Региональные стандарты строительство примеры

Материал актуален на 03.10.2022

Зарубежные и международные стандарты

1. Международный, региональный, зарубежный стандарт, стандарт иностранного государства. Общая информация

Картотека зарубежных и международных стандартов

Слова «международный стандарт» и «зарубежный стандарт» прочно вошли в наш обиход, но зачастую мы осмысливаем их по-своему, вкладывая в эти слова собственное понимание.

Чтобы избежать недоразумений, вызванных различным толкованием одних и тех же слов, обратимся к терминам, определения которых даны в статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (определения даны для целей Федерального закона «О техническом регулировании», но в Федеральном законе «О стандартизации в Российской Федерации» и в иных нормативных правовых актах эти понятия не определены):

— международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией;

— региональный стандарт — стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.

Стандартизация для чайников. Общие понятия

— стандарт иностранного государства — стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства;

В Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 определение международного стандарта содержит существенное уточнение: международный стандарт — стандарт, принятый не любой международной организацией, а только международной организацией по стандартизации.

Ни в одном нормативном акте не определено понятие «зарубежный стандарт».

Первый вывод, который мы можем сделать, — слова «зарубежный стандарт» не являются термином, имеющим однозначное толкование. Вместо этих слов Федеральный закон «О техническом регулировании» предлагает термины «стандарт иностранного государства» и «региональный стандарт».

Стандарты иностранного государства — это, например, стандарты Великобритании BS, стандарты Республики Беларусь СТБ, стандарты Германии DIN.

Федеральный закон «О техническом регулировании» дает также определение термина «региональная организация по стандартизации» — это организация, членами (участниками) которой являются национальные органы (организации) по стандартизации государств, входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции.

1.2. Что такое международный стандарт

Определение термина «международная организация по стандартизации» дано в п.3.1.2 ГОСТ 1.1-2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения». Это организация по стандартизации, членство в которой открыто для соответствующего национального органа любой страны мира.

Международные организации по стандартизации перечислены в примечании к п.3.1.2 ГОСТ 1.1-2002 :

— ИСО (Международная организация по стандартизации, ISO, the International Organization for Standardization);

Региональные организации по стандартизации

— МЭК (Международная электротехническая комиссия, IEC, the International Electrotechnical Commission);

— МСЭ (Международный союз электросвязи, ITU, the International Telecommunication Union).

К международным стандартам относятся стандарты ИСО, стандарты МЭК и стандарты ИСО/МЭК, которые являются совместными публикациями ИСО и МЭК (примечание к п.4.1.1.1 ГОСТ 1.1-2002) .

МСЭ разрабатывает рекомендации, а не стандарты.

Стандарты ИСО и МЭК — это нормативные документы, являющиеся результатом консенсуса. Для их принятия необходимо, чтобы не менее 2/3 полноправных членов технического комитета, ответственного за подготовку стандарта, проголосовали «за».

Комитетами — членами ИСО и МЭК являются национальные органы по стандартизации. Комитетом-членом ИСО и МЭК от Российской Федерации является Росстандарт.

В ст.18 Устава ИСО определено, что языками Организации являются английский, французский и русский языки. Росстандарт обеспечивает выполнение всех устных и письменных переводов на русский язык или с русского языка. Переводы действующих международных стандартов ИСО на русский язык признаются Организацией в качестве официальных переводов при условии, если их точность заверена для Генерального секретаря ИСО Росстандартом. Заверенные таким образом переводы должны содержать примечание о том, что они признаны Организацией в качестве официальных.

В ст.20 Устава и правил МЭК определено, что языками Организации являются английский, французский и русский языки, но рабочим языком Организации является английский. Издание стандартов МЭК на русском языке от имени Центрального офиса МЭК подготавливает Росстандарт.

ИСО и МЭК разрабатывают не только стандарты, но и другие типы документов.

Например, ИСО разработала Международный классификатор стандартов (ICS), который широко применяется во всем мире.

В частности, Общероссийский классификатор стандартов ОКС ОК 001-2000 и идентичный ему Межгосударственный классификатор стандартов (МКС) гармонизированы с ICS, что позволяет без труда идентифицировать сопоставимые группы национальных, межгосударственных и международных стандартов.

Также ИСО разрабатывает Общедоступные технические требования (ISO/PAS), Технические требования (ISO/TS), Технические отчеты (ISO/TR), Руководства ИСО (ISO Guide), Соглашения международного семинара (ISO/IWA).

Технические отчеты и Соглашения международного семинара являются информационными, а не нормативными документами. Руководства ИСО предназначены для технических комитетов при подготовке стандартов.

МЭК разрабатывает Общедоступные технические требования (PAS), Технические требования (TS), Технические отчеты (TR), Руководства (Guide).

