Руководство страны возвращается к советской практике привлечения военнослужащих к решению народнохозяйственных задач. Как сообщают источники в Белом доме, правительство готовит к утверждению устав «Военно-строительной компании (ВСК), которая указом президента Владимира Путина была образована в октябре 2019 года. Эта структура объединит строительные активы Минобороны, в том числе оставшиеся после расформирования в 2017 году военно-технические (строительные, дорожно-строительные и т.п.) подразделения Федерального агентства специального строительства – Спецстроя.
ВСК уже строит не только военные, но и важные народнохозяйственные стратегические объекты (заводы, АЭС, дороги, мосты, аэродромы и т.п.). То есть Минобороны, как и во времена СССР, будет продолжать выполнять несвойственные ему функции.
Созданный в 1990-х на обломках военно-строительных организаций СССР Спецстрой погряз в коррупции, из-за чего и был ликвидирован. Теперь же, по замыслу Кремля, создается более закрытая организация, которая должна победить эту проблему. Путин, посещая во вторник Минобороны, напутствовал генералитет: «Наше конкурентное преимущество сохранять нужный нам уровень обороноспособности России – за счет мозгов, за счет интеллекта, за счет лучшей организации работы, за счет минимизации воровства и разгильдяйства».
Согласно открытым данным, численность военно-строительных формирований (ВСФ) в составе ВСК должна быть не менее 13,6 тыс. военнослужащих. Именно на столько президентским указом увеличена штатная численность Вооруженных сил с 2017 года в связи с расформированием Спецстроя и передачей имеющихся в его подчинении ранее штатов инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований в ведение Минобороны.
Создаваемые в армии и на флоте ВСФ в Минобороны не называют стройбатами. Они с подачи тогдашнего вице-премьера Сергея Иванова были ликвидированы решением президента в 2006 году. Но именно военно-строительные формирования в ВСК будут заниматься (и уже занимаются) строительством наиболее сложных стратегических объектов в отдаленных местностях, в том числе в Арктике.
На важных военных должностях в ВСК вряд ли будут использовать солдат по призыву. Это будут сержанты-контрактники, прапорщики и офицеры. Источники в военном ведомстве говорят, что туда в основном набирают специалистов с высшим и среднетехническим образованием. Но это не значит, что потенциал молодых призывников не будет использован для организации помощи в решении оборонно-производственных и народнохозяйственных задач.
На итоговой коллегии Минобороны глава военного ведомства Сергей Шойгу заявил о высокой эффективности созданных недавно в армии и на флоте четырех научно-производственных рот (НПР). Призванные в эти подразделения солдаты, имеющие рабочие специальности, трудятся сейчас на предприятии «Севмаш» (Северодвинск), 13-м судоремонтном заводе ЧФ (Севастополь), заводе «Янтарь» (Калининград), в Конструкторском бюро приборостроения им.
Шипунова и в НПО «Сплав» (Тула). Их общая численность – около 400. Но уже в будущем году эта цифра будет увеличена на порядок, поскольку, как заявил Шойгу, практику применения НПР считают «необходимым распространять на все оборонные предприятия». То есть подобных производственных рот в стране совсем скоро появится не менее нескольких десятков (а может быть, и сотен).
«Думается, проблем с призывом рабочей молодежи в НПР не будет. В них можно будет направлять и призывников, ограниченно годных к военной службе, ведь в таких ротах они будут в основном заниматься тем, чем занимались на гражданке», – сказал «НГ» военный эксперт полковник Владимир Попов.
Другую важную задачу в решении народнохозяйственных проблем руководство РФ видит в том, чтобы с помощью армии достроить Байкало-Амурскую магистраль (БАМ). На итоговой коллегии Шойгу заявил, что «во исполнение поручения Верховного главнокомандующего для строительства второй ветки Байкало-Амурской магистрали от Тынды до Комсомольска-на-Амуре Министерством обороны совместно с администрацией президента прорабатывается вопрос создания пяти железнодорожных бригад вне численности Вооруженных сил».
