Добрый день. Полагаю, суть отличий сводится к тому, что ТО позразумевает действия, выполняемые над исправным и работоспособным изделием, ремонт же осуществляется в отношении вышедшего из строя или выработавшего ресурс оборудования.
Пользователь, 26 мая 2015
Pedantic_designer, в целом Вы правы. Если уж быть совсем точным, то техническое обслуживание — комплекс операций по поддержанию роботоспособности при использовании изделия по назначению, при хранении, транспортировке. Ремонт — операции по восстановлению исправности или работоспособности изделий.
Источник: www.normacs.info
Ремонт это строительство или эксплуатация
автор: Марина Пархачева
Между тем ТСЖ кровно заинтересовано в том, чтобы эти понятия разделить, поскольку выделение текущего ремонта в отдельную статью расходов позволит, в частности:
– снизить налоговое бремя для ТСЖ, самостоятельно осуществляющих управление МКД, поскольку только расходы на ремонт признаются целевым финансированием и могут быть выведены из налогообложения без каких-либо проблем с налоговыми органами;
Долговечность домов А-класса: эксплуатация материалов, срок службы, сервисное обслуживание и ремонт
–для ТСЖ, заключивших договор управления с УК, –отследить целевое расходование средств, перенести остаток неизрасходованных средств на следующий финансовый год, потребовать возврата неизрасходованных средств на текущий ремонт в случае расторжения договора с УК.
Ремонт – отдельная услуга
Вся сложность разделения понятий состоит в том, что текущий ремонт по существу является частью содержания ОИ, хотя и может быть выделен в отдельныйвид услуг. В частности, такой вывод следует из п. 11 Правил содержания общего имущества в МКД,утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (далее – Правила № 491). В них перечисляются работы и услуги по содержанию ОИ в обобщенном виде, причем одной из них является текущий ремонт (подп. «з» п. 11 Правил № 491).
То же самое следует и из ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», предусматривающей, что безопасность здания в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания.
Выделение текущего ремонта в самостоятельный видуслуг предусмотрено различными нормативными актами, в частности:
–ЖК РФ предусматривает отдельное голосование собственников помещений относительно проведения текущего ремонта. Так, согласно подп. 4.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений относится принятие решений о текущем ремонте общего имущества в МКД, а к компетенции общего собрания членов ТСЖ утверждение годового плана содержания и ремонта (подп. 8 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ);
– НК РФ рассматривает текущий ремонт как целевое финансирование, предусматривая освобождение от налогообложения денежные средства собственников помещений в МКД, поступающие на счета управляющих организаций на финансирование проведения ремонта (как текущего, так и капитального) общего имущества в МКД [2] (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
Актуальные вопросы технической эксплуатации и ремонта зданий для специалистов ЖКХ
–Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее – Минимальный перечень) устанавливает конкретные услуги и работы, проведение которых необходимо для содержания общего имущества в МКД в надлежащем состоянии с отсылкой к необходимости проведения текущегоремонта в определенных ситуациях;
На это не раз обращали внимание суды, констатируя, что обязательства по проведению капитального и текущего ремонта предполагают выполнение конкретных работ, связанных с достижением определенного конечного результата, и не подпадают под определение деятельности по обслуживанию многоквартирных домов (см., к примеру, постановления АС Поволжского округа от 06.07.2017 по делу № А65-20224/2016, АС Уральского округа от 02.05.2017 по делу № А71-15894/2015, АС Северо-Западного округа от 10.03.2017 по делу № А56-88961/2015).
Верховный Суд РФ в своем определении от 05.04.2017 № 303-ЭС17-2420 также указал, что обязательства по проведению текущего ремонта предполагают выполнение конкретных работ,вносятся собственниками не за фактически оказанную услугу, а с целью оказания такой услуги в будущем и могут быть потрачены управляющей организацией исключительно на ремонтные работы и только по решению общего собрания собственников МКД.
–ремонт ОИ предполагает выполнение конкретных работ по мере необходимости, возникающей в процессе эксплуатации МКД. Денежные средства по статье «Текущий ремонт ОИ» вносятся собственниками предварительно с целью проведения ремонта в будущем, т.е. фактически являются авансовыми платежами, которые могут быть потрачены исключительно на ремонтные работы и только по решению общего собрания собственников МКД [3] .
Проводим разграничение
Для того, чтобы определить, относится ли услуга или работа к содержанию или ремонту ОИ, следует изучить и воспользоваться приведенными выше нормативными документами: Правилами № 491, Минимальным перечнем, Правилами эксплуатации МКД.
Так, Правилами эксплуатации МКД (введение в раздел II) в обязанность управляющей организации (УК или ТСЖ) вменяется:
–техническое обслуживание МКД, т.е. проведение работ по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем т.д. Контроль за техническим состоянием осуществляется путем проведения плановых и внеплановых осмотров,в ходе которых проводятся также некоторые работы по поддержанию ОИ в надлежащем состоянии, подготовки здания к сезонной эксплуатации и т.п. Примерный перечень работ по обслуживанию МКД приведен в Приложении 4 к Правилам эксплуатации МКД, а также в Минимальном перечне;
–текущий ремонт МКД, т.е. комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Примерный перечень работ по обслуживанию МКД приведен в Приложении 7 к Правилам эксплуатации МКД, также на необходимость проведения текущего (восстановительного) ремонта в различных ситуациях имеется специальная отсылка в Минимальном перечне.
Именно на эти документы, в первую очередь, опираются суды, когда следует отделить текущий ремонт от содержания ОИ. При этом проведение работ по обслуживанию МКД не требует решения собственников, в то время как проведение текущего ремонта (за некоторыми исключениями) проводится по решению собственников помещений, а в ТСЖ годовой план ремонта утверждается общим собранием членов ТСЖ.
Судебная практика
Так, АС ЗСО в постановлении от 08.12.2016 по делу № А70-4013/2016 со ссылкой на Минимальный перечень отметил, что восстановление герметичности участков трубопроводов являются работами по содержанию ОИ, а замена трубопровода – работами по текущему ремонту, требующими решения собственников.
Иными словами, при наличии протечки трубопровода обязанностью управляющей организации в рамках содержания систем водоснабжения, отопления и водоотведения (п. 18 Минимального перечня) является восстановление герметичности, а замена участка трубопровода проводится в рамках текущего ремонта по согласованию с собственниками помещений.
АС Поволжского округа в постановлении от 07.06.2016 по делу № А55-18281/2015 признал, что в состав работ по текущему ремонту УК частично были включены работы, относящиеся к обслуживанию МКД, поскольку они прямо указаны в Минимальном перечне (замена кранов, восстановление электропроводки и т.п.).
13 ААС в постановлении от 06.06.2017 по делу № А26-8262/2016посчитал,что услуги альпинистов по очистке кровли относятся к работам по содержанию ОИ на основании п. 7 Минимального перечня, поскольку являются работами, необходимыми для надлежащего содержания крыш МКД.
Исходя из сказанного, прежде, чем планировать проведение текущего ремонта, ТСЖ необходимо четко определиться, можно ли признать ту или иную работу текущим ремонтом или включить в состав работ по содержанию ОИ. Это позволит правильно организовать учет и расходование целевых поступлений, уменьшить налоговое бремя и соблюсти закон в части получения необходимого согласия собственников помещений.
Перечень работ по содержанию жилых домов
Правила и нормы технической эксплуатации жилого фонда (постановление от 27 сентября 2003 г. № 170) Приложение N 4 (рекомендуемое)
А. Работы, выполняемые при проведении технических осмотров и обходов отдельных элементов и помещений жилых домов
- Устранение незначительных неисправностей в системах водопровода и канализации (смена прокладок в водопроводных кранах, уплотнение сгонов, устранение засоров, регулировка смывных бачков, крепление санитарно-технических приборов, прочистка сифонов, притирка пробочных кранов в смесителях, набивка сальников, смена поплавка-шара, замена резиновых прокладок у колокола и шарового клапана, установка ограничителей — дроссельных шайб, очистка бачка от известковых отложений и др.).
- Устранение незначительных неисправностей в системах центрального отопления и горячего водоснабжения (регулировка трехходовых кранов, набивка сальников, мелкий ремонт теплоизоляции, устранение течи в трубопроводах, приборах и арматуре; разборка, осмотр и очистка грязевиков воздухосборников, вантозов, компенсаторов, регулирующих кранов, вентилей, задвижек; очистка от накипи запорной арматуры и др.).
- Устранение незначительных неисправностей электротехнических устройств (протирка электролампочек, смена перегоревших электролампочек в помещениях общественного пользования, смена и ремонт штепсельных розеток и выключателей, мелкий ремонт электропроводки и др.).
- Прочистка канализационного лежака.
- Проверка исправности канализационных вытяжек.
- Проверка наличия тяги в дымовентиляционных каналах.
