Практические аспекты менеджмента риска. Общие принципы оценки риска при проектировании зданий и сооружений. Разработка ГОСТ Р. Прямое применение МС с дополнением -EQV (ISO 13824:2009).
Информация
Практические аспекты менеджмента риска. Общие принципы оценки риска при проектировании зданий и сооружений. Разработка ГОСТ Р. Прямое применение МС с дополнением -EQV (ISO 13824:2009). |
06.04.2015 |
01.01.2021 |
02.03.2015 |
01.12.2014 |
Настоящий стандарт устанавливает общие принципы оценки риска для систем, содержащих строительные конструкции. В стандарте рассмотрены вопросы принятия стратегических и оперативных решений при проектировании, оценке, обслуживании и выводе из эксплуатации строительных конструкций. К важным вопросам также относится составление и точное определение соответствующих правил (правовых актов) и стандартов. Системы, включающие строительные конструкции, могут представлять значительный риск для причастных сторон. Цель настоящего международного стандарта – упростить и улучшить механизмы принятия решений в отношении мониторинга, уменьшения и управления рисками, посредством использования эффективных, экономичных и прозрачных методов. В более широком контексте менеджмента риска, оценка риска обеспечивает лиц, принимающих решения, процедурами, позволяющими определить необходимость и способ управления рисками. Настоящий международный стандарт устанавливает общие принципы и процедуры по идентификации опасностей, а также оценке и управлению рисками, связанными с конструкциями и системами, включающими строительные конструкции. Кроме этого, настоящий стандарт обеспечивает основу, с помощью которой разработчики стандартов и проектировщики, исходя из результатов оценки рисков, могут устанавливать целевые уровни надежности, например, такие как в стандарте ИСО 2394. Для имеющихся строительных конструкций оценка рисков, связанных с неучтенными при начальном проектировании событиями или изменениями в характере использования, будет проводиться |
Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2015 годФактическая дата официального опубликования стандарта — апрель 2015 года (информация с сайта http://www.gost.ru/ по состоянию на 03.04.2015) |
Росстандарт |
Расположение в каталоге ГОСТ
Общероссийский классификатор стандартов
- Строительные материалы и строительство
- Конструкции зданий
- Конструкции зданий в целом
- ГОСТ Р ИСО 13824-2013 — Практические аспекты менеджмента риска. Общие принципы оценки риска при проектировании зданий и сооружений. Разработка ГОСТ Р. Прямое применение МС с дополнением -EQV (ISO 13824:2009).
Классификатор государственных стандартов
- Строительство и стройматериалы
- Общие правила и нормы по строительству и стройматериалам
- Нормы расчета и проектирования
- ГОСТ Р ИСО 13824-2013 — Практические аспекты менеджмента риска. Общие принципы оценки риска при проектировании зданий и сооружений. Разработка ГОСТ Р. Прямое применение МС с дополнением -EQV (ISO 13824:2009).
ГОСТ Р ИСО 13824-2013
Что такое риск в проекте? | Курс «Как работать с рисками проекта»
СТУ и пожарные риски Что выбрать в проектировании для строительства
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА РИСКА
Общие принципы оценки риска систем, включающих строительные конструкции*
Practical aspects of management of risk. General principles risk assessment of systems for designing of buildings and constructions
_______________
* Поправка (ИУС 11-2015)
Дата введения 2014-12-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией «Институт безопасности труда» (АНО «ИБТ») при участии Открытого акционерного общества «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АО «НИЦ КД») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 «Менеджмент риска»
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 13824:2009* «Основы проектирования строительных конструкций. Общие принципы оценки риска систем, включающих строительные конструкции» (ISO 13824:2009 «Bases for design of structures — General principles on risk assessment of systems involving structures»).
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (подраздел 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
ВНЕСЕНА поправка*, опубликованная в ИУС N 11, 2015 год
________________
* См. ярлык «Примечания».
Поправка внесена изготовителем базы данных
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
Предисловие к ИСО 13824:2009
Международная организация по стандартизации ИСО (ISO) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ИСО). Разработка международных стандартов осуществляется техническими комитетами в ИСО. Каждый комитет-член, заинтересованный в деятельности технического комитета, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работе. Что касается стандартизации в области электротехники, ИСО работает в тесном сотрудничестве с Международной электротехнической комиссией МЭК (IEC).
Международные стандарты проектируются в соответствии с правилами, изложенными в Директивах ИСО/МЭК, часть 2.
Основной задачей технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами, рассылаются комитетам-членам на голосование. Их опубликование в качестве международных стандартов требует одобрения не менее 75% комитетов-членов, принимающих участие в голосовании.
Следует обратить внимание на то, что некоторые элементы настоящего международного стандарта могут быть объектом патентных прав. ИСО не должна нести ответственность за идентификацию какого-либо одного или всех таких патентных прав.
Стандарт ИСО 13824 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК 98 «Основы проектирования строительных конструкций», Подкомитет ПК 2 «Надежность строительных конструкций».
Введение
В последнее время в строительстве начали уделять особое внимание проблеме рисков. И хотя оценка рисков для строительных конструкций проводится на общих основаниях, подходы к ней могут меняться в зависимости от ситуации. С этой целью настоящий стандарт предлагает общие основания для оценки рисков, связанных с проектированием, оценкой, обслуживанием и выводом из эксплуатации строительных конструкций. Настоящий стандарт соответствует основополагающему международному стандарту по оценке рисков ИСО 31000, подготовленному ISO/TMB.
Первичными и ключевыми процедурами в оценке рисков являются выявление опасностей и оценка их последствий. Они предполагают не только оценку рисков, связанных с самими строительными конструкциями, но также оценку рисков систем, включающих строительные конструкции, поскольку авария элементов конструкций имеет серьезные последствия для систем, а отказ систем, например, системы противопожарной защиты, может иметь тяжелые последствия для строительных конструкций. При этом меры управления риском предпринимаются еще на этапе проектирования строительных конструкций, что отражено в названии настоящего стандарта.
Настоящий стандарт, наряду с другими соответствующими стандартами по оценке рисков, позиционируется как основополагающий документ для использования в процессе оценки рисков для систем, включающих строительные конструкции.
Приложения А-Н настоящего стандарта приведены в качестве справочных.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие принципы оценки риска при проектировании зданий и сооружений. В стандарте рассмотрены вопросы принятия стратегических и оперативных решений при проектировании, оценке, обслуживании и выводе из эксплуатации строительных конструкций.
К важным вопросам также относятся составление и точное определение соответствующих правил (правовых актов) и стандартов. Системы, включающие строительные конструкции, могут представлять значительный риск для причастных сторон. Цель настоящего стандарта — упростить и улучшить механизмы принятия решений в отношении мониторинга, уменьшения и управления рисками посредством использования эффективных, экономичных и прозрачных методов. В более широком контексте менеджмента риска, оценка риска обеспечивает лиц, принимающих решения, процедурами, позволяющими определять необходимость и способ управления рисками.
Настоящий стандарт устанавливает общие принципы и процедуры по идентификации опасностей, а также оценке и управлению рисками, связанными с конструкциями и системами, включающими строительные конструкции. Кроме этого, настоящий стандарт обеспечивает основу, с помощью которой разработчики стандартов и проектировщики, исходя из результатов оценки рисков, могут устанавливать целевые уровни надежности, например, такие как в ИСО 2394. Для имеющихся строительных конструкций оценка рисков, связанных с неучтенными при начальном проектировании событиями или изменениями в характере использования, будет проводиться согласно принципам, изложенным в настоящем стандарте. Настоящий стандарт также может использоваться для оценки рисков нетиповых строительных конструкций, проектирование которых обычно выходит за рамки области применения действующих стандартов и правил.
