Реставрация (лат. геьГаигаНо — восстановление) понимается как восстановление в первоначальном виде архитектурных произведений, пострадавших от времени или испорченных, искаженных последующими переделками. Таким образом, речь идет о восстановлении относительно сохранившихся памятников архитектуры, утративших элементы декора или отдельные элементы. Реставрацию не следует путать с новостроем — восстановлением полностью утраченного памятника.
Основная задача реставрации — сохранение памятников истории и культуры, позволяющее последующим поколениям осознать преемственность культуры, придающее смысл настоящему и вселяющее надежды на будущее. Реставрация зданий и сооружений исключительно сложный вид работ, требующий совместной деятельности различных специалистов, и в первую очередь архитекторов-реставраторов, инженеров и техников-строителей, а также археологов.
Среди архитектурных памятников мало зданий и сооружений, которые возводились в один прием. Большинство из них за долгие годы подверглись многочисленным переделкам, обросли пристройками и пр. Следовательно, перед началом реставрационных работ необходимо, основываясь на документах и снятых с натуры чертежах, точно определить время возведения и характер каждой части здания.
РЕМОНТ КВАРТИРЫ под КИНОТЕАТР. Обзор готового ремонта ДВУХКОМНАТНОЙ КВАРТИРЫ. ЖК ИзМаЙлОвО
Реставратор должен знать не только типологические характеристики сооружений отдельных исторических периодов, но и конструкции, т.е. стилевые и конструктивные черты, свойственные разным архитектурным школам. Таким образом, чтобы возвратить зданию первоначальный облик, нужно предварительно получить неоспоримые доказательства изменений, которым подверглось здание. Реставратор не имеет права изменить замысел мастера и, главное, не должен упустить при реставрации того, что было точно определено по оставшимся следам.
И если при ремонте и реконструкции здания мы можем использовать любые новые (более простые, дешевые или просто лучшие материалы), то это совершенно недопустимо при реставрации, когда жизненно важно сохранить старую кладку, использовать по возможности материалы, аналогичные тем, что применялись во время строительства памятника, и т.д. Поэтому, применяя новые материалы, мы должны придавать им такие же цвета, форму и структуру, как и у материалов, использовавшихся во время строительства.
Корректировка рабочего проекта реставрации ведется на протяжении всего периода работ, и окончание проекта совпадает с окончанием реставрации в натуре. Большие разрушения памятника архитектуры и невозвратимые утраты иногда исключают реконструкцию, а тем более полную реставрацию. Поэтому при инженерной реставрации таких памятников ограничиваются лишь необходимым укреплением уцелевших частей. Нельзя воспроизводить любой памятник культуры, если нет достоверных сведений о его первоначальном облике.
В процессе реставрации часто приходится укреплять сооружения, имеющие большие разрушения. При этом приходится в стены вводить вспомогательные конструкции, для чего в стенах приходится пробивать проемы и гнезда, ослабляющие конструкции. Поэтому даже временные поддерживающие конструкции (расчалки, подкосы, стойки, поперечные балки и др.) следует вводить с обязательным предварительным напряжением. С помощью поддерживающих конструкций (временных или постоянных) можно вывести памятник из аварийного состояния. В числе этих мероприятий — укрепление ослабленных конструктивных элементов, увеличение несущей способности стен, фундаментов, а при необходимости и выпрямление сооружения.
Ремонт. Саманный старый дом. Крушим, ломаем, заливаем
Поданным академика И.Э. Грабаря, монументальное каменное строительство на Руси началось в X веке. Вероятно, к этому периоду относятся и первые мероприятия по поддержанию зданий. Так, в 1185 г. после пожара был заново отстроен Успенский собор во Владимире. Так же поступали и во всех европейских странах.
Как правило, в новую постройку включались уцелевшие элементы первоначального здания.
