Технологическая карта разработана на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на строительном объекте.
В технологической карте принято возведение насыпи земляного полотна высотой до 1 м из грунта II группы двусторонних боковых резервов бульдозером. Глубина боковых резервов не должна превышать 1,5 м.
Конструкция земляного полотна принята по альбому «Типовые конструкции и детали сооружений. Серия 3.502-32. Земляное полотно автомобильных дорог общей сети Союза ССР». М., Минтрансстрой, 1975.
Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к конкретным условиям производства работ.
II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
До возведения насыпи земляного полотна должны быть выполнены все предшествующие работы согласно требованиям «Инструкции по сооружению земляного полотна автомобильных дорог» ВСН 97-63. М., Транспорт, 1964, в том числе сдвижка растительного слоя грунта за пределы боковых резервов, планировка и уплотнение основания насыпи, устройство дренажа.
Leica Captivate. Вынос и контроль при строительстве дорог
Водоотводы устраивают в процессе возведения насыпи земляного полотна, как в резервах, так и на полотне дороги.
При возведении насыпи бульдозером из грунта боковых резервов выполняют следующие работы:
1) рыхление грунта в резерве;
2) разработку и перемещение грунта в насыпь;
3) разравнивание грунта в насыпи бульдозером и послойное его уплотнение.
1. Рыхление грунта в резерве
Рыхление грунта в резерве осуществляют последовательными проходами рыхлителя Д-515А.
При рыхлении плотных глинистых грунтов используют все пять зубьев рыхлителя, а при рыхлении суглинистых грунтов — три зуба (вторую и четвертую стойки с зубьями снимают).
Грунт рыхлят непосредственно перед его перемещением в насыпь. Во избежание пересыхания разрыхленного грунта в сухую жаркую погоду или переувлажнения его во время дождей, грунт рыхлят в объеме, который можно разработать бульдозерами за смену.
Рыхление ведут послойно на I — II скоростях. Глубина каждого слоя — 0,2 м.
2. Разработка и перемещение грунта в насыпь
При возведении насыпи из грунта боковых резервов следует применять траншейно-полосную схему, обеспечивающую максимальную производительность труда.
После разработки первой траншеи бульдозер переходит на вторую, отстоящую от первой на расстоянии 1 м, и т.д.
Грунт, оставшийся между траншеями, перемещают в насыпь после разработки траншей.
Разработку грунта в резерве и отсыпку его в насыпь ведут на двух захватках. Сначала грунт разрабатывают, перемещают в насыпь и разравнивают на первой захватке. После отсыпки первого слоя грунта толщиной 30 — 35 см в рыхлом состоянии бульдозеры начинают отсыпку первого слоя грунта на второй захватке. На первой захватке в это время производится уплотнение грунта. В такой же последовательности отсыпают и последующие слои грунта.
Какими будут Дороги Будущего? Новые технологии
Двигаясь поперек оси насыпи, бульдозер накапливает грунт впереди отвала до тех пор, пока образовавшаяся призма волочения грунта не достигнет верхней кромки отвала, после чего прекращают резание грунта, продолжая его перемещение в насыпь. В месте разгрузки отвал бульдозера поднимают на величину, равную заданной толщине отсыпаемого слоя, продолжая движение от оси к откосу насыпи. Каждый последующий проход бульдозера выполняют, отступив от предыдущего на расстояние, обеспечивающее нормальный набор грунта.
Резание грунта производят только на прямых участках движения бульдозера слоем максимальной толщины.
Рис. 1. Схемы разработки грунта бульдозером (стрелкой показано направление движения бульдозера):
а — прямоугольная; б — клиновая; в — гребенчатая
При уклоне резерва в сторону насыпи резание грунта осуществляют по прямоугольной схеме (рис. 1, а), во влажных связных грунтах — по клиновой схеме (рис. 1, б). При разработке тяжелого грунта по гребенчатой схеме (рис. 1, в) отвал опускают на максимально возможную глубину, при перегрузке двигателя его поднимают, а затем снова опускают.