Публикации МЭК служат базой национальной стандартизации, а также применяются при подготовке международных тендеров и контрактов.

В действующей с 29.06.2021 редакции Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» введено понятие технической спецификации (отчета) как нового для России вида документов по стандартизации. Этот вид документов близок по содержанию таким международным документам по стандартизации как ISO/TS, ISO/TR, TS, TR.

1.3. Что такое региональный стандарт

Пожалуй, самой известной региональной организацией по стандартизации является Европейский комитет по стандартизации (CEN). Кроме него в Евросоюзе действуют еще две региональные организации. Это CENELEC, Европейский комитет по стандартизации в электротехнике, тесно сотрудничающий с МЭК, и ETSI, Европейский институт по стандартизации электросвязи.

Мы привыкли к аббревиатуре ГОСТ и привыкли пользоваться стандартами ГОСТ наравне со стандартами ГОСТ Р. Поэтому обычно мы не задаемся вопросом, что такое «ГОСТ».

А ведь ГОСТ — это региональный стандарт (называемый также межгосударственным стандартом), который принимается Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств (МГС СНГ) — региональной организацией по стандартизации, в которую входят национальные органы по стандартизации бывших республик СССР.

ГОСТ, принятые МГС, применяются в межгосударственных отношениях. Только после того, как Росстандарт введет их в действие на территории Российской Федерации, эти стандарты получают статус национальных стандартов. Не нуждаются в таком дополнительном действии Росстандарта только ГОСТ, введенные в действие в СССР до его распада.

Эти стандарты действуют в России в качестве национальных, поскольку Россия является правопреемницей СССР. При этом только МГС имеет право отменять ГОСТ СССР. Росстандарт может лишь прекратить их применение в качестве национальных стандартов.

1.4. «Другие» стандарты

Кроме вышеперечисленных, есть еще множество стандартов, которые можно назвать зарубежными. Например, ASTM, API, DNV, ASME, SAE. К какой категории относятся они?

По сути, это стандарты организаций. Организации могут быть национальными, например, американскими, как ASTM, API, или международными, как SAE International.

Важно то, что международная организация не является организацией по стандартизации, хотя и разрабатывает собственные стандарты.

Таким образом, мы можем точно определить, что международные стандарты — это стандарты ИСО, МЭК и совместные стандарты ИСО/МЭК. Но обычно в их число включают и другие документы ИСО и МЭК.

А зарубежными стандартами называют стандарты иностранных государств, стандарты иностранных организаций и региональные стандарты.

Кроме того, к международным и зарубежным стандартам относят и другие виды документов, принятые за рубежом.

Такое обобщение понятно, но порой оно мешает понять, каким образом следует применять тот или иной документ.

2. Применение международных, региональных, зарубежных стандартов и стандартов иностранных государств

2.1. Приказом Росстандарта от 21.06.2021 N 1061 утвержден документ «Порядок и условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств», зарегистрированный в Минюсте России и действующий с 17.07.2021.

Область применения нового документа расширена по сравнению с действовавшими ранее «Порядком и условиями применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств «, утвержденными приказом Росстандарта от 05.05.2016 N 546. Новые Порядок и условия применения распространяются не только на международные, региональные стандарты и стандарты иностранных государств, но и на своды правил региональные и иностранных государств.

Порядок и условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств применяются:

а) при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в конструкторской, проектной и иной технической документации;

б) при выполнении работ и оказании услуг в соответствии с межправительственными соглашениями, а также договорами и контрактами, заключаемыми предприятиями, организациями и корпорациями с иностранными партнерами.

Перечисленные в заголовке документа стандарты и своды правил подлежат применению со дня их регистрации в Федеральном информационном фонде стандартов в соответствии с «Порядком регистрации федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, сводов правил, международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств», утвержденным приказом Минпромторга России от 27.05.2016 N 1716, если выполняются следующие условия их применения:

а) отсутствие национальных стандартов Российской Федерации и предварительных национальных стандартов Российской Федерации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных международными стандартами, региональными стандартами, межгосударственными стандартами и региональными сводами правил, а также стандартами иностранных государств и сводами правил иностранных государств;

б) соблюдение основополагающих национальных стандартов;

в) соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;

г) соответствие стандартов современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому зарубежному опыту;

д) наличие разрешения от правообладателя на использование стандарта и выполнение его перевода на русский язык;

е) соответствие стандартов межправительственным соглашениям, а также договорам и контрактам, заключаемым предприятиями, организациями и корпорациями с иностранными партнерами.

Регистрацию документов по стандартизации в Федеральном информационном фонде стандартов осуществляет Росстандарт.

1. «Порядок и условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств» регламентируют применение перечисленных в заголовке видов зарубежных документов. Действие документа не распространяется на международные и зарубежные документы, не являющиеся стандартами или сводами правил, а также на стандарты иностранных организаций.

