Решение о ликвидации объекта капитального строительства

ЛИКВИДАЦИЯ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ 28 Февраля 2020 — система Консультант Плюс. Компания Дельта-Информ в Самаре: 8 (846) 270-23-26

Важные изменения в правилах сноса самовольных построек

Президент России 3 августа 2018 подписал Федеральные законы № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В чём суть нововведений, касающихся самостроя?

В гражданское законодательство внесены поправки в части признаков самовольной постройки, последствий её возведения и порядка её сноса, а также установлена ответственность собственников земельных участков за невыполнение решений о сносе.

Зачем были приняты поправки?

Новшества направлены на совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с признанием зданий, сооружений, других строений самовольными постройками, принятием решений об их сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями. Конкретизируются случаи принятия органом местного самоуправления решений о сносе самовольной постройки в целях исключения субъективизма и злоупотреблений.

Действовавшая ранее редакция ст. 222 ГК РФ позволяла органам местного самоуправления принимать решения о сносе самовольной постройки практически в неограниченных случаях, если самострой был возведён на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей. Например, на практике получила распространение ситуация, когда балансодержатели линейных объектов требуют от граждан сноса зданий, которые являются их единственным жильем.

Кроме того, поправками вводятся нормы, направленные на защиту имущественных интересов лиц — приобретателей зданий, сооружений, других строений, право собственности на которые было зарегистрировано, в случае признания таких объектов самовольными постройками.

Принятые законы, с одной стороны, позволят в значительной степени пресечь наиболее распространенные нарушения в области градостроительной деятельности, с другой, позволят в большей степени защитить права и законные интересы добросовестных застройщиков и приобретателей объектов недвижимого имущества.

В каких случаях постройку нельзя признать самовольной?

В ст. 222 ГК РФ теперь чётко указано, что не является самовольной постройкой: не является самостроем здание, сооружение или другое строение, возведённые или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка. Кроме того, из новой формулировки следует, что невозможно признание постройки самовольной, если она возведена с нарушением градостроительных или строительных норм и правил, которые утратили силу на момент выявления такой постройки.

Раньше такие строения могли снести, даже если они никому не мешали. Теперь права владельцев защищены лучше, поскольку снести самовольный дом стало сложнее.

Обязательно ли сносить самовольную постройку?

Нет, появился новый механизм легализации самостроя. Такую постройку можно привести в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки. Приведение в соответствие осуществляется лицом, возведшим самовольную постройку за свой счёт (в предусмотренных законом случаях — иными лицами). Данное нововведение позволит (в отличие от сноса) сохранить объект и ввести его в дальнейшем в хозяйственный оборот.

Кто принимает решение о сносе или реконструкции?

По общему правилу решение о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями принимает суд. Органы местного самоуправления поселения или городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) обладают таким правом теперь в отдельных случаях.

Например, органы местной власти могут принять решение о сносе или реконструкции при возведении, создании самостроя на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нём такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования и в других случаях.

Как можно оформить право собственности на самовольную постройку?

Если привести самовольную постройку в соответствие требованиям, то можно приобрести право собственности. Рассчитывать на это может лицо, у которого земельный участок находится в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании. Оформить постройку в собственность могут и те, кто получил землю во временное владение и пользование от государства для строительства. Приобретение постройки в собственность не должно противоречить закону или условиям договора.

Определены ли сроки для сноса или реконструкции самостроя?

Да, поправками скорректирован срок сноса и определён срок приведения самовольной постройки в порядок. Срок для сноса самовольной постройки и для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учётом характера самовольной постройки. При этом срок для сноса не может составлять менее чем 3 месяца и более чем 12 месяцев (в прежней редакции не было минимального срока, т.е. теперь можно не бояться внезапного сноса). Для приведения самостроя в соответствие с установленными требованиями определён срок не менее 3 месяцев и не более 3 лет.

В каких случаях точно не снесут объект самостроя?