- Проверка заземления ванн.
- Мелкий ремонт печей и очагов (укрепление дверей, предтопочных листов и др.).
- Промазка суриковой замазкой свищей, участков гребней стальной кровли и др.
- Проверка заземления оболочки электрокабеля, замеры сопротивления изоляции проводов.
- Осмотр пожарной сигнализации и средств тушения в домах.
Б. Работы, выполняемые при подготовке жилых зданий к эксплуатации в весенне-летний период
- Укрепление водосточных труб, колен и воронок.
- Расконсервирование и ремонт поливочной системы.
- Снятие пружин на входных дверях.
- Консервация системы центрального отопления.
- Ремонт оборудования детских и спортивных площадок.
- Ремонт просевших отмосток.
- Устройство дополнительной сети поливочных систем.
- Укрепление флагодержателей.
В. Работы, выполняемые при подготовке жилых зданий к эксплуатации в осенне-зимний период
- Утепление оконных и балконных проемов.
- Замена разбитых стекол окон и балконных дверей.
- Утепление входных дверей в квартиры.
- Утепление чердачных перекрытий.
- Утепление трубопроводов в чердачных и подвальных помещениях.
- Укрепление и ремонт парапетных ограждений.
- Проверка исправности слуховых окон и жалюзей.
- Изготовление новых или ремонт существующих ходовых досок и переходных мостиков на чердаках.
- Ремонт, регулировка и испытание систем центрального отопления.
- Ремонт печей и кухонных очагов.
- Утепление бойлеров.
- Утепление и прочистка дымовентиляционных каналов.
- Замена разбитых стекол окон и дверей вспомогательных помещений.
- Консервация поливочных систем.
- Укрепление флагодержателей.
- Проверка состояния продухов в цоколях зданий.
- Ремонт и утепление наружных водоразборных кранов и колонок.
- Поставка доводчиков на входных дверях.
- Ремонт и укрепление входных дверей.
Г. Работы, выполняемые при проведении частичных осмотров
- Промазка суриковой замазкой или другой мастикой гребней и свищей в местах протечек кровли.
- Проверка наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах и газоходах.
- Мелкий ремонт печей и очагов (укрепление дверей, предтопочных листов и др.).
- Смена прокладок в водопроводных кранах.
- Уплотнение сгонов.
- Прочистка внутренней канализации.
- Прочистка сифонов.
- Регулировка смывного бачка.
- Притирка пробочного крана в смесителе.
- Регулировка и ремонт трехходового крана.
- Укрепление расшатавшихся сантехприборов приборов в местах их присоединения к трубопроводу.
- Набивка сальников в вентилях, кранах, задвижках.
- Укрепление трубопроводов.
- Проверка канализационных вытяжек.
- Мелкий ремонт изоляции.
- Проветривание колодцев.
- Протирка электролампочек, смена перегоревших электролампочек в лестничных клетках, технических подпольях и чердаках.
- Устранение мелких неисправностей электропроводки.
- Смена (исправление) штепсельных розеток и выключателей.
Д. Прочие работы
- Регулировка и наладка систем центрального отопления.
- То же вентиляции.
- Промывка и опрессовка системы центрального отопления.
- Очистка и промывка водопроводных кранов.
- Регулировка и наладка систем автоматического управления инженерным оборудованием.
- Подготовка зданий к праздникам.
- Озеленение территории, уход за зелеными насаждениями.
- Удаление с крыш снега и наледей.
- Очистка кровли от мусора, грязи, листьев.
- Уборка и очистка придомовой территории.
- Уборка жилых, подсобных и вспомогательных помещений.
- Мытье окон, полов, лестничных маршей, площадок, стен, удаление пыли и т.д. в лестничных клетках.
- Удаление мусора из здания и его вывозка.
- Очистка и промывка стволов мусоропровода и их загрузочных клапанов.
- Поливка тротуаров и замощенной территории.
В жилых и подсобных помещениях квартир работы выполняются нанимателями, арендаторами, собственниками жилых помещений.
Перечень работ, относящихся к текущему ремонту
Правила и нормы технической эксплуатации жилого фонда (постановление от 27 сентября 2003 г. № 170) Приложение N 7 (рекомендуемое)
- Фундаменты. Устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы.
- Стены и фасады. Герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов.
- Перекрытия. Частичная смена отдельных элементов; заделка швов и трещин; укрепление и окраска.
- Крыши. Усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции.
- Оконные и дверные заполнения. Смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений.
- Межквартирные перегородки Усиление, смена, заделка отдельных участков.
- Лестницы, балконы, крыльца (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей Восстановление или замена отдельных участков и элементов.
- Полы. Замена, восстановление отдельных участков.
- Печи и очаги. Работы по устранению неисправностей.
- Внутренняя отделка. Восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах.
- Центральное отопление. Установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления включая домовые котельные.
- Водопровод и канализация, горячее водоснабжение. Установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения включая насосные установки в жилых зданиях.
- Электроснабжение и электротехнические устройства. Установка, замена и восстановление работоспособности электроснабжения здания, за исключением внутриквартирных устройств и приборов, кроме электроплит.
- Вентиляция. Замена и восстановление работоспособности внутридомовой системы вентиляции включая собственно вентиляторы и их электроприводы.
- Мусоропроводы. Восстановление работоспособности вентиляционных и промывочных устройств, крышек мусороприемных клапанов и шиберных устройств.
- Специальные общедомовые технические устройства. Замена и восстановление элементов и частей элементов специальных технических устройств, выполняемые специализированными предприятиями по договору подряда с собственником (уполномоченным им органом) либо с организацией, обслуживающей жилищный фонд, по регламентам, устанавливаемым заводами-изготовителями либо соответствующими отраслевыми министерствами (ведомствами) и согласованными государственными надзорными органами.
- Внешнее благоустройство. Ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.
[1] В частности, согласно ст. 8 ЖК РФ К жилищным отношениям, связанным с любым ремонтом, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.
[2] С точки зрения НК РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами.
[3] В некоторых случаях текущий ремонтможет быть произведен и без решения собственников помещений (например, в аварийных ситуациях), что является исключением из общего правила и в данном случае не рассматривается.
[4] Хотя с юридической точки зрения средства собственников помещений в МКД, предназначенные как для содержания, так для ремонта ОИ, являются целевыми, с точки зрения НК РФ (в целях налогообложения) целевым финансированием признаются лишь средства, предназначенные для текущего и капитального ремонта.
Источник: pr-tsj.ru
ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Содержание машин в постоянной готовности к работе и эффективное их использование в значительной степени зависят от правильной их эксплуатации, технического обслуживания и своевременного ремонта. Эксплуатация машин — это совокупность организационных и технических мероприятий, обеспечивающих их бесперебойное и рациональное использование. Техническое обслуживание машин строительного назначения представляет собой комплекс мероприятий, направленных на своевременное предупреждение появления неисправностей, устранение отклонений, возникающих в работе деталей и сопряжений, и выявление неисправностей, подлежащих ремонту. Правильная эксплуатация и надлежащее техническое обслуживание машин повышают их производительность, снижают эксплуатационные расходы, увеличивают надежность и ресурс, обеспечивают безопасность работ.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИН
Различают производственную и техническую эксплуатацию. Производственная эксплуатация — это выбор типов машин, их расстановка и определение технологических схем комплексной механизации.
Техническая эксплуатация — это совокупность мероприятий, обеспечивающих поддержание качества машин при их эксплуатации, включающих приемку и сдачу машин, обкатку, транспортирование, хранение и консервацию, техническое обслуживание и ремонт, обеспечение безопасной эксплуатации и др.
Приемка-передача строительных машин осуществляется в строго установленном порядке в следующих случаях: при получении машины от завода-изготовителя, от ремонтных предприятий, а также при их передаче из одной организации в другую или внутри самой организации. При этом предусматривают проверку наличия технической документации, определение комплектности и технического состояния.
Основная техническая документация строительных машин, машин на базе тракторов и автомобилей — это технический паспорт или формуляр, инструкция по эксплуатации.
Комплектность машин устанавливают внешним осмотром, при котором проверяют наличие агрегатов, рабочего оборудования, запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИПа). При проверке комплектности обращают внимание на соответствие технических данных агрегатов их паспортным данным.
Техническое состояние машин определяют с помощью внешнего осмотра и опробования вхолостую, а в отдельных случаях — и под нагрузкой. Осмотр позволяет установить состояние отдельных агрегатов и машины в целом, он производится раздельно, начиная с силового агрегата и заканчивая рабочим органом.
При приемке машины с приводом от двигателя внутреннего сгорания целесообразно в первую очередь проверить легкость пуска двигателя, его работу на различных режимах, отсутствие ненормальных шумов и перегрева, а также падений давления в системе смазки. Проверяя систему управления и трансмиссию, особое внимание обращают на легкость, надежность, плавность и бесшумность включения отдельных механизмов, на равномерность вращения валов, барабанов, зубчатых колес, шкивов и т.д.