Подобную идею Сергей Иванов, будучи министром обороны, пытался инициировать в 2005 году. Тогда она была отвергнута. Сейчас об этой идее говорит Минобороны в рамках поручения Владимира Путина. Согласно открытым данным, кроме Хакасии в районе БАМа дислоцируются две железнодорожные бригады (в городах Комсомольск-на-Амуре и Свободный). Если будут созданы еще пять бригад, то по составу группировка железнодорожных войск (ЖДВ) на БАМе почти не будет уступать той, которую сформировали в 1980-х годах, когда строилась первая ветка.
«Интерес власти к участию ЖДВ в работах на БАМе объясняется несколькими причинами, – отмечает Владимир Попов. – Во-первых, труд солдат – самый дешевый. В бригады ЖДВ, конечно, будут набирать солдат и по контракту, и по призыву. Но набирать срочников выгоднее. Многие контрактники попросту туда не поедут. А вот для солдат-срочников служба на БАМе – выполнение воинского долга.
Им, как и во времена СССР, думается, будут выплачивать относительно невысокое денежное довольствие за труд в условиях вечной мерзлоты и холодов».
Во-вторых, полагает эксперт, в период экономического кризиса и отсутствия надежных рыночных механизмов применение относительно дешевой, но эффективной рабочей силы в лице солдат оправданно: «Это уже доказано при строительстве в 2016–2017 годах железнодорожными войсками обходной линии на участке Журавка–Миллерово в обход Украины более чем на год раньше запланированного срока».
До этого ЖДВ быстро восстановили железнодорожные пути после войны в Чечне, к 2008 году сумели обновить ветку Сочи–Сухуми. А сейчас строят железную дорогу на участке Кызыл–Курагино к угольным месторождениям Тувы. В июле 2019 года Владимир Путин, поздравляя ветеранов БАМа по случаю 45-й годовщины начала строительства магистрали, заявил, что перед страной стоит масштабная задача по ее модернизации, увеличению пропускной способности в 2025 году до объемов свыше 200 млн т грузов в год. Президент выразил уверенность, что «текущее поколение железнодорожников, строителей, рабочих и инженеров справятся с поставленными задачи и достойно продолжат дело первопроходцев БАМа». Но, получается, «текущим поколением железнодорожников и первопроходцев» сейчас, как и 40 лет назад, должны выступить солдаты-срочники.
Источник: www.ng.ru
Возведение новых объектов от Военно-строительного комплекса
Новая школа искусств рядом с «Херсонесом Таврическим»
Возле музея-заповедника «Херсонес Таврический», на территории бывших воинских частей запланировано строительство историко-археологического парка с новыми музеями античности Византии и христианства, филиалом «Артека» и крупным паломническим центром. Предусмотрены корпуса для размещения туристов и паломников. Вокруг зданий будет общественное пространство площадью 23 гектара. Появятся новые подъездные пути к Херсонесу, парковки на 1380 мест, в том числе подземные.
Проект реализует фонд «Моя история», работы планируют завершить в 2024 году.
Военные строители приступили к возведению первых двух объектов историко-археологического парка «Херсонес Таврический» в Севастополе — школы искусств и детского центра «Корсунь» — филиала «Артека». Стройка ведется круглосуточно, к работам привлечены 1200 человек.
Планируется комбинированная система: дети из Севастополя будут учиться постоянно, а дети из «Артека» будут приезжать, размещаться в спальном корпусе, знакомиться с историей Херсонеса и посещать занятия, практикумы в школе искусств.
Образовательный комплекс строят ударными темпами. К концу января по плану будут завершены монолитные работы, начнется отделка, монтаж оборудования, а затем пуско-наладочные работы. В августе 2022 года приступят к процедуре лицензирования школы.
Строители прислушались к просьбам жильцов соседних домов, которые жаловались на грохот стройки по ночам. Шумные работы в ночное время будут сокращены, а количество рабочих в ночной смене уменьшат до 100 человек. Также возле домов будет выполнено благоустройство.
В 2022 году, после завершения археологических раскопок, начнется строительство основных объектов историко-археологического парка: музеев античности, Византии, христианства, паломнического центра.
