Ресурсные элементные нормы на монтажные работы

СИСТЕМА СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы 8-й группы, подгрупп 81— 83, необходимые для определения сметной стоимости строительства.

Сметные нормативы — отдельные сборники, включающие в себя сметные нормы, расценки и цены, правила и положения по ценообразованию. Все они служат основой для определения сметной стоимости строительства.

Под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ. Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

#2.2 Беглый обзор всей реформы (ч.2). Реформа ценообразования 2017

Сметная цена — стоимость единицы измерения строительных материалов, изделий и конструкций или стоимость машино-часа эксплуатации машин, зафиксированная на определенную дату.

Расценка — стоимость строительных, монтажных и других работ, установленная на принятую единицу измерения и зафиксированная на определенную дату.

Стоимостные показатели — цена и расценка могут быть определены в разных уровнях стоимости: базисный уровень стоимости — уровень стоимости, определяемый на основе сметных цен, зафиксированных на конкретную дату; текущий уровень стоимости — на основе сметных цен, действующих на момент определения стоимости; прогнозный уровень стоимости — на основе сметных цен, которые прогнозируются на будущий период, когда намечается осуществлять расчеты за строительную продукцию.

Действующие нормативы систематизированы приказом Госстроя России от 04.12.2012 № 76/ГС. В приложении к данному приказу приводится классификация сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.

Согласно данному приказу по уровню применения сметные нормативы делятся на следующие виды:

  • • государственные сметные нормативы (ГСН-81), вводимые в действие Госстроем России;
  • • отраслевые сметные нормативы (ОСН-81), вводимые в действие министерствами Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми структурами;
  • • территориальные сметные нормативы (ТСН-81), вводимые в действие органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • • индивидуальные сметные нормативы (ИСН-81).

По структуре и степени укрупнения сметные нормативы бывают элементные и укрупненные.

Приказом Госстроя России от 05.02.2013 № 17/ГС утвержден Порядок формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечение средств федерального бюджета, и предоставление сведений, включенных в указанный реестр.

Модификации человека: идеи, нормы и практики. Пленарное заседание

Для определения сметной стоимости строительства в зависимости от метода исчисления используют Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) или федеральные (территориальные) единичные расценки (ФЕР, ТЕР).

ГЭСН предназначены «для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных работ» 1 . Они используются для определения сметной стоимости выполняемых работ ресурсным методом, разработки единичных расценок и укрупненных сметных нормативов.

Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН, используются при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР), для определения продолжительности выполнения работ, составления технологической документации и различных аналитических целей. Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН, могут служить основой для производственных норм расхода материалов и их списания.

Таблицы ГЭСН имеют наименование, описание состава работ, измеритель и количественные показатели норм.

Таблицы ГЭСН содержат следующие показатели:

  • • затраты труда рабочих-строителей, чел.-ч;
  • • средний разряд работы;
  • • затраты труда машинистов, чел.-ч;
  • • состав и время эксплуатации строительных машин, маш.-ч;
  • • расход материалов, изделий и конструкций в физических единицах измерения;
  • • расход энергоносителей в физических единицах измерения. Сборники ФЕР-2001 разработаны на основе ГЭСН-2001, сборников

цен на ресурсы и тарифной сетки. Единичные расценки из сборников предназначены для определения в сметной документации прямых затрат и разработки укрупненных сметных норм на конструкции и виды работ. Сборники ФЕР содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для 1-го базового района (Московской области).

Читайте также:  Монтажные работы в строительстве документы

Сборники ФЕР вместе с государственными элементными сметными нормами образуют единую государственную сметно-нормативную базу для разработки системы укрупненных сметных нормативов.

В ТЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона).

1 МДС 81-35.2004. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации.

