Резервуар это объект капитального строительства или нет

Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации складов нефти и нефтепродуктов (нефтебаз) до 2021 г. В связи с тем, что ПБ 03-605-03 утратили силу, какими нормативными правовыми актами

Можно ли отнести резервуары, емкости, автозаправочную колонку и т.п. на АЗС (поставлены на учет по отдельности) к объектам недвижимого имущества в целях применения льготы по налогу на имущество? Бухгалтерские консультации в компании Гарант-Виктория

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 22.07.2016 года

Можно ли отнести резервуары, емкости, площадку, автозаправочные колонки, навес, подъездную дорогу, операторную каркасного типа на АЗС (поставлены на учет по отдельности) к объектам недвижимого имущества в целях применения льготы по налогу на имущество?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Самостоятельный учет отдельных конструктивных элементов, входящих в состав единого комплекса АЗС, не делает их самостоятельными объектами в целях применения льготы по налогу на имущество. Если АЗС будет признана единым недвижимым комплексом, то входящее в него имущество, в соответствии с правоустанавливающими документами (в том числе движимые вещи), будет считаться недвижимым имуществом, что делает невозможным применение льготы в отношении движимого имущества.

Вопрос применения льготы по налогу на имущество к таким элементам, как емкость, площадка, навес АЗС, вряд ли возникнет, поскольку указанные объекты с большой долей вероятности в проектной документации и данных технического учета (технического паспорта) на объект недвижимого имущества будут выступать в качестве составных элементов объекта недвижимости АЗС.

В то же время особенность ТРК заключается в том, что они могут быть отнесены к оборудованию, поэтому включение в документах технического учета ТРК в состав объекта недвижимости АЗС не так однозначно. Во избежание налоговых рисков при применении льготы по налогу на имущество в отношении топливно-раздаточных колонок рекомендуем отдельно заручиться соответствующими разъяснениями налогового органа по месту учета или Минфина России, полученными при обращении к ним.

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, признаются налогоплательщиками налога на имущество организаций (далее — Налог). Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ*(1).

При этом положения ст. 381 НК РФ предусматривают льготы по Налогу.

Так, с 01.01.2015 организации освобождаются от уплаты Налога в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми (п. 25 ст. 381 НК РФ, п. 57 ст. 1, ч. 5 ст. 9 Закона N 366-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено ст. 375 НК РФ*(2).

При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Таким образом, остаточная стоимость имущества для целей определения налоговой базы по налогу на имущество определяется по данным бухгалтерского учета.

В п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) перечислены виды имущества, которые подлежат отнесению к основным средствам организации (если выполняются условия, перечисленные в п. 4 ПБУ 6/01): здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

При этом единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект (п. 6 ПБУ 6/01). Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно*(3). О целесообразности учета комплекса АЗС как единого инвентарного объекта можно ознакомиться в материале: Вопрос: Можно ли учесть комплекс автозаправочной станции, включающий в себя здание-операторскую, заправочные островки, навесы, емкости для хранения ГСМ, топливно-раздаточные колонки, как единый инвентарный объект? Если впоследствии комплекс будет продан частями (отдельно каждая составляющая комплекса), можно ли будет произвести разукомплектацию объекта? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2014 г.).

Абзацем вторым п. 6 ПБУ 6/01 определено, что в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Таким образом, правила бухгалтерского учёта позволяют обособлять в бухгалтерском учёте стоимость отдельных частей одного объекта с разными сроками полезного использования для наиболее точного формирования сведений о годовой сумме амортизационных отчислений, определяемой в соответствии с п. 19 ПБУ 6/01 с учетом п. 20 ПБУ 6/01.

В то же время, на наш взгляд, при решении вопроса отнесения частей одного объекта к объектам движимого и недвижимого имущества в целях определения налоговой базы по налогу на имущество, решении вопроса применения льготы по норме п. 25 ст. 381 НК РФ необходимо, кроме правил бухгалтерского учёта, принимать во внимание нормы ГК РФ и иных нормативных правовых актов.

Понятия движимого и недвижимого имущества в НК РФ не содержится. Эти понятия определены ст. 130 ГК РФ. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и иное имущество.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 05.08.2013 N 03-05-05-01/31421).