При каждом опускании отвала толщину и длину срезаемого слоя грунта уменьшают, так как количество набранного грунта постепенно увеличивается.
Разработку и перемещение грунта осуществляют на I — II передаче, возвращение в забой — на IV передаче.
3. Разравнивание грунта в насыпи бульдозером и послойное его уплотнение
Грунт разравнивают бульдозером по всей ширине насыпи слоями толщиной в рыхлом теле 30 — 35 см.
Разравнивание грунта выполняют за 9 проходов бульдозера, осуществляемых в последовательности, показанной на рис. 2. Каждый последующий проход бульдозера должен перекрывать предыдущий на расстояние а, но не менее чем на 0,3 м.
Все проходы бульдозера, кроме пятого, осуществляют передним ходом на I передаче.
Пятый проход выполняют задним ходом на II передаче — для разглаживания валика грунта, образовавшегося после третьего и четвертого проходов.
После разравнивания грунта поверхность каждого слоя должна иметь уклон 20 — 40 ‰, на ней не должно быть замкнутых впадин.
Уплотняют грунт послойно при оптимальной влажности.
Рис. 2. Схема последовательности проходов бульдозера при послойном разравнивании грунта в насыпи:
№ 1 , № 2, …, № 9 — последовательности проходов бульдозера; а — перекрытие следа предыдущего прохода
Если грунт переувлажнен, то его просушивают. Слишком сухой грунт увлажняют. Количество воды, необходимое для увлажнения грунта, определяет лаборатория.
После разравнивания грунта бульдозером его уплотняют по всей ширине насыпи до 0,75 — 0,76 максимальной плотности стандартного уплотнения тяжелыми катками на пневматических шинах за 6 — 10 проходов по одному следу, без предварительной укатки легкими катками. Первые проходы выполняют на расстоянии 2 — 2,5 м от бровки насыпи, для предотвращения обрушения откоса. Последующими проходами уплотняют упорные полосы по краям насыпи, смещаясь за каждый проход на 1/3 ширины катка, после чего укатку продолжают круговыми проходами катка с перемещением его от краев насыпи к ее оси. При этом перекрытие каждого прохода составляет 1/3 — 1/4 ширины катка. Уплотнение заканчивают, когда достигают заданного коэффициента уплотнения, который определяет представитель лаборатории.
Величина коэффициента уплотнения должна быть не менее указанной в таблице.
Источник: files.stroyinf.ru
Возведение насыпей из грунтов боковых резервов
7.2.1Возведение насыпей земляного полотна из грунта боковых резервов обеспечивает в большинстве случаев минимальные затраты на перемещение грунта и наиболее низкую стоимость земляных работ. Вместе с тем такие работы связаны с необходимостью значительного увеличения ширины полосы отвода для строительства дороги, нарушением земель в пределах размещения боковых резервов и рабочей зоны землеройных машин, со значительным возрастанием объемов работ по восстановлению нарушенных земель, затруднением водоотвода из пониженных мест, возникающих в результате разработки боковых резервов, с дополнительными затратами на устройство и ликвидацию въездов и съездов для землеройно-транспортных машин.
Сооружение земляного полотна из грунта боковыхрезервов может выполняться автогрейдерами, бульдозерами, скреперами иэкскаваторами, оборудованными ковшами драглайн.
7.2.2При возведении насыпи из боковых резервов разбивку земляного полотна осуществляют по пикетным знакам, знакам разбивки кривыхи реперам, вынесенным в процессе подготовительных работ на наружную бровку резервов, Разбивку резервов и насыпей выполняют после снятия плодородного слоя почвы, расчистки и выравнивания основания.
7.2.3Попикетную разбивку резервов и насыпей производят с помощью кольев длиной 1-1,5 м, толщиной не менее 4 см и разметочных колышков длиной от 30 до 40 см. Забивку кольев производят на глубину от 20 до 30 см.