2. «Порядок и условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств» регламентируют применение перечисленных видов документов только на территории Российской Федерации. Если планируется применение этих документов за пределами Российской Федерации, то требования Порядка не применяются.

Читайте также:  Министр строительства и ЖКХ 4 букв сканворд

2.2. «Порядок и условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств» не конкретизирует возможные виды работ и услуг, для которых может потребоваться применение международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств. Поэтому далее мы рассмотрим возможности применения международных и зарубежных документов, установленные действующим законодательством.

2.2.1. Международные стандарты могут быть основой национального документа по техническому регулированию и стандартизации

При разработке проектов технических регламентов, национальных стандартов и стандартов организации необходимо брать за основу международные стандарты. Таково требование Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» и Федерального закона «О техническом регулировании». Исключением являются случаи, когда тот или иной международный стандарт неприменим в России, например, из-за климатических условий.

Часть 2 статьи 17 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» требует, чтобы национальные стандарты (в том числе — предварительные) разрабатывались на основе положений международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств, сводов правил иностранных государств, стандартов организаций и технических условий, которые содержат новые и (или) прогрессивные требования к объектам стандартизации и способствуют повышению конкурентоспособности продукции (работ, услуг).

Это означает, что основой национального стандарта может стать не любой международный документ, а только тот, что содержит прогрессивные требования к объектам стандартизации и способствует повышению конкурентоспособности.

2.2.2. Международные и зарубежные документы, на которые не распространяются «Порядок и условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств» можно применять даже если они не зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов

Использование международного или зарубежного документа может быть условием контракта (договора).

В этом случае язык документа, обязательность тех или иных его положений и т.д. определяются контрактом (договором), но должны применяться документы, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде стандартов, так как при выполнении работ и оказании услуг в соответствии с межправительственными соглашениями, а также договорами и контрактами, заключаемыми предприятиями, организациями и корпорациями с иностранными партнерами также должны выполняться требования «Порядка и условий применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств».

Использование международного или зарубежного документа в организации устанавливается внутренним документом этой организации с учетом условий и ограничений, установленных правообладателем.

При таком использовании следует иметь в виду, что международный (зарубежный) документ и его перевод на русский язык — суть разные документы, и что разработчики полагают официальным лишь оригинальный вариант документа. Понятие «официальный перевод» международного или зарубежного документа для его владельца не существует.

2.2.3. Возможность использования международных и зарубежных стандартов при проведении работ по государственному оборонному заказу

Положение о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 N 1567.

В разделе IV Положения перечислены документы по стандартизации оборонной продукции. Международные и зарубежные стандарты отсутствуют в перечислении, а значит, они не могут устанавливать требования к оборонной продукции.

Кроме того, в статье 14 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», в которой перечислены виды документов по стандартизации, нет ни международных, ни зарубежных стандартов.

А это означает, что никакие нормативные акты не позволяют применять международные или зарубежные стандарты в качестве документов по стандартизации оборонной продукции, если только это не будет установлено государственным заказчиком государственного оборонного заказа.

3. Легитимность использования международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств

Мы выяснили, что применять международные и зарубежные документы можно по-разному. Но имеем ли мы право использовать их? Как мы можем получить это право?

Международные и зарубежные стандарты являются объектами авторских и смежных прав. Законодательство разных стран по авторским правам различается. В России эти вопросы регулируются частью 4 Гражданского кодекса РФ.

В рамках законодательства своей страны правообладатель может установить собственный порядок получения и использования документа, а также плату за использование документа (так называемые роялти или лицензионные платежи).

При этом ограничивающие условия одного и того же правообладателя могут различаться в зависимости от того, каким образом используется документ. При работе с зарубежными и международными стандартами пользователи должны соблюдать условия Лицензионного соглашения.

4. Гармонизированные стандарты. Общая информация

4.1. Гармонизация «по-российски»

Обычно называют гармонизированными все национальные стандарты, которые разрабатывались на основе международных или зарубежных нормативных документов.

Однако национальные документы по стандартизации используют этот термин в более узком смысле.

ГОСТ Р 1.7-2014 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов» определяет гармонизированные стандарты как стандарты, которые приняты различными органами по стандартизации, распространяются на один и тот же объект стандартизации и обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов или услуг и/или взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами.

Гармонизированные стандарты могут иметь различия в форме представления и в некоторых частях текста, не влияющих на суть стандарта, например, в примечаниях, указаниях, как выполнять требования стандарта, в предпочтении тех или иных требований.

В международной стандартизации такие стандарты называют «эквивалентные стандарты» (термин из Руководства ИСО/МЭК 2:2004).