Таблицы единичных расценок содержат показатели сметных затрат, установленные на соответствующий измеритель конструкций или работ:

  • • прямые затраты, в том числе:
  • — на оплату труда рабочих-строителей;
  • — на эксплуатацию строительных машин, в том числе на оплату труда рабочих, обслуживающих машины;
  • — на материалы, изделия и конструкции;

Нумерация, наименование и единицы измерения в сборниках единичных расценок совпадают с нумерацией, наименованием и единицами измерения аналогичных таблиц ГЭСН-2001.

В отдельных единичных расценках (ЕР) такие расценки называются открытыми, в графу «Прямые затраты» и графу «Материалы» не включена стоимость основных строительных материалов, изделий и конструкций, принимаемая исходя из проектных данных и текущих цен по условиям поставки. Такие материалы приводятся отдельной строкой непосредственно в единичных расценках с указанием кода, наименования и расхода на измеритель расценки 1 .

При составлении сметной документации и при расчетах за выполненные работы стоимость работ по таким единичным расценкам определяется двумя строками 1 2 :

  • • в первой исчисляется стоимость работ по соответствующей единичной расценке;
  • • во второй стоимость не учтенных расценками материалов, изделий и конструкций.

В составе ЕР не учитываются накладные расходы, сметная прибыль и прочие затраты.

В настоящее время создан Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых планируется осуществлять с привлечением средств федерального бюджета. Правомочность сметных нормативов должна подтверждаться включением их в реестр. Приказом Минрегиона России установлены признаки достоверности печатных изданий федеральной нормативной базы 2009 г. — голограмма и печать ФГУ ФЦЦС.

Территориальные единичные расценки (ТЕР) были разработаны региональными органами по ценообразованию в соответствии с по-

  • 1 МДС 81-36.2004. Указания по применению федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР-2001).
  • 2 Там же.

рулениями органов исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии с приказом Госстроя России от 05.02.2013 № 17/ГС «Об утверждении Порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечение средств федерального бюджета, и предоставление сведений, включенных в указанный реестр» сборники территориальных единичных расценок рассматриваются в настоящее время Госстроем России на предмет их соответствия принятому порядку разработки сметных нормативов. После утверждения органом исполнительной власти субъектов РФ согласованных с Госстроем России сборников ТЕР их реквизиты вносятся в федеральный реестр сметных нормативов. Включенные в реестр сборники ТЕР могут быть использованы для определения стоимости объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением бюджетных средств.

В Республике Татарстан введение в действие территориальных единичных расценок уточненной редакции ТЕР-2001 проходило достаточно плавно. В письме Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 11.02.2010 № 01-09-1215 был разъяснен порядок перехода к работе в 2010 г. по новой уточненной редакции ТЕР-2001 Республики Татарстан. Согласно этому письму определение сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета с 1 января 2010 г., осуществляется по сметным нормативам, вошедшим в реестр нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, действующий на территории Российской Федерации.

Источник

Особенности применения ресурсного и ресурсно-индексного методов

При применении ресурсного (ресурсно-индексного) метода в качестве исходных данных для определения прямых затрат в локальных сметных расчетах (сметах) выделяются следующие ресурсные показатели:

  • трудоемкость работ (чел.-ч) для определения размеров оплаты труда рабочих, выполняющих соответствующие работы и обслуживающих строительные машины;
  • время использования строительных машин (маш.-ч);
  • расход материалов, изделий (деталей) и конструкций (в принятых физических единицах измерения: м3, м2, т и пр.).

Для выделения ресурсных показателей могут использоваться ГЭСН-2001, проектные материалы (в составе проектов, РД) о потребных ресурсах, в том числе:

Читайте также:  Геодезический контроль точности выполнения строительно монтажных работ

ведомости потребности материалов (далее — ВМ) и сводные ведомости потребности материалов (далее — СВМ), составляемые раздельно на конструкции, изделия и детали (спецификации) и на остальные строительные материалы, необходимые для производства строительных, специальных строительных и монтажных работ на основании государственных элементных сметных норм;

данные о затратах труда рабочих и времени использования строительных машин, приводимые в разделе проекта «Организация строительства» (в проекте организации строительства — ПОС, в проекте организации работ — ПОР или в проекте производства работ — ППР).