Схема установки кольев для разбивки насыпей высотой до 1,5 м показана на рисунке 5.6. Кольями обозначают: высотные отметки по оси и по бровкам насыпи — на выносе за пределы резервов; высотную отметку бровки земляного полотна — по линии бровки. Колышками обозначают границы резерва и подошвы откоса насыпи.
На прямых горизонтальных участках разбивочные поперечники устраивают через 50 м; на вогнутых кривых — через 10-20 м; на горизонтальных и вертикальных выпуклых кривых — через 20-50 м. Границы подошвы насыпи и края резервов целесообразно обозначать бороздами.
При многослойной отсыпке насыпей высотой более 1,5-2,0 м для соблюдения проектного заложения откосов следует устанавливать лекала или пользоваться переносным шаблоном. Толщину и ширину слоя насыпи следует фиксировать установкой специальных кольев.
Грейдерные работы
7.3.1Возведение насыпей автогрейдерами целесообразно осуществлять при высоте насыпей до 0,75 м при равнинном или слабопересеченном рельефе.
В связи с относительно малой производительностью, а также ухудшением строительных свойств грунта (размельчение и пересушивание) в результате разработки его тонкими слоями при перемещении из резерва в насыпь автогрейдерами использование их может быть рекомендовано для дорог низших категорий при сравнительно небольших объемах работ.
7.3.2Вырезание грунта автогрейдером в резерве и поперечное перемещение его в насыпь осуществляют круговыми проходами машин. Для сокращения потерь времени на разворот машины в концах рабочей захватки длина захватки должна быть не менее 400-500 м.
Работы рекомендуется вести двумя захватками: на одной вырезать грунт из резерва и перемещать его в насыпь, на другой — планировать и уплотнять ранее отсыпанный слой грунта. По окончании возведения насыпи на первых двух захватках работы следует начинать на следующих двух и так далее.
7.3.3Автогрейдеры, работающие на перемещении грунта, следует оборудовать удлинителями отвала. При работе в легких грунтах наращивают высоту отвала автогрейдера на 10-15 см. Для окончательной планировки откосов насыпи и резерва на грейдерный отвал следует монтировать откосник
7.3.4Установку отвала автогрейдера, углов захвата, резания и наклона (рисунок 7.1) производят в зависимости от выполняемой автогрейдером рабочей операции согласно рекомендациям таблицы 7.1.
а — резания (a); б — захвата (b); в — наклона (g)
Рисунок 7.1 — Углы установки ножа автогрейдера
Таблица 7.1 – Параметры установки ножа автогрейдера
Рабочие операции | Углы установки ножа автогрейдера | ||
захвата b | резания a | наклона g | |
Зарезание разрыхленного грунта Зарезание несвязного грунта Перемещение: влажных грунтов сухих грунтов Разравнивание Планировка Срезка грунта на откосах | 30°-35° 35°—40° 40°—50° 35°—45° 70°~90° 45°-55° 60°—65° | до 40° до 40° 35°—40° 40°—45° 50°~60° 40°—45° 40°—45° | 15° 15° 15° 18° 2° 18° – |
Бульдозерные работы
7.4.1Бульдозеры наиболее эффективны при возведении насыпей высотой от 1 до 2 м из грунта боковых резервов. Они позволяют механизировать практически весь комплекс работ, за исключением окончательной планировки поверхности земляного полотна и выработанных боковых резервов, которые обычно выполняются автогрейдером.
Технологическая схема возведения насыпи из грунта боковых резервов бульдозерами при высоте насыпи до 1 м приведена на рисунке 7.2.
7.4.2В целях повышения производительности работы бульдозеров и уменьшения потерь грунта при перемещении из резерва в насыпь зарезание грунта следует производить в траншеях, располагаемых поперек резерва, оставляя перемычки между траншеями шириной до 1 м.
