Регенерация в строительстве это

Часть II* Рассмотрены основные проблемы, возникающие при воссоздании архитектурного облика кварталов исторической застройки . Проведен анализ существующей ситуации кварталов указанной застройки на примере Краснодара. Особое значение уделено реставрации и приспособлению памятников архитектуры под современные функции.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Субботин О.С.

О результатах фундаментального исследования по развитию теоретических основ сохранения архитектурно-строительного наследия

Текст научной работы на тему «Особенности регенерации кварталов исторической застройки Часть II»

Архитектура и градостроительство

Научно-технический и производственный журнал

Особенности регенерации кварталов исторической застройки

Рассмотрены основные проблемы, возникающие при воссоздании архитектурного облика кварталов исторической застройки. Проведен анализ существующей ситуации кварталов указанной застройки на примере Краснодара. Особое значение уделено реставрации и приспособлению памятников архитектуры под современные функции.

Мариуполь Восстановление Ремонт ️ домов Жизнь города Сегодня 6.02.23 ️

Ключевые слова: регенерация, историческая застройка, квартал, наследие, памятники архитектуры, традиции.

Ведущее место в регенерации кварталов исторической застройки отводится музеефикации среды. Музеефикация — направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности. Музеефикацией в широком смысле слова можно считать переход в музейное состояние любого объекта. Термин, как правило, употребляется по отношению к объектам недвижимым, средовым и объектам нематериального наследия. При этом основная задача заключается в определении способов использования памятников историко-культурного наследия в интересах общества с учетом экономической рентабельности их эксплуатации, не допуская утраты фактора полезности памятника, так как пассивность существования объекта в современной жизни приводит к безнадзорности, снижению интереса населения к его техническому состоянию, ускоренному техническому и моральному старению.

Примечательно в этом отношении интервью президента Союза архитекторов России Андрея Бокова «Российской газете»: «Я сам всегда был вдохновлен идеей музеефикации среды, демонстрации чего-то ранее скрытого. Я убежден, что каждый квадратный метр российской равнины сам по себе является памятником, он рукотворен.

Мы живем в рукотворном ландшафте, живем над слоями, созданными многими поколениями многих народов, которые прошли через эту равнину. Надо просто уметь видеть. Это воспитывает нашу жизнь, делает ее более осмысленной, достойной, более высокой, если угодно. Когда говорят: «Давайте перенесем театр или музей на другое место», — это означает, что люди не понимают ни природы города, ни жизни театрального сообщества, насколько тесно все там связано — зритель, актер, человек, который шьет платье для актрисы, режиссер, круг их друзей, знакомых. Это чрезвычайно тонкая и хрупкая ткань, разрушить которую очень легко» [1].

Холодная регенерация. Метод холодного ресайклинга дорог.

* Часть I см. журнал «Жилищное строительство» № 10, 2012 г.

При реконструкции исторических центров населенных мест необходимо руководствоваться историко-градо-строительным и историко-архитектурным опорным планами, охранным зонированием с определением режимов содержания для зон (реставрация, регенерация и т. п.). При этом должны быть увязаны вместе архитектурная, социальная, функциональная и экологическая концепции. Существует ряд нормативных методов градостроительного регулирования в зонах охраны исторического наследия (рис. 1).

При установлении режима реконструкции в пределах зон охраны необходимо учитывать, что сохранение приемов и средств архитектурно-художественной выразительности должно адекватно отражаться в сохранении соответствующей плотности застройки. Так, сохранение высокой степени сложности пластических решений фасадов зданий и акцентов закономерно предполагает сохранение соответствующей плотности застройки.

Выявление взаимозависимости между изменением «набора» и концентрации определенных черт выразительности и плотности застройки позволяет при изменении показателя плотности в процессе реконструкции сохранить индивидуальность, выразительность облика рядовой застройки, обусловливающие ее привлекательность. Поэтому при изменении плотности застройки в проектном решении необходимо учитывать, что «набор» средств выразительности также должен быть изменен.