2 Нормативные ссылки
Следующие стандарты являются обязательными для применения настоящего стандарта. Для датированных ссылок применяют только цитированное издание. Для недатированных ссылок применяют последнее издание справочного документа (включая какие-либо дополнения).
ИСО 2394 Общие принципы обеспечения надежности строительных конструкций (ISO 2394, General principles on reliability for structures)
ИСО/ТК 16732 Техника пожарной безопасности. Руководство по оценке риска возникновения пожара (ISO/TS 16732, Fire Safety Engineering Guidance on fire risk assessment)
ИСО/МЭК Руководство 51:1999 Аспекты безопасности. Руководящие указания по включению их в стандарты (ISO/IEC Guide 51:1999, Safety aspects — Guidelines for their inclusion in standards)
ИСО Руководство 73 Менеджмент риска. Словарь (ISO Guide 73, Risk management — Vocabulary).
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 2394, ИСО/ТУ 16732, Руководству ИСО/МЭК 51 и Руководству ИСО/МЭК 73, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 приемлемый риск (acceptable risk): Уровень риска, который принимает отдельное лицо или объединение при получении определенных выгод.
3.2 анализ затрат и выгод (cost/benefit analysis): Анализ, помогающий в принятии решения о целесообразности реализации того или иного проекта или плана, осуществляемый посредством количественного определения и сравнения связанных с ним затрат и выгод.
3.3 непредвиденное событие (extraordinary event): Событие, которое невозможно предвидеть или предусмотреть с точки зрения эксперта, либо событие, вероятность наступления которого крайне незначительна.
3.4 опасность (hazard): Потенциальный источник возникновения нежелательных последствий.
3.4.1 идентификация опасности (hazard identification): Процесс выявления, документирования и описания опасности.
3.4.2 кривая риска (hazard curve): Вероятность превышения определенной величины риска за определенный период времени.
3.4.3 отбор опасностей (hazard screening): Процесс выявления значительных опасностей, которые будут рассматриваться в ходе оценки риска систем, включающих строительные конструкции.
3.5 вариант (option): Возможные мероприятия менеджмента риска.
Примечание — Решение о непроведении каких-либо мероприятий может представлять собой целесообразный вариант действий, если другие варианты не позволяют эффективно снизить риск с учетом затрат на их внедрение.
3.6 надежность (reliability): Способность конструкции или элемента конструкции отвечать установленным требованиям, включая срок службы, на который они рассчитаны.
3.7 остаточный риск (residual risk): Риск, который остается после проведения мероприятий по управлению риском.
3.8 риск (risk): Комбинация вероятности или частоты возникновения события и величины ущерба.
Примечание — С позиции теории принятия решений, это ожидаемая величина всех нежелательных последствий, т.е. сумма всех ущербов от какого-либо события с учетом вероятностей их наступления.
3.9 принятие риска (risk acceptance): Решение о принятии риска.
3.10 оценка риска (risk assessment): Общий процесс определения специфических обстоятельств проектирования строительных конструкций, определения системы, идентификации опасностей и их последствий, оценки величины риска, оценивания вариантов управления риском.
3.11 расчет риска (risk calculation): Представление комбинации вероятностей и последствий реализации опасностей в виде скалярной величины для сравнения вариантов риска.
Примечание — См. 8.6.
3.12 обмен информацией о риске (risk communication): Обмен или совместное использование информации о риске лицами, принимающими решения, другими причастными сторонами и инженерами.
1 Информация может касаться существования, природы, формы, вероятности, серьезности, приемлемости, управления или других связанных с риском аспектов.
2 Инженеры являются основным источником информации о рисках и осуществляют обмен информацией между причастными сторонами.
3.13 контроль риска (risk control): Действия, реализующие решения по менеджменту риска.
Примечание — Контроль риска может включать в себя мониторинг, повторную оценку и соблюдение решений.
3.14 критерии риска (risk criteria): Критерии, по которым оценивают результаты анализа риска.
1 Критерии обычно основаны на правовых актах, стандартах, опыте и/или теоретических знаниях, используемых в качестве основы для принятия решения о приемлемости риска.
2 Критерии риска могут зависеть от затрат и выгод, правовых требований, социальных, экономических и экологических аспектов, интересов причастных сторон, приоритетов и других исходных данных для оценки риска.
3.15 оценка величины риска (risk estimation): Процесс присвоения значений вероятности возникновения событий и их последствий.
Примечание — Оценка величины риска может учитывать расходы, выгоды, интересы причастных сторон и другие переменные величины, имеющие отношение к оцениванию риска.
3.16 оценивание риска (risk evaluation): Процесс сравнения расчетного риска с заданными критериями риска для определения значимости риска.
Примечание — Оценивание риска может использоваться для выбора решения о принятии риска или его управлении.
3.17 управление риском (risk treatment): Процесс отбора и осуществления мер по оптимизации риска.
3.18 сценарий (scenario): Качественная характеристика ряда событий во времени и пространстве, а также их взаимосвязь в условиях возникновения опасности.
3.19 контекст проектирования строительных конструкций (structural engineering context): Предпосылки или причины выполнения оценки риска при проектировании строительных конструкций.
3.20 причастная сторона (stakeholder): Любой индивид, группа, организация или орган, который может воздействовать на риск, сам находится под его воздействием или считает себя подверженным воздействию риска.
Примечание — Лицо, принимающее решения, является причастной стороной.
3.21 строительная конструкция (structure): Комбинация материалов, которая, как ожидается, должна выдерживать определенные воздействия и выполнять некоторые предусмотренные функции.
3.22 система (system): Ограниченная группа взаимосвязанных, взаимозависимых или взаимодействующих объектов, для которой оценивают риск.
1 Это определение подразумевает, что система может быть опознана, состоит из взаимодействующих элементов или подсистем и все ее элементы и границы также могут быть определены.
2 Система, включающая строительные конструкции, содержит в качестве подсистемы конструктивную систему (см. ИСО 2394).
3 На примере технологических рисков, система обычно формируется на основе физической подсистемы, подсистемы, включающей людей, их менеджмента и окружающей среды.
3.23 нежелательное последствие (undesirable consequence): Прямой и косвенный ущерб, находящий выражение в виде несчастного случая, гибели, экологического ущерба и экономических потерь.
1 Одно событие может повлечь за собой несколько нежелательных последствий.
2 Последствия могут выражаться в количественной и качественной форме.
3 Последствия могут быть как ближайшими, так и отдаленными.
4 Экологический ущерб универсален по своей природе и иногда может включать различные виды ущерба, такие как социальный и политический ущерб.
3.24 нежелательное событие (undesirable event): Событие, которое может иметь нежелательные последствия.
4 Общие принципы оценки риска для систем, включающих строительные конструкции
4.1 Обзор менеджмента риска для систем, включающих строительные конструкции
4.1.1 Общие положения
Общая цель менеджмента риска состоит в том, чтобы причастные стороны, например, объединение, самоуправляемая организация, отдельные лица и различные организации, могли «оптимально» размещать ограниченные ресурсы. Менеджмент риска обычно включает постановку целей по менеджменту риска, оценку риска, осуществление управления риском, обмен информацией и консультирование, а также мониторинг и анализ, как показано на рисунке 1 и описано в 4.1.2. Менеджмент риска — это не односторонний, а итеративный процесс.
1 — область применения оценки риска
Рисунок 1 — Процесс менеджмента риска и область применения оценки риска для систем, включающих строительные конструкции
4.1.2 Этапы процесса менеджмента риска
4.1.2.1 Постановка целей для менеджмента риска
Процедуры постановки целей для менеджмента риска выходят за рамки области применения настоящего стандарта. Для менеджмента риска в отношении новой или имеющейся конструкции проводится объективная оценка величины риска, в соответствии с предложенными проектными требованиями или текущими условиями, посредством применения инженерного подхода в процессе оценки риска. Предполагается, что цели для менеджмента риска, касающиеся оценки риска, будут выражаться в показателях защиты активов, поддержания уровня здоровья и безопасности, защиты окружающей среды, нормативных требованиях, функциональных изменениях/требованиях и т.д. Эти цели обычно определяются путем сравнения:
1) затрат/выгод от опциональных решений; или
2) различных рисков, например, рисков, приемлемость которых для общества известна.
