного законодательства. Это делается для того, чтобы избежать проблем, с которыми можно столкнуться после завершения строительства на береговой полосе. Неприятности могут возникнуть и при оформлении свидетельства на право собственности.
Получая разрешение на застройку, гражданин должен соблюдать нормы закона и быть готов столкнуться с непредвиденными обстоятельствами. Поэтому эксперты рекомендуют выполнить предварительное согласование и получить разрешение на строительство и только потом заниматься непосредственно возведением зданий и сооружений на берегах водохранилищ. В иной ситуации можно столкнуться с потребностью в уплате штрафа за нарушение, которое было доказано.
Существует риск получения предписания на снос возведенного на береговой линии здания. Отменить такое решение может быть очень трудно. Согласно действующему законодательству, запрещено строительство в прибрежной зоне, размер которой составляет 20 м от кромки воды. Если дом или хозяйственные постройки были размещены ближе, их снесут по судебному постановлению. 20-метровое ограничение действует всегда.
Нельзя устанавливать заборы и иные заграждения, препятствующие доступу третьих лиц к водоему.
Если гражданин огородил часть береговой зоны и создал неудобства для его посещения, ему выпишут штраф и заставят снести заграждение. Потребность в оплате ликвидационных работ ложится на плечи нарушителя. Если лицо отказывается платить, средства будут взысканы в порядке исполнительного производства.
Ограничения на строительство вблизи водоема
Строительство в водоохранной зоне реки по законодательству должно осуществляться с соблюдением установленных нормативов. Береговая полоса утверждена законом. Она становится отправной точкой для проведения всех измерений.
Чтобы понять, сколько метров составляет протяженность прибрежной зоны, необходимо обратиться к закону. Разрешение на ИЖС также предоставляется с учетом этого показателя. Использование Береговой полосы может осуществляться строго соблюдением ограничений на различные виды деятельности. Процесс зависит от удаленности от истока водоема.
Ширина полосы, на которой нельзя строится, для рек составляет:
- 50 м от кромки воды, если от истока менее 10 км;
- 100 метров от кромки воды, если исток расположен на расстоянии 10-50 км;
- 200 м от кромки воды, если исток расположен на расстоянии более 50 км.
Если планируется осуществление строительства рядом с озерами или иными замкнутыми водохранилищами, расчет отступа будет осуществляться в зависимости от площади поверхности объекта. Так, если размер озера меньше 0,5 километра, величина водоохранной зоны составит 50 м. Правило действует в отношении природных и искусственных водоемов.
Если речь идет о море, значение показателя будет существенно выше. Оно составит минимум 500 м. Причал нужно размещать правильно. Если протяженность реки не превышает 10 км, защитная зона совпадает с берегом. Однако из правила бывают исключения. Они касаются строительства, которое разрешено возле ручья или небольшой реки.
Отступ от берега должен составлять 50 м. Иначе считается, что гражданин допустил нарушение.
Дополнительно необходимо соблюдать следующие требования и ограничения:
- В водоохраняемой зоне запрещено создавать летние загоны и пасти скот.
- Нельзя применять сточные воды для каких-либо сельскохозяйственных потребностей. Если земельный участок расположен вблизи водоема, после полива и орошения сточные воды попадут в него.
- В водоохраняемой зоне запрещается стихийная и плановая стоянка всех видов транспорта. Его передвижение также запрещено.
- Нельзя организовывать захоронение животных, кладбище или хранение промышленных отходов. Правило особенно актуально, если речь идет о веществах повышенной токсичности.
- Запрещено осуществлять запашку участков в водоохранной зоне. Нельзя воздействовать на береговую линию при помощи тяжелой техники.
Выяснив, можно ли строить в водоохранной зоне водного объекта, гражданин должен четко соблюдать установленные правила. Потребуется получить необходимые разрешения на возведение дома.
Масленников Иван Иванович
С отличием закончил Государственную Юридическую Академию (ВСШ) по специальности правоведение. Большой опыт решения правовых вопросов широкого спектра.
(11 голосов, в среднем: 5 из 5)
комментария 3
Тут вопрос в том, что когда речь идет о строительстве какого-то государственного объекта, то иногда на нормы смотрят сквозь пальцы. А вот к частникам требования по всей строгости. Но в любом случае нормы приходится учитывать, чтобы потом придраться не к чему было.
У меня была такая ситуация. Купили землю возле водоема. А потом возник вопрос – можно ли строиться возле него? Прочитала много разных законов и статей по этой теме. Данная статья помогла прояснить ситуацию.
Спасибо автору за содержательный текст!