Выявленные внешним осмотром и контрольным опробованием неисправности и несоответствия заводской инструкции по эксплуатации оформляют актом для принятия мер по устранению недостатков передающей организацией.
Ввод новых машин в эксплуатацию после проверок технического состояния и соответствующих процедурных формальностей, выполненных комиссиями, осуществляют по распоряжению руководителя организации с передачей по акту обслуживающему персоналу.
Строительные машины на шасси автомобиля перед вводом в эксплуатацию регистрируют в Госавтоинспекции, а компрессоры и крановое оборудование — в инспекции технического надзора.
Вводить в эксплуатацию разрешается только технически исправные машины и оборудование, укомплектованные согласно нормативам технической документации производителей. О вводе машины в эксплуатацию делают соответствующую запись в паспорте.
При несоответствии действительного технического состояния машин технической документации, а также при возникновении непредусмотренных отказов и неисправностей оформляют рекламацию, которую изготовитель принимает в течение гарантийного срока службы при условии соблюдения потребителем всех требований инструкции по эксплуатации изделий.
Обкатка машин и ввод их в эксплуатацию. Машины после заводского изготовления или ремонта после обкатки, т.е. работы с пониженными нагрузками и скоростями для приработки узлов и деталей, передают в нормальную эксплуатацию. Обкатка машин повышает надежность дальнейшей эксплуатации и увеличивает срок службы.
Режим и порядок обкатки устанавливает завод-изготовитель и регламентирует инструкция по эксплуатации, поступающая с машиной в составе технической документации.
Нагрузочный режим увеличивают постепенно: работа с нагрузкой до 20% от нормальной ведется в течение 15. 30% общей продолжительности обкатки; с нагрузкой 25. 50%—50. 70% общей продолжительности обкатки; в остальное время нагрузку постепенно увеличивают до нормальной. Первый период обкатки обычно проводит завод-изготовитель, а остальные проходят при эксплуатации машины.
Перед обкаткой выполняют контрольно-проверочные и крепежные работы, во время обкатки контролируют исправность сочленений в узлах, после обкатки снова выполняют крепежные работы.
Свидетельством удовлетворительно проведенной обкатки служит устойчивость работ всех механизмов или оборудования с допустимыми для данного типа машин шумами и температурой при нормальной мощности и технической производительности.
Транспортирование машин и оборудования к месту хранения, монтажа, производства работ и на ремонт осуществляется своим ходом, на буксире, на автомобилях, прицепах-тяжеловозах, по железным дорогам, водным и воздушным транспортом.
Пневмоколесные самоходные машины транспортируются: своим ходом на расстояния в среднем до 100 км в зависимости от состояния машин и наличия дорог с твердым покрытием; на буксире (на жесткой сцепке) — на расстоянии до 150 км. Перебазирование гусеничных машин своим ходом возможно на расстояние до 10. 15 км. На большие расстояния переброска таких машин своим ходом неэкономична и нецелесообразна и при их незначительной транспортной скорости вызывает неоправданный расход моторесурса двигателя и значительный износ ходовой части.
При наличии хороших дорог переброска гусеничных и пневмоко- лесных машин на прицепах-тяжеловозах (трейлерах) целесообразна на расстояние до 200 км. Выбор трейлера зависит от массы и габаритных размеров перевозимой машины.
Погрузку машин на прицепах-тяжеловозах осуществляют своим ходом с помощью откидных или приставных трапов. Погрузку тяжелых гусеничных машин рекомендуется производить лебедкой тягача. Весьма ответственной операцией является закрепление-расчаливание машин на прицепе-тяжеловозе (с помощью брусьев, клиньев и расчалок из мягкой вязальной проволоки диаметром 4. 6 мм). Тормоза перевозимой машины должны быть включены.
Для большой оперативности малогабаритные строительные машины и оборудование массой до 14 т целесообразно перевозить на грузовых автомобилях с прицепами или автомобильных тягачах с полуприцепами. Таким способом рекомендуют перевозить машины и оборудование, имеющие площадь 1,7. 18,3 м 2 , что соответствует площади кузова прицепа. Несмотря на быстроту перевозки, этот способ имеет недостаток, заключающийся в том, что погрузочная высота прицепов и полуприцепов (0,70. 1,587 м) вызывает необходимость для погрузки и выгрузки применять автомобильные краны или специально устраиваемые эстакады.
При транспортировании машин по автомобильным дорогам необходимо выполнить ряд мероприятий: установить способ транспортирования и определить число транспортных средств, их габаритные размеры и массу; определить маршрут и график следования и согласовать его, если это необходимо, с дорожными органами, местной Госавтоинспекцией и службой дистанции пути железной дороги (при пользовании железнодорожными переездами); наметить способ погрузки (разгрузки) машин на транспортные средства и выбрать для этого необходимое оборудование; разработать схему закрепления машин на транспортных средствах. При транспортировании строительных машин по автомобильным дорогам руководствуются Правилами дорожного движения.
Движение машин на гусеничном ходу допускается только по грунтовым дорогам. При проезде через асфальтобетонные покрытия под гусеницы укладывают специальные трапы; для гарантии переезда самоходных машин через железнодорожные пути предусматривают резервный тягач для буксировки на случай остановки двигателя машины.
Железнодорожным транспортом перевозят строительные машины на расстояние обычно свыше 200 км, так как на меньшее расстояние такое транспортирование неэкономично из-за больших затрат времени на доставку к ближайшей станции, ожидание транспорта, погрузочно-разгрузочные операции и нахождение в пути.
Предназначенные для перевозки машины подвергают временной консервации, их проверяют на соответствие габаритных размеров и массы правилам технической эксплуатации железных дорог. Согласно этим правилам к перевозке на открытом подвижном составе допускают машины и оборудование, у которых ни один узел не выходит за габаритные размеры вагонов при движении на прямых участках пути, а длина не превышает длины платформы. Машины и оборудование, у которых отдельные части выходят за пределы вагонов, считают негабаритными, и при их перевозке должны соблюдаться следующие требования: ограничение скорости движения, перевозка отдельным электровозом (тепловозом), закрытие движения по соседним путям, отправка по специальному разрешению.
Перед погрузкой машины на железнодорожную платформу составляют схему погрузки и с учетом реальных возможностей определяют способы погрузки и разгрузки и методы закрепления машины на платформе.
Приемы погрузки машин на железнодорожные платформы зависят от конструкции, размеров и массы машин. Самоходные машины грузят своим ходом с помощью продольных или поперечных наклонных трапов, угол въезда которых не должен превышать 15. 20°. Трапы устраивают из бревен и досок на шпальных клетках.
Несамоходные колесные и гусеничные машины грузят посредством лебедок, втаскивая их также по трапам, угол наклона которых не должен превышать 30°. Малогабаритные легкие машины, а также не имеющие ходовых устройств грузят обычно кранами. Машины крепят на платформах при помощи аналогичных приспособлений, которые используются на прицепах тяжеловозов.
До погрузки машин грузоотправитель обязан снять с них и упаковать в ящики все легкоснимаемые части, инструмент и принадлежности с вложением их описи. Ящики окантовывают металлической лентой и пломбируют. Также пломбируют капоты двигателей, кабины, аккумуляторные ящики и т.п.
Водным и воздушным путем строительную технику перевозят в том случае, когда это экономически оправдано или когда эти виды сообщения — единственное средство доставки адресату. Для перевозки водным путем применяют баржи, понтоны или паромы, имеющие грузоподъемность, соответствующую массе перевозимых машин. В связи с освоением новых труднодоступных районов страны и развитием всех видов строительства находит применение доставка и перебазирование строительных машин вертолетным транспортом и большегрузными самолетами.
Хранение машин является одним из важных элементов технической эксплуатации и должно быть обеспечено так, чтобы машина и ее отдельные части не подвергались порче. Различают хранение межсменное, краткосрочное и длительное (консервация).
Межсменное хранение входит в одно из мероприятий технического обслуживания, при котором необходимо обеспечить защиту машин и оборудования от пыли, дождя и снега, а также создать необходимые условия, облегчающие пуск двигателей в осенне-зимний период.
Кратковременное хранение — на срок 1—3 месяца — требует в зависимости от сезонных и климатических условий принятия мер для предохранения машин, аналогичных принимаемым при долгосрочном ранении.
Долгосрочное хранение (консервация) — на шесть месяцев, год и более — предусматривает комплекс мероприятий, направленных на защиту агрегатов машин и отдельных частей от воздействия факторов, вызывающих их старение: атмосферных влияний, света, воздействия микроорганизмов, нагрузки от собственной массы. Прибывшие из ремонта, а также поступившее в хозяйство машины ставят на консервацию только после полной их обработки.