Гармонизированные стандарты могут содержать полный текст исходного международного (зарубежного) стандарта с национальными дополнениями или без них. Важно, чтобы текст международного (зарубежного) стандарта вошел полностью. Возможные технические отличия в национальном стандарте выделяются курсивом.

Если национальный стандарт повторяет не только текст международного (зарубежного) стандарта со всеми ссылками на международные документы, но и его структуру (разбивку на части, пункты), тогда гармонизированный национальный стандарт считают идентичным и ставят на обложке отметку IDT.

Если текст международного (зарубежного) стандарта воспроизведен в национальном стандарте полностью, но ссылочные документы заменены на соответствующие национальные стандарты, если изменена нумерация пунктов, такой национальный стандарт также считается гармонизированным, но модифицированным. На его обложке можно увидеть отметку MOD.

Порой невозможно использовать все положения международного (зарубежного) стандарта в национальном стандарте. Что-то запрещает наше законодательство, что-то неприменимо из-за различий в уровне экономики. Часто препятствием становятся климатические различия, которые, в частности, ограничивают применение в России Еврокодов — комплекса стандартов EN, содержащих строительные нормы и, по сути, аналогичных российским сводам правил по строительству. При разработке сводов правил — актуализированных редакций строительных норм и правил (СНиП) — разработчики обнаружили, что степень гармонизации сводов правил с Еврокодами не может превышать 30%.

Если при создании национального стандарта используются не все положения международного (зарубежного) стандарта или какие-то положения изменены, такой национальный стандарт не считается гармонизированным. В этом случае используют термин «сопоставимый стандарт».

4.2. Гармонизация «по-европейски»

В странах Евросоюза также используется термин «гармонизированный стандарт», но в абсолютно ином смысле.

Гармонизированные стандарты «по-европейски» неразрывно связаны с так называемыми New Approach Directives — Директивами Нового и Глобального подходов, комплексом документов, который устанавливает обязательные требования к продукции в процессе проектирования, изготовления, реализации и утилизации. То есть, гармонизированные «по-европейски» стандарты — это стандарты, используемые в сфере технического регулирования.

Гармонизированный стандарт — это стандарт EN, отвечающий основным требованиям конкретной Директивы Нового подхода. Он применяется на добровольной основе и обычно состоит из двух частей — обязательной и рекомендательной.

Гармонизированный стандарт может применяться к продукции в полном объеме или частично. В зависимости от этого говорят о полной или частичной презумпции соответствия. Если при производстве какой-то продукции гармонизированные стандарты применялись в полном объеме, то такая продукция считается соответствующей конкретной Директиве ЕС и может свободно обращаться в любой стране Евросоюза.

Стандарт считается гармонизированным только в том случае, если он введен к применению во всех странах Евросоюза. «Гармонизированный стандарт» в европейских странах означает идентичность стандарта для всех стран — членов ЕС.

Напрашивается аналогия с техническим регулированием в Евразийском экономическом союзе, ЕАЭC.

Европейские Директивы Нового подхода — аналог технических регламентов ЕАЭС — ТР ТС и ТР ЕАЭС. Это комплекс документов, содержащих обязательные требования к той продукции, безопасность которой должна быть подтверждена сертификатом или декларацией соответствия.

Европейские гармонизированные стандарты аналогичны межгосударственным стандартам (ГОСТ), включенным в перечни документов, применение которых обеспечивает соблюдение требований конкретного технического регламента.

Отличие гармонизированных EN от ГОСТ доказательной базы технических регламентов ТР ТС и ТР ЕАЭС в том, что ГОСТ должны либо применяться полностью, либо не применяться вообще. Возможность частичного соответствия требованиям того или иного технического регламента не предусмотрена ни законодательством по техническому регулированию в ЕАЭС, ни российским Федеральным законом «О техническом регулировании».

Кроме того, ГОСТ доказательной базы могут не быть введены в действие на территории стран ЕАЭС в качестве национальных стандартов. В соответствии с п.6.6 ГОСТ Р 1.8-2011 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения» межгосударственный стандарт может применяться для подтверждения соответствия требованиям действующего в Российской Федерации технического регламента (в том числе технического регламента Евразийского экономического союза), если данный стандарт включен в соответствующий перечень.

Это ограничивает их практическое применение целями конкретного технического регламента. А для других целей в этой же области может действовать национальный стандарт ГОСТ Р.

Подобная двойственность затрудняет применение обоих аналогичных стандартов — и ГОСТ, и ГОСТ Р. Причина ее — в существовавшей долгие годы рассогласованности межгосударственной и национальной политики стандартизации.

Читайте также:  Кто может заниматься строительством

Для решения этой проблемы Росстандарт активизировал процесс введения в действие в России ГОСТ доказательной базы ТР ТС и ТР ЕАЭС с одновременной отменой аналогичных национальных стандартов ГОСТ Р. Однако, этот процесс далек от завершения.