Следовательно, отнесение того или иного объекта к недвижимости зависит в том числе и от того, подлежат ли права на этот объект государственной регистрации в соответствии со ст. 131 ГК РФ и Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Какого-либо перечня недвижимого имущества или критериев отнесения тех или иных объектов к нему законодательство не содержит. В связи с этим решение вопроса о возможности отнесения к недвижимости того или иного объекта во многом зависит от фактических обстоятельств дела и характеристик конкретного объекта.

При рассмотрении вопроса отнесения объектов к движимому и недвижимому имуществу Минфин России (в письмах от 25.02.2013 N 03-05-05-01/5322, от 29.03.2013 N 03-05-05-01/10050, а также от 22.05.2013 N 03-05-05-01/18212, от 16.10.2012 N 07-02-06/247, от 11.04.2013 N 03-05-05-01/11960) рекомендует, кроме норм гражданского законодательства, руководствоваться положениями:

— Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Закон N 384-ФЗ),

— Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (ОКОФ).

В соответствии с ОКОФ «Станции автозаправочной», например, присваивается код 11 4526351 как объекту ОС, относящемуся к подразделу «Здания (кроме жилых)».

Здания, а также сооружения в гражданском законодательстве относятся к недвижимому имуществу (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

О том, что комплекс АЗС по общему правилу выступает как объект недвижимости, свидетельствуют постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.10.2015 N Ф03-4430/15 по делу N А73-5382/2015, Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 N 03АП-2661/15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2015 N 08АП-12834/15, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 N 12АП-9514/15, Арбитражного суда Поволжского округа от 28.05.2015 N Ф06-23623/15 по делу N А12-41682/2014, Второго арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 N 02АП-11809/14, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 N 18АП-5172/15, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2015 N 04АП-6217/14. Например, в постановлении АС Волго-Вятского округа от 22.12.2014 N Ф01-4836/14 по делу N А43-3605/2014 заглубленный топливный резервуар АЗС был назван неотъемлемой частью недвижимого имущества. В постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 N 17АП-2677/12, говоря о предмете залога, суд называет объект недвижимости — автозаправочная станция (здание операторской, три резервуара объемом 54 куб. м, 4 топливно-раздаточные колонки).

В то же время автоматическая мини-АЗС может выступать движимым имуществом, если это доказать в суде (постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.09.2009 N Ф03-4475/2009). В постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 N 02АП-8110/15 говорится о том, что автозаправочная станция контейнерного типа также не является объектом недвижимости (согласно ОКОФ «Станции автозаправочной контейнерного типа нестационарной» и «Станции автозаправочной контейнерного типа стационарной» присвоены коды 14 3440201 и 14 3440202 соответственно, такие объекты относятся к подразделу 14 0000000 «Машины и оборудование». Оборудованию таких станций присвоен код 14 3440203).

Еще один пример — в отношении «обычной» АЗС (не мини) в постановлении АС Поволжского округа от 09.12.2015 N Ф06-3693/15 по делу N А55-20332/2014 судьи, руководствуясь ст. 134 ГК РФ, пришли к выводу, что сооружение комплекс АЗС является сложной вещью, состоящей из главной вещи — объектов недвижимого имущества, и принадлежностей — движимых вещей, в том числе таких, как топливно-раздаточные колонки, топливные резервуары, система управления АЗС, не имеющих самостоятельного функционального назначения и предназначенных для обеспечения деятельности АЗС, т.е. объединенных единым функциональным назначением.

Читайте также:  Грк объект капитального строительства

Однако приведенные судебные решения не касались вопросов налогообложения указанных объектов.

Понятие здания и сооружения в ГК РФ отсутствует. Данные понятия содержатся, соответственно, в п. 6 и п. 23 ч. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ.

В п. 6 ч. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ указано, что здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

В свою очередь, согласно п. 23 ч. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

На основании данных норм Минфин России в указанных выше письмах говорит о том, что под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в ч. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно.

Из данных писем следует, что, несмотря на раздельный учёт отдельных частей одного объекта с разными сроками полезного использования в бухгалтерском учёте, они продолжают оставаться частью объекта недвижимости. В постановлении ФАС Поволжского округа от 22.03.2010 по делу N А65-149/2009 также было отмечено, что самостоятельный учет отдельных конструктивных элементов, входящих в состав единого комплекса, при квалификации правовых последствий не делает их самостоятельными объектами.