Перед постановкой машины на длительное хранение определяют ее техническое состояние и выполняют мероприятия по техническому обслуживанию, обеспечивающие нормальную работу машины длительное время (не менее 300. 500 ч) после вывода ее из хранения. Машину, подлежащую консервации, чистят, моют, после чего насухо обтирают, участки с поврежденной краской и следами коррозии зачищают и вновь окрашивают, никелированные и хромированные поверхности покрывают антикоррозионной восковой пастой, неокрашенные металлические поверхности после очистки от грязи и удаления следов керосина покрывают слоем технического вазелина или солидола.
Если машины хранятся под навесом или в неотапливаемом помещении, то с них снимают агрегаты и детали, которые не могут храниться при отрицательной температуре, упаковывают в ящики и хранят в отапливаемом складском помещении. Пневмоколесные машины ставят на козлы для разгрузки шин и рессор. Тяжелое рабочее оборудование, как правило, снимают с машин и хранят рядом с ними на деревянных стеллажах. Инструмент, ценное оборудование кабин снимают с машин, упаковывают в ящики и хранят в отапливаемом помещении.
При консервации двигателей внутреннего сгорания (находящихся на машинах) принимают ряд мер, к которым относятся: слив воды из системы охлаждения и промывка радиатора; слив горючего из баков и системы питания; защита от проникновения в двигатель влаги; снятие аккумуляторов и ряда электроприборов, предусмотренных в инструкциях по уходу и эксплуатации.
Консервационные покрытия машин, хранящихся в помещениях, проверяют каждые 5—6 месяцев, а каждые 10—12 месяцев проверяют работоспособность всей машины. Сроки проверки машин, хранящихся на открытом воздухе, сокращают в два раза. Сроки проведения проверок и их объем фиксируют в паспортах машин.
Техника безопасности — это система организационных и технических мероприятий и средств, направленных на предотвращение или уменьшение воздействия на работающих людей опасных производственных факторов, которые могут привести к травмам.
Систему организационных и санитарно-гигиенических мероприятий и средств, предупреждающих воздействие на работающих людей вредных производственных факторов, которые могут привести к заболеваниям или снижению работоспособности, называют производственной санитарией.
Требования техники безопасности при работе на машинах делятся на общие, относящиеся ко всем машинам, и специальные, учитывающие особенности устройства и принцип действия определенных машин или установок.
Общие требования: машины и механизмы должны соответствовать характеру выполняемой работы, находиться в исправном состоянии, иметь необходимые ограждения опасных мест, предохранительные устройства и сигналы, противопожарные системы, нормальную освещенность рабочего места, хороший обзор, а также быть элек- тробезопасными. Опасные зоны работ ограждают и на их границах устанавливают предупредительные знаки и надписи, хорошо видимые и в дневное, и в ночное время.
При установке, работе и передвижении машин и оборудования должны быть приняты меры против их опрокидывания. Запрещены установка и движение строительных машин и транспортных средств вблизи нераскрепленной выемки в пределах призмы обрушения грунта. Если же выемка раскреплена, то движение машин допускают лишь после проверки расчетом прочности крепления.
К управлению и техническому обслуживанию машин допускаются лица, прошедшие специальное обучение, сдавшие экзамены и имеющие документ о допуске к работе.
Специальные требования техники безопасности могут быть отнесены как к одной машине, так и к целой группе машин одного класса. Рассмотрим дополнительные требования техники безопасности при работе некоторых строительных машин.
Грузоподъемные машины до пуска в работу должны быть зарегистрированы в Ростехнадзоре. При работе запрещено поднимать груз, превышающий грузоподъемность машины при определенных вылетах стрелы. Не допускается косое подтягивание груза, отрыв примерзшего или засыпанного землей груза. Нельзя находиться под поднятым грузом, а также в зоне действия стрелы.
Поднимаемые элементы должны удерживаться оттяжками. Монтажные работы не разрешают вести при силе ветра 6 баллов (скорость 10. 12 м/с) и более, при гололеде, сильном снегопаде и дожде. В случае монтажа конструкций вне поля зрения крановщика между ним и рабочими местами монтажников нужно иметь телефонную связь, или радиосвязь, или сигнальщика.
Строительные краны должны работать на безопасном расстоянии от линий электропередачи, мест движения общественного транспорта, жилых домов и пешеходов.
При бульдозерных работах с перемещением грунта на подъем необходимо следить, чтобы отвал не врезался в грунт, что может привести к полной остановке трактора. Запрещается перемещать грунт бульдозером на подъем или под утлом более 30°. Сбрасывая грунт под откос, не разрешается выдвигать отвал за бровку откоса насыпи.
Не рекомендуется производить работы бульдозером на глинистых грунтах в дождливую погоду. Во время случайных остановок бульдозера отвал должен быть опущен на землю для разгрузки гидроцилиндров управления и предупреждения выхода их из строя. При работе на передвижных машинах запрещается входить и выходить на ходу.
При выполнении экскаваторных работ экскаваторы должны устанавливаться на спланированной площадке. Запрещается подкладывать бревна, камни и другие предметы под гусеницы или катки гусениц. Для обеспечения устойчивости экскаваторов на пневматическом ходу необходимо использовать только предусмотренные конструкцией выносные опоры.
Во время работы экскаватора, оборудованного прямой и обратной лопатами, необходимо: поворот на выгрузку начинать только после выхода ковша из грунта и достаточного отрыва ковша от разрабатываемого забоя; тормозить в конце поворота с заполненным ковшом плавно, без резких толчков; при опускании ковша не допускать его ударов о раму, ходовую часть или грунт. При разработке пионерной траншеи лобового забоя необходимо следить, чтобы при повороте хвостовая часть экскаватора не задевала за боковую стену забоя, а ковш был поднят выше боковой стенки забоя.
Погрузка с помощью экскаватора грунта, щебня и других сыпучих материалов в кузов автомобиля или тракторный прицеп должна производиться в положении, исключающем перемещение ковша над кабиной автомобиля или трактора. Грузить материал следует только со стороны заднего или боковых бортов.
Для снижения загрязнения окружающего воздуха отработанными газами двигателей машин силовые установки следует тщательно регулировать и систематически проверять.
При работе на машинах вибрационного действия для защиты обслуживающего персонала от вредных воздействий вибрации должна быть применена виброизоляция, так как установлено, что длительное воздействие вибрации на человека приводит к серьезным нарушениям в работе сердечно-сосудистой системы, к нарушению органов слуха и т.п.
Существуют санитарные нормы, ограничивающие вибрацию, передаваемую на руки работающих, и санитарные нормы, ограничивающие вибрацию рабочих мест. Первые устанавливают предельно допустимые, т.е. не подлежащие превышению, уровни виброскорости в девяти октановых диапазонах, передаваемые на руки при работе с ручными машинами, механизмами, органами ручного управления, приспособлениями в полосе частот от 11 до 2800 Гц (табл. 11.1).
Источник: studref.com
Ремонт это строительство или эксплуатация
Выполнение эксплуатационно-ремонтных работ
- Опубликовано: 4 мая, 2020
1. Состав и особенности выполнения механизированных работ по обслуживанию, ремонту и реконструкции мелиоративных и водохозяйственных систем
К мелиоративным и водохозяйственным объектам, ремонт и эксплуатация которых производятся с использованием специализированных машин, относятся плотины, дамбы, осушительные и оросительные каналы, осушительные и осушительно-увлажнительные дренажные системы, водоемы, отстойники, смотровые колодцы, водозаборные скважины, гидротехнические сооружения на каналах, дороги, стационарные насосные станции.
По аналогии с другими техническими объектами эксплуатацию мелиоративных объектов можно разделить на производственную и техническую.
Первая состоит в использовании эксплуатируемого объекта по назначению, вторая представляет собой комплекс технических, экономических и организационных мероприятий, обеспечивающих поддержание объекта в работоспособном состоянии.
Работоспособное состояние – состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность объекта выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативнотехнической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Процесс перевода объекта из неработоспособного состояния в работоспособное называется восстановлением.
Кроме эксплуатации на объектах выполняются ремонты, может производиться их реконструкция, модернизация или улучшение. Наиболее трудоемкими и важными являются ремонтные работы, поэтому часто операции технической эксплуатации называют эксплуатационно-ремонтными, или ремонтно-эксплуатационными.
Ремонт – это комплекс мероприятий по восстановлению исправности или работоспособности объектов и восстановлению ресурсов объектов или их составных частей.
В Республике Беларусь действуют Правила эксплуатации (обслуживания) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 июля 2009 г. № 920 (далее – Правила).
Согласно этим Правилам к основным мерам по обеспечению работоспособности мелиоративных систем относят ремонтноэксплуатационные работы, включающие в себя технический уход, текущий, капитальный и аварийный ремонты, агромелиоративные мероприятия и реконструкцию.
