Результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду

Результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду В соответствии с требованиями федерального законодательства, в настоящий момент оценка воздействия на

Результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 декабря 2020 года N 999

2. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.

3. Требования настоящего Приказа не распространяются на материалы оценки воздействия на окружающую среду, общественные обсуждения которых проведены до 1 сентября 2021 г.

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
20 апреля 2021 года,
регистрационный N 63186

Приложение
к приказу Минприроды России
от 1 декабря 2020 года N 999

Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду

1. Материалы оценки воздействия на окружающую среду включают в себя комплект документации, подготовленной при проведении оценки воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности. Материалы оценки воздействия на окружающую среду разрабатываются в целях обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, предотвращения и (или) уменьшения воздействия планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий, а также выбора оптимального варианта реализации такой деятельности с учетом экологических, технологических и социальных аспектов или отказа от деятельности. В материалах оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается выявление характера, интенсивности и степени возможного воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, анализ и учет такого воздействия, оценка экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации такой деятельности и разработка мер по предотвращению и (или) уменьшению таких воздействий с учетом общественного мнения. Материалы оценки воздействия на окружающую среду являются основанием для разработки обосновывающей документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе по объектам государственной экологической экспертизы в соответствии со статьями 11, 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4556; 2020, N 29, ст.4504; 2020, N 31, ст.5013).

2. Подготовка материалов оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе в определенных Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» случаях представляющее документацию по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на экологическую экспертизу, далее — заказчик) или исполнителем работ по оценке воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (заказчик или физическое или юридическое лицо, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, далее — исполнитель).

Материалы оценки воздействия на окружающую среду должны обеспечить учет потенциальной экологической опасности планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, включая возможное трансграничное воздействие.

3. Материалы оценки воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты комплексных исследований прогнозируемых воздействий на окружающую среду и их последствий, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, социальных и экономических факторов.

При подготовке материалов оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной, достоверной и актуальной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок, обязательное рассмотрение альтернативных вариантов реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе вариант отказа от деятельности, а также участие общественности при организации и проведении оценки воздействия на окружающую среду.

При подготовке материалов оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) исходит из необходимости предотвращения и (или) уменьшения возможных негативных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.

4. Для формирования материалов оценки воздействия на окружающую среду заказчиком (исполнителем):

4.1. Проводится предварительная оценка, в ходе которой собирается и документируется информация:

а) о планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, включая цель и условия ее реализации, возможные альтернативы, сроки осуществления и предполагаемые требования к месту размещения, затрагиваемые муниципальные образования, возможность трансграничного воздействия, соответствие документам территориального и стратегического планирования;

б) о состоянии окружающей среды, которая может подвергнуться воздействию;

в) о возможных воздействиях на окружающую среду, включая потребности в земельных и иных ресурсах, отходы, нагрузки на транспортную и иные инфраструктуры, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, и мерах по предотвращению и (или) уменьшению этих воздействий.

4.2. В случае принятия заказчиком решения о подготовке технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду (далее — Техническое задание):

составляется проект Технического задания, содержащий сведения в соответствии с пунктом 7.1.5 настоящих требований;

подготавливается и представляется в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления уведомление о проведении общественных обсуждений проекта Технического задания (далее также — объект общественного обсуждения), в котором указывается информация в соответствии с пунктом 4.6 настоящих требований.

4.3. Проводятся общественные обсуждения проекта Технического задания, анализ и учет замечаний, предложений и информации, поступивших от общественности, и утверждение Технического задания (в случае принятия заказчиком решения о подготовке Технического задания).

4.4. Проводятся исследования по оценке воздействия на окружающую среду, включающие:

а) определение характеристик планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив, в том числе отказа от деятельности;

б) анализ состояния территории, на которую может оказать влияние планируемая (намечаемая) хозяйственная и иная деятельность (в том числе состояние окружающей среды, имеющаяся антропогенная нагрузка и ее характер, наличие особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, центральной экологической зоны Байкальской природной территории, прибрежных защитных полос, водоохранных зон водных объектов или их частей; водно-болотных угодий международного значения, зон с особыми условиями использования территорий, иных территорий (акваторий) или зон с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях охраны окружающей среды;

Читайте также:  Требования при строительстве реконструкции техническом перевооружении и капитальном ремонте пт

в) описание альтернативных вариантов реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, включая планируемые варианты размещения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

г) выявление возможных воздействий планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;

д) оценку воздействий на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (степень, характер, масштаб, зона распространения воздействий, а также прогнозирование изменений состояния окружающей среды при реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);

е) определение мероприятий, предотвращающих и (или) уменьшающих негативные воздействия на окружающую среду, оценка их эффективности и возможности реализации;

ж) оценку значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;

з) сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, а также варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;

и) разработку предложений по мероприятиям программы производственного экологического контроля и мониторинга окружающей среды с учетом этапов подготовки и реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности;

к) разработку по решению заказчика рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.