Во второй половине XV века в Италии были изданы указы о поддержании архитектурных памятников. Однако реставрации памятников архитектуры в современном понимании, т.е. возвращения им первоначального вида на основании научных изысканий, еще не существовало. Только с началом применения научного подхода к восстановлению из больших фрагментов (руин) памятников архитектуры археологами совместно с архитекторами и строителями были разработаны методы реставрации, позволявшие восстановить облик памятника архитектуры. Впервые такие методы были опробованы в 1810 — 1813 гг. при восстановлении храма Веспасиана на Римском форуме. При раскопках Помпеи этот метод получил самое широкое распространение.
Современное состояние строительной техники позволяет консервировать памятники архитектуры на века в основном без применения дополнительных закрепляющих элементов конструкции. Если же без использования укрепляющих элементов невозможно обеспечить сохранность памятника, то они должны быть спрятаны в стены. Мы не имеем права вносить изменения во внешний облик, но должны обеспечить такое усиление, которое требуется для сохранения здания.
Применяемые в настоящее время строительные материалы и изделия имеют совершенно иные прочностные показатели, габариты, форму и цвет, чем в предшествующие эпохи. Поэтому необходимо избегать произвольного и слишком энергичного вмешательства в судьбу памятника архитектуры.
В каменных сооружениях наибольшему разрушению подвергаются внешние плоскости кирпичных стен на высоту до 2 м от поверхности земли. На этой высоте стены, как правило, имеют наибольшую влажность. Глубина разрушения кладки зависит от климатических условий, а также от качества и своевременности реставрационных работ.
Если по старой кладке при ремонтах была нанесена маловоздухопроницаемая краска, то ее необходимо удалить, применяя химические составы. Новые материалы, применяемые для реставрации стен здания, должны хорошо скрепляться со старыми материалами, обязательно сохраняя внешний облик здания. Вместо чисто известкового раствора для ремонта кладки следует применять смешанные цементно-известковые растворы, которые в кладке имеют паропрони-цаемость, близкую к известковой кладке и обеспечивающие быстрое испарение влаги.
При необходимости прикрепления обрушившихся деталей к сохранившейся части стены вся поверхность очищается от выветрившейся кладки и промывается (один—два раза) известковым молоком. Затем укладываются добавляемые кирпичи или детали на растворе из цемента в смеси с известью (до 30%).
При наличии трещин в кладке возможно инъецирование цементно-известкового молока в массив стены. Сначала раствор делают более жидким В : Ц = 1 : 0,7, затем 1 : 1. В обоих случаях добавляют 20—30% извести-пушонки. После нагнетания раствора швы аккуратно заделываются без замазывания наружной поверхности кладки. Швы зачеканиваются полусухим раствором (известковое тесто 0,25 части, цемент 1 часть, песок 3 части, окись хрома для получения соответ-ствуюшего цвета и железный сурик для тонировки). Путем нагнетания в стену упрочняющего раствора можно хорошо укрепить разрушающуюся кладку.
В состав работ по реставрации фасада обычно входят следующие операции:
- • очистка сухим песком или с водой либо обдувка воздухом загрязненных и поврежденных поверхностей;
- • ремонт кирпичной кладки, карнизов, цоколя, лепных деталей и пр.;
- • отбивка и восстановление штукатурки.
Работы по реставрации фасада здания выполняются в зависимости от их объема с использованием металлических инвентарных лесов, вышек или люлек.
Современные методы придания декоративных свойств каменным стенам включают:
- • использование разнообразных красок, обладающих самой широкой гаммой свойств;
- • выполнение фасадного ряда кладки из лицевого кирпича или керамических камней с тщательной расшивкой швов на фасаде;
- • декоративную наружную высококачественную штукатурку;
- • облицовку плитами естественного камня.
Прочность штукатурки и надежность сцепления ее с основанием проверяют простукиванием поверхности стен реставрируемого здания. Глухой звук свидетельствует о недостаточной прочности штукатурки и о неудовлетворительном сцеплении ее с основанием. При наличии глухого звука на площади более 0,25 м 2 штукатурку отбивают, а затем делают новую.
Отбивают штукатурку и при наличии сырости и высолов на поверхности стены. Места примыкания старой штукатурки к новой, а также поверхность старого грунта перед оштукатуриванием насекают и смачивают водой. Фактура штукатурки, выполняемой в процессе реставрации, должна соответствовать фактуре старой штукатурки.
