1. В соответствии со статьей 29 Федерального закона «О техническом регулировании» и в целях реализации Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» утвердить прилагаемый список продукции, которая для помещения под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2021 г.
СПИСОК
ПРОДУКЦИИ, КОТОРАЯ ДЛЯ ПОМЕЩЕНИЯ ПОД ТАМОЖЕННЫЕ
ПРОЦЕДУРЫ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ОТЧУЖДЕНИЯ
ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТОЙ ПРОДУКЦИИ В СООТВЕТСТВИИ
С ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕМ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПОДЛЕЖИТ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ
ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ТЕХНИЧЕСКИЙ
184-ФЗ Технические регламенты
РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
(в ред. распоряжений Правительства РФ
от 15.07.2021 N 1951-р, от 20.04.2022 N 947-р)
Источник: www.alta.ru
Перечень национальных стандартов и сводов правил для Обязательного и Добровольного применения
Друзья. Помогите разобраться.
1. Если СП или СНиП не попали в перечни стандартов и правил на обязательном и добровольном применении, но все еще в статусе действующих, на какой основе их можно применять, обязательной или добровольной? Допустим, на примере СНиП 21-01-97, его нет в перечнях но он числится как действующий.
2. «ФЗ 123 Технический регламент требований пожарной безопасности». Есть перечень документов, обеспечивающих требования ТехРег на добровольной основе, так называемый приказ от 16 апреля 2014 года N 474. В нем указаны все документы в области обеспечения пожарной безопасности и все они применимы на добровольной основе. Вопрос. Существует ли перечень нормативов обязательных к применению для выполнения требований ФЗ-123?
3. Есть ли трактовка «добровольного» применения? Можно не применять все нормы для добровольного использования?
Ссылки:
— Техническое регулирование ФЗ-184 http://docs.cntd.ru/document/tehnicheskoeregulirovanie
в соответствии с которым должны быть приняты перечни нормативов.
— Нормы добровольные для ФЗ-123 http://docs.cntd.ru/document/499090605
P.S.
Прошу писать по существу с ссылками на документы.
Большая просьба, особо раздражительные, а также, любители словоблудия, не пишите в этой теме.
Заранее благодарю за помощь и понимание
1. Действующие — обязательны к применению в части, не противоречащей техрегламентам (указано в ФЗ о тех регулировании); на объекты, проектируемые после вступления в силу ФЗ-123 не распространяется.
2. Нет. Это обусловлено тем что политика МЧС предоставляет различные варианты обоснования пожарной безопасности. Углубляться не буду.
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
3. Можно. Если проект для технологий прошлого века. Если у вас современные решения — без соблюдений СП ничего не выйдет.
Не понятно какие ссылки вы хотели увидеть.
К посту xopolllo (с которым полностью согласен) могу добавить:
1. Как мне объясняли в УГПН МЧС, СНиП 21-01-97 — межгосударственный документ, и поэтому у него по сей день статус действующего. Только вот в РФ главным документом является не этот СНиП, а федеральный закон №123.
2. Выполнение требований ФЗ№123 может обеспечиваться двумя добровольными «путями». Почитайте ст.6 ФЗ№123. В «общем целом» обязательными в России являются только требования, изложенные в техрегламентах, согласно техническому регулированию, изложенному в ФЗ№184. Остальные требования — добровольн о-принудительн ые. Обязательные требования по пожбезопасности содержит сам ФЗ№123 и технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».
Перечень нормативов, обязательных к применению для выполнения требований существует только для ФЗ№384, в статьях 6 и 43 ФЗ№384 и определено существование этого перечня обязательных нормативов, которых по ФЗ№184 не должно быть и не существует у других техрегламентов, кроме ФЗ№384
3. В конечном счёте любой нормативный или околонормативный документ становится обязательным добровольно-принудительным при желании контролирующих органов. Нам в экспертизах выставляли замечания и по документам, которые ни в какие перечни и указатели не входят, и приходилось отвечать.
Благодарю.
Почитал комментарии к закону о техническом регулировании. Дословно говориться так — Если вы применяете нормы из перечня на добровольной основе, то требования тех регламента считаются выполненными. Если не принимаете на добровольной основе, то будьте добры предоставить альтернативные действующие нормы либо провести испытания, исследования и разработать свой норматив не противоречащий существующим нормам.
Гораздо проще принять на добровольной основе.
В перечне нормативов к 123 ФЗ есть хорошая приписка, мол отслеживайте свежие редакции, заменяющие документы и пользуйтесь ими. В перечнях к Тех регламенту о безопасности зданий, такой приписки нет, тоесть нужно использовать только то что перечислено в перечне.
Еще в комментариях к закону о техническом регулировании, разъяснено, что все СП что выходят после принятия перечней нормативов, должны приниматься на добровольной основе. В самом же законе о тех регулировании, найти строки об этом, терпения не хватило. )))
Если в действующем нормативном акте, применяемом вами, есть ссылка на (или на пункты) данного (да и любого) ВСН — то тогда обязателен в той части, которая указана. (если ВСН не отменён).
