Реконструкция объекта капитального строительства градостроительный кодекс

В 2021 году в Градостроительный кодекс (Грк РФ) внесли ряд изменений. Особое внимание стоит уделить июльским Законам: № 275-ФЗ (подписан 01.07.21) и № 298-ФЗ (от 02.07.21).

Реконструкция объекта капитального строительства градостроительный кодекс

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Определение реконструкции содержится в Градостроительном кодексе РФ и в ряде других нормативно-правовых актов.

Согласно статьи 1 ГрК РФ, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Реконструкция жилья — комплекс мер по переустройству жилого дома в связи с физическим или моральным износом. Она предполагает замену устаревшего или установку дополнительного инженерного оборудования, усиление конструкций, специальные меры по повышению теплотехнических характеристик здания, его перепланировку, а также увеличение жилой площади путем надстройки дополнительных этажей и мансард («Методические рекомендации по технико-экономической оценке эффективности реконструкции жилых зданий и определению сроков окупаемости» (утв. Приказом Госстроя РФ от 10.11.1998 N 8).

«Реконструкция здания — комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости или пропускной способности или его назначения) в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг. » (Приказ Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (вместе с «ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»)

«Реконструкция жилого дома — переоборудование жилого дома с целью совершенствования его объемно — планировочных решений и архитектурных качеств (с осуществлением перепланировки квартир, секций, этажей или нежилых помещений, в том числе с изменением их функционального назначения), а также конструктивно — технических и инженерно — технических решений с учетом современных требований при изменении объема жилого дома путем пристройки новых объемно — планировочных элементов, в том числе квартир или их помещений, лестнично — лифтовых узлов, помещений нежилого назначения, а также надстройки (в том числе мансардным этажом) или разборки частей жилого дома. » (Постановление Правительства Москвы от 02.10.2001 N 894-ПП «Об утверждении московских городскихстроительных норм (МГСН) 3.01-01 «Жилые здания»)

Из определения суда: «В соответствии с п.п. 13 и 14 Градостроительного кодекса РФ реконструкцией является изменение параметров объектов капитального строительства, их частей и качества инженерно-технического обеспечения. В то время как строительством является создание зданий, строений, сооружений (в том числе и на месте сносимых объектов капитального строительства).

В соответствии с ч. 1 ст. 754 Гражданского кодекса РФ реконструкция включает в себя обновление, перестройку, реставрацию здания или сооружения.

В действующем Своде правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003, принятом Постановлением Госстроя России от 21.08.2003г. N 153 под реконструкцией здания понимается «комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (нагрузок, планировки помещений, строительного объема и общей площади здания, инженерной оснащенности) с целью изменения условий эксплуатации, максимального восполнения утраты от имевшего место физического и морального износа, достижения новых целей эксплуатации здания».

Тем самым, реконструктивные работы в отдельном помещении здания могут предусматривать один из видов работ (или их комплекс) в целях частичного изменения фасадной части здания и (или) несущих конструкций: изменение формы оконных и дверных проемов; создание, ликвидация оконных и дверных проемов; изменение входов; устройство входов, тамбуров входов; устройство лоджий, балконов; остекление лоджий, балконов; замена столярных элементов фасада». (извлечение из апелляционного определения Хабаровского краевого суда от 27 июля 2012 года, по делу № 33-4672).

Вернуться к оглавлению обзора : Перепланировка и переустройство квартиры. Узаконивание самовольной перепланировки. Нормы закона и практика, в том числе:

Реконструкция объектов капитального строительства — изменение параметров объекта капитального строительства , его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта . Реконструкция жилья — комплекс мер по переустройству жилого дома. Реконструкция здания — комплекс строительных работ и организационно-технических. … Определение реконструкции содержится в Градостроительном кодексе РФ и в ряде других нормативно-правовых актов. Согласно статьи 1 ГрК РФ, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных…

Что изменилось в градостроительном законодательстве в 2021 году: обзор

В 2021 году в Градостроительный кодекс (Грк РФ) внесли ряд изменений. Особое внимание стоит уделить июльским Законам: № 275-ФЗ (подписан 01.07.21) и № 298-ФЗ (от 02.07.21).

Читайте также:  Краевое государственное казенное учреждение управление капитального строительства

В 2021 году в Градостроительный кодекс (Грк РФ) внесли ряд изменений. Особое внимание стоит уделить июльским Законам: № 275-ФЗ (подписан 01.07.21) и № 298-ФЗ (от 02.07.21).