Опыт показывает, что в процессе реставрации в связи с небольшими объемами работ и сложностью поверхностей приходится наносить штукатурный раствор преимущественно вручную. При этом толщина слоя обрызга при оштукатуривании деревянных поверхностей должна быть не более 9 мм, а каменных — 5 мм. При выравнивании местных впадин общая толщина слоя обрызга не должна превышать 12 мм.
В процессе реставрации зданий различных периодов постройки, как правило, большое внимание приходится уделять лепным работам.
Ремонт лепных деталей или установку новых выполняют только после окончания общестроительных и специальных работ, предусмотренных проектом реставрации. При замене частей старых лепных деталей новыми последние должны быть изготовлены из тех же материалов, что и старые.
Разрушенные лепные архитектурные детали или их части при ремонте полностью восстанавливают, для чего делают модели, по которым изготовляют формы для отливки. В качестве моделей могут служить аналогичные детали или их части из числа сохранившихся.
Старые набелы окраски с лепных украшений очищают деревянным инструментом (применение металлического инструмента при этом не допускается). Для облегчения очистки набелы предварительно смачивают теплой водой. При отсутствии сохранившихся лепных деталей модель может быть изготовлена по архитектурному рисунку или фотографии.
На оштукатуренные поверхности гипсовые лепные изделия устанавливают только после затвердения и просушки штукатурки. Влажность воздуха в помещении не должна превышать 60%. Крепление архитектурных деталей выполняется в строгом соответствии с проектом реставрации и расчетами на прочность.
Для наклейки элементов легкого лепного сборного карниза на стену и на потолок наносят тонкий слой гипсовой мастики, для временного крепления элементы через 1 — 1,5 м пришивают толевыми гвоздями. Карнизы тяжелых гипсовых деталей и лепные украшения потолков сложного профиля прикрепляют к основанию с помощью металлических скоб, проволочных закруток с антикоррозийными покрытиями или из нержавеющих материалов. Розетки для легкой (одноламповой) осветительной арматуры крепят к бетонному покрытию с помощью пробок.
Источник: studref.com
Реставрация — это что такое Виды реставрации
Близкое знакомство «Рождественки» и флигеля «Руина» — бывшего каретного сарая в составе комплекса зданий усадьбы Талызиных на Воздвиженке — состоялось задолго до того, как пользователь усадьбы, Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, объявил конкурс на проект реконструкции.
Некоторое время назад музей предложил Наринэ Тютчевой и ее команде устроить в пространстве флигеля выставку, посвященную 20-летию бюро. И вместо того, чтобы сдуть пыль с накопившихся за два десятка лет макетов и планшетов и расставить их аккуратными рядами в колоритном полуразрушенном здании, Наринэ решила сделать выставку, посвященную какому-то одному, но очень важному смысловому посылу, вынесенному из накопленного профессионального и жизненного опыта. На нужную мысль натолкнуло само пространство флигеля: экспозицию посвятили культуре руин в целом.
Сотрудники бюро провели целый ряд исследований, чтобы выявить аспекты влияния руин на архитектуру и культуру. И оказалось, что руины в определенном смысле формировали историю развития и того, и другого. Так, руины античного Рима, безусловно, повлияли на культуру Возрождения. В XVIII веке открытия Помпей и Геркуланума сформировали совершенно новую эстетику и положили начало археологии как науки. В тот период руины становятся действительно важными документами истории, и архитекторы настолько были ими увлечены, что создавали их искусственно (например, в усадьбах и дворцах по Петербургом).
В XIX веке очень важную роль сыграли война в Греции и египетский поход Наполеона, которые послужили толчком для создания больших музейных коллекций. А XX век известен своими руинами, которые появились уже в результате второй мировой войны. Это руины мемориального свойства — такие, как Брестская крепость.
Таким образом, руина, открывая взору многослойное содержимое снятой оболочки, показывает не только анатомию архитектуры, но и анатомию истории.