Ремонтно-эксплуатационные работы включают в себя управление водным режимом с помощью водорегулирующих сооружений, а также различные виды ремонта.
При выполнении технического ухода обеспечивается устранение мелких повреждений, выполнение профилактических мероприятий в целях восстановления работоспособности элементов систем и сооружений.
Основные объемы при техническом уходе составляют земляные работы, окашивание и очистка русла, в сумме занимающие более 70 % всех затрат по уходу.
Текущий ремонт производится в целях предотвращения дальнейшего интенсивного износа, а также для восстановления работоспособности и устранения повреждений мелиоративных систем, конструкций и инженерного оборудования сооружений.
Капитальный ремонт – это ремонт, связанный с восстановлением основных физико-экономических и потребительских качеств мелиоративных систем, утраченных в процессе эксплуатации. При капитальном ремонте мелиоративных систем восстанавливают каналы, дамбы, плотины, перегораживающие водопропускные сооружения, очищают, ремонтируют или перекладывают дрены, коллекторы, очищают водоприемники и т. д.
Аварийный ремонт включает в себя непредвиденные и неотложные работы по ликвидации разрушений каналов, дамб, дорог, сооружений и других элементов мелиоративных систем, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций.
Агромелиоративные мероприятия предусматривают планировку поверхности, разуплотнение почв, узкозагонную вспашку, бороздование, профилирование, кротование, глубокую вспашку, глубокое безотвальное рыхление, щелевание, удаление древесно-кустарниковой, сорной растительности и камней с полей, что обеспечивает отвод избыточных вод по поверхностному и пахотному слою почвы, увеличение внутрипочвенного стока и перевод его в дренажный, создание дополнительных запасов продуктивной влаги в подпахотном горизонте, улучшение теплового режима и биологической активности почв.
Реконструкция – комплексное переустройство мелиоративной системы с изменением ее типа или параметров, осуществляемое в случае выхода из строя большинства подсистем или невозможности действующего варианта системы обеспечить необходимый водный режим ранее мелиорированных земель.
Основными задачами, решение которых обеспечивает максимальную эффективность осуществляемых мелиоративных работ, являются:
- поддержание посредством управления водорегулирующими сооружениями благоприятного водного режима осушенных земель, обеспечивающего получение расчетной продуктивности сельскохозяйственных культур за счет своевременного проведения агротехнических работ и уборки урожая, а также недопущения ухудшения экологической обстановки, связанной с водным режимом мелиорированных и сопредельных территорий;
- своевременное проведение регламентных работ по техническому уходу, обеспечивающее поддержание мелиоративных систем в исправном состоянии с целью максимального увеличения межремонтного периода не менее чем на 10–15 лет;
- максимальное использование при ремонте и реконструкции сохранившихся в исправном состоянии конструкций и элементов мелиоративных систем. В соответствии с этим в случае выхода из строя отдельных подсистем, таких, как дренаж, открытая сеть, водорегулирующие сооружения, осуществляются соответствующие виды ремонта или агромелиоративных мероприятий;
- проведение агромелиоративных мероприятий на мелиорированных землях, на которых в работоспособном состоянии находится осушительная сеть;
- внедрение экономичных проектных решений, ресурсосберегающих технологий, конструкций, машин, механизмов при осуществлении реконструкции мелиоративных систем, агромелиоративных мероприятий и ремонтно-эксплуатационных работ;
- реконструкция мелиоративных систем, осуществляемая только при физическом износе всех основных подсистем мелиоративной сети, а также если действующий вариант системы не может обеспечить требуемый водный режим, что ведет к вторичному заболачиванию и полному выходу земель из сельскохозяйственного использования.
Объемы работ, выполняемые при реконструкции мелиоративных систем, по капитальным затратам нередко приближаются к новому строительству, в связи с чем их осуществление требует обоснования на каждом конкретном объекте. При проведении реконструкции осуществляется новое полномасштабное проектирование системы. Выбор экономически и экологически оптимальных параметров систем осуществляется на основе многовариантных расчетов с учетом установленных послемелиоративных изменений водно-физических, гидрологических и других расчетных показателей. Реконструкция мелиоративных систем включает в себя и комплекс агромелиоративных и других мероприятий, направленных на улучшение водоотводящих свойств осушаемых почв.
При реконструкции необходимо предусматривать мероприятия по усилению экологической устойчивости территорий путем разукрупнения мелиоративных (польдерных) систем, устройства лесополос, создания экологических ниш, миграционных коридоров на наиболее заболоченных участках и выходах напорных грунтовых вод.
При изготовлении проектно-сметной документации следует предусматривать устройство сети пунктов мониторинга по ежегодной оценке состояния торфяных почв.
Эффективные ремонтно-эксплуатационные работы должны обеспечивать проведение реконструкции мелиоративной системы не ранее чем через 15 лет после ее капитального ремонта, а период между реконструкциями должен составлять не менее 40 лет.
Для достижения максимального экономического эффекта от вложения средств в реконструкцию она должна осуществляться в хозяйствах, имеющих хорошие экономические показатели, расположенных на высокоплодородных землях с мелиоративными системами высокого технического уровня (осушительно-увлажнительные, водооборотные), на которых только неблагоприятный водный режим, в связи с неисправностью системы, лимитирует увеличение эффективности сельскохозяйственного производства.
Правила эксплуатации (обслуживания) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений содержат общие положения и регламентируют порядок и время проведения эксплуатационных работ на основных мелиоративных и водохозяйственных объектах.
Общие положения предписывают при организации и выполнении ремонтно-эксплуатационных работ на территории Республики Беларусь руководствоваться постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 июля 2009 г. № 920, которым утверждены Правила эксплуатации (обслуживания) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
Настоящими Правилами определяется порядок эксплуатации (обслуживания) мелиоративных систем и отдельно расположенных ГТС, осуществляемый пользователями мелиоративных систем и организациями по строительству и эксплуатации мелиоративных систем.
В Правилах применяются следующие термины и определения:
- мелиоративное состояние земель – система показателей, характеризующих соответствие почвенно-гидрологических условий и состояния почвенного покрова созданию благоприятного водного режима для сельскохозяйственных культур, лесов и иных насаждений, требованиям своевременного и качественного проведения сельскохозяйственных и лесохозяйственных работ (закустаренность, закочкаренность, каменистость, наличие вымочек, подтопления, затопления, глубина грунтовых вод и их минерализация, пестрота почвенного покрова и наличие переуплотненных прослоек, пересеченность рельефа, контурность полей);
- оросительная система – мелиоративная система, предназначенная для орошения определенного земельного участка;
- осушительная система – мелиоративная система, предназначенная для осушения определенного земельного участка;
- осушительно-оросительная система – мелиоративная система, предназначенная для осушения и орошения определенного земельного участка;
- осушительно-увлажнительная система – мелиоративная система, предназначенная для осушения и увлажнения определенного земельного участка;
- эксплуатация (обслуживание) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений – это поддержание их в технически исправном, работоспособном состоянии, обеспечение функционирования в режиме, установленном проектом мелиорации земель, путем оказания услуг по ремонту, устранению мелких повреждений, профилактике разрушений и поддержанию в исправном состоянии (технический уход) мелиоративных систем и отдельно расположенных ГТС.
Организация эксплуатации (обслуживания) мелиоративных систем и отдельно расположенных ГТС.
Порядок организации эксплуатации (обслуживания) определяется вышеуказанными Правилами, нормативными правовыми актами, техническими нормативными правовыми актами и проектами мелиорации земель.
Началом эксплуатации (обслуживания) мелиоративных систем и отдельно расположенных ГТС является дата утверждения акта приемки их в эксплуатацию с передачей пользователям мелиоративных систем, организациям по строительству и эксплуатации мелиоративных систем следующей технической документации:
- проектной документации по мелиорации земель; исполнительных чертежей по всем сооружениям; актов приемки скрытых работ;
- актов приемки и пусковых испытаний отдельных сооружений, оборудования и контрольно-измерительной аппаратуры;
- актов приемки мелиоративных систем и сооружений в эксплуатацию; генерального плана мелиоративной системы;
- данных испытаний контрольных образцов бетона, арматуры, грунтов; ведомости постоянных реперов, актов геодезической разбивки сооружений.
Эксплуатация (обслуживание) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений осуществляется пользователями мелиоративных систем или организациями по строительству и эксплуатации мелиоративных систем на основании договора на оказание услуг по эксплуатации (обслуживанию) мелиоративных систем и отдельно расположенных ГТС.
Оказание услуг осуществляется в соответствии с Правилами, проектами мелиорации земель, сметами и техническими нормативными правовыми актами.