Закон № 275-ФЗ затронул сферы архитектурно-строительного проектирования, градостроительства и государственной регистрации прав на недвижимое имущество. № 298-ФЗ коснулся выдачи разрешения на строительство объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением.

Основные изменения в Градостроительный кодекс с датами вступления в силу приведены в таблице 1.

Таблица 1. Основные изменения в Градостроительном кодексе 2021

Дата вступления в силу

Появилась возможность проведения экспертиз по принципу «одного окна».

Расширили перечень объектов, для строительства и реконструкции которых не требуется разрешение на строительство.

Установлены этапы реализации проекта по строительству объектов капитального строительства. Для каждого этапа предусмотрен набор определённых мероприятий.

Закреплён институт типовой проектной документации.

Исключены избыточные полномочия государственных регистраторов прав по проверке проектной документации.

Введён термин «рабочая документация».

Закрепление в Градостроительном кодексе необходимых для реализации проектов по строительству и реконструкции объектов капитального строительства детального перечня мероприятий можно считать основным нововведением Закона № 275-ФЗ.

Норма распространяется на застройщиков, технических заказчиков, федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти Субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации.

Пять этапов реализации проекта по строительству

Реализация проекта по строительству объектов капитального строительства может состоять из пяти этапов:

  1. приобретение прав на земельный участок;
  2. утверждение или выдача документов, сведений и материалов, необходимых для выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объекта капитального строительства;
  3. проведение инженерных изысканий и архитектурно-строительное проектирование;
  4. строительство (реконструкция) объекта капитального строительства и ввод его в эксплуатацию;
  5. государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на построенный, реконструированный объект капитального строительства (помещение, машино-место).

Для каждого из этапов утверждён соответствующий перечень необходимых мероприятий, объединённых общим понятием «Проект по строительству объекта капитального строительства».

Исключительным полномочием по утверждению перечня документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения установленных ГрК РФ мероприятий по строительству наделено правительство РФ. До 1 сентября 2021 года исчерпывающие перечни административных процедур в строительстве определялись только подзаконными нормативно-правовыми актами.

Термин «Рабочая документация» закрепили на уровне закона

Такая документация разрабатывается на основании проектной документации и может разрабатываться одновременно с ней. В рабочую документацию входят материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которыми строят или реконструируют капитальные объекты или отдельные их части.

В рабочую документацию можно вносить изменения, не синхронизируя их с проектной документацией, но при условии, что они соответствуют требованиям, предусмотренным пунктами 1-5 части 3.8 статьи 49 ГрК РФ.

С момента утверждения застройщиком, техническим заказчиком изменения рабочей документации признаются частью проектной документации.

Институт типовой проектной документации: что это и как работает

Проектную документацию могут признать типовой, если она получит положительное заключение государственной экспертизы и будет использована при строительстве или реконструкции капитального объекта, который, в свою очередь, будет введён в эксплуатацию согласно разрешению уполномоченного органа.

Если проектную документацию одобрят в качестве типовой, она подлежит включению в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации (ЕГРЗ). Со дня включения в реестр её можно использовать при осуществлении архитектурно-строительного проектирования аналогичного объекта в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ.

Правительство РФ устанавливает:

  • порядок признания проектной документации типовой проектной документацией, сроки её применения, порядок отмены решения о признании проектной документации типовой, случаи обязательного использования типовой проектной документации;
  • порядок предоставления сведений о лице, уполномоченном на распоряжение исключительным правом на типовую проектную документацию;
  • критерии типовой проектной документации.

Критерии аналогичности объектов капитального строительства должен установить Минстрой.

Как изменился институт экспертизы

Экспертизу проектной документации, государственную историко-культурную экспертизу проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и государственную экологическую экспертизу проектной документации можно проводить одновременно на основании однократного обращения. Уполномоченные на проведение данных экспертиз органы взаимодействуют между собой без участия заявителя.

Читайте также:  Реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства

Когда могут приостановить кадастровый учёт построенного объекта

Риски приостановления государственного кадастрового учёта объектов недвижимости, которые уже построены, минимизировали за счёт ряда мер:

  • устранили дублирование полномочий органов власти;
  • исключили избыточные полномочия государственных регистраторов прав по проверке проектной документации построенных зданий и сооружений.

Изменения коснулись правил предоставления проектной документации объекта капитального строительства и расхождений между плановой и фактической протяжённостью объектов (таблица 2).

Таблица 2. Изменения в постановке на кадастровый учёт и вводе в эксплуатацию отдельных объектов

Проектная документация объекта капитального строительства.