При этом применительно к налогообложению налогом на имущество Минфин России поясняет (в письмах от 16.10.2012 N 07-02-06/247, от 23.09.2008 N 03-05-05-01/57, от 26.06.2006 N 03-06-01-04/136), что не включаются в состав объекта недвижимого имущества учитываемые как отдельные инвентарные объекты основных средств, которые

— не требуют монтажа,

— могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества,

— демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба их назначению

— функциональное предназначение которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса (компьютеры, столы, транспортные средства, средства видеонаблюдения и др.).

Если подходить к вопросу с точки зрения данных разъяснений, то получается, что поскольку емкости, площадка, автозаправочные колонки, навес не относятся к подобным объектам, они не могут выступать отдельными объектами движимого имущества в целях применения льготы по норме п. 25 ст. 381 НК РФ и их стоимость должна быть учтена при расчёте налоговой базы по налогу на имущество на общих основаниях в составе объекта недвижимости АЗС.

Так, применительно к топливно-раздаточным колонкам в постановлении ФАС Уральского округа от 17.02.2012 N Ф09-383/12 по делу N А76-10751/2011 (определением ВАС РФ от 23.05.2012 N ВАС-6467/12 в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано) было подтверждено правомерным доначисление налога на прибыль и налога на имущество в связи с тем, что они являются оборудованием в виде ТРК, входящих в единый комплекс АЗС и способных выполнять свои функции только в составе единого комплекса. При этом суд исходил из того, что налогоплательщик согласно учетной политике сформировал стоимость АЗС (со всеми входящими в его состав коммуникациями и оборудованием), не выделяя стоимость ТРК как отдельных инвентарных объектов, приобретенных в собственность, которым были бы присвоены отдельные инвентарные номера (что, кстати, не исключает возможности учета составных частей АЗС как отдельных инвентарных объектов). Судебных решений по вопросам исчисления налогов, но где ТРК, резервуары и иное оборудование АЗС было бы учтено в качестве отдельных объектов, нами не обнаружено.

В то же время в письме от 30.10.2007 N 03-05-06-01/125 Минфин России указал, что состав объекта недвижимого имущества, признаваемого в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в качестве основных средств, в отношении которого отдельно уплачивается налог на имущество организаций по месту его нахождения, должен определяться по данным проектной документации и технического паспорта на объект недвижимого имущества с учетом последующих капитальных вложений. Подобные разъяснения приведены и в письме Минфина России от 25.02.2013 N 03-05-05-01/5288. Более того, в этом письме Минфином России было указано на следующее: производственное оборудование, в том числе требующее крепления на фундаменте и пригодное к эксплуатации только в составе единого обособленного комплекса, не является недвижимым имуществом и не рассматривается в виде части здания как объекта недвижимого имущества. В случае, если производственное оборудование принято с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, то оно не является объектом обложения налогом на имущество организаций.

Из всех перечисленных в вопросе объектов возможность применения логики этого письма просматривается, на наш взгляд, в отношении ТРК, поскольку в том случае, если такое оборудование АЗС как ТРК не будет включено в комплекс, его можно отнести к установкам для заправки топливом (код по ОКОФ 14 3440122, класс 14 3440000 «Оборудование гаражное и автозаправочное (машины и оборудование для ремонта и обслуживания автомобилей)». То есть, если рассматривать ТРК как производственное оборудование, оно может быть отнесено к движимому имуществу, к которому возможно применение льготы по налогу на имущество по норме п. 25 ст. 381 НК РФ.

Навес АЗС, резервуары и площадка оборудованием не являются. Поэтому отнесение к отдельным объектам таких составных частей АЗС, как емкости, площадка и навес АЗС в целях применения к ним льготы, как следует из письма Минфина России от 25.02.2013 N 03-05-05-01/5288, будет возможно только в случае, если в проектной документации и данных технического учета (технического паспорта) они не будут выступать составными элементами объекта капитального строительства.

Учитывая, что АЗС является сложным объектом, в состав которого может входить и производственное оборудование, рекомендуем во избежание налоговых рисков воспользоваться правом, предоставленным пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, обратиться за разъяснениями по рассматриваемому вопросу в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России. При этом выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему Минфином России, ФНС России в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111, пп. 1 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 34.2 НК РФ, письмо Минфина России от 02.05.2007 N 03-02-07/1-211).