При выборе объектов мелиорации земель для ремонта мелиоративных систем и отдельно расположенных ГТС используют следующие материалы:
- данные обследования мелиоративных систем и отдельно расположенных ГТС и выполнения услуг по техническому обслуживанию;
- материалы инвентаризации мелиоративных систем и отдельно расположенных ГТС;
- данные о соответствии уровней воды в осушительной сети уровням, заданным проектом мелиорации земель;
- сведения о наличии подтоплений и неудовлетворительном водном режиме осушенных земель;
- фактические отметки водоприемников, магистральных, проводящих каналов и регулирующей сети;
- результаты ежегодных обследований;
- данные об эффективности использования мелиорированных земель.
На мелиоративных системах и отдельно расположенных ГТС ремонт отдельных элементов производится в порядке очередности, установленной проектной документацией по мелиорации земель.
Услуги по ремонту (аварийному ремонту) и техническому уходу оказываются в целях устранения мелких повреждений и неисправностей, препятствующих выполнению заданных проектом мелиорации земель функций.
При аварийном ремонте мелиоративных систем и отдельно расположенных ГТС оказываются следующие предупредительные и неотложно-восстановительные услуги:
- срочный предупредительный ремонт (повышение надежности функционирования элементов мелиоративной системы) при возникновении опасности аварийных ситуаций;
- срочное восстановление их элементов, разрушенных в результате стихийных явлений или нарушений Правил.
Периодичность оказания услуг по ремонту мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии с техническими нормативными актами.
Правилами эксплуатации (обслуживания) мелиоративных систем и отдельно расположенных ГТС соответствующими подразделами регламентируется эксплуатация (обслуживание):
- водоприемников и магистральных каналов;проводящих регулирующих и ограждающих каналов;
- сооружений на водоприемниках и открытой мелиоративной сети;закрытого дренажа;
- дамб;
- насосных станций;
- дорог на мелиорированных землях;
- осушительных и осушительно-увлажнительных систем;
- оросительных и осушительно-оросительных систем;мелиоративных систем и отдельно расположенных ГТС, расположенных на загрязненных радионуклидами землях.
Особенности эксплуатации (обслуживания) мелиоративных систем и отдельно расположенных ГТС, расположенных на загрязненных радионуклидами землях.
Пользователи мелиоративных систем, организации по строительству и эксплуатации мелиоративных систем, имеющие в зоне своей деятельности загрязненные радионуклидами земли:
- оказывают услуги согласно плану внутрихозяйственного землеустройства пользователей мелиоративных систем, организаций по строительству и эксплуатации мелиоративных систем с данными об уровнях радиоактивного загрязнения почв;
- обеспечивают минимизацию перехода радионуклидов в продукцию растениеводства и лесного хозяйства до допустимых уровней;
- обеспечивают оптимальные уровни грунтовых вод (0,6…0,8 м) в многолетних злаковых травах на мелкозалежных торфяниках;
- обеспечивают контроль за созданием благоприятного водного режима по данным измерений уровней воды в каналах и на полях;
- обеспечивают регулирование уровня грунтовых вод на основании разработок проектов мелиорации земель.
Пользователи мелиоративных систем и организации по строительству и эксплуатации мелиоративных систем при плотности загрязнения цезием-137 до 40 Ки/км 2 (1480 кБк/м 2 ), стронцием-90 до 3 Ки/км 2 (111 кБк/м 2 ) производят:
- скашивание растительности на бермах и откосах каналов два раза за сезон, в июне – сентябре;
- очистку каналов от наносов и ила механизированным способом при минимальных уровнях воды в каналах;
- управление уровнями воды в каналах путем маневрирования затворами подпорных сооружений.
При плотности загрязнения мелиорированных земель цезием-137 более 40 Ки/км 2 (1480 кБк/м 2 ) или стронцием-90 более 3 Ки/км 2 (111 кБк/м 2 ) для каждого объекта мелиорации земель разрабатывают индивидуальную технологию и схему оказания услуг.
Для предотвращения выноса радионуклидов за пределы объекта мелиорации земель и поступления на объект мелиорации земель с прилегающей территории устраиваются отстойники на каналах, оградительные сети, дамбы, валики, крепление воронок и торцов каналов, залужение откосов каналов и прибрежных полос.
Природоохранные мероприятия.
Пользователи мелиоративных систем, организации по строительству и эксплуатации мелиоративных систем обеспечивают выполнение требований по соблюдению природоохранных мероприятий на объектах мелиорации земель и на отдельно расположенных гидротехнических сооружениях, а также требований нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды, поддержание в исправном состоянии всех природоохранных сооружений и устройств на мелиорированных землях и на прилегающей территории (отстойники твердого стока, противоэрозионные, биоинженерные, рыбозащитные и другие сооружения).
В состав природоохранных мероприятий, осуществляемых пользователями мелиоративных систем и организациями по строительству и эксплуатации мелиоративных систем при эксплуатации (обслуживании) мелиоративных систем, входят:
- своевременное внесение предложений об изменении принятых решений, влияющих на охрану земельных и водных ресурсов;
- соблюдение режима содержания водоохранных зон и прибрежных полос вдоль водоприемников и каналов для исключения загрязнения, засорения и истощения вод;
- устройство постоянных и временных отстойников на мелиоративных системах;
- применение биологических методов очистки и аэрирование воды; обеспечение гарантированного (санитарного) расхода на зарегулированных водотоках;
- оперативное управление водным режимом на системах двухстороннего действия и водооборотных системах;
- обеспечение на осушительно-увлажнительных системах режима увлажнения, не допускающего проникновения сточных вод и смыкания их с грунтовыми водами;
- обеспечение ухода и сохранности лесозащитных полос, расположенных вдоль каналов и дорог, посадок вокруг насосных станций, гидротехнических сооружений, рядом с дамбами обвалования, рекамиводоприемниками, по берегам прудов и водохранилищ;
- оказание услуг по восстановлению состава древесных пород, прочистке лесозащитных полос, скашиванию травянистой растительности;
- проведение противоэрозионных мероприятий, включающих дополнительное создание лесозащитных полос, увлажнение земель в засушливые периоды, закрепление участков, подвергаемых водной и ветровой эрозии почв;
- предотвращение загрязнения вод в каналах и водоприемниках на осушенных землях при внесении удобрений и пестицидов. В случае установления загрязнения вод в каналах и водоприемниках мелиоративных систем пользователи мелиоративных систем, организации по строительству и эксплуатации мелиоративных систем обязаны поставить в известность местные исполнительные и распорядительные органы и территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее – Минприроды).
Эксплуатация (обслуживание) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений в границах особо охраняемых природных территорий (заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы) осуществляется в соответствии с Правилами по согласованию с территориальными органами Минприроды, а также государственными природоохранными учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями.
Эксплуатация (обслуживание) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, расположенных в охранных зонах особо охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков, заказников и памятников природы), осуществляется в соответствии с проектами мелиорации земель, локальными сметами.
В состав оказываемых услуг на объектах мелиорации земель, расположенных в охранных зонах особо охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков, заказников и памятников природы), входят:
ремонт мелиоративных систем:
- очистка каналов от заиления и водной растительности при заилении 30 см и более;
- разравнивание кавальеров;
- ремонт гидротехнических сооружений;
- организация поверхностного стока (устройство ложбин, воронок, восстановление дренажных устьев);
- сводка древесно-кустарниковой растительности; скашивание растительности на откосах каналов; маневрирование затворами гидротехнических сооружений; обслуживание и ремонт дамб, дорог;
- очистка каналов, осушителей при объеме подчистки менее 0,3 м 3 на погонной длине канала 1 м.
- Услуги выполняются согласно проектам мелиорации земель и локальным сметам.
Эксплуатация (обслуживание) мелиоративных систем и отдельно расположенных ГТС, расположенных за пределами охранных зон особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с проектами мелиорации земель, локальными сметами.
Отношения в области охраны и использования мелиорированных земель, а также использования, охраны и защиты лесного фонда, использования вод, возникающие при проведении мелиоративных мероприятий, не урегулированные Правилами, регулируются Законом Республики Беларусь «О мелиорации земель», законодательством об охране и использовании земель, законодательством об использовании, охране и защите лесов, законодательством об охране и использовании вод.
Права и обязанности пользователей мелиоративных систем и организаций по строительству и эксплуатации мелиоративных систем.