Проект планировки территории парка сейчас проходит общественные обсуждения. Эксперты тем временем должны принять решение о том, как сохранить на этой территории найденные при раскопках памятники археологии. По словам начальника античной новостроечной экспедиции Института истории материальной культуры РАН Сергея Соловьева, в южном пригороде Херсонеса найдено более 500 тысяч артефактов, около 100 археологических объектов ученые предложили сохранить на месте.
Историко-археологический парк строится на территории бывших воинских частей возле музея-заповедника «Херсонес Таврический».Возле Херсонеса располагались полевой банк, автобат и школа водолазов. Первые два подразделения уже освободили территорию — новый полевой банк разместился в центре города, автобат также перемещен на новое место. До конца этого года начнется переезд Центра подготовки водолазных специалистов ВМФ, для которого на берегу Камышовой бухты в Севастополе построена новая база.
Строительство нового онкологического центра в Туле
Онкоцентр рассчитан на 340 мест, поликлиника при нем — на 400 посещений в смену.
Общая площадь объекта — порядка 57 тысяч кв. метров, а состоять он будет из четырех блоков: консультативно-диагностического, хирургии, лаборатории и стационара.
На строительной площадке задействовано более 600 человек и 15 единиц строительной техники. За ходом работ ведется круглосуточный мониторинг.
По проекту новый областной онкоцентр в Туле — это четыре корпуса, соединенные между собой коридорами на всех этажах. Форма, высота и расположение блоков определены медицинскими требованиями, конфигурацией участка и подъездами, предусмотренными градостроительным планом. Все это влияет на инсоляцию (норма солнечного света в помещениях) комплекса и автомобильную доступность к входам здания.
Плановые сроки сдачи объекта — октябрь 2023 года.
Новый микрорайон в Мирном растет на глазах
В южной части г. Мирного на ул. Космонавтов продолжается развитие Второго микрорайона. Скоро здесь появятся три 12-этажки по 72 квартиры в каждой.
В домах — по 12 «однушек», площадью от 45 до 53 кв. м, по 36 «двушек» (62-77 кв. м), по 12 «трешек» (79-95 кв. м) и по 12 четырехкомнатных жилых помещений (109 — 119 кв. м).
Во всех квартирах специалисты Военно-строительной компании Минобороны РФ покрасят потолки, наклеят обои и плитку. На пол уложат линолеум с плинтусами. Ванные укомплектуют сантехникой, а на кухнях установят раковины и электроплиты.
После — на территории высадят деревья и кустарники, установят скамейки и урны. Детские площадки оснастят качелями, каруселями и даже столами для настольных игр.
В микрорайоне уже созданы все условия комфортной жизни, так как поблизости есть торговые центры, детский сад, школа и Ледовый Дворец им. Ю. А. Гагарина.
Возведение Второго микрорайона началось по Федеральной целевой программе «Развитие российских космодромов» в 2014 году. На сегодняшний день в эксплуатацию сдано 6 домой на 622 квартиры.
*Программа подразумевает создание жилых домов и социальной инфраструктуры для военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, проживающих на территориях космодромов.
Специалисты Военно-строительного комплекса Минобороны России (ВСК) возводят новый грузовой терминал в Новороссийске
Работы идут одновременно по нескольким направлениям. Задача — завершить объект точно в срок. В интересах Минобороны РФ создать в этом регионе современный и эффективный логистический узел для хранения и транспортировки продукции военного и специального назначения. Это стало особенно важно с расширением стратегических задач, решаемых на юго-западном направлении.
На будущем причальном фронте ежедневно трудятся более 100 человек. Все строительные процессы идут в несколько потоков: люди ведут отсыпку основания будущего причала (масштабное инженерное сооружение — искусственная линия суши, выдающаяся далеко в море), плавкраны бурят и погружают сваи под основание грузового терминала, вот-вот завершена разборка гексабитов (это железобетонные конструкции сложной формы, с их помощью возводят ограждения для защиты береговой линии и гидротехнических сооружений от водной эрозии).