К сведению:

В отношении квалификации объекта в качестве недвижимого или движимого имущества приведем также мнение специалиста, изложенное в материале: «Является ли самостоятельность в обороте критерием отнесения имущества к недвижимому? (В.А. Алексеев, журнал «Закон», N 9, сентябрь 2015 г.). Если асфальтовое покрытие никогда и ни при каких условиях не может стать вещью, то здание автозаправочной станции, входящее в состав АЗС как сложной вещи, может приобрести самостоятельный статус после того, как АЗС прекратит свое функционирование. Тогда это здание сможет рассматриваться отдельно от резервуаров и другого оборудования и использоваться по иному назначению. До тех же пор, пока АЗС функционирует, оно расценивается как недвижимая вещь, входящая в состав объекта недвижимости (сложной вещи), который именуется АЗС. Поскольку в период нахождения в составе сложной вещи ее составная часть качество вещи не утрачивает, такая вещь подлежит отнесению либо к движимым, либо к недвижимым вещам. Следовательно, вхождение в состав сложной вещи не является основанием для лишения вещи статуса недвижимого имущества, она продолжает оставаться недвижимой вещью, оборот которой подчиняется правилам ст. 134 ГК РФ. При этом сложная вещь считается единым объектом оборота, в связи с чем на период ее существования входящие в нее части, имеющие признаки недвижимых вещей, «поглощаются» ею.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Мельникова Елена

*(1) С 01.01.2015 не признаются объектом налогообложения объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 55 ст. 1, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ (далее — Закон N 366-ФЗ)).

*(2) Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ (п. 2 ст. 375 НК РФ).

*(3) Причём объект может быть квалифицирован в качестве комплекса конструктивно сочлененных предметов в том случае, когда его составляющие могут функционировать только в составе этого комплекса (письмо Минфина России от 17.11.2006 N 03-03-04/1/772).

Ситуация такая: Противопожарный резервуар железобетонная подземная конструкция, является объектом капитального строительства , вспомогательного назначения. Вопрос является ли объект недвижимым имуществом или нет . Подлежит ли объект Государственной регистрации права? Технический паспорт до 2012 года не изготавливался, проектная документация тоже, акта ввода на объект нет, как ранее учётный не стоял, как объект бесхозный не учтен. Может письма есть с разъяснениями в отношении данных объектов , судебная практика. Противопожарные резервуары . Lyusi2406. 31 мая 2020, 17:12.

Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации складов нефти и нефтепродуктов (нефтебаз) до 2021 г.

В связи с тем, что ПБ 03-605-03 утратили силу, какими нормативными правовыми актами руководствоваться для обеспечения безопасной эксплуатации резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов?

Ответ: Ответ на данный вопрос подготовлен специалистами Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора.

Читайте также:  Не относятся к объектам капитального строительства следующие объекты

Рекомендации по обеспечению промышленной безопасности при проектировании, изготовлении, строительстве вертикальных цилиндрических стальных резервуаров, используемых на опасных производственных объектах нефтедобычи, транспортирования, переработки и хранения нефти и нефтепродуктов содержатся в Руководстве по безопасности вертикальных цилиндрических стальных резервуаров для нефти и нефтепродуктов, утверждённом приказом Ростехнадзора от 26.12.2012 № 780.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» резервуары являются сооружениями, представляющими собой объёмную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для хранения продукции, безопасность которых обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включённых в » Перечень национальных стандартов и сводов правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона 384-Ф3.

Информируем также, что положения по обеспечению эффективной и безопасной эксплуатации металлических резервуаров для нефти и нефтепродуктов содержатся в действующих Правилах технической эксплуатации резервуаров и инструкциях по их ремонту, утверждённых Госкомнефтепродуктом СССР от 26.12.1986, которые могут использоваться и применяться в части, не противоречащей требованиям законодательных и нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.

Одновременно сообщаем, что сведения о нормативных правовых актах и нормативных документах, действующих в установленной сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, содержатся в » Перечне нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (П-01-01-2014), утверждённом приказом Ростехнадзора от 13.01.2015 № 5.

ПИСЬМО РОСТЕХНАДЗОРА ОТ 10.10.2017 N 14-00-10/2126 «О ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ РЕЗЕРВУАРА ДЛЯ ХРАНЕНИЯ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО от 10 октября 2017 г. N 14-00-10/2126

Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса рассмотрело обращение, направленное в Общественную приемную Ростехнадзора, и разъясняет.