Такое решение не может быть принято в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, построенных на земельных участках, предназначенных для ИЖС или расположенных в границах населенных пунктов и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, и в отношении жилых домов и жилых строений, созданных соответственно на дачных и садовых земельных участках, при наличии одновременно следующих условий:

— права на эти объекты, жилые дома, жилые строения зарегистрированы до 1 сентября 2018 года;

— параметры этих объектов, жилых домов, жилых строений соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, и (или) предельным параметрам таких объектов, жилых домов, жилых строений;

— эти объекты, жилые дома, жилые строения расположены на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании собственникам этих объектов, жилых домов, жилых строений.

Какое ещё важное изменение принёс закон № 339-ФЗ?

Вводится норма об изъятии земельного участка (части земельного участка) у собственника, иного обладателя, не осуществившего в установленный срок снос или приведение самовольной постройки в соответствие с требованиями законодательства.

Это все изменения по поводу самовольных построек?

Нет, это только те, что внесли в ГК РФ отдельным законом. В целях реализации положений гражданского законодательства о самовольных постройках соответствующие изменения внесены также в Градостроительный кодекс, Земельный кодекс и ряд иных нормативных правовых актов законом № 340-ФЗ.

В нём установлен порядок сноса объектов капитального строительства, особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями, а также особенности сноса объектов капитального строительства, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий. Одно из новшеств — вводятся положения о членстве лиц, осуществляющих снос объектов капитального строительства в СРО в области строительства.

Организация строительства » для конкрети-зации и выработки единых требований к организации сноса и демонтажа зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения. … 3.5 демонтаж объекта : Ликвидация здания (сооружения) путем разборки сборных и обрушения монолитных конструкций с предварительным демонтажем технических систем и элементов отделки. 3.6 мобильные (инвентарные) здания: Подсобно-вспомогательные и об-служивающие строительное производство здания, конструктивная система кото … 8.7.3 При реконструкции и капитальном ремонте зданий и сооружений может производиться разборка, подведение, усиление и замена фундаментов под стена-ми.

ЛИКВИДАЦИЯ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ

ЛИКВИДАЦИЯ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ

Принадлежащий организации объект недвижимости (здание, сооружение), принятый к учету как объект основных средств, в первую очередь должен приносить ей доход. Со временем возможна ситуация, при которой затраты на поддержание объекта в надлежащем состоянии станут обходиться дороже, чем получаемый (или планируемый к получению) доход. Собственник обветшавшего объекта, посчитав предварительно все «плюсы» и «минусы», может принять решение о его ликвидации (сносе). Как расходы на ликвидацию объекта недвижимости отражаются в бухгалтерском и налоговом учете?

Читайте также:  Государственное управление капитального строительства

По общему правилу такое решение должна принять ликвидационная комиссия (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н). Она на временной или постоянной основе создается организационно-распорядительным документом (приказом) руководителя организации. В ее состав должны быть включены соответствующие должностные лица, в первую очередь те, на которых возложена ответственность за сохранность объектов ОС, а также сотрудники бухгалтерии, отвечающие за их учет.

Градостроительный кодекс Российской Федерации с 4 августа 2018 г. дополнен определением понятия «снос объектов капитального строительства» (п. 14.4 ст. 1 ГСК РФ). Таковым признается его ликвидация путем разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки, демонтажа. Ликвидация объекта может быть как полная, так и частичная.

Кроме того, Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ Градостроительный кодекс РФ дополнен гл. 6.4 «Снос объектов капитального строительства». Нарушения правил сноса объекта недвижимости, предусмотренные указанным Кодексом, должны повлечь за собой административную ответственность, по аналогии с нарушениями правил строительства, реконструкции, капитального ремонта (ст. 9.5, 9.5.1 КоАП РФ).

Не всегда административные правонарушения одновременно следует признавать и налоговыми (Определение ВАС РФ от 29.03.2010 N ВАС-740/10). Следовательно, нарушение правил сноса объекта, установленных Градостроительным кодексом РФ, далеко не всегда будет означать, что одновременно нарушено налоговое законодательство и понесенные затраты нельзя отнести на уменьшение налогооблагаемой прибыли, а предъявленный НДС — к вычету.