4.1.2.2 Оценка риска
Оценка риска включает в себя определение контекста проектирования конструкций, определение структуры системы, идентификацию опасностей и их последствий, оценку величины риска, оценивание риска и вариантов управления риском, если принято решение об управлении риском. Хотя определение контекста проектирования конструкций и оценивание вариантов управления риском обычно выходят за рамки оценки риска, они рассмотрены в настоящем стандарте для уяснения целей проведения оценки риска.
4.1.2.3 Осуществление управления риском
В процессе управления риском принимаются решения о применении мер по снижению риска исходя из соображений экономической эффективности или других критериев социальной значимости. На основании собственной системы ценностей, социокультурных взглядов и т.п. причастные стороны могут принимать решение о принятии риска, который был оценен как слишком высокий.
4.1.2.4 Обмен информацией и консультирование
По каждому элементу процесса менеджмента риска и для процесса в целом должен быть организован обстоятельный обмен информацией и соответствующее консультирование с причастными сторонами. По завершении оценки риска результаты представляют таким образом, чтобы причастные стороны могли понять их и принять адекватные решения.
4.1.2.5 Мониторинг и анализ
Мониторинг уровня риска осуществляют для удержания его на заданном уровне, независимо от того, проводится управление риском или нет. Также проводят проверку эффективности функционирования всех элементов процесса менеджмента риска для обеспечения его постоянного совершенствования. Для каждого элемента процесса менеджмента риска ведут отчетность, которую используют, при необходимости, в дальнейшем для обеспечения понимания решений и поддержки постоянного совершенствования процесса.
4.2 Применимость оценки риска
Практическая польза оценки риска проявляется в следующих ситуациях:
a) когда событие является очень редким, но его последствия очень серьезные;
b) когда распространенные события приводят к последствиям средней или большой тяжести.
Сильное землетрясение, произошедшее в густонаселенном районе, является типичным примером первой ситуации, а дорожное происшествие — второй.
Оценка риска также полезна в тех ситуациях, когда конструкция имеет очень большой размер, либо внутри сооружения находится значительное число людей или товаров. Высотные здания — типичный пример такой ситуации.
Оценка риска крайне важна, когда неточность входных данных в значительной степени влияет на свойства конструкции и последствия, вытекающие из таких свойств.
Оценка риска также важна, когда повреждение или полная потеря строительной конструкцией ее функции имеет существенное влияние на общество. Типичными примерами таких строительных конструкций являются пожарные депо, полицейские участки, электрогенераторные станции и распределительные сети, а также сооружения, где хранятся высокотоксичные материалы.
5 Определение контекста проектирования строительных конструкций
5.1 Контекст проектирования строительных конструкций
Контекст проектирования строительных конструкций определяет роль оценки риска в рамках менеджмента риска строительных конструкций. Типичные примеры контекста проектирования строительных конструкций:
a) установление основ проектирования;
b) оценка имеющихся строительных конструкций;
c) оценка нетиповых строительных конструкций и/или непредвиденных событий (см. приложение В);
d) подготовка информации о риске для вынесения решения.
Причастные стороны можно определять исходя из установленного контекста проектирования конструкций.
5.2 Установление основ проектирования
5.2.1 Стандарты (правила) проектирования устанавливают ряд критериев для проектирования конструктивных элементов. Критерии часто основаны на целевых уровнях надежности, которые могут быть заранее определены исходя из рисков, связанных с превышением соответствующих предельных значений. Результаты оценки риска могут обеспечить рациональную основу для определения целевых уровней надежности.
5.2.2 Оценка риска может проводиться для проверки целевого уровня надежности действующих стандартов (правил) проектирования зданий и сооружений.
5.3 Оценка имеющихся строительных конструкций
5.3.1 Риск, связанный с имеющимися строительными конструкциями, в том числе архитектурными памятниками, оценивают по факту повреждения конструкции, изменения ее целевого использования или в других соответствующих ситуациях. Если риск слишком высокий, причастные стороны должны быть проинформированы о результатах проведения оценки риска.
Примечание — Для оценки величины риска можно использовать ИСО 13822.
5.3.2 Риск необходимо оценивать в случае наступления непредвиденных событий, выходящих за границы запланированных событий в рамках конкретного проекта, а также для проверки соответствия результатов установленному допустимому уровню. Если это осуществимо, рекомендуется, чтобы допустимый уровень соответствовал таковому для новых строительных конструкций. С другой стороны, уровень для имеющихся строительных конструкций может определяться с учетом затрат и выгод.
В большинстве случаев для старых сооружений крайне трудно или практически невозможно оценить их надежность и сравнить с новыми строительными конструкциями, поскольку нельзя применить современные правила проектирования к старым зданиям и конструкциям. В них использованы материалы и технологии строительства, для которых не предусмотрено действующих правил проектирования. Кроме этого, правила разработки таких проектов могут противоречить современным правилам, поскольку для них не соблюдается требование об обязательном представлении данных о повышенном и неприемлемом риске. В тех ситуациях, когда трудно провести точную оценку имеющейся конструкции, следует сделать акцент на варианте снижения риска.
5.4 Оценка нетиповых строительных конструкций или непредвиденных событий
К нетиповым строительным конструкциям относятся такие сооружения, проект которых выходит за рамки действующих стандартов (правил). Оценка риска для таких конструкций проводится в том случае, если их авария может иметь серьезные последствия. Оценка риска также проводится для некоторых непредвиденных событий (см. приложение В), таких как пожар, и некоторых критических событий.
5.5 Подготовка информации о риске для вынесения решения
Если существует несколько вариантов стратегий или концепций, оптимальную стратегию определяют на основании результата оценки риска. Оптимизация на основе риска может иметь две основные цели:
a) минимизировать риск исходя из ограниченных экономических ресурсов;
b) определить оптимальный уровень инвестирования в снижение риска.
В обеих ситуациях необходимо рассмотреть вариант выборочного использования экономических ресурсов с целью определить, способствуют ли они оптимальному снижению риска.
Возможные варианты следует сравнивать на основании критериев чистой выгоды, соотношения затрат и выгод или экономичности (см. приложение Н). Если решение состоит в том, чтобы минимизировать риск без каких-либо экономических ограничений, могут применяться любые из перечисленных критериев, при условии, что технические решения согласуются с передовыми практическими методами.
6 Определение системы
6.1 Представление системы
Представление системы в своей основе призвано упрощать процесс принятия решения и, следовательно, должно применяться к контексту проектирования строительных конструкций, описанному в разделе 5. Определение системы, включающей строительные конструкции, предусматривает четкое выявление функций, выполняемых конструкциями, а также то, как эти функции поддерживаются элементами строительной конструкции. Масштаб системы, рассматриваемой в процессе оценки риска, должен быть четко определен исходя из контекста проектирования строительных конструкций.
6.2 Определение подсистем
Необходимо установить характеристики каждой подсистемы, такие как тип строительной конструкции(й), правила и стандарты, используемые при проектировании конструкции(й), использование, значимость, местоположение и срок службы. Также должны быть указаны предельные состояния системы.