Необходимо предоставить в качестве приложения к техническому плану для государственного кадастрового учета и регистрации прав.

  • Предоставлять в качестве приложения к техническому плану не требуется.
  • В техническом плане указываются сведения о проектной документации в объеме, предусмотренном требованиями к техническому плану.
  • Приостанавливать учетно-регистрационные действия на основании несоответствия технического плана в части количества помещений, этажей и машиномест больше не допускается.

Протяжённость построенных линейных объектов (отличие план VS факт).

Могло стать препятствием при вводе в эксплуатацию и регистрации объекта.

Допускается различие в 5%.

На каких основаниях могут отказать в кадастровом учёте, как снизить риски приостановления и отказа, о система градостроительно-планировочной и обосновывающей её документации, расскажем на семинаре: «Землепользование для строительства, кадастрового учета и регистрации недвижимости, с учетом последних изменений».

Градостроительный кодекс РФ трактует реконструкцию как изменение характеристик объекта строительства , а именно площади, высоты и количества этажей. Это перепланировка, замена, воссоздание и пристройка строительных конструкций. Реконструкции подлежат здания, жилые дома. … Вопреки распространенному мнению, что капитальный ремонт и реконструкция это одно и то же, между этими двумя видами строительных работ есть заметная разница. Различия между капремонтом и реконструкцией : Капремонт направлен на замену и восстановление строительных конструкций и элементов, а реконструкция – на изменение технических и экономических параметров объектов .

Статья 52.2 Градостроительного кодекса РФ. Реконструкции, капитальный ремонт существующих линейных объектов в связи с планируемым строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства

1. Положения настоящей статьи применяются при реконструкции, капитальном ремонте существующих линейных объектов, в том числе сетей инженерно-технического обеспечения (за исключением объектов электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 110 кВ и выше, а также существующих линейных объектов, сетей инженерно-технического обеспечения, критерии определения и (или) виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации), их частей (далее в настоящей статье — существующие линейные объекты), в связи с планируемым строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом:

1) линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, транспортной инфраструктуры регионального значения или транспортной инфраструктуры местного значения при наличии утвержденного в соответствии с частью 12.12 статьи 45 настоящего Кодекса проекта планировки территории;

2) многоквартирных жилых домов, домов блокированной застройки и необходимых для их функционирования объектов коммунальной инфраструктуры, объектов транспортной инфраструктуры, а также объектов социальной инфраструктуры, если предусмотрено изменение местоположения существующих линейных объектов.

2. Условия осуществления реконструкции, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 110 кВ и выше, а также существующих линейных объектов, сетей инженерно-технического обеспечения, критерии определения и (или) виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, условия осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта не указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи объектов капитального строительства, предусматривающие изменение местоположения существующих линейных объектов, определяются по соглашению сторон в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Положения настоящей статьи не применяются при реконструкции, капитальном ремонте существующих сетей инженерно-технического обеспечения в целях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к таким сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии со статьей 52.1 настоящего Кодекса.

4. Правообладатели существующих линейных объектов в течение тридцати дней со дня поступления обращения в письменной форме застройщика или технического заказчика, обеспечивающего строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи — застройщик, технический заказчик), выдают застройщику, техническому заказчику технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению при архитектурно-строительном проектировании в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов (далее — технические требования и условия), либо отказывают в их выдаче.

6. Возмещаемый правообладателю существующих линейных объектов размер затрат на подготовку технических требований и условий не может превышать размер затрат на подготовку технических условий на подключение (технологическое присоединение) к сети инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, рассчитываемый на основании стандартизированных тарифных ставок.

8. Технические требования и условия являются обязательным приложением к договору, предусмотренному частью 10 настоящей статьи.

9. В случае изменения лица, являющегося правообладателем существующего линейного объекта и (или) застройщиком, техническим заказчиком, переоформление технических требований и условий не требуется.

Читайте также:  Общественное использование объектов капитального строительства что это такое

10. Реконструкция, капитальный ремонт существующего линейного объекта, а также при необходимости архитектурно-строительное проектирование в целях таких реконструкции, капитального ремонта осуществляется в соответствии с договором, заключаемым правообладателем существующего линейного объекта с застройщиком или техническим заказчиком с учетом требований настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи — договор).