Комплектация резервуара устройствами для надежной и безопасной эксплуатации при наполнении, хранении и опорожнении устанавливается и обосновывается в проектной документации в зависимости от физико-химических свойств хранимого нефтепродукта и скорости наполнения и опорожнения резервуара.

Врио начальника Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Т.А.КУЗНЕЦОВА

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО от 2 июля 2018 г. N 14-00-07/1259 О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса рассмотрело обращение, направленное в Общественную приемную Ростехнадзора, и сообщает.

Огнепреградители, пружинно-предохранительные и дыхательные клапаны и входят в комплект устанавливаемых на резервуаре устройств и оборудования с его привязкой к проекту на металлоконструкцию резервуара, конструктивно с ним объединены в систему для выполнения требуемых функций.

На указанное оборудование, применяемое на опасном производственном объекте, распространяется действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011). Согласно ТР ТС 010/2011 в паспорте на оборудование должны быть приведены назначенные показатели (назначенный срок службы и (или) назначенный ресурс), при достижении которых оборудование изымается из эксплуатации и принимается решение о его замене или направлении в ремонт.

Начальник Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса С.А.ЖУЛИНА

Вопрос от 25.08.2019:

Ответ: Письмо Ростехнадзора от 14.08.2018 N 14-00-10/1541 «О требованиях к проектированию, изготовлению, монтажу и испытанию резервуаров»

Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса рассмотрело обращение и в рамках компетенции разъясняет.

Согласно Федеральному закону от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Федеральный закон N 384-ФЗ) резервуары являются сооружениями, представляющими собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для хранения продукции.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 384-ФЗ безопасность сооружений, а также связанных с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона N 384-ФЗ и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ перечни, или требований специальных технических условий.

Требования к проектированию, изготовлению, монтажу и испытанию вертикальных цилиндрических стальных резервуаров номинальным объемом от 100 до 120000 м3, в том числе с защитной стенкой, используемых при добыче, транспортировании, переработке и хранении нефти и нефтепродуктов, а также требования, направленные на обеспечение механической и промышленной безопасности, предупреждение аварий и производственного травматизма, установлены ГОСТ 31385-2016 Резервуары вертикальные цилиндрические стальные для нефти и нефтепродуктов. Общие технические условия, включенным в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 384-ФЗ.

Врио начальника Управления надзору за объектами нефтегазового комплекса Т.А.КУЗНЕЦОВА

Вопрос от 24.04.2019:

В » ФНП «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» установлен ряд требований к хранению светлых нефтепродуктов. Какими критериями необходимо руководствоваться при отнесении нефтепродуктов к светлым?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора.

В нормативных правовых актах понятие «светлые нефтепродукты» не определено.

Одновременно сообщаем, что согласно «Химической энциклопедии» (изд. «Советская энциклопедия», М., 1988) к светлым нефтепродуктам относят авиа- и автобензины, бензины-растворители, авиакеросин, дизельные топлива.


Вопрос от 19.09.2019:

Были изготовлены новые резервуары для хранения нефтепродуктов, смонтированны на территории ОПО. Требуется ли проведение экспертизы промышленной безопасности и через какой срок после ввода в эксплуатацию. (резервуары РГС-75и РВС-5000)

п. 2.5.1. Для вновь строящихся и реконструируемых опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов не допускается хранение нефти и нефтепродуктов в заглубленных и подземных резервуарах.

п. 4.21. Технические устройства, оборудование, резервуары, отработавшие нормативный срок службы, должны проходить техническое диагностирование и экспертизу промышленной безопасности. Эксплуатация технических устройств, оборудования, резервуаров без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности не допускается.

4.23. Все технические устройства, эксплуатируемые на опасных производственных объектах складов нефти и нефтепродуктов, должны иметь паспорта организации-изготовителя, сертификаты или декларации соответствия требованиям технических регламентов или заключение экспертизы промышленной безопасности, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия.