Интервенции неизбежны
Впрочем, сохранить — и приспособить к новой функции — здание в аварийном состоянии одной лишь «штопкой» не удастся. Прежде всего это касается опять-таки интерьеров и внутренних конструкций, которые нуждаются в значительной переделке и ремонте — неважно, планируется ли устроить здесь музей или лофты-апартаменты. В данном случае архитекторы хотят избавиться от лишних поздних перегородок, возникших в советское и постсоветское время, и главное — заменить кровлю, которая была сделана в рамках противоаварийных работ в 90-е годы и до сих пор опирается на временные конструкции. Их уберут и поменяют стропила на деревянные фермы.
Кстати, уже реализованный проект реставрации с приспособлением под Центр современного искусства здания Арсенала в Нижегородском Кремле, вошедший в шорт-лист фестиваля «Золотое сечение», потребовал еще более серьезных конструктивных вмешательств: в частности, чтобы значительно увеличить внутренние площади и устроить подвальный этаж, пришлось существенно усилить фундамент и кремлевскую стену. Подробнее читайте здесь.
Оценка состояния кладки
Перед тем как приступать к проведению реставрационных работ, следует оценить техническое состояние кладки из кирпича. Распространенные дефекты стен из кирпича:
· расслоение рядов;
· раскрытие трещин;
· отклонение кладки от вертикали;
· разрушение отдельных кирпичей;
· выпучивание и разрушение отдельных участков.
При появлении первых трещин и деформационных явлений первым делом необходимо установить и устранить причину их проявлений, а также организовать наблюдение за дальнейшей динамикой развития деформаций. В противном случае, гарантии того, что трещины не появятся вновь после выполнения ремонтных работ, отсутствуют.
Наблюдение за состоянием деформационных процессов начинают при раскрытии трещин свыше 10 миллиметров. Наблюдение заключается в измерении глубины трещин, установке маяков вдоль них. В качестве маяков используется гипс либо бумага, при установке маяков на оштукатуренные стены слой штукатурки сбивается до оголения кирпича.
Важно! К ликвидации трещин в кирпичной кладке приступают тогда, когда установленные маяки указывают на стабилизацию деформационных процессов.
Ремонт трещин
Для заделки трещин с раскрытием не более 5 миллиметров, используется цементный раствор. Перед проведением ремонтных работ участок стены с трещиной очищают от мусора и смачивают водой. Для очистки поверхности можно воспользоваться щеткой, шлифовальной ручной машинкой либо сжатым воздухом. Для того чтобы кирпич хорошо схватился с цементным раствором его края немного сбивают при помощи молотка.
Отремонтировать трещины в кирпичной стене шириной от 5 до 10 миллиметров можно описанным выше способом, заменив цементный раствор для заделки трещин на песчано-цементную смесь.
Трещины кирпичей с раскрытием 10 и более миллиметров требуют особого внимания. Ремонт кирпичной кладки своими руками можно выполнить следующими способами:
· при помощи монтажной пены — этим способом могут восстанавливаться вертикальные трещины. Пена задувается в щель, после застывания материал подрезают на глубину порядка двух сантиметров, образовавшийся зазор заделывают цементным раствором;
· с применением металлических анкеров и цементного раствора – по длине трещины в нескольких местах устанавливают металлические анкеры, крепление анкеров к стене осуществляют при помощи дюбелей. Заделывают трещину цементным раствором;
· путем замены поврежденного участка на новую кладку – участок кладки, который пришел в негодность разбирают, двигаясь в направлении сверху вниз. Для заделки получившегося проема используют реставрационный кирпич, который укладывают по принципу «кирпичный замок».
Заделка швов
Выветривание швов, на первый взгляд незначительный дефект стен из кирпича, однако, следует знать, что влага, проникающая внутрь помещений через разрушенные стыки, в дальнейшем может привести к разрушению участков кладки.
Процесс восстановления целостности швов состоит из нескольких этапов:
· удаление разрушившегося раствора в швах;
· расчистка (углубление) шва;
· заполнение швов раствором.
Первые три этапа относятся к подготовительным работам. Для их проведения понадобятся:
· зубило столярное;
· щетка металлическая;
· кисть либо распылитель.