11. Договор заключается с правообладателем существующего линейного объекта в обязательном порядке в соответствии с гражданским законодательством. Застройщик, технический заказчик вправе обратиться к правообладателю существующего линейного объекта, сети инженерно-технического обеспечения в целях заключения договора в течение срока действия технических требований и условий.

1) сведения о местоположении объектов капитального строительства, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи;

2) сведения о существующих линейных объектах (наименование, местоположение, кадастровый номер (при наличии), реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществить;

3) обязательство сторон при необходимости обеспечить подготовку документации по планировке территории или внесение в нее изменений, архитектурно-строительное проектирование в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов в соответствии с техническими требованиями и условиями;

4) обязательство сторон по выполнению работ по реконструкции, капитальному ремонту существующих линейных объектов, предусмотренных техническими требованиями и условиями, предельный срок выполнения таких работ;

5) обязательство застройщика, технического заказчика возместить правообладателям существующих линейных объектов затраты в связи с их реконструкцией, капитальным ремонтом;

6) форма и сроки возмещения застройщиком, техническим заказчиком затрат, возникших в связи с такими реконструкцией, капитальным ремонтом существующих линейных объектов, их правообладателям;

7) обязательства сторон по урегулированию отношений с владельцами объектов, подключенных (технологически присоединенных) в установленном порядке к существующим линейным объектам, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществить, в связи с невозможностью эксплуатации таких существующих линейных объектов во время их реконструкции, капитального ремонта;

8) обязательства сторон по обеспечению оформления правоустанавливающих документов на земельные участки в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов, а также на указанные линейные объекты после завершения их реконструкции, капитального ремонта (при необходимости);

9) обязательства сторон по установлению, изменению, прекращению зон с особыми условиями территорий в соответствии с земельным законодательством (при необходимости);

13. Предусмотренное пунктом 6 части 12 настоящей статьи возмещение осуществляется в денежной и (или) в натуральной формах. Порядок определения формы возмещения устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае возмещения в денежной форме выполнение работ по реконструкции, капитальному ремонту существующих линейных объектов обеспечивается правообладателями таких объектов. В случае возмещения в натуральной форме выполнение указанных работ обеспечивается застройщиками, техническими заказчиками.

14. В случае, если реконструкция, капитальный ремонт существующего линейного объекта осуществляются застройщиком, техническим заказчиком, проектная документация, предусматривающая такие реконструкцию, капитальный ремонт, подлежит согласованию с его правообладателем. Предметом такого согласования является соответствие предусмотренных проектной документацией реконструкции, капитального ремонта существующего линейного объекта техническим требованиям и условиям. Срок такого согласования не может превышать тридцать дней.

15. Объем затрат на выполнение работ по реконструкции, капитальному ремонту существующего линейного объекта определяется на основании проектной документации, предусматривающей такие реконструкцию, капитальный ремонт и разработанной с соблюдением технических требований и условий. В случае выполнения указанных работ правообладателем существующего линейного объекта затраты на их выполнение, включенные в сметную стоимость реконструкции, капитального ремонта такого линейного объекта, возмещаются в пределах стоимости, определенной утвержденной проектной документацией, предусматривающей выполнение указанных работ.

16. Перечень видов затрат, которые возникают в связи с реконструкцией, капитальным ремонтом существующих линейных объектов и которые включаются в сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

17. Сроки выполнения работ по реконструкции существующих линейных объектов устанавливаются на основании проектной документации, предусматривающей выполнение указанных работ.

18. Увеличение мощности и (или) улучшение технических характеристик существующих линейных объектов или линейных объектов при их реконструкции, капитальном ремонте осуществляются за счет средств правообладателей таких существующих линейных объектов, за исключением случаев, когда такие увеличение мощности и (или) улучшение технических характеристик обусловлены необходимостью соблюдения требований технических регламентов.

Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 10, 21; N 31, ст. 3442; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21; N 31, ст. 4012; N 46, ст. 5553; N 50, ст. 6237; 2008, N 20, ст. 2251, 2260; N 30, ст. 3604, 3616; 2009, N 1, ст. 17; N. … 4) строительство , реконструкция объекта капитального строительства , ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства ; 5) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на построенный, реконструированный объект капитального строительства (помещение, машино-место).

Источники
  • https://logos-pravo.ru/rekonstrukciya-eto-opredelenie-ponyatiya-rekonstrukcii
  • https://www.finkont.ru/blog/chto-izmenilos-v-gradostroitelnom-zakonodatelstve-v-2021-godu-obzor/
  • https://ppt.ru/kodeks/grk/st-52.2

Рейтинг
Загрузка ...