5. Включение международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств в перечни к техническим регламентам

Мы рассмотрели межгосударственные (то есть региональные) стандарты ГОСТ доказательной базы ТР ТС и ТР ЕАЭС.

Если мы продолжим изучение документов, составляющих доказательную базу ТР ТС и ТР ЕАЭС, то обнаружим в ней немало международных и зарубежных стандартов.

Например, в перечни к ТР ТС «О безопасности железнодорожного подвижного состава» включен государственный стандарт Республики Казахстан СТ РК 2431-2013 «Составы пассажирские сочлененного типа, сформированные из вагонов локомотивной тяги с системами пневматической подвески и наклона кузова. Общие технические требования». Это — стандарт иностранного государства.

А в перечень к ТР ТС «О безопасности средств индивидуальной защиты» в качестве документов, применение которых обеспечивает выполнение требований ТР ТС, включены не только государственные стандарты Республики Беларусь, например, СТБ ISO 12870-2007 «Офтальмологическая оптика. Оправы очков. Технические требования и методы испытаний», идентичный международному стандарту ISO 12870:2004, но и международный стандарт ИСО 7854-1995 «Материалы текстильные с каучуковым или полимерным покрытием. Определение устойчивости к повреждению при многократном изгибе».

Международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств могут включаться в обеспечивающие перечни к техническим регламентам при условии их регистрации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Как подтверждать соответствие требованиям технических регламентов в этом случае? Каковы особенности применения международных и зарубежных стандартов для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов?

ТР ТС и ТР ЕАЭС — документы прямого применения на территории России как части территории Евразийского экономического союза. Поэтому они являются частью многоуровневого российского законодательства по техническому регулированию.

Соответственно, международные и зарубежные стандарты доказательной базы ТР ТС и ТР ЕАЭС применяются наравне с российскими документами по стандартизации доказательной базы.

Условие одно — международные и зарубежные стандарты должны приобретаться в легальном источнике, а ответственность за использование таких стандартов в целях технического регулирования несет субъект, который включил эти стандарты в перечни к техническим регламентам.

6. Официальные издания международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, включая ТР ТС и ТР ЕАЭС, установлен в главе 6 Федерального закона «О техническом регулировании».

На основании статьи 34 Федерального закона «О техническом регулировании» контролирующие органы могут требовать от изготовителя только «предъявления доказательственных материалов, использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента».

Закон не требует предъявлять органам контроля (надзора) использованные при создании продукции нормативные документы, даже если проверка проводится на основании пункта 1 статьи 39 Федерального закона «О техническом регулировании», то есть в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов.

Проверке подлежит соответствие продукции требованиям конкретного технического регламента, а не стандарт, использованный при создании продукции.

Тем не менее органы контроля (надзора) могут захотеть проверить у вас наличие международных и зарубежных стандартов, в соответствии с которыми изготавливается продукция.

До сих пор некоторые проверяющие требуют предъявить им «официальные печатные издания» стандартов. В этом случае полезно напомнить о добровольном характере применения национальных стандартов, включая комплекс стандартов «Стандартизация в Российской Федерации» (ГОСТ Р 1.).

Но сначала следует убедиться, что ГОСТ Р 1.15-2017 «Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Правила создания и функционирования» не применяется в вашей организации.

В п.1.2 ГОСТ Р 1.15-2017 написано, что факт его применения основывается на ссылках на него в организационно-распорядительных и нормативных документах организации, поэтому нужно провести ревизию таких документов в организации и исключить из них не используемые на деле стандарты. Но даже если ГОСТ Р 1.15-2017 применяется в организации для ведения информационного фонда, требования проверяющих предоставить «официальные печатные издания» неправомерны, так как положения п.5.8.3 ГОСТ Р 1.15-2017 не распространяются на международные и зарубежные документы, применяемые в организации.

Если имеющийся текст международного (зарубежного) стандарта приобретен легально (что подтверждено документально) и поставщик стандарта гарантирует достоверность текста, проверяющий не имеет права требовать дополнительных гарантий достоверности, таких как печати, голограммы и тому подобное.

7. Применение международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств для целей импортозамещения

Импортозамещение — это процесс замещения ввозимых из-за рубежа товаров собственными.

Казалось бы, если мы отказываемся от импортных товаров, то и «импортные» стандарты нам ни к чему. Но это не так.

Если мы хотим как можно скорее создать собственную продукцию, которая будет, как минимум, не хуже зарубежных аналогов, нам нужно использовать весь накопленный мировой опыт, содержащийся в международных и зарубежных стандартах.

Кроме того, нам нужно переориентировать национальную стандартизацию. До сих пор в качестве основы при разработке национальных стандартов использовались европейские и североамериканские стандарты.