Были с семьей на пруду Краснознаменский за пос.Юровка Анапского района. Пришлось заплатить и за отдых и за стоянку машины,вода в пруду грязная, построены беседки,домики и баня прямо около воды и весь мусор и сливные воды идут в пруд, а мы должны еще и платить за эту рыбу, скот прямо по берегу гуляет, вообще не осталось мест,где просто с детьми можно отдохнуть…ни воды, ни берега, ни рыбы..сколько же они всем платят, чтобы быть такими хозяевами.
Что такое водоохранная зона
Водоохранная зона — это особая территория, примыкающая в береговой линии (границе водного объекта), на которой устанавливается специальный режим использования земельных участков, объектов недвижимости и осуществления хозяйственной деятельности человека.
К водным объектам, на которые распространяется действие Водного кодекса Российской Федерации, относятся: водохранилища, озера, реки, ручьи, каналы, моря и даже океаны.
Целью установления водоохранных зон и особо режима использования недвижимости является сохранение экологического благополучия водного объекта: предотвращение его загрязнения, засорения и истощения вод, сохранение водных биологических ресурсов, растительного и животного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы — это территории с дополнительными ограничениями. Режим использования недвижимости в границах таких защитных полос еще более строгий по сравнению с водоохранными зонами.
С точки зрения градостроительства и кадастра недвижимости водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов — это зоны с особыми условиями использования территорий.
Как устанавливаются и закрепляются на местности водоохранные зоны
За пределами населенных пунктов водоохранная зона и прибрежная защитная полоса пресноводного объекта (водохранилища или реки) устанавливается от береговой линии (границы водного объекта), особые зоны моря устанавливаются от линии максимального прилива.
При наличии на территории населенного пункта набережных со специальными парапетами и централизованных систем водоотведения прибрежные защитные полосы совпадают с этими парапетами. При их отсутствии водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы устанавливаются также от местоположения береговой линии (границы водного объекта).
На местности водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы закрепляются специальными информационными знаками, которые представляют собой металлические щиты синего цвета с надписью «Водоохранная зона (или Прибрежная защитная полоса). В соответствии с законодательством Российской Федерации установлен специальный режим хозяйственной деятельности»
Какой ширины может быть водоохранная зона
Как правило, ширина водоохранной зоны составляет от 50 до 200 метров, ширина прибрежной защитной полосы — 50 метров.
В зависимости от вида, категории водного объекта и географических условий (уклона берега) для него могут быть установлены водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы различной ширины.
Прибрежная защитная полоса водного объекта устанавливается в зависимости от уклона прилегающего к береговой линии побережья (точные данные приведены в таблице № 2).
Для водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нагула, нереста или зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой, обе зоны имеют ширину в 200 метров от береговой линии
Особо ценные водные объекты имеют высшую категорию рыбохозяйственного значения. Сведения о категории водного объекта можно проверить в Федеральном агентстве Российской Федерации по рыболовству и его территориальных органах. Запрос в Росрыболовство может отправить физическое или юридическое лицо, в том числе с помощью официального сайта ведомства или через портал «Государственные услуги».
Водоохранная зона моря (океана) устанавливается в размере 500 метров.
Отдельным нормативно-правовым актом установлены границы водоохранной зоны водной жемчужины нашей страны — озера Байкал. Водоохранные зоны рек и их частей, помещенных в коллекторы закрытого типа, не устанавливаются.
Что запрещено в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов
В границах водоохранных зон запрещаются:
- использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
- размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
- осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
- движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
- размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (с исключениями), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
- размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
- сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
- разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (с исключениями).
В границах прибрежных защитных полос дополнительно запрещаются:
- распашка земель;
- размещение отвалов размываемых грунтов;
- выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Разрешено ли строительство в водоохранной зоне
Да, в соответствии с пунктом 16 статьи 65 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017) в границах водоохранных зон допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов недвижимости при условии соблюдения охраны водного объекта в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере водных ресурсов и охраны окружающей среды.
Хозяйственный или иной объект, в том числе объект недвижимости, расположенный или проектируемый в границах водоохранной зоны должен быть оборудован сооружением, которое обеспечивает защиту водного объекта от засорения, заиления, загрязнения и истощения вод. К таким сооружениям относятся:
- централизованные системы водоотведения (канализация, ливневые системы);
- системы отведения сточных вод;
- очистные сооружения;
- сооружения для сбора отходов.
Осуществляя проектирование и строительство в водоохранной зоне, важно помнить, что береговая полоса всегда должна оставаться свободной для беспрепятственного доступа граждан к водному объекту.
Что такое береговая полоса?