Так, при уплотнении района застройки, в котором ведущим признаком является сложность организации общественных пространств, должна быть учтена необходимость его структурирования, упорядочения его планировки, разделения городских общественных пространств внешних и внутренних.

Уплотнение района застройки, в котором ведущим признаком, определяющим выразительность облика, является ее силуэтная линия, должно сопровождаться ее выравни-

Научно-технический и производственный журнал

Архитектура и градостроительство

Проест планировки центральной части муницил. Схема размещения зданий-памнтнивов истории и кул!

|ьного образования город Краснодар

проектирования схемы перспективного развития субъектов РФ

федеральной категории охраны местной категории охраны

Рис. 1. Схема размещения зданий — памятников истории и культуры

ванием, а также компенсирующим усложнением пластических решений фасадов зданий [2].

В процессах развития реконструктивных градостроительных мероприятий сложились формы и методы анализа и разработки проектов комплексной реконструкции, в частности предпроектного анализа, который приобрел основополагающее значение. Его целью являлось «подробное выявление номенклатуры исторических памятников всех видов — архитектурных и градостроительных, культурных, археологических, ландшафтных — и разработка предложений по органическому сочетанию мероприятий по реконструкции в целом» [3].

При реконструкции особое значение приобрели вопросы пространственной композиции. Для связи новых объектов с исторически сложившейся городской застройкой существенно не только то или иное сочетание зданий по их объемно-пространственным, метроритмическим, стилевым и другим признакам, но и развитие пространственной организации городских территорий [3].

Рассматривая регенерацию кварталов исторической застройки, увязанную с развитием окружающих территорий и сохранением историко-культурного наследия, обеспечивающую современный уровень социального, инженерно-транспортного обслуживания, экологических условий проживания, необходимо иметь четкое представление о самих терминах «регенерация» и «реставрация».

Регенерация — восстановление целого организма из его искусственно отделенного фрагмента (лат. гедепегайо -возрождение, возобновление), а также возвращение отработавшему продукту исходных качеств. Восстанавливаться и возрождаться должны не только отдельно стоящие памятники историко-архитектурного наследия, но и историческая среда, в которой данные объекты существуют. Историю любого квартала бережно хранят его здания, являющиеся свидетелями судеб разных эпох. Это основные клетки организма, без которых историческая жизнь города не может существовать. Поэтому особенно важно сохранять весь этот целостный организм, его структуру.

Реставрация — сложный, комплексный вид строительных работ, объектом которых являются памятники архитектурного наследия, от реставрации залов до реставрации скульптурных групп и воссоздания штукатурки фасадов зданий. Основная цель реставрации — продление жизни памятника. В то же время многократные ремонты объектов историко-культурного наследия привели к образованию многослойного пирога из цементной, известковой штукатурки и других различных по качеству отделочных материалов; несмотря на это, процесс разрушения зданий продолжается, так как, не устранив первопричину, невозможно приостановить указанный процесс разрушения.

Читайте также:  Когда завершат строительство цкад

Другое общее требование, предъявляемое к реставрации, — максимальное сохранение подлинности. Подлинность важна со многих точек зрения. Древнее сооружение, замененное новой копией, теряет свою ценность как исторического свидетеля прошлого, сохраняя лишь значение наглядной иллюстрации. Как памятник материальной культуры оно уже не существует.

Но и как художественное произведение копия не может претендовать на адекватность оригиналу, сколь бы совершенно она ни была исполнена. Более того, непременным условием полноценного восприятия художественного произведения становится осознание зрителем его подлинности. Чувствительной оказывается и частичная утрата подлинности, в той или иной мере почти неизбежная при реставрации [4].

Бережное вхождение в историческую среду с новыми элементами, учитывающими сложившийся градостроитель-

Архитектура и градостроительство

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 2. Археологические раскопки в районе Рис. 3. Дом инженера Б.Б. Шарданова, угол Рис. 4. Общество взаимного кредита, 1910г., ст. Натухаевской. Фото В. Георгиева ул. Красной,13 и ул. Советской, 44; автор арх.