Организации по строительству и эксплуатации мелиоративных систем имеют право:
- участвовать в комиссиях по приемке объектов мелиорации земель организаций других ведомств, связанных с восстановлением нарушенных мелиоративных систем;
- участвовать в рассмотрении проектов мелиорации земель на техническом совете до их утверждения;
- принимать участие в разработке перспективных планов оказываемых услуг, восстановления с модернизацией элементов мелиоративных систем в обслуживаемой зоне;
- осуществлять наблюдение за использованием мелиорированных земель, принимать меры по устранению фактов отклонений в направлениях и структуре использования мелиорированных земель от заданной проектами мелиорации земель;
- вносить совместно с пользователями мелиоративных систем местным исполнительным и распорядительным органам предложения о повышении эффективности использования мелиорированных земель, приведении структуры их использования в соответствие с установленной проектами мелиорации земель;
- распределять воду между водопользователями в соответствии с утвержденными лимитами водопользования или планами (графиками) регулирования водного режима;
- устанавливать по согласованию с местными исполнительным и распорядительным органами ограничения объемов оказываемых услуг по техническому обслуживанию и регулированию водного режима почв на мелиоративных системах;
- ограничивать подачу воды водопотребителям пропорционально уменьшению водности водоисточника или в случае бесхозяйственного использования воды землепользователями;
- информировать исполнительные и распорядительные органы о виновных в повреждении мелиоративных систем.
Пользователи мелиоративных систем имеют право:
- требовать соблюдения выполнения технологии и качества оказываемых услуг, вносить в установленном порядке предложения об устранении нарушений;
- не принимать и не оплачивать некачественно оказанные услуги по техническому обслуживанию и регулированию водного режима почв на внутрихозяйственной части мелиоративных систем;
- участвовать в приемке оказанных им услуг на мелиоративных системах;
- получать и использовать для увлажнения и орошения земель воду в необходимых объемах и в установленные сроки из водоисточников межхозяйственного значения.
Организации по строительству и эксплуатации мелиоративных систем обязаны:
- при проведении мелиорации земель соблюдать права и законные интересы пользователей мелиоративных систем и иных лиц;
- по согласованию с пользователями мелиоративных систем регулировать водный режим;
- проводить эксплуатационные мероприятия в соответствии с Правилами и инструкциями;
- совместно с местными исполнительными и распорядительными органами участвовать в разработке ежегодных и перспективных планов оказываемых услуг по эксплуатации (обслуживанию) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
- выполнять установленный комплекс оказываемых услуг (техническую эксплуатацию) на мелиоративных системах, используя новейшие технологии, обеспечивая необходимый уровень работоспособности их элементов, своевременное и качественное устранение возникающих дефектов и повреждений;
- осуществлять наблюдения за техническим состоянием всех элементов мелиоративных систем и их работоспособностью;
- своевременно выявлять дефекты, повреждения и наступление аварийного состояния сооружений и оборудования;
- осуществлять мероприятия по пропуску весенних и летне-осенних паводков;
- проводить наблюдения за динамикой отложения наносов, формированием зажоров и заторов;
- обеспечивать безаварийный пропуск шуги и льда;
- проводить по согласованию с пользователями мелиоративных систем необходимые агромелиоративные и природоохранные мероприятия;
- проводить мероприятия по подготовке мелиоративных систем, включая и мелиорированные земли, к пожароопасному периоду, оказывать помощь пользователям мелиоративных систем (по договорам) в подготовке и проведении противопожарных мероприятий на торфяниках (землях лесного фонда);
- внедрять и максимально использовать производительные ресурсосберегающие механизмы и технологии при оказании услуг, развивать рационализацию и изобретательство в целях сокращения затрат, повышения производительности, снижения себестоимости, улучшения качества технической эксплуатации мелиоративных систем, поддержания их высокой работоспособности и обеспечения долговечности;
- вести учет оказанных услуг, обеспечивать своевременное предоставление установленной отчетности;
- обеспечивать экологическую безопасность при проведении мелиоративных мероприятий;
- своевременно и качественно оказывать услуги в объемах, согласованных с местными исполнительными и распорядительными органами;
- качественно управлять двухсторонним регулированием водного режима почв на мелиорированных землях в согласованные с пользователем мелиоративных систем сроки;
- обеспечивать безаварийную работу и своевременное проведение неотложных ремонтно-восстановительных (аварийных) услуг на мелиоративных системах.
Пользователи мелиоративных систем обязаны:
- участвовать с организациями по строительству и эксплуатации мелиоративных систем в разработке ежегодных планов оказания услуг на мелиоративных системах;
- заключать с организациями по строительству и эксплуатации мелиоративных систем договоры на оказание услуг (техническое обслуживание и регулирование водного режима мелиоративных систем) или осуществлять эти услуги своими силами по согласованию с организациями по строительству и эксплуатации мелиоративных систем;
- использовать мелиорированные земли в соответствии с проектами мелиорации земель;
- разрабатывать с организацией по строительству и эксплуатации мелиоративных систем ежегодные и перспективные планы проведения мелиоративных мероприятий;
- проводить необходимые противопожарные мероприятия на осушенных торфяниках;
- обеспечивать сохранность прудов, копаней, дамб, плотин, водосбросных и других водохозяйственных сооружений, находящихся на балансе;
- обеспечивать безаварийный пропуск шуги и льда;
- осуществлять наблюдения за мелиоративным состоянием земель, фиксировать места нарушений водного режима и информировать о них организации по строительству и эксплуатации мелиоративных систем;
- сохранять и рационально использовать торфяные почвы; сохранять и повышать продуктивность земель;
- вести и предоставлять в установленном порядке отчетность по использованию мелиорированных земель;
- использовать мелиорированные земли по целевому назначению в рамках действующего законодательства;
- возмещать в установленном порядке убытки организации по строительству и эксплуатации мелиоративных систем за причиненный ущерб мелиоративным системам или несоблюдение Правил;
- осуществлять использование мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений в соответствии с проектом мелиорации земель.
2. Система планово-предупредительных ремонтов
Эффективность технической эксплуатации мелиоративных объектов во многом зависит от принятой системы (структуры) технических обслуживаний и ремонтов. Ремонтно-эксплуатационные работы целесообразно выполнять при обнаружении дефектов или путем осуществления системы планово-предупредительных ремонтов (ППР).
Система ППР – это совокупность организационно-технических мероприятий по поддержанию мелиоративного объекта в исправном состоянии при сохранении всех его параметров, близкими к проектным, для обеспечения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур на мелиорированных землях, а также увеличения межремонтных периодов и снижения эксплуатационных расходов.
Система ППР предусматривает выполнение следующих организационно-технических мероприятий: осмотр (обследование), технический уход № 1 (ТУ-1), технический уход № 2 (ТУ-2), технический уход № 3 (ТУ-3), текущий ремонт (ТР), капитальный ремонт (КР) и аварийный ремонт (АР).
Такие объекты, как насосные станции, дизель-электростанции, дождевальные машины, машины для обслуживания мелиоративных систем, имеют свою систему ППР.
Мелиоративные системы осматривают три раза в год – два раза весной (перед и после паводка) и осенью. Кроме того, осмотры проводят по заявлениям землепользователей, при появлении признаков неудовлетворительной работы системы, после выпадения обильных осадков, после крупных аварий или стихийных бедствий.
Цель осмотров – оценка состояния объектов, составление плана работ и при необходимости составление проектно-сметной документации на производство ремонтных работ или актов на доукомплектование объекта.
Технические уходы являются профилактическими мероприятиями, направленными на увеличение срока службы объекта, повышение его безотказности, увеличение межремонтного цикла и снижение затрат на эксплуатацию.
ТУ-1 выполняют в зимний и предпосевно-посевной периоды.
Выполняется расконсервация объекта, очистка от снега и льда устьев коллекторов, отверстий труб-переездов, осуществляются мероприятия по предотвращению заторов льда в каналах, пропуску паводка, заготавливается камень, хворост, фашина, мешки с песком, ремонтируются дороги, ГТС, мосты, окрашиваются, смазываются и опробуются подвижные элементы водоподпорных и водорегулирующих сооружений, ремонтируется бетонная облицовка каналов, исправляются места размывов и оползней рек и каналов и т. п.
ТУ-2 проводят в вегетационный период с целью регулирования водного режима, очистки каналов от наносов и растительности, местного ремонта дрен, ремонта крепления каналов дерном и подсевом трав, удобрения и подсева трав на каналах и вдоль дорог, устранения оползней, перекатов и завалов, удаления посторонних предметов, нивелировки смотровых колодцев, водоприемников и каналов, заделки трещин в ГТС.
ТУ-3 осуществляется в осенне-зимний период с целью консервации и предзимней подготовки системы. Выполняется промывка трубопроводов, оценка их состояния под напором, опорожнение сети от воды, окраска трубопроводов и арматуры, нанесение защитных покрытий, расчистка колодцев, сточных воронок, борозд и кюветов, защита отверстий и дорожных сооружений от снега, удаление водной растительности из каналов, вырубка кустарника, исправление покрытия дорог, ремонт гидрометрических пунктов береговой и дорожной обстановки, оборудования подпорных сооружений.
Ремонты в системе ППР характеризуются межремонтным циклом, межремонтным периодом и структурой ремонтного цикла.