Определение сметных затрат на эксплуатацию строительных машин

В составе локальных сметных расчетов (смет) затраты на эксплуатацию строительных машин определяются исходя из данных о времени использования (нормативная потребность) необходимых машин (маш.-ч) и соответствующей цены 1 маш.-ч эксплуатации машин.

Нормативная потребность в строительных машинах может определяться на основе выделения и суммирования в локальной ресурсной ведомости или в локальном ресурсном сметном расчете (смете) ресурсных показателей на машины, применяемые на объекте (при выполнении работы), с сопоставлением полученных результатов с данными ПОС (ПОКР) или ППР с выбором наиболее приемлемого для пользователя варианта.

Определение стоимости эксплуатации строительных машин рекомендуется осуществлять:
в базисном уровне цен — по сборнику сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств;
в текущем уровне цен — на основе информации о текущих (прогнозных) ценах на эксплуатацию строительных машин.

Информация о текущих ценах на эксплуатацию строительных машин может быть получена в региональных органах по ценообразованию в строительстве, от подрядных строительно-монтажных организаций, трестов (управлений) механизации или других организаций, в распоряжении которых находится строительная техника.
Для определения стоимости 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин расчетным путем могут быть использованы методы, приведенные в приложении № 3 к настоящей Методике.

Текущий уровень сметных цен на эксплуатацию соответствующего вида строительных машин может быть определен на основе базисного уровня цен, приведенных в сборнике сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, и индексов изменения стоимости машин, рассчитанных исходя из имеющейся информации о текущих ценах на эксплуатацию машин. При этом может быть использован как прямой счет (путем калькулирования), так и метод унифицированных ресурсно-технологических моделей (РТМ) по соответствующим группам машин, в которых приводятся данные о потребности в ресурсах, и базисная стоимостная оценка этих ресурсов, сопоставляемая с текущим уровнем цен.

Определение сметной стоимости материальных ресурсов

В составе локальных сметных расчетов (смет) стоимость материальных ресурсов определяется исходя из данных о нормативной потребности материалов, изделий (деталей) и конструкций (в физических единицах измерения: м3, м2, т и пр.) и соответствующей цены на вид материального ресурса. Стоимость материальных ресурсов включается в состав сметной документации, независимо от того, кто их приобретал.

Нормативная потребность в материальных ресурсах может определяться:

  • на основе выделения и суммирования в локальных ресурсных ведомостях или в локальных ресурсных сметных расчетах (сметах) ресурсных показателей на материалы, изделия (детали) и конструкции, используемые при сооружении объекта (выполнении работ), с сопоставлением полученных результатов с данными из проектных материалов (ведомости потребности материалов -ВМ, сводные ведомости материалов — СВМ) и выбором наиболее приемлемого для пользователей варианта;
  • по проектным материалам (проекту или РД): ВМ и СВМ, а также спецификации в составе РД.

Стоимость материальных ресурсов может определяться:

  • в базисном уровне цен — по сборникам (каталогам) сметных цен на материалы, изделия и конструкции — федеральным, территориальным (региональным) и отраслевым;
  • в текущем уровне цен — по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим внешнеэкономическим организациям, оплаты услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин.

Определение текущих цен на материальные ресурсы по конкретной стройке осуществляется на основе исходных данных, получаемых от подрядной организации, а также поставщиков и организаций-производителей продукции.

В целях анализа представляемых исходных данных и выбора оптимальных и обоснованных показателей стоимости участникам строительства рекомендуется осуществлять мониторинг цен на материальные ресурсы.

Для продукции естественных монополий применяются цены и тарифы, по которым осуществляется государственное регулирование, в том числе тарифы на электрическую и тепловую энергию, тарифы на железнодорожные, речные и морские перевозки и др.