Для того чтобы избежать вероятных конфликтов с контролирующими органами, желательно при ликвидации объекта недвижимости соблюсти все требования законодательства (как градостроительного, так и налогового).

После принятия решения собственник объекта (в лице руководства организации) обязан самостоятельно или с привлечением технического заказчика подготовить проект организации работ по ликвидации (сносу) объекта (п. 2 ст. 55.30 ГСК РФ). Наличия такого проекта в качестве отдельного документа не требуется, если принято решение ликвидировать объект, на возведение которого в свое время не требовалось получать разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию (п. 3 ст. 55.30 ГСК РФ). К таким объектам, в частности, относятся навесы, киоски и другие сооружения, не признаваемые объектами капитального строительства, а также сооружения и строения вспомогательного характера (к которым в первую очередь следует отнести временные здания и сооружения). Тратить время и ресурсы в этих случаях на подготовку проекта или нет — решать руководству организации, которой принадлежит объект, подлежащий сносу.

Кроме того, отдельного проекта по организации работ не требуется, если снос (полный или частичный) объекта недвижимости производится в рамках его реконструкции либо строительства на этом месте нового объекта недвижимости (п. 8 ст. 55.30 ГСК РФ). В этом случае работы по полному или частичному сносу объекта признаются составной частью работ по его реконструкции или возведению нового здания (сооружения).

Во всех остальных случаях необходимо задуматься о разработке такого проекта. Минстроем России разработан проект постановления Правительства РФ «Об утверждении требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства». При составлении своего проекта организации работ по сносу, на наш взгляд, можно воспользоваться этим документом в качестве рекомендаций.

Подготовку проекта сноса следует возложить на специалиста по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр (п. 2 ст. 55.30 ГСК РФ).

Затем владелец объекта недвижимости, как минимум за семь рабочих дней до начала работ по его ликвидации, обязан направить в орган местного самоуправления, на территории которого он находится, уведомление о планируемом сносе (п. 9 ст. 55.31 ГСК РФ). Перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в уведомлении, установлен этим же пунктом ст. 55.31 ГСК РФ.

К уведомлению должны быть приложены:

— результаты и материалы обследования объекта;

— проект организации работ по его сносу.

Унифицированная форма уведомления не установлена, но она разработана Минстроем России и находится на стадии согласования.

Городские власти, получившие уведомления, обязаны также в 7-дневный срок, проверить результаты обследования объекта и проект организации работ по его сносу. Далее они должны обеспечить размещение этих уведомления и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомить о таком размещении орган регионального государственного строительного надзора (п. 11 ст. 55.31 ГСК РФ). После того как собственник объекта увидит свое уведомление в информационной системе, он имеет право непосредственно приступить к работам по его ликвидации.

Собственник объекта имеет право на его снос своими силами (при наличии соответствующих трудовых и материальных ресурсов) в случаях, если:

— является членом саморегулируемой организации в области строительства (п. 8 ст. 55.31 ГСК РФ);

— размер его затрат на ликвидацию объекта не превышает 1 млн руб. (п. 5 ст. 55.31 ГСК РФ).

В противном случае работы по сносу объекта должны выполняться подрядчиком — членом СРО. Членство подрядчика в СРО необязательно, если затраты по сносу составляют менее 1 млн руб.

Работы по сносу объекта могут начаться только после его отключения от сетей инженерно-технического обеспечения. Отключение производится согласно условиям, выданным организациями, осуществляющими эксплуатацию соответствующих сетей (п. 1 ст. 55.31 ГСК РФ).

С этого момента объект уже фактически не может использоваться для производства продукции либо в другой деятельности организации — для выполнения работ, оказания услуг, управленческих нужд, сдачи в аренду. Другими словами, он теряет функции объекта ОС как для целей бухгалтерского учета (п. 4 ПБУ 6/01), так и для целей налогообложения (п. 1 ст. 256 НК РФ). У организации в собственности остается объект недвижимости, находящийся в стадии ликвидации.