Вопрос от 27.10.2019:

Согласно пункту 5.4.9 » Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» (далее Правила) в установках с технологическими блоками I и II категорий взрывоопасности центробежные компрессоры и насосы с торцевыми уплотнениями должны оснащаться системами контроля за состоянием подшипников по температуре с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельных значений, и блокировками, входящими в систему ПАЗ, которые должны срабатывать при превышении этих значений. Конструкция компрессоров и насосов должна предусматривать установку датчиков контроля температуры подшипников.

Согласно пункту 5.4.1 Правил при выборе насосов (насосные агрегаты) и компрессоров (компрессорные установки) для ОПО химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств должны учитываться технические требования к безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах и Правил.

Из формулировки пункта 5.4.1 следует, что требования к безопасности Правилами устанавливаются не только к насосу, но и к насосному агрегату (насоса и привода совместно с элементами трансмиссии, опорной плитой и любым другим вспомогательным оборудованием) в целом. Исходя из этого, требование п.5.4.9 Правил распространяются так же на электродвигатель (привод) насоса.

1) Должен ли электродвигатель центробежного насоса с торцевым уплотнением, устанавливаемый на ОПО во взрывоопасной зоне технологической установки, имеющей в своем составе технологические блоки I категории взрывоопасности, согласно Правил оснащаться датчиками температуры подшипников? Ввиду малой мощности электродвигателя насоса производитель электродвигателя говорит о невозможности устройства посадочных мест под датчики контроля температуры подшипников на корпусе электродвигателя.

2) Распространяется ли требование пункта 5.4.9 Правил на насосный агрегат в целом или только на насос?

Ответ: Письмо Ростехнадзора от 26.09.2019 N 14-00-09/1827 «О рассмотрении обращения»

Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса рассмотрело обращение, направленное в Общественную приемную Ростехнадзора, и сообщает.

Приложением N 2 к Руководству установлены основные понятия, согласно которым под термином «насосная установка» понимается — один насос или группа насосов с числом менее или равным трем, которые удалены друг от друга на расстояние не более 3-х метров.

Технические решения по рациональному выбору типа и конструкции насосной установки (станции) выбираются проектной организацией в зависимости от условий эксплуатации, принимаются проектной организацией с учетом физико-химических свойств перемещаемых продуктов при разработке проектной документации и должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов и законодательству о градостроительной деятельности.

Экспертиза проектной документации должна быть проведена в установленном порядке.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно пункту 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Начальник Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ю.Л.НЕСТЕРОВ

Вопрос от 17.06.2020:

  • только на опасные производственные объекты в соответствии с ФЗ-116 (Приложение 2, таблица 2, горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах),
  • или на все объекты, на которых складируется нефть или нефтепродукты в любых количествах, вне зависимости от того, является ли объект опасным?
  • а) по признаку хранения и транспортировки горючих жидкостей в количестве от 1000 тонн и более.
  • б) по признаку использования оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 МПа.
Читайте также:  Что объект капитального строительства

3. Согласно Таблице 2 Приложения 2 Федерального закона № 116-ФЗ склады и базы, на которых единовременно находятся горючие жидкости (в том числе нефть и нефтепродукты) в количестве, не достигающем 1000 тонн, в качестве опасных производственных объектов не идентифицируются.

4. При наличии у рассматриваемого объекта признака использования оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 МПа, класс опасности производственного объекта необходимо устанавливать исходя из положений пункта 5 приложения 2 Федерального закона № 116-ФЗ.

Вопросы, связанные с определением объектов некапитального строительства и оборудования и отнесения их к недвижимому имуществу в целях обложения налогом на имущество организаций, могут возникнуть у любой компании, независимо от вида ее предпринимательской деятельности. Позиция Росреестра по данному вопросу доведена информационным письмом Минфина России от 26.05.2021 №03-05-05-01/40484. Согласно положениям Градостроительного и Гражданского кодексов Российской Федерации, некапитальными сооружениями и оборудованием признаются те объекты , которые не имеют прочной связи с землей, а конструктивные характеристики позволяют переместить их без нанесения несоразмерного ущерба.

Правовой режим оборудования АЗС: недвижимая вещь или часть земельного участка?

Все ругают кубанское правосудие. Обычно вспоминают судью Хахалеву и краснодарский краевой суд, какие-то феноменально «странные» решения сочинских судов. Критикуют и ФАС СКО за «креативные» решения.

А я сейчас хочу похвалить кубанское правосудие. А конкретно — судью арбитражного суда Краснодарского края А.Л. Назыкова.