Сам по себе ВСН не обязателен. Можно применять как рекомендации.
xopolllo, есть ли упоминание о рекомендательном характере ВСН в каком-либо законе, постановлении или нормативе?
не зная сути вашего дела ( Offtop: мне оно не интересно ), мне кажется вопрос ваш странным. Ответ: я не знаю.
Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam
xopolllo, есть ли упоминание о рекомендательном характере ВСН в каком-либо законе, постановлении или нормативе?
Место для ВСН вообще не определено. Был СНиП 10-01-84 Система нормативной документации в строительстве. Там все разобрано — у каких документов какая важность и обязательность. ВСН напрямую даже в нем не упоминались, но были:
5.9 Наряду с нормативными документами системы в строительстве применяют: . — стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами, государственными комитетами и комитетами в соответствии с их компетенцией. 5.10 Нормативные документы отраслевых министерств, государственных комитетов и комитетов, органов государственного надзора не должны содержать положений, относящихся к компетенции Минстроя России и территориальных органов управления строительством. |
Вот ВСН, доставшиеся от СССР и есть «иные нормативные документы», но не входящие в систему нормативных документов в строительстве. Фактически в них просто содержится опыт, зачастую уже устаревший. Их никто не обновляет и не отменяет. Просто некому — авторы приказали долго жить. Юридическую силу они могут иметь разве что внутри министерства-преемника.
Однако в России печатное слово в технических изданиях все-таки имеет силу не по закону, а «по понятиям». Если какой-то вопрос не отражен в действующих нормативных документах, надо использовать ВСН. То, что там напечатано будет доказательством «я не сам это придумал». Причем доказательством может быть и в суде «если что».
ShaggyDoc, а если ссылаться на «Указатель нормативных документов по строительству, действующих на территории Российской Федерации (по состоянию на 01.07.2011)», одобренный Министерством регионального развития РФ?
В предисловии сказно, что в Указатель включены в том числе: «нормативные документы, утвержденные Госстроем СССР (СИ и др.) и (ВСН) утвержденные соответствующими ведомствами, применяемые в качестве рекомендуемых документов».
Далее смотрю раздел 3. Документы справочные, пункт 3.2 — «Нормативные документы, утверждённые Госстроем СССР и Госстроем РСФСР, — СН, РСН, ВСН».
В этой таблице содержится ВСН 42-85 «Правила приёмки в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом жилых зданий» (внесено изменение № 1, утверждённое приказом Госстроя России от 06.05.97 № 17-16, БСТ 6-97).
Ведущая организация-разработчик — ЦНИИЭПжилища.
Итого: ВСН 42-85 утверждён Госстроем СССР и применяется в качестве рекомендуемых документов.
Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam
В предисловии сказно, что в Указатель включены в том числе: «нормативные документы, утвержденные Госстроем СССР (СИ и др.) и (ВСН) утвержденные соответствующими ведомствами, применяемые в качестве рекомендуемых документов». |
Всё правильно сказано. В СССР не было такой чуши, как «обязательные» и «добровольные» нормативные документы. Каждый документ был обязательным, но в пределах своей области действия. Например ВСН, разработанные министерствами, были обязательны внутри этих министерств. Но другое министерство могло разработать свои ВСН по такой же теме.
И примеры были.
Госстрой СССР был «комитетом», т.е. как бы надотраслевым министерством, управляющим строительными вопросами в разных министерствах. Он и свои обязательные документы утверждал, и рекомендовал ведомственные нормы для всеобщего применения. Не отнимая при этом права у других министерств разработать свои ВСН, НТП и прочее. При этом в любых нормах были и обязательные положения, и рекомендуемые, и допускаемые отклонения.
Указатели нормативных документов (а также типовой документации, оборудования и прочего) обновлялись ежегодно и доводились до всех. И вопросов не было.
А сейчас полный бардак, являющийся последствием коррупционного Закона о ТР. Придумали идиотский Перечень 1047, в котором вперемешку упоминаются даже «обязательные» пункты. Типа «здесь играть, здесь не играть, а тут от селедки следы остались». Есть куча противоречивых документов, все «введены в действие» и разобраться совершенно невозможно. Это искусственно взбаламученная мутная водичка, в которой спонсорам этого взмучивания удобнее ловить золотых рыбок.
Подниму тему.
На настоящий момент есть Постановление правительства N 1521 от 26 декабря 2014 года и корректирующее N 1033 от 29 сентября 2015 года. В этих постановлениях указаны пункты СП для обязательного применения.
Где прочитать о статусе тех пунктов норм, которые не вошли в вышеуказанный перечень? То есть есть пункт, не являющийся обязательным и насколько правомерно обойти его требования? И самое главное, чего потом ожидать в экспертизе с таким поведением?
На настоящий момент есть Постановление правительства N 1521 от 26 декабря 2014 года и корректирующее N 1033 от 29 сентября 2015 года. В этих постановлениях указаны пункты СП для обязательного применения.
Где прочитать о статусе тех пунктов норм, которые не вошли в вышеуказанный перечень?
Всё что необязательно — нужно выполнять добровольно -принудительно . На сегодня есть «добровольный» перечень — приказ Росстандарта от 30.03.2015 N 365 и к нему ещё «корректирующий» Приказ Росстандарта от 25.12.2015 N 1650.