Береговая полоса — это полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта), она предназначена для общего пользования, а значит не может быть занята объектом недвижимости. Как правило, ширина береговой полосы составляет 20 метров (в отдельных случаях — 5 метров).
Как проверить, находится ли земельный участок в водоохранной зоне
Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы считаются установленными с момента внесения сведения о них в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН, ранее ГКН — Государственный кадастр недвижимости).
Для того, чтобы проверить: попадает ли земельный участок или объект недвижимости в границы водоохранной зоны (прибрежной защитной полосы) необходимо воспользоваться Публичной кадастровой картой (http://pkk5.rosreestr.ru/):
- выполнить поиск интересующего земельного участка или объекта недвижимости, осуществив его визуально по карте или с помощью кадастрового номера;
- в разделе «Управление картой» поставить галочку напротив пункта «Зоны с особыми условиями использования территории» (водоохранные зоны на карте выделяются светло зеленым, салатовым цветом (пример));
- визуально определить пересечение границ водоохранной зоны и земельного участка.
Для документального подтверждения указанных сведений необходимо заказать выписку из ЕГРН.
Вместе с этим, важно понимать, что в настоящее время в ЕГРН внесены не все сведения о водоохранных зонах и не все они установлены в надлежащим порядке.
Кто устанавливает водоохранные зоны
Установление (утверждение) границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами (http://voda.mnr.gov.ru/).
Например, в Москве и Московской области, а также некоторых областях центральной части России, таких как Тверская и Тульская, это Московско-Окское бассейновое водное управление (БВУ), в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и других субъектах Северо-Западного федерального округа — это Невское-Ладожское БВУ. Аналогичным образом территория всей страны поделена на зоны ответственности территориальных органов Росводресурсов — бассейновые водные управления.
С целью внесения сведений в ЕГРН (а также ГВР — Государственный водный реестр) БВУ подготавливают Распорядительные акты об утверждении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
Какие документы готовятся в отношении водоохранных зон
И кто осуществляет их подготовку, согласование
В соответствии с Приказом Росреестра № П/0465 от 15.09.2016 в отношении водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы необходимо формировать «Текстовое и графическое описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории». Этот документ пришел в 2017 году на смену более привычным «Картам (планам) объектов землеустройства» (ЗОУИТ были исключены из перечня объектов землеустройства), однако практически не отличается от них.
Формирование такого документа осуществляет кадастровый инженер. Подготовленные материалы в обязательном порядке должны быть согласованы с территориальным органом Росводресурсов — Бассейновым водным управлением, в зоне деятельности которого расположен водный объект.
После согласования документов в БВУ и подготовки Распорядительного акта кадастровым инженером будут сформированы электронные XML-документы, заверенные усиленной электронно-цифровой подписью. БВУ самостоятельно направит их в ФГБУ «РосИНИВХЦ» — еще одно структурное учреждение Росводресурсов — для внесения в государственные реестры: ГВР и ЕГРН.
Ведение Государственного водного реестра осуществляет непосредственно ФГБУ «Российский информационный и научно-исследовательский водохозяйственный центр», а Единый государственный реестр недвижимости ведется органом кадастрового учета — Росреестром и его территориальными подразделениями: филиалами ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в субъекте Российской Федерации.
После успешного внесения сведений в государственные реестры водоохранную зону можно будет увидеть на Публичной кадастровой карте Росреестра.
Возможна ли корректировка местоположения водоохранной зоны
Что делать если водоохранная зона установлена с нарушением
Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов в соответствии с действующим законодательством устанавливаются картометрическим методом и имеют довольно низкую точность определения координат характерных точек, а значит и всех границ на местности.
Если земельный участок «попал» в водоохранную зону ошибочно (расстояние от него до водного объекта составляет значительно меньше 200 метров), то водоохранную зону необходимо корректировать. Для этого следует обратиться к кадастровому инженеру, который:
- на основании полевых геодезических работ с помощью спутникового оборудования произведет уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта);
- камерально рассчитает и скорректирует 200 метровую зону;
- подготовит Текстовое и графическое описание местоположения уточненной водоохранной зоны;
- согласует документы с территориальным органом Росводресурсов — Бассейновым водным управлением;
- сформирует электронные XML-документы и передаст их в БВУ для дальнейшего внесения в государственные реестры.
Иные зоны с особыми условиями использования территории
зоны оказывающие существенное влияние на проектирование и строительство объектов недвижимости, — зоны затопления, подтопления.
Помимо водоохранных зон и прибрежных защитных полос большое влияние на хозяйственную деятельность человека, на проектирование и строительство недвижимости и объектов инфраструктуры оказывают зоны затопления, подтопления водных объектов, они также относятся к зонам с особыми условиями использования территории.