Производитель работ Александр Ревинский:
— Мы стоим на основании будущего причала. Отсыпанный искусственный «остров» станет основой грузового терминала. Этот остров станет продолжением береговой линии и уйдет в море на 90 метров, а общая протяженность причального фронта составит более 300 метров. Площадь под все элементы современного грузового комплекса составляет 2 гектара.
Объем гидротехнического объекта оценивается в 175тыс. кубометров горной породы. Две трети запланированного объема уже сделано — 125 тысяч кубометров камня.
Новый грузовой терминал возводят на участке береговой линии у Восточного мола Военной гавани Новороссийской военно-морской базы. Объект стал очередным этапом освоения этой территории и имеет важное значения для укрепления обороноспособности южных рубежей России. Терминал сможет гарантированно обеспечивать потребности Минобороны России в хранении и транспортировке продукции военного и специального назначения на Черном море. Необходимость в нем возникла с расширением решаемых задач на юго-западном стратегическом направлении.
Ранее здесь уже построили стоянки подводных лодок, кораблей, общежития для личного состава, здания и сооружения пунктов управления, учебно-тренировочные комплексы по подготовке морских специалистов. Работы были проведены в рамках реализации федеральной целевой программы «Создание системы базирования кораблей и судов Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005 — 2020 годах».
Важно отметить, что военные строители приступили к возведению новых объектов, включая и терминал, без существенных изменений облика уже созданного пункта базирования. Это сделано благодаря комплексному подходу в проектировании базы в Новороссийске.
В первую очередь пользоваться новым грузовым причалом будет компания «Оборонлогистика». Ее суда, ледоколы и паромы доставляют по воде армейские грузы разного назначения в самые труднодоступные районы страны.
«Оборонлогистика» создана при поддержке Министерства обороны Российской Федерации в 2011 году. Основная задача — гарантированное обеспечение потребностей Вооруженных Сил РФ при транспортировке и хранении материально — технических средств, а также производства продукции при диверсификации деятельности за счет эффективной работы в гражданском сегменте рынка логистических услуг.
С 2015 года компания работает в структуре Военно-строительного комплекса МО РФ. Оборонлогистика» успешно функционирует и стремительно наращивает объемы на рынке складской логистики и грузовых перевозок при помощи морского, воздушного и наземного транспорта, Сегодня причальные мощности в г. Новороссийске уже активно используются для перевалки, накопления и обработки экспортных и импортных грузов партнеров и клиентов «Оборонлогистики», в первую очередь на Ближневосточном направлении.
Круглогодичный образовательный центр для молодых профессионалов творческих и креативных индустрий, управленцев, лидеров НКО и других целевых аудиторий создается в Крыму, на берегу Черного моря, в бухте Капсель под Судаком.
Центр начнет работу в 2023 году и войдет в число образовательных центров Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь), а также станет ключевым проектом арт-кластера «Таврида».
Образовательный центр «Университет креативных индустрий» создается в рамках федерального проекта «Социальная активность» национального проекта «Образование» на условиях софинансирования. 29 ноября генподрядчик получил разрешение на строительство первой очереди образовательного центра.
Сегодня на объекте трудятся 105 человек и 18 единиц техники. Специалисты ВСК разрабатывают грунт, делают свайное поле (всего планируется забить около 3 тысяч свай), ведут армирование фундаментной плиты административного корпуса, готовят участок под парковку вэлком-центра, монтируют бетонно-растворный узел (специализированная установка для изготовления бетона непосредственно на площадке), заливают фундаменты под башенные краны. Строительные процессы идут параллельно.
«Университет будет предлагать учебные программы дополнительного образования для профессионалов из разных сфер. Мы рассчитываем, что образовательный центр станет одной из ведущих площадок России для создания проектов в сфере творческих и креативных индустрий. Это будет возможно благодаря использованию новых форматов просвещения, где образовательная программа граничит с творчеством и шоу, а итогом такого обучения будут конкретные проекты: выставки, постановки, разработки, показы. Объединение разных аудиторий в стенах университета даст нам возможность формировать разнопрофильные команды под конкретные задачи», — отметил руководитель арт-кластера «Таврида» Сергей Першин.