7 Идентификация опасностей и последствий
7.1 Идентификация возможных опасностей
Строительные конструкции на протяжении срока службы могут подвергаться воздействию различных природных и антропогенных опасностей. Опасности, которые могут приводить к нежелательным событиям, должны быть идентифицированы. В отношении опасностей, которые могут привести к возникновению ряда событий во времени и пространстве (например, пожар), должен проводиться анализ сценариев. Для ознакомления с подробной процедурой анализа сценариев см. ИСО/ТУ 16732 и ИСО/ТУ 16733.
7.2 Определение масштаба сценариев
После идентификации возможной опасности, следует определить сценарии как последовательность или комбинацию событий или процессов, приводящих к аварии системы и к нежелательным последствиям для системы, включающей строительные конструкции. Основополагающими методами, используемыми для схематического представления сценариев, являются «дерево отказов» и «дерево событий». Сценарий должен включать разрушение или повреждение строительной(ых) структуры (структур), утрату функциональности, гибель и травмы людей, а также прочие виды экономического и/или социального ущерба, причиненного причастными сторонами или причастным сторонам.
7.3 Идентификация последствий
Необходимо идентифицировать последствия реализаций опасностей и следующие за ними события. Они должны быть описаны в форме ряда показателей, например, денежных потерь, числа погибших и экологического ущерба. Некоторые последствия могут быть выявлены посредством анализа сценариев с учетом масштаба воздействий из-за аварии систем строительных конструкций во времени и пространстве.
7.4 Отбор опасностей
7.4.1 Общая информация
Несмотря на то что следует учитывать все возможные опасности, тем не менее, должен осуществляться отбор и учет при оценке риска тех опасностей, которые являются важными для системы. Поскольку каждая опасность характеризуется индивидуальными особенностями и возможными последствиями, рекомендуется группировать опасности по таким критериям, как первопричина, количественное выражение и значимость последствий. Отбор опасностей в соответствии с их важностью для оценки риска может осуществляться на основании опыта и компетенции инженера. Результаты отбора опасностей должны быть документально оформлены.
7.4.2 Критерии отбора опасностей
Для выявления значительных рисков необходимо проводить предварительную оценку величины риска (см. 8.1). В принципе, критерии отбора опасностей основаны на величине риска, установленной на этапе предварительной оценки величины риска. Частота возникновения опасности и/или значимость соответствующих последствий также могут представлять собой полезные критерии. Опасности с явно незначительным риском в сравнении с приемлемым уровнем риска могут не учитываться.
Критерии отбора опасностей должны быть четко описаны в показателях частоты возникновения события и величины его последствий. Они могут быть основаны на прошлом опыте, человеческом восприятии и каких-либо других соответствующих значениях.
8 Оценка величины риска
8.1 Виды оценки величины риска
8.1.1 Общая информация
Оценка величины риска должна проводиться согласно цели такой оценки, необходимой степени детализации, а также доступной информации, данным и ресурсам. Виды оценки величины риска подразделяются на три категории: качественную, полуколичественную и количественную, в зависимости от конкретной ситуации. На практике в качестве предварительной оценки величины риска часто применяют количественную оценку для получения общих данных об уровне риска и выявления рисков, которые подлежат рассмотрению. Впоследствии может возникнуть необходимость провести более конкретную или количественную оценку выявленного риска.
8.1.2 Качественная оценка
При качественной оценке риск оценивают субъективно и относят к какой-либо категории описательным способом. Качественную оценку риска используют:
a) как первоначальную меру выявления рисков, которые требуют более детальной оценки;
b) в случаях, когда она обеспечивает достаточную информацию для принятия решения;
c) в случаях, когда числовые данные или ресурсы недостаточны для качественной оценки.
8.1.3 Полуколичественная оценка
При полуколичественной оценке должна применяться рейтинговая шкала классификации, более широкая в сравнении со шкалой при количественной оценке. Следует отметить, что выбранные значения не могут адекватно отражать относительные показатели, что может привести к противоречивым, неправильным или несоответствующим результатам.
8.1.4 Количественная оценка
При количественной оценке должны использоваться числовые значения (а не описательные категории, как в качественной и полуколичественной оценке) как последствий, так и вероятности, на основе данных, полученных из ряда источников. Качество оценки зависит от точности и полноты числовых данных и достоверности используемых моделей.
8.2 Данные для оценки
Данные для оценки берут из соответствующих источников информации. При оценке вероятности следует использовать наиболее релевантные источники информации и методы. Источники информации могут включать в себя следующее:
a) сведения прошедших периодов;
b) практические сведения и релевантные данные (сбор эксплуатационных данных);
c) релевантные опубликованные данные (данные о происшествиях);
d) эксперименты и прототипы;
e) инженерные и другие модели;
f) суждения специалистов и экспертов (экспертные мнения).
8.3 Представление риска
Результаты, полученные в процессе оценки величины риска, представляются причастным сторонам с максимальной прозрачностью, например, приводятся к общим показателям, таким как потенциальные человеческие жертвы (см. приложение Н). Далее их можно соотнести с вероятностью возникновения различных опасностей и сравнить с другими опасными видами деятельности или другим уровнем риска.
При качественном представлении результатов оценивания риска его относят к одной из категорий, например, таких как высокий риск, средний риск и низкий риск. При количественном представлении риска его представляют как комбинацию вероятности и последствий (см. приложение F).
8.4 Оценка величины вероятности
8.4.1 Общая информация
Оценку величины вероятности проводят, используя любой из указанных ниже подходов или все три подхода в совокупности:
a) прямая оценка на основе имеющихся данных;
b) заключение на основе модели, в которой рассматриваемые вероятности сопоставляются с другими вероятностями;
c) инженерная оценка.
В случае, если отсутствуют надежные или релевантные данные за прошедшие периоды, допускается вынесение субъективных оценок, которые отражают мнение индивида или группы о высокой вероятности наступления какого-либо события или последствия.
В частности, для того чтобы объединить ограниченные объемы данных, полученных из источников разного типа, рекомендуется применение метода байесовского вывода.
При обмене информацией о риске предпочтительно проводить дифференциацию между различными видами неопределенностей: внутренней естественной изменчивостью, неопределенностями моделей и статистическими неопределенностями. Первый из указанных видов часто называют случайной неопределенностью, а другие два — гносеологическими неопределенностями.
8.4.2 Вероятность возникновения опасности
Вероятности возникновения каждой опасности оценивают на основе сведений за прошедшие периоды, если таковые имеются. Если такие сведения недоступны, то используют метод экспертной оценки (см. приложение С). Следует обратить внимание на то, что важно отразить характеристики опасности, хотя опасность зачастую просто представляют в виде кривой риска.
8.4.3 Вероятность предельного состояния
Величину вероятности предельного состояния оценивают с использованием следующих процедур:
a) моделирования действий;
b) моделирования прочности;
c) анализа конструкции (анализа реакции).
На основании статистических данных, полученных при осуществлении вышеуказанных процедур, оценивают вероятность предельного состояния с помощью теоретического или статистического подхода, такого как моделирование методом Монте-Карло.
Чтобы представить условную вероятность предельного состояния, кривую непрочности определяют как функцию, аргументом которой является величина опасности (см. приложение D).
8.5 Оценка величины последствий
Последствия определяют путем моделирования результатов события или ряда событий либо путем вынесения суждения на основании экспериментальных исследований или статистических данных. Анализ сценариев выполняют с момента возникновения начального события с учетом масштаба последствий, как указано в 7.2. Рекомендуется использовать такие инструменты, как анализ «дерева отказов» и анализ «дерева событий».
Количественная оценка последствий должна выражаться в числовом виде для определения масштаба человеческих жертв и травм и/или экологического ущерба и экономических потерь.
8.6 Расчет риска
Распределение вероятностей последствий — это количественное представление всего профиля риска, который представляет собой комбинацию вероятностей и последствий согласно определению, приведенному в настоящем стандарте. Распределение вероятности можно выразить с помощью кумулятивной функции распределения (далее — КФР). Также его можно выразить функцией распределения масс (ФРМ), если последствие представлено дискретным значением, либо функцией плотности вероятности (далее — ФПВ), если распределение непрерывно.
