Архитектура – искусство проектировать здания, сооружения и их комплексы, отражающие в материальной форме социально-бытовые и культурные потребности каждого человека и общества в целом. Основная задача архитектора – создание материальных структур, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности человека, частью которой является здание с внутренним пространство, а также архитектурные сооружения, не имеющие внутреннего пространств. Здание – наземное сооружение, имеющее внутреннее пространство. Сооружение – все постройки, выполненные человеком, как наземные, так и подземные.
«Польза. Прочность. Красота» Ветрувий. Польза – цель, ради которой создается или возводится любое здание или сооружение. Прочность – материальная конструктивная основа, без которой не может существовать ни одна постройка.
Красота – архитектурно-художественный облик, объемно-планировочная и композиционная структура, колористическое решение, наличие декоративных элементов или отсутствие их в зависимости от стилевой направленности, подобранной архитектором, а также гармоничность в сочетании с окружающей средой, архитектурными ансамблями и комплексами и ландшафтными особенностями.
Роль архитектора в строительстве частного дома
Процесс формообразования в архитектуре.
Всякий процесс формообразования в архитектуре должен подчиняться принципу пользы, прочности и красоты. Польза, как функциональность; прочность – как конструктив, а красота – это эстетика и духовный символизм.
Но, как показывает даже беглый анализ современной архитектуры – конструктив на высоте, функциональность выверена максимально точно, а вот эстетику подменяют либо математическим (а зачастую – экономическим) обоснованием формы – наиболее компактна, функциональна, удобна и т.п.; либо абстрактным формообразованием, демонстрирующим исключительно возможности новейших строительных технологий. Язык архитектуры опирается на четыре принципа: контекстуальность, целостность, символичность, выразительность.
Конт-ть — фундаментальная категория архитектурной культуры. Она подразумевает наличие и восприятие нового явления в исторической перспективе развития общества. В архитектуре опаределяется социокультурными и культурно-историческими особенностями края, региона строительства. Цел-ть — фундаментальная категория архитектуры как искусства.
Она отличает произведение архитектуры от инженерно-строительного сооружения. Целостная композиция является единством частей, которые не могут быть выделены из нее в качестве отдельных самостоятельно функционирующих объектов, не могут быть даны вне и независимо от способа расчленения целостности.
Так создается и архитектурная композиция – выбранные знаковые элементы, составляющие ее, тогда сольются в целое, когда весь процесс создания будет подчинен выражению определенной смысловой нагрузки. Выр-ть — фундаментальное качество искусства архитектуры, являющееся инструментом достижения образности объекта.
Средства художественной выразительности в архитектуре иерархически структурированы. Каждый элемент формы имеет соподчиненное внутрисистемное значение, что явствует из принципов относительной целостности.
РОЛЬ АРХИТЕКТОРА в строительстве загородного дома // Сопровождение строительства // Авторский надзор
Такие средства выразительности в композиции, как ритм (соразмерность, масштабность) и пропорции – подчинены принципу иерархичности, и эта иерархичная (соподчиненная) структура элементов (можно назвать их знаками) рождается из необходимости выразить и подчеркнуть все ту же смысловую нагрузку передаваемую в творчестве. Сим-зм архитектуры проще всего понять на примере сталинских высоток в Москве, воплощающих веру в незыблемость советской власти. Колонны и портики в «сталинках» имеют символическую нагрузку: они отсылают нас к римской империи. Воспринимая форму, и осознавая символический смысл, выраженный в ней, человек испытывает эстетическое переживание, на миг, проникаясь духом давно минувшей эпохи. Итак, в проектируемых зданиях архитектор должен учитывать формальные, композиционно-пластические и функциональные аспекты.
Части здания и их определения.
Здания — это наземные сооружения, имеющие внутреннее пространство, предназначенное для проживания, труда, удовлетворения тех или иных нужд человека и общества (жилые дома, производственные корпуса, клубы, больницы и т.п.); наземные сооруж, не им-ие внутреннего пространства (мосты, транспорт и т.п).
Внутреннее пространство зданий расчленено на отдельные помещения — части внутреннего объема здания, огражденные со всех сторон.
Совокупность всех помещений, полы которых расположены на 1 ур-не, образует этаж здания.
Подвал (подвальный этаж)- эт, полностью / большей своей частью заглубленный в землю (а).