В деле N А32-25814/2019 Газпромнефть против администрации Кореновского городского поселения Кореновского района Краснодарского края он обсуждает вопрос о то, что такое оборудование АЗС.

«Основной вопрос в данном споре может быть сформулирован следующим образом: чем по отношению к земле выступают автозаправочная станция, включающая такие традиционные для данной отрасли объекты как подземные резервуары для хранения топлива и септик, а также помещение операторской.

Суд не может согласиться с предложенной истцом классификацией резервуаров и септика автозаправочной станции, равно как и самой этой автозаправочной станции, ни в качестве самостоятельных недвижимых вещей, ни как частей неделимой вещи, ни в качестве автозаправочного или иного комплекса. Рассуждая о таких вещах, которые изначально были движимыми, но затем были неразрывно (в большей или меньшей степени) связаны с землей, следует исходить из юридической максимы: ‘‘quicquid plantatur solo, solo cedit’’ (чтобы ни было прикреплено к земле – становится её частью).

Именно эта максима предваряет доктрину о так называемых «fixtures» – всевозможных устройствах, приспособлениях, оборудовании, — изначально будучи вещами движимыми, после присоединения их к земле они становятся частью земли, не подлежащей, по общему правилу, отделению от земли. Они выполняют функцию улучшения земельного участка, делают его годным для занятия определенной деятельностью. Однажды будучи прикреплённой к земле, движимая вещь утрачивает свои самостоятельные признаки, перестаёт существовать как таковая, становясь неотъемлемой частью земельного участка, тотчас поступая в собственность того, кому принадлежит земельный участок, причём без какой-либо дополнительной сделки.

Для отнесения конкретной движимой вещи к классу так называемых «fixtures» необходимо учитывать 1) характер присоединения движимой вещи к земле 2) цель такого присоединения. Вещь становится частью участка, если она с этим участком неразрывно соединена. Допустимы различные варианты такого присоединения к участку, причем оно не всегда должно быть неразрывным и непрерывным, подчас возможно и нахождение вещи на участке без какого-либо крепления, но за счет своего веса и предназначения вещь может считаться неразрывно связанной с участком. Здания, например, с точки зрения теории «fixtures» считаются частью земельного участка («part and parcel of the land»).

Второй критерий – цель присоединения вещи к земле. Движимая вещь может сохранить свою самостоятельность, если целью её крепления к земле не являлось улучшение участка. Если же соединение вещи с участком таково, чтобы сделать этот участок пригодным для занятия определенной деятельностью, то такое укрепление движимой вещи свидетельствует об утрате ею самостоятельного значения и влечёт её поступление в состав земельного участка и в собственность того, кому этот участок принадлежит.

Однако из этого достаточно строгого правила предусмотрено исключение – для арендатора земельного участка, движимые вещи которого, прикрепленные к участку, хотя и рассматриваются как часть участка и собственность того, кому принадлежит участок, но могут быть отделены арендатором от этого участка и оставлены себе по истечению срока аренды.

Такие улучшения участка, которые могут быть отделены от него арендатором по истечению срока аренды, принято обозначать в доктрине как «trade fixtures» – используемые арендатором в течение срока аренды устройства, приспособления, механизмы, соединенные им неразрывно с арендуемой землёй или зданием и считающиеся после такого соединения собственностью арендодателя земли или здания, но могущие поступить обратно в собственность арендатора в случае, если он их отделит от участка или от здания в течение или сразу же по окончании срока аренды.

В данном случае видно, что «резервуарный парк», на который истец зарегистрировал в публичном реестре своё, арендатора земельного участка, право собственности, представляет собой подземные резервуары, о наличии которых свидетельствуют только люки на поверхности арендуемого истцом участка. Эти резервуары являются подземными, и используются для слива жидкого топлива. Подземные резервуары для хранения топлива, обозначаемые в нефтяном бизнесе как «underground storage tanks» (UST), или «underground fuel tanks», не могут быть ничем иным кроме как «fixtures», или, применительно к аренде земли для занятия бизнесом по торговле топливом, — «trade fixtures» (что предполагает возможность их отделения по окончанию аренды и оставление резервуаров бывшим арендатором земельного участка за собой).