То есть есть пункт, не являющийся обязательным и насколько правомерно обойти его требования? И самое главное, чего потом ожидать в экспертизе с таким поведением?
Шоб было ещё веселее, Минстрой письмо «разъяснительное» сварганил, о том что все СНиПы из Перечня N 1047-р тоже добровольные: http://forum.dwg.ru/showpost.php?p=1500257добровольный» перечень — приказ Росстандарта от 30.03.2015 N 365 и к нему ещё «корректирующий» Приказ Росстандарта от 25.12.2015 N 1650
Перечень видел, спасибо. Мне вот интересно, где рассказано про эту добровольность и последствия неприменения этих добровольных пунктов?
Генеральный план и транспорт
ч.2 ст. 5 384-ФЗ
надо применять обязательные + добровольные или СТУ
«добровольность» это почти иллюзия
Мне вот интересно, где рассказано про эту добровольность и последствия неприменения этих добровольных пунктов?
6. Соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования настоящего Федерального закона и ссылками на требования стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или на требования специальных технических условий. В случае отсутствия указанных требований соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими способами из следующих способов: 1) результаты исследований; 2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам; 3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий; 4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий. |
При чём, если разработать и согласовать спецтехусловия в Минстрое, то можно и требования документов и из «обязательного» перечня не соблюдать:
4. Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями. |
Если Вы не смелый «инноватор, владеющий альтернативными подходами», а обычный проектировщик, то не соблюдать «добровольные» нормы себе дороже выйдет. Но отдельным «инноваторам» удаётся согласовывать совершенно «иллюзорные» вещи, например: http://forum.dwg.ru/showthread.php?t. E8%F2%E0%EB%2A http://forum.dwg.ru/showpost.php?p=1404096Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» разницы между требования обязательного применения и добровольного применения нет. Оба вида требований обеспечивают «безопасность здания» и соответствие здания ФЗ. Таким образом применение требований из добровольного перечня так же обязательно. Можно обойти оба требования через СТУ.
ГрК РФ, Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование
5. . Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. |
Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
Статья 6. Документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона
1. Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. 4. Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями. . 7. Национальным органом Российской Федерации по стандартизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. |
Статья 5. Обеспечение соответствия безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) требованиям настоящего Федерального закона
2. Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий. |
Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ
Глава 3. Требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений
Статья 15. Общие требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации
6. Соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования настоящего Федерального закона и ссылками на требования стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или на требования специальных технических условий. В случае отсутствия указанных требований соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими способами из следующих способов: 1) результаты исследований; 2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам; 3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий; 4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий. |
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О техническом регулировании»
Статья 16.1. Правила формирования перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов (введена Федеральным законом от 30.12.2009 N 385-ФЗ)
4. Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов в области стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов. (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ) |
Иными словами под «иными документами» и понимается расчет пожарных рисков и СТУ.
При этом также необязательны обязательные СП, так как их можно нарушить утвердив соответствующий СТУ согласно Приказ Минрегиона России №36 от 01.04.2008г. «Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства».
Много новелл по применению перечней в «Методических рекомендациях» 2015 года.
приказ Минстроя России от 27 февраля 2015 года № 138/пр
«Методических рекомендаций по применению перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521″
6. Изменения, вносимые во включенные в перечень документы в области стандартизации (их части) в процессе их актуализации, в ссответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, применяются на добровольной основе.
Такие изменения будут применяться на обязательной основе только после внесения изменений в перечень.
.
7. В случае если требование, содержащееся во включённом в перечень документе в области стандартизации ( его части), сформулировано в качестве рекомендательного (. «как правило», «при соответствующем обосновании», «в случае особой необходимости», «преимущественно», «рекомендуется», «предпочтительно», «могут» и т.п.) РЕШЕНИЕ о выполнении такого требования принимается ЗАСТРОЙЩИКОМ (техническим закачзиком).
8. Пересказ — Ссылки в обязательных частях СП на другие нормы не делают их обязательными, если они также не внесены в обязательный перечень.
9. Пересказ — Все документы не указанные в обязательном перечне применяются на добровольной основе.
10. Пересказ — Приложения обязательных СП обязательны, только если также внесены в перечень.
При использовании любого требования добровольного СП надо исполнять весь указанный СП.
Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. N 1762-р)
«III. Стратегические цели, задачи и принципы развития национальной системы стандартизации В основе развития национальной системы стандартизации будут использоваться следующие принципы стандартизации: добровольность применения заинтересованным лицом документов в области стандартизации и обязательность соблюдения указанным лицом требований, содержащихся в этих документах, в случае объявления об их использовании, а также в случае определения обязательности исполнения требований стандартов в рамках контрактных (договорных) обязательств.» |
Согласно 123-ФЗ ст.6 проектировщик обязан:
123-ФЗ+ нормы по пожарному перечню
123-ФЗ+ пожарные риски не превышают допустимых значений (требуется «Расчёт пожарных рисков»).
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Статья 6. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности
Источник: forum.dwg.ru