Первая очередь строительства включает три большие творческие лаборатории, в которых смогут одновременно заниматься более 1500 человек. В зданиях разместятся концертный зал на 400 мест, зал с трансформируемым подиумом для fashion-показов, студия звукозаписи, типография, мультимедийная студия для записи подкастов и прямых эфиров, репетиционные залы для музыкантов и актеров, залы хореографии, универсальные аудитории, многочисленные творческие пространства для архитекторов, художников и дизайнеров, специалистов по анимации, литераторов и представителей других креативных индустрий.
К открытию университета в 2023 году планируется построить также пять жилых корпусов для учащихся и экспертов-преподавателей, фуд-зону, многофункциональную входную группу с медпунктом, точками питания и залами ожидания, прачечную, котельную и административный корпус. Общая площадь зданий — более 42 тысяч кв. м.
Все здания будущего образовательного центра органично вписаны в природный ландшафт. Постройки будут объединены системой приподнятых над землей мостовых переходов — с любой точки пешеходного настила будет видно море. В архитектурную концепцию заложена идея «Древа Культуры». Его можно будет увидеть, взглянув на территорию университета с высоты: надземные пешеходные мосты напомнят ствол и ветви, а здания — листья.
В Казани специалисты Публично — правовой Военно-строительной компании («ВСК») возводят новый госпиталь на 150 мест
На объекте работают 533 человека, задействовано 22 единицы техники.
Плановый срок сдачи госпиталя — декабрь 2022 года.
Новая клиника строится в Истре Московской области
Ежедневно на объекте трудятся порядка 360 военных строителей, 13 инженерно-технических работников, задействовано 26 единиц техники.
Больничный современный комплекс «под ключ», который строится в рамках реализации президентского проекта государственной программы МО «Здравоохранение Подмосковья».
Общая площадь объекта — 17 800 кв.м
Основные корпуса действующей районной больницы в г. Истре построены в начале 70-х годов. В связи с ветхостью зданий проведение капитального ремонта в помещениях нецелесообразно, поэтому областными властями было принято решение о строительстве новой современной больницы. Они обратились в Минобороны с просьбой применить апробированные военными строители технологии, чтобы проект был реализован в кратчайшие сроки. Стационар будет иметь операционный и диагностический блоки. Он рассчитан на 160 мест.
Планируемый срок окончания работ — май 2022 года.
Источник: sdelanounas.ru
Министерство обороны как партнер для девелоперов: строительство в обороне
Строительство
Министерство обороны, которое контролирует до 3 млн га земли по России и остро нуждается в жилье для военнослужащих, могло бы стать более чем привлекательным партнером для девелоперов. Но проблема в том, что собственником этих территорий является не само министерство, а Росимущество и желающему застроить «военный» участок приходится договариваться сразу с тремя заинтересованными сторонами – самим Министерством обороны, Росимуществом и, конечно, местными властями. В результате даже в Москве, где все говорят о нехватке участков под строительство, за 10 лет освоена лишь малая часть «военных» земель.
Информация о ведомстве
название: Министерство обороны
вид деятельности: осуществляет государственное управление в области обороны,
а также координирует в этой сфере деятельность других министерств и ведомств
общая площадь земель: около 3 млн га, около 2 тыс. га в Москве
площадь уже застроенных земельных участков и тех, которые находятся в работе: около 500 га в Москве
крупнейшие проекты, Москва:застройка Ходынского аэродрома, застройка поселка Щербинка в Южном Бутове
девелоперы-партнеры: ДИПС (1999–2002 гг), СУ-155, Интеко, МФС-6
условия сотрудничества: доля Минобороны составляет 25–35 %
НЕ ДОВЕРЯЯ НИКОМУ
С точки зрения девелопера Министерство обороны, как и ОАО «РЖД», может считаться весьма крупным лендлордом, а значит, и желанным партнером. Как заявлял бывший министр обороны Сергей Иванов, в распоряжении ведомства находится около 3 млн га земли.
У крупнейших частных землевладельцев на порядок меньше: например, у «Промсвязьнедвижимости» – «всего» около 70 тыс. га, у компании «Ист-лайн» – около 65 тыс. га. В Москве, по оценкам участников рынка, министерству подведомственно до 2 тыс. га. Для сравнения: общая площадь столичных владений (только тех, что уже точно планируются к застройке) ОАО «РЖД» составляет 3,5–4 тыс. га (см. Building ARX № 12).