Для удобства сравнения рисков, их иногда выражают скалярной величиной. Традиционно одним из наиболее часто употребляемых представлений является Е [С] — математическое ожидание последствий.
Источник: star-pro.ru
План действий при управлении рисками проекта
Проектов без рисков не бывает. Увеличение сложности проекта приводит к увеличению числа и масштабов сопутствующих рисков. Когда мы осмысляем управление проектами, в большей степени думаем не об оценке рисков, что является промежуточным действием, а о том, как разработать такой план реагирования, чтобы добиться снижения рискованности. Управление рисками проекта имеет свои специфические особенности, о которых пойдет речь в настоящей статье.
Понятие проектного риска
Под риском в проектной деятельности будем понимать вероятное событие, в результате которого субъект, принявший решение, теряет возможность достичь запланированных результатов проекта или его отдельных параметров, имеющих временную, количественную и стоимостную оценку. Риск характеризуется определенными источниками или причинами и имеет последствия, т.е. оказывает влияние на результаты проекта. Ключевыми словами в определении являются:
- вероятность;
- событие;
- субъект;
- решение;
- потери.
Риски проекта всегда связаны с неопределенностью. И в этой связи нас должны заботить два момента: степень неопределенности и ее причины. Под неопределенностью предлагается понимать состояние объективных условий, в которых проект принимается к исполнению, не позволяющее предвидеть последствия решений в силу неточности и неполноты доступной информации. Степень неопределенности имеет существенное значение, потому что мы способны управлять только теми рисками, по которым имеется хоть какая-либо значимая информация.
Если информации нет, то такого рода риски именуются неизвестными, и по ним приходится закладывать специальный резерв без реализации процедур управления. Для данной ситуации вполне подходит пример риска внезапного изменения налогового законодательства. Для угроз, по которым имеется хотя бы минимальная информация, уже можно разработать план реагирования, и минимизация риска становится возможной. Далее показана небольшая схема границ управления риском с позиции его определенности.
Следующим моментом для понимания специфики риска проекта является динамичность карты рисков, изменяющейся по мере реализации проектной задачи. Обратите внимание на размещенную ниже схему. В начале проекта вероятность угроз высока, но возможные потери отличаются низким уровнем. Но к концу выполнения всех работ по проекту величина потерь значительно возрастает, а вероятность угроз снижается. С учетом данной особенности следуют два вывода.
- Целесообразно в процессе реализации проекта производить анализ рисков несколько раз. При этом карта рисков трансформируется.
- Минимизация рисков наиболее оптимально происходит на этапе разработки концепции или в момент разработки проектной документации. Такой вариант обходится значительно дешевле, чем на этапе непосредственной реализации.
Рассмотрим небольшой пример. Если в самом начале проекта будет выявлена угроза качеству его продукта из-за дорогостоящего материала, не подходящего по техническим условиям, то издержки, связанные с исправлением, окажутся незначительными. Изменение плана проекта, вызванное заменой материала, повлечет небольшую задержку сроков. Если же возможные негативные последствия выявятся на стадии исполнения заказа, ущерб может оказаться существенным, и достичь снижения потерь не получится.
Элементы концепции управления проектными рисками
Современная методология управления проектными рисками предполагает активный подход в работе с источниками и последствиями выявляемых угроз и опасностей в отличие от недавнего прошлого, когда реагирование носило пассивный характер. Под управлением рисками следует понимать совокупность взаимосвязанных процессов, основанных на идентификации, анализе рисков, разработке мер по снижению уровня негативных последствий, возникающих при наступлении рисковых событий. PMBOK выделяет шесть процессов управления рисками. Визуальная схема последовательности этих процессов представлена ниже.
Основными процедурами данного вида управления являются:
- идентификация;
- оценка;
- планирование реагирования;
- мониторинг и контроль.
Идентификация подразумевает определение рисков на основе выявленных факторов их возникновения, документальное оформление их параметров. Качественный и количественный анализ причин возникновения, вероятности негативных последствий формируют оценочную процедуру.
Планирование реагирования на выявленные факторы предполагает разработку мер по снижению неблагоприятного воздействия на результаты и параметры проекта. Проектный вид деятельности отличается динамичностью, уникальностью событий и сопутствующих рисков. Поэтому их мониторинг и контроль занимают особое место в системе управления и выполняются на всем протяжении жизненного цикла проектной задачи. Управлением рисками обеспечивается следующее.
- Восприятие участниками проекта неопределенностей и угроз в среде его реализации, их источников и вероятных негативных событий вследствие проявления рисков.
- Поиск и расширение возможностей для результативного и эффективного решения проектной задачи с учетом выявленной неопределенности.
- Разработка путей снижения проектных рисков.
- Доработка проектных планов с учетом выявленных рисков и комплексом мер для их снижения.
Проектные риски подвергаются управляющему воздействию со стороны менеджера проекта. К этой работе привлекаются в разной степени все участники проектной задачи. Используются программно-математический аппарат, методы экспертных оценок, интервьюирования, обсуждения, «мозгового штурма» и т.д. Перед началом управления формируется информационный контекст, включающий выявление внешних и внутренних условий, в которых будут решаться задачи. Внешние условия включают политические, экономические, правовые, социальные, технологические, экологические, конкурентные и другие аспекты. Возможные внутренние условия состоят из:
- характеристик и целей самого проекта;
- характеристик, структуры и целей компании;
- корпоративных стандартов и регламентов;
- информации о ресурсном обеспечении проекта.
Планирование управления рисками
Первым процессом среди общего состава процедур работы с проектными угрозами является планирование управления рисками. Оно позволяет уточнить выбранные методы, инструменты и уровень организации управления применительно к конкретному проекту. Институт PMI данному процессу отводит важную роль для целей коммуникаций со всеми заинтересованными сторонами. Ниже представлена процессная схема планирования, размещенная в Руководстве PMBOK.
Диаграмма потоков данных планирования управления рисками. Источник: Руководство PMBOK (издание пятое)
План управления рисками представляет собой документ, включающий определенный состав разделов. Рассмотрим пример развернутого содержания подобного плана.
- Общие положения.
- Основные характеристики компании.
- Уставные характеристики проекта.
- Цели, задачи управления рисками.
- Методологический раздел. К методологии относятся методы, средства анализа и оценки, источники сведений, которые рекомендуется использовать для управления рисками проекта. Методы и инструменты расписаны по стадиям проектной реализации.
- Организационный раздел. В него включается распределение ролей участников проектной команды с установлением ответственности за выполнение предусмотренных планом процедур, состав взаимосвязей с другими компонентами управления проектом.
- Бюджетный раздел. Включаются правила формирования и обеспечения выполнения бюджета управления рисками.
- Регламентный раздел, включающий сроки, периодичность, продолжительность операций по управлению рисками, формы и состав управляющих документов.
- Раздел метрологии (оценки и пересчета). Принципы оценки, правила пересчета параметров и справочные шкалы определяются заранее, служат вспомогательными средствами качественного и количественного анализа.
- Пороговые значения рисков. С учетом важности и новизны проектной реализации устанавливаются допустимые значения рисковых параметров на уровне проекта и отдельных угроз.
- Раздел отчетности посвящен вопросам периодичности, формам, порядку заполнения, сдачи и рассмотрения отчетов по настоящему блоку управления проектами.
- Раздел мониторинга и документационного обеспечения управления рисками по проекту.
- Раздел шаблонов для управления рисками.