Теперь следует обратить более пристальное внимание на стандарты стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь — Китая (стандарты GB), Индии (стандарты IS) и Вьетнама (стандарты TCVN).

Разработка национального стандарта — долгий процесс.

Но организации могут самостоятельно внедрять у себя международные (зарубежные) стандарты и принимать на их основе стандарты организации.

Затем проверенные на практике стандарты организации могут стать основой национальных стандартов (или предварительных национальных стандартов).

Источник: www.assembly.spb.ru

Светлана Андреева: региональные и местные нормативы градостроительного проектирования: соотношение и область применения

Понятие «градостроительство» включает в себя «теорию и практику планировки и застройки городов». Подобную формулировку можно найти в словарях, энциклопедиях и справочниках. Смысл самого термина вытекает из его наименования: градостроительство – это возведение населенных пунктов.

Градостроительство – теория и практика планировки и застройки городов; область архитектуры и строительства, комплексно решающая функционально-практические (экономические, демографические, строительно-технические, санитарно-гигиенические) и эстетические (архитектурно-художественные) задачи. Цели градостроительства – создание благоприятных условий для проживания населения, функционирования объектов производства, науки, культуры, коммунального хозяйства, а также формирование и сохранение экологически чистой и эстетически осмысленной городской среды.

(Большая российская энциклопедия.
Авторы: В. Ф. Касьянов, А. Н. Шукурова)

Градостроительство – комплексная и многосторонняя деятельность по созданию, развитию и реконструкции территорий и поселений, включающая архитектурное и инженерное проектирование, социальное, экономическое и экологическое планирование, законодательное регулирование. Сформировавшись как теория и практика планировки и застройки городов, градостроительство является одновременно и методологической базой проектирования всех составляющих материально-пространственной среды жизнедеятельности населения – городов, сел, жилых и производственных районов, зон отдыха, пространственной организации расселения, природных комплексов и ландшафтов.

Практическую сторону градостроительства составляет градостроительная деятельность. Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации «градостроительная деятельность – деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий».

ЦЕЛЬЮ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ НА ТЕРРИТОРИЯХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
ОБЪЕКТАМИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСТУПАЮТ: ВСЯ ТЕРРИТОРИЯ РФ – ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТОВ РФ, ТЕРРИТОРИИ ПОСЕЛЕНИЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И ОКРУГОВ, ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ

И в крупных, и в малых поселениях нередко возникают противоречия во время решения задач нового жилищного, общественного, делового и производственного строительства, реконструкции сложившейся застройки, развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур и задач оздоровления окружающей среды, защиты природных и озелененных территорий, охраны исторических и культурных памятников, сохранения стабильности и комфорта условий для жителей сложившихся районов. Из-за этих противоречий возникают конфликты интересов городского сообщества, групп жителей отдельных районов и кварталов, граждан и юридических лиц.

Необходимым условием для достижения общественного согласия в области градостроительной политики является наличие законодательно установленных четких правовых норм и процедур подготовки, принятия и реализации градостроительных решений.

До принятия Градостроительного кодекса РФ разработка генеральных планов и другой градостроительной документации велась в соответствии с нормативно-техническими документами, регламентирующими градостроительное развитие территорий городов и сельских поселений.

Основным из таких документов, содержащим основные требования к планировке и застройке городских и сельских поселений, был СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Федеральным законом от 5.05.2014 № 131-ФЗ в Градостроительный кодекс РФ дополнительно включена Глава 3.1. Нормативы градостроительного проектирования (статьи с 29.1 по 29.4): «Нормативы градостроительного проектирования – совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 статьи 29.2 настоящего Кодекса, населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований».
(статья 1 Градостроительного кодекса РФ).

Законодательством о градостроительной деятельности определены региональные и местные нормативы градостроительного проектирования.

Нормативы градостроительного проектирования подразделяются на:

  1. региональные нормативы градостроительного проектирования;
  2. местные нормативы градостроительного проектирования.

(статья 29.1 Градостроительного кодекса РФ).

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ УТВЕРЖДАЮТСЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РФ. МЕСТНЫЕ НОРМАТИВЫ УТВЕРЖДАЮТСЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Нормативы местного уровня разрабатываются с учетом региональных нормативов и не должны им противоречить. В статье 29.1 Градостроительного кодекса РФ говорится, что систематизацию нормативов градостроительного проектирования по видам объектов регионального и местного значения обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 76 Конституции РФ, в части предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ, нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия действует федеральный закон.

Региональные и местные нормативы градостроительного проектирования подлежат применению в части, не противоречащей требованиям технических регламентов, санитарных правил и документов по стандартизации, имеющих статус обязательных.

В СП 42.13330.2011, актуализированной редакции СНиП 2.07.01-89, определена область применения: «Настоящий документ распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке и застройке. Конкретизацию этих требований следует осуществлять при разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования».