Разработку траншей начинают на расстоянии от подошвы насыпи, обеспечивающем полный набор грунта отвалом бульдозера. Вырезанной грунт перемещают в насыпь до оси дороги. Каждое последующее зарезание начинают, отступая от начала предыдущего, но не дальше внешней кромки бокового резерва, перемещаемый в насыпь грунт укладывают вплотную к уложенному ранее. При последовательной разработке траншей на всей длине рабочей захватки осуществляется отсыпка первого слоя насыпи на половине ее ширины.
Аналогично производится отсыпка насыпи на второй половине ее ширины из противоположного бокового резерва, а также последующих слоев.
7.4.3Работы по возведению насыпи следует осуществлять попеременно на двух половинах ее ширины или на двух смежных захватках, на одной из которых отсыпают насыпь, а на другой — послойно разравнивают и уплотняют грунт с увлажнением, при необходимости, до оптимальной влажности.
В зависимости от заданного сменного объема работ резервы могут разрабатываться одновременно с обеих сторон насыпи отдельными бульдозерами или их звеньями.
7.4.4Разработка технологических траншей на глубину более 1 м не рекомендуется из-за возможности обрушения стенок (перемычек). Поэтому при глубине резервов более 1 м их разработку следует вести в два слоя, предварительно срезав и переместив в насыпь ранее оставленные стенки. Оставлять грунтовые перемычки на длительное время не рекомендуется, т.к. при выпадении интенсивных осадков они препятствуют водоотводу из резерва.
7.4.5Для более полного сохранения естественной влажности грунта целесообразно устанавливать минимальную длину рабочей захватки и увеличивать толщину отсыпаемого слоя с учетом возможности эффективного уплотнения его уплотняющими средствами. Каждый слой грунта, укладываемый в насыпь, должен быть спланирован бульдозером или автогрейдером с приданием ему поперечного профиля, обеспечивающего водоотвод, и уплотнен до требуемой плотности. Только после этого может быть начата укладка в насыпь следующего слоя грунта.
В целях обеспечения плотности откосов допускается отсыпать слои на 30-50 см шире проектного профиля со срезкой излишнего грунта после окончания’ возведения насыпи. Избыточный грунт при этом должен быть использован при рекультивации резервов или для отсыпки в другом месте насыпи.
1 — снятиеплодородного слоя почвы с укладкой в боковые валы; 2 — отсыпка отдельных слоев земляного полотна с траншейной разработкой грунта в резерве и послойным разравниванием его в насыпи; 3 — послойное уплотнение грунта в насыпи; 4— планировка насыпи и резервов автогрейдером и надвижка растительного грунта из боковых валов бульдозером
Рисунок 7.2 — Технологическая схема возведения насыпи из грунта боковых резервов бульдозерами
7.4.6В зависимости от группы грунтов по трудности их разработки зарезание в траншее следует производить способом, обеспечивающим более полное и производительное использование мощности бульдозера без недопустимых перегрузок.
При более легких по степени разработки грунтах зарезание следует вести равномерной прямоугольной стружкой, при средних грунтах — клиновидной и при тяжелых — гребенчатой.
7.4.7Для повышения производительности работы бульдозеров тяжелые и сухие грунты в резервах следует предварительно разрыхлять рыхлителем, монтируемым на обратной стороне отвала бульдозера, бульдозерно-рыхлительным агрегатом или прицепным рыхлителем. В этом случае траншейный способ разработки не применяется.
При работе в разрыхленных или сыпучих грунтах, когда не применима траншейная разработка, отвал бульдозера следует оборудовать открылками ил* применять отвал совкового типа для увеличения объема перемещаемого грунта v сокращения его потерь при перемещении.
Скреперные работы
7.5.1Возведение насыпей из грунта боковых резервов скреперами целесообразно при высоте насыпей от 2,5 до 3 м. При этом для сокращения стоимости работ можно применять комбинированный способ возведения насыпей: до высо-1,5-2 м бульдозерами, а выше 1,5-2 м — скреперами. При возведении насыпей из боковых резервов ввиду сравнительно небольшой дальности транспортировки грунта применяют преимущественно прицепные скреперы.