Имеет ли организация право исключить его из облагаемой базы по налогу на имущество? Однозначного ответа на этот вопрос действующее законодательство не дает.

Налог на имущество начисляется либо согласно его кадастровой стоимости (ст. 378.2 НК РФ), либо исходя из его среднегодовой стоимости по данным бухгалтерского учета (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Если налог на имущество по объекту недвижимости начисляется исходя из его кадастровой стоимости, то следует принимать во внимание Определение Верховного Суда РФ от 20.09.2018 N 305-КГ18-9064 по делу N А40-154449/2017. Суд принял решение, что ликвидированный объект подлежит исключению из базы на дату документально подтвержденного факта его ликвидации. Это может быть, в частности, акт, составленный кадастровым инженером и вошедший в пакет документов, на основании которых впоследствии сведения об объекте были исключены из государственного реестра недвижимости и кадастра.

При начислении налога исходя из среднегодовой стоимости по данным бухгалтерского учета объект подлежит списанию со счета 01 «Основные средства» также на дату завершения ликвидации (п. 29 ПБУ 6/01). Документально оформить его можно, взяв за основу акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма N ОС-4, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7). В него можно как добавить необходимую информацию, так и убрать ненужные для организации реквизиты.

Акт составляется после завершения процесса ликвидации и утверждается руководителем организации.

Читайте также:  Что такое эксплуатация объекта капитального строительства

В разд. 3 формы N ОС-4 указываются документально подтвержденные сведения о затратах на ликвидацию (снос) объекта, а также об оприходовании пригодных к дальнейшему использованию материальных ценностей, оставшихся после таковой.

Иначе говоря, списать ОС (в том числе и объект недвижимости) можно только после полного завершения его сноса, но никоим образом не в начале или во время такового.

Таким образом, объект, который уже не является ОС, тем не менее продолжает им числиться в регистрах бухгалтерского учета. Следовательно, он подлежит включению в базу по налогу на имущество. Организация вынуждена платить в бюджет средства за объект, который не приносит дохода.

Если ликвидация объекта ОС займет непродолжительное время либо его остаточная стоимость относительно невелика, то большого урона организации это не нанесет. Между тем ликвидироваться может и объект с достаточно большой остаточной стоимостью, а процесс сноса может занять довольно длительный срок. Все это время придется начислять налог от среднегодовой стоимости сносимого объекта.

За все то время, что будут продолжаться работы по ликвидации объекта, организация будет начислять по нему амортизацию как в регистрах бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения прибыли. Возможно, сумма начисленного налога на имущество будет сопоставима с уменьшением налога на прибыль за этот же период.

После отключения объекта от сетей обеспечения строители могут приступить непосредственно к его сносу. После завершения ликвидации объекта (или соответствующего его этапа, если таковые были предусмотрены заключенным договором) подрядчик предъявит собственнику акт приема-передачи выполненных работ и счет-фактуру. Для отражения принятого результата работ заказчик производит следующие записи:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. 2 «Прочие расходы»,

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками»

приняты работы по ликвидации объекта недвижимости;

Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками»

отражен НДС по выполненным и принятым работам;

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсч. «Расчеты по НДС»,

К-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

принят к вычету НДС по выполненным работам.

Если при ликвидации объекта остаются материалы, пригодные к дальнейшему использованию, то подрядчик должен передать их по акту собственнику. Последний приходует их по цене возможного использования. Он производит следующую запись:

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. 1 «Прочие доходы».

После того как ликвидация объекта полностью закончена и оформлен акт о его списании (по форме N ОС-4 или по форме, разработанной самостоятельно), он списывается с баланса следующими записями:

Д-т сч. 01 «Основные средства», субсч. «Выбытие основных средств»,

К-т сч. 01 «Основные средства»

списана первоначальная стоимость ликвидированного объекта;

Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств»

К-т сч. 01 «Основные средства», субсч. «Выбытие основных средств»,

списана амортизация, начисленная по ликвидированному объекту.