Сведения о них находятся в Едином государственном реестре недвижимости, а также Государственном водном реестре, ознакомиться с ними можно с помощью Публичной кадастровой карты Росреестра.
В границах зон затопления, подтопления водных объектов запрещается:
- размещение новых населенных пунктов;
- строительство объектов недвижимости без инженерной защиты от затопления, подтопления;
- использование сточных вод;
- размещение кладбищ, отходов производства, токсичных и отравляющих веществ;
- захоронение радиоактивных отходов;
- применение авиации при борьбе с вредными организмами.
Для установления таких зон также следует обратиться к кадастровому инженеру, который подготовит «Текстовое и графическое описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории», а также согласует его с:
- Федеральным агентством водных ресурсов (его территориальным органом — Бассейновым водным управлением); (http://voda.mnr.gov.ru/)
- Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Управлением МЧС России по Федеральному округу); (http://www.mchs.gov.ru/)
- Федеральной службой по надзору в сфере природопользования; (http://rpn.gov.ru/)
- Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (только при определении границы зоны затопления); (http://www.meteorf.ru/)
- Федеральным агентством по недропользованию (только при определении границы зоны подтопления). (http://www.rosnedra.gov.ru/)
Границы зон затопления и подтопления считаются установленными со дня внесения сведений в ЕГРН.
Что еще нужно знать о водоохранных зонах водных объектов
- Зоны с особыми условиями использования территории, в том числе водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и зоны затопления, подтопления, оказывают значительное влияние на кадастровую стоимость земельных участков и объектов недвижимости, так как с одной стороны устанавливают различные ограничения, а с другой — свидетельствуют об экологической обстановке.
- Отсутствие на местности специальных информационных знаков не отменяет специальный режим хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон и не умаляет ограничений, накладываемых на земельные участки и объекты недвижимости.
- Физические и юридические лица не уполномочены заключать договора подряда на установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, таким правом наделено только Федеральное агентство водных ресурсов. Однако граждане и коммерческие компании могут выступать инициаторами уточнения (корректировки) таких зон с особыми условиями использования территории и заключать с кадастровыми инженерами соответствующие договора (при этом кадастровый инженер должен быть сотрудником юридического лица или индивидуальным предпринимателем).
- Проектирование и строительство объектов капитального строительства в границах водоохранных зон должно вестись таким образом, чтобы береговая полоса (20 метров от береговой линии, границы водного объекта) всегда оставалась общедоступной для граждан, так как водные объекты являются объектами общего пользования.
Нарушение требований водного законодательства при строительстве и реконструкции может привести к невозможности получить Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (или продлить Разрешение на строительство).
Недвижимость, расположенная вблизи водных объектов (озёр, рек, водохранилищ итп), всегда пользовалась особой популярностью среди частных застройщиков. Это объясняется прекрасной экологией, великолепными пейзажами и возможностью получить новые, уникальные возможности для загородного отдыха.
Собираясь строить дом вблизи водоохранных зон важно следовать определенным правилам. Это обусловлено тем, что частное строительство на таких территориях часто запрещено или входит в список относительных ограничений. Последнее означает, что застройка береговой линии возможна только при соблюдении условий, указанных в законе и правилах местной администрации.
В этой статье мы разберем основные нюансы и ограничения, который должен знать частный застройщик, прежде, чем построить коттедж на берегу реки или озера.
Правила застройки прибрежных зон
Основным законом, устанавливающим правила и нормы строительства на прибрежных территориях, является Водный кодекс РФ. Его основная задача — обеспечить чистоту водоемов, защиту растений и животных, обитающих в воде и на территориях, которые прилегают к водоемам.
Для сохранения окружающей среды, от владельцев и пользователей прибрежных участков требуется соблюдать определенные нормы. В случае их нарушения положена административная и уголовная ответственность, снос построек, а также высокие штрафы.
Разновидности водоемов
Следует понимать, что любые прибрежные земли в России имеют особый статус. Все действия, связанные с ними, регулируются специальным Водным регламентом.
Согласно закону, все водоемы классифицируются на две группы:
К подземным относятся карстовые озера и грунтовые воды. К поверхностным — все остальные. Все они обладают определенными характеристиками, границами и объемом водного режима.
В свою очередь, поверхностные водоемы подразделяются на:
Эти водоемы могут использоваться в различных целях. Например, в целях водоснабжения населенного пункта, выработки электроэнергии, ведения рыболовства, перевозки леса и т. д. В зависимости от целей использования на них либо разрешено, либо запрещено частное строительство.
Источник: lawsexp.com