7.5.2В сыпучих одномерных песках, на заболоченных участках, в сильно увлажненных грунтах, при наличии валунов, пней и корней, а также в затвердевших трудно разрабатываемых грунтах применять скреперы не рекомендуется.
7.5.3Плотные грунты следует предварительно разрыхлять на толщину срезаемой стружки. Для рыхления глинистых грунтов используют рыхлитель с пятью стойками, для рыхления суглинистых грунтов — с тремя.
7.5.4В зависимости от высоты, ширины и протяженности насыпи назначают рациональные расстояния между въездами на насыпь из резерва и съездами с нее. Чем выше насыпь и глубже резерв, тем больше объемы работ по устройству выездов и съездов и тем большими должны быть расстояния между ними. Расстояния между въездами на насыпь и съездами с нее при невысоких насыпях с разностью отметок дна резерва и верха насыпи до 1,5-2 м принимают равными от 50 до 80 м, а при более высоких насыпях с разностью отметок до 3-4 м их увеличивают до 100-120 м. По отношению к оси насыпи въезды и съезды располагают под углом таким образом, чтобы крутизна их не превышала для прицепных скреперов 18-20 %о, а поперечный уклон — 8-10 %о. При разности отметок насыпи и резерва до 1-1,5 м и пологих откосах насыпи (1:3; 1:4) въезды и съезды можно не устраивать. Организацию движения скреперов следует вести так, чтобы при движении в груженом направлении было минимальное количество поворотов.
7.5.5В целях уменьшения возможности пересыхания укладываемых в насыпь грунтов, особенно в сухое и жаркое время, следует избегать растягивания рабочих захваток, в связи с чем такие схемы работы скреперов, как «зигзаг» или «восьмерка», могут применяться только при наиболее благоприятных условиях влажности грунтов и высоких темпах работ, выполняемых крупными по составу подразделениями.
7.5.6При разработке грунта в двусторонних боковых резервах работу скреперов следует вести по спиральной схеме с поперечной разгрузкой грунта в насыпи, что позволяет на протяжении одного кругового прохода осуществлять два зарезания и две разгрузки грунта (рисунок 7.3).
Рисунок 7.3 — Схема возведения насыпи из двусторонних боковых резервов скреперами с движением их по спиральной схеме с двумя зарезаниями и двумя выгрузками в одном рабочем цикле
Работа по спиральной схеме возможна до разности отметок насыпи и резерва от 1 до 1,5 м, при которой не требуется устройство въездов на земляное полотно. При отсыпке верхней части насыпи с более высокой разностью отметок,’ когда необходимо устройство въездов и съездов, работу продолжают по обычной эллиптической схеме.
7.5.7Зарезание грунта и заполнение ковша скрепера должны производиться только при прямолинейном движении тягача и скрепера. Для облегчения набора грунта в ковш скрепера, сокращения времени набора и достижения наибольшего заполнения ковша следует: резание грунта производить при движении машины на первой передаче, обеспечивающей максимальное тяговое усилие; резание грунта производить по возможности под уклон; в глинистых грунтах применять ребристо-шахматную схему, а в сухих песчаных грунтах — гребенчатую схему за резания грунта; регулировать положение заслонки во время резания грунта.
7.5.8Работу скреперов следует организовывать колоннами в шесть-восемь и более машин, что обеспечивает лучшие условия работы скреперов и более полное использование сопутствующих машин (рыхлителей, катков и др.).
7.5.9При работе прицепных скреперов на песках или на плотных и тяжелых грунтах, а самоходных скреперов — во всех случаях, скреперные колонны следует обеспечивать тракторами или бульдозерами-толкачами соответствующей мощности, способствующими работе скреперов при резании грунта.
Количество скреперов, обслуживаемых одним толкачом, назначают в соответствии с рекомендациями таблицы 7.2.