Для заполнения швов раствором используют плоскую узкую кельму и деревянный щит с рукояткой. Раствор наносят на поверхность по вертикали в направлении снизу вверх, по горизонтали – слева направо.
Смотрите видео по реставрации старой кирпичной кладки:
Метод забуривания
Методика заключается в просверливании на заданном расстоянии отверстий. Отверстия проделывают в шахматном порядке либо последовательно. При большой толщине наружных стен отверстия просверливают с одной и другой стороны, напротив друг друга. Завершающий этап реконструкции – заполнение отверстий гидрофобным составом кремообразной консистенции.
Разборка кладки
Разборка и ремонт кирпичной кладки стен отдельными местами потребует финансовых вложений. Суть способа реставрации достаточно проста, участок стены с деформацией кирпича разбирается, закладывается гидроизоляционный материал, далее проводят восстановление кирпичной кладки.
Метод пилы
Реставрация кирпичной кладки состоит в следующем: поверхность из кирпича распиливается насквозь по горизонтали, место распила зачеканивают гидроизоляционными материалами, зазоры в кирпичной кладке заполняют минеральной суспензией, предназначенной для восстановления статики кладки из кирпича. Этот способ реставрации достаточно эффективный, но дорогостоящий.
Усиление стен из кирпича
Усиление кладки – это надежный способ сохранить целостность стены из кирпича и восстановить несущие способности конструкции. Ремонт кирпичного фасада производят путем применения стальных, композиционных, железобетонных либо армировано растворных обойм.
Стальная обойма
Стальная обойма представляет собой каркас из толстой арматуры, стальных уголков и полосовой стали. Поверх каркаса крепится металлическая сетка. Поверхность оштукатуривается цементным либо полимерцементным раствором, второй вариант является более предпочтительным, так как полимерцементный раствор не утяжеляет конструкцию, при этом повышает несущую способность кирпичных стен на 60%.
Железобетонный пояс
Он состоит из стальной арматуры и бетонной смеси, характеризуется хорошей укрепляющей способностью, недостатком железобетонных обойм выступает большой вес конструкции, что влечет за собой дополнительную нагрузку на фундамент здания.
Армировано растворные пояса изготавливают на основе железобетонных пилястр, арматурных каркасов либо сетки. Армированный материал крепится на кирпич при помощи шпилек или анкеров. Поверх обоймы наносится слой песчано-цементного раствора.
По способу установки и назначению пояса жесткости подразделяют на следующие виды:
· обоймы, устанавливаемые по периметру строения;
· пояса, используемые при отрыве углов;
· обоймы, устанавливаемые при разрыве зданий;
· пояса, применяемые при отрыве внутренних стен от стен фасада.
Для восстановления стен старинных зданий строительный рынок предлагает использовать особый реставрационный кирпич. Строительный материал для реставрационных работ производится обжиговым методом, реставрационный кирпич отличается от своего собрата нестандартными размерами.
Реставрация — это что такое Виды реставрации
Давайте попытаемся разобраться в таком многогранном понятии, как реставрация. Возможно, у некоторых возникнет вопрос: а что сложного может быть в понимании этого слова? Что же, раскрыть значение данного термина довольно просто, однако есть одно но. А именно разнообразие сфер, в которых он применяется.
Так, реставрация – это и восстановление произведений искусства, и косметическая отделка старого дома. Также этим термином пользуются строители, архитекторы, художники и даже стоматологи. Так давайте же расставим все по своим местам и развеем все сомнения в отношении данного слова. Итак.
Что такое реставрация?
Как всегда, начать следует с формулировки. Итак, реставрация – это комплекс мер, направленных на восстановление определенного предмета или объекта. В зависимости от типа выполняемых работ, данная процедура может сильно меняться.
Взять, к примеру, такое понятие, как реставрация ванны – что это такое? Разве может термин, применяемый для обозначения процесса восстановления старинной картины или фрески, с таким же успехом использоваться в столь прозаической сфере жизни, как ремонт? Оказывается, может. Но! Хотя в этих двух случая употребляется одно и то же слово, их ни в коем разе нельзя сравнивать.