Н.М. Козо-Полянский, авторы фасада

проекта Б.Б. Шарданов, 1905 г. арх. М.И. Рыбкин и академик И.Л. Калмы-

ков, ул. Орджоникидзе, 39

ный контекст, позволяет сохранить и повысить архитектурный потенциал исторической зоны.

Ярким проявлением усиления интереса к наследию стала все большая активизация во всем мире действий, направленных на его исследование, сохранение и рациональное использование, иногда объединяемых понятием «кон-сервационизм».

В течение многих десятилетий объектами этих действий все в большей степени становились не только отдельные здания, сооружения и их небольшие группы, но и некоторые крупные территориальные градостроительные комплексы — старые кварталы, районы, исторические центры и т. п., вплоть до городов в целом. Одновременно повышенное внимание стало уделяться таким составным частям культурного наследия городов, как памятники городской археологии, индустриальное наследие, наследие XX в., урбанистические ландшафты, нематериальные составляющие наследия. Это ставит перед исследователями и практическими работниками много вопросов, связанных с формированием и устойчивым развитием материально-пространственной среды и духовной сферы исторических городских поселений в единстве с сохранением их культурного наследия как целостного комплекса [5].

В частности, археологические памятники являются ценнейшим историческим источником для изучения далекого прошлого. В памятниках материализовано состояние духовной культуры народа-созидателя и овеществлен его труд, что позволяет дать в дополнение к культурно-исторической оценке одновременно и экономическую. Так как раскопки неизбежно влекут за собой уничтожение значительной части археологических памятников, они должны производиться с применением всех необходимых научных приемов и наблюдений, гарантирующих возможность дальнейшего научного использования результатов раскопок как полноценного исторического источника.

Следует акцентировать внимание на правовое регулирование при производстве раскопок археологических памятников, которые могут проводиться лишь по особому разрешению, оформленному специальным документом — открытым листом. Самовольное вскрытие и разрушение археологических памятников, так же как и производство раскопок, рассматривается как умышленное уничтожение, разрушение или порча памятников культуры.

Так, на Кубани под угрозой уничтожения находится уникальный памятник древности — поселение майкопской культуры IV в. до нашей эры. Майкопская культура впервые была выделена в 1898 г. при раскопках кургана Ошад

на окраине столицы Адыгеи. Она имела тесные связи с древнейшими цивилизациями Месопотамии. Места для проживания выбирали труднодоступные и удобные для обороны, поселения ограждали мощными каменными стенами. Но именно на данной заповедной территории, где располагалось древнее поселение, полным ходом разворачиваются подготовительные работы для жилищного строительства.

Если в проекте планировки не будут учтены все охранные зоны участка, на котором должны быть возведены новые здания и сооружения, археологи потеряют ценнейший материал для исследований эпохи ранней бронзы. При этом следует заметить, что поселений, относящихся к данному историческому периоду, в России найдено не больше десяти (рис. 2).

Это еще раз подтверждает тот факт, что историческая территория не должна рассматриваться как резерв для новой застройки. Вместе с тем исторический центр не может отгородиться от современного города, а должен работать на него, сохраняя исторически сложившиеся общественные пространства. Значительное внимание следует уделять масштабам соразмерности пространств нового и старого, отражающей и сохраняющей специфический строй и дух среды. Следует помнить, что сформированная человеком жилая среда сама воздействует на человека и во многом определяет его образ жизни.

На территориях, имеющих особую историческую ценность, наряду с рекомендуемыми для внедрения (изготовления, размещения) типовыми элементами благоустрой-

Рис. 5. Уличные светильники на доме М. С. Кузнецова. 1888—1900гг., ул. Красная, 18

Научно-технический и производственный журнал

Архитектура и градостроительство

Рис. 6. Рекламная перетяжка в квартале исторической застрой- Рис. 7. Наружная реклама, вдобавок к неудовлетворительному ки. Здание Первой мужской классической гимназии г. Екатерино- состоянию фасадов здания, искажает зрительное восприятие дара, арх. Н.Г. Петин, 1906 г. экстерьера: угол ул. им.