Если исходить из среднего показателя застройки городской земли, согласно которому на одном гектаре можно построить около 25 тыс. кв. м площадей, то получается, что на территориях военного ведомства можно возвести до 50 млн кв. м.
То есть при средних объемах строительства в Москве 5 млн кв. м в год этих земель, как любят говорить застройщики, «на наш век точно хватит». Конечно, часть этих территорий не может быть вовлечена в хозяйственный оборот, так как на ней расположены действующие объекты самого министерства, но процент пригодных под застройку земель, уверяют эксперты, все равно впечатляющий.
К сожалению, назвать точные цифры никто не берется: официальных заявлений о площади всех участков Министерства обороны, на которых возможно строительство, пока сделано не было. Неудивительно, что город начал активно интересоваться этими землями еще на стадии зарождения коммерческого строительства.
Однако перевод этого процесса на «частные рельсы» произошел не сразу. Вначале на участках работали непосредственные подразделения ведомств. Так, в конце 1990-х наиболее активно территории военного ведомства застраивали ГВСУ «Центр», которое в то время входило в Минобороны (в 2002–2004 годах менеджмент компании выкупил более 80 % ее акций) и Управление внебюджетного планирования развития города, которое как раз начало набирать вес как городской девелопер, а позднее было переименовано в Департамент инвестиционных программ строительства г. Москвы (ДИПС). Совместными усилиями стороны построили, в частности, 150 тыс. кв. м жилья в Тропарево-Никулино и около 30 тыс. кв. м в Жулебино. Управление и ГВСУ «Центр» инвестировали в строительство жилья в пропорции 70:30, а по окончании строительства Управление получало 57 % площадей, ГВСУ «Центр» – 27 %, а оставшиеся 16 % – Министерство обороны. В то время, по оценкам застройщиков, жилье стоило $ 1000–1400 за 1 кв. м, а инвестиционная себестоимость была немногим дешевле: $ 800–1000 за 1 кв. м.
Исходя из этого проект мог принести сторонам несколько миллионов долларов прибыли. Город в лице предшественника ДИПСа при затратах $ 100,8–126 млн мог реализовать жилье за $ 102,6–143,6 млн, а ГВСУ «Центр» при затратах $ 43,2–54 млн – примерно за $ 48,6–68,04 млн. Впоследствии в 1999 году Департамент внебюджетной политики строительства города Москвы (в то время именно так назывался будущий ДИПС) получил право реконструкции еще одного «военного» участка – квартала 109 в Текстильщиках (дома по четной стороне 7-я ул. Текстильщиков, которые находились на балансе Квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы). Здесь потребовалось отселить 86 семей, на что инвесторы выделили 30 % построенной площади, остальное досталось городскому инвестору.
ПОПЫТКИ ПОДРУЖИТЬСЯ
Однако власти Москвы не хотели ограничиваться такими объемами строительства. Кроме того, уже тогда складывалась когорта близких к городу компаний, которые не прочь были получать дополнительные площадки.
В мае 1999 года московские власти выпустили постановление, в котором предлагалось «просить Министерство обороны» «изыскать возможность передислокации принадлежащих ему объектов в г. Москве с учетом предложений, разработанных Москомархитектурой». Компенсировать потери предлагалось «денежными средствами или жилым фондом». Вскоре Правительство Москвы предприняло еще один шаг: в 2003 году в стройкомплекс на должность заместителя главы пришел Александр Косован. До этого он работал в должности начальника строительства и расквартирования войск Минобороны.
К тому времени сложилась определенная схема взаимодействия города с Минобороны. Ведомство принимало решение о смене назначения конкретного участка. «Как правило, это территории бывших складов, автобаз, а также воинских частей и училищ, подлежащих выводу», – пояснили в пресс-службе Министерства обороны. Взамен застройщик должен был передать Минобороны определенное количество построенного жилья. Чтобы определить конкретного инвестора, Министерство обороны выставляло ряд критериев и проводился конкурс. Победитель конкурса обращался к местным властям с просьбой выпустить распорядительные документы и заключался инвестконракт.