Идентификация проектных рисков
Следующим процессом рассматриваемого блока управления является идентификация рисков. В ходе ее реализации проектные риски выявляются и документируются. В результате должен возникнуть список рисков, ранжированный по степени их опасности. К идентификации факторов следует привлекать не только членов команды, но и всех участников проекта. В Руководстве PMBOK данный процесс охарактеризован следующим образом.
Идентификация производится по результатам исследования всех выявленных факторов. При этом не следует забывать, что далеко не все факторы идентифицируются и подлежат управлению. В ходе разработки и уточнений проектных планов часто возникают новые возможные источники угроз и опасностей.
Тенденция такова, что по мере продвижения проекта к завершению число вероятных рисковых событий растет. Качественная идентификация зависит от присутствия под рукой подробной классификации рисков. Одним из полезных классификационных признаков является уровень их контролируемости.
Классификация проектных рисков на основе признака контролируемости полезна определенностью, под какие неконтролируемые факторы нужно заводить резервы. К сожалению, контролируемость рисков часто не гарантирует успеха в управлении ими, поэтому важны и другие способы деления. Стоит заметить, что универсальной классификации не существует. Это вызвано тем, что все проекты уникальны и сопровождаются массой специфичных рисков. Кроме того, часто сложно прочертить границу между схожими видами рисков.
Типовыми признаками классификации являются:
- источники;
- последствия;
- способы снижения угроз.
Первым признаком активно пользуются именно на этапе идентификации. Последние два оказываются полезными, когда проводится анализ факторов риска. Рассмотрим виды проектных рисков в связи с уникальностью их факторов.
- Специфические угрозы с позиции локального проекта. Например, риски, привязанные к конкретной вводимой технологии.
- Специфические угрозы с позиции типа проектной реализации. Спецификой обладают факторы для строительных, инновационных, IT-проектов и т.п.
- Общие риски для любых проектов. Можно привести пример рассогласования планов или низкого уровня бюджетной проработки.
Для идентификации имеет значение грамотность формулировки риска, нельзя путать источник, последствия и сам риск. Формулировка должна быть двусоставной и включать указание на источник, из-за которого возникает риск, и собственно угрожающее событие. Например, «риск срыва финансирования из-за рассогласований в бюджете проекта». Как было отмечено, виды проектных рисков часто делятся по основным источникам. Далее приводится пример наиболее распространенной версии такой классификации.
Анализ и оценка проектных рисков
Анализ и оценка рисков производятся с целью преобразования добытых в ходе идентификации сведений в информацию, позволяющую принимать ответственные решения. В ходе процесса качественного анализа производится ряд экспертных оценок возможных неблагоприятных последствий, обусловленных выявленными факторами. В процессе количественного анализа определяются и уточняются значения количественных показателей вероятности возникновения угрожающих событий. Количественный анализ значительно более трудоемкий, но и более точный. Он требует качества входных данных, использования развитых математических моделей и более высокой компетентности от персонала.
Бывают ситуации, когда качественные аналитические исследования оказываются достаточными. На выходе аналитической работы менеджер проекта намерен получить:
- сгруппированный по приоритетам список рисков;
- список позиций, требующих дополнительного анализа;
- оценку рискованности проекта в целом.
Различают экспертные оценки вероятности наступления неблагоприятных событий и уровня воздействия на проект. Основным выходом процесса качественного анализа является список ранжированных рисков с выполненными оценками или оформленная карта рисков. И вероятности, и влияния разбиваются на категориальные группы в заданном диапазоне значений.
В результате оценок строятся различные специальные матрицы, в ячейках которых помещаются результаты произведения значения вероятности на уровень воздействия. Полученные результаты делятся на сегменты, которые служат основанием для ранжирования угроз. Пример такой матрицы «вероятность/воздействие» можно найти в Руководстве PMBOK, он и представляется вашему вниманию ниже.
Таким образом, в матрице формируется три сегмента: недопустимые, средние и незначительные риски (так называемые «пороговые уровни»). Помимо определения двух основных параметров (вероятности и воздействия) для качественной оценки необходимо также установить саму возможность управления рисками. Исходя из источников, риски подразделяются на:
- управляемые;
- частично управляемые;
- неуправляемые.
Далее размещен алгоритм принятия решения по факту выяснения вопроса управляемости и величины риска. В случае, если установлены неуправляемые опасные риски, они выносятся на обсуждение с заказчиком и инвестором. Выявление опасной неуправляемой угрозы может послужить основанием для остановки реализации проекта.
Еще одним результатом анализа и оценки может быть карта риска, которая в визуально наглядной форме представляет ту же матрицу вероятности/воздействия. Посмотрим на представленный ниже пример карты. Большому кругу в верхнем правом углу соответствуют риски, которые считаются недопустимыми. Неопасным уровнем риска в данном примере считаются вероятности событий, расположенных ниже и левее красной линии.
Планирование способов реагирования на риски
Еще раз пройдемся по цепи событий, связанных с управлением рисками. Что предстоит сделать?
- Определить источники риска.
- Выявить риски, которые из этих источников следуют.
- Выяснить, на что это влияет.
- Построить модель зависимостей.
- Определить принадлежность рисков по уровню допустимости и последствий.
- Разработать план минимизации выявленных угроз.
В практике различают четыре типа последствий, которые влияют на бюджет, сроки, качество продукта либо на его функционирование. Планирование способов реагирования – это регламентированная процедура разработки плана минимизации угроз. В ходе этой работы выбираются наиболее подходящие меры, способные повысить вероятность успеха проекта.
Данные меры предусматривают реагирование на риски в порядке приоритетов. В бюджет проекта включаются целевые ресурсы и операции. Ответственность за них распределяется между участниками проекта. Далее представлена соответствующая процессная диаграмма из Руководства PMBOK.
Диаграмма потоков данных планирования реагирования на риски. Источник: Руководство PMBOK. Издание пятое.
Различают четыре основных метода реагирования на риски, первые два из которых относятся к активным методам.
- Избежание . Полное устранение источников риска. Это наиболее активный метод реагирования. Его не всегда возможно применить. Допускается он, когда удается полностью исключить источник риска, например, если источник риска связан с отсутствием какой-либо информации. Проект-менеджер обязан необходимую информацию получить любым доступным способом: собрать, купить и т.д. Не совсем правильным решением является, когда избежание связано с отказом от каких-то отдельных элементов проекта, что является пассивным нерациональным действием.
- Минимизация . Уменьшение вероятности и снижение опасности риска. Это второй активный способ реагирования. Виды рисков, для которых применяется данный метод, должны быть полностью контролируемы. Обычно это внешние риски.
- Передача-страхование . Предполагается нахождение третьей стороны, готовой принять риск и его негативные последствия на себя. В данном методе лучшие условия получает тот, у кого сильнее переговорная позиция (монопольная позиция на проекте).
- Принятие . Предполагается осознанная готовность к риску. Все усилия направляются на устранение последствий.
В настоящей статье мы осуществили краткий обзор методологической базы управления рисками проекта в ее современной трактовке. Тенденции развития проектного управления постоянно повышают значение данного компонента системы Project Management. Менеджер проекта как ключевая фигура командной работы по достижению результата проектной задачи нуждается в этих знаниях. Но еще более важными для него являются практические навыки идентификации, анализа вероятных угроз и реагирования на возможные вызовы неблагоприятных событий. Поэтому к данной теме мы будем неоднократно возвращаться, постепенно углубляясь в предмет.