Ну, хотя бы потому, что отреставрировать ванну может любой, а вот работа с произведениями искусства – это удел высокообразованных, талантливых специалистов.
В связи с такой большой путаницей вокруг понятия реставрации давайте рассмотрим наиболее распространенные ее виды. Подобный подход не только поможет осознать всю многогранную суть этого слова, но и покажет, насколько огромны возможности человека.
Понятие реставрации в домашнем быту
Если говорить об обыденной жизни, то реставрация – это починка различных элементов домашнего быта. Сюда может входить мебель, предметы интерьера и даже сами комнаты. В качестве примера остановимся на вопросе о том, что такое реставрация мебели. Как это происходит и почему некоторые люди так яростно не хотят попрощаться с, казалось бы, отжившими свое вещами?
Так вот, реставрация мебели – это комплекс мер по восстановлению внешнего вида домашней утвари. Например, у хозяина квартиры есть старый советский диван, у которого износились пружины, а также выцвела обивка. В данном случае реставрацией будет замена старых и негодных частей более новыми, но при этом сам каркас дивана останется прежним.
Возможно, некоторые спросят: «А не проще будет купить новую мебель?» Вопрос вполне логичный, однако есть три аргумента, обосновывающие реставрацию старой мебели. А именно:
- Во-первых, восстановление мебели обходится куда дешевле. Особенно если реставрацию проводили не в мастерской, а дома, руками самих владельцев.
- Во-вторых, многие считают, что раньше мебель делалась более качественно, чем сейчас. Следовательно, целесообразнее будет ее восстановить, нежели заменить новой, которая выйдет из строя если не через год, то через пару лет точно.
- В-третьих, некоторые предметы мебели имеют особое значение для владельцев, не говоря уже о предметах, входящих в список раритетных и редких.
Реставрация в строительстве: это восстановление старого или возведение нового?
Понятие реставрации в строительстве весьма туманно. Причиной тому — абстрактность самого мероприятия. Как все происходит на практике? Ведь в данном случае под реставрацией могут подразумевать не восстановление былого вида здания, а его ремонт с возможной переделкой некоторых частей.
По большому счету, здесь реставрация – это способ подарить дому новую жизнь. При этом мастера не всегда сохраняют его архитектурный стиль. Известно много случаев, когда старые строения превращали в эталон современного «зодчества», как, собственно говоря, и наоборот.
Ярким примером такой реставрации может быть то, как простые граждане ремонтируют свои дома. Когда они вместо старой, дедовской побелки облицовывают наружные стены пластиком или ПВХ-панелями.
Но дело обстоит совсем иначе, когда речь заходит о зданиях, представляющих собой архитектурную ценность или являющихся культурным наследием нации. При подобном раскладе в силу вступает ряд значительных изменений.
Так, архитектурная реставрация зданий – это ремонт, способный воссоздать былой облик строения. При этом строители пытаются сохранить прежний интерьер и экстерьер дома, дабы наши потомки в будущем также могли ими насладиться.
При этом следует отметить, что подобные работы проводят не только со зданиями, но и с памятниками, постаментами, фонтанами, барельефами и так далее. В общем, все, что относится к культурному наследию, может быть реставрировано.
Эстетическая реставрация – это что такое?
Как бы странно это ни звучало, но термин «реставрация» применяется и в медицине. В частности, его довольно часто используют стоматологи, дабы отобразить суть одной из своих методик.
Итак, эстетическая реставрация – это процесс восстановления здоровья и красоты зубов. Зачастую подобной практикой занимаются частные стоматологические кабинеты и поликлиники. Это связано с тем, что данный процесс является довольно-таки сложным и, что более важно, дорогим.
Как правило, для реставрации зубного ряда применяют различные пломбирующие материалы и винилы. Благодаря этому можно избавиться от последствий кариеса, выровнять прикус, снять налет и придать зубам блеск. В частности, прославленная «голливудская» улыбка является продуктом эстетической реставрации зубов.