Если срок полезного использования этого объект уже истек, то амортизация равна его первоначальной стоимости. Сальдо по субсчету «Выбытие основных средств» к счету 01 не возникает. Если объект ликвидирован до истечения срока полезного использования, то амортизация по нему начислена в меньшем размере, чем его первоначальная стоимость. В регистрах бухгалтерского учета остаточная стоимость списывается на прочие расходы следующей записью:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. 2 «Прочие расходы»,

К-т сч. 01 «Основные средства», субсч. «Выбытие основных средств».

Для целей налогообложения прибыли расходы по ликвидации (демонтажу) объекта в безусловном порядке можно признать внереализационными расходами (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Точно так же признается внереализационными расходами и остаточная стоимость ликвидированного объекта (если амортизация была начислена в сумме меньшей, чем первоначальная стоимость). Такой порядок отражения в учете ликвидации объектов ОС применяется далеко не первый год и не вызывает ни у кого возражений.

Какой будет следующий шаг после окончания сноса этого объекта недвижимости? Предположим, что снос был осуществлен в целях освобождения земельного участка от находящихся на нем пришедших в негодность объектов ОС. Например, участок предполагается сдавать в аренду (или выставить на продажу). Потенциальные арендаторы (либо покупатели) не торопятся брать на себя затраты по ликвидации находящегося на участке объекта, поэтому собственнику будет выгоднее потратиться на снос, чем долгое время ждать более сговорчивых клиентов. Или, наоборот, срок аренды земельного участка закончился, а его собственник требует возврата в том же состоянии, в каком он был на дату заключения договора, т.е. без построенного на нем объекта. В этих случаях затраты на снос однозначно следует признать прочими (внереализационными для целей налогообложения прибыли) расходами.

Если на месте ликвидированного объекта сразу же начинается возведение нового, то такой однозначный вывод сделать уже нельзя. В этом случае работы по полному или частичному сносу объекта признаются составной частью работ по возведению на этом месте нового здания (сооружения) (п. 8 ст. 55.30 ГСК РФ). Разработки отдельного проекта в этом случае не требуется.

Следовательно, и затраты на снос, так же как и остаточную стоимость ликвидированного ОС, можно признать затратами по возведению на этом месте нового объекта недвижимости, т.е. включить в его первоначальную стоимость.

Нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, так же как и налоговое законодательство, не дают однозначного ответа на этот вопрос. Иначе говоря, следует исходить из экономической целесообразности.

Если затраты по сносу объекта не превысят размер полученного за текущий год дохода, то списание их сразу на расходы можно считать экономически оправданным и целесообразным. Если они могут повлечь за собой существенные убытки, то, возможно, оптимально отнести их на затраты по возведению на этом месте нового объекта. Производятся следующие записи:

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

отражено принятие работ по ликвидации объекта недвижимости;

Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

отражен НДС по выполненным и принятым работам;

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсч. «Расчеты по НДС»,

К-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

принят к вычету НДС по выполненным работам;

Д-т сч. 01 «Основные средства», субсч. «Выбытие основных средств»,

К-т сч. 01 «Основные средства»

списана первоначальная стоимость ликвидированного объекта;

Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств»

К-т сч. 01 «Основные средства», субсч. «Выбытие основных средств»,

списана амортизация, начисленная по ликвидированному объекту;

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т сч. 01 «Основные средства», субсч. «Выбытие основных средств»,

остаточная стоимость ликвидированного объекта включена в первоначальную стоимость возводимого на этом месте нового;

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. 1 «Прочие доходы»,

оприходованы материалы, оставшиеся от ликвидации объекта.

В итоге увеличивается (возможно, что и существенно) первоначальная стоимость возводимого на этом месте нового объекта.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации [принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. N 117-ФЗ, с изм. и доп.] // Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант».

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации [принят Государственной Думой 22 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, с изм. и доп.] // Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант».

3. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 26н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 20, 14 мая.