Источник: projectimo.ru
Роль Главного инженера проекта в управлении рисками при проектировании объектов капитального строительства
М. С. Подольский, председатель Подкомитета по организации деятельности Главных инженеров проектов Комитета по технологическому проектированию объектов производственного назначения и транспортной инфраструктуры Национального объединения проектировщиков и изыскателей, Научный руководитель Международной школы Главных инженеров (Главных архитекторов) проектов при МГСУ
А. В. Литвинов, заместитель Генерального директора Консультационного центра «ЦНИО-проект», член Совета Международной школы Главных инженеров (Главных архитекторов) проектов при МГСУ
Осознанное управление рисками – важная объективная характеристика корпоративной культуры любой компании. Освоение и применение соответствующих технологий стоит сегодня на повестке дня и успешных проектных организаций. Главный инженер проектов (ГИП) должен уметь управлять рисками при принятии сложных проектных решений: на этапах разработки проектной (рабочей) документации (ПСД), при изучении целесообразности внесения изменений в ПСД, расследовании отклонений выполненных строительно-монтажных работ (СМР) от решений, заложенных в ПСД, при организации процесса проектирования или принятии решений и взаимодействии с органами Государственной экспертизы. Выбор правильного решения из нескольких вариантов при отсутствии чётких однозначных требований зачастую в условиях неопределённости предполагает наличие у ГИПа умения прогнозировать возможные риски и управлять ими.
Многие ГИПы считают, что они и без дополнительных технологий держат свои процессы под контролем и интуитивно чувствуют риски для качества выпускаемой ПСД. Действительно, профессиональные, талантливые Главные инженеры проектов обладают потрясающей интуицией. Только вряд ли она врождённая. Её можно развивать, используя методологию управления рисками. Ведь интуиция — это подсознательный анализ различных вариантов развития тех или иных событий.
Необходимость рисковать является объективной: даже теоретически невозможно собрать ВСЮ информацию, которая нужна для принятия решения, в производственных условиях всегда поджимают сроки, меняются внешние условия и т. п. Собирать ВСЮ информацию в таких обстоятельствах – значит потерять возможность принять само решение.
Решений, свободных от рисков, не бывает, но, управляя ими, ГИП должен «знать меру», не допустить превращения оправданного риска в авантюру.
Управлять рисками – не значит пренебрегать нормативным требованиям. Самой правильно оценкой рисков невозможно обосновать нарушение законодательных норм. Однако всё не так однозначно. В условиях конкуренции выигрывает та проектная организация, которая способна непрерывно повышать удовлетворённость заказчиков, т. е. всякий раз выполнять заказ лучше, чем заказчик ожидает.
В нормативных же документах всегда устанавливается нижняя граница требований на момент их создания (хуже делать нельзя), и этим руководствуются все конкуренты. С другой стороны, нормативные документы закрепляют достигнутый научно-технический уровень в строительстве, но пока они разрабатываются, обсуждаются, согласовываются и утверждаются, «поезд уходит далеко вперёд», а нормативный документ устаревает в момент его утверждения.
Поэтому креативный ГИП вынужден всё время балансировать в границах риск-менеджмента (РМ). Качество ПСД оценивается как по объективным параметрам – соответствию требованиям действующих норм и правил, так и по субъективным – максимальному удовлетворению требований заказчика. И те, и другие параметры постоянно меняются: заказчики переходят от типового проектирования к индивидуальному, ежемесячно выходят изменения и дополнения к нормативно-технической и законодательной базам, появляются новые строительные материалы, новое оборудование, технологии и т. д. При этом особую значимость приобретает необходимость постоянно повышать удовлетворённость заказчика, что заложено и в международные стандарты ISO серии 9000. Значит и проектные организации и ГИПы вынуждены искать новые идеи, применять новаторские технологии, что обостряет проблему рисков.
Неплодотворной представляется позиция ГИПов, которые отрицают важность управления рисками. Их возражения традиционны: «У нас нет никаких рисков», «Выявление и доведение до всеобщего сведения информации о рисках повредит нашей репутации», «Проблемы следует разрешать по мере их возникновения», «Никто из работников проектной организации не представляет себе, как следует управлять рисками», «Мы собираемся внедрить управление рисками, но только в следующем году», «Не вижу для и себя никакой пользы в управлении рисками», «Наша работа состоит в том, чтобы разрабатывать ПСД, а не заниматься управлением рисками», «Если я дам реалистичные оценки существующих рисков, никто не станет меня слушать», «У меня нет на это времени» и т. п. В этих суждениях – инерция, отсутствие чувства времени.
Риски для качества ПСД — это риски для заказчика и конечного потребителя. Безопасность объекта строительства основана на современных подходах к управлению рисками. Управление рисками – это гарантия безопасности.
Безопасность не означает отсутствие опасности. Безопасное состояние объекта строительства — это когда известно, какие опасные события могут произойти и какое влияние они окажут на технические, экономические и социальные характеристики построенного объекта и, как следствие, на конечного потребителя.
Базой для новых подходов к РМ могут быть инвариантные рекомендации в в стандартах ISO 31000:2009 «Риск Менеджмент – Принципы и руководства», ГОСТ Р ISOМЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска», ГОСТ Р 51901.4-2005 «Менеджмент риска. Руководство по применению при проектированию», ГОСТ Р 52806-2007 «Менеджмент рисков проектов. Общие положения».
Технология управления рисками в этих документах сводится к достаточно простому алгоритму: управление рисками — неотъемлемая часть процесса управления. Управление рисками — процесс многопрофильный, отдельные аспекты которого являются обязанностями соответствующих руководителей. Это — процесс непрерывного совершенствования деятельности организации.
Можно вычленить главные элементы процесса управления рисками следующие:
1. Установление контекста, т. е. условий протекания процесса, результаты которого с точки зрения риска нас интересуют. Определение критериев оценки рисков и структуры анализа рисков.
2. Идентификация риска путём определения причин-следствий (что может случиться, и к чему это приведёт) или следствий-причин (каких последствий нужно опасаться, и как их можно избежать).
3. Анализ риска: определение существующих средств управления и идентификация рисков в терминах последствий и вероятностей, при этом последствия и вероятности могут быть объединены, чтобы произвести оценку уровня (значимости) риска.
4. Оценка риска: сравнение уровня риска с установленными критериями. Определение приоритетов управления рисками. (Если уровни установленных рисков низки, то они могут включаться в приемлемую категорию и не требовать специальных действий по их уменьшению).
5. Обращение с рисками: выявление и контроль низкоприоритетных рисков, реализация планов управления другими рисками, включая финансовые аспекты.
6. Мониторинг управления рисками, анализ результатов.
7. Консультации с внутренним и внешним заинтересованными лицами на каждой стадии процесса управления рисками, а также по результатам всего процесса.
Управление рисками осуществляется как на уровне всей проектной организации, так и на уровне конкретного ГИПа. Управление Рисками — повторяющийся процесс, важный для организационного усовершенствования. С каждым циклом критерии оценки риска могут быть уточнены, с целью повышения эффективности всего процесса.
Как уже говорилось, правила управления рисками являются инвариантными и требуют «привязки» к деятельности Главных инженеров проектов.
Кто в отношениях с ГИПами заинтересованные стороны? Это заказчики, аутсорсеры, поставщики оборудования, население территорий, где реализуется ПСД, персонал ПО, инспектирующие и согласующие организации, органы экспертизы, конкурирующие ПО и т. п.
Для идентификации рисков рекомендуется использовать три инструмента: мозговой штурм, структурированное интервью и контрольные листы.
При Мозговом штурме группа экспертов, которую ГИП ограничил областью поиска рисков, идентифицирует все возможные риски. При этом мнения экспертов не критикуются, все риски заносятся в список.
В процессе структурированного интервью ГИП интервьюирует конкретного эксперта, задавая ему область поиска рисков. При этом в зависимости от важности поставленной задачи область поиска может определяться более или менее конкретно. В простейшем варианте такой областью может быть «процесс проектирования», в другом случае – «Задание на проектирование, в том числе исходные данные и технические условия» и т. д.
Контрольные листы: ГИП передаёт эксперту список уже известных рисков в конкретной области и ставит задачу идентифицировать дополнительные риски.