Полуподвальный / цокольный — эт, ур-нь пола кот заглублен от уровня тротуара / отмостки не бол чем на половину высоты помещения (б).
Надземный — эт (1ый, 2, 3..), расположе выше ур-ня земли (б, в).
Чердачный (чердак) — эт, распол меж крышей, перекрытием над последним этажом здания (чердачным перекрытием) (г).
Мансардный (мансарда) — эт, выгороженный внутри чердачного пространства, образованного скатной крышей, предназнач для размещ жилых / подсобных отапливаемых помещений; S горизонт части потолка — не мен 50 % площади пола, а высота стен до низа наклонной части потолка различна, в завис от угла наклона крыши (не менее 1,4-1,6 м).
Технический — эт, предназнач для размещ инженерного оборудования и прокладки коммуникаций. М.б. расположен в нижней (техническое подполье), верхней (технический чердак), в средн части здания, над проездами, над первым общественным этажом жилого дома и т.п.; в производственных зданиях необходимость и места размещения технических этажей устанавливаются главным образом требованиями технологического процесса. h зависит от вида оборудования и коммуникаций с учетом условий эксплуатации; в местах прохода обслуживающего персонала высота в чистоте ≥1,9 м.
Все эти и другие помещения являются элементами объемно-планировочной структуры здания. Материальную же оболочку здания составляют взаимосвязанные конструктивные элементы — самостоятельные части или элементы здания, каждый из которых имеет свое определенное назначение: стены, фундаменты, крыши и т.п. Конструктивные элементы либо слагаются из более мелких, заранее изготовленных элементов — строительных изделий, поставляемых на стройку в готовом виде (сборных плит, ступеней, кровельных изделий и т.п.), либо возводятся на месте из строительных материалов. В завис от величины строительные изделия: мелкоштучными ( / штучными — кирпич), крупными и т.д.
Конструктив эл-ты : несущие и ограждающие ( по назнач этих элементов, условиям их работы в структуре здания при восприятии тех / иных сочетаний нагрузок и воздействий, кот подвержено здание и его элементы в ходе строительства, эксплуатации).
Назначение нес эл — воспринимать все виды нагрузок и воздействий силового характера, которые могут возникать в здании, и передавать их через фундаменты на грунт.
Назначение ограждающих конструктивных элементов здания ( / ограждающих конструкций) — изолировать пространство здания от внешней среды, разделять это пространство на отдельные помещения и защищать (ограждать) эти помещения и пространство здания в целом от всех видов воздействий несилового характера.
Несущ конструкции: фундаменты, стены, колонны, балки и т.п.; ограждающих: перегородки, кровли, окна, двери и т.п.
Фундаменты — подземные конструктивные элементы зданий, воспринимающие все нагрузки от вышерасположенных вертикальных элементов несущего остова и передающие эти нагрузки на основание. Основанием называют грунт, непосредственно воспринимающий нагрузки (естественный, искусственный). Фундаменты мог выполн-ся в виде сплошных стен (лент) — ленточные фундаменты и отдельных столбов — столбчатые фундаменты. В домах с подвалами ленточные фундаменты являются одновременно и стенами этих подземных помещений, испытывая дополнительно к другим нагрузкам горизонтальное давление грунта.
Перекрытия — горизонтальные конструкции, разделяющие здание на этажи; одновременно выполняют несущие и ограждающие функции, так как предназначены для размещения людей, оборудования, мебели, нагрузку от которых перекрытия воспринимают и передают на вертикальные опоры. Различают перекрытия: междуэтажные (разделяют смежные этажи), чердачные (разделяют последний этаж и чердак), надподвальные , над проездами и т.д. Изолирующие слои и другие элементы, входящие в состав этих перекрытий, различны. Нижняя поверхность перекрытий называется потолком; тот же термин относится и к самостоятельным элементам, при необходимости входящим в состав перекрытий или применяемым автономно: акустический потолок, подвесной, декоративный и т.п.
Крыша — верхняя конструкция, отделяющая помещения здания от внешней среды и защищающая их от атмосферных осадков и других внешних воздействий. Состоит из несущей части (стропил) и изолирующих (ограждающих) частей, в том числе — наружной водонепроницаемой оболочки — кровли.