Под межремонтным циклом понимается время эксплуатации объекта между двумя очередными капитальными ремонтами, а для вновь построенного объекта – время от начала эксплуатации до первого КР.
Межремонтный период – это время эксплуатации объекта между двумя любыми очередными плановыми ремонтами.
Структурой ремонтного цикла является чередование осмотров, техуходов и ремонтов в определенной последовательности через определенные промежутки времени.
Текущий ремонт выполняется эксплуатационным персоналом, как правило, ежегодно. Объем работ устанавливают в ходе обследования объекта. На основании результатов обследования составляют дефектные ведомости и график проведения ремонтов частей объекта. Поэтому его еще называют профилактическим.
Капитальный ремонт может быть выборочным и комплексным. При выборочном ремонтируют отдельные части объекта, при комплексном – весь объект. Капитальный ремонт каждого объекта имеет свои особенности, поэтому его выполняют по заранее составленным и утвержденным проектам и сметам.
Типичными работами при КР являются: восстановление первоначальных проектных параметров каналов, дамб, плотин; крепление русел и откосов каналов; крепление откосов плотин и дамб; замена изношенных или поврежденных элементов ГТС; ремонт и замена трубопроводов и запорно-управляющей арматуры; прочистка или перекладка вышедших из строя дренажных и коллекторных труб; прокладка дополнительных дрен и каналов; замена и восстановление устьев, поглотительных и смотровых колодцев; строительство дополнительных колодцев, дорог, труб-переездов, плотин, мостов; ремонт дорог; установка насосного и прочего оборудования.
Аварийный ремонт является непланируемым и выполняется для устранения неисправностей объекта, возникающих в результате стихийного бедствия, нарушений правил эксплуатации или других подобных причин.
3. Планирование капитальных ремонтов
Капитальный ремонт назначают, если сметная стоимость ремонтных работ составляет 20…50 % от балансовой стоимости объекта.
Однако капитальные ремонты следует проводить, исходя из соображений минимизации затрат.
Существуют три метода назначения сроков ремонта – по состоянию параметров, по календарным срокам и комбинированный.
В первом случае ремонт назначают, когда контролируемые параметры объекта вышли за допустимые пределы. Например, дрены осушительной системы достигли предельного заиления. Во втором случае основанием для решения о назначении КР является время эксплуатации объекта после ввода его в действие или время, прошедшее после последнего КР объекта и соотнесенное с рекомендуемыми нормативными сроками проведения ремонтов. Комбинированный способ предусматривает совмещение двух первых методов. Например, если при эксплуатации осушительной системы открытые каналы требуют ремонта, а закрытый дренаж не утратил работоспособности, то открытая сеть может быть подвержена КР по состоянию параметров, а закрытая сеть будет ремонтироваться по календарным срокам.
При определении оптимальных сроков исходят из соображений минимизации удельных затрат на производство продукции.
Принцип определения оптимальных сроков КР можно рассмотреть на примере использования мелиорированного участка, осушаемого закрытым дренажем (рис. 1).
Рис. 1. Зависимость затрат от периодичности КР: 1 – затраты на ремонт, отнесенные к длительности межремонтного цикла; 2 – затраты на производство единицы продукции; 3 – суммарные затраты
Увеличение межремонтного цикла ведет к снижению частоты ремонтов и, соответственно, снижению общих затрат на их проведение. Характер этой зависимости ориентировочно отражен кривой 1. Однако это ведет к заболачиванию участка, которое затрудняет проведение сельхозработ и снижает урожайность выращиваемых культур, что ведет к росту затрат на получение единицы сельскохозяйственной продукции (кривая 2). Кривая 3, описывающая суммарные затраты от ухудшения работоспособности дренажной сети, имеет минимум, соответствующий оптимальному сроку проведения КР.
В системе ППР планирование призвано решить следующие основные задачи:
- установление и назначение сроков ремонта;
- согласование ремонтного периода с землепользователем с целью своевременного и полного производства работ для обеспечения бесперебойного действия эксплуатируемого объекта;
- оптимальное использование средств механизации, оборудования и рабочей силы;
- своевременное приобретение необходимых строительных и топливно-смазочных материалов, машин и оборудования;
- обеспечение необходимыми трудовыми ресурсами.
4. Особенности технической эксплуатации дождевальных машин и насосных станций
Дождевальная техника относится к сельскохозяйственной технике, и на нее распространяется та же система технического обслуживания, которая, однако, должна учитывать особенности эксплуатации дождевальной техники. Для дождевальных машин предусмотрены следующие виды организационно-технических воздействий по поддержанию работоспособности (ГОСТ 32617–2014):
- техническое обслуживание, выполняемое при подготовке, проведении и по окончании эксплуатационной обкатки (ТО-Э);
- ежесменное техническое обслуживание (ЕТО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); третье техническое обслуживание (ТО-3);
- обслуживание при постановке на длительное хранение (консервация) (ТО-О);
- обслуживание при длительном хранении (ТОхр);
- обслуживание при снятии с длительного хранения (расконсервация) (ТО-В);
- текущий ремонт (ТР); капитальный ремонт (КР).
Обслуживание ТО-Э производится после монтажа машины, выполняется оператором-поливальщиком совместно с монтажниками и включает в себя операции ЕТО и ТО-1.
В процессе эксплуатации машин ЕТО выполняется операторомполивальщиком, а более сложные виды ТО могут выполняться специальными звеньями (2–3 человека) организации-подрядчика с привлечением ремонтно-обслуживающих и заправочных машин и использованием ее ремонтной базы для проведения ТР и КР.
При ЕТО производится очистка и осмотр машины, контроль состояния отдельных агрегатов в работе, дозаправка и смазка. Номерные ТО предусматривают выполнение ЕТО, смазочные и крепежные работы, промывку картеров редукторов, замену уплотнений насосов, очистку фильтров, замену рабочих жидкостей, диагностику, регулировочные работы и т. д.
Время работы фиксируется по фактически отработанному времени (время выдачи воды) машиной или по счетчику мото-часов, или по объему выданной воды, массе или объему израсходованного топлива, политой площади, числу смененных позиций или сделанных оборотов. ТО-3 проводится для машин, базирующихся на тракторах или имеющих тракторный двигатель в качестве энергетического узла. При ТО-3 проводятся операции очередного ТО по дождевальному оборудованию и ТО-3 трактора. Современные тракторы имеют следующую периодичность обслуживания: ЕТО – 8…10; ТО-1 – 125; ТО-2 – 500; ТО-3 – 1000 мото-ч или часов работы.
ТО-О проводится после окончания поливного сезона при постановке на хранение. ТОхр проводят ежемесячно в осенне-зимний период и после сильного ветра или снегопада. ТО-В проводят весной при снятии с хранения. По возможности ТО-О, ТО-В и ТО-3 мобильных машин проводят на пунктах технического обслуживания или в мастерских.
ТО-О включает: очистку и мойку машины, доставку на место хранения, снятие отдельных сборочных единиц (аккумуляторы, дождевальные аппараты, шланги, приборы, проводка и т. п.) и подготовку их для хранения в складских условиях, герметизацию отверстий, восстановление окраски и нанесение защитных смазок, установку на подкладки и крепление машины, защиту пневматических колес.
При ТОхр проверяется: правильность установки машины, комплектность, давление в шинах, надежность герметизации, состояние защитных покрытий, упаковок и чехлов.
ТО-В предусматривает: снятие машины с подставок, очистку машины, снятие консервирующих смазок, герметизирующих элементов и чехлов, установку снятых сборочных единиц и деталей, проверку и регулировку составных частей и машины в целом, сдачу на склад подставок, заглушек, бирок, чехлов, проверку работы машины, которая производится не позже чем за две недели до ожидаемого начала ее эксплуатации.
Для простых дождевальных машин, не имеющих собственного двигателя, ТО-3 обычно не предусматривается.
Передвижные насосные станции имеют два сезонных обслуживания (СТО-1 и СТО-2), ЕТО, ТО-1, ТО-2 и ТО-3, которые привязываются к структуре обслуживания базового трактора или энергетического агрегата. Данные по периодичности обслуживания насосных станций и их основных частей и оборудования приведены в табл. 1.
Пневмоход станций обслуживается при СТО-1 и СТО-2, а салазки и понтоны плавучих станций – только при СТО-2 по окончании сезона.
Основные работы по ТО дизельных станций связаны с обслуживанием двигателя, ходовой части и насосного оборудования, ТО выполняется по существующим для них правилам. Понтоны плавучих станций вытаскивают на берег, укладывают на подставки, осматривают, окрашивают и при необходимости ремонтируют.
Таблица 1. Периодичность обслуживания насосных станций, их основных частей и оборудования, мото-ч
При установке на насосную станцию двигателя с другой структурой технического обслуживания соответственно изменится и приведенная в табл. 1 структура обслуживания и самой насосной станции.
Источник: itexn.com