Таблица 7.2 – Оптимальный состав скреперной колонны
Дальность транспортирования грунта, м | Количество скреперов, обслуживаемых одним толкачом, при вместимости ковша, м 3 |
4,5-7 | 8-10 |
От 200 до 300 включ. Св. 300 » 400 » Св. 400 |
7.5.10Для сокращения продолжительности рабочего цикла скрепера и поения его производительности следует: совмещать операции подъема заслонки и опускания ковша и закрытия заслонки и подъема ковша, производя их во ля движения скрепера; поднимать ковш во время движения скрепера; транслировать грунт в насыпь при движении машины на III-V передачах, разгружать и укладывать грунт в насыпь при движении по прямой и возвращать скрепер в резерв после разгрузки на IV и V передачах; резание грунта производить с максимально возможной толщиной стружки, принимаемой по таблице 7.3.
Таблица 7.3 – Параметры резания грунта скреперами
Вместимость ковша скрепера, м 3 | Мощность, кВт (л.с.) | Максимальная толщина стружки, см, для | |||
тягача | толкача | песка | супеси | суглинка | глины |
73,6 (100) | 59,6-66,2 (80-90) | 20 | 15 – | 12 | 9 |
103 (140) | 73,6 (100) | – | 20 – | 18 | 14 |
176,6 (240) | 103-132,5 (140-180) | – | 25 – | 21 | 16 |
Примечание – В числителе дана толщина стружки, вырезаемой без толкача; в знаменателе – с толкачом. |
В начале разгрузки ковш должен быть опущен до просвета, равного толщине отсыпаемого слоя, а заслонка поднята до отказа. Не допускается разгрузка грунта кучами, расположенными в одном месте. При движении скрепера с одновременным разравниванием слоя создаются лучшие условия для уплотнения грунта и движения скрепера с повышенной скоростью.
Песчаные грунты следует выгружать слоями от -10 до15 см, а глинистые — слоями от 20 до 25 см.
7.5.11Отсыпку слоя грунта следует производить способом «от себя», чтобы использовать проезд груженого скрепера для уплотнения ранееуложенных участков.
По окончании выгрузки грунта при движении скрепера впределах отсыпаемой насыпи ковш с закрытой заслонкой следует оставлять на уровне выгрузки с целью выравнивания отдельных неровностей отсыпки, апри съезде с насыпи — поднимать на 0,4-0,5 м, чтобы обеспечить проход скрепера через возможные препятствия на пути.
Источник: mydocx.ru
3.3. Проектирование резервов
Если дорогу прокладывают по малоценным землям, грунт для отсыпки насыпи можно брать из расположенных рядом с насыпью неглубоких выработок — резервов. При проектировании резервов учитывают следующие основные положения.
1. Глубина резервов должна быть не более 1.5 м и не менее 0. 3 м.
2. В зависимости от местных условий их можно располагать как с одной, так и с двух сторон дороги.
3. Ширина резерва по дну должна быть не менее 6 м, что обеспечивает удобство работы механизмов.
Таблица 3.1. Коэффициент оптимальной плотности грунта Ко
Вид земляного полотна
Часть земляного полотна
Глубина располо-жения слоя от поверхн. покрытия, м
Дороги с капитальными покрытиями
Дороги с облегченными и переходными поктытиями
Значения К0 в дорожно-климатических зонах
Выемки и естественные основания низких насыпей
В зоне сезонного промер-зания
Ниже зоны сезонного промерзания
Примечания. 1.Для выемок и естественных оснований в IV-V дорожно-климатических зонах глубину расположения слоя следует принимать 0.8 м.
2. Большие значения К0 принимают при цементобетонных покрытиях, а также бетонных и цементно-грунтовых основаниях.
Таблица 3.2 Физические свойства грунтов
Удельный вес частиц
Удельный вес сухого грунта в естествен-ном состоянии
Пески мелкие и пылеватые
Супеси легкие и тяжелые
Супесь пылеватая, тяжелая пылеватая, легкие пылеватые луглинки
Тяжелый суглинок и тяжелый пылеватый суглинок
4. Ширину резервов необходимо по возможности выдерживать постоянной на достаточно больших участках, так как частые изменения ширины резервов портят внешний вид дороги.