Горького и ул. Красноармейской

ства могут размещаться индивидуальные элементы благоустройства на основании условий, предъявляемых органами охраны памятников истории и культуры. Дизайнерское, конструктивное решение индивидуального элемента благоустройства должно соответствовать стандарту качества, конструктивным и эстетическим характеристикам утвержденного образца.

Здания, представляющие художественную и историческую ценность, расположенные в центре кварталов исторической застройки, должны иметь подсветку фасада в темное время суток в соответствии с проектом, согласованным с уполномоченным органом в области градостроительной деятельности (рис. 3, 4).

Уличные светильники, фонари, кроме парковых, следует устанавливать не ниже 2,5 м от поверхности тротуара. Опоры, кронштейны светильников и фонарей в исторической части населенного пункта следует выполнять из литого или кованого металла по проекту, согласованному также органом, уполномоченным в области градостроительной деятельности (рис. 5).

Произведения монументально-декоративного искусства (скульптуры, обелиски, стелы, панно и т. д.) устанавливаются на территориях общего пользования на основании решений советов муниципальных образований, а также согласованных и утвержденных проектов.

Не допускается использовать для мощения дорог, тротуаров, пешеходных дорожек, открытых лестниц:

— материалы, ухудшающие эстетические и эксплуатационные характеристики покрытия (мощения) по сравнению с заменяемым;

— экологически опасные материалы;

— полированный естественный или глазурованный искусственный камень (плитку).

При организации территории кварталов исторической застройки поселения необходимо обеспечивать максимальное сохранение существующего озеленения. Для этой цели следует выделять соответствующие участки озеленения на стадии проектирования и обеспечивать их охрану от неорганизованного использования в процессе строительства.

Должны быть разработаны также и требования к рекламным носителям, согласно которым их нужно вписывать

в историческую застройку. Проекты для установки большей части рекламных конструкций следует в обязательном порядке утверждать в органах архитектуры и градостроительства, а в особых случаях и на градостроительном совете. Наружную рекламу, в том числе рекламные перетяжки, в зонах исторической застройки, а также в зонах, представляющих архитектурно-художественную ценность, устанавливать нельзя, если их размещение нарушит визуальное восприятие архитектурных комплексов. Реклама должна быть выполнена в стилевом единстве с экстерьером здания (рис. 6, 7).

Читайте также:  Учет затрат у подрядчика строительства

Перед зодчими стоят и конструктивно-художественные задачи, решение которых должно быть в тесном взаимодействии не только с общей планировочной концепцией развития городского пространства, но и с сохранением существующей исторической застройки, с бережным отношением к памятникам истории и культуры страны. При проектировании реконструкции объектов в составе исторической среды необходим поиск новых форм, ассоциативно связанный с сохранившейся средой или с историческими впечатлениями. Важная роль в достижении гармонического единства старого и нового должна отводиться выбору строительного и отделочного материала, цветовой характеристики.

1. Боков А.В. Архиважно! C мнением архитекторов в России перестали считаться // Российская газета. 2011. № 5451(75). 8 апр.

2. Горячев О.М., Прыкина Л.В. Особенности возведения зданий в стесненных условиях. М.: Academia, 2003. 272 c.

3. Градостроительные основы развития и реконструкции жилой застройки: научное издание / Под общ. ред. Ю.В. Алексеева. М.: АСВ, 2009. С. 313.

4. Реставрация памятников архитектуры / С.С. Подъя-польский, Г.Б. Бессонов, Л.А. Беляев, Т.М. Постникова.

М.: Стройиздат, 1988. 264 с.

5. Крогиус В.Р. Исторические города России как феномен ее культурного наследия. М.: Прогресс-Традиция, 2009. 312 с.