Читайте также:  Размеры дома больше чем в разрешении на строительство

Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 14 Градостроительного кодекса в число таких объектов входят объекты, относящиеся к следующим областям:

1) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
3) образование;
4) здравоохранение;
5) физическая культура и спорт;
5.1) энергетика;
6) иные области в соответствии с полномочиями субъектов РФ.

В Республике Татарстан разработаны и утверждены Постановлением Кабинета Министров РТ от 27.12.2013 № 1071 республиканские нормативы градостроительного проектирования Республики Татарстан (далее – РНГП), «конкретизирующие и развивающие основные положения действующих федеральных норм».

Нормативы разработаны согласно требованиям Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Татарстан от 25.12.2010 № 98-ЗРТ «О градостроительной деятельности в Республике Татарстан», на основании статистических и демографических данных с учетом природно-климатических, социальных, экономических, национальных и территориальных особенностей республики. Понятие «Нормативы градостроительного проектирования местного уровня» относительно новое (вступили в силу 1.01.2015).

Местные нормативы градостроительного проектирования включают в себя:

а) нормативы градостроительного проектирования муниципального района;
б) нормативы градостроительного проектирования поселения;
в) нормативы градостроительного проектирования городского округа.

Для муниципального района эти нормативы устанавливают расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности муниципального района объектами местного значения и максимально допустимого уровня их территориальной доступности для населения муниципального района. Согласно части 3 статьи 19 Градостроительного кодекса РФ в число таких объектов входят объекты, относящиеся к следующим областям:

а) электро- и газоснабжение поселений;
б) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;
в) образование;
г) здравоохранение;
д) физическая культура и массовый спорт;
е) обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;
ж) иные области в связи с решением вопросов местного значения муниципального района.

Для поселения и городского округа нормативы устанавливают расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения и объектами благоустройства территории и максимально допустимого уровня их территориальной доступности. Объектами местного значения поселения и городского округа, в соответствии с пунктом 5 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ, являются относящиеся к таким областям, как:

а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
б) автомобильные дороги местного значения;
в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;
г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа.

10.02.jpg

Нормативы местного уровня разрабатываются с учетом региональных нормативов градостроительного проектирования и действуют в части, не противоречащей региональным нормативам градостроительного проектирования. При этом, согласно части 2 статьи 29.4 Градостроительного кодекса РФ, предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения в местных нормативах не могут быть ниже, чем в региональных. Предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов местного значения в местных нормативах также не могут быть выше предельных значений, указанных в региональных нормативах.

В Республике Татарстан на данный момент разработаны местные нормативы градостроительного проектирования только для городского округа Казань (далее – МНГП), утвержденные решением Казанской городской Думы от 14.12.2016 № 8-12. Местные нормативы разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами РФ в области регулирования градостроительной деятельности, Законом Республики Татарстан от 25.12.2010 № 98-ЗРТ «О градостроительной деятельности», постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 14.08.2015 № 3071 «О выполнении научно-исследовательской работы по подготовке Проекта местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Казань» с целью конкретизации положений федерального законодательства в области градостроительства, республиканских нормативов градостроительного проектирования применительно к территории муниципального образования города Казани и носят социально ориентированный характер.

МНГП разработаны с учетом социально-демографического состава и плотности населения на территории города Казани, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования и предложений органов местного самоуправления и заинтересованных лиц. Нормативы также учитывают сложившуюся функционально-планировочную структуру муниципального образования города Казани и типологию застройки, основаны на результатах натурного обследования территории, социологического исследования, транспортного моделирования и геоинформационного моделирования типов застройки.

Региональные нормативы градостроительного проектирования могут устанавливать предельные значения – расчетный показатель и минимально допустимые уровни обеспеченности объектами местного значения.

В нормативах градостроительного проектирования могут устанавливаться радиусы обслуживания соответствующими учреждениями. Например, радиус обслуживания детскими дошкольными учреждениями, больницами, поликлиниками и другими подобными социально значимыми объектами.

Региональные нормативы градостроительного проектирования учитывают, что требования по доступности соответствующих объектов инфраструктуры будут отличаться для различных территорий в зависимости от плотности, численности и возраста населения, проживающего в том или ином населенном пункте.

Далее будет приведено несколько примеров того, как в местных нормативах в соответствии с особенностями муниципального образования конкретизируются и дополняются показатели, установленные в региональных нормативах.

1. Нормы расчета размеров земельных участков для дошкольных образовательных организаций (в кв. м на 1 место):

  • в РНГП, при вместимости до 100 мест – 40, свыше 100 – 35;
  • в МНГП, при вместимости до 100 мест – 44, свыше 100 – 38.