5. Поперечный уклон резерва направлен в сторону от земляного полотна и должен быть порядка 20‰.
6. При устройстве резервов шириной свыше 12 м рекомендуется делать двойной скат резерва с уклоном 20‰ к середине.
7. Минимальный продольный уклон резерва с учетом обеспечения водоотвода должен составлять 5‰.
8. Минимальное расстояние от внешней бровки резерва до границы полосы отвода должно быть 1.0м.
9. При подходе к искусственным сооружениям продольный уклон резерва следует определять с учетом горизонта высоких вод.
10. Размеры поперечного сечения резервов следует определять во всех точках перелома местности.
11. В том случае, когда насыпь полностью возводят за счет грунта резервов, объем этих резервов должен равняться объему насыпи, умноженному на коэффициент относительного уплотнения грунта насыпи Ку, по отношению к резерву.
Последовательность расчета резервов следующая:
1. На основании продольного профиля и кривой объемов устанавливают границы между продольной и поперечной возками, т. е. места возможного расположения резервов.
2. Оценивают пригодность грунтов резервов для использования их в теле земляного полотна.
3. Определяют уклоны местности с точки зрения возможности заложения резервов. При продольном уклоне менее 5‰ рекомендуется у наружного откоса по дну резерва устраивать продольную канаву с уклоном 5‰.
4. Определяют схему размещения резервов. Для этого находят вершины водоразделов для обеспечения водоотвода. Учитывают, что резерв доводить до искусственного сооружения неследует, так как у труб дно резерва будет заполняться водой. Поэтому на подходах к искусственному сооружению устраивают водоотводную канаву глубиной не менее 0.5 м.
5. Определяют параметры резервов. Все расчеты сводят в табл. 3.3.
Для нашего примера на участке ПК 0+00 — ПК 4+00 , где для возведения насыпей высотой до 2 м грунт можно получить из боковых резервов, следует определить размеры резервов. В таком случае объем грунта, полученный в резервах (рис. 3.2) в пределах одного пикета, должен быть равен объему грунта, необходимого для отсыпки насыпи, т. е.
где — объем проектируемого резерва, м 3 ; Vн — профильный объем насыпи на данном участке, м 3 ; Ку — коэффициент уплотнения грунта в резерве. В свою очередь, площадь резервов при этих условиях
где 1р — длина резерва по обе стороны насыпи.
Рис. 3. 2. Схема к определению размеров резервов
Наибольшее количество грунта, которое может быть получено из резервов, зависит от ширины и глубины резервов. Глубина боковых резервов должна быть не более 1.5 м. Ширину резервов определяют расчетом исходя из условия, что они должны быть размещены в пределах полосы отвода. При этих требованиях максимальная ширина двух резервов
где П — ширина полосы отвода, м; Вн — ширина подошвы отсыпаемой части насыпи, м, С — расстояние от наружной кромки откоса резерва до границы полосы отвода, которое определяется условиями производства работ, но не менее 1 м.
Нормы отвода земель для автомобильных дорог устанавливаются в соответствии с требованиями СН 467-74 [5]. По согласованию с землепользователем допускается временное использование земель в период строительства, которые после рекультивации ему возвращаются. Если окажется, что грунта из боковых резервов недостаточно для возведения насыпи, то недостающее количество можно получить, путем продольного перемещения грунта из соседних или сосредоточенных резервов в стороне от трассы.
Сведения о ширине полос, отводимых для автомобильных дорог в бессрочное (постоянное) пользование, в зависимости от категории дорог и конструктивных особенностей земляного полотна приведены в табл. 3.4.
Таблица 3.4 Нормы отвода земель для автомобильных дорог
Вы-со-та на-сы-пи, м
Ширина полос отвода земель для автомобильных дорог
II категория с двухполосным движением
III категория с двухполосным движением
IV категория с двухполосным движением
V категория с однополосным движением
На равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 90‰ с постоянным заложением откосов земляного полотна
Источник: studfile.net