Они могут при определенных обстоятельствах оставаться движимыми вещами, но, как правило – такое оборудование после крепления в земельном участке становится его частью, поскольку не может функционировать без непрерывной связи с земельным участком, выражающейся в закапывании в земельный участок и бетонировании или ином подобном креплении. Никаким «сооружением» данное оборудование не является. Оборудование заправочной станции после его закапывания в земле сооружением не становится, а становится неразрывной частью этой земли, и служит целям использования земельного участка, обозначенным в договоре аренды, применительно к данному случаю эта цель использования земельного участка состоит в придорожном сервисе. Следовательно, самостоятельного права на земельный участок закопанное в нем оборудование автозаправочной станции не даёт, хотя бы на это оборудование зарегистрировали право собственности и присвоили ему кадастровый номер в реестре объектов недвижимости.

Станция продажи топлива («filling station») также относится к категории «fixtures» – стационарно устроенного оборудования для продажи топлива, размещающегося, как правило, под навесом на мощении и управляемого из операторской. Классификация заправочных станций в качестве «trade fixtures» является преобладающей в стране происхождения крупнейших транснациональных нефтяных корпораций, под брендом которых осуществляется продажа топлива по всему миру. Так, например, в деле Standard Oil Company v. La Crosse Super Auto Service (217 Wis. 237. Feb. 5, 1935) данный тезис принимается как само собой разумеющееся: «It is clear that the tanks and pumps were trade fixtures installed upon the premises by the plaintiff for temporary purposes connected with its business» («очевидно, что резервуары и бензоколонки являются торговыми приспособлениями, установленными на участке истцом для временных целей своего бизнеса»); в деле Sgro v Getty Petroleum Corp. ( 854 F.Supp. 1164 (1994) принадлежность оборудования топливозаправочной станции к категории «trade fixtures» не вызывает никаких сомнений: «The law recognizes that as a general rule, unless a contrary intent is clear, items of commercial equipment, even if firmly attached to realty, constitute «trade fixtures», and may be removed by the owner at the expiration of a lease of the property . The undisputed facts in this case demonstrate that the underground tanks and related equipment . were «trade fixtures»» («Признано правом как общее правило, если только не очевидно противоположное намерение, что предметы коммерческого оборудования, даже если они прочно прикреплены к земле, являются «торговыми приспособлениями», и могут быть удалены владельцем по истечении аренды . Бесспорные факты в этом деле показывают, что подземные резервуары и относящееся к ним оборудование . являются «торговыми приспособлениями»); в деле McCraw Oil Company, Inc. v. Pierce ( 2004 OK Civ. App. 7 (Okla. Civ. App. 2003)) относимость к «торговым приспособлениям» подземных топливных резервуаров и иного оборудования заправочных станций отмечается как правило в большинстве юрисдикций: «Independent research reveals a majority of jurisdictions treat USTs as trade fixtures which are removable by and remain the personal property of the bailor or lessee» («независимое исследование показывает, что большинство юрисдикций рассматривают подземные топливные резервуары как торговые приспособления, которые могут быть удалены и остаются собственностью их владельца или арендатора»).

При любом подходе, будь то доктрина «fixtures» общего права, или понятие недвижимой вещи в российском гражданском праве, закопанное в земле оборудование, в данном случае это резервуары автозаправочной станции и септик, не может стать сооружением и быть зарегистрированным как сооружение в публичном реестре с регистрацией права собственности арендатора земельного участка, установившего это оборудование и укрепившего его в земле.

Такая регистрация является ошибочной и безосновательной, и не может признаваться судом как доказательство наличия в собственности арендатора земельного участка «сооружения», дающего ему право этот участок выкупить».

правоустанавливающие документы на объект капитального строительства — в случае подготовки проектной документации для проведения реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства ; утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства

Источники
  • https://garant-victori.ru/mozhno-li-otnesti-rezervuary-yemkosti-avtozapravochnuyu-kolonku-i-t-p-na-azs-postavleny-na-uchet-po-otdelnosti-k-ob-yektam-nedvizhimogo-imushchestva-v-tselyakh-primeneniya-lgoty-po-nalogu-na-imushchestvo
  • https://tk-servis.ru/news/1458897411
  • https://zakon.ru/blog/2019/8/29/pravovoj_rezhim_oborudovaniya_azs_nedvizhimaya_vesch_ili_chast_zemelnogo_uchastka

Рейтинг
Загрузка ...