Источник cyberleninka.ru

К вопросу о трактовке термина «регенерация»

Термин «регенерация» можно и, вероятно, нужно рассматривать в двух аспектах:

Во первых, как один из многих десятков терминов, начинающихся с приставки «ре-. », имеющих множественные оттенки значений возврата к прошлому состоянию, его восстановления, возобновления какой-то деятельности, рождения чего-то вновь и т.п. Многие из этих терминов используются в деле сохранения культурного наследия; причем в разных странах предпочтение отдается разным терминам, а реально вкладываемые в одни и те же термины значения могут при этом сильно отличаться.

Во-вторых, как термин, получивший особо значимое применение в практике сохранения культурного наследия в нашей стране, где он, начиная с 1980-х гг. все более активно и широко используется для обозначения такого рода действий в строительстве и градостроительстве, который характерен бережным отношением к недвижимым объектам наследия и исторической среде поселений, стремлением восстановить их градоформирующую роль. При этом в 2002 г. термин был закреплен в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия . », где «сохранение и регенерация историко-градостроительной или природной среды» признается единственно возможной целью строительных действий на территории охранных зон объектов культурного наследия (№ 73-ФЗ, ст.34, часть 2).

Вместе с тем, часто приходится сталкиваться с самой разной трактовкой содержания этого нормативного установления, что отрицательно сказывается на практике действий государственных органов охраны культурного наследия и объективности заключений государственной историко-культурной экспертизы.

Сразу же следует отметить, что между применением термина «регенерация» в широком смысле – в градостроительной деятельности по бережной, контекстуальной реконструкции довольно значительных территорий, и в узком смысле, относящемся к возможным строительным действиям в охранных зонах объектов культурного наследия, как правило, имеющим на порядок меньшие размеры, чем в предыдущем случае, имеется большая разница. Очевидно, следует иметь в виду две отличающихся друг от друга трактовки этого термина, применительно к этим задачам, хотя желательно, все же, что бы эти трактовки как-то взаимно согласовывались и не были совершенно разнонаправленными.

В градостроительной деятельности термин «регенерация» стал достаточно активно применяться в СССР уже начиная с конца 1970-х гг. для характеристики комплексного, ориентированного на действенное сохранение и использование архитектурно-градостроительного наследия подхода и обозначения реализующих такой подход работ.

При этом произошло терминологическое разделение страны. В Москве, Ленинграде, большей части Российской Федерации градостроители, работающие в исторической среде, предпочитали использовать термин «реконструкция», несмотря на его определенную компрометацию разрушительной в отношении наследия практикой «социалистической реконструкции городов» и смысловую двусмысленность. Все же для большинства консервационистов в мире реконструкция означает «перестройку», или даже «строительство заново», в чем-то даже корреспондируясь с нашим современным «воссозданием». Для фиксации специфического, сберегающего характера реконструкции ее иногда дополнительно классифицировали как «комплексную», «щадящую», или еще как-то.

В западных районах тогдашнего СССР, в республиках Прибалтики, в Белоруссии, отчасти в Украине для подобных работ использовался термин «регенерация». Наиболее хитрыми оказались грузины. Комплекс осуществленных ими работ в исторической среде Старого Тбилиси был обозначен как «реконструкция-регенерация».

В методическом плане наиболее четкое определение понимания термина «регенерация» в градостроительстве разработал в конце 1970-х – 1980-х гг. Эдгар Пучин (Пучиньш) – автор и реализатор проекта регенерации Старой Риги. Он называл регенерацией «преобразование исторически сложившегося градостроительного комплекса путем восстановления его утраченных частей, планировочно-пространственной структуры, композиционной целостности и функциональной активности». При этом устанавливалось, что целью, и составными частями регенерации следует считать «ревалоризацию» – воссоздание архитектурно-пространственных качеств и архитектурно-художественных качеств градостроительного комплекса, и «ревитализацию» – повышение функциональной значимости путем восстановления утерянных или развития новых не разрушающих комплекс общественных функций.

В зарубежной практике последних десятилетий термин «регенерация» закрепился в основном за действиями по экономическому оздоровлению, возрождению рентабельности функционирования хозяйственного комплекса и процессов общественной жизни в старых городах (практика Великобритании, программа «Городской Ренессанс» Совета Европы).