Крыши устраивают чердачные и бесчердачные . Чердачные (над чердаком) бывают холодными (теплозащитные функции выполняет чердачное перекрытие) и утепленными. Утепленная или, как говорят, теплая крыша устраивается при наличии и при отсутствии чердака, когда функции чердачного перекрытия и кровли совмещаются (в последнем случае применяются названия: совмещенная крыша, совмещенное покрытие, бесчердачное перекрытие). Эти термины присущи, в основном, жилищно-гражданскому строительству. В промышленном строительстве в том же смысле употребляется термин покрытие. В производственных зданиях чердаки обычно не приняты, а термин крышам чаще всего ассоциируется с наклонными поверхностями (скатами) крыш жилых зданий, которые правильнее называть скатные крыши.
Перегородки — тонкие стены — вертикальные ограждающие конструкции, отделяющие в пределах этажа одно помещение от другого. Они опираются на междуэтажные перекрытия или на пол первых этажей.
Лестницы — наклонные ступенчатые конструктивные элементы в зданиях и сооружениях, предназначенные для вертикальных коммуникаций. Часто, в целях их защиты от огня и задымления, лестницы отгораживают от остальных помещений несгораемыми вертикальными стенами. Эти стены, пространство, выгороженное ими, и расположенные в нем лестницы и площадки называют лестничной клеткой. Объемно-планировочный элемент здания, включающий лестничную клетку, примыкающие к ней шахты лифтов (стены, в которых расположен лифт) и обслуживающие их площадки, называют лестнично-лифтовым узлом.
Элементы стен и перегородок — оконные и дверные проемы — заполняют оконными и дверными блоками.
Оконные блоки состоят из коробок и оконных переплетов; дверные — из коробок и дверных полотен. Значительные по площади проемы в стенах, заполненные ограждающей свегопрозрачной конструкцией, называют витражами. Все виды ограждающих светопрозрачных поверхностей называют светопрозрачными ограждениями.
К конструктивным элементам зданий относится также ряд дополнительных, многие из которых будут рассмотрены, а именно: эркеры, лоджии, балконы, веранды, трибуны, фонари и т.п.; к ним относятся также санитарно-технические устройства и инженерное оборудование зданий.
Основные конструктивные элементы здания — горизонтальные (перекрытия, покрытия), вертикальные (стены, колонны) и фундаменты. Взятые вместе, они составляют единую пространственную систему — несущий остов здания, надежно обеспечивающий восприятие и передачу на основани е всех видов нагрузок и механических (силовых) воздействий, возникающих в процессе эксплуатации здания.
Источник: studfile.net
Социальное значение архитектуры
На протяжении всей истории человечества одна эпоха приходила на смену другой. Совершенствовались вкусы, взгляды, миропонимание людей. Вместе с ними менялась и архитектура. Она приобретала новые черты, соответствующие идеологии и материальным возможностям общества, которое ее создавало.
Человек начал созидать еще в эпоху первобытнообщинного строя. Сначала появились примитивные шалаши, жилища, обустроенные в скальных пещерах и даже в ямах. Сооружения тех времен сложно назвать архитектурой в современном понимании, но все же это были самые ранние ее проявления.
В более позднем периоде, по мере развития духовности человека, строения начали приобретать более изящные и упорядоченные черты. Люди научились добывать и использовать металл, обрабатывать камень. Эти умения нашли свое отражение и в архитектуре. Некоторые исторические памятники тех времен дошли до нас сквозь тысячелетия практически в неизменном виде.
Эпохи и стили
Античность. Архитектура той эпохи представлена зодчеством Древней Греции. В это время активно развивалась наука, совершенствовались различные виды искусства, начали появляться святилища богов. Древние греки открыли всему миру геометрию и использовали ее основные законы в строительстве. Для античной архитектуры характерна пропорция, гармония.
Впервые появилась ордерная система строительства, сформировалась культура возведения колоннад. Зодчество этого времени оставило после себя величайшие памятники, такие как Парфенон, Олимпейон, храм Ники Аптерос в Афинах и т. д.
Средневековье. Начало эпохи ознаменовало падение Римской империи. Появилось новое государство Византия, которое на протяжении нескольких веков развивало архитектуру и строительство. В то время зодчество было неразрывно связано с философскими идеями, с духовным миром человека. Внешняя красота считалась второстепенной.
Многие памятники архитектуры Средневековья внешне выглядят неприметно и даже скромно, но внутренняя организация пространства потрясает даже современных строителей. Среди наиболее ярких произведений зодчества того времени можно назвать собор Святой Софии в Константинополе.