Степень детализации исследований по оценке воздействия на окружающую среду определяется заказчиком (исполнителем) на основании предварительной оценки, исходя из состояния окружающей среды, особенностей планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, и должна быть достаточной для выявления и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности. Заказчик (исполнитель) может использовать информацию об объектах-аналогах, сопоставимых по функциональному назначению, технико-экономическим показателям и конструктивной характеристике проектируемому объекту.

4.5. Формируются предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду по результатам исследований по оценке воздействия на окружающую среду, проведенных с учетом альтернатив реализации, целей деятельности, способов их достижения, а также в соответствии с Техническим заданием (в случае его подготовки).

4.6. Подготавливается и направляется в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления уведомление о проведении общественных обсуждений предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду (или объекта экологической экспертизы, включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду) (далее также — объект общественных обсуждений), в котором указываются:

а) заказчик и исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду (наименование — для юридических лиц; фамилия, имя и отчество (при наличии) — для индивидуальных предпринимателей; основной государственный регистрационный номер (ОГРН) или основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП); индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; юридический и (или) фактический адрес — для юридических лиц; адрес места жительства — для индивидуальных предпринимателей; контактная информация (телефон, адрес электронной почты (при наличии), факс (при наличии);

б) наименование, юридический и (или) фактический адрес, контактная информация (телефон и адрес электронной почты (при наличии), факс (при наличии) органа местного самоуправления, ответственного за организацию общественных обсуждений;

в) наименование планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности;

г) цель планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности;

д) предварительное место реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности;

е) планируемые сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду;

ж) место и сроки доступности объекта общественного обсуждения;

з) предполагаемая форма и срок проведения общественных обсуждений, в том числе форма представления замечаний и предложений (в случае проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний указывается дата, время, место проведения общественных слушаний; в случае проведения общественных обсуждений в форме опроса указываются сроки проведения опроса, а также место размещения и сбора опросных листов (если оно отличается от места размещения объекта общественных обсуждений), в том числе в электронном виде);

и) контактные данные (телефон и адрес электронной почты (при наличии) ответственных лиц со стороны заказчика (исполнителя) и органа местного самоуправления;

к) иная информация по желанию заказчика (исполнителя).

4.7. Проводятся общественные обсуждения по объекту общественных обсуждений.

4.8. Анализируются и учитываются замечания, предложения и информация, поступившие от общественности в ходе проведения общественных обсуждений в соответствии с пунктом 4.7 настоящих требований.

4.9. Формируются окончательные материалы оценки воздействия на окружающую среду (или объекта экологической экспертизы, включая окончательные материалы оценки воздействия на окружающую среду) на основании предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду с учетом результатов анализа и учета замечаний, предложений и информации в соответствии с пунктом 4.8 настоящих требований.

Окончательные материалы оценки воздействия на окружающую среду содержат информацию об организации и проведении общественных обсуждений, в том числе об информировании общественности (все заинтересованные лица, в том числе граждане, общественные организации (объединения), представители органов государственной власти, органов местного самоуправления), о форме и сроках проведения общественных обсуждений, учете поступивших замечаний и предложений и (или) их мотивированном отклонении, а также о документах, оформляемых в ходе и по результатам проведения общественных обсуждений, включая уведомления, журналы учета замечаний и предложений, протоколы общественных слушаний, опросов (в случае их проведения).

5. Окончательные материалы оценки воздействия на окружающую среду утверждаются заказчиком, используются при подготовке обосновывающей документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе представляются в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (в случае ее проведения).

6. Настоящие требования не применяются в случаях доработки проектной документации по замечаниям экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, если вносимые корректировки не затрагивают разделы документации, содержащие мероприятия по охране окружающей среды. В случае если вносимые корректировки затрагивают мероприятия по охране окружающей среды, в материалах оценки воздействия на окружающую среду (сведения о форме проведения общественных обсуждений) указывается форма простого информирования (пункт 7.9.3 настоящих требований).

7. Материалы оценки воздействия на окружающую среду должны содержать (в отношении отдельных видов хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которых является объектом экологической экспертизы в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», материалы оценки воздействия на окружающую среду подготавливаются с учетом особенностей, указанных в пункте 7.13 настоящих требований):

Читайте также:  Перечень объектов капитального строительства на 2022 год

7.1. Общие сведения о планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности:

7.1.1. Сведения о заказчике планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности с указанием наименования юридического лица, юридического и (или) фактического адреса, телефона, адреса электронной почты (при наличии), факса (при наличии), фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя, телефона и адреса электронной почты (при наличии) контактного лица.