И применительно к нашим современным условиям и действующему законодательству об объектах культурного наследия вероятно будет целесообразно вкладывать в понятие «регенерация» несколько разный смысл, в зависимости от того, к чему оно прилагается: к памятникам и ансамблям или к достопримечательным местам, по аналогии с тем, как это сделано в Федеральном законе №73-ФЗ (ст. 35, части 2 и 3) в отношении территорий объектов.

И, если регенерация на территории достопримечательного места и в пределах его охранной зоны может пониматься, как допускающая значительную степень обновления для оживления объекта, «вдыхания в него жизни», то применительно к памятникам и ансамблям по нашему мнению следует скорее придерживаться строгой словарной трактовки термина, а именно: «восстановления утраченных частей, возвращения к исходному состоянию и свойствам», хотя в словаре это формально относиться к областям химии, биологии и т.п. Конечно, в отношении недвижимых объектов культурного наследия это может и должно быть конкретизировано.

Так в Законе города Москвы «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры», принятом в 2000 г (№ 26), под регенерацией понимается: «… восстановление утраченных элементов архитектурных или градостроительных ансамблей» (ст. 1). Это вроде бы близко к желаемому, но хочется иметь еще какое-то уточнение в отношении не только элементов, но и некоторых характеристик среды.

Читайте также:  Строительство как сфера экономики

Как нам кажется, исследование в этом отношении должно быть продолжено с участием более широкого круга заинтересованных специалистов разного профиля и областей интересов. Однако, при этом кажется все же правильным действовать в направлении конкретизации и достаточно однозначного понимания содержащихся в нормативных документах терминов. А то встречаются, например, работы, где вводятся другие «конкурирующие» с регенерацией термины, как, скажем, реабилитация, «восстанавливающая первоначальное достоинство», формами которой будто бы являются и реставрация, и регенерация, и реновация, а, вместе с тем, ее рекомендуется «осуществлять в рамках режима регенерации».

Таким образом, достаточно и без того, как мы видели, дискуссионный, но все же нормативный термин регенерация, о значении которого следует договариваться, пытаются подменить каким-то другим, отнюдь не менее дискуссионным и, к тому же, не содержащимся в нормативах термином. По нашему мнению – это своеобразное лукавство, попытка облечь в форму словесных рассуждений предложения по более активному изменению состояния исторической среды тех или иных конкретных объектов, чем это кажется допустимым в ходе регенерации, в ее истинном строгом значении.

Источник infoisto.ru

Градостроительная регенерация в рамках исторического центра на примере города краснодара

В данной статье говорится о формировании архитектурно-градостроительного облика города Краснодара. Рассматривается необходимость градостроительной регенерации исторической сложившейся структуры города.

Архитектура, дизайн, строительство

Журнал «Научный лидер» выпуск # 12 (14), май ‘21

Дата публицакии 20.05.2021

Рябоконь И. Г. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ РЕГЕНЕРАЦИЯ В РАМКАХ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КРАСНОДАРА // . 2021. №12 (14). URL: https://scilead.ru/article/255-gradostroitelnaya-regeneratsiya-v-ramkakh-isto

В настоящее время в городах строительство ведется на свободных от застройки территориях, в центральных исторических районах оно несет в себе исключительно выборочный характер. Однако в практике архитекторов большое место занимает трансформация застройки, примыкающей к исторической части города. Необходимость градостроительной регенерации городов напрямую зависит от: несоответствии планировочной структуры функциональным и экологическим нагрузкам на данную городскую среду, физический и моральный износ сложившейся застройки, не эффективное использование существующего каркаса и городских территорий. Регенерация города представляет собой процесс преобразования и обновления застройки и планировки для создания комфортных условий функционирования всех элементов. Безусловно, проблема проектирования внутри сложившихся территорий тесно связана с сожительством «старого» и «нового», особенно на контрасте с историческим ядром города.