По такой схеме, например, работала компания «С-Холдинг», которая, построив около 10 домов в подмосковных Одинцове и Королеве, примерно 30 % площадей передала военным. Однако вскоре в цепочке появилось новое звено.
В 2004 году Правительство РФ создало Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ ), которое получило полномочия собственника в сфере управления федеральным имуществом, в том числе федеральными землями. После этого стало необходимо разрешение ФАУФИ, что, по словам девелоперов, резко усложнило процесс. «Теперь вместо одной чиновничьей структуры – муниципалитета – стало две, а согласование с ними обеими делают экономику многих проектом неподъемной», – признается один девелопер на условиях анонимности. Причем нормативной базы, регулирующей процесс предоставления участков, создано не было, поэтому ФАУФИ, по словам девелоперов, в первый год своей деятельности практически заморозило предоставление земель. Год спустя если и стало легче, то ненамного. Осенью 2005 года вступили в силу поправки в Земельный кодекс, которые обязывают землю под строительство жилья предоставлять только по конкурсам. «Однако до сих пор практически нет нормативных документов, четко регулирующих этапы передачи земель под застройку», – констатирует юрист Gide Loyrette Nouel Дмитрий Раев.
Основным результатом переговоров Минобороны и стройкомплекса стало соглашение между сторонами, а также Росстроем и ФАУФИ о строительстве жилья в 2006–2007 годах для нужд Министерства обороны. По этому соглашению стройкомплекс должен передать военным около 8000 квартир в Солнцеве и Кожухове.
Но в пресс-службе КЭУ (Квартирно-эксплуатационное управление) Минобороны в ответ на официальный запрос Building АРХ прямо сказали, что условия сотрудничества – информация секретная. На каких условиях – стороны не раскрывают. Однако известно, что наибольшая доля из них приходится на СУ-155.
Так, с сентября 2006 года СУ-155 передало Министерству обороны уже более 170 тыс. кв. м жилья, что составляет примерно третью часть общего объема строительства в том районе. Взамен город получил семь участков. Среди них три участка в Юго-Восточном административном округе: на улице Головачева, д.1, площадью 7,5 га, на улице Академика Скрябина, вл. 3, площадью 3 га, и на улице Привольной, вл. 40, площадью 7,45 га.
Два участка расположены в Северо-Западном административном округе: на Хорошевском шоссе, д. 38, площадью 2,43 га, и на улице Митинской, д. 22, площадью 3 га. По одному в Северном – на улице Левобережная, владение 4, площадью 1 га, и в Северо-Восточном – на улице Магаданской площадью 1,6 га. Эти земли будут выставлены на конкурс, а всего на них можно построить 480 тыс. кв. м жилья.
Возможно, СУ-155 и не будет застраивать эти участки, однако остается одним из самых крупных партнеров Минобороны. В декабре 2006 года компания выиграла тендер на застройку московского района Щербинка (ЮЗАО). По условиям конкурса до 2010 года в Щербинке планируется возвести 410 тыс. кв. м жилья, причем около 250 тыс. кв. м будет отдано военнослужащим.
В самом СУ-155 экономику взаимоотношений с Минобороны не раскрывают, но, по оценкам участников рынка, проект находится на грани рентабельности: ведь помимо строительства инвестор должен профинансировать и прокладку всей инженерной инфраструктуры. Впрочем, вскоре условия проекта изменились.
В апреле вышло постановление Правительства Москвы, согласно которому доля Мин обороны в этом проекте снижается с 250 до 110 тыс. кв. м, а оставшиеся площади СУ-155 передаст в своих строящихся микрорайонах: в мкр. 4 поселка Северный – до 25 тыс. кв. м, в мкр. 2б Южного Бутова – до 30 тыс. кв. м, в мкр. 9 Кожухово – до 85 тыс. кв. м. Вторым крупным партнером ведомства помимо СУ-155 можно считать компанию жены мэра Москвы Елены Батуриной «Интеко».