Реставрация как искусство
Однако оставим обыденность позади и перейдем к более тонким материям. Ведь одно дело – процесс воссоздания дивана или дома, а совсем иное – работа с раритетными предметами. Например, с картинами Ван Гога или Рембрандта или же с росписью древних икон в храме, чей лик потемнел от времени.
Согласитесь, подобный труд сродни искусству. А значит, люди, занимающиеся им, – своего рода художники. Но давайте обо всем по порядку.
Начать следует с тех, чья кисть снова вдыхает жизнь в старые полотна мастеров. Ведь с годами картины теряют свою палитру: краски выветриваются, холст становится менее прочным, а расписанные рамы рассыпаются и осыпаются под воздействием факторов окружающей среды.
Учитывая это, нетрудно догадаться, что со временем изображение на картине становится настолько невзрачным, что более не может радовать глаз публики. И вот тогда-то за работу берутся реставраторы картин.
Следует сразу заметить, что это очень тяжелая работа. Здесь недостаточно быть хорошим художником, умеющим пройтись кистью по старым полотнам. Реставратор – это прежде всего профессионал, способный определить все особенности будущей работы. Например, выяснить, какой тип краски следует использовать, каким стилем ставить мазки и какие тона использовать, дабы не испортить первоначальный шарм картины.
Еще одним видом художественной реставрации является восстановление раритетных автомобилей. Возможно, некоторым покажется, что неправильно сравнивать реставраторов произведений искусства с профессиональными механиками. Однако это лишь поверхностное мнение.
В действительности же процесс восстановления раритетных автомобилей – это тонкая и щепетильная работа. Ведь настоящие мастера не только проводят капитальный ремонт всех механизмов в авто, но и восстанавливают его первоначальный вид.
При этом они стараются использовать те же материалы, что и завод-изготовитель. То есть они ищут особые типы кожи для обивки салона, краски, наклейки и так далее. Для непосвященного человека это может показаться мелочью, но вот более опытные люди знают – подобные вещи очень трудно достать, не говоря уже о том, сколько они будут стоить.
Но, как говорится, нет достойной цены искусству, ведь оно бесценно. А значит, любой реставратор – это волшебник, способный вдыхать жизнь в те вещи, которые, казалось бы, уже давно мертвы.
Что значит «корректное отношение к памятникам архитектуры»? Вроде бы и регламенты есть, и правила, но результат нас часто разочаровывает, и споры по этому поводу не стихают. Однако постепенно, от проекта к проекту, начинают выкристаллизовываться новые, современные принципы реставрации, способные, кажется, примирить все заинтересованные стороны.
Может ли реставрация с приспособлением допускать капитальное строительство? Всегда ли имеет смысл восстанавливать утраченное и докомпоновывать памятник новыми элементами? Нужно ли докапываться до оригинального облика здания, беззастенчиво счищая все остальное? Вопросов действительно много, и подробно их обсуждали на круглом столе в рамках выставки «Интермузей», посвященном приспособлению исторических зданий к современному использованию.
Среди участников был и координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин, и президент DOCOMOMO Russia Владимир Шухов, и Елена Соловьева — руководитель научно-проектного объединения «Регулирование градостроительной деятельности на исторических территориях и территориях зон охраны объектов культурного наследия» Института Генплана Москвы. А поводом для встречи, модерируемой директором Музея архитектуры им. А.В. Щусева Ириной Коробьиной, стал проект бюро «Рождественка» по реставрации флигеля «Руина» (который сейчас действительно находится в руинированном состоянии) и приспособлении его под новое музейное пространство.
Проект, победивший в закрытом конкурсе, представляла руководитель бюро «Рождественка» Наринэ Тютчева, которая — вместе с остальными спикерами — сформулировала базовые принципы своего подхода. И он, как единодушно высказали надежду собравшиеся, станет в будущем «путеводной звездой» для многих собственников и пользователей исторических памятников — тех, что ломают голову, как правильно поступить с доставшимся им «добром». Разработчикам реставрационных проектов эти тезисы тоже могут оказаться полезными.
Источник: cyberpedia.su