7.1.2. Наименование планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности и планируемое место ее реализации. В случае если документация, обосновывающая планируемую (намечаемую) хозяйственную и иную деятельность, является объектом экологической экспертизы в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», также указывается наименование и характеристика обосновывающей документации (проектная или иная документация).

7.1.3. Цель и необходимость реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.

7.1.4. Описание планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, включая альтернативные варианты достижения цели планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (технические и технологические решения, возможные альтернативы мест ее реализации, иные варианты реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности в пределах полномочий заказчика), а также возможность отказа от деятельности.

7.1.5. Техническое задание, в случае принятия заказчиком решения о его подготовке, содержащее:

а) наименование планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, юридический и (или) фактический адрес (для юридических лиц) или адрес места жительства (для индивидуальных предпринимателей) заказчика (исполнителя);

б) сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду;

в) основные методы проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе план проведения общественных обсуждений;

г) основные источники данных для проведения оценки воздействия на окружающую среду;

Результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду . Оглавление. … В настоящей курсовой работе рассмотрены результаты оценки воздействий на окружающую среду , а также основные решения и мероприятия по охране окружающей природной среды в связи с намеченным строительством и эксплуатацией проектируемых двух двухцепных ВЛ 110 кВ от ПС 330 кВ "Лебеди" до ПС 110 кВ ГПП-7. Данная работа выполнена на основании Технического задания на проектирование по предстоящей работе "Проектирование объектов производственного назначения ОАО "Лебединский ГОК". Энергетический центр (ЭЦ). ЦСП.

Результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду

В соответствии с требованиями федерального законодательства, в настоящий момент оценка воздействия на окружающую среду (далее — ОВОС) является составной частью документации, передаваемой на государственную экологическую экспертизу.

Основанием для разработки ОВОС является Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ.

Виды проектной документации, являющиеся объектами государственной экологической экспертизы и требующие разработки ОВОС:

  • проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с критериями, определенными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2398, к объектам I категории НВОС (за исключением документации, входящей в состав материалов обоснования лицензий на обращение с отходами I-IV класса опасности);
  • проектная документация объектов, используемых для размещения и обезвреживания отходов I — V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, в том числе проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I — V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I — V классов опасности;
  • проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
  • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий;
  • проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
  • объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30.11.1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Материалы ОВОС представляют собой комплект обосновывающей документации, используемый для принятия экологически обеспеченных управленческих решений. Под ОВОС понимают выявление, анализ и учет результатов исследования воздействия проектируемого объекта на окружающую среду для принятия решения о возможности или невозможности его осуществления.

Результатами ОВОС являются:

  • информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;
  • выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
  • решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.

Перед подачей материалов на государственную экологическую экспертизу необходимо проведение общественных слушаний.

Предметом государственной экологической экспертизы помимо ОВОС является комплект проектной документации в целом.

Оценку воздействия на окружающую среду нужно разработать в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

  • мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
  • проектирование ведется узкоспециализированными специалистами профильного отдела;
  • многолетний опыт помогает принять правильные и обоснованные решения при проведении ОВОС;
  • в группе компаний работают признанные эксперты в области охраны окружающей среды, имеющие опыт проектирования и успешного решения сложных задач;
  • для проведения замеров и натурных исследований мы используем ресурсы собственного лабораторного комплекса, включающего четыре аккредитованные инструментальные лаборатории;
  • в процессе проектирования учитываются региональные требования (специалистами группы компаний выполнено большое количество ОВОС в различных регионах РФ);
  • специалистами группы компаний успешно выполнены ОВОС сложных объектов, например, полигонов ТБО в составе проектной документации т.д.;
  • опыт успешного прохождения государственной экологической экспертизы позволяет минимизировать количество вопросов со стороны экспертов;
  • для выполнения расчетов наши проектировщики используют программный комплекс УПРЗА «ЭКО ЦЕНТР» (сертификат соответствия № РОСС RU.СП09.Н00130);
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.