Долгое время в регенерации городов главной проблемой было сохранение исторически сложившегося центра и преображение окружающей его застройки. Также эта проблема ощущается в районах застройки примыкающей непосредственно к историческому центру, за пределами которого меняется объемно-пространственная, стилистическая, а также высотная характеристика застройки, что говорит о закономерной градостроительной динамике, т.е. взаимодействия исторического ядра и периферии.

В задачи трансформации существующей застройки конечно же входят вопросы о функциональном зонировании и его связи с новыми планировочными решениями, ограничениями по высоте застройки, решение транспортных проблем, вопросов озеленения, благоустройства и инженерного оборудования территории. Так же к задачам градостроительной регенерации относится замена ветхой и малоценной с архитектурной точки зрения застройки, и замена ее новой, отвечающей современным требования и комфортного функционирования со сложившейся застройкой.

При решении всего комплекса задач — основной становится, конечно же, задача органического включения новой планировочной структуры в сложившиеся исторические ансамбли и структуры [ 2 ].

В процессе градостроительного проектирования огромную роль играет панорама города, перспектива и видовые раскрытия, особенно в части исторического центра, а также примыкающие к нему территории. Исходя из этого можно сказать, что при проектировании новой застройки на свободных участках центральной части города нужно опираться не на экономическую выгоду данного строительства, а на видовые и перспективные характеристики данного участка. Кроме того, нужно учитывать такие факторы как влияние ближайшего окружения зданий, являющихся памятниками архитектуры. Например, при проектировании зданий на свободном участке, приближенном к памятнику архитектуры, следует соблюдать сомасштабность застройки, поддержание его архитектурно-художественного облика, выявление точек роста территорий по ряду факторов, таких как: транспортная доступность, близость памятников архитектуры, близость озеленения и т.п. В задачи градостроительной регенерации входит сегодня сохранение и репрезентация в современной городской среде «культурной памяти места» [ 5 ].

К функциональным принципам преобразования можно отнести следующие:

  1. Функциональное обновление районов или участков планировочной структуры с социальной затухающей активностью, путем создания новых магнитов притяжения;
  2. Создание концентрации деловых функциональных зон в периферийных частях исторического центра города и проектирование новых городских ансамблей, другими словами выявление участков под формирование деловых центров;
  3. Поддержание приоритета исторической ценности центральной части города, путем сохранения объектов культурного наследия;
  4. Переоборудование промышленных зон под культурные функции, вынос производств на периферию города.

В таких крупных городах как Краснодар преобразованию зачастую подвергаются узловые элементы каркаса исторического центра, а также территорий, прилегающих к центральной части города.

1 марта 2019 года вступил в силу ПРИКАЗ N 26-кн «Об утвержднии предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Краснодар Краснодарского края». Документ налагает ограничения на застройку, реконструкцию и ремонт в центральной части города. Предмет охраны включает 271 объект культурного наследия и 433 ценных объекта историко-градостроительной среды (ценные градоформирующие объекты), а также историческую планировку кварталов и ее элементы, объемно-пространственную структуру исторического поселения, композицию и силуэт застройки. Соответственно, применение градостроительных принципов регенерации территорий остается возможной только на участках, прилегающих к центральной части города.

Среди городов-миллионников у Краснодара половина частного сектора, и даже более, сконцентрирована в центральной части города, или же в 15-ти минутной доступности от нее, что говорит о необходимости градостроительной трансформации территорий.

Рассматривая положительные аспекты внедрения новой застройки в сложившие территории, можно утверждать, что высотный регламент может быть направлен на решение двух задач. Во-первых, ограничение этажности на территориях, где высотная доминанта пагубно повлияет на целостность исторической среды. Во-вторых, локализация новой высотной застройки в благоприятных зонах. В конечном счете это один из первичных способов осмысления сложившихся территорий.

Вывод. Градостроительная регенерация городов – исторически сложившийся процесс, в ходе которого происходит изменение его планировочной структуры в целом или частично. Совершенствование среды напрямую зависит от достижения её целостности, внедрением нового подхода для комфортного функционирования этой среды.

Источник scilead.ru
Рейтинг
Загрузка ...