Риски в каких областях могут находится в зоне ответственности Главного инженера проектов? Как правило, при позднем обнаружении ошибок в ПСД, внесении изменений в ПСД, обеспечении управляемыми условиями при проектировании, выборе субпроектировщиков и управлении ими, использовании материалов (информации) заказчиков, использовании ПСД заказчиками и строительными подрядчиками и т. п.
Вот несколько примеров идентифицированных рисков:
— значительные переделки в процессе проектирования из-за начала работы без полных (или недостоверных) исходных данных или технических условий;
— срыв сроков выполнения проектных работ и увеличение стоимости проектирования из-за изменения заказчиком требований к ПСД уже в процессе проектирования;
— проблемы с договорными обязательствами из-за несогласованного понимания проектной организации и заказчиком отдельных условий договора;
— потеря управления субпроектировщиком из-за вынужденного привлечения недобросовестных субпроектировщиков по настоятельному требованию заказчиков;
— невыполнение договорных обязательств из-за срыва сроков субпроектировщиком;
— невыполнение договорных обязательств из-за появления новых или изменения действующих нормативных документов в период проектирования или строительства объектов;
— несоответствие сдаваемого в эксплуатацию объекта нормам и правилам, которые действуют на момент ввода объекта в эксплуатацию, из-за несогласия заказчика заключать договор на проведение авторского надзора;
— невыполнение договорных обязательств из-за переманивания конкурентами квалифицированных проектировщиков;
— потеря репутации и юридические проблемы из-за невозможности установить персональную ответственность за качество принимаемых и проверяемых проектных решений, в частности, в случаях возникновения нештатных ситуаций;
— невыполнение договорных обязательств и увеличение объектной себестоимости из-за простоев или перегрузки в работе подразделений в связи с недостатками в планировании проектных работ;
— ухудшение финансового положения ПО из-за задержки заказчиком оплаты выполненных проектных работ.
На этапах анализа и оценки рисков рекомендуется использовать «Матрицу последствий и вероятностей», которая позволяет ранжировать риски для выработке мер по их обработке. Для каждого риска экспертно в баллах оценивается его вероятность и тяжесть последствий. Перемножение этих оценок даёт «значимость» риска, что позволяет их ранжировать.
Рекомендуется при проектировании для капитального строительства использовать нижеприведённую шкалу последствий:
Рекомендуется использовать нижеприведённую шкалу вероятностей наступления рисков:
После определения «значимости» рисков их ранжируют по трём группам:
Рекомендуется последствия наступления риска оценивать в денежных единицах.
При разработке сценариев для снижения негативных последствий возникновения рисков рекомендуется использовать четыре основных стратегии:
1. Исключение. Полное закрытие рисков при разработке ПСД. Это крайне сложное, дорогостоящее и почти нереальное дело. Если риск удалось полностью исключить или избежать его, то он считается закрытым.
2. Передача. Можно делегировать ответственность за определённые риски на сторону или переместить в те области, где их последствия оказываются менее разрушительными. Порой этого достигают путем передачи рискованных действий субпроектировщикам — с ними заключаются контракты с фиксированной ценой. Однако стратегия передачи рисков сопряжена с тем, что Генеральный проектировщик становится зависимым от сторонних организаций и утрачивает контроль над происходящим. При этом результаты подобной стратегии могут оказаться неприятным сюрпризом.
3. Признание (мониторинг). Эта стратегия может оказаться приемлемой для рисков, имеющих низкие ранги или приоритеты. Она применяется также в случаях, когда вероятная стоимость ослабления рисков слишком высока и остается только отслеживать их до тех пор, пока вероятность и (или) тяжесть последствий не достигнет критического уровня, после чего необходимо будет предпринимать срочные меры.
4. Уменьшение. Эта стратегия снижает серьезность последствий проявления рисков до приемлемого уровня. Она реализуется путём применения менее рискованных технологий, введения дополнительных проверок проектных решений, замены исполнителей на более квалифицированных и т. д.
Поскольку на каждый риск могут быть разработаны несколько сценариев, возникает необходимость определить их приоритетность. По аналогии с методикой определения и ранжирования значимости рисков приоритетность сценариев является результатом перемножения экспертных оценок «вероятности» реализации сценария и «положительных последствий» от его реализации.
Три уровня управления рисками определяют его организационную структуру: уровень руководства ПО (Главный инженер), технический уровень (технический отдел), оперативный уровень (Главный инженер проекта).
Главный инженер утверждает План управления рисками и осуществляет административную поддержку работы технического отдела в аспекте РМ. План управления рисками определяет стратегию, цели и основные правила управления рисками, перечень заинтересованных сторон, области рисков, процедуры, организацию управления рисками, роли (обязанности) всех участников РМ, требования в отношении ранжирования рисков, типовые бланки документов, правила закрытия рисков.
Технический отдел разрабатывает проект Плана управления рисками и ведёт базу данных о рисках. Рекомендуется следующий состав базы: наименование и идентификационный номер, дата и описание риска, лицо, ответственное за управление риском, последствия, серьёзность и стратегия ослабления риска, незащищённость риска.
Главный инженер проекта согласовывает План управления рисками, передаёт в технический отдел информацию для формирования базы данных о рисках, осуществляет РМ при проектировании конкретного объекта, в том числе определяет область идентификации рисков, сами риски и их значимость, критерии рисков, сценарии и ответственных исполнителей для снижения негативных последствий от рисков.
Для персонала проектной организации «ЦНИО-проект» проводит семинары, в том числе в онлайн режиме.
Программа семинара – «круглого стола» для руководства проектных организаций, Главных инженеров проектов и начальников производственных подразделений на тему: «Роль ГИПа в управлении рисками при проектировании объектов капитального строительства»
1. Риск-менеджмент (основные понятия). Место РМ в управлении проектом. Краткая характеристика документов, регламентирующих процесс управления проектом (PMBoK, ISO 21500-2012, ГОСТ Р 54869-2011, ГОСТ Р 54870-2011, ГОСТ Р 54871-2011). Идеология РМ в стандарте ISO 9001:2015 «Система менеджмента качества.
Требования».
2. Управление рисками в соответствии с ISO 31000-2009. Рекомендуемая организационная структура РМ в проектной организации. Роль и обязанности ГИПа в управлении рисками при проектировании объектов производственного назначения. Оценка рисков в ГОСТ Р ISOМЭК 31010-2011.
3. Рекомендуемые методы оценки рисков при проектировании объектов для капитального строительства. Практические примеры. Характеристика сценариев снижения вероятности неблагоприятных последствий рисков при проектировании объектов капитального строительства. Деловая игра.
Тестирование.
Для практической реализации положений РМ в проектной организации рекомендуется:
1. Провести повышение квалификации руководства, ГИПов и начальников производственных отделов по вопросам РМ в проектных организациях (Программа «ЦНИО-проекта»).
2. Определить «владельца» процесса по РМ (Главный инженер).
3. Разработать СТП «Управление рисками при проектировании объектов» (ТО).
4. Определить ответственных исполнителей по РМ при проектировании конкретных объектов (ГИП, Начальники производственных отделов).
5. Разработать контрольный листок по основным типам объектов проектной организации (ТО).
6. Откорректировать СТП «Порядок заключения договоров с заказчиками и субпроектировщиками» (Договорной отдел).
7. Утвердить перечень типовых сценариев, реализация которых позволяет снизить негативные последствия от рисков (ТО).
8. На оперативных совещаниях заслушивать отчеты ГИПов по РМ при разработке проектной (рабочей) документации.
9. Включить в программу проведения внутренних аудитов СМК по ISO 9001:2015 проверку выполнения регламентаций в СТП «Управление рисками…» (Служба качества).
Источник: www.proektant.ru