В начале 2000-х девелопер построил для военных жилой дом на ул. Академика Анохина, самым же масштабным проектом, реализуемым на землях военных, стал жилой комплекс «Гранд-парк» на Ходынском поле, где «Интеко» совместно с «Мосфундаментстроем-6» возвел 420 тыс. кв. м жилья.
Директор и основной совладелец МФС-6 Виктор Нестеренко еще с конца 1990-х пытался войти в проект, однако стройка не начиналась. И все сдвинулось с мертвой точки лишь после того, как в 2002 году в качестве соинвестора появилась компания «Интеко». Всего на территории было построено 420 тыс. кв. м жилья, из которых около 120 тыс. кв. м (28,5 %) передано военнослужащим. В 2004 году «Интеко» занялась разработкой документации еще по нескольким «военным» площадкам площадью около 160 га, которые впоследствие планировалось выставить на конкурс.
Участки расположены в разных районах столицы, на некоторых находятся принадлежащие Минобороны и требующие сноса ветхие строения: в частности, дом № 51 по ул. Большой Пироговской, занимающий почти половину квартала между Большой и Малой Пироговскими улицами в Хамовниках.
На других участках речь идет о реконструкции существующих кварталов (№ 35, 36 Восточного Измайлово, 60 га) или комплексной застройке территории (ул. Левобережная, владение 4–8, 75 га). Однако оказалось, что вести строительство на этих площадках невыгодно. Несколько площадок получили и компании с малоизвестными на рынке названиями.
Так, ООО «Теллакс» в 2007–2008 годах разработает граддокументацию на реконструкцию жилого дома по адресу: проспект Мира, д. 40, стр. 1. ООО «Инстройресурс» построит жилой дом по ул. Ефремова, вл. 9а, на участке 0,3 га, принадлежащем ФГУП «766 управление производственно-технологической комплектации Министерства обороны Российской Федерации».
На улице Новогиреевской, д. 5, где в пользовании Минобороны находятся 4,2 га земли, должен быть построен жилой комплекс общей площадью 100 тыс. кв. м и жилой – 60 тыс. кв. м. Инвестором выступает ООО Компания «Русская недвижимость и торговля», которая выиграла инвестиционный конкурс. По условиям контракта инвестор должен получить в собственность всю жилую площадь, а взамен перечислить городу за инфраструктуру $ 4,5 млн.
Министерство обороны получает 30 % нежилых площадей. Последний подобный проект – компания «Мосфундаментстрой-6» получила право застройки участка 7,3 га на ул. Привольной (район Выхино–Жулебно). На территории будет построено 75 тыс. кв. м жилья, и все квартиры отойдут инвестору. Затраты Минобороны город компенсирует деньгами, однако сумма не раскрывается.
БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ ПРОВОЛОЧКИ
Строительство на территориях Министерства обороны – это небезвыгодные контракты. Ведь доля инвестора по ним сопоставима с другими контрактами, а значит, в условиях высоких цен на жилье это выгодный процесс. Но пока осваивается лишь небольшая часть земель министерства. Причина, по мнению участников рынка, в том, что наиболее заинтересованными в строительстве сторонами являются местные власти и Минобороны, однако все участки министерства принадлежат вовсе не ему, а ФАУФИ. В ФАУФИ ссылаются на Постановление Правительства РФ от 10 августа 2007 года № 505, которым установлен порядок принятия федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества.
Многие даже крупные игроки изъявляют желание больше работать с Минобороны. «В 2006 году мы построили для нужд военных около 50 тыс. кв. м жилья, но нам хотелось бы работать с ними более активно», – признается председатель совета директоров группы «ПИК» Юрий Жуков. По словам другого крупного девелопера, основные препятствия, мешающие активному освоению земель – «не столько экономические, сколько политические и бюрократические». «Из-за того, что требуются дополнительные согласования с местными подразделениями Росимущества, проекты с Минобороны крайне сложны в реализации. И они возможны только при активной поддержке местных властей», – признает коммерческий директор «СТ Групп» Дмитрий Шмелев.
Источник: delovoy-kvartal.ru