Нормы расчета размеров земельных участков для общеобразовательных организаций (в кв. м на 1 место):

  • в РНГП, при вместимости до 400 мест – 50; 400–500 мест – 60; 500–600 мест – 50; 600–800 мест – 40; 800–1100 мест – 33; 1100–1500 мест – 21; 1500–2000 мест – 17;
  • в МНГП, при вместимости 500–600 мест – 55; 600–800 мест – 45; 800–1100 мест – 36; 1100–1500 мест – 23; более 1500 мест – 18; более 2000 мест – 16, но не менее 2,5 га.

Анализ приведенных примеров показывает, что местные нормативы конкретизируют и дополняют Республиканские нормативы градостроительного проектирования Республики Татарстан в целях увеличения размера земельного участка для образовательных организаций применительно к территории муниципального образования города Казани.

2. Расчет количества машино-мест для временного и постоянного хранения автотранспорта жителей и посетителей жилого здания: в РНГП расчетное количество машино-мест для хранения автотранспорта зависит от типа жилого дома по уровню комфорта.

Для временного хранения (машино-мест на 1 квартиру):

  • 0,75 – для высококомфортного жилого дома; 0,63 – для комфортного; 0,24 – для массового; 0,16 – для социального; 0,25 – для специализированного.

Для постоянного хранения (машино-мест на 100 кв. м общей площади квартир):

  • 2,9 – для высококомфортного жилого дома; 2,6 – для комфортного; 1,9 – для массового; 1,4 – для социального; 0,8 – для специализированного.

В МНГП вместимость гостевых стоянок определяется из расчета одно машино-место на 560 м2 общей площади квартир, или 17,8 машино-мест на 10 тыс. м2 общей площади квартир. Для постоянного хранения автотранспорта – 1 машино-место на 66 м2 общей площади квартир, но расчетное количество машино-мест может быть сокращено на 20%, если жилищное строительство ведется в историческом центре города, на реорганизуемой территории или в радиусе 500 м доступности от станций метрополитена.

Если в РНГП расчетное количество машино-мест для хранения автотранспорта зависит от типа жилого дома по уровню комфорта, то при проектировании жилой застройки в Казани расчетное количество машино-мест зависит от общей площади квартир.

3. Радиус доступности сооружений и устройств для хранения легкового автотранспорта жителей:

– в РНГП «Сооружения для хранения легковых автомобилей городского населения следует проектировать в радиусе доступности 250–300 метров от мест жительства автовладельцев, но не более чем 800 метров».
– в МНГП «подземные автостоянки и наземные многоуровневые гаражи-стоянки размещаются в границах проекта планировки территории на расстоянии не более 500 м от проектируемой жилой застройки».

Местные нормативы конкретизируют региональные в части уменьшения радиуса доступности сооружений для хранения легковых автомобилей городского населения от мест жительства автовладельцев.

4. Расчетное количество машино-мест для парковки легковых автомобилей на приобъектных стоянках больниц:

– в РНГП, на 2015 год – 7 машино-мест на 100 коек, на 2025 год – 10 машино-мест на 100 коек;
– в МНГП, 1 машино-место на 5 работающих плюс 1 машино-место на 10 койко-мест;

Расчетное количество машино-мест для парковки легковых автомобилей на приобъектных стоянках поликлиник:

– в РНГП, на 2015 год – 4 машино-места на 100 посещений, на 2025 год – 6 машино-мест на 100 посещений;
– в МНГП, 1машино-место на 5 работающих плюс 1 машино-место на 50 посещений в смену.

При сравнении приведенных примеров можно увидеть, что для определения расчетного количества машино-мест в МНГП введена дополнительная расчетная единица – число работающих, а в РНГП выделен расчетный период.

Таким образом, на данный момент региональные и местные нормативы градостроительного проектирования – это та совокупность стандартов, которой необходимо придерживаться, включая стандарты обеспечения безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, при проектировании, строительстве и реконструкции:

  • жилых, общественно-деловых, производственных, рекреационных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктуры, специального назначения, сельскохозяйственного использования;
  • зон размещения объектов историко-культурного наследия, обладающих признаками объектов культурного наследия;
  • сети учреждений и предприятий социального обслуживания;
  • объектов транспортной и инженерной инфраструктуры.

Местные нормативы разрабатываются с учетом региональных, они развивают и конкретизируют их, но не могут предъявлять меньшие требования к минимально допустимому уровню обеспеченности объектами и большие требования к максимально допустимому уровню территориальной доступности объектов.

Так как в Республике Татарстан местные нормативы разработаны лишь для городского округа Казань, то при проектировании, строительстве и реконструкции для муниципальных районов, поселений и городских округов обязательны к применению положения Республиканских нормативов градостроительного проектирования РТ.

Источник: gosekspertiza.tatarstan.ru

Рейтинг
Загрузка ...