Читайте также:  Расчет опасной зоны при работе монтажного крана

Стоимость импортной продукции (оборудования, материалов, изделий и конструкций) определяется, как правило, по закупкам, осуществляемым организациями в установленном порядке.

Свободная (рыночная) цена, как правило, складывается из:

  • внешнеторговой (контрактной) цены (таможенной стоимости), включая расходы в иностранной валюте по доставке продукции до границы России, пересчитанной в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению;
  • таможенных платежей, состоящих из таможенной пошлины, сборов за таможенное оформление, других таможенных платежей, установленных законодательством Российской Федерации;
  • прочих расходов по закупке, транспортировке и реализации, относимых на издержки, включая транспортные расходы, страховые платежи, расходы по хранению, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, комиссионные вознаграждения посредникам, расходы по реализации;
  • налога на добавленную стоимость (НДС).

Учитывая, что НДС предусматривается в сводном сметном расчете за итогом глав 1-12, НДС в стоимости материальных ресурсов в составе локальных смет не учитывается.

Калькуляция стоимости (ведомость) текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции составляется по элементам затрат.

Средства на оплату за провоз тяжеловесных грузов включаются в стоимость материалов, изделий и конструкций (в состав стоимости транспортных услуг).

Для составления инвесторских смет рекомендуется, на основе данных подрядных строительно-монтажных организаций и результатов статистических наблюдений о ценах на строительные материалы, детали и конструкции в каждом регионе, не реже одного раза в квартал разрабатывать и постоянно поддерживать в рабочем состоянии на компьютерной основе региональные ведомости текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции.

Также могут составляться ведомости для специализированного строительства и для построечных цен, формируемых для отдельных крупных строек.

Отпускные цены на изделия, материалы и полуфабрикаты (бетон, раствор, битум, асфальтобетонные и черные щебеночные смеси, дорожные битумные эмульсии, деревья и кустарники-саженцы, дерн и земля растительная и др.), изготавливаемые в построечных условиях, определяются по калькуляциям.

В калькуляциях, кроме затрат на приготовление материалов и полуфабрикатов, учитываются прочие расходы, связанные с их приготовлением (накладные расходы), необходимая прибыль, налоги и сборы, начисляемые в соответствии с действующим законодательством. В калькуляциях прочие (накладные) расходы и прибыль исчисляются от средств оплаты труда рабочих.

Ресурсная смета выгодна как заказчику, так и подрядчику. В первую очередь потому, что она не позволяет обмануть ни того, ни другого. Ведь заказчик и подрядчик не враги, а союзники, они стремятся к одному результату — построить «Два берега у одной реки».

В настоящее время много разговоров ведется о распространении ресурсного метода ( чистый ресурсный метод ) составления смет на строительство объектов. Интерес к этому вызван отсутствием в большинстве регионов Российской Федерации современной сметно-нормативной базы, содержащей сметные нормы и расценки, позволяющие с высокой достоверностью определять стоимость затрат на работы, выполняемых с применением новых материалов, современной строительной техники и технологий. Поэтому Госстроем России настоятельно ведется пропаганда ресурсного метода составления смет.

Посчитать смету ресурсным методом без программного обеспечения достаточно сложно.

Программа даст вам возможность составлять сметы ресурсным методом, не ожидая, когда Региональные Центры по ценообразованию составят и утвердят прошлогодние расценки, а потом придумают (не побоимся этого слова) к ним индексы.

Госстрой России даёт вам право на использование ГЭСН для составления смет ресурсным методом. На современном этапе существует эффективный механизм, позволяющий использовать это право.

Ресурсная смета позволяет определить также компетентность подрядчика. Если подрядчик отказывается работать в ресурсной смете, то сразу возникает вопрос: “Как же он будет осуществлять производство работ на объекте, если он не может на бумаге изложить технологию производства этих работ?”

МДС 81.35-2004 — п.3.28. При ресурсном методе определения стоимости осуществляется калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженной в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях, данных о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, различных нормативных и других источников.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...