Такие объекты необходимо снимать с государственного кадастрового учета, а также прекращать на них право собственности, если оно было ранее зарегистрировано. Вместе с экспертами рассказываем, какие объекты недвижимости необходимо снимать с учета и как это сделать. Зачем снимать объект с учета. www.adv.rbc.ru. Существует несколько причин для того, чтобы снять квартиру или дом с кадастрового учета.

Ростехнадзор разъясняет: Требования к документации на техническое перевооружение, консервацию или ликвидацию ОПО

Прошу разъяснить, распространяются ли требования, указанные в постановлении Правительства РФ от 16 февраля 2008 года N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», на документацию на техническое перевооружение, консервацию или ликвидацию ОПО.

Ответ Ростехнадзора:

Читайте также:  Служба капитального строительства и эксплуатации

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее — Постановление) установлено, что разъяснения о порядке применения Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее — Положение), утвержденного Постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. По вопросам, входящим в компетенцию иных федеральных органов исполнительной власти, указанные разъяснения даются по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере.

В рамках компетенции Ростехнадзора сообщаем следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ) техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном Федеральным законом № 116-ФЗ, с учетом законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно частям 1, 2, 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) проектная документация, определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, разрабатывается для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, а также по инициативе застройщика для проведения капитального ремонта.

Требование о разработке проектной документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта, без проведения его реконструкции или капитального ремонта, статьей 48 Кодекса и Положением, утвержденным Постановлением, не установлено.

Пунктом 7 Положения установлено, что необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» вышеуказанное обращение направляется в Минстрой России для рассмотрения в рамках компетенции.

Ответ Минстроя:

Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с письмом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 25 июня 2019 г. № 09-00-04/5136 рассмотрел Ваше обращение, зарегистрированное в системе электронного документооборота Минстроя России от 3 июля 2019 г. N° 25547-ОГ, о разъяснении требований законодательства в области градостроительной деятельности и сообщает.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В силу части 13 статьи 48 Кодекса состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее -Закон № 116-ФЗ) техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации.

Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.

По смыслу указанной статьи:

  • под «проектной документацией» понимается документация на строительство и реконструкцию (в случаях, предусмотренных законом, капитальный ремонт) опасного производственного объекта, которая подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;
  • под «документацией» понимается документация на консервацию, ликвидацию, техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежащая экспертизе промышленной безопасности.

Таким образом, законодательством Российской Федерации определяются различные виды документации, разрабатываемые как на стадии проектирования, так и на стадиях, предшествующих разработке проектной документации, а также на последующих стадиях жизненного цикла объекта.

Требование о разработке проектной документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта без проведения его реконструкции или капитального ремонта статьей 48 Кодекса и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 (далее — Положение), не установлено.

Согласно пункту 7 Положения необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно настоящему Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации.

Вопрос:

Каков состав документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта, предусмотренного законодательством Российской Федерации?

Ответ: Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Закон N 116-ФЗ) техническое перевооружение опасного производственного объекта — это приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат:

документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 116-ФЗ техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется на основании документации, разработанной в порядке, установленном законом N 116-ФЗ, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение (далее — ДТП) такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации.

В настоящее время конкретные указания по составу ДТП опасного производственного объекта законодательном Российской Федерации в области промышленной безопасности не установлены. Объем разрабатываемой документации на техническое перевооружение должен быть обоснован в проекте исходя из особенностей технологического процесса и конкретных условий производства.

В нём установлен порядок сноса объектов капитального строительства , особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями, а также особенности сноса объектов капитального строительства , расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий. Одно из новшеств — вводятся положения о членстве лиц, осуществляющих снос объектов капитального строительства в СРО в области строительства . 12. Когда законы вступают в силу?

Источники
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/477453/
  • https://www.delta-i.ru/print/articles/rukovoditelyu/likvidatsiya-obekta-nedvizhimosti/
  • https://tk-servis.ru/news/1566883743

Рейтинг
Загрузка ...