При разработке оценки воздействия на окружающую среду в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • недостаточные квалификация и опыт специалистов;
  • отсутствие понимания о стадиях разработки ОВОС и прохождения государственной экологической экспертизы (например, заказчик не знает о необходимости прохождения процедуры общественных слушаний, что может привести отрицательному заключению в целом по документации);
  • заказчика не предупреждают о необходимости проведения государственной экологической экспертизы, что влечет за собой незапланированные финансовые и временные затраты;
  • исполнители со стороны проектной организации руководствуются устаревшими представлениями о составе описательной части и расчетов, выполняемых в ОВОС, в результате не учитываются требования органа, проводящего государственную экологическую экспертизу ;
  • работа не доводится до логического завершения из-за необходимости проработки мероприятий, снижающих негативное воздействие на окружающую среду (например, из-за специального режима ведения хозяйственной деятельности на особо охраняемой природной территории);
  • в стоимости проектных работ заложены скрытые условия и платежи.
Читайте также:  Кто дает разрешение на строительство объекта капитального строительства

    Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (ст. 14)

Результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду . … Оценка воздействия объекта на окружающую среду Перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства Результаты расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ, анализ и предложения по ПДВ и ВСВ Обоснование решений по очистке сточных вод и утилизации обезвреженных элементов, по предотвращению аварийных сбросов сточных.

Новое положение об ОВОС двадцать лет спустя

Что такое оценка воздействия на окружающую среду (далее — ОВОС)? Это важный этап начала проектирования любого строительства — этап оценки экологического эффекта от реализации того или иного варианта хозяйственной деятельности в конкретном месте. Спустя 20 лет Минприроды России утвердило новые требования к материалам ОВОС, которые начнут действовать с 1 сентября. Рассмотрим основные отличия старых и новых требований.

Законодательно процедура ОВОС закреплена в ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ[1]:

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 32. Проведение оценки воздействия на окружающую среду

1. Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
[…]
3. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Спустя 20 лет с введения первого НПА, регламентирующего процедуру ОВОС, Минприроды России выпустило новый подзаконный акт, заменяющий старые требования:

Старые требования

Новые требования

Приказ Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (далее — Положение)

Приказ Минприроды России от 01.12.2020 № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду» (далее — Приказ № 999, Требования)

Приказ № 999 вступает в силу с 01.09.2021 и действует шесть лет. Отметим, что по объему текста новый Приказ вдвое больше своего предшественника. Пройдемся по основным отличиям старых и новых требований.

Общие положения

Действующее Положение открывается разделом I «Общие положения», в котором развернуты определения некоторых терминов, касающихся ОВОС. В новых Требованиях приводится только описание, что входит в материалы ОВОС. Если сравнить, начало действующего Положения совпадает с новыми Требованиями: состав материалов ОВОС, их цели и дальнейшее использование аналогичны.

В пункте 2 новых Требований приводится определение терминов «заказчик» и «исполнитель», которые тоже идентичны существующим определениям в Положении:

заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в т.ч. в определенных Федеральным законом № 174-ФЗ[2] случаях представляющее документацию по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на экологическую экспертизу;

исполнитель работ по ОВОС — заказчик либо физическое или юридическое лицо, которому заказчик предоставил право на проведение работ по ОВОС.

Обратите внимание: в Положении давалось определение намечаемой хозяйственной и иной деятельности, при реализации которой должна проводиться процедура ОВОС, — это деятельность, способная оказать воздействие на окружающую природную среду и являющаяся объектом экологической экспертизы.

В новых Требованиях данное определение отсутствует. Значит ли это, что теоретически любая намечаемая деятельность теперь должна проходить ОВОС, непонятно.

Основные принципы ОВОС

В разделе II действующего Положения приведены основные принципы ОВОС. Один из них — принцип научной обоснованности — перекочевал в п. 3 новых Требований.

Кроме того, в соответствии с новыми Требованиям материалы ОВОС должны обеспечить учет потенциальной экологической опасности планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, включая возможное трансграничное воздействие, что соответствует принципу презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

Согласно новым Требованиям при подготовке материалов ОВОС необходимо использовать полную и достоверную информацию, средства и методы измерения, расчеты, оценки (как и в п. 1.5 Положения), а также обязательно рассматривать альтернативные варианты реализации намечаемой деятельности (что соответствует п. 2.4 Положения).

Общественность обязательно должна участвовать в процедуре ОВОС (это было и ранее учтено в п. 2.5 Положения). При подготовке материалов ОВОС заказчик (исполнитель) исходит из необходимости предотвращения и (или) уменьшения возможных негативных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (соответствует п. 1.2 Положения).

Как формируются материалы ОВОС

В новых Требованиях описана последовательность процедур для формирования материалов ОВОС.

[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 09.03.2021).

[2] Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2021.

проектная документация объектов капитального строительства , относящихся в соответствии с критериями, определенными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2398, к объектам I категории НВОС (за исключением документации, входящей в состав материалов обоснования лицензий на обращение с отходами I-IV класса опасности) … Результатами ОВОС являются: информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий

Источники
  • https://docs.cntd.ru/document/573339130
  • https://eco-c.ru/ecology/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%89%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC-%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B0-%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1%89%D1%83%D1%8E-%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%83/
  • https://www.profiz.ru/eco/6_2021/ovos_new/

Рейтинг
Загрузка ...