Готика. Готический стиль в архитектуре появился во времена замков и рыцарей. Это массивные здания с толстыми стенами, устремленными ввысь. Строения должны были не только выполнять функцию жилища, но и защищать своих обитателей от врагов. В архитектуре совместились стили и материалы, которые ранее никогда не использовались вместе.
Массивные каменные глыбы украсили легким стеклом, а суровость скальных пород оживили витражами. В архитектуре стали использовать небольшие полуарки, множество колонн, заостренные оконные и дверные проемы. Готический стиль лучшим образом демонстрируют соборы во Франции, например Шартрский.
Возрождение. Эпоха XIV–XVI вв., получившая название Ренессанс, связана с Италией. В то время в Риме возродился интерес к Античности. Развивались идеи гуманизма, просвещения, пропагандировался культ красоты человеческого тела. Художники и архитекторы эпохи Возрождения оживили Европу. Новые здания приобрели более мягкие черты, симметрию, ритм.
Колонны и декоративные элементы уже не выглядели нагромождением каменных глыб, а располагались с определенным интервалом. В эпоху позднего Возрождения архитектура приобрела черты элегантности, изысканности. Вернулась мода на декорации и скульптуры.
Барокко. Этот стиль в архитектуре стал новой ступенью развития Ренессанса. Влияние церкви на мировоззрение людей ослабло, набирает силу новая светская философия. Для зданий в стиле барокко характерна монументальность, сочетающаяся с эффектом неожиданности.
Строители XVI–XVIII вв. пренебрегали традиционными правилами и активно использовали в проектах идеи несоответствия между разными элементами зданий. Например, на фасадах предусматривали крупный декор. Сооружения располагали в пространстве таким образом, чтобы на стенах создавалась особая игра света и тени. Придать зданию оригинальный облик помогали также чередования выпуклых и вогнутых элементов.
Классицизм. Этот стиль активно развивается в XVIII–XIX вв. Он возвращает архитектуру к древним традициям, отказывается от вычурности барокко. Развитие классицизма во многом обусловлено техническим прогрессом – это эпоха больших открытий и достижений в различных областях наук. Свое влияние на архитектуру оказали и социально-политические процессы.
В обществе появился новый класс буржуазии, который искал собственный стиль, отражающий идеалы. В архитектуре это выразилось частичным принятием традиций Античности. Здания получили симметричные фасады, портики, колоннады. В качестве декора использовали розетки, пилястры, урны и другие элементы.
Модерн. Модный стиль конца XIX века. Модерн влиял на архитектуру всего несколько десятилетий, но даже этого времени ему хватило, чтобы оставить после себя настоящие памятники. В XIX веке прогрессивное общество стремилось изменить традиционный взгляд на эстетику строительства. Инженеры использовали в своей работе творческий подход, противопоставляя модерн эклектике.
Основной посыл архитектуры этого времени – использование композиционных приемов, позволяющих собрать воедино разнохарактерные элементы и подчинить их одной идее.
Постмодернизм. Это один из поздних стилей архитектуры. Он зародился в середине прошлого столетия в США и постепенно распространился по всему миру. Основной целью создания нового стиля стал отказ от уныния, однообразия городской архитектуры в пользу индивидуальности. Постмодернизм вернулся к истории, возродил забытые традиции зодчества.
Для него важна максимальная гармония здания с окружающим пейзажем. Из архитектуры постепенно исчез принцип автономии, изолированные дома на больших пустых пространствах ушли в прошлое.
Тенденции и перспективы развития современной архитектуры
Социальное значение архитектуры в том, что оно является показателем развития общества. Современные города постоянно меняются, подстраиваясь под новые требования и ритм жизни. Сегодня дома и здания стали не просто средой обитания человека, но и пространством для его личностного развития. Архитектура стала в большей степени функциональной.
Теперь в проектах учитывают не только внешний вид здания, но и экономическую составляющую строительства, экологические факторы, форму внутренний помещений. Имеют значение даже эмоции, которые здание будет вызывать у прохожих.
Современная архитектура также должна вписываться в уже имеющуюся стилистику. Невозможно изменить городской пейзаж под одно конкретное здание. Это оно должно гармонировать с окружающим пространством, но выглядеть при этом максимально свежо.
Источник: ardexpert.ru